РУБРИКИ

Управление предприятием - (шпаргалка)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Управление предприятием - (шпаргалка)

p>7. утилизация товара после отработки и замена новой моделью (т. о. цикл является непрерывным).

Анализировать жизненный цикл товара необходимо для установления рациональности и пропорциональности распределения ресурсов по стадиям жизненного цикла, продолжительностью работ на этих стадиях и нахождения резервов ресурсосбережения.

Воспроизводственный цикл товара (схема процесса воспроизводства): Д — СП — П — Т — Д’ > Д, где

    Д — деньги;
    СП — средства производства и труд;
    П — производство;
    Т — готовый товар;

Д’ — доход от реализации товара, который должен быть больше Д.

    62. Научные основы менеджмента
    Менеджмент — искусство управления (англ. ).

Зарождение управления связано с появлением письменности, изданием законов в государствах древнего мира, регулирующих хозяйственную деятельность людей, их участие в экономической жизни общества. Научные основы менеджмента представляют собой всю совокупность знаний об управлении.

Основателем научного менеджмента является американец инженер-механик Фредерик Тейлор. В 1903 г. издана его книга “Цеховой менеджмент”, в 1911— “Принципы и методы научного менеджмента”. Основателем классической административной школы управления считается французский горный инженер, управляющий горно-металлургической компании “Камамболь” Анри Файоль. Теоретические основы управления, не устаревшие по сей день, им изложены в книге “Общее и промышленное управление” (1916). Главные идеи классического управления разработаны немецким социологом Максом Вебером в виде позитивной теории “рациональной бюрократии”, стержнем которой выступают безличность, рациональность, ограниченность ответственности, строжайшая регламентированность действий управленческого персонала, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов деятельности. Научная мысль в ХХ веке обогатила менеджмент целым рядом “школ” и подходов. Среди них, особо значимые, кроме теории классического управления, школа человеческих отношений, поведения и общения в бизнесе, количественный, ситуационный, программно-целевой и системный подходы. В последние годы большое внимание уделяется вопросам культуры организации, лидерства, кадрового и инновационного менеджмента.

Менеджмент имеет два основных функциональных назначения —науки и практики. Задача менеджмента как науки заключается в развитии теории управления. Практика менеджмента связана с использованием теоретических положений в конкретной работе по управлению предприятиями и обобщением этой практики для развития теории.

Менеджмент —синтетическая наука. В нем используются результаты многих наук. В первую очередь—это экономическая теория и экономика отдельных отраслей хозяйства. Стержнем менеджмента выступают науки об управлении объектами разного рода—кибернетика, общая теория систем, исследование операций, структурных и функциональный анализ, а также собственно теория управления, рассматривающая проблемы организации дела и мотивации персонала. Особая роль отводится психологии—формированию благоприятного психологического климата в коллективах фирм, компаний, умение руководителей общаться с персоналом, вызывая энергию, энтузиазм, творчество сотрудников, умение вести переговоры с партнерами.

    63. Методы менеджмента

В системе менеджмента методы имеют сугубо практическое применение. Именно с помощью методов менеджеры воздействуют на управляемые объекты для преобразования их из исходного состояния в желаемое. Методы —это способы осуществления управленческой деятельности, которая представляет собой процесс реализации функций менеджмента и процесс воздействия на персонал фирм с целью активизации его работы. Эта особенность предполагает использование в менеджменте методов двоякого рода:

    — методы реализации управленческих функций;

— методы воздействия на деятельность фирм в целом и их персонал, включая каждого конкретного работника.

Свойства методов зависят от всех элементов системы менеджмента, их характер определяется целями, принципами, функциями и персоналом управления. Функции методов. Методы должны обеспечивать:

    — высокую эффективность деятельности фирмы;
    — активную творческую деятельность каждого работника;

— четкую организацию производственной и управленческой деятельности; — слаженную, гармонично увязанную работу всего персонала фирм. Требования, предъявляемые к свойствам методов менеджмента: —Методы должны быть объективными, соответствовать законам, на которых базируется управленческая деятельность.

—Методы должны обеспечивать гармоничное сочетание личных, коллективных, государственных и общественных интересов.

—Методы должны представлять из себя систему, т. е. должны быть взаимообусловленными и пропорциональными по силе воздействия. Механизм выбора методов управления:

— оценка ситуации и направлений воздействия методов управления; — выработка состава методов;

— обеспечение условий успешной реализации методов управления. Методы не должны противоречить друг другу.

    Виды методов управления:

Экономические методы —это способы воздействия на людей. В рыночной экономике используется множество экономических методов— заработная плата, премии, вознаграждения, квартиры, налоговая система) Организационные методы —это способы воздействия на организационные интересы людей. Существуют три вида:

— Организационо-стабилизирующие —способы, с помощью которых устанавливаются долговременные, стабильные взаимосвязи между участниками совместной деятельности (формирование организационных структур аппарата управления; разработка различных положений о службах и отделах, в которых фиксируются их обязанности; устный инструктаж). — Организационно-распорядительные —методы, с помощью которых корректируются долговременные связи, отношения. Связаны с текущей деятельностью и призваны поддерживать установленный режим предприятия.

— Организационно-дисциплинарные —восстанавливают запланированный режим управления с помощью мер воздействия на нарушителей установленного порядка.

    — Социально-психологические методы управления:

— Социальные —способы воздействия на социальные интересы людей (социальные исследования, социальное планирование, социальное регулирование)

— Психологические — методы воздействия на психологические интересы людей (метод гуманизации труда, метод комплектования малых групп, создание совместимости руководителей с подчиненными). Психологические методы связаны со стилем руководства.

    64. Лидерство в менеджменте

Лидерство —это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей. Современный лидер обязательно стратег.

Лидерство связано с той частью управления организацией, которое происходит в области управления персоналом, формирования воли менеджеров, стратегии, реализации намеченного и сохранения достигнутого.

    Различают следующие виды лидерства:

— Лидерство на основе власти, силы (должности). Присутствуют: отношения неравенства, давление на подчиненных, ориентация на достижение целей лидерства. Преобладание принудительной власти над властью авторитета. Проблема наличия последователей.

— Поведенческая концепция лидерства. Лидерское поведение —это действия по координации работы группы (распределение обязанностей, мотивация, критика).

— Лидерство на основе техники групповой работы. Лидером признается тот, у кого есть программа для всей группы, кто знает как и достичь результата при минимальных затратах ресурсов. Наиболее эффективно действующий член группы становится лидером.

— Лидерство как влияние. Лидер —тот, кто оказывает наиболее важное влияние на других. Это лидерство благодаря межличностному влиянию или коммуникациям.

— Лидерство через убеждение. Лидерство за счет влияния на людей убеждением. — Лидерство как достижение согласия. Лидер достигает повиновения, уважения и лояльности сотрудников путем достижения между ними согласия; максимальное сотрудничество при минимальных противоречиях.

— Лидерство как центр всей деятельности группы. Лидер всегда является ядром группы. Неформальное лидерство не признается. Основные качества лидера:

    — владение интеллектом и знаниями;
    — впечатляющая внешность;
    — честность;

— обладание здравым смыслом (лидер не должен быть догматиком); — инициативность в высшей степени;

    — высокая степень уверенности в себе;
    — высокая работоспособность.

Качества лидера должны соответствовать следующим характеристикам: — должны сочетаться с характером деятельности;

— должны сочетаться с конкретными задачами, которые реализуют подчиненные —должны сочетаться со средой, внешними условиями, в которых работает руководитель;

— должны сочетаться с внутренней средой организации, с персоналом. Стиль лидера — манера поведения руководителя к подчиненным. Различают несколько манер: — Автократический стиль (личной власти). Основан на принуждении, угрозе, страхе, жесткой регламентации правил поведения сотрудников, персонала. Основан на том, что человек ленивый, его надо погонять (концепция Х).

— Демократический стиль. Опирается на концепцию У, т. е. человек —существо сознательное, любит работать. Характерна децентрализация полномочий, активное участие всех в принятии управленческих решений, широкая свобода действий при выполнении заданий, открытость и доверие.

— Либеральный стиль (попустительский). Максимальная свобода исполнителей, их самоконтроль, минимальное участие руководителя в деятельности исполнителя.

    Различают еще также следующие виды стилей:

— эксплуататорско-авторитарный стиль (направлен на работу); — благосклонно-автократический;

— консультационно-демократический (полное доверие к подчиненным) и др.

    65. Этика менеджмента

Управленческая деятельность должна реализоваться на определенном этичном уровне.

В этих целях, с одной стороны, используют сложившиеся в обществе стереотипы этики поведения в бизнесе, с другой стороны, разрабатываются и внедряются обязательные нормативы этики поведения. Во многих организациях для этого создаются комитеты по этике.

На протяжении длительной истории своего развития бизнес часто принебрегал этическими нормами. В Древней Греции, Древнем Риме, государствах Ближнего Востока, Египте предпринимательство (торговля) считалось одним из наиболее презираемых занятий. В древнегреческой мифологии бог Гермес— покровитель коммерции, атлетизма и воровства. Для того, чтобы предпринимательство развивалось как цивилизованное, необходимо прививать ему морально-эстетические нормы. Важнейшими среди них должны выступать честность и порядочность в деловых отношениях.

Так для воспитания нравственных начал слушателям школ американского бизнеса ставят, например, такие вопросы:

—этично ли поступает врач, выписывая рецепт на дорогостоящее лекарство, которое можно приобрести только в той аптеке, совладельцем которой он является? —этично ли поступает торговец, сопровождающий покупку остросюжетной этикеткой, которая не соответствует содержанию покупки?

Во многих странах не только производится воспитательная работа по деловой этике, но и регламентируются эти процессы. Так, в США еще в начале 60-х годов был создан специальный государственный совет, ведающий вопросами деловой этики. Многие фирмы разрабатывают собственные этические кодексы для своих служащих, которые зависят от общего уровня культуры в обществе.

В этическом и правовом регулировании отношений бизнеса важное место занимают вопросы взаимоотношений производителей и потребителей. В развитых странах разработана унифицированная система учета и оценки потребительских качеств товаров и услуг, которая включает обязательные требования к объективности рекламы, ярлыков, защиты покупателя от вредных и опасных товаров, ужесточение требований по соблюдению сроков годности продовольственных товаров. Этика взаимоотношений производителей и потребителей различна для дефицитной экономики и экономики насыщенного рынка. В условиях насыщенного рынка покупается тот товар, который полнее удовлетворяет потребность, потребитель “правит бал”. В условиях дефицита товаров— “не хочешь — не покупай”. Весьма важной также является система внутрифирменных отношений, отношений руководителей с подчиненными. Главное здесь выражается в удовлетворенности или неудовлетворенности их своей работой. Поэтому грамотный руководитель наряду с развитием производства, строительством цехов и т. д. будет строить жилые дома, школы, детские сады. С целью устранения усталости и монотонности труда практикуется перемещение работников с места на место или по служебной лестнице. Бытует практика (в зарубежных фирмах) рабочим и служащим самим распределять свой фонд рабочего времени по дням недели.

    66. Методы принятия управленческих решений в менеджменте.

При принятии управленческих решений используются экономико-математические методы, методы сетевого планирования, методы всех тех наук, которые используются в управлении; при анализе ситуации, выявлении проблемы используются методы, применяемые при анализе производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

    Требования к методам:
    — практическая применимость;
    — стоимость использования метода;
    — достоверность метода;
    — сбалансированность методов;
    — эффективность методов.

Принятие управленческих решений базируется на постулате последовательности, т. е. решения необходимо упорядочить с точки зрения альтернативы для принимающего лица. Постулат максимилизации—выбор такого решения, которое обеспечивает максимилизацию целей управленческого решения.

Процесс принятия решения —процесс преобразования информации о состоянии и функционировании объекта управления в информацию о более рациональном пути достижения этим объектом желательного состояния в будущем.

Для принятия управленческого решения в крупных системах необходима информация, которая должна быть объективной и достаточной.

    Необходима следующая информация:
    — цели и задачи объекта управления;
    — критерии деятельности и границы управляемости объекта;
    — состояние объекта управления;

— механизм функционирования, законности и тенденции развития объекта управления;

— возможности изменения условий деятельности объекта управления; — альтернативные стратегии деятельности;

    — возможные альтернативы управленческого решения;
    — последствия реализации альтернатив;
    — механизм выбора лучшей альтернативы.
    Ситуации, в которых принимаются управленческие решения:

— число вариантов развития события невелико, к ним можно подготовиться; — число вариантов развития события велико, нельзя к ним подготовиться: — непрогнозируемые ситуации, события.

    Условия, в которых принимаются управленческие решения:

—Условия определенности (известны варианты управленческого решения, альтернативы, результаты альтернатив и вероятность наступления результатов). —Условия риска (результаты не являются определенными, но вероятность каждого результата известна или результат известен, но вероятность его наступления не известна).

—Условия неопределенности (невозможно определить ни вероятность потенциальных результатов, ни величину самих результатов).

    Процедура принятия управленческого решения:

1. Определить цель управленческого решения (что должны получить в результате). 2. Выявление возможных вариантов решения.

    3. Определение возможных исходов каждого решения.
    4. Оценка каждого исхода.
    5. Выбор оптимального решения на основе поставленной цели.
    67. Культура менеджмента: понятие, развитие (? )
    Менеджмент — управление людьми.
    Управление появилось вместе с людьми.

Впервые проблему управления взялись решить древние египтяне, около 6 тысяч лет назад они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования.

Примерно в тоже время в Вавилоне царь Хаммурапи применил для нужд управления и контроля письменные документы на глиняных табличках, законодательно установил уровень заработной платы.

В эпоху античности, за 400 лет до н. э. Сократ сформулировал принцип универсальности управления. Его современник персидский царь Кир выдвинул идею о необходимости исследования причин, побуждающих людей к действию, т. е. мотивации, а также идею обработки управленческой информации и составлении планов.

    Принцип специализации был сформулировал Платоном.

В 325 году до н. э. Александр Македонский создал впервые штаб как центр управления боевыми действиями.

Современный менеджмент появился в конце прошлого века: в 1881 году американец Джозеф Вартон разработал курс менеджмента для преподавания в колледже. В 1911 году американский инженер Фредерик Тейлор опубликовал книгу “Принципы научного управления”.

В 1916 году француз Анри Файоль поставил вопрос о преподавании менеджмента в учебных заведениях.

На основе анализа эволюции подходов к управлению выделяют следующие школы менеджмента:

    — классическая или административная (1920-1950);
    — школа человеческих отношений (1930-1950);
    — школа поведенческих наук (1950);
    — количественный подход к управлению;
    — процессный подход;
    — ситуационный подход.
    68. Власть и полномочия в менеджменте

Вопрос власти в менеджменте рассматривается не только как власть руководителя над подчиненными, но и наоборот.

    Власть руководителя:
    — повышение заработной платы;
    — продвижение по службе;

—расширение полномочий подчиненного, а также удовлетворение различных его социальных потребностей.

    Власть подчиненных на руководителя:

—информация, поступающая от подчиненных, подготовка и использование информации; —интеллектуальная собственность (знание, опыт) подчиненных, которую руководитель должен привлекать к работе;

—сохранение информации, которую знают подчиненные и которая является коммерческой тайной.

Из соотношения властей руководителя и подчиненных следует, что власть руководителя не стопроцентная.

Руководитель должен использовать тот балласт власти, который не вызывает у подчиненных чувства угнетенности, покорности.

Руководители зависят не только от подчиненных, но и от коллег: — информация;

    — оказание услуг.

Руководитель не должен использовать свою власть в приказной форме, которая требует беспрекословного подчинения.

    Виды власти:

— Власть принуждения —присутствует страх, исполнитель верит руководителю, что неудовлетворительное исполнение ведет к наказанию.

— Экспертная власть — исполнитель верит, что руководитель обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворять ту или иную потребность.

— Эталонная власть — власть примера руководителя. Основана на том, что подчиненный хочет быть таким же как руководитель.

— Законная власть — подчиненный верит в право руководителя давать распоряжения. Влияние руководителя будет эффективным, если:

—потребность, которой апеллирует руководитель, является объективной, сильной, активной, реальной с точки зрения ее исполнения руководителем; — влияние рассматривается как источник или средство удовлетворения потребности; —исполнитель верит, что выполнение поручения приведет к удовлетворению потребности;

— исполнитель верит, что выполнение оправдает ожидаемые результаты.

69. Стратегическое планирование и стратегическое мышление в менеджменте

Стратегическое планирование —это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. Задача стратегического планирования заключается в обеспечении нововведений и изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Планирование стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно оно заканчивается установлением общих направлений, следование которым обеспечивает рост и укрепление позиций организации.

Процесс стратегического планирования требует как формальных, так и неформальных процедур его реализации.

Стратегия предполагает разработку основных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые возможности. Цели могут быть общие или глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, или специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности.

    Система стратегического планирования:

1). Анализ среды —исходный процесс, обеспечивающий базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегии. Предполагает изучение макроокружения (внешней среды), непосредственного окружения, внутренней среды.

Анализ макроокружения —изучение состояния экономики, правового регулирования, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной среды, научно-технического развития общества.

Непосредственное окружение — покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы. Анализ внутренней среды —анализ сильных и слабых сторон организации, анализ взаимодействия менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; организационные структуры, нормы, правила, распределение прав и ответственности и т. д.

2). Определение миссии и целей —определение миссии фирмы, т. е. то, для чего существует фирма, долгосрочных и краткосрочных целей.

3). Выбор стратегии —определяется как организация будет достигать своих целей и реализовывать свою миссию.

4). Выполнение стратегии —в случае успешного осуществления приводит фирму к достижению поставленных целей.

5). Оценка и контроль выполнения стратегии —обеспечивают устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей и собственно целями организации.

70. Искусство управления человеческими ресурсами в менеджменте

Управление человеческими ресурсами организации включает комплекс взаимосвязанных видов деятельности:

—определение потребности в рабочих, инженерах, менеджерах различной квалификации, исходя из стратегии деятельности фирмы;

    — анализ рынка труда и управления занятостью;
    — отбор и адаптация персонала;

—планирование карьеры сотрудников фирмы, их профессионального и административного роста;

—обеспечение рациональных условий труда, в т. ч. для каждого человека социально-психологической атмосферы;

—организация производственных процессов, анализ затрат и результатов труда, установление оптимальных соотношений между количеством единиц оборудования и численностью персонала различных групп;

    — управление производительностью труда;
    — разработка систем мотивации эффективной деятельности;

—обоснование структуры доходов, степени их дифференциации, проектирование систем оплаты труда;

— организация изобретательской и рационализаторской деятельности; —участие в проведении тарифных переговоров между представителями работодателей и работополучателей;

— разработка и осуществление социальной политики предприятия, организации; — профилактика и ликвидация конфликтов.

Успех в бизнесе почти полностью предопределяется умением менеджера работать с коллегами, способностью эффективно руководить людьми, создавая условия для реализации каждым работником своих потенциальных возможностей, возбуждения в людях энтузиазма, стремления наилучшим образом выполнить поставленные перед ними задачи.

    Здесь наиболее важны:

—способность менеджера организовать работу коллектива оптимальным образом, умение общаться с каждым сотрудником, находить в каждом конкретном случае необходимый инструмент воздействия на человека;

    — улучшение профессиональной подготовки сотрудников;
    — налаживание взаимодействия между подразделениями фирмы;

—обеспечение ответственности каждого работника за результаты его труда, каждый сотрудник должен знать кому он подчинен и от кого может получать приказания; —социально-психологические методы управления должны преобладать над административными;

—основным стимулом в работе должна выступать стабильность и перспективность служебного положения;

— подбирать участников коллектива по психологической совместимости.

71. Мотивация персонала: классификация потребностей, механизм их удовлетворения

Мотивация —процесс побуждения к эффективной деятельности персонала для достижения целей организации.

Теория Х —человек имеет стойкую нелюбовь к работе, следовательно будет ее избегать, следовательно его нужно принуждать к работе.

Теория У —расходование физической и духовной энергии в работе также естественно для человека, как при игре и отдыхе, следовательно работает с удовольствием. Классификация потребностей:

— Первичные — потребности физиологического свойства, врожденные (пища, еда, жилье и т. д. ); — Вторичные —психологические потребности, т. е. которые создают состояние удовлетворенности или неудовлетворенности (успех, уважение, статус личности, принадлежность и т. д. ).

Функция потребности. Потребность служит мотивом к действию человека. Исходя из этого руководители должны создавать ситуации, чтобы персонал чувствовал возможность удовлетворения своих потребностей посредством поведения, приводящего к реализации целей организации.

Структура потребностейопределяется социальным опытом человека и местом личности в социальной структуре общества. Т. к. среда постоянно меняется, следовательно меняются и потребности. Для разных людей одни и теже потребности имеют различную степень важности или ценности.

    Теории мотивации:

1). Содержательные теории —основаны на выявлении потребностей людей, исходя из содержания и объема выполняемой ими работы:

— Теория Маслоу —человек мотивируется удовлетворением потребностей пяти видов: 1. физиологических; 2. потребности безопасности; 3. социальных потребностей (потребность входить в какую-либо социальную группу); 4. потребности в уважении; 5. потребность в самореализации.

— Теория Герцберга —основана на понятии удовлетворенности и неудовлетворенности работой. На устранение неудовлетворенности влияют следующие факторы (гигиенические): политика фирмы по отношению к персоналу, условия работы, статус человека в фирме, отношения между работниками, зарплата, поведение администрации, надзор за ходом работы. Факторы, влияющие на удовлетворенность работой (мотиваторы): самореализация, признание, успех, ответственность, характер работы. — Теория Клеланда —основана на утверждении, что классификация потребностей по Маслоу несовершенна. Дополняется понятием потребностей власти, успеха, причастности человека к каким-либо общностям, группам.

    2). Процессуальные теории:

— Теория справедливости (Врум) —базируется на утверждении, что сильная потребность не является единственным мотиватором. Человек должен также надеяться на то, что его поведение приведет к удовлетворению потребностей. Т. е. если человек чувствует, что нет прямой связи между затратами труда и результатом (удовлетворением потребностей), то мотивация слабеет.

— Модель Портера-Лоулера —включает элементы теории ожидания и справедливости. Заключается в том, что высокая результативность деятельности субъектов является причиной полного удовлетворения, а не следствием его.

Т. о. при формировании эффективной системы мотивации должны быть увязаны все факторы.

    72. Особенности японского менеджмента

Система управления персоналом в Японии предполагает гарантии занятости; привлечение новых работников, их подготовку, оплату труда в зависимости от стажа работы; гибкую систему заработной платы; система мотивации охватывает весь жизненный цикл человека.

Гарантированная занятость обеспечивается в Японии в определенной степени системой пожизненного найма, который распространяется на работников до достижения ими 55-60 лет. Эта система охватывает 25-30% японских рабочих, занятых в крупных фирмах. Однако в случае резкого ухудшения финансового положения, японские фирмы все равно проводят увольнения, по поводу гарантий занятости официальных документов нет.

Можно выделить следующие основные принципы японского типа управления: 1. переплетение интересов и сфер жизнедеятельности фирм и работников: высокая зависимость работника от своей фирмы, предоставление ему значительных специальных гарантий и благ в обмен на преданность фирме и готовность защищать ее интересы;

2. приоритет коллективного начала перед индивидуализмом, поощрение кооперации людей внутри фирмы, в рамках разного рода небольших групп, атмосфера равенства между работниками независимо от занимаемых постов;

3. поддержание баланса влияния и интересов трех основных сил, обеспечивающих функционирование фирмы: управляющих, остальных работников и инвесторов; 4. способ формирования связей между фирмами - деловыми партнерами, в т. ч. между поставщиками и покупателями продукции.

    Преимущества японской системы:
    — учитывается стаж работы человека по специальности, его
    возраст, результативность выполняемой работы,
    профессионализм;
    — пожизненный найм предусматривает ежегодный рост
    заработной платы, повышение в должностях;
    — система оплаты труда больше связана с жизненными
    потребностями, чем с результатами труда;
    — заработная плата стимулирует творческий рост;
    — имеется статус постоянного и временного работника;

— если работник увольняется до своего пенсионного возраста, то его пенсия сокращается на 25-30%;

    — используется индивидуализация тарифной ставки по
    возрасту (учитываются индивидуальные потребности
    работника в различные периоды его жизни)
    — используется единая тарифная сетка для рабочих и
    служащих (по 9 разрядам).
    73. Маркетинговая концепция менеджмента.
    Маркетинг может быть определен как:

1. Система организации и управления деятельностью фирмы, направленная на обеспечение сбыта ее продукции, достижение высокой конкурентоспособности изделий и расширение рыночной сферы.

2. Система стратегического управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы, направленная на максимилизацию прибыли посредством учета рыночных условий и активного влияния на рынок.

Концепция маркетинга —это ориентация на нужды и запросы потребителей, достижение цели более эффективным, чем у конкурента способом.

Концепция маркетинга связана с принятием решений во всех сферах деятельности предприятия с позиции обеспечения общего успеха на рынке, которая отражается в разнообразных видах организаторской, управленческой и сбытовой работы. Концепция маркетинга включает в себя комплекс следующих действий: — производство продукции, пользующейся спросом;

    — нахождение рынка сбыта продукции;

—определение путей продажи непосредственно потребителю или через оптовую и розничную торговлю;

    — определение потенциального покупателя.
    Маркетинг как управленческая деятельность включает в себя:

—изучение спроса (текущего и перспективного) на конкретных товар на определенном рынке или его сегменте, требований потребителей к товару: его качеству, новизне, уровню цены и др. ;

—составление, исходя из комплексного учета рыночного спроса, программы маркетинга по продукту, в которой на основе анализа всех необходимых факторов рассматриваются возможные издержки производства конкретного продукта; — установление верхнего предела цены товара и рентабельности его производства; —разработку на основе программ маркетинга инвестиционной политики фирмы, расчет полных издержек производства и уровня рентабельности по фирме в целом; —определение конечного результата хозяйственной деятельности фирмы: валовых доходов и чистой прибыли, после вычета стоимости материальных затрат, оплаты труда, налогов и процентов за кредит.

Особенность маркетинга как управленческой деятельности состоит в том, что он предлагает принятие решений на базе многовариантных экономических расчетов с использованием компьютерной техники и ориентирован на создание организационных, экономических и юридических условий для эффективного функционирования и развития фирмы в целом. Поэтому важнейшее значение имеют выработка и принятие обоснованных решений по конкретным видам маркетинговой деятельности: —о целесообразности разработки и выпуска продукции на конкретный рынок и конкретного покупателя;

    — о целесообразности проведения НИОКР;

— о целесообразности освоения и выпуска продукции в установленных объемах; — о строительстве нового предприятия и др.

74. Организационные формы субъектов хозяйствования рыночной экономики

Основополагающими признаками для классификации субъектов хозяйствования являются форма собственности и форма организации.

По форме собственности они могут быть частными, государственными и коллективными. Независимо от форм собственности имущество может принадлежать на правах общей (долевой или совместной) собственности нескольким лицам, что приводит к образованию различного рода хозяйственных обществ. Они могут быть созданы на основе совместного владения имуществом (кооператив, товарищество, партнерство) либо на основе коллективного владения (АО, коллективное или народное предприятие, СП, арендное предприятие).

В зависимости от форм организации хозяйственной деятельности выделяют предприятия и объединения.

Предприятие —самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий права юридического лица, который производит, реализует продукцию или услуги; свою деятельность осуществляет на принципах хозрасчета. По формам собственности предприятия могут быть государственными, частными, коллективными, совместными, смешанной формы собственности.

Объединение —единый производственно-хозяйственный комплекс взаимосвязанных специализированных хозяйствующих субъектов, основанный на технологической общности процессов производства, однородности выпускаемой продукции, территориальной близости объединяемых субъектов хозяйствования, развитии специализации, кооперирования, централизации управления. Наиболее распространенные формы объединения: концерны, корпорации, консорциумы, холдинги, франчайзные объединения, оффшорные компании, финансово-промышленные группы.

Единоличное владение —как форма хозяйствования может реализоваться без образования юридического лица в виде частного предприятия. Собственники такого бизнеса являются его руководителями, получают весь доход, несут доходы и весь риск от занятий бизнесом.

Товарищество —оформленное на добровольных началах сотрудничество юридических или физических лиц в различных сферах деятельности. Бывает в виде простого, полного, коммандитного и товарищества с ограниченной ответственностью. ООО —форма партнерства в совместной деятельности, которая предполагает наличие уставного капитала, но не предполагает непосредственную работу каждого партнера в созданном обществе.

Общество с дополнительной ответственностью —отличается от ООО тем, что при недостаточности имущества для обеспечения иго ответственности определен размер дополнительной имущественной ответственности. Предприятие коммунальной (муниципальной) собственности — базируется на собственности местных органов управления. Народное предприятие —является хозяйственной единицей, основанной на самостоятельном владении, пользовании и распоряжении государственной собственностью, передаваемой трудовому коллективу.

Арендное предприятие —это хозяйствующий субъект, имущество которого сдано его собственному арендатору.

Малое предприятие —субъект хозяйствования различной формы собственности с небольшим количеством работающих.

Акционерное общество —субъект хозяйствования с уставным капиталом, разделенным на определенное число акций, который несет ответственность только своим имуществом. Предприятие с иностранными инвестициями —субъекты хозяйствования с частным капиталом (совместные предприятия) или полным использованием иностранного капитала.

    75. Управленческое решение: понятие, характеристика, виды.
    Управленческое решение состоит из трех этапов:
    — выработка управленческого решения;
    — принятие управленческого решения;
    — реализация управленческого решения.

Управленческое решение является продуктом мыслительной, интеллектуальной деятельности.

Управленческое решение характеризуется возможной многовариантностью действий. Задача руководителя—выбрать из множества вариантов один наиболее приемлемый для данной ситуации, данного времени.

Управленческое решение — определенный вид действий, выбранный из множества возможных в данной ситуации. Содержание управленческого решения определяется целями, на реализацию которых направлено данное управленческое решение.

Система управления выступает в качестве механизма выработки, принятия управленческого решения. Следовательно система управления должна быть адаптирована к выработке управленческих решений.

В управленческом решении концентрируются теория, опыт, интуиция, наука управления и трансформируются в искусство управления.

    Виды управленческих решений:

— по степени определенности информации выделяют три группы решений: 1. Решения, принимаемые в условиях определенности, когда известна полная и достоверная информация о проблемной ситуации, целях, целях, ограничениях и последствиях решений. Такие решения являются программируемыми. 2. Решения, принимаемые в условиях вероятной определенности (или условиях риска), Характеризуются неполной или частичной недостоверностью информации. Известны варианты решений и возможных последствий реализации решения, но не известна вероятность их появления.

3. Решения, принимаемые в условиях неопределенности. Характеризуются неполной и недостоверной информацией, связаны с необходимостью учета множества факторов: социальных, экономических, политических. Принимаются по новым и творческим задачам, являются непрограммируемыми.

— по срокам действияуправленческие решения разделяются на долговременные, среднесрочные, краткосрочные;

— по масштабам, на которые распространяется сфера действия управленческого решения (весь завод или только один цех);

— по организационному управлению, т. е. по способу реализации делятся на жесткие, ориентирующие (носящие рекомендательный характер), нормативные, гибкие;

— по причинам возникновения могут быть программные, ситуационные, сезонные, инициативные, по предписанию; — по характеру целей —стратегические (определяющие генеральные задачи), тактические (определяющие более частные задачи), оперативные (направленные на осуществление первоочередных задач);

— по количеству целей —одноцелевые и многоцелевые. В большинстве случаев управленческие решения являются многоцелевыми;

— по количеству лиц, принимающих решение — индивидуальные и коллегиальные (групповые); — по содержанию —экономические, политические, идеологические, технические, организационные и др...

    76. Методы выработки управленческих решений.

При выработке управленческих решений используются экономико-математические методы, методы сетевого планирования, методы всех тех наук, которые используются в управлении; при анализе ситуации, выявлении проблемы используются методы, применяемые при анализе производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

    Требования к методам:
    — практическая применимость;
    — стоимость использования метода;
    — достоверность метода;
    — сбалансированность методов;
    — эффективность методов.

Для выработки управленческого решения необходимо следующее: 1. Выявление проблем в деятельности объекта, следовательно выявление и анализ проблемной ситуации, выявление главных, определяющих проблем; 2. Формирование целей принятия решения. Цели должны иметь конкретные формулировки и количественные характеристики.

3. Выявление полного перечня возможных альтернатив или вариантов решения. 4. Выбор допустимых альтернатив и критериев их оценки.

5. Предварительный выбор лучший альтернативы (предпочтительный вариант).

Руководитель предприятия должен управлять процессом выработки управленческого решения, поставить задачу перед исполнителями по выработке управленческого решения, правильно принять управленческое решение, организовать реализацию управленческого решения.

Управленческое решение должно ориентироваться на конечные результаты деятельности объекта, на маркетинговое управление.

При выработке управленческого решения необходим анализ нескольких вариантов. При этом должны использоваться как количественные, так и качественные методы выработки и обоснования управленческого решения.

Необходимо учитывать социальный характер последствий принятых решений. Необходима комплексная оценка эффективности управленческого решения по многим критериям.

При выработке комплексных решений должны использоваться современные вычислительные средства.

Необходимо рациональное разделение труда между руководителем и разработчиком, рациональное распределение ответственности.

    77. Оценка управленческих решений: методы, критерии.

Управленческое решение оценивается по критериям (главным показателям). Обычно оценивается по одному критерию.

Под критериемпонимается показатель выбора или оценки альтернатив с точки зрения их эффективности в достижении цели. Примером критерия, широко распространенного в экономике, является показатель рентабельности, прибыли и др. Оптимальное решение —это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение.

Процесс оптимизации является дорогостоящим, поэтому ее целесообразно применять при решении стратегических и тактических задач. Оперативные задачи решаются с применением простых, эвристических методов (интуиции, суждения, рациональности).

    Методы оптимизации: анализ, прогнозирование, моделирование.
    Методы анализа:

— Метод сравнения —позволяет оценить работу фирмы, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы. Сравниваются отчетные и плановые показатели, плановые и показатели предшествующего периода, показатели работы за каждый день, межзаводские сравнения и др. ;

    — индексный метод (при изучении сложных явлений);
    — балансовый метод;
    — метод цепных подстановок;
    — графический метод;
    — функционально-стоимостной анализ;
    — экономико-математические методы;

—факторный анализ (определяется сила влияния факторов на какой-либо показатель с целью ранжирования факторов для улучшения показателя).

    Методы прогнозирования:

— Метод экстраполяции —прогнозирование поведения или развития объектов в будущем по тенденциям его поведения в прошлом. Наиболее распространены методы экстраполяции по математическим моделям и графическая.

— Экспертный метод — выработка коллективного мнения группы специалистов в данной области. — Параметрический метод —основан на установлении зависимостей между параметрами объекта и организационно-техническим уровнем производства с одной стороны и полезным эффектом или элементом затрат с другой стороны.

    — экспериментальный метод;
    — нормативный;
    — индексный;
    — оценки технических стратегий;
    — функциональный;
    — комбинированный.
    Методы моделирования:
    — логическое моделирование;
    — физическое;
    — экономико-математическое.
    78. Кадровая политика предприятия в современных условиях.

В современных условиях к работнику предъявляются следующие требования: —в условиях рынка работник должен быстро приспосабливаться к меняющимся условиям;

    — оперативность нахождения новых подходов, решений;

—постоянное обновление товаров и услуг требует от работника творческого мышления, инновационной деятельности;

    — честность, порядочность, уважение себе подобных;
    — масштабность и комплексность мышления, кругозора.
    Цели кадровой политики:

— обеспечение предприятия высококвалифицированным персоналом; —решение всех социальных вопросов, связанных с жизнедеятельностью этого персонала.

    Задачи управления персоналом в современных условиях:
    — планирование потребности в трудовых ресурсах;
    — поиск источников удовлетворения потребности в ресурсах;
    — набор персонала и создание резерва по всем должностям;
    — отбор и оценка работников и кандидатов;

— определение заработной платы и льгот, которые должен получить работник; — профориентация и адаптация работника;

— обучение персонала для эффективной работы в данной организации; — оценка трудовой деятельности персонала;

    — повышения, переводы, увольнения.

К управленческому персоналу относятся: руководители, технические работники, специалисты.

    Механизм подбора команды руководителей;
    — формирование требований к соискателю должности;
    — модель соискателя должности;
    — сбор информации о претендентах.
    Начальник, на которого возложено руководство, должен:
    — должен знать в совершенстве свой персонал;
    — устранять неспособных;

— должен знать условия, связывающие предприятие и служащих; —должен производить периодическое инспектирование социального организма предприятия;

—созывать важнейших сотрудников на совещания, на которых подготавливают единство направления и согласованность усилий;

— следить, чтобы среди персонала господствовала активность и преданность. В современных условиях менеджер должен обладать следующими качествами: — высочайшим профессионализмом;

    — сочетанием в себе администратора и лидера;

— умением учитывать интересы всех сторон, участвующих в бизнесе; — широким интеллектуальным кругозором;

    — высокой нравственностью;

— умением изучать и анализировать свое окружение и дело, которым руководит; — умением убеждать подчиненных в нужности дела;

— умением ценить таланты сотрудников и избавляться от балласта конкретным путем; —гибкостью, уступчивостью в мыслях и действиях, не переступая грани, за которой наступает нарушение этики норм морали.

    79. Стиль работы руководителя: понятие, виды, методы.

Стиль деятельности руководителя —совокупность устойчивых методов, которыми пользуется руководитель в своей практической деятельности.

Стиль отражает свойства или характеризует управленческую деятельность руководителя.

    Составляющие стиля руководителя:
    — способы (стили) использования власти;
    — стиль мышления руководителя;

— стиль поведения руководителя (не только в служебное время, но и вне его); — стиль речи;

    — стиль личной работы;
    — характер затрат рабочего времени руководителя;
    — стиль общения руководителя;
    — стиль проведения совещаний, бесед, переговоров;
    — отношение руководителя к саморазвитию;
    — стиль отдыха и использования свободного времени.
    Стиль руководства должен быть стилем лидерства.
    Виды стилей руководства:

— Автократический (личной власти). Основан на принуждении, угрозе, страхе, жесткой регламентации правил поведения сотрудников, персонала. Основан на том, что человек ленивый, его надо погонять (концепция Х). Применим для рутинных, повторяющихся ситуаций, для наименее квалифицированных работников с простым характером мотивации. Необходим в критических ситуациях, был присущ централизованной системе управления. — Демократический стиль. Опирается на концепцию У, т. е. человек —существо сознательное, любит работать. Характерна децентрализация полномочий, активное участие всех в принятии управленческих решений, широкая свобода действий при выполнении заданий, открытость и доверие.

— Либеральный стиль (попустительский). Максимальная свобода исполнителей, их самоконтроль, минимальное участие руководителя в деятельности исполнителя.

    Различают еще также следующие виды стилей:

— эксплуататорско-авторитарный стиль (направлен на работу); — благосклонно-автократический;

— консультационно-демократический (полное доверие к подчиненным) и др. На формирование стиля руководства оказывают влияние следующие факторы: — жизненный путь руководителя, его опыт;

    — цель его жизни;
    — уровень сознательности и нравственности;
    — опыт предшествующей руководящей работы;
    — степень добросовестности;

— психическая и физическая выносливость, работоспособность; — собственная позиция руководителя по проблемам объекта управления. Стиль руководителя зависит от качеств подчиненных, среди них: — потребность в самовыражении и автономии;

    — вера в возможность влияния на окружение и внешнюю среду;

— зрелость исполнителей, опыт, образование, ответственность. Самым эффективным стилем является адаптивный стиль, приспосабливающийся к различным ситуациям.

    80. Организация труда руководителя.

Центральной задачей организации труда руководителя является экономия его рабочего времени. Для этого необходимо ликвидировать неупорядоченность его рабочего дня, уметь отличать главное от второстепенного, выделять перспективные задачи.

Система экономии времени включает в себя следующие процедуры: — выработку социально-психологической установки на экономию времени; —планирование времени: учет времени, анализ затрат, выявление факторов нерационального увеличения затрат времени, составление графиков-регламентов рабочего дня, недели, месяца;

—рациональное использование времени: передача технических работ специальным помощникам, сокращение потоков информации, проходящей через руководителя; —повышение скорости выполнения функций за счет применения технических средств и совершенной техники личной работы.

Совершенствование организации труда руководителя начинается с обоснования соотношений между категориями персонала управления, уточнения функций и компетенции каждого подчиненного работника. Руководитель сам подбирает заместителей, помощников, т. д.

Структура рабочего дня руководителя зависит не только от уровня управления, но и от численности персонала, уровня оснащенности, взаимоотношений с вышестоящими и другими структурами, стиля его работы.

Важнейшим талантом руководителя признается умение правильно распоряжаться своим рабочим временем и приучить к тому же подчиненных, а также умение делегировать подчиненным задачи руководителя.

Планирование личной работы руководителя в обязательном порядке предполагает установление вполне определенных сроков, как достижения поставленных целей и разрешения задач, так и проведения мероприятий конкретного содержания.

    Планирование рабочего дня:

1). Изучение бюджета рабочего времени по основным видам деятельности. Составляется перечень работ, фиксируется их продолжительность, перерывы. 2). Анализ содержания выполняемых работ и определение времени, необходимого для их выполнения. Выявляется обязательна ли данная работа, оправданы ли по ней затраты времени. Выявляются факторы, поглощающие время (телефонные звонки, затяжные совещания и т. д. ).

3). Согласование предполагаемого объема работы с бюджетом личного времени. 4). Составление перспективного плана —определение периодов времени, которые требуются для достижения целей, которое дает представление о предпочтительном распределении времени и целесообразности очередности задач.

    5). Организация планирования каждого рабочего дня.

Страницы: 1, 2, 3


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.