РУБРИКИ

Общественная государственная подготовка

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Общественная государственная подготовка

Президент РФ, Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и

Совета Федерации, Правительство РФ, Совет Безопасности. К органам военного

управления относятся специально создаваемые военные органы, осуществляющие

управление процессами формирования и функционирования Вооруженных Сил.

Общее руководство Вооруженными Силами (и другими воинскими

формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный

Главнокомандующий. Согласно Конституции и Закону «Об обороне» им является

Президент России.

Президент (от латинского – сидящий впереди) – выборный глава

государства в современных государствах с республиканской формой правления.

В Российской Федерации должность Президента республики была учреждена

в 1991 году. Это знаменовало новый этап в развитии российской

государственности. Президент получил власть из рук народа – избран на

основе всеобщего равного, прямого тайного голосования граждан России. В

соответствии с занимаемой должностью Президент Российской Федерации, как и

президенты (главы) других государств является Верховным Главнокомандующим

Вооруженными Силами. Его полномочия как Верховного Главнокомандующего

определены Федеральным законом «Об обороне» (статьи 4 и 13).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.80) Президент

Российской Федерации является главой государства. В силу занимаемой

должности и возлагаемых на него задач Президент РФ выступает гарантом

безопасности Российской Федерации. Только перед Президентом РФ ставится

задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и

государственную целостность, что создает условия для осуществления своих

полномочий в нормальном конституционном режиме всем иным органам

государственной власти и должностным лицам.

При вступлении в должность в приносимой присяге Президент Российской

Федерации клянется «...защищать суверенитет и независимость, безопасность и

целостность государства...».

Выполнение ключевых функций в системе органов государственной власти и

обороны страны обеспечено наделением Президента обширными полномочиями в

сфере вооруженной защиты государства.

Реализуя свои полномочия Президент определяет основные направления

военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место

занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной

организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив

развития военной техники, мобилизационных возможностей государства.

Среди полномочий Президента немало таких, которые самым

непосредственным образом влияют на боевую готовность Вооруженных Сил. Он

утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы

строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских

формирований. Только Президенту государства как Верховному

Главнокомандующему дано право утверждать такой основополагающий документ

как План применения Вооруженных Сил Российской Федерации. Не менее важным

является рассмотрение и утверждение Президентом Мобилизационного плана

Вооруженных Сил, который по своей сути является директивным документом по

переводу всего государственного механизма, а не только Вооруженных Сил, к

функционированию в условиях военного времени. Планом определяется порядок

работы органов государственной власти России, субъектов Российской

Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В

условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная

государственная программа оперативного оборудования территории Российской

Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей

государственного и мобилизационного резервов. Кроме того, Президент

утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Как глава государства в своей внешнеполитической деятельности он ведет

переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в

области обороны, включая и договоры о совместной обороне, коллективной

безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об

участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию

мира и международной безопасности.

Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные

программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также

утверждаются Президентом страны планы размещения на территории Российской

Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации

оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все

программы ядерных и других специальных испытаний. Ни одно подобное

испытание не может быть проведено без санкции Президента.

Все места дислокации (расположения) соединений и более крупных

формирований Вооруженных Сил, других войск, а также вопросы их перемещения

в другие пункты дислокации рассматриваются Президентом Российской

Федерации.

Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он

утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских

формирований до объединения включительно, а также штатную численность

военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских

формирований и органов. Перечень воинских должностей, замещаемых высшими

офицерами в Вооруженных Силах и других войсках утверждается Президентом. Он

же обладает правом назначения военнослужащих на эти должности и присвоения

им высших офицерских званий.

Наиболее важные документы, такие как общевоинские уставы, положения о

Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения

военной службы, военных советах, военных комиссариатах утверждаются

Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской

жизни.

Дважды в год Президент издает указы о призыве граждан на военную

службу, а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих

службу по призыву.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны

наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной

страны и обеспечения безопасности граждан. Он в соответствии с Законом РФ о

военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного

времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы

исполнительной власти на период военного времени в соответствии с

федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии

против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской

Федерации издает приказ о введении военного положения. Оно может быть

введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые

подверглись нападению, которым угрожает нападение, или которые имеют особое

значение для обороны страны. Вводя военное положение Президент наделяет

особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного

самоуправления и организации. При введении военного положения могут

создаваться специальные органы военного управления, власть которых

распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам

предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании

сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и

порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан

(например: свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

При введении военного положения Президент Российской Федерации

немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ

Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом

Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами

вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и

воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по

их предназначению.

Выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на

него Федеральным законом “Об обороне”, Президент Российской Федерации –

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации

обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет

всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом

состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны.

Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ.

Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению

защиты конституционного строя, государственного суверенитета,

территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в

выработке военной политики Российской Федерации.

Таким образом, Президент Российской Федерации занимает

самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения

безопасности государства и вооруженной защиты его граждан. Его полномочия

направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти

по охране государственного суверенитета России, укреплению

обороноспособности Вооруженных Сил. На Президента Российской Федерации, как

Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами возлагается особая

ответственность перед народом за состояние Вооруженных Сил России и их

готовность защитить свое государство и свой народ.

В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ,

представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание,

которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Конституция и Закон «Об обороне» четко определяют полномочия Федерального

собрания в области обороны.

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и

выступает как орган представительства субъектов федерации. К его ведению

относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и

чрезвычайного положения; а также о привлечении Вооруженных Сил, других

войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к

выполнению задач не по их предназначению; решение вопроса о возможности

использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской

Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону,

устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о

федеральном бюджете, а также – принятые Государственной Думой федеральные

законы в области обороны.

Государственная Дума является представительным органом всего населения

Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами

Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного

права при тайном голосовании.

Государственная Дума: рассматривает расходы на оборону,

устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает

федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты

деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий Совет Федерации и Государственная Дума

осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по

безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации – один из главных органов,

осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно

возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 114 Конституции РФ оно осуществляет меры по

обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание

деятельности Правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ «Об

обороне». Согласно этого закона Правительство: разрабатывает и представляет

в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном

бюджете; организует обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации,

органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и

услугами по их заказам; организует разработку и выполнение

государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного

комплекса; определяет условия финансово-хозяйственной деятельности

организаций Вооруженных Сил; организует разработку Федеральной

государственной программы оперативного оборудования территории страны

в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы;

определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование

гражданской и территориальной обороны; организует контроль за экспортом

вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и

продукции двойного назначения и др.

Для претворения в жизнь, принимаемых государственными органами власти

решений, относящихся к Вооруженным Силам, необходима постоянная

организаторская работа. Эту деятельность ведут специальные военные органы,

объединенные в системе Министерства обороны РФ. Деятельность этих органов

является составной частью осуществления федеральной исполнительной власти.

Система военных органов, осуществляющих в Вооруженных Силах

государственную власть, т. е. военное управление, состоит из:

– центральных органов;

– органов управления объединений, воинских соединений и частей;

– военных комиссариатов (местных органов военного управления);

– начальников гарнизонов (старших морских начальников);

– военных комендантов.

В качестве специфического вида органов управления принято выделять

штабы. Штаб – это основной орган в руках соответствующего командующего

(командира) по оперативному управлению подчиненными ему войсками и силами

флота.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет

Министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб.

Министр обороны является прямым начальником всего личного состава

Вооруженных Сил РФ. Он несет персональную ответственность за выполнение

задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и

деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также

вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты,

регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск.

Министерство обороны Российской Федерации участвует в разработке

предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской

Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской

Федерации. Оно разрабатывает федеральную государственную программу

вооружения и развития военной техники, а также предложения по

государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте

федерального бюджета. Важное значение имеет координация и финансирование

работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований,

заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной

техники, продовольствия, вещевого и другого имущества,

материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает

с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый

ряд иных полномочий.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота

Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб. Он разрабатывает предложения

по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил

Российской Федерации и координирует разработку предложений по

численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских

формирований и органов.

Генеральный штаб разрабатывает также план применения и

мобилизационный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную

программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Он

устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные

сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий

по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на

военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный

штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по

поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил

Российской Федерации и др.

В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд

главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и

подчиненных определенным заместителям Министра обороны или непосредственно

Министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов МО РФ входят

управления главнокомандующих видами Вооруженных Сил РФ. В структурном

отношении управление главнокомандующего вида ВС РФ состоит из Командования,

Главного штаба, главных управлений, управлений, отделов. Во главе вида

Вооруженных Сил, Управления главнокомандующего видом стоит

Главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется

непосредственно Министру обороны.

В состав управления военного округа входят: командование, штаб

военного округа, управления, службы и другие структурные подразделения.

Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности

ее должностных лиц, определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил

Российской Федерации.

Каждый орган военного управления функционирует согласно определенной

для него компетенции в пределах предоставленных ему полномочий при строгом

и неуклонном соблюдении и исполнении законов и основанных на них иных

правовых актов.

Исполнительная власть, осуществляемая военными органами Вооруженных

Сил РФ, действует как на основании общих принципов исполнительной власти,

так и специфических, важнейшими из которых являются принципы:

последовательной централизации, единоначалия и строгой дисциплины.

Централизация выражается в:

- осуществлении руководства всеми Вооруженными Силами государства из

единого центра;

- подчинении всех видов Вооруженных Сил РФ единому командованию;

- наделении центральных органов всей полнотой прав по управлению

нижестоящими военными органами и подчиненными войсками;

- обязательности актов и указаний вышестоящих органов и должностных

лиц для нижестоящих.

Единоначалие – основополагающий принцип строительства Вооруженных Сил

РФ, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Суть

единоначалия заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой

распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него

персональной ответственности за все стороны жизни и деятельности воинской

части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие в Вооруженных Силах РФ осуществляется на прочной правовой

основе. Этот принцип закреплен юридически на законодательном уровне. Нормы

военного законодательства, Уставы ВС РФ конкретно определяют обязанности и

права соответствующих командиров (начальников), наделяют их необходимыми

государственно-властными полномочиями.

Воинская дисциплина – важнейший принцип осуществления исполнительной

власти в военном управлении. Однако, воинская дисциплина является только

частью (видом) государственной дисциплины, действующей в военной области.

Поэтому органы военного управления и их должностные лица обязаны соблюдать

требования и других видов государственной дисциплины.

Таким образом, все сказанное выше позволяет сделать вывод, что

Вооруженные Силы РФ имеют стройную систему руководства и управления,

которая обеспечивает их надежную управляемость в различных условиях

обстановки.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.

2. Закон РФ «Об обороне». – М., 1996.

3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Красная

звезда. – 1997, 27 декабря.

4. Основы (Концепция) государственной политики по военному

строительству на период до 2005 года // Красная звезда. – 1998, 4 августа.

5. Послание по национальной безопасности Президента Российской

Федерации Федеральному Собранию. – М., 1996.

6. Путь к современной армии. Сборник «Военная реформа». Выпуски №№ 1-

2. – М., 1998.

7. Отечество. Честь. Долг. Учебное пособие по общественно-

государственной подготовке. Выпуски №№ 1-3. – М., 1997 - 1998.

Подполковник Марущенко В.В., кандидат философских наук

ВОЕННЫЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Объективные предпосылки принятия Концепции национальной безопасности РФ, ее

сущность и значение.

Россия в мировом сообществе и ее национальные интересы.

Задачи Вооруженных Сил по обеспечению национальной безопасности Российской

Федерации.

Вопросы национальной безопасности страны, особенно ее военные аспекты,

всегда были и остаются чрезвычайно актуальными. Они постоянно находятся в

центре внимания государственного и военного руководства, всего общества,

так как от уровня и надежности безопасности страны зависит ее стабильное и

устойчивое развитие.

Практика государственного строительства последних лет показала –

стране крайне необходим программный документ общенациональною характера,

определяющий политику государства в обеспечении безопасности России. Таким

документом стала Концепция национальной безопасности, утвержденная Указом

Президента РФ 17 декабря 1997 года.

Объективные предпосылки принятия Концепции национальной безопасности РФ, ее

сущность и значение.

Разработку и принятие Концепции национальной безопасности Российской

Федерации обусловил целый ряд объективных факторов.

Во-первых, кризис в экономической сфере, в системе общественных

отношений, в военной области достиг своих предельных значений. Нарастают

негативные проявления в сфере федеративных межнациональных отношений. Все

это требует уточнения системы официально принятых взглядов на национальную

безопасность России, характер угроз интересам государства, цели и стратегии

государства по обеспечению этих интересов.

Во-вторых, остро ощущается отсутствие духовной основы, способной

объединить общество. Оно нуждается в определенном объединительном стержне,

на базе, которого можно было бы сформировать широкое согласие в рамках

основных сегодняшних общероссийских интересов, целей и возможностей.

В-третьих, вся система обеспечения национальной безопасности

Российской Федерации (силы, средства, органы, нормативно-правовая база их

функционирования) должна быть приведена в соответствие с реалиями

международной обстановки, экономическими возможностями государства, уровнем

духовной готовности общества к переменам. Эта система должна отражать

сегодняшние и перспективные приоритеты безопасности и обеспечивать

устойчивость развития общества и государства.

И, наконец, Концепция национальной безопасности как политический

документ призван стать методологической основой для планирования и

реализации всего процесса государственного строительства в области

обеспечения безопасности, консолидировать усилия федеральных органов

государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ,

организаций и граждан по обеспечению национальных интересов и безопасности

России.

Руководителю занятия необходимо разъяснить военнослужащим ключевое

понятие – «национальная безопасность». Согласно Концепции – это «состояние

защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от

внешних и внутренних угроз».

Исходя из такого понимания этой важной проблемы и была разработана

Концепция национальной безопасности Российской Федерации, которая

представляет собой политический документ, отражающий совокупность

официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области

обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и

внутренних угроз.

Национальная безопасность – понятие многогранное. Ее можно представить

в виде совокупности таких аспектов, как безопасность экономическая,

технологическая, информационная, интеллектуальная, социальная,

внешнеполитическая, внешнеэкономическая, военная и т.д.

Важнейшей, неотъемлемой частью национальной безопасности является

военная безопасность, основу которой составляет оборона страны. При этом

следует отметить, что все другие слагаемые национальной безопасности в той

или иной мере оказывают влияние на военную безопасность страны. Безусловно,

влияние этих факторов не одинаково: одни из них влияют прямо, другие

косвенно. Но очевидно, что оборона страны обеспечивается лишь единством,

взаимосвязью и сбалансированностью всех видов безопасности.

Каково значение принятой Концепции? В ней сформулированы важнейшие

направления и принципы государственной политики. Она является основой для

разработки конкретных программ и организационных документов в области

обеспечения национальной безопасности на длительную перспективу. Концепция

во многом определяет основные приоритеты военного строительства в нашей

стране, являющегося важнейшей составной частью обеспечения национальной

безопасности.

Структурно Концепция состоит из четырех разделов, в которых

рассматриваются: положение России в современном мире, национальные интересы

РФ, угрозы ее национальной безопасности, а также задачи по обеспечению

национальной безопасности страны. Рассматривая содержание этого документа

необходимо учитывать, что основные его положения прямо или опосредовано

имеют военный аспект. А поэтому военнослужащим необходимо знать содержание

Концепции и четко представлять, какие задачи она определяет Вооруженным

Силам по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Россия в мировом сообществе и ее национальные интересы

Приступая к изложению первого вопроса руководителю занятия

рекомендуется отметить фундаментальное положение, на котором строится

анализ современного внешнеполитического положения страны – усиление

тенденций к формированию многополярного мира.

При сохранении значения военно-силовых факторов в международных

отношениях все большую роль играют экономические, политические, научно-

технические, экологические и информационные факторы. Одновременно

обостряется международная конкуренция в целях обладания природными,

технологическими, информационными ресурсами, рынками сбыта.

Нынешний период развития международных отношений открывает для России

новые возможности обеспечения своей безопасности. Уменьшилась опасность

прямой агрессии против Российской Федерации. Имеются перспективы более

широкой интеграции в мировую экономику. Возросли возможности обеспечения

национальной безопасности страны невоенными средствами – за счет договорно-

правовых, политических, экономических и других мер.

Однако, как отмечается в Концепции, становление многополярного мира –

процесс продолжительный и не простой. На его нынешнем этапе еще сильны

рецидивы попыток создания структуры международных отношений, основанной на

односторонних, в том числе военно-силовых, решениях ключевых проблем

мировой политики.

Влияние России на решение кардинальных вопросов международной жизни,

затрагивающих интересы нашего государства, значительно снизилось. В этих

условиях усилилось стремление ряда государств к ослаблению его позиций в

политической, экономической и военной областях.

Еще недостаточно устойчивы позитивные тенденции во внутреннем развитии

государства и общества. Главной причиной этого является сохранение

кризисных явлений в российской экономике. Сократилось производство и

ухудшилась его структура по сравнению с дореформенным периодом. Нарастает

научно-техническое отставание России от развитых стран. Усиливается

зависимость от импорта продовольствия и потребительских товаров,

оборудования и технологий. Растет внешний и внутренний государственный

долг. Происходит отток квалифицированных кадров из сферы материального

производства и из научной сферы. Увеличивается количество чрезвычайных

ситуаций техногенного характера. Растет имущественное расслоение общества,

снижается уровень жизни большей части населения. Все еще велик уровень

преступности и коррупции. Сокращается экономический, научный и

демографический потенциал страны. Не достигнуто общественное согласие.

Нарушена прежняя система обороны, а создание новой идет медленно.

Появились большие по протяженности неохраняемые участки государственной

границы.

Однако, несмотря на это Россия имеет все предпосылки для того, чтобы

поддержать и упрочить свои позиции как державы, способной обеспечить

процветание своего народа и играть важную роль в мировых процессах. Во-

первых, значителен наш экономический и научно-технический потенциал,

определяющий способность страны к устойчивому развитию. Во-вторых,

уникально стратегическое положение России на Евразийском континенте. В-

третьих, значительны запасы сырья и ресурсов. В-четвертых, имеется мощный

потенциал ядерных сил. Все это создает предпосылки для обеспечения надежной

национальной безопасности России в XXI веке.

Далее руководителю занятия необходимо пояснить, что Россия, как и

любое другое государство, имеет свои национальные интересы, обеспечение

которых является приоритетной задачей всех государственных институтов.

Национальные интересы в своей основе отражают «инстинкт

самосохранения» народа как культурно-исторической общности, что

предполагает поддержание стабильности основополагающих общественных и

государственных институтов, обеспечение внутренней и внешней безопасности

государства в конкретно-исторических условиях.

К важнейшим национальным интересам России на современном этапе ее

развития в Концепции отнесены: обеспечение развития человека, повышение

качества и уровня его жизни, общественной и личной безопасности; сохранение

суверенитета, территориальной целостности, незыблемость федеративного

устройства России; единство экономического пространства, преодоление спада

производства и переход к экономическому росту; гарантированная государством

свобода демократического развития общества, установление надежного

гражданского мира и национального согласия.

В документе отмечено, что на сегодня национальные интересы России в

области экономики являются ключевыми. Комплексное решение проблем,

связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на

основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологичного

производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественными

сырьем и оборудованием, армию вооружением, население и социальную сферу –

предметами потребления и услугами, а внешнюю торговлю –

конкурентоспособными экспортными товарами.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в

обеспечении гражданского мира, национального согласия и внутриполитической

стабильности государственной власти, ее институтов и правопорядка,

завершении становления демократического общества, а также в нейтрализации

причин и условий, способствующих возникновению социальных и межнациональных

конфликтов, национального и регионального сепаратизма, ведущих к

дезинтеграции страны.

Национальные интересы России в сфере борьбы с преступностью и

коррупцией требуют консолидации усилий общества и государства, резкого

ограничения экономической и социально-политической основы этих

противоправных явлений, выработки комплексной системы мер правового,

специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и

правонарушений, для обеспечения защиты личности, общества и государства от

преступных посягательств. Интересы национальной безопасности требуют

решительной борьбы с проникновением преступности в армейскую среду. К

сожалению, на сегодняшний день в Вооруженных Силах имеют место факты

злоупотреблений служебным положением, хищений, неуставных взаимоотношений и

других правонарушений, которые отрицательно сказываются на морально-

психологическом состоянии воинских коллективов, подрывают боевую готовность

армии и флота, роняют их престиж в обществе. Поэтому делом чести каждого

военнослужащего должно стать активное участие в работе по искоренению этих

негативных явлений в нашей среде.

Большое значение для общества имеют национальные интересы в области

духовной жизни, культуры и науки, которые во многом определяют ход реформ и

их результат. «Духовное возрождение общества, – отмечается в Концепции, –

его нравственные ценности непосредственно влияют на уровень развития

экономики и всех сфер жизни».

Огромное влияние духовные факторы оказывают на военную сферу.

Духовность армии всегда являлась важнейшим показателем развития военного

искусства. Известно, например, высказывание Наполеона о том, что успех в

военном деле на три четверти зависит от духовных элементов и только на одну

четверть от материальных. Применительно к процессам реформирования

Вооруженных Сил Российской Федерации, протекающим в сложных экономических и

политических условиях, можно сказать, что успех реформы во многом будет

зависеть от того, насколько удастся развить духовные силы общества и его

вооруженных сил.

В России, в силу ее исторической специфики, национальных традиций,

геополитического положения, когда мир для нее был случайностью, а не война,

организации духа армии уделялось всегда большое внимание. Это было не

только предметом особой заботы всех без исключения реформаторов, но и

критерием в оценке эффективности проведенных преобразований. Антон

Керсновский, написавший замечательный труд по истории русской армии,

подчеркивал: «Сущностью русской национальной военной доктрины является

превосходство духа над материей».

Все это делает, как подчеркивается в Концепции чрезвычайно важным

утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитие

многовековых духовных традиций Отечества.

Национальные интересы в международной сфере требуют проведения

активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение позиций

России как великой державы – одного из влиятельных центров формирующегося

многополярного мира. Основными составляющими этого курса являются:

- формирование на добровольной основе интеграционного объединения

государств – участников Содружества Независимых Государств;

- развитие равноправного партнерства с другими великими державами –

центрами экономической и военной мощи;

- развитие международного сотрудничества в борьбе с транснациональной

преступностью и терроризмом;

- упрочение тех механизмов коллективного управления мировыми

политическими и экономическими процессами, в которых Россия играет важную

роль, и в первую очередь укрепление Совета Безопасности ООН.

Как отмечается в Концепции, приоритетным направлением

внешнеполитического курса России является и будет являться деятельность, но

обеспечению нерушимости границ и территориальной целостности государства по

защите его конституционного строя от возможных посягательств других

государств. Решение этой задачи немыслимо без крепких Вооруженных Сил, без

достаточной заботы об оборонном комплексе страны.

Исходя из вышесказанного, руководителю занятия необходимо раскрыть

национальные интересы в оборонной сфере. Они заключаются, прежде всего, в

обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной

агрессии со стороны других государств. Реализация этих целей требует

концентрации усилий общества и государства на планомерном военном

строительстве.

В концепции отмечено, что существующая военная организация для

государства обременительна. Необходимо ее реформировать в ходе военного

строительства, которое должно учитывать изменение баланса сил на мировой

арене и эффективно использовать экономические возможности государств для

обеспечения адекватного реагирования на военные угрозы национальным

интересам Российской Федерации.

Развитие новых информационных технологий повышает значимость

национальных интересов в информационной сфере. Это обуславливает

необходимость сосредоточения усилий общества и государства на решении таких

задач, как защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального

культурного наследия, норм морали и общественной нравственности,

обеспечение права граждан на получение достоверной информации.

Применительно к военной сфере, реализация этих концептуальных установок

предусматривает разработку комплекса мер по защите войск (сил) от

негативного информационного воздействия и утечки важной военной информации.

Руководителю занятия важно разъяснить слушателям, что национальные

интересы России носят долгосрочный характер и определяют основные цели на

ее историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней

и внешней политики государства, реализуются через систему государственного

управления.

Необходимым условием реализации национальных интересов России является

возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и

социальные, задачи, независимо от намерений и позиций иностранных

государств и их сообществ, поддерживать такой уровень жизни населения,

который бы обеспечивал национальное согласие и общественно-политическую

стабильность в России.

Анализ современного внешне- и внутриполитического положения страны,

национальных интересов в различных сферах позволяет определить задачи

Вооруженных Сил Российской Федерации по обеспечению национальной

безопасности страны. Они сформулированы в заключительном разделе Концепции.

3. Задачи Вооруженных Сил Российской Федерации по обеспечению

национальной безопасности страны

В начале изложения этого вопроса рекомендуется отметить, что

обеспечение национальной безопасности страны путем совместной

целенаправленной деятельности государственных и общественных институтов, а

также граждан, принимающих участие в выявлении, предупреждении различных

угроз безопасности личности, общества и государства и в противодействии им,

является обязательным и непременным условием эффективной защиты

национальных интересов России.

Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской

Федерации является создание и поддержание такого экономического,

политического, международного и военно-стратегическою положения страны,

которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества

и государства и исключало опасность ослабления роли и значения Российской

Федерации как субъекта международного права, подрыва способности

государства реализовать свои национальные интересы на международной арене.

Говоря же непосредственно об оборонной сфере, необходимо подчеркнуть,

что в документе определены характер и направленность военного

строительства, основные требования к группировкам войск (сил) по решению

оперативно-стратегических задач в будущей войне, направления их

реорганизации, а также основные принципы обеспечения безопасности

государства в оборонной сфере.

Это позволяет сформулировать исходные данные для разработки, как

военной доктрины России, так и различных ведомственных концепций развития

сил и средств обеспечения безопасности Российской Федерации.

Как отмечается в концепции, обеспечение национальной безопасности

России в оборонной сфере является важнейшим направлением деятельности

государства, предметом постоянного общественного внимания. Главной целью

практической деятельности государства и общества в этой сфере является

совершенствование военной организации РФ для обеспечения возможности

адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникать в XXI веке, при

рациональных затратах на национальную оборону.

Характер этих угроз требует уточнения задач Вооруженных Сил РФ,

оптимизации их структуры и состава, расширения профессионального ядра армии

и флота, совершенствования правовых основ и механизма планирования военного

строительства, а также разработки современных подходов к его экономическому

и финансовому обеспечению с учетом необходимости формирования системы

коллективной безопасности в рамках СНГ.

Россия не стремится поддерживать паритет в вооружениях и вооруженных

силах с ведущими государствами мира и ориентируется на реализацию принципа

реалистического сдерживания, в основе которого лежит решимость адекватно

использовать имеющуюся военную мощь для предотвращения агрессии. Необходимо

подчеркнуть, что для предотвращения войны и вооруженных конфликтов Россия

отдает предпочтение политическим, экономическим и другим невоенным

средствам. Однако пока неприменение силы не стало нормой международных

отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют наличия

достаточной для ее обороны военной мощи.

Как зафиксировано в Концепции, Вооруженные Силы Российской Федерации –

основа военной организации государства. Они играют главную роль в

обеспечении национальной безопасности Российской Федерации силовыми

методами.

Важнейшей задачей Вооруженных Сил РФ является обеспечение ядерного

сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной

крупномасштабной или региональной войны, а также осуществления союзнических

обязательств. Для выполнения этой задачи Российская Федерация должна

обладать потенциалом ядерных сил, способных гарантировать нанесение

заданного ущерба любому государству-агрессору либо коалиции государств.

Защита национальных интересов государства, отмечается в Концепции,

предполагает комплексное противодействие военным угрозам регионального и

локального масштаба. Вооруженные Силы России боевым составом мирного

времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушно-

космического нападения и решение задач по отражению агрессии в локальной

войне, а также развертывание группировки войск (сил) для решения задач в

региональной войне. Одновременно Вооруженные Силы страны должны обеспечить

осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности, как

самостоятельно, так и в составе международных организаций.

Концепция исходит из того, что интересы обеспечения национальной

безопасности России и эволюция геополитической обстановки в мире

предопределяют, при соответствующих обстоятельствах, необходимость военного

присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира.

Размещение в этих государствах на договорной основе и на принципах

партнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз) во-первых,

должно продемонстрировать, готовность России выполнить свои союзнические

обязательства. Во-вторых, содействовать формированию устойчивого военно-

стратегического баланса сил в регионах и, в-третьих, обеспечивать

Российской Федерации возможность реагировать на кризисную ситуацию еще в

начальной стадии ее зарождения.

Долгосрочные цели обеспечения национальной безопасности страны

определяют необходимость широкого участия России в миротворческих

операциях. Сегодня наши миротворцы достойно выполняют свои задачи на

Балканах, в Таджикистане и Абхазии, обеспечивая мир и стабильность в данных

регионах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.