РУБРИКИ

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

Каждое направление имеет своего конкретного заказчика и потребителя.

Предполагалось, что структура и наполнение Программы должны были

побудить принятие управленческих решений двуединого свойства -

содержательного и организационного.

Одна сторона - содержательная - была реализована выбором приоритетов

структурной перестройки оборонного комплекса, которые, как указывалось,

были четко прописаны в Программе.

Другая сторона - организационная - практически осталась за пределами

Программы.

В Программе не нашли отражение:

вопросы изменения организационно - правовых форм собственности

предприятий,

предпосылки закрытия неэффективных производств;

необходимость снятия различного рода ограничений, свойственных

оборонной промышленности;

координация конверсионных мероприятий на федеральном и региональном

уровнях.

Часть этих вопросов затронута очень поверхностно, часть - не упомянута

совсем.

Но самое главное, предусмотрев в Программе приоритетные направления с

учетом целей социально-экономического развития общества, технологических

возможностей предприятий оборонного комплекса, и определив заказчиков этих

программ по приоритетам в лице федеральных органов исполнительной власти, в

стороне остался вопрос платежеспособного спроса на эту продукцию реальных

потребителей.

Общеизвестно, что в сегодняшних условиях платежеспособный спрос

формируется по двум направлениям: во-первых, как результат функционирования

в рыночной среде предприятий - потребителей (или населения), во-вторых,

через финансово-экономическую поддержку государства в виде бюджетного

финансирования, кредитования, льготного налогообложения, таможенного

режима и пр.

В этой связи с точки зрения платежеспособного спроса продукция

оборонных отраслей промышленности, выпускаемая на конверсионных мощностях,

делится на продукцию, платежеспособный спрос на которую создается:

государственными вложениями в смежные отрасли народного хозяйства

(транспорт, здравоохранение, наука и др.), предусматривающими оснащение

этих отраслей техникой и оборудованием, выпускаемым оборонным комплексом;

государственными вложениями в базовые отрасли промышленности

(нефтяную, газовую, лесную);

непосредственно самими покупателями, функционирующими на основе

рыночных отношений - торговля, легкая и пищевая промышленность, частично

АПК;

заработной платой и реальными доходами населения;

внешним рынком.

Именно недоучет фактора платежеспособного спроса явился одной из

основных причин крайне медленной окупаемости использованных на

Государственную программу конверсии бюджетных средств (на возвратной

основе).

Производство продукции без учета спроса либо ведет к росту запасов

готовой продукции на складе, либо к недоиспользованию потенциальных

возможностей производственного аппарата.

Например, подавляющее большинство предприятий электронной

промышленности в настоящее время используют созданные производственные

мощности на 15-20% из-за отсутствия платежеспособного спроса, при этом

такое использование энергоемких мощностей приводит к убыточности изделий

электронной техники.

Свыше одной трети оборонных предприятий, по заверениям руководителей,

намеревались увеличивать выпуск конверсионной продукции, в то время как

повышение платежеспособного спроса на нее ожидалось лишь у 8% предприятий /

6 /.

Круг вполне определенных проблем, не решенных в рамках механизма

реализации Государственной программы конверсии, выявил явные недостатки

действовавшей системы управления конверсией, не позволившие адаптировать

протекавшие в оборонных отраслях промышленности процессы к новым

экономическим и политическим условиям.

Эти недостатки сказались в:

заниженной роли Правительства Российской Федерации и федеральных

органов в решении фундаментальных и текущих задач;

определении задач федеральных органов власти и овладение ими

механизмом целереализации;

создании инфраструктуры конверсии, развитие вневедомственных структур

и участие банковской сферы;

организации территориального управления конверсией и разграничении

полномочий;

становлении новых, ассоциативных форм совместной деятельности

предприятий и объединений;

совершенствовании структуры управления предприятием.

При этом применительно к системе управления под конверсией следовало

бы понимать прежде всего переориентацию ресурсных потоков. В связи с этим

правильный выбор структурной схемы управления предполагает оптимальную

организацию движения финансовых, материальных, трудовых ресурсов для

достижения основной цели конверсии - при ограниченных затратах получить

максимальный эффект.

Рассмотрим каждое направление более подробно.

Законодательной властью и Правительством Российской Федерации был

принят целый ряд законодательных и нормативно-правовых актов, направленных

на осуществление перспективных, среднесрочных и первоочередных мер по

конверсии предприятий, обеспечению социальной защищенности их работников,

созданию новых рабочих мест в гражданской сфере производства. Это прежде

всего Законы Российской Федерации "О конверсии оборонной промышленности в

Российской Федерации", "Об обороне" /36-44, 76/.

Вместе с тем, действительность диктовала необходимость дополнительных

решений, позволяющих не только реализовать мероприятия, предусмотренные в

этих законах, но и создавать условия функционирования предприятий

оборонного комплекса в последующие годы. Правительство должно было

подготовить для внесения в законодательный орган 4 закона и принять 8

постановлений, причем почти все они касались порядка и условий разработки и

выпуска вооружений и военной техники. Однако все эти документы не

родились, ввиду несогласованности заинтересованных федеральных органов не

только по существу рассматриваемых проблем, но и по вопросу принципиальной

целесообразности выпуска этих документов. Так было с намечаемым законом "О

разработке, производстве и поставке вооружения и военной техники", с

проектом Положения о военном контракте и др.

В то же время рассмотрение вопросов стимулирования гражданского

производства и создания благоприятного финансового режима конверсионным

предприятиям Программой не предусматривалось, поэтому при внесении

изменений в налоговое и таможенное законодательство они в Правительстве не

обсуждались.

Роль Правительства в управлении конверсией при реализации Программы

была сведена к дежурным функциям утверждения Перечня программ стоимостью

свыше 5 млрд.рублей, подлежащих льготному кредитованию, ежеквартального

распределения по министерствам и отраслям сумм дотаций из федерального

бюджета на конверсию.

Кроме того, Правительство "ускоряло" рассмотрение федеральными

органами конверсионных программ отдельных предприятий, а также выделение

Минфином России средств (кредитов и дотаций) предприятиям по их

ходатайствам, то есть занималось текущей работой, переложенной на него

слабой организацией этих процедур прежде всего в отраслевом органе

управления.

Крайне несистемно и непоследовательно проходила в Правительстве работа

по реализации конверсионной политики при прохождении бюджетного процесса.

Вплоть до 1995 года в бюджете не было специальной строки, определяющей

средства на осуществление конверсионных программ на возвратной основе.

Не было должной координации и согласованности в вопросах организации

конверсии между федеральными органами управления.

Так, в соответствии с Положением о Государственном комитете Российской

Федерации по оборонным отраслям промышленности (Госкомоборонпроме России)

реализация совместно с федеральными органами исполнительной власти

конверсионной политики относится к одной из основных задач этого органа.

Комитет должен осуществлять следующие функции, направленные прямо или

опосредованно на решение этой задачи:

разработка и организация исполнения государственных программ

конверсии, участие в разработке проектов федеральных программ структурной

перестройки в оборонных отраслях промышленности, подготовка предложений по

созданию, реорганизации, перепрофилированию и упразднении государственных

организаций и предприятий, а также предложений и рекомендаций по учету

отраслевых особенностей приватизации этих предприятий;

содействие предприятиям и организациям в подготовке, переподготовке и

повышении квалификации кадров;

координация и государственное регулирование деятельности находящихся в

его ведении предприятий;

проведение единой технической политики, направленной на обеспечение

конкурентоспособности техники, создаваемой в оборонных отраслях

промышленности, эффективное использование их научно-технического и

производственного потенциала, в том числе прогрессивных технологий и

продукции двойного назначения.

Теперь обратимся к функциям Министерства экономики Российской

Федерации (Минэкономики России). Положение об этом Министерстве,

утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26

августа 1994г. № 844, предусматривает участие "в осуществлении

государственной политики в области конверсии военного производства", а

также осуществление организационно-методического руководства и координации

работ по формированию и реализации федеральных целевых программ.

Таким образом, за Минэкономики закреплена функция методолога,

координатора и "участника" осуществления конверсионной политики, а

реализацией этой политики должен заниматься Госкомоборонпром.

Налицо двойственность положения ответственности за проведение

конверсии.

При этом на Минэкономики России возложена функция государственного

заказчика проведения конверсии в России, а Госкомоборонпром России курирует

реализацию конверсионных мероприятий через предприятия.

Министерство финансов России (Минфин России) в рамках единой

государственной финансовой политики, бюджетного процесса занимается

вопросами разработки инвестиционной политики, подготовки предложений по

осуществлению инвестиционной и инновационной деятельности за счет средств

федерального бюджета, включая их предоставление на возвратной основе.

Минфин заключает от имени Правительства Российской Федерации

соглашения с Центральным банком о предоставлении ему кредитов, несет

ответственность за своевременное его погашение и уплату процентов за

кредит, осуществляет контроль за целевым использованием предоставленных

кредитов.

Сложившаяся система управления конверсией на федеральном уровне и

уровень ее скоординированности наглядно характеризуются схемой

предоставления дотаций на конверсию.

Порядок предоставления дотаций из бюджетного фонда конверсии,

направляемых на оплату труда и содержание социальной инфраструктуры,

уникального оборудования и испытательных стендов НИИ и КБ предприятиям и

организациям, реализующим программы конверсии, предусматривает

предоставление средств малорентабельным и убыточным предприятиям,

обеспечивающим выполнение сокращенного оборонного заказа, а также

предприятиям под утвержденную программу перепрофилирования на выпуск

гражданской продукции с конкретными сроками ее реализации при обязательном

первоочередном направлении на расходы, связанные с конверсией, собственных

доходных источников.

Для расчета и обоснования дотаций предприятия предоставляют в

министерства (ведомства) по принадлежности следующие материалы:

сводные экономические показатели (объем производства, численность

персонала, заработная плата, прибыль) в разрезе кварталов и с

распределением на производство военной и гражданской продукции;

расчет потерь прибыли в связи с конверсией военного производства;

расчет высвобождаемой численности персонала с распределением на

"переквалифицирующихся для гражданских производств" и "нуждающихся в

трудоустройстве";

справка о конверсионных программах и расходах на конверсию с указанием

сроков реализации программы, вводе мощностей, приросте объемов производства

гражданской продукции, распределение расходов на конверсию по источникам -

централизованные средства, собственные средства, кредиты банков.

Отраслевые министерства (ведомства) рассматривают материалы

предприятий и представляют в Минфин и Минэкономики перечни дотируемых

предприятий и организаций с соответствующими обоснованиями размеров

дотаций.

Критериями отбора являются глубина конверсии, наличие

монопроизводства, финансовое положение, а также является ли предприятие

градообразующим и в каком географическом районе расположено.

Минфин и Минэкономики рассматривают заявки министерств и в пределах

выделенных из бюджета средств распределяют их. При этом "наиболее

нуждающиеся " получают дотации в соответствии с расчетами, а между

остальными предприятиями оставшиеся средства распределяются, как правило,

пропорционально заявке.

Средства Минфином перечисляются основному распорядителю кредитов -

федеральному отраслевому министерству (ведомству), которое затем согласно

распределению перечисляет средства предприятиям.

Представленная схема по существу полностью соответствует механизму

бюджетного финансирования командно-административной системы управления.

Полностью сохранен круг задач и раньше входивших в компетенцию министерств.

Рассмотрим более подробно схему взаимодействия федеральных органов и

предприятий в процессе предоставления бюджетных (кредитных) средств на

возвратной основе для осуществления конверсионных программ.

В соответствии с Положением о предоставлении кредитов предприятиям,

осуществляющим конверсию военного производства, утвержденным Председателем

Правительства Российской Федерации, объектом кредитования выступает

программа конверсии военного производства отдельного предприятия.

Предоставляемые средства используются на следующие цели:

перепрофилирование производственных мощностей, освобождаемых от

военного производства, включая реконструкции цехов, приобретение

недостающего оборудования;

проведение НИОКР, связанных с разработкой новых образцов гражданской

продукции;

проведение мероприятий по подготовке производства для выпуска

гражданской продукции;

завершение строительства и ввод мощностей.

Контрольные цифры бюджетных (кредитных) ресурсов определяются Минфином

России и Минэкономики России одновременно с формированием показателей

федерального бюджета, распределяются по целевым программам и приоритетным

направлениям и сообщаются Госкомоборонпрому России и другим министерствам и

ведомствам, предприятия которых осуществляют конверсию, как ориентир на

период предварительного рассмотрения конверсионных программ предприятий.

Министерства и ведомства осуществляют ведомственный конкурсный отбор

программ, формируют рабочие перечни конверсионных программ и представляют

их в Минэкономики.

Главным условием является участие данной программы в реализации одного

или нескольких направлений конверсии военного производства, приоритетность

которого определена Государственной программой конверсии 1993-1995 годов.

Преимущественное право в получении целевого кредита имеют предприятия,

осуществляющие выполнение программ, обеспечивающих:

создание импортозамещающих производств для снижения валютных затрат и

улучшения платежного баланса;

разработку и внедрение энерго- и ресурсосберегающих техники и

технологий;

перепрофилирование производств с использованием передовой технологии,

новых материалов;

увеличение разработок и производства техники и технологий двойного

назначения;

развитие экспортных возможностей предприятия.

Минэкономики рассматривает рабочие перечни с учетом контрольных цифр и

представленных заключений министерств и ведомств и готовит перечень

программ для конкурсного рассмотрения и утверждения на межведомственной

рабочей комиссии (МВРК ), состав которой определен правительственным

решением и включает представителей Минэкономики, Минфина, министерств -

заказчиков по направлениям, представителей уполномоченных коммерческих

банков.

На основании заключения МВРК Минэкономики формирует перечни

конверсионных программ и представляет их на утверждение в зависимости от

стоимости проекта либо в Правительство, либо в Минфин (с 1994 года).

Утвержденные перечни направляются в Минфин и коммерческие банки,

осуществляющие кредитование программ. По мере получения перечней банки и их

филиалы заключают кредитные договора с предприятиями.

Включение в перечни переходящих конверсионных программ предприятий

осуществляется МВРК на основании заключений кредитующих коммерческих банков

и расчетов предприятий.

Вопросы, связанные с порядком перечисления Минфином уполномоченным

коммерческим банкам кредитных средств на финансирование конверсионных

программ, их возвратом, возмещение банками процентной ставки за пользование

кредитом регулируются заключенными между Минфином России и коммерческими

банками соглашениями.

Контроль за реализацией программ конверсии предприятий, целевым и

эффективным использованием выделяемых кредитных средств возлагается на

Минэкономики, Минфин, отраслевые министерства и ведомства - заказчики

программ по направлениям и коммерческие банки, обслуживающие указанные

кредиты.

В течение года ежеквартально банки направляют в МВРК информацию об

использовании кредитов предприятиями, отчетность представляется банками в

Минфин и в оперативном порядке. Сведения об использовании кредитов

представляют и предприятия.

Предусмотрено также, что министерства и ведомства не позднее 20 января

каждого года представляют в Минэкономики и Минфин доклады об использовании

кредитов и их эффективности. При этом ответственности за фактические

результаты осуществления программ они не несут.

Реализация такой схемы предоставления кредитов в условиях

бесперебойного финансирования из бюджета достаточно эффективна с точки

зрения движения финансовых потоков и эффективности использования и контроля

за выделенными средства. Однако единственным рыночным элементом такого

механизма является конкурсная основа отбора программ,

Практика 1993-1994 годов показала, что при ограниченных бюджетных

средствах и сложившемся общем механизме финансирования государственных

расходов (на основании месячных лимитов, в меру поступающих в федеральный

бюджет доходов и т.п. ограничений) выявляется ряд отрицательных моментов,

которые снижают эффективность системы управления конверсией на всех уровнях

/6/ :

конверсионные программы предприятий в течение 6-ти и более месяцев

согласовываются в шести инстанциях (отраслевой орган, Минэкономики, Минфин,

уполномоченные банки, МВРК, Правительство РФ). Из этих инстанций реально

заинтересованы в успешном выполнении программ и возвратности кредитов

только уполномоченные банки и Минфин;

ограниченные бюджетные средства рассыпаются по неоправданно большому

количеству программ, значительная часть которых разбалансирована по

финансовым источникам, и , следовательно, не обеспечивает достижения

планируемых результатов;

схема не предполагает долевого участия в финансировании программ

частного предпринимательского сектора и иностранных инвестиционных

институтов;

отсутствует вневедомственная система управления конверсией, не

определено участие в конкурсах и включение в перечни конверсионных программ

вневедомственных структур ( АО, холдингов, консорциумов и пр.).

Существующая система управления конверсией на практике не учитывает

необходимости координации конверсионных мероприятий федерального и

регионального уровней. Зачастую на одном предприятии из федеральных

источников и средств региональных фондов финансируются разные программы,

что в условиях недостаточности средств вызывает затягивание сроков ведения

работ и сдерживает конечные результаты по программам.

Кроме того, такая ситуация может привести к возникновению дублирующих

производств, что в условиях низкого платежеспособного спроса чревато

отсутствием сбыта. Так, например, получилось с мотоблоками, выпуск которых

предусматривался в рамках Государственной программы конверсии на одних

предприятиях, а в рамках региональных программ - на других.

Развитие новых форм и видов территориальной рационализации

производства и кооперации в условиях формирования рынка может явиться

основой коренного преобразования всей структуры управления конверсией -

осуществления перехода от вертикальных связей (Правительство - министерство

- предприятие ) к горизонтальным (местные власти - предприятие - смежник -

финансово-банковские организации).

Таким образом, несмотря на коренные политические и экономические

изменения в стране, до сих пор при решении проблем конверсии реализуется

старая административно-командная схема: провозглашаются достаточно

обоснованные цели и приоритеты, под них заявляются крупные государственные

ассигнования и льготные кредиты, которые "выколачиваются" всеми

средствами, включая лоббирование на высшем правительственном уровне.

Далее средства поступают предприятиям и съедаются текущими финансовыми

трудностями.

Решение указанных проблем видится, с одной стороны, в решительном

улучшении использования государственных средств за счет сужения

приоритетов и концентрации области их применения. Федеральная программа

конверсии должна освобождаться от долгосрочных, неэффективных и

неактуальных проектов.

С другой стороны, необходимо существенное расширение

самостоятельности самих предприятий и на этой основе оптимизация

производства и системы управления на микроуровне. Возникает необходимость

скорейшего проведения разгосударствления и приватизации предприятий,

дальнейшее содержание которых в госсекторе нецелесообразно как с точки

зрения экономических интересов государства, так и с учетом факторов,

определяющих уровень безопасности страны. Это даст хозяйственную

самостоятельность производителю и будет способствовать созданию рыночной

системы, предполагающей свободное перемещение материальных ресурсов и

рабочей силы, развитие фондового рынка, образование финансово-

промышленного капитала.

Выводы

1. В результате политико-экономического распада бывшего Союза на

территории России осталось 67% предприятий промышленности и 73% научных

организаций оборонного комплекса, что с точки зрения потенциальных

возможностей позволяет обеспечить выполнение государственных задач по

разработке и производству ВВТ с высоким качеством и в количестве,

достаточном для обеспечения обороноспособности страны.

Однако за последние годы наблюдается постоянный спад общего объема

производства в оборонных отраслях, который составлял по сравнению с

предыдущим годом: в 1992г. - 18%, в 1993г.- 16%, в 1994г.- 35%. При

этом произошел структурный сдвиг в продукции оборонного комплекса: в

1990г. выпуск военной продукции составлял 60%, гражданской - 40%, а в

1994г. - соответственно 32% и 68%.

Основными причинами такого состояния оборонного комплекса

являются:

общие трудности, характерные для экономики России (рост цен на

энергоресурсы, материалы, комплектующие, несовершенство налоговой системы

и др.);

разрыв хозяйственных связей с поставщиками и покупателями как в

России, так и в ближнем зарубежье;

потеря со стороны государства функций управления предприятиями,

находящимися в государственной собственности;

отсутствие стабильного государственного оборонного заказа и

стратегической программы развития оборонного комплекса;

общий кризис неплатежеспособности, а следовательно, взаимные долги

предприятий, несвоевременная оплата произведенной продукции, низкая

покупательная способность большой части населения;

сокращение финансовых возможностей поддержания научно-технического

потенциала;

отсутствие стабильной государственной поддержки конверсируемых

предприятий, недостаточное и несовершенное финансирование конверсионных

проектов;

неэффективное использование ассигнований, направляемых на нужды

конверсии оборонных предприятий.

2. Конверсия оборонной промышленности, проводимая в беспрецедентных

в мировой практике масштабах и темпах, с момента ее начала и до

настоящего времени не обеспечивает эффективное преобразование оборонного

комплекса и его переориентацию на гражданские нужды. Одна из главных задач

конверсии - сохранение и развитие научно-технического и производственного

потенциалов оборонного комплекса - практически не решается.

Основными проблемами конверсии оборонной промышленности являются:

кризисное состояние экономики страны;

отсутствие стабильной оборонной политики, основанной на Основных

положениях военной доктрины РФ, концепции развития ВВТ, государственной

программе развития ВВТ, государственном оборонном заказе, а также идеологии

мобилизационной подготовки;

отсутствие обоснованных прогнозов уровня развития ВВТ и ассигнований

на оборону;

незавершенность создания нормативно-правовой базы, регламентирующей

эффективное функционирование оборонного комплекса в складывающихся

политических и экономических условиях;

отсутствие необходимого информационно-аналитического обеспечения

процесса конверсии;

наличие излишних и неиспользуемых товарно-материальных ценностей;

отток из оборонного комплекса высококвалифицированных кадров узкой

специализации;

содержание инфраструктуры (жилой фонд, дома отдыха, детские сады,

дома культуры, спортивные сооружения и т.п.).

3. Действующей системе управления конверсией оборонной

промышленностью присущи следующие недостатки, не позволяющие адаптировать

протекающие в оборонных отраслях промышленности процессы к новым

экономическим и политическим условиям:

длительный срок согласования конверсионных программ предприятий (до

шести и более месяцев);

распыление бюджетных средств по неоправданно большому количеству

программ, значительная часть которых разбалансирована по финансовым

источникам;

отсутствие возможности долевого участия в финансировании программ

конверсии частного сектора и иностранных инвесторов;

отсутствие вневедомственной системы управления конверсией;

отсутствие координации конверсионных мероприятий федерального и

регионального уровней;

практически не используются экономические рычаги в процессе

управления конверсией.

4. Для достижения целей конверсии оборонной промышленности,

предусмотренных Государственной программой, в условиях жестких

финансовых ограничений необходимо:

разработать концепцию и структуру федеральной программы конверсии

оборонного комплекса до 2000г., уточнить Государственную программу

конверсии на 1993-1995гг. с целью продления ее срока до 1997г.;

осуществить переход к селективной государственной поддержке

промышленных предприятий, конструкторских бюро и научно-исследовательских

организаций, способных к созданию и развитию конкурентоспособных

производств по выпуску наукоемких и высокотехнологических видов

гражданской продукции;

развивать новые формы и виды территориальной рационализации

производства и кооперации в условиях формирования рынка с целью

преобразования структуры управления конверсией - осуществления перехода

от вертикальных связей (Правительство - Министерство - предприятие) к

горизонтальным (местные органы власти - предприятие - смежник - финансово-

банковские организации);

обеспечить существенное расширение самостоятельности предприятий

оборонного комплекса и на этой основе оптимизировать производство и

системы управления на микроуровне, провести разгосударствление и

приватизацию предприятий, дальнейшее содержание которых в госсекторе

нецелесообразно как с экономической точки зрения, так и с учетом факторов,

определяющих уровень безопасности страны.

2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ КОНВЕРСИЕЙ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА

Глобальное уменьшение военной опасности, снижение уровня

противостояния открыли новые возможности серьезного сокращения объемов

военного производства.

Конверсионные процессы стали социально-экономической реальностью

нашего времени.

Опыт осуществления конверсии в России и ряде западных стран

показал, что эти сложные многомерные процессы обуславливают не только

структурную перестройку промышленности и механизма ее функционирования, но

и изменяют в значительной мере экономическую и социальную среду. Указанное

обстоятельство означает, что первым шагом в исследовании данной

проблематики должно явиться обоснование основных целей и задач системы

управления конверсией оборонного комплекса, структуры и функций ее

субъектов, а также разработка методического подхода к оценке

эффективности функционирования этой системы и предложений по созданию

Государственной системы управления конверсией оборонного комплекса.

2.1. Основные цели и задачи развития системы управления

конверсией оборонного комплекса

Для однозначного понимания дальнейшего изложения дадим основные

понятия и определения, имеющие концептуальное значение / 56/.

Под конверсией военного производства следует понимать процесс

переориентации деятельности оборонных предприятий, НИИ и КБ на выпуск

продукции гражданского назначения, обеспечиваемой на основе полного или

частичного снятия военных заказов и осуществления комплекса социально-

экономических, научно-технических и организационных мер по

перепрофилированию оборонного комплекса.

Глубина конверсии определяется относительной долей снимаемых объемов

военного производства и высвобождаемых производственных мощностей

оборонных предприятий.

Масштабы конверсии определяются степенью распространенности

конверсии в сфере военного производства, выражающейся в том или ином

охвате оборонных предприятий, НИИ и КБ процессами переориентации их

деятельности на гражданские нужды.

Конверсируемое предприятие - это оборонное или сопряженное с ним

производство, на котором в соответствии с принятым на государственном

уровне решением сокращается или полностью прекращается разработка или

производство вооружения и военной техники.

Логическая структура процесса конверсии оборонного комплекса включает

следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы ее проведения (рис.

2.1) /50 / :

принятие политического решения о проведении конверсии;

разработка новой военной доктрины;

сокращение численности вооруженных сил, совершенствование их

структуры и оснащенности;

сокращение объемов производства вооружения и военной техники в

соответствии с новыми заявками государственных заказчиков;

разработка общей концепции конверсии с указанием ее целей, задач,

путей и сроков осуществления (с учетом предыдущих этапов, экономического

состояния страны и ее военной промышленности);

разработка государственной программы конверсии военного производства;

создание правовой, организационной, материально-технической,

финансовой и социальной баз конверсии;

осуществление принятой программы конверсии на государственном,

региональном и местном уровнях;

анализ хода и результатов конверсии на каждом из уровней с целью

корректировки разработанных планов, устранения возникающих трудностей,

диспропорций, негативных социальных и других последствий.

Для практической реализации этих этапов конверсии необходима

согласованная деятельность центральных органов, отраслевых и региональных

центров конверсии по сбору, обработке, накоплению и анализу соответствующей

информации.

Исходя из логики предложенной концептуальной модели конверсии

военного производства, сформулируем основное содержание концепции.

Основные цели, задачи и принципы конверсии

Стратегической целью конверсии военного производства является

преобразование оборонного сектора экономики России и связанных с ней

социально-экономических отношений, обеспечивающее укрепление

экономической независимости и национальной безопасности страны.

Основными целями конверсии военного производства на среднесрочную

перспективу являются /52 / :

сохранение и эффективное использование в новых условиях научно -

производственного, кадрового и инновационного потенциалов оборонных

отраслей промышленности;

продуктивное использование научно-производственного потенциала

оборонного комплекса для модернизации и реконструкции гражданского сектора

экономики;

максимально эффективное использование научного, производственного и

технологического потенциала оборонного комплекса для развития экспортной

базы и импортозамещения.

Достижение перечисленных выше целей требует решения следующих задач:

планирование конверсионных мероприятий с использованием методов

программно-целевого планирования и управления;

эффективное использование кредитов;

организация и проведение экспертизы конверсионных проектов и

программ;

привлечение республиканских и муниципальных средств для финансирования

конверсионных проектов;

привлечение коммерческих (в т.ч. зарубежных) инвестиций и кредитов на

основе государственных гарантий;

приоритетное финансирование проектов и программ, предусматривающих

конверсию только в область высоких технологий и с использованием техники и

технологий двойного применения;

обеспечение государственного контроля за сохранением реконверсионной и

мобилизационной способности предприятий любых форм собственности,

выполняющих оборонные заказы;

сохранение государственного контроля и поддержки развития

"критических" с точки зрения обороноспособности технологий на

предприятиях любых форм собственности;

совершенствование действующих и разработка новых нормативно-

правовых актов, регулирующих вопросы конверсии военного производства;

создание системы информационного обеспечения конверсии,

ориентированной как на нужды конверсируемых предприятий, так и на интересы

потенциальных заказчиков и инвесторов конверсионных программ и проектов.

Целевыми задачами конверсии военного производства являются резкое

увеличение выпуска непродовольственных товаров народного потребления и

производственного оборудования, необходимого для решения задач обеспечения

продовольствием, одеждой и жильем, подъема здравоохранения, поддержания

нормальной среды обитания; обеспечение научно-технического процесса в

ключевых отраслях промышленности за счет форсирования развития наукоемких

производств, таких как электроника, вычислительная техника, средства

связи, авиационная и космическая техника, разработка новых материалов и

технологий, включая время -, ресурсо- и энергосберегающие; обеспечение

потребностей Вооруженных Сил в мирное и военное время.

Основные принципы и направления конверсии

оборонного комплекса

Основными принципами, определяющими стратегию и тактику

осуществления конверсии на всех уровнях управления (федерация, регион,

предприятие) являются / 56 /:

согласованность принимаемых решений по разоружению с готовностью

военного производства осуществить их в установленные сроки при сохранении

необходимого оборонного потенциала без дезорганизации производства и

социальных издержек;

сбалансированность процессов разоружения и конверсии военного

производства по ресурсам и срокам;

сочетание при реализации мероприятий по конверсии военного

производства методов государственного регулирования и рыночных

преобразований;

ориентация конверсируемых предприятий, научно-исследовательских и

конструкторских организаций на разработку и производство наукоемкой и

технически сложной гражданской продукции, конкурентоспособной на внешнем и

внутреннем рынках;

ответственность государства за социально-экономические последствия

конверсии военного производства;

сочетание государственной поддержки с мобилизацией свободных

кредитных ресурсов в народном хозяйстве;

конструктивно-технологическая общность снимаемой военной и

планируемой гражданской продукции;

поддержание мобилизационного потенциала конверсируемых предприятий.

Основными приоритетными направлениями конверсии, учитывая возможность

предприятий, НИИ и КБ оборонного комплекса и в целях максимального

сохранения ранее сложившегося потенциала, являются:

развитие гражданской авиации;

возрождение Российского Флота;

развитие производства оборудования для ТЭК;

развитие производства машин и оборудования для жилищного и дорожного

строительства;

развитие производства машин и оборудования для лесопромышленного

комплекса;

создание и развитие производства технологического оборудования для

перерабатывающих отраслей АПК;

создание и развитие производства технологического оборудования для

легкой промышленности;

создание и развитие производства технологического оборудования для

торговли и общественного питания;

развитие производства и насыщение рынка высококачественными

товарами длительного пользования;

развитие средств связи и информатики;

развитие оборудования для экологии;

развитие производства современной медицинской техники и оборудования

для лечебных учреждений;

развитие производства продукции гражданского назначения на

предприятиях Минатома России.

Развитие конверсии в условиях рынка требует предварительного решения

ряда конкретных проблем /4, 50, 80/:

разработки концепции новой государственной промышленной политики и

объявления государственных приоритетов с размерами их финансового

обеспечения;

разработки концепции приватизации и акционирования оборонных

предприятий;

разработки концепции государственной инвестиционной политики;

разработки концепции внешнеэкономической деятельности и военно-

технического сотрудничества;

информационного обеспечения анализа и прогноза конъюнктуры рынка

(маркетинговых исследований) в целях эффективного использования

высвобождаемого потенциала конверсии и максимального удовлетворения

потребностей населения.

Общая технология формирования государственных и

региональных программ конверсии

Разработка и корректировка государственной программы конверсии

оборонной промышленности РФ исходят из / 5, 6, 19, 32, 58/:

учета фактически состоявшихся и прогнозируемых внешнеполитических

решений в области разоружения, программы разработки и производства

вооружения и военной техники (даются оценки приоритетам среди

сохраняемых направлений военного производства и НИОКР, уточняется

номенклатура военных заказов и расходы на их реализацию);

дифференцированного подхода к различным по приоритетности направлениям

разработки и производства гражданской продукции промышленного назначения

и непродовольственных товаров народного потребления (при этом производится

инвентаризация высвобождаемых из сферы военного производства и НИОКР

ресурсов, выявляются наиболее эффективные сферы возможного их применения в

народном хозяйстве. Данная работа проводится органами государственного

управления конверсией РФ, конверсируемыми предприятиями на основе

информации о снятии военных заказов. На основе реализации принципов

маркетинга, анализа структуры высвобождаемых кадровых, материально-

технических, информационных ресурсов вырабатываются приоритетные задачи

конверсии для последующей проработки с платежеспособными заказчиками и

включения в сферу деятельности оборонного комплекса);

отбора наиболее эффективных конверсионных проектов для их

включения в состав программы и практической реализации.

В итоге проведения аналитической работы формируются

государственные и региональные программы конверсии, прорабатываются их

цели, целевые задачи и целевые показатели. На основе сопоставления

показателей затрат и результатов проводятся расчеты экономической

эффективности программ. По тем из них, которые ориентированы на

достижение социального эффекта (медицина, экология, и др.) оценка

эффективности рассчитывается путем сопоставления необходимых затрат и

результатов в виде снижения заболеваемости населения, количества

работников тяжелого ручного и малоквалифицированного труда и др.

Наряду с государственными и региональными программами процессы

конверсии на уровне предприятий регламентируются разрабатываемыми

коллективами планами, определяющими номенклатуру и объемы альтернативной

гражданской продукции и комплекс мер по переориентации научного и

производственного потенциалов.

Механизм управления реализацией конверсии

На уровне государственного управления экономикой России, регионов,

отдельных оборонных предприятий, НИИ и КБ должен быть создан эффективный

организационно-экономический механизм, обеспечивающий достижение целей

конверсии. Основными направлениями деятельности органов государственного

и регионального управления конверсией являются :

организация разработки, принятия и реализации государственных и

региональных программ конверсии и диверсификации оборонных предприятий, НИИ

и КБ;

участие в разработке межгосударственных соглашений, касающихся

деятельности оборонных предприятий и организаций, находящихся на

территории России;

отражение интересов оборонных предприятий, НИИ и КБ при формировании

программ создания и производства военной техники, содействие

обеспечению экономической выгодности государственных заказов оборонного

значения, определение минимально необходимого уровня производственных

мощностей предприятий, используемых для производства вооружения и

военной техники;

проведение систематического анализа и контроля процессов и результатов

конверсии военного производства на государственном и региональном уровнях;

формирование региональных банков и фондов содействия конверсии,

координация деятельности конверсируемых предприятий;

анализ рыночной конъюнктуры в регионах, содействие разработке

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.