![]() |
РУБРИКИ |
Народы Северного Кавказа |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Народы Северного КавказаНароды Северного КавказаСеверный Кавказ |Северный Кавказ - это Россия в миниатюре. Многочисленное население со | |своими традициями, верованиями, языками, экономическими неурядицами, с| |попытками одного народа диктовать другим народам "правильную линию" | |поведения вызывают, мягко говоря, неприятие. Действительно, трудное | |это дело, владеть колониями, народ в которых никак не хочет понять, | |что "За совращение несовершенолетних..." не тост, а статья Уголовного | |кодекса. И многое, что считалось достойным настоящего джигита, теперь | |трактуется статьей УК и банальным "Восток ...тонкое". Но мы знаем и | |далее - "Где тонко..." | |На пятачке, называемом Северный Кавказ живут такое же количество | |народов, что и во всей остальной России. И они как-то уживались!.. Но | |после имперского "Разделяй и властвуй" вся ненавязчивая дружба | |кавказких народов дала не просто трещину, а омылась кровью. А здесь | |кровь смывается кровью! | |АДЫГИ, адыгэ (самоназв.), этническая общность, включающая адыгейцев, | |кабардинцев, черкесов. Числ. в России 559,7 тыс. чел.: адыгейцы - | |122,9 тыс. чел., кабардинцы - 386,1 тыс. чел., черкесы - 50,8 тыс. | |чел. Живут также во многих странах мира, гл. обр. на Бл. и Ср. | |Востоке, где, обычно называемые черкесами, расселены компактно и | |включают нередко абазин, абхазов, осетин и др. выходцев с Сев. | |Кавказа,- в Турции (150 тыс. чел.), Иордании (25 тыс. чел.), Иране (15| |тыс. чел.), Ираке (5 тыс. чел.), Ливане (2 тыс. чел.), Сирии (32 тыс. | |чел., вместе с чеченцами), всего ок. 250 тыс. чел. Общая числ. св. 1 | |млн. чел. Языки - адыгейский и кабардино-черкесский. Верующие - | |мусульмане-сунниты. Древняя история А. и формирование их общности | |связаны с р-нами Вост. Причерноморья и Закубанья. В 1-м тыс. до н.э. | |древнеадыг. племена уже фиксируются в Вост. Причерноморье. Процесс | |формирования древнеадыг. общности охватывал в осн. кон. 1-го тыс. до | |н.э.- сер. 1-го тыс. н.э. В нём участвовали племена ахеев, зихов, | |керкетов, меотов (в т.ч. торетов, синдов) и др., этнически, видимо, не| |только древнеадыгские. По сведениям Страбона, эти племена населяли | |терр. на Ю.-В. от совр. Новороссийска по левобережью Чёрного м. и в | |горах вплоть до совр. Сочи. Жители побережья занимались земледелием, | |но их гл. промыслом был морской разбой. В 8-10 вв. А. занимали земли в| |Прикубанье, в т.ч. вблизи др.-рус. Тмутараканского кн-ва. Известен ряд| |воен. походов (965, 1022) рус. князей на А.-касогов. В результате | |монгольских завоеваний в 13 в. нас. сконцентрировалось гл. обр. в | |горных ущельях, что привело к большой плотности нас., к малоземелью | |горцев. Прервалось развитие городской жизни, этнич.терр.сократилась, | |гл. обр. за счёт Прикубанья. В 13-14 вв. обособилась часть | |кабардинцев. В 16-18 вв. терр. А. была ареной многочисл. междоусобиц и| |войн, в к-рых участвовали Турция, Крымское ханство, Россия, да-гест. | |владетели. Обл. расселения А. (Чер-кесия) охватывала земли от Тамани | |на 3. до вост. побережья Каспия на В., включала земли в басе. Кубани и| |по Вост. Причерноморью на С.-З. от совр. Сочи. Однако значит, часть | |этих земель представляла собой хоз. угодья, в осн. пастбища для | |кабард. коневодства, и не имела постоянного нас. В годы Кавказской | |войны (1817-64) происходит внутр. самоорганизация зап. А.- адыгейцев. | |В 1-й трети 19 в. в Закубанье образуется группа адыг. (кабардинского) | |нас., позднее получившая назв. черкесы. Кавказская война и | |последовавшие за ней реформы во многом изменили этнич. и демографич. | |ситуацию, особ. это связано с махаджирст-вом - переселением горцев в | |Османскую империю, продолжавшимся до 1-й мир. войны, а также | |поселением горцев на равнине. А. имели во многом общую социальную | |структуру. В 19 - нач. 20 вв. сохранялись мн. нормы обычного права - | |обычаи кровной мести, аталычества, гостеприимства, куначества, | |патроната, искусств. родства (молочное усыновление, побратимство). | |Образ жизни привилегированных сословий резко отличался от жизни | |простого народа; социальные различия сказывались в одежде, её цветовой| |гамме, покрое. В обществ, и семейном быту, помимо обычного права | |(адат), действовали нормы мусульм. права (шариат). До наст. времени А.| |во многом сохранили единую традиц. культуру, различия в к-рой | |(особенно в х-ве, поселении, пище) определяются в осн. | |природно-климатич. условиями, вертикальной зональностью. Сохранялась | |общность духовной культуры адыгов: пантеон божеств, мн. традиции | |обществ. быта (напр., творчество певцов-импровизаторов), традиц. | |представления. А. чётко осознают своё историч. единство. | |АНДИЙСКИЕ НАРОДЫ, группа наро дов в составе андо-цезских | |(андо-дидойских) народов Дагестана: андийцы, ах-вахцы, багулалы, | |ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы. Общая числ. в | |России (вместе с цезскими народами) - 55-60 тыс. чел. Коренное нас. | |высокогорья Западного Дагестана, родственны аварцам. Говорят на | |андийских языках (нахско-даг. группа северо-кавказ. семьи), имеющих | |большое количество диалектов. Распространены аварский, чеченский (у | |андийцев, ботлихцев, годоберинцев), рус., азерб. яз. Письменность гл. | |обр. на рус. и аварск. яз. на рус. графич. основе. Верующие - | |мусульмане-сунниты. В 1 в. н.э. андийцев упоминает Плиний Старший. Они| |занимали обширные терр. вниз по течению р. Андийское Койсу, где их, | |очевидно, ассимилировало аваро-языч. местное нас. Традиц. соц. | |отношения - патриарх. А.н. были организованы в общины (джамааты) | |воинов-скотоводов и земледельцев. зовамия - союзы сел. общин ("вольные| |общества"). Судопроизво было осн. на обычно-правовых установлениях | |(адатах) и нормах мусульм. нрава (шариат). Преобладающая форма семьи -| |малая, пережиточные формы неразделённой семьи сохранялись лишь | |эпизодически. Вплоть до 30-40-х гг. 20 в. сохранялось значение | |патриарх, кровнородств. объединений -тухумов. Главы тухумов чаще всего| |являлись старейшинами в джамаате. Приоритетно родство по муж. линии. | |До 40-х гг. 20 в. сохранялись рудименты муж. союзов (многодневные муж.| |увеселит, собрания). Ныне для решения местных нац.-культурных, адм., | |хоз. задач А.н. созданы землячества, объединившие б.ч. мужчин. Селения| |располагались но склонам ущелий, планировка ступснчато-кучевая. | |Строились 3-4-ярусные боевые башни с бойницами. Жилища каменные, | |нрямоуг. в плане, чаще одноэтажные, с небольшим двором, реже | |двухэтажные, с плоской крышей. Одежда в осн. общедагест. типа. Мужчины| |носили туникообразные рубахи, узкие штаны, бешмет, черкеску, бурку, | |овчинные шубы и папахи. Обувь из сыромятной кожи, из хрома местной | |выделки, войлока, деревянная. Жен. одежда: иногда овчинные шубы, | |платки и шали, чепец-накосник чухту, неск. разновидностей | |туникообразных отрезных и распашных платьев-рубах, узкие штаны; обувь | |преим. та же, что и у мужчин. Разнообразны серебряные украшения. Пища | |в осн. мучная и мясо-молочная, фрукты, дикорастущие растения, плоды и | |коренья. Осн. блюда: неск. разновидностей хлеба, лепёшек, каш, блюд из| |толокна, хиикалы, похлёбки, пироги, вареники и др. Литература и | |фольклор двуязычны - на аварск. и родном яз. У каждого из А.н. | |разработан свой с.-х. календарь, развита нар. медицина. Отмечаются | |календарные и мусульм. праздники. В быту пережиточ-по сохраняются | |языч. представления: вера в чертей, джиннов, ведьм, домовых. | |ЦЕЗСКИЕ НАРОДЫ, группа народов в Рос. федерации в составе андо-цезских| |(андо-дидойских) народов Дагестана: цезы (дидойцы), гинухцы, гунзибцы,| |бежтинцы, хваршины. Общая числ. (вместе с андийскими народами) - 55-60| |тыс. чел. (1992, оценка). Языки образуют подгруппу в составе | |нахско-дагестанских яз. Родственны аварцам, в составе которых Ц.н. | |учитывались в переписях нас. СССР (кроме переписи 1926). Говорят на | |цезских языках, имеющих много диалектов. Различия между цезскими | |языками значительнее, чем между андийскими. Большинство свободно | |владеет аварским, представители среднего и старшего поколений - | |грузинским яз. Письменность на авар. яз. Верующие - | |мусульмане-сунниты. Впервые упоминаются у антич. авторов 1-2 вв. как | |дидуры (дидойцы). Под назв. Дидо был известен союз сел. обществ, | |объединявший многие горские народы Зап. Дагестана. Бежтинцы-капучинцы | |упоминаются в араб. географич. сочинениях 10 в. Груз. хроники | |упоминают эн-зебцев (гунзибцев) и хуайпов (хварши-нов). С 15 в. | |начинается активная исла-мизация Ц.н., связанная с усилением экспансии| |аварских (хупзахских) ханов. С этого времени Дидо распадается на ряд | |самостоят, союзов сельских обществ. Процесс исламизапии завершился в | |основном к кон. 18 в. В сер. 1940-х гг. значит, число семей Ц.и. было | |принудительно переселено на опустевшие чеченские территории. В 1957-58| |им было разрешено вернуться на исконные места. | |Территориально-родственные общины (джамаат) объединялись в | |военно-поли-тич. союзы сельских общин ("вольные общества"). Высшим | |закоподат. органом общины был сход мужчин (с 15-летнего возраста). | |Исполнит, и судебная власть находилась в руках старейшин. Традиц. виды| |х-ва - отгонное скотоводство, гл. обр. овцеводство, земледелие, | |ремёсла и промыслы. Со 2-й пол. 19 в. растёт товарное нроиз-во. В | |последние десятилетия 20 в. появились новые отрасли х-ва (садоводство | |и др.). Преобладала малая семья. Неразделённые братские семьи | |сохранялись эпизодически в силу экономич. целесообразности. Большое | |значение имели кровнородственные союзы семей - тухумы. В джа-маате | |могло быть от 2-3 до 7-8 туху-мов (часто родственных между собой). | |Главы тухумов (чаще всего они же старейшины общины) представляли | |интересы своего тухума перед общиной и союзом общин. Тухум оказывал | |поддержку своим членам, давал им рекомендации и наставления, в его | |пределах был предпочтителен выбор брачных партнёров. В семьях | |господствовали патриархальные отношения. Селения располагались по | |склонам ущелий, имели ступенчато-кучевую планировку. Доступ в селение,| |как правило, был возможен лишь по одной тропе. В селениях строились | |многоэтажные каменные боевые башни с бойницами. Наружу постройки были | |обращены глухими стенами с бойницами. Чаще всего в центре селения | |располагалась мечеть. В селениях было но нескольку годеканов - мест | |сбора и проведения досуга взрослых муж-чип. Главный годекан обычно | |находился у мечети. Жилища каменные, 2-4-этажные. Стены верх. этажей | |часто строились из досок или плетёнки, обмазанной глиной. Муж. одежда | |однотипна с одеждой др. народов Дагестана: овчинные папахи, шубы, | |бурка, бсшмет, черкеска, штаны с зауженными штанинами, на вздержке, | |ту-никообразиая рубаха без воротника, с длинными рукавами без манжет. | |Обязательным атрибутом муж. костюма был кинжал. Самый распространённый| |тип обуви - вязаные шерстяные сапоги с толстой простёганной шерстяной | |подошвой и загнутыми носками. Женщины носили рубахи (тупикооб-разного | |покроя или отрезные по талии), подпоясанные матерчатым поясом, штаны, | |скроенные из двух полотнищ, на вздёржке, меховые шубы, платки и шали. | |Непременным головным убором девочек и женщин был чепец-накосник чухту:| |небольшой мешочек, закрывающий волосы от лба до затылка и спускающийся| |но спине до пояса. Основными продуктами питания были мука, крупы, | |толокно, сушёное и свежее мясо, курдюк, молоко, масло, сыр, свежие и | |сушеные фрукты. Из муки готовили пресный и кислый хлеб, лепёшки, | |несколько разновидностей хипкалов; из муки и круп готовили каши; мясо | |потреблялось чаще всего варёным, с хипкалом, иногда жареным; | |готовились пироги типа чуду и вареники (курзе) - с творогом, мясом, | |зеленью и др. Календарные праздники: день первой борозды, день встречи| |зимы и др.- отмечались спортивными состязаниями, разведением костров, | |процессиями ряженых и др. Сохранялись домусульм. представления, вера в| |чертей, джиннов, ведьм, домовых и др. Литература и фольклор | |ШАПСУГИ, шапсыг (самоназв.), народ группы адыгов в Рос. Федерации. | |Живут в Туапсинском и Лазаревском р-нах Краснодарского кр., небольшая | |группа - в Адыгее. Переписями не учитывались. По косвенным данным, | |насчитывали в 1926 св. 4 тыс. чел.; совр. числ. ок. 10 тыс. чел. | |Говорят на диалекте адыгейского яз. Верующие - мусульмане-сунниты. Ш. | |составляли одну из самых крупных групп нричерноморских адыгов (совр. | |адыгейцев), населяли земли между рр. Джубга и Шахе (т.п. Малый Шапсуг)| |и высокогорные лесистые обл. на сев. склонах Кавказского хр. по рр. | |Антхир, Абин, Афине, Бакан, Шипе и др. (Большой Шапсуг). Принимали | |активное участие в борьбе адыгов с Крымским ханством. Во время | |Кавказской войны были одними из самых упорных противников России, | |вошли в созданный Шамилем союз, существовавший до 1859. В кон. 1860 | |был учреждён меджлис, объединивший Ш., убыхов и натухайцев. В 1864 | |осн. часть Ш. вместе с др. адыгами переселилась в Турцию, где была | |частично ассимилирована, частично вошла в черкесскую общность. На | |Кавказе осталось ок. 2 тыс. Ш., их земли стали заселяться иноэтнич. | |элементом. В 1924 был создан Шапсугский нац. р-н с центром в Туапсе, | |затем в с. Красно-александровское и Лазаревское, в 1945 | |преобразованный в Лазаревский р-и Краснодарского кр. На 1-м съезде | |шап-сугского парода в 1990 была принята декларация о восстановлении | |Шапсугского нац. р-на. 12 июня 1992 Президиум ВС РФ принял | |постановление о создании Шапсугского нац. р-на. Традиц. культура | |характеризовалась общеадыгскими чертами. Сеяли просо, в меньшем | |количестве пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овёс; с кон. 18 в. широко | |распространилась кукуруза. Разводили кр. и мелкий рогатый скот, | |занимались коневодством. Значительное место принадлежало садоводству и| |виноградарству. Занимались также пчеловодством. В материальной | |культуре традиционные элементы сохранились гл. обр. в пище (мамалыга | |из кукурузной муки, широкое употребление молочных продуктов, в | |частности сыров). Мужчины носят папахи в сочетании с европейским | |костюмом, женщины - наголовныс платки. В общественно-семейном быту | |сохраняются мп. патриархальные нормы: семейно-родовая солидарность, | |уважение к старшим, общинная взаимопомощь. Свадьбы обычно очень | |многолюдны и могут продолжаться несколько дней, сопровождаются конными| |состязаниями. Доисламские верования включали культ общеадыгских | |божеств -грома и молнии Шиблс, плодородия Со-зсреша, покровителей | |скотоводства Еми-ша, Ахипа, Хакусташа, кузнечного ремесла Тленша и | |др., а также священных рощ. Во время засух устраивали обряд вызывания | |дождя Ханцсгуаше: наряженную куклу проносили по всему аулу, а затем | |топили в речке. Фольклор включает разнообразные по сюжетам сказки, | |мифы, легенды. | |Дагестан | |АВАРЦЫ, м а арулал (само назв.), народ в России, коренное нас. | |Дагестана. Числ. в России 544,0 тыс. чел., в т.ч. в Дагестане 496,1 | |тыс. чел. Живут также в Чечне, Калмыкии, кроме того, в Азербайджане | |(Белоканский и Закатальский р-ны - 44,1 тыс. чел.), в Грузии (4,2 тыс.| |чел.), в Казахстане (2,8 тыс. чел.). Общая числ. 601,0 тыс. чел. | |Говорят на аварском яз. нахско-даг. группы северо-кавказ. семьи. | |Диалекты делятся на 2 группы: сев. наречие - зап. (салатавский), вост.| |и центр, (хунзахский) диалекты; юж. наречие - андалальский, анцухский,| |гидатлинский, карахский, батлухский, закатальский (джарский). | |Распространён рус. яз. Письменность на осн. рус. графики. Верующие - | |мусульмане-сунниты. Осн. масса А. живёт во внутреннегор-ной и | |альпийской зонах, в 1940-60-е гг. часть переселилась на равнину. С А. | |связывают известные со 2-й пол. 1-го тыс. до н.э. племена легов, | |гелов, каспиев, утиев и др., сближают упоминаемых Птолемеем (2 в.) | |савиров. С 5 в. терр., заселённая А., известна как царство Серир. | |Позднее А. входили в состав Аварского и Мехту-линского (обр. в 18 в.) | |ханств и много-числ. (ок. 40) "вольных обществ" (союзов сел. общин). | |Общая правовая система и политич. консолидация А. способствовали | |выработке у них т.н. гъоболмац! ("язык гостя" или болмац!, "язык | |войска"), положенного в основу лит. яз. В 15 в. утвердился ислам. С 16| |в. существовала письменность на араб. графич. основе. После | |присоединения Дагестана к России (1813) А. приняли участие в | |освободит. борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля. Во 2-й | |пол. 19 в. к А. стали проникать товарно-ден. отношения. Нац. | |консолидация А. ускорилась с образованием Дагестанской АССР (1921, с | |1991 -Респ. Дагестан). Традиц. занятия - скот-во и пашенное земледелие| |(ячмень, пшеница, голозерный ячмень, рожь, овёс, просо, бобовые, | |кукуруза, картофель, лён, конопля). В горных р-нах и предгорьях | |земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль | |принадлежала скотоводству (гл. обр. отгонное овцеводство). Традиц. | |породы овец грубошерстные, в сов. время появились тонкорунные. | |Занимались садоводством и виноградарством. Практиковали террасирование| |горных склонов, беспаровой севооборот, чередование с.-х. культур, | |трёхъярусное использование участков. Существовала оросит. система. | |Орудия труда: дер. плуг с железным лемехом, мотыга, кирка, малая коса,| |серп, молотильные доски, волокуша, вилы, грабли, дер. лопата. Дом. | |промыслы и ремёсла: ткачество (сукноделие), про-из-во войлока, ковров,| |медной посуды, дерев. утвари, обработка кож, ювелирное, кузнечное, | |оружейное, резьба по камню и дереву, чеканка по металлу (серебро, | |медь, мельхиор). Было развито отходничество в др. р-ны Кавказа. | |Поселения А. в высокогорье небольшие (30-50 домов), чаще близ речек, в| |горных р-нах - довольно крупные (300-500 домов) на склонах, по краю | |обрывов и средних размеров на вершинах хребтов, скальных уступах; | |ориентированы на юг. Планировка скученная, дома образуют сплошную | |стену вдоль узких кривых улиц, часто крытых и напоминающих тоннели. | |Мн. селения имели боевые башни. В сов. период возникли поселения совр.| |типа на равнине. Традиц. жилища каменные с плоской земляной крышей | |одно-, двух-, трёхэтажные, 4-5-этажные башне-образные с отд. входом на| |каждом этаже, дома-крепости с башней. Часто крыша одного дома служила | |двором для другого. Характерен опорный центр, столб, украшенный | |резьбой. Совр. жилище одно этажное и двухэтажное многокамерное, крытое| |железом или шифером, с застеклённой террасой. Традиц. костюм общедаг. | |типа. У мужчин: туникообразная рубаха, штаны, беш-мет, черкеска, | |папаха, башлык, овчинные шубы, бурка, кожаный ремень. Обувь кожаная, | |войлочная, вязаная. У женщин: штаны, платье-рубаха, длинное распашное | |платье с двойными рукавами, голов. убор чохто (чепец или капюшон с | |мешочком для кос), цветные покрывала, фабричные платки, овчинные шубы,| |кожаная, войлочная и вязаная обувь, шерст. носки. Костюм отделывался | |вышивкой, серебром, дополнялся серебряными украшениями. Традиц. пища -| |мучные, мясные с приправой из чеснока и молочные блюда. Традиц. | |социальная организация - сел. община, включавшая патриархальные | |кровнородств. объединения - тухумы. Семья гл. обр. малая, | |двухпоколенная. Придерживались андогамии (родств., внутритухумная, | |сел.). Сем. отношения определяли нормы шариата. Осн. форма брака - | |сговор (по сватовству). Сильны были традиции внутритухумной | |солидарности. Существовали муж. союзы. Обществ, жизнь регулировали | |обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести. Нормы поведения - | |уважение старших, строгое соблюдение адатов, этикета. Развит фольклор | |(эпич. и лирич. сказания, песни, сказки, пословицы, поговорки). | |Разнообразны танцы: быстрые, медленные, муж., жен., парные. Муз. | |инструменты: чагчана (смычковый), чагур, тамур-пандур (струнные), лалу| |(вид свирели), зурна, бубен, барабан. Сохранились пережитки домусульм.| |верований (почитание природных явлений, святых мест, обряды вызывания | |дождя и солнца и др.). Вые. уровня достигли проф. литература, | |искусство, наука. | |АГУЛЫ, агул, агулар (самоназв., "жители Агула"), народ в России, | |коренное нас. Дагестана. Живут в центр, части юго-вост. Дагестана в | |труднодоступных ущельях, в городах, в Дербентском р-не (переселенцы | |1960-х гг.). Общая числ. 18,7 тыс. чел. Числ. в России 17,7 тыс. чел.,| |в т.ч. в Дагестане 13,8 тыс. Говорят на агульском яз. нахско-даг. | |группы се-верокавказ. семьи, диалекты: тпигский (агульский), керенский| |(ричинский), ко-шанский, буркиханский, фитинский. Распространены | |лезгинский, азерб., рус. яз. Письменность на осн. рус. графики. | |Верующие - мусульмане-сунниты. Наиб. ранние сведения об А. в арм. | |источнике 7 в., где они наз. агутакани, о жителях ущелья Кушан-дере | |8-9 вв. есть упоминания в арабских источниках. Происхождение этнонима | |А. можно связать с назв. ущелья - Агулдерс. В 14- 18 вв. А. в составе | |Казикумухского шам-хальства объединялись по ущельям в союзы сел. | |общин. После присоединения Дагестана к России со 2-й пол. 19 в. А. | |вовлекаются в систему товарно-денежных отношений. С 1921 А. в составе | |Дагестанской АССР (с 1991 - Респ. Дагестан). Традиц. занятия - | |пашенное земледелие (рожь, ячмень, голозерный ячмень, пшеница, конские| |бобы, горох; со 2-й пол. 19 в.- картофель, морковь, лук, чеснок) и | |скотоводство (кр. и мелкий рог. скот, лошади, ослы, мулы). Поля, в | |осн. богар-ные,- небольшие участки на склонах, часто террасированных. | |Содержание овец - горно-стационарное, кр. рог. скота - | |выгонно-стойлово-пастбищное. С.-х. орудия общедаг. типа: лёгкий плуг | |(дуруц), серпы, короткая коса для одной руки, молотильные доски, | |дерев. грабли, вилы, лопаты, сита, подносы для веяния. Были развиты | |кузнечное ремесло, обработка кожи, овчины, шерсти (прядение, | |изготовление тканей, паласов, безворсовых ковров, вязание джурабов и | |т.д.), резьба по дереву, камню. Совр. х-во многоотраслевое. У | |переселенцев на равнину развиваются виноградарство, садоводство, | |овощеводство. Из дом. промыслов в горах сохраняется ковроткачество. | |Традиционная социальная организация - сельская община. Сел. община | |была самост. хоз.-терр. единицей. Сохранялись патриарх, кровнородств.,| |преим. эндогамные объединения - тухумы. Преобладающая форма семьи - | |малая, разл. типы неразделённой семьи (15~20 чел.) встречались | |пережиточно до нач. 20 в. Традиц. поселения насчитывали в среднем ок. | |60 х-в, делились на тухумные кварталы. Строили крепостные стены, | |боевые башни, на дорогах - сторожевые башни. Башни внутри селений | |соединялись подземными ходами. Планировка селений: на склонах | |-ступенчато-террасообразная или беспорядочно-ступенчатая, на ровном | |месте, на гребне горы - кучевая, характерны комбинации разл. типов. | |Дома примыкают друг к другу, создавая сплошную застройку. Улицы узкие,| |извилистые, часто в виде лестницы. Планировка переселенческих сёл на | |равнине - квартально-уличная. Традиц. жилище каменное, прямоуг. в | |плане, 2-3 (реже 4)-этажное с узкими окнами и одним входом | |(дом-крепость), с плоской земляной крышей. Со 2-й пол. 19 в. | |появляются открытые лоджии и балконы, хоз. помещения выделяются в отд.| |постройку. Совр. жилище - двухэтажное кам. многокамерное со скатной | |крышей (железо, шифер), с застеклённой верандой, большими окнами. | |Традиц. одежда общедаг. типа, у мужчин - туникообразная рубаха, штаны,| |бешмет, черкеска, овчинная папаха, башлык, с нач. 20 в.- кавказская | |рубаха и брюки галифе. Верхняя одежда носилась с кожан, поясами с | |серебр. набором. Тёплая одежда - распашные овчинные шубы с обычными и | |ложными рукавами, бурка. У женщин - туникообразное платье-рубаха, | |цветные шаровары, матерчатый пояс, бешмет, с кон. 19 в.- длинное | |отрезное в талии платье, распашная овчинная шуба, безрукавка, на | |голове - мешочек для волос, платок, покрывало. Обувь вязаная, из кожи,| |сафьяна. Разнообразны серебряные украшения. Традиц. пища - мучная и | |мясо-молочная (хинкал, пельмени, пироги, сыр и др.). В обществ, жизни | |сохранились обычаи взаимопомощи, почитания старших, гостеприимства. | |Характерны праздники, связанные с нар. с.-х. календарём. Фольклор - | |лирич., бытовые песни, плачи, сказки, пословицы, поговорки, танцы: | |медленный азерб. (в осн. жен.), быстрый парный, коллективный. Муз. | |инструменты: тар, саз, зурна, барабан. Развито декоративное искусство,| |резьба по камню, дереву. | |АНДИНЦЫ, андал, андни, гъва-нал (самоназв.), народ в России. Числ. 25 | |тыс. чел. Относятся к андийским народам, коренное население Дагестана.| |Говорят на андийском языке, имеется 7 говоров, к-рые объединяются в 2 | |диалекта - верхнеандийский и нижнсандий-ский. Письменность на осн. | |рус. графики. Распространены аварский, рус. и (среди мужчин) чеченский| |яз. Верующие - мусульмане-сунниты. В 1 в. н.э. А. упоминает Плиний | |Старший. В 14 в. утвердился ислам, ранее к А. проникало христианство. | |Андия представляла собой федерацию самоуправляющихся сел. обществ. В | |14-15 вв. существовало Андийское шамхальство. После присоединения | |Дагестана к России А. участвовали в Кавказской войне, В 1921 А. вошли | |в состав Дагестанской АССР (с 1991 - Респ. Дагестан). Основа традиц. | |экономики верхнеан-дийцев - пашенное террасное земледелие и отгонное | |альпийское скотоводство, у нижнеандийцев - специализированное | |садоводство, продукция к-рого обменива лась на продукты животноводства| |и земледелия. Дом. промыслы - изготовление наплечных бурок, добыча и | |производство пищевой соли. Счёт родства билатеральный, по поколениям | |ведётся описательно, характерны клаповые патриархальные кровнородств. | |объединения - тухумы. Традиц. семья малая. Традиц. поселения | |скученные, верхнеандийские относительно свободной планировки. Анди, | |как и ряд др. селений, имеет традиц. средневековую городскую | |топографию. Одежда А. аварского типа, своеобразен жен. костюм с голов,| |убором чухту в виде полумесяца, одеваемого "рогами" вниз. В основе | |питания - продукты земледелия и животноводства, овощи, фрукты. Набор | |блюд местный и обще-кавк. Традиц. развлечение - конные скачки, наиб. | |значит, праздники - свадьбы, первой борозды, окончания поста. | |Сохранились вера в магию, в разл. духов. Фольклор двуязычен (андийск. | |и аварск.). | |АРЧИНЦЫ, арчи (лакск.), аршиштиб (самоназв.), рочисел (аварск.), народ| |в России, коренное нас. Дагестана. Живут в басейне. р. Хатар. Числ. | |св. 1 тыс. чел. В переписях, начиная с 1939, включались в состав | |аварцев. Язык арчинский нахско-даг. группы северокавк. семьи. | |Распространены также аварский, лак-ский, рус. яз. Письменность на | |авар. яз. на основе рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты. В | |17-18 вв. А. находились в зависимости от казикумухских владетелей, в | |нач. 19 в. Арчинское сел. об-во вошло в состав Казикумухского ханства.| |На протяжении 19 в. имели тесные контакты с аварцами и объединялись с | |ними в единый союз сел. общин под главенством Дусрахского (Рисорского)| |об-ва. Вхождение Дагестана в состав России (1813) усилило развитие | |товарно-денежных отношений, расширились торгово-эконо-мич. связи, | |возросло отходничество А. С 1921 А. в составе Дагестанской АССР, с | |1991 - Респ. Дагестан. Осн. занятия - пастбищное скотоводство (гл. | |обр. овцеводство) и богарное земледелие. Были развиты шерстяное | |ткачество, изготовление паласов, резьба по дереву (орудия, утварь, | |посуда и др.). Селения А. горные, скученные. Дома одно-, двух- и | |многоэтажные каменные, с плоскими крышами, с хоз. помещениями и | |хлевом. В сов. время появляются дома с галереей по фасаду, сокращается| |кол-во этажей и площадь хоз. построек. Одежда А. имеет много общего с | |одеждой аварцев. Из традиц. элементов костюма у мужчин сохраняются | |овчинные шубы-накидки и папахи, у женщин - головной убор с серебряными| |украшениями (чухта), головное покрывало, длинные прямые штаны и | |матерчатые пояса яркой расцветки. В нац. кухне преобладают мучные и | |мясо-молочные блюда (меньше - овощные). Распространены хинкалы, | |пельмени и лепёшки с начинкой из творога, яиц, дикого чеснока, | |крапивы, различные мясные и постные супы, халва и др. В обществ, жизни| |А. значит, роль играла сел. община (джамаат), патриарх. кровнородств. | |объединения - тухумы. Совр. семья малая, чаще двухпоколенная, | |поддерживаются традиции уважения старших, трудовой взаимопомощи, | |родств. солидарности. В прошлом предпочитались родств. браки. Многие | |обычаи и обряды связаны с календарным, хоз. циклом. Сохраняются | |пережитки домусульм. верований. Из традиц. искусств развита резьба по | |дереву. Имеются письм. памятники на ар-чинск., аварск., араб. яз. | |Распространён аварский, лакский фольклор. Популярный танец - лезгинка;| |муз. инструменты - зурна, кумуз, барабан. Сформировалась нац. | |интеллигенция. | |АХВАХЦЫ, а ш в а до (самоназв.), садыкьилиду, гiахъвалал, народ в | |России (4 тыс. чел.) и Азербайджане (2 тыс. чел.). Общая числ. ок. 6,5| |тыс. чел. Относятся к андийским народам, коренное нас. Зап. Дагестана.| |Говорят на ахвахском яз., имеющем 2 диалекта: сев. и юж., последний | |включает цекобский и тлянубский говоры. Распространены также рус., | |аварск., азерб. и кумыкский яз. Письменность на аварск. яз. на осн. | |рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты. А. предположительно | |произошли от жителей разл. р-нов Аварии, гл. обр. хунзахских аварцев. | |Народ ахуали, ахвали упоминается в груз. историч. хрониках 14 в. Сев. | |А. образовали Ахвахский союз общин, Цунта-Ахвах. Юж. А., Ратлу-Ах-вах,| |ратлубцы, цекобы и тлянубцы, приблизительно с 17 в. вошли в состав | |Гидат-линского союза общин. С 15 в. боролись за независимость с | |хунзахцами, гидатлин-цами, тиидалами и др. С 15 в. подвергались | |исламизации. После присоединения Дагестана к России (1813) с 40-х гг. | |приняли участие в освободит, борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. | |Шамиля. В 1921 вошли в состав Дагест. АССР, с 1991 - Респ. Дагестан. | |Часть А. в 1-й пол. 18 в. расселилась в Закатальском р-пе | |Азербайджана, часть в сов. период осела на Кумыкской плоскости, между | |Терском и Судаком. Традиц. занятия - животноводство (гл. обр. отгонное| |овцеводство) и пашенное террасное, частично орошаемое земледелие | |(ячмень, пшеница, рожь, овёс, полба, со 2-й пол. 19 в.- кукуруза и | |картофель; бобовые, лук, чеснок, табак). Ремёсла: обработка овчины, | |дерева, камня, выработка кож, кузнечное и др. Со 2-й пол. 19 в. росла | |товарность произ-ва. Ныне па Кумыкской плоскости получили развитие | |полеводство, садоводство, овощеводство. А. были организованы в общины | |(джамааты) воинов-скотоводов и земледельцев, сохранялось значение | |патриарх. кровнородств. объединений - тухумов. Преобладала малая | |семья, встречались разл. формы неразделённой семьи. В семейной жизни | |придерживались обычаев запретов и избеганий. Поныне сохраняются | |традиции семейной обрядности, почитания старших, родств. и соседской | |взаимопомощи, тухумной солидарности, гостеприимства, куначества. | |Традиц. поселения - хутора и селения ступенчато-кучевой планировки, | |располагавшиеся по склонам ущелий, подступы к ним охранялись | |многоярусными камеи. сторожевыми башнями. С нач. 20 в. и особ. в годы | |коллективизации нас. мелких тухумиых поселений (их насчитывалось ок. | |200) переселилось в терри-тор.-соседские селения. Дома прямоуг. | |каменные трёх- и двухэтажные с плоской земляной крышей и открытой | |лоджией, украшались художеств, кладкой, арочными конструкциями, | |каменными рельефами, дерев. резьбой. Внутр. двор мал либо | |отсутствовал. Часть хоз. построек выносили за пределы усадьбы. Традиц.| |одежда общедагест. типа. Мужская: штаны, рубаха, бешмет, черкеска, | |войлочная куртка, бурка, разл. овчинные шубы и папахи, обувь из | |сыромятной кожи, хрома, войлока. Голову брили, оставляли усы и бороду.| |Женская: платье-рубаха, штаны, отрезное распашное платье, | |чепец-накосник чухту, платки, шали. Обувь такая же, как и у мужчин. | |Разнообразны серебряные украшения. Пища мучная и мясо-молочная. Осн. | |блюда: лепёшки, пресный и кислый хлеб, хинкалы, каши, мясные и | |молочные похлёбки, пироги. Отмечали календарные и мусульм. праздники. | |Пословицы, поговорки, загадки, притчи, плачи, колыбельные и др. | |передаются на авар. и ахвахск. яз. Разработан нар. с.-х. календарь, | |развита нар. медицина. Сохраняются пережитки традиц. верований, | |связанных с анимистич. представлениями, культами земли, неба, светил, | |огня, грома, молнии, горных вершин, лесов, рощ, отд. водоёмов, | |представлениями о злых и добрых духах. | |БАГУЛАЛЫ, багвалалы, багвалин1(ы, багулал, гаитляло (самоназв., | |"бедные люди, едящие сырое мясо", "богатыри", "соски"), народ в России| |(5 тыс. чел.). Относятся к андийским народам, коренное нас. Зап. | |Дагестана. Язык багулальский, имеет говоры: хуштадинский, | |тлондодинский, тлибишииский. Распространены аварск., рус. яз. | |Письменность на аварск. яз. на осн. рус. графики. Верующие - | |мусульмане-сунниты. С кон. 1-го тыс. до и. э. племенное объединение | |Багулал входило в союз Ди-дури (Дидо). С его распадом с 15 в. Б. | |объединились в союз сел. общин Багулал с центром в сел. Хуштада. В 14 | |в. были исламизированы. С 1921 в составе Дагестанской АССР (с 1991 - | |Респ. Дагестан). Традиц. занятия - пашенное земледелие (зерновые, | |бобовые, огородные, бахчевые, технич. культуры), садоводство, | |виноградарство, пчеловодство, а также отгонное овцеводство. Ремёсла: | |произ-во сукна, войлока, обработка дерева, металла, кожи, камня, | |гончарство. Традиц. поселения кучевые, тсррасооб-разные из тесно | |расположенных домов, иногда с внутр. ходами между ними, по краям | |селений сторожевые башни, к гл. оборонит, башне в центре селения | |подведены подземные ходы из всех кварталов. Расселение территор. | |-соседское, в прошлом родств. (тухумное). Традиц. жилище камеи, двух- | |и трехэтажное, квадратное, иногда с лоджиями, галереями (ныне | |застеклёнными). Пол земляной, крыша плоская, глинобитная. Совр. дома | |двух- и полутораэтажные, с четырёхскатными и двухскатными крышами, | |крытыми шифером, дерев. полами. Традиц. костюм: у мужчин - | |туиикооб-разная рубаха, штаны, бешмст, черкеска с газырями, нагольная | |овчинная шуба с ложными рукавами, овчинная папаха; у женщин - | |туникообразиое чёрное платье-рубаха, штаны до пят, тёмное покрывало, | |чёрный кожаный чепец-иакосник чухто, красный кушак, овчинная шуба и | |куртка, кожаные, войлочные и вязаные сапожки. Обильны серебряные и | |медные украшения. Мужчины до 40 лет брили голову, оставляя усы и | |бороду. Пища: пресный хлеб (лепешки), варёные бобы, каши из муки, | |хинкал с мясом или молоком, пироги, молоко, масло, творог, мясо | |(жареное, варёное, вяленое). Б. были организованы в общицы-джа-мааты. | |Преобладает малая двухпоколенная (иногда трёхпоколенная) семья, в нач.| |20 в. встречались неразделённые семьи. Прочны родств. тухумные связи. | |Предпочтительны кузенные браки. Богат песенный (преим. на аварск., а | |также багулальск. яз.) и танц. фольклор, сохраняются пословицы, | |поговорки, предания, сказки. Из календарных особ. характерен праздник | |первой борозды. Сохранились остатки традиц. верований - вера в духов | |природных объектов, культы святых, предков, светил, элементы магии. | |Осн. мифологич. персонажи - джинны, дракон-аждаха и др. | |БЕЖТИНЦЫ, бежтины (самоназв.), хьванал (аварск., "лошадники"), ка-пуча| |(груз.), народ в России (8 тыс. чел.). Относятся к цезским народам, | |коренное нас. Зап. Дагестана. Живут также в Грузии (1 тыс. чел.). | |Общая числ. 9 тыс. чел. Говорят на бежтинском яз. Распространены | |аварский, рус., груз., цезский, гунзибский, гинухскийяз. Письменность | |на аварск. яз. на осп. рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты. На| |своей этнич. терр. живут со 2-й пол. 1-го тыс. до н.э. Капучинцы | |("земля Кафучи") упоминаются в араб. географич. соч. 10 в. Входили в | |состав военно-поли-тич. союза Дидо, с 15 в.- в Андухо-Капу-чинский | |союз конфедерации Антль-Ратль. С 18 в. союз распался на Анцух-ский и | |Капучинский союзы сел. общий, в последнем были объединены Б. и | |гунзиб-цы. Поддерживали тесные экон. и воен-но-политич. связи с | |Грузией, с 16-17 вв. в Грузии живёт часть Б. После присоединения | |Дагестана к России (1813) приняли участие в освободит, борьбе горцев | |Дагестана и Чечни под рук. Шамиля. В 1921 вошли в состав Дагест, АССР,| |с 1991 -Респ. Дагестан. В сов. время часть Б. переселилась на | |Кумыкскую плоскость, между Тереком и Сулаком. Осн. традиц. занятия - | |отгонное животноводство (гл. обр. овцеводство, также кр. рог. скот, | |козы, лошади) и пашенное земледелие (ячмень, рожь, пшеница, полба, | |овёс, бобовые, чеснок, табак). В сов. период увеличились площади под | |зерновыми, получили развитие садоводство, овощеводство (гл. обр. на | |Кумыкской плоскости). Семья преим. малая, до 30-40-х гг. 20 в. | |бытовали формы неразделённой семьи. Сохраняется опр. значение | |патриарх. кровнородств. объединений - ту-хумов. Б. были организованы в| |об-щины-джамааты. Сохраняются традиции семейной, похоронно-поминальной| |обрядности, обычаи почитания старших, родств. и соседок, взаимопомощи,| |гостеприимства, куначества. Поселения двух типов - селение и хутор (до| |40-50-х гг. 20 в.). Планировка ступенчато-кучевая и разбросанная, | |подступы охранялись многоярусными боевыми башнями. Традиц. жилище - | |пря-моуг., каменное 2-3-этажное, многокамерное, крыши плоские, у | |отдельно стоящих построек двускатные. Традиц. открытые лоджии | |вытеснены крытыми галереями. Муж. традиц. одежда: штаны, рубаха, | |бешмет, черкеска, куртка, бурка, овчинные шубы и папахи, вязаные | |шерст. сапоги, кожаная, войлочная обувь на дерев. подошве. До 2-й пол.| |19 в. носили на поясе кинжал и нож. Голову брили, оставляя усы и | |бороду. Жен. одежда: разл. платья-рубахи, платья, длинные штаны, | |матерчатый пояс-повязка, чепец-накос-иик чухту, платки, шали, | |разнообр. серебряные украшения. Обувь такая же, как у мужчин. Традиц. | |пища мучная и мясо-молочная: разл. хинкалы, лепёшки, пресный и кислый | |хлеб, тесто из толокна, каши, похлёбки, варёное мясо, сыр, пироги. | |Отмечаются мусульм, и календарные праздники, характерны увеселит, | |собрания, проводившиеся по половозрастному принципу. Пословицы, | |поговорки, песни, баллады, сказки, плачи, колыбельные и т.д. | |передаются на аварск. и бежтинск. яз. | |Ботлихцы, буйхади (самоназвание) коренное население Западного | |Дагестана в России Численность около 6 тыс. человек. Относятся к | |андийским народам. Говорят на ботлихском языке. Распространнены | |аварский, чеченский, русский языки Письменность на основе русской | |кириллицы. В прошлом пользовались аджамской (араб.) письменностью. | |Верующие - мусульмане-сунниты. Предположительно, с 1-го тыс. н.э. Б. | |входили в состав политич. объединения Дидо в Зап. Дагестане (распалось| |в 14-15 вв.), куда входили этносы андо-цезской (дидойской) языковой | |группы. Исламизированы Б. в 16 в. К 14-15 вв. относят образование | |союза сел. общин Технуцал на терр. нынешнего Бот-лихского р-на. С 16 | |в. Б. попадают под влияние Авар. ханства. В 20-50-х гг. 19 в. Б. | |активно участвовали в нац.-осво- бодительной борьбе горцев Дагестана и| |Чечни. В 1921 вошли в состав Дагест. АССР, с 1991 - Респ. Дагестан. | |Традиц. занятия Б.- садоводство с искусственным орошением (абрикосы, | |персики, сливы, груши, яблоки, грецкий орех), виноградарство, | |незначительное террасное пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, | |овёс, просо; из технических культур - конопля, лён) и игравшее | |вспомогат. роль жив-во - мелкий рог. (овцы, козы) и кр. рог. скот, в | |небольшом числе лошади, ослы. Сады имели искусственное орошение. Были | |распространены шерстяное прядение и ткачество, валяние шерсти, | |обработка кожи, шитьё папах и обуви. Б. вели оживлённую торговлю с | |Закавказьем и Сев. Кавказом, в основном фруктами. Селения компактные, | |тесно застроенные, с кривыми улицами, встречаются улицы, проходящие | |под домами. Селения разделены на кварталы по терр. принципу. Жители | |делились на 7-8 тухумов (родств. группы). На самых высоких местах | |ставились сторожевые башни "шеба" (в количестве 6-8). Жилища - | |четырёхугольной, прямоугольной и Г-образной формы. Наиболее распростр.| |типы -двухэтажные одно-, двух-, трёхкамерные каменные, с плоской | |земляной крышей, с жилыми комнатами на втором этаже и помещением для | |скота и хоз. инвентаря (внизу). Часто второй этаж имеет по фасаду | |галерею на столбиках. Дерев- конструкции украшали резьбой. В кладке | |стен встречаются плоские камни с геометрич. орнаментом, с изображением| |животных, крестами. Нац. одежда общедаг. типа. Характерен женский | |головной убор - "рогатая чухта". В комплект муж. костюма входи ли | |рубаха туникообразпого покроя, штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы,| |бурка, папаха. Обувь из сыромятной кожи, войлока, деревянная, кожаная.| |Женщины носили нательную рубаху, штаны, платье в талию, головной убор | |(к1ашт1а), платки с кистями и без них. Традиц. пища - блюда из | |продуктов земледелия и животноводства, фрукты, орехи, овощи, | |дикорастущие травы. Популярные блюда - хинкал, пироги с творожной | |начинкой. Жанры традиц. фольклора разнообразны: сказки, легенды, | |исторические и эт-погенетические предания, мифы, волшебные сказки, | |бытовые рассказы, короткие сказки-шутки, песни, пословицы, поговорки, | |загадки, детский фольклор, музыкальный фольклор. Фольклор Б. двуязычен| |(на ботлихском и на авар. яз.). | |ГИНУХЦЫ, генухцы, гьинози, гьенозе (самоназв.), народ в России. Числ. | |0,6 тыс. чел. Относятся к цезским народам, коренное нас. Зап. | |Дагестана. Говорят на гинухском яз. Распространены также аварский, | |рус., гунзибский, бсжтинский, цезский и грузинский яз. Письменность на| |аварск. яз. на осн. русской графики. Верующие - мусульмане-сунниты. В | |раннем средневековье подвергались христианизации. В 15 - 2-й пол. 18 | |вв. были исламизированы. После присоединения Дагестана к России (1813)| |приняли участие в освободит, борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. | |Шамиля. Приняли активное участие в антиколониальном восстании горцев | |1877. После его подавления многие переселились в Турцию, Иран. С 1921 | |в составе Дагестанской АССР, с 1991 - Респ. Дагестан. В 1947 Г. | |насчитывалось 244 чел. В 1944 Г. принудительно были переселены на | |терр. чеченцев; в 1957 вернулись на свою терр. Осн. традиц. занятие - | |скотоводство, гл. обр. овцеводство. Разводили коров, коз; занимались | |коневодством. На небольших участках террасного типа выращивали ячмень,| |рожь, пшеницу, просо, овёс. Разводили пчёл, занимались охотой. Дом. | |ремёсла: выделка шерстяного сукна, паласов, мешков, перемётных сум, | |вязаной обуви и носков, войлока; кузнечное; изготовление деревянных | Страницы: 1, 2 |
|
© 2008 |
|