РУБРИКИ

Народное хозяйство Украины

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Народное хозяйство Украины

бюрократической системой как частью складывающегося тоталитарного режима.

Итак, из всего выше изложенного можно сделать следующий вывод:

Несмотря на все зигзаги в осуществлении новой экономической политики, в 20-

е годы на основе широкого использования товарно- денежных отношений была

создана новая, принципиально отличная от "военного коммунизма" НЭПовская

модель хозяйствования - регулируемая государством смешанная экономика.

Перевод государственных и кооперативных предприятий на коммерческий расчет,

допущение деятельности частного капитала, функционирование их всех на

началах конкуренции, стабилизации денежной системы, борьба за

бездефицитность госбюджета и т.д. - все это обусловило создание вполне

работоспособных рыночных структур. Однако их превращение в дееспособный

рыночный механизм так и не состоялось. Главной причиной этого стал полный

отказ руководства страны от новой экономической политики и введение новой

формы "военного коммунизма" в виде административно - распределительной

системы.

Литература:

1. Деревянкин Т.И., Р.Д.Толстов "НЭП и рыночные отношения (на материалах

Украины)", г.Киев, 1991г.,УкрНИИНТИ.

2. Лоцис О.Р. "Перелом: опыт прочтения несекретных документов", Москва,

1990 г.

3. Противоречивость социально - экономического развития советского общества

в 20-30-е годы // Вопросы истории КПСС - 1991 г., №5//.

4. Никольский В.Н., Изюмов В.И. "НЭП в Донбассе", г.Донецк, 1992 г.

5. Шаповал Ю.Т. "У тi трагiчнi роки: Стлiнiзм на Украiнi", Киiв - 1990 р.

3.3 Индустриализация и коллективизация на Украине.

Новая экономическая политика была непопулярной в правящей партии.

Большинство партийного аппарата мечтали о возвращении к командным методам

управления хозяйством, испытанным во время гражданской войны. Они считали,

что диктатура, воплощенная партией в общественно - политической жизни,

должна распространяться и на экономическую жизнь. Атаки на НЭП происходили

под лозунгами преодоления экономической отсталости и преобразования страны

в высокоразвитую индустриальную державу. Это были очень удобные лозунги,

так как объективная необходимость индустриализации страны действительно

существовала.

К исходу первого десятилетия СССР оказался на той же стадии

индустриального развития, которой Россия достигла накануне войны и

революции. Промышленность давала лишь 20-25% национального дохода, тогда

как сельское хозяйство давало около 50%, в нем было занято едва ли не 80%

работающего населения страны, причем велось оно исключительно домашним

способом. Объем промышленной продукции, выпускавшийся в то время, даже по

абсолютной величине существенно уступал соответствующим показателям всех

индустриальных держав.

Отсюда вытекала потребность в решительных и быстрых индустриальных

преобразованиях. Всеобщая индустриализация, предполагающая не просто

увеличение роли промышленности, но переход от домашинного к индустриальному

технологическому типу производства во всех отраслях экономики, становилась

в данных условиях главной задачей народнохозяйственного развития.

Наша индустриализация протекала в сочетании с командно - административным

планированием, включающим сплошную коллективизацию. Сталинский план

форсированной индустриализации с самого начала включал меры принуждения

крестьянства. Государство владеющее практически всей промышленностью и

определяющее положение на аграрном рынке, устанавливало высокие цены на

промышленные товары, употребляемые деревней, и низкие на сельскую

продукцию, вынуждая крестьян платить нечто вроде "дани", дающей средства

для индустриализации. Подобные перекачивания из фонда потребления сельского

населения в фонд промышленного накопления неизбежно должно было столкнуться

с попытками крестьянства сократить продажу сельскохозяйственной продукции

государству и добиться изменения цен.

На исходе 20-х годов партии и ее руководящему ядру предстояло сделать выбор

между двумя вариантами социалистического индустриального преобразования

общества. Один вариант предполагал сохранение товарно - денежных основ

НЭПовской экономики и проведение сравнительно плановой, так сказать,

органической индустриализации, в которой темпы задаются сочетанием

промышленного роста с ростом благосостояния и постепенным добровольным

кооперированием крестьянства.

Второй вариант представлял план форсированной индустриализации, в которой

основной упор делается на высокий темп промышленного развития, и ради этого

признается допустимость снижения жизненного уровня, возможность

стремительного проведения сплошной коллективизации с помощью любых средств,

целесообразность перехода от экономических к командно - административным

методам управления. После нелегкой и сложной борьбы выбор был сделан в

пользу форсированной индустриализации.

"Великий перелом" 1929 года в действительности означал поворот к старым

военнокоммунистическим методам организации общественной жизни. Он был

связан, прежде всего, с демонтажем НЭПа, ликвидацией многоукладности

экономики и всеохватывающим огосударствлением. Только в таких условиях

производством и другими общественными процессами можно было управлять из

одного центра методом политического диктата. НЭПовская экономика с ее

хозяйственной свободой и разнообразностью, экономика, которая

саморегулировалась на основе товарно - денежных отношений, не вписывалась в

сталинскую модель социально - экономических преобразований.

Поворот конца 20-х годов можно рассматривать и как политический переворот,

так как произошла существенная смена персонального состава высшего

руководства. Бухарин, Рыков и Томский насильственно были выведены из

руководства, а Луначарский, Кржижановский и Чичерин вынуждены были подать в

отставку.

Таким способом Сталин освободился от идейных оппонентов. В результате

"великого перелома" утвердился сталинизм, как система чрезвычайных мер,

злоупотреблений, политических преступлений, массовых репрессий. С точки

зрения центральных властей Украина была одним из главных экономических

плацдармов, где при наличии производительных сил должен был осуществиться

процесс индустриализации страны. В народнохозяйственном плане первой

пятилетки отмечалось, что успех индустриализации СССР в ближайшее время в

значительной степени обусловлен тем количеством черного металла, которое

сможет дать металлургическая промышленность Украины. Республика была

главным поставщиком каменного угля.

В постановлении ЦК ВКП(б) "О задачах угольной промышленности Донбасса"

(январь 1929 г.) говорилось, что успешная работа Донбасса является залогом

разрешения основных задач индустриализации.

XI съезд КП(б) (1930 г.), который проходил под знаком полной поддержки

сталинского курса на форсированную индустриализацию, одобрил

сверхоптимистическую оценку возможности промышленного развития Украины.

Руководство республики согласилось с запланированными союзным

правительством показателями, согласно которым почти половину всего

производства в 1931 году чугуна, стали, проката должна дать промышленность

Украины. В действительности, ее промышленность работала на грани

возможностей. "Подстегивание" страны не помогло выполнить пятилетний план.

В частности, планом предусматривалось увеличить добычу донецкого угля с 27

до 53 млн.тонн. В ходе сталинского "броска" задание Донбассу увеличили до

80 млн.тонн, но фактическая добыча составила 45 млн.тонн.

Выплавка чугуна должна была увеличиться в три раза и составить в 1933 году

6600 тыс.тонн, но фактическая выплавка чугуна в 1933 году составила 4302

тыс.тонн. И, тем не менее, с точки зрения промышленного развития первый

пятилетний план был благоприятным для Украины. На нее приходилось свыше 20%

общих капиталовложений, из 1500 новых промышленных предприятий 400

предполагалось соорудить на Украине. Среди промышленных объектов выделялись

35 гигантов стоимостью свыше 100 млн.руб. каждый. Из них на Украине

размещалось 12 объектов - 7 новостроек и 5 реконструированных предприятий.

К новостройкам относились три металлургических завода ("Запорожсталь",

"Криворожсталь", "Азовсталь"), Днепрогэс, Днепроалюминийстрой, Краммашстрой

и ХТЗ. Днепропетровская гидроэлектростанция, построенная в 1932 году силами

10 тыс.рабочих, была крупнейшей в Европе.

Гигантами среди реконструированных объектов были Луганский

паровозостроительный завод и четыре металлургических завода (в Макеевке,

Днепродзержинске, Днепропетровске, Коммунарске).

Благодаря усиленному строительству электростанций страна еще в 1931 году

достигла уровня развития электроэнергетики, предусмотренного планом

ГОЭРЛО. Первая очередь Штеровской ГЭС на Украине, которая вошла в стой

весной 1926 года, имела мощность 20 тыс.кВт. в 1931 году мощность Штеровки

была доведена до 157 тыс.кВт, в результате чего она стала одной из самых

больших в стране. В 1932 году начала работать Зуевская ГЭС мощностью 150

тыс.кВт и Днепропетровская ГЭС с пятью агрегатами по 62 тыс.кВт каждый

(четыре агрегата такой же мощности вошли в строй в годы второй пятилетки).

Решение о строительстве Харьковского тракторного завода было принято в

апреле 1930 года. Завод сооружался быстрыми темпами: первые тракторы сошли

с конвейера через 18 месяцев после правительственного постановления. В

1932 году тракторостроители города Харькова дали стране 16,8 тыс.тракторов.

Краматорский машиностроительный завод представлял собой гигантскую стройку

в отрасли машиностроения на Украине. Он должен был удовлетворить

потребность страны в оборудовании для металлургической промышленности.

Первая его очередь вошла в строй в 1934 году.

Реконструированный паровозостроительный завод в Луганске по проектной

мощности равнялся наибольшему в мире заводу компании "Америкен локомотив".

Он мог выпускать 2100 паровозов в пересчете на мощность серий, которые

выпускались до революции, т.е. значительно больше всех заводов царской

России вместе взятых.

Запорожский завод "Коммунар" стал наибольшим в мире предприятием по

производству зерновых комбайнов, а киевский завод "Ленинская кузня" - одним

из наибольших в стране предприятий речного судостроения.

В первой пятилетке предусматривалось создание ряда комбинатов по

производству азотных удобрений. На Украине планировалось строительство

шести азотно - туковых заводов. Однако, эта программа сократилась и была

растянута на длительное время. На Горловском азотно - туковом заводе выпуск

удобрений был налажен в конце второй пятилетки, на Днепродзержинском - в

третьей. В пищевой промышленности возникли новые отрасли - маргариновая,

маслодельная, комбикормовая, хлебопекарная. Было построено 67

механизированных заводов, пять больших мясокомбинатов. В 1932 году стал в

строй Херсонский консервный завод проектной мощностью 128 млн.условных

банок на год. В сахарной промышленности планом первой пятилетки

предусматривалось строительство 11 новых предприятий. Но со временем

выяснилось, что сельское хозяйство не сможет обеспечить сырьем такой

прирост мощности. Всего было построено только три сахарных завода -

Веселоподолянский (1929 г.), Лохвинский (1929 г.), Купянский (1937 г.).

Практически заново на Украине создавалась легкая промышленность. В Киеве,

Харькове и Днепропетровске вошли в строй крупные обувные фабрики с

конвейерным производством, в Одессе, Харькове, Киеве - трикотажные фабрики.

Однако, спрос постоянно опережал производство товаров народного

потребления. Развитие легкой и пищевой промышленности значительно отставало

от тяжелой индустрии вследствие меньших масштабов капитального

строительства и отставания сырьевой базы.

Индустриализация вызвала существенные изменения в структуре народного

хозяйства. В частности, изменилось соотношение между промышленностью и

сельским хозяйством в общей продукции народного хозяйства. Однако, в

результате заниженных цен на сельскохозяйственное сырье и , соответственно,

завышенных цен на продукцию промышленности, которая перерабатывала это

сырье, установить реальное участие промышленности и сельского хозяйства в

создании национального дохода практически было невозможно.

В результате индустриализации Украина опередила по уровню развития отраслей

тяжелой промышленности ряд западноевропейских стран. Она заняла второе

место в Европе (после Германии) по выплавке чугуна, четвертое место в мире

по добыче угля. По производству металла и машин Украина была впереди

Франции и Италии, догоняла Англию.

Однако, за блестящим внешним фасадом индустриализации советского типа

таились неутешительные экономические результаты. К тому же, поскольку

развитие промышленности (особенно ее добывающих и металлургических

отраслей) базировалось на экстенсивных факторах хозяйствования, на

несовершенной технике и технологии, следовательно, уже тогда когда в

экономику были заложены основы экологической катастрофы в республике. Цена,

которую заплатил украинский народ за форсированную индустриализацию, была

слишком велика. К тому же, это была цена не только и не столько за

преодоление объективных трудностей, сколько за ошибки, волюнтаризм и

политический произвол сталинского руководства. Настоящей трагедией для

украинского народа было проведение индустриализации преимущественно за счет

крестьянства. Проводилась насильственная социальная коллективизация,

выкачивание различными способами средств для индустриализации. Уже в 1929

году обмолоченный хлеб прямо с колхозных полей вывозился на сборные пункты

и элеваторы.

Лозунг сплошной коллективизации официально провозгласил ноябрьский (1929

г.) Пленум ЦК ВКП(б). Сталин называл коллективизацию "революцией сверху". И

он был прав, так как крестьяне - собственники не проявляли особого желания

отказаться от своих хозяйств и шли на это только под угрозой их полной

ликвидации.

Взаимосвязь форсированной индустриализации и насильственной коллективизации

была обусловлена тем, что они проводились в рамках единой политики

"социалистического штурма". Естественно, индустриализация создавала

определенные предпосылки для коллективизации сельского хозяйства,

обеспечивая его техническое переоснащение, которое рассчитано на ведение

крупного хозяйства. Однако, она еще больше подстегивала коллективизацию для

обеспечения высоких темпов своего собственного развития. К тому же,

индустриализация и коллективизация открывали прямой путь к ликвидации

многоукладной экономики, что являлось одним из важнейших критериев

социалистического советского общества.

Сталинским руководством Украина была отнесена к той зоне, где

коллективизация должна развиваться высочайшими темпами и закончиться в

ближайшее время. Отмечалось, что Украина имеет развитую материально -

техническую базу для преобразований в сельском хозяйстве, то есть

предлагалось усилить темпы коллективизации.

В Постановлении ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 года, которое определило темпы

коллективизации для разных зон Советского Союза, Украина включалась к

группе районов, где коллективизацию планировалось закончить осенью 1931

года или весной 1932 года. Однако, в феврале 1930 года С.Косиор подписал

инструктивное письмо ЦК КП(б)У к местным парторганизациям, в котором

ставилась задача коллективизировать степные районы республики в текущую

весеннюю компанию, а всю Украину - к осени 1930 года. То есть,

установленные Постановлением ЦК ВКП(б) сроки коллективизации сокращались

больше, чем на год. В отдельных районах местные руководители проявляли

готовность к еще более ускоренным темпам. Сложно сказать, что при этом

преобладало: страх перед наказанием за непослушание или желание выслужиться

перед вышестоящим руководством. В результате ускорения темпов

коллективизации в середине 1930 года на Украине было коллективизировано 38%

крестьянских хозяйств, а в конце 1932 года - почти 70%. В республике росли

кризисные явления в сельскохозяйственном производстве. Насильственное

отчуждение работников от способа производства порождало безответственное

отношение к обобщенному имуществу, земле, скоту, а также безразличные к

результатам труда. За всем этим стояло снижение производительности труда,

падение валового сбора зерна, а также производство другой

сельскохозяйственной продукции. К тому же ни технически, ни организационно

колхозы не успевали за темпами коллективизации. Все это привело к большим

экономическим потерям: во многих колхозах юга Украины 2 - 40 %, а иногда

50% урожая в 1931 осталось несобранным, невывезенным или потерянным при

обмолотке. Всего по республике по выше указанным причинам ежегодно теряли

120 - 150 млн.пудов зерна. В результате валовые сборы зерна на Украине в

1932 году составили 78% от уровня 1929 года. Среди причин деградации

сельского хозяйства было то,что социальное творчество крестьянства в

процессе становления нового уклада жизни в полной мере было парализовано

политикой, в основе которой лежало гипертрофированное видение роли рабочего

класса в этом процессе. Решающая роль в процессе социальных преобразований

на селе отводилась не крестьянству, а рабочему классу. Тем самым были

нарушены нормальные отношения между рабочим классом и крестьянством. Одной

из драматичных страниц в истории коллективизации украинского села было

раскулачивание, как и отношение к зажиточному крестьянству вообще.

Ноябрьский Пленум ( 1929 г.) ЦК ВКП(б) указал на "особенную активность

кулачества" именно на Украине. Затем в начале 1930 года были приняты

документы, касающиеся ликвидации кулаческих хозяйств. В условиях того

времени это означало необходимость принятия ответственных мер, то есть

введение террора. Первая волна раскулачивания началась в середине января

1930 года и продолжалась до начала марта. Она охватила 76% всех районов

Украины. Необходимо отметить, что угрозы советской власти со стороны

кулачества не могло быть, так как по официальным данным того времени

удельный вес кулаческих хозяйств в 1929 году составлял 1,4 - 2,5%. Вторая

волна раскулачивания началась осенью 1930 года. Если раньше раскулачиваемых

селили на Украине в специально построенных выселках, то впоследствии их

высылали за пределы Украины. Заявления о соблюдении "социалистической

законности" уничтожались ради соответствующих контрольных цифр. Всего в

годы общей коллективизации на Украине было экспроприировано свыше 200 тысяч

крестьянских хозяйств. Если считать, что в крестьянской семье в то время

насчитывалось 5-6 человек, то жертвами политических репрессий на Украине

стало свыше 1 млн.человек. Надо отметить, что политика "ликвидации

кулачества как класса", стала способом политического давления на все

крестьянство, так как к разряду кулака или его подсобника мог быть

причислен каждый, кто не хотел вступать в колхоз.

Сталинский вариант насильственной коллективизации противоречил не только

интересам крестьянства, но он был необоснован с точки зрения

общегосударственных интересов. Колхозы были поставлены в такие условия,

которые резко ограничивали их хозяйственную самостоятельность и

предприимчивость, культивировали уравниловку, бесхозяйственность, лишали

экономических стимулов развития сельского хозяйства. Фактически происходил

возврат к "военнокоммунистическим" методам организации производства,

общественной жизни. Как и в период "военного коммунизма" системой

государственного регулирования вновь был объявлен неэквивалентный обмен

между городом и селом. Последнее сделали дешевым источником пополнения

государственного бюджета. Крестьянин не имел права распоряжаться

произведенной продукцией. Государственные органы определяли какой обьем

продукции необходимо оставить колхозу и колхозникам, а сколько необходимо

изъять в централизованный фонд ( фактически это была продразверстка ). К

тому же, в отдельные периоды, когда возникал хлебозаготовительный кризис,

запрещалась как - либо торговля сельскохозяйственной продукцией. В этот

период деньги теряли покупательную способность, а крестьяне вновь

возвращались к натуральному обмену продуктами.

Естественной причиной голода на Украине в 1932 - 1933 годах была политика

принудительных, с применением репрессий, хлебозаготовок. Применялись

крайние меры давления с целью изъятия хлеба. Даже тотальная конфискация

всех продовольственных товаров не улучшила положение и план 1932 года был

выполнен меньше, чем на 50%.

В результате таких мер Украину постиг невиданный за всю ее историю

голодомор. Согласно данных демографической статистики 30-х годов, прямые

утраты населения Украины от голода 1932 года составили около 150 тысяч

человек, от голода 1933 года - 3 млн.человек.

Кризис, охвативший народное хозяйство, стал очевидным. Необходимо было

спасать то, что еще можно было спасти.

Чрезвычайная ситуация, возникшая в сельском хозяйстве, требовала особенных

методов руководства. Были созданы политические отделы МТС и колхозов,

которые должны были способствовать преодолению кризиса. Власть политотделов

была безграничной, и они использовали ее прежде всего для репрессий.

Ликвидация продразверстки и репрессий были методами, с помощью которых

политотделы боролись с нежеланием колхозников трудиться в общественном

хозяйстве.

В колхозах создавались бригады с постоянным составом работающих, за

которыми закреплялись машины, механизмы, рабочий скот. Появление

материальной заинтересованности отразилось на производительности труда в

общественном хозяйстве. В последующие годы сельскими райкомами партии

организуется борьба за высокие урожаи сельскохозяйственных культур, которая

затем приобретает массовый характер.

Укрепляется материально - техническая база сельского хозяйства. Число МТС

за 1933 год выросло с 592 до 657 единиц. В конце второй пятилетки на

Украине действовало 958 МТС, в зоне их обслуживания находилось 26,7

тыс.колхозников ( 97,7% общей численности ).

Организационное укрепление колхозов, предоставленная им помощь техникой

способствовали преодолению кризиса. В ноябре 1934 года была отменена

карточная система распределения продовольственных товаров для городского

населения.

Колхозный строй, возникший в результате социально - экономических

преобразований 1929-1939 г.г. создал экономический фундамент тоталитарного

режима. Перевоплощение крестьянина в колхозника значило, на самом деле,

лишение его собственности на средства производства. Колхозы превратились в

государственные предприятия, а колхозники в наемную силу.

Экспроприация украинского крестьянства как класса встретила массовое

сопротивление. Чтобы задушить это сопротивление, государство применило

методы в форме геноцида. Только перед войной удалось преодолеть вызванное

насильственной коллективизацией падение производительных сил сельского

хозяйства.

Литература :

1. Гордон Л.А., Клопов Н.В. "Что это было ?", Москва, "Политиздат",1989.

2. Деревянкин Г.И. "Коллективизация. Страницы истории Украинской ССР:

факты, проблемы, люди.", Киев, "Советская школа",1990.

3. Кондуфор Ю.Ю."Сторiнки iсторii Украiнськоi РСР, - Киiв: Радянська школа.-

1990.

4. Кульчицкий С.,Курносов Ю., Коваль М. "Iсторiя Украiни".- Киiв: Освiта.-

1993.

5. Субтельний О. "Укрина (история)".- Киев: Либiдь.-1993.

5. Черненко С.В. "Пособие- справочник для поступающих в высшие учебные

заведения", ч.1, ч.2 - Киев: Гелеза.-1993.

6. Шевчук В.П. "Голод на Украине 1932 - 1933 годов", Украинский

исторический журнал №5, Институт истории АН УССР.

3.4 Развитие экономики Украины в 40-60 годы.

Неисчислимые бедствия принесла война украинскому народу. колоссальный ущерб

причинен народному хозяйству республики. практически полностью были

выведены из строя промышленные предприятия, элекростанции, шахты, железные

дороги, было разрушено и сожжено множество городов и сел, уничтожена

материально - техническая база сельского хозяйства.

А перед Великой Отечественной Войной Украина по объему производства и

уровню технологического оснащения значительно опережала ряд развитых

капиталистических стран.

Мирный труд украинского народа был прерван вероломным нападением на нашу

страну гитлеровской Германии.

Перестройка народного хозяйства на военный лад происходила в сложных

условиях быстрого приближения фронта и необходимости организации эвакуации

на Восток страны оборудования заводов, фабрик, техники совхозов и колхозов,

сырья, материалов и миллионных масс населения. Эта титаническая работа была

выполнена в чрезвычайно сжатые сроки. В результате уже в первом полугодии

1942 года почти все перебазированные с Украины предприятия работали на

полную мощность и вносили большой вклад в развитие народного производства,

в победу над фашизмом.

В период временной оккупации Украины (1941 - 1944 гг..) немецкие фашисты по

заранее разработанному плану намеревались превратить ее во "внутреннюю

колонию" рейха. Суть экономической политики на Украине была сформулирована

рейхсканцлером Кохом, который цинично заявил: " Нет никакой вольной

Украины. Цель нашей работы должна состоять в том, что украинцы должны

работать на Германию, а не в том, чтобы мы осчастливили этот народ. Украина

должна дать то, чего не хватает Германии."

Во время своего господства на Украине фашистами было отправлено в Германию

много оборудования, сырья и других материальных ценностей.

По подсчетам, только прямые материальные потери, причиненные немецко -

фашистскими окупантами народному хозяйству Украины составляли в довоенных

ценах 285 млн.рублей.

Восстановительные работы на Украине начались в конце 1943 года и в меру

освобождения республики от оккупантов приобретали все более широкий размах.

Важнейшая особенность восстановительного периода в развитии народного

хозяйства Украины состояла в том, что ее экономика опиралась на возросшую и

окрепшую экономику всей страны и в частности восточных районов, не

пострадавших от военных действий.

Это обусловило исключительно быстрые темпы восстановления и развития

промышленности Украины на значительно более высоком техническом уровне, чем

до войны.

В ходе восстановления промышленности осваивались новые виды сырья, техники,

технология производства новых видов продукции. Одновременно с возрождением

разрушенных предприятий строились новые и создавались не существовавшие до

войны отрасли промышленности.

Одной из характерных черт восстановления было обеспечение нужд оборонной

промышленности отечественного производства. На это были напрвлены все

усилия рабочих, ученых, инженерно - технических работников.

Восстановления народного хозяйства Украины, как и других районов страны,

пострадавших от войны проходило на основе тесного сотрудничества и

взаимопомощи союзных республик. На Украину со всех концов страны

неприрывным потоком шли эшелоны с оборудованием, стройматериалами,

семенами, скотом, прибывали квалифицированные специалисты, рабочие.

Возвращались в строй гиганты металлургии такие как "Азовсталь". Была

восстановлена Днеприпетровская ГЭС в восстановлении которой принимали

участие трудовые коллективы 120 промышленных предприятий страны. Уже в

марте 1947 года был получен ток от первого агрегата станции, а в 1950 году

Днепропетровская ГЭС - полностью восстановлена и ее мощность привысила

довоенную.

В годы 4-й пятилетки были почти полностью восстановлены все шахты,

металлургические заводы Донбасса, Приднепровсий машиностроительный завод,

химические и другие предприятия. Произошла резкая механизация угольной

промышленности, широкое распространение получили автоматические и

полуавтоматические станки, станки с программным управлением, мощные

кузнечно - прессовые установки.

Характерными чертами послевоенного восстановления были опережение темпов

развития производства (группа "А") в промышленности, ускоренный рост

производственных мощностей и основных фондов, повышения уровня труда, его

механизации м производительности.

К концу пятилетки в республике производилось больше, чем до войны проката

черных металлов, железной руды, электроэнергии, минеральных удобрений,

почти столько же, как и до войны стали, чугуна, каменного угля и других

важнейших видов промышленной продукции.

Объем валовой продукции промышленности Украины на протяжении 1946-1950

гг.превысил объем довоенного 1940 г.на 15%, в том числе металлургии - на

16%, машиностроения и металлообработки - на 44%, промышленности

стройматериалов - в 2,3 раза. Среднегодовые темпы прироста промышленной

продукции республики почти в 1,5 раза превысили общесоюзные показатели, что

соответсвовали установленным планам развития отдельных экономических

районов страны на 4-ю пятилетку. Производство электроэнергии возросло на

23%.

За годы четвертой пятилетки знацительно увеличился выпуск продукции легкой,

пищевой и местной промышленности. Так довоенный уровень по производству

сахара в 1950 г.был превышен на 4%, масла растительного - на 85%, мяса - на

25% и т.д. Выпуск валовой продукции предприятий местной промышленности

возрос в 1,8 раза.

Несмотря на некоторое снижение удельного веса промышленного производства

Украины в связи с увеличением роли Урала и Сибири в конце четвертой

пятилетки она давала около 48% общесоюзного производства стали, 33%

проката, 53% железной руды, 30% угля, 38% металлорежущего оборудования, 71%

сахара и т.д.

Всельском хозяйстве республики начало выполнения 4-й пятилетки осложнилось

жесточайшей засухой 1946 года. Однако ее последствия были быстро

ликвидированы и уже в 1947 году уровень сельского хозяйства достиг

довоенного уровня.

Были проведены работы по укреплению материально - технической базы

сельского хозяйства. К концу 4-й пятилетки мощность тракторного парка УССР

превысила ее довоенный уровень на 35%. Наиболее быстрыми темпами

увеличивался парк комбайнов, расширялось использование электроэнергии в

сельском хозяйстве.

50 - е годы - это период быстрого и всестороннего развития производительных

сил всей страны, повышения технической оснащенности промышленности и

сельского хозяйства, и на этой основе - повышения производительности труда,

дополнительного совершенствования общественных отношений, подъема

материального и культурного уровня жизни трудящихся. Неуклонный рост

производительных сил, обусловленное научно - техническим прогрессом

повышение роли науки как непосредственной силы, возникновение и

качественное обновление производительных факторов, создание единого

народнохозяйственного комплекса стали важнейшими предпосылками укрепления и

расширения материально - технической базы социализма.

Подъему экономики Украины способствовали все увеличивающиеся ассигнования

из союзного и республиканского бюджетов. В 1951 - 1958 гг.капиталовложения

в народное хозяйство УССР составили почти 26 млрд.руб., в том числе за счет

государственных и кооперативных предприятий (без колхозов) 20,6 млрд.руб.

Большая часть капиталовложений направлялась на финансирование важнейших

отраслей промышленности, определявших успех развития социалистической

экономики.

Заботясь о развитии угольной, металлургической и других отраслей

промышленности, хозяйственные организации Украины много внмания уделяли

расширению сырьевой базы для предприятий этих отраслей, росту мощностей,

повышению их технического уровня, пополнению кадрами рабочих и

специалистов.

В результате успешного выполнения народно - хозяйственных планов общий

объем валовой прдукции промышленности УССР за 1951 - 1960 гг.увеличился

более чем в 3,6 раза по сравнению с 1940 г. В соответствии с указом КПСС о

первоочередном развитии тяжелой промышленности, удельный вес производства

средств производства (группа "А") в валовой продукции промышленности

республики в 1960 г. достиг 72% против 62% в 1940 г. По добыче каменного

угля Украина вышла на четвертое место в мире ( после США, Англии, ФРГ ) и

третье в Европе. Быстыми темпами развивалась добыча высокоэффективного

топлива - нефти и газа.

Общий объем валовой продукции в 1960 году почти в 2,3 раза превысил уровень

1950 года.

За годы пятой пятилетки на Украине было построено и введено в действие 500

новых крупных ГЭС, в том числе Каховская на Днепре, Требле - Рикская ГЭС в

Карпатах. Были пущены в Донбассе Мироновская и Славянская ГРЭС.

Большие работы проводились по дальнейшей индустриализации западных областей

респудлики. Промышленное приозводство в Украине непрерывно возрастало. В

1953 году его объм в 2,2 раза превысил довоенный уровень. Принимались меры

по дальнейшему развитию индустрии республики на основе первоочередного

развития тяжелой промышленности, а также проводились мероприятия по

обеспечению ускоренного роста добычи угля в Донбассе и Львовско - Волынском

бассейне.

В период 1956 - 1960 гг.происходило дальнейшее ускорение темпов развития

тяжелой индустрии, особенно электроэнергетики и машинистроения, повышение

эффективности использования природных ресурсов, вовлечение в производство

новых источников сырья, топлива и электроэнергии. Особенное внимание

обращалось на ускорение технического прогресса во всех отраслях народного

хозяйства и на дальнейшее совершенствование организации промышленного

производства на основе расширения специализации и кооперирования. Валовая

продукция Украины в годы шестой пятилетки в 3,7 раза превысила уровень 1940

года. Общий объем капитальныъ вложений по всем источникам финансирования

увеличился в 7,7 раза. Непрерывно улучшались условия жизни и быта

населения. Производительность труда за этот период возросла более чем в 2,5

раза.

В 1965 году промышленное производство респудлики уже в 5,6 раза превышало

уровень 1940 года. Значительно изменилась отраслевая структура валового

общественного продукта и национального дохода. Доля промышленности в этом

продукте возросла с 59% в 1960 году до 60,9% в 1965 году.

Более ускоренными темпами развивались отрасли, производящие средства

производства. За период с 1940 года по 1965 год удельный вес средств

производства в общем объеме промышленного производства республики

увеличился с 62% до 72%. Удеотный же вес производства предметов потребления

за это время снизился с 38% до 27,6%.

Однако в эти годы появилась настоятельная необходимость сближения темпов

развития средств производства и производства предметов потребления и

достижения оптимальных темпов и пропорций производства продукции групп "А"

и "Б" в промышленности. Необходимо было принятие мер по повышению

эффективности общественного производства, улучшению использования

капитальных вложений и основных фондов.

В период семилетнего плана развития народного хозяйства страны ( 1959 -

1965 гг.), был осущетвлен переход к отраслевому принципу управления

промышленностью, значительно улучшилось руководство сельским хозяйством,

были разработаны меры по дальнейшему совершенствованию планирования.

На основе учета экономических законов социализма и достигнутого уровня

развития производительных сил в стране была осуществлена хозяйстенная

реформа, предстваляющая собой целую систему мероприятий, направленных на

повышение эффективности общественного производства, более полное

использование трудовых и финансовых ресурсов.

В период 1966 - 1970 гг.были выполнеы планы по основным как экономическим,

так и социальным показателям. Объем промышленного призводства увеличился в

1,5 раза, в том числе по группе "А" - на 48% и по группе "Б" - на 55%. Было

достигнуто увеличение удельного веса производства предметов потребления в

общем объеме промышленного производства республики. В 1970 году в Украине

вырабатывалось в 8,3 раза больше предметов потребления, чем в 1940 году.

По сравнению с 1961 - 1965 гг. В 1966 - 1970 гг. валовая продукция

сельского хозяйства увеличилась в сопоставимых ценах на 16,9%.

Среднегодовая урожайность зерновых культур в восьмой пятилетке достигла

21,4 центнера на гектар, в то время как в 1946 - 1950 гг. Она составляла

лишь 8,3 центнера на гектар.

После завершения восстановительных работ большие изменения произошли в

развитии всех видов транспорта республики. После окончания Велико

Отечественной Войны на территории Украины было построено 2,5 тысячи

магистральных железных дорог, а вся железнодорожная сеть реконструирована.

Грузоооборот железнодорожного транспорта возрос с 85 млрд.тонно -

километров в 1950 году до 428 млрд тоннокилометров в 1973 году.

Большие работы были проведены и по развития морского и речного транспорта.

Черноморское и Азовсое пароходства пополнялись высокомеханизированнными

портами. Грузоорот этих пароходств увеличился с 1,2 млрд.тонно-миль в 1945

г.до 107 млрд.тонно-миль в 1973 г.

В эти года также была создана широкая сеть трубопроводного транспорта. Это

дало возможность осуществить газификацию большого количества городов

республики и предприятий крупных промышленных районов. В 1962 году в

Украине была введена в эксплуатацию первая очередь магистрального

нефтепровода "Дружба", поставлявшего нефть в страны СЭВ.

Экономика Украины в 40-е-69-е гг.достигла высокого уровня развития.

Значительно возросла производительность труда, улучшилось использование

капитальных вложений и основных фондов, повысилась эффективность

производства, возрос материальный и культурный уровень жизни народа.

Статистические данные приведены в прилагаемой таблице.

Основные показатели

развития народного хозяйства Украины

в период 1940 - 1965 гг.( в % к 1940 г.)

|Основные показатели |1940 |1950 |1958 |1960 |1963 |1964 |1965 |

|1. Валовая продукция: | | | | | | | |

|всей промышленности |100 |115 |302 |365 |470 |504 |556 |

|электроэнергии и |100 |123 |300 |486 |725 |803 |889 |

|теплоэнергии | | | | | | | |

|черной металлургии |100 |113 |261 |309 |385 |416 |445 |

|машиностроение и |100 |144 |479 |670 |в |в |в |

|металлообработка | | | | |10,3 |11,3 |12,4 |

| | | | | |раза |раза |раза |

|2. Грузооборот : | | | | | | | |

|железнодорожного |100 |123 |271 |310 |388 |410 |418 |

|транспорта | | | | | | | |

|речного транспорта |100 |102 |349 |375 |334 |383 |416 |

|автотранспорта |100 |217 |816 |в |в |в |в |

| | | | |10,6 |13,5 |15,2 |16,4 |

| | | | |раза |раза |раза |раза |

|3. Капитальные вложения |100 |248 |579 |724 |856 |942 |в |

|государственных, | | | | | | |10,1 |

|кооперативных предприятий| | | | | | |раза |

|и организаций | | | | | | | |

|4. Розничный товарооборот|100 |97 |254 |302 |360 |379 |424 |

|государственной и | | | | | | | |

|кооперативной торговли | | | | | | | |

|5. Среднегодовая |100 |106 |146 |162 |184 |193 |204 |

|численность работающих в | | | | | | | |

|народном хозяйстве | | | | | | | |

Литература:

1. "Экономика Советской Украины 1945 - 1975 гг.", А.С.Емельянов,

издательское объединение "Вища школа", 1975 г.

2. Народное хозяйство Украины в 1965 г., статистический ежегодник, 1966г.

3. "Економичний розв'язник Радянськой Украiни", Т.И.Деревянкин,

С.В.Кульчинський, Киев, 1970 г.

4. "История Украинской ССР", Ю.Ю.Кондофуров, Киев, "Наукова думка", 1985

г., т.8,9.

5. "Экономика Украины", издательство "Пресса Украины", Киев, 1986г.

3.5. Хозяйственная реформа 1965 года в СССР и особенности ее осуществления

на Украине.

Чем вызвана необходимость этой реформы ?

Одним из условий необходимости проведения хозяйственной реформы 1965 года

было то, что установившаяся на тот период территориальная структура

управления промышленностью через совнархозы, методы планирования и

экономического стимулирования в промышленности не отвечала современным

условиям и уровню производительных сил. Она привела к тому, что руководство

отраслями промышлленности оказалось раздробленными по многочисленным

экономическим районам, ьыло нарушено единство технической политики. В

деятельности совнархозов все больше давали себя знать местнические

тенденции.

Управление промышленностью по территориальному принципу сдерживало развитие

отраслевой специализации и рациональных производственных связей между

предприятиями, находившимися в различных экономических районах, отделяло

науку от производства, приводило к раздробленности и многоступенчатости

руководства отраслями промышленности и потере оперативности в работе.

Следующим условием было то,чтохозрасчет, в том виде как он применялся до

реформы 1965 года, основывался на том, что хозрасчетным предприятиям

предоставлялось право оперативного управления закрепленными за ними

основными и оборотными производственными фондами. Эти предприятия получали

в свое распоряжение производственные фонды безвозмездно и тем самым не были

заинтересованы в наиболее полном и правильном использовании этих фондов.

В постановлении сентябрьского (1965) Пленума ЦК КПСС говориться: "Серьезным

недостатком в руководстве промышленностью является то, что в нем

превалировали административные методы в ущерб экономическим. Хозрасчет на

предприятиях носит во многом формальный характер; права предприятий в

хозяйственной деятельности ограничены". Поэтому Пленум признал

целесообразным устранить излишнюю регламентацию деятельности предприятий,

сократить число плановых показателей, утверждаемых предприятием сверху,

наделить их средствами для развития и усовершенствования производства,

улучшить использование таких важнейших экономиеских рычагов, как прибыль,

цена, премия, кредит.

Суть реформы.

В соответствии с решением сентябрьского (1965) Пленума ЦК КПСС в СССР с

января 1966 года начала осуществляться экономическая реформа, самая крупная

с 30-х годов. Суть ее состояла в усилении экономических рычагов,

одновременном расширении самостоятельности хозрасчетного звена и

совершненствовании централизованного планирования.

Реформа проводилась по нескольким направлениям. Предлагалось следующее:

Во - первых, совершенствование системы планирования. Прежняя система

планирования не отвечала требованиям времени и имела существенные

недостатки. Дело в том, что рост объма производства на предприятии

измерялся на базе валовой продукции. Необходимость его замены была

общепризнанной. Поэтому предлагалось сокращение числа директивных плановых

показавтелей, доведение заданий по выпеску продукции, а также фондов на

ресурсы в укрупненной номенклатуре, замена валовой продукции как основного

планового показателя объемом реализации. Предполагалось, что этот

показатель усилит позиции потребителя. Намечалось развитие прямых

хозяйственных связей, оптовой торговли средствами производства.

Во - вторых, укрепление хозрасчета предприятий, оставление в их

распоряжении большей доли прибыли при заменении порядка ее распределения.

Введена была плата за производственные фонды, призванная стимулировать их

рациональное использование. Из расчетной прибыли, получающейся после вычета

из прибыли баллансовой платы за фонды и других первоочередных платежей,

начислялись фонды экономического стимулирования - материального поощрения

(ФМП), социальнокультурных мероприятий и жилищного строительства (ФСКС) и

развитие производства (ФРП). В ФРП также отчислялась определенная доля

амортизации на реновацию. Эти фонды намечено было формировать на

нормативной основе, в зависимости от тех или иных фондообразовательных

показателей. Намечалось также в дальнейшем отказаться от планирования

сверху фонда заработной платы.

В - третьих, перестройка системы ценообразования, сам факт проведения

которой одновременно с мерами по совершенствованию планирования и

укреплению хозрасчета придавал комплексность и согласованность всей

совокупности проводимых мероприятий. В 1966 - 1967 годах была осуществлена

реформа оптовых цен промышленности, которая от предыдущих пересмотров цен

отличался тем, что в ней произолшла смена модели оптовой цены.

Рентабельность, предусмотренная в ценах при их введении, учитывала теперь

фондоемкость продукции в разрезе отраслей, необходимости внесения платы за

производственные фонды и образования на предприятиях фондов экономического

стимулирования. Для большинства отраслей промышленности рентабельность была

предусмотрена в размере 15% к производственным фондам. Политика поддержания

низких оптовых цен и, стало быть, использования их как главного инструмента

перераспределения национального дохода была политикой установления цен на

уровне, обеспечивающем работу предприятий на началах хозрасчета.

Соответственно в составе накоплений возросла доля прибыли и уменьшилась

доля налога с оборота.

В - четвертых, перестройка организационной структуры управления

промышленностью. В 1957 году на февральском Пленуме ЦК КПСС принято

постановление " О дальнейшем совершенствовании управления промышленностью и

строительством". Его суть заключалась в ликвидации отраслевых министерств и

создане почти во всех областях территориальных советов народного хозяйства.

Сентябрьский (1965) Пленум ЦК КПСС принял решение осуществить переход на

отраслевой принцип управления промышленными предприятиями. Эта

реорганизация, однако не мыслилась как возврат к прежним министерствам.

"Организуемые министерства, - говорил А.Н.Косыгин,- будут работать в

совершенно новых условиях, когда функции административного управления

промышленностью сочетаются со значительным усилением хозрасчетных методов и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.