РУБРИКИ

Общественная государственная подготовка

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Общественная государственная подготовка

В обеспечении национальной безопасности страны в оборонной сфере

особую роль играет человеческий фактор, общественный статус

военнослужащего. Поэтому на первый план выдвигаются такие задачи, как

осуществление комплекса мер по социальной защите военнослужащих, повышению

престижа военной службы, формированию общественного сознания в духе

необходимости вооруженной защиты национальных интересов страны и

мобилизации усилий и возможностей государства, общества и граждан для

проведения военной реформы.

В концепции определены принципы, исходя из которых Россия

рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей

национальной безопасности. Это:

– Россия оставляет за собой право на применение всех имеющихся в ее

распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, если в результате

развязывания вооруженной агрессии возникает угроза самому существованию

Российской Федерации как независимого суверенного государства;

– применение Вооруженных Сил РФ должно осуществляться решительно,

последовательно и планомерно, до создания выгодных для Российской Федерации

условий заключения мира;

– использование военной силы должно осуществляться на законной основе

и только тогда, кода все невоенные меры разрешения кризисной ситуации

исчерпаны или оказались неэффективными;

– применение военной силы против мирных граждан либо для достижения

внутриполитических целей не допускается. Вместе с тем по отношению к

незаконным вооруженным формированиям, представляющим собой угрозу

национальным интересам страны, допускаются совместные действия отдельных

формирований Вооруженных Сил РФ с другими войсками, воинскими

формированиями и органами в строгом соответствии с Конституцией и

федеральными законами;

– участие Вооруженных Сил РФ в войнах и вооруженных конфликтах

различной интенсивности и масштаба должно осуществляться для решения

приоритетных военно-политических и военно-стратегических задач, отвечающих

национальным интересам России, а также ее союзническим обязательствам.

Особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской

Федерации имеют своевременное обнаружение угроз и определение их

источников. Это достигается непрерывным отслеживанием, при координирующей

роли Службы внешней разведки России, политических, военных, экономических,

информационных, технологических, социальных и иных внешних угроз, которые

влияют на национальную безопасность Российской Федерации, на состояние и

боевую готовность ее Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и

органов. Возрастает также значение контрразведывательной деятельности в

обеспечении национальной безопасности России.

В заключение необходимо отметить, что система обеспечения национальной

безопасности России создается и развивается в соответствии с Конституцией

РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ,

решениями Совета Безопасности РФ, постановлениями и распоряжениями

Правительства РФ, федеральными программами в этой области.

Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской

Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной

безопасности, осуществляющие меры политического, правового,

организационного, экономического, военного и иного характера, направленные

на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности РФ, их

состав и структура определяются соответствующими законодательными актами.

Не допускается создание органов и сил обеспечения национальной безопасности

страны, не установленных федеральными законами, а также применение

противоправных средств обеспечения национальной безопасности.

Особое значение в обеспечении национальной безопасности Российской

Федерации имеет организация системы подготовки и принятия упреждающих

решений по защите национальных интересов страны.

Рекомендуется подчеркнуть, что Россия намерена решительно и твердо

укреплять свою национальную безопасность, опираясь на исторический опыт

развития страны. Имеющиеся у страны ресурсы позволяют обеспечить

национальную безопасность Российской Федерации и ее прогрессивное развитие

в XXI веке.

По мере поступательного развития России, формирования и укрепления

новой, основанной на равноправном партнерстве системы международных

отношении отдельные положения Концепции национальной безопасности

Российской Федерации будут дополняться, уточняться и конкретизироваться в

ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию страны.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА

ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ И РОЛЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В ЕЕ УСПЕШНОМ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

1. Объективная необходимость, этапы и цели военной реформы в

Российской Федерации.

2. Содержание и особенности современного этапа военной реформы.

3. Роль и место военнослужащих в успешном проведении военной реформы.

Вооруженные Силы – составная и неотъемлемая часть российского

общества. И вполне естественно, что кризис, который переживает наша страна,

охватил и военную сферу. Армия и Флот, по оценке государственного

руководства страны, находятся в критическом состоянии, что негативно влияет

на обороноспособность страны, обеспечение ее национальной безопасности.

Исходя из этого в Российской Федерации проводится радикальная военная

реформа. Начало ей, как известно, было положено Указом Президента РФ от 16

июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил

Российской Федерации и совершенствовании их структуры». Сегодня, когда

реформа приобрела масштабный, всеохватывающий характер, каждый

военнослужащий должен четко понимать ее необходимость, сущность и

особенности современного этапа ее осуществления.

Объективная необходимость, этапы и цели военной реформы в Российской

Федерации

Приступая к изложению первого вопроса, рекомендуется напомнить, что

военная реформа призвана кардинально укрепить национальную безопасность

страны, в первую очередь в военной сфере. Это задача большой политической и

государственной важности. Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г., обосновал

необходимость военной реформы, ее безотлагательность, определил этапы,

содержание и сроки военных преобразований. Дальнейшим развитием и

конкретизацией этих вопросов является утвержденный 30 июля 1998 г.

Президентом РФ 30-страничный документ «Основы (концепция) государственной

политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005

года». В нем изложены и всесторонне обоснованы принципиальные положения

политики России по военному строительству, а также уточнен порядок

осуществления военной реформы. В документе сформулированы основные тезисы

новой военной доктрины. При этом предусматривается, что с принятием Закона

«О военной реформе» его установки, будут учтены и реализованы в ходе

проведения военной реформы.

Каковы объективные факторы необходимости и безотлагательности военной

реформы?

Во-первых, в военном строительстве необходимо учитывать характер и

особенности существующей в мире военно-политической обстановки. А она после

окончания «холодной войны» существенно изменилась. Появилось немало

позитивных перемен. Не стало прежнего острого и опасного военного и

идеологического противоборства двух систем. Снижена вероятность ядерной

войны и крупномасштабной вооруженной агрессии в отношении России. Наша

страна не рассматривает ни одно государство, ни один народ как своего

потенциального противника.

Однако, все эти перемены не означают полного исчезновения военной

опасности. В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации»

указывается, что нельзя исключить попытки силового соперничества с Россией.

А наиболее реальную угрозу для России в оборонной сфере представляют

существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов

вблизи ее государственной границы.

В этих условиях важно определить, какую армию должна иметь наша

страна. К началу военной реформы численность Вооруженных Сил России (не

считая других войск) составляла 1,8 млн. человек. Эта численность и

имевшаяся структура Вооруженных Сил явно не соответствовали современным

задачам. Отсюда – прямая и неотложная целесообразность сокращения и

реформирования армии и флота. Этим и руководствуется правительство,

развернув военную реформу.

Во-вторых, необходимость и безотлагательность военной реформы

диктуется соображениями и экономического характера. Следует признать, что

существующая военная организация для государства обременительна. Экономика

страны в тяжелейшем положении. Россия по ряду ключевых показателей серьезно

отстает от главных центров силы в современном мире. На ее долю приходится

лишь полтора процента мирового экономического производства, но зато шесть

процентов численности Вооруженных Сил. Это значит, что тяжесть содержания

военной организации страны вчетверо выше среднемирового показателя.

В настоящее время на содержание Вооруженных Сил, других войск и

правоохранительных органов расходуется до 40 % доходной части годового

бюджета страны. Это сдерживает экономические преобразования, не позволяет

увеличить капиталовложения на развитие промышленного и

сельскохозяйственного производства. Выдержать такую нагрузку наша экономика

не в состоянии.

С кризисным состоянием экономики связано недофинансирование армии и

флота. Практически нет средств на боевую подготовку и оснащение войск новым

вооружением. Не изжиты задержки с выплатой денежного довольствия

военнослужащим. Это крайне негативно сказывается на боеспособности и

боеготовности армии и флота. Жизнь требует безотлагательно привести

Вооруженные Силы, другие войска в соответствие с экономическими

возможностями государства. В результате реформы создается новая модель

взаимодействия военной организации государства с экономикой, политикой и

обществом.

В-третьих, объективная необходимость и безотлагательность

реформирования военной организации государства связана и с рядом

демографических ограничений.

В настоящее время при значительных людских ресурсах на военную службу

приходит лишь четвертая часть призывников. Вследствие этого в армии и на

флоте отмечается большой некомплект рядового и сержантского состава, что

снижает уровень боевой готовности.

Ситуация с комплектованием воинских частей усугублялась наличием

воинских формирований у других министерств и ведомств, также постоянно

претендовавших на призывной контингент. Жизнь поставила перед

необходимостью резко уменьшить число федеральных ведомств, имеющих воинские

формирования, решительно переходить к смешанной, а затем и контрактной

системе комплектования частей. При сокращении Вооруженных Сил эта

перспектива становится вполне реальной, позволяющей в ближайшие годы

перейти к профессиональной армии.

Таким образом, Россия самой жизнью поставлена пред объективной и

насущной необходимостью кардинальной военной реформы. Изменения в

геополитической ситуации, в государственном устройстве, экономике, в

духовной и демографической сферах требуют глубоких преобразований военной

организации государства.

Руководителю занятия рекомендуется напомнить, что военная реформа –

понятие широкое и многообразное. Это комплекс политических, экономических,

правовых, собственно военных, военно-технических, социальных и иных мер,

направленных на качественное преобразование Вооруженных Сил, других войск,

воинских формирований, военных органов, оборонного производства и связанных

с ним государственных органов и организаций. Все эти преобразования

призваны обеспечить достаточный уровень обороны и безопасности государства

с приемлемыми затратами.

Реформирование военной организации рассчитано на длительный срок.

Военная реформа осуществляется в два этапа.

На первом этапе (до 2000 г.) проводится оптимизация структуры, боевого

состава и численности Вооруженных Сил. В этот период разрабатывается и

утверждается новая военная доктрина, активно ведутся научно-

исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по вооружениям

нового поколения, средствам боевого управления и связи, технологиям

двойного назначения.

На втором этапе (до 2005 г.) предусматривается обеспечение

качественного совершенствования сокращенных Вооруженных Сил, повышение их

боеспособности, переход на контрактный принцип комплектования, продолжение

разработки образцов вооружений следующих поколений.

Предполагается, что в течение ближайших восьми лет военная организация

государства будет в основном реформирована. А в последующие годы начнется

масштабное перевооружение армии, флота и других войск на образцы техники,

которая будет служить в XXI веке.

Таким образом, военная реформа призвана повысить обороноспособность

страны, привести армию, флот и другие войска в соответствие с требованиями

времени. В результате реформы будут повышены качественные параметры

Вооруженных Сил, их возможности по решению стоящих и перспективных задач.

Улучшатся условия службы всех категорий военнослужащих, возрастет

благосостояние их семей, повысится престиж военной службы и социальный

статус человека в погонах. Основной акцент в проводимой реформе делается на

повышении качественных параметров Вооруженных Сил

Итогом военной реформы должны стать численно сокращенные армия, флот и

другие войска, при этом они будут кардинально реорганизованы, хорошо

обучены и оснащены технически. Их высокая боеспособность и боеготовность

обеспечат надежную защиту нашего Отечества.

2. Содержание и особенности современного этапа военной реформы

Руководителю занятия рекомендуется разъяснить слушателям, что

современный этап военной реформы – это ее первый этап. Главная его задача и

основное содержание – это оптимизация структуры, боевого состава и

численности Вооруженных Сил.

В чем же конкретно это выражается и каковы особенности развернувшегося

реформирования военной организации нашего государства? Как практически

осуществляется военная реформа?

Следует, прежде всего, отметить, что идет процесс заметного сокращения

Вооруженных Сил. Это важная особенность нынешнего этапа военной реформы. В

1997 г. численность Вооруженных Сил уменьшилась на 200 тыс. военнослужащих.

Штатная численность армии и флота к концу 1998 г. составила 1,2 млн.

военнослужащих. Она – вполне оптимальна. Количество гражданского персонала

в течение полутора лет (с начала реформы и до конца 1998 г.) уменьшилось с

600 до 300 тыс. человек, т. е. вдвое. Сокращается численность и всех других

войск.

Значительно сокращено количество министерств и ведомств, имеющих в

своем составе воинские формирования. А там, где воинские формирования

сохраняются, они переводятся на контрактную основу. Отныне призывной

контингент будет направляться только в пять силовых структур: Вооруженные

Силы, Федеральную пограничную службу (ФПС), Внутренние войска (ВВ),

Железнодорожные войска (ЖДВ) и ФАПСИ (войска правительственной связи).

Сокращение Вооруженных Сил и других войск при всей своей масштабности

и сравнительно коротких сроках не носит обвального характера. Оно

осуществляется в целом продуманно и организованно. Разумеется, при этом

возникает немало и проблем. Скажем, в течение нынешнего этапа военной

реформы (до 2000 г.) из Вооруженных Сил будет уволено почти 300 тысяч

офицеров, прапорщиков и мичманов. 60 % из них еще не имеют права на

получение военной пенсии, а 70 % – не имеют гражданских специальностей.

Творческий потенциал большинства увольняемых военнослужащих еще далеко не

исчерпан. В связи с этим правительство разработало и осуществляет

Федеральную целевую программу переподготовки и обеспечения занятости

военнослужащих, уволенных с военной службы. Созданы и работают в основном в

крупных городах различные курсы.

Сокращение Вооруженных Сил при всей своей значимости – не главное в их

реформировании. Главное состоит в оптимизации структуры и боевого состава,

в улучшении управляемости и технической оснащенности войск. Поэтому

осуществляется крупная организационная перестройка Вооруженных Сил. Это

одна из основных особенностей современного этапа военной реформы.

Во второй половине 1997 г. произведено объединение Ракетных войск

стратегического назначения (РВСН), Военно-космических Сил (ВКС) и войск

ракетно-космической обороны (РКО). Создан по существу качественно новый вид

Вооруженных Сил (хотя он и сохраняет название Ракетные войска

стратегического назначения). В ходе интеграции РВСН, ВКС и РКО значительно

укреплены элементы, реально работающие на боеспособность и боеготовность. В

то же время устранены параллельные, дублирующие звенья. До конца 1998 г.

расформировано около 200, сформировано и переформировано свыше 50 воинских

частей, учреждений и организаций, сокращено несколько тысяч должностей

военнослужащих, в том числе свыше 2,5 тысячи должностей офицеров и

прапорщиков. Причем ракетные полки и пусковые установки остались в прежнем

количестве. Все это дало большой экономический эффект, повысило уровень

боевой готовности РВСН примерно на 20 %.

В декабре 1997 г. Министр обороны утвердил план строительства РВСН до

2001 г. В нем сформулированы главные цели, задачи и направления замысла

строительства с учетом минимально необходимого финансирования. Успешно

осваивается перспективный ракетный комплекс «Тополь – М», поставленный на

опытно-боевое дежурство. Ракетные войска стратегического назначения были и

остаются самым мощным по боевому потенциалу видом Вооруженных Сил, главным

гарантом национальной безопасности страны.

Министерство обороны и Генеральный штаб в ходе реформы уделяют большое

внимание вопросам оптимизации органов управления, том числе центрального

аппарата. Численность управленческих структур уже сокращена примерно на

одну треть, а сами структуры серьезно реорганизованы на всех уровнях. Это

позволило высвободить и уволить с военной службы около 500 генералов и

адмиралов, в том числе 100 из аппарата Министерства обороны. Практика

показывает, что осуществленные преобразования органов управления

способствовали повышению качества и эффективности управления войсками.

Одна из особенностей современного этапа военной реформы объединение в

1998 г. Военно-Воздушных Сил (ВВС) и Войск противовоздушной обороны (ПВО).

Несмотря на сложность этой задачи были найдены целесообразные пути и формы

объединения ВВС и ПВО, оптимизирован их боевой состав и решена задача

управления в условиях новой структуры. На основе объединения двух видов

создан новый вид Вооруженных Сил – Военно-Воздушные Силы, главнокомандующим

которыми стал генерал-полковник А. Корнуков.

Сформирован и с 1 марта 1998 г. заработал в полной мере Главкомат ВВС.

Управление объединениями и соединениями осуществляется с ЦКП ПВО, который

позволяет более оперативно и более надежно управлять войсками.

В ходе оптимизации боевого и численного состава объединенных войск

реорганизовано около 600 формирований, 496 частей расформировано. При этом

полностью сохранены оборонительные и ударные функции ВВС и ПВО. В процессе

реформирования высвобождается в общей сложности около 120 тыс.

военнослужащих, в том числе 42 тыс. офицеров. Характерно, что более

половины этих офицеров переназначаются и продолжают службу в ВВС и других

видах Вооруженных Сил.

Определен боевой состав Военно-воздушных Сил. При этом учитывались два

важных обстоятельства. Во-первых, в современных условиях важнейшим фактором

обеспечения военной безопасности государства является надежность

противовоздушной обороны объектов страны и группировок Вооруженных Сил. Во-

вторых, сегодня победа на суше невозможна без достижения превосходства в

воздухе и космосе. Военно-воздушные Силы структурно состоят из армий,

корпусов и дивизий ВВС и ПВО.

В составе ВВС удельный вес противовоздушной обороны составляет более

60 %. Следовательно, система ПВО остается надежным щитом Родины. Она

способна, как и раньше, обеспечивать прикрытие с воздуха особо важных

государственных, военных, административных и промышленных объектов, а также

группировок войск.

В результате реформы не пострадают боевые возможности авиации

различных родов. Исправность авиационного парка будет доведена до 70-85 %

(к началу реформирования доля исправных машин составляла 40 – 50 %).

Укомплектованность личным составом остающихся частей и соединений доводится

до 100 %, потенциальные возможности новых ВВС в борьбе за господство в

воздухе планируется увеличить на 25 %.

Осуществлен переход от пяти-видовой к четырех видовой структуре

Вооруженных Сил. Она включает РВСН, Сухопутные войска, ВВС и ВМФ.

Концепцией военной реформы предусматривается трех видовая структура (по

сферам применения войск: суша, воздух и космос, море). А, в конечном счете,

не исключается переход и к двум компонентам: стратегическим силам

сдерживания (ССС) и силам общего назначения (СОН). Изменение видовой

структуры Вооруженных Сил окажет существенное влияние на вопросы

стратегического планирования, организации и осуществления взаимодействия

между войсками.

В ходе реформирования Военно-Морского Флота также происходят серьезные

изменения, хотя его структура в целом сохраняется. Остаются четыре флота –

Балтийский, Северный, Тихоокеанский и Черноморский. В результате сокращения

корабельного состава примерно на 20 %, флоты становятся более компактными.

Реорганизуются нынешние группировки сил и средств на стратегически важных

океанских и морских направлениях.

В конце 1997 г. создана единая группировка сил в Калининградском

регионе. Расформирована 11-ая гвардейская армия, а ее войска, части ПВО и

ВВС подчинены Командующему Балтийским флотом. При общем сокращении личного

состава, особенно за счет управленческих и снабжающе–обеспечивающих

структур, повышена боеспособность российской группировки на Балтике. Она

стала стройной, централизованной, хорошо управляемой и эффективной.

В настоящее время успешно решается комплекс мер по созданию

принципиально новой оперативно-стратегической группировки на Камчатке.

Здесь до сих пор было четыре отдельные оперативные военные структуры –

Камчатская Флотилия, флотилия подводных лодок, армейский корпус, дивизия

ПВО. И у каждого руководителя свой управленческий аппарат, свои автономные

системы обеспечения. Это было расточительно с экономической точки зрения и

затрудняло в военном отношении централизацию сил и средств на полуострове.

В настоящее время на Камчатке создается единая группировка, подчиненная

Тихоокеанскому флоту. Главная задача этих преобразований – создать на

Северо-Востоке России единую военную группировку ТОФ, способную эффективно

решать стоящие задачи.

Серьезному реформированию подвергается система управления, ВМФ.

Происходит переход от 4 –5 звенной системы управления к 2 – 3 звенной.

Сокращается численность управленческих структур. В целом численность

личного состава флота к концу 1998 года уменьшилась на 40 тыс. человек.

Но ВМФ не только сокращается. В 1998 г. в состав Северного флота

введен тяжелый атомный авианесущий ракетный крейсер «Петр Великий». После

восстановительного ремонта вернулся в строй атомный ракетный крейсер

«Маршал Устинов». До конца года флот получит от промышленности большой

противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко». Хотелось бы отметить, что при

сокращении на Северном флоте противолодочных сил более чем в два раза

эффективность их действия возросла более чем в три раза.

Разумеется, реформирование ВМФ связано и с большими трудностями. Из-за

недостатка средств медленно решаются задачи его развития. В то время, как

боеготовый состав флота – это 75 % кораблей, прослуживших 10 – 15 лет.

Исправность самолетного парка флота составляет только 50 %.

Однако, несмотря на имеющиеся трудности, ВМФ решает задачи надежной

охраны морских рубежей Отечества, а в результате реформирования возрастет

роль Военно-Морского флота как важного фактора сдерживания любой возможной

агрессии.

Современный этап военной реформы характерен крупными преобразованиями

в Сухопутных войсках. Перемены в этом виде Вооруженных Сил происходят

масштабные и по форме, и по содержанию. С января 1998 г. прекратил

существование Главкомат Сухопутных войск. На его базе сформированы Главное

управление Сухопутных войск и Главное управление боевой подготовки

Вооруженных Сил, а также три командования родов войск – армейской авиации

(АА), ПВО, ракетных войск и артиллерии (РВ и А). Все эти структуры

подчинены заместителю министра обороны. Управленческие структуры в

Сухопутных войсках повсеместно сокращены на 30 %.

К концу 1998 г. численность Сухопутных войск сокращена с 400 тысяч (на

март 1998 г.) до 280 тысяч военнослужащих. Под сокращение попал почти

каждый четвертый военнослужащий. Но Сухопутные войска не просто сокращены,

они реорганизованы, преобразованы, что не привело к снижению их

боеспособности.

На основе десятков дивизий создаются базы хранения вооружения и боевой

техники, что важно с мобилизационной точки зрения. В составе оперативно-

стратегических группировок войск формируются соединения и части постоянной

боевой готовности. Предполагается на начальном этапе иметь 10 дивизий

постоянной готовности. Среди них – одна специализированная, предназначенная

исключительно для выполнения миротворческих задач. Причем, по мере

улучшения экономических возможностей государства число их будет расти. В

настоящее время уже есть несколько таких дивизий, отдельных бригад и

полков. Эти соединения и части в первую очередь оснащаются новым оружием и

системами управления. Благодаря этому практически вдвое повышается их

боевой потенциал.

В ходе первого этапа военной реформы произошли серьезные изменения в

Воздушно-десантных войсках. В их боевом составе имеется 4 дивизии,

отдельная бригада, Рязанское высшее училище, а также бригада и полк

миротворческих сил. Общая численность ВДВ к маю 1998 г. была уменьшена на

10 тыс. человек. В настоящее время за счет сокращенных частей

укомплектованы до полного штата девять парашютно-десантных полков,

отдельная воздушно-десантная бригада и четыре артполка. Это дало

возможность ввести их в состав частей постоянной готовности для действий в

составе группировок Сухопутных войск, а также для применения в качестве

воздушных десантов.

В текущем году развернуто реформирование и других войск. На основе

утвержденных Президентом РФ специальных документов ведется, реформирование

Пограничных войск, Внутренних войск, воинских структур Министерства по

чрезвычайным ситуациям (МЧС) и т. д.

Реформируется оборонно-промышленный комплекс (ОПК). Именно от него

напрямую зависит оборонная безопасность страны и перспектива военной

реформы. Число оборонных предприятий сокращается с 1.700 до 600. При этом

сохраняются и модернизируются предприятия, работа которых сориентирована на

производство высокотехнологической военной продукции, новейших вооружений и

военной техники. Создаются условия для военно-технического перевооружения

армии и флота.

Одна из особенностей современного этапа военной реформы - коренная

реорганизация системы военного образования. Чем это вызвано? Во-первых,

система военного обучения была перенасыщена учебными заведениями. В рамках

Министерства обороны их было – 101. В условиях сокращения Вооруженных Сил

потребность в офицерских кадрах уменьшается. Во-вторых, для большинства

военно-учебных заведений характерна непозволительно малая емкость

обучаемых. Сравните – в гражданском вузе в среднем обучается более четырех

с половиной тысяч студентов, а в 64 военных вузах учились менее полторы

тысячи курсантов в каждом. А на содержание военного училища расходуется

финансовых средств столько же, сколько на содержание развернутой

полнокровной дивизии. Следовательно, нынешняя система подготовки военных

кадров слишком дорого обходится государству.

Как реорганизуется система военного образования? Прежде всего, она

решительно сокращается, главным образом за счет объединения учебных

заведений и их преобразования. В 1998-1999 гг. учебном году число вузов

уменьшено со 101 до 69, а к 1 января 2000 г. – предполагается иметь

порядка 57 военно-учебных заведений. Это: 8 военных академий, 10 военных

университетов, 39 военных институтов и училищ.

При этом возрастет масштаб подготовки офицеров со средним

образованием, ибо далеко не все первичные должности требуют высшего

образования. В некоторых учебных заведениях сокращается срок обучения, так

как не все специальности высшего образования требуют пятилетнего обучения.

Принимаются меры для сохранения и укрепления научного потенциала учебных

заведений. В частности, организуется целевая подготовка ученых для училищ,

расположенных на территории восточных военных округов. В рамках

реформирования военной науки осуществляется поэтапное сокращение количества

военно-научных учреждений Министерства обороны почти вдвое.

В соответствии с Концепцией военного строительства уже в ходе

современного этапа военной реформы планируется пересмотр военно-

административного деления страны. До середины 1998 г. в России имелось: 8

военных округов и 4 флота; 7 округов внутренних войск; 6 пограничных

округов; 9 региональных центов МЧС. Теперь устанавливается единое военно-

административное деление территории страны по 6 стратегическим

направлениям: Западное (в границах Московского военного округа); Северо-

Западное (в границах Ленинградского округа); Юго-Западное (в границах

Северо-Кавказского военного округа); Центрально-Азиатское (в границах

Приволжского и Уральского военных округов с центром управления в Самаре);

Сибирское (в границах объединяющихся Сибирского и Забайкальского военных

округов с центром управления в Чите); Дальневосточное (в границах

Дальневосточного военного округа).

Упраздняются округа Внутренних войск. Вместо них будут созданы

региональные командования (управления). А сами внутренние войска в

перспективе будут преобразованы в Федеральную гвардию, комплектуемую

исключительно на контрактной основе. Пограничные округа преобразуются в

региональные управления, а пограничные войска в перспективе – в пограничную

охрану. Существенные изменения произойдут в МЧС, Железнодорожных войсках и

других силовых структурах.

Новое военно-административное деление – это придание военным округам

статуса оперативно-стратегических (территориально-стратегических)

командований на соответствующих стратегических направлениях. Оперативно-

стратегические командования будут ответственными за состояние, развитие,

подготовку и применение дислоцированных в границах округа всех военных

формирований независимо от их вхождения в различные федеральные ведомства.

Эта мера позволяет централизовать все имеющиеся силы и средства,

рационально их использовать, обеспечивая безопасность на том или ином

стратегическом направлении.

Концепция военного строительства предусматривает усиление

взаимодействия силовых структур. В связи с этим возрастет координирующая

роль и ответственность Министерства обороны и Генерального штаба за

обеспечение обороноспособности и безопасности страны.

В числе приоритетных задач военной реформы – формирование единой

системы технического и тылового обеспечения, как Вооруженных Сил, так и

других войск. В настоящее время автономно действуют три самостоятельные

системы тылового обеспечения: Вооруженных Сил, Внутренних войск МВД и

Пограничных войск. Они фактически параллельно осуществляют обеспечение

своих войск однотипными материальными средствами. Их интеграция в единую

систему обеспечивает большую экономию финансовых и материальных средств,

высвобождает значительное число военнослужащих, а главное – повышает

надежность и оперативность тылового обеспечения всех силовых ведомств.

Одна из важных и трудных особенностей современного этапа военной

реформы состоит в том, что она проводится в условиях жестких финансовых

ограничений.

Это больной вопрос. Из утвержденных Законом «О федеральном бюджете на

1998 г.» на реформирование Вооруженных Сил около 4 млрд. рублей фактически

за 9 месяцев 1998 г. было получено только около двух. Финансовый кризис

лишь усугубил крайне тяжелое положение армии и флота.

С резким подорожанием продовольствия, товаров и услуг значительно

обесценились ассигнования, выделяемые Министерству обороны, и задерживаемое

к выплате денежное довольствие военнослужащих. Из-за острейшего дефицита

денежных средств укомплектованность новым оружием и техникой пока

составляет лишь 30 %. Сегодня 53 % самолетного парка и около 40 %

вертолетного парка находятся в неисправном состоянии или требуют ремонта.

Все это, естественно, негативно сказывается на ходе проводимых

преобразований.

Вполне очевидно, что без устойчивого и в рациональных объемах

финансирования в нынешних условиях просто не обойтись. Часть требуемых

средств изыскиваются за счет мобилизации внутренних резервов самих

Вооруженных Сил. Армия и флот освобождаются от предприятий и организаций,

объектов и структур, без которых их жизнедеятельность практически не

пострадает, и они вполне способны существовать. Реализуются высвобождаемые

военные городки, военное имущество и т.д. Вырученные средства, конечно,

пополняют, но далеко, не восполняют сокращаемый оборонный бюджет. Поэтому

несмотря на все сложности в экономике предпринимаются меры, чтобы он

соответствовал потребностям эффективного проведения военной реформы и

поддержанию на должном уровне обороноспособности страны.

Следует особо подчеркнуть, что темпы военной реформы в решающей мере

зависят от уровня социальной защищенности военнослужащих, которое во многом

определяет их отношения к проводимым преобразованиям. В «Концепции

национальной безопасности Российской Федерации» отмечается: «В обеспечении

национальной безопасности Российской Федерации в оборонной сфере особую

роль играет человеческий фактор, общественный статус военнослужащего.

Поэтому на первый план выдвигаются такие задачи, как осуществление

комплекса мер по социальной защите военнослужащих, повышению престижа

военной службы, формированию общественного сознания в духе необходимости

вооруженной защиты национальных интересов страны и мобилизации усилий и

возможностей государства, общества и граждан для проведения военной

реформы».

Речь идет о том, чтобы материально-бытовые условия, военнослужащих и

членов их семей, их уровень жизни должным образом стимулировали военную

службу, повышали ее престиж и привлекательность. Сегодня это является одной

из неотложных задач. Принятый в 1998 году закон «О статусе военнослужащих»

(1998 г.), как раз и направлен на ее решение. Так, например, он обязывает

правительство индексировать денежное довольствие военнослужащих в течение

года после повышения минимальной зарплаты.

Несмотря на переживаемые трудности, современный этап военной реформы

характерен нарастанием масштаба и темпов преобразования военной организации

государства. Идет процесс сокращения армии, флота и других войск.

Оптимизируется боевой состав Вооруженных Сил, совершенствуется их

организационная структура. Несмотря на недостаточное, жесткое

финансирование, принимаются конкретные меры по поддержанию боеспособности

Вооруженных Сил, обеспечению национальной безопасности страны. Подводя итог

уже сделанному в ходе современного этапа военной реформы, начальник

Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии А. Квашнин заявил:

«...За короткий срок удалось заложить основы качественно новых Вооруженных

Сил, отвечающих возможностям нашего государства и задачам по защите

национальных интересов в конкретных условиях военно-стратегической

обстановки». («Красная звезда», 18 июня 1998 г.).

Руководителю занятия рекомендуется акцентировать внимание слушателей

на том, что с одной стороны – проводимая военная реформа осуществляется для

обеспечения надежной обороны страны, для улучшения условий службы и быта

военнослужащих. С другой – ее успех во многом определяется

профессионализмом и морально-психологическим состоянием самих

военнослужащих. Этому и посвящен следующий вопрос.

Роль и место военнослужащих в успешном проведении военной реформы

Приступая к изложению третьего вопроса, руководителю занятия

рекомендуется напомнить, что сущность военной реформы заключается в

качественном преобразовании Вооруженных Сил. Задача обеспечения внешней

безопасности России по-прежнему остается актуальной. В связи с изменением

характера и масштаба военных опасностей для страны происходит определенная

корректировка конкретных задач видов Вооруженных Сил. А это неизбежно

предопределит содержание и направленность всего процесса боевой подготовки

и военной службы.

Главная задача сдерживания любой возможной агрессии возлагается по-

прежнему на Ракетные войска стратегического назначения. Они служат стержнем

системы национальной обороны России, надежной гарантией ее безопасности. А

на период глубоких экономических и политических преобразований, включая

военную реформу, роль фактора ядерного сдерживания даже повышается.

По обычным Вооруженным Силам и вооружениям Россия и в новых условиях

обладает достаточными возможностями для сдерживания вероятного противника

от развязывания военных конфликтов, локального и меньшего масштабов. Важную

роль в этом отношении призваны играть соединения постоянной готовности

Сухопутных войск, отличающиеся мобильностью Воздушно-десантные войска. В

локальных войнах и вооруженных конфликтах возрастет значимость частей ВВС.

Современный этап военной реформы характерен масштабной реорганизацией

армии и флота. Идет массовое увольнение военнослужащих. Осуществляется

вывод из состава Вооруженных Сил многих обеспечивающих структур. Важно,

чтобы все эти и другие мероприятия и впредь проводились организованно, без

каких-либо сбоев. Главное – не допустить ослабления внимания к задачам

повышения бдительности и боеготовности. Ни в коем случае нельзя допускать

благодушия и беспечности, ибо современный мир небезопасен.

Успех военной реформы, уровень боеспособности армии и флота зависит,

прежде всего, от качества и эффективности ратного труда военнослужащих,

особенно офицерского состава. Требования к офицерам – организаторам

обучения и воспитания подчиненных, проводникам государственной политики в

армии и на флоте существенно возрастают. Министр обороны РФ, Маршал России

И.Д. Сергеев отмечает: «Нельзя забывать, что состояние армии и флота

определяется, прежде всего, состоянием офицерского состава. Именно офицеры,

настоящие профессионалы, патриоты, преданные своему Отечеству, с

достоинством несут свое высокое звание защитника земли Российской»

(«Красная звезда», 1 июля 1997 г.).

Действительно, именно офицеры в решающей степени определяют результаты

военных преобразований. Несмотря на многочисленные материально-бытовые

проблемы, с которыми они сегодня сталкиваются, офицеры, как правило,

выполняют свой служебный долг с высочайшей отдачей. Судьба проводимой

реформы в руках офицерского корпуса. Именно от его профессионализма в

первую очередь зависит качество боевой подготовки, уровень воинского

мастерства солдат и сержантов. А личный пример соблюдения российских

законов и воинских уставов офицерами служит действенным средством

утверждения правопорядка в войсках.

В офицерских аудиториях представляется целесообразным более подробно

остановиться на задачах офицерского состава применительно к конкретным

частям (кораблям), подразделениям.

Внимание офицеров сегодня должно быть приковано, прежде всего, к

вопросам повышения боевой выучки подчиненных. Боевая подготовка – это пока

единственное, чем можно компенсировать сокращение численности личного

состава и систем вооружения. За боевую подготовку при всех сложностях с

недофинансированием надо браться по-настоящему, использовать эффективно

учебное время и экономить материальные средства. Боевая учеба, как требует

Устав, должна быть «основным содержанием повседневной деятельности

военнослужащих в мирное время».

Целесообразно напомнить слушателям – воинам срочной службы содержание

понятия «Боевая готовность». Это – способность войск (сил), части

(корабля), подразделения в любых условиях обстановки начать военные

действия, в установленные сроки выполнить поставленные задачи по защите

Родины. Она является главным показателем качественного состояния

Вооруженных Сил и состоит из многих важных компонентов (техника,

вооружение, организованность, дисциплина, профессиональное мастерство и

многое другое). Важно выяснить, как военнослужащие понимают свои задачи по

ее обеспечению в современных условиях.

Одной из важнейших задач является – усиление воспитания

военнослужащих. В этой работе необходимо руководствоваться требованиями

военного законодательства и общевоинских уставов, Концепцией по военному

строительству, Концепциями воспитательной работы, правового и военно-

патриотического воспитания.

Руководителю занятия рекомендуется кратко остановиться на проблемах

патриотического воспитания. Н.А. Некрасов написал замечательные строки:

«Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденье, за любовь...» Поэт очень точно

подметил, что патриотизм и готовность к защите своей Родины неразделимы.

Сила патриотизма определяет человеческое достоинство каждого, в том числе,

человека в военной форме.

Целесообразно обратиться к военнослужащим с вопросами: что такое

патриотизм? Почему необходимо формировать чувство патриотизма у воинов?

Каковы пути его формирования в современных условиях?

Патриотизм – та основа, на которой зиждется сила и крепость наших

Вооруженных Сил. Он является фундаментом морально-психологического облика и

боевых качеств российского солдата и матроса. Только воин-патриот способен

защищать свое Отечество самоотверженно, до последнего вздоха.

Патриотизм предполагает: беззаветную любовь и преданность своему

Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу и его свершениям,

испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов,

готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Воин-патриот всегда осознает воинский долг и верен ему.

Патриотизм и верность воинскому долгу российские воины проявляли во

все времена. Никогда не будут забыты подвиги древнерусских дружин и

ополчений, воинов Петра, Суворова...

16 ноября 1941 года 28 гвардейцев-панфиловцев не отступили перед

напором 30 фашистских танков, уничтожив более половины из них. Почти все

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.