РУБРИКИ

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России - (диссертация)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России - (диссертация)

p>Практика 1993-1994 годов показала, что при ограниченных бюджетных средствах и сложившемся общем механизме финансирования государственных расходов (на основании месячных лимитов, в меру поступающих в федеральный бюджет доходов и т. п. ограничений) выявляется ряд отрицательных моментов, которые снижают эффективность системы управления конверсией на всех уровнях /6/ : конверсионные программы предприятий в течение 6-ти и более месяцев согласовываются в шести инстанциях (отраслевой орган, Минэкономики, Минфин, уполномоченные банки, МВРК, Правительство РФ). Из этих инстанций реально заинтересованы в успешном выполнении программ и возвратности кредитов только уполномоченные банки и Минфин;

ограниченные бюджетные средства рассыпаются по неоправданно большому количеству программ, значительная часть которых разбалансирована по финансовым источникам, и , следовательно, не обеспечивает достижения планируемых результатов; схема не предполагает долевого участия в финансировании программ частного предпринимательского сектора и иностранных инвестиционных институтов; отсутствует вневедомственная система управления конверсией, не определено участие в конкурсах и включение в перечни конверсионных программ вневедомственных структур ( АО, холдингов, консорциумов и пр. ). Существующая система управления конверсией на практике не учитывает необходимости координации конверсионных мероприятий федерального и регионального уровней. Зачастую на одном предприятии из федеральных источников и средств региональных фондов финансируются разные программы, что в условиях недостаточности средств вызывает затягивание сроков ведения работ и сдерживает конечные результаты по программам.

Кроме того, такая ситуация может привести к возникновению дублирующих производств, что в условиях низкого платежеспособного спроса чревато отсутствием сбыта. Так, например, получилось с мотоблоками, выпуск которых предусматривался в рамках Государственной программы конверсии на одних предприятиях, а в рамках региональных программ - на других. Развитие новых форм и видов территориальной рационализации производства и кооперации в условиях формирования рынка может явиться основой коренного преобразования всей структуры управления конверсией - осуществления перехода от вертикальных связей (Правительство - министерство - предприятие ) к горизонтальным (местные власти - предприятие - смежник - финансово-банковские организации).

Таким образом, несмотря на коренные политические и экономические изменения в стране, до сих пор при решении проблем конверсии реализуется старая административно-командная схема: провозглашаются достаточно обоснованные цели и приоритеты, под них заявляются крупные государственные ассигнования и льготные кредиты, которые "выколачиваются" всеми средствами, включая лоббирование на высшем правительственном уровне. Далее средства поступают предприятиям и съедаются текущими финансовыми трудностями.

Решение указанных проблем видится, с одной стороны, в решительном улучшении использования государственных средств за счет сужения приоритетов и концентрации области их применения. Федеральная программа конверсии должна освобождаться от долгосрочных, неэффективных и неактуальных проектов. С другой стороны, необходимо существенное расширение самостоятельности самих предприятий и на этой основе оптимизация производства и системы управления на микроуровне. Возникает необходимость скорейшего проведения разгосударствления и приватизации предприятий, дальнейшее содержание которых в госсекторе нецелесообразно как с точки зрения экономических интересов государства, так и с учетом факторов, определяющих уровень безопасности страны. Это даст хозяйственную самостоятельность производителю и будет способствовать созданию рыночной системы, предполагающей свободное перемещение материальных ресурсов и рабочей силы, развитие фондового рынка, образование финансово-промышленного капитала.

    Выводы

1. В результате политико-экономического распада бывшего Союза на территории России осталось 67% предприятий промышленности и 73% научных организаций оборонного комплекса, что с точки зрения потенциальных возможностей позволяет обеспечить выполнение государственных задач по разработке и производству ВВТ с высоким качеством и в количестве, достаточном для обеспечения обороноспособности страны.

Однако за последние годы наблюдается постоянный спад общего объема производства в оборонных отраслях, который составлял по сравнению с предыдущим годом: в 1992г. - 18%, в 1993г. - 16%, в 1994г. - 35%. При этом произошел структурный сдвиг в продукции оборонного комплекса: в 1990г. выпуск военной продукции составлял 60%, гражданской - 40%, а в 1994г. - соответственно 32% и 68%. Основными причинами такого состояния оборонного комплекса являются: общие трудности, характерные для экономики России (рост цен на энергоресурсы, материалы, комплектующие, несовершенство налоговой системы и др. ); разрыв хозяйственных связей с поставщиками и покупателями как в России, так и в ближнем зарубежье;

потеря со стороны государства функций управления предприятиями, находящимися в государственной собственности;

отсутствие стабильного государственного оборонного заказа и стратегической программы развития оборонного комплекса;

общий кризис неплатежеспособности, а следовательно, взаимные долги предприятий, несвоевременная оплата произведенной продукции, низкая покупательная способность большой части населения;

сокращение финансовых возможностей поддержания научно-технического потенциала; отсутствие стабильной государственной поддержки конверсируемых предприятий, недостаточное и несовершенное финансирование конверсионных проектов; неэффективное использование ассигнований, направляемых на нужды конверсии оборонных предприятий.

2. Конверсия оборонной промышленности, проводимая в беспрецедентных в мировой практике масштабах и темпах, с момента ее начала и до настоящего времени не обеспечивает эффективное преобразование оборонного комплекса и его переориентацию на гражданские нужды. Одна из главных задач конверсии сохранение и развитие научно-технического и производственного потенциалов оборонного комплекса - практически не решается.

Основными проблемами конверсии оборонной промышленности являются: кризисное состояние экономики страны;

отсутствие стабильной оборонной политики, основанной на Основных положениях военной доктрины РФ, концепции развития ВВТ, государственной программе развития ВВТ, государственном оборонном заказе, а также идеологии мобилизационной подготовки;

отсутствие обоснованных прогнозов уровня развития ВВТ и ассигнований на оборону;

незавершенность создания нормативно-правовой базы, регламентирующей эффективное функционирование оборонного комплекса в складывающихся политических и экономических условиях;

отсутствие необходимого информационно-аналитического обеспечения процесса конверсии;

наличие излишних и неиспользуемых товарно-материальных ценностей; отток из оборонного комплекса высококвалифицированных кадров узкой специализации;

содержание инфраструктуры (жилой фонд, дома отдыха, детские сады, дома культуры, спортивные сооружения и т. п. ).

3. Действующей системе управления конверсией оборонной промышленностью присущи следующие недостатки, не позволяющие адаптировать протекающие в оборонных отраслях промышленности процессы к новым экономическим и политическим условиям:

длительный срок согласования конверсионных программ предприятий (до шести и более месяцев);

распыление бюджетных средств по неоправданно большому количеству программ, значительная часть которых разбалансирована по финансовым источникам; отсутствие возможности долевого участия в финансировании программ конверсии частного сектора и иностранных инвесторов;

    отсутствие вневедомственной системы управления конверсией;

отсутствие координации конверсионных мероприятий федерального и регионального уровней;

практически не используются экономические рычаги в процессе управления конверсией.

4. Для достижения целей конверсии оборонной промышленности, предусмотренных Государственной программой, в условиях жестких финансовых ограничений необходимо:

разработать концепцию и структуру федеральной программы конверсии оборонного комплекса до 2000г. , уточнить Государственную программу конверсии на 1993-1995гг. с целью продления ее срока до 1997г. ;

осуществить переход к селективной государственной поддержке промышленных предприятий, конструкторских бюро и научно-исследовательских организаций, способных к созданию и развитию конкурентоспособных производств по выпуску наукоемких и высокотехнологических видов гражданской продукции; развивать новые формы и виды территориальной рационализации производства и кооперации в условиях формирования рынка с целью преобразования структуры управления конверсией - осуществления перехода от вертикальных связей (Правительство - Министерство - предприятие) к горизонтальным (местные органы власти - предприятие - смежник - финансово-банковские организации); обеспечить существенное расширение самостоятельности предприятий оборонного комплекса и на этой основе оптимизировать производство и системы управления на микроуровне, провести разгосударствление и приватизацию предприятий, дальнейшее содержание которых в госсекторе нецелесообразно как с экономической точки зрения, так и с учетом факторов, определяющих уровень безопасности страны.

    2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
    УПРАВЛЕНИЯ КОНВЕРСИЕЙ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА

Глобальное уменьшение военной опасности, снижение уровня противостояния открыли новые возможности серьезного сокращения объемов военного производства. Конверсионные процессы стали социально-экономической реальностью нашего времени.

Опыт осуществления конверсии в России и ряде западных стран показал, что эти сложные многомерные процессы обуславливают не только структурную перестройку промышленности и механизма ее функционирования, но и изменяют в значительной мере экономическую и социальную среду. Указанное обстоятельство означает, что первым шагом в исследовании данной проблематики должно явиться обоснование основных целей и задач системы управления конверсией оборонного комплекса, структуры и функций ее субъектов, а также разработка методического подхода к оценке эффективности функционирования этой системы и предложений по созданию Государственной системы управления конверсией оборонного комплекса.

    2. 1. Основные цели и задачи развития системы управления
    конверсией оборонного комплекса

Для однозначного понимания дальнейшего изложения дадим основные понятия и определения, имеющие концептуальное значение / 56/.

Под конверсией военного производстваследует понимать процесс переориентации деятельности оборонных предприятий, НИИ и КБ на выпуск продукции гражданского назначения, обеспечиваемой на основе полного или частичного снятия военных заказов и осуществления комплекса социально-экономических, научно-технических и организационных мер по перепрофилированию оборонного комплекса.

Глубина конверсииопределяется относительной долей снимаемых объемов военного производства и высвобождаемых производственных мощностей оборонных предприятий. Масштабы конверсииопределяются степенью распространенности конверсии в сфере военного производства, выражающейся в том или ином охвате оборонных предприятий, НИИ и КБ процессами переориентации их деятельности на гражданские нужды. Конверсируемое предприятие- это оборонное или сопряженное с ним производство, на котором в соответствии с принятым на государственном уровне решением сокращается или полностью прекращается разработка или производство вооружения и военной техники. Логическая структура процесса конверсии оборонного комплекса включает следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы ее проведения (рис. 2. 1) /50 / : принятие политического решения о проведении конверсии;

    разработка новой военной доктрины;

сокращение численности вооруженных сил, совершенствование их структуры и оснащенности;

сокращение объемов производства вооружения и военной техники в соответствии с новыми заявками государственных заказчиков;

разработка общей концепции конверсии с указанием ее целей, задач, путей и сроков осуществления (с учетом предыдущих этапов, экономического состояния страны и ее военной промышленности);

разработка государственной программы конверсии военного производства; создание правовой, организационной, материально-технической, финансовой и социальной баз конверсии;

осуществление принятой программы конверсии на государственном, региональном и местном уровнях;

анализ хода и результатов конверсии на каждом из уровней с целью корректировки разработанных планов, устранения возникающих трудностей, диспропорций, негативных социальных и других последствий.

Для практической реализации этих этапов конверсии необходима согласованная деятельность центральных органов, отраслевых и региональных центров конверсии по сбору, обработке, накоплению и анализу соответствующей информации. Исходя из логики предложенной концептуальной модели конверсии военного производства, сформулируем основное содержание концепции.

    Основные цели, задачи и принципы конверсии

Стратегической цельюконверсии военного производства является преобразование оборонного сектора экономики России и связанных с ней социально-экономических отношений, обеспечивающее укрепление экономической независимости и национальной безопасности страны.

Основными целями конверсии военного производства на среднесрочную перспективу являются /52 / :

сохранение и эффективное использование в новых условиях научно производственного, кадрового и инновационного потенциалов оборонных отраслей промышленности;

продуктивное использование научно-производственного потенциала оборонного комплекса для модернизации и реконструкции гражданского сектора экономики; максимально эффективное использование научного, производственного и технологического потенциала оборонного комплекса для развития экспортной базы и импортозамещения.

Достижение перечисленных выше целей требует решения следующих задач: планирование конверсионных мероприятий с использованием методов программно-целевого планирования и управления;

    эффективное использование кредитов;

организация и проведение экспертизы конверсионных проектов и программ; привлечение республиканских и муниципальных средств для финансирования конверсионных проектов;

привлечение коммерческих (в т. ч. зарубежных) инвестиций и кредитов на основе государственных гарантий;

приоритетное финансирование проектов и программ, предусматривающих конверсию только в область высоких технологий и с использованием техники и технологий двойного применения;

обеспечение государственного контроля за сохранением реконверсионной и мобилизационной способности предприятий любых форм собственности, выполняющих оборонные заказы;

сохранение государственного контроля и поддержки развития "критических" с точки зрения обороноспособности технологий на предприятиях любых форм собственности; совершенствование действующих и разработка новых нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы конверсии военного производства;

создание системы информационного обеспечения конверсии, ориентированной как на нужды конверсируемых предприятий, так и на интересы потенциальных заказчиков и инвесторов конверсионных программ и проектов.

Целевыми задачами конверсии военного производства являютсярезкое увеличение выпуска непродовольственных товаров народного потребления и производственного оборудования, необходимого для решения задач обеспечения продовольствием, одеждой и жильем, подъема здравоохранения, поддержания нормальной среды обитания; обеспечение научно-технического процесса в ключевых отраслях промышленности за счет форсирования развития наукоемких производств, таких как электроника, вычислительная техника, средства связи, авиационная и космическая техника, разработка новых материалов и технологий, включая время -, ресурсо- и энергосберегающие; обеспечение потребностей Вооруженных Сил в мирное и военное время.

    Основные принципы и направления конверсии
    оборонного комплекса

Основными принципами, определяющими стратегию и тактику осуществления конверсии на всех уровнях управления (федерация, регион, предприятие) являются / 56 /: согласованность принимаемых решений по разоружению с готовностью военного производства осуществить их в установленные сроки при сохранении необходимого оборонного потенциала без дезорганизации производства и социальных издержек; сбалансированность процессов разоружения и конверсии военного производства по ресурсам и срокам;

сочетание при реализации мероприятий по конверсии военного производства методов государственного регулирования и рыночных преобразований;

ориентация конверсируемых предприятий, научно-исследовательских и конструкторских организаций на разработку и производство наукоемкой и технически сложной гражданской продукции, конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынках;

ответственность государства за социально-экономические последствия конверсии военного производства;

сочетание государственной поддержки с мобилизацией свободных кредитных ресурсов в народном хозяйстве;

конструктивно-технологическая общность снимаемой военной и планируемой гражданской продукции;

поддержание мобилизационного потенциала конверсируемых предприятий. Основными приоритетными направлениями конверсии, учитывая возможность предприятий, НИИ и КБ оборонного комплекса и в целях максимального сохранения ранее сложившегося потенциала, являются: развитие гражданской авиации;

    возрождение Российского Флота;
    развитие производства оборудования для ТЭК;

развитие производства машин и оборудования для жилищного и дорожного строительства;

развитие производства машин и оборудования для лесопромышленного комплекса; создание и развитие производства технологического оборудования для перерабатывающих отраслей АПК;

создание и развитие производства технологического оборудования для легкой промышленности;

создание и развитие производства технологического оборудования для торговли и общественного питания;

развитие производства и насыщение рынка высококачественными товарами длительного пользования;

    развитие средств связи и информатики;
    развитие оборудования для экологии;

развитие производства современной медицинской техники и оборудования для лечебных учреждений;

развитие производства продукции гражданского назначения на предприятиях Минатома России.

Развитие конверсии в условиях рынка требует предварительного решения ряда конкретных проблем /4, 50, 80/:

разработки концепции новой государственной промышленной политики и объявления государственных приоритетов с размерами их финансового обеспечения; разработки концепции приватизации и акционирования оборонных предприятий; разработки концепции государственной инвестиционной политики; разработки концепции внешнеэкономической деятельности и военно-технического сотрудничества;

информационного обеспечения анализа и прогноза конъюнктуры рынка (маркетинговых исследований) в целях эффективного использования высвобождаемого потенциала конверсии и максимального удовлетворения потребностей населения. Общая технология формирования государственных и

    региональных программ конверсии

Разработка и корректировка государственной программы конверсии оборонной промышленности РФ исходят из / 5, 6, 19, 32, 58/:

учета фактически состоявшихся и прогнозируемых внешнеполитических решений в области разоружения, программы разработки и производства вооружения и военной техники (даются оценки приоритетам среди сохраняемых направлений военного производства и НИОКР, уточняется номенклатура военных заказов и расходы на их реализацию);

дифференцированного подхода к различным по приоритетности направлениям разработки и производства гражданской продукции промышленного назначения и непродовольственных товаров народного потребления (при этом производится инвентаризация высвобождаемых из сферы военного производства и НИОКР ресурсов, выявляются наиболее эффективные сферы возможного их применения в народном хозяйстве. Данная работа проводится органами государственного управления конверсией РФ, конверсируемыми предприятиями на основе информации о снятии военных заказов. На основе реализации принципов маркетинга, анализа структуры высвобождаемых кадровых, материально-технических, информационных ресурсов вырабатываются приоритетные задачи конверсии для последующей проработки с платежеспособными заказчиками и включения в сферу деятельности оборонного комплекса);

отбора наиболее эффективных конверсионных проектов для их включения в состав программы и практической реализации.

В итоге проведения аналитической работы формируются государственные и региональные программы конверсии, прорабатываются их цели, целевые задачи и целевые показатели. На основе сопоставления показателей затрат и результатов проводятся расчеты экономической эффективности программ. По тем из них, которые ориентированы на достижение социального эффекта (медицина, экология, и др. ) оценка эффективности рассчитывается путем сопоставления необходимых затрат и результатов в виде снижения заболеваемости населения, количества работников тяжелого ручного и малоквалифицированного труда и др.

Наряду с государственными и региональными программами процессы конверсии на уровне предприятий регламентируются разрабатываемыми коллективами планами, определяющими номенклатуру и объемы альтернативной гражданской продукции и комплекс мер по переориентации научного и производственного потенциалов. Механизм управления реализацией конверсии

На уровне государственного управления экономикой России, регионов, отдельных оборонных предприятий, НИИ и КБ должен быть создан эффективный организационно-экономический механизм, обеспечивающий достижение целей конверсии. Основными направлениями деятельности органов государственного и регионального управления конверсией являются :

организация разработки, принятия и реализации государственных и региональных программ конверсии и диверсификации оборонных предприятий, НИИ и КБ; участие в разработке межгосударственных соглашений, касающихся деятельности оборонных предприятий и организаций, находящихся на территории России; отражение интересов оборонных предприятий, НИИ и КБ при формировании программ создания и производства военной техники, содействие обеспечению экономической выгодности государственных заказов оборонного значения, определение минимально необходимого уровня производственных мощностей предприятий, используемых для производства вооружения и военной техники;

проведение систематического анализа и контроля процессов и результатов конверсии военного производства на государственном и региональном уровнях; формирование региональных банков и фондов содействия конверсии, координация деятельности конверсируемых предприятий;

анализ рыночной конъюнктуры в регионах, содействие разработке программ конверсии на уровне отдельных предприятий.

Главными экономическими рычагами управления в условиях рынка являются различные формы государственной и организационной поддержки: прямое целевое финансирование;

    государственное льготное кредитование;
    дифференцированное налогообложение.
    Нормативно-правовое обеспечение конверсии

Необходимым условием реализации государственных и региональных программ конверсии является нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение, регламентирующие / 7, 11, 37-40, 52/ :

    права и обязанности конверcируемых предприятий, НИИ и КБ;

порядок взаимодействия конверcируемых предприятий с генеральными заказчиками, органами управления и потребителями гражданской продукции;

формы государственной поддержки производственно-технологической и финансовой кооперации на базе акционерных обществ, корпораций, ассоциаций (в том числе с участием иностранных фирм, предприятий и компаний), создаваемых в интересах реализации конверсии, особенно по приоритетным направлениям; правила и методы подготовки конверсионных проектов и программ проведения конверсии, а также анализа ее хода и результатов;

экономическое стимулирование выполнения государственных и региональных целевых программ путем их непосредственного финансирования и оказание помощи валютными средствами для разработок и подготовки производства, создание системы льготного кредитования и налогообложения, приоритетного материально-технического обеспечения.

    Социальная поддержка конверсии

Важное место в управлении конверсией должны занимать меры по обеспечению социальной эффективности конверсии, включая:

трудоустройство высвобождаемого персонала с учетом квалификации работников; недопущение снижения уровня доходов работников конверcируемых предприятий; переподготовку и повышение квалификации работников, переводимых на производство гражданской продукции.

Достижение социальных целей конверсии предполагает создание в оборонном комплексе специальных служб трудоустройства, а также объединение усилий кадровых служб конверcируемых предприятий.

Должна быть расширена сеть учебных заведений по переподготовке специалистов и рабочих в рамках становления рынка труда оборонного комплекса. Мероприятия, необходимые для эффективной

    реализации конверсии

1. В связи с резким снижением объема НИОКР по гражданской тематике выделить часть конверсионного кредита (12-15%) научно-исследовательским и проектным организациям на проведение гражданских НИОКР по конверсионной тематике; определить порядок выбора заказчика этих НИОКР и порядок проведения конкурса на получение заказа.

2. Поощрять конверсионные программы, направленные на освоение новейших зарубежных технологий, отстающих или отсутствующих в России. Стимулировать привлечение к решению этой задачи зарубежных фирм путем экономического протекционизма (снижение налогов, отмена таможенных пошлин, страхование инвестиций).

Предоставить оборонным предприятиям право направления валютной прибыли без каких-либо ограничений целевым назначением для закупки новейших технологий и оборудования, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной гражданской продукции (по отдельным спискам).

3. Привести в соответствие темпы сокращения оборонного заказа с темпами конверсии предприятий, чтобы не допускать нерационального перерасхода бюджетных средств (что имело место в 1992 - 1994гг. ). Найти оптимальные темпы освоения этих средств по отраслям и по годам.

4. Разработать Программу работ по нормативно-правовому, нормативно-техническому и методическому обеспечению конверсии оборонной промышленности до 1997г. 5. Разработать методические рекомендации по созданию страховых инвестиционных фондов и фондов внебюджетной поддержки конверсионных программ коммерческими структурами, иностранными банками и фирмами.

6. В целях координации работ по формированию и реализации федеральной и региональных программ конверсии ввести в практику заключение генеральных соглашений между Госкомоборонпромом РФ и властными структурами субъектов федерации.

    2. 2. Структура системы управления конверсией оборонного
    комплекса и основные функции ее субъектов

В современных условиях перехода экономики России на рыночные отношения основным субъектом формирования и реализации конверсионной политики в оборонном комплексе является государство. Свои стратегические функции оно реализует при одновременном обеспечении развития экономического и научно-технического потенциала предприятий государственного и негосударственного секторов экономики, децентрализации принятия хозяйственных решений и ориентации предприятий на усиливающуюся конкуренцию / 21, 31, 47, 50/.

С точки зрения участия в формировании и реализации конверсионной политики в сложной иерархической системе управления конверсией оборонного комплекса можно выделить три уровня (рис. 2. 2) /14/.

Первый уровень, представляющий высший эшелон государственной власти. Он включает органы законодательной и исполнительной власти России, ведающие вопросами обеспечения обороноспособности и безопасности страны: Президент Российской Федерации, Совет безопасности, соответствующие комитеты и комиссии Федерального Собрания Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации.

    Основные функции этих органов:

1. Определение, с точки зрения государственных интересов, целей, задач, основных принципов и направлений, а также модели конверсионной политики в ОК. 2. Определение государственного механизма реализации промышленной политики и конверсии ОК.

3. Координация конверсионной политики в ОК с государственной промышленной политикой, структурной перестройкой экономики, требованиями военной доктрины, другими государственными программами, странами СНГ.

4. Утверждение Государственной программы конверсии оборонного комплекса. 5. Координация разработки и принятия требуемого законодательного обеспечения. Второй уровень - средний эшелон государственной исполнительной власти. Он включаетминистерства и ведомства, заказывающие военную продукцию ( Минобороны РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, МЧС РФ и др. ) и гражданскую продукцию( МПС РФ, Минсвязи РФ, Госкомпром РФ, Минатом РФ, Минздрав РФ, Минсельхоз РФ и др. ). Основные функции этих субъектов системы: формирование Государственной программы конверсии и госзаказа по приоритетным направлениям, формирование тактико-технических требований к изготовляемой продукции и уровню качества.

В этот уровень включаются также функциональные и обеспечивающие министерства и ведомства: Минэкономики РФ, Минфин РФ, Центральный банк РФ, Госстрой РФ, Миннауки РФ, РАН, Госкомимущество РФ, ГКАП РФ и др.

Основные функции: экономическое, финансовое, денежно-кредитное и научное обеспечение реализации промышленной политики; увязка промышленной политики с процессами конверсии, приватизации, акционирования и демонополизации в оборонном комплексе. Субъекты второго уровня подготавливают предложения для первого уровня, а также организуют осуществление практических мер по реализации, координации и контролю установок высшего эшелона государственной власти в части стратегии государственного регулирования промышленной политики и конверсии ОК. Третий уровень - непосредственные субъекты промышленной политики. Он включает предприятия и организации ОК. Основные функции: практическая реализации конверсионной политики. Организационные структуры этого уровня подготавливают соответствующие предложения для второго уровня (включая разработку концепции и программ конверсионной политики), осуществляют практические меры по реализации, координации, контролю и анализу результатов конверсионной политики, с учетом установок субъектов второго уровня.

Они осуществляют также непосредственный анализ и научно-методическое обеспечение конверсионной политики с учетом отраслевых особенностей. Следует отметить, что в работе структур вышеперечисленных уровней госрегулирования принимают участие в качестве субъектов и региональные представительные и исполнительные структуры: республиканские и областные главы администраций, территориальные организации и ведомства, заинтересованные в разработке и реализации конверсионной политики.

Их функции- осуществление разработки конверсионной политики с учетом особенностей регионов; подготовка с учетом своего статуса соответствующих предложений для вышеуказанных трех уровней; оказание практической помощи объектам, находящимся в регионе, в реализации этой политики.

Рассмотрим отличительные особенности объектов конверсионной политики / 47, 50 /. Первая особенность- объекты конверсионной политики входят в сферу разработки, производства и сбыта промышленной продукции ОК (ВВТ, ГП, НТНП). К ним относятся государственные научные организации (НИИ, КБ, НПО, АО и т. д. ) и промышленные предприятия (заводы, ПО, АО и т. д. ).

Сюда также входят коммерческие организации рыночной инфраструктуры (банки, инвестиционные фонды, страховые и торговые компании и т. д. ) и предприятия системы малого бизнеса.

Вторая особенность- приоритетные объекты промышленной политики составляют основу научно-технического и производственного потенциала ОК. С позиции ВВТ - это казенные предприятия и предприятия, обеспечивающие их работу. Они должны отвечать определенным критериям и иметь обязательную государственную поддержку.

Третья особенность- в условиях рыночной экономики объекты конверсионной политики должны быть дееспособными, саморазвивающимися организациями.

Оборонный комплекс представляет уникальные возможности для немедленного формирования саморазвивающихся в условиях рынка промышленных компаний и финансово-промышленных групп, аналогичных известным во всем мире финансово-промышленным группам Японии, Германии, Испании и Южной Кореи, обеспечивших устойчивый экономический подъем в этих странах. С учетом наших реалий можно взять за основу схему глубоко диверсифицированных крупных промышленных компаний, включающих в свою структуру банки, инвестиционные фонды, страховые и торговые компании и большое число малых, средних и крупных предприятий.

Необходимо сформировать по каждому из высокотехнологичных направлений "технологическую корпорацию" таким образом, чтобы предприятия и организации, в нее входящие, обеспечивали единый технологический цикл разработки, отработки, серийного производства, и при необходимости, продажу высокотехнологичной наукоемкой продукции.

При этом за базу должны быть приняты такие НПО, головные предприятия разработчиков или существующие корпорации, которые уже на деле продемонстрировали свою жизнеспособность, способность к саморазвитию. Одновременно с созданием финансово-промышленных групп представляется целесообразным создание федеральных и региональных научно - производственных центров для максимального использования научно- технического потенциала ОК. С организационно - производственной точки зрения можно выделить два уровня объектов:

первый уровень- крупные объекты, так называемые флагманы промышленности ОК. Сюда включаются финансово-промышленные группы, научно-производственные центры, крупные акционерные общества и предприятия;

    второй уровень - предприятия среднего и малого бизнеса.

С точки зрения степени диверсификации производства в результате влияния конверсии можно выделить три уровня объектов промышленной политики : первый уровень - казенные предприятия;

второй уровень- предприятия и акционерные общества, обеспечивающие работу казенных предприятий (выпускающие как военную, так и гражданскую продукцию); третий уровень- глубоко конверсированные предприятия и предприятия, не выпускающие военную продукцию, независимо от формы собственности.

Остановимся более подробно на функциях в области конверсионной политики местных органов власти и управления.

    Местные органы государственной власти и управления:

оказывают необходимую помощь в выполнении оборонными предприятиями и организациями оборонного заказа;

предусматривают в местном бюджете необходимые средства на проведение возложенных на них законодательством РФ и республик мероприятий в области обороны и безопасности;

оказывают содействие предприятиям и организациям, выполняющим оборонный заказ, в решении возникающих социальных вопросов;

участвуют в реализации федеральных программ конверсии применительно к местным условиям и содействуют развитию горизонтальных кооперационных связей между предприятиями и организациями.

    Местные органы управления включают в себя:
    координационные советы;
    научно-технические центры конверсии;

промышленно-экономические управления, отделы администрации по оборонной промышленности.

Координационные советы включают в себя представителей президента, администрации и научно-технических центров конверсии и обеспечивают выполнение региональных программ конверсии, а также общие направления развития оборонных предприятий. Научно-технические центры конверсии:

    формируют региональные программы конверсии;

осуществляют координацию деятельности конверсируемых предприятий; содействуют разработке планов конверсии на уровне предприятий. Промышленно-экономические управления, отделы администрации осуществляют общее руководство функционированием оборонных предприятий, включая разработку и производство ВВТ, продукции гражданского назначения, обеспечения мобподготовки и т. п.

Государственные казенные предприятия составляют ядро оборонного комплекса и финансируются только из государственного бюджета .

Негосударственные оборонные предприятия составляют рыночный сектор военной экономики, базируются в основном на частной собственности и являются самостоятельными и независимыми субъектами рынка. Размещение военных заказов среди них организуется на конкурсной основе.

Межгосударственные акционерные общества (финансово-промышленные группы, корпорации) образуются на основе соглашений между РФ и странами-членами СНГ в области кооперированных поставок для производства ВВТ.

Коммерческие структуры, включающие банки, товарные и фондовые биржи, создаются на добровольной основе оборонными предприятиями и хозяйственными объединениями различных форм собственности и обеспечивают реализацию соответствующих функций в интересах своих учредителей с учетом требований антимонопольного законодательства.

В целях регламентации взаимоотношения субъектов системы управления конверсией с учетом необходимости выполнения государственного оборонного заказа важно разработать или уточнить ряд нормативно - правовых документов, без которых процесс конверсии не может быть скоординирован с системой размещения и исполнения государственного оборонного заказа ( табл. 2. 1). Таблица 2. 1

Нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимоотношения субъектов системы управления конверсией при выполнении ГОЗ

    Этапы прохождения ( выполнения ) ГОЗ

Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимоотношения субъектов системы управления конверсией

1.  Определение потребностей ВС в ВВТ и разработка программ вооружения 1.  Закон РФ “О государственной программе развития вооружения и военной техники” 2.  Закон РФ “О мобилизационной подготовке народного хозяйства” 3.  Закон РФ “О конверсии оборонной промышленности РФ”

4. Закон РФ “ Об индикативном планировании и прогнозировании”  5. Положение о Директоратах комплексных целевых программ создания ВВТ 2.  Формирование ГОЗ на очередной бюджетный год

    1.  Закон РФ “О Государственном оборонном заказе”
    2.  Закон РФ “Об оборонных расходах”

3. Закон РФ “о поставках продукции для федеральных государственных нужд”  4. Закон РФ “О каталогизации и стандартизации предметов снабжения ВС РФ” 5.  Положение о формировании контрактных цен на оборонную продукцию 3.  Размещение ГОЗ

    1.  Положение о Государственном оборонном заказе
    2.  Положение о проведении конкурсов при размещении ГОЗ
    4.  Выполнение ГОЗ

1.  Положение о военных представительствах в организациях и на предприятиях промышленности

2. Положение о системе нормативно-технического обеспечения создания и применения оборонной продукции

    3.  Нормативно-техническая документация
    2. 3. Методический подход к оценке эффективности
    функционирования системы управления конверсией
    Общие положения

Как известно, основная проблема конверсии состоит в получении максимального результата от использования ограниченных ресурсов.

Когда решается вопрос о конверсии оборонного комплекса, производстве оборонной продукции и поставках ее в войска, то всегда существует неопределенность в оценке бюджетного финансирования, сроков разработки, стоимости и потенциальной эффективности ее применения.

Из истории конверсии и создания ВВТ в нашей стране и за рубежом известно, что фактическая стоимость производства вооружения обычно превышала расчетную в два и более раз, задержка поставок- от двух до пяти лет, ошибки в выполнении требований по ТТХ составляли 25 и более процентов / 21/.

Как отмечалось ранее, система управления конверсией является сложной организационной системой, состоящей из совокупности взаимосвязанных элементов, образующих комплексное единое целое. По классификационной схеме / 33, 78/ такие системы относятся к высшему уровню сложности систем, которые динамически взаимодействуют со своим окружением: вышестоящими органами, руководством государства и отраслей, производителями оборонной продукции и т. п. Для таких систем весьма трудно подобрать адекватные математические модели их исследования. Организация таких систем должна как можно полнее соответствовать поставленным целям и задачам.

По современным представлениям процесс руководства организационной системой имеет четыре функции: планирование, организация, управление и связь. Функция планированиявключает выбор цели организации, а также определение программ, образа действий и методов достижения целей.

Организационная функциянаправлена на объединение людских, материальных, финансовых и других ресурсов таким образом, чтобы совместная деятельность персонала (личного состава) обеспечивала наилучшее решение задач, стоящих перед системой. Эта функция обеспечивает взаимосвязь между различными подсистемами и всей системой в целом. Другими словами она направлена на создание организационной структуры системы. Функция управленияобеспечивает работу различных подсистем в соответствии с планом. Управление заключается в контроле деятельности подсистем с последующей коррекцией их функционирования для обеспечения выполнения работ всей системой в целом. Функция связизаключается в передаче информации между центрами различных подсистем, обеспечивающими принятие решений, а также в обеспечении взаимного обмена информацией на всех ступенях иерархии системы.

Основные задачи лица принимающего решение заключаются в объединении всех четырех функций для обеспечения эффективного достижения общих целей системы. Среди рассмотренных функций наиболее сложной является функция управления, сущность которой состоит в принятии решений и доведении их до конкретной реализации.

Для достижения целей и задач конверсии оборонного комплекса могут использоваться различные принципы и методы управления. Из анализа структур построения и используемых принципов управления в мировой практике различают три типа системы, использующие директивно- нормативные, экономические и смешанные принципы организации.

В данном методическом подходе при исследовании эффективности системы управления конверсией учитывались факторы, появившиеся в стране в результате осуществления новых экономических реформ, которые фундаментально затронули весь уклад хозяйственной деятельности и которые пока характеризуются неустойчивостью ценового и финансового положения предприятий и организаций оборонного комплекса.

В связи с этим исследования проводятся применительно к двум сценариям, характеризуемым разным состоянием экономических реформ в стране /50, 51 /: переходный, при котором имеет место неустойчивое финансовое положение и сокращение производства, когда Россия примерно до 2000г. (если не произойдет резкого обострения военно-политической обстановки в мире) вряд ли сможет выделять на нужды обороны свыше 5, 5-6 % своего валового продукта, а объем оборонного заказа не превысит 25-30 % от его уровня в конце 90-х годов. В этот неустойчивый период в условиях высокого уровня инфляции сложно прогнозировать доходы и расходы бюджета и обеспечить его пополнение, что естественно сказывается на уровне и стабильности финансирования обороны страны;

период стабилизацииэкономического развития и финансовой системы государства, характеризуемый устойчивостью и конвертируемостью национальной валюты, отсутствием дефицита госбюджета и государственного долга при низкой форме налогообложения, при темпах инфляции не более 3% в год, отсутствием сбоев в осуществлении банковских расчетов, доступностью кредитов для долгосрочных инвестиций при небольшой разнице между банковским и ссудным процентом, т. е. когда в стране будет достигнута сбалансированная экономическая рыночная структура. В связи с этим к исследованию принято шесть опорных вариантов построения системы (для каждого сценария по три варианта).

А. При стабильном финансировании на оборону страны и конверсию военного производства:

Вариант 1. Система управления конверсией, использующая директивные принципы управления производством оборонной продукции.

Вариант 2. Система управления конверсией, использующая смешанные принципы управления (директивные и экономические).

Вариант 3. Система управления конверсией, использующая экономические принципы и методы управления производством оборонной продукции.

Б. При нестабильном финансировании на оборону страны и конверсию военного производства:

Вариант 4. Система управления конверсией, использующая директивные принципы управления.

Вариант 5. Система управления конверсией, использующая смешанные принципы управления (директивные и экономические).

Вариант 6. Система управления конверсией, использующая экономические принципы и методы управления производством оборонной продукции.

Проведенный анализ показал, что на эффективность функционирования системы влияют:

структура построения, распределение функций и ответственности между ее элементами - участниками создания оборонной продукции, принципы и методы взаимодействия между ними;

наличие и состояние научно-технического и производственного потенциалов и возможность реализации новых достижений науки и техники, а также новых технологий при создании (модернизации) оборонной продукции; наличие и уровень внедрения в практику нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения системы по всем элементам ее разукрупнения;

уровень и стабильность финансового обеспечения создания оборонной продукции, наличие, отработка и внедрение научно-методического аппарата по формированию, рациональному распределению и контролю финансовых средств в целях конверсии и сбалансированного производства военной и гражданской продукции.

    Критерии и показатели эффективности
    функционирования системы управления конверсией

Основным инструментом оценки эффективности функционирования выбрана модель, представляющая собой процесс функционирования вариантов системы, наиболее полно отвечающих складывающейся реальности / 17, 63, 64/.

    В модели выделены три основных элемента:

целевая функция(объединение критериев и показателей, характеризующих основные элементы процесса функционирования системы);

управляемые параметры, изменение которых приводит к изменению значений целевой функции; ограничения, которые устанавливают допустимую область изменения управляемых параметров. Выбор критериев и показателей эффективности функционирования системы проведен исходя из анализа целей, задач и условий, в которых она может функционировать, направлений ее совершенствования и развития в современных и ожидаемых условиях развития страны, имеющегося опыта построения и функционирования подобных систем как в зарубежных странах, так и в нашей стране. Кроме того, выбор критериев и показателей эффективности функционирования осуществлялся также исходя из обеспечения следующих требований, предъявляемых к ним:

    соответствие целям и задачам системы ;

полнота учета значимых факторов, отражающих свойства системы; возможность их вычисления;

устойчивость, когда малым изменениям параметров системы соответствуют малые изменения значений показателей;

чувствительность, т. е. критичность показателей к изменению основных параметров. Исходя из этого, основными критериями и показателями, позволяющими оценить эффективность функционирования системы управления конверсией оборонного комплекса выбраны:

    Интегральные критерии и соответствующие им показатели:

1. Максимальный объем выпуска высококачественной продукции военного и гражданского назначения за календарный срок.

Соответствующим этому критерию показателем является вероятность выпуска высококачественной продукции за планируемое время.

2. Минимум затрат на выпуск заданного объема продукции за календарный срок. Соответствующие этому критерию показатели:

математическое ожидание и среднеквадратическое отклонение затрат на выпуск заданного объема продукции.

    Обобщенные показатели:

1. Математическое ожидание и среднеквадратическое отклонение времени выпуска заданного объема продукции.

2. Степень отклонения ТТХ разрабатываемых образцов от заданных. 3. Степень риска в стоимости и сроках реализации программ и планов по выпуску высококачественной продукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.