РУБРИКИ

Народы Северного Кавказа

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Народы Северного Кавказа

|орудий труда и утвари. Половозрастное разделение труда жёстко |

|регламентировалось. Была развита торговля, в основном меновая. Осн. |

|занятия в наши дни: отгонное скотоводство (гл. обр. овцеводство) и |

|полеводство, овощеводство, садоводство в местах переселения. Основа |

|традиц. соц. организации - община (джамаат) скотоводов-воинов. |

|Сохранялась роль патриарх, кровнородств. объединений - тухумов. |

|Преобладала малая семья; сохранялись формы неразделённой семьи. Поныне|

|сохраняются традиции семейной обрядности, обычаи почитания старших, |

|родств. и соседской взаимопомощи, тухумной солидарности, |

|гостеприимства, куначества. Жилища прямоугольные в плане, каменные, |

|гл. обр. двухэтажные, с хлевом на нервом и жильём на втором этаже. |

|Крыши двух типов: двускатные, крытые дранкой, и плоские, земляные. |

|Второй этаж с фасада часто предваряется галереей; местами сохранились |

|открытые лоджии. Муж. традиц. одежда: туникообразная рубаха, штаны, |

|бешмет, черкеска, бурка, разл. овчинные шубы, овчинная папаха, вязаные|

|шерстяные сапоги с узорным цветным орнаментом, низкая сыромятная |

|обувь, туфли на твёрдой подошве, сапоги из лайки, войлочная обувь, |

|башмаки, ноговицы, со 2-й пол. 19 в. сапоги с каблуком русского |

|образца. Носили ремень с серебряными украшениями; кинжал в кожаных |

|(реже - в серебряных) ножнах. Жен. традиц. одежда: туникообразные |

|платья-рубахи, отрезные распашные платья; штаны с узкими штанинами до |

|щиколоток; чепец-накосник чухту; шерстяные и шёлковые платки, тёплые |

|шерстяные шали; матерчатый пояс-повязка. Обувь та же, что и у мужчин |

|(кроме лайковых и кожаных сапог). Украшения серебряные с драгоценными |

|камнями. Пища в осн. мучная и мясо-молочная. Осн. блюда - хинкалы, |

|толокняное тесто, лепёшки, хлеб, каши, пироги с сыром, травой, мясом, |

|вареники, молочные и мясные похлёбки. Устное нар. творчество |

|(пословицы, поговорки, загадки, притчи, анекдоты, песни, баллады, |

|сказки) на аварском и гинухском яз. Развита нар. медицина. Сохранились|

|традиц. представления, связанные с магией, культом предков, анимизмом,|

|тотемизмом и др., верой в чертей, джиннов, хозяев леса, гор, реки, |

|рощи, озера и т.д. |

|ГОДОБЕРИНЦЫ, гъибдиди (самоназв.), народ в России. Числ. ок. 3 тыс. |

|чел. Относятся к андийским народам, коренное нас. Зап. Дагестана. |

|Говорят на годоберинском яз., имеющем диалекты. Распространены авар., |

|рус. яз. Письменность на авар. яз. на осп. рус. графики. Верующие - |

|мусульмане-сунниты. К кон. 14 в. часть Г. исповедовала христианство, |

|часть - традиц. верования. Исламизиропаны Г. в 16 в. Распространение |

|ислама, а затем и арабской письменности способствовали ускорению |

|культурного развития Г. После присоединения Дагестана к России (1813) |

|приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под |

|рук. Шамиля. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 -Респ. |

|Дагестан. По переписи 1897 Г. насчитывалось 1172 чел., 1926 - 1512. В |

|февр. 1944 жители с. Зибирхали были переселены в Чечено-Ингушетию, в |

|1957 в Дагестан на равнину в Хасавюртовский р-н, с. Терочное. Традиц. |

|занятия Г.- пашенное земледелие (пшеница, ячмень, просо, позже |

|кукуруза) и скотоводство. Важное место занимали садоводство, |

|виноградарство, охота и пчеловодство. Домашняя промышленность и |

|ремёсла: ткачество, обработка кожи, шерсти, металла, дерева, камня, |

|производство войлока. Осн. совр. занятия - земледелие, скотоводство, |

|садоводство, подсобное - пчеловодство. Мн. Г. живут в городах, заняты |

|в пром-сти. Традиц. поселения на холмах, улицы довольно широкие, |

|неправильно расположенные. Центр селения - мечеть и годе-кан, где |

|мужчины проводили свободное время. Подступы охранялись сторожевыми и |

|боевыми башнями. Поселения возникали как территориально-тухумные, с |

|16-17 вв. имели чисто терр. характер. Традиц. жилище из камня, дерева |

|(в последнее время - также из самана), чаще одноэтажное, квадратное в |

|плане, каркас-но-столбовое; ныне дома совр. типа. Традиц. одежда |

|сходна с одеждой бот-лихцсв. В основе муж. костюма - тунико-образная |

|рубаха, штаны, бсшмет, черкеска, папаха, овчинные шубы разнообразной |

|формы, бурка. Носили пояса, газыри и кинжалы. Традиц. обувь нескольких|

|типов, из сыромяти, сафьяна, войлока и т.д. В комплекс жен. одежды |

|входили платье-рубаха, платье в талию, штаны, головной убор (украшался|

|серебряными монетами, нашивными кольцами), платок и кожаные с |

|войлочным голенищем сапоги с загнутым носком. В традиц. пище |

|преобладают молочные продукты (сыр, творог, кислое молоко, сыворотка),|

|распространены блюда из мясных продуктов (колбаса, нутряной жир, |

|курдюк), из муки, растительные и овощные (тыква); наиболее |

|распространённое - хинкал с мясом и без него, с приправой. В основе |

|традиц. социальной орг-ции -сел. община, большое значение имели |

|патриарх, кровнородств. объединения -тухумы. Семья малая, счёт родства|

|ведётся но отцовской и по материнской линиям. Широко распространена |

|родств. и соседская взаимопомощь. Похорон-но-помипальпая обрядность |

|сочетает элементы домусульм. и мусульм. обрядов. Жанры фольклора |

|разнообразны -предания, легенды, сказки, песни, пословицы, поговорки и|

|т.п., нек-рые двуязычны (передаются также на аварск. яз.). Популярны |

|легенды и предания о первых поселенцах, о местных героях, о |

|происхождении тех или иных тухумов. Развита нар. медицина. Сохраняются|

|домусульм. анимистич. представления (вера в духов, культы предков, |

|деревьев и т.п.). |

|ГОРСКИЕ ЕВРЕИ, джухур (само-назв.), этнолингвистич. группа евреев в |

|России (11,3 тыс. чел., в т.ч. в Дагестане 3,6 тыс. чел., |

|Кабардино-Балкарии -3,2 тыс. чел., Чечне и Ингушетии -2,6 тыс. чел.). |

|Живут также в Азербайджане - 5,5 тыс. чел. Общая числ. в пределах быв.|

|СССР - 18,5 тыс. чел. Язык - татский иранской группы индоевроп. семьи.|

|Распространены аварский, кумыкский, азербайджанский, рус. языки. |

|Письменность на осн. рус. алфавита. Верующие - иудаисты. Судя по |

|языковым и косвенным исто-рич. данным, община Г.е. формировалась в |

|7-13 вв. в ходе иммиграции евреев из Сев. Ирана, а также, возможно, из|

|близлежащих р-пов Византийской им |

|Ингушетия. Чечня. |

|ИНГУШИ, галгаи (самоназв.), народ в России (215,1 тыс. чел.), в т.ч. в|

|Ингушетии и Чечне (163,8 тыс.), в Сев. Осетии (32,8 тыс.) и др. Более |

|мелкие группы живут в Казахстане (20 тыс. чел.), Ср. Азии, а также на |

|Бл. Востоке. Общая числ. более 237 тыс. чел. Вместе с чеченцами (общее|

|самоназв. вайнах) относятся к коренному нас. Сев. Кавказа. Говорят на |

|ингуш, яз. нахско-даг. группы северо-кавк. семьи. Распространён также |

|рус. яз. Верующие - мусульмане-сунниты. В горах И. жили отд. |

|обществами: Галгаевское (отсюда самоназв. И.), Цоринское, |

|Джейраховское и Мецхальскос. Переселение на равнину начинается в 16-17|

|вв. Одним из гл. направлений ингушской миграции с гор являлись |

|Тар-ская долина и др. земли по р. Камбилеевке. Здесь не позднее кон. |

|17 в. расположилось с. Онгушт (отсюда назв. И.), ныне с. Тарскос |

|Пригородного р-на Сев. Осетии. Особенно интенсивным стал миграционный |

|процесс в 19 в. В 1810 Ингушетия вошла в состав России. В 1817 местное|

|население было переселено из большей части Сунженского р-на в Назрань.|

|В 1924 в составе РСФСР была выделена Ингушская АО, в г. Владикавказе |

|размещался ее административный центр, в 1934 она объединена с |

|Чеченской АО в Чечено-Ингушскую АО, в 1936 преобразованную в АССР. В |

|1944 И. вместе с чеченцами были насильственно депортированы в Ср. Азию|

|и Казахстан, республика упразднена. В 1957 Чечено-Ингушская АССР |

|восстановлена, народ вернулся на свою терр., при этом Пригородный р-н,|

|составляющий около половины терр. плоскостной Ингушетии, остался в |

|составе Сев.-Осетинской Республики, что служит источником конфликта И.|

|с осетинами, занявшими там дома и земли. Принятие в апр. 1991 закона |

|"О реабилитации репрессированных народов" и самопровозглашение |

|независимости Чечни в нояб. 1991 вызвали движение за создание |

|самостоят. Ингушской респ. (обр. в 1992 в составе Рос. Федерации). В |

|результате вооруж. конфликта в Сев. Осетии и войны в Чечне в Ингушетию|

|въехало ок. 100 тыс. И. В хоз-ве нас. горной Ингушетии ведущее место |

|занимало альпийское скотоводство (овцы, коровы, лошади, волы), |

|сочетавшееся с земледелием (ячмень, овёс, пшеница), нущелий. Были |

|распространены жилые, полубоевые (высота 8-10 м) и боевые (12-16 м) |

|башенные постройки. Известны боевые башни в пять и реже шесть этажей |

|(средняя высота 25-27 м). Возводились замковые комплексы и |

|заградительные стены. На равнине И. жили кр. селениями, вытянутыми |

|вдоль рек и дорог. Старинное жилище - хата-мазанка, позже длинный |

|саманный или турлучный дом, в к-ром помещение каждой супружеской |

|ячейки имело отд. выход на террасу. Рядом с комнатой главы семьи и его|

|жены - кунацкая (гостевая комната). Совр. дома - преим. кирпичные с |

|черепичной или железной крышей. Традиц. одежда И. общекавк. типа. Муж.|

|рубаха навыпуск с воротом на пуговицах спереди, перетянутая ремнём, |

|прилегающий к талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила |

|распространение общекавк. черкеска с газырями. Тёплая одежда - |

|овчинная шуба и бурка. Осн. головной убор - папаха конусовидной формы,|

|войлочные шляпы. В 20-е гг. 20 в. появились фуражки, иеск. позже |

|-высокие сильно расширяющиеся кверху папахи. Повседневная жен. одежда:|

|удлинённое платье-рубаха с разрезанным воротом на пуговице, широкие |

|штаны, бешмет. Повседневные головные уборы -платки и шали. |

|Традиц. пища И.~ в основном мясо-молочная и растительная. Наиб. |

|распространены: чурек с соусом, галушки из кукурузной муки, пышки из |

|пшеничной муки, пироги с сыром, мясо с галушками, мясной бульон, |

|молочные продукты (специ-фич. "даты-кодор" - творог с топлёным маслом)|

|и др. В пищевой рацион входили продукты охоты и рыболовства. |

|Сохранялись фамильно-патронимическая организация, кровная месть, |

|куначество, обычаи гостеприимства, почитания старших. При преобладании|

|малых семей были нередки и большие семьи, особен в горах. Браки |

|экзогамны по обеим линиям, практиковался брачный выкуп. Тесная |

|солидарность родственников и строгая экзогамия характерны и для совр. |

|И. Традиц. верования: тотемизм, анимизм, магия, семейно-родовой культ |

|святынь и покровителей, аграрные и погребальные культы и др. Имелся |

|развитый пантеон (верховное божество - Диела). Большое значение имели |

|нар. медицина, календарные обряды. Ислам утвердился в 1-й пол. 19 в., |

|распространяется в предгорно-плоскостной зоне - с 16-18 вв., в горной |

|- с 19 в. В фольклоре И. заметное место занимает нартский героич. |

|эпос. Устное нар. творчество: героич., историч. и лирич. песни, |

|сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Излюбленный танец |

|- парная лезгинка. В прикладном иск-ве выделяются резьба по камню и |

|изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным |

|орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры). |

|ЧЕЧЕНЦЫ, нохчий (самоназв.), народ в Рос. Федерации (899 тыс. чел.), |

|осн. нас. Чечни. Числ. в Чечне и Ингушетии 734 тыс. чел. Живут также в|

|Дагестане (ок. 58 тыс. чел.), Ставропольском кр. (15 тыс. чел.), |

|Волгоградской обл. (11,1 тыс. чел.), Калмыкии (8,3 тыс. чел.), |

|Астраханской (7,9 тыс. чел.), Саратовской (6 тыс. чел.), Тюменской |

|(4,6 тыс. чел.) обл., Северной Осетии (2,6 тыс. чел.), Москве (2,1 |

|тыс. чел.), а также в Казахстане (49,5 тыс. чел.), Киргизии (2,6 тыс. |

|чел.), на Украине (1,8 тыс. чел.) и др. Общ. числ.-957 тыс. чел. |

|Верующие Ч.- мусульмане-сунниты. Распространены суфийские учения двух |

|толков - накшбапди и падири. Говорят на чеченском яз. |

|нахско-дагестанской группы. Диалекты: плоскостной, аккинский, |

|чеберлоевский, мелхинский, итумкалин-ский, галанчожский, кистинский. |

|Распространён также рус. яз. (свободно владеют 74%). Письменность |

|после 1917 сначала на осн. араб., затем - лат. графики, с 1938 - на |

|основе рус. алфавита. В "Географии" Страбоиа упоминается этноним |

|гаргареи, этимология к-рого близка цахскому "гергара" - "родной", |

|"близкий". Нахскими считаются и этнонимы исадики, двалы и др. В арм. |

|источ- никах 7 в. Ч. упоминаются под именем нахча матьян (т.е. |

|"говорящие на языке нохчи"). В хрониках 14 в. упоминается "народ |

|нохчи". В перс. источниках 13 в. дано назв. сасапы, позднее вошедшее в|

|рус. документы. В документах 16-17 вв. встречаются племенные назв. Ч. |

|(ичке-ринцы - нохчмахкхой, ококи - аьккхий, шубуты - шатой, чарбили - |

|чеберлой, мелки - маьлхий, чантинцы - ч1аьнтий, шаройцы - шарой, |

|терлойцы - т1ерлой). Антропол. тип пранахов можно считать |

|сформировавшимся в эпоху поздней бронзы и раннего железа. Древние Ч., |

|освоившие не только сев. склоны Кавказа, но и степи Предкавказья, рано|

|вошли в контакты со скифским, а затем - с сарматским и аланским |

|кочевым миром. В равнинной зоне Чечни и близлежащих обл. Сев. Кавказа |

|в 8-12 вв. сформировалось полиэтнич. Аланское царство, в горной зоне |

|Чечни и Дагестана - гос. образование Сарир. После монголо-татар. |

|нашествия (1222 и 1238-1240) степная затеречная и частично чеченская |

|равнина вошли в состав Золотой Орды. К кон. 14 в. население Чечни |

|объединилось в гос-во Симсисм. В 16-17 вв. Кавк. перешеек был объектом|

|постоянных притязаний Османской империи (с её вассалом -Крымским |

|ханством), Ирана и России. В ходе борьбы между этими государствами на |

|чеченских землях ставятся первые рус. крепости и казачьи городки, |

|устанавливаются дипломатич. связи чеч. правителей и аульных обществ с |

|Россией. Тогда же окончательно складываются совр. границы расселения |

|Ч. Со времени Персидского похода Петра I (1722) политика России в |

|отношении Чечни приобретает колон, характер. В последние годы |

|правления Екатерины II рус. войска заняли левый берег Терека, соорудив|

|здесь участок Кавк. военной линии, основали воен. крепости от Моздока |

|до Владикавказа по чеч.-кабард. границе. Это привело к росту |

|освободит. движения Ч. в кон. 18-1-й пол. 19 вв. К 1840 на терр. Чечни|

|и Дагестана складывается теократич. гос-во - имамат Шамиля, |

|первоначально ведшее успешную войну с Россией, но к 1859 потерпевшее |

|поражение, после чего Чечня была присоединена к России и включена |

|вместе с Хасавюртовским окр., заселённым ауховскими Ч. и кумыками, в |

|Терскую обл. В 1922 образована Чеченская авт. обл. в составе РСФСР. |

|Ещё ранее Чечне была возвращена часть земель, отобранных у нес в ходе |

|Кавк. войны. Были введены делопроиз-во и преподавание на родном яз., |

|проведены другие культурные и соц.-экономия, преобразования. Вместе с |

|тем начавшаяся в 1920-х гг. коллективизация, сопровождавшаяся |

|репрессиями, нанесла большой урон Ч. В 1934 Чечня объединена с Ингуш. |

|АО в Чеч.-Ингуш. АО, с 1936 - Чеч.-Ингуш. АССР. В февр. 1944 ок. 500 |

|тыс. Ч. и ингушей были насильственно высланы в Казахстан. Из них |

|значит, число погибло в первый год ссылки. В янв. 1957 Чеч.-Ингуш. |

|АССР, упразднённая в 1944, была восстановлена. Но при этом для Ч. были|

|закрыты цеск. горных р-нов, и бывших жителей этих р-нов стали селить в|

|равнинных аулах и казачьих станицах. Ч.-ауховцы вернулись в Дагестан. |

|В 1992 съезд нар. депутатов Рос. Федерации постановил преобразовать |

|Чеч.-Ингуш. Респ. в Ингуш. Респ. и Чеч. Респ. Традиц. землсдельч. |

|культуры - ячмень, пшеница, просо, овёс, рожь, лён, фасоль и др. Позже|

|стали выращивать кукурузу, арбузы. Были развиты садоводство и |

|огородничество. Пахотные орудия - плуг (гота), полезное орудие (нох). |

|Была распространена трёхпольная система. В горных обл. было развито |

|отгонное овцеводство. На равнинах разводили кр. рог. скот, |

|использовавшийся в т.ч. в качсстве рабочей силы. Разводили также |

|породистых лошадей для верховой езды. Между горными и равнинными |

|районами Чечни существовала хозяйств, специализация: получая хлеб с |

|равнины, горные Ч. сбывали взамен излишки скота. Важную роль играли |

|кустарные промыслы. Большой популярностью пользовалось чеч. сукно, |

|производившееся в Грозненском, Веденском, Хасавюртов-ском, Аргунском |

|окр. Повсеместное распространение имели обработка кожи, изготовление |

|войлочных ковров, бурок и др. войлочных изделий. Центрами оружейного |

|произ-ва были сел. Старые Ата-ги, Ведено, Дарго, Шатой, Джу гурты и |

|др., гончарного - сел. Шали, Дуба-Юрт, Старый-Юрт, Новый-Юрт и др. |

|Были развиты также ювелирное и кузнечное ремесло, горный промысел, |

|произ-во шёлка, обработка кости и рога. Горные селения имели |

|беспорядочную скученную планировку. Были распространены двухэтажные |

|каменные дома с плоской крышей. В ниж. этаже помещался скот, в верх., |

|состоявшем из двух комнат,- жильё. Многие селения имели |

|жилищпо-оборонит. башни в 3-5 этажей. Поселения на равнине были |

|крупными (500-600 и даже до 4000 дворов), растянутыми вдоль дорог и |

|рек. Традиц. жилище - турлучное, состояло из неск. комнат, вытянутых в|

|ряд, с отдел, выходами на террасу, проходившую вдоль дома. Осн. |

|комната принадлежала главе семьи. Здесь находился очаг и протекала вся|

|жизнь семьи. К ней пристраивались комнаты женатых сыновей. Одна из |

|комнат служила кунацкой, либо для неё ставили специальную постройку во|

|дворе. Двор с хоз. постройками обычно обносился забором. Отличит, |

|чертой интерьера чеч. жилища было почти полное отсутствие мебели: |

|сундук, низкий столик на трёх ножках, несколько скамеек. Стены |

|увешивались шкурами, коврами, на них развешивалось оружие, пол |

|покрывался циновками. Очаг, надочажная цепь, зола считались |

|священными, неуважение к ним влекло кровную месть и, наоборот, если |

|даже убийца хватался за надочажную цепь, он получал права |

|родственника. Надочаж-ной цепью клялись и проклинали. Хранительницей |

|очага считалась старшая женщина. Очаг делил комнату на муж. и жен. |

|половины. Шерстяные ткани были нескольких сортов. Высшего качества |

|считалась ткань "исхар" из шерсти ягнят, низшего - из шерсти дойных |

|овец. Не позднее 16 в. Ч. было известно произ-во шёлка и льняного |

|полотна. Традиц. одежда имела много общего с общекавк. костюмом. Муж. |

|одежда - рубаха, штаны, бешмет, черкеска. Рубаха - туникообразного |

|покроя, воротник с разрезом спереди застёгивался на пуговицы. Поверх |

|рубахи надевали бешмет, подпоясанный поясом с кинжалом. Черкеска |

|считалась праздничной одеждой. Черкески шились отрезными но талии, |

|расклёшенными книзу, до пояса застёгивались металлич. застёжками, на |

|грудь нашивались газырницы. Штаны, суженные книзу, заправлялись н |

|ноговицы из сукна, сафьяна или овчины. Зимняя одежда - овчинная шуба, |

|бурка (верта). Муж. голов, уборами были высокие, расширяющиеся кверху |

|папахи из ценного меха. Пастухи носили меховые шапки. Имелись и |

|войлочные шляпы. Шапка считалась олицетворением мужского достоинства, |

|сбивание её влекло кровную месть. Осн. элементами жен. одежды были |

|рубаха и штаны. Рубаха имела тупикооб-разный покрой, длину иногда ниже|

|колен, иногда - до земли. Ворот с разрезом на груди застёгивался на |

|одну или три пуговицы. Верх. одеждой был бешмет. Праздничной одеждой |

|служила |

| |

|Кабардино-Балкария |

|КАБАРДИНЦЫ, адыге (самоназв.), народ в России (числ. 386 тыс. чел.), |

|коренное население Кабардино-Балкарии (ок. 364 тыс. чел.). Живут также|

|в Краснодарском и Ставропольском краях и Сев. Осетии. Общая числ. в |

|пределах быв. СССР - ок. 391 тыс. чел. Живут и во многих странах |

|Юго-Восточной Азии, Зап. Европы и Сев. Америки. Говорят на |

|кабардино-черкесском яз. абхазо-адыг-ской группы северокавказской |

|семьи. Письменность на основе рус. алфавита. Верующие - |

|мусульмане-сунниты моздокские К.- в основном христиане-православные. |

|Вместе с адыгейцами и черкесами составляют этнич. общность адыгов. |

|Предки К., как и др. адыгских народов, были аборигенным нас. Сев. и |

|Сев.-Зап. Кавказа. Они известны в 1-6 вв. как зихи, в 13-19 вв. как |

|черкесы. В сер. 1-го тыс. часть адыгов была оттеснена гуннами за |

|Кубань. В 13-15 вв. наблюдалось обратное движение в Центр. |

|Предкавказье, завершившееся образованием Кабарды -самостоят, полит, |

|единицы и формированием кабард. народности. В 1557 верх. князь Кабарды|

|Темрюк попросил рус. царя Ивана IV принять его под свою руку; в 1774 |

|по Кючук-Кайнарджийскому договору с Турцией Кабарда отошла к России. В|

|16-18 вв. существовала данническая зависимость части соседних осетин, |

|чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, абазинов от кабард. князей.|

|Сохранялись архаич. формы власти: нар. собрания, тайные муж. союзы. В |

|1921 в составе РСФСР образована Кабард. АО, с 1922 - объединённая |

|Каб.-Балк. АО, в 1936 преобразована в Каб.-Балк. АССР. С 1944 по 1957,|

|когда балкарцы были насильственно депортированы, республика |

|существовала как Кабардинская АССР. В 1957 Каб.-Балк. АССР была |

|восстановлена. В янв. 1991 Верховный Совет Кабардино-Балкарии принял |

|Декларацию о суверенитете и провозгласил Каб.-Балк. ССР, с марта 1992 |

|Каб.-Балк. Республика. Важную роль в нац. движении играет Конгресс |

|кабард. народа (созд. в 1991). Традиц. занятия - пашенное земледелие и|

|отгонное скотоводство, гл. обр. коневодство (всемирную известность |

|получила кабард. порода). Развиты промыслы и ремесла: муж.- кузнечное,|

|оружейное, ювелирное, жен.- сукновальное, войлочное, золотошвейное. |

|Планировка поселений до сер. 19 в. кучевая, затем уличная. У князей, |

|дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) |

|для гостей -кунацкая. Жилище турлучное, прямоугольной формы, с |

|двускатной или четырёхскатной соломенной крышей. Саманные и кам. |

|строения, крыши из железа и черепицы появились во второй пол. 19 в. |

|Традиц. муж. костюм - черкеска с наборным серебряным поясом и |

|кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верх.- бурка, |

|овчинная шуба, башлык. Традиц. жен. одежда - шаровары, туникообразная |

|рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые |

|пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки. |

|Традиц. пища - варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, |

|курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена |

|сушёная и копчёная баранина, из к-рой делается шашлык. К мясным блюдам|

|подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Напиток - махсыма |

|изготовляется из пшённой муки солодом. По крайней мере до 19 в. |

|преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья,|

|но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, |

|подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в |

|этикете, в т.ч. избегании между супругами, родителями и детьми, каждым|

|из супругов и старшими родственниками другого. Существовала |

|соседско-общин-иая и фамильпо-патронимич. организация с фамильной |

|экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью. Кровная месть уже к|

|19 в. была в основном вытеснена композициями. В высших сословиях было |

|широко распространено аталычест-во. Высоко ценилось гостеприимство, |

|имевшее ритуализованный, даже сакра-лизованный характер, а также |

|куначество. Большое внимание уделялось адыгэ хабзэ - совокупности норм|

|обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Мм. |

|элементы адыгэ хабзэ наряду с такими хорошо приспособленными к воен. |

|быту элементами материальной культуры, как муж. одежда, приёмы |

|седловки, джигитовки и т.п., широко распространились среди соседних |

|народов. В духовной культуре начиная с 15 в. возрастало влияние |

|ислама, к-рый всё более вытеснял языч. и христ. верования. Традиц. |

|игры и зрелища имели военизированный характер: стрельба по неподвижным|

|и подвижным мишеням, стрельба на скаку, борьба наездников за ба-раныо |

|шкуру, бой конных и вооружённых палками пеших. Богат фольклор: |

|нарт-ский эпос, историко-героические песни и др. Традиц. изобразит, |

|мотивы - стилизованные элементы животного и растительного мира, |

|характерны рогообразные завитки. Совр. быт всё более урбанизируется, |

|но в нём удерживается много традиц. черт. Сохраняются пищевые |

|предпочтения и многие нац. блюда. В основном сохраняются правила |

|этикета, особенно в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и |

|женщинами, в застолье. У К., как и у др. адыг. пародов, сильно |

|стремление к этнич. самоутверждению и культурному возрождению. Создано|

|общество "Хасаг ("Народное собрание"). Установлены связи с |

|одноимёнными обществами черкесов и адыгейцев. Учреждена Всемирная |

|черкесская ассоциация. Заметна тяга к восстановлению исламского |

|мировоззрения и культа, бытовых предписаний ислама. |

|БАЛКАРЦЫ, таулула (самоназв., "горец"), народ в России (78,3 тыс. |

|чел.), коренное нас. Кабардино-Балкарии (70,8 тыс. чел.). Живут также |

|в Казахстане (3,0 тыс. чел.), Киргизии (2,1 тыс. чел.). Общая числ. |

|85,1 тыс. чел. Локальные группы: балкарцы (малкарцы, малкъарлыла), |

|бизингиевцы (бызынгычыла), холамцы (холамлыла), чегемцы (чегемлиле), |

|урусбиевцы, илибаксанцы (бакъсанчыла). Язык карачаево-балкарский |

|тюркской группы алтайской семьи. Письменность на осн. рус. графики |

|(создана в 1924 на осн. араб. графики Верующие - мусульмане-сунниты В |

|формировании Б. приняли участие, видимо, три осн. этнич. компонента: |

|древнейший - кавказоязычное нас., ирано-язычные аланы, появившиеся в |

|горной полосе Центр. Кавказа в 4-5 вв., и тюр-коязычные племена, |

|возможно, кубанские болгары и, несомненно, кыпчаки,поселившиеся в 13 |

|в. в горах Кавказа и частично ассимилировавшие аланов-осетин. Жители |

|всех балкарских селений имели тесные связи с соседними народами: |

|кабардинцами, сванами, карачаевцами, грузинами-рачинцами. В сер. 17 в.|

|установились непосредств, связи русских с Балкарией (в рус. источниках|

|- Балка-ры, Балхарские кабаки), через к-рую пролегал один из |

|посольских путей в Зап.Грузию. В 1-й трети 19 в. балкарские об-ва |

|вошли в состав Рос. империи. В 60-70-х гг. 19 в. в процессе проведения|

|крест, реформ часть безземельных Б. была поселена на равнине. Несмотря|

|на миграции, и в кон. 19 в. часть Б. страдала от малоземелья; в нач. |

|20 в. избыточное нас. в горах Балкарии составляло 67%. В 1922 была |

|образована Кабардино-Балкарская авт. обл., в 1936 преобразованная в |

|АССР. В 1944 Б. были насильственно депортированы в р-ны Ср. Азии и |

|Казахстана. В 1957 Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена и Б. |

|вернулись на родину. В 1991 провозглашена Кабардино-Балкарская Респ. |

|Ведущая отрасль традиц. х-ва - отгонное скотоводство (овцы, а также |

|кр. рог. скот, козы, лошади, до кон. 18 в.- свиньи). Занимались также |

|горным террасным пашенным земледелием (ячмень, пшеница, овёс, с кон. |

|19 в.- картофель, огородные). Дом. промыслы и ремёсла - выделка |

|войлоков, бурок, сукон, обработка кожи и дерева, солеварение, добыча |

|серы и свинца, изготовление пороха и пуль. Большое значение имели |

|пчеловодство, охота. В пореформенное время начала развиваться молочная|

|пром-сть. Традиц. поселения - крупные многофамильные, располагались |

|уступами по склонам гор, в осн. скученной планировки (встречались |

|также свободной планировки, замкового типа); в целях обороны возводили|

|башни (къала). На равнине селения многодворные, с уличной планировкой,|

|с усадьбами. Традиц. жилища в горных селениях из необработанного |

|камня, одноэтажные, прямоуг., в Баксанском и Чегемском ущельях также |

|дерев. срубные с земляными крышами, на равнине -турлучные. Почти до |

|кон. 19 в. жилище было однокамерным (с муж. и жен. половинами), жилая |

|часть сочеталась с хоз. помещениями. Дома в 2-3 комнаты с гостевым |

|помещением (кунацкой) появляются у состоят, семей в пореформенное |

|время. В 20 в. распространились двухэтажные многокомнатные дома с |

|дерев. полами и потолками, вместо сакрального открытого очага - |

|пристенный камин, рус. печь. Традиц. одежда северокавк. типа: у мужчин|

|- нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, черкеска с |

|газырями, подпоясанная узким ременным поясом, на к-ром висело оружие; |

|шубы, бурки, папахи, башлыки, шляпы из войлока, обувь кожаная, |

|войлочная, из сафьяна, ноговицы. Женщины носили тунико-образные |

|рубахи, шир. штаны, кафтанчик, длинное распашное платье, пояс, |

|овчинные шубы, шали, платки, шарфы, шапочки, разнообразные украшения. |

|Праздничное платье украшали галуном, золотым или серебряным шитьём, |

|позументом, узорной тесьмой. В основе тра-диц. питания - молочная |

|пища, мясо ели преим. в праздники и в торжеств, случаях. Много блюд |

|готовили из ячменя, в т.ч. пиво, кукурузы, хлеб и пироги пекли также |

|из пшеничной муки. Широко употреблялся мёд. Балкария включала неск. |

|сел. обществ. Велика была роль нар. собрания (тёре), патронимич. |

|орг-ции. Правители наз. та-убии, свободные общинники - каракиши, |

|зависимые крестьяне - чагары, известно дом. рабство военнопленных |

|(къул). Семья преим. малая, браки экзо-гамны. Обязательно соблюдались |

|сословные ограничения. В семейной жизни характерны патриарх, традиции,|

|разл. запреты- избегания. Были распространены обычаи кровной мести, |

|побратимства, куначества, аталычества, гостеприимства и т.д. Процесс |

|исламизации Б. начался до 17 в., однако ещё в 19 в. их верования |

|представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохрист. |

|традиций. Сохранялась вера в магию, священные деревья, камни, |

|божеств-покровителей. Характерны календарные и др. праздники, |

|военизированные спортивные игры. Разнообразен фольклор - нартский |

|эпос, обрядовые, трудовые, героич. и др. песни, благопожелания |

|(алгъыш) и пр. |

|Карачаево - Черкесия |

|Карачаевцы. Самоназвание кърачайлылар, коренное население Карачая в |

|России. Численность свыше 150 тыс. человек, из них 129 тыс. в России. |

|Живут также в Срерне йАзии, Казахстане, Турции, Сирии, США. Говорят на|

|карачаево - балкарском языке тюркской группы алтайской семьи. |

|Письменность на рус. гра-фич. основе (с 1937). Верующие - |

|мусульмане-сунниты В этногенезе К. принимали участие местные кавк. |

|племена, жившие с эпохи бронзы, а также пришлые - аланы, булгары и |

|кипчаки (половцы). В домон-гольское время К. входили в алан. союз |

|племён. Наиб. ранними карачаево-бал-карскими памятниками считаются |

|могильники 13-14 вв. на терр. Карачая и Балкарии. После монгольского |

|нашествия предки К. были оттеснены в горные ущелья Центр. Кавказа. В |

|1828 К. вошли в состав России. Расселённые компактно, они составили |

|часть адм. округа Эльбрус-ский. После гражд. войны и установления сов.|

|власти (1920) определился статус К. в рамках нац.-терр. автономии: |

|1920 -Карачаевский округ, 1922 - Карачаево-Черкесская АО; 1926 - |

|Карачаевская АО, ликвидированная в 1943 в связи с депортацией К. в Ср.|

|Азию и Казахстан. В 1957 после возвращения К. на историч. родину |

|восстановлена Карачаево-Черкесская АО; в 1991 преобразована в |

|республику. Осн. традиц. занятия - отгонное (альпийское) |

|животноводство (овцы, козы, лошади, кр. рог. скот), а также пашенное |

|террасное земледелие с искусственным орошением (ячмень, овёс, просо, |

|пшеница, кукуруза, картофель, огородные культуры). Животноводство |

|продолжает оставаться гл. занятием горной и предгорной части нас. |

|Преим. направление получило разведение кр. рог. скота и овцеводство |

|(тонкорунные мериносы и карачаевские овцы). Ремёсла - сукноделис, |

|выде-лыванис войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, |

|ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кож, |

|шкур, резьба по дереву и камню, золотое шитьё Традиц. селения - в |

|горах скученные, большие, разделённые на родофамильные кварталы |

|(тийрс), а в предгорьях и на плоскости - уличной, прямоугольной |

|планировки. Жилище - прямоугольная (иногда многоугольная) одно-, |

|двухкамерная срубная постройка с двускатной земляной крышей. Жил. и |

|хоз. строения составляли комплекс закрытого двора (арбаз). Стены |

|жилища завешивались войлочными коврами, а полки аппликационными. |

|Внутри жилища выделялся пристенный очаг (оджакъ) с открытым дымоходом.|

|Отд. дом или комната отводились для приёма гостей (кунацкая). С кон. |

|19 в, появляются многокамерные, двухэтажные строения, крыши домов |

|покрываются тёсом, железом, позже шифером. Памятники традиц. |

|архитектуры -дома срубной техники, боевые башни, склеповые сооружения.|

|Нац. одежда К. сходна с одеждой др. народов Сев. Кавказа. Муж. одежда |

|состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной или меховой |

|шубы, бурки и башлыка. На поясе из узкого ремня -кинжал или нож, |

|кресало и др. Летний гол. убор - войлочные шляпы, зимний -овчинные |

|шапки-папахи с суконным башлыком. Жен. одежда отличалась разнообразием|

|типов и возрастных особенностей: длинная рубаха из бумажной или |

|шёлковой ткани туникообразного покроя с разрезом на груди и застёжкой |

|у ворота, с длинными и широкими рукавами; длинные шаровары из тёмных |

|цветных тканей заправлялись в сафьяновые носки или обувь; поверх |

|рубахи - платье. Талия перехватывалась широким серебряным поясом. Из |

|стёганной на вате шёлковой или бумажной ткани шилась верхняя одежда - |

|каптал, повторявшая покрой черкески. Шубы из мерлушки или кур-пея, а |

|также беличьи. Жен. головные уборы: праздничный убор девушки - шапочка|

|(высокая конусообразная или усечённая, богато украшенная галунами или |

|золотым шитьём), поверх неё большой платок. Основа питания - |

|мясо-молочно-расти-тельная. Традиц. блюда - варёное и жареное мясо, |

|вяленая колбаса из сырого мяса и жира, заквашенное молоко (айран), |

|кефир (гыпы айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны |

|пресные лепёшки (гырджыны) и пироги (хычыны) с разнообразной начинкой,|

|жареные или выпеченные, супы на мясном бульоне (шорна), среди лакомств|

|- разл. варианты халвы. Напитки: молочные -кефир и айраи, праздничные |

|- буза и пиво (сыра), повседневные - чай из кавк. рододендрона (къара |

|тай). Центром общ. жизни была сел. община (эльджамагат), связанная |

|общностью терр. и коллективным трудом по постройке и поддержанию в |

|сохранности оросительных сооружений. Внутри родовой общины (каум и |

|тукум) сохранялись строгая экзогамия, общее поселение (тийре), |

|совместные кладбища, наименование от одного мифич. или реального |

|родоначальника. Среди К. сохранялись пережитки семейных общин (юйюр) с|

|коллективной собственностью на скот и землю, с совместным трудом и |

|уравнительным потреблением. К кон. 19 в. в связи с распадом семейных |

|общин в сел. общине стали преобладать моногамные семьи (юйдсги). Наиб.|

|развитым видом нар. иск-ва было изготовление узорных войлоков, |

|вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитьё. В |

|нар. жизни большое значение придаётся этикету. Многочисленные нар. |

|праздники (календарные, вывода стада на альпийские пастбища, уборки |

|урожая и др.) сопровождаются конными скачками, джигитовкой, борьбой |

|силачей, метанием камней, играми ряженых, поднятием тяжестей и др. |

|состязаниями. С исламом (утвердился в кон. 18 в.) вошли в традицию: |

|пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман). Наряду с |

|общекавк. танцами (лезгинка, исламей) распространены также ритуальные |

|карачаево-балкар. танцы - голлу, сандракъ, тепене, тёгерек и др. |

|Сохраняется богатый фольклор: нартские сказания, историч., трудовые, |

|героич., сатирич., любовные и колыбельные песни, сказки, пословицы и |

|поговорки, рассказы о Насра Ходжа (Ходже На-среддине). Традиц. муз. |

|инструменты -тростниковая свирель, 2-струнная скрипка, 3-струнный |

|щипковый инструмент, трещотка из чинаровых дощечек, доул и гармонь. |

|ЧЕРКЕСЫ, адыгэ (самоназв.), народ группы адыгов в Рос. Федерации. |

|Числ. 50,8 тыс. чел., в т.ч. в Карачае-во-Черкесии - 40,2 тыс. чел. В |

|прошлом предков совр. Ч. соседние народы называли "кабардинцы", |

|"бесленеевцы" или "адыги". Живут также в странах Бл. Востока, куда |

|переселились во 2-й пол. 19 в. Здесь под назв. "Ч." часто объединяются|

|выходцы из адыгов и др. народов Сев. и Зап. Кавказа, эмигрировавших |

|после присоединения Кавказа к России. Язык кабардино-черкесский (общий|

|с кабардинцами) абхазо-адыг. группы северокавказской семьи. Верующие -|

|мусульмане-сунниты Назв. "Ч.", вероятно, восходит к "кер-кет", как |

|называли др.-греч. авторы одну из групп адыгского нас. сев.-вост. |

|побережья Чёрного моря. Совр. Черкесия была заселена адыгами в 5-7 вв.|

|В 12-13 вв. часть адыгов переселилась на Терек, основав здесь |

|княжества Большая и Малая Кабарда, власть к-рых распространялась и на |

|Черкссию. В кон. 18 - нач. 19 вв. происходило массовое переселение |

|кабардинцев в Черкесию. Другим осн. компонентом в формировании совр. |

|Ч. были бесленеевцы. Первые сведения о них в рус. документах относятся|

|к 16 в. В 16-18 вв. они были известны как беслснейцы, беслинцы, |

|бесленсйские черкасы, а занимаемый ими район - Бесленей, Бысленей, |

|Бесленейские кабаки. |

|В 1922 образована Карачаево-Черкесская АО (разделившаяся в 1926 на |

|Карачаевскую АО и Черкесский нац. округ, с 1928 - АО; в 1957 они были |

|вновь объединены), в 1991 преобразована в республику. Оси. занятие - |

|отгонное скотоводство (овцы, козы, лошади, кр. рог. скот; до принятия |

|мусульманства разводили также свиней). Особое место занимало |

|разведение лошадей кабардинской породы. Традиц. ремесло было в осн. |

|связано с обработкой скотоводч. продуктов: выделка сукна, изготовление|

|одежды, бурок и т.п. Черкесское сукно особенно высоко ценилось у |

|соседних народов. На Ю. Чер-кесии была развита обработка дерева. |

|Широко распространено было кузнечное ремесло, оружейное дело. Ч. были |

|объединены в независимые сел. общины, имевшие свои органы |

|самоуправления (в осн. - из зажиточных общинников). Их члены были |

|связаны круговой порукой, пользовались общими земельными и пастбищными|

|угодьями, правом голоса на нар. собраниях. Сохранялись патрилипейныс |

|родств. группы (члены к-рых иногда образовывали особые кварталы в |

|селениях), обычаи кровной мести, гостеприимства, куначества. Большая |

|патриархальная семья, включавшая неск. поколений и насчитывавшая до |

|100 чел., преобладала до 18 в. Семейные общины частично начали |

|возрождаться в кон. 19 в. Брак был строго экзогамным. Брачные запреты |

|распространялись па всех родственников по обеим линиям, на потомков |

|людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали левират и сорорат, |

|аталычество, фиктивное родство. Браки заключались через уплату калыма.|

|Возникновение большей части совр. аулов Черкесии датируется 2-й пол. |

|19 в. В 19 - нач. 20 вв. было основано 12 аулов, в 20-х гг. 20 в.- 5. |

|Усадьба обносилась оградой. Жилые помещения строились обычно фасадом |

|на юг. Жилище имело плетёные стены на столбовом каркасе, обмазанные |

|глиной, двух- или четырёхскатную крышу из плетня, покрытую соломой, |

|глинобитный пол. Состояло из одной или неск. комнат (по числу в семье |

|супружеских пар), примыкающих в ряд друг к другу, двери каждой комнаты|

|выходили во двор. Кунацкой служила одна из комнат или отд. постройка. |

|У стены между дверью и окном устраивали открытый очаг с плетёным |

|дымарём, внутри к-рого устанавливали перекладину для подвешивания |

|котла. Хоз. постройки также делались из плетня, часто имели круглую |

|или овальную форму. Совр. Ч. возводят квадратные многокомнатные дома. |

|Традиц. муж. костюм - черкеска, беш-мет, штаны, меховая шапка с |

|суконной тульёй, бурка, наборный пояс, на ногах -чувяки, ноговицы, у |

|богатых - красные сафьянные сапоги, шитые золотом. Сейчас только |

|некоторые имеют полный комплект нац. костюма и появляются в нём по |

|праздникам. Жен. одежда в самом полном варианте сложилась в 19 в. |

|Платье имело разрез от пояса до полу. Нарядное платье шилось из шёлка |

|или бархата, украшалось галуном и вышивкой. Платье красного цвета |

|разрешалось носить только знатным женщинам. Платье подпоясывали |

|серебряным поясом. Сверху надевали вышитый кафтанчик из тёмно-красной |

|или чёрной материи, украшали золотым и серебряным галуном, серебряными|

|застёжками. Обувь, сделанная из кожи, вышивалась серебром. Головной |

|убор черкешенки зависел от её возраста и семейного положения: девочки |

|ходили в платках или с непокрытой головой, взрослые девушки и молодые |

|женщины (до рождения первого ребёнка) носили "золотую шапочку" с |

|высоким твёрдым околышем, украшенным галуном и вышивкой, и верхом из |

|сукна или бархата; поверх накидывался тонкий шелковый платок; после |

|рождения ребёнка женщина совершенно закрывала волосы тёмным платком |

|(концы его пропускались сзади под косами и завязывались на темени |

|особым узлом) и шалью. Совр. черкешенки носят нац. платья только по |

|праздникам. |

|Летом питаются преим. молочными продуктами и овощами, зимой и весной |

|преобладают мучные и мясные блюда. Наиболее популярен слоёный хлеб из |

|пресного теста, к-рый употребляют с калмыцким чаем (зелёным с солью и |

|сливками). Выпекали также дрожжевой хлеб. Широко употребляются |

|кукурузная мука и крупа. Излюбленным блюдом остаётся курица или |

|индюшка с соусом, заправленным толчёным чесноком и красным перцем. |

|Мясо водоплавающих птиц употребляют только жареным. Баранину и |

|говядину едят варёными, обычно с приправой из кислого молока с |

|толчёным чесноком и солью. После варёного мяса обязательно подают |

|бульон, после жареного - кислое молоко. Из просяной и кукурузной муки |

|с мёдом к свадьбе и по большим праздникам готовят бузу. По праздникам |

|делают халву (из поджаренной пшённой или пшеничной муки в сиропе), |

|пекут пирожки. В фольклоре центральное место занимают сказания на |

|общеадыгские сюжеты, нартский эпос. Развито искусство сказителей и |

|исполнителей песен (джегуаки). Распространены песни-плачи, трудовые и |

|шуточные песни. Традиц. муз. инструменты - скрипка, бжамей (свирель), |

|пхарчач (ударный инструмент), разл. бубны, на к-рых играли руками и |

|палочками. В кон. 18 в. у русских была заимствована гармоника, на ней |

|играют гл. обр. женщины, на остальных инструментах - мужчины. В 14-15 |

|вв. Ч. считались христианами. Христианство проникло сюда из Византии и|

|Грузии в 10-12 вв. В 14 в. сюда стал проникать ислам. Окончательно |

|исламизированы Ч. к 18 в., но следы христианства сохранялись в |

|Черкесии вплоть до 20 в. Ч. поклонялись мн. древним божествам - богу |

|плодородия Тхагаледжу, покровителю охоты Мазытхе, пчеловодства - |

|Мериссе, кр. рог. скота - Ахину, коз и овец - Ямшу, верховой езды |

|-Зейк1уэтхэ, богу молнии и грома Шиблэ, металла и кузнецов - Тлепшу. |

|АБАЗИНЫ, абаза (самоназв.), народ в России, в Карачаево-Черкесии и на |

|В. Адыгеи. Числ. 33,0 тыс. чел., в т.ч. в Карачаево-Черкесии 27,5 тыс.|

|чел. Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (ок. 10 тыс. чел.).|

|Общая числ. ок. 44 тыс. чел. Язык абазинский абх.-адыг. группы |

|северокавказ. семьи, имеет два диалекта: тапантский (лежит в осн. лит.|

|яз.) и ашхарский. Распространены кабардино-черкесский, рус. яз. |

|Письменность на рус. графич. основе. Верующие - мусульмане-сунниты. |

|А.- коренные жители Кавказа. Их предки были сев. соседями абхазов и, |

|по-видимому, уже в 1-м тыс. н.э. частично ими ассимилированы. В 14-17 |

|вв. А., жившие по черноморскому побережью между рр. Туапсе и Бзыбь, |

|переселились на Сев. Кавказ, где осели по соседству с адыгски-ми |

|племенами. В дальнейшем значит. часть А. была ассимилирована адыгами, |

|другая испытала их сильное культурное влияние. К сер. 19 в. традиц. |

|занятия, быт и нар. творчество А. мало отличались от адыгских, вместе |

|с тем нек-рые черты традиц. культуры А. сближают их с абхазами |

|(развитое садоводство и пчеловодство, особенности фольклора и |

|орнаментики и др.). В 1860-х гг. рос. пр-вом было осуществлено |

|переселение А. на равнину. До переселения гл. отраслью х-ва было |

|отгонное скотоводство (гл. обр. мелкий, а также кр. рог. скот, лошади;|

|коневодство - престижное занятие), со 2-й пол. 19 в. стало преобладать|

|земледелие (просо, ячмень, кукуруза; садоводство, овощеводство). Дом. |

|промыслы и ремёсла: обработка шерсти (изготовление сукна, войлоков - |

|гладких и узорных, бурок, войлочных шляп, ноговиц, поясов, попон и |

|т.д.), выделка шкур и кож, деревообработка, кузнечество. Традиц. |

|социальная организация - сел. общины, большие и малые семьи, |

|патронимии. Традиц. аулы делились на патронимич. кварталы, на равнине |

|- скученные, в горах гнездового типа. Древнейшее жилище - круглое, |

|плетёное, распространены были также прямоугольные одно- и |

|многокамерные дома из плетня; в кон. 19 в. стал применяться саман. Со |

|2-й пол. 19 в. появились кирпичные и дерев. рубленые дома под железной|

|или черепичной крышей. Традиц. усадьба включала один или неск. жилых |

|домов, в т.ч. помещение для гостей - кунацкую, и, в отдалении от них, |

|комплекс хоз. построек. Традиц. одежда общекавк. типа. Основу традиц. |

|кухни составляют растит., молочные и мясные продукты. Излюбленное |

|блюдо - белый соус с курятиной, заправленный чесноком и пряностями. |

|Пили слабоалкогольный напиток (буза). Характерны обычаи и обряды, |

|связанные с годичным циклом. Сохраняется фольклор: нартский эпос, |

|разл. жанры сказок, песен. Особенности традиц.-бытовой культуры более |

|всего сохраняются в пище, семейной и др. обрядности, этикете, нар. |

|творчестве. Продолжается ассимиляция А., в т.ч. за счёт частых |

|смешанных браков с черкесами; в то же время усиливается Движение за |

|культурное возрождение и нац. автономию |

|Осетия |

|ОСЕТИНЫ, ирон, дигорон [самоназв.; сохранились также этнонимы туалаг |

|(двалы, группа О. Наро-Мамисонского региона) и хусайраг (хусары, |

|группа О. в Юж. Осетии)], народ в Рос. Федерации (осн. нас. Сев. |

|Осетии, числ. ок. 335 тыс. чел.) и Грузии (осн. нас. Юж. Осетии, числ.|

|65 тыс. чел.); живут также в Кабардино-Балкарии (10 тыс. чел.), в |

|Карачаево-Чсркесии (4 тыс. чел.). Числ. в России 402 тыс. чел. Осн. |

|субэтнич. группы: иронцы и дигорцы (на 3. Сев. Осетии). Говорят на |

|осетинском яз. иранской группы индоевроп. семьи. Имеет 2 диалекта: |

|иронский (лёг в основу литературного языка) и дигорский. Письменность |

|(с 19 в.) на основе рус. алфавита. Верующие - православные, есть |

|мусульмане-сунниты. Впервые в исторических источниках как дигоры |

|(ашдигоры) упоминаются в "Армянской географии" (7 в.). В этом же |

|источнике названы двалы. Груз. историк Леонтий Мровели (11 в.) |

|указывает на значение "Большой двальской дороги", проходившей из |

|Грузии через терр. двалов на Сев. Кавказ. О.- один из древних народов |

|Кавказа. Уже со времён скиф. походов в Переднюю Азию они именуются в |

|груз. хронике овсами (осами, отсюда рус. назв. осетины). Сваны |

|называли их савиар, мегрелы - опсами, абхазы - ауапс, чеченцы и ингуши|

|- ири, балкарцы и карачаевцы -дюгер, кабардинцы - къущхьэ. |

|Формирование осет. народа связано с аборигенным населением Сев. |

|Кавказа (создателями кобаиской культуры) и с пришлыми ирано-язычными |

|народами - скифами, сарматами и особенно аланами (с 1 в. н.э.). В |

|результате оседания последних на Центр. Кавказе коренное население |

|восприняло их язык и многие черты культуры. Сложившийся здесь мощный |

|союз аланов (осы - в грузинских и ясы, сони -в рус. ср.-век. |

|источниках) положил начало образованию осет. народности. В 13 в. |

|аланское государство было разгромлено монголо-татарами, аланы |

|оттеснены с плодородных равнин к Ю., в горные ущелья Центр. Кавказа. |

|На его сев. склонах образовались 4 крупных "общества", восходящих к |

|плем. делению (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на |

|южных - множество более мелких "обществ", находившихся в зависимости |

|от груз. князей. Немало Осетин-алан ушло в Монголию и особенно в |

|страны Вост. Европы (в Венгрии осела крупная компактная группа |

|потомков алан, к-рая именует себя ясами, но утратила родной язык). Уже|

|с 40-х гг. 18 в. складывались рус.-осет. отношения. Рус. пр-вом была |

|создана "Осет. духовная комиссия". Члены комиссии организовали осет. |

|посольство в Петербурге (1749-52), способствовали переселению О. в |

|Моздок и моздокские степи для поселения и освоения новых земель. О., |

|испытывая острую нужду в земле, неоднократно обращались через комиссию|

|с просьбой к рус. правительству о переселении их в предгорные р-ны |

|Сев. Кавказа. В 1774 Осетия "добровольно" вошла в состав России. |

|Усилилась консолидация осетинской народности. В кон. 18-19 вв. |

|началось переселение части О. с гор на равнины. Земли, переданные О. |

|рос. правительством, закреплялись в основном за осет. знатью. После |

|1917 происходит массовое переселение О. на равнину. 20 апр. 1922 была |

|образована Юго-Осет. АО в составе Груз. ССР, в 1924 - Сев.-Осет. АО, |

|к-рая 5 дек. 1936 была преобразована в Сев.-Осет. АССР в составе |

|РСФСР. В 1990 Верх. Совет респ. принял Декларацию о гос. суверенитете |

|Респ. Сев. Осетия. На равнине осн. традиц. занятие - земледелие |

|(пшеница, кукуруза, просо, ячмень и др.). В горах наряду с земледелием|

|было развито скотоводство (овцы, козы, кр. рог. скот). Традиц. система|

|земледелия на равнине - трёхполье. Гл. орудие в горах - рало с |

|железным сошником, упряжкой с парой быков, на равнине -тяжёлый плуг, в|

|упряжке к-рого было 8-10 волов. Скот-во было важнейшим занятием, |

|обеспечивавшим О. продуктами питания, сырьём, тягловой силой. |

|Преобладало овцеводство и козоводство, на равнине - крупный рогатый |

|скот, лошади. Были развиты домашние промыслы, ремёсла - произ-во |

|сукна, овчины, мебели, посуды, резьба по дереву и камню, кузнечное, |

|ювелирное, вышивка и др. Традиц. поселения в горах (кау) - небольшие, |

|кучевой или рядовой планировки, на равнинах - более крупные, уличной |

|планировки. Осн. строит, материал -камень, в лесистых ущельях - |

|дерево. Дома одно- или двухэтажные, первый этаж для скота, крыши |

|плоские, земляные. Внутри стены обмазывались глиной, с появлением печи|

|с дымоходом белились. Пол земляной. Окна небольшие, четырёхугольные. |

|Дома были многокомнатными, рассчитанными на большую семью. Столовая, |

|совмещённая с кухней, имела открытый очаг с надочажной цепью |

|(считались священными, как и центр, опорный столб, поддерживающий |

|перекрытие) и делилась на мужскую и женскую половины. Для гостей |

|устраивалась кунацкая комната. |

|Осетинское общество делилось на несколько социальных групп. |

|Сохранились кровная месть, распространяющаяся на близких и дальних |

|родственников. Она возникает из-за земли, оскорбления чести, похищения|

|женщин и т.д. Примерение завершается выплатой скота, ценных вещей |

|(оружия, пивоваренного котла и пр.) и устройством "кровного стола" для|

|угощения сторон потерпевших. Обычаи гостеприимства, куначества, |

|побратимства, взаимопомощи, аталы-чества мало отличались от |

|аналогичных у других народов Сев. Кавказа. Пережитки родового строя |

|проявлялись в делении на патронимии - малая (мыгкаг) и большая |

|(осрвадослтое). Большие семьи сохранялись даже в первые годы сов. |

|власти. Все вопросы решались на семейном совете. Права главы семьи |

|были ограничены. Обычно главой был старший по возрасту. Обязанности |

|между женщинами распределяла его жена или старшая женщина. Осн. семьёй|

|была малая семья. В ней господствовали патриархальные устои: |

|безусловное подчинение младшего старшему, бесправие женщины. Вместе с |

|тем сохранилось немало элементов матриархата. Особым уважением |

|пользовалась пожилая женщина. Старшая женщина была распорядительницей |

|на семейных и обществ, торжествах. Большинство О. исповедовало |

|православие, проникавшее в 6-7 вв. из Византии, позже из Грузии, с 18 |

|в. из России, меньшинство - ислам (воспринятый в 17-18 вв. от |

|кабардинцев); сохранялись языч. верования и обряды. Среди |

|разнообразных жанров фольклора выделяются эпос о нартах, героич. |

|песни, предания, плачи. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. формируется осет.|

|интеллигенция. В 1798 издана первая книга па осет. яз. ("Краткий |

|катехизис"). В 40-х гг. 19 в. рус. филологом и этнографом А.М. |

|Шег-реном составлены осет. грамматика и осет. практический алфавит на |

|рус. основе. На нем стала выходить духовная и светская лит-ра, |

|фольклорные тексты, школьные учебники, а также издана "Осет. лира" |

|("Ирон фандыр"). До сер. 1910-х гг. в Осетии имелось более 200 нач. и |

|ср. школ, значит, число нац. интеллигенции, развивалась худ. лит-ра, |

|появилась драматургия, проза. В дальнейшем получили развитие |

|образование, культура, искусство, здравоохранение, наука, созданы |

|проф. театры, гос. ансамбли, худ. коллективы. |

|Адыгея |

|АДЫГЕЙЦЫ, адыгэ (самоназв.), народ в России (122,9 тыс. чел.), |

|коренное нас. Адыгеи (95,4 тыс. чел.). Живут также в соседних р-нах |

|Краснодарского края (20,8 тыс. чел.). Часть живёт в Турции (5 тыс. |

|чел.) и странах Бл. Востока. До 20 в. существовали субэтнич. группы: |

|абад-зехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, |

|махошевцы, нату-хайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи. |

|Говорят на адыгейском яз. абхазо-адыгской гр. северокавказ. семьи, |

|диалекты: темиргоевский (лежит в осн. лит. яз.), абадзехский, |

|бжедугский, шапсугский. Распространён рус. яз. Письмен-нность на рус. |

|графич. основе. Верующие - мусульмане-сунниты. А., как и др. адыги - |

|кабардинцы и черкесы, - потомки автохтонного нас. Сев.-Зап. Кавказа. |

|После терр. обособления в 13-14 вв. кабардинцев этнич. процессы среди |

|ост. нас. привели к формированию совр. А. Социальное развитие А. |

|протекало неравномерно. Шапсугам, на-тухайцам и абадзехам (т.н. |

|демократич. племена) удавалось ограничивать права своего дворянства, |

|они управлялись выборными старшинами. Т.н. аристократические племена |

|(бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями. С |

|1820-х гг. царское пр-во начало планомерное завоевание Адыгеи. Подъём |

|освободит. движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию |

|А., сопровождался внутр. самоорганизацией А., складывались основы |

|военно-гос. союза всех групп А. Последние очаги сопротивления А. были |

|подавлены царскими войсками в 1864. Неск. сот тысяч А. в 1860-е гг. |

|были депортированы и рассеялись по странам Бл. Востока, меньшая .часть|

|А. переселилась в равнинные р-ны. В 1922 обр. Адыгейская авт. обл., с |

|1937 в составе Краснодарского края, с 1991 - Респ. Адыгея. Традиц. |

|занятия - пашенное земледелие (просо, ячмень, с 19 в. осн. культуры - |

|кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (кр. и |

|мелкий рог. скот, коневодство). Дом. промыслы - плетение, ткачество, |

|бурочное и кожевенное произ-во, резьба по камню и дереву, золотое и |

|серебряное шитьё. Традиц. поселения состояли из отд. хуторов-усадеб, |

|делились на патронимич. части, на равнине - улично-квартальной |

|планировки. Традиц. жилище турлучное, однокамерное, к к-рому |

|пристраивали дополнит. изолир. помещения с отд. входом для женатых |

|сыновей. Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин - нательная |

|рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, |

|войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы;|

|у женщин - шаровары, ниж. рубаха, облегающий кафтанчик, длинное |

|распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными |

|лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым |

|галуном, платок. В пище используются зерновые, мясные, молочные |

|продукты, широко употребляются овощи. В нач. 20 в. при преобладании |

|малых семей сохранялись болыпесемейные общины (до неск. дес. чел.). |

|Семейно-быто-вой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами.|

|Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было |

|распространено аталыче-ство. Для традиц. верований характерен |

|разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т.д. Фольклор |

|включает нартский эпос, разнообразные песни - героические, лирич-, |

|бытовые и др., танцы. |

Страницы: 1, 2


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.