РУБРИКИ

Общественная государственная подготовка

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Общественная государственная подготовка

они верные воинскому долгу геройски сложили свои головы за Родину, врага не

пропустили. И таких примеров – множество.

Практика показывает, что от уровня патриотического и нравственного

воспитания непосредственно зависит степень боевой выучки военнослужащих, их

дисциплинированность и ответственность за службу. Без любви к Родине,

Вооруженным Силам невозможно образцовое исполнение воинского долга.

Особое внимание надо обратить на то, что успешное выполнение служебно-

боевых задач невозможно без правопорядка и крепкой воинской дисциплины.

Овладение современными приемами ведения боевых действий, новейшим оружием и

боевой техникой, умение в полной мере использовать их боевую мощь требуют

строгого соблюдения воинских уставов, согласованных действий большого

количества воинов самых разных специальностей, организованности,

технической грамотности, слаженности, четкости, внимательности, безупречной

исполнительности.

Являясь важным слагаемым боевой готовности подразделений, частей,

кораблей, воинская дисциплина превращает армейские и флотские коллективы в

единый, крепкий, сплоченный организм, способный действовать быстро и точно

в любой обстановке. Войсковая и флотская жизнь подтверждает: там, где

крепче воинская дисциплина, там выше эффективность и качество боевой учебы,

эффективнее идет реформирование.

Суть воинской дисциплины изложена в Дисциплинарном уставе Вооруженных

Сил Российской Федерации. В нем указывается, что воинская дисциплина есть

строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил,

установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров

(начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим

воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его

личной преданности своему народу.

Целесообразно поставить перед аудиторией вопросы: к чему обязывает

военнослужащего воинская дисциплина? Чем она достигается?

Каждый солдат (матрос) обязан: быть дисциплинированным, строго

соблюдать Конституцию и законы, выполнять требования воинских уставов;

беспрекословно повиноваться командирам (начальникам), содействовать им в

поддержании порядка и дисциплины; не допускать самому и удерживать других

от недостойных поступков; — оказывать уважение командирам (начальникам) и

друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;

с достоинством вести себя в общественных местах, содействовать защите чести

и достоинства граждан; оказывать содействие лицам, несущим гарнизонную и

караульную службы.

Не случайно А.В. Суворов называл дисциплину «матерью победы». Он

отмечал: «Вся твердость воинского правления основана на послушании, которое

должно быть содержано свято». Действительно, беспрекословное повиновение и

исполнительность – главное в воинской дисциплине. Исполнительность называют

душой воинской службы. Она предполагает высокое чувство ответственности за

поставленную задачу, порученное дело.

Глубокое понимание всеми воинами общественной значимости своего

ратного труда, важности точного и строгого выполнения уставных требований,

приказов командиров делает воинскую дисциплину особенно прочной.

Каждый военнослужащий должен усвоить, что приказы и распоряжения

командира (начальника) должны выполняться беспрекословно. И поныне не

утратила своего значения крылатая фраза родившаяся в годы Великой

Отечественной войны: «Можно умереть, но нельзя не выполнить приказ».

Множество примеров свидетельствует, что, закаляя дух каждого воина,

дисциплина умножает силы, подавляет малодушие, растерянность и страх в

сложной, критической ситуации. Так, например, в период Сталинградской битвы

у деревни Малые Россошки 33 советских воина подбили 27 вражеских танков,

уничтожили десятки гитлеровцев. Выполнив приказ, они удержали свою позицию.

Что помогало им совершить этот подвиг? Ответ содержится в письме героев-

бронебойщиков защитникам Сталинграда. «Мы победили потому, – писали они, –

что были стойкими, храбрыми, установили железную дисциплину в своих рядах».

Действительно, от дисциплины до геройства – один шаг.

Сегодня важно добиться от каждого солдата и матроса до высшего

офицерского состава, осознания государственной значимости ведущейся военной

реформы, личной ответственности за поддержание высокой бдительности и

боевой готовности. Военнослужащие должны глубоко понимать, что сокращение

армии и флота не должно ослабить их боевую мощь. Оно должно быть восполнено

ростом боевого мастерства каждого воина, умелым владением боевой техникой и

оружием, укреплением воинской дисциплины, организованности и воинского

порядка.

В заключение важно подчеркнуть, что развернувшаяся военная реформа –

дело большого государственного значения. Она объективно обусловлена и

закономерна. Реформа приводит Вооруженные Силы в полное соответствие с

характером и особенностями современной военно-политической обстановки и

экономическими возможностями страны. Сократившись численно, Вооруженные

Силы повысят за счет качественных факторов свою боеспособность и

боеготовность. В итоге военной реформы на новый уровень поднимается

гарантированная защита национальных интересов и безопасности России.

Разумеется, в проведении военной реформы немало проблем. Министр

Обороны РФ Маршал И.Д. Сергеев справедливо подчеркивает: «Не вижу иного

способа преодолеть трудности и решить проблемы, как только работать.

Работать профессионально, упорно, целенаправленно, дружно. Формула такой

работы – максимум эффективности при минимуме затрат».

Российские воины, несмотря на сложности переживаемого вносят весомый

вклад в осуществление военной реформы и ее центрального звена –

реформирование Вооруженных Сил. Сознавая наличие военной опасности, они с

чувством высокой ответственности совершенствуют свое боевое мастерство,

укрепляют воинскую дисциплину и организованность, повышают бдительность и

боеготовность.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993 г.

2. Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной

службе». – Красная звезда, 4 апреля 1998 г.

3. Закон Российской Федерации «Об обороне». М.,1996 г.

4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. – Красная

звезда, 27 декабря 1997 года

5. Сергеев И.Д. Реформы – наша общая забота. – Красная звезда, 27 июня

1997 г.

6. Сергеев И.Д. Новый облик армии: реалии и перспективы. Красная

звезда, 22 июля 1997 г.

7. Сергеев И.Д. Военная реформа переведена в практическую плоскость. –

Независимое военное обозрение, 1998 г., №26.

8. Квашнин А.В. Перестройка по суворовским принципам. – Независимое

военное обозрение, 1998 г., №26.

9. На службе Отечеству. Книга для чтения по ОГП солдат (матросов),

сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 1998.

10. Отечество. Честь. Долг. Учебное пособие по ОГП. Выпуски 1,2,3. М.,

1997-1988 гг.

полковник в отставке Устякин Н. М.,

кандидат исторических наук

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ:

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.

1. Общая характеристика профессиональных армий мира: проблемы и пути

их решения.

2. Профессионализация Вооруженных Сил России: история и перспективы их

создания в современных условиях.

История свидетельствует, что профессиональные вооруженные силы

существовали с давних пор. К концу XX столетия в мире насчитывается не один

десяток армий, комплектуемых на добровольной основе. Очевидно, время

массовых армий, сражающихся на тысячекилометровых линиях фронта, уже

прошло. Сегодняшняя, а тем более завтрашняя война требует новой армии:

профессиональной, отборной, мобильной.

Не следует игнорировать складывающуюся общемировую тенденцию и России.

Создание профессиональных вооруженных сил в Российской Федерации –

дело будущего. Однако уже сегодня оно требует глубокого и заинтересованного

изучения как отечественного, так и зарубежного опыта.

Общая характеристика профессиональных армий мира: проблемы и пути их

решения

Приступая к изложению первого вопроса руководителю занятия

рекомендуется довести слушателям, что по данным Лондонского международного

института стратегических исследований в настоящее время в мире

насчитывается 70 стран, комплектующих свои Вооруженные Силы на добровольной

основе. С точки зрения политической, экономической и военной значимости в

региональном или глобальном масштабе заслуживают внимания лишь 17 стран:

США, Канада, Аргентина, Великобритания, Ирландия, Бельгия, Нидерланды,

Франция, Саудовская Аравия, Пакистан, Индия, Малайзия, Филиппины, Новая

Зеландия, Австралия, Япония. ЮАР.

Анализ основных параметров комплектования Вооруженных Сил на

добровольной основе позволяет определить некоторые наиболее общие критерии

создания профессиональной армии.

Во-первых, основой боевой мощи профессиональной армии, помимо

стратегического ядерного компонента (США, Великобритания), являются

сравнительно малочисленные, но высокоэффективные мобильные силы, обладающие

возможностями быстрой переброски в район боевого применения.

Во-вторых, численность таких ВС не должна превышать 0,7 % от

численности населения страны; численность боеготового резерва должна

составлять не менее 80 % численности вооруженных сил. Около 10 %

численности профессиональных ВС могут составлять военнослужащие-женщины. По

состоянию на 1996 г. Вооруженные Силы США составляли 1. 547. 000 (0,58 % к

численности населения), из них 192. 000 – военнослужащие-женщины, резерв –

2. 045. 000.

В-третьих, для комплектования вооруженных сил по найму необходим

довольно высокий уровень экономического развития страны и благосостояния ее

населения. Примеры рассмотренных стран свидетельствуют о том, что доля ВНП

на душу населения в них не опускается ниже 10.000 долларов (исключение

составляют страны Азии, Африки и Южной Америки), а уровень военных расходов

не превышает 3% ВНП: в США - 3,2 %, в Великобритании - 3,4 %, в Бельгии -

1,5 %. Для сравнения в России доля военных расходов в 1996 г. составила

3,76%, в 1997 г. - 3,82%.

В-четвертых, доля военного бюджета на содержание личного состава не

должна быть менее 30 %, около 20-25 % бюджетных ассигнований на оборону

должно выделяться на закупки оружия и военной техники и не менее 5 % - на

проведение НИОКР.

Говоря о профессионализации Вооруженных Сил, можно выделить, по

меньшей мере, два подхода к решению этой проблемы: американский и

западноевропейский.

Характеризуя американский подход к профессионализации Вооруженных Сил,

прежде всего, следует заметить, что сами американцы не только не называют

свою армию профессиональной, но и не считают ее таковой.

За все время существования вооруженных сил Америки (около 220 лет)

призыв на военную службу осуществлялся менее чем 40 лет, в основном во

время 2 мировой войны и после нее (преимущественно во время войны во

Вьетнаме). В остальное время – это были наемные войска, а с 1973 г.

американская армия стала официально именоваться «Добровольческими

вооруженными силами» (далее – ДВС).

Еще во время предвыборной кампании в 1968 г. Ричард Никсон, заявил,

что постарается прекратить обязательный призыв. Став президентом, он

назначил комиссию для изучения вопроса о ДВС, которую возглавил бывший

Министр обороны США Томас Гейтс. Выводы комиссии – прекращение призыва

положительно повлияет на вооруженные силы и общество в целом. В то же время

были представлены и аргументы противников отмены призыва:

-экономический довод – ДВС будут намного дороже призывной армии и США

не могут позволить себе иметь такую дорогую армию;

-военный довод – ДВС не смогут развернуть вооруженные силы в случае

чрезвычайных ситуаций. Значительно ухудшатся базовые характеристики

военнослужащих-добровольцев;

-морально-психологический довод – переход к ДВС негативно отразится на

национальном характере и подорвет патриотизм молодежи;

-социально-политический довод – переход будет способствовать отделению

военных от общества. ДВС будут преимущественно армией беднейших слоев

населения и социальных меньшинств, а потому им будет присуще отчуждение от

общества и государства, которые они должны защищать. ДВС станут армией

наемников, которые пришли за деньгами, а не из чувства патриотизма.

Самое интересное, что оппоненты ДВС оказались во многом правы. На

самом раннем этапе значительно ухудшилось качество добровольцев,

увеличилось число чернокожих и представителей национальных меньшинств. В

армию пошли люди из бедных семей, используя возможность решения своих

экономических проблем.

И без того непростое положение в первые годы после отмены призыва

усугубилось тем, что Конгресс и администрация президента урезали денежное

содержание военнослужащих так, что эта ситуация вошла в историю под

названием «катастрофы 70-х годов». К тому же в конце 60-х – начале 70-х гг.

вооруженные силы в обществе популярностью не пользовались.

Возрождению положительного отношения к армии способствовали:

1. Избрание президентом Рональда Рейгана, который возродил у

американцев чувство патриотизма.

2. Осознание роли военных в период кризиса с американскими заложниками

в Иране.

3. «Старая, добрая» американская реклама.

В 80-е годы благодаря довольно высокому денежному содержанию улучшился

уровень волонтеров. Патриотизм вновь стали связывать со службой в

вооруженных силах. Армия становится все более представительной с

экономической и социальной точки зрения. Сегодня американцы считают, что в

вооруженных силах США существует социальная справедливость. Не произошло

того, чего опасались противники ДВС – не возникло общественной апатии по

отношению к армии, не произошло смещения власти в руки военных.

Сегодня, делясь своим опытом, американцы считают, что в основе ДВС

должны лежать следующие положения:

1. Вербовкой в армию должны заниматься профессионально подготовленные

для этого люди.

2. Для подбора людей с высокими физическими и интеллектуальными

показателями необходимо обязательное тестирование и обследование

добровольцев. Кстати сказать, только в 1998 году МО США на

усовершенствование существующих уже тестов израсходовало 7 млн. долларов.

3. Должна быть создана широкая база для вербовки в армию действительно

высокопрофессиональных мужчин и женщин, успешно закончивших среднюю школу и

прошедших тестирование. В 1997 г. было набрано 63% добровольцев с дипломом

об окончании средней школы. Очень быстро адаптировались к системе ДВС

женщины. Предполагалось, что служить будет порядка 2%, а на самом деле их

сегодня 17%.

4. Необходима стратегия маркетинга и рекламных кампаний, которые будут

информировать людей относительно возможностей, а также льгот,

предоставляемых военной службой. В частности, о денежных льготах для

желающих поступить в университет. В общественном сознании укореняется

мнение, что армия помогает создать очень позитивный имидж человеку, который

там служил.

5. Оплата воинского труда должна быть сравнимой с гражданской. С одной

стороны, не только зарплата обеспечивает успех набора в профессиональную

армию. С другой – проект перехода к ДВС будет обречен на провал, если

оплата не сравнима с гражданской зарплатой. К тому же, нужна система

различных льгот и выплат.

6. Необходимо постоянно держать в поле зрения вопросы качества жизни:

это жилье, обеспечение детскими учреждениями, различные льготы по

здравоохранению, военные магазины и т.д.

В Америке глубоко убеждены, что ДВС – это не нечто само собой

разумеющееся. К этому явлению следует подходить творчески, следить за его

развитием. Хотя процесс становления ДВС был сложным, но в итоге США

получили самые сильные вооруженные силы за всю историю существования своей

страны. Как говорит заместитель министра обороны по личному составу и

боевой готовности, профессор Кертис Гилрой «Некоторые люди могут

утверждать, что ДВС несколько дороже призывной армии, хотя и ненамного, я

верю нашей пословице: вы получаете то, за что заплатили».

Уникален Западноевропейский подход к профессионализации Вооруженных

Сил. Рассмотрим опыт военной профессионализации на примере Франции. В 1996

г. президент V Французской Республики Жак Ширак заявил о переходе Франции

до 2015 г. к профессиональной армии.

Белая книга по вопросам обороны Франции 1994 г. (а это документ

долгосрочный) предусматривала рост профессионализации ВС при сохранении

воинской повинности (модель «смешанной армии»). Что же повлияло на резкую

смену курса Ж. Ширака? Можно выделить две группы причин: внешнеполитические

и внутренние.

К первой группе относят изменение геополитической ситуации. Впервые в

истории Франции не грозит прямая военная агрессия. К тому же руководство V

Республики решительно отказалось от того, чтобы назвать какую-либо страну в

качестве вероятного противника. Кардинальные изменения в политике

безопасности вызвали соответствующие преобразования военных структур.

Ко второй группе относят:

1. Финансовые причины. Франция должна использовать «стратегическую

паузу» (окончание «холодной войны», распад Варшавского Договора и движение

стран Востока к демократии) для ограничения кредитов на оборону до

разумного уровня. Отсюда выбор - меньшей по количеству, но более

эффективной армии.

2. Военно-стратегические причины. Перед вооруженными силами Франции

стоят новые задачи: сдерживание, предупреждение, переброска войск, защита

территории. Важнейшей из них в современных условиях является задача

переброски. Она является приоритетной для страны, играющей активную роль в

предупреждении кризисов и собственно для вооруженных сил, которые должны

быть готовы к действиям в любой точке мира.

С другой стороны, войска из призывников полностью боеготовы только 3

месяца, поскольку из общего времени службы 10 месяцев – 7 месяцев (2

периода по 3 и 4 месяца) уходит на подготовку.

3. Социальные причины. Не соблюдается принцип всеобщего и равного

призыва на военную службу (около 20 % избегают ее).

4. Моральные причины. Поскольку 50 % считают службу в армии потерей

времени, то говорить о сознательном исполнении патриотического долга не

приходится.

Исходя из того, что военная профессия мало согласуется с импровизацией

и не профессионализацией, президент республики подчеркивает: «Современная

оборона может осуществляться только в рамках профессиональной армии»,

которая «должна быть способной к быстрым действиям там, где идет речь о

жизненных интересах страны».

Глава государства считает, что «профессиональная армия завтрашнего дня

составит 350 000 человек», а не более 500 000 человек как сейчас, то есть

сократится приблизительно на 30 %. Действительно, это ограничение личного

состава позволит «перебрасывать за границу в виде взаимосвязанных и

эффективных подразделений от 50 000 до 60 000 человек», а не 10 000, как в

недавнем прошлом. Это ограничение размеров необходимо для того, чтобы

добиться преимущества в скорости и эффективности. Сокращение личного

состава в ближайшем будущем повлечет уменьшение числа полков со 129 сегодня

до 83-85. Этот процесс будет касаться Сухопутных войск, ВВС и флота. Вместо

этого в целях готовности к выполнению новых задач по обеспечению

безопасности территории будет увеличен личный состав национальной

жандармерии.

Сокращение личного состава будет поэтапным: в течение 6-ти ближайших

лет это произойдет в основном за счет призывников, которых к 2002 году в

армии уже не останется, а на их места наберут профессионалов. В то же время

кадровых военных будет ежегодно уменьшаться на 2,5 тысячи человек, и к 2002

году численность уволенных составит – 2 тысячи офицеров и 13 тысяч унтер-

офицеров. При этом в основу сокращения кадровых военных заложено 3 основных

принципа:

- сохранить в армии разумную возрастную пирамиду;

- избежать принудительного увольнения;

- обеспечить должную социально-правовую защиту увольняемым.

Предусмотрены, к примеру, следующие меры материальной поддержки

увольняющимся:

- государство готово единовременно выплатить зарплату тем

военнослужащим, которым осталось до пенсии 1 – 4 года и учесть эти годы при

начислении пенсии;

- для тех, кому осталось служить более 4 лет, но кто желает уволиться,

предоставляется возможность сделать это с более высокого оклада. Например,

подполковнику, пожелавшему уволиться, присваивают внеочередное воинское

звание – полковник, что скажется и на его пенсии;

- для нормальной адаптации к гражданской жизни предусмотрен

шестимесячный отпуск, в ходе которого , получая зарплату, увольняемые

офицеры и унтер-офицеры смогут пройти обучение в специальных центрах

профессиональной подготовки.

Продолжительность службы основной части профессионалов будет

достаточно короткой и составит около 10 лет. Это объясняется тем, что

костяк профессиональной армии, специализирующейся на решении боевых задач

за пределами страны, должен состоять из военнослужащих возрастных групп с

оптимальными физическими и моральными показателями. То есть, для

постоянного обновления армейских рядов потребуется большое число

добровольцев 20 – 30-летнего возраста, которые уже через 5 – 10 лет должны

быть заменены молодыми кадрами.

Военное финансирование будет уменьшено, однако уровень обороны Франции

не должен снизиться. Военная программа гарантирует вооруженным силам

ежегодные ресурсы в сумме 185 млрд. франков, которая будет ежегодно

уточняться. Что касается распределения средств, то большая часть – 99 млрд.

франков планируется на содержание вооруженных сил (ст. III), а на

вооружение и НИОКР (ст. V и VI) – 86 млрд. франков.

Предполагается, что зарплата рядового-контрактника первоначально будет

составлять около 5 тысяч франков (это официально установленная минимальная

зарплата в стране) плюс недорогие питание и проживание. С учетом нынешней

безработицы в стране, эти деньги позволят обеспечить допустимый уровень

интеллектуального развития и физической подготовки профессионалов.

Правительство Франции прекрасно понимает, что укомплектованность,

обученность и боеспособность профессиональной армии напрямую зависят от

материального стимулирования военнослужащих. Определенные механизмы

подобного стимулирования реализуются уже сегодня: намного большее денежное

содержание получают служащие в горячих точках или в составе миротворческих

сил. Существуют надбавки за сложность и напряженность службы, за

привлечение к служебным обязанностям во внеурочное время, за несение

боевого дежурства и т.д.

При всех этих позитивных моментах перед французским государством и его

армией стоит много нерешенных проблем концептуального, организационно-

практического и финансового плана. Цель предельно проста: сделать переход к

армии нового типа, более мягким, менее болезненным и добиться создания

компактных, мобильных, многофункциональных вооруженных сил, оснащенных

современной техникой, изначально представляющей им оперативное и

тактическое превосходство.

Руководителю занятия важно разъяснить слушателям необходимость и

важность творческого учета и использования зарубежного опыта в процессе

реформирования Вооруженных Сил России.

Профессионализация Вооруженных Сил России: история и перспективы их

создания в современных условиях

Приступая к изложению второго вопроса, руководителю занятия

рекомендуется отметить, что, проводя военную реформу, создавая

профессиональную армию в России, необходимо знать и учитывать не только

зарубежный, но и накопленный отечественный исторический опыт.

Уже в Киевской Руси была выработана военная система, в которую входили

княжеские дружины из воинов-профессионалов и народное ополчение – временное

войско, которое собиралось на случай серьезной войны. Порой дружины

усиливались наемными войсками других государств, что позволяло народу

заниматься мирным трудом, экономя свои силы.

В Московской Руси профессиональная армия как самостоятельная единица

исчезает. В разное время ее функции отчасти выполняют стрелецкие полки и

полки «иноземного строя». Но главным элементом военной системы становится

поместное войско – временно собираемая милиционная вооруженная сила.

Российская армия возникла и укрепилась в результате побед и успешных

действий профессиональной (регулярной) вооруженной силы, созданной Петром

I. Долговременный, хотя и принудительный характер национальной воинской

службы привел русское военное искусство к расцвету. С именем Петра I

связано создание полководческой школы П. Румянцева, А. Суворова, Ф.

Ушакова, М. Кутузова. «Русская армия ХVIII века, – прежде всего армия

отборная; этим и объясняются все ее подвиги в тот великий век» – считал

А.А. Керсновский, написавший 4-х томный труд по истории русской армии.

В конечном счете, принудительно-профессиональная армия, достигшая

численности 1,5 млн. человек, оказалась непосильной для Российского

государства. Уже Отечественная война 1812 года показала, что военная победа

была обеспечена наиболее подходящей для России военной системой: 240-

тысячная профессиональная армия, которая уже обладала достаточным боевым

опытом, была усилена 420-тысячным ополчением. Но после этой военной

кампании лучшая армия Европы была наполовину превращена в военные

поселения, насчитывающих к 1835 году 375 тысяч человек, оставшаяся же часть

занималась в основном «фронтовыми» упражнениями.

Результатом такой политики явилось превращение внешне профессиональной

вооруженной силы в бюрократическую военную организацию, которая показала

полную свою несостоятельность во время Восточной войны 1853–1856 гг.

В ходе реформ военного министра Д. Милютина Россия сознательно

отказалась от сохранения профессиональной армии и перешла на модную в

Европе систему «вооруженного народа», избегая с тех пор движения в сторону

профессионализации.

В начале ХХ столетия проблема создания профессиональной армии в России

рассматривалась в рамках теории «малых армий». Это чисто русская идея, о

которой шла речь еще в ХVIII столетии. Когда повелением императрицы

Екатерины II в 1762 г. была образована комиссия по реформе военного

ведомства под предводительством фельдмаршала Салтыкова, то она признала

необходимым иметь «малую армию, но исправную, чем многочисленную на бумаге,

но которая многим недостаточна». Ибо «сила войска состоит не в многом числе

оного, но от содержания его в дисциплине, от хорошего научения и верности».

В 20-е годы ХХ в. вопрос о малых армиях вышел на первый план

теоретических исследований таких отечественных ученых, как генерал-

лейтенант Александр Владимирович Геруа, генерал-лейтенант Алексей

Константинович Баиов, генерал-лейтенант Борис Александрович Штейфон,

полковник Евгений Эдуардович Месснер, Антон Антонович Керсновский.

Процесс теоретического обсуждения был инициирован А.В. Геруа в работе

«Полчища», затем поддержан другими видными теоретиками. Сущность их

рассуждений сводилась к следующему: всеобщая воинская повинность исчерпала

себя, для службы в армии должен осуществляться тщательный отбор, в основе

должно быть «не тяжелое, а потому нежелательное обязательство, а радостное

и желаемое право». Высказывалось мнение изменить способ комплектования. Это

должен быть призыв, но не всеобщий. Считалось, что «нравственным

требованиям от зачисляемых в армию должно быть уделяемо гораздо больше

внимания, чем это делалось до сих пор, ибо малая армия должна быть, прежде

всего, высокого качества».

В 1928 г. Е.Э. Месснер написал статью «Декаденство в военном

искусстве», где высказывался о необходимости создания профессиональной

армии. Причинами перехода к такой армии, по мнению Е. Месснера, являются:

1. Экономические. Современное государство является рыцарем, который

надел непомерно тяжелое вооружение, под тяжестью которого он не может не

только драться, но и дышать. «При нынешней военной системе, – писал он, –

государство похоже на человека, страдающего чудовищной гипертрофией кулака,

развившегося за счет других частей тела и за счет головы, – причем голова-

то пострадала больше всего, иначе человек этот увидел бы всю вопиющую

абсурдность этой системы».

2. Политические. Современная армия является милицией, а, будучи

таковой, она представляет угрозу социальному строю и государственным

порядкам.

3. Военные. Массы губят военное искусство. «Можно ли фехтовать, взявши

в руки дышло? Можно ли писать картину метлою?» – задается вопросом Е.

Месснер. Культ численности приводит к пренебрежению качеством, объем армий

громаден, а удельный вес их ничтожен.

Решение проблемы виделось Е.Э. Месснеру по следующим направлениям:

1. Отказаться от военной системы вооруженного народа. «Мы должны,

–писал он, – отказаться от милиционных армий, армий громадных, но хрупких и

тем более хрупких, чем они громаднее. Мы должны обратиться к системе

постоянной, профессиональной армии, так как при этой системе военное

искусство пойдет по правильному пути, освободившись от нынешних уродливых

наслоений».

2. Профессиональная армия должна гармонично сочетать количество и

качество. «Профессиональная армия, – по его мнению – это хорошо закаленный

клинок, современная скрытно-милиционная армия – это чугунный топор».

Главная их разница состоит в силе духа. Дух массовой армии можно

поддерживать только аффектами, подобно взрывам. Но это непрочно. Военным

невзгодам способны противостоять профессиональная стойкость, стоицизм

долга. «Если профессионал всегда и всюду сильнее дилетанта, то в военном

деле, где большинство дилетантов становится ими из-под палки и где пред

бледным лицом смерти бледнеют все знания, наскоро вызванные, бледнеют

чувства долга и самопожертвования, не успевшие стать компасом души, – в

военном деле профессионал неизмеримо ценнее дилетанта, наскоро засунутого в

военный мундир». Далее руководителю занятия рекомендуется рассмотреть

причины приведшие политическое и военное руководство страны к рассмотрению

проблемы создания профессиональной армии.

С 1996 г. понятия «профессионализм», «профессиональная армия» все чаще

стали появляться в речах и статьях руководителей нашего государства. 16 мая

1996 г. был издан Указ Президента РФ № 722 «О переходе к комплектованию

должностей рядового и сержантского состава Вооруженных Сил и других войск

Российской Федерации на профессиональной основе».

Как показывает опыт других стран, изменение способа комплектования –

процесс не простой. При переходе Вооруженных Сил РФ на добровольно-

контрактную основу на первый план выдвигается ряд первоочередных проблем.

Во-первых, ключевой становится проблема создания надежных, постоянных

и качественных источников комплектования. Ее обострению и усложнению

способствуют объективные факторы: разрядка международной напряженности,

ликвидация политики холодной войны, отсутствие массового желания у молодежи

идти на военную службу. Такая ситуация потребовала создания принципиально

новой организации системы военно-профессиональной ориентации. Руководство

системой осуществляет Генеральный штаб (ГШ ВС РФ), а непосредственно в

видах и родах войск Вооруженных Сил РФ, штабах округов, соединениях и

воинских частях имеются специалисты профотбора.

Большое внимание в системе военно-профессиональной ориентации

уделяется формированию мотивации военной службы. Научно-практическим

центром военно-профессиональной ориентации и отбора на военную службу ГШ ВС

РФ была изучена в 1998 г. мотивация кандидатов, которые желают поступить на

военную службу по контракту. На первом месте у них находится стремление

получить высокую зарплату, на втором – иметь социальные льготы, на третьем

– иметь товарищей, на четвертом – заниматься интересным делом, на шестом –

стать самостоятельным, на седьмом – избежать безработицы, на восьмом –

добиться уважения окружающих, на девятом – реализовать свои способности, на

десятом – изучать боевую технику, на одиннадцатом – освоить новую

специальность, на шестнадцатом – сделать карьеру. Данная мотивация не может

устраивать наши Вооруженные силы, поскольку в ней превалируют материальные

и бытовые интересы, вместо желаемых профессиональных.

Приведем для сравнения мотивы поступления на службу американской

молодежи. На первом месте у них – возможность продвижения по службе, на

втором – получение профессиональной подготовки, затем – желание служить

Родине, получение средств на обучение в колледже, желание доказать свои

способности, денежное содержание, желание путешествовать и т.д. Анализ этой

структуры свидетельствует о достаточно высокой ориентации на военный

профессионализм.

Во-вторых, следует решать блок вопросов, способных повысить престиж

военной службы по контракту. Одним из важных стимулов поступления на

военную службу является необходимость увеличения денежного содержания.

Например, при комплектовании миротворческого контингента РФ для решения

задач по линии ООН в Боснии и Герцеговине, особых трудностей в отборе

личного состава не было. Дело в том, что за этими военнослужащими

сохраняется размер денежного содержания по прежнему месту службы в России и

дополнительно выплачивается до 800 долларов в месяц. В то же время при

формировании соответствующего миротворческого контингента для решения задач

в Республике Таджикистан, были сложности с подбором личного состава,

поскольку размер денежного довольствия здесь значительно ниже (порядка 1

000 руб.).

В целях повышения привлекательности и престижности военной службы

правительством России в июне 1997 г. была утверждена федеральная целевая

программа «Молодежь России (1998-2000 гг.)». Она предусматривает ряд

мероприятий, направленных на повышение уровня военно-патриотического

воспитания и подготовки молодежи к военной службе.

В-третьих, необходимы временные и финансовые затраты на создание

соответствующей материально-бытовой и культурной инфраструктуры для

организации нормальной службы, жизни и досуга.

В-четвертых, в существенной корректировке нуждается структура наших

военных расходов, основная доля которых идет на содержание личного состава

(до 70 %). Очень мало средств выделяется на инвестиции, на то, что в первую

очередь нужно для современной армии. Прежде всего это опытно-

конструкторские работы, закупки вооружения и военной техники, военное

строительство.

В заключение руководителю занятия необходимо отметить:

1. Развитие вооруженных сил зарубежных стран свидетельствует о

целесообразности создания в нашей стране профессиональной армии и флота.

2. России необходимо избрать оптимальную военную систему, ядром

которой явилась бы небольшая по количеству, отборная профессиональная

армия.

3. Главными чертами зарождающейся профессиональной армии должны стать:

патриотизм, преданность военному делу, постоянная боевая готовность и

мобильность, способность защитить страну от возникающих военных угроз.

Литература:

1. Андреев Ю. Бундесвер: служба по призыву не отменяется. –

Независимое военное обозрение, 1998, № 11.

2. Добровольческие вооруженные силы: американский опыт и российские

перспективы. – Независимое военное обозрение, 1998, № 10.

3. Российский военный сборник. Выпуск 14. За профессиональную армию:

идеи Шарля де Голля и их развитие в XX веке. – М., 1998.

4. Панков Ю. Франция на пути к армии нового типа. – Ориентир, 1997, №

10.

Полковник Климов С.Н., кандидат философских наук

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ

«О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»

1.Общие положения Закона. Призыв граждан на военную службу.

2. Порядок прохождения военной службы по контракту.

Во вступлении руководителю занятия рекомендуется отметить, что

качество решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской

Федерацией, во многом зависит от правового обеспечения их деятельности.

Большое значение для организации военного строительства имеет регламентация

подготовки к военной службе, ее прохождения различными категориями

военнослужащих, увольнения со службы и многое другое. Основным

законодательным актом, регулирующим правоотношения в области воинской

обязанности и военной службы, является Закон Российской Федерации «О

воинской обязанности и военной службы». В ныне действующий редакции Закон

принят в 1988 г.

Структурно Закон состоит из девяти разделов, содержащих 65 статей, в

которых раскрывается порядок воинского учета (II раздел), подготовки к

военной службе (III раздел), призыва граждан (IV раздел) и поступления по

контракту (V раздел) на военную службу. Закон регламентирует порядок

прохождения военной службы (VI раздел), увольнения с нее (VII раздел) и

создание Запаса Вооруженных Сил РФ (VIII раздел). Кроме того, в Законе

имеются общие (I раздел) и заключительные положения (IX раздел).

1.Общие положения Закона. Призыв граждан на военную службу

Общие положения Закона включают определения воинской обязанности,

военной службы, их правовую основу, административное и материальное

обеспечение, а также ответственность граждан и должностных лиц за нарушение

настоящего Закона.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

- воинский учет;

- обязательную подготовку к военной службе;

- призыв на военную службу;

- прохождение военной службы по призыву;

- пребывание в запасе;

- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период

пребывания в запасе (ст. 1).

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы,

исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных

войсках Федеральной пограничной службы РФ, во внутренних войсках

Министерства внутренних дел РФ, в Железнодорожных войсках РФ, войсках

Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте

РФ, войсках гражданской обороны (далее – другие войска), инженерно-

технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных

органах исполнительной власти (далее – воинские формирования), Службе

внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности РФ, органах

Федеральной пограничной службы РФ, федеральных органах правительственной

связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном

органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной

власти РФ (далее – органы) и создаваемых на военное время специальных

формированиях (ст. 2).

Как отмечается в законе, граждане проходят военную службу по призыву,

а также в добровольном порядке (по контракту). Граждане, проходящие военную

службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый

федеральным законом.

Руководителю занятия рекомендуется напомнить военнослужащим, что

правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция

РФ, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные

нормативные правовые акты РФ в области обороны, воинской обязанности,

военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры страны (ст.

3).

Закон вводит в образовательных учреждениях среднего, общего

образования, начального профессионального и среднего профессионального

образования подготовку по основам военной службы, которая является

обязательной Он предусматривает проведение с прошедшими такую подготовку

гражданами учебные сборы в конце последнего года обучения.(ст. 13).

Граждане, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не

прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных

учреждениях (указанных в настоящей статье), привлекаются к занятиям по

основам военной службы на учебных пунктах, создаваемых в организациях

органами местного самоуправления в порядке, устанавливаемом Правительством.

Законом введено военно-патриотическое воспитание граждан. В статье 14

определено Правительству, органам исполнительной власти субъектов РФ и

органам местного самоуправления совместно с Министерством обороны РФ,

федеральными органами исполнительной власти, в которых настоящим

Федеральным законом предусмотрена военная служба, и должностными лицами

организаций систематически проводить работу по военно-патриотическому

воспитанию граждан.

Подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических молодежных и

детских объединениях, учитывается призывными комиссиями при определении

вида и рода войск в которых они будут проходить военную службу, а также

соответствующими приемными комиссиями при поступлении граждан в военно-

учебные заведения.

Представляется целесообразным подчеркнуть значение, которое придется

таким образом военно-патриотическому воспитанию граждан патриотизма в

укреплении морально-психологического состояния военнослужащих.

Законом предусмотрен призыв граждан на военную служу, определены

категории граждан подлежащих призыву на военную службу (ст.22) и сроки

призыва (ст.25).

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте

от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не

пребывающие в запасе, в том числе – окончившие государственные,

муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим

направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные

учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с

присвоением воинского звания офицера (эта категория граждан имеет статус

военнослужащих, проходящих военную службу по контракту).

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе,

осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза

в год с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря. Исключение

составляют граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера

(призываются на военную службу с 1 мая по 30 июня), граждане, проживающие в

сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных

работах (призываются с 15 октября по 31 декабря) и граждане, являющиеся

педагогическими работниками образовательных учреждений (призываются с 1 мая

по 30 июня).

Законом предусматривается (ст.23) освобождение от призыва на военную

службу целого ряда граждан не подлежащих призыву.

Освобождаются от призыва и не подлежат ему граждане: признанные не

годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации; проходящие

или прошедшие альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в

другом государстве; имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.