РУБРИКИ

Ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ

б. пр-ва прод-и = МЗ МО = МЗ / МЕ.

Если повышение результ. пок-ля происходит за счет (или в основном за счет) интенс. фактора, то на лицо положит. факт.

ОФ и МР и их факторы косв-но влияют на об. пр-ва, а тр - непоср-но опр-ют рез-ты пр-ва. ОФ и МР влияют на рез-ты пр-ва через ТР, измен-е этих факторов сказ-ся на изм-и выработки, т.е. изм-е выработки опр-ет изм-е об. пр-ва прод-и.

19. Оценка влияния на объем произведенной продукции использования производственных ресурсов.

Кач-во прод-и, об., стр-ра, ритм-ть зависят от хар-ра исп-ния произв. рес-сов.

1. Если в кач-ве пок-ля прод-и взять об., то он зависит от труд. рес-сов, т.о.:

Об. пр-ва прод-и = Числ Выр-ка ср-год. Или:

Об. пр-ва прод-и = Числ Д Ч Выр ср-час = Ф Р Вр Выр ср-час = Ф Р Вр / ТЕ.

Числ. ср. спис. - кол-вен. (экстенс.) фактор, Выр - кач-вен. (интенс.) фактор.

Интенс. - доп. рез-т за счет более полного использ-я того рес-са, к-й исп-ся и раньше. Экстенс. - привлеч-е доп. рес-сов.

2. Завис-ть рез-в пр-ва от исп-ния ОФ.

Об. пр-ва прод-и = ОФ ФО = ОФ / ФЕ,

где ОФ - колич, а ФЕ - кач. факторы.

3. Завис-ть рез-тов пр-ва от исп-ния матер. рес-сов.

Об. пр-ва прод-и = МЗ МО = МЗ / МЕ.

Если повышение результ. пок-ля происходит за счет (или в основном за счет) интенс. фактора, то на лицо положит. факт.

ОФ и МР и их факторы косв-но влияют на об. пр-ва, а тр - непоср-но опр-ют рез-ты пр-ва. ОФ и МР влияют на рез-ты пр-ва через ТР, измен-е этих факторов сказ-ся на изм-и выработки, т.е. изм-е выработки опр-ет изм-е об. пр-ва прод-и.

20. Оценка состояния и использования основного капитала предприятия.

Снижение потр-ти пр-я в ОФ обесп-ся за счет более эффект. их исп-ния. Для оц-ки обесп-ти пр-ва ОФ исп-ся их движение. Интенсивность этих процессов измеряется следующими показателями:

1. Коэф-т обновления ОФ = ОФ введ / ОФ к.п.

2. Коэф-т выбытия ОФ = ОФ выб / ОФ н.п. Показ-ет долю ОФ, к-я была выведена из экспл-и, списана и продана.

Для опред-я динамики сравнивают два этих пок-ля. Т.е. если К выб. ОФ > К обн. ОФ, то больше выбывает ОФ, парк оборуд-я уменьш-ся, и наоборот.

3. На основании К выб ОФ можно рассчитать срок экспл-и ОФ = ОФ н.п. / ОФ выб.

4. Индекс роста ОФ = ОФ к.п. / ОФ н.п.

Ан-з техн. сост-я ОФ

Опр-ют з-ты на экспл-ю их, произв-ть их работы, обусловл-ют необх-ть кап. влож-й, необх-х для их замены. Оц-ка техн. сост-я явл-ся глав. задачей техн. служб (гл. инж-ра). Использ-т след. показ-ли:

1. Коэф-т износа ОФ = Износ ОФ / Первон. ст-ть (в % - степень изношенности).

2. Коэф-т годности ОФ = ост. ст-ть / первон. ст-ть. В сумме два этих пок-ля = 100 %.

Оценка интенсивности исп-ния ОФ

Опр-ся временем работы обор-я и загрузки обор-я по мощности. Для измер-я врем. работы обор-я исп-ся пок-ли фонда врем. работы обор-я (календ., план., факт., режим.)

Ф Вр работы обор-я (кален) = Кол-во ед-ц обор-я 365 24 ч.

Ф Вр работы обор-я (режиим) = Кол-во ед-ц обор-я Д Ч К смен-ти.

Факт фонд врем. работы обор-я < режимного за счет ремонтов, нахожд-я обор-я на реконстр-и, модерн-и, за счет простоев обор-я. Чем ближе факт. фонд вр к режим., тем лучше.

Анализ эфф-ти исп-ния ОФ.

Основным показателем эфф-ти средств пр-ва явл. фондоотдача. Она измер-ся в натур. ед. или в стоимостном выражении(руб /руб).

ФО=Vпр-ва / ср. ОФ

-отраж кол-во пр-ции, произвед с кажд ед ,руб ОФ или в ед времени.

ФО м. рассчитывать по ОФ, ОПФ или по их активной части. Именно ФО акт. части опр-ет ФО вцелом по п/п.

ФООФ=Доля ОФА*ФОА

Наиболее точно ФО рассчитывается по объёму товарной или валовой пр-ции, или по объёму продаж пр-ции. Для оценки динамики ФО её нужно рассчитывать в сопоставимой стоимостной оценке (руб/руб). Стоимостная оценка ОФ меняется, в основном, в связи с их переоценкой.

ср.ОФпр.г. ср.ОФ отч.г.в ценах прошлого

Iцен ОФпереоц.=ОФпосле переоц/ОФдо переоц.=ст-ть на нач.г./ст-ть на кон. пр. г.

Косвенным пок-лем хар-щим эфф-ть исп-ния ОФ явл. фондоёмкость пр-ции (в сопоставимых ценах).

ФЁ=ср. ОФ /Vпр-ва=1/ФО

-кол-во (стоимость) ОФ, необходимых для производства кажд руб.

Ещё один показатель хар-щий эфф-ть исп-ния ОФ - фондорентабельность - сумма приб с кажд ед ОФ(в действующих ценах).

РОФ=Пр/ср. ОФ*100

Рез-ты от изменения эфф-ти исп-ния ОФ м. оценить с помощью показателя экономия (перерасход) ОФ.

Э(П)ОФ=ср ОФотч г - ср ОФпр г * I vф= - /+

Анализ интенсивности исп-ния осн.ср-в измер-ся временем работы обор-я и загрузкой обор-ния по мощности.

Для измерения времени работы обор-я исп-ся такие пок-ли как фонд времени работы обор-ния (режимный, плановый, фактический, календарный).

ФВрРО календ =Кол-во*365(366)*24

ФВрРОрежимн =Кол-во*Д*Ч*К сменности

К сменности - сколько смен работает обор-ние (можно либо вводить либо нет).

Ч-кол-во часов в смене.

Д-кол-во дней по режиму.

Факт. ФВрРО меньше режимного за счёт плановых и внеплановых ремонтов, времени нахождения на реконструкции, модернизации, а т/е за счёт простоев обор-ния. Чем ближе факт. ФВрРО к режимному тем лучше.

21. Задачи и показатели анализа себестоимости продукции. Классификация затрат и методы их анализа.

Себ-сть- сумма затрат всех задействованных ресурсов при пр-ве пр-ции в ден. форме.

Себ-сть опр-ет сумму получаемой прибыли (убытка) орг-ции и явл. одним из важнейших показателей оценки хоз. деят-ти п/п.

Показатели характеризующие себ-сть:

-Сумма затр. на весь объём пр-ции

- себ-сть ед. пр-ции (1шт,1кг, в натур. выраж.)

- себ-сть рубля пр-ции

-можно оценивать эти показ-ли применимо к валовой, товарной, реализованной пр-ции, по всем видам пр-ции.

-различ. т/е себ-сть отдельных видов пр-ции

-себ-сть сравниваемой пр-ции (та кот. производилась в пр.г.и продолжает производится в отчётном)

-различ. отдельные элементы

-калькуляционные статьи.

Задачи анализа с\с:

-анализ структуры затрат

-анализ выполнения плана и динамики показателей себ-сти (может проводиться по любым из перечисленных показателей.инструменты проведения такого анализа: расчёт абс. изменений, Троста, изменения уд. весов, Т прироста.)

-факторный анализ, т. е. выявление всех факторов влияющих на себ-сть и основа для поиска резерва.

-поиск и подсчёт резервов снижения себ-сти.

Классификация затрат:

1)по экономич. элементам

2)по статьям калькуляции

3)прямые(непоср-но связаны с конкретным видом пр-ции) и косвенные (относ-ся к пр-ву нескольких видов пр-ции).

4)постоянные(одинаковы при любом объёме пр-ции) и переменные издержки

5)явные(произведены и нашли отражение в соответствующих отчётах) и неявные(не отраж. в контрактах и в бух. отч-ти ) издержки.

Классиф-я з-т, включаемых в себестоимость по экономич. элем-м позв-ет оценить вклад каждого вида производсьв. ресурсов в формировании с/ст-ти:

1. материальн. з-ты;

2. затраты на опл. труда;

3. отчисл-я на соц. нужды;

4. амортиз-я;

5. прочие з-ты (налоги, включ-е в с/ст-ть, износ НМА).

Если большой уд. вес. мат. з-т - материалоемкое пр-во, зат-т на оплату труда - трудоемкое.

По калькуляционным статьям затраты классифиц-ся на

1. сырье и материалы, за вычет. Возвр. Отходов;

2. покуп. Изд-я и полуфабр-ты;

3. топливо и энергия на технол. Цели;

4. осн. И доп. з/пл произв. раб-х;

5. отчисл. И з/пл на соц. страх-е;

6. расх-ы на освоение и подгот-ку произ-ва;

7. содерж-е и экспл-я машин и обор-я;

8. общепроизв. Р-ды;

9. общехоз. Р-ды;

10. потери от брака;

11. прочие произв. р-ды;

12. коммерч. Р-ды.

Такое калькулир-е позв-ет выделить и оценить цеховую с/ст, произв. с/ст, полную с/ст товар. Прод-и, позволяет оценить направл-е расх-в, центры возник-я затрат на п/и.

Позв-ет оценить с/ст отд. видов прод-и. Явл-ся основой управления с/с-тью, т.к. план-е з-т ведется в основе калькуляции статей.

З=МЗ+ЗОТ(соц.нужды)+А+ПрЗ

,

где - доля i-той продукции в

общем объеме продукции.

n - кол-во видов продукции.

Величина с/сти зависит от:

-V производства,

-структуры продукции,

-уровня зпер ,

-суммы Зпост

Согласно МЦП:

Факторный анализ затрат на рубль продукции

(эти 2 пок-ля позв.оценить взаимосвязь м/у ур.с/ти и ур.рентабельности)

З1руб - более универсальный показатель, чем З, т.к. по нему можно сравнивать организации с любым масштабом бизнеса и сравнивать с/сть любых видов продукции.

З1р=(МЗ+ЗОТ+СоцН+А+ПрЗ)/Выр = МЕ+зарплатоемкость+амортизацияемкость+(Пр/З)/Выр. - сумма затрат на 1 руб.продукции

Уровень с/сти зависит от того, насколько эффективно тратятся те или иные ср-ва. Чем < МЕ, тем выше уровень с/сти.

Т.о. величина З1р.зависит от:

-объема продукции;

-стр-ры продукции;

-уровня Зпер;

-суммы Зпост

-цены на продукцию

22. Анализ изменения затрат на производство продукции, работ, услуг. Взаимосвязь затрат, объемов выпускаемой продукции и финансовых результатов.

Важным пок-лем, хар-щим работу п/п, явл. с/с прод-и. С/с - это затраты, связ. с про-вом и реализ. прод-и и выраж. в ден. форме. От ее уровня зависят фин. рез-ты деят-ти п/п, фин. сост. А. с/с имеет очень важное значение, он позвол. выяснить тенденции изменения данного пок-ля, определить влияние факторов на его прирост, разработать мер-тия по сниж. этого пок-ля. Общая сумма затрат м/измен. за счет: V выпуска прод-и в целом по п/п; ее структуры; уровня перем. затрат на един. прод-и; суммы пост-х расх-в на весь выпуск прод-и.

С/сть реализов. прод-и включ. в себя сумму матер. затрат, затрат на ОТ, амортизацию и проч.

С/сть = Зпост. + Зпер. = Зпост. +?Vпр*Зпер.ед.уд.

З = ? Vi * Зпер. уд. i + Зпост.

?З = З1 - З0

З0 = ? V0 * Зпер. уд. i 0 + Зпост.0

З' = ? Vi 1 * Зпер. уд. i 0 + Зпост.0

IV общ.

З'' = (? Vi 0 * Зпер. уд. i 0 )* IV общ.+ Зпост.

З' - З0 = ?ЗV, стр,

З'' - З0 = ?ЗV

?Зстр = ?ЗV,стр - ?ЗV

З''' = ? Vi 1 * Зпер. уд. i 1 + Зпост.0

З''' - З' = ?З пер.уд.

З1 - З''' = ?З пост.

23. Факторный анализ себестоимости продукции.

З=МЗ+ЗОТ(соц.нужды)+А+ПрЗ

,

где - доля i-той продукции в

общем объеме продукции.

n - кол-во видов продукции.

Величина с/сти зависит от:

-V производства,

-структуры продукции,

-уровня зпер ,

-суммы Зпост

Согласно МЦП:

Факторный анализ затрат на рубль продукции

(эти 2 пок-ля позв.оценить взаимосвязь м/у ур.с/ти и ур.рентабельности)

З1руб - более универсальный показатель, чем З, т.к. по нему можно сравнивать организации с любым масштабом бизнеса и сравнивать с/сть любых видов продукции.

З1р=(МЗ+ЗОТ+СоцН+А+ПрЗ)/Выр = МЕ+зарплатоемкость+амортизацияемкость+(Пр/З)/Выр. - сумма затрат на 1 руб.продукции

Уровень с/сти зависит от того, насколько эффективно тратятся те или иные ср-ва. Чем < МЕ, тем выше уровень с/сти.

Т.о. величина З1р.зависит от:

-объема продукции;

-стр-ры продукции;

-уровня Зпер;

-суммы Зпост

-цены на продукцию

24. Роль и задачи экономического анализа в разработке бизнес-плана. Сметное планирование.

Бизнес-план одно из основных средств управления организацией, он составляется в случаях:

* обоснования и осуществления инвестиционных проектов;

* реализации отдельных крупных хозяйственных операций;

* эмиссии ценных бумаг;

* определения перспектив развития фирмы;

* проведения реорганизационных мероприятий;

* финансового оздоровления организации.

Пользователями бизнес-плана являются: учредители-собственники, партнеры и смежники организации, потенциальные инвесторы, банки, государственные органы.

В состав бизнес-плана входят:

o резюме (краткое, содержательное изложение целей составления бизнес-плана, способов его реализации, необходимых источников финансирования, финансовых результатов);

o писание бизнеса (разделы описания продукции, маркетинга, конкуренции, производства и др.);

o финансовый план (расчеты экономической эффективности, бюджет денежных средств, прогнозный баланс, расчет основных финансовых коэффициентов);

o организационный, юридический разделы, страхование ( родительные документы, лицензии и. т. д.).

Основой бизнес-плана по становлению и развитию бизнеса является финансовый анализ отчетности организации; главным инструментом формирования -- сметное планирование.

Финансовое планирование -- составная часть планирования финансово-хозяйственной деятельности организации, оно направлено на реализацию стратегии и оперативных задач организации.

Финансовый план -- важнейший элемент бизнес-планов, составляемых как для обоснования конкретных инвестиционных проектов и программ, так и для управления текущей и стратегической финансовой деятельностью. Этот документ обеспечивает взаимоувязку показателей развития организации с имеющимися ресурсами.

Основные задачи финансового планирования:

* обеспечение производственной и инвестиционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами;

* достижение экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском в определении необходимого количества финансовых ресурсов в рамках оптимальной структуры капитала;

* установление рациональных финансовых отношений с хозяйствующими субъектами, банками, бюджетом, страховыми компаниями и др.; гарантия выполнения обязательств перед перечисленными субъектами;

* выявление путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

* выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств; контроль рублем за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью организации;

*контроль за формированием и расходованием платежных средств;

* соблюдение интересов акционеров и других инвесторов. Исходные данные для составления финансового плана содержатся в бизнес-плане организации, а также бюджете капитальных вложений. Стержневыми разделами финансового плана являются:

* смета объема реализации продукции;

* баланс денежных поступлений и расходов;

* план прибылей и убытков;

* плановый бухгалтерский баланс;

* расчет точки безубыточности продажи товаров. Главные методы составления финансового плана:

* метод процента от реализации;

* бюджетное планирование или составление системы взаимосвязанных смет.

Суть первого метода -- метода процента от реализации -- состоит в том, что на основе запланированного роста объема продаж, выраженного в процентах, определяются будущие расходы, активы и обязательства, зависящие от объема продаж, а также объем нераспределенной прибыли планового периода? Для сбалансирования величины плановых активов и пассивов устанавливают сумму недостающих источников финансирования (обязательств) и расчетным итеративным путем определяют конкретные способы покрытия потребности в дополнительном финансировании. Затем на базе полученных финансовых параметров составляется плановый счет прибылей и убытков, прогнозный баланс организации, прогноз движения денежных средств.

Этот метод имеет определенные недостатки. Наиболее популярен он среди банков, занимающихся прогнозированием финансового положения клиента.

Второй метод составления финансового плана -- метод бюджетного планирования. Большинство смет имеет прямое отношение к финансовому .планированию. Конечная цель бюджетного планирования -- выявление потребностей фирмы в финансировании. Этот метод обеспечивает приемлемую точность составления финансового плана и потому является основным методом составления финансового плана.

Сметное планирование

Количественный план в денежном выражении, показывающий планируемую величину доходов, расходов и капитал, который необходимо привлечь для достижения поставленной цели, называется бюджетом, или сметой. Сметное планирование лежит в основе формирования бизнес-плана и включает непосредственное планирование и мониторинг (контроль, наблюдение)] текущей хозяйственной деятельности.

Бюджет компании (Главный бюджет) представляет собой систему взаимосвязанных бюджетов и описывает в структурированной форме ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других финансовых операций в прогнозном (планируемом) периоде. Он включает два блока: систему операционных бюджетов и систему финансовых бюджетов (см. рис. 30).

В процессе бюджетирования рассчитывается бюджет компании по всей совокупности операционных и финансовых бюджетов (кроме бюджета капиталовложений) и оценивается прогнозное финансовое состояние компании. Если результирующие финансовые показатели, рассчитанные на основе системы бюджетов компании (такие, как ликвидность, прибыль, рентабельность и др.), неудовлетворительны, необходимо реализовать сценарий «что -- если» для оценки влияния основных параметров бюджетов} и заложенных при планировании нормативов при их изменении.

Система бюджетов используется менеджерами как средство для управления деятельностью предприятия, контроля за реальным состоянием дел и сравнения его с целями и задачами, сформулированными в плане.

Расчет каждого бюджета компании производится в определенных форматах. Все бюджеты компании составляются на основе прогноза объема продаж. При составлении бюджетов затрат используется группировка затрат на переменные и постоянные. Сметы составляются на год в целом с поквартальной (или помесячной) разбивкой.

Существуют два подхода к расчетам смет:

* разработка сметы с «нуля» -- применяется в случаях, когда проектируется новая организация или когда организация

меняет профиль работы;

* планирование от достигнутого -- имеет место в случаях, когда профиль работы организации не меняется.

25. Основы анализа и оценки рисков, связанных с деятельностью организации.

Риск - вероятность к-л нежелательного события (получение нежелат.результата). Риски существ.в условиях неопределенности будущего и его многовариантности. Экономика - сфера, где будущее не определено, т.е. это рисковая сфера.

В экон.риски возникают в связи с многовариантностью развития экономики и отд.процессов в ней и в связи с неопределенностью условий осуществления хоз.операций или управленческих решений.

В экономике все риски сводятся к вероятности потерь (фин., матер) или неполучению экон.результатов в ожидаемом размере.

Риск в экономике - это отклонение факт.экон.результата от ожидаемого.

Прогнозирование рисков, предупреждение наступления рисковых событий, локализация их последствий и т.п. действия можно назв. управление рисками (риск-менеджмент) - это 1 из направлений деятельности фин.службы

Эк риски возникают в следствии неопредел-ти, несозможности

Точно определить заранее условия осущ хоз операций, протекаание эк процессов. Риск- возможность получения нежелат результата, или отклонения фактич полученного результата от ожидаемого

Риски бывают:

1по виду деятельности или по виду хоз операций:

-предпринемат

-инвестиц

-кредитные

2по возможности избежания или уменьшения риска путём диверсификации:

-системный ( не диверсификац-й)

-не системный ( див-й)

системный-: риск инфляции, риск колебания % ставокриск изменения законодательства

несистемный-риск отдельно взятого объекта, регина, отрасли

3 по характеру эк процессов:

-инфляционный

-%-й

4 по уровню риска, по степени:

применительно к п\п выдел след уровень:

-допустимый риск-минимал, потери от 1 или неск операций, кот окрываются другими операциями

-средний риск- критич ( сокращение объёма выруучки, масштаба деятельнсти)

-катастрофический риск-риск процедуры банкротства

п\п-е риски бывают:

-проихзводственный риск-риск невыполн произ плана

-коммерческий/маркетинговый риск - падения спроса на продукциюсущ разл способы измерения риска:

-моделирование нежелат событий

-метод аналогий-оценка по аналогии с др п\п

-КО хоз деятельности - вычисл значения отдел коэф-в

-норматичный м-д-оцениваются показ-ли, для кот имеются нормы и сравн с фактич

-

5 статистический м-д и т.д.

пусть I =1, n-кол-во раз получ определ результата и хi-I значение этого результата. Pi- вероятность получеия I-результата.

Сред Х=?Pi*Xi

Абсолют колеблемость ожидаемого результата измеряют с помощью дисперсии:

Сигма ^2=(?(Xi-средХ)^2)/n

Чем больше сигма квадрат, тем больше колеблемость результата и тем больше вероятность, что реальное значение результата будет отличаться от ожидаемого

Относит колебл-сть измеряется к-м вариации

?=у/срХ)*100%. Вероятность отклонения от среднематемат ожидания измер в %.

0<=v<=10%-то колеблемость результата слабая, риск того, что реал результат будет откл от ожидаемого низкий.

10%<v<=25%- умеренный риск.

v>25%- риск высокий.

26. Система показателей оценки эффективности инвестиций.

Для оценки эф-ти инв-й использ. система пок-лей:

1. Дополнит. выход прод-и на рубль инв-й:

, где ВП1 и ВП0 - V про-ва до и после внедрения инв-й; И - сумма инв-й.

2. Сниж. с/с прод-и в расчете на руб. инв-й:

, где V1 - про-во в натур. выраж. после инв-й; С0 и С1 - с/с единицы прод-и до и после инв-й;

3. Сокращ. затрат труда на про-во прод-и в расчете на руб. инв-й:

, где ТЕ - трудоемкость единицы прод-и до и после инв-й;

4. Увелич. приб. в расчете на руб. инв-й:

, где - прибыль на единицу прод-и до и после инв-й.

В дальнейшем изуч. динамика этих пок-лей.

1.3.6. Вопросы по дисциплине «Аудит»

1. Система финансового контроля и аудита в РФ: исторический аспект развития, виды и методы, цель и задачи аудиторской деятельности.

Система финансового контроля в Российской Федерации в основном твечает требованиям таких систем, действующих в демократических странах с рыночной экономикой. Система финансового контроля подразделяется на государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит (независимый контроль).

Государственный финансовый контроль состоит из общегосударственного и ведомственного. Общегосударственный контроль охватывает все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Этот контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в ее субъектах. На уровне местного самоуправления проводится муниципальный финансовый контроль.

Общегосударственный финансовый контроль в России осуществляют: Счетная палата Российской Федерации, Контрольно-ревизионный аппарат Минфина России, состоящий из Департамента государственного финансового контроля и контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах Российской Федерации, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов РФ, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов Российской Федерации (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

Система общегосударственного финансового контроля выполняет соответствующие задачи и функции. К основным задачам финансового контроля относятся: контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов; контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики; контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями.

Основные функции включают: проверку правильности образования государственных средств, их сохранности и целевого использования; контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов; обеспечение обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц; контроль государственного внутреннего и внешнего долга.

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля должны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.

Правом назначения проверок соответствующими органами пользуются Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федераций Федерального Собрания РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, правоохранительные органы -- суды, прокуратура, милиция, федеральные службы безопасности и налоговой полиции -- в пределах их компетенции, руководители органов государственного финансового контроля.

Общегосударственный контроль подразделяется на денежно-кредитный, валютный, страховой, налоговый, таможенный.

Денежно-кредитный и валютный контроль в основном осуществляет Центральный банк РФ.

Страховой контроль осуществляют органы надзора за страховой деятельностью (эти функции возложены на МФ РФ), таможенный контроль реализуют Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения, налоговый контроль осуществляется Министерством по налогам и сборам РФ и его подразделениями.

Ведомственный государственный контроль проводится внутри отдельных государственных ведомств (министерств, концернов, органов управления исполнительной власти). Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового контроля, которые и проводят такой контроль. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений. Для проведения ведомственного контроля могут привлекаться ревизоры КРУ МФ РФ и его подразделений.

Общественный контроль реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим).

В организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), выражающие интересы различных общественных организаций, партий и других структур. Деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами Госкомстата РФ, государственного финансового контроля, прежде всего счетными палатами (федеральной и субъектов РФ), для которых гласность -- важнейший принцип деятельности.

Наряду с указанными видами финансового контроля в России используется такая форма финансового контроля, как аудиторский финансовый контроль.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность, аудит -- это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Аудитор (от лат. -- слушатель, ученик, последователь) -- лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д. Понятие аудита значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудиторская деятельность включает помимо проверок оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обучение и др. Аудит отличается и от судебно-бухгалтерской экспертизы. Отличие состоит в том, что аудит -- независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела, в то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально - правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы). Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы. Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, как квалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов. Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких ограничений для аудиторов-специалистов в выполнении функций эксперта-бухгалтера.

Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации возложено на Министерство финансов РФ.

Цель - проверить законность операции и подтвердить достоверность отчетности. Для конкретизации этой цели решаются ряд задач: 1. оценить уровень б/у, квалификацию учетных кадров, качество обработки информ, прав бух записей. 2. оценить эффект системы - внутр контр 3. изучить орган-ю пр-ва и труда 4. изучить методику б/у по каждому объекту учета. Виды аудита: 1.Обязательный-(синяя методичка стр7)ежегодная обяз аудит проверка ведения б/у и б/отч орг-и или ИП, пров для ОАО, кредитных орг, страх, фонд.биржи,Выручка за 1 год превышает в 500 тыс раз МРОТ или активов баланса прев на конец отч года в 200 тыс раз МРОТ. Инициативный - провод по желанию п/п в случаях: конфликты или споры внутри п/п, необх подтвеодить инф-ю перед налоговыми проверками, для привлечения инвесторов 2. Внутрен. Осущ самим п/п, но его проводит независимый от б/рии орган, цель совершен ФХД. Задачи: контроль за союл правил б/у, проработка реком внеш аудиторов, поиск резервов. Внешний провод независ аудит или аудит фирмой по договору, цель подтвердить достоверность отч и разработать рекомендации по устранению имеющ недостатков. Задачи: фин экспертиза, предотывращение возможных наруш., консул по вопросам учета и налогообл. 3. виды ауд проверок: аудит фин отч., аудит на соответствие установ треб (законность операции), аудит ФХД

2. Правовые и организационные основы аудиторской деятельности. Рынок аудиторских услуг в РФ и за рубежом.

3. Обязательный аудит: экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту и их ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита. Особенности проведения обязательного аудита государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства РФ, инициативная -- по решению экономического субъекта.

Подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке экон субъекты, имеющие организационно-правовую форму ОАО независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала.

Вид деятельности экономического субъекта. По виду деятельности обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат:

* банки и другие кредитные учреждения;

* страховые организации и общества взаимного страхования;

* товарные и фондовые биржи;

* инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);

* внебюджетные фонды, источниками образования средств которых, являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;

* благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых, являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;

* если в их уставном капитале (уставном фонде) имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

* при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

* объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ МРОТ;

* суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством РФ МРОТ.

Обязательный аудит по поручению государственных органов: Органы дознания, следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд поручить аудитору провести аудиторскую проверку экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов

* возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела;

* принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела;

* дела, подведомственного арбитражному суду.

Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит состоит в проверке бухгалтерской документации, налоговых деклараций и других документов экономического субъекта с целью установления достоверности его бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных им финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ.
Обязательный аудит проводится в соответствии с Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации и внутренними Стандартами аудита компании «АК Консалтинг».
Результатом обязательного аудита является Аудиторское заключение и Письменная информация (Отчет) аудитора руководству экономического субъекта.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого служат предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого выступают добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если объем выручки организации от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации МРОТ.

Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены.

Однако перечень субъектов обязательного аудита должен осуществляться в отношении других организаций или индивидуальных предпринимателей, если предусмотрен федеральным законом.

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

4. Сопутствующие виды аудиторских услуг: определение понятия, классификация, характеристика. Профессиональные требования к оказанию сопутствующих аудиту услуг.

В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» приведен перечень сопутствующих аудиту услуг, которым уточнен перечень данных в действующем российском стандарте аудиторской деятельности «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним». Законом предусмотрено, что аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:

* постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

* налоговое консультирование;

* анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

* управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

* правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

* автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

* оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

* разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

* проведение маркетинговых исследований;

* проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

* обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

* оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью. Оказание сопутствующих аудиту услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также профессиональной компетентности в областях аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права, экономического анализа и других разделов экономики.

Классификация сопутствующих аудиту услуг

Сопутствующие аудиту услуги можно классифицировать следующим образом:

* услуги, совместимые с проведением у предприятия обязательного аудита;

* услуги, несовместимые с проведением обязательной аудиторской проверки.

К услугам, несовместимым с проведением у экономического субъекта обязательного аудита, относятся услуги по ведению бухгалтерского учета, восстановлению бухгалтерского учета, составлению налоговых деклараций, составлению бухгалтерской отчетности. 'Все другие услуги, сопутствующие аудиту, являются совместимыми с проведением у предприятия аудиторской проверки

Сопутствующие аудиту услуги подразделяются на:

* услуги действия;

* услуги контроля;

* информационные услуги.

К услугам действия относятся услуги по созданию документов, ранее экономическим субъектом не созданных, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом. Сопутствующие аудиту услуги действия оформляются договором, к которому прилагается задание на выполнение работ и оказание услуг. Задание должно содержать:

* перечень вопросов, ответы на которые экономический субъект желает получить от аудиторской организации;

* перечень источников данных (первичных документов), предоставляемых аудиторской организации для обработки;

* перечень документов, которые должны быть созданы аудиторской организацией в результате обработки источников данных с указанием носителя данных (например, бумажный, машинный).

К услугам контроля относятся услуги по проверке документов, контролю ведения учета и составления отчетности, начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей, тестирование бухгалтерского персонала предприятия.

К информационным услугам относятся услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам, проведение обучения, семинаров, информационное обслуживание.

Для выполнения сопутствующих аудиту работ и оказания услуг аудиторская организация должна иметь:

* лицензии на те виды деятельности (по выполнению работ и услуг), которые по законодательству подлежат лицензированию;

* материально-технические и методические возможности для качественного выполнения работ и оказания услуг.

Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются документально оформленные результаты (например, расчеты, консультации и т.п.) и документы (первичные документы, регистры учета, отчетность, справки и т.д.).

Аудиторская организация может оформить дополнительную письменную информацию руководству и (или) собственнику экономического субъекта по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг.

Характеристика основных видов сопутствующих услуг

Постановка бухгалтерского учета предусматривает разработку для организации системы организации бухгалтерского учета. К основным мероприятиям этого вида услуг относятся: разработка учетной политики организации, выбор метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, организация документооборота в бухгалтерии, организация управленческого учета, и др.

Услуга по постановке бухгалтерского учета носит разовый характер, поэтому разработанная отдельными аудиторскими фирмами типовая технология организации бухгалтерского (финансового, управленческого) учета пользуется наибольшим спросом у вновь создаваемых предприятий.

Восстановление бухгалтерского учета. Данная услуга оказывается в определенный период времени и носит разовый характер. Восстановление учета -- довольно сложная процедура, поэтому она проводится наиболее квалифицированными специалистами аудиторских фирм. Кроме того, для введения в память компьютера типовых хозяйственных операций привлекаются специалисты-операторы, ассистенты аудитора и др.

Ведение бухгалтерского учета. В соответствии со ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете» в организации, не имеющей бухгалтерской службы, бухгалтерский учет может осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Аудиторские фирмы с успехом могут играть роль указанной специализированной организации. Единственным ограничением на данный вид услуг является указание в Законе «Об аудиторской деятельности» на невозможность выдачи заключения о достоверности отчетности предприятию, на котором аудиторская фирма ведет учет.

Для ведения учета аудиторская фирма разрабатывает для клиента учетную политику, формирует рабочий план счетов бухгалтерского учета, перечень субсчетов, проектирует состав аналитических счетов и регистров, рекомендует форму счетоводства, методики получения данных для целей налогообложения. Сотрудники аудиторской фирмы в случае, если предприятие на момент заключения договора не располагает необходимой оргтехникой -- компьютерами, средствами связи, -- могут дать рекомендации по выбору приемлемых для клиента технических средств, произвести подбор, установку и настройку программного обеспечения, выполнить работу по наполнению баз данных.

Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Данный вид работ может быть либо следствием уже проведенного аудиторской фирмой комплекса работ по ведению бухгалтерских регистров, либо самостоятельным видом работ аудиторской фирмы -- составление отчетности по данным бухгалтерских регистров, представленных заказчиком. Этот вид услуг предполагает составление, кроме того, отчетов внебюджетным и социальным государственным фондам, а также статистической отчетности, необходимой для каждого конкретного клиента.

В п. 6 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» среди видов сопутствующих услуг большое место занимают консультационные услуги. Это наименее поддающийся точному определению вид услуг. Данные услуги включают подготовку разъяснений (в устной и письменной форме) по вопросам налогообложения, правильности определения базы налогообложения и расчета размеров штрафных санкций за нарушения налогового законодательства, рекомендаций по организации первичного учета, учетных решений, соответствия законодательству заключенных предприятием (организацией, учреждением) хозяйственных договоров (контрактов).

Аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы осуществляют следующие виды консультирования:

* бухгалтерское консультирование;

* налоговое консультирование;

* управленческое консультирование;

* правовое консультирование;

* экономическое и финансовое консультирование.

Проведение экономического и финансового анализа. В последнее время спрос на данный вид услуг значительно возрос. Это связано с тем, что предприятия, хозяйствующие уже достаточное время в новых экономических условиях и старые (бывшие государственные предприятия), желают разобраться в своем финансовом состоянии, наметить пути выхода из кризиса, определить, какой вид продукции (работ, услуг) приносит наибольший доход (убытки) и т.д. Некоторые предприятия (в большинстве своем бывшие государственные, а в настоящее время акционерные общества) находятся в бедственном положении и балансируют на грани банкротства. Работники экономических служб организаций зачастую не владеют методами проведения анализа финансового состояния в условиях рыночной экономики. На основе финансового анализа, выявления сильных и слабых сторон в финансовом состоянии организации можно наметить меры по его укреплению или выходу из сложной финансовой ситуации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.