![]() |
РУБРИКИ |
Автотранспортное предприятие "ПОГАТ" - (диплом) |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Автотранспортное предприятие "ПОГАТ" - (диплом)p>Для грузовых АТП нормативы численности применяют с коэффициентом 0, 85Таблица 2. 2. 1. 2 Структура категорий работающих Наименование категорий работников Численность работников по плану, чел Удельный вес работающих, % Нормативная численность, чел Удельный вес работающих, % 1. Водители – всего, в том числе: 125 57, 2 96, 7 62, 2 1. 1 водители автомобилей 1. 2 водители, участвующие в ремонте 89, 4 35, 6 40, 9 16, 3 96, 7 — 62, 2 — 2. Ремонтно-вспомогательные рабочие – всего, в том силе: 33, 5 15, 3 31, 8 20, 5 2. 1 ремонтные рабочие 2. 2 вспомогательные рабочие 27, 6 5, 9 12, 6 2, 7 26, 2 5, 6 16, 8 3, 6 3. Аппарат управления 60 27, 5 27 17, 4 Итого 218, 5 100, 0 155, 5 100, 0 Площади АТП по своему функциональному назначению подразделяются на три основные группы: производственно-складские, хранения подвижного состава и вспомогательные. В состав производственно-складских помещений входят зоны ТО и ТР, производственные участки ТР, склады (рис. 2. 2. 1. 1. ), а также технические помещения энергетических и санитарно-технических служб и устройств (компрессорные, трансформаторные, насосные, вентиляционные камеры). В состав площадей зон хранения (стоянки) подвижного состава входят площади стоянок (открытых или закрытых) с учетом площади, занимаемой оборудованием для прогрева автомобилей (для открытых стоянок), рамп и дополнительных поэтажных проездов (для закрытых многоэтажных стоянок). В ТОО фирмы ПОГАТ условия хранения подвижного состава можно охарактеризовать как открытое хранение без подогрева; доля автомобилей с независимым выездом— 100 %, угол расстановки на стоянке — 90о. В состав вспомогательных площадей предприятия входят: санитарно-бытовые помещения, пункты общественного питания, здравоохранения, управления, культурного обслуживания. Для АТП, условия эксплуатации и размер которого отличаются от эталонных, определение показателей (таблица 2. 2. 1. 4)производится с помощью коэффициентов ( таблица 2. 2. 1. 4. ), которые учитывают влияние различных факторов. На стадии технико-экономического обоснования и предварительных расчетов ориентировочно общая площадь вспомогательных помещений может быть определена по графику, приведенному на рис. 2. 2. 1. 2. Рис. 2. 2. 1. 2 Зависимость удельной площади S вспомогательных помещений от числа работающих N Корректирующие коэффициенты, учитывающие влияние различных факторов на технико-экономические показатели для ТОО фирмы ПОГАТ k1 – коэффициент, учитывающий списочное число подвижного состава Грузоподъемность, т k4 – коэффициент, учитывающий среднесуточный пробег единицы подвижного состава Условия хранения: k5 – коэффициент, учитывающий условия хранения подвижного состава Категория условий эксплуатации k6 – коэффициент, учитывающий категорию эксплуатации подвижного состава Климатический район: k7 – коэффициент, учитывающий климатические условия эксплуатации подвижного состава Расчет удельных нормативных технико-экономических показателей для ТОО фирмы ПОГАТ Эталонное значение удельных технико-экономических показателей Корректирующие коэффициенты Принятое значение удельных технико-экономических показателей Число производственных рабочих на 1 млн. км пробега (Руд), чел Площадь производственно-складских помещений на 1 автомобиль (Sуд. пр), м2 Площадь вспомогательных помещений на 1 автомобиль (Sуд. всп), м2 Абсолютные значения показателей определяются произведением соответствующего приведенного удельного показателя на годовой пробег парка или списочное число автомобилей. 1, 18 —коэффициент, учитывающий наличие вентиляционных камер, расположенных на антресолях. Нормативные и фактические размера производственных площадей. Так как Sпр. скфак > Sпр. скнор на 1753, 6 м2, то предприятие приведении Sпр. скфакк нормативному значению может получить высвобождение средств в размере 93, 2 млн. руб. Sвспфак > Sвспнор на 31, 25 м2, вследствие чего при приведении Sвспфакк нормативному значению предприятие получит высвобождение средств в размере 1, 66 млн. руб. Sстфак > Sстнор на 4162, 9 м2, что объясняется тем, что первоначально предприятие было рассчитано на большее число автомобилей. Если Sстфакуменьшить до нормативного значения, то предприятие получит высвобождение средств в размере 6, 24 млн. руб. Эффективность деятельности автотранспортного предприятия в значительной степени зависит от наличия и состава оборотных средств. Оборотные средства предприятий составляют совокупность фондов оборотных и обращения, выраженных в деньгах. Оборотные средства предоставляются предприятием для образования запасов материальных ценностей, покрытия затрат по незавершенному производству, расходов будущих периодов, а также для осуществления расчетов в установленные сроки. Основные элементы оборотных средств приведены на рис. 2. 2. 1. 3 В производственных В эксплуата- В процессе Средства в Денежные запасах ции производства расчетах ресурсы Смазочные матери- Малоценные ное производ- документы в счетах в бан алы и быстроизна- ство в авторе- банках на ин- ке Малоценные и быс- щих периодов ства в расче- жные средства троизнашивающи- тах 10. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям — Нормируемый оборотный капитал составляет 37, 1 % от общей суммы оборотного капитала, а 62, 9 %—денежные средства и средства в расчетах. Размер оборотного капитала необходимого для нормального обеспечения работы ТОО фирмы ПОГАТ должен быть равен: Окг = Окнорм / 0, 371 = 672467 / 0, 037 = 1812579, 5 (тыс. руб. ) По состоянию на 1. 01. 97г. оборотный капитал фирмы составлял 1059187 тыс. руб. или 58, 4 % от потребного. К оборотному капиталу приравниваются устойчивые пасиивы, размер которых составит 148653, 8 тыс. руб. Уп(зп) = ФЗП / 360 ґ 40 дней = 925871, 7 / 360 ґ 40 = 102874, 6 (тыс. руб. ) Уп(сн) = Уп(зп) ґ 0, 395 = 102874, 6 ґ 0, 395 = 40635, 5 (тыс. руб. ) Уп(от) = ФПЗ / 360 ґ 2 = 925871, 7 / 360 ґ 2 = 5143, 7 (тыс. руб. ) DОк = Окг – Окн. г – Ок (уп) = 1812579, 5 – 1059187 – 148653, 8 = 604738, 7 (тыс. руб. ) Структура оборотных средств по отдельным предприятиям существенно различается. Она зависит от особенностей процесса производства, характера работы, степени технической вооруженности, уровня организации производства. Ниже приведена структура оборотных средств по ТОО фирме ПОГАТ. 1. Оборотные средства в сфере производства (нормируемые средства) а) Производственные запасы, 2. Оборотные средства в сфере обращения (ненормируемые средства), в том числе В современных условиях оснащение отраслей основными фондами влияет на формирование материально-технической базы, выполнение программ социально-экономического развития, расширенное воспроизводство. Основные производственные фонды отрасли—это те средства труда, которые участвуют во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на готовый продукт по частям в течение длительного времени. Все основные фонды народного хозяйства разделяются на производственные и непроизводственные. Непроизводственные основные фонды не принимают непосредственного участия в создании продукции. Они косвенно способствуют осуществлению процесса, удовлетворяя бытовые и культурные потребности трудящихся. Сюда относятся жилые дома, здания, сооружения, оборудование учреждений и организаций. К непроизводственным относятся также средства труда, находящиеся в процессе монтажа, списанные, но не переданные или полученные, но не установленные машины, оборудование, транспортные средства. Средства труда становятся тогда производственными основными фондами, когда они принимают участие в создании стоимости продукции. Основные производственные фонды делятся на активную и пассивную части. К активной части относится комплекс средств и механизмов, непосредственно участвующих в производственном процессе (транспортные средства, машины, измерительные и регулирующие приборы), к пассивной части—все остальные виды основных фондов, являющиеся необходимым условием производственного процесса. Соотношения различных элементов основных фондов в их общей стоимости характеризуют структуру основных фондов. Она зависит от многих факторов и в том числе от состава автомобильного парка, уровня концентрации и специализации производства, развития производственно-технической базы. Особенностью структуры основных производственных фондов автомобильного транспорта (в частности ТОО фирмы ПОГАТ) является высокий удельный вес транспортных средств, которые составляют 60, 2 % (см. табл. 2. 2. 1. 8), в то время, как согласно расчетам НИИАТа, рациональное соотношение основных средств, при котором обеспечивается нормальная деятельность автомобильного транспорта, должно составить для подвижного состава примерно 50 %, а для производственно-технической базы— 50 % Несмотря на эффективность применения прицепов, развитие перевозок грузов на них сдерживается по следующим причинам: плохое техническое состояние прицепного парка; недостаточное количество прицепов из-за отсутствия средств на их приобретение; плохие подъездные пути. Относительное число прицепов к общему количеству автомобилей должно составлять: к автомобилям грузоподъемностью 2, 1ё 8т — 50 %, 8, 1 ё 15т — 85 %. А по данным ТОО фирмы ПОГАТ относительное число прицепов к общему количеству автомобилей составляет: к автомобилям грузоподъемностью 2, 1ё 8т — 50 %, 8, 1 ё 15т 2. 3 Показатели, характеризующие использования факторов производства Эффективность производственной деятельности людей характеризует производительность труда и выражается в увеличении количества продукции в единицу рабочего времени или уменьшении количества времени, затраченного на производство единицы продукции. По своему экономическому содержанию производительность труда относится к комплексному, обобщающему показателю, в котором сосредоточены итоги деятельности работников по производству продукции. Производительность труда по ТОО фирмы ПОГАТ: Проведем исследование влияния показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность, на производительность труда. Пт = (Асс ґ q ґ W ґ dст) / Nраб = Нраб ґ Дк ґ aв ґ Тн ґ Vэ ґ b ґ g ґ dст Влияние этих показателей на производительность труда можно выразить уравнением: Построенная нами модель, позволяет выявить связь производительности труда с показателями, характеризующими производственно-хозяйственную деятельность. В окончательном виде аддитивная алгебраическая модель получила следующий вид: Графически связь производительности труда с показателями, характеризующими производственно-хозяйственную деятельность, представлена на рис. 2. 3. 1 Рис. 2. 3. 1 Влияние показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность на производительность труда Большое народнохозяйственное значение имеет эффективное использование производственных фондов, которое оценивается в натуральном (для определения технического состава основных фондов производственной мощности предприятия, для установления путей повышения использования производственных мощностей) и денежном (для установления при планировании их расширенного воспроизводства, а также для определения себестоимости продукции и рентабельности предприятия) выражениях. В связи с длительностью функционирования, постепенным изнашиванием основных фондов существует несколько методов их денежной оценки: По первоначальной стоимости, т. е. по фактической, включающей полную стоимость введенного в эксплуатацию объекта или прейскурантную цену покупаемых машин, других средств труда, а также стоимость их к месту использования; По восстановительной стоимости; Кроме оценочных показателей, существуют показатели, отражающие экономическую. Эффективность использования производственных основных фондов. Обобщающим показателем является показатель фондоотдачи, который определяет количество доходов, приходящихся на 1 руб. стоимости производственных основных фондов: Сс. г — среднегодовая стоимость производительных основных фондов, тыс. руб. Сс. г составляет 6291000 тыс. руб. Экономическая эффективность использования производственных основных фондов может определяться рентабельностью, то есть количеством прибыли на 1 руб. стоимости этих фондов. При анализе работы автомобильного транспорта, а также для характеристики состояния основных фондов используются следующие показатели: Фондоемкость: Степень оснащенности каждого работника основными производственными фондами представляет собой фондооруженность: К показателям, характеризующим состояние основных производственных фондов, относятся коэффициенты , Rоб, kи, kг, kв. Коэффициент обновления характеризует интенсивность ввода в действие новых производственных мощностей: где—стоимость основных фондов вновь поступивших в эксплуатацию за отчетный период, тыс. руб. Ск — стоимость основных фондов на конец отчетного периода, тыс. руб. Ск = 27793049 тыс. руб. (см. табл. ) Коэффициент выбытия определяют необходимость пополнения основными фондами: где Сн —стоимость основных производственных фондов на начало отчетного периода, тыс. руб. Св — стоимость выбывших основных фондов за отчетный перод, тыс. руб. Св по балансу составляет 2733909 тыс. руб. Приведенные данные позволяют сделать вывод, что основные производственные фонды изношены на 77 %. Для их замены у предприятия на сегодня средства отсутствуют. Рациональное и эффективное использование оборотных средств является важнейшей задачей хозяйственного руководства и обеспечивает значительную экономию материальных и денежных ресурсов предприятия. На эффективность использования оказывает влияние скорость их движения за производственный цикл, то есть оборачиваемость оборотных средств за определенный период, которая характеризуется количеством оборотов за год и длительность оборота. Коэффициент оборачиваемости выражает число оборотов, совершаемых оборотными средствами за определенный период времени: Продолжительность оборота в днях показывает, за какое количество дней совершается один оборот оборотных средств: Объективная оценка результатов производственной деятельности предприятия не может быть произведена без совокупного учета выявление всех факторов производства. При исследовании процесса формирования выручки учитывать в первую очередь массу и эффективность отдельных факторов производства: труд и капитал (средства и предметы труда). Влияние факторов производства на выручку можно выразить уравнением: Фопф — среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. N — численность работников, чел. Ос — среднегодовая стоимость нормируемых оборотных фондов, тыс. руб. аi — коэффициенты регрессии при факторах. Построенное множественное уравнение регрессии без свободного числа на основе отчетных данных ряда предприятий имеет вид: Приведенная выше модель (2) была скорректирована применительно к конкретным условиям автотранспортной фирмы ПОГАТ, показатели которой приведены в таблице 2. 4. 1. Исходные данные для корректировки модели связи выручки с факторами производства. V1 = 498, 44 + 4573557 + 881133, 09 = 5455188, 534 (тыс. руб. ) Определим доли выручки, сложившиеся под влиянием каждого фактора в отдельности: В окончательном виде, после корректировки, аддитивная алгебраическая модель получила следующий вид: Полученное уравнение (8) позволяет провести полный факторный анализ формирования прироста объема продукции за счет каждого фактора: Проведенный анализ формирования изменения объема выручки с использованием данных, приведенных в таблице 2. 4. 1, позволил получить следующие результаты, представленные в таблице 2. 4. 2. Рассмотренные факторы, оказывающие влияние на выручку, делятся на две группы: экстенсивные и интенсивные. К числу экстенсивных факторов относятся: численность работников, среднегодовая стоимость основных производственных фондов и оборотных средств. Интенсивные факторы: выработка на одного работника, фондоотдача и количество оборотов оборотных средств. Измерение выручки за счет экстенсивных факторов составило 179425 тыс. руб. или 5, 7%, а за счет влияния интенсивных факторов составило 2953063 тыс. руб. или 94, 3%. Представленная модель (8) связи выручки с факторами производства и показателями, характеризующими эффективность их использования, может быть применена не только для целей анализа, но и для прогнозирования на короткий период (год). Результат изменения объема выручки в зависимости от вариации факторов Среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, тыс. руб. Результаты исследования показали, что наибольшее влияние на выручку оказывают ОПФ, коэффициент эластичности для которых составляет 0, 84. Коэффициент эластичности для Ос составляет 0, 162, а по численности работающих — всего лишь 0, 00009. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведение исследований производственно-хозяйственной деятельности ТОО фирмы ПОГАТ позволяет сделать выводы, что в 1996 году предприятие неэффективно использовало факторы производства: фондоотдача основных производственных фондов составила 0, 716 руб/руб против 0, 92 руб/руб в 1995 году и 1, 4 руб/руб в 1985 году; коэффициент оборачиваемости оборотных средств—10, 9 по сравнению с 13 в 1995 году и 20 в 1985 году; выработка на одного работника составила 17657 тыс. руб. при достигнутом показателе в 1995 году 21350 тыс. руб. и 30780 тыс. руб. в 1985 году; съем продукции с 1 м2 площади земли в 1996 году составил 140, 186 тыс. руб. , в 1995 году — 141, 782 тыс. руб. , а в 1985 году — 306, 1 тыс. руб. В 1996 году коэффициент выпуска автомобилей на линию составил 24 % от среднесписочного количества. Это связано с недостаточной рекламой и конкуренцией по привлечению платежеспособной клиентуры. Среднее время нахождения автомобилей за прошлый год составило менее 8 часов при пятидневной рабочей недели, а именно 7, 4 часа. Причиной этого явилось ослабление контроля со стороны эксплуатационной службы фирмы ПОГАТ за работой подвижного состава на линии. Коэффициент использования пробега составил 0, 562, что указывает на неудовлетворительную организацию транспортного процесса и недостаточный контроль за соблюдением расхода топлива на транспортную работу. Это позволяет сделать выводы, что при сложившихся условиях предприятие работало неудовлетворительно. Основные направления повышения эффективности использования факторов производства ТОО фирмы ПОГАТ Для более эффективного использования факторов производства в дальнейшем ТОО фирме ПОГАТ необходимо проводить работу в следующих основных направлениях: За счет расширения рекламы по основным направлениям и усиления конкуренции (приложение 2) пополнить портфель заказов, обеспечивающих выпуск автомобилей на линию до 0, 35. Обеспечить организацию транспортного процесса, позволяющую выполнить работы по перевозке грузов в среднем не менее 7, 6 часа в сутки. Путем загрузки части подвижного состава грузами при движении в обратном направлении, повысить коэффициент использования пробега. В целях сокращения постоянных расходов, а следовательно, и снижение размера тарифов, сократить привлечение водителей к участию в ТО и ремонта на 36 человек и разрешать в исключительных случаях привлечение водителей в ТО–2 не более, чем на день; снизить расходы на содержание технической базы на 20 % и сократить затраты на управление. Сдача в аренду излишних факторов производства: площадей и транспортных средств. Широкое использование прицепного состава. Применение прицепов является наиболее эффективным средством повышения производительности труда, так как при этом производительность автомобиля увеличивается более чем на 50 %. Использование самосвалов обеспечивает повышение механизации погрузочно-разгрузочных работ и производительности труда. Удельный вес самосвалов в 1997 году по ТОО фирме ПОГАТ будет составлять 47, 2 %, что на 9, 2 % больше, чем по расчетам НИИАТа. Создание в фирме автоматизированных рабочих мест по сбору, хранению и обработке исходной информации и обоснованию управленческих решений. Рациональная организация материально-технического снабжения. Бесперебойное и комплексное снабжение АТП является важной предпосылкой выполнения производственной программы и ритмичной работы предприятия. Для этого необходимо установить поставщиков, обеспечивающих регулярность и надежность поставок материальных ценностей. У предприятия имеется своя заправочная колонка. В связи с этим норма запаса топлива может быть уменьшена на 1 день, что приведет к увеличению коэффициента оборачиваемости оборотных средств. Важным источником снижения транспортных издержек и повышения производительности труда является применение математических методов планирования: закрепление потребителей однородного и взаимозаменяемого грузов за поставщиками для достижения минимального среднего расстояния перевозок; закрепление отправителей грузов за АТП; распределение подвижного состава и погрузочно-разгрузочных механизмов по маршрутам перевозок и др. Повышение культурного и технического уровня трудящихся имеет большое значение для быстрейшего освоения сложной техники, роста производительности труда. В 1997 году прирост производительности труда составит 50, 16 %. Повышение эффективности управленческого труда. Реализация вышеприведенных направлений по повышению эффективности использования факторов производства позволит предприятию перевести 370538, 6 тыс. т. грузов, что на 142625, 4 тыс. т. больше, чем в 1996 году; выполнить грузооборот в размере 25780, 055 тыс. ткм; получить 7758636, 5 тыс. руб. выручки, что на 3132487, 5 тыс. руб. больше, чем в 1996 году; прибыли— 1012254, 2 тыс. руб. Показатели использования факторов производства в 1997 году достигнут следующих значений: Фондоотдача увеличится на 0, 514 руб/руб и будет составлять 1, 23 руб/руб. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств по сравнению с 1996 годом увеличится на 2, 4 и составит 13, 3, то есть при прочих равных условиях меньше величина оборотных средств, необходимая для обеспечения производственного процесса. Продолжительность оборота оборотных средств сократится с 32, 8 дней до 27, 1 дня в 1997 году. Это свидетельствует об уменьшении количества дней, необходимых для совершения одного кругооборота, увеличении скорости оборота и более эффективном использовании оборотных средств. Выработка на одного работника увеличится на 17771 тыс. руб. и в 1997 году составит 35428 тыс. руб. /чел. Повышение спроса на пе- Повышение качества тран- Расширение сфер деяте- Улучшение обеспе- Снижение транспортных ревозки и др. услуги спортного обслуживания льности предприятий ченности предприя- издержек тий ресурсами Определение спроса на Разработка нормативов и Диверсификация Развитие ПТ базы Рационализация структу перевозки, обработка стандартов качества тран- транспортного АТП, обновление ры и численности грузо полученных материалов спортного обслуживания производства основных фондов вого автомобильного пар Стимулирование увели- Контроль качества тран- ка предприятия чения спроса на пере- спортного обслуживания Разработка и освоение Внедрение лизинго- Улучшение системы ор возки Разработка мер по улуч- новых видов перевозок вых операций ганизации и управления Развитие и совершен- шению условий труда. перевозочным процессом ствование информации и Использовать системы и Предоставление Приведение в соот- Применение альтернатив рекламы передачи информации на дополнительных услуг ветствие со структу- ных видов топлива Введение льгот, скидок основе компьютерной рой грузов типораз- Разработка новых техноло- гий с учетом требований на тарифы, с целью по- техники мерного ряда и стру- клиентуры вышения спроса на пере- Определить и внедрить ме- ктуры парка подвиж- Нововведения в системе возки и услуги роприятия, направленные ного состава организации и управления Определение размеров на обеспечение соответс- техническим обслужива тарифов на перевозки и твия уровня транспортно- нием и ремонтом подвиж услуги го обслуживания установ- ного состава Рис. 1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы. Страницы: 1, 2 |
|
© 2008 |
|