РУБРИКИ

Лекции, методичка и шпоры по финансам предприятий - (лекции)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Лекции, методичка и шпоры по финансам предприятий - (лекции)

p>При Столыпине: разрушена община, созданы кредитные учреждения, осуще-ствляющие покупку-продажу земли.

Другой пример удачной реформы - политика НЭПа. Быстрое восстановление производительных сил будет обеспечено за счет аграрных преобразований (налогообложение крестьян - от продразверстки перешли к умеренному прод налогу, создавшему заинтересованность в производстве с/х продукции, в про-даже излишков на рынке). В начале 20-х годов основная часть государствен-ных расходов были военные, связанные с созданием и поддержанием армии (5 млн человек - самая большая в мире). В течение 22-24 гг. численность со-кратилась в 10 раз, сократились расходы на армию. В результате год был за-кончен без дефицита. США. В 30-е гг. был новый курс. Основная цель реформ Рузвельта - преодо-ление экономического кризиса 31-32 гг. Проведение реформ обусловило сня-тие остроты социального напряжения. Для решения социального конфликта было сделано: 1. Закон о восстановлении промышленности,

2. Закон о с/х, о его регулировании с тем, чтобы спасти фермеров прави-тельство взяло обязательство купить у них продукцию, если цены упадут ни-же определенного уровня, кредитование фермеров.

3. Введено государственное страхование депозитов, что защитило интере-сы миллионов вкладчиков, что повысило доверие к банковской системе со стороны вкладчиков,

    4. Введен государственный минимум з/пл,

5. Закон о пенсионном обеспечении, пособие по безработице. Главный результат Рузвельт сумел предотвратить социальный взрыв, сохранить ка-питалистический уклад экономики (преобразован из монополистического в государственный капитализм).

    6. Организация общественных работ за счет бюджета.

Реформы в Германии: Проведение денежной реформы, что восстановило устойчивое денежное обращение. Реформы связаны с Эрхардом.

В Японии был принят закон о ликвидации монополий. Аграрные преобразо-вания были изъяты земельные участки помещиков в обязательном порядке и проданы по умеренным ценам крестьянам.

    Китай осуществлял реформы в2 этапа:

1. с конца 70-х гг. -85 главным рычагом была аграрная реформа, 2. льготные условия по налогообложению для привлечения иностранных инвестиций для прибрежных районов.

Создание с участием государства ФПТ ? , монополий, стимулирование инве-стиций. На начальном этапе реформ в Японии применяли политику протек-ционизма, но эта часть вызывает адекватные меры со стороны других стран. Протекционизм создает тепличные условия для национальных фирм, что пре-пятствует нормальной конкуренции. Отмена льгот при дешевой рабочей силе.

Необходимо создать условия для привлечения иностранного частного капи-тала, создать нормальные условия в аграрном секторе, минимальные военные расходы, сто дает больше средств для инвестиций государства в производство, возможность снижать налоговое бремя и тем самым заинтересовывать произ-водителей. Важно обеспечить достаточный уровень социальной защиты в ходе экономических преобразований

    Лекция от 15. 11. 96 г.
    Воздействие финансов на экономику
    1. Роль финансовых рычагов в стабилизации производства.
    2. Влияние финансов на НТП.
    3. Роль финансов в решении проблем инфляции и неплатежей.
    2. Влияние финансов на НТП.

В настоящее время в России с НТП дело обстоит плохо. Наука, которой мы гордились, в тяжелом положении. Переход к рыночным отношениям сопро-вождается резким спадом заинтересованности предприятий в разработке но-вых технологий. Причина: спад производства, при котором никто не внедряет новую технику. Свертывание инвестиций также не дает возможности широко развивать науку. Появление большого числа высококачественных товаров потребления и средств производства, что ослабило заинтересованность отече-ственных производителей изготовлять новую продукцию.

В СССР строились самые большие домны, что не было необходимостью, в текстильной промышленности перешли на новый способ прядения нити, что привело к снижению качества пряжи, хотя было более экономично.

80% расходов науки на военные разработки. Сейчас тяжелое положение с финансированием, нет денег даже на выплату з/пл.

    Финансовое воздействие на НТП:
    1. по линии финансирования
    2. по линии стимулирования
    Необходимо сохранить научный потенциал.
    НТП включает несколько стадий:
    1. проведение исследований,
    2. разработка образцов,
    3. внедрение в производство.

Сейчас внимание государства сконцентрировано на научных исследованиях, но нужно и внедрять эти разработки в производство. Вся российская наука складывается из сети научных учреждений академической, отраслевой, заво-дской и вузовской науки. Академическая наука почти полностью финансиру-ется за счет федеральных средств. Она занимается фундаментальными иссле-дованиями, результаты которых проявляются через определенное время и не всегда может дать экономический эффект, поэтому финансирует экономиче-скую науку федеральный бюджет. Отраслевая наука до последнего времени была главным научным сектором России. Формирование финансовых ресур-сов отраслевой науки многогранно: финансирование из федерального бюдже-та по государственным заказам (сейчас большинство госзаказов дается отрас-левой науке ВПК, космической отрасли, институтам, участвующим в государ-ственных программах). Важным источником формирования средств отрасле-вой науки являются внебюджетные фонды: финансирование отраслевых и межотраслевых НИОКР; созданы фонды в 92 году за счет добровольных от-числений предприятий в размере 1, 5% от с/с реализованной продукции. Су-ществует 13 внебюджетных фондов НИОКР министерств, 16 - ведомств, 47 - корпораций, 6 концернов и ассоциаций и Российский фонд технологического развития (в него направляется 25% всех собранных НИОКР средств). Доходы научных организаций включаются в перспективные научные разработки. Выполнение заказов предприятий по различным вопросам, прибыль от реали-зации научных проектов и другой деятельности предприятий - доходы.

Заводская наука - КБ, НИИ при крупных предприятиях, которые раньше бы-ли подразделениями этих предприятий. Существует в основном за счет средств своего предприятия, выполняют работы в интересах своего предпри-ятия и со стороны. Вузовская наука занимает скромное место в научной сфере. Объемы финан-сирования скромные, материально-техническая база - самая слабая из 4-х сек-торов (в отличие от западных стран). В настоящее время ”+”: сравнительно дешевые кадры, выбирают наиболее талантливых молодых работников, деше-вый студенческий творческий труд. Основной источник финансирования бюджет - финансирование по разделу “Образование”, выполнение работ по договорам для различных ведомств, предприятий, собственные средства ву-зов, помощь международных организаций и благотворительных фондов (SOPEC - внедрение сети INTERNET в 30 регионах).

    Структура финансирования российской науки:

? Бюджетные средства- 60% от всех средств, получаемых российской нау-кой (из них около 90-95% - федеральный бюджет). В основном это финанси-рование военных НИОКР, фундаментальных исследований, финансирования целевых программ. ? Внебюджетные средства - 6% расходов на науку.

? Собственные средства научных организаций, истраченных на науку - 11%. ? Средства коммерческих предприятий, переданных на финансирование неуки - 20%. ? Иностранные инвесторы - 2%.

    ? Средства ВУЗов - 0, 2%.
    ? Производства общественных организаций - 0, 1%.

В бюджете 97 года заложено на научные исследования 11 трлн. руб (около 0, 5% ВВП).

    Существует 3 основные формы финансирования НИОКР:

1. По тематическим планам организаций. Финансирование осуществляется после утверждения этих планов. Это наименее прогрессивная форма, т. к. этот процесс финансирования не связан ни с результативностью деятельности, ни с эффективным использованием средств.

2. Финансирование по целевым программам, которые отбираются тща-тельным образом в российских ведомствах. В отборе участвуют Миннауки, Минфин, Правительство. Задача: отобрать те программы, которые дают наи-больший экономический результат. После утверждения программы под нее ищутся исполнители. Наиболее прогрессивным в этой области является кон-курсный отбор научных организаций для участия в этой программе. Этот ме-ханизм более прогрессивен, т. к. позволяет на условиях конкуренции привлечь наиболее подходящие научные коллективы, способные снизить затраты, обес-печить ускоренное развитие данной программы. Существуют критерии отбора научных организаций: предыдущая работа организаций, ее вклад в науку, в каждой степени она способна выполнить программу.

    3. Система грантов.

Предоставление средств (1 и 2) не дают гарантии эффективного распределе-ния их внутри предприятий в пользу наиболее одаренных ученых. Система грантов гарантирует распределение средств в пользу конкретных разработчи-ков. Гранты предоставляются на основе комплексного изучения отдельных исследователей или малых научных коллективов, изъявивших желание участ-вовать в данной тематике или предложили собственный перспективный про-ект. Отбор производят ученые советы при научных организациях или ведом-ствах, которым представлены средства для выдачи грантов. Держателем фон-да грантов является Госкомвуз. При гранте не предполагается обязательное получение конечного положительного результата, практической разработки. Если проект принят к системе грантов, то исследователь должен только вы-полнить само научное исследование. Эта форма в основном направлена на фундаментальные исследования, которые не обязательно должны иметь по-ложительный экономический эффект.

Чтобы обеспечить более целевое использование средств бюджета, в нем соз-даны территориальные фонды:

    1. Фонд фундаментальных исследований,
    2. Российский гуманитарный научный фонд,

3. Фонд содействия развития малых форм предприятий научной сферы.

1. - формируется за счет 3% всех расходов госбюджета на науку. Кроме того, могут быть включены средства предприятий. Фондом управляет государст-венная организация. Предназначен для предоставления грантов по инициа-тивным проектам фундаментальных исследований, дает дотации ВУЗам для развития их метериально-технической базы, стипендии некоторым аспиран-там, профессорам. 2. - с 1994 г. Формируется в размере 1% расходов федерального бюджета на науку. Управляет им фонд с аналогичным названием. Назначение - финанси-рование инициативных проектов, поддержка гуманитарных исследований. 3. - с 1994 г. Формируется за счет 0, 5% расходов на науку, может привлекать добровольные взносы, собственные средства от реализации проектов. Назна-чение финансирование на конкурсной основе перспективных разработок малых научных организаций, в т. ч. и на возвратной основе. Управляется го-сударственной организацией.

Сейчас гос-во не в состоянии поддерживать крупномасштабную научную деятельность. Созданы государственные научные центры, которые необходи-мо сохранить в первую очередь (сначала их было 50, потом число расшири-лось). В бюджетном финансировании существуют целевая программа по под-держке государственных научных центров. Самый сложный - выбор приори-тетов для научных исследований. Существует огромный перевес в пользу от-дельных программ: космическая - 25%, гражданская авиация - 20%, микро-электроника - 0, 4%, генетические исследования - 0, 2%, термоядерные иссле-дования - 0, 2%. Лекция от 26. 11. 96 г.

    3. Роль финансов в решении проблем инфляции и неплатежей.

В настоящее время мы справились с инфляцией. Различают 2 вида инфляции: инфляция спроса и инфляция издержек. Инфляция издержек имеет затухаю-щий характер, при этом не увеличивается масса денег в обращении. Инфля-ция спроса сопровождается выпуском денежной массы и не имеет границ. До последнего времени у нас преобладала инфляция спроса (по мнению Черно-ва).

    Причины резкого повышения денежной массы в 92-93 гг:

1. По объему эмиссии 1 место предоставление ЦБ МБ кредитов коммерче-ским банкам. Это привело к приливу средств в сферу обращения. Предпола-галось предоставление кредитов предприятиям с низкими % ставками, но этот механизм не сработал, банки давали кредиты под большие %, а маржу остав-ляли себе. Оставалось повысить учетную ставку ЦБ, что в конце концов при-вело к снижению темпов инфляции.

2. Предоставление больших технических кредитов странам СНГ в 92-93 гг. Они не имели права эмитировать рубли, пополнения недостатка денеж-ной массы осуществлялось за счет этих недорогих кредитов. В 92-93 гг. 20% инфляции было обеспечено за этот счет. Выход: прекращение с 93 г. выдачи технических кредитов странам рублевой зоны, превращение задолженности (около 6 млрд. долларов) в госдолг стран СНГ.

3. Бюджетный дефицит. В 92-93 г. он обусловил примерно 1/3 всей ин-фляции в стране. Потом он стал основным фактором инфляции спроса, т. к. он покрывался за счет кредитов ЦБ путем печатанья денег. Только в 95 (2, 3, 4 кв) и 96 г. удалось отказаться от инфляционного покрытия. Безинфля-ционные методы покрытия: рынок ГКО и внешние кредиты м/н организаций и государств. Необходимо ликвидировать бюджетный дефицит.

В России имела место и инфляция издержек за счет из-за политики меро-приятий-монополистов и других факторов (увеличение общего налогового бремени).

    Для ограничения инфляции издержек:

1. был введен налог на прибыль, превышающую нормативную рентабель-ность предприятий-монополистов (сейчас от этого отказались).

2. ограничения на уровень торговой надбавки (не боле 25% от стоимости товара). 3. введение регулирования цен на продукцию естественных монополий. Сейчас фиксируются цены на газ, транспортировку нефти, военные продукты, ядерные материалы, ж/д перевозки, электроэнергию, отдельных услуг почты и связи. Субъекты федерации регулируют цены на топливо, продаваемое насе-лению, городской и пригородный транспорт, жилищные и коммунальные ус-луги. Роль финансов в разрешении проблемы неплатежей заключается в своевре-менном выполнении бюджетом и внебюджетными фондами своих обяза-тельств перед получателями государственных ассигнований.

    Существует множество причин неплатежей:

1. Искусственное ограничение денежной массы, что разрушает производ-ство, 2. Наличие большого количества предприятий, которые фактически явля-ются банкротами (боимся массовой безработицы, поэтому не ликвидируем их). Суррогаты денег - вексель.

    Роль финансов в развитии международного сотрудничества.
    1. Таможенная политика государства.
    2. Финансовое регулирование импорта и экспорта.

3. Финансово-кредитные связи России с СНГ и дальним зарубежьем. 4. Финансовые отношение с международными организациями.

    1. Таможенная политика государства.

По действующему законодательству в России применяются следующие виды пошлин: F Адвалорные - в % к таможенной стоимости товара,

    F Специфические - в абсолютных размерах на единицу товара,
    F Комбинированные - сочетают 1 и 2.
    F Особые:
    - сезонные (вводятся на срок до 6 месяцев),

- специальные (когда наносится ущерб отечественным производителям и как ответная мера на дискриминацию других государств),

- антидемпинговые (когда цена импортных товаров ниже стоимости), - компенсационные (выяснено, что при производстве или вывозе товара использовались государственные субсидии).

Широко применяются таможенные льготы тарифные преференции. Полно-стью освобождаются от таможенных пошлин товары для представительств иностранных государств, валюта, ценные бумаги, товары, приобретаемые для государственных нужд (в собственность государства), товары гуманитарной помощи, транзитные товары, продукция рыболовецкого флота, товары, пере-возимые физическими лицами не предназначенными для производственных и коммерческих целей. До последнего времени в России были пошлины и на экспортируемые и импортируемые товары. Россия была почти единственной, где применялись экспортные пошлины. Экспортные пошлины ухудшают конъюнктуру своих товаров на междуна-родном рынке. Они у нас существовали в фискальных целях. В 96 г. основная масса экспортных пошлин была отменена, что компенсировалось увеличени-ем акцизов.

История: Великобритания отказалась от протекционизма. Средний таможен-ный тариф должен быть равен 32%. После войны решили коллективно отка-заться от таможенных пошлин и расширении торговли, была создана ГААТ. Ее функции: 1. Создание режима наибольшего благоприятствования стран (отмена та-моженных союзов и т. д. )

    2. Национальные условия для всех стран

3. Снижение таможенных пошлин, отказаться от нетаможенных методов (квот и т. п. )

4. Антидемпинговые меры и предоставление льгот развивающимся стра-нам . Сейчас на базе ГАТТ создана ВТО. Средний таможенный тариф - 7% стоимости товаров, что обеспечивает реализацию конкуренции на отечест-венном рынке. В Африке 33% таможенный барьер, очень высокий барьер в Индии, что не способствует развитию экономики страны и наносит ущерб национальным потребителям (нет условий для повышения качества продукции). В России определен таможенный тариф 15% на импортные товары. В по-следнее время все более склоняемся к протекцианизму.

Барьером для импортных товаров является валютный курс, который остается завышенным по сравнению с рублем. Высокий курс приводит к дополнитель-ному удорожанию импортных товаров.

    2. Финансовое регулирование импорта и экспорта.

Экспорт капитала в несколько раз превышает импорт капитала, идет круп-номасшабная утечка капитала. В 95 году вывоз капитала составил 60 млрд $, сейчас - 30 млрд $, в т. ч. 20 млрд $, в т. ч. 20 млрд $ нелегально. Основные формы нелегального бегства:

    1. Недополучение экспортной выручки 4, 5 млрд $,
    2. Невозвращенная предоплата импорта - 6-8 млрд $,
    3. Контрабанда - 2 млрд $.

Экспортные кредиты предприятиям - 30 млрд $ - легальный вывоз капитала. Меры борьбы с незаконным вывозом:

Введение валютного контроля. В 95 г. введен валютный контроль за экспор-том продукции. Таможенная служба фиксирует объемы экспорта товаров, затем банк, обслуживающий экспортера информирует таможенную службу о поступившей выручке (до 180 дней). Если в этот срок не поступила. То уста-навливается факт утечки капитала с применением санкций к экспортеру. При предоплате товар должен пересечь границу в течении 180 дней после предоп-латы. С контрабандой трудно бороться из-за прозрачности границ.

    Импорт частного капитала.

Страны Юго-Восточной Азии благодаря импорту частного капитала сделали рывок в экономику. В Китай привлечено 100 млрд. $, в Лаос - более чем в Россию в несколько раз. В России ввозится порядка 1, 5-2 млрд. $. Нам необ-ходимо 200 млрд. $. У нас применяется национальный режим, т. е. условия почти такие же как и для отечественных предприятий.

    Для СП:

а) разрешен беспошлинный ввоз оборудования и материалов для создания УК и собственного производства,

б) в 2 раза сократились импортные пошлины на 5 лет для собственной про-дукции фирмы, вложившей в СП 10 и более млн. $, при этом стоимость фи-нансируемого проекта должна быть не менее 100 млн. $,

    в) разрешается перевозить прибыль за рубеж.

У нас существует 3 СЭЗ: Калининград, Приморский край и Ингушетия.

    Лекция от 3. 12. 96 г.

3. Финансово-кредитные связи России с СНГ и дальним зарубежьем. Финансовые отношения строятся в основном по линии выдачи кредитов странам СНГ. Основная масса кредитов - технические на пополнение рубле-вой массы в 92-93 гг. Вся эта масса переоформлена в государственный долг, который сейчас оценивается в 5, 6 млрд. $. По странам он распределяется так:

Украина - 2, 7 Казахстан - 1, 3 Узбекестан и Белорусь - по 0, 5 млрд. Со странами-должниками подписано соглашение об уплате % и основной суммы с отсрочкой. В 95 г. страны СНГ в порядке погашения своей задол-женности выплатили 800 млн. $ (товарами). Россия продолжает предостав-лять кредиты. По проекту бюджета-97 планируется выдать 2 трлн. руб. Мно-гие страны должны нам за продукцию, поставленную различными предпри-ятиями (Газпрому Украина должна около 2, 5 млрд. $). На эти долги Украина выпустила государственные валютные облигации и право приобретения соб-ственности на территории Украины в счет погашение задолженности.

    Со странами дальнего зарубежья

Россия - основной приемник кредитора СССР. К началу 90 г. было выдано кредитов на 26 млрд. Руб. , в т. ч. 18% должна Куба, по 11% - Монголия и Вьетнам, 10% Индия, 8% - Сирия, 6% - Польша, 4% - Ирак, 3, 5% - Афгани-стан, и т. д. Многие кредиты были выданы на приобретение военной техники. Эти кре-диты не способствовали экономическому процветанию. Возврат кредитов очень проблематичен. Большинство стран не выплачивают кредиты, а те кто делает это осуществляют выплату товарами на очень льготных условиях. Мы постоянно отсрочиваем выплату, иногда предоставляем дополнительные кре-диты. Внешние долги России странам дальнего зарубежья - 140 млрд. $ - 1 место в мире по абсолютной величине задолженности. В % к ВВП - 30% ВВП. В % к экспорту товаров и услуг - 200%. Внешняя задолженность стала расти с 80-х гг. , первый вклад - переход на конвертируемую валюту по мировым ценам (раньше в пересчете на рубли).

Определенные суммы дали Германия и другие Западноевропейские страны. Более 80 млрд. $ - долг СССР, который приняло на себя Правительство РФ. Россия продолжала брать займы у международных правительств и организа-ций. В структуре советской задолженности:

28 млрд. - Германия, 5 млрд. - Франция, 4 млрд. - США, 2 млрд. - Англия. 30 млрд. - странам СЭВ, в т. ч. : 8 млрд. - Польше, 5 млрд. - Чехословакии. Долг России на 94 г: 2 млрд. - США, 2 млдр. - Германии, 3 млрд. междуна-родным организациям.

На 97 г. мы должны выплатить 7 млрд. + 2, 5 млрд. Процентов. Парижский клуб - все кредиторы, которые давали кредиты под гарантии своих правительств и ему мы должны 40 млрд. Долларов. Его надо погашать в первоочередном порядке реструкторизацией. Банки, дававшие кредиты без гарантий своих правительств - Лондонский клуб - 32 млрд долларов (% - 0, 5 млрд. Долларов за 3 года, реструкторизация на 25 лет). Токийский клуб - 8 млрд. $. Бывшие соц. страны:

с Польшей - нулевой вариант, Чехия, Словакия, Венгрия - погашаем экспор-том товаров, Болгария - ведем переговоры.

    4. Финансовые отношение с международными организациями.

Россия участвует в настоящее время в международных организациях ООН, некоммерческих, содействия экономического и культурного развития; а так-же в международных финансово-кредитных организациях. Квоты взносов в ООН определяются пропорционально доли страны в мировом ВВП. Россия уплачивает в бюджет ООН ежемесячно 400 млн. $. Значительно финансовое участие российского правительства в ЮНЕСКО - платим 24 млн. $ в год. Всемирная организация здравоохранения - 20 млн. $ в год. Международная организация труда - 15 млн. $ в год. В МАГАТЕП - 12 млн. ЮНИДО - 8 млн. $, Россия также активно участвует в МВФ - самостоятельная организация со-действующая международной торговле и регулированию валютных курсов. Россия является участником, вносит валютные взносы в уставной фонд с уче-том доли страны в мировой торговле. Пропорционально квотам - число голо-сов (США - 19%). Кредиты даются под жесткие условия для улучшения пла-тежного баланса, поддержания валютного курса. Россия получила от МВФ 11 млрд. $. Мировой банк - назначение содействовать экономическому развитию стран путем предоставление кредитов. Участники только члены МВФ - взно-сы пропорционально доле в мировом ВВП. Кредиты предоставляются не бо-лее чем на 20 лет с тщательной проработкой проекта кредитования. От Все-мирного банка Россия получила 5 млрд. $, от Европейский Банк Реконструк-ции и Развития - 2, 5 млрд. $. Расходы на содержание миротворческих сил в Югославии, Грузии, Абхазии.

    Финансы США

Государственная финансовая система США состоит из финансовой системы Федерации, финансовой системы штатов, финансовой системы местных орга-нов власти (графства, городские муниципалитеты, сельские, школьные, спе-циальные округа примерно 83 тысячи). Решающее место занимает бюджет. В отличие от России и других стран развита система внебюджетных фондов социального и медицинского страхования, Дорожный фонд и другие. Они были консолидированы в 68 году с федеральным бюджетом. При этом они были выделены в качестве самостоятельных фондов внутри бюджета и пере-шли только в трастовое управление, которое предполагает использование и расходование средств этих фондов на другие цели. Что-то подобное прово-дится и у нас. Существуют и другие внебюджетные фонды, их доля около 2% от доходов федерального бюджета. Также в государственные финансы вклю-чаются финансы предприятий, финансируемые за счет бюджета. Доходы федерального бюджета.

На 90% федеральный бюджет формируется за счет налогов. Основное место занимает ПДХН. С населения - 46% (введен в 1913 г. , сначала очень умерен-ный, был высокий необлагаемый минимум, налог платили чуть более млн. налогоплатильщиков). Рейган уменьшил max ставку ПДХН до 28%. На со-временном этапе ставки ПДХН колеблются 15-25, 5% от доходов дифферен-циацией размера доходов. Необлагаемый min 2000$ на плательщика и каждо-го иждивенца. Доход до 30000$ в год облагается по ставке 15%.

Второе место - налоги с фонда заработной платы (ФЗП). Это отчисления в фонды социального страхования - вносятся работниками и работодателями от ФЗП. Отчисления по безработице - 0, 8% - только работодатели. Эти налоги составляют 35% в доходах федерального бюджета.

3 место - Налог на прибыль корпораций. Взимается по трем поставкам. При прибыли до 50 тыс. $ - 15%, до 75 тыс. - 25%, свыше 75 тыс. - 34%. Этот налог дает меньше 10% всех доходов федерального бюджета.

В федеральный бюджет также поступают: таможенные пошлины, акцизы (нефть, бензин, сигареты, спиртные напитки, авиабилеты - ставки неболь-шие), налог на дарение и наследство (18%, необлагаемый минимум - 600 тыс. $). Расходы федерального бюджета.

Обслуживает основные функции государства - социальные, экономические, управление и охрана государства, обслуживание государственных кредитных отношений.

    В 1993 г. :

1 трлн. 475 млрд. $ (20% всех расходов) - расходы на оборону. На экономическую ? экологическую деятельность (экономического назначе-ния) - 9%, на социальные цели - 57%, обслуживание государственного долга - 14% (внутренний, т. к. внешнего нет), государственное управление - 1%. Пре-доставление экономической помощи другим государствам - более 1%. Финансовое воздействие государства на экономические и социальные про-цессы в стране.

Экономическое влияние очень мало, только косвенное - через закупки воен-ной техники, научные исследования. Предоставляются максимальная само-стоятельность субъектам хозяйствования.

1, 5% всех расходов федерального бюджета - на финансирование прироста ресурсов и охрану окружающей среды (рекультивирование земель, финанси-рование научно-исследовательских работ в области охраны окружающей сре-ды) 1, 5% - оказание помощи с/х, включая 3 элемента:

а) обязательства государства закупать с/х продукцию по пороговой цене, если рыночные цены на с/х продукцию упадут ниже ее. В основном это зерновые культуры и другие растениеводческие культуры.

Б) предоставление государственного кредита под запасы с/х продукции (зало-говая квота из расчета на единицу продукции).

В) выплата премии фермерам за сокращение с/х посевов - применяется не все-гда. Доля всей помощи государства - 20% от всей помощи с/х.

1, 5% министерству на развитие торговли (коммерции), а также на кредито-вание жилищного строительства и страхования банковских депозитов. Для торговли - в основном средства стимулирования экспортных операций, в ос-новном малому бизнесу.

2, 5% - на транспорт, в основном это субсидии штатам на строительство ав-тодорог. Дотации морскому транспорту и на воздушные перевозки (субсидии аэропортам).

0, 3% - на энергетику, финансирование энергосберегающих проектов, строи-тельство государственных АЭС.

    0, 7% - региональное и местное развитие штатов и городов.
    Расходы на социальные цели:

3, 5% на образование, половина из них на субсидии штатам, еще 1/4 на под-держку профессионального обучения (по программам штатов); трудоустрой-ство молодежи, создание новых рабочих мест.

21% - социальное страхование, в основном это группа внебюджетных фон-дов, выплата пенсий (по старости с 65 лет, по инвалидности, по случаю поте-ри кормильца (вдовам и детям до 16 лет)).

Пенсии ежегодно индексируются. Max пенсия для одинокого пенсионера 836$ в месяц. Почти 1/3 пенсионеров получают дополнительные пенсии по договорам с пенсионными негосударственными фондами, взносы в которые платят работодатели. Лекция от 10. 12. 96 г.

Кроме пенсий по системе соц. страхования в США выплачиваются еще по-собия, их очень мало. Обязательным является пособие по безработице, вве-денное Рузвельтом, в каждом штате своя программа, чаще всего размер около 50% среднего заработка. Выплачивается пособие со 2 недели, в течение 26 недель. Имеется обязательное пособие в связи с несчастными случаями на производстве (в среднем 67% от з/пл). Только в штатах есть пособие по вре-менной нетрудоспособности, в среднем оно составляет 50-67% з/пл. Пособие по материнству - только в 6 штатах в той же сумме.

Важное значение в расходах федерального бюджета являются расходы по обеспечению доходов малоимущих - 14%. В 35 г. Рузвельт принимает про-грамму помощи семьям с иждивенцами и детьми (ПСИД). По этой программе выплачивается пособие семьям, у которых доход ниже прожиточного мини-мума в данном штате (от 120$ до 630$ в месяц на семью (мать и 2 детей)). Семьи, получающие пособие ПСИД получают право на бесплатные продук-товые талоны, право на бесплатную медицинскую помощь mediccare. Феде-ральное правительство оплачивает медицинскую помощь, предоставляемую малоимущим гражданам. Сейчас пособие ПСИД получают 11 млн. человек (40% - негры, 15% - мексиканцы, неблагополучные семьи). Малоимущим гражданам предоставляется компенсация на коммунальные услуги, квартпла-ту, льготные ссуды на жилищное строительство.

Расходы на здравоохранение - 16%. Основное место занимает программа Медикэйр предусматривает обязательное медицинское страхование преста-релых граждан, инвалиды, выплатившие страховые взносы - частично опла-чиваются медицинские счета - 30 млн. человек. Значительная часть - на науч-ные исследования в области здравоохранения и фармакологии. Сейчас Аме-рика тратит 12% ВВП на здравоохранение. Средняя продолжительность жиз-ни - 76 лет. Бюджетный процесс по уч-ку “Финансы капиталистических го-сударств”.

    Бюджетная политика США

Существует связь политики гос-ва и бюджетной политики с лидирующей пар-тией. При демократии упор делается на социальные расходы. Это предусмат-ривает увеличение дифференциации налогов в пользу богатого населения и определенное сокращение расходов на военные мероприятия и т. д. Для рес-публиканцев минимальное вмешательство гос-ва в экономику, обеспечение большей сбалансированности бюджета, сокращение социальных расходов и изменение налогового механизма в пользу предпринимателей (сокращение налогов на прибыль корпораций).

    Финансы штатов

В целом по штатам расходы объединенных бюджетов штатов составляют 26% от расходов федерального бюджета. Доходы бюджетов штатов:

1. Основной источник - налог с оборота и акцизы (косвенные налоги около 50% доходов) средняя ставка по налогу с оборота - 4%.

2. ПДХН с населения - это дополнительный налог к федеральным 2-10% (занимает 30% в доходах).

3. Налог на прибыль корпораций - дополнительный к федеральному. Его доля - 8% всех доходов. Ставка 2-10%, в некоторых штатах их не выделяют, а идет как ПДХН с юридических и физических лиц.

    4. Остальное - налоги на дарение, имущественный налог.
    Расходы:

1. Образование - 24-25% - в основном ВУЗы. Студентов почти 15 млн. , 80% студентов в государственных ВУЗах, 20% - в частных (плата до 20 тыс. $ в год). У нас 10% студентов - в негосударственных ВУЗах. 40% доходов ВУ-Зов дает государство, из них - 27% - из бюджетов штатов. Во всех ВУЗах сту-денты платят, плата около 25% доходов ВУЗов. Пожертвования - 5-6%. Опла-та услуг (выполнение НИОКР) - 25%.

2. На общественное благосостояние - на социальные нужды - 23%. 3. На здравоохранение - 12%.

    4. Строительство автодорог - 12%.

5. Содержание полиции и др. правоохранительных органов - 7%. Штаты самостоятельно составляют, рассматривают и утверждают бюджеты, вводят налоги, при условии, что это не противоречит федеральным законам. Финансы органов местного самоуправления

Основной доходный источник - поимущные налоги - 3/4 всех доходов. Это налоги: с недвижимости (ставка 1, 5% (примерно 1500$ в год)), с продаж и акцизы (11%+ПДХН и НП) - доля 6% во всех доходах.

    Структура расходов:

1. На образование - 43%. В основном на школьное образование: 90% школьников учится в государственных школах, остальные - религиозные об-щины и т. п. Собственных средств на финансирование школ не хватает, они получают субвенции. 2. На здравоохранение и социальное благосостояние - 12%.

3. На жилье (ссуды, дотации), на охрану окружающей среды - 11%. 4. Общественная безопасность (полиция) - 10%.

    5. Содержание транспорта (городского) - 7%.

Для местных бюджетов характерна сильная несбалансированность. Все рас-ходы местных бюджетов составляют около 40% расходов федерального бюд-жета. Доходы почти в 2, 5 раза меньше местных расходов. Основной механизм бюджетного регулирование - субвенции (целевые дотации на сбалансирова-ние местных бюджетов). На образование, здравоохранение. Целевое исполь-зование строго контролируется.

    Финансы Великобритании

Государственная система включает государственный бюджет, государствен-ные внебюджетные фонды (83% всех аккумулированных государственной финансовой системой ресурсов), финансы местных органов власти (бюджеты и внебюджетные фонды - 11% всех фондов государственной финансовой сис-темы), финансы корпораций.

    Государственный бюджет состоит из 2-х частей:

1. Консолидированный фонд - за счет него финансируются текущие расхо-ды, 2. Национальный фонд займов, предназначен для выплаты % по государ-ственному долгу, предоставление кредитов на финансирование государствен-ных капиталовложений, государственных кредитов, предоставляемых мест-ным органам власти и государственным корпорациям. Доходы этого фонда складываются за счет доходов от размещение государственных займов, при-были Банка Англии, процентов, уплачиваемых государственными и местны-ми органами власти за государственный кредит.

Основное место в бюджете - консолидированный фонд. Основная часть его доходов это налоги. Внебюджетные фонды не консолидированы с бюдже-том, но в статистике их часто объединяют.

    Доходы

1. Основное место занимает ПДХН с населения - 28% всех доходов. ПДХН появился в Англии и впервые был увязан с имущественным положением гра-ждан (шедульная система) по шедулам (группы доходов от различной дея-тельности): 1 шедул - доходы от недвижимости,

    2 шедул - доходы от продажи государственных ценных бумаг,

3 шедул - доходы от производственно-коммерческой деятельности, 4 шедул - заработная плата и пенсии,

    5 шедул - другие доходы.

Издержки по сбору ПДХН очень высоки - 2% от собираемых налогов (в США - 0, 5% от всех налогов, у нас - 1, 5%). Ставки ПДХН (по реформе 85 г): от 3 тыс. до 21 тыс. фунтов в год - 25%,

    свыше 21 тыс. фунтов в год - 40%.
    Необлагаемый минимум - 3 тысячи фунтов в год на человека.

2. Страховые взносы работающих и работодателей на социальное страхование - 20%, 3. НДС - 15% всех доходов бюджета Великобритании. Основная ставка - 15%, по многим товарам (продукты питания, жилищное строительство, книги, транспорт, образование, здравоохранение, искусства, одежда, операции с цен-ными бумагами) НДС не взимается.

4. Налог на прибыль корпораций - 11% всех доходов. Ставка 35%. 5. Акцизы, налог с наследства и дарения, таможенные пошлины, при продаже автомашин - налог на автотранспорт, налог на газ.

6. Неналоговые поступления от государственных предприятий - 7%. Расходы

    1. Военные расходы - 13%,
    2. На экономику - около 7%,

На с/ (устанавливаются предельные цены, если рыночная цена ниже, то гос-во покупает, т. е. предоставляет кредиты под залог с/х продукции), дотации угольной промышленности, государственным корпорациям, средства на раз-витие инфраструктуры (транспорт, городское хозяйство, жилищное строи-тельство), 3. На НИОКР - 0, 6% от всех расходов,

    4. Социальные расходы - 43%, среди них:

а) расходы по выплате пенсий и пособий - 17% от всех расходов (пенсии по старости - 21% от средней заработной платы = 42 фунта в день) б) пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца - 41 фунт в неделю. в) Пособия:

? по временной нетрудоспособности (обязательны с 4 дня болезни, не бо-лее 28 недель),

    ? по беременности и родам - 90% з/пл,
    ? пособия на детей. Их очень много.
    Лекция от 17. 12. 96 г.

? Пособие по материнству - 90% з/пл выплачивается в течение 18 недель. ? Единовременное пособие на рождение детей - 85 фунтов. По системе социального обеспечения (за счет средств бюджета) выплачиваются пособия семьям с низким уровнем доходов. Наиболее крупное - семейное пособие на каждого ребенка до 16 лет (если ребенок учится - до 19 лет) в размере 7 фун-тов в неделю. Государственная помощь семьям с низкими доходами преду-сматривает льготы оп коммуникационным услугам, пособия на жилье (за его счет компенсируется плата за жилье и арендная плата до 100%), пособие по поддержке доходов - семьям с низким доходом, размер их определяется мест-ными органами.

    К социальному страхованию относятся:

? пособие по безработице (за счет национального фонда социального страхования) с 4 дня в течение 312 дней в размере 41 фунта в неделю + над-бавка на иждивенцев.

? пенсия по инвалидности от несчастных случаев на производстве. Размер - до 65 фунтов в неделю (в зависимости от тяжести).

Государство осуществляет крупные расходы на медицинское обслуживание. Медицина финансируется из бюджета, основная часть услуг оказывается бес-платно, хотя присутствует плата за дополнительные услуги - частная медици-на, добровольное медицинское страхование.

Из государственных расходов на социальные нужды осуществляются расходы на поддержания занятости и на профессионально-техническую подготовку кадров. В структуре расходов:

    15% приходится на пенсии,
    11% на помощь лицам с низкими доходами и по безработице,
    13% - медицинское обслуживание,
    4% - все остальные расходы.
    5. Помощь местным органам власти - 16%,
    6. Расходы на государственное управление - 3%,
    7. Взносы в бюджет ЕС - 2% всех расходов.

В состав финансов государства включены финансы внебюджетных фондов. Фонд национального страхования - расходы см. выше, доходы в основном из страховых взносов. Взносы на случай старости и на случай потери кормильца - 13% (делится поровну между работником и работодателем) с з/пл до опреде-ленной величины около 50% выше средней з/пл - с этой суммы исчисляются страховые тарифы с з/пл (с остальных не платятся). Страховые тарифы по по-собиям по временной нетрудоспособности, материнству, инвалидности, без-работице - 6, 3% от з/пл платят и предприниматели и работники поровну. При необходимости фонд социального страхования из бюджета получает до-полнительные дотации. Существует еще более 50 внебюджетных фондов фе-деральных органов власти: Валютный фонд, фонд гарантий экспортных кре-дитов.

    Бюджетный процесс

Бюджетный год начинается с 1. 04. Проект бюджета разрабатывает Казначей-ство на основе смет министерств, ведомств, департаментов, таможенных рас-ходов и доходов. Проект рассматривает Совет Министров, потом передает в Палату Общин. Первоначально бюджет рассматриваю Комитеты по расходам и доходам (а палате общин) - изменение налогового законодательства и уве-личение доходной базы. Бюджетные права ограничены, члены палаты общин не могут вносить пред-ложения по изменению расходов и налогового законодательства. Парламент может изменять НДС в пределах 20%, акцизов - 10. Не утверждаются Парла-ментом постоянные статьи расходов (% по госдолгу, содержание королевского двора, платежи в ЕС) Бюджет утверждается Палатой общин по главам, затем формально утвержда-ется Палатой Лордов и Королевой, но никаких прав они не имеют. Кассовое исполнение бюджета осуществляет банк Англии, после утверждения бюджета парламент контролирует его исполнение.

    Местные (бюджеты) финансы

Представлены бюджетами низовых уровней. На местные бюджеты приходит-ся 30% расходов государственной финансовой системы Великобритании. До-ходы местных финансов очень слабые. Около 30% требуемых средств мест-ные бюджеты мобилизуют через свои доходные статьи. Основной налоговый источник - имущественный налог (почти 100% доходов местных бюджетов), взимание его очень различно по городам. Определяются сначала потребности местных бюджетов, определяется какая часть может быть собрана местными бюджетами и эта часть делится на имеющееся имущество, т. о. определяется ставка налога. Тэтчер хотела заменить имущественный налог на подушный, который не увязан со стоимостью имущества, но должен платить каждый владелец недвижимости по унифицированным ставкам. Но этот механизм не прошел.

Остальные финансовые ресурсы местных бюджетов. Как и в США, главный инструмент предоставления финансовой помощи - дотации, но в Великобри-тании общие дотации, а не целевые (субвенции).

Местные органы власти размещают займы, гарантом по которым является центральное правительство. Из местного бюджета финансируется образова-ние. 90% школьников в государственных учреждениях, большая часть сту-дентов - в государственных вузах. Из местных бюджетов осуществляются расходы на ЖКХ, полицию, содержание и строительство дорог, обслуживание государственного долга местных органов власти.

    Финансы предприятий

Некоторые предприятия угольной, ж/д транспорта, почты добывающие и электроэнергетические национализированы. Эти отрасли получают ссуды из бюджета правительства, уплачивают налоги, если есть прибыль.

    Финансы Германии

Они включают 3 уровня: федеральный (федеральный бюджет, специальные внебюджетные фонды государственных предприятий), финансы земель (субъ-ектов федерации, внебюджетные фонды), финансы общин и округов.

Основное место - федеральный уровень, в них - федеральный бюджет. Вне-бюджетные фонды не консолидированы, но статистика объединяет их.

    Доходы федерального бюджета
    1. Косвенные налоги - 40%, в том числе:

? НДС - 9% при ставке 15% (льготная ставка по продовольствию, печат-ной продукции - 7%),

    ? акцизы (алкогольные напитки, нефть, табак) - 19%,
    ? таможенные пошлины
    2. Прямые налоги:

? страховые взносы в фонды социального страхования - во внебюджет-ные фонды ? ПДХН - 53%. Если доход превышает 120 тыс марок в год. Необлагае-мый минимум - 6 тыс. DM

? НП (налог с корпораций) - 45%. Различают распределяемую и перерас-пределяемую прибыль. По распределяемой ставка - 30% (дивиденды, % - т. к. взимается еще и с получателей средств).

    Расходы федерального бюджета

1. В основном связаны с социальными целями - 36% всех расходов феде-ральных финансов, . Предполагается выплата пенсий, пособий (несколь-ко фондов): а) пенсии по старости (ввел Бисмарк) с 65 лет из расчет 1, 5% средней з/пл за каждый год страхового стажа,

    б) пенсии по инвалидности,
    в) пенсии по случаю потери кормильца,

г) пенсии по несчастным случаям на производстве не более 25 марок в день Среди пособий основное место занимает

F пособие по безработице - в течение 6 недель 100% з/пл, затем - 80%. F по материнству - 6 недель до и 8 недель после - 100%, но не более 25 марок в день

F по временной нетрудоспособности - 58% среднего трудового зара-ботка 2. Военные расходы - 20%,

    3. На экономические цели и НИОКР - 18%,
    4. По обслуживанию госдолга - 11%,
    5. На госаппарат - 3%,
    6. Помощь другим странам - 3%,
    7. В бюджет ЕС - 7%.
    Страховые взносы в фонды соцстраха

18, 7% - страховой тариф, платят и работники и работодатели - на пенсии по старости, пособия по временной нетрудоспособности, материнству и меди-цинскому страхованию, по инвалидности и потери кормильца

    13% - пособие по материнству и медицинское страхование

4, 3% - пособие по безработице, вместе и работодатели и работники около 2% от з/пл на производстве - в связи с несчастными случаями -платят только работодатели.

Около 20% доходов? (расходов) фондов социального страхования - из феде-рального бюджета. Включают:

? пособия лицам с низким уровнем доходов, 2/3 из них - пособия семьям с детьми. ? Единовременное пособие по рождению ребенка, пособие и отпуск на воспитание детей - 600марок в месяц на 1 ребенка до 2 лет (есть ограни-чение по доходам, только если доход меньше 294 тысяч марок в год).

? Одиноким матерям - 291 марка в месяц на ребенка до 6 лет. ? Пособие для учащихся школ, ВУЗов - 580-690 марок в месяц. ? Помощь в оплате жилья и некоторых других улуг.

    Финансы земель

Основной - бюджет. Доходы его формируются за счет отчислений от ПДХН с населения, НП с корпораций, распределяются поровну между федеральным и местными бюджетами. ПДХН распределяется так: 43, 5% - в федеральный бюджет, 42, 5% - в бюджет земель, 15% - в бюджет общин. Отчисления от этих налогов устанавливаются законодательно. В бюджет земель - акцизы на пиво, доходная база бюджета земель включает 30 налогов.

Доходы общин включают промысловый налог - 7% (платят малые предпри-ятия, товарищества, физические лица - предприниматели без образования юридического лица). Объект обложения - прибыль и капитал, это имущест-венный налог. Расходы средств бюджета земель и бюджета общин

    1. На финансирование образования,
    2. На ЖКХ,
    3. Финансирование транспорта, создание инфраструктуры,

4. Медицинские расходы, в т. ч. числе в фонды медицинского страхования 5. Полиция, содержание госаппарата

    Финансируются 80% расходов на транспорт, ЖКХ
    40% гос. долга - задолженность земель и общин.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.