РУБРИКИ

Концепции современного естествознания

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Концепции современного естествознания

p align="left">Многие морально-этические нормы поведения человека, называемые общечеловеческой моралью, имеют свои аналогии во врожденных запретах у разных видов животных. Можно полагать, что в некоторых случаях это совпадение. Но, по крайней мере, часть из них восходит к врожденным запретам, руководившим поведением наших предков.

Этология дает нам знания, которые нужны многим: учителю и врачу, психологу и социологу; без них трудно воспитателю, офицеру, тюремщику, судье, администратору. Очень хотелось бы, чтобы для пользы всего человечества ими обладали политики. Но самое главное - они нужны каждому из нас, ведь у всех есть или будут дети, младшие братья, внуки. Природа наделила их самым долгим среди живых существ детством, чтобы они могли, овладевая своими инстинктами и учась, пройти за полтора десятка лет огромный путь. Они способны пройти его сами, ошибаясь и страдая. Но путь их будет прямее, а результат выше, если мы будем любить и понимать наших детей такими, какими их создала природа, а не такими, какими их рисует наше воображение (Виктор Дольник, 1994, стр. 73).

Природа наслаждений

Стратегия поведения организмов определяется стремлением выжить. Под этим стремлением понимается комплекс поведенческих реакций, направленных на улучшение условий среды обитания, добычу пищи, продолжение рода, избегание угрожающих ситуаций, соблюдение некоторых гигиенических навыков и многое другое (М.Мыслободский,”Удовольствие - инструмент эволюции”, Наука и жизнь).

Все они, а среди них есть множество занятий не то что сложных, а просто обременительных, по разным причинам могли бы остаться невыполненными, если бы не подкреплялись ощущением приятного. Поразительный дар эволюции состоит в том, что мозг фиксирует в качестве награды все то, что было выполнено организмом в качестве полезного.

Следовательно, удовольствие - один из инструментов эволюции, элемент механизма выживания. Поэтому утрата ощущения приятного, отказ от удовольствий, доставляемых жизнью, бывают равносильным отказу от самой жизни, как это бывает при некоторых психических заболеваниях, когда наступает потеря того, что известный японский писатель Рюноскэ Агутагава, покончивший с собой, в предсмертном письме назвал “инстинктом жизни, животной жаждой”.

Стремление человека познать самого себя невозможно без анализа структуры наслаждений. Эта задача сейчас становится едва ли не диагностической, продиктованной практическими потребностями врачевания. Впрочем за 20 столетий до Рождества Христова призывы знаменитой “Песни арфиста” - “Умножай еще больше свои наслаждения, не давай своему сердцу огорчаться...” - имели выраженный профилактический подтекст.

Но так же, как и прежде, одной из серьезнейших загадок сфинкса эмоций и сегодня остается: “Что есть наслаждение?”

В европейской философии этот вопрос был поставлен, видимо, не ранее IV столетия до н.э., но науке о гедонизме (от греческого hedone - удовольствие) не повезло с самого начала, так как удовольствие рассматривалось чаще всего как антипод боли. Гедония считалась следствием отсутствия страданий.

От Аристиппа до естествоиспытателей XIX века о наслаждениях сказано немало. Но только современная нейрофизиология получила возможность искать экспериментальное решение природы наслаждений. Оказалось, что вводя в мозг электроды и раздражая различные центры, можно управлять поведением животного в довольно широком диапазоне, превращая, например, ласкового, ленивого кота в агрессивного зверя, а сытое животное побуждать искать пищу. Это значило, что мозг располагает центрами, управляющими эмоциональными реакциями.

Опыты на крысах американских исследователей Олдса и Милнера, в которых животные сами нажимали на педаль, вызывая раздражение некоторых участков своего мозга, не обращая при этом внимания ни на вкусную пищу, ни на особей противоположного пола, ни на сигналы опасности, показали, что центры наслаждений действительно существуют. Стоило передвинуть электроды порой на доли милиметра, как они попадали в зоны, раздражение которых вызывало панический ужас и расценивалось животными как наказание.

Некоторые люди получают удовольствие в отказе от того, что большинство из нас считают удовольствием, - это аскеты. Другие находят удовольствие в страдании - это мазохисты. Такой отход от обычных представлений о “награде” основан на индивидуальном опыте - научении или запоминании.

Биосоциальные основы поведения

В книге “Происхождение человека и половой отбор” Дарвин пишет: “Мы наблюдали, что рассудок и интуиция, разнообразные чувства и способности, такие, как любовь, память, внимание, любопытство, подражание, сообразительность и др., которыми гордится человек, можно обнаружить в зачаточном, а иногда даже и в хорошо развитом состоянии у низших животных”.

Наше поведение почти также, как и наш облик, несет в себе много черт, унаследованных как от близких предков, так и более далеких. Это роднит нас со всеми, что живет на Земле. Без учета этих связей многие наши пристрастия странны для окружающих и необъяснимы для нас самих.

Поведение животных выражается в таксисах, рефлексах, инстинктах. Инстинкт - совокупность наследственно обусловленных актов поведения. Обычно инстинкт противопоставляется разуму, обучению, как врожденное поведение - приобретенному.

Инстинкты часто рассматриваются как синоним всего дурного. Их рекомендуется скрывать и подавлять. Им противопоставляются мораль и разум. Но в биологии инстинкты - это врожденные программы поведения. Животные рождаются с этими программами. В процессе эволюции происходит изменение и совершенствование этих программ.

История концепции инстинкта переплетается с концепцией произвольного поведения и нашей ответственности за свои действия.

Платон и большинство древнегреческих философов рассматривали поведение человека как результат рациональных и произвольных процессов, когда индивидуумы свободны в выборе любого пути действия, который диктует их разум. Этот подход назван рационализмом. Он существует и по сей день.

В XIII столетии Фома Аквинский писал:”Человек имеет чувственное желание и рациональное желание, или волю. Его желания и поступки не определяются только чувственными ощущениями, как у животного. Он обладает способностью к самоопределению, благодаря чему имеет возможность действовать или не действовать... Воля детерминирована тем, что разум считает полезным, - рациональной целью. Это тем не менее не принуждение: принуждение существует там, где организм неизбежно детерминирован внешней причиной. Человек свободен, поскольку он рационален, поскольку он не вовлекается в действие внешней причиной без его согласия и поскольку он может выбирать средства достижения полезного эффекта, или цели, которую поставил его разум”.

Фома Аквинский считал, что поведение животного строго детерминировано чувственными желаниями, хотя он, по-видимому, и допускал, что животное способно к некоторой элементарной рассудочной деятельности.

Рене Декарт в работе “Страсти души” (1649) писал, что животные -это механические автоматы, тогда как поведение человека находится под двояким влиянием: механического тела и рационального разума.

Представление об инстинкте как первичном двигателе поведения было использовано такими психологами, как Фрейд (1915) и Мак-Дугалл (1908).

Фрейд представлял себе поведение как результат взаимодействия двух основных энергий: силы жизни, лежащей в основе человеческой активности, направленной на самосохранение и продолжение жизни, и силы смерти, определяющей агрессивные и разрушительные действия человека. Фрейд рассматривал эти силы жизни и смерти как инстинкты, энергия которых требует внешнего выражения или разрядки.

Согласно Мак-Дугаллу, инстинкты - это иррациональные и непреодолимые начала поведения, которые направляют организм к достижению его целей. Он выделял несколько инстинктов и сопровождающие их эмоции: бегство и страх, отвергание и отвращение, любопытство и удивление, драчливость и гнев.

Дарвин рассматривал инстинкты как сложные рефлексы, сформированные из отдельных поведенческих актов, которые являются продуктами естественного отбора. Идеи Дарвина послужили основой для представлений классической этологии, которые были сформулированы Лоренцом и Тинбергеном.

Данные, накопленные этологией и генетикой поведения, привели к отказу от противопоставления инстинкта и разума и к созданию современной концепции генетически обусловленного поведения. Мы теперь лучше понимаем, что все типы поведения представляют собой результат генетических и средовых взаимодействий.

Инстинктивное поведение сформировано на основе комплексов фиксированных действий, которые запускаются специфическими сигнальными раздражителями (знаковыми стимулами).

Комплексы фиксированных действий (КФД) являются объектом исследования этологов.

КФД являются стереотипными, жесткими, предсказуемыми и высокоорганизованными последовательностями актов, которые проявляются у всех представителей данного вида, вызываются простыми, но высокоспецифичными стимулами. Примеры КФД: разевание клюва у птенцов, выбрасывание языка у лягушки и ловля насекомого, демонстрации при ухаживании и агрессии у птиц.

Важная роль в формировании поведения, в полноценном физическом и психическом развитии принадлежит играм. Игры - это тренировка, проверка выполнения программ поведения: как подходить к своим, как действовать с половым партнером, объектами охоты, как убегать от хищника, как драться, как побеждать и как уступать, как рыть, строить, прятать.

Лишенные игр детеныши животных вырастают агрессивными, трусливыми. Им трудно образовывать пары, жить в мире в стае; плохо приходится и их детенышам.

Большинство игр - вариации на три главные темы:

1) “Хищник-жертва” - один убегает, другой ищет, догоняет, ловит;

2) “Брачные партнеры” - ритуалы знакомства, ухаживания, спаривания;

3) “Родители-дети” - кормление, защита, согревание, чистка.

При этом обязательна смена ролей.

Игры наших детей: догонялки, прятки, в пап и мам, уход за куклами, борьба, игры в войну - все это темы, общие с поведением животных.

Множество инстинктов унаследовал от своих животных предков человек. Многие из них не исчезнут никогда, потому что они нужны, по-прежнему служат, составляя фундамент новой рассудочной деятельности.

У ребенка можно наблюдать сотни инстинктивных действий: сосание молока (очень редко этот инстинкт бывает нарушен, и тогда ребенка научить сосать невозможно); прижимает теплый пушистый предмет; хватает палец, и ребенка можно поднимать - не отпустит; реакция на лицо матери; ловля ногами погремушки; улыбка для своих, на чужих хмурится, кричит, машет; проба всех предметов на вкус; подбирание всяких предметов с земли; цепляние за хвост-юбку матери; отношение к собственности -отнимает у других и не отдает свое (и это не жадность).

Дети любят качели - это наследие брахиации у приматов. Дети боятся темноты - наши предки были дневными животными, ночь для них была полна опасностей. Дети пугаются маски леопарда - два желтых горящих кружка с черными зрачками: это был один из самых опасных хищников.

Страшные образы в мультфильмах, сказках, в играх - это игровое узнавание хищников и других опасностей, проверка врожденных реакций на них. Если эти образы мы им не даем, они их сами придумывают.

Половое поведение человека

Половое поведение человека в большой мере определяется врожденными программами. Но если бы мы полностью подчинялись врожденным программам, наше половое поведение было бы диким, примитивным, грубым, эгоистичным (так иногда ведут себя некоторые люди).

В этом наборе врожденных программ заключена информация о том, что нужно сделать, чтобы оставить потомство. Эти программы проверяются в игровом поведении: телята, щенки и котята “ездят друг на друге”, меняясь ролями. У наших детей команда проверки программы спаривания срабатывает в возрасте 4-6 лет (игры в пап и мам). Детей этому не учат, они эти игры придумывают сами. В XX веке детские психологи признали сексуальные игры маленьких детей нормальным явлением, но объяснить их толком не могут, потому что читают З.Фрейда, а не К.Лоренца.

Б.Спок читал обоих ученых и советует пресекать такое поведение детей, не делая скандала и не выдавая тайны.

Особенности стратегии размножения человека включают значительные затраты на каждого из очень небольшого числа рождающихся потомков. Дети рождаются по одному, иногда по два, с интервалом около двух лет. Половая зрелость наступает поздно, и женщина может родить лишь несколько раз за всю жизнь. Для того, чтобы такая стратегия размножения была успешной, все родившиеся дети должны быть окружены большой заботой родителей.

Матери трудно одной растить родившегося ребенка. В основном это результат беспомощности, свойственной человеческому младенцу, в сравнении с другими приматами. Мать шимпанзе, например, воспитывает детенышей в течение нескольких лет, при этом сохраняет свободу и обходится без всякой помощи. Шимпанзе полигамны, и самцы не принимают участия в заботе о потомстве. Детеныш держится за шерсть матери, поэтому она может питаться и держаться наравне с другими членами группы. Женщина же должна держать ребенка на руках, так как он не может держаться сам. Даже научившись ходить, ребенок не может быть наравне с другими членами группы.

Главная причина беспомощности человеческого младенца - недоразвитость его мозга. Мозг человека в четыре раза больше, чем можно было бы ожидать для примата такой же величины.

Сразу после рождения мозг обеспечивает лишь часть функций. Ребенку требуется времени в два раза больше, чем детенышу гориллы или шимпанзе, чтобы достичь такой стадии развития, когда он может держаться на ногах. У новорожденного хватательный рефлекс развит хорошо, но он скоро исчезает. Детеныш обезьяны может висеть на матери, уцепившись за ее шерсть руками и ногами, а человеческий младенец не смог бы этого сделать, даже будучи достаточно сильным, так как ноги по строению не годятся для хватания и на матери слишком мало волос.

В этих условиях можно ожидать, что женщина предпримет все меры предосторожности, выбирая полового партнера, и будет стараться обеспечить ребенку хорошего отца. Однако молодая женщина не всегда может высказать свое мнение при выборе для нее супруга. Во многих случаях брак устраивается родителями невесты или выбор слишком ограничен из-за недостатка мужчин соответствующего социального положения.

У животных во время ухаживания происходит инверсия доминирования: на время ухаживания самец демонстративно подчиняется самке. Мужчина под действием этой программы встает на колени, терпит ритуальные побои, выполняет любые поручения, клянется всю жизнь носить на руках, достать звезды с неба, по первому требованию прыгнуть с моста и т.п. Женщина, предлагая ему совершить подобные подвиги, интуитивно проверяет, произошла ли внутри него инверсия в самом деле, или он только притворяется.

Самки многих видов проверяют, как хорошо самец будет обеспечивать пищей ее и потомство. По спецпрограмме самка начинает изображать из себя детеныша. От самца требуется в ответ изобразить кормление. Один из вариантов ритуального кормления - касание ртами. Поганки ныряют за рыбкой или приносят в клюве траву со дна. Шалашниковые птицы подносят ярких насекомых, цветы, разные необыкновенные предметы.

Женщины также добиваются подарков, любят, чтобы их угощали. И поцелуй - одна из форм ритуального кормления.

Одновременно поцелуй знаменует для инстинктивных программ: взаимная боязнь рассеялась, выбор сделан, пора идти дальше. Теперь пара становится устойчивой: ее склеивает доминанта влюбленности.

Доминанта влюбленности преобразует восприятие: преувеличивает достоинства избранника и скрывает его недостатки. Теперь он - лучше всех, он - единственный. О влюбленном говорят: ”Ослеп он, что ли?”

Влюбленность - одно из самых ярких и сильных состояний, испытываемых человеком. Первую влюбленность запоминают на всю жизнь.

Природа отмерила всем животным и человеку на состояние влюбленности ограниченное время - столько, сколько нужно для успеха размножения.

Что дальше? У моногамных видов в конце ухаживания самка принимает попытки спариться с нею, оплодотворяется, и пара переходит к следующим этапам семейной жизни.

“А дальше они поженились, жили счастливо и умерли в один день”. Так и живут аисты.

Половое поведение человека многообразно, не очень предсказуемо и образует все переходы от узаконенных обществом до преступных и патологических.

Мораль, закон и религия всегда стремились заключить половое поведение человека в определенные рамки, но полного успеха никогда добиться не могли. Людям всегда казалось, что в этой области поработал какой-то дьявол, но этологи говорят, что за первородный грех есть другой ответчик - биологическое наследие.

У многих приматов самец спаривается с несколькими самками, причем зачастую интерес к самке после спаривания пропадает. Подобное свойственно и мужчинам.

У шимпанзе и горилл самцы вообще не ухаживают за самками, они просто спариваются с ними по потребности, а самки не могут сопротивляться. Человек также унаследовал способность спариваться без любви. Мужчина способны насиловать женщин.

Традиционное общество может половую связь без любви требовать от своих членов: родители по своей воле женили незнакомых молодых людей, приговаривая “стерпится - слюбится”.

Групповой брак известен у многих животных, в том числе и у некоторых приматов.

Верветки способны спариваться задолго до овуляции, а также после оплодотворения, во время беременности. Такое свойство называется гиперсексуальностью. Самцы верветок не очень доминируют над самками и поэтому не могут спариваться с ними по своему усмотрению. Они должны предварительно перевернуть доминирование и начать делиться с самкой пищей. Только с таким самцом самка будет спариваться. Это - поощрительное спаривание. Этим приемом самка верветки заставляет самца кормить ее и до беременности, и во время ее. Более того, она стремится “повязать” поощрительным спариванием как можно больше самцов в группе, ведь каждый из них приносит ей подачки и каждый принимает ее детенышей за своих.

Групповая форма брака у человека длилась очень долго, и естественный отбор за это время очень сильно изменил физиологию женщины. Он сделал ее способной к спариванию всегда, и этим она совершенно не похожа на самок человекообразных.

К парному браку человек начал переходить совсем недавно, с развитием земледелия. Для этой формы брака генетические программы не успели образоваться, поэтому брак неустойчив, нуждается в поддержке со стороны морали, законов, религии.

Виктор Дольник: “Мы такие, какими нас создал отбор. Такими мы друг другу не всегда нравимся. Борьба разума с инстинктами в этой области вечна. Каждое поколение снабжало входящих в жизнь молодых людей набором ограничений и советов, найденных в этой борьбе вслепую. Этология, раскрывая содержание инстинктивных программ, открывает новые возможности: понимать себя и других на основе научных знаний”.

Происхождение человека

Ламарк (1809) допускал, что человек развился на протяжении времени из обезьяны.

Решение проблемы принадлежит Дарвину (“Происхождение человека и половой отбор”, 1871).

Собранные Дарвиным материалы по анатомии, физиологии и эмбриологии человека и животных, свидетельствовали о их кровном родстве и требовали признания постепенного развития человека от животного предка. Дарвин не делал исключения и для психических особенностей человека, которые, по его мнению, являются результатом дальнейшего развития свойств, имеющихся у животных. Эту мысль Дарвин детально аргументировал с работе “О выражении эмоций у человека и животных” (1972). Вместе с тем, Дарвин подчеркивал, что современные обезьяны не являются прямыми предками человека.

В 1856 году в Германии в долине Неандерталь возле Дюссельдорфа нашли явно человеческие кости и череп. Рудольф Вирхов (1821-1902) считал, что это скелет старика, перенесшего рахит в юности и подагру к концу жизни, а Поль Брока (1824-1880) утверждал, что у современного человека, независимо от того, болен он или здоров, не может быть такого черепа, как найденный, и что неандерталец представляет собой примитивную форму человека.

В 1894 году Эжен Дюбуа (1858-1940) описал найденного им на острове Ява обезьяночеловека прямоходящего - питекантропа.

Тейяру де Шардену (1881-1955) принадлежит заслуга описания синантропа в 20-30 годы XX столетия.

В XX веке были обнаружены переходные ископаемые формы между животными и человеком - австралопитеки. И таким образом, палеонтология подтвердила положение Дарвина о происхождении человека от высших животных. Ныне этот факт признает даже Папа Римский.

Этапы антропогенеза

Отряд приматов, к которому К.Линней отнес человека, возник в самом начале третичного периода. Решающее влияние на формирование приматов оказал древесный образ жизни. К ранним формам приматов близки современные полуобезьяны - лемуры, долгопяты, тупайи. Одной из наиболее примитивных ископаемых форм антропоидов является парапитек (40 млн лет), величиной с кошку. Дальнейшее развитие антропоморфных обезьян (проплиопитек - 30 млн лет, дриопитеки - 27-12 млн лет) выразилось в 1) увеличении размеров тела; 2) развитии головного мозга; 3) усложнении поведения, высшей нервной деятельности; 4) материнского инстинкта; 5) появлении и развитии строительной деятельности.

Дриопитеки имели крупные размеры, массивные челюсти, мощные клыки. Они являются предковой группой для современных крупных антропоидов -орангутанов, горилл, шимпанзе. Некоторые из дриопитеков, особенно проконсул, близки к непосредственным предкам человека, которыми являются австралопитеки.

Впервые остатки австралопитеков были обнаружены в 1924 г. в Южной Африке и описаны Дартом, который дал им название “австралопитек африканский”. Они были прямоходящими наземными существами, достигали веса 30-40 кг, роста 120-150 см. Масса головного мозга - 530-550 г. Время существования: появились около 5-7 млн лет, вымерли около 750 тыс. лет тому назад.

В 1959 году английский антрополог Л.Лики в северной части Танганьики обнаружил форму, почти не отличимую от австралопитеков, но с более крупным головным мозгом (650 г.), которая, как было установлено, изготавливала галечные орудия труда (резцы, долота, диски). Эта форма получила название Homo habilis, или Человек умелый. Время появления ее -2,6 млн лет. Галечная, или олдувайская культура этого существа рассматривается как самая ранняя ступень эпохи палеолита, а значит, как начальная фаза становления человеческого общества.

Этапы антропогенеза:

1) Архантропы, к которым относятся питекантропы, синантропы и др. близкие им формы. Время их существования - 1,6 млн. лет - 200 тысяч лет тому назад. Объем головного мозга 775- 1215 куб. см. Отличаются развитой орудийной деятельностью, использовали огонь. Охотились на крупных животных (буйволов, носорогов, оленей). Жили в пещерах. Внешне были похожи на современного человека, но отличались мощным развитием надбровного валика, отсутствием подбородочного выступа, низким и покатым лбом.

2) Палеоантропы, к которым относятся неандертальцы, жили в период от 300 тысяч лет до 40 тысяч лет тому назад. Объем головного мозга достигал 1500-1600 г. Неандертальцы были близки к человеку современному, но отличались от него низким скошенным лбом, сплошным надглазничным валиком, слабым развитием подбородочного выступа. Рост 155-165 см. Антропологи рассматривают неандертальца как подвид Человека разумного.

3) Неоантроп, кроманьонец, или человек современный, собственно

Homo sapiens. Время появления 50-40 тыс. лет тому назад. Внешне практически от современных людей не отличался.

Биологические предпосылки и факторы антропогенеза

Древесный образ жизни. Развитие приматов происходило одновременно с формированием современных лесных сообществ, особенно экваториальных и тропических вечнозеленых многоярусных лесов. Вероятно, никакой другой образ жизни - водный, наземный, воздушный - не мог бы привести к возникновению разумного существа, подобного человеку.

Увеличение размеров тела способствовало лучшей защищенности от хищников (наиболее яркие примеры - вымершие гигантопитеки и современные гориллы). Стереоскопическое зрение и хватательные конечности - непременные условия эффективного перемещения крупных животных в трехмерном пространстве.

Увеличение размеров тела вело к снижению плодовитости, что требовало усиления заботы о потомстве, развития материнского инстинкта для обеспечения устойчивого воспроизведения вида при малой плодовитости.

Предки приматов - насекомоядные млекопитающие являются плотоядными. Для приматов же характерна всеядность. Широкий спектр кормов и разнообразие способов его добычи способствует развитию высшей нервной деятельности.

Складывается групповой образ жизни, который обеспечивает лучшую защищенность от хищников.

Древесно-наземный образ жизни.

Увеличение размеров тела привело к тому, что наши предки на стадии дриопитеков перешли к древесно-наземному образу жизни (примерно такой образ жизни ведут шимпанзе). Это способствует расширению кормовой базы, но связано с увеличением степени опасности (наземная среда полна крупных и опасных хищников), особенно, в ночное время. Ночной отдых крупных приматов (например, шимпанзе) происходит на деревьях, что требует строительства гнезд. Лишь самые крупные из антропоидов - гориллы - проводят все время на земле: их надежно защищают большие размеры те ла и огромная физическая сила.

Переход к наземному образу жизни.

Важнейшим событием в эволюции наших предков является полный переход к наземному обитанию в условиях открытых ландшафтов - саванн. Вероятно, этот переход был обусловлен расширением площадей под редколесьями и саваннами, а также сильной конкуренцией со стороны более мелких и лучше приспособленных к древесному образу жизни приматов.

Можно выделить следующие главные моменты в овладении наземной среды обитания.

1) Формирование прямохождения, что было обусловлено использованием руки для постоянного ношения и применения некоторых предметов в качестве оружия или орудий, а затем переходом к изготовлению искусственных орудий и оружия.

2) Усиление стадности и развитие социального поведения и социальной организации.

3) Переход от собирательства к охоте, особенностью которой является коллективный характер и применение специально изготовленного оружия.

Эти три момента явились важнейшими условиями успеха в борьбе за существования и факторами становления человека как разумного, социально организованного существа, обладающего речью. В то же время, эти три момента обусловили переход от биологической эволюции к психо-социальному развитию, что сопровождалось снятием ведущей роли естественного отбора в развитии человека как биологического вида.

Таким образом, эволюция человека определялась естественным отбором на приспособленность к окружающей среде (абиотической и биотической), а также отбором, направление которого определялось социальными факторами: мышлением, речью, общественным образом жизни. Социальные факторы обусловили развитие способности к обучению, которое лежит в основе эпигенетического развития, основанное на наследовании приобретенного опыта, культуры. Так происходил переход от биологической эволюции к человеческой истории.

Несмотря на это, биологические закономерности продолжают играть в жизни человека и развитии человечества столь важную роль, что природа человека многими учеными определяется как биосоциальная.

Проблемы цефализации

Увеличение объема головного мозга (цефализация) - наиболее характерная черта биологической эволюции человека в переходный период от животного предка до кроманьонца. Рождение крупноголовых детей требует широкого женского таза. Но, с другой стороны, прямохождение предъявляет противоположное требование - таз должен быть узким и более прочным. Это противоречие привело к тому, что роды у человека стали сопровождаться родовыми муками, что для животных не характерно. Таким образом, описанная в Библии сцена проклятия Евы (“В муках будешь рожать детей своих”) имеет под собой эволюционно-биологическое обоснование.

Природа, однако, предприняла некоторые попытки разрешить эту проблему:

1) дети стали рождаться недоношенными по биологическим меркам (в сравнении с шимпанзе, например);

2) головка новорожденного способна к значительным деформациям, быстрому увеличению размеров в послеродовой период, в связи с чем зарастание родничков и окончательное формирование черепных швов отложены на более поздний период.

Отмеченные обстоятельства привели к удлинению периода детства, в течение которого ребенок является беспомощным и нуждается в постоянной заботе родителей. В этот период происходит окончательное формирование важнейших структур головного мозга. При чем на этот процесс существенное влияние оказывает внешняя среда, в том числе социальное окружение. В этом суть исключительно высокой пластичности индивидуального развития мозга человека. В этом заключаются биологические основы способности человека к усвоению огромных объемов информации в процессе обучения, что явилось важнейшей предпосылкой социального прогресса.

Биосоциальная природа человека

1) Как всякий живой организм человек нуждается в источниках энергии и вещества (принцип негэнтропии). Для человека таким источником является растительная и животная пища.

2) Всякий животный организм характеризуется поведением, направленным на сохранение своей жизни (принцип самосохранения). Проблема личной безопасности важна и для человека.

3) Каждое живое существо в процессе размножения оставляет подобное себе потомство (принцип воспроизведения). Инстинкт размножения заложен и в каждом нормальном человеческом существе.

Если какой-либо биологический вид не может решить хотя бы одну из указанных проблем, он исчезает с лица Земли.

На реализацию биологического в человеке накладывает отпечаток (преобразует) его человеческая сущность (природа). Отметим три составляющие этой сущности: стремление к наслаждению - принцип Эпикура (гедонизм), стремление к красоте - принцип Достоевского (эстетизм) и духовность - принцип Иисуса Христа (?).

Эстетизм прошел длительный путь развития от наскальных рисунков кроманьонцев до формулы Достоевского “Красота спасет мир”.

Гедонизм вырос из ощущения удовольствия, развившегося у высших животных и нашел свое выражение в принципе Эпикура “Наслаждайтесь!”. Аристипп: Наслаждение, удовольствие - высшая цель и основной мотив человеческого поведения.

Как выразить принцип духовности? Может быть словами Иисуса Христа: “Не хлебом единым жив человек”?

Каким образом эти принципы оказывают влияние на проявление биологического в человеке?

1) Приготовление и потребление пищи выражается в искусстве кулинарии и сервировки. Человек наслаждается вкусной и красиво оформленной пищей.

2) Проблема самосохранения решается постройкой жилища, обставленного необходимой мебелью и по возможности “со всеми удобствами”, изготовлением и ношением одежды, оружия (там, где это необходимо). Все это делается красиво и обеспечивает человеку не только личную безопасность, но также и определенный уровень комфорта.

3) Воспроизведение проявляется в нормальной сексуальности (половом влечении), которая находит свое высшее выражение в любви, и ведет к созданию семьи, обеспечивающей воспитание детей.

”Все это так. Но избежит ли грешный

Небесных врат, ведущих в ад кромешный?”

Шекспир

В погоне за удовольствиями, в стремлении к наслаждениям человек не знает предела. В результате:

1) Процесс питания перерастает в чревоугодничество, в обжорство, в стремление поглощать как можно больше, как можно более вкусной и изысканной пищи, что для некоторых становится смыслом жизни, самоцелью и оказывается биологически нецелесообразным.

2) Самосохранение преобразуется в стремление к роскоши во всем: строительстве дворцов и их обстановке, ношении сверхмодной одежды и прочая, и прочая. Вещизм также часто поражает людей и становится смыслом их жизни.

3) Процесс воспроизведения заменяется стремлением соблазнить как можно больше женщин, или мужчин (синдром Дон-Жуана). При этом часто любители сексуальных наслаждений теряют способность производить потомство, что также оказывается биологически нецелесообразным.

”Жить - хорошо!

А хорошо жить - еще лучше!”

(из кинофильма “Кавказская пленница”)

Что значит “Хорошо жить”?

Статья 29. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

Экология и здоровье. Биополитика

Физическое и психическое самочувствие человека, его настроение, деловая активность в решающей степени зависят от состояния его здоровья, которое в настоящее время оказывается под угрозой в связи с антропогенным изменением среды обитания.

В настоящее время в окружающую среду попадает все больше веществ антропогенного происхождения, являющихся не просто загрязняющими, но и сильно токсичными, канцерогенными, аллергенными и мутагенными. Поэтому для выживания человечества требуется срочный пересмотр приоритетов развития. Экология не должна подстраиваться под нужды экономики и политики, а наоборот, необходим экоцентрический подход. Богатство и благополучие страны должны оцениваться не количеством произведенных материальных благ, как это принято сейчас, а уровнем здоровья населения.

Самыми важными для здоровья человека являются качество воздуха, количество и качество питьевой воды и продуктов питания, а также радиационный фон, уровень шума и электромагнитных колебаний, не превышающие допустимые значения.

Важное значение для сохранения и восстановления здоровья имеют рекреационные ресурсы: минеральные воды и грязи, горный и морской воздух, лесные массивы с хвойными породами деревьев и др. Имеющихся в настоящее время благоустроенных курортов недостаточно, они перегружены, загрязнены и в значительной мере потеряли свои рекреационные свойства.

Деятельность по рациональному использованию и охране окружающей среды контролируется, регулируется и направляется государством через систему природоохранного законодательства. Только тогда, когда экологические законы и требования, осознанные наукой, находят соответствующее юридическое оформление в виде законов, декретов, указов, постановлений, обязательных для исполнения, они получают реальные шансы на претворение в жизнь. Поэтому постоянное совершенствование природоохранного законодательства в соответствии с развитие науки и техники имеет важнейшее значение.

Право человека на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, а также обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к ее ресурсам закреплены в Конституции Российской Федерации.

В конце XX в. стало ясно, что решить проблемы сохранения окружающей среды только на уровне отдельной страны невозможно. Причина заключается в том, что биосфера Земли представляет собой целостную, интегрированную систему. Поэтому мало совершенствовать собственное законодательство, необходимо всячески способствовать развитию международного законодательства, регулирующего совместные усилия всех стран в деле охраны природы.

Необходимо экологическое воспитание населения с детских лет, без чего нельзя надеяться на реализацию даже самых замечательных и научно обоснованных программ сохранения бисоферы. Когда большинство населения поймет, что экологические преступления - это преступления, а не извинительный проступок, только тогда можно будет надеяться на благополучный выход из экологического кризиса. Осуществление действенных экологических программ требует таких значительных средств и ограничений, что правительства вряд ли решаться на них, пока народ не осознает их жизненную необходимость.

Литература

1. Авдюшин С.И., Данилов А.Д. Солнечная активность и события на Земле: вымысел и реальность. Природа, 1993, 3

2. Анисимов В.Н. Цена продленной жизни: взгляд онколога/Природа, 1990, 10

3. Анисимов В.Н. Солнечные часы старения/ Природа, 1995, 10

4. Бердышев Г.Д., Загария А.М. Дерматоглифика и долголетие/Природа,1990,12

5. Введенский В.Л., Ежов А.А. Ритмы мозга и самовоспроизведение информа ции/ Природа, 1990, 4

6. Гелиобиология: от Чижевского до наших дней. Природа, 1994, 9

7. Григорьян Н.А. Н.К.Кольцов и экспериментальная генетика высшей нервной деятельности/ Природа, 1992, 6

8. Лопухин Ю.М. Биоэтика/ Природа, 1991, 10

9. Немцов А.В. Потребление алкоголя как глобальная проблема/ Природа, 1990, 1

10. Плюснин Ю.М. Каких друзей мы себе выбираем. Социобиология дружбы. Природа, 1993, 9

11. Савельев С.В. Парадокс формы мозга/ Природа. 1992. 3

12. Савельев С.В. Монстры. Природа, 1993, 10

13. Савельев С.В. Природа индивидуальности мозга человека/ Природа, 1995,9

14. Титов С.А. Системный и молекулярный подходы к проблемам памяти/ Природа, 1990, 6

Тема 2.3. Биосфера и цивилизация

Популяции, сообщества, экосистемы. Принципы их организации. Формы биотических отношений в сообществах. Популяция - структурная единица вида. Она представляет собой совокупность особей одного вида, населяющую определенное местообитание с однородными условиями (пруд, озеро, реку, луг, лес, болото и пр.), в пределах которого происходит свободное скрещивание (панмиксия) особей (в случае полового размножения с перекрестным оплодотворением). Популяция - это совокупность совместно проживающих и постоянно контактирующих (взаимодействующих) особей одного вида.

Структура популяции включает: половые (самцы и самки), возрастные, генетические, территориальные (семьи, стада, колонии) и др. группы особей. Взаимоотношения особей в популяции выражаются в половом поведении, заботе о потомстве, территориальном поведении, в активной и пассивной конкуренции, сотрудничестве и взаимопомощи (кооперации).

Важнейшими свойствами популяции являются: численность, плотность, рождаемость и смертность, прирост и темп роста.

Численность популяции является величиной переменной, которая зависит от многих факторов. Численность популяции в благоприятных условиях способна к неограниченному росту, который описывается экспоненциальной кривой. Обычно это явление называется геометрической прогрессией размножения. В результате численность популяции может достигнуть любых значений, но обычно это не наблюдается, так как максимально возможная численность популяции ограничивается экологической емкостью территории, и как правило, не достигает этого уровня под влиянием регулирующих факторов.

К факторам, регулирующим численность популяции, относятся: конкуренция, голод, каннибализм, стресс, болезни, хищники, которые снижают численность, если она превышает оптимальное значение. Увеличение численности популяции приводит к усилению действия этих факторов, в результате чего снижается рождаемость, повышается смертность и численность снижается.

Сообщество - система совместно живущих автотрофных и гетеротрофных организмов, объединенных общим местообитанием и связанных определенной совокупностью биотических отношений. Биотические отношения выражаются в трофических (пищевых) связях, хищничестве и паразитизме, межвидовой конкуренции и кооперации, антибиозе и симбиозе.

Обычно сообщество понимается как синоним биоценоза. Биоценоз состоит из популяций многих видов, которые можно подразделить на три основные группы: продуцентов (зеленые растения, водоросли, хемосинтезирующие и фотосинтезирующие бактерии), консументов (животные растительноядные и хищники, паразиты) и редуцентов (грибы и большинство бактерий).

Продуценты производят органическое вещество из неорганического, используя солнечную энергию, или энергию, выделяющуюся в результате окислительно-восстановительных реакций. Консументы являются потребителями органического вещества, которое служит для них источником энергии и строительного материала. Однако термин “потребители” неполно характеризует роль животных в сообществе. Животные являются регуляторами численности растений, способствуют их распространению, рассеивая семена, некоторые группы животных (насекомых, птиц, млекопитающих) - важные опылители цветковых растений. В целом животные играют важную роль в круговороте веществ в экосистемах.

Редуценты разлагают органическое вещество (растительный опад, трупы животных и их экскременты) на минеральные компоненты: воду, углекислый газ, минеральные соли, которые снова используются растениями. Отсюда понятно, что без редуцентов существование сообщества было бы невозможным.

Круговороты вещества и энергии

Наличие всех трех групп для нормального функционирования сообщества обязательно. Их совместная жизнедеятельность обеспечивает устойчивый биотический круговорот веществ и превращения энергии, которую зеленые растения получают от Солнца. Используя энергию Солнца, зеленые растения в процессе фотосинтеза производят углеводы из углекислого газа и атомов водорода, отнимаемых у молекул воды. Побочным продуктом фотосинтеза является свободный кислород, выделяемый растениями в окружающую среду. И растения, и животные в процессе дыхания окисляют углеводы до воды и углекислого газа, используя свободный кислород, содержащийся в воздухе или воде. В результате они синтезируют АТФ (аденозинтрифосфорную кислоту), в которой запасается энергия, используемая живыми существами в процессе жизнедеятельности.

Вне этого круговорота не может существовать ни один вид, в том числе человек.

Сообщества различаются по количеству и разнообразию составляющих их видов. От этого зависит сложность структуры сообщества и степень его устойчивости (способность к саморегуляции). Обеднение видового состава сообщества под влиянием деятельности человека ведет к снижению его устойчивости, что может привести к разрушению сообщества и замене его другим, как правило, с более простой структурой.

Биосфера

Биосфера - геологическая оболочка, населенная живыми организмами. Ее можно рассматривать как глобальную экологическую систему, состоящую из всех биогеоценозов Земли.

Следовательно, биосфера, как всякая экологическая система, - открытая саморегулирующаяся система, функционирование которой обусловливается притоком космической, главным образом, солнечной, энергии.

Биосфера во внешней части создает газовую оболочку, соприкасающуюся со Вселенной, а внутри планеты - оболочки осадочных пород. Жидкое и твердое топливо, которое мы добываем из недр Земли, кремнистые, железистые, марганцевые и другие породы образовались благодаря дыханию, питанию, жизни и смерти живших когда-то организмов. Они “законсервировали” солнечные лучи, “запасли” для нас полезные ископаемые.

Вследствие жизнедеятельности организмов происходит непрерывный глобальный круговорот веществ и трансформация энергии в биосфере.

Растения при помощи солнечной энергии создают органические вещества.

Грибы разлагают мертвую органику и подготавливают вещества для повторного использования их организмами.

Животные расселяют растения, регулируют их численность, перемещают живое вещество против направления стока.

Многоклеточные животные - это транспорт биосферы, ее регулирующее и оздоровительное устройство. Среди них нет никого лишнего или незначительного: биосфера - тонко сбалансированная система.

В неживой природе каждая замкнутая система сама по себе приходит в равновесное состояние: реки текут к морю, камни скатываются с гор, выравниваются вследствие диффузии концентрации веществ...

Живые организмы поддерживают биосферу в неравновесном состоянии. Они выполняют работу против силы тяжести, переносят вещества против направления стока и против градиента концентрации. Только живые организмы способны улавливать рассеянную в окружающем пространстве энергию электромагнитного поля и консервировать ее в виде внутренней энергии веществ самих организмов.

Эволюция биосферы

Структура биосферы, характер и интенсивность биотического круговорота изменялись в ходе эволюции. Учитывая принципиальную важность круговорота, В.И.Вернадский утверждал, что на Земле с самого начала могло существовать лишь некоторое сообщество различающихся функционально организмов.

Только сообщество, состоящее из функционально разнообразных организмов, может осуществлять циклические процессы, необходимые для того, чтобы оставаться стабильным в биогеохимическом смысле.

Выживание сообщества возможно лишь в том случае, если его деятельность в течение достаточно продолжительного времени не приводит к нарушению внешних условий. Иначе это ведет к сукцессии, последовательной смене стадий в развитии. Нечто подобное наблюдается в истории биосферы, которую можно сопоставить с термодинамически ориентированной сукцессией.

Сбалансированный цикл может существовать лишь в трофически организованном сообществе, которое создается кооперативной деятельностью разнородных организмов и подчиняется, как в целом, так и в частях, термодинамической необходимости.

Кооперативное микробное сообщество было первоначальным и обеспечило устойчивость биосферы. Растительный и животный мир встроились в систему, созданную микроорганизмами.

Саморазвитие происходило внутри трофической пирамиды с появлением все новых возможностей. В уже сложившиеся системы включались новые.

Таким образом, кооперация лежит в основе трофической пирамиды сообществ, а конкуренция служит механизмом тонкой регулировки в системе (Заварзин Г.А. Анти-Рынок в природе. Природа, 1995, 3).

В качестве первичных продуцентов на Земле выступали одноклеточные прокариоты, осуществлявшие фотосинтез и хемосинтез. В течение примерно 2 млрд. лет прокариоты изменили состав атмосферы - снизилось содержание углекислого газа и возросло кислорода и азота.

С этого момента в составе биосферы возникают эукариоты - водоросли, грибы и простейшие животные, сначала одноклеточные и колониальные, а затем и многоклеточные высшие растения и животные.

Ресурсы биосферы

Природные ресурсы - компоненты окружающей человека естественно среды, используемые для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества. Растительные и животные ресурсы, почва, пресная вода, чистый воздух относятся к возобновимым ресурсам. Их возобновляемость обусловлена деятельностью биосферы и, следовательно, объем или интенсивность их использования зависит от скорости их возобновления, что зависит от состояния биосферы. Ресурсы биосферы являются ограниченными.

Пределы устойчивости биосферы

Использование ресурсов биосферы приводит к нарушению ее структуры и изменению процессов, в ней протекающих. Поскольку биосфера способна к саморегуляции, она до известных пределов сохраняет устойчивость. Выход за эти пределы приводит к необратимым изменениям, которые в некоторых случаях могут быть желательны для человека, но большей частью опасны. Особенно опасны необратимые изменения глобального характера, которые могут привести к экологической катастрофе. В этом случае существование человечества может оказаться невозможным, либо оно может протекать в крайне неблагоприятных условиях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.