![]() |
РУБРИКИ |
Владимир Клавдиевич Арсеньев — выдающийся исследователь Дальнего Востока |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Владимир Клавдиевич Арсеньев — выдающийся исследователь Дальнего Востокапутешествие «По следам Арсеньева» по изучении природы Дальнего Востока, рассчитанный на 2 учебных часа. В чем же заключается проблема или проблемный подход к уроку? Во-первых, учащимся дается проблема, связанная с областью их интересов и вызывающая у них затруднения, которые могут быть разрешены только в результате поиска удовлетворительного решения. В нашем случае группа школьников (4-5 человек) охарактеризовывает условия отдельного природного комплекса региона путем обобщения полученных ранее знаний с применением дополнительной литературы — произведений В.К. Арсеньева. Во-вторых, для решения поставленной проблемы школьники должны сами выбрать способ действия их двух или более возможных вариантов. Такая реальная проблема требует от учащихся сбора точных и надежных сведений, анализа всего объема информации, относящейся к проблеме, выявления удовлетворительных решений из целого ряда возможных в рамках используемых критериев оценки и путей внедрения найденного решения в практику. Проще говоря, при попытке сформировать у школьников проблемного мышления создается проблемная ситуация, вызывающая у них затруднения, пути преодоления которого требуют поиска новых и дополнительных знаний, новых способов действия [14:21]. Разработка урока по изучению природы Дальнего Востока в дипломной работе выбрана не случайно. Во-первых, именно этому кратко посвятил 30 лет исследований В.К. Арсеньев и большинство его трудов повествует о разнообразии природных комплексов региона. Во-вторых, Дальний Восток — наиболее интересная тема в изучении, т.к. именно этому району свойственны такие черты природы, которые не присутствуют ни в одном из других крупных регионов России — приморское географическое положение, почти меридиальная протяженность региона (с севера на юг), контрастность природных условий, сейсмическая активность (начинающийся вулканизм), разнообразие рельефа (фиорды Чукотки), разнообразие климата (холодный, резко-континентальный, муссонный, умеренный), летне-осенние разливы рек, наводнения, разнообразие природных комплексов (эндемичность природы и присутствие в ней реликтов) и т.д. В-третьих, изучением природы Дальнего Востока, по сути, заканчивается весь курс. «Физическая география России» и поэтому важно в завершающей теме дать школьникам особо запоминающуюся физико-географическую характеристику. На изучение Дальнего Востока в школьной программе отводится всего 2 учебных часа, за которые невозможно рассказать обо всех отличительных особенностях края. Поэтому идет подключение самостоятельной работы учащихся, позволяющее значительно лучше усвоить и понять пройденный материал. Школьная программа при изучении географии требует от учителя организации и проведения различных форм учебной работы (уроки, экскурсии, путешествия), при использовании разнообразных методов обучения (беседа, лекция, рассказ, различные виды самостоятельных работ учащихся и др.) Многие из них могут быть проведены в виде уроков-путешествий. Эффективность организации учебно-воспитательной работы на уроке- путешествии во многом зависит от четкого его планирования, которое составляется, как правило, на основе анализа школьной программы учебных пособий, различных дополнительных материалов [18:22]. Проведение такого урока требует соответствующей подготовки как учащихся, так и учителя, как правило, урок-путешествие начинается со вступительного слова учителя, подготавливающего учащихся к восприятию нового материала, следом вступают школьники. Уроки-путешествия могут быть обзорными или тематическими. Обзорные путешествия проводятся или перед изучением крупных разделов программы, или на заключительном этапе их изучения (как в нашем случае). Тематические же путешествия обычно бывают приурочены к изучению определенных тем программы. Урок-путешествие, проведенный в конце изучения темы, способствует более углубленному изучению материала на этапе повторения и обобщения. Организация путешествия требует применения методов и приемов, позволяющих ознакомить школьников с темой, целью и планом путешествия, а также с перечнем заданий, которые ученики должны выполнить до или в ходе урока. Учитель на таком уроке выступает как организатор познавательной деятельности учащихся, как помощник и консультант. Центральное место на уроке-путешествии отводится применению знаний и умений школьников. Для урока характерно общение между учащимися в ходе учебной работы, организация коллективной учебной деятельности. В настоящее время, когда значение придается привитию учащимся навыков самостоятельной работы с различными источниками знаний, урок-путешествие составляет важную основу материализации этого метода обучения. 3.4. Изучение темы «Дальний Восток» в курсе «Физическая география России» (VIII класс) в виде урока-путешествия «По следам Арсеньева» (2 часа) Для успешного проведения урока учитель дает классу опережающее задание и дополнительную литературу (примерно за 2 недели). Класс делится на 5 групп (каждая из них будет давать характеристику одной из пяти природных зон Дальнего Востока — Анадырско-Корякской области и хребет Джугджур, полуострова Камчатка, о. Сахалин и Курильских островов, Приморья и Приамурья), но обязательно так, чтобы в каждой группе был один из наиболее сильных по знанию учеников. Класс подготавливается и оформляется учителем во внеурочное время. На доске надпись: «Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930)». |Тема урока: |По следам Арсеньева | |Содержание: |Изучение природы Дальнего Востока при помощи | | |произведений В.К. Арсеньева: особенности географического| | |положения, строение земной коры, рельеф и полезные | | |ископаемые, климат, внутренние воды, растительность и | | |животный мир. | |Цели: |Образовательная — познакомить учащихся с особенностями | | |географического положения Дальнего Востока, его природы,| | |при помощи сопоставления произведений В.К. Арсеньева и | | |учебно-методической литературы осуществить межпредметные| | |связи с художественной литературой. | | |Развивающая — закрепить умения учащихся работать с | | |картами различного содержания, сопоставлять их и | | |устанавливать взаимосвязи между отдельными компонентами | | |природы, развивать умение работать с дополнительной | | |литературой. | | |Воспитательная — способствовать развитию | | |самостоятельности, самоуправления, умения работать в | | |группе, патриотических чувств учащихся. | |Методы: |Исследовательский, иллюстративный, беседа | |Опорные знания: |Понятие «природно-территориальный комплекс», «ландшафты | | |природные и антропогенные», представление о рельефе, | | |климате, внутренних водах, особенностях | | |почвенно-растительного покрова и животного мира России, | | |о делении территории на крупные природные районы, об | | |основных взаимосвязях между компонентами природы. | |Тип урока: |Путешествие | |Оборудование: |Карта «Азональные природные комплексы», карты России: | | |физическая, тектоническая, климатическая, природных зон;| | |атласы; стенд с иллюстрациями по теме «Дальний Восток» и| | |с рисунками по сюжетам книг В.К. Арсеньева. | |Литература: |И.И. Баринова «География. Природа России» (2000), | | |В.П. Дронов и до «Методическое пособие по географии | | |России» (1993), М.И. Давыдова, Э.М. Раковская | | |«Физическая география СССР» (1990), А.В. Даринский и др.| | |«География России» (1992), А.С. Ермошкина «Уроки | | |географии в 8 классе» (1993), Э.М. Раковская, | | |И.И. Баринова «Природа России» (1994), Э.М. Раковская | | |«География. Природа России» (1997), К.П. Сергеева «За | | |страницами учебника географии» (1997), В.П. Сухов | | |«Физическая география СССР» (1991), А.И. Тарасова | | |«Владимир Клавдиевич Арсеньев» (1985, с. 165, 168), | | |В.К. Арсеньев «Сочинения» Т. V, 1948, с. 34, 199, Т.VI, | | |1949, с. 11,47, В.К. Арсеньев «Дерсу Узала» (1989), с. | | |149-157, Толковый словарь по охране природы. | |План урока: |Организационный момент (1 мин) | | |Вступительное слово учителя (3-5 мин) | | |Выступление I группы (12-15 мин) | | |Выступление II группы (12-15 мин) | | |Выступление III группы (5-7 мин) | | |Перемена (10 мин) | | |Организационный момент (1 мин) | | |Продолжение выступления III группы (5-7 мин) | | |Выступление IV группы (12-15 мин) | | |Выступление V группы (12-15 мин) | | |Выступление эколога (3-5 мин) | | |Викторина (2-3 мин) | | |Работа в контурных картах (5 мин) | | |Подведение итогов урока (1 мин) | Ход урока: |Действие |Содержание |Действия | |учителя | |учеников | |Показывает|Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами| | |Дальний |познакомимся с природой Дальнего Востока. | | |Восток |Русские землепроходцы, двигаясь на восток, | | | |вышли к берегу Тихого океана еще в XVII в. | | | |Здесь прошли отряды И. Москвитина, В. Пояркова,| | | |Е. Хабарова, этот край исследовал и знаменитый | | | |ученый Владимир Клавдиевич Арсеньев. Арсеньев | | | |(1872-1930 гг.) — известный русский географ, | | | |этнограф, писатель. С 1900 по 1930 год | | | |исследовал природу Дальнего Востока, побывал | | | |почти во всех его уголках, автор более 50-ти | | | |трудов, среди которых всемирно известные «По | | | |Уссурийскому краю», «Дерсу Узала», «В горах | | | |Сихотэ-Алиня» и других. | | | |Сегодня мы совершим путешествие по отдельным | | | |областям Дальневосточного края, посмотрим на их| | | |природу глазами арсеньевских героев и | | | |охарактеризуем ее современным взглядом. | | | |А теперь коротко о том, что же представляет из | | | |себя природа Дальнего Востока. | | |Задает |Дальний Восток занимает почти 1/6 часть России.| | |вопрос |Его территория протянулась вдоль побережья | | | |Тихого океана на 4 500 км. Дальний Восток |Отвечают | | |находится в зоне взаимодействия крупных | | | |литосферных плит. Каких? | | | |Ответ учеников: Тихоокеанской и Евразийской. | | | |Учитель: Тихоокеанская плита подвергается под | | | |континентальную Евроазиатскую. Вследствие этого| | |Задает |почти все горные сооружения Дальнего Востока |Открывают | |вопрос |протягиваются параллельно побережья Тихого |атласы | | |океана. |Отвечают | | |Откроем атласы, тектоническую карту России. | | | |Когда сформировались большинство горных | | | |сооружений Дальнего Востока? | | | |Ответ учеников: в кайнозое и мезозое | | | |Учитель: мощные горообразующие процессы и | | | |подвижки литосферных плит продолжаются. | | |Задает |Свидетельством этому являются интенсивные | | |вопрос |землетрясения и моретрясения, очаги которых | | | |располагаются как в недрах горных сооружений, |Отвечают | | |так и на дне морских котловин глубоководных | | | |впадин-желобов. | | | |Какое страшное природное явление может | | | |произойти в результате моретрясения? | | | |Ответ учеников: цунами. | | | |Учитель: они приносят много бед и разрушений | | | |жителям Курил, Сахалина, Камчатки. | | | |Климат всего Дальнего Востока — муссонный, | | | |определяется взаимодействием континентальных и| | | |морских воздушных масс умеренных широт. Зимой | | | |со стороны мощного Азиатского максимума | | | |устремляются потоки холодного воздуха. Поэтому | | | |зима на Дальнем Востоке очень суровая и сухая. | | | |На северо-востоке по окраине Алеутского | | | |минимума холодный континентальный воздух | | | |Восточной Сибири вступает во взаимодействие с | | | |относительно теплым морским воздухом. В | | | |результате здесь часто возникают циклоны, с | | | |которыми связано большое количество осадков. | | | |Летом воздушные потоки устремляются со стороны | | | |Тихого океана. Морские воздушные массы | | | |взаимодействуют с континентальными, и на всем | | | |Дальнем Востоке идут муссонные дожди. Дальний | | | |Восток — это рыбный край. Тихий океан богат |Доклад | | |корюшкой, плотвой, хариусом, реки края |ученика | | |изобилуют кетой, горбушей, чавычей, кижучем и |Показывает | | |мн. др. |маршрут | | |Природа края красочна и разнообразна. |экспедиции по| | |А теперь поговорим подробнее о каждом природном|карте | | |комплексе отдельно. | | | |I группа (Анадырско-Корякская область и хр. | | | |Джугджур) | | | |Проводник. В.К. Арсеньев посещал этот край | | | |только один раз и совершил путешествие в | | | |Гижигинскую и Пенжинскую губу: в период с 23 | | | |июня по 13 октября 1922 год. С 7 по 16 июля он |Доклад | | |пароходом «Кишинев» прошел вдоль западного |ученика | | |берега Камчатки. 30 июля высадился в Ямской | | | |губе, где пересел на шхуну «Пенжина», на | | | |которой Арсеньев и проделал основную часть пути| | | |с конца августа до начала октября, когда шхуна,| | | |перевозя различный груз, переходила от селения | | | |к селению. За время путешествия погода стояла | | | |штормовая, несколько раз пассажирам угрожала | | | |смертельная опасность, которую они миновали | | | |благодаря умелым действиям капитана. | | | |Геолог. Анадырско-Корякская область расположена| | | |на крайнем севере района. Здесь выделяются | | | |Чукотское и Корякское нагорья. Их разделяет |Доклад | | |Анадырско-Пенжинская низменность. Вдоль |ученика | | |побережья Охотского моря простирается | | | |хр. Дугджур. Территория отличается | | | |преобладанием горного рельефа. Значительная | | | |часть ее принадлежит к области кайнозойской | | | |складчатости, лишь приморские хребты Чукотского| | | |нагорья относятся лишь приморские хребты | | | |Чукотского нагорья относятся к области | | | |мезозойской складчатости. Полезных ископаемых | | | |на территории сравнительно немного: район | | | |известен своими залежами каменного угля и | | | |бурого угля. На севере края добывают олово. | | | |Климатолог. Данная территория расположена в | | | |пределах арктического и субарктического | | | |климатических поясов и находится под влиянием |Доклад | | |воздушных масс, поступающих с соседних морей. |ученика | | |Большая часть территории получает сравнительно | | | |мало солнечного тепла. В холодный период года | | | |она находится под воздействием воздушных масс, | | | |поступающих сюда из Восточной Сибири и | | | |арктических морей, поэтому зима здесь холодная,| | | |но облачная, ветреная и снежная, иногда с | | | |оттепелями из-за активной циклонической | | | |деятельности. Средние температуры января |Доклад | | |колеблются от –30о С на севере, до –14о С на |ученика | | |юге. | | | |Летом над сушей преобладает пониженное давление| | | |и идет циклоническая деятельность, погода всюду| | | |прохладная и дождливая. Средняя температура | | | |июля колеблется от +3о С на севере, до +15о С | | | |на юге. | | | |Гидролог. Данная территория отличается весьма | | | |густой сетью рек, относящихся к бассейну морей | | | |Тихого океана. Большинство из них имеют | | | |небольшую длину и только протяженность таких | | | |рек, как Анадырь и Пенжина превышает 600 км. | | | |Основным источником их питания являются | | | |дождевые и снеговые воды, поэтому реки | | | |многоводны весной и в летне-осенний период. | | | |Большинство из них в холодный период 5-8 | | | |месяцев скованы льдом. Также в крае много | | | |небольших озер. | | | |Биолог. В крае преобладают горно-тундровые | | | |почвы, меньшую площадь занимают арктические и | | | |тундровые глеевые, подзолистые. Данная | | | |территория — это сочетание равнинных и горных | | | |тундр с горной арктической пустыней (на | | | |севере). На севере Чукотского п-ва горная | | | |тундра поднимается не выше 100-200 м, на юге | | | |тундра расположена гораздо выше. Из | | | |растительности здесь распространены осока, | | | |пушица, альпийская зубровка, незабудка на | | | |севере, аянская ель, белокорая пихта, каменная |Пользуясь | | |береза — на юге. Обычными обитателями тундр |физической | | |являются северный олень, песец, лемминги и |картой | | |тундровые куропатки. На заболоченной |России, | | |низменности гнездится много водоплавающей |показывает | | |птицы. На побережье Чукотского моря есть |маршруты | | |лежбища моржей, а на береговых скалах — птичьи |экспедиций | | |базары из чаек, чачи, кайры. |Арсеньева | | |Приведем описание тихоокеанского моржа, | | | |сделанного В.К. Арсеньевым в 1925 г.: | | | |«Полярно-тихоокеанский морж является самым | | | |крупным представителем ластоногих. Он достигает| | | |в длину 4 1/4 м, в обхват 2,5 м и весит от 13 | | | |до 22 центнеров… Пищу моржа составляют | | | |моллюски, причем раковины он раздробляет зубами| | | |и выбрасывает из рта. Своими бивнями морж | | | |разрывает ил и песок и отыскивает себе пищу… Из| | | |всех ластоногих моржи наименее водные | | | |животные. Они всегда держатся около берегов, и,|Доклад | | |если нет плавающих льдов, не уходят далеко в |ученика | | |открытое море… Враги у него — касатка в море и | | | |белый медведь и человек — на берегу». | | | | | | | |II группа — (п-ов Камчатка ) | | | |Проводник. На Камчатке В.К. Арсеньев побывал | | | |дважды. В первый раз — в 1918 г., когда на | | | |моторном катере ему удалось подняться до | | | |верховьев р. Камчатки, во второй раз — в 1923 | | | |г., когда вместе с группой товарищей он | | | |совершил подъем на действующий вулкан | | | |Авачинская Сопка. | | | |Это один из самых удаленных от европейского | | | |центра России уголок страны. Около 2/3 площади | | | |Камчатки занято горами. Это область молодых | | | |складчато-вулканических гор. Вдоль всего | | | |полуострова тянутся два хребта — Срединный и | | | |Восточный, разделяемые Центрально-Камчатской | | | |впадиной с протекающей по ней р. Камчаткой. | | | |Хребты увенчаны вулканическими конусами со | | | |снеговыми шапками и ледниками. | | | |Камчатка известна своими залежами каменного и | | | |бурого угля, также были обнаружены залежи | | | |титаномагнетитовых песков. | | | |Вулканолог. Время от времени Камчатку сотрясают| | | |извержения вулканов. На полуострове | | | |насчитывается около 30 действующих и более 130 | | | |потухших вулканов. Один из наиболее активных и | | | |высочайших вулканов мира — Ключевская Сопка, | | | |его высота 4 750 м. Вот как описывает его | | | |В.К. Арсеньев в 1918 г.: «Ключевская сопка |Доклад | | |сильно действует и выбрасывает густые клубы |ученика | | |дыма. Если считать высоту вулкана в 5 верст, | | | |то, судя по масштабу, клубы дыма из кратера | | | |взлетают кверху еще на версту. По склону горы | | | |сбегает лава и катятся гигантских размеров | | | |раскаленные камни…» | | | |Почти на всех крупных вулканах созданы | | | |специальные станции, на которых с помощью | | | |современных приборов следят за их состоянием. | | | |Благодаря этому, за несколько дней можно | | | |предсказать начало активации вулканической |Доклад | | |деятельности и предупредить жителей окрестных |ученика | | |городов и сел. Вот как описывает В.К. Арсеньев | | | |кратер Авачинской Сопки (2 741 м), куда он | | | |спускался в 1923 г.: «Представьте себе воронку,| | | |с километр в окружности и глубиною в 100 м, у | | | |которой северный и западный края совершенно | | | |отвесные, а южный и восточный, хотя и крутые, | | | |но дающие возможность по глыбам лавы спуститься| | | |вниз. Со дна воронки с грохотом, от которого |Доклад | | |содрогается воздух, выделяются огромные столбы |ученика | | |сильно удушливых газов и паров. На юго-западном| | | |обрыве бросается в глаза очень большое | | | |зеленовато-оранжевое пятно, из середины | | | |которого с сильным шипением выходит газ, | | | |окрашенный в желто-зеленый цвет». | | | |Восточная Камчатка знаменита своей Долиной | | | |гейзеров — единственный в России район с 20 | | | |периодически фантазирующими источниками. | | | |Климатолог. Климат Камчатки суровый из-за | | | |влияния холодных морей и холодных течений, | | | |проходящих вблизи побережий полуострова, но | | | |вместе с тем типично морской. Зима холодная, | | | |снежная и ветреная. Снег приносят зимние |Доклад | | |циклоны, развивающиеся над Беринговым и |ученика | | |Охотским морями. Средняя температура января | | | |–18оС. Лето прохладное, пасмурное, сырое. В это| | | |время центральная часть Камчатки сильно | | | |нагревается и над ней образуется область | | | |пониженного давления, к которой устремляются | | | |воздушные массы с соседних морей. Средняя | | | |температура июля +12 оС. | | | |Гидролог. Речная сеть области густая, реки | | | |невелики по протяжению, за исключением | | | |р. Камчатки, длина которой около 770 км. В их |Доклад | | |питании большую роль играют подземные воды. На |ученика | | |Камчатке много озер, преимущественно небольших.| | | |Значительная часть их, так или иначе, связана с| | | |вулканической деятельностью. Есть озера, | | | |возникшие вследствие подпруживания рек потоком | | | |лавы. Озера, заполняющие кальдеры вулканов, | | | |достигают большой глубины — до 200 м. Из них: | | | |Кроноцкое и Курильское. | | | |Биолог. Камчатский полуостров занимает подзона | | | |хвойно-березовых парковых лесов. Специфика этой| | | |подзоны — преобладание мелколиственных деревьев| | | |(каменной и японкой берез) над хвойными и | | | |широкое распространение высокотравья, среди | | | |которых распространены шеламайник, василистник,| | | |медвежья дудка. Горные хребты покрыты зарослями| | | |кедрового стланика и кустарниковой ольхи, еще | | | |выше располагаются горные тундры, альпийские | | | |луга и снежная зона камчатских ледников. В |Показывает | | |кедровых стланиках обитает очень крупный бурый |маршрут | | |медведь, камчатский соболь, белка, бурундук, |путешествия | | |рысь, камчатская кедровка. В горных тундрах |на карте | |Заканчивае|живет северный олень, а на альпийских горных | | |т первую |лугах пасется снежный баран. | | |часть |III группа (остров Сахалин и Курильские | | |занятия |острова) | | | |I геолог. Сахалин — самый большой остров |Идут на | | |России, его площадь — 76 400 км2, протяженность|перемену | |Продолжает|с севера на юг более 900 км, наибольшая ширина |Доклад | |урок |— 160 км, наименьшая — 47 км. Остров гористый, |ученика | | |но горы невысокие (500-800 км). Наивысшая | | | |отметка острова — г Лопатина (1609 м). Сахалин | | | |находится в сейсмоактивной зоне Тихоокеанского | | | |огненного кольца, с чем и связаны частые | | | |землетрясения в его пределах. Последнее силой в| | | |8 баллов произошло в 1995 г. В геологическом | | | |строении Сахалина участвуют осадочные породы, с| | | |которыми связаны месторождения нефти, газа, | | | |стройматериалов. | | | |II геолог. Курильская островная дуга |Доклад | | |располагается между Охотским морем и Тихим |ученика | | |океаном. Она состоит из двух параллельных гряд:| | | |Большой Курильской гряды и Малой Курильской | | | |гряды. Большинство островов гористы. | | | |Происхождение Курильской гряды — вулканическое.| | | |Каждый остров здесь — вулкан, осколок вулкана | | | |или цепочка вулканов, слившихся своими | | | |подошвами. На Курилах насчитываю 104 вулкана, | | | |из них активных — 39. Самый высокий — вулкан |Доклад | | |Алаид (2339 м) на острове Атласова. О |ученика | | |продолжающихся движениях земной коры | | | |свидетельствуют частые землетрясения и | | | |моретрясения, вызывающие цунами. На Курильских | | | |островах были обнаружены залежи | | | |титаномагнетитовых песков, открыты | | | |месторождения серы и медной руды. | | | |К сожалению, В.К. Арсеньев не проводил | | | |исследований на Сахалине и Курилах. Он бывал | | | |здесь только проездом, и в его дневниках нет | | | |почти никаких записей, касающихся этих районов.| | | |В 1918 г. он, проплывая мимо Курильских | | | |островов, наблюдал такую картину: «Утром я | | | |вышел на палубу и увидел великолепную картину. | | | |Некоторые из вулканов дымились и выбрасывали |Показывает | | |пар и дым. Вечером, когда стемнело, в небе |маршрут | | |появились красные отблески от лавы, вытекающие |экспедиции на| | |из Курильских сопок». |карте | | |Учитель: на этом первая часть нашего | | | |путешествия закончена, III группа свое | | | |выступление продолжит на следующем уроке. Идите| | | |на перемену. | | | |Перемена. |Доклад | | |Учитель. Продолжаем слушать выступление III |ученика | | |группы. | | | |Климатолог. Климат Сахалина муссонный. Зимний | | | |муссон, идущий с охлажденного материка, | | | |обуславливает суровость зимы. Средняя | | | |температура января –8,5 оС. С летним муссоном | | | |связаны дожди и туманы, особенно интенсивные на| | | |побережье. Средняя температура июля +18,5 оС. | | | |Климат Курильских островов довольно суровый. | | | |Зима на юге холодная, с морозами, на севере — | | | |мягкая с относительно небольшими морозами. | | | |Средняя температура января –8-7 оС. Лето | | | |прохладное, воздух влажный, частая облачность и| | | |смена погоды. Средняя температура июля — +10-17|Доклад | | |оС. Климат островов — типично морской. |ученика | | |Гидролог. Речная сеть Сахалина — густая и | | | |многоводная. Крупные реки — Тымь (283 км) и | | | |Поронай (240 км). В июне и августе — паводки, | | | |связанные с муссонными ливнями. На равнинах | | | |имеется большое количество мелких озер | | | |преимущественно пойменного типа. | | | |Реки Курил — короткие горные потоки. Почти до | | | |середины лета в питании их большую роль играет | | | |стаивающий снежный покров. На островах | | | |встречаются озера: прибрежные лагунные, | | | |плотинные и кратерные. | | | |Биолог. Растительный и животный мир острова |Доклад | | |беднее, чем на материке, но в прилегающих |ученика | | |морских водах сохранились виды, исчезнувшие или| | | |очень редкие на материке — калан и морской | | | |котик. На севере можно встретить олений мох, на| | | |юге — магнолии. 2/3 острова занято лесами. На | | | |севере — светлохвойная тайга из лиственницы | | | |даурской, берез и ольхи; на юге — темнохвойные | | | |леса из аянской ели, пихты с примесью | | | |широколиственных пород — дуба, тиса; здесь есть| | | |также заросли бамбука, лиан. На Курильских | | | |островах произрастают заросли кедрового | | | |стланика и ольховика, южнее растут | | | |редкоствольные леса из каменной березы, далее | | | |курильский бамбук. Выше 550-1000 м | | | |располагаются горные тундры. В лесах водятся |Доклад | | |лисица, медведь, волк, горностай. |ученика | | |IV группа (Приморье). | | | |Проводник. Большинство своих путешествий | | | |В.К. Арсеньев посвятил исследованию именно этой| | | |области, также посвятил ей множество книг. Свою| | | |самую первую экспедицию он провел по маршруту | | | |г. Владивосток – озеро Ханка, затем в 1906 г. | | | |была экспедиция по исследованию южной части | | | |Сихотэ-Алиня, в 1907 — центральные его части, | | | |1908-1910 гг. в 1926-1927 гг. — северной части | | | |горной области Сихотэ-Алинь | | | |Геолог. Приморье располагается в южной части | | | |Дальнего востока, на побережье Японского моря. | | | |Здесь многочисленные хребты, увалы и отдельно | | | |стоящие сопки. Тектонически они достаточно | | | |молоды. Почти все горы Приморья относятся к | | | |горной стране Сихотэ-Алинь. Вот что писал о ней| | | |Арсеньев: «Область, заключенная между реками | | | |Амуром и Уссури, Японским морем и проливом | | | |Невельского (Татарский пролив), занимает |Показывает | | |пространство в 222 240 км2 и представляет собой|маршруты | | |страну, сплошь покрытую густыми лесами… |экспедиций на| | |Сихотэ-Алинь то близко приближается к морю, то,|карте | | |прихотливо извиваясь, далеко отходит в глубь | | | |страны, окаймляясь с обеих сторон рядом | | | |параллельных горных складок». Полезные | | | |ископаемые: каменный и бурый уголь, ртуть, | | | |свинцово-цинковые и железные руды, марганец, | | | |графит, олово. | | | |Климатолог. Характерный для всего Дальнего | | | |Востока муссонный климат здесь выражен наиболее| | | |ярко. По количеству солнечного тепла Приморье | | | |занимает одно из первых мест в России. Вот как | | | |характеризовал его Арсеньев: «…летом сырость | | | |климата усугубляется деятельностью муссонов, |Доклад | | |дующих с моря со стороны юга и юго-востока и |ученика | | |несущих с собою дожди и туманы. Зимою же сухой | | | |северо-западный ветер… быстро поглощает всю | | | |влагу и уносит ее в море. Вот почему одну | | | |половину года (весна и лето) этот климат | | | |чрезвычайно влажен, другую (осень и зима) — он | | | |чересчур уже сух». Средняя температура января | | | |колеблется от –12оС на юго-востоке области до | | | |–20оС на северо-западе. |Доклад | | |Гидролог. Этому району присуща густая речная |ученика | | |сеть. Большинство крупных рек стекает с | | | |Сихотэ-Алиня на запад: реки восточного склона | | | |обычно короткие и менее водоносны. Питание | | | |преимущественно снеговое и дождевое. Самые | | | |крупные реки Приморья: Уссури (897 км), Бикин | | | |(560 км), Хор (453 км). | | | |Цитата: «Бесчисленное множество больших и малых| | | |рек бороздит этот край по всем направлениям. | | | |Стоит лишь спуститься с любой горной вершины… и| | | |найти водный источник и достаточно пройти по | | | |этому ключу один только день, чтобы достигнуть |Доклад | | |такой речки, по которой уже возможно плавание и|ученика | | |на лодках. Все реки богаты водою даже и в сухое| | | |время года». Край также богат озерами, самое | | | |большое из которых — озеро Ханка, расположенное| | | |на юге области. | | | |Биолог. Обилие влаги способствует развитию | | | |мощного растительного покрова. Большую часть | | | |территории занимает знаменитая Уссурийская | | | |тайга, в которой сочетаются хвойные и | | | |широколиственные породы. Произрастают кедр, | | | |лиственница, также маньчжурский орех и амурский| | | |бархат. В лесах произрастает свыше 250 видов | | | |деревьев и кустарников. И только здесь и нигде | | | |более растут амурский бархат (пробковое | | | |дерево), железная береза, берекле Маака и др. | | | |Много в крае и реликтовых растений. | | | |Разнообразен и богат животный мир Приморья. Вот| | | |как описывает его Арсеньев: | | | |«Насколько богата фауна юга края, настолько | | |Передает |бедна его северная часть: медведь, лось, | | |слово |кабарга, соболь, рысь и росомаха единственные и|Доклад | |экологу |немногочисленные его представители. Особенным |ученика | | |разнообразием животного царства на юге | | | |отличаются хр. Да-дянь-шань, побережье моря и | | | |низовья крупных южных рек. Здесь распространены| | | |тигр уссурийский, уссурийский медведь, | | | |пятнистый олень, утка-мандаринка, земляной | | | |дрозд и др.» | | | |V группа (Приамурье). | | | |Проводник. Эта территория, расположенная к югу | | | |от Станового хребта и хр. Джугджура. Ее | | | |занимают низменные и возвышенные равнины и | | | |невысокие горы — Буреинский хр., хр. Джагды. В | | | |Приамурской низменности широкая пойма и | | | |надпойменные террасы Амура с высотами до 100 м.| | | |Возвышенные равнины имеют высоты 300-500 м. | | | |Склоны Буреинских и других гор пологие, гребни | | | |их широкие, вершины куполовидные или плоские, | | | |покрытые каменными россыпями. Полезные | | | |ископаемые: в низовьях Амура добывается золото,| | | |есть также олово, железные руды, каменный и | | | |бурый уголь. В.К. Арсеньев посещал неоднократно| | | |этот район: во время экспедиций по исследованию| | | |р. Тунгуски в 1917 г., по исследованию верховий| | |Начинает |рек Кур, Ин, Урми, Амгунь, частично — во время | | |викторину |экспедиций 1926-1927 гг. | | |Задает |Климатолог. Климат муссонный, но уже более | | |вопросы |континентальный. Вся территория находится под | | | |воздействием восточно-азиатской муссонной |Отвечают на | | |циркуляции. Зима холодная, малоснежная. Средняя|вопросы | | |температура января (24 оС. Летом заморозки | | | |отсутствуют, но оттаивание сезонной мерзлоты | | | |происходит до июля – августа. Средняя | | | |температура июля +16-20 оС. Лето влажное, | | | |туманное, в июле действует влажный летний | | | |муссон. В июле-августе температура иногда | | | |достигает +40 оС. | | | |Гидролог. Район характеризуется густой речной | | | |сетью. Арсеньев так описывал ее в своих книгах:| | | |«Большинство рек в верхнем течении течет вдоль | | | |гор встречи до встречи с рекой, текущей | | | |навстречу. Соединившись, они поворачивают и | | | |прорывают перпендикулярно горные складки… | | | |Наводнения здесь стремительны. Броды исчезают. | | | |Ручейки превращаются в бешеные потоки… | | | |Реликтовые озера устьев рек у лагунных берегов |Работают с | | |имеют удлиненный характер; а иногда их целый |контурными | | |ряд и они параллельны между собой…» Крупные |картами | | |реки Приамурья: Зея (1242 км), Бурея (623 км), | | |Подводит |Амгунь (723 км), Амур (2824 км). Питание рек — | | |итоги |дождевое. | | |путешестви|Биолог. В долинах рек высокотравные луга | | |я |чередуются с дубравами, в которых среди вековых| | | |дубов встречается черная береза. Плоские | | | |междуречья возвышенных равнин в бассейнах Зеи и| | | |Буреи заняты лесостепной растительностью на | | | |серых лесных почвах. Местами под луговой | | | |растительностью залегают плодородные | | | |лугово-черноземные почвы. Лесостепь давно | | | |распахана. Естественная растительность | | | |представлена сохранившимися кое-где дубравами, | | | |на песках — сосновыми борами. В лесах много | | | |пушных зверей, обитает пятнистый и северный | | | |олень, обилие таежной птицы. В Амуре водится | | | |кета, горбуша, чавыча. «Где кедр и дуб — там | | | |кабан и изюбр, а где кабан — там и тигр, — | | | |писал Арсеньев. — Тигр мало обращает внимание | | | |на климатические условия: держится, где заросли| | | |гуще и водятся олени. В настоящее время он | | | |хорошо распространен в Приморье и Приамурье, | | | |больше всего его в хр. Да-дянь-шань». Но, к | | | |сожалению, в хр. Да-дянь-шань тигр сейчас уже | | | |не встречается, распространен он только в | | | |Сихотэ-Алиньском и Лазовском заповедниках. | | | |Учитель: мы завершили путешествие по Дальнему | | | |Востоку. А теперь слово экологу. | | | |Эколог. Антропогенное влияние на природу | | | |Дальнего Востока отразилось во всех его | | | |регионах. В связи с освоением природных | | | |ресурсов произошли значительные изменения в | | | |составе и лесообитании растений и животных. | | | |Поэтому многие из них стали редкими, их | | | |численность катастрофически сокращается. | | | |В частности, на примере Приморья, освоение | | | |территории и частые пожары, виной которым чаще | | | |всего является человек (брошенная сигарета, | | | |непотушенный костер и т.д.), изменили природные| | | |ландшафты. Вырубки леса затронули большую часть| | | |края и привели к сокращению ареалов многих | | | |редких растений и животных: уссурийского тигра | | | |(можно встретить только в заповедниках), | | | |красного волка, пятнистого оленя, черного | | | |аиста. Из растений пострадал тис | | | |дальневосточный (занесен в Красную книгу). | | | |Хвойные породы после пожаров восстанавливаются | | | |очень долго — 180-200 лет, ельники уже нельзя | | | |встретить во многих местах Приморья. Уже в | | | |начале XX века Арсеньев в своих произведениях | | | |часто обращал внимание на гибель родной | | | |природы: «Дерсу вспоминал дни своего детства, | | | |когда кроме гольдов и удэгейцев никто здесь не | | | |жил. Но вот пришли русские и китайцы, леса | | | |стали гореть, соболь отдалился, и всякого | | | |другого зверя стало меньше…» | | | |Учитель: а теперь я предлагаю вам ответить на | | | |мои вопросы — таким образом мы кратко повторим | | | |изученный материал. | | | |Как образовались Курильские острова? (у | | | |Курильских островов вулканическое | | | |происхождение) | | | |Охарактеризуйте лето в Приамурье (влажное, | | | |часты туманы, в июле – августе — жаркое) | | | |Самая длинная река Камчатки? (река Камчатка — | | | |770 км ) | | | |Где сейчас обитает уссурийский тигр? (в | | | |заповедниках Приморья — в Лазовском и | | | |Сихотэ-Алиньском) | | | |В кратер какого вулкана совершил спуск | | | |В.К. Арсеньев в 1923 г.? (вулкан Авачинская | | | |Сопка (2741 м)) | | | |Полезные ископаемые Приморья (каменный и бурый | | | |уголь, олово, ртуть, свинцово-цинковые и | | | |железные руды, марганец, графит) | | | |Климат Чукотки (арктический и субарктический) | | | |Какое питание у рек о. Сахалин? (дождевое) | | | |В какой реке водится кета? (Амур) | | | |Местообитание тихоокеанского моржа (побережье | | | |п-ва Чукотка) | | | |А теперь откройте контурные карты и нанесите | | | |маршруты экспедиций В.К. Арсеньева по Дальнему | | | |Востоку. | | | |Подведем итог. На сегодняшнем занятии мы | | | |совершили путешествие по Дальнему Востоку при | | | |помощи В.К. Арсеньева, узнали много нового о | | | |природе этого края, «края Арсеньева», как | | | |многие его называют до сих пор. До свидания. | | Заключение В дипломной работе «Владимир Клавдиевич Арсеньев — выдающийся исследователь Дальнего Востока» дано подробное описание самых известных путешествий ученого, показана роль и значение Арсеньева как путешественника и этнографа в истории научного познания Дальнего Востока. В первой главе «Жизнь и деятельность» показано место В.К. Арсеньева в истории освоения Дальневосточного края, также дана физико-географическая характеристика горной области Сихотэ-Алинь и примыкающих территорий, описаны годы жизни и становления (1872-1930 гг.) исследователя: детство, отрочество, юность, молодость, время признания его в научных кругах России, Советского Союза, дано краткое описание девяти экспедиций ученого в различные области Дальнего Востока. Вторая глава «Исследования и труды ученого» посвящена описанию четырех экспедиций В.К. Арсеньева по изучению горной области Сихотэ-Алинь в 1906, 1907, 1908-1910 и 1927 гг. с использованием многочисленных ссылок из всемирно известных его произведений и дневниковых записей, показан научный вклад и заслуги исследователя, дан аннотированный список его трудов по тематическим разделам, какими он обычно занимался и интересовался. Третья глава «Воспитание географической культуры на уроке географии в VIII классе» посвящена основным требованиям, сформированным в программе физической географии России по воспитанию географической культуры, приведены методы, способы, средства и примеры этой географической культуры. На основании этих требований и разработан урок-путешествие «По следам Арсеньева» по изучению природы Дальнего Востока с использованием трудов ученого. Список использованной литературы 1. Азаровский М.К. В.К. Арсеньев: критико-биографический очерк.— М.: Детгиз, 1956.— 79 с. 2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.— М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.— 495 с. 3. Аристов Ф.Ф. Владимир Клавдиевич Арсеньев (Уссурийский) // Землеведение. Т.XXXII. вып. III-IV, 1930.— С.208-243. 4. Арсеньев В.К. Сочинения.— Владивосток: Примиздат, 1948.— Т.5 — 221 с. 5. Арсеньев В.К. Сочинения.— Владивосток: Примиздат, 1949.— Т.6 — 304 с. 6. Арсеньев В.К. В горах Сихотэ-Алиня: Экспедиция Русского географического общества. 24/VI 1908-20/I 1910 г. — М.: Географгиз, 1955 — 327 с. 7. Арсеньев В.К. Дневники (сост. Сем Ю.А. и Сем Л.И.) // Дальний Восток, 1972.— №8.— С.151-163. 8. Арсеньев В.К. Дерсу Узала. Сквозь тайгу.— М.: Правда, 1989.— 400 с. 9. Баранский Н.Н. Становление советской экономической географии: Избранные труды.— М.: Мысль, 1980.— 287 с. 10. Баринова И.И. География России. Природа.— М.: Дрофа, 2000.— 288 с. 11. Бермент А.М., Душина И.В., Неклюкова Н.П., Раковская Э.М. Физическая география: Справочные материалы.— М.: Просвещение, 1995.— 288 с. 12. Бурнатская С.Ш., Виноградова В.Г. Владимир Клавдиевич Арсеньев (Документы к биографии) // Дальний Восток, 1961.— №1.— С.161-163. 13. Вершинин Б.И. Мозг и обучение.— Томск: Изд-во Томского ун-та, 1996.— 76 с. 14. Габай Т.В. Педагогическая психология.— М.: Изд-во МГУ, 1995.— 160 с. 15. Давыдова М.И., Раковская Э.М. Физическая география СССР: Азиатская часть.— М.: Просвещение, 1990.— 303 с. 16. Даринский А.В., Белоусов В.В., Белкин И.Н. География России: Пробный учебник для 8-9 классов.— М.: Просвещение, 1992.— 224 с. 17. Дронов В.П., Ром В.Я., Баринова И.И., Понурова Г.А. Методическое пособие по географии России. 8-9- кл.— М.: Просвещение, 1993.— 128 с. 18. Ермошкина А.С. Уроки географии: 8 класс.— М.: Просвещение, 1993.— 160 с. 19. Есаков В.А. Очерки истории географии в России XVIII-начало XX века.— М.: Эдиториал УРСС, 1999.— 237 с. 20. Ефремов Ю.К. Природа моей страны.— М.: Мысль, 1985.— 352 с. 21. Зинченко С.Н. Почему детям бывает трудно учиться.— Киев: Радянська школа, 1990.— 54 с. 22. Ибрагимова Г.К., Пославская О.Ю. Использование художественной литературы на уроках географии // Физическая география и методика преподавания географии.— Ташкент: Изд-во Ташкентского государственного ун-та, 1990.— С.78-83. 23. Кабанов Н.Е. Владимир Клавдиевич Арсеньев, путешественник и натуралист. 1872-1930: Жизнь и деятельность.— М.: Изд-во Московского общества испытателей природы, 1947.— 95 с. 24. Карпов Г.В. В.К. Арсеньев (1872-1930).— М.: Географгиз, 1955.— 46 с. 25. Комаров П.В. Дальний Восток: сборник стихотворений.— Владивосток: Примиздат, 1947.— 38 с. 26. Корешов Г.К. Владимиру Арсеньеву // Сборник стихотворений.— Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1947.— 26 с. 27. Кузьмичев И.С. Писатель Арсеньев: Личность и книги.— Л.: Советский писатель, 1977.— 237 с. 28. Ларенцева С.И. Климат // Физическая география Приморского края.— Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1990.— С.110-128. 29. Лебедев Д.М., Есаков В.А. Русские географические открытия и исследования.— М.: Мысль, 1971.— 516 с. 30. Магидович И.П., Магидович В.И. История географических открытий и исследований.— М.: Просвещение, 1985.— Т.4.— 336 с. 31. Максаковский В.П. Географическая культура.— М.: Владос, 1998.— 416 с. 32. Малов В.И. В.К. Арсеньев.— М.: Просвещение, 1986.— 93 с. 33. Нужкова Г. По следам экспедиции В.К. Арсеньева // Неман, 1981.— №12.— С.131-140. 34. Пермяков Г.Г. Тропой женьшеня: Рассказы и очерки о В.К. Арсеньеве.— Хабаровск: Хабаровское книжное изд-во, 1965.— 160 с. 35. Полевой Б.П., Утин Г.Н. Находка карты В.К. Арсеньева // Дальний Восток, 1976.— №11 — С.134-138. 36. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина.— М.: Центр, 1996.— 335 с. 37. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву: отрыврк // География в школе, 1999.— №4 — С.1. 38. Раковская Э.М., Баринова И.И. Природа России: Учебник для 8 кл. средней школы.— М.: Просвещение, 1994.— 224 с. 39. Раковская Э.М. География. Природа России. 8 кл.— М.: Просвещение, 1997.— 274 с. 40. Рогаль Н.Н. В.К. Арсеньев (1872-1930.— Хабаровск: Дальгиз, 1947.— 80 с. 41. Сергеев М. Экзотика Приморья. В долинах и ущельях продолжаются боевые действия // Гео, 2000.— №8 — С.78-79. 42. Сергеева К.П. За страницами учебника географии: Книга для чтения учащихся 8-9 кл.— М.: Просвещение, 1997.— 217 с. 43. Скрицкий Н.В. Подвиг Невельского // География в школе, 2000.— №1 — С.43-44. 44. Сухов В.П. Физическая география СССР: Пробный учебник для 8 кл.— М.: Просвещение, 1991.— 171 с. 45. Тарасова (Васина) А.И. Сын крепостного // Дальний Восток, 1970.— №9 — С.126-129. 46. Тарасова А.И. Владимир Клавдиевич Арсеньев — М.: Наука, 1985.— 344 с. 47. Толковый словарь по охране природы.— М.: Экология, 1995.— С.217. 48. Федин С.И. Жизнь и деятельность Владимира Клавдиевича Арсеньева // Страны и народы Востока, 1979.— вып.20.— С.21-47. 49. Физическая география: Справочное пособие / Под ред. К.В. Пашканга.— М.: Высшая школа, 1995.— 304 с. 50. Фрадкин Н.Г. Очерки по истории физико-географических исследований территории СССР (1917-1927).— М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961.— 247 с. 51. Хоментовский А.С. Физико-географическое районирование Дальнего Востока // Советский Союз. Российская Федерация. Дальний Восток.— М.: Мысль, 1971.— С.55-78. 52. Шведова О.В. Способы активизации восприятия школьников на уроках географии в 8 классе // Молодежь и наука: проблемы и перспективы.— Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 1998.— С.4-5. 53. Энциклопедический словарь географических терминов / Отв. ред. С.В. Калесник.— М.: Советская энциклопедия, 1968.— С.326. Алфавитный указатель русских и латинских названий растений и животных, упомянутых а тексте Ботанические названия |Аралия маньчжурская |Aralia mandshurica Rupr. et Max. | |Барбарис амурский |Berberis amurensis Max. | |Бархат амурский |Phellodendron amurense | |Береза даурская (черная) |Betula dahurica | |Береза железная (Шмидта) |Betula schmidtii | |Береза желтая (ребриста) |Betula costata | |Береза каменная (Эрмана) |Betula ermanii | |Виноград амурский |Vitis amurensis | |Граб сердцелистный |Carpinus cordata | |Дикий перец (элеуторококк колючий) |Eleutherococcus senticosus Max. | |Диморфант (калопанакс семилопастный) |Kalopanax septemlobum | |Дуб монгольский |Quercus mongolica | |Жасмин тонколистый |Philadelphus tenuifolius Purp. et| |Женьшень |Max | |Кедр корейский |Panax schin-seng | |Клен маньчжурский |Pinus koraiensis | |Леспедеца двуцветная |Acer manshurica | |Лимонник китайский |Lespedeza bicolor | |Липа амурская |Schizandra chinensis | |Липа маньчжурская |Tilia amurensis | |Лиственница даурская |Tilia mandshurica | |Орех маньчжурский |Larix dahurica | |Орешник (лещина маньчжурская) |Juglans manshurica Max. | |Осина |Corylis manshurica Max. | |Пихта цельнолистная |Populus tremula | |Сирень амурский |Abies abies | |Тополь душистый |Syringa amurensis | |Черемуха Маака |Populus suaveolens | |Яблоня маньчжурская |Padus maackii | |Ясень маньчжурский |Valus manshurica | | |Fraxinus mandshurica | |Зоологические названия | | |Антилопа горал |Nemorhaedus goral | |Белка маньчжурская |Sciurus vulgaris mantshuricus | |Волк красный |Cyon alpinus Pall. | |Глухарь каменный |Tetrao parvirostris | |Гусь белый |Anser caerulescens | |Изюбр |Cervus elaphus xanthopygos | |Кабан |Sus scrofa | |Кабарга |Moschus moschiferus | |Карась серебряный |Carassius auratus | |Колонок |Mustela sibirica | |Касатка |Orca gladiator Fabr. | |Лебедь кликун |Cygnus cygnus | |Лещ |Abramis brama | |Лось уссурийский |Alces alces bedfordi | |Мандаринка |Aix galericulata | |Медведь гималайский |Selanorctos tibetanus | |Медведь бурый |Ursus arctos | |Морж тихоокеанский |Odobenus rosmarus | |Налим |Lota lota | |Олень северный |Rangifer tarandus | |Олень пятнистый |Cerous nippon | |Росомаха |Gulo gulo | |Рысь |Felis lynx | |Сазан |Cyprinus carpio | |Соболь |Martes zibellina | |Сом амурский |Parasilurus asotus | |Сорока белобокая |Pica pica | |Тигр уссурийский |Tigris tigris | |Хариус сибирский |Thymallus arcticus | |Чавыча |Oncorhynchus tschawytscha | |Щука амурская |Esox reicherti | ----------------------- Рис.2. В.К. Арсеньев. 90-е годы. (по Тарасовой А.И., 1985) [pic] Рис.3. Дерсу Узала, проводник В.К. Арсеньева (по Кабанову Н.Е., 1947) Рис.5. В.К. Арсеньев среди экспонатов Хабаровского краевого музея (по Н.Е. Кабанову, 1947). |
|
© 2008 |
|