РУБРИКИ

Концепции современного естествознания

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Концепции современного естествознания

p align="center">3. Высшие психические функции и их физиологические механизмы. Сознание и мозг

Материальные основы психической деятельности человека изучает физиология высшей нервной деятельности (ФВНД). Ее основоположником является великий русский ученый И.П. Павлов, создавший учение о безусловных и условных рефлексах как двух формах поведения человека.

Безусловные рефлексы - видовые генетически закрепленные, стереотипные формы поведения человека, они врожденны.

Условные рефлексы - индивидуальные приобретенные в процессе жизни и обучения приспособительные реакции, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловным актом. Значение условных рефлексов в том, что они, будучи формой приобретенного поведения, являются основой для развития, обучения, приобретения навыков, умений, знаний в процессе индивидуального опыта человека.

ФВНД изучает сложнейшие проявления психики: сознание, мышление, память, внимание, эмоции и др.

Особенностью психических функций человека является наличие второй сигнальной системы - особые условные рефлексы, вырабатываемые на слово. Слово - обобщенный сигнал, имеет знаковую природу и заменяет конкретный предмет. Благодаря второй сигнальной системе у человека формируется абстрактно-логическое мышление.

Физиологические предпосылки сознания:

1. Оптимальное кровоснабжение мозга;

2. Оптимальный уровень возбудимости нервных центров. При низком уровне возбудимости сознание отсутствует (например, сон).

В самостоятельную группу выделяют неосознаваемые психические процессы, которые составляют сферу бессознательного. Сознание и бессознательное - взаимосвязанные формы психической деятельности, которые осуществляются на уровне коры и подкорки.

Сознание - это высшая форма отражения мозгом человека окружающего мира. Это такое знание, которое существует и может быть передано в знаковой форме.

Итак, сознание - это одна из форм отражения материи. Отражение универсальное свойство, присущее всей материи, ее важнейший атрибут. Отражение - это способность одних материальных объектов воспроизводить в своих изменениях свойства других материальных объектов в процессе их взаимодействия. Сознание является результатом взаимодействия двух материальных объектов: человеческого мозга и предметного мира. На каждом уровне организации материи отражение имеет свою специфику и форму. Из приведенной ниже таблицы видно, что взаимодействие объектов проявляется в определенных формах движения материи, результатом которых являются соответствующие формы отражения.

Таблица «Формы отражения материи»

Уровни организации материи

Формы движения материи

Формы отражения

Органическая

природа

социальная

сознание человека

биологическая

психика высших животных

раздражимость

Неорганическая природа

химическая

химическая (различные химические реакции)

физическая

физическая (оптические, акустические, электромагнитные и др.)

механическая

механическая (например, деформация)

Из таблицы видно, что сознание как форма отражения имеет социальную природу и является высшим уровнем психической активности человека как социального существа.

Способом бытия сознания является речь. Речь - исторически сложившаяся форма общения людей с помощью знаков. Виды речи: устная, письменная, внутренняя. В речевой функции левому полушарию коры головного мозга принадлежит господствующая роль. Правое полушарие доминирует в процессах восприятия предметов, геометрических фигур, деталей и образов. Эта межполушарная асимметрия доказана клинико-патологическими данными. Выявлены нарушения речи, связанные с поражением нижней лобной извилины; сенсорная афазия возникает при поражении задних отделов верхней височной извилины, при этом страдает восприятие речи на слух. Опыты показали, что у правшей в 75% случаев доминирует левое полушарие. Люди с доминирующим левым полушарием тяготеют к теории, имеют большой словарный запас, им присуща двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события. «Правополушарный» человек тяготеет к предметным видам деятельности, медлителен и неразговорчив, склонен к созерцательности и воспоминаниям.

Исследуя взаимосвязь сознания и мозга, ученые сделали вывод о том, что правое полушарие мозга улавливает смысл, а левое подбирает слова. Чтобы рассказать о том, что увидел, надо сначала уловить суть, а затем облечь ее в слова. Если человек не может этого сделать, значит, у него повреждена определенная зона головного мозга - таков традиционный взгляд на проблему. Однако сотрудник Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М.Сеченова РАН М.А. Грицышина предположила, что разные этапы формирования высказывания связаны с разными отделами и полушариями головного мозга. Чтобы проверить это, она предлагала здоровым людям и испытуемым с очаговыми поражениями правого и левого полушарий головного мозга составить рассказ по сюжетной картинке "Гость" известного карикатуриста Х. Бидструпа. Было проанализировано 73 рассказа, 20 из которых принадлежали здоровым испытуемым, 40 рассказов - больным с поражением левого полушария головного мозга, а также 13 рассказов - больным с поражением правого полушария. Результаты анализа рассказов подтвердили предположения исследователя и выявили интересные закономерности.

Для понимания замысла художника необходимо иметь здоровое правое полушарие. Люди с пораженным правым полушарием затруднялись определить сюжет картинки. Эти трудности проявлялись по-разному, в зависимости от того, какая часть полушария пострадала. При поражении передних отделов рассказчики описывали отдельные эпизоды, но не могли сложить их в единое целое. Больные с нарушениями в задних отделах такой проблемы не испытывали, но от них ускользал смысл картинки. Они произносили многословный связный текст, который не имел прямого отношения к сюжету рисунка, а был вызван скорее ассоциациями, навеянными этим рисунком.

Левое полушарие отвечает за то, как сформированный правым полушарием смысл высказывания облекается в слова. Основную роль в подборе слов играют передние отделы левого полушария. Больные с поражениями в этих областях изъяснялись односложно. Они хорошо поняли сюжет, каждое использованное ими слово относилось к сути этой простой истории, но связного развернутого рассказа эти люди составить не могли. При нарушениях в задних отделах левого полушария все наоборот: слова льются, но очень трудно подобрать подходящие к случаю.

Исследования М.А. Грицышиной позволили сделать выводы: 1) При поражении задних отделов практически невозможно четко выразить мысль либо потому, что ее трудно уловить (правое полушарие), либо потому, что не удается подобрать нужные слова (левое полушарие). 2) Передние отделы отвечают за связь отдельных эпизодов в единое целое, причем правое полушарие объединяет понятия, детали, левое же связывает слова в предложения, а фразы друг с другом.

Сознание - это сложный феномен, имеющий определенную структуру, куда входят три сферы: когнитивная, эмоциональная, мотивационно-волевая. Когнитивная сфера включает в себя познавательные способности человека. К ним, в частности, относятся: чувственность (ощущения, восприятия, представления), мышление (понятия, суждения, умозаключения), внимание, память, воображение.

Внимание - это сосредоточенность, избирательная познавательная направленность, нацеленность на определенный объект, значимый в данный момент. Физиологический механизм внимания - это 1) ориентировочный рефлекс, который заключается в установке анализаторов на объект; 2) локальный процесс активиза-ции, основанный на явлении доминанты. Внимание бывает двух видов: произвольное (основано на сложных взаимосвязях в коре больших полушарий) и непроизвольное (связано с возбуждением подкорковых образований). Главную роль в обеспечении внимания играет промежуточный мозг и ассоциативные зоны коры больших полушарий.

Память - это способность мозга хранить, перерабатывать и воспроизводить полученную информацию. Виды памяти: зрительная (иконическая), слуховая (эконическая), моторная, словесно-логическая, ассоциативная. Левое полушарие обеспечивает словесно-логические способы запоминания, правое - наглядные образы.

Эмоциональная сфера сознания представляет собой субъективно - психологические переживания и включает в себя 1) инстинктивно-аффективные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы); 2) эмоции и эмоциональные состояния (гнев, восторг, страх, радость, отчаяние и т.д.); 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть и т.д.). Все эти разнопорядковые явления обычно объединяются понятием «эмоции». Эмоция определяется как отражение ситуации в форме психического переживания и оценочного отношения к ней. Эмоциональная сфера присутствует также и в познавательном процессе, повышая или, наоборот, снижая его эффективность. Об эмоциональной сфере более подробно поговорим в следующей лекции.

Мотивационно-волевая сфера включает в себя потребности, интересы, цели, мотивы, которые реализуются всегда только благодаря волевой компоненте. Воля - это способность человека к достижению своих целей. Воля - это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Волевое регулирование поведения человека детерминировано условиями, в которых он живет и трудится. Воля не является изолированным свойством психики человека, и поэтому рассматривается во взаимосвязи с другими сторонами сознания.

Физиологические механизмы волевой активности представлены следующим образом: в теменной части коры больших полушарий расположена двигательная область. Она связана со всеми участками коры, в том числе с корковыми концами всех анализаторов. Эта связь дает возможность возбуждению, возникшему в каком-либо участке коры, достигнуть двигательной области и вызвать в ней аналогичный процесс. Так представлен элементарный путь прохождения информации, человеку же присуща способность накапливать информацию и действовать на ее основе. Как показывают исследования, исключительное значение в осуществлении волевой регуляции имеют лобные доли коры мозга. Их поражение приводит к абулии (болезненному безволию). Важное значение в общем механизме волевого регулирования имеет также ретикулярная формация. Ретикулярная формация - это своеобразный фильтр, отбирающий одни импульсы и задерживающий другие. Общепризнанно также, что ретикулярная формация является своеобразным аккумулятором и пультом управления энергетическим снабжением коры.

Волевое действие включает в себя: цель, планирование и исполнение. Цели определяются мотивами, т.е. потребностями, влечениями и желаниями. Часто осознание (или формирование) цели связано с борьбой мотивов, которая заканчивается принятием решения. За принятием решения следует планирование способов достижения поставленной цели. Как только определены пути и способы, человек приступает к практическому осуществлению принятого решения.

Волевой акт совершается при большем или меньшем напряжении. Это так называемое волевое усилие. Оно пронизывает все звенья волевого акта от осознания цели до практического ее осуществления. Волевое усилие зарождается и возрастает по мере возникновения и нарастания трудностей, напряжений.

К волевым свойствам личности относятся: настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, отвага, мужество, стойкость, дисциплинированность. Эти качества формируются в процессе жизни и деятельности. У бездеятельных людей низкий уровень развития волевых качеств, их называют слабовольными.

4. Этология. Особенности поведения человека и животных

Исследование поведения человека показывают, что оно в основном определяется генетическими особенностями и только часть признаков определяется культурой, образованием, воспитанием. То есть поведение человеческого индивида не выходит за рамки своего вида, как и у всякого филогенетически сложившегося вида.

Ученые ищут общее и различие в человеке и животных. Сходства человека и животного определяются следующими признаками:

1) вещественным составом, строением, поведением организмов;

2) человеческий зародыш в своем развитии проходит те же стадии, которые прошла эволюция живого;

3) у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важнейшие функции у животных: копчик, аппендикс, волосы и т.д.;

Отличия человека и животного:

1) человек обладает разумом, т.е. он способен к понятийному, абстрактному мышлению. Чем выше эта способность, тем выше интеллект человека;

2) человек обладает речью, т.е. общение происходит с помощью слов, знаков - это видовой признак человека;

3) способность к труду. Только человек способен изготавливать и использовать орудия труда. Животное приспосабливается к окружающей среде, а человек приспосабливает ее к себе, т.е. преобразует.

Таким образом, очевидно, что различия имеют социальный характер.

Наука о поведении животных называется этологией. Основы этологии были заложены в начале 30-х годов ХХ в. выдающимся австрийским биологом Конрадом Лоренцем. Этология изучает поведение животных преимущественно в свободных условиях. Исследования показали, что животные рождаются с заданными формами поведения - инстинктами. Инстинкт - это единица поведения, определяемая генотипом. Инстинкты специфичны для каждого вида и в процессе эволюции могут совершенствоваться. Питанию, росту, размножению и самосохранению соответствуют 4 вида инстинктов: голода, половой, агрессии и страха. Изучая животных, Лоренц вывел ряд врожденных запретов, которые не позволяют выполнять обычные программы поведения при общении с себе подобными. Все эти запреты возникают под жестким давлением отбора ради сохранения вида. Важнейшими из этих запретов являются следующие:

1. Не убей своего! Чтобы выполнять его, необходимо безошибочно узнавать своих.

2. Нельзя нападать неожиданно и сзади без предупреждения и без проверки!

3. Нельзя применять убийственный прием в драке со своим!

4. Нельзя бить того, кто принял позу покорности!

5. Победа с тем, кто прав. Животное, защищающее свою территорию, свое жилище, самку, детеныша, почти всегда выигрывает в конфликте.

Особенности социального поведения животных обусловлены тем, что их социальное поведение - не случайность, а эволюционный механизм, возникновение которого определяется преимуществами общественной жизни. Социальные группы могут состоять из двух особей и до нескольких тысяч у насекомых. Анонимная стая - простейшая форма семьи. Безличная семья - замена одного члена семьи на другого остается не замеченной. Личные семьи - лебеди, дикие гуси. Иерархические группы: пчелы и термиты.

Данные этологии показывают, как много сходств у человека с животными. Однако на основании аналогий между поведением животных и человека делаются различные выводы:

первая точка зрения К. Лоренца: человек по происхождению животное и обладает всеми его свойствами, включая биологическую основу мотивации его агрессивного поведения. Эта позиция находит свое выражение в социобиологии, согласно которой в основе всех форм социального поведения человека лежат врожденные структуры. Образ жизни человека определяется его генами.

вторая точка зрения Вальтера Холличера: человек качественно отличается от животного, и поэтому распространять закономерности животного мира на человеческое поведение неверно и бесперспективно.

Уместно здесь вспомнить древнекитайскую мудрость: не все люди есть в зверях, но все звери есть в людях.

С точки зрения социобиологии сложные поведенческие программы, присущие животному миру, следует рассматривать как естественное обоснование человеческой морали. Ведь большинство признаков, присущих человеку, генетически обусловлено. И только часть человеческих черт обусловлена воспитанием, образованием и другими факторами внешней среды обитания. Поэтому суть эволюции составляет процесс передачи генов от поколения к поколению. Все человеческие действия - это его поведение. Социобиологи, исследуя человеческое поведение, доказывают, что все наше поведение в значительной степени биологично.

Отвечая на вопрос о происхождении человеческой морали и высказывая гипотезу о ее биологической природе, этологи открыли у животных большой набор инстинктивных запретов, необходимых и полезных в общении с сородичами.

В качестве примера наличия некоторых «социальных» чувств часто приводят собаку. Каждый, воспитывая собаку, может убедиться, как легко можно привить ей некоторые наши правила, которые ей исходно совершенно чужды - понятливость и послушность. Мы называем собаку другом человека. Некоторые люди спокойно оставляют ребенка на попечении своей собаки, страшного хищника, способного растерзать даже взрослого и сильного человека. То есть люди доверяют ей. Доверяют устойчивым принципам ее поведения. Ведь собака, как и человек с моральными устоями, не может обидеть самку или детеныша, готова рисковать жизнью за товарища, уважает смелость и прямоту и презирает трусость и обман. Она очень тонко чувствует, когда ее хозяин чем-то расстроен, и способна на проявление чуткости и сопереживания.

По мнению Конрада Лоренца, у животных есть мораль, это - создание естественным способом врожденного запрета выполнять обычные про-граммы поведения в некоторых случаях, возникающих при общении с себе подобными. Так как полезный необходимый инстинкт остается неизменным (у хищника это загонять добычу, убивать ее, рвать на части и прочее), в осо-бых случаях, где его проявление было бы вредно, вводится специально созданный самой природой механизм торможения. Социобиологи находят аналогии в культурно-историческом развитии человеческого общества: важнейшие требования всех моральных заповедей - это не предписания, а именно запреты. Как врожденные механизмы и ритуалы препятствуют асоциальному поведению животных, так и человеческие табу определяют поведение людей и придают им моральную оценку. Все эти врожденные запреты возникают под жестким давлением отбора ради сохранения и выживания вида. Как видим, с точки зрения социобиологов, человек - это животное. Поэтому необходимо понять, что социальное поведение людей диктуется не только разумом и культурной традицией, но по-прежнему подчиняется еще и тем закономерностям, которые сложились филогенетически, и мы можем хорошо их узнать, только изучая поведение животных. Многие в высшей степени сложные формы поведения - влюбленность, дружба, ревность, скорбь, власть - своими корнями уходят в биосоциальную эволюцию, поэтому правомерно говорить об аналогиях между биологическими и социальными свойствами в сообществах высших животных и человеческого сообщества.

Основные понятия темы:

Антропогенез - процесс происхождения человека.

Здоровье - 1)нормальное психосоматическое состояние и способность человека оптимально удовлетворять материальные и духовные потребности.

- 2)это количество резервов в организме, максимальная производительность органов при сохра-нении качественных пределов их функций.

Ортобиоз - правильный образ жизни.

Работоспособность - это возможности организма при выполнении работы поддерживать структуру и энергозапасы на заданном уровне.

Отражение - это способность одних материальных объектов воспроизводить в своих изменениях свойства других материальных объектов в процессе их взаимодействия.

Сознание - это высшая форма отражения мозгом человека окружающего мира.

Внимание - это сосредоточенность, избирательная познавательная направленность, нацеленность на определенный объект, значимый в данный момент.

Память - это способность мозга хранить, перерабатывать и воспроизводить полученную информацию.

Воля - это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

Эмоции - это своеобразные психологические состояния, выражающие особое отношение человека к действительности в форме непосредственных переживаний.

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей с помощью знаков.

Тема 17. Эмоции и творчество. Жизнь как ценность

1. Эмоции и их роль в жизни человека

Эмоции - это своеобразные психологические состояния, выражающие особое отношение человека к действительности в форме непосредственных переживаний. Радость, грусть, страх, восторг, отчаяние - это разнообразные чувства и эмоции. Человек всегда проявляет свое отношение к происходящему, и оно выражается в удовлетворенности или неудовлетворенности человека своими поступками, высказываниями, деятельностью. Другими словами, любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. В разных условиях значимость одних и тех же объектов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, не испытывающего жажду, то он будет переживать чувство неудовольствия. Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознается самим человеком. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания в речи. Слова кажутся недостаточно яркими и четко передающими различные эмоциональные состояния и их оттенки.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека, в общем и целом соответствуют числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причем, чем выше потребность в своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, на-правленный на удовлетворение потребности, находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности и могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства - высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Предметом чувственного отношения человека могут стать исторические и социальные события, многое другое. В отличие от эмоций, которые обычно возникают в ответ на воздействие отдельных свойств окружающей среды, чувства соотносятся с восприятием и оценкой сложных предметов, событий, людей, ситуаций. Они достаточно развиты лишь у человека, у животных их нет.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого чувства к чему-либо или к кому-нибудь называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями. Настроение - это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека.

Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств, аффекты протекают бурно, бы-стро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В то время как работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность в результате аффектов накапливается и, если ей во время не дать выхода, может привести к сильной и бур-ной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоци-ональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). Как писал С. Л. Рубинштейн: «Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели». Объектом страсти может быть и человек, и определенные вещи, вызывающие непреодолимое стремление к обладанию ими. Страсть всегда побуждает человека к активности, она отличается стойкостью, длительностью времени, в течение которого она проявляется и владеет человеком. Страсти могут быть положительными и отрицательными. Положительные, высокие страсти облагораживают жизнь, делая ее содержательной , интересной, красивой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти. Отрицательные страсти разрушительны для личности, толкая на аморальные поступки, они губительны для человека и, как правило, ведут к трагедии.

Эмоции, чувства и состояния могут оцениваться и по таким параметрам, как: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, условия возникновения и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направленность (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), способ их внешнего выражения (экспрессия) и др. В целом же, чувства и эмоции не отделимы от личности. «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность» (В. Вундт).

Является ли эмоция нарушением поведения или, напротив, это организующая реакция? Дарвин, Кеннон, Линер считали в целом, что эмоция является полезной, и что она представляет собой адаптивный процесс благодаря осуществляемой ею энергетической мобилизации в ответ на требования среды. Напротив, большинство других психологов рассматривали эмоцию как дезорганизацию, нарушение деятельности. Именно это резкое нарушение адекватного действия, любого поиска адаптации, эта дезорганизация, распространение возбуждения на весь организм и характеризуют эмоцию. Так, эмоция вызывает нарушения памяти, навыков и вообще замену трудных действий более легкими. Эмоция соответствует такому снижению уровня адаптации, которое наступает, когда мотивация яв-ляется слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Эмоция -- это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость.

Например, студент, сдающий экзамен и имеющий избыточную мотивацию по сравнению с его возможностями. При слабом уровне дезорганизации эмоция может выражаться в виде несвойственных ему и излишних негативных реакций: влажные руки, общее напряжение, затрудненное пищеварение, возбужденность. Эти органические расстройства, если они не слишком сильны, могут сочетаться с высокой успешностью на экзамене. При более значительном уровне дезорганизации экзаменующийся теряется, приходит в замешательство, нарушения охватывают саму психическую деятельность: возникает неясность мыслей, провалы памяти, вербальные затруднения. Вегетативные проявления могут стать еще более сильными: слезы, покрас-нение или побледнение, а иногда даже обморок. Как говорил Хоудж, «эмоциональные реакции обратно пропорциональны способности высших мозговых центров противостоять данной ситуации».

Эмоция возникает часто потому, что субъект не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию. Рассмотрим три группы ситуаций, которые характеризует новизна, необычность, внезапность. Разумеется, что многие ситуации обладают несколькими из этих признаков.

Ситуации являются новыми, когда мы совсем не подготовлены к встрече с ними. Возникающее возбуждение может разрядиться лишь в виде эмоциональных реакций. Хороший пловец, услышав призыв о помощи, не испытывает или почти не испытывает эмоции, он плывет, но зритель, не умеющий плавать и остающийся пассивным на берегу, волнуется.

Возникновение эмоций связано с избыточной мотивацией. Часто избыточная мотивация возникает из-за несоответствия мотивации субъекта обстоятельствам, которые не позволяют ему действовать. Например. Избыточная мотивация перед действием: волнение. В тех случаях, когда человек сильно заинтересован в каком-то трудном деле, мотивация мешает ему отвлечься и думать о чем-то другом. Он испытывает волнение или тревогу, которые выражаются в возбуждении и неприятных вегетативных реакциях. Создается впечатление, будто не использованная энергия выливается в эмоциональные разряды. Чаще всего волнение проходит, как только субъект начинает действовать. Избыточная мотивация после действия. Жане приводит случай с одним альпинистом, который поскользнулся и покатился в пропасть. Когда ему удалось удержаться и выйти к скале, где ему больше не угрожала никакая опасность, его охватила сильная дрожь. «Сердце, - рассказывал альпинист, - часто билось, тело покрылось холодным потом, и только тогда я испытал страх, какой-то ужас». Случай с киноактрисой, автомобиль которой занесло на повороте. Автомобиль перевернулся на бок; актрисе удалось выбраться через окно автомобиля невредимой, после чего она упала в обморок. Избыточная мотивация в социальном поведе-нии. Действие, легко осуществляемое, когда человек один, становится трудным, как только его нужно выполнить в присутствии другого. Социальное поведение является более трудным, т.к. человек как бы «открывается» перед другими, выносит свои действия на суд другого или других.

Волнение, которое при этом возникает, весьма характерно. Мы не любим писать, когда кто-то заглядывает через плечо. Школьник, успешно работающий за партой, часто волнуется, сбивается, когда его вызывают к доске; говорят, что он теряется. Избыточная мотивация при фрустрации. Фрустрация (чувство крушения) возникает всякий раз, когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает или препятствует достижению цели. Сам термин «фрустрация» в переводе с латинского означает обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности. Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией новую, защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия, и реализуется в эмоциональных реакциях. Самой распространенной из них является агрессивность, направленная чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность же, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека или объект. В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию отступлением и уходом (например, выходит из комнаты), сопровождаемым агрессивностью, которая не проявляется открыто. Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации.

Эмоции обладают заразительностью. Бывает, что ситуация как таковая, не вызвала бы у нас никаких эмоций, если бы только один или несколько из окружающих нас людей не испытывали эмоций. Страх заразителен, как и радость, смех. Различают два типа случаев заражения эмоциями: во-первых, случаи, когда одна и та же ситуация вызывает у нескольких индивидов одинаковую реакцию страха, гнева или радости. В группе всегда происходит усиление аффективных состояний и эмоциональных реакций; во-вторых, случаи, когда эмоция овладевает человеком, хотя сама ситуация его не затрагивает. Бурная ссора двух людей может привлечь наше внимание или оставить нас равнодушными, но может и привести к тому, что мы сами будем охвачены гневом. В этом случае мы отождествляем себя с одним из ссорящихся. Таким же заразительным может быть смех. Мы можем засмеяться, потому что смеются вокруг нас.

Если часто повторяется ситуация, к которой невозможна адаптация, то развиваются состояния тревожности или даже невротические состояния. В жизни часто бывают более или менее постоянные причины избыточной мотивации, чаще всего они социального происхождения: женщина боится оказаться покинутой, работник опасается увольнения, солдат боится быть убитым и т.п. Эти внутренние страхи, которые не находят внешнего проявления, поддерживают более или менее выраженное состояние тревожности. Такое состояние может возникнуть также из-за неразрешимого внутреннего конфликта.

Эмоции вызывают в организме множество характерных реакций. К ним относятся:

а) вегетативные реакции - изменение частоты сердечных сокращении, кровяного давления, сужения и расширения сосудов, изменение скорости амплитуды и ритма дыхания, температуры кожи, потоотделения, диаметра зрач-ка, секреции слюны. Наблюдаются расстройства пищеварительной системы, сокращение и расслабление сфинктера, изменяется электрическая активность мозга, химический и гормональный состав крови, мочи, слюны и т.д. Лишь немногие изменения вегетативных функций могут рассматриваться как характерные проявления эмоций.

б) мышечные реакции - увеличение мышечного напряжения. Когда мы говорим, что человек, только что переживший состояние эмоционального шока, «окаменел», мы хотим тем самым подчеркнуть, что его мышцы находятся в состоянии гипертонуса. Его внешним проявлением является преобразование неиспользованной по назначению энергии в спазматические движения -- смех, слезы, беспорядочные действия.

При чрезмерной активности наблюдается тем большее увеличение мышечного напряжения, чем сильнее стремление субъекта подавить вызываемые стимуляцией движения; это напряжение еще более усиливается под влиянием социальных и моральных запретов. Напряжен юноша, не решающийся обнять нравящуюся ему девушку; напряжен ребенок, не желающий подчиниться какому-то требованию; напряжен человек, испытывающий страх и не осмеливающийся убежать. Дети, воспитывавшиеся в большой строгости, сильнее скованы в движениях по сравнению с детьми, которым предоставлялась известная свобода. Лица, страдающие от различных конфликтов и даже с невротическими отклонениями, характеризуются, как правило, большей скованностью движений, чем другие. Многие психотерапевтические приемы связаны со снятием этой напряженности. Аутогенная тренировка Шульца заключается в том, чтобы научиться расслабляться, в результате чего уменьшаются раздражительность, тревожность и связанные с ними нарушения.

Среди внешних проявлений эмоций особую роль играет мимика и пантомима (движение мышц тела, жесты). У искренне радующегося человека округляются и блестят глаза, губы расплываются в улыбку, руки распахиваются для объятий. Общество поощряет выражение одних эмоций и порицает другие. Западная цивилизация мирится со слезами женщин, мальчикам же внушается, что мужчине не подобает плакать. Однако такой обычай существует не везде. Например, раньше юноши из племени маори плакали также часто, как и женщины. Некоторые проявления радости и гнева зависят от социальной среды, и воспитание направлено на то, чтобы подавить неодобряемые проявления эмоций. Общество создает настоящий язык мимики, который может быть универсальным или, напротив, весьма специфичным, и часто непонятным непосвященному. Чтобы лучше понять поведение какого-либо народа, нужно знать не только его разговорный язык, но также и его язык тела. Психика человека настолько сложна, что не всегда по выразительным движениям можно определенно судить о переживаниях. Уже у подростка наблюдается несоответствие между эмоциями и формами их выражения. Чем старше человек или чем богаче его переживания, тем более сложны и многообразны формы их выражения. Накапливая жизненный опыт, человек научается искусно управлять своими переживаниями и их проявлениями. Нередко наигранной веселостью маскируется смущение, растерянность, а за видимым спокойствием скрывается неудовольствие или какие-то сдерживаемые переживания.

Важнейшие функции эмоций:

- сигнальная, т.е. переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями вне человека или в его организме.

- регулирующая, т.е. переживания, эмоции направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся преграды или мешают деятельности, блокируют ее.

- интегративно-защитная роль эмоций, на которую указывал известный советский физиолог Л. К. Анохин. Он, в частности, писал: «Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полез-ного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма». Благодаря своевременно возникшей эмоции, организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

- мобилизационная, компенсаторная. Эмоции не всегда вызывают нарушения деятельности, напротив, они способны мобилизовать человека, компенсировать недостаточность информации, недостаточ-ность возможностей человека по решению проблемы.

Можно привести немало примеров компенсаторного значения эмоций. Так, ярость помогает человеку бороться даже в тех условиях, где у него практически нет шансов на успех. Человек в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения способен на гигантские мышечные усилия, на необычные для него формы деятельности.

Никакой творческий процесс вообще невозможен без эмоций, без увлеченности проблемой, деятельностью.

2. Воображение и творчество. Поиски алгоритма творчества

«Творчество, - подчеркивал Н.А. Бердяев, - всегда есть прирост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире». Каждый человек является существом творческим. Во всяком процессе творчества есть свои стадии. Английский ученый Г.Уоллес выделил четыре стадии творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральный момент творчества - озарение, интуитивное схватывание нового. Интуиция - это непосредственное неосознанно полученное знание. Оно может быть чувственным, рациональным или же эйдетическим. В первом случае интуиция выступает как мгновенное чувство, во втором случае мы имеем дело с интеллектуальной интуицией, в третьем случае речь идет об эйдетической интуиции как единстве чувственного и рационального (согласно философской традиции под эйдосом понимали то, что дано в мышлении и в то же время видимо). Поскольку пути возникновения интуиции не осознаются, постольку есть соблазн видеть тайну интуиции либо в глубинах бессознательного (З.Фрейд), либо в «сверхсознании», под которым К.С. Станиславский, например, понимал высший этап творческого процесса, отличный как от бессознательного, так и от осознанного.

Творчество как процесс создания чего-то нового часто предполагает, что человек может испытывать недостаток информации, знаний, умений для достижения цели, решения той или иной проблемы, осуществления каких-то действий. Именно поэтому ему необходимо сделать рывок в неизведанное, создать новые знания, умения, новые объекты и произведения. Эмоции, вдохновение, воображение помогают сделать этот «рывок в творчество». Огромную роль эмоций в творческом процессе подчеркивал В.И. Вернадский: «Говорят: одним разумом можно все постигнуть. Не верьте!.. Одна нить - разум, другая - чувство, и всегда они друг с другом соприкасаются в творчестве».

Развитие всех форм человеческой деятельности ставит задачу обучения творчеству. Науку о творческой деятельности и методах обучения ей называют эвристикой. («Эврика!» означает «нашел!», название «эвристика» придумал древнегреческий математик Папп). Сократические беседы, обмен мнениями, дискуссии, анализ проблемных ситуаций - все это способствует развитию духовных, творческих способностей личности.

Интуиция и творчество не поддаются логическому анализу и описанию. Однако мечта всех ученых - найти некий алгоритм творчества, прежде всего творческого решения проблем. Созданы методы, которые называют эвристическими. Эти методы требуют мобилизации таланта, памяти, внимания, воображения субъекта. Философия имеет эвристический характер, поэтому ее изучение является одним из действенных средств постижения тайн интуиции и творчества. Эвристическим содержанием обладают все принципы науки. Так, например, в физике действует принцип соответствия: должно быть соответствие между старой и новой теорией, в некотором пределе математический аппарат новой теории должен совпадать с математическим аппаратом старой теории. Когда Лобачевский создавал свой знаменитый вариант неевклидовой геометрии, то в качестве эвристического принципа он использовал постулат об обусловленности свойств пространства в микромире взаимодействием молекул, вследствие чего для описания этого пространства необходима особая неевклидова геометрия. Таким образом, любые философские и научные положения, идеи, принципы имеют эвристический характер: они могут привести, а могут и не привести к успеху. Использование любых эвристик всегда связано с риском неудачи и, следовательно, требует осторожности.

Поиски алгоритма творчества привели к исследованию научного и технического творчества, которое рассматривается как нахождение принципиально нового решения научной или технической проблемы. Выявлена структура мыслительного процесса решения проблемы: 1) мотивация (желание решить проблему); 2) анализ проблемы; 3) поиск решения: а) использование имеющегося алгоритма; б) перебор вариантов с целью выбора наиболее оптимального; в) решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов; г) поиск принципиально нового решения (творческое мышление), связанный с углублением логических рассуждений, использованием аналогии, эвристических приемов.

Неудача на этом этапе вызывает целую гамму эмоциональных состояний от отчаяния до страсти и одержимости. В этом случае переключение на другую деятельность - лучший способ дать идее «созреть», потому что внутренняя творческая работа не прекращается ни на миг.

Следующий этап творческого процесса - озарение, сопровождается вдохновением - небывалым подъемом внутренних духовных сил человека, и проявляется как инсайт - мгновенное осознание решения проблемы, интуитивное мышление. К факторам, способствующим «озарению» относятся: а) высокая увлеченность проблемой (страсть); б) вера в успех; в) высокая информированность в проблеме, накопленный опыт; г) высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке и т.п.).

4) Логическое обоснование найденной идеи решения, доказательство правильности решения. 5) Реализация решения. 6) Проверка найденного решения и его коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

Таким образом, выявленный механизм творческого процесса представляет собой движение: сознание бессознательное сознание.

Созданы и продолжают создаваться различные приемы и методики усиления (развития) творческих способностей. Самыми «экзотические» из них являются приемы, разработанные и используемые Борисом Райковым. Это - внушение в состоянии гипноза воплощения в другую личность (выдающегося художника, музыканта и т.п.).

Среди других специальных методик наиболее известными, распространенными являются:

- «мозговой штурм» или брейнсторминг (А. Осборн, США) при работе в группе. Основные правила:

7-10 человек (из них только несколько специалистов);

запрет критики;

состояние релаксации, т.е. психической и мышечной расслабленности, комфорта;

все идеи фиксируются без авторства;

все собранные идеи передают группе экспертов для отбора наиболее ценных, как правило, таких бывает около 10 %.

- Синектический штурм (У. Гордон) включает 4 основанных на аналогии приема: прямой (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); личной, или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах об-разное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решали сказочные волшебники).

- Метод фокальных объектов (фокальный - находящийся в фокусе внимания): признаки случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать инерцию и косность привычки.

- Метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта (оси), а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты-элементы. Имея запись по всем осям, и ком-бинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число всевозможных вариантов. В поле зрения при этом могут попасть и неожиданные сочетания, которые едва ли пришли бы в голову.

- Метод контрольных вопросов: составляется целый список наводящих вопросов (чем больше, тем лучше), типа: А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект? и т.п.

Все эти методы влияют на целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов, т.е. на воображение.

Воображение - процесс, создания новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воображение бывает пассивным (сон, грезы) и активным. Активное воображение делится на репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). Мечта - это тоже воображение, связанное с осознанием желаемого будущего.

Этапы творческого воображения: возникновение творческой идеи - замысел, «вынашивание» замысла; реализация замысла (воплощение смысла).

Основные приемы воображения:

- «агглютинация» - «склеивание» различных, порой несоединимых в действительности частей, качеств;

- гиперболизация - увеличение и уменьшение предмета, изменение отдельных частей;

- схематизация (например, различия сглаживаются, сходство выступает явно);

- типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

- заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Язык воображения (и, прежде всего, искусства) - это метафора. Метафора представляет собой выражение одного явления через другое, позволяющее в ряде сопоставлений удержать многозначный смысл. Метафоричность предполагает особый взгляд на окружающий мир, способность делать такие сравнения и сопоставления, которые показывают привычные вещи в необычном ракурсе. Метафоры позволяют увидеть мир сквозь призму воображения, т. е. создать новую реальность.

В середине ХХ века были сделаны попытки доказать на практике возможность управления творческим процессом. Осборн, Цвикки, Гордон утверждают: творческие способности развиваются посредством обучения. Фергюссон считает: творческие способности высвобождаются, поэтому лучшими формами являются игровые и проблемные методы обучения. Однако все известные на Западе методы активизации мышления сохранили старую технологию решения творческих задач - перебор всех возможных вариантов, т.е. «метод проб и ошибок».

Наш соотечественник Г.С. Альтшуллер разработал наиболее эффективные методы качественно новой технологии решения изобретательских задач - ТРИЗ. В основе ТРИЗ лежит представление о закономерном развитии технических систем. В течение более 10 лет автор исследовал патентный фонд, содержащий описания миллионов изобретений. Анализ позволил выявить ряд важнейших закономерностей развития технических систем, которые легли в основу решения изобретательской задачи.

Особое внимание в этом методе сосредоточено на цент-ральных этапах творческого процесса - анализе задачи и формировании новой идеи, поначалу кажущейся невероятной.

Г. С. Альтшуллер пишет, что «суть ТРИЗ в том, что она принципиально меняет технологию производства новых технических идей. Вместо перебора вариантов ТРИЗ пред-лагает мыслительные действия, опирающиеся на знание законов развития технических систем. Мир творчества ста-новится неограниченно управляемым и потому может быть неограниченно расширен». Основа ТРИЗ - законы диалектики и законы общей теории систем, а также постулат об объективном, закономерном развитии техники, принципом развития которой является техническое противоречие. Выявлены типовые формы противоречий, для их разрешения в ТРИЗ построены логические инструменты - «вещественно-полевой анализ» и «алгоритм решения изобретательских задач». Используя эти (или дополнительно введенные) ресурсы, разрешают техническое противоречие и устраняют конфликт, из-за которого возникла задача. Да-лее программа предусматривает развитие найденной идеи, извлечение из этой идеи максимальной пользы. В программе, в самой ее структуре и правилах выпол-нения отдельных операций отражены объективные зако-номерности развития технических систем. Поскольку программу реализует человек, АРИЗ предус-матривает операции по управлению психологическими фак-торами. Эти операции позволяют гасить психологическую инерцию и стимулировать работу воображения. Значитель-ное психологическое воздействие оказывает само существование и применение АРИЗ: программа придает уверенность, позволяет смелее выходить за пределы узкой специальности и, главное, все время ориентирует работу мысли в наиболее перспективном направлении. АРИЗ имеет и конкретные психологические операторы, форсирующие воображение.

Таким образом, каждый человек обладает творческими способностями, но развить их можно только в процессе деятельности. Закономерностей художественного творчества не существует, хотя есть некоторые общие стадии в этом процессе. Научить художественному творчеству нельзя, можно научить ремеслу, т.е. репродуктивной деятельности. Продуктивное воображение можно развить, но определяющую роль, конечно же, играет талант, индивидуальность человека. Что же касается научно-технического творчества, то знание закономерностей развития технических систем помогает выработать некий алгоритм решения изобретательской задачи.

3. Жизнь как ценность. Биоэтика

Биоэтика представляет собой новый раздел современной профессиональной этики и означает применение понятий и норм общечеловеческой морали к сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии и медицине. Ее появление обусловлено возникновением таких проблем, которые раньше были просто немыслимы: целесообразно ли поддерживать жизнь смертельно больного человека или необходимо право на эвтаназию? Можно ли проводить эксперименты над животными и людьми? Допустимо ли и оправданно клонирование животных и людей? Если биоэтику трактовать не узко (медицински и биологически), а как широкую и философски глубокую дисциплину, то ее центральное ядро - отношение к жизни и смерти. Жизнь понимается как самоценность, как высшая ценность. Поэтому возникают проблемы, которые выходят за рамки отношений врача и пациента, а именно отношение к жизни, животным, к биосфере и т. д.

Биоэтика возникла и стала интенсивно развиваться в начале 70-х годов XX века в США и Западной Европе. Большую роль в становлении биоэтики сыграла медицина, а также развитие генетики, осознание не только биологами, но и обществом возможных негативных последствий генной инженерии. Парадоксально, но факт: именно новый уровень практических возможностей медицины и экспериментальной науки поставил перед учеными новые этические проблемы. Биоэтика возникла как ответ на технологические вызовы в медицине. Новые технологии трансплантации органов, зарождения и поддержания жизни вступили в противоречие с традиционными культурными ценностями. Например, для христианства сердце - это не только важнейший биологический, но и духовный орган человека.

Можно сказать, что биоэтика - это форма защиты прав человека, в том числе его права на жизнь, на здоровье, на ответственное и свободное самоопределение своей жизни.

Если мы будем рассматривать биоэтику не просто как анализ норм взаимоотношений врача и пациента, а в более широком контексте, который определяет отношение к жизни и смерти, к детству и старости, то в этом случае биоэтика окажется системой ценностей. Она не только включает в себя этические нормы отношения к животным, но и экологическую этику, этику отношений человека с биогеоценозами и со всей биосферой. Не только человек, но и вся природа окажутся субъектами этических размышлений и моральной регуляции.

Мы находимся в самом начале пути по развитию биоэтики, хотя в США уже издана пятитомная энциклопедия по данным проблемам.

Выдвигаются и отстаиваются следующие постулаты:

· Единство науки и гуманистических ценностей.

· Необходимость ставить гуманистические цели выше исследовательских.

· Регулирование научных исследований, включая и запреты на некото-рые виды экспериментов, связанных с участием человека.

· Разработка правил биомедицинских работ с учетом прав личности, включая юридические нормы.

Очень важны вопросы неразрывной связи биоэтики с медицинской этикой и правом. Общественный смысл биоэтики заключается в том, что она является конкретным проявлением гуманизма в медицине. Этот критерий является основным в научных исследованиях по биологии и медицине. И какие бы цели ни ставились исследователями, гуманизм и безвредность для человека всегда должны стоять на первом месте - такой подход служит мерилом любой человеческой деятельности, в том числе и по ускорению научно-технического прогресса. В этой связи необходимо развивать экологическую этику и разрабатывать специальный экологический кодекс.

Что нового в биоэтике сравнительно с традиционной врачебной этикой? Современный врач сталкивается с конфликтом «духа и буквы» клятвы Гиппократа, которая была незыблемой этической основой врачевания в течение двадцати четырех веков.

Возьмем наиболее известную этическую заповедь Гиппократа - прежде всего не навредить пациенту («в какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости»). Когда современные хирурги-трансплантологи пересаживают почку или долю легкого живого донора (даже имея на это добровольное согласие донора) обреченному больному, приведенное этическое предписание по отношению к донору с очевидностью нарушается. Современный прогресс клинической медицины потребовал уточнения самого принципа гуманизма. Соответствует ли гуманности искусственное оплодотворение или прекращение жизнеподдерживающего лечения умирающего пациента? Подлинным началом духовных исканий в биоэтике является тре-вога и забота о будущем человеческого рода. Когда американский биолог В. Р. Поттер предложил термин «биоэтика», назвав ее «мостом в будущее», он был, несомненно, прав, так как биоэтика все более явно становится поиском реальных путей к созданию глобальной этики человечества будущего.

В современном обществе уже стали привычными такие понятия, как «право на аборт», «право на смерть» и т. д. Но, может быть, это есть квазиправо - оно не может быть записано во Всеобщей декларации прав человека. В самом деле, сторонники права на аборт делают акцент на следующих аргументах: криминальные аборты есть еще большее зло, общество должно уважать право женщины на свободное и ответственное материнство; в особенности на ранних сроках беременности понятие «эмбрион» не тождественно понятию «человек» и так далее. В то же время они не придают должного значения другим аргументам: отмена запрета на аборт просто игнорирует моральный статус эмбриона, ценность жизни плода; аборт как моральный выбор самой женщины, врача-оператора, юристов, легализовавших такую социальную практику, не свободен от противоречий.

Сторонники разрешения проблем умирающего больного с помощью активной эвтаназии говорят, что в этом заключается его «право на смерть». Есть потребность в допустимости «убийства из милосердия» неизлечимо больного близкого человека. Следует признать, что такая ситуация является особенно психологически убедительной, ведь здесь требование милосердного отношения к страданию, «смертной муке» другого человека может обрести силу категорического императива. Но это еще не значит, что такой выбор можно безоговорочно оправдать этически. Врач, осуществивший «убийство из милосердия», совершает отчаянный и рискованный шаг «по ту сторону добра и зла». При этом он обрекает себя на вечную (до конца своей сознательной жизни) работу самооправдания: достаточно ли весомыми были в тот момент его аргументы, когда он в привычных определениях добра и зла единственно по своей воле поменял местами знаки «плюс» и «минус».

Проблемы биоэтики обладают одним ярко выраженным качеством: в поисках их решения люди, вместо того чтобы приходить к какому-то общему решению, скорее расходятся во мнениях. Это происходит потому, что стороны делают акцент на разных аспектах одной проблемы и приходят в результате к разным выводам. Например, в вопро-се об абортах одна сторона делает акцент на правах матери, а другая - на правах внутриутробного ребенка. И каждая сторона по-своему права.

Биоэтика должна основываться на признании жизни высшей ценностью, и лишь в таком виде она может быть приемлема.

Основные понятия темы:

Эмоции - это своеобразные психологические состояния, выражающие особое отношение человека к действительности в форме непосредственных переживаний.

Стресс - состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напря-жения, возникающее у человека при сильной эмоциональной перегрузке нервной систем, и нарушающее нормальный ход поведения человека.

Фрустрация - чувство крушения, возникающее всякий раз, когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает или препятствует достижению цели.

Творчество - деятельность по созданию чего-то нового.

Воображение - процесс создания новых образов путем переработки представлений, полученных из предшествующего опыта.

Эвристика - наука о творческой деятельности и методах обучения ей.

Интуиция - это непосредственное неосознанно полученное знание.

Биоэтика - это раздел современной профессиональной этики, применяющий понятия и нормы общечеловеческой морали к сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии и медицине.

Тема 17. Человек и биосфера

1. Эволюция представлений о биосфере

Концепция Вернадского о биосфере

Термин «биосфера» (буквально: «сфера жизни») впервые в таком значении был введен в 1875 г. австрийским геологом и палеонтологом Эд. Зюссом. До этого многими исследователями понятие использовалось под другими названиями «производство жизни», «живая оболочка Земли» и т.п. В своей книге «Лик Земли» в 1909 г. Зюсс определил биосферу как «совокупность организмов, ограниченную в пространстве и времени и обитающую на поверхности Земли». Но он еще не замечал обратного воздействия биосферы на географические, геологические и космические процессы. Однако уже Ламарк ясно указал на огромную роль живых организмов в образовании земной коры: все вещества, находящиеся на поверхности земного шара и образующие его кору, сформировались благодаря деятельности живых организмов.

Идея о тесной взаимосвязи живой и неживой природы все настойчивее проникала в сознание ученых. На рубеже 19-20 вв. начинают господствовать идеи целостного подхода - холистического - к изучению природы. В современной науке они оформились в системной методологии. Результаты такого подхода сказались на исследовании воздействия биотических (или живых) факторов на абиотические (или физические) условия. Например: состав морской воды определяется активностью морских организмов; растения, живущие на песчаной почве, значительно изменяют ее структуру; живые организмы контролируют состав нашей атмосферы и др. Все это свидетельствует о наличии обратной связи между живой и неживой природой, в результате которой живое вещество в значительной мере изменяет облик нашей Земли. Была поставлена задача - исследовать, каким образом и в какой мере живое вещество влияет на физико-химические и геологические процессы, происходящие на поверхности Земли и в земной коре. Эта задача была поставлена и решена выдающимся русским ученым Владимиром Ивановичем Вернадским (1863-1945), который в своей концепции биосферы центральным делает понятие «живое вещество» и определяет его как совокупность всех живых организмов. Кроме растений и животных, сюда входит и человечество, влияние которого на геологические процессы отличается от воздействия остальных живых существ. Во-первых, оно является более интенсивным. Во-вторых, воздействие человека носит активный, деятельный характер и представляет собой окультуривание растений и животных, что обусловливает неразрывную связь животного, растительного царств и культуры человечества в геохимической работе живого вещества как единого целого.

В «Мыслях и набросках» в 1920 г. он пишет: «Сознание человечества становится той «силой», тем фактором, который мы должны принимать во внимание, когда изучаем всякий природный процесс». Так, В.И. Вернадский приходит к понятию ноосферы, которое играет решающую роль в его концепции совместной эволюции (коэволюции) биосферы и человека.

Одновременно с Вернадским концепцию биосферы разрабатывали французские ученые. Сам термин «ноосфера» появился в 1927 г., его использовал Эжен Леруа в лекциях 1927-28 учебного года в Сорбонне. Пьер Тейяр де Шарден выступил соавтором его ноосферной концепции. При этом они опирались на идеи и понятия учения о биосфере и живом веществе, изложенные Вернадским в его лекциях в Сорбонне 1922-23 учебного года.

В своей знаменитой книге «Феномен человека» П. Тейяр де Шарден изложил свое понимание человека как вершины и сути эволюции космоса. Человек - это сложный, развернутый микрокосмос, содержащий в себе все потенции космоса. Жизнь и человек появляются на Земле в результате спонтанного зарождения и неразрывно связаны с космическими процессами усложнения материи.

Американский биолог К. Саган постулировал общий космологический закон - «музыка жизни»: появление жизни есть непреложный факт космической эволюции в течение определенного времени порядка нескольких миллионов лет. Земная жизнь - частный случай проявления этой «музыки».

Таким образом, условия развития жизни на Земле определили ее развитие в качестве целого, т.е. в виде биосферы - единого монолита живого вещества, организованность которого определяется преобладанием космической энергии и связанными с этим космопланетарными биогеохимическими функциями. Другими словами эволюция биосферы зависит от совокупности земных и космических явлений.

Человеческая мысль и человеческий труд обеспечивают уникальность феномена человека: в его жизнедеятельности законы природы и общества функционируют в единстве. Поэтому социально-историческое бытие человека встроено в космопланетарную организацию жизни в целом. Эволюция космоса предполагает переход биосферы в ноосферу. Однако Тейяр де Шарден и Вернадский по-разному это объясняют. Шарден - религиозный философ, для него «ноосфера» - планетарный слой сознания и духовности. У Вернадского ноосфера - это гармония отношений человека и природы, в которых человек самореализуется и выполняет свое космическое предназначение. Ученый пришел к выводу о том, что эволюция человека и общества сделала цивилизацию мощным фактором всей дальнейшей эволюции на Земле.

Вещество биосферы разнородно по своему физико-химическому составу и включает: 1) живое вещество (совокупность всех живых организмов); 2) биогенное вещество; 3) косное вещество (атмосфера, газы, горные породы и т.п.); 4) биокосное вещество (почвы, илы, поверхностные воды и др.); 5) радиоактивное вещество; 6) рассеянные атомы; 7) вещество космического происхождения.

Учение о биосфере связано с учением о почве, созданным Докучаевым, где почва рассматривается как самостоятельная часть природы, как единство приповерхностных природных процессов, связывающих в одно целое горные породы, рыхлые отложения, циркулирующие в них воды, произрастающие на них растения и слой гумуса.

По мнению Вернадского, количество живого вещества в земной коре - величина постоянная. Биосфера - не просто одна из оболочек Земли, а это организованная оболочка. Быть живым - значит быть организованным. Организованность бытия создается и сохраняется деятельностью живого вещества, которая имеет биогеохимическую форму. Другими словами, функционирование биосферы есть осуществление необратимых и незамкнутых круговоротов вещества и потоков энергии между ее основными компонентами.

Усиливающееся вторжение человека в биогеохимические циклы должно привести к разумному целенаправленному контролю, т.е. формированию созидательного коллективного разума - ноосферы, а это возможно только с преобразованием самого человека.

2. Ноосфера. Единство человека и природы. Русский космизм

Человечество своей производственной деятельностью оказывает исключительно сильное влияние на биосферу, что ведет к ее перестройке и появлению ноосферы. Это понятие было введено в науку в 1927 году Э. Леруа. Под «ноосферой» он понимал «мыслящую оболочку Земли, которая формировалась вне биосферы, как бы сверху растительного и животного мира».

В.И. Вернадский в соответствии со своим учением о биосфере дал новое толкование понятия «ноосфера». Ноосфера - это биосфера, преобразованная трудом человека и измененная научной мыслью, то есть под влиянием мысли биосфера закономерно переходит в ноосферу.

В настоящее время под ноосферой понимается особая область взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится основным определяющим фактором развития.

Ноосфера как высокоорганизованное состояние биосферы может возникнуть и существовать только тогда, когда, во-первых, преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и разумном понимании всех происходящих явлений и процессов и обязательно сочетаться с «интересами» природы и, во-вторых, решится задача овладения в ближайшем будущем методами управления развитием биосферы и создания необходимых для этого средств. Структура ноосферы включает: человечество, социальные системы, науку, технику и технологии в единстве с биосферой. Реально ноосфера предстает как техносфера, искусственное образование с ее собственными законами функционирования. Поэтому, если В.И. Вернадский связывал концепцию ноосферы с идеями рационального развития биосферы, направляемого общим разумом людей, то в настоящее время образуется среда, которая начинает отрицать условия бытия человека как естественного существа. Ноосфера в своей ипостаси техносферы, порождает экологический кризис, ставя человека на грань выживания.

Человек, производство и природа - главные компоненты ноосферы. Это единая система, ибо человек для своего существования не может остановить ни промышленное, ни сельскохозяйственное производство, он не может отказаться от достижений научно-технического прогресса и вернуться в первобытное состояние. И вся планетная деятельность человека происходит в рамках природы, частью которой он является и без которой не может обойтись.

Природа оказывает существенное влияние на самые разные стороны жизни человека и, прежде всего, на развитие материального производства. Многообразие свойств природы явилось естественной основой разделения труда (охота, рыболовство, земледелие, скотоводство и другое). От особенностей природной среды зависят конкретные направления человеческой деятельности, в частности развитие тех или отраслей производства в различных странах и на континентах. Не только наличие тех или иных природных условий для производства, но и, наоборот, их недостаток также оказывал ускоряющее влияние на развитие общества.

Воздействие человека на природу проявляется в изменении структуры земной поверхности (распашка степей, вырубка лесов, мелиорация, создание искусственных озер и морей и т.д.); изменении энергетического, в частности теплового, баланса отдельных регионов земного шара и всей планеты, изменение состава биосферы, круговорота и баланса слагающих ее веществ (выброс различных веществ в атмосферу и водные объекты; изъятие полезных ископаемых, изменение влагооборота и т.д.); изменения, вносимые в биоту (совокупность живых организмов) в результате истребления некоторых их видов, создание новых пород животных и сортов растений, перемещение их на новые места обитания.

Таким образом, человек - социально активная часть природы, создающая в результате своей преобразовательной деятельности ноосферу как синтез живого и разумного, единство природного и социального.

Ноосфера - феномен не столько природы, сколько космоса. Включенная в систему бытия человека она предстает как часть космоса. С другой стороны, космос как реальность, а не просто объект созерцания, открывается человеку посредством науки и техники. Космизм в некотором роде - это идеология техногенной среды. В обосновании и разработке этой идеологии активно участвовали наши соотечественники Н. Федоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский.

Космос для Н. Федорова - активное поприще человеческой деятельности. Он предлагал свой вариант перемещения людей в космическом пространстве. Для этого необходимо овладеть электромагнитной энергией Земного шара, что позволит регулировать его движение в мировом пространстве и превратить Землю в космический корабль («земноход») для полетов человека в Космосе. Объединив все миры, человек станет «планетоводом».

По мнению К.Э. Циолковского, нравственная задача Земли состоит в том, чтобы внести свой вклад в совершенствование космоса. Для этого земляне должны выйти в космос. Ученый предполагал, что жизнь и разум есть на других старших планетах. Со временем будет образован союз всех разумных высших существ космоса. Сначала в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем - союза союзов и т.д. до бесконечности, поскольку бесконечна сама Вселенная.

А.Л. Чижевский исследовал влияние космоса, и, прежде всего, Солнца, на биологические и социальные процессы на Земле. Он является основоположником гелиобиологии. Кроме того, он объяснял поведением и активностью Солнца войны, бунты, революции.

В.И. Вернадский говорил о влиянии Космоса на развитие биосферы. Живые организмы трансформируют космическое излучение в земную энергию (тепловую, электрическую, химическую, механическую) в масштабах, определяющих существование биосферы.

Многие идеи русских космистов находят свое применение в области космических и биологических наук. Они подтверждают неразрывное единство человека и космоса, указывают на их тесное взаимовлияние.

3. Космические циклы и человек

Вернадский высказал предположение, что революционные изменения в морфологии живых существ связаны с такими критическими периодами геологической истории, движущие причины которых находятся за пределами Земли, т.е. являются определенными космическими воздействиями.

Человек как биосоциальное существо соединяет в себе многообразие ритмов, порожденное биологической и социокультурной эволюцией. Например, рассматривая вопрос об антропогенезе, Вернадский говорит о прямой связи его с ритмическими изменениями климата на планете, гравитационные космические воздействия связаны с изменением орбит Земли и Солнца под воздействием других планет и галактик, гравитация обусловливает колебания скорости движения Земли, ее углового момента, - все это вызывает изменения атмосферно-океанической циркуляции. Загадочна роль магнитного поля Земли в изменении климата, а через него во влиянии на биосферу. Орбитальные климатические ритмы (циклы): 400 тыс.; 1,2 млн.; 2,5 млн.; 3,7 млн. лет. Первый цикл (400 тыс. лет.) - основная причина периодического изменения климата и эволюции организмов мира. Этот ритм был выявлен геологами из последовательности ледниковых событий и только потом был обнаружен астрономами. Этот ритм делится на 6-8 фаз. Становление и развитие живого вещества подчиняется этому климатическому ритму. Ритм управляет Вселенной.

С понятием ритма связано представление о гармонии, организованности явлений и процессов. Из всех ритмических воздействий, поступающих из Космоса на Землю, наиболее сильным является воздействие ритмически изменяющегося излучения Солнца. На поверхности и в недрах нашего светила непрерывно идут процессы, проявляющиеся в виде вспышек. Мощные потоки энергии, выбрасываемые при вспышке, достигая Земли, резко меняют состояние магнитного поля и ионосферы, влияют на распространение радиоволн, сказываются на погоде. В результате возникающих на Солнце вспышек изменяется общая солнечная активность, имеющая периоды максимума и минимума. Солнце - мощный источник, который настраивает все земные процессы, в том числе и в обществе. Циклы Солнца - часы, регистрирующие смену его активности. Многочисленные исследования активности Солнца показали, что во время его наибольшей активности происходит резкое ухудшение состояния больных, страдающих гипертонической болезнью, атеросклерозом и инфарктом миокарда. В этот период возникают спазмы кровеносных сосудов, нарушения функционального состояния ЦНС.

Советский ученый В.П. Девятов подсчитал, что в первые же дни после появления пятен на Солнце количество автомобильных катастроф возросло примерно в 4 раза по сравнению с периодами, когда пятен было немного. Это объясняют тем, что в период усиления активности Солнца реакция человека на любой внешний раздражитель значительно замедляется. Излучение Солнца также оказывает влияние на умственную деятельность людей, на творческую активность человека и т.п.

Жизнь на нашей планете связана с вращением Земли вокруг своей оси, определяющим суточный ритм, и с вращением вокруг Солнца, от которого зависит смена времен года. Большинство живых организмов подчиняется действию этих сезонных ритмов, которые определяют рост, развитие и гибель растений. Вращение Земли обусловливает ритмичное изменение факторов внешней среды: температуры, освещенности, относительной влажности воздуха, атмосферного давления, электрического потенциала атмосферы, космической радиации и гравитации.

Проблема суточных периодических изменений физиологических функций в организме человека с давних пор привлекает внимание ученых различных специальностей, прежде всего, биологов, физиологов, врачей. Знания, полученные в результате этих исследований, позволяют применять в определенные моменты более целесообразный и эффективный метод лечения. Суточным ритмом охвачен весь организм человека. Ритмичность физиологических процессов, отражающая единство организма и среды, проявляется в том, что их максимумы и минимумы приурочены к определенным часам суток. Физиологическая подготовка к активной деятельности происходит даже тогда, когда организм находится в состоянии сна. И, наоборот, организм человека готовится ко сну задолго до засыпания.

Основные понятия темы:

Биосфера - единый монолит живого вещества, организованность которого определяется преобладанием космической энергии и связанными с этим космопланетарными биогеохимическими функциями.

Ноосфера - это биосфера, преобразованная трудом человека и измененная научной мыслью.

Ноосфера (Вернадский В.И.) - созидательный коллективный разум.

Живое вещество - совокупность всех живых организмов.

Гелиобиология - наука о влиянии активности Солнца на биологические и социальные процессы на Земле.

Тема 18. Принцип глобального эволюционизма и его роль в современной науке

1. Глобальный эволюционизм

Современная естественнонаучная картина мира и сложна и проста одновременно. Сложна потому, что не согласуется с классическими научными представлениями о природе. Идеи начала времени, корпускулярно-волнового дуализма, квантовых объектов, внутренней структуры вакуума, способной рождать виртуальные частицы, - эти и другие подобные новации вызывают определенные сомнения в научности естественнонаучной картины мира.

Но в то же время она проста и стройна. Она динамична и ориентирована на процесс. В ней утвердились убеждения в том, что материя, Вселенная в целом и во всех ее элементах не могут существовать вне развития. Практически все отрасли естествознания пронизаны принципом эволюционизма.

В XX веке идея эволюции прорвалась в физику и космологию. Уже сформулированы первые теории химической эволюции как саморазвития каталитических систем. Современный эволюционизм в научных дисциплинах биологического профиля предстает как многоплановое учение, ведущее поиски закономерностей и механизмов эволюции сразу на многих уровнях организации живой материи: молекулярном, клеточном, организменном, популяционном и даже биогенетическом. Наиболее выдающиеся успехи достигнуты на молекулярно-генетическом уровне: расшифрован механизм передачи наследственной информации, выяснены роли ДНК и РНК. В геологии окончательно утвердилась концепция дрейфа континентов, а такие науки, как экология, биогеохимия, антропология были изначально эволюционны.

Только в конце XX века естествознание приступило к созданию теоретических и методологических средств для построения единой модели универсальной эволюции, выявления общих законов природы, связывающих в единое целое происхождение Вселенной, возникновение Солнечной системы и Земли, возникновение жизни и, наконец, возникновение человека и общества. Именно такой концепцией и является концепция глобального эволюционизма.

Исходя из того, что суть эволюции состоит в интеграции более простых элементов в целостные образования более высокого уровня, в более сложные системы, характеризуемые новыми качествами, можно выделить важные фазы эволюции окружающего нас мира:

· космическая эволюция (Большой взрыв, образование элементарных частиц, формирование атомов и молекул, возникновение галактик, звезд и планет и т.д.);

· химическая эволюция (образование системы химических элементов и соединений, возникновение органических соединений, полимеризация в цепи органических молекул);

· геологическая эволюция (образование структур земной коры, гор, вод и т.д.);

· эволюция протоклетки (самоорганизация полимеров и хранение информации на молекулярном уровне, пространственная индивидуализация, возникновение молекулярного языка);

· макро- и микроэволюция (развитие видов животных и растений и их взаимодействие, возникновение экосистемы на Земле);

· эволюция человека (развитие труда, языка и мышления);

· эволюция общества (разделение труда, общественная организация, техника, общественно-экономические формации и т.д.);

· эволюция информации и обмена информацией, развитие связи, науки и др. форм сознания.

Корни такого понимания эволюции тесно связаны с новыми методами исследования, разрабатываемыми в рамках синергетического подхода.

2. Самоорганизация как основа эволюции

Синергетический подход - это пример проявления интегративных тенденций в современной науке. Он продолжает идеи и методы концептуального осмысления понятий саморазвития и самоорганизации, развитых в кибернетике, теории систем, нелинейной математике, компьютерном моделировании, современной физики на фоне эволюционных идей в биологии и социальных науках.

Главным противоречием естественнонаучной картины мира, включающей принцип эволюции, было основное отличие живых структур от неживых. Оно выражается в естественном отборе, который реализуется посредством одного и того же генетического механизма. Очевидным было и то, что движущая сила процесса саморазвития материи в самом широком смысле заключается в специфических свойствах среды.

Для современной картины мира идея эволюционного подхода может показаться достаточно тривиальной. Однако проследить генетическую цепочку становления, функционирования и гибели отдельных форм и образований неживой природы на фоне «глобального эволюционизма» - не просто. Например, для химиков эволюция не исчерпывается возникновение и распадом межатомных, молекулярных структур. По своей сущности они являются определенным этапом развития материи в целом. Это развитие охватывает и вещество, и энергию в их неразрывном взаимодействии, оно протекает как эволюция систем, охватывающих гигантские объекты: звезды, туманности, планеты. Отдельные молекулярные образования являются лишь моментами этого процесса, который может быть полностью понят лишь в своей целостности, в своем единстве.

Химический процесс приводит к постепенному усложнению вещественной структуры космоса, к обогащению энергетических связей. В то же время он, как верно подметил Гегель, отягощен разрывами, подчас длительными (на миллионы лет) остановками развития. Лишь формирование и становление придает ему непрерывность и подчиняет более высокой форме движения материи: биологической, а затем - социальной.

В контексте синергетического подхода биологическая реальность рассматривается уже как суперструктура, надстроенная над «безжизненной» физической реальностью, она опосредована диссипативными структурами, существующими за счет обмена энергией и веществом с окружающей средой. Перед биологами возникает проблема «вписанности» живого в фундаментальные законы неорганического мира. Значительный вклад в разработку проблемы включенности жизни в магистральную линию развития материи внесли исследователи автоволновых процессов в биологии, химии и физике. Автоволны выглядят как раскручивающаяся спираль (точнее, такие спирали являются центрами автоволн). Каждая из них посылает волны, которые, встречаясь друг с другом, претерпевают разрывы. Места этих разрывов сами становятся центрами новых спиралей, тем самым обеспечивается автоволновой режим. Наличие в среде многих центров самоподдерживающихся волн позволяет трактовать автоволновые процессы как синергетические (кооперативные) структуры. Автоволны - это широкий класс процессов, который существенен для изучения механизма самоорганизации, присущей самым различным объектам.

Таким образом, во многих системах различного характера (физических, химических, геологических, биологических, географических и т.д.), активно происходят процессы самоорганизации и возникновения более сложных структур. Такие системы и обеспечивают всеобщую эволюцию природы на всех уровнях ее организации - от низших и простейших к высшим и сложнейшим.

Андрейченко Галина Владимировна,

Павлова Ирина Николаевна

Концепции современного естествознания

справочник для студентов

В авторской редакции

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.