РУБРИКИ

Анализ и прогнозы территориальных пропорций машиностроения РФ и Сибири - (диплом)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Анализ и прогнозы территориальных пропорций машиностроения РФ и Сибири - (диплом)

p>Структура гражданского машиностроения по территории Сибири (таблица 12) за период 1995-1998 годы не претерпела существенных изменений. По-прежнему остались ведущими машиностроительными регионами Алтайский и Красноярский край, Новосибирская, Кемеровская области. Неуклонно теряют свои позиции Омская и Иркутская области.

Таблица 11 Место машиностроительной промышленности Сибири, в % (см. Приложение).

Таблица 12. Территориальная структура машиностроительной промышленности Сибири, в % (см. Приложение).

Потенциал сибирского машиностроения с точки зрения видов выпускаемой техники и оборудования весьма разнообразен.

К середине 90-х годов в Сибири примерно 85 тыс. чел. работало на предприятиях по выпуску тракторного и сельскохозяйственного оборудования, начиная от зерноуборочных комбайнов для местного потребления, до тракторов и мелкого фермерского оборудования для российского рынка.

40 предприятий электротехнической промышленности (около 70 тыс. чел. работающих) выпускали практически всю гамму оборудования, из которой наиболее широко представлены электротермическое и энергетическое оборудование, низко- и высоковольтная аппаратура.

Хотя в Сибири сосредоточено 25% (65 заводов) всех российских предприятий химического и нефтяного машиностроения, они обеспечивали всего лишь 8. 6% выпуска продукции этой отрасли в Российской Федерации. Это в основном небольшие заводы со средней численностью немногим более 350 чел.

Особенность сибирского машиностроения состоит в том, что наряду с очень крупными предприятиями имеется около 5 тысяч мелких, занимающихся в основном металлообработкой и ремонтом машин и оборудования, как правило, с несовершенной организацией производства, с низким технико-технологическим уровнем парков оборудования. Если крупные предприятия имеют некоторые возможности для выхода из кризиса, то судьба мелких ремонтных производств остается пока неопределенной. Однако они могут представлять интерес для деловых кругов с точки зрения организации на них различных форм малого бизнеса. То, что машиностроение Сибири подверглось деструктивным процессам в большей мере, чем другие регионы, подтверждается динамикой производства продукции (таблица 3). Как видно из этой таблицы, темпы падения производства в сибирском машиностроении значительно выше общероссийских показателей, особенно по Восточной Сибири. За период с 1995 по 1998 год более чем в два раза упало производство в таких промышленных регионах Западной Сибири как Алтайский край, Омская и Томская области. В Восточной Сибири в три раза сократился выпуск машиностроительной продукции в Красноярском крае и Иркутской области. В пять и более раз снизилось в целом по Сибири производство кранов на пневмоколесном ходу, металлорежущих и деревообрабатывающих станков, кузнечно-прессовых машин, тракторов и тракторных сеялок, зерноуборочных комбайнов.

Таблица 13. Динамика производства машиностроения Сибири за 1995-1998 годы, в % (см. Приложение)

В отраслевой структуре машиностроения и металлообработки Сибири, как и в целом по России, в середине 90-х годов наибольший удельный вес занимало оборонное машиностроение. В общем объеме продукции машиностроения и металлообработки Сибири доля оборонного комплекса на конец 1994 года превышала 31%. В нем было сосредоточено около 40% всех основных производственных фондов и численности промышленно-производственного персонала отрасли.

На территории Сибири расположено более 185 промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и других учреждений военно-промышленного комплекса, в том числе около 80% из них - в Западной Сибири. Крупнейшими центрами сосредоточения предприятий оборонного профиля являются города Новосибирск, Красноярск, Омск, Иркутск, Барнаул.

Основное ядро военно-промышленного комплекса Сибири составляют предприятия машиностроительной, приборостроительной, радиоэлектронной и авиационной промышленности, придающие всему машиностроению региона характер комплекса наукоемких производств. С одной стороны, это можно отнести к достоинствам, с другой - именно эта особенность создает дополнительные трудности в и без того нелегком положении оборонных предприятий. Эти предприятия всегда производили гражданскую продукцию, в основном товары для населения, в сравнительно небольших долях по отношению к военной продукции, но начиная с 1989 года удельный вес гражданской продукции стал возрастать. Так, к концу 1992 года в общем объеме валового дохода гражданской продукции стало более 50%, а в последующих периодах - более 70%. Практически в Сибири около 85% всех товаров народного потребления выпускается оборонными предприятиями. Надо заметить, что доля оборонного комплекса Сибири во всем комплексе Российской Федерации в настоящее время составляет около 16%, в том числе Западной Сибири - 11. 5%, по Восточной Сибири - 3. 6%. По потенциалу оборонный комплекс Западной Сибири находится в числе самых значимых и уступает только комплексам Уральского, Центрального, и Северо-Западного экономических районов. Технологическая отсталость и низкий технический уровень производства на предприятиях сибирского машиностроения (впрочем как и российского в целом) это самая важная причина, тормозящая притоки капитала в этот сектор. По существу требуется почти полностью обновить парки оборудования на подавляющем большинстве предприятий, в том числе оборонных. Имеющийся производственный потенциал гражданского машиностроения региона ограничивает стратегические резервы для рационального развития и роста производства из-за сильно изношенных парков технологического оборудования и их несовершенной структуры (более 70% всего парка - станки с ручным управлением).

По оборонному машиностроению картина примерно такая же, хотя качественный состав парков оборудования его предприятий достаточно разнороден: наряду с высокопроизводительным современным оборудованием имеется значительное количество устаревших его видов. По многим предприятиям более 50% оборудования (в основном универсального) эксплуатируется уже свыше 15 лет. Это оборудование физически не способно нести ту нагрузку, на которую оно было рассчитано первоначально. В Сибири есть спрос на замену всех видов техники, так как средний возраст оборудования в промышленном парке ее регионов еще в 1990 г. составлял 15-21 год. В его составе 30% оборудования имеет возраст 15-20 лет и выше.

В результате кризиса, сокращения военных заказов и неразумно осуществляемой конверсии на большинстве предприятий, особенно оборонных, образовалось значительное количество неиспользуемых производственных мощностей (от 20 до 90%). С одной стороны, так же как и по всей стране, эти, ставшие резервными, мощности являются основой для налаживания производства при выходе из кризиса с минимальными затратами. С другой стороны, есть опасность, что эти мощности не удастся запустить вновь в до кризисном объеме, поскольку оборудование очень быстро устаревает морально и физически, его отдача будет намного меньше затрат на расконсервирование.

Поэтому многие сибирские машиностроители стремятся осваивать новейшие технологии, прогрессивную организацию производства и налаживать выпускать качественной продукции нового поколения. Большинство руководителей предприятий, в том числе и оборонных, предпринимают различные меры, чтобы иметь развитые технологии и соответствующее оборудование для производства конкурентоспособной продукции.

На наш взгляд, для Сибири чрезвычайно важна интеграция предприятий, в том числе и с иностранными фирмами, иначе при рационализации экспортного потенциала существующие региональные экспортные преимущества Сибири могут заметно снизиться. В перспективе можно ожидать, что эффективная интеграция может обеспечить реальное комплексное развитие хозяйства региона за счет диверсификации производства и расширения спектра отраслей по переработке сырья и более полного использования трудового, научного и производственного потенциалов обрабатывающей промышленности, в том числе оборонного и гражданского машиностроения.

Оборонная промышленность Сибири может и должна играть существенную роль в процессе формировании нового технологического уклада в России, поскольку обладает высоким научным потенциалом и развитой структурой наукоемких производств.

В Сибири сосредоточен уникальный по количественному и качественному уровню и широте специализации научный потенциал, включающий более 100 оборонных отраслевых НИИ и СКБ, а также научно-производственные объединения и проектно-технологические организации в большей части оборонного профиля. Такие отраслевые организации, как авиационно-испытательный комплекс (второй в России после ЦАГИ по мощности), НИИ измерительных приборов, НИИ авиационной промышленности, НПО "Восток", НПО "Сибкриотехника", НПО прикладной механики, АО "Омский научно-технологический комплекс", КБ транспортного машиностроения и др. , являются ведущими в оборонном комплексе РФ.

Особенно тесно с ВПК было связано Сибирское отделение РАН. В его институтах до 30% от общего объема работ составляли НИОКР, выполняемые по заказам или в интересах ВПК силами около 7, 5 тыс. научных сотрудников.

Оборонная техника, выпускаемая на сибирских предприятиях, характеризовалась широкой номенклатурой и, благодаря высоким темпам "гонки вооружений" и прогресса в военной технике, частой сменяемостью в производстве. Все это определяло специфику оборонных предприятий Сибири, которая требовала высокой квалификации рабочих и служащих, а также уникального нестандартного оборудования - в основном для мелкосерийного производства.

Военная наукоемкая специализация сибирской оборонной промышленности проявляется в таких крупных направлениях как авиакосмическое, ракетостроительное, радиоэлектронное, производство средств связи, приборостроение. На сибирских оборонных предприятиях, НИИ и КБ в той или иной степени использовалось большинство известных к началу 90-х годов базовых высоких технологий: технологии новых материалов, микроэлектронные технологии, оптоэлектронные и лазерные технологии, ядерные технологии, радиоэлектронные технологии, технологии двигательных установок, технологии спецхимии, биотехнологии. В последнее время есть примеры применения компьютерных и информационных технологий. Иными словами военная продукция сибирских предприятий вбирала в себя все достижения отечественного прогресса в вооружениях. К великому сожалению, все эти достижения не были использованы в полной мере в процессе конверсии оборонной промышленности. В результате непродуманной конверсионной политики оборонные предприятия региона слабо воспользовались имеющимися двойными технологиями, производство военной наукоемкой продукции на них упало до критического уровня, а крупномасштабное производство гражданской, за исключением немногочисленных примеров, так и не сформировалось. Процессы конверсии в Сибири, так же как и по всей России, протекали на фоне постоянного спада производства и сокращения численности работающих По данным Госкомстата РФ, только за 1994 и 1995 г. г. по сравнению с 1992 г. выпуск всей продукции оборонных предприятий Западной Сибири упал на 37%, военной - на 53% и гражданской - на 28%. По Восточной Сибири показатели спада составили: по всей продукции - на 28%, по военной - на 57%. Падение продолжалось вплоть до 1997 г. В 1998 г. наблюдался некоторый рост по отдельным производствам. В числе наиболее "пострадавших" оказались предприятия авиа-космической промышленности и ракетостроения (ПО "Полет", НАПО им. Чкалова, Улан-Удэнское АПО, ГП "Красмашзавод", ГП "Сибсельмаш" и др. ) и, особенно, радиоэлектронной промышленности (практически вся группа сибирских предприятий данной специализации, а Гусиноозерский радиозавод вообще превратился в подсобное предприятие местной ГРЭС. ), - то есть те, на которых было сконцентрировано наибольшее число работников высочайших квалификации и инженерного интеллекта. Подавляющее большинство этих предприятий вместо наукоемкой гражданской продукции стали выпускать товары народного потребления несложной конструкции и только некоторые предприятия, которые смогли начать производство гражданской наукоемкой продукции, используя имеющиеся у них высокие (двойные) технологии, приобрели более прочное положение: НПО прикладной механики, выпускающее спутники, отвечающие мировым стандартам; Зеленогорский электро-химический завод, производящий аудио- и видеокассеты и магнитную ленту для них; химкомбинат “Енисей”, освоивший производство различных пресс-аппаратов; Новосибирский приборостроительный завод, не перестававший производить оптические приборы, в том числе ночного видения, и др.

    Машиностроение и металлообработка.

В целом по отрасли индекс производства продукции в ноябре и январе-ноябре 1999г. составил по сравнению с соответствующими периодами 1998г. соответственно 122, 8% и 115, 2%, по сравнению с соответствующими периодами 1997г. - 108, 4% и 106, 5%.

Динамику производства в отдельных подотраслях машиностроения и выпуск важнейших видов продукции см. в Приложении.

Глава II: Методические подходы к анализу и прогнозу развития машиностроения по регионам.

Общая структура оценки экономической ситуации в регионах-субъектах РФ. Основное отличие предлагаемого подхода от обычного порядка сбора и анализа статистических данных, характеризующих региональное развитие, состоит в целевом формировании и выделении минимальной системы показателей, достаточно полно характеризующих экономическое состояние регионов.

Такая система должна обеспечивать следующие взаимосвязанные задачи: на основе выделенных индикаторов экономической обстановки достаточно полно отражать на момент снятия достигнутый уровень экономического развития; давать возможность построения интегральных оценок положения регионов и их сравнения на этой основе между собой;

выделение неблагополучных регионов и приоритетных направлений, форм и методов государственной поддержки регионов, имеющих наиболее неблагоприятные сравнительные характеристики.

    Кратко охарактеризуем основные блоки такой системы.
    Индикаторы экономической обстановки

В их число мы показатели, характеризующие состояние основных фондов, производственных мощностей, объемы незавершенного строительства, инвестиционную активность в регионе и т. д. Для разных целей анализа, степень детализации показателей может быть различна (переменные классификаторы продукции, услуг, отраслей и т. д. ). Примеры таких систем индикаторов приведены ниже. Один из вариантов реализован практически и использован в расчетах сводных индикаторов положения регионов.

    Оценка хода реформ на территории

Оценка хода реформ должна производиться по направлениям отслеживания институциональных изменений (распределение компетенции между федеральными и региональными органами управления, процесса реформирования отношений собственности, продвижений в нормативном обеспечении реформ), развития рыночной инфраструктуры (банки, биржи, коммерческий структуры).

Специальное внимание должно быть уделено воздействию процесса реформации экономики региона на состояние его основных воспроизводственных пропорций и балансов. В качестве ключевых индикаторов можно выделить: уровень безработицы, загрузки строительных мощностей, финансовое положение в отраслях народного хозяйства, состояние местного бюджета и отношение с федеральным и т. д. Оценка хода выполнения приоритетных программ (федеральный уровень) Программой углубления экономической реформы выделены приоритеты и направления государственной экономической политики. К их числу на ближайший период отнесены программы: “Топливно-энергетические ресурсы”, “Земельная реформа”, “Приватизация”, “Конверсия ”, “Продовольствие”, “Жилищная реформа”, “Реформы в социальной сфере”.

В интересах региона наладить взаимодействие с государством по тем из этих программ, для которых есть в регионе необходимые предпосылки по участию в них. Как правило, разработочные формы и состав показателей по таким программам доводятся до регионов и дело региональных органов управления обеспечить разработку своей проекции таких программ, оперативный контроль и выполнение. Инициативные региональные и межрегиональные программы.

Столь же необходим мониторинг программ местной (межрегиональной) инициативы. Их появление обусловлено проблемами местного уровня, требует не только контроля и управления их реализацией, но и зачастую мобилизации местных ресурсов, что дополнительно определяет необходимость повышенного внимания со стороны местных органов управления.

Регулярность “съема информации” под обозначенные выше цели, ее накопления и анализа может быть обеспечена лишь на основе создания специально организованной информации и методических схем ее использования.

Концептуальная модель анализа экономической обстановки в регионах России. В контексте темы настоящей работы представляется полезным использование двух методических схем.

Подходы, относимые нами к первому типу базируются на количественной информации и являются инструментом получения индикаторов экономического состояния. В них анализируется сложившаяся ситуация (данные по производству и потреблению основных видов продукции и услуг, экономические условия функционирования основных хозяйственных и бюджетных отраслей, предпосылки и условия дальнейшего их развития на ближайший период). На выходе такой модели - индикаторы экономической обстановки, сопоставляющие регионы по каждому из выделяемых факторов.

Методы второй группы должны уметь отвечать на более сложные вопросы. Главный из них состоит в общей оценке экономической обстановки с учетом политических, социальных, фоновых (положение соседей, положение в стране) факторов. При этом в силу использования в качестве входной вероятностной или экспертной информации, имеющей в основе зачастую лишь качественные оценки (например оценки политической ситуации в регионе), необходимо использование специальных подходов.

В качестве возможного предлагается использовать один из методов принятия решений в условиях неопределенности, удовлетворяющий требованиям к составу информации и близкий к структуре данных, возможных к использованию в нашем случае.

    Общая схема

Анализ экономической обстановки в связи с отслеживанием хода реформ в регионе в целом симметричен анализу, выполняемому в целях государственного и экономического управления. Основное отличие состоит в том, что в этом случае главное внимание должно отводиться не поиску хороших (и даже оптимальных) состояний экономики и общества, а выделению возможностей получения “плохих” и даже “очень плохих” состояний, анализу условий и факторов их появления и рецептов преодоления. Такое понимание проблемы позволяет опираться во многом на используемую в целях экономического управления статистику, использовать хотя бы частично (или адаптировать) наработанные методы и инструменты анализа и прогноза развития ситуаций.

В наиболее общем виде модель оценки экономической обстановки в регионах-субъектах РФ должна охватывать следующий набор факторов и условий: y(t) - вектор состояния экономики, общества, и природы в периоде t (на начало периода); dy(t) - вектор изменения состояния y(t);

R(t)- совокупность действующих в регионе, стране, в отдельном периоде, правила законодательная база экономического и общественно-политического развития; F- механизм исполнения правил и изменения текущего состояния. В идеальном случае законыR должны полностью определять и F. В условиях становления правовой основы системы общественных отношений, отличной от прежней, они объективно существенно рассогласованы, так что, определяемое нормативной базой изменение исходного состояния(dy=R(y)) может существенно отличаться от реально достигаемого состояния (dy=F(y, R)); x(t) - индикаторы экономической обстановки;

dx(t) - вектор изменения индикаторов x(t). В данном случае x(t) и dx(t) - это часть или специально обработанные показатели состояния y(t), dy(t). n1 и n2- регулирующие параметры, сравнение с которыми индикаторов экономического обстановки (векторыx и dx) позволяет разделить возможные ситуации в развитии региональной или федеральной системы в целом.

Такое распределение ситуаций, а следовательно, степени внимания, форм и методов работы с ними, очевидно обосновано лишь в пределах зафиксированных пороговых значенияхn и dnиндикаторов экономического состояния. При всяком их изменении граница между группами может быть пересмотрена. Более того, в зависимости от конкретных значений параметровn и dnодна и та же ситуация может находиться в любой из выделенных групп возможных состояний. Методика очевидным образом выделяет принципиально различающиеся ситуации, а следовательно и группы регионов, в них попадающие. Структуризация индикаторов экономической обстановки в регионе. Модель работает на порядковых (в некоторых случаях на числовых) шкалах, вводимых для синтетических индикаторов, каждый из которых является сводной характеристикой проявления достаточно однородных факторов. В первом варианте предполагается ограничиться следующим составам таких индикаторов: 1. Доля безработных из машиностроительного комплекса.

    2. Экология
    3. Состояние рынка продукции машиностроения

4. Покупательские возможности потребителей продукции машиностроительной отрасли в регионе

    5. Состояние экономики региона

6. Наличие дополнительных факторов социально-экономической напряженности 7. Ситуация у “соседей”

Общий принцип составления такого списка - комплексный охват факторов потенциальной экономической нестабильности при минимальном составе показателей. По сегодняшнему состоянию статистики всякая детализация вопроса, верная по существу исследуемой проблемы, натыкается на информационные барьеры, преодоление которых может стать неразрешимой задачей. По этому в основу предлагаемой методики положен один из методов обработки экспертных оценок экономической ситуации, базирующийся там где это возможно, на статистических данных, а в ряде случаев на качественных оценках в диапазоне предлагаемых порядковых шкал, индивидуализированных для каждого такого показателя. Приведем краткое пояснение введенному выше классификатору индикаторов экономической ситуации.

    Доля безработных из машиностроительного комплекса

Из множество видов безработицы здесь мы должны рассмотреть сезонную. Будем учитывать только тех людей которые были уволены с машиностроительных предприятий и их специальность не применима в других отраслях, т. к. затраты на переобучение этих людей значительны.

    Экология

Регулирование процессов в этой сфере возложено на федеральный комитет по экологии и на региональные комитеты. Особая трудность состоит в том, как перейти от детальных характеристик загрязнения окружающей среды к обобщающим оценкам экологического состояния территории. Здесь также применим используемый выше путь построения порядковых шкал. Особенностью является, как и в случае с безработицей, необходимость выделения пространственного аспекта как в части возможных загрязнений, так и в смысле наличия на территории уникальных природно-ландшафтных и исторических комплексов, особо уязвимых в экологическом отношении и требующих особого подхода. Другое отличие состоит в возможности более редкого “съема” данных (например, не в помесячном а годовом режиме). Состояние рынка продукции машиностроения

Этот фактор нельзя оценить однозначно, нынешнее состояние экономики специфично почти полным отсутствием платежеспособного спроса. Понятно что продукция данной отрасли всегда будет пользоваться спросом, так как износ используемого оборудования происходит постоянно, значит постоянно должно происходить и обновление. Отсутствие денег у покупателей приводит к различным схемам взаимозачетов и бартерных обменов, которые слабо поддаются учету и занижают реальный объем производимой и реализуемой продукции.

    Состояние экономики региона

Или “сводные данные экономической деятельности” - наиболее традиционный набор экономических показателей, характеризующий объемы и динамику производства и потребления товаров и услуг на территории региона. К числу наиболее важных индикаторов следует, на наш взгляд, отнести оценки роста (падения) производства и его структуру (для оценки перспективности сложившегося хозяйственного комплекса).

Наличие дополнительных факторов социально-экономической напряженности Сюда мы относим все прочие факторы возникновения значительных “скачков” социальной напряженности. Например, это могут быть заражения территории (зоны АЭС, радиационных заражений Челябинской области, юга Алтая и д. р. ) Другим фактором нежелательного развития событий, не обусловленных выделенными выше причинами, является близость к федеральным границам и развитие у наших внешних соседей процессов, негативно влияющих на внутреннюю обстановку. Третья группа факторов может быть связана также с внешними причинами, например, резкими изменениями в верхних эшелонах власти, с поворотом курса экономических реформ, с обострением внешнеполитической и внешнеэкономической обстановки. Эти факторы и индикаторы могут выводиться как в развернутом, так и сводном виде, отражающем экспертные оценки их воздействия на общую ситуацию в регионе. Очевидна проблематичность организации регулярного “съема” информации по этому кругу показателей.

    Ситуация у “соседей”

Очевидным фактором общей нестабильности экономической обстановки является внешний фон. И хотя всегда первичны прямые причинно-следственные связи, в силу опять-таки невозможности обеспечения надежной и регулярной информационной базы, влияние внешнего окружения может быть оценено экспертно, в терминах возможного усиления или ослабления воздействия этого фактора на внутреннюю ситуацию. Очевидно, что именно “социально-политическим климатом” соседей различаются оценки общей стабильности положения.

Учет данного фактора можно провести следующим образом. На основании всей совокупности внутренних индикаторов определяются синтетические оценки обстановки для каждого региона, которые затем дополняются вектором, средней или максимальной из таких оценок “соседей” (т. е. регионов, граничащих с оцениваемой территорией). Можно анализировать влияние “соседей” на основе ослабляющих (или усиливающих) воздействие поправочных коэффициентов. Хотя конкретные реализации такого подхода к учету внешних факторов могут выть различны, он конструктивен в смысле исполнения.

Другим методическим подходом к анализу и прогнозированию развития межрегиональных пропорций машиностроения является так называемая методология СОНАР (Согласование Отраслевых и Народнохозяйственных Решений), разработанная в ИЭ и ОПП СО РАН

Методология СОНАР в части машиностроения (СОНАРмаш) основывается на следующем концептуальном положении. На народнохозяйственном уровне, должна решаться задача по определению возможностей развития машиностроения. На этом уровне машиностроение представляется в виде совокупности региональных машиностроительных образований, поэтому одновременно с поиском направлений достижения каких-либо общеэкономических целей определяются соответствующие рациональные территориальные пропорции в развитии машиностроения в прогнозируемом периоде. Как и для всех задач этого уровня прогнозирование развития машиностроения осуществляется в единой системе народнохозяйственных условий и ограничений, с учетом взаимосвязей с другими отраслями и звеньями народного хозяйства.

В качестве основной модельных конструкций на общеэкономическом уровне как и для всех отраслей используется оптимизационная многоотраслевая межрегиональная модель (ОМММ). Модель описывает региональные межотраслевые балансы производства и распределения машиностроительной продукции, построенные на последний год прогнозируемого периода, региональные балансы капитальных вложений, ограничения на объемы производства, межрегиональные потоки и др.

В зависимости от конкретных систем исследования машиностроительный комплекс в структуре ОМММ представляется по-разному. Так, при определении общих направлений развития народного хозяйства, когда рассчитываются стратегические ориентиры территориального развития экономики, машиностроительная промышленность представляется однопозиционно (ОМММ - агрегированная). Если одновременно с проблемами общего характера исследуются проблемы развития и размещения отдельных отраслей машиностроения, то есть анализируется внутриотраслевая структура машиностроения, либо проблемы, связанные с региональным характером проявлений воспроизводства основных фондов и т. п. , то число региональных "машиностроительных" ингредиентов в структурах региональных блоков может быть больше единицы (ОМММ с детализированным машиностроением. Использование ОМММ как модели народнохозяйственного уровня в системе моделей отраслевой оптимизации в машиностроении предопределяет представление в ОМММ машиностроительного комплекса в виде крупных агрегированных отраслевых образований, близких по составу к хозяйственным отраслям машиностроения. С помощью ОМММ такой модификации можно проанализировать в региональном разрезе обусловленность внутренних связей между отраслями машиностроения. Известно, что среди машиностроительных отраслей существуют отрасли, составляющие как бы ядро машиностроения, то есть отрасли, определяющие технологические взаимосвязи в самом машиностроении (станкостроительная промышленность, некоторые виды производств приборостроения, электротехнической промышленности, подъемно-транспортного машиностроения и др. ). При анализе влияния этой группы отраслей на развитие отраслей, выпускающих конечную продукцию с учетом региональных факторов, в региональных блоках ОМММ выделяются именно эта группа отраслей, все остальные объединяются в более крупные условные отраслевые образования. Возможны и другие случаи использования специализированных ОМММ с детализированным представлением машиностроения для анализа конкретных ситуаций. Машиностроение - это специфическая отрасль, особенностью которой является ее принадлежность к инвестиционным фондообразующим отраслям и к отраслям, материализующим научно-технический прогресс. Поэтому учет этих особенностей машиностроения при анализе направлений его развития с помощью любых моделей не только желателен, но и необходим. Однако не во всех моделях можно прямо учесть указанные особенности.

В ОМММ, региональные блоки которой построены на базе региональных стоимостных межотраслевых балансов производства и распределения продукции, прямо учесть эти особенности трудно в силу специфики самих балансов. Поэтому с помощью ОМММ с детализированным машиностроением могут проводиться исследования по изучению влияния на народное хозяйство и его территориальные звенья только таких ситуаций, которые отражают ведущие направления научно-технического прогресса или масштабной реконструкции машиностроительных производств регионов, вызывающих значительные сдвиги в территориальной структуре машиностроительной промышленности. При этом могут быть использованы два подхода: либо через соответствующее изменение основных параметров относительно некоторого их базового состояния, либо с помощью добавления в модель специальных технологических способов производства, в которых параметры модели "настраиваются" на исследуемую ситуацию. Такие способы могут представлять собой описание каких-либо направлений технического или технологического прогресса, реализация которых должна составить основу технической реконструкции хозяйства региона. Этот подход предполагает, что в каждый момент времени производство того или иного продукта осуществляется не одной, а несколькими технологиями. В этом случае во все балансовые уравнения модели вводятся дополнительные переменные - искомые объемы производства продукции по альтернативным способам с соответствующими балансам коэффициентами материалоемкости, капиталоемкости и трудоемкости. Кроме того, в модель могут быть добавлены ограничения на интенсивность использования альтернативных способов, если, например, заданы ориентировочные масштабы внедрения к концу прогнозного периода альтернативной технологии или конкретного направления научно-технического прогресса. Как уже было сказано, машиностроительная промышленность в ОМММ разбивается на региональные машиностроительные образования по числу регионов, рассматриваемых в модели. Однако при расчетах по ОМММ-маш не рассматриваются вопросы адекватного отражения особенностей воспроизводства активной части основных фондов в регионе. Поэтому в дополнение к ОМММ-маш формулируются задачи и соответствующий блок моделей, настроенных на более подробное рассмотрение территориальных аспектов формирования и развития машиностроения

Глава III: Оценка прогнозных направлений развития и размещения машиностроительной промышленности РФ и Сибири.

    § 1. Прогнозы развития машиностроения РФ до 2005 года.

Перспективы существования и развития отечественного машиностроения во многом связаны с развитием в стране взаимоотношений между технологической системой и обществом. России досталось крайне тяжелое наследство от бывшей политико-экономической системы - глубокая технологическая отсталость, во многих случаях необратимая. Первые признаки технологического кризиса появились в конце 70-х годов в виде снижения эффективности общественного производства, падения отдачи от освоенных поколений техники. В годы реформ технологический кризис перешел в регресс научно-технического потенциала. Это явилось следствием того, что реформирование народного хозяйства как в бывшем СССР, так и в России не носило комплексного характера, не было направлено на приоритеты и болевые точки экономики, к числу которых относится технологическое развитие. Анализ разработанных концепций и программ перехода к рынку показывает, что в них рассматривались многие вопросы, но только не технологического развития экономики.

В настоящее время прогнозы возможностей технологического развития, а вместе с тем и машиностроения, связаны со значительной неопределенностью политико-экономических условий, которые могут сложится в 2000 г. после выборов властных структур. Однако, независимо от этого, оценка технологических и машиностроительных перспектив должна прежде всего учитывать сложившиеся в российской экономике различные технологические уклады (преобладание устаревших, но и зачатки новых). Как бы ни сложилась будущая политическая ситуация, в самом общем виде перспективы развития технологического потенциала РФ до 2005 г. скорее всего будут основываться на продолжающемся (и за 2005 г. ) заимствованием импортных технологий и готовой машинотехнической продукции с постепенным накоплением опыта их производства на собственных мощностях, а также на развитии отечественных приоритетных прорывных технологий. При этом роль собственно российского машиностроения, при благоприятных рыночных условиях, может свестись к следующему:

1) продолжение выпуска модернизированных машин и оборудования для устаревших, но еще функционирующих технологических укладов;

2) производство (в том числе сборка) прогрессивной машинотехнической продукции на импортном оборудовании и с привлечением иностранного капитала в различных формах;

3) участие в проектах, предполагающих производство технологически сложных комплектующих изделий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российских технологий в международную систему технологического сотрудничества);

4) точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для прогрессивных отечественных технологий как на импортной, так и на собственной технологической базе.

Весь вопрос в том, в каких временных и количественных соотношениях будут сочетаться эти четыре вида деятельности отечественного машиностроения. Заметим, что при этом будет затребована, по всей вероятности, только часть мощностей существующего машиностроительного потенциала.

В региональном аспекте до 2005 г. приоритет в развитии машиностроения будет сохраняться за старопромышленными районами запада и центра европейской части России, то есть каких-либо значимых сдвигов в прогнозном периоде в размещении машиностроительного производства не произойдет.

Исходя из выше сказанного прогнозы развития машиностроения до 2005 г. строятся на основании двух сценариев:

    Сценарий 1 - максимально-возможный.
    Сценарий 2 - пессимистический.

Основополагающим моментом сценария 1является то, что в прогнозном периоде должно начаться целенаправленное разрушение устаревших технологических укладов и избирательное развитие производств, основанных на прогрессивных поколениях техники. Предполагается, что, хотя и с опозданием, будут реализовываться мероприятия, связанные с сохранением и развитием той части национальной технологической базы, которая способна обеспечить создание и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции в интересах решения приоритетных задач социально-экономического развития и национальной безопасности России.

Конкретно это будет определяться развитием вышеназванных третьего и четвертого вида деятельности машиностроения, как отрасли специализирующейся на выпуске оборудования для технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественной машинотехнической продукции (военно-ориентированной и гражданского назначения) для кардинального изменения структуры экспорта в пользу наукоемкой конечной продукции. Появится возможность создания приоритетного научно-технологического задела для целереализующих систем будущего (военно-ориентированных, двойного назначения и др. ) за счет государственной поддержки отечественных машиностроительных высокотехнологичных НИИ и КБ, а также за счет активизации процессов коммерциализации технологий. В связи с тем, что по первому сценарию акцент в развитии отечественного машиностроения переносится на преимущественное развитие конкурентоспособных высокотехнологичных производств, первый вид деятельности не получит достаточно интенсивного продолжения. Более того, поскольку устаревшие технологические уклады будут достаточно активно выводиться из обращения, потребности в технике для их воспроизводства начнут постепенно угасать.

Второй вид деятельности как более прогрессивный по сравнению с первым, должен продолжать развиваться. Так называемая "красная сборка" частично уже нашла свои ниши, которые скорее всего будут расширяться в автомобилестроении, производстве компьютеров и высокотехнологичной бытовой техники, что будет определяться потребностями рынка. Ввиду того, что качество большинства видов оборудования отечественного производства в период до 2005 г. вряд ли кардинально изменится, либо требуемое оборудование вообще не выпускается, переход на новые технологии в самом машиностроении неизбежно будет зависеть от закупок по импорту. Степень "импортоориентированности" в связи с развитием третьего и четвертого видов деятельности может уменьшаться, но как таковая эта направленность, по-видимому, останется. Оборудование для технического перевооружения может закупаться за счет собственных средств предприятий, возможны также различные формы участия государства и иностранного капитала.

Для того, чтобы за период 2000-2005 годы по первому сценарию значимо проявилась тенденция оживления отечественного машиностроения, по нашим оценкам понадобится среднегодовой прирост капвложений в 10-15%.

При таких условиях в целом по РФ машиностроительное производство может возрасти примерно в 1. 3 раза с темпами около 4% в год. Предусматривается также некоторое сокращение импорта в Россию машинотехнической продукции - примерно на 8% к 2005 г. по сравнению с 1999 г. Прорывы на мировые рынки наукоемкой продукции, в результате реализации отечественных научно-технических программ и проектов, могут увеличить экспорт этой продукции, по нашим оценкам, в 1. 5 раза, доходы от которого должны рассматриваться достаточно весомым источником инвестиций в отрасль.

По этому сценарию рост машиностроительного производства будет происходить повсеместно во всех рассматриваемых регионах РФ, но с различными темпами. Наибольшее развитие (более, чем в 1, 5 раза) предполагается в Европейской части за счет развития потенциала крупных интегрированных структур, создание которых уже начато в настоящее время. Примерно в 1, 3 раза возрастет машиностроение Дальнего Востока в основном за счет оживления внешнеэкономической деятельности со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и роста производства на предприятиях электротехнической промышленности. Рост производства машинотехнической продукции в 1, 2 раза в Западной Сибири связывается в этом сценарии, в частности, с реализацией крупной федеральной программы по производству оборудования для нефтегазовой промышленности, а также с возможным включением оборонных предприятий этого региона в программы и проекты развития наукоемких производств. В машиностроении Восточной Сибири не предполагается заметных динамических сдвигов, тем не менее некоторый рост могут обеспечить предприятия тяжелого, сельскохозяйственного и транспортного машиностроения. Сценарий 2- пессимистический - основывается на продолжении сложившихся тенденций в машиностроении в 90-х годах с небольшим оживлением к концу прогнозного периода. В течение этого периода не предполагается существенных инвестиционных вливаний в отрасль. Сохранится непонимание в государственных властных структурах необходимости кардинального преодоления глубокой технологической отсталости экономики и технической зависимости экономики РФ от развитых стран. Поэтому преобладающими видами деятельности в машиностроении останутся первый и в лучшем случае второй. Третий и четвертый скорее всего не получат никакого развития, в виду продолжения тенденции не финансирования федеральных и целевых программ, например, по развитию национальной технологической базы, реструктуризации оборонной промышленности и др.

Незначительные темпы роста машиностроительного производства по этому сценарию (около 8% к концу периода в целом по РФ) предполагают как бы сохранение того машиностроения, которое сложилось к 1999 г. Однако, по оценке некоторых специалистов, темпы роста производства в отрасли могут быть заметно выше при условии использовании незадействованных сейчас основного капитала и персонала с привлечением незначительных инвестиций в прирост оборотного капитала. Рост может быть обусловлен потребностями отраслей российской промышленности, производственный аппарат которых на 90% состоит из отечественного оборудования. Хотя по этому сценарию импорт машинотехнической продукции может даже увеличиться, массовое обновление парков оборудования в отраслях-потребителях за счет ввоза техники из-за рубежа не произойдет в виду недостатка у них финансовых ресурсов. Но и процесс модернизации парков оборудования за счет отечественной техники будет проходить и в начале столетия достаточно вяло, опять же вследствие скудности инвестиционных ресурсов за счет любых источников их привлечения.

Как и в предыдущем сценарии, рост машиностроения в целом по РФ будет обеспечиваться за счет Европейской части (108, 9 %), а машиностроение восточной части практически сохранит позиции 1999 года.

Изменение экспорта и импорта общего объема продукции машиностроения в 2005 г. по сравнению с 1995 г. , в %

    Экспорт
    Импорт
    Чистый экспорт (отрицательный)
    Максимально возможный
    Пессимистический
    Максимально возможный
    Пессимистический
    Максимально возможный
    Пессимистический
    РФ
    152. 0
    112. 0
    92. 0
    148. 0
    32. 0
    184. 0
    Европейская часть
    152. 5
    112. 1
    91. 9
    148. 3
    31. 4
    184. 4
    Западная Сибирь
    148. 7
    111. 0
    92. 3
    146. 3
    36. 0
    181. 7
    Восточная Сибирь
    142. 9
    108. 6
    93. 6
    141. 4
    42. 9
    174. 3
    Дальний Восток
    146. 2
    111. 5
    92. 3
    146. 2
    38. 5
    180. 8

Изменение общего объема производства машиностроения к 2005 г. по сравнению с 1995г.

    Пессимистический уровень
    Максимально возможный уровень
    Всего по РФ
    108, 0
    147, 0
    Западная Сибирь
    102, 3
    118, 8
    Восточная Сибирь
    102, 2
    106, 9
    Дальний Восток
    102, 0
    131, 1
    Европейская часть
    108, 9
    151, 0

Межрегиональные потоки машиностроительной продукции (в % к объемам производства без экспорта)

    Вывоз (в % к объемам регионального производства)
    Европейская часть
    Западная Сибирь
    Восточная Сибирь
    Дальний Восток
    Европейская часть
    15. 0
    7. 5
    5. 2
    Западная Сибирь
    85. 0
    6. 5
    2. 5
    Восточная Сибирь
    80. 0
    6. 0
    3. 0
    Дальний Восток
    78. 0
    8. 0
    6. 0
    Ввоз (в % к объемам региональной потребности)
    Европейская часть
    Западная Сибирь
    Восточная Сибирь
    Дальний Восток
    Европейская часть
    95. 0
    95. 0
    97. 0
    Западная Сибирь
    20. 0
    3. 0
    1. 0
    Восточная Сибирь
    7. 0
    3. 0
    2. 0
    Дальний Восток
    1. 0
    2. 0
    2. 0
    §2. Прогнозы развития машиностроения Сибири

На основании анализа имеющися на сегодняшний день намерений и проектов сбсрских мшиностроительных (гражданских и оборонных) выявлены следующие прогнозные направления развития машиностроительных производств в регионах Сибири Производство продукции авиакосмической промышленности: многоцелевой легкий самолет АН-38 для гражданской авиации на Новосибирском авиационном производственном объединении им. Чкалова В. П. ; самолет АН-74 и комплекс ракеты-носителя легкого класса "Космос"на Омском ГПО "Полет"; авиационные двигатели для самолетов АН-3, АН-38, Т-101, "Грач", ИЛ-114 на ОМП им. П. И. Баранова; самолет - амфибия Бе-200 на АО "Иркутское авиационное производственное объединение"; перспективный жидкостный ракетный двигатель многоразового запуска для космических аппаратов и ракетоносителей; перспективные ракетоносители "Рикша" и "Квант"; разгонные блоки для вновь разрабатываемых ракетоносителей "Ангара", "Протон-М", "Морской старт" на ГП "Красмашзавод" и др.

Производство продукции для топливно-энергетического комплекса: импортозамещающее буровое оборудование для освоения скважин, подъемно-транспортное и электротехническое оборудование, аппаратура для автоматизированного контроля и диагностики на сибирских предприятиях по межрегиональной целевой программе "СибВПКнефтегаз-2000".

Производство средств связи, в том числе космической и телекоммуникаций: электронная автоматическая станция АТСЭ 384 на Барнаульском АО ”Геофизика”; цифровые системы радиотелефонной связи в ОАО "Новосибирский электровакуумный завод "Союз"; система спутниковой связи "Марафон" с подвижными и удаленными объектами, система связи на базе низкоорбитальной космической группировки "Гонец", многоцелевая космическая система "ЭЛЕКОН-СТИР" для контроля целостности перевозимых грузов, диспетчирования транспортных средств и оказания услуг связи на НПО прикладной механики (г. Железногорск Красноярского края) и др.

Производство приборной и измерительной техники: гамма наблюдательных приборов нового поколения, в том числе приборов ночного видения на ПО "Новосибирский приборостроительный завод"; ускоритель электронов повышенной мощности для электронно-лучевой очистки отходящих газов ТЭЦ от оксидов серы и азота на АО "Бердский электромеханический завод"; прибор контроля и измерения уровня вибрации и температуры нефтеперекачивающих насосов на Омском НИИП; аппаратура контроля и учета для ТЭК на Омском ПО "Сибирские приборы и системы"; новые виды приборов для теплоснабжения и теплопотребления на АООТ "Улан-Удэнский завод "Теплоприбор".

Страницы: 1, 2, 3


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.