РУБРИКИ

Владимир Клавдиевич Арсеньев — выдающийся исследователь Дальнего Востока

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Владимир Клавдиевич Арсеньев — выдающийся исследователь Дальнего Востока

путешествие «По следам Арсеньева» по изучении природы Дальнего Востока,

рассчитанный на 2 учебных часа. В чем же заключается проблема или

проблемный подход к уроку?

Во-первых, учащимся дается проблема, связанная с областью их интересов

и вызывающая у них затруднения, которые могут быть разрешены только в

результате поиска удовлетворительного решения. В нашем случае группа

школьников (4-5 человек) охарактеризовывает условия отдельного природного

комплекса региона путем обобщения полученных ранее знаний с применением

дополнительной литературы — произведений В.К. Арсеньева. Во-вторых, для

решения поставленной проблемы школьники должны сами выбрать способ действия

их двух или более возможных вариантов. Такая реальная проблема требует от

учащихся сбора точных и надежных сведений, анализа всего объема информации,

относящейся к проблеме, выявления удовлетворительных решений из целого ряда

возможных в рамках используемых критериев оценки и путей внедрения

найденного решения в практику. Проще говоря, при попытке сформировать у

школьников проблемного мышления создается проблемная ситуация, вызывающая у

них затруднения, пути преодоления которого требуют поиска новых и

дополнительных знаний, новых способов действия [14:21].

Разработка урока по изучению природы Дальнего Востока в дипломной

работе выбрана не случайно. Во-первых, именно этому кратко посвятил 30 лет

исследований В.К. Арсеньев и большинство его трудов повествует о

разнообразии природных комплексов региона. Во-вторых, Дальний Восток —

наиболее интересная тема в изучении, т.к. именно этому району свойственны

такие черты природы, которые не присутствуют ни в одном из других крупных

регионов России — приморское географическое положение, почти меридиальная

протяженность региона (с севера на юг), контрастность природных условий,

сейсмическая активность (начинающийся вулканизм), разнообразие рельефа

(фиорды Чукотки), разнообразие климата (холодный, резко-континентальный,

муссонный, умеренный), летне-осенние разливы рек, наводнения, разнообразие

природных комплексов (эндемичность природы и присутствие в ней реликтов) и

т.д. В-третьих, изучением природы Дальнего Востока, по сути, заканчивается

весь курс. «Физическая география России» и поэтому важно в завершающей теме

дать школьникам особо запоминающуюся физико-географическую характеристику.

На изучение Дальнего Востока в школьной программе отводится всего 2

учебных часа, за которые невозможно рассказать обо всех отличительных

особенностях края. Поэтому идет подключение самостоятельной работы

учащихся, позволяющее значительно лучше усвоить и понять пройденный

материал.

Школьная программа при изучении географии требует от учителя

организации и проведения различных форм учебной работы (уроки, экскурсии,

путешествия), при использовании разнообразных методов обучения (беседа,

лекция, рассказ, различные виды самостоятельных работ учащихся и др.)

Многие из них могут быть проведены в виде уроков-путешествий.

Эффективность организации учебно-воспитательной работы на уроке-

путешествии во многом зависит от четкого его планирования, которое

составляется, как правило, на основе анализа школьной программы учебных

пособий, различных дополнительных материалов [18:22]. Проведение такого

урока требует соответствующей подготовки как учащихся, так и учителя, как

правило, урок-путешествие начинается со вступительного слова учителя,

подготавливающего учащихся к восприятию нового материала, следом вступают

школьники.

Уроки-путешествия могут быть обзорными или тематическими. Обзорные

путешествия проводятся или перед изучением крупных разделов программы, или

на заключительном этапе их изучения (как в нашем случае). Тематические же

путешествия обычно бывают приурочены к изучению определенных тем программы.

Урок-путешествие, проведенный в конце изучения темы, способствует более

углубленному изучению материала на этапе повторения и обобщения.

Организация путешествия требует применения методов и приемов, позволяющих

ознакомить школьников с темой, целью и планом путешествия, а также с

перечнем заданий, которые ученики должны выполнить до или в ходе урока.

Учитель на таком уроке выступает как организатор познавательной

деятельности учащихся, как помощник и консультант. Центральное место на

уроке-путешествии отводится применению знаний и умений школьников. Для

урока характерно общение между учащимися в ходе учебной работы, организация

коллективной учебной деятельности.

В настоящее время, когда значение придается привитию учащимся навыков

самостоятельной работы с различными источниками знаний, урок-путешествие

составляет важную основу материализации этого метода обучения.

3.4. Изучение темы «Дальний Восток» в курсе «Физическая география

России» (VIII класс) в виде урока-путешествия «По следам Арсеньева»

(2 часа)

Для успешного проведения урока учитель дает классу опережающее задание

и дополнительную литературу (примерно за 2 недели). Класс делится на 5

групп (каждая из них будет давать характеристику одной из пяти природных

зон Дальнего Востока — Анадырско-Корякской области и хребет Джугджур,

полуострова Камчатка, о. Сахалин и Курильских островов, Приморья и

Приамурья), но обязательно так, чтобы в каждой группе был один из наиболее

сильных по знанию учеников. Класс подготавливается и оформляется учителем

во внеурочное время.

На доске надпись: «Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930)».

|Тема урока: |По следам Арсеньева |

|Содержание: |Изучение природы Дальнего Востока при помощи |

| |произведений В.К. Арсеньева: особенности географического|

| |положения, строение земной коры, рельеф и полезные |

| |ископаемые, климат, внутренние воды, растительность и |

| |животный мир. |

|Цели: |Образовательная — познакомить учащихся с особенностями |

| |географического положения Дальнего Востока, его природы,|

| |при помощи сопоставления произведений В.К. Арсеньева и |

| |учебно-методической литературы осуществить межпредметные|

| |связи с художественной литературой. |

| |Развивающая — закрепить умения учащихся работать с |

| |картами различного содержания, сопоставлять их и |

| |устанавливать взаимосвязи между отдельными компонентами |

| |природы, развивать умение работать с дополнительной |

| |литературой. |

| |Воспитательная — способствовать развитию |

| |самостоятельности, самоуправления, умения работать в |

| |группе, патриотических чувств учащихся. |

|Методы: |Исследовательский, иллюстративный, беседа |

|Опорные знания: |Понятие «природно-территориальный комплекс», «ландшафты |

| |природные и антропогенные», представление о рельефе, |

| |климате, внутренних водах, особенностях |

| |почвенно-растительного покрова и животного мира России, |

| |о делении территории на крупные природные районы, об |

| |основных взаимосвязях между компонентами природы. |

|Тип урока: |Путешествие |

|Оборудование: |Карта «Азональные природные комплексы», карты России: |

| |физическая, тектоническая, климатическая, природных зон;|

| |атласы; стенд с иллюстрациями по теме «Дальний Восток» и|

| |с рисунками по сюжетам книг В.К. Арсеньева. |

|Литература: |И.И. Баринова «География. Природа России» (2000), |

| |В.П. Дронов и до «Методическое пособие по географии |

| |России» (1993), М.И. Давыдова, Э.М. Раковская |

| |«Физическая география СССР» (1990), А.В. Даринский и др.|

| |«География России» (1992), А.С. Ермошкина «Уроки |

| |географии в 8 классе» (1993), Э.М. Раковская, |

| |И.И. Баринова «Природа России» (1994), Э.М. Раковская |

| |«География. Природа России» (1997), К.П. Сергеева «За |

| |страницами учебника географии» (1997), В.П. Сухов |

| |«Физическая география СССР» (1991), А.И. Тарасова |

| |«Владимир Клавдиевич Арсеньев» (1985, с. 165, 168), |

| |В.К. Арсеньев «Сочинения» Т. V, 1948, с. 34, 199, Т.VI, |

| |1949, с. 11,47, В.К. Арсеньев «Дерсу Узала» (1989), с. |

| |149-157, Толковый словарь по охране природы. |

|План урока: |Организационный момент (1 мин) |

| |Вступительное слово учителя (3-5 мин) |

| |Выступление I группы (12-15 мин) |

| |Выступление II группы (12-15 мин) |

| |Выступление III группы (5-7 мин) |

| |Перемена (10 мин) |

| |Организационный момент (1 мин) |

| |Продолжение выступления III группы (5-7 мин) |

| |Выступление IV группы (12-15 мин) |

| |Выступление V группы (12-15 мин) |

| |Выступление эколога (3-5 мин) |

| |Викторина (2-3 мин) |

| |Работа в контурных картах (5 мин) |

| |Подведение итогов урока (1 мин) |

Ход урока:

|Действие |Содержание |Действия |

|учителя | |учеников |

|Показывает|Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами| |

|Дальний |познакомимся с природой Дальнего Востока. | |

|Восток |Русские землепроходцы, двигаясь на восток, | |

| |вышли к берегу Тихого океана еще в XVII в. | |

| |Здесь прошли отряды И. Москвитина, В. Пояркова,| |

| |Е. Хабарова, этот край исследовал и знаменитый | |

| |ученый Владимир Клавдиевич Арсеньев. Арсеньев | |

| |(1872-1930 гг.) — известный русский географ, | |

| |этнограф, писатель. С 1900 по 1930 год | |

| |исследовал природу Дальнего Востока, побывал | |

| |почти во всех его уголках, автор более 50-ти | |

| |трудов, среди которых всемирно известные «По | |

| |Уссурийскому краю», «Дерсу Узала», «В горах | |

| |Сихотэ-Алиня» и других. | |

| |Сегодня мы совершим путешествие по отдельным | |

| |областям Дальневосточного края, посмотрим на их| |

| |природу глазами арсеньевских героев и | |

| |охарактеризуем ее современным взглядом. | |

| |А теперь коротко о том, что же представляет из | |

| |себя природа Дальнего Востока. | |

|Задает |Дальний Восток занимает почти 1/6 часть России.| |

|вопрос |Его территория протянулась вдоль побережья | |

| |Тихого океана на 4 500 км. Дальний Восток |Отвечают |

| |находится в зоне взаимодействия крупных | |

| |литосферных плит. Каких? | |

| |Ответ учеников: Тихоокеанской и Евразийской. | |

| |Учитель: Тихоокеанская плита подвергается под | |

| |континентальную Евроазиатскую. Вследствие этого| |

|Задает |почти все горные сооружения Дальнего Востока |Открывают |

|вопрос |протягиваются параллельно побережья Тихого |атласы |

| |океана. |Отвечают |

| |Откроем атласы, тектоническую карту России. | |

| |Когда сформировались большинство горных | |

| |сооружений Дальнего Востока? | |

| |Ответ учеников: в кайнозое и мезозое | |

| |Учитель: мощные горообразующие процессы и | |

| |подвижки литосферных плит продолжаются. | |

|Задает |Свидетельством этому являются интенсивные | |

|вопрос |землетрясения и моретрясения, очаги которых | |

| |располагаются как в недрах горных сооружений, |Отвечают |

| |так и на дне морских котловин глубоководных | |

| |впадин-желобов. | |

| |Какое страшное природное явление может | |

| |произойти в результате моретрясения? | |

| |Ответ учеников: цунами. | |

| |Учитель: они приносят много бед и разрушений | |

| |жителям Курил, Сахалина, Камчатки. | |

| |Климат всего Дальнего Востока — муссонный, | |

| |определяется взаимодействием континентальных и| |

| |морских воздушных масс умеренных широт. Зимой | |

| |со стороны мощного Азиатского максимума | |

| |устремляются потоки холодного воздуха. Поэтому | |

| |зима на Дальнем Востоке очень суровая и сухая. | |

| |На северо-востоке по окраине Алеутского | |

| |минимума холодный континентальный воздух | |

| |Восточной Сибири вступает во взаимодействие с | |

| |относительно теплым морским воздухом. В | |

| |результате здесь часто возникают циклоны, с | |

| |которыми связано большое количество осадков. | |

| |Летом воздушные потоки устремляются со стороны | |

| |Тихого океана. Морские воздушные массы | |

| |взаимодействуют с континентальными, и на всем | |

| |Дальнем Востоке идут муссонные дожди. Дальний | |

| |Восток — это рыбный край. Тихий океан богат |Доклад |

| |корюшкой, плотвой, хариусом, реки края |ученика |

| |изобилуют кетой, горбушей, чавычей, кижучем и |Показывает |

| |мн. др. |маршрут |

| |Природа края красочна и разнообразна. |экспедиции по|

| |А теперь поговорим подробнее о каждом природном|карте |

| |комплексе отдельно. | |

| |I группа (Анадырско-Корякская область и хр. | |

| |Джугджур) | |

| |Проводник. В.К. Арсеньев посещал этот край | |

| |только один раз и совершил путешествие в | |

| |Гижигинскую и Пенжинскую губу: в период с 23 | |

| |июня по 13 октября 1922 год. С 7 по 16 июля он |Доклад |

| |пароходом «Кишинев» прошел вдоль западного |ученика |

| |берега Камчатки. 30 июля высадился в Ямской | |

| |губе, где пересел на шхуну «Пенжина», на | |

| |которой Арсеньев и проделал основную часть пути| |

| |с конца августа до начала октября, когда шхуна,| |

| |перевозя различный груз, переходила от селения | |

| |к селению. За время путешествия погода стояла | |

| |штормовая, несколько раз пассажирам угрожала | |

| |смертельная опасность, которую они миновали | |

| |благодаря умелым действиям капитана. | |

| |Геолог. Анадырско-Корякская область расположена| |

| |на крайнем севере района. Здесь выделяются | |

| |Чукотское и Корякское нагорья. Их разделяет |Доклад |

| |Анадырско-Пенжинская низменность. Вдоль |ученика |

| |побережья Охотского моря простирается | |

| |хр. Дугджур. Территория отличается | |

| |преобладанием горного рельефа. Значительная | |

| |часть ее принадлежит к области кайнозойской | |

| |складчатости, лишь приморские хребты Чукотского| |

| |нагорья относятся лишь приморские хребты | |

| |Чукотского нагорья относятся к области | |

| |мезозойской складчатости. Полезных ископаемых | |

| |на территории сравнительно немного: район | |

| |известен своими залежами каменного угля и | |

| |бурого угля. На севере края добывают олово. | |

| |Климатолог. Данная территория расположена в | |

| |пределах арктического и субарктического | |

| |климатических поясов и находится под влиянием |Доклад |

| |воздушных масс, поступающих с соседних морей. |ученика |

| |Большая часть территории получает сравнительно | |

| |мало солнечного тепла. В холодный период года | |

| |она находится под воздействием воздушных масс, | |

| |поступающих сюда из Восточной Сибири и | |

| |арктических морей, поэтому зима здесь холодная,| |

| |но облачная, ветреная и снежная, иногда с | |

| |оттепелями из-за активной циклонической | |

| |деятельности. Средние температуры января |Доклад |

| |колеблются от –30о С на севере, до –14о С на |ученика |

| |юге. | |

| |Летом над сушей преобладает пониженное давление| |

| |и идет циклоническая деятельность, погода всюду| |

| |прохладная и дождливая. Средняя температура | |

| |июля колеблется от +3о С на севере, до +15о С | |

| |на юге. | |

| |Гидролог. Данная территория отличается весьма | |

| |густой сетью рек, относящихся к бассейну морей | |

| |Тихого океана. Большинство из них имеют | |

| |небольшую длину и только протяженность таких | |

| |рек, как Анадырь и Пенжина превышает 600 км. | |

| |Основным источником их питания являются | |

| |дождевые и снеговые воды, поэтому реки | |

| |многоводны весной и в летне-осенний период. | |

| |Большинство из них в холодный период 5-8 | |

| |месяцев скованы льдом. Также в крае много | |

| |небольших озер. | |

| |Биолог. В крае преобладают горно-тундровые | |

| |почвы, меньшую площадь занимают арктические и | |

| |тундровые глеевые, подзолистые. Данная | |

| |территория — это сочетание равнинных и горных | |

| |тундр с горной арктической пустыней (на | |

| |севере). На севере Чукотского п-ва горная | |

| |тундра поднимается не выше 100-200 м, на юге | |

| |тундра расположена гораздо выше. Из | |

| |растительности здесь распространены осока, | |

| |пушица, альпийская зубровка, незабудка на | |

| |севере, аянская ель, белокорая пихта, каменная |Пользуясь |

| |береза — на юге. Обычными обитателями тундр |физической |

| |являются северный олень, песец, лемминги и |картой |

| |тундровые куропатки. На заболоченной |России, |

| |низменности гнездится много водоплавающей |показывает |

| |птицы. На побережье Чукотского моря есть |маршруты |

| |лежбища моржей, а на береговых скалах — птичьи |экспедиций |

| |базары из чаек, чачи, кайры. |Арсеньева |

| |Приведем описание тихоокеанского моржа, | |

| |сделанного В.К. Арсеньевым в 1925 г.: | |

| |«Полярно-тихоокеанский морж является самым | |

| |крупным представителем ластоногих. Он достигает| |

| |в длину 4 1/4 м, в обхват 2,5 м и весит от 13 | |

| |до 22 центнеров… Пищу моржа составляют | |

| |моллюски, причем раковины он раздробляет зубами| |

| |и выбрасывает из рта. Своими бивнями морж | |

| |разрывает ил и песок и отыскивает себе пищу… Из| |

| |всех ластоногих моржи наименее водные | |

| |животные. Они всегда держатся около берегов, и,|Доклад |

| |если нет плавающих льдов, не уходят далеко в |ученика |

| |открытое море… Враги у него — касатка в море и | |

| |белый медведь и человек — на берегу». | |

| | | |

| |II группа — (п-ов Камчатка ) | |

| |Проводник. На Камчатке В.К. Арсеньев побывал | |

| |дважды. В первый раз — в 1918 г., когда на | |

| |моторном катере ему удалось подняться до | |

| |верховьев р. Камчатки, во второй раз — в 1923 | |

| |г., когда вместе с группой товарищей он | |

| |совершил подъем на действующий вулкан | |

| |Авачинская Сопка. | |

| |Это один из самых удаленных от европейского | |

| |центра России уголок страны. Около 2/3 площади | |

| |Камчатки занято горами. Это область молодых | |

| |складчато-вулканических гор. Вдоль всего | |

| |полуострова тянутся два хребта — Срединный и | |

| |Восточный, разделяемые Центрально-Камчатской | |

| |впадиной с протекающей по ней р. Камчаткой. | |

| |Хребты увенчаны вулканическими конусами со | |

| |снеговыми шапками и ледниками. | |

| |Камчатка известна своими залежами каменного и | |

| |бурого угля, также были обнаружены залежи | |

| |титаномагнетитовых песков. | |

| |Вулканолог. Время от времени Камчатку сотрясают| |

| |извержения вулканов. На полуострове | |

| |насчитывается около 30 действующих и более 130 | |

| |потухших вулканов. Один из наиболее активных и | |

| |высочайших вулканов мира — Ключевская Сопка, | |

| |его высота 4 750 м. Вот как описывает его | |

| |В.К. Арсеньев в 1918 г.: «Ключевская сопка |Доклад |

| |сильно действует и выбрасывает густые клубы |ученика |

| |дыма. Если считать высоту вулкана в 5 верст, | |

| |то, судя по масштабу, клубы дыма из кратера | |

| |взлетают кверху еще на версту. По склону горы | |

| |сбегает лава и катятся гигантских размеров | |

| |раскаленные камни…» | |

| |Почти на всех крупных вулканах созданы | |

| |специальные станции, на которых с помощью | |

| |современных приборов следят за их состоянием. | |

| |Благодаря этому, за несколько дней можно | |

| |предсказать начало активации вулканической |Доклад |

| |деятельности и предупредить жителей окрестных |ученика |

| |городов и сел. Вот как описывает В.К. Арсеньев | |

| |кратер Авачинской Сопки (2 741 м), куда он | |

| |спускался в 1923 г.: «Представьте себе воронку,| |

| |с километр в окружности и глубиною в 100 м, у | |

| |которой северный и западный края совершенно | |

| |отвесные, а южный и восточный, хотя и крутые, | |

| |но дающие возможность по глыбам лавы спуститься| |

| |вниз. Со дна воронки с грохотом, от которого |Доклад |

| |содрогается воздух, выделяются огромные столбы |ученика |

| |сильно удушливых газов и паров. На юго-западном| |

| |обрыве бросается в глаза очень большое | |

| |зеленовато-оранжевое пятно, из середины | |

| |которого с сильным шипением выходит газ, | |

| |окрашенный в желто-зеленый цвет». | |

| |Восточная Камчатка знаменита своей Долиной | |

| |гейзеров — единственный в России район с 20 | |

| |периодически фантазирующими источниками. | |

| |Климатолог. Климат Камчатки суровый из-за | |

| |влияния холодных морей и холодных течений, | |

| |проходящих вблизи побережий полуострова, но | |

| |вместе с тем типично морской. Зима холодная, | |

| |снежная и ветреная. Снег приносят зимние |Доклад |

| |циклоны, развивающиеся над Беринговым и |ученика |

| |Охотским морями. Средняя температура января | |

| |–18оС. Лето прохладное, пасмурное, сырое. В это| |

| |время центральная часть Камчатки сильно | |

| |нагревается и над ней образуется область | |

| |пониженного давления, к которой устремляются | |

| |воздушные массы с соседних морей. Средняя | |

| |температура июля +12 оС. | |

| |Гидролог. Речная сеть области густая, реки | |

| |невелики по протяжению, за исключением | |

| |р. Камчатки, длина которой около 770 км. В их |Доклад |

| |питании большую роль играют подземные воды. На |ученика |

| |Камчатке много озер, преимущественно небольших.| |

| |Значительная часть их, так или иначе, связана с| |

| |вулканической деятельностью. Есть озера, | |

| |возникшие вследствие подпруживания рек потоком | |

| |лавы. Озера, заполняющие кальдеры вулканов, | |

| |достигают большой глубины — до 200 м. Из них: | |

| |Кроноцкое и Курильское. | |

| |Биолог. Камчатский полуостров занимает подзона | |

| |хвойно-березовых парковых лесов. Специфика этой| |

| |подзоны — преобладание мелколиственных деревьев| |

| |(каменной и японкой берез) над хвойными и | |

| |широкое распространение высокотравья, среди | |

| |которых распространены шеламайник, василистник,| |

| |медвежья дудка. Горные хребты покрыты зарослями| |

| |кедрового стланика и кустарниковой ольхи, еще | |

| |выше располагаются горные тундры, альпийские | |

| |луга и снежная зона камчатских ледников. В |Показывает |

| |кедровых стланиках обитает очень крупный бурый |маршрут |

| |медведь, камчатский соболь, белка, бурундук, |путешествия |

| |рысь, камчатская кедровка. В горных тундрах |на карте |

|Заканчивае|живет северный олень, а на альпийских горных | |

|т первую |лугах пасется снежный баран. | |

|часть |III группа (остров Сахалин и Курильские | |

|занятия |острова) | |

| |I геолог. Сахалин — самый большой остров |Идут на |

| |России, его площадь — 76 400 км2, протяженность|перемену |

|Продолжает|с севера на юг более 900 км, наибольшая ширина |Доклад |

|урок |— 160 км, наименьшая — 47 км. Остров гористый, |ученика |

| |но горы невысокие (500-800 км). Наивысшая | |

| |отметка острова — г Лопатина (1609 м). Сахалин | |

| |находится в сейсмоактивной зоне Тихоокеанского | |

| |огненного кольца, с чем и связаны частые | |

| |землетрясения в его пределах. Последнее силой в| |

| |8 баллов произошло в 1995 г. В геологическом | |

| |строении Сахалина участвуют осадочные породы, с| |

| |которыми связаны месторождения нефти, газа, | |

| |стройматериалов. | |

| |II геолог. Курильская островная дуга |Доклад |

| |располагается между Охотским морем и Тихим |ученика |

| |океаном. Она состоит из двух параллельных гряд:| |

| |Большой Курильской гряды и Малой Курильской | |

| |гряды. Большинство островов гористы. | |

| |Происхождение Курильской гряды — вулканическое.| |

| |Каждый остров здесь — вулкан, осколок вулкана | |

| |или цепочка вулканов, слившихся своими | |

| |подошвами. На Курилах насчитываю 104 вулкана, | |

| |из них активных — 39. Самый высокий — вулкан |Доклад |

| |Алаид (2339 м) на острове Атласова. О |ученика |

| |продолжающихся движениях земной коры | |

| |свидетельствуют частые землетрясения и | |

| |моретрясения, вызывающие цунами. На Курильских | |

| |островах были обнаружены залежи | |

| |титаномагнетитовых песков, открыты | |

| |месторождения серы и медной руды. | |

| |К сожалению, В.К. Арсеньев не проводил | |

| |исследований на Сахалине и Курилах. Он бывал | |

| |здесь только проездом, и в его дневниках нет | |

| |почти никаких записей, касающихся этих районов.| |

| |В 1918 г. он, проплывая мимо Курильских | |

| |островов, наблюдал такую картину: «Утром я | |

| |вышел на палубу и увидел великолепную картину. | |

| |Некоторые из вулканов дымились и выбрасывали |Показывает |

| |пар и дым. Вечером, когда стемнело, в небе |маршрут |

| |появились красные отблески от лавы, вытекающие |экспедиции на|

| |из Курильских сопок». |карте |

| |Учитель: на этом первая часть нашего | |

| |путешествия закончена, III группа свое | |

| |выступление продолжит на следующем уроке. Идите| |

| |на перемену. | |

| |Перемена. |Доклад |

| |Учитель. Продолжаем слушать выступление III |ученика |

| |группы. | |

| |Климатолог. Климат Сахалина муссонный. Зимний | |

| |муссон, идущий с охлажденного материка, | |

| |обуславливает суровость зимы. Средняя | |

| |температура января –8,5 оС. С летним муссоном | |

| |связаны дожди и туманы, особенно интенсивные на| |

| |побережье. Средняя температура июля +18,5 оС. | |

| |Климат Курильских островов довольно суровый. | |

| |Зима на юге холодная, с морозами, на севере — | |

| |мягкая с относительно небольшими морозами. | |

| |Средняя температура января –8-7 оС. Лето | |

| |прохладное, воздух влажный, частая облачность и| |

| |смена погоды. Средняя температура июля — +10-17|Доклад |

| |оС. Климат островов — типично морской. |ученика |

| |Гидролог. Речная сеть Сахалина — густая и | |

| |многоводная. Крупные реки — Тымь (283 км) и | |

| |Поронай (240 км). В июне и августе — паводки, | |

| |связанные с муссонными ливнями. На равнинах | |

| |имеется большое количество мелких озер | |

| |преимущественно пойменного типа. | |

| |Реки Курил — короткие горные потоки. Почти до | |

| |середины лета в питании их большую роль играет | |

| |стаивающий снежный покров. На островах | |

| |встречаются озера: прибрежные лагунные, | |

| |плотинные и кратерные. | |

| |Биолог. Растительный и животный мир острова |Доклад |

| |беднее, чем на материке, но в прилегающих |ученика |

| |морских водах сохранились виды, исчезнувшие или| |

| |очень редкие на материке — калан и морской | |

| |котик. На севере можно встретить олений мох, на| |

| |юге — магнолии. 2/3 острова занято лесами. На | |

| |севере — светлохвойная тайга из лиственницы | |

| |даурской, берез и ольхи; на юге — темнохвойные | |

| |леса из аянской ели, пихты с примесью | |

| |широколиственных пород — дуба, тиса; здесь есть| |

| |также заросли бамбука, лиан. На Курильских | |

| |островах произрастают заросли кедрового | |

| |стланика и ольховика, южнее растут | |

| |редкоствольные леса из каменной березы, далее | |

| |курильский бамбук. Выше 550-1000 м | |

| |располагаются горные тундры. В лесах водятся |Доклад |

| |лисица, медведь, волк, горностай. |ученика |

| |IV группа (Приморье). | |

| |Проводник. Большинство своих путешествий | |

| |В.К. Арсеньев посвятил исследованию именно этой| |

| |области, также посвятил ей множество книг. Свою| |

| |самую первую экспедицию он провел по маршруту | |

| |г. Владивосток – озеро Ханка, затем в 1906 г. | |

| |была экспедиция по исследованию южной части | |

| |Сихотэ-Алиня, в 1907 — центральные его части, | |

| |1908-1910 гг. в 1926-1927 гг. — северной части | |

| |горной области Сихотэ-Алинь | |

| |Геолог. Приморье располагается в южной части | |

| |Дальнего востока, на побережье Японского моря. | |

| |Здесь многочисленные хребты, увалы и отдельно | |

| |стоящие сопки. Тектонически они достаточно | |

| |молоды. Почти все горы Приморья относятся к | |

| |горной стране Сихотэ-Алинь. Вот что писал о ней| |

| |Арсеньев: «Область, заключенная между реками | |

| |Амуром и Уссури, Японским морем и проливом | |

| |Невельского (Татарский пролив), занимает |Показывает |

| |пространство в 222 240 км2 и представляет собой|маршруты |

| |страну, сплошь покрытую густыми лесами… |экспедиций на|

| |Сихотэ-Алинь то близко приближается к морю, то,|карте |

| |прихотливо извиваясь, далеко отходит в глубь | |

| |страны, окаймляясь с обеих сторон рядом | |

| |параллельных горных складок». Полезные | |

| |ископаемые: каменный и бурый уголь, ртуть, | |

| |свинцово-цинковые и железные руды, марганец, | |

| |графит, олово. | |

| |Климатолог. Характерный для всего Дальнего | |

| |Востока муссонный климат здесь выражен наиболее| |

| |ярко. По количеству солнечного тепла Приморье | |

| |занимает одно из первых мест в России. Вот как | |

| |характеризовал его Арсеньев: «…летом сырость | |

| |климата усугубляется деятельностью муссонов, |Доклад |

| |дующих с моря со стороны юга и юго-востока и |ученика |

| |несущих с собою дожди и туманы. Зимою же сухой | |

| |северо-западный ветер… быстро поглощает всю | |

| |влагу и уносит ее в море. Вот почему одну | |

| |половину года (весна и лето) этот климат | |

| |чрезвычайно влажен, другую (осень и зима) — он | |

| |чересчур уже сух». Средняя температура января | |

| |колеблется от –12оС на юго-востоке области до | |

| |–20оС на северо-западе. |Доклад |

| |Гидролог. Этому району присуща густая речная |ученика |

| |сеть. Большинство крупных рек стекает с | |

| |Сихотэ-Алиня на запад: реки восточного склона | |

| |обычно короткие и менее водоносны. Питание | |

| |преимущественно снеговое и дождевое. Самые | |

| |крупные реки Приморья: Уссури (897 км), Бикин | |

| |(560 км), Хор (453 км). | |

| |Цитата: «Бесчисленное множество больших и малых| |

| |рек бороздит этот край по всем направлениям. | |

| |Стоит лишь спуститься с любой горной вершины… и| |

| |найти водный источник и достаточно пройти по | |

| |этому ключу один только день, чтобы достигнуть |Доклад |

| |такой речки, по которой уже возможно плавание и|ученика |

| |на лодках. Все реки богаты водою даже и в сухое| |

| |время года». Край также богат озерами, самое | |

| |большое из которых — озеро Ханка, расположенное| |

| |на юге области. | |

| |Биолог. Обилие влаги способствует развитию | |

| |мощного растительного покрова. Большую часть | |

| |территории занимает знаменитая Уссурийская | |

| |тайга, в которой сочетаются хвойные и | |

| |широколиственные породы. Произрастают кедр, | |

| |лиственница, также маньчжурский орех и амурский| |

| |бархат. В лесах произрастает свыше 250 видов | |

| |деревьев и кустарников. И только здесь и нигде | |

| |более растут амурский бархат (пробковое | |

| |дерево), железная береза, берекле Маака и др. | |

| |Много в крае и реликтовых растений. | |

| |Разнообразен и богат животный мир Приморья. Вот| |

| |как описывает его Арсеньев: | |

| |«Насколько богата фауна юга края, настолько | |

|Передает |бедна его северная часть: медведь, лось, | |

|слово |кабарга, соболь, рысь и росомаха единственные и|Доклад |

|экологу |немногочисленные его представители. Особенным |ученика |

| |разнообразием животного царства на юге | |

| |отличаются хр. Да-дянь-шань, побережье моря и | |

| |низовья крупных южных рек. Здесь распространены| |

| |тигр уссурийский, уссурийский медведь, | |

| |пятнистый олень, утка-мандаринка, земляной | |

| |дрозд и др.» | |

| |V группа (Приамурье). | |

| |Проводник. Эта территория, расположенная к югу | |

| |от Станового хребта и хр. Джугджура. Ее | |

| |занимают низменные и возвышенные равнины и | |

| |невысокие горы — Буреинский хр., хр. Джагды. В | |

| |Приамурской низменности широкая пойма и | |

| |надпойменные террасы Амура с высотами до 100 м.| |

| |Возвышенные равнины имеют высоты 300-500 м. | |

| |Склоны Буреинских и других гор пологие, гребни | |

| |их широкие, вершины куполовидные или плоские, | |

| |покрытые каменными россыпями. Полезные | |

| |ископаемые: в низовьях Амура добывается золото,| |

| |есть также олово, железные руды, каменный и | |

| |бурый уголь. В.К. Арсеньев посещал неоднократно| |

| |этот район: во время экспедиций по исследованию| |

| |р. Тунгуски в 1917 г., по исследованию верховий| |

|Начинает |рек Кур, Ин, Урми, Амгунь, частично — во время | |

|викторину |экспедиций 1926-1927 гг. | |

|Задает |Климатолог. Климат муссонный, но уже более | |

|вопросы |континентальный. Вся территория находится под | |

| |воздействием восточно-азиатской муссонной |Отвечают на |

| |циркуляции. Зима холодная, малоснежная. Средняя|вопросы |

| |температура января (24 оС. Летом заморозки | |

| |отсутствуют, но оттаивание сезонной мерзлоты | |

| |происходит до июля – августа. Средняя | |

| |температура июля +16-20 оС. Лето влажное, | |

| |туманное, в июле действует влажный летний | |

| |муссон. В июле-августе температура иногда | |

| |достигает +40 оС. | |

| |Гидролог. Район характеризуется густой речной | |

| |сетью. Арсеньев так описывал ее в своих книгах:| |

| |«Большинство рек в верхнем течении течет вдоль | |

| |гор встречи до встречи с рекой, текущей | |

| |навстречу. Соединившись, они поворачивают и | |

| |прорывают перпендикулярно горные складки… | |

| |Наводнения здесь стремительны. Броды исчезают. | |

| |Ручейки превращаются в бешеные потоки… | |

| |Реликтовые озера устьев рек у лагунных берегов |Работают с |

| |имеют удлиненный характер; а иногда их целый |контурными |

| |ряд и они параллельны между собой…» Крупные |картами |

| |реки Приамурья: Зея (1242 км), Бурея (623 км), | |

|Подводит |Амгунь (723 км), Амур (2824 км). Питание рек — | |

|итоги |дождевое. | |

|путешестви|Биолог. В долинах рек высокотравные луга | |

|я |чередуются с дубравами, в которых среди вековых| |

| |дубов встречается черная береза. Плоские | |

| |междуречья возвышенных равнин в бассейнах Зеи и| |

| |Буреи заняты лесостепной растительностью на | |

| |серых лесных почвах. Местами под луговой | |

| |растительностью залегают плодородные | |

| |лугово-черноземные почвы. Лесостепь давно | |

| |распахана. Естественная растительность | |

| |представлена сохранившимися кое-где дубравами, | |

| |на песках — сосновыми борами. В лесах много | |

| |пушных зверей, обитает пятнистый и северный | |

| |олень, обилие таежной птицы. В Амуре водится | |

| |кета, горбуша, чавыча. «Где кедр и дуб — там | |

| |кабан и изюбр, а где кабан — там и тигр, — | |

| |писал Арсеньев. — Тигр мало обращает внимание | |

| |на климатические условия: держится, где заросли| |

| |гуще и водятся олени. В настоящее время он | |

| |хорошо распространен в Приморье и Приамурье, | |

| |больше всего его в хр. Да-дянь-шань». Но, к | |

| |сожалению, в хр. Да-дянь-шань тигр сейчас уже | |

| |не встречается, распространен он только в | |

| |Сихотэ-Алиньском и Лазовском заповедниках. | |

| |Учитель: мы завершили путешествие по Дальнему | |

| |Востоку. А теперь слово экологу. | |

| |Эколог. Антропогенное влияние на природу | |

| |Дальнего Востока отразилось во всех его | |

| |регионах. В связи с освоением природных | |

| |ресурсов произошли значительные изменения в | |

| |составе и лесообитании растений и животных. | |

| |Поэтому многие из них стали редкими, их | |

| |численность катастрофически сокращается. | |

| |В частности, на примере Приморья, освоение | |

| |территории и частые пожары, виной которым чаще | |

| |всего является человек (брошенная сигарета, | |

| |непотушенный костер и т.д.), изменили природные| |

| |ландшафты. Вырубки леса затронули большую часть| |

| |края и привели к сокращению ареалов многих | |

| |редких растений и животных: уссурийского тигра | |

| |(можно встретить только в заповедниках), | |

| |красного волка, пятнистого оленя, черного | |

| |аиста. Из растений пострадал тис | |

| |дальневосточный (занесен в Красную книгу). | |

| |Хвойные породы после пожаров восстанавливаются | |

| |очень долго — 180-200 лет, ельники уже нельзя | |

| |встретить во многих местах Приморья. Уже в | |

| |начале XX века Арсеньев в своих произведениях | |

| |часто обращал внимание на гибель родной | |

| |природы: «Дерсу вспоминал дни своего детства, | |

| |когда кроме гольдов и удэгейцев никто здесь не | |

| |жил. Но вот пришли русские и китайцы, леса | |

| |стали гореть, соболь отдалился, и всякого | |

| |другого зверя стало меньше…» | |

| |Учитель: а теперь я предлагаю вам ответить на | |

| |мои вопросы — таким образом мы кратко повторим | |

| |изученный материал. | |

| |Как образовались Курильские острова? (у | |

| |Курильских островов вулканическое | |

| |происхождение) | |

| |Охарактеризуйте лето в Приамурье (влажное, | |

| |часты туманы, в июле – августе — жаркое) | |

| |Самая длинная река Камчатки? (река Камчатка — | |

| |770 км ) | |

| |Где сейчас обитает уссурийский тигр? (в | |

| |заповедниках Приморья — в Лазовском и | |

| |Сихотэ-Алиньском) | |

| |В кратер какого вулкана совершил спуск | |

| |В.К. Арсеньев в 1923 г.? (вулкан Авачинская | |

| |Сопка (2741 м)) | |

| |Полезные ископаемые Приморья (каменный и бурый | |

| |уголь, олово, ртуть, свинцово-цинковые и | |

| |железные руды, марганец, графит) | |

| |Климат Чукотки (арктический и субарктический) | |

| |Какое питание у рек о. Сахалин? (дождевое) | |

| |В какой реке водится кета? (Амур) | |

| |Местообитание тихоокеанского моржа (побережье | |

| |п-ва Чукотка) | |

| |А теперь откройте контурные карты и нанесите | |

| |маршруты экспедиций В.К. Арсеньева по Дальнему | |

| |Востоку. | |

| |Подведем итог. На сегодняшнем занятии мы | |

| |совершили путешествие по Дальнему Востоку при | |

| |помощи В.К. Арсеньева, узнали много нового о | |

| |природе этого края, «края Арсеньева», как | |

| |многие его называют до сих пор. До свидания. | |

Заключение

В дипломной работе «Владимир Клавдиевич Арсеньев — выдающийся

исследователь Дальнего Востока» дано подробное описание самых известных

путешествий ученого, показана роль и значение Арсеньева как путешественника

и этнографа в истории научного познания Дальнего Востока.

В первой главе «Жизнь и деятельность» показано место В.К. Арсеньева в

истории освоения Дальневосточного края, также дана физико-географическая

характеристика горной области Сихотэ-Алинь и примыкающих территорий,

описаны годы жизни и становления (1872-1930 гг.) исследователя: детство,

отрочество, юность, молодость, время признания его в научных кругах России,

Советского Союза, дано краткое описание девяти экспедиций ученого в

различные области Дальнего Востока.

Вторая глава «Исследования и труды ученого» посвящена описанию четырех

экспедиций В.К. Арсеньева по изучению горной области Сихотэ-Алинь в 1906,

1907, 1908-1910 и 1927 гг. с использованием многочисленных ссылок из

всемирно известных его произведений и дневниковых записей, показан научный

вклад и заслуги исследователя, дан аннотированный список его трудов по

тематическим разделам, какими он обычно занимался и интересовался.

Третья глава «Воспитание географической культуры на уроке географии в

VIII классе» посвящена основным требованиям, сформированным в программе

физической географии России по воспитанию географической культуры,

приведены методы, способы, средства и примеры этой географической культуры.

На основании этих требований и разработан урок-путешествие «По следам

Арсеньева» по изучению природы Дальнего Востока с использованием трудов

ученого.

Список использованной литературы

1. Азаровский М.К. В.К. Арсеньев: критико-биографический очерк.— М.:

Детгиз, 1956.— 79 с.

2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.— М.:

Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.— 495 с.

3. Аристов Ф.Ф. Владимир Клавдиевич Арсеньев (Уссурийский) //

Землеведение. Т.XXXII. вып. III-IV, 1930.— С.208-243.

4. Арсеньев В.К. Сочинения.— Владивосток: Примиздат, 1948.— Т.5 — 221

с.

5. Арсеньев В.К. Сочинения.— Владивосток: Примиздат, 1949.— Т.6 — 304

с.

6. Арсеньев В.К. В горах Сихотэ-Алиня: Экспедиция Русского

географического общества. 24/VI 1908-20/I 1910 г. — М.: Географгиз,

1955 — 327 с.

7. Арсеньев В.К. Дневники (сост. Сем Ю.А. и Сем Л.И.) // Дальний

Восток, 1972.— №8.— С.151-163.

8. Арсеньев В.К. Дерсу Узала. Сквозь тайгу.— М.: Правда, 1989.— 400 с.

9. Баранский Н.Н. Становление советской экономической географии:

Избранные труды.— М.: Мысль, 1980.— 287 с.

10. Баринова И.И. География России. Природа.— М.: Дрофа, 2000.— 288 с.

11. Бермент А.М., Душина И.В., Неклюкова Н.П., Раковская Э.М.

Физическая география: Справочные материалы.— М.: Просвещение,

1995.— 288 с.

12. Бурнатская С.Ш., Виноградова В.Г. Владимир Клавдиевич Арсеньев

(Документы к биографии) // Дальний Восток, 1961.— №1.— С.161-163.

13. Вершинин Б.И. Мозг и обучение.— Томск: Изд-во Томского ун-та,

1996.— 76 с.

14. Габай Т.В. Педагогическая психология.— М.: Изд-во МГУ, 1995.— 160

с.

15. Давыдова М.И., Раковская Э.М. Физическая география СССР: Азиатская

часть.— М.: Просвещение, 1990.— 303 с.

16. Даринский А.В., Белоусов В.В., Белкин И.Н. География России:

Пробный учебник для 8-9 классов.— М.: Просвещение, 1992.— 224 с.

17. Дронов В.П., Ром В.Я., Баринова И.И., Понурова Г.А. Методическое

пособие по географии России. 8-9- кл.— М.: Просвещение, 1993.— 128

с.

18. Ермошкина А.С. Уроки географии: 8 класс.— М.: Просвещение, 1993.—

160 с.

19. Есаков В.А. Очерки истории географии в России XVIII-начало XX

века.— М.: Эдиториал УРСС, 1999.— 237 с.

20. Ефремов Ю.К. Природа моей страны.— М.: Мысль, 1985.— 352 с.

21. Зинченко С.Н. Почему детям бывает трудно учиться.— Киев: Радянська

школа, 1990.— 54 с.

22. Ибрагимова Г.К., Пославская О.Ю. Использование художественной

литературы на уроках географии // Физическая география и методика

преподавания географии.— Ташкент: Изд-во Ташкентского

государственного ун-та, 1990.— С.78-83.

23. Кабанов Н.Е. Владимир Клавдиевич Арсеньев, путешественник и

натуралист. 1872-1930: Жизнь и деятельность.— М.: Изд-во

Московского общества испытателей природы, 1947.— 95 с.

24. Карпов Г.В. В.К. Арсеньев (1872-1930).— М.: Географгиз, 1955.— 46

с.

25. Комаров П.В. Дальний Восток: сборник стихотворений.— Владивосток:

Примиздат, 1947.— 38 с.

26. Корешов Г.К. Владимиру Арсеньеву // Сборник стихотворений.—

Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1947.— 26 с.

27. Кузьмичев И.С. Писатель Арсеньев: Личность и книги.— Л.: Советский

писатель, 1977.— 237 с.

28. Ларенцева С.И. Климат // Физическая география Приморского края.—

Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1990.— С.110-128.

29. Лебедев Д.М., Есаков В.А. Русские географические открытия и

исследования.— М.: Мысль, 1971.— 516 с.

30. Магидович И.П., Магидович В.И. История географических открытий и

исследований.— М.: Просвещение, 1985.— Т.4.— 336 с.

31. Максаковский В.П. Географическая культура.— М.: Владос, 1998.— 416

с.

32. Малов В.И. В.К. Арсеньев.— М.: Просвещение, 1986.— 93 с.

33. Нужкова Г. По следам экспедиции В.К. Арсеньева // Неман, 1981.—

№12.— С.131-140.

34. Пермяков Г.Г. Тропой женьшеня: Рассказы и очерки о В.К. Арсеньеве.—

Хабаровск: Хабаровское книжное изд-во, 1965.— 160 с.

35. Полевой Б.П., Утин Г.Н. Находка карты В.К. Арсеньева // Дальний

Восток, 1976.— №11 — С.134-138.

36. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина.— М.: Центр,

1996.— 335 с.

37. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву: отрыврк //

География в школе, 1999.— №4 — С.1.

38. Раковская Э.М., Баринова И.И. Природа России: Учебник для 8 кл.

средней школы.— М.: Просвещение, 1994.— 224 с.

39. Раковская Э.М. География. Природа России. 8 кл.— М.: Просвещение,

1997.— 274 с.

40. Рогаль Н.Н. В.К. Арсеньев (1872-1930.— Хабаровск: Дальгиз, 1947.—

80 с.

41. Сергеев М. Экзотика Приморья. В долинах и ущельях продолжаются

боевые действия // Гео, 2000.— №8 — С.78-79.

42. Сергеева К.П. За страницами учебника географии: Книга для чтения

учащихся 8-9 кл.— М.: Просвещение, 1997.— 217 с.

43. Скрицкий Н.В. Подвиг Невельского // География в школе, 2000.— №1 —

С.43-44.

44. Сухов В.П. Физическая география СССР: Пробный учебник для 8 кл.—

М.: Просвещение, 1991.— 171 с.

45. Тарасова (Васина) А.И. Сын крепостного // Дальний Восток, 1970.— №9

— С.126-129.

46. Тарасова А.И. Владимир Клавдиевич Арсеньев — М.: Наука, 1985.— 344

с.

47. Толковый словарь по охране природы.— М.: Экология, 1995.— С.217.

48. Федин С.И. Жизнь и деятельность Владимира Клавдиевича Арсеньева //

Страны и народы Востока, 1979.— вып.20.— С.21-47.

49. Физическая география: Справочное пособие / Под ред. К.В. Пашканга.—

М.: Высшая школа, 1995.— 304 с.

50. Фрадкин Н.Г. Очерки по истории физико-географических исследований

территории СССР (1917-1927).— М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961.—

247 с.

51. Хоментовский А.С. Физико-географическое районирование Дальнего

Востока // Советский Союз. Российская Федерация. Дальний Восток.—

М.: Мысль, 1971.— С.55-78.

52. Шведова О.В. Способы активизации восприятия школьников на уроках

географии в 8 классе // Молодежь и наука: проблемы и перспективы.—

Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 1998.— С.4-5.

53. Энциклопедический словарь географических терминов / Отв. ред. С.В.

Калесник.— М.: Советская энциклопедия, 1968.— С.326.

Алфавитный указатель русских и латинских названий растений и животных,

упомянутых а тексте

Ботанические названия

|Аралия маньчжурская |Aralia mandshurica Rupr. et Max. |

|Барбарис амурский |Berberis amurensis Max. |

|Бархат амурский |Phellodendron amurense |

|Береза даурская (черная) |Betula dahurica |

|Береза железная (Шмидта) |Betula schmidtii |

|Береза желтая (ребриста) |Betula costata |

|Береза каменная (Эрмана) |Betula ermanii |

|Виноград амурский |Vitis amurensis |

|Граб сердцелистный |Carpinus cordata |

|Дикий перец (элеуторококк колючий) |Eleutherococcus senticosus Max. |

|Диморфант (калопанакс семилопастный) |Kalopanax septemlobum |

|Дуб монгольский |Quercus mongolica |

|Жасмин тонколистый |Philadelphus tenuifolius Purp. et|

|Женьшень |Max |

|Кедр корейский |Panax schin-seng |

|Клен маньчжурский |Pinus koraiensis |

|Леспедеца двуцветная |Acer manshurica |

|Лимонник китайский |Lespedeza bicolor |

|Липа амурская |Schizandra chinensis |

|Липа маньчжурская |Tilia amurensis |

|Лиственница даурская |Tilia mandshurica |

|Орех маньчжурский |Larix dahurica |

|Орешник (лещина маньчжурская) |Juglans manshurica Max. |

|Осина |Corylis manshurica Max. |

|Пихта цельнолистная |Populus tremula |

|Сирень амурский |Abies abies |

|Тополь душистый |Syringa amurensis |

|Черемуха Маака |Populus suaveolens |

|Яблоня маньчжурская |Padus maackii |

|Ясень маньчжурский |Valus manshurica |

| |Fraxinus mandshurica |

|Зоологические названия | |

|Антилопа горал |Nemorhaedus goral |

|Белка маньчжурская |Sciurus vulgaris mantshuricus |

|Волк красный |Cyon alpinus Pall. |

|Глухарь каменный |Tetrao parvirostris |

|Гусь белый |Anser caerulescens |

|Изюбр |Cervus elaphus xanthopygos |

|Кабан |Sus scrofa |

|Кабарга |Moschus moschiferus |

|Карась серебряный |Carassius auratus |

|Колонок |Mustela sibirica |

|Касатка |Orca gladiator Fabr. |

|Лебедь кликун |Cygnus cygnus |

|Лещ |Abramis brama |

|Лось уссурийский |Alces alces bedfordi |

|Мандаринка |Aix galericulata |

|Медведь гималайский |Selanorctos tibetanus |

|Медведь бурый |Ursus arctos |

|Морж тихоокеанский |Odobenus rosmarus |

|Налим |Lota lota |

|Олень северный |Rangifer tarandus |

|Олень пятнистый |Cerous nippon |

|Росомаха |Gulo gulo |

|Рысь |Felis lynx |

|Сазан |Cyprinus carpio |

|Соболь |Martes zibellina |

|Сом амурский |Parasilurus asotus |

|Сорока белобокая |Pica pica |

|Тигр уссурийский |Tigris tigris |

|Хариус сибирский |Thymallus arcticus |

|Чавыча |Oncorhynchus tschawytscha |

|Щука амурская |Esox reicherti |

-----------------------

Рис.2. В.К. Арсеньев. 90-е годы. (по Тарасовой А.И., 1985)

[pic]

Рис.3. Дерсу Узала, проводник В.К. Арсеньева (по Кабанову Н.Е., 1947)

Рис.5. В.К. Арсеньев среди экспонатов Хабаровского краевого музея (по Н.Е.

Кабанову, 1947).

Страницы: 1, 2, 3


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.