РУБРИКИ

Народы Северного Кавказа

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Народы Северного Кавказа

Народы Северного Кавказа

Северный Кавказ

|Северный Кавказ - это Россия в миниатюре. Многочисленное население со |

|своими традициями, верованиями, языками, экономическими неурядицами, с|

|попытками одного народа диктовать другим народам "правильную линию" |

|поведения вызывают, мягко говоря, неприятие. Действительно, трудное |

|это дело, владеть колониями, народ в которых никак не хочет понять, |

|что "За совращение несовершенолетних..." не тост, а статья Уголовного |

|кодекса. И многое, что считалось достойным настоящего джигита, теперь |

|трактуется статьей УК и банальным "Восток ...тонкое". Но мы знаем и |

|далее - "Где тонко..." |

|На пятачке, называемом Северный Кавказ живут такое же количество |

|народов, что и во всей остальной России. И они как-то уживались!.. Но |

|после имперского "Разделяй и властвуй" вся ненавязчивая дружба |

|кавказких народов дала не просто трещину, а омылась кровью. А здесь |

|кровь смывается кровью! |

|АДЫГИ, адыгэ (самоназв.), этническая общность, включающая адыгейцев, |

|кабардинцев, черкесов. Числ. в России 559,7 тыс. чел.: адыгейцы - |

|122,9 тыс. чел., кабардинцы - 386,1 тыс. чел., черкесы - 50,8 тыс. |

|чел. Живут также во многих странах мира, гл. обр. на Бл. и Ср. |

|Востоке, где, обычно называемые черкесами, расселены компактно и |

|включают нередко абазин, абхазов, осетин и др. выходцев с Сев. |

|Кавказа,- в Турции (150 тыс. чел.), Иордании (25 тыс. чел.), Иране (15|

|тыс. чел.), Ираке (5 тыс. чел.), Ливане (2 тыс. чел.), Сирии (32 тыс. |

|чел., вместе с чеченцами), всего ок. 250 тыс. чел. Общая числ. св. 1 |

|млн. чел. Языки - адыгейский и кабардино-черкесский. Верующие - |

|мусульмане-сунниты. Древняя история А. и формирование их общности |

|связаны с р-нами Вост. Причерноморья и Закубанья. В 1-м тыс. до н.э. |

|древнеадыг. племена уже фиксируются в Вост. Причерноморье. Процесс |

|формирования древнеадыг. общности охватывал в осн. кон. 1-го тыс. до |

|н.э.- сер. 1-го тыс. н.э. В нём участвовали племена ахеев, зихов, |

|керкетов, меотов (в т.ч. торетов, синдов) и др., этнически, видимо, не|

|только древнеадыгские. По сведениям Страбона, эти племена населяли |

|терр. на Ю.-В. от совр. Новороссийска по левобережью Чёрного м. и в |

|горах вплоть до совр. Сочи. Жители побережья занимались земледелием, |

|но их гл. промыслом был морской разбой. В 8-10 вв. А. занимали земли в|

|Прикубанье, в т.ч. вблизи др.-рус. Тмутараканского кн-ва. Известен ряд|

|воен. походов (965, 1022) рус. князей на А.-касогов. В результате |

|монгольских завоеваний в 13 в. нас. сконцентрировалось гл. обр. в |

|горных ущельях, что привело к большой плотности нас., к малоземелью |

|горцев. Прервалось развитие городской жизни, этнич.терр.сократилась, |

|гл. обр. за счёт Прикубанья. В 13-14 вв. обособилась часть |

|кабардинцев. В 16-18 вв. терр. А. была ареной многочисл. междоусобиц и|

|войн, в к-рых участвовали Турция, Крымское ханство, Россия, да-гест. |

|владетели. Обл. расселения А. (Чер-кесия) охватывала земли от Тамани |

|на 3. до вост. побережья Каспия на В., включала земли в басе. Кубани и|

|по Вост. Причерноморью на С.-З. от совр. Сочи. Однако значит, часть |

|этих земель представляла собой хоз. угодья, в осн. пастбища для |

|кабард. коневодства, и не имела постоянного нас. В годы Кавказской |

|войны (1817-64) происходит внутр. самоорганизация зап. А.- адыгейцев. |

|В 1-й трети 19 в. в Закубанье образуется группа адыг. (кабардинского) |

|нас., позднее получившая назв. черкесы. Кавказская война и |

|последовавшие за ней реформы во многом изменили этнич. и демографич. |

|ситуацию, особ. это связано с махаджирст-вом - переселением горцев в |

|Османскую империю, продолжавшимся до 1-й мир. войны, а также |

|поселением горцев на равнине. А. имели во многом общую социальную |

|структуру. В 19 - нач. 20 вв. сохранялись мн. нормы обычного права - |

|обычаи кровной мести, аталычества, гостеприимства, куначества, |

|патроната, искусств. родства (молочное усыновление, побратимство). |

|Образ жизни привилегированных сословий резко отличался от жизни |

|простого народа; социальные различия сказывались в одежде, её цветовой|

|гамме, покрое. В обществ, и семейном быту, помимо обычного права |

|(адат), действовали нормы мусульм. права (шариат). До наст. времени А.|

|во многом сохранили единую традиц. культуру, различия в к-рой |

|(особенно в х-ве, поселении, пище) определяются в осн. |

|природно-климатич. условиями, вертикальной зональностью. Сохранялась |

|общность духовной культуры адыгов: пантеон божеств, мн. традиции |

|обществ. быта (напр., творчество певцов-импровизаторов), традиц. |

|представления. А. чётко осознают своё историч. единство. |

|АНДИЙСКИЕ НАРОДЫ, группа наро дов в составе андо-цезских |

|(андо-дидойских) народов Дагестана: андийцы, ах-вахцы, багулалы, |

|ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы. Общая числ. в |

|России (вместе с цезскими народами) - 55-60 тыс. чел. Коренное нас. |

|высокогорья Западного Дагестана, родственны аварцам. Говорят на |

|андийских языках (нахско-даг. группа северо-кавказ. семьи), имеющих |

|большое количество диалектов. Распространены аварский, чеченский (у |

|андийцев, ботлихцев, годоберинцев), рус., азерб. яз. Письменность гл. |

|обр. на рус. и аварск. яз. на рус. графич. основе. Верующие - |

|мусульмане-сунниты. В 1 в. н.э. андийцев упоминает Плиний Старший. Они|

|занимали обширные терр. вниз по течению р. Андийское Койсу, где их, |

|очевидно, ассимилировало аваро-языч. местное нас. Традиц. соц. |

|отношения - патриарх. А.н. были организованы в общины (джамааты) |

|воинов-скотоводов и земледельцев. зовамия - союзы сел. общин ("вольные|

|общества"). Судопроизво было осн. на обычно-правовых установлениях |

|(адатах) и нормах мусульм. нрава (шариат). Преобладающая форма семьи -|

|малая, пережиточные формы неразделённой семьи сохранялись лишь |

|эпизодически. Вплоть до 30-40-х гг. 20 в. сохранялось значение |

|патриарх, кровнородств. объединений -тухумов. Главы тухумов чаще всего|

|являлись старейшинами в джамаате. Приоритетно родство по муж. линии. |

|До 40-х гг. 20 в. сохранялись рудименты муж. союзов (многодневные муж.|

|увеселит, собрания). Ныне для решения местных нац.-культурных, адм., |

|хоз. задач А.н. созданы землячества, объединившие б.ч. мужчин. Селения|

|располагались но склонам ущелий, планировка ступснчато-кучевая. |

|Строились 3-4-ярусные боевые башни с бойницами. Жилища каменные, |

|нрямоуг. в плане, чаще одноэтажные, с небольшим двором, реже |

|двухэтажные, с плоской крышей. Одежда в осн. общедагест. типа. Мужчины|

|носили туникообразные рубахи, узкие штаны, бешмет, черкеску, бурку, |

|овчинные шубы и папахи. Обувь из сыромятной кожи, из хрома местной |

|выделки, войлока, деревянная. Жен. одежда: иногда овчинные шубы, |

|платки и шали, чепец-накосник чухту, неск. разновидностей |

|туникообразных отрезных и распашных платьев-рубах, узкие штаны; обувь |

|преим. та же, что и у мужчин. Разнообразны серебряные украшения. Пища |

|в осн. мучная и мясо-молочная, фрукты, дикорастущие растения, плоды и |

|коренья. Осн. блюда: неск. разновидностей хлеба, лепёшек, каш, блюд из|

|толокна, хиикалы, похлёбки, пироги, вареники и др. Литература и |

|фольклор двуязычны - на аварск. и родном яз. У каждого из А.н. |

|разработан свой с.-х. календарь, развита нар. медицина. Отмечаются |

|календарные и мусульм. праздники. В быту пережиточ-по сохраняются |

|языч. представления: вера в чертей, джиннов, ведьм, домовых. |

|ЦЕЗСКИЕ НАРОДЫ, группа народов в Рос. федерации в составе андо-цезских|

|(андо-дидойских) народов Дагестана: цезы (дидойцы), гинухцы, гунзибцы,|

|бежтинцы, хваршины. Общая числ. (вместе с андийскими народами) - 55-60|

|тыс. чел. (1992, оценка). Языки образуют подгруппу в составе |

|нахско-дагестанских яз. Родственны аварцам, в составе которых Ц.н. |

|учитывались в переписях нас. СССР (кроме переписи 1926). Говорят на |

|цезских языках, имеющих много диалектов. Различия между цезскими |

|языками значительнее, чем между андийскими. Большинство свободно |

|владеет аварским, представители среднего и старшего поколений - |

|грузинским яз. Письменность на авар. яз. Верующие - |

|мусульмане-сунниты. Впервые упоминаются у антич. авторов 1-2 вв. как |

|дидуры (дидойцы). Под назв. Дидо был известен союз сел. обществ, |

|объединявший многие горские народы Зап. Дагестана. Бежтинцы-капучинцы |

|упоминаются в араб. географич. сочинениях 10 в. Груз. хроники |

|упоминают эн-зебцев (гунзибцев) и хуайпов (хварши-нов). С 15 в. |

|начинается активная исла-мизация Ц.н., связанная с усилением экспансии|

|аварских (хупзахских) ханов. С этого времени Дидо распадается на ряд |

|самостоят, союзов сельских обществ. Процесс исламизапии завершился в |

|основном к кон. 18 в. В сер. 1940-х гг. значит, число семей Ц.и. было |

|принудительно переселено на опустевшие чеченские территории. В 1957-58|

|им было разрешено вернуться на исконные места. |

|Территориально-родственные общины (джамаат) объединялись в |

|военно-поли-тич. союзы сельских общин ("вольные общества"). Высшим |

|закоподат. органом общины был сход мужчин (с 15-летнего возраста). |

|Исполнит, и судебная власть находилась в руках старейшин. Традиц. виды|

|х-ва - отгонное скотоводство, гл. обр. овцеводство, земледелие, |

|ремёсла и промыслы. Со 2-й пол. 19 в. растёт товарное нроиз-во. В |

|последние десятилетия 20 в. появились новые отрасли х-ва (садоводство |

|и др.). Преобладала малая семья. Неразделённые братские семьи |

|сохранялись эпизодически в силу экономич. целесообразности. Большое |

|значение имели кровнородственные союзы семей - тухумы. В джа-маате |

|могло быть от 2-3 до 7-8 туху-мов (часто родственных между собой). |

|Главы тухумов (чаще всего они же старейшины общины) представляли |

|интересы своего тухума перед общиной и союзом общин. Тухум оказывал |

|поддержку своим членам, давал им рекомендации и наставления, в его |

|пределах был предпочтителен выбор брачных партнёров. В семьях |

|господствовали патриархальные отношения. Селения располагались по |

|склонам ущелий, имели ступенчато-кучевую планировку. Доступ в селение,|

|как правило, был возможен лишь по одной тропе. В селениях строились |

|многоэтажные каменные боевые башни с бойницами. Наружу постройки были |

|обращены глухими стенами с бойницами. Чаще всего в центре селения |

|располагалась мечеть. В селениях было но нескольку годеканов - мест |

|сбора и проведения досуга взрослых муж-чип. Главный годекан обычно |

|находился у мечети. Жилища каменные, 2-4-этажные. Стены верх. этажей |

|часто строились из досок или плетёнки, обмазанной глиной. Муж. одежда |

|однотипна с одеждой др. народов Дагестана: овчинные папахи, шубы, |

|бурка, бсшмет, черкеска, штаны с зауженными штанинами, на вздержке, |

|ту-никообразиая рубаха без воротника, с длинными рукавами без манжет. |

|Обязательным атрибутом муж. костюма был кинжал. Самый распространённый|

|тип обуви - вязаные шерстяные сапоги с толстой простёганной шерстяной |

|подошвой и загнутыми носками. Женщины носили рубахи (тупикооб-разного |

|покроя или отрезные по талии), подпоясанные матерчатым поясом, штаны, |

|скроенные из двух полотнищ, на вздёржке, меховые шубы, платки и шали. |

|Непременным головным убором девочек и женщин был чепец-накосник чухту:|

|небольшой мешочек, закрывающий волосы от лба до затылка и спускающийся|

|но спине до пояса. Основными продуктами питания были мука, крупы, |

|толокно, сушёное и свежее мясо, курдюк, молоко, масло, сыр, свежие и |

|сушеные фрукты. Из муки готовили пресный и кислый хлеб, лепёшки, |

|несколько разновидностей хипкалов; из муки и круп готовили каши; мясо |

|потреблялось чаще всего варёным, с хипкалом, иногда жареным; |

|готовились пироги типа чуду и вареники (курзе) - с творогом, мясом, |

|зеленью и др. Календарные праздники: день первой борозды, день встречи|

|зимы и др.- отмечались спортивными состязаниями, разведением костров, |

|процессиями ряженых и др. Сохранялись домусульм. представления, вера в|

|чертей, джиннов, ведьм, домовых и др. Литература и фольклор |

|ШАПСУГИ, шапсыг (самоназв.), народ группы адыгов в Рос. Федерации. |

|Живут в Туапсинском и Лазаревском р-нах Краснодарского кр., небольшая |

|группа - в Адыгее. Переписями не учитывались. По косвенным данным, |

|насчитывали в 1926 св. 4 тыс. чел.; совр. числ. ок. 10 тыс. чел. |

|Говорят на диалекте адыгейского яз. Верующие - мусульмане-сунниты. Ш. |

|составляли одну из самых крупных групп нричерноморских адыгов (совр. |

|адыгейцев), населяли земли между рр. Джубга и Шахе (т.п. Малый Шапсуг)|

|и высокогорные лесистые обл. на сев. склонах Кавказского хр. по рр. |

|Антхир, Абин, Афине, Бакан, Шипе и др. (Большой Шапсуг). Принимали |

|активное участие в борьбе адыгов с Крымским ханством. Во время |

|Кавказской войны были одними из самых упорных противников России, |

|вошли в созданный Шамилем союз, существовавший до 1859. В кон. 1860 |

|был учреждён меджлис, объединивший Ш., убыхов и натухайцев. В 1864 |

|осн. часть Ш. вместе с др. адыгами переселилась в Турцию, где была |

|частично ассимилирована, частично вошла в черкесскую общность. На |

|Кавказе осталось ок. 2 тыс. Ш., их земли стали заселяться иноэтнич. |

|элементом. В 1924 был создан Шапсугский нац. р-н с центром в Туапсе, |

|затем в с. Красно-александровское и Лазаревское, в 1945 |

|преобразованный в Лазаревский р-и Краснодарского кр. На 1-м съезде |

|шап-сугского парода в 1990 была принята декларация о восстановлении |

|Шапсугского нац. р-на. 12 июня 1992 Президиум ВС РФ принял |

|постановление о создании Шапсугского нац. р-на. Традиц. культура |

|характеризовалась общеадыгскими чертами. Сеяли просо, в меньшем |

|количестве пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овёс; с кон. 18 в. широко |

|распространилась кукуруза. Разводили кр. и мелкий рогатый скот, |

|занимались коневодством. Значительное место принадлежало садоводству и|

|виноградарству. Занимались также пчеловодством. В материальной |

|культуре традиционные элементы сохранились гл. обр. в пище (мамалыга |

|из кукурузной муки, широкое употребление молочных продуктов, в |

|частности сыров). Мужчины носят папахи в сочетании с европейским |

|костюмом, женщины - наголовныс платки. В общественно-семейном быту |

|сохраняются мп. патриархальные нормы: семейно-родовая солидарность, |

|уважение к старшим, общинная взаимопомощь. Свадьбы обычно очень |

|многолюдны и могут продолжаться несколько дней, сопровождаются конными|

|состязаниями. Доисламские верования включали культ общеадыгских |

|божеств -грома и молнии Шиблс, плодородия Со-зсреша, покровителей |

|скотоводства Еми-ша, Ахипа, Хакусташа, кузнечного ремесла Тленша и |

|др., а также священных рощ. Во время засух устраивали обряд вызывания |

|дождя Ханцсгуаше: наряженную куклу проносили по всему аулу, а затем |

|топили в речке. Фольклор включает разнообразные по сюжетам сказки, |

|мифы, легенды. |

|Дагестан |

|АВАРЦЫ, м а арулал (само назв.), народ в России, коренное нас. |

|Дагестана. Числ. в России 544,0 тыс. чел., в т.ч. в Дагестане 496,1 |

|тыс. чел. Живут также в Чечне, Калмыкии, кроме того, в Азербайджане |

|(Белоканский и Закатальский р-ны - 44,1 тыс. чел.), в Грузии (4,2 тыс.|

|чел.), в Казахстане (2,8 тыс. чел.). Общая числ. 601,0 тыс. чел. |

|Говорят на аварском яз. нахско-даг. группы северо-кавказ. семьи. |

|Диалекты делятся на 2 группы: сев. наречие - зап. (салатавский), вост.|

|и центр, (хунзахский) диалекты; юж. наречие - андалальский, анцухский,|

|гидатлинский, карахский, батлухский, закатальский (джарский). |

|Распространён рус. яз. Письменность на осн. рус. графики. Верующие - |

|мусульмане-сунниты. Осн. масса А. живёт во внутреннегор-ной и |

|альпийской зонах, в 1940-60-е гг. часть переселилась на равнину. С А. |

|связывают известные со 2-й пол. 1-го тыс. до н.э. племена легов, |

|гелов, каспиев, утиев и др., сближают упоминаемых Птолемеем (2 в.) |

|савиров. С 5 в. терр., заселённая А., известна как царство Серир. |

|Позднее А. входили в состав Аварского и Мехту-линского (обр. в 18 в.) |

|ханств и много-числ. (ок. 40) "вольных обществ" (союзов сел. общин). |

|Общая правовая система и политич. консолидация А. способствовали |

|выработке у них т.н. гъоболмац! ("язык гостя" или болмац!, "язык |

|войска"), положенного в основу лит. яз. В 15 в. утвердился ислам. С 16|

|в. существовала письменность на араб. графич. основе. После |

|присоединения Дагестана к России (1813) А. приняли участие в |

|освободит. борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля. Во 2-й |

|пол. 19 в. к А. стали проникать товарно-ден. отношения. Нац. |

|консолидация А. ускорилась с образованием Дагестанской АССР (1921, с |

|1991 -Респ. Дагестан). Традиц. занятия - скот-во и пашенное земледелие|

|(ячмень, пшеница, голозерный ячмень, рожь, овёс, просо, бобовые, |

|кукуруза, картофель, лён, конопля). В горных р-нах и предгорьях |

|земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль |

|принадлежала скотоводству (гл. обр. отгонное овцеводство). Традиц. |

|породы овец грубошерстные, в сов. время появились тонкорунные. |

|Занимались садоводством и виноградарством. Практиковали террасирование|

|горных склонов, беспаровой севооборот, чередование с.-х. культур, |

|трёхъярусное использование участков. Существовала оросит. система. |

|Орудия труда: дер. плуг с железным лемехом, мотыга, кирка, малая коса,|

|серп, молотильные доски, волокуша, вилы, грабли, дер. лопата. Дом. |

|промыслы и ремёсла: ткачество (сукноделие), про-из-во войлока, ковров,|

|медной посуды, дерев. утвари, обработка кож, ювелирное, кузнечное, |

|оружейное, резьба по камню и дереву, чеканка по металлу (серебро, |

|медь, мельхиор). Было развито отходничество в др. р-ны Кавказа. |

|Поселения А. в высокогорье небольшие (30-50 домов), чаще близ речек, в|

|горных р-нах - довольно крупные (300-500 домов) на склонах, по краю |

|обрывов и средних размеров на вершинах хребтов, скальных уступах; |

|ориентированы на юг. Планировка скученная, дома образуют сплошную |

|стену вдоль узких кривых улиц, часто крытых и напоминающих тоннели. |

|Мн. селения имели боевые башни. В сов. период возникли поселения совр.|

|типа на равнине. Традиц. жилища каменные с плоской земляной крышей |

|одно-, двух-, трёхэтажные, 4-5-этажные башне-образные с отд. входом на|

|каждом этаже, дома-крепости с башней. Часто крыша одного дома служила |

|двором для другого. Характерен опорный центр, столб, украшенный |

|резьбой. Совр. жилище одно этажное и двухэтажное многокамерное, крытое|

|железом или шифером, с застеклённой террасой. Традиц. костюм общедаг. |

|типа. У мужчин: туникообразная рубаха, штаны, беш-мет, черкеска, |

|папаха, башлык, овчинные шубы, бурка, кожаный ремень. Обувь кожаная, |

|войлочная, вязаная. У женщин: штаны, платье-рубаха, длинное распашное |

|платье с двойными рукавами, голов. убор чохто (чепец или капюшон с |

|мешочком для кос), цветные покрывала, фабричные платки, овчинные шубы,|

|кожаная, войлочная и вязаная обувь, шерст. носки. Костюм отделывался |

|вышивкой, серебром, дополнялся серебряными украшениями. Традиц. пища -|

|мучные, мясные с приправой из чеснока и молочные блюда. Традиц. |

|социальная организация - сел. община, включавшая патриархальные |

|кровнородств. объединения - тухумы. Семья гл. обр. малая, |

|двухпоколенная. Придерживались андогамии (родств., внутритухумная, |

|сел.). Сем. отношения определяли нормы шариата. Осн. форма брака - |

|сговор (по сватовству). Сильны были традиции внутритухумной |

|солидарности. Существовали муж. союзы. Обществ, жизнь регулировали |

|обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести. Нормы поведения - |

|уважение старших, строгое соблюдение адатов, этикета. Развит фольклор |

|(эпич. и лирич. сказания, песни, сказки, пословицы, поговорки). |

|Разнообразны танцы: быстрые, медленные, муж., жен., парные. Муз. |

|инструменты: чагчана (смычковый), чагур, тамур-пандур (струнные), лалу|

|(вид свирели), зурна, бубен, барабан. Сохранились пережитки домусульм.|

|верований (почитание природных явлений, святых мест, обряды вызывания |

|дождя и солнца и др.). Вые. уровня достигли проф. литература, |

|искусство, наука. |

|АГУЛЫ, агул, агулар (самоназв., "жители Агула"), народ в России, |

|коренное нас. Дагестана. Живут в центр, части юго-вост. Дагестана в |

|труднодоступных ущельях, в городах, в Дербентском р-не (переселенцы |

|1960-х гг.). Общая числ. 18,7 тыс. чел. Числ. в России 17,7 тыс. чел.,|

|в т.ч. в Дагестане 13,8 тыс. Говорят на агульском яз. нахско-даг. |

|группы се-верокавказ. семьи, диалекты: тпигский (агульский), керенский|

|(ричинский), ко-шанский, буркиханский, фитинский. Распространены |

|лезгинский, азерб., рус. яз. Письменность на осн. рус. графики. |

|Верующие - мусульмане-сунниты. Наиб. ранние сведения об А. в арм. |

|источнике 7 в., где они наз. агутакани, о жителях ущелья Кушан-дере |

|8-9 вв. есть упоминания в арабских источниках. Происхождение этнонима |

|А. можно связать с назв. ущелья - Агулдерс. В 14- 18 вв. А. в составе |

|Казикумухского шам-хальства объединялись по ущельям в союзы сел. |

|общин. После присоединения Дагестана к России со 2-й пол. 19 в. А. |

|вовлекаются в систему товарно-денежных отношений. С 1921 А. в составе |

|Дагестанской АССР (с 1991 - Респ. Дагестан). Традиц. занятия - |

|пашенное земледелие (рожь, ячмень, голозерный ячмень, пшеница, конские|

|бобы, горох; со 2-й пол. 19 в.- картофель, морковь, лук, чеснок) и |

|скотоводство (кр. и мелкий рог. скот, лошади, ослы, мулы). Поля, в |

|осн. богар-ные,- небольшие участки на склонах, часто террасированных. |

|Содержание овец - горно-стационарное, кр. рог. скота - |

|выгонно-стойлово-пастбищное. С.-х. орудия общедаг. типа: лёгкий плуг |

|(дуруц), серпы, короткая коса для одной руки, молотильные доски, |

|дерев. грабли, вилы, лопаты, сита, подносы для веяния. Были развиты |

|кузнечное ремесло, обработка кожи, овчины, шерсти (прядение, |

|изготовление тканей, паласов, безворсовых ковров, вязание джурабов и |

|т.д.), резьба по дереву, камню. Совр. х-во многоотраслевое. У |

|переселенцев на равнину развиваются виноградарство, садоводство, |

|овощеводство. Из дом. промыслов в горах сохраняется ковроткачество. |

|Традиционная социальная организация - сельская община. Сел. община |

|была самост. хоз.-терр. единицей. Сохранялись патриарх, кровнородств.,|

|преим. эндогамные объединения - тухумы. Преобладающая форма семьи - |

|малая, разл. типы неразделённой семьи (15~20 чел.) встречались |

|пережиточно до нач. 20 в. Традиц. поселения насчитывали в среднем ок. |

|60 х-в, делились на тухумные кварталы. Строили крепостные стены, |

|боевые башни, на дорогах - сторожевые башни. Башни внутри селений |

|соединялись подземными ходами. Планировка селений: на склонах |

|-ступенчато-террасообразная или беспорядочно-ступенчатая, на ровном |

|месте, на гребне горы - кучевая, характерны комбинации разл. типов. |

|Дома примыкают друг к другу, создавая сплошную застройку. Улицы узкие,|

|извилистые, часто в виде лестницы. Планировка переселенческих сёл на |

|равнине - квартально-уличная. Традиц. жилище каменное, прямоуг. в |

|плане, 2-3 (реже 4)-этажное с узкими окнами и одним входом |

|(дом-крепость), с плоской земляной крышей. Со 2-й пол. 19 в. |

|появляются открытые лоджии и балконы, хоз. помещения выделяются в отд.|

|постройку. Совр. жилище - двухэтажное кам. многокамерное со скатной |

|крышей (железо, шифер), с застеклённой верандой, большими окнами. |

|Традиц. одежда общедаг. типа, у мужчин - туникообразная рубаха, штаны,|

|бешмет, черкеска, овчинная папаха, башлык, с нач. 20 в.- кавказская |

|рубаха и брюки галифе. Верхняя одежда носилась с кожан, поясами с |

|серебр. набором. Тёплая одежда - распашные овчинные шубы с обычными и |

|ложными рукавами, бурка. У женщин - туникообразное платье-рубаха, |

|цветные шаровары, матерчатый пояс, бешмет, с кон. 19 в.- длинное |

|отрезное в талии платье, распашная овчинная шуба, безрукавка, на |

|голове - мешочек для волос, платок, покрывало. Обувь вязаная, из кожи,|

|сафьяна. Разнообразны серебряные украшения. Традиц. пища - мучная и |

|мясо-молочная (хинкал, пельмени, пироги, сыр и др.). В обществ, жизни |

|сохранились обычаи взаимопомощи, почитания старших, гостеприимства. |

|Характерны праздники, связанные с нар. с.-х. календарём. Фольклор - |

|лирич., бытовые песни, плачи, сказки, пословицы, поговорки, танцы: |

|медленный азерб. (в осн. жен.), быстрый парный, коллективный. Муз. |

|инструменты: тар, саз, зурна, барабан. Развито декоративное искусство,|

|резьба по камню, дереву. |

|АНДИНЦЫ, андал, андни, гъва-нал (самоназв.), народ в России. Числ. 25 |

|тыс. чел. Относятся к андийским народам, коренное население Дагестана.|

|Говорят на андийском языке, имеется 7 говоров, к-рые объединяются в 2 |

|диалекта - верхнеандийский и нижнсандий-ский. Письменность на осн. |

|рус. графики. Распространены аварский, рус. и (среди мужчин) чеченский|

|яз. Верующие - мусульмане-сунниты. В 1 в. н.э. А. упоминает Плиний |

|Старший. В 14 в. утвердился ислам, ранее к А. проникало христианство. |

|Андия представляла собой федерацию самоуправляющихся сел. обществ. В |

|14-15 вв. существовало Андийское шамхальство. После присоединения |

|Дагестана к России А. участвовали в Кавказской войне, В 1921 А. вошли |

|в состав Дагестанской АССР (с 1991 - Респ. Дагестан). Основа традиц. |

|экономики верхнеан-дийцев - пашенное террасное земледелие и отгонное |

|альпийское скотоводство, у нижнеандийцев - специализированное |

|садоводство, продукция к-рого обменива лась на продукты животноводства|

|и земледелия. Дом. промыслы - изготовление наплечных бурок, добыча и |

|производство пищевой соли. Счёт родства билатеральный, по поколениям |

|ведётся описательно, характерны клаповые патриархальные кровнородств. |

|объединения - тухумы. Традиц. семья малая. Традиц. поселения |

|скученные, верхнеандийские относительно свободной планировки. Анди, |

|как и ряд др. селений, имеет традиц. средневековую городскую |

|топографию. Одежда А. аварского типа, своеобразен жен. костюм с голов,|

|убором чухту в виде полумесяца, одеваемого "рогами" вниз. В основе |

|питания - продукты земледелия и животноводства, овощи, фрукты. Набор |

|блюд местный и обще-кавк. Традиц. развлечение - конные скачки, наиб. |

|значит, праздники - свадьбы, первой борозды, окончания поста. |

|Сохранились вера в магию, в разл. духов. Фольклор двуязычен (андийск. |

|и аварск.). |

|АРЧИНЦЫ, арчи (лакск.), аршиштиб (самоназв.), рочисел (аварск.), народ|

|в России, коренное нас. Дагестана. Живут в басейне. р. Хатар. Числ. |

|св. 1 тыс. чел. В переписях, начиная с 1939, включались в состав |

|аварцев. Язык арчинский нахско-даг. группы северокавк. семьи. |

|Распространены также аварский, лак-ский, рус. яз. Письменность на |

|авар. яз. на основе рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты. В |

|17-18 вв. А. находились в зависимости от казикумухских владетелей, в |

|нач. 19 в. Арчинское сел. об-во вошло в состав Казикумухского ханства.|

|На протяжении 19 в. имели тесные контакты с аварцами и объединялись с |

|ними в единый союз сел. общин под главенством Дусрахского (Рисорского)|

|об-ва. Вхождение Дагестана в состав России (1813) усилило развитие |

|товарно-денежных отношений, расширились торгово-эконо-мич. связи, |

|возросло отходничество А. С 1921 А. в составе Дагестанской АССР, с |

|1991 - Респ. Дагестан. Осн. занятия - пастбищное скотоводство (гл. |

|обр. овцеводство) и богарное земледелие. Были развиты шерстяное |

|ткачество, изготовление паласов, резьба по дереву (орудия, утварь, |

|посуда и др.). Селения А. горные, скученные. Дома одно-, двух- и |

|многоэтажные каменные, с плоскими крышами, с хоз. помещениями и |

|хлевом. В сов. время появляются дома с галереей по фасаду, сокращается|

|кол-во этажей и площадь хоз. построек. Одежда А. имеет много общего с |

|одеждой аварцев. Из традиц. элементов костюма у мужчин сохраняются |

|овчинные шубы-накидки и папахи, у женщин - головной убор с серебряными|

|украшениями (чухта), головное покрывало, длинные прямые штаны и |

|матерчатые пояса яркой расцветки. В нац. кухне преобладают мучные и |

|мясо-молочные блюда (меньше - овощные). Распространены хинкалы, |

|пельмени и лепёшки с начинкой из творога, яиц, дикого чеснока, |

|крапивы, различные мясные и постные супы, халва и др. В обществ, жизни|

|А. значит, роль играла сел. община (джамаат), патриарх. кровнородств. |

|объединения - тухумы. Совр. семья малая, чаще двухпоколенная, |

|поддерживаются традиции уважения старших, трудовой взаимопомощи, |

|родств. солидарности. В прошлом предпочитались родств. браки. Многие |

|обычаи и обряды связаны с календарным, хоз. циклом. Сохраняются |

|пережитки домусульм. верований. Из традиц. искусств развита резьба по |

|дереву. Имеются письм. памятники на ар-чинск., аварск., араб. яз. |

|Распространён аварский, лакский фольклор. Популярный танец - лезгинка;|

|муз. инструменты - зурна, кумуз, барабан. Сформировалась нац. |

|интеллигенция. |

|АХВАХЦЫ, а ш в а до (самоназв.), садыкьилиду, гiахъвалал, народ в |

|России (4 тыс. чел.) и Азербайджане (2 тыс. чел.). Общая числ. ок. 6,5|

|тыс. чел. Относятся к андийским народам, коренное нас. Зап. Дагестана.|

|Говорят на ахвахском яз., имеющем 2 диалекта: сев. и юж., последний |

|включает цекобский и тлянубский говоры. Распространены также рус., |

|аварск., азерб. и кумыкский яз. Письменность на аварск. яз. на осн. |

|рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты. А. предположительно |

|произошли от жителей разл. р-нов Аварии, гл. обр. хунзахских аварцев. |

|Народ ахуали, ахвали упоминается в груз. историч. хрониках 14 в. Сев. |

|А. образовали Ахвахский союз общин, Цунта-Ахвах. Юж. А., Ратлу-Ах-вах,|

|ратлубцы, цекобы и тлянубцы, приблизительно с 17 в. вошли в состав |

|Гидат-линского союза общин. С 15 в. боролись за независимость с |

|хунзахцами, гидатлин-цами, тиидалами и др. С 15 в. подвергались |

|исламизации. После присоединения Дагестана к России (1813) с 40-х гг. |

|приняли участие в освободит, борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. |

|Шамиля. В 1921 вошли в состав Дагест. АССР, с 1991 - Респ. Дагестан. |

|Часть А. в 1-й пол. 18 в. расселилась в Закатальском р-пе |

|Азербайджана, часть в сов. период осела на Кумыкской плоскости, между |

|Терском и Судаком. Традиц. занятия - животноводство (гл. обр. отгонное|

|овцеводство) и пашенное террасное, частично орошаемое земледелие |

|(ячмень, пшеница, рожь, овёс, полба, со 2-й пол. 19 в.- кукуруза и |

|картофель; бобовые, лук, чеснок, табак). Ремёсла: обработка овчины, |

|дерева, камня, выработка кож, кузнечное и др. Со 2-й пол. 19 в. росла |

|товарность произ-ва. Ныне па Кумыкской плоскости получили развитие |

|полеводство, садоводство, овощеводство. А. были организованы в общины |

|(джамааты) воинов-скотоводов и земледельцев, сохранялось значение |

|патриарх. кровнородств. объединений - тухумов. Преобладала малая |

|семья, встречались разл. формы неразделённой семьи. В семейной жизни |

|придерживались обычаев запретов и избеганий. Поныне сохраняются |

|традиции семейной обрядности, почитания старших, родств. и соседской |

|взаимопомощи, тухумной солидарности, гостеприимства, куначества. |

|Традиц. поселения - хутора и селения ступенчато-кучевой планировки, |

|располагавшиеся по склонам ущелий, подступы к ним охранялись |

|многоярусными камеи. сторожевыми башнями. С нач. 20 в. и особ. в годы |

|коллективизации нас. мелких тухумиых поселений (их насчитывалось ок. |

|200) переселилось в терри-тор.-соседские селения. Дома прямоуг. |

|каменные трёх- и двухэтажные с плоской земляной крышей и открытой |

|лоджией, украшались художеств, кладкой, арочными конструкциями, |

|каменными рельефами, дерев. резьбой. Внутр. двор мал либо |

|отсутствовал. Часть хоз. построек выносили за пределы усадьбы. Традиц.|

|одежда общедагест. типа. Мужская: штаны, рубаха, бешмет, черкеска, |

|войлочная куртка, бурка, разл. овчинные шубы и папахи, обувь из |

|сыромятной кожи, хрома, войлока. Голову брили, оставляли усы и бороду.|

|Женская: платье-рубаха, штаны, отрезное распашное платье, |

|чепец-накосник чухту, платки, шали. Обувь такая же, как и у мужчин. |

|Разнообразны серебряные украшения. Пища мучная и мясо-молочная. Осн. |

|блюда: лепёшки, пресный и кислый хлеб, хинкалы, каши, мясные и |

|молочные похлёбки, пироги. Отмечали календарные и мусульм. праздники. |

|Пословицы, поговорки, загадки, притчи, плачи, колыбельные и др. |

|передаются на авар. и ахвахск. яз. Разработан нар. с.-х. календарь, |

|развита нар. медицина. Сохраняются пережитки традиц. верований, |

|связанных с анимистич. представлениями, культами земли, неба, светил, |

|огня, грома, молнии, горных вершин, лесов, рощ, отд. водоёмов, |

|представлениями о злых и добрых духах. |

|БАГУЛАЛЫ, багвалалы, багвалин1(ы, багулал, гаитляло (самоназв., |

|"бедные люди, едящие сырое мясо", "богатыри", "соски"), народ в России|

|(5 тыс. чел.). Относятся к андийским народам, коренное нас. Зап. |

|Дагестана. Язык багулальский, имеет говоры: хуштадинский, |

|тлондодинский, тлибишииский. Распространены аварск., рус. яз. |

|Письменность на аварск. яз. на осн. рус. графики. Верующие - |

|мусульмане-сунниты. С кон. 1-го тыс. до и. э. племенное объединение |

|Багулал входило в союз Ди-дури (Дидо). С его распадом с 15 в. Б. |

|объединились в союз сел. общин Багулал с центром в сел. Хуштада. В 14 |

|в. были исламизированы. С 1921 в составе Дагестанской АССР (с 1991 - |

|Респ. Дагестан). Традиц. занятия - пашенное земледелие (зерновые, |

|бобовые, огородные, бахчевые, технич. культуры), садоводство, |

|виноградарство, пчеловодство, а также отгонное овцеводство. Ремёсла: |

|произ-во сукна, войлока, обработка дерева, металла, кожи, камня, |

|гончарство. Традиц. поселения кучевые, тсррасооб-разные из тесно |

|расположенных домов, иногда с внутр. ходами между ними, по краям |

|селений сторожевые башни, к гл. оборонит, башне в центре селения |

|подведены подземные ходы из всех кварталов. Расселение территор. |

|-соседское, в прошлом родств. (тухумное). Традиц. жилище камеи, двух- |

|и трехэтажное, квадратное, иногда с лоджиями, галереями (ныне |

|застеклёнными). Пол земляной, крыша плоская, глинобитная. Совр. дома |

|двух- и полутораэтажные, с четырёхскатными и двухскатными крышами, |

|крытыми шифером, дерев. полами. Традиц. костюм: у мужчин - |

|туиикооб-разная рубаха, штаны, бешмст, черкеска с газырями, нагольная |

|овчинная шуба с ложными рукавами, овчинная папаха; у женщин - |

|туникообразиое чёрное платье-рубаха, штаны до пят, тёмное покрывало, |

|чёрный кожаный чепец-иакосник чухто, красный кушак, овчинная шуба и |

|куртка, кожаные, войлочные и вязаные сапожки. Обильны серебряные и |

|медные украшения. Мужчины до 40 лет брили голову, оставляя усы и |

|бороду. Пища: пресный хлеб (лепешки), варёные бобы, каши из муки, |

|хинкал с мясом или молоком, пироги, молоко, масло, творог, мясо |

|(жареное, варёное, вяленое). Б. были организованы в общицы-джа-мааты. |

|Преобладает малая двухпоколенная (иногда трёхпоколенная) семья, в нач.|

|20 в. встречались неразделённые семьи. Прочны родств. тухумные связи. |

|Предпочтительны кузенные браки. Богат песенный (преим. на аварск., а |

|также багулальск. яз.) и танц. фольклор, сохраняются пословицы, |

|поговорки, предания, сказки. Из календарных особ. характерен праздник |

|первой борозды. Сохранились остатки традиц. верований - вера в духов |

|природных объектов, культы святых, предков, светил, элементы магии. |

|Осн. мифологич. персонажи - джинны, дракон-аждаха и др. |

|БЕЖТИНЦЫ, бежтины (самоназв.), хьванал (аварск., "лошадники"), ка-пуча|

|(груз.), народ в России (8 тыс. чел.). Относятся к цезским народам, |

|коренное нас. Зап. Дагестана. Живут также в Грузии (1 тыс. чел.). |

|Общая числ. 9 тыс. чел. Говорят на бежтинском яз. Распространены |

|аварский, рус., груз., цезский, гунзибский, гинухскийяз. Письменность |

|на аварск. яз. на осп. рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты. На|

|своей этнич. терр. живут со 2-й пол. 1-го тыс. до н.э. Капучинцы |

|("земля Кафучи") упоминаются в араб. географич. соч. 10 в. Входили в |

|состав военно-поли-тич. союза Дидо, с 15 в.- в Андухо-Капу-чинский |

|союз конфедерации Антль-Ратль. С 18 в. союз распался на Анцух-ский и |

|Капучинский союзы сел. общий, в последнем были объединены Б. и |

|гунзиб-цы. Поддерживали тесные экон. и воен-но-политич. связи с |

|Грузией, с 16-17 вв. в Грузии живёт часть Б. После присоединения |

|Дагестана к России (1813) приняли участие в освободит, борьбе горцев |

|Дагестана и Чечни под рук. Шамиля. В 1921 вошли в состав Дагест, АССР,|

|с 1991 -Респ. Дагестан. В сов. время часть Б. переселилась на |

|Кумыкскую плоскость, между Тереком и Сулаком. Осн. традиц. занятия - |

|отгонное животноводство (гл. обр. овцеводство, также кр. рог. скот, |

|козы, лошади) и пашенное земледелие (ячмень, рожь, пшеница, полба, |

|овёс, бобовые, чеснок, табак). В сов. период увеличились площади под |

|зерновыми, получили развитие садоводство, овощеводство (гл. обр. на |

|Кумыкской плоскости). Семья преим. малая, до 30-40-х гг. 20 в. |

|бытовали формы неразделённой семьи. Сохраняется опр. значение |

|патриарх. кровнородств. объединений - ту-хумов. Б. были организованы в|

|об-щины-джамааты. Сохраняются традиции семейной, похоронно-поминальной|

|обрядности, обычаи почитания старших, родств. и соседок, взаимопомощи,|

|гостеприимства, куначества. Поселения двух типов - селение и хутор (до|

|40-50-х гг. 20 в.). Планировка ступенчато-кучевая и разбросанная, |

|подступы охранялись многоярусными боевыми башнями. Традиц. жилище - |

|пря-моуг., каменное 2-3-этажное, многокамерное, крыши плоские, у |

|отдельно стоящих построек двускатные. Традиц. открытые лоджии |

|вытеснены крытыми галереями. Муж. традиц. одежда: штаны, рубаха, |

|бешмет, черкеска, куртка, бурка, овчинные шубы и папахи, вязаные |

|шерст. сапоги, кожаная, войлочная обувь на дерев. подошве. До 2-й пол.|

|19 в. носили на поясе кинжал и нож. Голову брили, оставляя усы и |

|бороду. Жен. одежда: разл. платья-рубахи, платья, длинные штаны, |

|матерчатый пояс-повязка, чепец-накос-иик чухту, платки, шали, |

|разнообр. серебряные украшения. Обувь такая же, как у мужчин. Традиц. |

|пища мучная и мясо-молочная: разл. хинкалы, лепёшки, пресный и кислый |

|хлеб, тесто из толокна, каши, похлёбки, варёное мясо, сыр, пироги. |

|Отмечаются мусульм, и календарные праздники, характерны увеселит, |

|собрания, проводившиеся по половозрастному принципу. Пословицы, |

|поговорки, песни, баллады, сказки, плачи, колыбельные и т.д. |

|передаются на аварск. и бежтинск. яз. |

|Ботлихцы, буйхади (самоназвание) коренное население Западного |

|Дагестана в России Численность около 6 тыс. человек. Относятся к |

|андийским народам. Говорят на ботлихском языке. Распространнены |

|аварский, чеченский, русский языки Письменность на основе русской |

|кириллицы. В прошлом пользовались аджамской (араб.) письменностью. |

|Верующие - мусульмане-сунниты. Предположительно, с 1-го тыс. н.э. Б. |

|входили в состав политич. объединения Дидо в Зап. Дагестане (распалось|

|в 14-15 вв.), куда входили этносы андо-цезской (дидойской) языковой |

|группы. Исламизированы Б. в 16 в. К 14-15 вв. относят образование |

|союза сел. общин Технуцал на терр. нынешнего Бот-лихского р-на. С 16 |

|в. Б. попадают под влияние Авар. ханства. В 20-50-х гг. 19 в. Б. |

|активно участвовали в нац.-осво- бодительной борьбе горцев Дагестана и|

|Чечни. В 1921 вошли в состав Дагест. АССР, с 1991 - Респ. Дагестан. |

|Традиц. занятия Б.- садоводство с искусственным орошением (абрикосы, |

|персики, сливы, груши, яблоки, грецкий орех), виноградарство, |

|незначительное террасное пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, |

|овёс, просо; из технических культур - конопля, лён) и игравшее |

|вспомогат. роль жив-во - мелкий рог. (овцы, козы) и кр. рог. скот, в |

|небольшом числе лошади, ослы. Сады имели искусственное орошение. Были |

|распространены шерстяное прядение и ткачество, валяние шерсти, |

|обработка кожи, шитьё папах и обуви. Б. вели оживлённую торговлю с |

|Закавказьем и Сев. Кавказом, в основном фруктами. Селения компактные, |

|тесно застроенные, с кривыми улицами, встречаются улицы, проходящие |

|под домами. Селения разделены на кварталы по терр. принципу. Жители |

|делились на 7-8 тухумов (родств. группы). На самых высоких местах |

|ставились сторожевые башни "шеба" (в количестве 6-8). Жилища - |

|четырёхугольной, прямоугольной и Г-образной формы. Наиболее распростр.|

|типы -двухэтажные одно-, двух-, трёхкамерные каменные, с плоской |

|земляной крышей, с жилыми комнатами на втором этаже и помещением для |

|скота и хоз. инвентаря (внизу). Часто второй этаж имеет по фасаду |

|галерею на столбиках. Дерев- конструкции украшали резьбой. В кладке |

|стен встречаются плоские камни с геометрич. орнаментом, с изображением|

|животных, крестами. Нац. одежда общедаг. типа. Характерен женский |

|головной убор - "рогатая чухта". В комплект муж. костюма входи ли |

|рубаха туникообразпого покроя, штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы,|

|бурка, папаха. Обувь из сыромятной кожи, войлока, деревянная, кожаная.|

|Женщины носили нательную рубаху, штаны, платье в талию, головной убор |

|(к1ашт1а), платки с кистями и без них. Традиц. пища - блюда из |

|продуктов земледелия и животноводства, фрукты, орехи, овощи, |

|дикорастущие травы. Популярные блюда - хинкал, пироги с творожной |

|начинкой. Жанры традиц. фольклора разнообразны: сказки, легенды, |

|исторические и эт-погенетические предания, мифы, волшебные сказки, |

|бытовые рассказы, короткие сказки-шутки, песни, пословицы, поговорки, |

|загадки, детский фольклор, музыкальный фольклор. Фольклор Б. двуязычен|

|(на ботлихском и на авар. яз.). |

|ГИНУХЦЫ, генухцы, гьинози, гьенозе (самоназв.), народ в России. Числ. |

|0,6 тыс. чел. Относятся к цезским народам, коренное нас. Зап. |

|Дагестана. Говорят на гинухском яз. Распространены также аварский, |

|рус., гунзибский, бсжтинский, цезский и грузинский яз. Письменность на|

|аварск. яз. на осн. русской графики. Верующие - мусульмане-сунниты. В |

|раннем средневековье подвергались христианизации. В 15 - 2-й пол. 18 |

|вв. были исламизированы. После присоединения Дагестана к России (1813)|

|приняли участие в освободит, борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. |

|Шамиля. Приняли активное участие в антиколониальном восстании горцев |

|1877. После его подавления многие переселились в Турцию, Иран. С 1921 |

|в составе Дагестанской АССР, с 1991 - Респ. Дагестан. В 1947 Г. |

|насчитывалось 244 чел. В 1944 Г. принудительно были переселены на |

|терр. чеченцев; в 1957 вернулись на свою терр. Осн. традиц. занятие - |

|скотоводство, гл. обр. овцеводство. Разводили коров, коз; занимались |

|коневодством. На небольших участках террасного типа выращивали ячмень,|

|рожь, пшеницу, просо, овёс. Разводили пчёл, занимались охотой. Дом. |

|ремёсла: выделка шерстяного сукна, паласов, мешков, перемётных сум, |

|вязаной обуви и носков, войлока; кузнечное; изготовление деревянных |

Страницы: 1, 2


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.