РУБРИКИ

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

программ конверсии на уровне отдельных предприятий.

Главными экономическими рычагами управления в условиях рынка

являются различные формы государственной и организационной поддержки:

прямое целевое финансирование;

государственное льготное кредитование;

дифференцированное налогообложение.

Нормативно-правовое обеспечение конверсии

Необходимым условием реализации государственных и региональных

программ конверсии является нормативно-правовое и научно-методическое

обеспечение, регламентирующие / 7, 11, 37-40, 52/ :

права и обязанности конверcируемых предприятий, НИИ и КБ;

порядок взаимодействия конверcируемых предприятий с генеральными

заказчиками, органами управления и потребителями гражданской продукции;

формы государственной поддержки производственно-технологической и

финансовой кооперации на базе акционерных обществ, корпораций, ассоциаций

(в том числе с участием иностранных фирм, предприятий и компаний),

создаваемых в интересах реализации конверсии, особенно по приоритетным

направлениям;

правила и методы подготовки конверсионных проектов и программ

проведения конверсии, а также анализа ее хода и результатов;

экономическое стимулирование выполнения государственных и

региональных целевых программ путем их непосредственного финансирования и

оказание помощи валютными средствами для разработок и подготовки

производства, создание системы льготного кредитования и налогообложения,

приоритетного материально-технического обеспечения.

Социальная поддержка конверсии

Важное место в управлении конверсией должны занимать меры по

обеспечению социальной эффективности конверсии, включая:

трудоустройство высвобождаемого персонала с учетом квалификации

работников;

недопущение снижения уровня доходов работников конверcируемых

предприятий;

переподготовку и повышение квалификации работников, переводимых на

производство гражданской продукции.

Достижение социальных целей конверсии предполагает создание в

оборонном комплексе специальных служб трудоустройства, а также объединение

усилий кадровых служб конверcируемых предприятий.

Должна быть расширена сеть учебных заведений по переподготовке

специалистов и рабочих в рамках становления рынка труда оборонного

комплекса.

Мероприятия, необходимые для эффективной

реализации конверсии

1. В связи с резким снижением объема НИОКР по гражданской тематике

выделить часть конверсионного кредита (12-15%) научно-исследовательским и

проектным организациям на проведение гражданских НИОКР по конверсионной

тематике; определить порядок выбора заказчика этих НИОКР и порядок

проведения конкурса на получение заказа.

2. Поощрять конверсионные программы, направленные на освоение

новейших зарубежных технологий, отстающих или отсутствующих в России.

Стимулировать привлечение к решению этой задачи зарубежных фирм путем

экономического протекционизма (снижение налогов, отмена таможенных пошлин,

страхование инвестиций).

Предоставить оборонным предприятиям право направления валютной прибыли

без каких-либо ограничений целевым назначением для закупки новейших

технологий и оборудования, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной

гражданской продукции (по отдельным спискам).

3. Привести в соответствие темпы сокращения оборонного заказа с

темпами конверсии предприятий, чтобы не допускать нерационального

перерасхода бюджетных средств (что имело место в 1992 - 1994гг.). Найти

оптимальные темпы освоения этих средств по отраслям и по годам.

4. Разработать Программу работ по нормативно-правовому, нормативно-

техническому и методическому обеспечению конверсии оборонной

промышленности до 1997г.

5. Разработать методические рекомендации по созданию страховых

инвестиционных фондов и фондов внебюджетной поддержки конверсионных

программ коммерческими структурами, иностранными банками и фирмами.

6. В целях координации работ по формированию и реализации федеральной

и региональных программ конверсии ввести в практику заключение генеральных

соглашений между Госкомоборонпромом РФ и властными структурами субъектов

федерации.

2.2. Структура системы управления конверсией оборонного

комплекса и основные функции ее субъектов

В современных условиях перехода экономики России на рыночные

отношения основным субъектом формирования и реализации конверсионной

политики в оборонном комплексе является государство. Свои стратегические

функции оно реализует при одновременном обеспечении развития экономического

и научно-технического потенциала предприятий государственного и

негосударственного секторов экономики, децентрализации принятия

хозяйственных решений и ориентации предприятий на усиливающуюся

конкуренцию / 21, 31, 47, 50/.

С точки зрения участия в формировании и реализации конверсионной

политики в сложной иерархической системе управления конверсией оборонного

комплекса можно выделить три уровня (рис. 2.2) /14/.

Первый уровень, представляющий высший эшелон государственной власти.

Он включает органы законодательной и исполнительной власти России,

ведающие вопросами обеспечения обороноспособности и безопасности страны:

Президент Российской Федерации, Совет безопасности, соответствующие

комитеты и комиссии Федерального Собрания Российской Федерации, а также

Правительство Российской Федерации.

Основные функции этих органов:

1. Определение, с точки зрения государственных интересов, целей,

задач, основных принципов и направлений, а также модели конверсионной

политики в ОК.

2. Определение государственного механизма реализации промышленной

политики и конверсии ОК.

3. Координация конверсионной политики в ОК с государственной

промышленной политикой, структурной перестройкой экономики, требованиями

военной доктрины, другими государственными программами, странами СНГ.

4. Утверждение Государственной программы конверсии оборонного

комплекса.

5. Координация разработки и принятия требуемого законодательного

обеспечения.

Второй уровень - средний эшелон государственной исполнительной власти.

Он включает министерства и ведомства, заказывающие военную продукцию

( Минобороны РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, МЧС РФ и др.) и гражданскую

продукцию( МПС РФ, Минсвязи РФ, Госкомпром РФ, Минатом РФ, Минздрав РФ,

Минсельхоз РФ и др.).

Основные функции этих субъектов системы: формирование Государственной

программы конверсии и госзаказа по приоритетным направлениям, формирование

тактико-технических требований к изготовляемой продукции и уровню качества.

В этот уровень включаются также функциональные и обеспечивающие

министерства и ведомства: Минэкономики РФ, Минфин РФ, Центральный банк РФ,

Госстрой РФ, Миннауки РФ, РАН, Госкомимущество РФ, ГКАП РФ и др.

Основные функции: экономическое, финансовое, денежно-кредитное и

научное обеспечение реализации промышленной политики; увязка промышленной

политики с процессами конверсии, приватизации, акционирования и

демонополизации в оборонном комплексе.

Субъекты второго уровня подготавливают предложения для первого

уровня, а также организуют осуществление практических мер по реализации,

координации и контролю установок высшего эшелона государственной власти в

части стратегии государственного регулирования промышленной политики и

конверсии ОК.

Третий уровень - непосредственные субъекты промышленной политики.

Он включает предприятия и организации ОК.

Основные функции: практическая реализации конверсионной политики.

Организационные структуры этого уровня подготавливают

соответствующие предложения для второго уровня (включая разработку

концепции и программ конверсионной политики), осуществляют практические

меры по реализации, координации, контролю и анализу результатов

конверсионной политики, с учетом установок субъектов второго уровня.

Они осуществляют также непосредственный анализ и научно-методическое

обеспечение конверсионной политики с учетом отраслевых особенностей.

Следует отметить, что в работе структур вышеперечисленных уровней

госрегулирования принимают участие в качестве субъектов и региональные

представительные и исполнительные структуры: республиканские и областные

главы администраций, территориальные организации и ведомства,

заинтересованные в разработке и реализации конверсионной политики.

Их функции - осуществление разработки конверсионной политики с учетом

особенностей регионов; подготовка с учетом своего статуса

соответствующих предложений для вышеуказанных трех уровней; оказание

практической помощи объектам, находящимся в регионе, в реализации этой

политики.

Рассмотрим отличительные особенности объектов конверсионной

политики / 47, 50 /.

Первая особенность - объекты конверсионной политики входят в сферу

разработки, производства и сбыта промышленной продукции ОК (ВВТ, ГП,

НТНП). К ним относятся государственные научные организации (НИИ, КБ, НПО,

АО и т.д.) и промышленные предприятия (заводы, ПО, АО и т.д.).

Сюда также входят коммерческие организации рыночной инфраструктуры

(банки, инвестиционные фонды, страховые и торговые компании и т.д.) и

предприятия системы малого бизнеса.

Вторая особенность - приоритетные объекты промышленной политики

составляют основу научно-технического и производственного потенциала ОК. С

позиции ВВТ - это казенные предприятия и предприятия, обеспечивающие их

работу. Они должны отвечать определенным критериям и иметь обязательную

государственную поддержку.

Третья особенность - в условиях рыночной экономики объекты

конверсионной политики должны быть дееспособными, саморазвивающимися

организациями.

Оборонный комплекс представляет уникальные возможности для

немедленного формирования саморазвивающихся в условиях рынка промышленных

компаний и финансово-промышленных групп, аналогичных известным во всем мире

финансово-промышленным группам Японии, Германии, Испании и Южной Кореи,

обеспечивших устойчивый экономический подъем в этих странах. С учетом

наших реалий можно взять за основу схему глубоко диверсифицированных

крупных промышленных компаний, включающих в свою структуру банки,

инвестиционные фонды, страховые и торговые компании и большое число малых,

средних и крупных предприятий.

Необходимо сформировать по каждому из высокотехнологичных направлений

"технологическую корпорацию" таким образом, чтобы предприятия и

организации, в нее входящие, обеспечивали единый технологический цикл

разработки, отработки, серийного производства, и при необходимости,

продажу высокотехнологичной наукоемкой продукции.

При этом за базу должны быть приняты такие НПО, головные предприятия

разработчиков или существующие корпорации, которые уже на деле

продемонстрировали свою жизнеспособность, способность к саморазвитию.

Одновременно с созданием финансово-промышленных групп представляется

целесообразным создание федеральных и региональных научно -

производственных центров для максимального использования научно-

технического потенциала ОК.

С организационно - производственной точки зрения можно выделить два

уровня объектов:

первый уровень - крупные объекты, так называемые флагманы

промышленности ОК. Сюда включаются финансово-промышленные группы,

научно-производственные центры, крупные акционерные общества и предприятия;

второй уровень - предприятия среднего и малого бизнеса.

С точки зрения степени диверсификации производства в результате

влияния конверсии можно выделить три уровня объектов промышленной политики

:

первый уровень - казенные предприятия;

второй уровень - предприятия и акционерные общества, обеспечивающие

работу казенных предприятий (выпускающие как военную, так и гражданскую

продукцию);

третий уровень - глубоко конверсированные предприятия и предприятия,

не выпускающие военную продукцию, независимо от формы собственности.

Остановимся более подробно на функциях в области конверсионной

политики местных органов власти и управления.

Местные органы государственной власти и управления:

оказывают необходимую помощь в выполнении оборонными предприятиями и

организациями оборонного заказа;

предусматривают в местном бюджете необходимые средства на проведение

возложенных на них законодательством РФ и республик мероприятий в области

обороны и безопасности;

оказывают содействие предприятиям и организациям, выполняющим

оборонный заказ, в решении возникающих социальных вопросов;

участвуют в реализации федеральных программ конверсии применительно к

местным условиям и содействуют развитию горизонтальных кооперационных

связей между предприятиями и организациями.

Местные органы управления включают в себя:

координационные советы;

научно-технические центры конверсии;

промышленно-экономические управления, отделы администрации по

оборонной промышленности.

Координационные советы включают в себя представителей президента,

администрации и научно-технических центров конверсии и обеспечивают

выполнение региональных программ конверсии, а также общие направления

развития оборонных предприятий.

Научно-технические центры конверсии:

формируют региональные программы конверсии;

осуществляют координацию деятельности конверсируемых предприятий;

содействуют разработке планов конверсии на уровне предприятий.

Промышленно-экономические управления, отделы администрации

осуществляют общее руководство функционированием оборонных предприятий,

включая разработку и производство ВВТ, продукции гражданского назначения,

обеспечения мобподготовки и т.п.

Государственные казенные предприятия составляют ядро оборонного

комплекса и финансируются только из государственного бюджета .

Негосударственные оборонные предприятия составляют рыночный сектор

военной экономики, базируются в основном на частной собственности и

являются самостоятельными и независимыми субъектами рынка. Размещение

военных заказов среди них организуется на конкурсной основе.

Межгосударственные акционерные общества (финансово-промышленные

группы, корпорации) образуются на основе соглашений между РФ и странами-

членами СНГ в области кооперированных поставок для производства ВВТ.

Коммерческие структуры, включающие банки, товарные и фондовые биржи,

создаются на добровольной основе оборонными предприятиями и хозяйственными

объединениями различных форм собственности и обеспечивают реализацию

соответствующих функций в интересах своих учредителей с учетом требований

антимонопольного законодательства.

В целях регламентации взаимоотношения субъектов системы управления

конверсией с учетом необходимости выполнения государственного оборонного

заказа важно разработать или уточнить ряд нормативно - правовых документов,

без которых процесс конверсии не может быть скоординирован с системой

размещения и исполнения государственного оборонного заказа ( табл. 2.1).

Таблица 2.1

Нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимоотношения субъектов

системы управления конверсией при выполнении ГОЗ

|Этапы прохождения |Основные нормативно-правовые документы, |

|( выполнения ) ГОЗ |регламентирующие взаимоотношения субъектов |

| |системы управления конверсией |

|1. Определение |1. Закон РФ “О государственной программе развития|

|потребностей ВС в ВВТ и|вооружения и военной техники” |

|разработка программ |2. Закон РФ “О мобилизационной подготовке |

|вооружения |народного хозяйства” |

| |3. Закон РФ “О конверсии оборонной промышленности|

| |РФ” |

| |4. Закон РФ “ Об индикативном планировании и |

| |прогнозировании” |

| |5. Положение о Директоратах комплексных целевых |

| |программ создания ВВТ |

|2. Формирование ГОЗ на |1. Закон РФ “О Государственном оборонном заказе” |

|очередной бюджетный год|2. Закон РФ “Об оборонных расходах” |

| |3. Закон РФ “о поставках продукции для |

| |федеральных государственных нужд” |

| | 4. Закон РФ “О каталогизации и стандартизации |

| |предметов снабжения ВС РФ” |

| |5. Положение о формировании контрактных цен на |

| |оборонную продукцию |

|3. Размещение ГОЗ |1. Положение о Государственном оборонном заказе |

| |2. Положение о проведении конкурсов при |

| |размещении ГОЗ |

|4. Выполнение ГОЗ |1. Положение о военных представительствах в |

| |организациях и на предприятиях промышленности |

| |2. Положение о системе нормативно-технического |

| |обеспечения создания и применения оборонной |

| |продукции |

| |3. Нормативно-техническая документация |

2.3. Методический подход к оценке эффективности

функционирования системы управления конверсией

Общие положения

Как известно, основная проблема конверсии состоит в получении

максимального результата от использования ограниченных ресурсов.

Когда решается вопрос о конверсии оборонного комплекса, производстве

оборонной продукции и поставках ее в войска, то всегда существует

неопределенность в оценке бюджетного финансирования, сроков разработки,

стоимости и потенциальной эффективности ее применения.

Из истории конверсии и создания ВВТ в нашей стране и за рубежом

известно, что фактическая стоимость производства вооружения обычно

превышала расчетную в два и более раз, задержка поставок- от двух до

пяти лет, ошибки в выполнении требований по ТТХ составляли 25 и более

процентов / 21/.

Как отмечалось ранее, система управления конверсией является

сложной организационной системой, состоящей из совокупности взаимосвязанных

элементов, образующих комплексное единое целое. По классификационной

схеме / 33, 78/ такие системы относятся к высшему уровню сложности систем,

которые динамически взаимодействуют со своим окружением: вышестоящими

органами, руководством государства и отраслей, производителями оборонной

продукции и т.п. Для таких систем весьма трудно подобрать адекватные

математические модели их исследования. Организация таких систем должна

как можно полнее соответствовать поставленным целям и задачам.

По современным представлениям процесс руководства организационной

системой имеет четыре функции: планирование, организация, управление и

связь.

Функция планирования включает выбор цели организации, а также

определение программ, образа действий и методов достижения целей.

Организационная функция направлена на объединение людских,

материальных, финансовых и других ресурсов таким образом, чтобы

совместная деятельность персонала (личного состава) обеспечивала наилучшее

решение задач, стоящих перед системой. Эта функция обеспечивает

взаимосвязь между различными подсистемами и всей системой в целом. Другими

словами она направлена на создание организационной структуры системы.

Функция управления обеспечивает работу различных подсистем в

соответствии с планом. Управление заключается в контроле деятельности

подсистем с последующей коррекцией их функционирования для обеспечения

выполнения работ всей системой в целом.

Функция связи заключается в передаче информации между центрами

различных подсистем, обеспечивающими принятие решений, а также в

обеспечении взаимного обмена информацией на всех ступенях иерархии

системы.

Основные задачи лица принимающего решение заключаются в объединении

всех четырех функций для обеспечения эффективного достижения общих целей

системы. Среди рассмотренных функций наиболее сложной является функция

управления, сущность которой состоит в принятии решений и доведении их до

конкретной реализации.

Для достижения целей и задач конверсии оборонного комплекса могут

использоваться различные принципы и методы управления. Из

анализа структур построения и используемых принципов управления в

мировой практике различают три типа системы, использующие директивно-

нормативные, экономические и смешанные принципы организации.

В данном методическом подходе при исследовании эффективности

системы управления конверсией учитывались факторы, появившиеся в стране в

результате осуществления новых экономических реформ, которые фундаментально

затронули весь уклад хозяйственной деятельности и которые пока

характеризуются неустойчивостью ценового и финансового положения

предприятий и организаций оборонного комплекса.

В связи с этим исследования проводятся применительно к двум сценариям,

характеризуемым разным состоянием экономических реформ в стране /50, 51

/:

переходный, при котором имеет место неустойчивое финансовое положение

и сокращение производства, когда Россия примерно до 2000г. (если не

произойдет резкого обострения военно-политической обстановки в мире) вряд

ли сможет выделять на нужды обороны свыше 5,5-6 % своего валового

продукта, а объем оборонного заказа не превысит 25-30 % от его уровня в

конце 90-х годов. В этот неустойчивый период в условиях высокого уровня

инфляции сложно прогнозировать доходы и расходы бюджета и обеспечить его

пополнение, что естественно сказывается на уровне и стабильности

финансирования обороны страны;

период стабилизации экономического развития и финансовой системы

государства, характеризуемый устойчивостью и конвертируемостью национальной

валюты, отсутствием дефицита госбюджета и государственного долга при низкой

форме налогообложения, при темпах инфляции не более 3% в год, отсутствием

сбоев в осуществлении банковских расчетов, доступностью кредитов для

долгосрочных инвестиций при небольшой разнице между банковским и ссудным

процентом, т.е. когда в стране будет достигнута сбалансированная

экономическая рыночная структура.

В связи с этим к исследованию принято шесть опорных вариантов

построения системы (для каждого сценария по три варианта).

А. При стабильном финансировании на оборону страны и конверсию

военного производства:

Вариант 1. Система управления конверсией, использующая директивные

принципы управления производством оборонной продукции.

Вариант 2. Система управления конверсией, использующая смешанные

принципы управления (директивные и экономические).

Вариант 3. Система управления конверсией, использующая экономические

принципы и методы управления производством оборонной продукции.

Б. При нестабильном финансировании на оборону страны и конверсию

военного производства:

Вариант 4. Система управления конверсией, использующая директивные

принципы управления.

Вариант 5. Система управления конверсией, использующая смешанные

принципы управления (директивные и экономические).

Вариант 6. Система управления конверсией, использующая экономические

принципы и методы управления производством оборонной продукции.

Проведенный анализ показал, что на эффективность функционирования

системы влияют:

структура построения, распределение функций и ответственности между

ее элементами - участниками создания оборонной продукции, принципы и методы

взаимодействия между ними;

наличие и состояние научно-технического и производственного

потенциалов и возможность реализации новых достижений науки и техники, а

также новых технологий при создании (модернизации) оборонной продукции;

наличие и уровень внедрения в практику нормативно-правового и

нормативно-технического обеспечения системы по всем элементам ее

разукрупнения;

уровень и стабильность финансового обеспечения создания оборонной

продукции, наличие, отработка и внедрение научно-методического аппарата по

формированию, рациональному распределению и контролю финансовых средств в

целях конверсии и сбалансированного производства военной и гражданской

продукции.

Критерии и показатели эффективности

функционирования системы управления конверсией

Основным инструментом оценки эффективности функционирования выбрана

модель, представляющая собой процесс функционирования вариантов системы,

наиболее полно отвечающих складывающейся реальности / 17, 63, 64/.

В модели выделены три основных элемента:

целевая функция (объединение критериев и показателей, характеризующих

основные элементы процесса функционирования системы);

управляемые параметры, изменение которых приводит к изменению

значений целевой функции;

ограничения, которые устанавливают допустимую область изменения

управляемых параметров.

Выбор критериев и показателей эффективности функционирования системы

проведен исходя из анализа целей, задач и условий, в которых она может

функционировать, направлений ее совершенствования и развития в современных

и ожидаемых условиях развития страны, имеющегося опыта построения и

функционирования подобных систем как в зарубежных странах, так и в нашей

стране. Кроме того, выбор критериев и показателей эффективности

функционирования осуществлялся также исходя из обеспечения следующих

требований, предъявляемых к ним:

соответствие целям и задачам системы ;

полнота учета значимых факторов, отражающих свойства системы;

возможность их вычисления;

устойчивость, когда малым изменениям параметров системы соответствуют

малые изменения значений показателей;

чувствительность, т.е. критичность показателей к изменению основных

параметров.

Исходя из этого, основными критериями и показателями, позволяющими

оценить эффективность функционирования системы управления конверсией

оборонного комплекса выбраны:

Интегральные критерии и соответствующие им показатели:

1. Максимальный объем выпуска высококачественной продукции военного и

гражданского назначения за календарный срок.

Соответствующим этому критерию показателем является вероятность

выпуска высококачественной продукции за планируемое время.

2. Минимум затрат на выпуск заданного объема продукции за календарный

срок.

Соответствующие этому критерию показатели:

математическое ожидание и среднеквадратическое отклонение затрат на

выпуск заданного объема продукции.

Обобщенные показатели:

1. Математическое ожидание и среднеквадратическое отклонение времени

выпуска заданного объема продукции.

2. Степень отклонения ТТХ разрабатываемых образцов от заданных.

3. Степень риска в стоимости и сроках реализации программ и планов

по выпуску высококачественной продукции.

4. Степень соответствия системы всей совокупности поставленных перед

ней целей и задач, представляемая как функция ценности F(U), определяющая

возможности и состояние процесса управления и учитывающая общие и частные

показатели эффективности, параметры и связи между ними:

F(U) = F[ K1(U), K2(U), K3(U), K4(U), K5(U) ] ,

где

K1(U) - показатель, характеризующий степень соответствия структуры

построения системы, принципов функционирования (уровень координации и

сотрудничества между административными инстанциями системы), распределения

функций между органами системы, выполняемым системой задачам и целям на

всех этапах функционирования;

К2(U) - показатель, характеризующий уровень разработки, внедрения

и использования нормативно-правового обеспечения, регламентирующего

экономические, финансовые, административные, управленческие, нормативно-

технические и социальные аспекты отношений между государством и системой;

K3(U) - показатель, характеризующий уровень разработки, внедрения и

использования организационно-технического обеспечения системы и

определяющий:

полноту и качество разработки требуемой документации,

целевое финансирование работ по разработке этих документов,

полноту и качество создания системы каталогизации выпускаемой

продукции;

К4(U) - показатель, характеризующий уровень разработки, внедрения и

использования информационно-аналитического, научно-методического,

программного обеспечения основных элементов системы;

К5(U) - показатель, характеризующий уровень разработки, внедрения и

использования экономических принципов и методов управления системой:

уровень подготовки и внедрения заказов (контрактов) на конкурсной

основе;

уровень мотивационных мер;

уровень возможностей подрядчиков по выполнению заказов и заключению

договоров с субподрядчиками;

уровень контроля выделяемых фондов и выплат за проведение работ и

поставку готовой продукции;

степень финансирования выполняемых (запланированных) работ;

уровень стабильности финансирования работ;

уровень оценки и отбора подрядчиков на выполнение заказа по

критерию минимальной стоимости;

уровень унификации изделий и использования стандартных элементов;

уровень использования лицензирования и сертификации предприятий и

организаций.

О методике оценки эффективности системы

Как показано выше, эффективность функционирования системы

характеризуется целым рядом критериев и показателей. Их многообразие

усложняет процесс получения исходных данных и проведение самой оценки

системы. В связи с этим из возможных методов оценки многокритериальных

систем в методике использованы метод экспертных оценок.

Метод экспертных оценок включает комплекс логических и математических

процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ

и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Сущность

этого метода заключается в проведении квалифицированными специалистами

интуитивно-логического анализа проблемы с качественной или количественной

оценкой суждений и формализованной обработкой результатов.

Комплексное использование интуиции, логического мышления и

соответствующего математического аппарата позволяет получить решение

поставленной задачи (проблемы).

Для оценки эффективности системы по выбранным выше показателям

составляется анкета. Форма анкеты имеет универсальный вид и несложна в

заполнении.

При назначении величин показателей учитываются:

а) опыт и результаты функционирования как отечественной, так и

зарубежных систем в период стабильного и нестабильного финансирования;

б) основные взгляды и принимаемые меры по совершенствованию и

развитию системы в условиях осуществления экономических реформ в стране;

в) возможности устранения неопределенностей, которые возникают в

процессе управления функционированием системы при создании

высококачественной продукции.

Используя методы оптимальной обработки экспертной информации и решения

многокритериальных задач оптимизации, можно определить и оценить основные

направления и необходимые мероприятия по совершенствованию и развитию

системы управления конверсией оборонного комплекса, а также выработать

предложения по изменению ее структуры, входящим органам, их функциям и

связям.

2.4. Федеральная целевая программа конверсии оборонной

промышленности на 1995-1997 годы как основа совершенствования

системы управления конверсией в условиях политики

финансовой стабилизации

Затянувшийся период кризисного развития российской экономики

потребовал определенных изменений в социально-экономической политике

государства. Негативные явления экономики (инфляция, спад производства,

снижение накоплений и инвестиционной активности, рост безработицы и т.п.),

имеющие различную остроту в отраслях народного хозяйства, в наиболее

концентрированном виде выявились в оборонной промышленности.

Необходимость реализации новых подходов к системе управления

конверсией на базе Государственной программы конверсии оборонной

промышленности на 1995-1997 годы (рис.2.3) еще до завершения срока действия

предыдущей программы обусловлена следующими основными предпосылками / 6,

50, 52, 56 /:

Во-первых, определена стратегия государственной политики, способная

обеспечить достижение в ближайшие три года сформулированных в принятой

Программе Правительства Российской Федерации целей, предусматривающих:

а) добиться устойчивой стабилизации общего объема производства и

возобновления экономического роста;

б) обеспечить в основном к началу 1996 года макроэкономическую

стабилизацию;

в) укрепить институты государственной власти, законность и

правопорядок, добиться перелома в налаживании платежной и финансовой

дисциплины;

г) улучшить условия для предпринимательства и повышения деловой

активности;

д) обеспечить рост уровня жизни народа проведением активной социальной

политики;

е) активизировать структурную перестройку экономики посредством

стимулирования инвестиций в высокоэффективные и конкурентоспособные

производства, обеспечить сохранение наиболее ценных элементов накопленного

научно-технического потенциала.

Последняя цель в сложившейся ситуации напрямую связана с перспективами

развития оборонной промышленности России, которая является ядром высоких

технологий и средоточением передового научно-производственного потенциала.

| |

|Государственная программа конверсии |

| |

|оборонной промышленности на |

|1995-1997гг. |

| | |

|Целевые конверсионные |подпрограммы |

| | |

| |развития гражданской | | |возрождения | |

| |авиационной техники ( 1995 | | |Российского флота ( 1995 - | |

| |-2000гг. ) | | |2000гг. ) | |

| | | | | | |

| | | | |развития производства новых | |

| |разработки и производства | | |видов материалов и комплектующих| |

| | | | |изделий | |

| |наукоемкой медтехники ( 1995 | | |для выпуска конкурентоспособной | |

| |-1997гг. ) | | |сложной бытовой техники ( | |

| | | | |1995-1997гг.) | |

| | | | | | |

| |развития производства | | |развития средств связи | |

| |оборудования для ТЭК ( | | |и информатики ( 1995 - 1997гг. )| |

| |1995-2000гг. ) | | | | |

| | | | | | |

| | | | |создания технологического | |

| |развития электроники | | |оборудования для | |

| | | | |перерабатывающих отраслей АПК, | |

| |России ( 1995 - 2000гг. ) | | |легкой промышленности, приборов | |

| | | | |и оборудования для экологических| |

| | | | |целей | |

| | | | | | |

| |создания и развития производства| | |конверсии предприятий | |

| |для отраслей АПК | | |Минатома России ( 1995 - 2000гг.| |

| | | | |) | |

| | | | | | |

| |Программа создания и развития | | |Программа создания и развития | |

| |машин и оборудования для | | |производства оборудования для | |

| |жилищного и дорожного | | |легкой промышленности | |

| |строительства | | | | |

| | | | | | |

| |Программа развития производства | | |Программа производства | |

| |оборудования для торговли и | | |комплекса машин | |

| |общественного питания | | |для ЛПК | |

| | | | | | |

| |Программа “Конверсия - экологии”| | |Программа насыщения рынка | |

| | | | |товарами | |

| | | | |длительного пользования | |

| | | | | | |

| | | | | | |

| |

|Конверсионные программы предприятий |

| | | |

| |-|Подпрограммы, входившие в Программу конверсии на 1993|

| | |- 1995гг. и исключенные из данной Программы |

| | | |

| |-|Подпрограммы, входившие в Программу конверсии на 1993|

| | |- 1995гг. и вошедшие во вновь образованные |

| | |подпрограммы |

Рис.2.3. Структура Государственной программы конверсии оборонной

промышленности на 1995-1997 годы

В контексте общей стратегии основными принципами государственной

политики конверсии, определившими и дальнейшие направления

совершенствования этого процесса в России на основе новой Государственной

программы, признаны:

разработка жесткого, законодательно закрепленного механизма контроля

за процессом выделения, расходования и использования государственных

средств на структурную перестройку оборонного комплекса;

создание условий для самофинансирования процессов структурной и

технологической конверсии оборонных предприятий:

более активное использование возможностей, полномочий и ресурсов

регионов в интересах проведения процесса конверсии:

обеспечение максимально открытого, гласного характера государственных

мер управления и финансовой поддержки конверсионных преобразований в

оборонном комплексе.

Во-вторых, провозглашенные принципы государственной политики

конверсии требуют обновления системы организационных и институциональных

мер поддержки структурной перестройки конверсионных предприятий.

В частности, необходимы:

разработка системы различных форм государственных гарантий по

средствам, инвестируемым в конверсионные программы и проекты;

развитие смешанного кредитования долгосрочных конверсионных проектов с

участием государства и частных инвесторов с использованием конкурсных

начал;

повышение эффективности конверсии с использованием лизингового

механизма;

решение вопросов, связанных с режимностью информации предприятий

оборонного комплекса.

В - третьих, процесс ежегодного сокращения государственного

оборонного заказа продолжается. В проекте федерального бюджета на 1996 год

ассигнования на закупки вооружения, военной техники и военные НИОКР не

имеют тенденции к увеличению. За 1992-1994 годы из военного производства

высвобождено 1,5 млн.человек, в том числе более 600 тыс.человек в 1994

году. Расчеты специалистов и экспертов показывают, что дальнейшее

высвобождение основного персонала из военного производства ведет к разрыву

технологических цепей и делает невозможным выпуск вооружения и военной

техники в количестве, намечаемом на 1995-1997 годы /6/. Для сохранения

высококвалифицированных кадров и предотвращения технологического распада

производства в предстоящем периоде необходима целевая государственная

поддержка из федерального бюджета, направляемая на дополнительное

содержание основного персонала, обеспечивающего выполнение работ по

технологическому циклу, а также на поддержание уникального оборудования,

стендов НИИ и КБ.

В-четвертых, в рамках ограниченных государственных расходов на

закупку вооружений перед оборонной промышленностью по-прежнему стоят

задачи, связанные с сохранением материально-технического снабжения армии

на уровне, не подрывающем ее боеспособность, недопущением разрушения

временно невостребованных наиболее ценных элементов производственного

потенциала, разработкой новейших образцов вооружений и военной техники. В

этой связи концентрация оборонного заказа на ограниченном числе

предприятий, проводимая в 1994-1995 годах, рассматривается как временная

мера, вводимая в кризисный период. По мере стабилизации экономической

ситуации будет осуществляться переход к конкурсным принципам оборонных

исследований, разработки, опытного и серийного производства.

В-пятых, остро встала проблема четкого определения механизма

акционирования и приватизации предприятий, выводимых из оборонного

комплекса, доли и места различных форм собственности в соответствии с

перераспределением государственного оборонного заказа и мобилизационных

заданий.

Реформирование предприятий оборонной промышленности не может

продолжаться без определения статуса каждого из них (казенное предприятие,

государственный научно-производственный центр, акционерное и выведенное из

состава оборонной промышленности и т.п.).

Оптимальным объектом приватизации предполагается группа предприятий,

технологически и производственно связанных между собой. Концентрация

финансовых возможностей указанных групп с учетом привлечения средств

частных инвесторов обеспечит формирование инвестиционных компаний,

необходимых для осуществления на конкурсной основе инвестиционных и

инновационных проектов в рамках новой Государственной программы конверсии,

а также использование этих средств для выкупа имущества предприятий.

В основу разработки проекта новой Государственной программы

конверсии на 1995-1997 годы были положены следующие основные принципы / 6

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.