РУБРИКИ

Общественная государственная подготовка

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Общественная государственная подготовка

санаторно-курортному лечению, проезду к месту этого лечения и обратно,

которыми они пользовались при жизни военнослужащего. Родителям, супругам и

несовершеннолетним детям военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении

обязанностей военной службы, предоставляются право на бесплатную

медицинскую помощь и преимущественное право на социальное обслуживание в

государственной системе социальных служб (раннее такое право

распространялось только на жен (мужей) погибших (умерших) старших и высших

офицеров).

Говоря о страховое обеспечение (ст. 18) необходимо отметить, что:

- повышены размеры единовременного пособия, выплачиваемого

родственникам погибшего (умершего) военнослужащего, проходившего военную

службу по призыву, или самому военнослужащему по призыву при его досрочном

увольнении с военной службы в связи с признанием его негодным к военной

службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания,

полученного им при исполнении обязанностей военной службы: пособие

исчисляется исходя из минимальных месячных окладов по воинской должности по

первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих

военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию

солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день

выплаты пособия (ранее – исходя из минимального размера месячной оплаты

труда).

Излагая положения закона, касающиеся права на образование (ст. 19),

важно отметить:

- установлено, что граждане, окончившие военные образовательные

учреждения высшего профессионального образования и принятые на работу в

образовательные учреждения в качестве преподавателей, приравниваются по

образованию и оплате труда к гражданам, окончившим высшие педагогические

образовательные учреждения;

- военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая

продолжительность военной службы которых составляет 5 лет и более (не

считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего и

среднего профессионального образования), в год увольнения с военной службы

по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе,

истечении срока военной службы или состоянию здоровья предоставлено право

пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских

специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением

обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые

определяются Министерством обороны РФ (иным федеральным органом

исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная

служба), продолжительностью до 3 месяцев, а при увольнении с военной службы

в связи с организационно-штатными мероприятиями - до 6 месяцев. В случае

увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они

имеют право на завершение учебы бесплатно;

- военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и имеющим

общую продолжительность военной службы 15 лет и более, предоставлено право

на поступление в государственные образовательные учреждения

профессионального образования без вступительных экзаменов:

- на первый курс и последующие курсы государственных образовательных

учреждений среднего профессионального образования – окончившим средние

военные образовательные учреждения;

- на первый курс государственных образовательных учреждений среднего

профессионального образования – с образованием не ниже основного общего

образования;

- на первый курс и последующие курсы государственных образовательных

учреждений высшего профессионального образования – имеющим незаконченное

высшее или высшее военное профессиональное образование;

- на подготовительные отделения государственных образовательных

учреждений высшего профессионального образования – окончившим

общеобразовательные учреждения среднего (полного) общего образования или

среднего профессионального образования (ранее эти льготы предоставлялись

только гражданам, проходившим военную службу по контракту и уволенным с

военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной

службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными

мероприятиями).

- установлены дополнительные льготы и гарантии по получению

образования детьми военнослужащих:

- детям военнослужащих по месту жительства их семей в первоочередном

порядке предоставляются места в общеобразовательных и дошкольных

образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от

форм собственности. Разница между стоимостью содержания детей

военнослужащих в образовательных учреждениях дошкольного образования и

платой, взимаемой с родителей в соответствии с федеральными законами и

иными нормативными правовыми актами РФ, возмещается военнослужащим за счет

средств Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной

власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба);

- дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и

имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, дети

граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста

пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с

организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной

службы которых составляет 20 лет и более, дети военнослужащих, погибших при

исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья

(ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении

обязанностей военной службы, пользуются правом зачисления в суворовские

военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса вне

конкурса, а при поступлении в военные образовательные учреждения высшего и

среднего профессионального образования – преимущественным правом при

условии успешной сдачи экзаменов и соответствия другим установленным для

поступающих требованиям.

В законе определяется порядок проезда военнослужащих на транспорте

(ст. 20):

- закреплено право военнослужащих на бесплатный проезд на грузовых

машинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для

обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы

и обратно;

- военнослужащим и членам семьи погибшего военнослужащего при переезде

к новому месту жительства предоставлено право перевоза личного имущества в

отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой с возмещением фактических

расходов, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн;

- расширены права по бесплатному проезду членов семей военнослужащих.

Дополнительно к имевшимся ранее основаниям члены семей военнослужащих

получили право на бесплатный проезд: на лечение в лечебные учреждения по

заключению военно-врачебной комиссии и обратно; в случае гибели (смерти)

военнослужащего – к избранному месту жительства; в случае гибели (смерти)

военнослужащего – к месту погребения и обратно (но не более 3 человек);

один раз в год – к месту погребения погибшего (умершего) военнослужащего и

захороненного на территории РФ и обратно (один из членов семьи); от места

своего жительства до места нахождения больного и обратно – в случае тяжелой

болезни военнослужащего (два члена его семьи или два близких родственника,

один раз за время болезни); на стационарное лечение в соответствии с

заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и

оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год) – членам семей

офицеров, уволенных с военной службы выслугой 25 лет и более вне

зависимости от основания увольнения (ранее такое право предоставлялось

только членам семей офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими

предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья

или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая

продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет

20 лет и более).

- законом предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения

(использования отпуска), избранному месту жительства и обратно лицу,

сопровождающему военнослужащего, который следует в лечебное или санаторно-

курортное учреждение, в отпуск по болезни, на избранное место жительства

при увольнении с военной службы, или членов семей военнослужащих,

проходящих военную службу по контракту, следующих в лечебные или санаторно-

курортные учреждения, если необходимость сопровождения признана заключением

военно-врачебной комиссии;

- офицерам, уволенным с военной службы с выслугой 25 лет и более вне

зависимости от основания увольнения, а также прапорщикам и мичманам,

уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста

пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с

организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной

службы которых составляет 20 лет и более, предоставлено право на бесплатный

проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением

такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением

военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные

учреждения и обратно (один раз в год) (ранее такое право предоставлялось

только офицерам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного

возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с

организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной

службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более).

Руководителю занятия рекомендуется разъяснить право военнослужащих на

обжалование неправомерных действий (ст. 21 гласит: военнослужащие,

проходящие военную службу по призыву, освобождены от уплаты государственной

пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением

военной службы), а также право на получение юридической помощи (ст. 22).

Установлено, что юридическая помощь оказывается бесплатно:

- органами военного управления и органами военной юстиции в пределах

своих функциональных (должностных) обязанностей – всем военнослужащим,

гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам,

связанным с прохождением военной службы;

- органами предварительного следствия, прокурором и судом, в

производстве которых находится уголовное дело;

- юридическими консультациями и коллегиями адвокатов –

военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам,

связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям,

установленным федеральными законами.

В ст. 25 определены дополнительные гарантии социальной защиты

военнослужащих – ветеранов боевых действий на территориях других государств

и ветеранов, исполнявших обязанности военной службы в условиях

чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и членов их семей:

- зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы учитываемый

при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного

вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда,

предоставлении льгот, связанных со стажем работы, независимо от

продолжительности перерыва между днем увольнения с военной службы и днем

приема на работу (поступления в образовательное учреждение);

- на членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в

условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах,

распространяются льготы, гарантии и компенсации, действующие в отношении

членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне.

В статье 28 законодательно закрепляются гарантии от необоснованного

привлечения командиров (начальников) к ответственности за правонарушения

подчиненных. Установлено, что командиры не несут дисциплинарной

ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за

исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в

пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и

предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности

виновных лиц.

В заключение руководителю занятия рекомендуется подчеркнуть, что

социальная и правовая защита граждан является ключевой функцией

государства, провозглашенного Конституцией Российской Федерации. Острота

социальной ситуации в стране, в Вооруженных Силах требует от органов

военного управления, воинских должностных лиц принятия адекватных мер по

смягчению и предотвращению негативного влияния неблагоприятных факторов на

социально-правовой статус военнослужащих.

Осуществление социальной и правовой защиты вооруженных защитников

Отечества – необходимое и существенное условие поддержания на должном

уровне боевой готовности и боеспособности войск, важнейший фактор

воспитания личного состава. Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

призван дать новый импульс решению этих задач в условиях военной реформы.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации, 1993.

2. Закон Российской Федерации «Об обороне ». М., 1996.

3. Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной

службе». М., 1998.

4. Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих». М., 1998.

Полковник юстиции Корякин В.М., кандидат юридических наук

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВОЙСК:

ШКОЛА ГЕНЕРАЛА М.И. ДРАГОМИРОВА

1. Обоснование М.И. Драгомировым основополагающих идей и принципов

подготовки войск.

2. Взгляды М.И. Драгомирова на воинское воспитание.

Во вступлении руководителю занятия рекомендуется разъяснить, что

военно-педагогическая школа русской армии второй половины XIX в. тесно

связана с именем генерала Михаила Ивановича Драгомирова (1841 – 1905 гг.),

военного теоретика и педагога, автора ряда трудов по военной истории,

тактике, обучению и воспитанию войск.

Главная заслуга Драгомирова состоит в том, что он не только возродил в

русской армии традиции суворовского военного искусства и воспитания войск,

но и обогатил их новыми ценными идеями в соответствии с потребностями

своего времени. В результате деятельности Драгомирова была создана цельная

и стройная система воинского обучения и воспитания, господствовавшая в

русской армии на протяжении десятилетий и по праву названая его именем.

Обоснование М.И. Драгомировым основополагающих идей и принципов подготовки

войск

Приступая к изложению вопроса, руководителю занятия рекомендуется

отметить, что в ходе осуществления в русской армии Милютинских реформ 60 –

70-х годов XIX в. произошли существенные изменения в обучении и воспитании

войск. Существенное влияние на них оказали идеи и взгляды М.И.

Драгомирова. Основываясь на опыте и уроках Крымской (1853-1856 гг.) и

русско-турецкой (1877-1878 гг. войн, изучив военно-педагогическое наследие

полководцев и военачальников прошлого (особенно А.В. Суворова), Драгомиров

разработал стройную систему обучения и воспитания. Она в наибольшей степени

учитывала конкретно-историческую ситуацию, специфику русского национального

характера и соответствовала последним достижениям военно-теоретической

мысли России и зарубежных стран того времени.

Военно-педагогические идеи М.И. Драгомирова отличались тесной связью с

потребностями боевой практики войск, стремлением к всестороннему развитию

личности солдат, привитию им высоких нравственных качеств. Раскрывая их

сущность, Драгомиров писал: «Все дело воспитания и образования войск

приводится к весьма немногим идеям: 1) ставить воспитание выше образования;

2) переходить от анализа к синтезу (т. е. учить делу по частям, но на этом

не останавливаться, непременно соединять эти части в одно, так как они

соединяются при действии против неприятеля); 3) учить целесообразно; 4)

развить внимание людей в военном направлении; 5) приучить их встречать

неожиданности быстро, но несуетливо; 6) вести занятия так, чтобы ни один

шаг в них не противоречил закону выручки своих; 7) ознакомить различные

роды оружия со взаимными их свойствами; 8) вести маневры так, чтобы «всякий

воин понимал свой маневр»; 9) устранять все, способствующее развитию

самосохранения и поощрять все, благоприятствующее самоотвержению, и потому

давать практику в преодолении чувства опасности; 10) учить показом, а не

рассказом; 11) остерегаться примерного исполнения чего бы то ни было в

мере, допускаемой мирною практикою, – вот и все. Все эти идеи можно было

свести даже к одной только: в воспитании и обучении сообразоваться со

свойствами воли и ума человека».

Эти идеи военного педагога, блестящего теоретика и практика, придавали

обучению большую стройность и последовательность, способствовали достижению

более высоких результатов.

Сердцевину военно-педагогической системы Драгомирова составляют

разработанные им принципы обучения. В чем их суть?

В деле подготовки войск, считал М.И. Драгомиров, первостепенное

значение имеет рациональность обучения «Войска должно учить в мирное время

только тому, что им придется делать в военное». Всякое отступление от этого

принципа, является вредным, «потому что оно внушает солдатам и начальникам

превратное понятие о том, что можно и чего нельзя требовать в бою от

человека». Люди, выученные лишнему, – говорил Драгомиров, – и перед

противником будут делать не то, что нужно, а то, что они умеют делать.

Центральное место в системе военного педагога занимает принцип

системности и последовательности. «Учить солдат боевому делу, – утверждал

Драгомиров, – должно в такой последовательности, чтобы они из самого хода

обучения видели цель всякого отдела образования». Этот принцип требует

излагать учебный материал от простого к сложному, от легкого к трудному, от

известного к неизвестному. Для обеспечения последовательности и системности

обучения М.И. Драгомиров рекомендовал разрабатывать глубоко продуманные

программы и планы учебных дисциплин, составлять расписание занятий, умело

распределять на них время.

«Рациональное распределение времени, или составление так называемого

учебного плана, – отмечал Драгомиров, – в особенности важно теперь, при

кратких сроках службы, при которых нельзя терять даром ни минуты; без

такого плана, и без строгого следования ему, успех немыслим. Только учебный

план, заранее соображенный, дает возможность чего-нибудь не забыть и

соблюсти должную постепенность в том, что, после чего проходить следует».

Огромное значение в педагогической системе Драгомирова придавалось

принципу сознательного отношения обучаемых к военному обучению. Обучаемый

должен хорошо представлять, чего от него хотят добиться в обучении и для

чего это нужно.

Драгомиров резко выступал против зубрежки и муштры, решительно

отвергал попытки насадить в русской армии прусскую систему воспитания и

обучения войск. Рабское подражание чужим порядкам, взятым у другого народа,

отмечал он, к добру не приводит, ибо они составляют результат его

национальных особенностей и, следовательно, не могут соответствовать таким

же особенностям народа-подражателя. В основу обучения должны быть положены,

утверждал он, не чужеземные образцы, а очень национальное суворовское

классическое правило: «всякий воин должен понимать свой маневр».

Существенную роль, по мнению М.И. Драгомирова, в обучении играет

наглядность, пример. Он рекомендовал чаще использовать примеры, то есть

показать, что и как делать, прибегая к устным объяснениям только в случае

действительной необходимости. Это требует как само военное дело – дело

практическое, так особенность обучаемого – солдата не привыкшего

выслушивать и понимать длинные речи. «Простого человека нужно учить не

словом, а делом; примером, показом. Покажи ты ему что-нибудь раз, – писал

М.И. Драгомиров, – и он задержит, поймет и будет помнить это лучше, чем ты

ему расскажешь двадцать раз».

Следует строго разграничивать, считал педагог-новатор, что вводить в

сознание солдата рассказом, а что показом. В таких разделах обучения, как

строй, фехтование, гимнастика, на его взгляд, должен господствовать показ.

А в других разделах, где без рассказа не обойтись, словом нужно

пользоваться предельно скупо и при малейшей возможности прибегать к

примеру, к показу.

Наряду с принципом наглядности Драгомиров подчеркивает воинское

значение в обучении принципа тесной связи теории с практикой. В частности,

он писал, что «устав–теория, могущая оживотвориться только тогда, когда

человек, богатый служебным опытом, осветит различные положения оной

конкретными случаями, и притом именно случаями, а не рассуждениями».

Поэтому в обучении солдат Драгомиров первостепенную роль отводил офицерам.

«Иного пути, – отмечал педагог, – для достижения цели обучения в срок,

возможно кратчайший, нет и быть не может. Вести по этому пути может только

человек, искушенный служебным опытом, т.е. офицер во всяком случае, а унтер-

офицеры и учителя в этом деле будут только его помощниками, в свою очередь

получающими от него указания и им подготовленными».

Особое значение в военно-педагогической системе М.И. Драгомирова

придавалось принципу прочности усвоения. Этот принцип требует начинать

учить не многому, но много, то есть основательно. «Брать из преподаваемого

не все сплошь, – учил он, – а в порядке важности, начиная с того, без чего

солдат обойтись не может».

В интересах твердости усвоения знаний и навыков Драгомиров был

решительным противником всякого рода показухи и формализма. Он, например,

резко протестовал против существовавшей практики заблаговременного

назначения смотров, мотивируя это тем, что успех обучения определяется

работой на протяжении целого года, а не натаскиванием к определенному сроку

по тому или иному разделу обучения.

М.И. Драгомиров в тесной связи с принципами рассмотрел и методы

обучения. Необходимо, отмечал он, в обучении применять методику, которая

будит мысль, инициативу обучаемых, развивает у них самостоятельность и

уверенность в своих силах. Драгомиров рекомендовал на каждом занятии

сообщать обучаемым понемногу – одну–две мысли и тотчас же требовать

повторения, избегать книжных слов, не допускать повышения голоса на

обучаемых. «Пока учишь, – говорил он, – никогда не сердись...».

Рекомендовалось также солдат в работу втягивать исподволь, не надрывая их

сил, поправлять обучающихся словом, а не руками, если слов не понимают, –

показать на себе.

Успех обучения молодых солдат, считал Драгомиров, зависит от манеры

обращения с ними. «Обучающие должны помнить, – учил он, – что если молодой

солдат не исполняет чего-либо или исполняет дурно, то это происходит, за

весьма редкими исключениями, не от нерадения, а от непонимания требований;

помочь этому можно только терпеливым и кратким объяснением молодому солдату

того, что он должен делать, а не взысканиями; взыскания в подобных случаях

могут только окончательно запугать и ошеломить его». Чрезвычайно актуальны

и сегодня эти строки.

М.И. Драгомиров признавал, что «умело преподавать новобранцу не

легко», гладкое изложение, последовательная аргументация для него совсем не

годятся и дадут плохой результат. Нужно всегда учитывать особенности

новобранцев. Важно также помнить, что учитель существует для ученика, а не

наоборот. И потому учитель должен удовлетворять не своей потребности учить,

а потребности ученика – знать, следовательно, давать ему только то, что без

помощи учителя ученик узнать не может, не рассказывать ему того, что и без

учителя понятно.

Ценными и поучительными являются идеи и опыт М.И. Драгомирова по

тактической подготовке различных родов оружия: пехоты, конницы,

артиллеристов. Его рекомендации по проведению учений с боевыми патронами,

использованию забытого суворовского способа подготовки к бою – сквозных

атак, осуществлению совместных маневров отрядов из разных родов войск и

другие приемы, и способы сыграли важную роль в повышении качества боевой

подготовки русской армии.

Драгомиров не только обосновал принципы и методы обучения, но указал

также какими силами, каким кадровым составом можно обеспечить подготовку

подразделений и частей. Он считал, что «самый добросовестный, знающий и

деятельный ротный командир весьма мало сделает, если вообразит, будто сам

все может сделать». Для успеха дела необходимо опираться на подготовленных

офицеров, унтер-офицеров, учителей и сплоченный коллектив роты. «Нужно, –

отмечал Драгомиров, – чтобы рота представляла не одну бесформенную массу,

но слагалась из малых, органически сросшихся между собой частей, подобно

тому, как это видим в человеческом теле. И всякая из этих малых частей

должна иметь свою самостоятельную и ответственную голову и свое

органическое сложение из частей меньших: только тогда она может быть

признана, как орган роты, только тогда рота является организмом здоровым,

имеющим внутренний порядок». А если все роты будут хорошо подготовлены, то

и полк будет на высоте положения.

Многие передовые идеи М.И. Драгомирова нашли поддержку у руководства

военным министерством России и были отражены в некоторых учебных,

инструкциях и уставах, по которым учились войска русской армии.

Руководителю занятия рекомендуется отметить, что сегодня, в ходе проведения

военной реформы как никогда важно повысить эффективность обучения и

воспитания военнослужащих. Поэтому обращение к педагогическим взглядам М.И.

Драгомирова представляет несомненный интерес.

Взгляды М.И. Драгомирова на воинское воспитание

Приступая к изложению второго вопроса, руководителю занятия

рекомендуется подчеркнуть, что в военно-педагогической системе М.И.

Драгомирова исключительно большое место отведено вопросам воинского

воспитания. И это не случайно. Дело в том, что к середине XIX в. в русской

армии сохранилось еще немало элементов «прусско-гатчинской» системы

воспитания, основанной на страхе наказания и негативно влиявшей на

подготовку войск, их нравственность. Шла постоянная борьба между

представителями новых, возрождавшихся суворовских форм и методов воспитания

и сторонниками старых, дискредитировавших себя методов, но имевших еще

немало своих последователей и влиятельных покровителей в офицерской среде.

По этому поводу Драгомиров писал: «...О значении рационального

воспитания и образования войск у нас стали поговаривать с конца пятидесятых

годов; и суворовская «Наука побеждать» стала известна армии, помнится с

1862 года...».

С появлением нарезного оружия и как следствие рассыпного строя, в

котором солдату представлялось больше самостоятельности, с возвышением его

чести и достоинства в связи с отменой крепостного права изменились формы и

методы воспитания. В этих условиях значительно возросла роль духовно-

нравственных факторов и методов воспитания, формирующих сознательное

отношение к выполнению воинского долга. Это хорошо понимал талантливый

военный педагог. «...Со введением нарезного оружия, – писал М.И. Драгомиров

– изменяются: 1) понятия о характере воспитания солдата; 2) понятия об

отношениях к нему. Те и другие имеют преимущественно в виду воспитать

солдата так, чтобы он вошел в общее тело не изуродованным нравственно и

физически, но, напротив, укрепленным...».

Новая, драгомировская система воспитания принципиально отличалась от

прежней. В чем заключалось это отличие?

Во-первых, М.И. Драгомиров видел цель воспитания в подготовке

убежденного, надежного воина, исполняющего свои обязанности не из-за страха

наказания, а по совести.

«Цель воспитания, – писал он, – выражается в двух словах: нужно,

чтобы солдат был надежен, т. е. правдив и исполнял свои обязанности всегда

одинаково, как на глазах у начальника, так и за глазами».

В то время как система отдавала предпочтение строгости, по

преимуществу унтер-офицерской «кулачной» педагогике, новая строилась на

умственном и нравственном развитии солдата, на воспитании сознательного

отношения к исполнению воинского долга. «...Мы нисколько не сомневаемся в

том, – отмечал Драгомиров, – что из двух солдат, – одного проникнутого

долгом, но кроме кулака и дубины ничем действовать не умеющего, и другого,

владеющего в совершенстве самым современным оружием, но долгом не

проникнутого, – всякий понимающий дело предпочтет, не колеблясь, первого

последнему».

Во-вторых, Драгомиров не допускал односторонности обучения и

воспитания, как это практиковалось ранее, а выступал за гармоничное

развитие воинов.

«...Для войны, – писал он, – прежде и главнее всего нужен человек

цельный. т. е. гармонически развитый».

Педагог-новатор выделял три основные стороны военного воспитания:

воспитание ума и воли, воспитание нравственное и воспитание физическое.

Центром всей воспитательной работы, по мнению Драгомирова, должно быть

нравственное воспитание. Он считал, что моральный фактор является решающим

фактором и от степени нравственной подготовки армии зависят судьбы войны.

В-третьих, в новой системе воспитания ведущая роль отводилась офицеру.

Прежде для солдата, офицер был «барин», который только приказывал и

воспитанием не занимался. Рекруты за долгий срок службы обучались ратному

делу с помощью старых солдат под руководством унтер-офицеров и при скромном

участии в своем образовании офицеров.

Теперь условия ратного труда существенно изменились: сроки резко

сократились, а обучение значительно усложнилось. «При таком положении верно

одно: если офицер не сделает, то и никто не сделает». Такой подход касался

и вопросов воспитания. «...В наше время, – писал Драгомиров. – офицер

должен много, беспрерывно и без устали работать, если хочет быть достоин

своего звания; в наше время он не только военный чин, но и нечто большее:

он общественный деятель в гражданском смысле слова, потому что призван

играть, и не последнюю, роль в народном воспитании» и «армия – не

вооруженная сила только, но и школа воспитания народа, приготовления его к

жизни общественной».

Драгомиров наряду с обоснованием возрастания роли офицера в воспитании

подчиненных определил также требования, которым должен соответствовать

воспитатель. Эти требования следующие: быть твердым в тех основах, на

которых зиждется воспитание солдата (преданность государю и Родине до

самоотвержения, дисциплина, вера в нерушимость приказания, храбрость,

решимость безропотно переносить все нужды солдатские, чувство взаимной

выручки); обладать искренней преданностью и любовью к военному делу; быть

внимательным к малейшим нуждам подчиненных; делить с солдатом тягости

службы; уметь держать себя по отношению к солдату; иметь навыки воспитателя

и т.д.

Только такой офицер, по мнению М.И. Драгомирова будет близок солдату и

солдат будет верить такому офицеру безгранично. Велика и почтенна роль

офицера, но тягость ее не всякому под силу. Много души нужно положить в

свое дело, подчеркивает блестящий военный педагог, для того, чтобы с чистой

совестью сказать: «много людей прошло через мои руки и весьма мало было

между ними таких, которые оттого не стали лучше, развитее, пригоднее для

всякого дела. Ни одного я не сделал негодяем; ни одного не заморил

бестолковой работой или невниманием к его нуждам; ни в одном не подорвал

доверия к собственным силам».

Сам М.И. Драгомиров был именно таким воспитателем и имел немало

сторонников, в частности известного русского генерала М.Д. Скобелева.

Характерным в этом отношении является следующий пример. Однажды один из

полковых командиров ударил солдата. Слух об этом дошел до Скобелева. «Я

попросил бы вас этого в моем отряде не делать. Теперь я ограничиваюсь

строгим выговором, в другой раз должен принять иные меры». Офицер стал

оправдываться, сослался на дисциплину, на глупость солдата, на

необходимость зуботычины... «Дисциплина должна быть железною, – едва

сдерживая гнев, сказал Скобелев, – в этом нет никакого сомнения, но

достигается это нравственным авторитетом начальника, в не бойней. Срам,

полковник, срам! Солдат должен гордиться тем, что защищает свою Родину, а

вы этого защитника, как лакея, бьете!... Гадко! А что касается глупости

солдат, то вы их плохо знаете... Я очень многим обязан здравому смыслу

солдат... Нужно только уметь прислушиваться к ним...».

В-четвертых, в условиях совершенствования способов и средств ведения

войны, появления скорострельного оружия Драгомиров, в отличие от некоторых

военачальников, в системе «человек - техника» приоритет отдавал человеку,

живой силе с ее нравственной энергией. Победа будет, подчеркивал он, до

известной степени в руках той армии, в которой солдаты проникнуты

решимостью добыть ее, хотя бы ценою собственной гибели, ибо только тот

может победить, т. е. погубить другого, кто сам способен решиться на

погибель. При этом нравственная энергия должна быть развита до степени

готовности хоть самому погибнуть, лишь бы погубить противника.

Для обеспечения успеха в бою и в войне необходимо, чтобы воины

обладали высокими нравственными качествами, способными сделать армию

«твердой и упругой».

Среди этих качеств Драгомиров на первый план ставит патриотизм,

преданность государю и Родине до самоотвержения. «Выше всего – отмечал он,

– готовность страдать и умирать, т.е. самоотвержение: оно освящает

повиновение, оно злейшее иго делает благим, тягчайшее бремя легким; оно

дает силу претерпеть до конца, принести родине жертву высшей любви...».

Русский народ, из среды которого берутся новобранцы, издревле

отличался преданностью к России, это чувство до известной степени

свойственно им и поэтому задача состоит в том, утверждал Драгомиров, чтобы

его укрепить. Средствами к этому, по его мнению, являются: торжественное

приведение к присяге, объяснение ее значения и смысла; беседы с солдатами

общего и военно-исторического характера; рассказы о славных подвигах

российского воинства и др.

К сожалению в последнее десятилетие мы наблюдаем в нашем обществе

девальвацию многих нравственных понятий, в том числе и патриотических

ценностей. Одним из свидетельств этого является то, что у призывной

молодежи появилось скептическое, порой циничное отношение к героическим

поступкам соотечественников, слабое знание отечественной истории и

литературы, снижение интереса к художественным произведениям военной

тематики. Не случайно, что для многих призывников, по данным

социологических исследований, в качестве образа выступают герои западных

кинобоевиков. Только половина опрошенных могут вспомнить воинов,

совершивших подвиг во имя защиты Отечества, и лишь 10 процентов указали,

что хотят походить на них.

Однако один только патриотизм не разрешает всех воспитательных

проблем. Для успешного решения поставленных перед армией задач необходима

дисциплина. Драгомиров рассматривал ее как цементирующее начало,

превращающее армию в дееспособный организм.

Основа дисциплины, по мнению педагога, – строжайший уставной порядок.

«Дисциплина, – утверждал он, – дело взаимное, т. е. бывает крепка только

там, где она существует не только снизу вверх, но и сверху вниз, ибо тот же

самый закон, который налагает на солдата известные обязательства,

обеспечивает его от неправых посягательств и начальствующие лица, которые

позволяют себе подобные посягательства, суть нарушители и закона и

дисциплины».

Наказание М.И. Драгомиров считал средством укрепления дисциплины, а

не самоцелью. По его мнению, требовательность командира и взыскательность

должны сочетаться со справедливым подходом, и тогда наказания,

накладываемые этим командиром, будут восприниматься солдатом как следствие

проступков, которых он больше не повторит. «Накажи и забудь – вот идеал

русского солдата», – писал М.И. Драгомиров.

Он полагал, что в армии нет места палочной дисциплине и утверждал,

что дисциплина в войсках должна достигаться: строгим выполнением уставов и

инструкций, нормальным отношением начальствующих лиц к солдатам,

равномерностью требований по службе, сообразным со степенью вины наложением

дисциплины взысканий, постоянной проверкой исполнения отданного приказания

и другими методами.

В современных условиях появилось немало новых форм работы по

укреплению воинской дисциплины, которые обеспечивают поддержание ее на

достаточно высоком уровне. Однако вышеназванные идеи Драгомирова, по-

прежнему являются основополагающими.

В числе первостепенных нравственных качеств военного человека

Драгомиров называл храбрость, решительность и неустрашимость. Эти качества

не присущи людям с рождения и появляются у солдат в результате правильного

воспитания. Он рекомендовал развивать эти качества в мирное время путем

выработки самообладания и бесстрашия в ходе напряженной боевой учебы,

тактических учений, проведения сквозных атак, применения на учениях боевых

патронов, личным примером начальников и т. д. Неустрашимость, стойкость и

хладнокровие должны быть превращены в привычку. «Для человека – отмечал

Драгомиров, – всегда дело было не в мере опасности, а в мере привычки к

ней. Чем более укоренить привычку преодолевать страх, сопряженный со

специальностью, для которой человек предназначается, тем он легче и лучше

исполнит свое назначение».

В армейской жизни исключительно большое значение имеет чувство

взаимной выручки. Русской армии оно издавна знакомо и всемерно укреплялось.

В военном деле, указывал он, все основано на единодушии, на товариществе, а

поэтому все, способствующее развитию товарищества, должно быть поощряемо, а

все препятствующее ему – устраняемо.

Понятие взаимной выручки он трактует весьма широко, начиная от

элементарного представления о взаимной выручке (в духе суворовского: «сам

погибай, а товарища выручай») до широкого понимания взаимодействия войск,

как формы взаимной выручки.

Обращаясь к опыту современной российской армии, можно сказать, что в

вопросе сплочения воинских коллективов имеется немало проблем, негативных

явлений. Снижение интенсивности боевой подготовки, рост социально–бытовых

трудностей, частое привлечение военнослужащих для выполнения задач, не

связанных непосредственно с их прямыми функциональными обязанностями

подрывает корпоративный дух и осознание важности коллективизма в воинской

службе.

По данным исследований, только 30 % военнослужащих называют в

качестве основного фактора объединяющего их в коллектив – интересы службы и

дела. Причем, если среди старших офицеров этим принципом руководствуются

более половины опрошенных, то среди военнослужащих по призыву только 12 %.

Остальные склонны объединяться по признакам взаимных симпатий и

привязанностей, совместного преодоления тягот службы и т.д. Только каждый

пятый опрошенный из числа военнослужащих по призыву дорожит и ценит

коллектив и сослуживцев. Лишь 15 % заявили о своей готовности защищать

товарищей, не жалея сил, рискуя своей жизнью.

Особое место в шкале армейских нравственных ценностей занимает

воинская честь. Личная честь тесно связана с честью воинского коллектива, с

честью Боевого Знамени. «В порядочной части, – пишет Драгомиров, – все

может перемениться, все может умереть для войсковой жизни, одно остается

неизменным и вечным, насколько вечны создания человека: дух и знания – его

вещественный представитель. Часть, в бою сохранившая знамя, сохранила свою

честь неприкосновенною, несмотря на самые тяжелые, иногда гибельные

положения; часть, потерявшая знамя, – то же что опозоренный и не оплативший

свой позор человек...».

Боевая летопись российской армии хранит множество примеров

героических подвигов отдельных воинов, подразделений и целых частей,

которые ради сохранения чести шли до конца, до самопожертвования,

придерживаясь, правила наших далеких предков: «Лучше честно умереть, нежели

бесчестно жить».

Понятие чести остается на протяжении многих веков священным. Из

поколения в поколение передаются не только профессиональное мастерство, но

и нормы поведения в различных жизненных и боевых ситуациях, определенные

нравственные установки. Многие из них получили закрепление в воинских

уставах, а некоторые в неписанных законах – «кодексах чести».

В трудах Драгомирова обосновано положение о связи и взаимодействии

духовных и физических факторов человека. Он считал, что твердая закалка и

натренированность солдат и офицеров будут основой бодрости их духа, а она в

свою очередь позволит дольше и легче выносить все испытания при достижении

победы в бою.

В заключение, руководителю занятия рекомендуется подчеркнуть, что вся

дальнейшая войсковая практика и опыт подтвердили жизненность и важность

идей замечательного русского военного теоретика и педагога. Умелое,

творческое их использование командирами и начальниками всех уровней,

несомненно, поможет в современных условиях успешнее решать задачи по

реформированию и укреплению Вооруженных Сил России.

Литература:

1. Драгомиров М.И. Избранные труды. М., 1956.

2. О долге и чести воинской в Российской армии. М., 1991 г.

3. 14 лет. 1881-1894. Сборник оригинальных и переводных статей М.

Драгомирова 1858 –1880, т.1. М., 1881.

4. Костин Б. Скобелев. М., 1990.

5. Информационно-аналитический обзор по результатам социологических

исследований проблем морально–психологического обеспечения войск (сил) в

1996 году. М., 1996.

Полковник запаса Стрельников В.А.,

кандидат исторических наук.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.