РУБРИКИ

Народное хозяйство Украины

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Народное хозяйство Украины

курса”.

Теоретической базой “нового курса” явились воззрения английского экономиста

Джона Мейнарда Кейнса. Основная его идея- необходимость активного

вмешательства государства в экономическую жизнь, формирование такого

государственного бюджета, доходы которого позволяли бы эффективно

вмешиваться в экономическое развитие, сглаживать социальные противоречия.

Д.Кейнс впервые в экономической теории поставил вопрос о необходимости

перехода к государственному регулированию экономики, уделяя первоочередное

внимание поискам способов смягчения экономических кризисов и массовой

безработицы. На практике эту теорию впервые успешно реализовал президент

США Ф.Рузвельт.

9 марта 1933 года Рузвельт созвал специальную сессию конгресса. Работа

сессии продолжалась более трех месяцев. За это время конгресс принял

множество законов, которые охватили почти все стороны жизни США.

Основу любой экономики составляет финансовая система. Поэтому первым из

законодательных актов, принятых конгрессом был “Чрезвычайный банковский

акт”. Были закрыты все банки и проведена тщательна ревизия. В результате

получили право продолжить работу только платежеспособные банки (примерно

1/3 от существовавших).

Другие финансовые мероприятия правительства Рузвельта (отмена золотого

стандарта, сосредоточение в руках государства золотого запаса США,

девальвация доллара) были направлены главным образом на увеличение

финансовых ресурсов государства и на усиление его регулирующих функций.

Одновременно были приняты меры к успокоению мелких вкладчиков: акты

конгресса, принятые в 1933 году ограничили масштабы биржевой спекуляции и

дали правительству полномочия на создание федеральной корпорации по

страхованию банковских вкладов.

Ядром “нового курса” было реформирование промышленности. Согласно принятого

конгрессом “Закона об оздоровлении национальной промышленности” была

создана Национальная администрация оздоровления промышленности во главе с

генералом Джонсоном. Она провела принудительное картелирование

промышленности во главе с генералом. Было создано 17 промышленных групп,

для них установлены цены, условия кредита, объем выпуска продукции и рынки

сбыта. Запрещалась продажа продукции ниже установленных цен.

Был установлен минимум заработной платы и максимальная продолжительность

рабочего дня. Заключение коллективных трудовых договоров стало

обязательным.

В результате введения этих эаконов уже весной 1934 года начался побьем

производства в промышленности. Предприятия полностью выполнявшие законы

получали право льготного сбыта продукции. Выполнение этих законов позволило

наиболее правильно переориентировать экономику с учетом возможностей сбыта

продукции и интересов государства.

Другой серьезной проблемой для США была огромная армия безработных. Для

урегулирования этой проблемы была образована Администрация общественных

работ во главе с министром внутренних дел Г.Икенсом. Весной 1933 г. начали

создаваться трудовые лагеря для безработных. В них было занято свыше 10

миллионов человек. На осуществление программы общественный работ

правительство выделило 13 миллиардов долларов. В начале 1934 года была

образована Администрация гражданских работ во главе с Г.Гопкинсом. Она

обеспечила работой еще 4 миллионов безработных.

За 4 года существования трудовых лагерей, занятые в них безработные,

работая за жилье и питание построили 755 миль дорог, 75 тысяч школ, 584

аэродрома, 3700 стадионов, 12 миллионов футов канализации, множество ферм.

Была проведена полная электрификация сельской местности, обустройство

национальных парков.

По мере подъема производства и создания новых рабочих мест, программа

общественных работ сворачивалась.

Важной составной частью “нового курса” был закон о помощи фермерам,

принятый 12 мая 1933 года. Чтобы добиться повышения цен на продукты

сельского хозяйства, фермерам предлагалось заключить контракты с

государством на предмет сокращения посевных площадей и поголовья скота.

Согласие на заключение контракта давало право на получение премии.

Источником этих субсидий стал налог на первичную обработку

сельскохозяйственных продуктов, то есть в конечном счете- налог на

потребителей. Для осуществления программы ограничения сельскохозяйственного

производства была создана Администрация регулирования сельского хозяйства.

Она занималась тем, что скупала и уничтожала излишки продукции сельского

хозяйства.

Однако, несмотря на то, что на осуществление этой программы были затрачены

огромные средства, покупательная способность американского фермерства не

достигла даже довоенного уровня. Только крупные фермеры получили немалые

выгоды от сокращения производства.

Закон о помощи фермерам предусматривал также рефинансирование фермерской

задолженности. С этой целью была создана Администрация фермерского кредита,

которая начала выдачу займов фермерам-должникам по более низким процентам.

За 1933-1935 годы общая сумма займов составила 2 миллиарда долларов. Эти

средства укрепили в первую очередь крупные фермерские хозяйства. Что

касается мелких фермеров, их положение не улучшилось. За первые три года

“нового курса” было продано за долги около 600 тысяч ферм, а владельцы их

поступили в распоряжение Национального бюро труда, которое перераспределяло

трудовые ресурсы и занималось перераспределением фермеров.

Одновременно с экономическими мерами правительство США принимало меры по

защите прав трудящихся. В июле 1935 года был принят закон о трудовых

отношениях. Запрещалось преследовать рабочих за создание профсоюзов и

участие в стачках. Права профсоюзов подтверждались законом. Одновременно

предпринимателям запрещалось создавать компанейские профсоюзы, которые

действовали в угоду администрации.

Кроме того был принят закон о социальном страховании, который устанавливал

пенсии для рабочих старше 65 лет, пособия по безработице, пенсии инвалидам,

сиротам и вдовам, потерявшим кормильцев и другие социальные пособия.

В духе “нового курса” проводилась и внешняя политика США. По инициативе

Рузвельта в октябре 1933 года были установлены дипломатические отношения с

СССР, а 16 ноября 1933 года установлен режим наибольшего

благоприятствования в торговле. Этот шаг позволил США приобрести

перспективного и честного внешнеторгового партнера, обладающего емким

внутренним рынком, и несколько успокоить левую оппозицию.

В результате мер, предпринятых администрацией Рузвельта, к 1936 году

кризисные явления в экономике США были в основном преодолены.

Таким образом, политика “нового курса”, проводимая американской

администрацией во главе с президентом Рузвельтом явилась эффективным

способом преодоления экономического кризиса. “Мозговому тресту” Рузвельта

удалось понять необходимость активного вмешательства государства в

экономику страны, и сделать это, избежав социальных потрясений.

Благодаря жесткому контролю государства за промышленностью и финансами,

перераспределению ресурсов с учетом интересов государства, а не монополий,

удалось оздоровить экономику, и за счет государственных заказов вызвать

промышленный подъем.

Политика в области сельского хозяйства была менее эффективной, и результаты

ее сказались несколько позднее.

Создание трудовых лагерей позволило безработным выжить в условиях кризиса,

смягчить социальную напряженность, и вести работы, требующие большого

вложения рабочей силы. Эти же работы, произведенные строительными

компаниями, стоили бы государству гораздо дороже.

Важным фактором политики “нового курса” было сочетание в едином комплексе

мер экономических и социальных. Только государство, регулируя экономические

процессы, и принимая меры по защите населения, помогло экономике

Соединенных Штатов преодолеть кризисные явления. Благодаря успешному

проведению политики “нового курса” Соединенные Штаты Америки преодолели

самый глубоких и разрушительный кризис в истории капитализма и остались

ведущей страной капиталистического мира.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что “новый курс” Ф.Рузвельта

предполагал реализацию двух взаимосвязанных целевых функций:

первую(тактическую)- вывод США из кризисной ситуации;

вторую(стратегическую)- создание экономических основ общества, социально-

ориентированного рыночного хозяйства.

Литература:

1. Джингарадзе В.З. “Экономическая история США”.-М.Выс.шк.,1973.-159 с.

2. Иванов С.В.”Война с бедностью” Ф.Д.Рузвельта:Социальные программы

“нового курса” в США.-Саратов:Изд-во Саратовского университета, 1989.-148с.

3. Мальков В.Л.,Наджафов Д.Г.”Америка на перепутье. Очерк социально-

политической истории “нового курса” в США”.-М.:Наука, 1967.-228с.

4. Сивачев Н.В.,Язьков Е.Ф.”Новейшая история США”.-М.:Выс.шк., 1973.-159 с.

5. Яковлев Н.Н.”Франклин Рузвельт- человек и политик”.-М.:Наука,196.-176с.

1.4 Капиталистическая экономическая интеграция. Развитие стран ЕЭС в

современных условиях.

Важной вехой, открывшей новую страницу в истории Западной Европы и

символизирующей победу идей европейского единства над разногласиями и

раздорами между государствами, считается на Западе 1 января 1958 года,

когда начали функционировать ЕЭС и Евроатом. В 1967 году, после слияния

трех ранее самостоятельных региональных организаций ЕЭС, Евроатома, а также

Европейского объединения угля и стали была организована интеграционная

группировка западноевропейских стран - “Европейские сообщества” (ЕС) или

так называемые страны “Общего рынка”. Первоначально в состав ЕС входили

Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург. В 1973 году к ним

присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 году - Греция, а в

1986 году - Испания и Португалия. Из “шестерки” оно превратилось в

“дюжину”. Сейчас в ЕС входят 14 наиболее экономически развитых стран

Европы. За три десятилетия своего существования западноевропейская

интеграция стала наиболее комплексной и масштабной, охватывая

производительные силы, социальную структуру, политические институты. Она

показала тенденцию к устойчивости, углублению и расширению.

Интеграционная стратегия Сообщества исходит из фазности, ступенчатости его

развития. Она должна проходить последовательными этапами:

а) зона свободной торговли, когда участники ликвидируют таможенные барьеры,

но каждый участник сохраняет собственный тариф против “третьих” стран;

б) таможенный союз, отмена тарифов между участниками и единый тариф против

“третьих” стран;

в) общий рынок, свободное передвижение граждан и капиталов внутри

объединения;

г) экономический союз, единая экономическая политика;

д) полная интеграция (согласовываются валютная, фискальная сферы, кредит,

конъюнктурная политика).

И, как итог, - дальнейшее превращение региона в сверхгосударство

федеративного или конфедеративного типа - своеобразные Соединенные Штаты

Западной Европы, то есть приход к созданию экономически и политически

единого регионального комплекса.

Развитие ЕС шло приблизительно таким же путем, но гораздо медленнее, чем

ожидалось. Разделительную черту в двух основных фазах эволюции ЕС провели в

середине 70-х - начале 80-х гг. экономические кризисы 1974-1975 и 1980-

1982, которые ощутимо ударили по экономике страны Общего рынка. Если в 60-х

годах либерализация движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы вела

к созданию таможенного союза, то в 80-90-х годах основной упор ставится на

интеграцию рынка, то есть полная ликвидация таможенных границ, национально-

государственных анклавов в промышленной сфере, стягивание научных

потенциалов, совершенствование европейской валютной системы. Новая

стратегия предусматривает ориентацию на развитие научно-технической сферы

интеграции, технологической и промышленной автономии, “европейской

промышленно-научной зоны”. Сюда следует добавить возрастание политической

интеграции, как одной из самых приоритетных направлений.

Структура институтов ЕС включает 15 специализированных комитетов (валютный,

по экономической политике, по сельскому хозяйству, по энергетике, по научно-

техническим исследованиям и др.), 20 генеральных директоратов (по внешним

связям, по конкуренции, по занятости и другим социальным вопросам, по

сельскому хозяйству, по бюджету и т.д.), а также Европейский совет, который

состоит из четырех “китов” Сообщества: Суд европейских сообществ, Комиссия

европейских сообществ (КЕС), Совет министров европейских сообществ и

Европейский парламент. На этом структура не исчерпывается, есть еще ряд

финансовых фондов, комитетов, отделов и агентств. Такая структура позволяет

вести слаженную работу по всем аспектам сотрудничества стран - участниц в

различных сферах и вести единую политику, приводя ее к взаимовыгодному

результату.

Западноевропейское интеграционное развитие налагает заметный отпечаток на

современные международные отношения. Большая часть внешнеполитической

деятельности стран-участниц реализуется именно через интеграционное

объединение. Для этой цели в ЕС есть целая система координационных

механизмов, предназначенных для разработки общей линии в отношении внешнего

мира. И деятельность его в политике не ограничивается торгово-

экономической сферой. Объединение стран Общего рынка стало влиятельной

силой внутри капиталистического мира, способной не только конкурировать с

США в экономической области, но и политически дистанциироваться от

Вашингтона. США утрачивает роль гегемона и теряют обширную “сферу влияния”

не только в Европе, но и в близлежащих регионах. Это немаловажная победа

объединенной Европы.

Еще одна сфера совместной политики ЕС - это региональная политика

сообщества. В пределах ЕС имеются регионы, отличающиеся высокоразвитой

промышленной структурой. Есть здесь и слаборазвитые регионы, расположенные

главным образом на окраинах Сообщества (Южная Италия, Ирландия, северо-

западные регионы Греции и др.). Для них характерны повышенный удельный вес

сельского населения, повышенный уровень безработицы, слабо развита

инфраструктура. Такая территориальная несбалансированность создает ряд

экономических, социальных и политических проблем как для стран-членов, так

и для ЕС в целом. Национальные правительства поощряют развитие в таких

районах инфраструктуры, чтобы привлечь сюда частных инвесторов. Но не

всегда отдельное государство может справиться со своим грузом проблем.

Поэтому, согласно Римскому договору, одной из целей ЕС является

выравнивание уровней развития стран-членов путем повышения существующих

региональных различий и преодоления отсталости слаборазвитых районов.

Региональная политика ЕС базируется на трех принципах. Первый состоит в

том, что при разработке совместной политики принимаются во внимание

региональные особенности стран-членов с тем, чтобы выгоды от такой

совместной политики получали в первую очередь наименее развитые районы.

Второй - это более полная координация национальных региональных политик на

базе общих критериев для каждого из таких регионов, принятых на уровне

Сообщества. Третий принцип - это предоставление финансовой помощи этим

районам по линии финансово-кредитных институтов Сообщества. Эти средства

распределяются в соответствии с важностью региональных проблем, и их

значение для решения этих проблем в некоторых странах-членах довольно

велико.

В конце 70-х в 80-х годах процесс наднационального регулирования

распространяется на новую хозяйственную сферу - промышленность. Современный

этап развития западноевропейской интеграции отмечен вмешательством органов

ЕС в промышленную структуру, научные исследования сферу подготовки кадров.

Он связан с оздоровлением промышленной структуры, началом, по сути, нового

этапа индустриализации в Западной Европе, выходом на развитие новых

технологий, “размыванием границ”, кооперацией в сфере технических средств,

норм, стандартов, инфраструктуры и т.д.

При КЕС создан механизм совместной научно- технической политики. Сообщество

становиться на путь создания “научно-технических стимуляторов”- программ

развития в области новых технологий. Сами программы становятся мотором

интеграции стран Западной Европы, рассматриваются как фактор унификации ЕС.

Сотрудничество идет во всех приоритетных сферах, таких как программ

термоядерного синтеза, информатики, робототехники, создания европейской

системы телекоммуникаций, Европейского агентства космических полетов, в

области авиастроения и биотехнологии.

Сообщество ведет совместный курс во многих других отраслях. Это

сотрудничество в сфере аграрной политики, в сфере социальной политики,

совместная деятельность в сфере энергетики, в транспортной политике,

совместные действия по охране окружающей Среды и обеспечению ядерной

безопасности, в сфере образования и в других сферах. Среди этих сфер

наибольшего прогресса ЕС добилось в сельскохозяйственной отрасли, но

положительные сдвиги в других сферах также налицо.

Наиболее развита инфраструктура институтов ЕС по экономике. Она охватывает

восемь генеральных директоратов и семь специализированных комитетов.

Сообщество проводит регулирование совместного рынка, вывод в финансовый мир

европейской валюты- “экю”, принимает совместный бюджет, ведет единую

экономическую политику к другим странам.

По замыслам организаторов ЕС, общий рынок должен был прежде всего

обеспечить “четыре свободы”: свободное движение товаров между странами-

участницами, свободную миграцию рабочей силы по свей территории ЕС, право

беспрепятственного учреждения фирм в любом месте Сообщества и

предоставления услуг, наконец, свободное передвижение капиталов между

странами-участницами. Посредством крупного совместного рынка и свободы

перемещения “факторов производства” рассчитывалось создать более

благоприятные условия для использования преимуществ международного

разделения труда, ускорить структурные сдвиги и, в конечном счете, добиться

повышения эффективности общественного производства в масштабах свей

группировки. Этот рыночный союз позволяет проникнуть через торговлю и

экономическую политику в общую политику, расширить и укрепить

внешнеполитическое влияние.

Интеграционные процессы в Западной Европе сопровождались возрастающим

переплетением капиталов. С 1978 года создается европейская валютная система

с ее основными рычагами: европейской расчетной единицей- ЭКЮ и европейским

фондом валютного сотрудничества. Она базируется на трех основных элементах:

1) европейской валютной единице;

2) системе “европейской валютной змеи”, то есть механизма, тесно

привязывающего валюты ЕС друг к другу (отклонения не должны превышать +_

1,125%);

3) создание ЕВФ из национальных золотодевизных ресурсов.

Валютная система стала определенным шагом на пути установления более

тесного единства, валютной стабилизации, создание мощного заслона против

американского доллара. Валютная интеграция становится неотделимой от

рыночной, аграрной и производственной интеграции и рассматривается как

ключевой элемент будущей системы национального регулирования, ускорителя

интеграционных процессов. Следующие шаги ЕВС- это миссия новых

международных денег, которые по началу существовали бы параллельно с

национальными деньгами, а затем наконец, отказ от национальных денег, ЭКЮ-

валюта, единая для всей группы стран. Эта часть процесса вступила в

начальную стадию своей реализации.

Специфика интеграционных процессов в рамках ЕС во многом определяется

системой централизованного коллективного финансирования из единого бюджета

ЕС. Возникновение этой уникальной системы обусловлено прежде всего теми

долгосрочными целями, которые преследовали основатели ЕС, а именно:

намерением превратить интеграционную хозяйственную группировку в конечном

счете в некое сверхгосударство. Чтобы облегчить перерастание таможенного

союза в их экономический, а затем и политический союз был создан

оригинальный механизм формирования и расходования коллективных финансовых

средств. Единый централизованный бюджет ЕС формируется путем отчисления

таможенных сборов, полученных на любом участке внешней границы ЕС,

компенсационные сборы, сборы с производителей сахара, определенная доля

налога на стоимость, взимаемого с покупателей на внутренних рынках стран, а

также ежегодно выплата в бюджет доли из национальных бюджетов. В финансовый

инструментарий бюджетной системы входят: Европейский инвестиционный банк,

Европейских фонд валютного сотрудничества, Европейский фонд развития, Фонд

ориентации и гарантии сельского хозяйства, Европейский региональный фонд и

Европейский социальный фонд. Единый бюджет предназначен для финансирования

различных программ Сообщества- в социальной, экологической, научно-

технической и других сферах, стабилизации интеграционной стратегии и

надежного функционирования всех институтов ЕС.

Необходимо сказать, что совместный рынок стран-участниц организован в ЕС не

как зона свободной торговли, а как таможенный союз, предполагающий наличие

единого тарифного барьера на всей внешней границе Сообщества, а

следовательно, единую тарифную(вообще протекционистскую) политику в

отношении третьих стран. Наряду с этим предусматривалось осуществление

“совместной торговой политики по единым принципам”. В 1970 компетенция

заключать торговые договоры с третьими странами перешла от национальных

правительств к КЕС. Эта общая торговая политика изначально покоилась на

компромиссе между национальными и региональными интересами (странам-

участницам можно было заключать двухсторонние соглашения с третьими

странами, но при условии что они не противоречат общей торговой политике).

В центе общеэкономической политики ЕС, несомненно находятся экономическое

соперничество с США и Японией за рынки сбыта. Единая политика помогает

организовать успешное сопротивление давлению этих “мировых гигантов”, хотя

наряду с успехами случаются и уступки.

На современном этапе западноевропейская интеграция- фактор экономического

роста. Интеграционные процессы в Европе форсировали повышательную тенденцию

циклического производства. Сообщество стало фактором концентрации и

централизации капитала, способствовало расширению рынка и международному

разделению труда, перестройке хозяйственной структуры, “модернизации

финансового капитала”. Западноевропейская интеграция не только расширила

рынок географически, но и увеличила его емкость. “Общий” рынок стал

рассматриваться как более широкое экономическое пространство, как

продолжение национального рынка. Она вызвала глубокие изменения в

производстве, рост специализации, кооперации, стимулировала темпы роста.

Однако вся история западноевропейской интеграции представляет собой лишь

частичное решение ставящихся задач, просрочение сроков выполнения планов.

Так, например, в “Программе-92” ставилась задача создания Европы без

границ. Эта цель отложена на неопределенный срок. В данный момент

политическая сплоченность отстает от экономической. Существенные

разногласия между странами-участницами по поводу модели экономики в ЕС. Для

Великобритании и Германии привлекательной выглядит модель

неолибералистического подхода, ослаблению государственного контроля, а для

Франции, Голландии, Греции- приверженность неокейнсианским (дирижистским)

методам регулирования экономики. В некоторых случаях государства-участники

предпочитают действия в угоду национальным, а не общим интересам. Таковы

основные проблемы, с которыми столкнулось Сообщество на данном этапе.

Решение их видится в создании Европейского союза, в котором будут

существенно расширены полномочия Европейского парламента и Совета

Министров, введены другие атрибуты наднациональной власти. Этими, а также

другими мероприятиями руководители Сообщества намерены дать новый стимул

экономической и политической интеграции в Западной Европе.

Оценивая перспективы дальнейшего развития ЕС актуален вопрос о направлении,

в каком пойдет его развитие. Пойдет ли оно в интеграцию “вглубь”, по пути

создания экономического и политического союза, или “вширь”, ограничиваясь

урегулированием текущих проблем и расширением числа участников объединения?

Последнее выглядит наиболее проблематичным. Видя выгоды интеграционного

объединения к членству в ЕС стремятся другие европейские страны. Просьбы о

вступлении были поданы от Турции(в апреле 1987) и Австрии(в июле 1989).

Вообще, исходя из Римского договора(ст.237), на участие в Сообществе может

в принципе рассчитывать любая европейская страна. На практике положение

инное. Такое не выгодно самим странам-участникам, так как, по выражению

одного из теоретиков ЕС:” привилегии клубного членства нельзя

распространить на всех: в противном случае не будет смысла в существовании

клуба”. По одной из моделей будущего ЕС “ядро” европейской интеграции

должны составить нынешние участники Сообщества, вслед за которыми в порядке

убывания их вовлеченности в интеграционный процесс расположились бы члены

Европейской ассоциации свободной торговли, а затем восточноевропейские

государства. Участники внутреннего круга участвовали бы во всех аспектах

политики, включая военную. Страны, расположенные во внешнем круге, имели бы

дело только с экономикой.

Литература:

1. Глухарев Л.И. Европейские сообщества: в поисках новой стратегии-

М.Междунар.отношения,1990-288с.

2. Максимова М.М. и др.Европейское сообщество: регулирование интеграционных

процессов-М.:Наука,1986-272с.

3. Барановский В.Г.Европейское сообщество в системе международных отношений-

М.:Наука,1986-320с.

4. Стрежнева М.И.Европейское сообщество и другие европейцы. Статья. -

жур.Мировая экономика и международные отношения.№5,1991.

1.5. “Новые индустриальные страны”: причины экономического взлета.

Сущность феномена новых индустриальных стран (НИС) состоит в том, что во

многих развивающихся государствах преодолевается аграрно- сырьевая

специализация экономики, формируется диверсифицированный промышленный

комплекс, отлаживается модель “открытого хозяйства”, способного

адаптироваться к международным рынкам. К первому поколению индустриальных

стран относят Бразилию, Аргентину, Мексику, Южную Корею, Тайвань, Сингапур,

Гонконг, ко второму- Малайзию, Таиланд, Филиппины, Индию, Пакистан, Турцию,

Египет, Тунис, Марокко, Колумбию, Чили.

Ядром НИС являются “четыре дракона” Юго-Восточной Азии: Тайвань, Сингапур,

Южная Корея, Гонконг.

Освоение электронных технологий в экономике новых индустриальных стран Азии-

пример успешного действия ее перестройки. На рубеже 70-80-х годов

повышение стоимости рабочей силы, ужесточение международной конкуренции,

таможенный протекционизм стран с развитой рыночной экономикой грозили

подорвать экспортную ориентацию экономики этих государств. Для освоения

электронных технологий необходимы инженерные кадры и квалифицированная

рабочая сила, способная к постоянному переобучению, и отлаженный

конкурентный механизм в современном секторе экономики. “Четыре дракона”

располагали и тем и другим.. во второй половине 80-х годов они стали

международными экспортерами электронных товаров- от сверх больших

интегральных схем до ЭВМ. Новые индустриальные страны Тихоокеанского

региона переживают исключительно важный период своего развития. Глубокие

внешнеполитические преобразования, структурная перестройка экономики наряду

с обострением торговых противоречий с основными внешнеэкономическими

партнерами определяли особенности экономического положения Республики

Корея, Сингапура, Тайваня и Гонконга на пороге 90-х годов.

Упрочение демократии в Республике Корея, на Тайване, а также в Сингапуре

объективно ведет к сужению влияния бюрократии на экономические процессы,

способствует ограничению сферы деятельности государственного сектора

пределами экономической целесообразности, формирует благоприятную

политическую среду для развития науки и создания высокотехнологичных

производств. В настоящее время Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг все

активнее втягиваются в процесс компьютеризации экономики с целью

обеспечения конкурентноспособности своего экспорта на рынках развитых

стран. Они фактически подключились к реиндустриализации, что ведет к

большему сближению воспроизводственных структур промышленно- развитых

государств и новых индустриальных стран.

Стратегический успех НИ Юго-Восточной Азии в освоении информационных

технологий- это создание собственной научно-исследовательской базы по

интегральным схемам. В 80-ые годы их емкость росла скачкообразно (с 64 до

1024 кбт).НИ смогли вписаться в инновационный марафон. Южная Корея стала

третьей страной после США и Японии, разрабатывающей и выпускающей

интегральные схемы типа запоминающих устройств емкостью 1 Мбт. Тайвань

специализируется на создании логических интегральных схем. Малайзия,

несколько отстав в области НИОКР, превратилась в мирового производителя

интегральных схем меньшей емкости. Основой функционирования экономики

Гонконга и Сингапура, двух городов- государств, традиционно являлось

осуществление посреднических операций. Первоначально они охватывали

реэкспортную торговлю, позднее также сферу международного кредита. К концу

70-ых годов Сингапур и Гонконг превратились в крупнейшие финансовые центры

Восточной Азии, в которых международный монополистический капитал обрел

партнера в лице китайской буржуазии.

Модель хозяйственного развития Тайваня и Южной Кореи во многом складывалась

под действием политических факторов, в частности, противостояния КНР и

КНДР. Постоянно используя тезис о внешней угрозе, правящие круги Южной

Кореи и Тайваня провозгласили целью стратегии социально- экономического

развития- максимальное наращивание хозяйственного потенциала, достижение

высокой самообеспеченности за счет создания диверсифицированной структуры

экономики, опережающего развития тяжелой индустрии. С начала 70-х годов

Малайзия, Сингапур, Южная Корея и Тайвань первыми в Азии отказались от

политики импортозамещения и перешли к политике “открытых дверей”-

форсированному развитию с помощью иностранного капитала, экспортных

отраслей экономики. Активно перестраивая структуру своей экономики в

соответствии с требованиями мировых рынков, развивающиеся страны Азии

приступили к модификации старых и созданию новых для себя отраслей,

ориентируя их на внешние рынки: сборка электроники и автомобилей,

судостроение, текстильная, обувная и кустарная промышленность, производство

игрушек. При этом главным преимуществом в конкурентной борьбе за рынки

некоторых торговых товаров стала их рабочая сила, которая отвечала

требованиям рыночной конъюнктуры: дешевая, достаточно образованная и

высокопроизводительная. Объем внешней торговли НИ увеличивается с

необычайной быстротой. Совокупный объем внешней торговли НИС Азии вырос с

2,7 млрд. долл. в 1965 г. до 176,9 млрд. долл. в 1995 г., причем не только

за счет трудоемких отраслей, но и за счет капиталоемкой продукции. Их доля

в мировом экспорте с 1960 по 1995 г. увеличилась более чем втрое- с 2,5 до

9,3%.

Сингапур за последние два десятилетия добился самого впечатляющего

прогресса в экономике- средний ежегодный объем производства составил почти

9% в год. В этой стране наивысший в мире процент сбережений- 42% ВВП и

наивысший в Азии (кроме Японии и Брунея) доход на душу населения. Доля

внешнеторгового оборота в ВВП также является наивысшей в мире. В экономике

Сингапура важное место занимает торговля, переработка и транспортировка

нефти, при относительно небольшой доле обрабатывающей промышленности. В

тоже время наметилась тенденция роста концентрации в обрабатывающей

промышленности, что дало возможность стране выйти на рынки капиталоемкой

продукции. Почти все отрасли обрабатывающей промышленности(

судостроительная, резинотехническая, электронная, легкая) ориентируется на

внешний рынок. Удельный вес экспортного производства достиг 69 %. Растет

роль Сингапура как регионального центра сбора, обработки и передачи

коммерческих данных и информации, консультативных и рекламных услуг,

инжиниринга и т.д. Серьезные и скоординированные усилия предпринимают

государство и частный бизнес по развитию туризма, который превратился в

третий по значению источник поступления валюты. В 1995 году число

иностранцев(5,9 млн.чел.) посетивших Сингапур, увеличилось по сравнению с

1989 годом на 34%, а общая сумма от туризма составила порядка 3,4

млрд.долл. В экономике страны по прежнему большое значение продолжает

играть транспорт. Сингапурский морской порт- третий в мире по объему

обрабатываемых в нем грузов (168 млн.тонн в 1994г.). по объему обработки

контейнеров(1994 г.-3,5 млн.шт., рост за год- 27%) местный порт делит с

Гонконгом 1-2-е места в мире. Однако Сингапур- первый в мире порт,

оснащенный современной компьютерной системой, полностью контролирующей ход

погрузки и разгрузки контейнеров, размещение их на причалах, хранение и

т.д. Оснащение порта высокотехнологическим оборудованием продолжается

практически непрерывно. За последние 10 лет производительность труда в

порту увеличивалась ежегодно в среднем на 11,3%. В области внешней

торговли в последние годы продолжался процесс диверсификации, выразившейся

в частности, в опережающем развитии торгово-экономических связей Сингапура

с НИС Тихоокеанского региона. Вывоз продукции, изготовленной

непосредственно в Сингапуре, увеличился на 27%, причем ведущее место в

промышленном экспорте заняли средства связи, компьютеры и их элементы,

бытовая электроника. Важной статьей дохода стала реализация за рубежом

программного обеспечения для компьютеров. Интенсивный экономический рост

содействовал снижению уровня безработицы( с 6,5% в 1988г. до 2,6% в

1994г.).

Гонконг- сейчас это третий финансовый центр мира после Нью-Йорка и Лондона,

страна с процветающей торговлей, банками, коммуникационной сетью, морским

транспортом. Можно выделить текстильную, легкую промышленность, а также

электронику, производство игрушек и электротехнику, при том, что тяжелая

промышленность практически на развита. Преимущества экономики заключаются в

открытости рынков, свободном предпринимательстве, отсутствии ограничений на

торговлю и поощрении зарубежных капиталовложений. В последние годы в

Гонконге наибольшее развитие получили сфера услуг, а также выпуск изделий

электронной промышленности и приборостроения. Организация производства

некоторых видов высокотехнологичной продукции связана с широким притоком в

1986-1988 г.г. инвестиций из Японии. В этих условиях Гонконг стремиться

расширить торгово-экономическое сотрудничество с другими странами региона,

активизировать присущие этой колонии функции посредника в международных

хозяйственных связях. Особое значение для Гонконга имеет развитие

всесторонних связей с КНР. Уже сейчас Китай- крупнейший поставщик товаров

на рынок Гонконга и второй по значению (после США) рынок сбыта

произведенной в Гонконге промышленной продукции. В настоящее время

ожидается дальнейшая переориентация торгово- экономических отношений

Гонконга с США на Японию, КНР, НИС и страны Западной Европы. Намечается

активизация внешнеэкономических связей Гонконга с Вьетнамом и со странами

Восточной Европы.

Тайвань- достаточно быстро переходит от производства текстиля, игрушек и

обуви к выпуску товаров, требующих более высокого уровня технологии, таких,

как автомобили. В эту отрасль уже вложили деньги “Форд”, “Ниссан” и

“Мицубиси моторс”. В перспективе Тайвань ставит целью переход к

производству наукоемкой продукции. Он является одной из наиболее быстро

развивающихся и наиболее ориентированных на экспорт стран в мире.

Экспортная ориентация экономики во многом определяет и хозяйственную

стратегию. Большую роль в успехе “экспортного наступления” Тайваня сыграли

усилия по улучшению структуры экспорта, направленные на освоение все новых

этажей специализации. За короткий срок из сырьевого придатка Японии остров

превратился в производителя широкой номенклатуры товаров широкой и легкой

промышленности, здесь создан мощный научно-информационный потенциал.

Начиная с 60-х годов все более весомую роль в промышленном производстве и

соответственно в экспорте острова стали играть электроника и

электротехника. В настоящее время ориентация на эти наиболее

высокотехнологичные направления производства продолжает сохраняться и даже

усиливаться. Высокое качество, современный технологический уровень и

конкурентноспособные цены экспортной продукции, а также гибкость и высокий

уровень организации внешней торговли обеспечили Тайваню прочные позиции на

ведущих мировых рынках. Значительно расширилась инвестиционная деятельность

Тайваня как по объему, так и по направлениям. В последние годы она включает

целый ряд новых сфер- финансирование научно- исследовательских работ,

производство одежды и обуви, отдельных компонентов электроники. В связи с

этим складывается благоприятная ситуация в развитии внешнеэкономических

связей со странами ЮВА, Индокитая, с КНР.

Южная Корея занимает второе место в мире по судостроению, четвертое по

производству телевизоров, восьмое по впуску стали, десятое по производству

электронной продукции, одиннадцатое по суммарной мощности атомных

реакторов, двенадцатое по объему экспорта. Две южнокорейские компании

“Хюндай” и “Самсунг” в 1989 г. Входили в число ста крупнейших компаний

мира. Фирмы Южной Кореи не только выпускают товары под своими товарными

знаками, которые становятся известными во всем мире- “Лаки Голд Стар”,

“Хюндай”, “Самсунг”, “Даеву” и др., но и производят товары под марками

других стран. Ключевую роль в хозяйственном развитии Южной Кореи играют

высокие темпы развития ее внешнеэкономических связей. Важные качественные

изменения произошли в структуре вывозимых товаров- впервые продукция

электронной промышленности стала главной статьей экспорта, оттеснив

текстиль на второе место. Южная Корея настойчиво пытается расширить доступ

к нетрадиционным и найти новые рынки сбыта, источники сырья,

полуфабрикатов, техники и технологий. В этом плане примечательным

представляется увеличение зкспорта к соседним “драконам”: в Сингапур- на

46%, в Гонконг- на 61%, на Тайвань- почти на 70%. В 90-х курс на

децентрализацию управления экономикой, ее приватизацию, всемерное

стимулирование НТП продолжается. Возрастающую роль в экономическом развитии

страны приобретает внутренний спрос. Фирмы Южной Кореи увеличили реализацию

автомобилей на внутреннем рынке на 45%. Все большее число персональных ЭВМ

находят применение в учреждениях, в системе образования и в быту.

Экспортоориентированная экономика азиатских НИС функционирует на основе

всемерного привлечения иностранного капитала и технологий, на использование

зарубежных знаний и опыта в организации и управлении производством.

Основными источниками заимствования и внедрения иностранной техники и

технологий является импорт производственного оборудования (сопровождаемый,

как правило, приобретением прав на использование производственных

процессов) и наукоемких товаров на обычных коммерческих условиях, закупка

патентов и лицензий, получение технической помощи со стороны иностранных

государств, прямые частные иностранные инвестиции в виде участия в

совместных предприятиях, филиалов иностранных фирм, ТНК. Каждый из

источников имеет свои преимущества. Если технология является принципиально

новой, революционной для данной страны, то наиболее эффективной основой для

ее внедрения обычно оказываются филиалы зарубежных фирм. Создание филиалов,

а также закупка предприятий “под ключ” позволяет снять препятствия на пути

внедрения новых технологий, связанные с неподготовленностью национальных

кадров, решить проблему их обучения, при этом также возрастает значение

собственных технологических решений капитала имитационного характера.

Наиболее крупным импортером зарубежной техники и технологии среди НИС

является Южная Корея.

В 1983 г. ставка на привлечение самой совершенной технологии практически

была возведен в в ранг государственной политики. В соответствии с

правительственной программой передовую технологию получили право

заимствовать и использовать на совместных началах группы из 5-10

родственных по профилю фирм. Ранее владельцы мелких и средних предприятий

прибегали к закупкам зарубежной технологии лишь в единичных случаях,

поскольку не имели для сделок такого рода необходимых средств. В результате

небольшие по размеру предприятия составили самый отсталый сектор

южнокорейской промышленности, а их низкокачественная продукция не имела

выхода на внешние рынки. Для исправления положения власти изъявили

готовность предоставить мелким и средним фирмам определенные льготы с тем,

чтобы они могли сократить свои производственные расходы. Новая система

вступила в силу с 1984 г. и в первую очередь распространилась на фирмы,

занятые выпуском электронных изделий. Для оказания финансовой и технической

помощи 500 отобранным предприятиям, разворачивающим деятельность в новых

направлениях, был создан специальный фонд. Его величина к 1988 г.

составляла приблизительно 400 млн.долл., часть из которых была направлен в

на ссуды предпринимателям, внедряющим новые технологические процессы,

другая часть- на разработку важных технологических процессов и на развитие

фундаментальных научных исследований. Для содействия предпринимателям в

налаживании техноемкого производства Министерство торговли и промышленности

брало на себя обязанности передавать им новейшие технологии, разработанные

правительственными или университетскими научно- исследовательскими

организациями, посылать за границу научных работников для ознакомления с

современной технологией. Если на первых этапах индустриализации

развивающиеся страны, в том числе и Южная Корея, были вынуждены

руководствоваться такими критериями, как обеспечение занятости; достижение

максимальной капиталоотдачи; низкие эксплуатационные расходы; повышение

объемов производства, вовлечение в хозяйственный оборот местного сырья и

материалов, ресурсов, ранее считавшихся непригодными для производственных

целей и другими подобными, то в настоящее время приоритеты( и

соответственно меры фискального и кредитного характера) в стимулировании

заимствования технологий отнесены к следующим категориям контрактов на

передачу технологий:

- преследующих “узконациональные” цели- освоение с помощью зарубежной

технологии выпуска каких-либо видов продукции, не изготовлявшихся ранее на

отечественных предприятиях, и в какой-то степени монополизацию их

производства и сбыта на внутреннем рынке;

-связанных с разрешением экспорта- освоении выпуска новых

высококачественных изделий и выхода на внешние рынки, где они пользуются

повышенным спросом;

- связанных с переходом отдельных отраслей промышленности на качественно

новую ступень развития.

Новая, последняя стадия индустриализации характеризуется поиском ноу-хау в

западных странах и постепенным сокращением заимствований “вторичных” или

устаревших технологий у Японии, которая, не желая иметь опасного

конкурента, предоставляла технологию достаточно простую( средний размер

оплаты составлял 170 тыс.долл.), в то время как США- более сложную( средняя

стоимость составляла от 500 до 800 тыс.долл.).

важной функцией государственной научно-технической политики является

создание развитой научно- технической инфраструктуры, включающей помимо

собственной научно- исследовательской базы, подготовку национальных кадров,

создание широкой сети профессионально-технического обучения, проведение

мероприятий по информированию о существующих видах технологий и

оборудования, оказания помощи в адаптации технологий.

Опираясь на опыт развитых стран, развивающиеся страны выдвинули задачу

обеспечения всеобщего начального образования в кратчайшие сроки,

форсировали расширение среднего и особенно высшего образования. Наиболее

высокие показатели общеобразовательного уровня трудовых ресурсов достигнуты

в Тайване, в Гонконге и Южной Корее. Фундаментальным условием

экономического успеха в НИС явилось обеспечение динамичной

сбалансированности спроса на квалифицированную рабочую силу со стороны

систем образования и подготовки на основе их государственного

регулирования, создания институтов, способных реализовать комплексный

подход к использованию человеческих ресурсов, выявления приоритетных

направлений подготовки специалистов и квалифицированных рабочих мест.

Наличие высококвалифицированных кадров представляет собой один из факторов

высокого уровня производительности труда в азиатских странах НИС.

В азиатских НИС практически нет отраслей хозяйства, в которых в той или

иной форме не присутствовал иностранный капитал. Притягательность стран или

региона для иностранных инвестиций обусловлена многими факторами. В первую

очередь обычно выделяют политическую ситуацию, тенденции экономического

развития, динамику таких показателей, как валовый национальный продукт,

индекс цен, бюджетную политику правительства ( налоги и расходы и их

влияние на сбережения и инвестиции), кредитно- денежную политику с точки

зрения стабилизации цен и валютных курсов. Немаловажным фактором являются

такие, как сложившаяся производственная инфраструктура, уровень

квалификации необходимой рабочей силы, а также уголовное законодательство,

способствующее снижению уровня преступности. Притягательность азиатско-

тихоокеанского региона для иностранного капитала обусловлена тем, что

страны АСЕАН образовали интегрированную группировку, которая снизила

ограничительные барьеры между странами и позволила иностранному капиталу

беспрепятственно действовать на широком пространстве, пользуясь

преимуществами емкого рынка. Экспорт капитала в азиатские НИС

осуществляется в различных формах- в виде ссудного капитала, прямых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.