РУБРИКИ

Система учетной политики в ООО "ОптТрейд"

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Система учетной политики в ООО "ОптТрейд"

Система учетной политики в ООО "ОптТрейд"

5

Введение

Актуальность учётной политики в настоящее время велика, так как сложившаяся экономическая ситуация в России (общий спад производства, кризис неплатежей, неплатежеспособность должников) непосредственно оказывает влияние на финансовое состояние предприятий, поэтому в зависимости от выбранной учётной политикой складывается экономическая деятельность хозяйствующего субъекта на современном уровне и имеет научно-практическую значимость.

В федеральном Законе «О бухгалтерском учете», который является правовой основой создания системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, сформулированы основные задачи бухгалтерского учета, приоритетной среди которых является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении для внутренних и внешних пользователей-руководителей, акционеров, других собственников, кредиторов, инвесторов и тому подобное.

Бухгалтерский учет законодательно определяется как упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Одной из отличительных черт новой системы бухгалтерского учета является изменение соотношения между централизованно устанавливаемыми и самостоятельно вырабатываемыми элементами ее. Централизованно устанавливаются общие правила бухгалтерского учета; их конкретизация и механизм выполнения разрабатывается на каждом предприятии исходя из условий деятельности, степени осознания ее особенностей (по сравнению с общей моделью), квалификации персонала, наличной технической базы управления и др. Речь идет о разработке учетной политики предприятия.

Желание углубленного изучения вопросов сущности и формирования учетной политики и ее реализация на практике побудило меня выбрать данную тему. Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях становления рыночной экономики происходит ориентация бухгалтерского учета на международные стандарты учета и отчетности. В настоящее время разработаны и приняты четыре национальных стандарта, в том числе «Учетная политика предприятия». Изучение литературы позволило выявить некоторые проблемные вопросы, и которые постараюсь раскрыть в выпускной работе: показать сущность, понятие учетной политики и подходы к ее формированию, рассмотреть содержание учетной политики, в том числе организационную, техническую и методическую, организацию бухгалтерской службы и ее связь с другими функциональными подразделениями изучаемого мною предприятия.

Основной целью дипломной работы является - показать в рамках ООО «ОптТрейд» разработку и применение учётной политики для решения поставленных перед организацией задач. Задачами будут являться: разработка и раскрытие особенности учётной политики на примере данной организации. Охарактеризовать и проанализировать экономическую деятельность, найти упущения, если таковые существуют, изучить их причины, выяснить влияние учётной политики на финансовый результат. На основании, проведенных исследований сформулировать выводы и предложения.

В соответствии с поставленной целью выделим основные задачи, решение которых необходимо в данной работе:

- изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере изучения учетной политики, быть в курсе последних изменений законодательства;

- проанализировать деятельность ООО «ОптТрейд» в области бухгалтерского учета, пользуясь документами бухгалтерии, первичными документами;

- осветить как можно шире проблемы учетной политики;

- оценить компьютерные технологии, используемые для автоматизации бухгалтерского учета;

- проанализировать ООО «ОптТрейд» с точки зрения влияния опасностей и вредностей;

- оценить потенциальные опасности и вредности;

- разработать мероприятия по охране труда, обеспечивающие защиту работников ООО «ОптТрейд»;

- выявить недостатки в учетной политике на предприятии;

- выдвинуть предложения по совершенствованию учетной политики.

Особое внимание будет уделено методической стороне учетной политики, выбору способов ведения учета, вариантам оценки имущества и обязательств, как в теоретическом аспекте, так и применительно к объекту - ООО «ОптТрейд», на примере которого выполняется дипломная работа.

Предметом деятельности, которого является:

- хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей в продукции и товарах народного потребления, выполнение иных работ и оказание услуг. Основными целями деятельности ООО является:

- насыщение внутреннего рынка товарами и услугами путем создания собственной производственной базы;

- получение в результате деятельности оптимального размера прибыли;

Практическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что данная тема актуальна не только на сегодняшний день, но и в будущем при полном переходе бухгалтерского учёта на международный стандарт.

Методологической основой дипломного проекта являются законодательные акты Российской Федерации, нормативные документы по ведению бухгалтерского учета и отчетности, учебная литература и данные ООО «ОптТрейд».

Глава 1 Теоретические основы формирования учетной политики

1.1 Сущность и понятие «учетной политики»

Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце 80-х годов в качестве вольного перевода на русский язык английского словосочетания «accounting policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета.

Впервые термин «учетная политика» упоминался в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, в редакции приказа Минфина РФ от 20 марта 1992 г. №10, а широкое распространение на практике получил после введения в действие первого стандарта по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/94 (28.07.94 № 100).

В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и программой реформирования бухгалтерского учета, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283, приказом Минфина РФ от 09.12.98 № 60н утверждено новое положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, которое вступило в действие с 1 января 1999 года.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) заменит действующее в настоящий момент ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина РФ от 09.12.1998 года № 60н.

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Таким образом, под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Рекомендации, приемлемые для управления одним предприятием, полезные для него, могут быть вредны или бесполезны для другого. В связи с этим актуально рассмотрение различных подходов к так называемой оптимизации финансово-хозяйственной деятельности предприятия, основу которой должна составлять выбранная предприятием учетная политика.

На выбор и обоснование учетной политики организации влияют следующие основные факторы:

- организационно-правовая форма (хозяйственное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие и т.д.);

- отраслевая принадлежность или вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, посредническая деятельность и т.д.);

- объемы деятельности, среднесписочная численность работающих и т.п.;

- соотношение с системой налогообложения (освобождение от различного вида налогов, ставки налогов, льготы по налогообложению);

- степень свободы в условиях перехода к рынку (прежде всего, имеется в виду возможность самостоятельного принятия решений в вопросах ценообразования, выбора партнера);

- стратегия финансово-хозяйственного развития (цели и задачи экономического развития предприятия на долгосрочную перспективу, конкурентное преимущество организации, ожидаемые направления инвестиции, тактические подходы к решению перспективных задач);

- наличие материальной базы (обеспеченность компьютерной техникой и иными средствами оргтехники, программно-методическое обеспечение и т.п.);

- система информационного обеспечения предприятия (по всем необходимым для эффективной деятельности предприятия направлениям);

- уровень квалификации, профессионализма бухгалтерских кадров, экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководителей фирмы;

- система материальной заинтересованности в эффективности работы предприятия и материальной ответственности за выполняемый круг обязанностей.

Очевидно, что разработка и реализация учетной политики связаны с практическим осуществлением бухгалтерского учета на предприятии, или с его методом. Поэтому для определения понятия «учетная политика» нужно отталкиваться от традиционных для нашей страны взглядов на метод учета, под которым принято понимать взаимосвязанное отражение, обобщение и соизмерение в денежном выражении фактов хозяйственной деятельности.

Метод бухгалтерского учета заключается в совокупности следующих приемов: первичное наблюдение (документация и инвентаризация), стоимостное измерение (оценка и калькуляция), текущая группировка (счета и двойная запись), итоговое обобщение (баланс и отчетность).

Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета на разных предприятиях, будет различной. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, порядка отражения хозяйственных операций и т. д. представляет собой степень свободы предприятия в формировании учетной политики.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.д.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

- полноту отражения в учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

- отражение, в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

- тождество данных аналитического учета оборотами и остатками по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

- рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

Учетная политика организации включает следующие аспекты бухгалтерского учета:

- методологическое обеспечение;

- организационное обеспечение;

- техническое обеспечение.

Главная задача учетной политики - максимально объективно отразить деятельность предприятия, сформировать полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления работой предприятия.

1.2 Нормативная база формирования учетной политики

Нормативной базой учетной политики организаций являются следующие документы:

- Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н;

- ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. №44н;

- ПБУ 6/01»Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н;

- ПБУ 9/99»Доходы организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н;

- ПБУ 10/99»Расходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н;

- ПБУ 14/07»Учет нематериальных активов», утвержденное приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007г. № 153н;

- ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» утвержденное приказом Минфина РФ от 06.октября.2008г. № 107н

- ПБУ 19/02 «учет финансовых вложений», утвержденное приказом Минфина РФ от 10 января 2002 г. № 126н

Помимо вышеперечисленных, нормативными документами в которых также рассматриваются вопросы учетной политики и которыми следует руководствоваться при ее выборе, являются:

- Положение по бухгалтерскому учету. «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008, утвержденное приказом Минфина РФ от 24.октября.2008 № 116н;

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 91н;

- Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указами о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. № 4н;

- Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 28 июня 2000 г. № 60н. С 1 января 2001 года в документах налогового законодательства появилась запись о необходимости формирования учетной политики для целей налогообложения.

Положение ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утвержденная Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, далее - ПБУ 1/2008) - основополагающий нормативный документ, которым следует руководствоваться организации при формировании и раскрытии учетной политики.

Состав и назначение учетной политики, структура и содержание различных разделов определены ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

ПБУ 1/2008 содержит следующие разделы:

1) Общие положения;

2) Формирование учетной политики;

3) Изменения учетной политики;

4) Раскрытие учетной политики.

В пункте 2 ПБУ 1/2008 дано определение учетной политики: «под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Более подробно разделы учетной политики рассматриваются в Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина РФ от 06.10.2008 года №106н.

Документы нормативной системы регулирования бухгалтерского учета в РФ (и Положение, и ПБУ 1/2008) устанавливают основу формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

В части формирования учетной политики действие этих документов распространяется на все организации, независимо от организационно-правовых форм.

В части раскрытия учетной политики позиции ПБУ 1/2008 распространяются на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично, согласно законодательству РФ (приказ Минфина РФ от 28.11.96 г. № 101 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами») либо по собственной инициативе.

При формировании учетной политики организаций, в состав которых входят структурные подразделения и филиалы, необходимо помнить об основном требовании ПБУ 1/2008 учетная политика должна быть единой для головной организации и для филиалов и структурных подразделений.

1.3 Сравнительный анализ изменений в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

Минюст России 27 октября 2008 года зарегистрировал приказ Минфина России - это приказ от 06.10.2008 № 106н, которым были утверждены Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) Рассмотрим содержание данных нормативных актов указанных в таблице 1 «Анализ изменений в ПБУ «Учетная политика организации»« (Смотреть приложение 1: «Анализ изменений в ПБУ «Учетная политика организации»).

Согласно пункту 2 приказа Минфина России от 06.10.2008 № 106н, приказ Минфина России от 09.12.1998 № 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету» «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 признается утратившим силу.

С какого момента, и какие организации должны прекратить пользоваться ПБУ 1/98 при разработке своей учетной политики и начать руководствоваться ПБУ 1/2008.

Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» не содержит специальной нормы, которая определяла бы, когда (а именно, в какой период отчетного года) должна быть утверждена учетная политика организации на очередной отчетный год.

Закон устанавливает, что «принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год» (пункт 4 статьи 6 Закона «О бухгалтерском учете»), определяя случаи, когда организация может изменить свою учетную политику.

Порядок утверждения приказа об учетной политике руководителем организации определялся ПБУ 1/98 и определяется ПБУ 1/2008.

Согласно пунктам 9 и 10 ПБУ 1/98, а также пунктам 8 и 9 ПБУ 1/2008, принятая организацией учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения «соответствующего организационно-распорядительного документа» (приказа об учетной политике).

Вновь созданная организация должна оформить избранную учетную политику соответствующим приказом до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Последний день действия ПБУ 1/98 - 31 декабря 2008 года. Следовательно:

1) Организации, получившие права юридического лица, до начала октября 2008 года, в 2008 году должны разработать и принять учетную политику в соответствии с нормами ПБУ 1/98. Ее положения могут быть изменены только в случаях, определяемых пунктом 4 статьи 6 Закона «О бухгалтерском учете». Приказ же об учетной политике на 2010 год эти организации должны формировать в соответствии с положениями ПБУ 1/2008, и сделать это они должны до 31 декабря 2009 года.

2) Организации, получившие права юридического лица в 2008 году, но уже после начала октября 2008 года, могут принять приказ об учетной политике в 2009 году (до даты истечения 90 дней с момента их государственной регистрации), руководствуясь нормами вступающего в силу с 1 января 2009 года ПБУ 1/2008, либо принять приказ об учетной политике на 2009 год в 2008 году, и тогда он должен будет соответствовать ПБУ 1/98. Приказ же об учетной политике на 2010 год эти организации также должны формировать в соответствии с положениями ПБУ 1/2008, и сделать это они должны до 31 декабря 2009 года.

3) Организации, получившие права юридического лица в 2009 году, должны формировать свой первый приказ об учетной политике, уже руководствуясь новым ПБУ 1/2008.

Если сопоставлять тексты ПБУ 1/98 и ПБУ 1/2008, то может показаться, что внесенные в новую редакцию изменения носят лишь уточняющий характер, однако это не так. ПБУ 1/2008 содержит ряд существенных новаций, трактовка которых может вызвать определенные сложности.

Порядок формирования учетной политики

Прежде всего, следует остановиться на определении ПБУ 1/2008 того, как должна формироваться учетная политика организации.

Пунктом 8 ПБУ 1/98 устанавливалось, что:

«При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету».

Аналогичная по содержанию норма, отраженная в пункте 7 ПБУ 1/2008, определяет, что:

«При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов».

Таким образом, в достаточно широком круге вопросов, решаемых приказом об учетной политике организации, ПБУ 1/2008 отсылает бухгалтера к тексту МСФО, фактически придавая им статус нормативных предписаний. Однако остается неясным, должны ли бухгалтеры пользоваться переводом МСФО (и если да, то каким) или использовать оригинальный текст стандартов на английском языке. А также, входит ли теперь в связи с этим в состав требований к бухгалтеру обязательное знание языка, на котором написаны МСФО.

Документальное оформление фактов хозяйственной жизни.

Согласно пункту 5 ПБУ 1/98, в приказе об учетной политике организации, в частности, должны были утверждаться: «формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности».

Новая редакция ПБУ 1 (пункт 4) устанавливает, что приказом об учетной политике должны определяться: «формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности».

Буквальное прочтение данной нормы может привести нас к выводу о том, что теперь в приказе об учетной политике будет необходимо отражать формы всех первичных документов, оформляющих факты хозяйственной жизни организации. Это совсем не так. В действительности новая редакция ПБУ 1 просто приведена в соответствие нормам Закона «О бухгалтерском учете».

Напомним, что согласно пункту 2 статьи 9 Закона «О бухгалтерском учете»:

«Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа;

2) дату составления документа;

3) наименование организации, от имени которой составлен документ;

4) содержание хозяйственной операции;

5) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

6) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

7) личные подписи указанных лиц».

Никаких иных требований к содержанию первичных документов Закон не содержит и, следовательно, любые иные требования к их содержанию, определяемые нормативными документами Минфина, являлись бы расширительным толкованием его предписаний.

Таким образом, речь в пункте 4 ПБУ 1/2008 идет о внутрифирменных требованиях к формам первичных документов, которые дополнительно к предписаниям статьи 9 Закона «О бухгалтерском учете» могут быть установлены руководителем организации. Их несоблюдение будет являться несоблюдением внутрифирменной дисциплины, но ни в коей мере (при условии соответствия требованиям пункта 2 статьи 9 Закона «О бухгалтерском учете») не лишит документы ни статуса первичных документов, которые можно принимать к бухгалтерскому учету, ни их правового статуса как определяющих права и обязанности лиц, формируемые конкретным фактом хозяйственной жизни.

ПБУ 1/98 устанавливалось, что последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету, то есть, являвшиеся инициативой организации, и «оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации» (пункт 21), должны отражаться в бухгалтерской отчетности «исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью».

При этом устанавливалось, что:

«при соблюдении указанного требования отражения последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному».

При этом ПБУ 1/98 не конкретизировало, какие именно данные подлежат корректировке, но отдельно оговаривало, что «указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности.».

А пункт 21 ПБУ 1/98 гласил:

«В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа».

Пунктом 22 ПБУ 1/98 определялось, что: «изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы».

Согласно пункту 15 ПБУ 1/2008: «последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от изменения законодательства или нормативных актов по бухгалтерскому учету, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно (это новый термин, определяющий фактически существовавший порядок - прим. автора), за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью. При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.».

Далее здесь следует также обратить внимание на содержание пункта 21 ПБУ 1/2008, в соответствии с которым: «в случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

- причину изменения учетной политики;

- содержание изменения учетной политики;

- порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

- суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

- сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, -до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом».

Таким образом, если бухгалтер, исходя из своего профессионального суждения, утверждает, что последствия изменения учетной политики могут быть оценены «с достаточной надежностью» и представлены в отчетности компании, они представляются ретроспективно, то есть, в этом случае статья «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и связанные с ней статьи (например, «Запасы») подлежат ретроспективной корректировке, начиная с показателей самого раннего периода, представленного в отчетности. Если же, согласно профессиональному суждению бухгалтера, этого сделать нельзя, новые положения учетной политики начинают применяться только к отражению фактов хозяйственной жизни, имевших место после вступления их (изменений) в силу, то есть перспективно, и ретроспективно (задним числом) в отчетности ничего не меняется.

Глава 2 Действующая система учетной политики в ООО «ОптТрейд»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «ОптТрейд»

Общество с ограниченной ответственностью «ОптТрейд» (далее по тексту Общество) создано гражданином Российской Федерации Ковалевым Юрием Николаевичем, далее именуются - Участник (учредитель), для осуществления, предпринимательской, производственной и хозяйственной деятельности, выполнения работ и осуществления услуг, предусмотренных предметом и основными задачами деятельности Общества, в целях удовлетворения общественных потребностей и получения его участниками максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления различных видов производственной, научно-технической и коммерческой деятельности, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.

Общество является юридическим лицом по российскому праву: имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиков в суде.

Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным Уставом Общества.

Общество в своей деятельности руководствуется настоящим Уставом, законодательством Российской Федерации и обязательными для исполнения актами исполнительных органов власти. Общество имеет круглую печать со своим наименованием, бланк, может иметь эмблему, свой торговый знак, зарегистрированный в установленном порядке, иную символику и средства индивидуализации.

Общество является самостоятельной хозяйственной единицей, действующей на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости, в т.ч. и валютных операций.

Юридический адрес Общества: 352387, РФ, Краснодарский край, город Кропоткин, Сетевая 8.

Местом нахождения Общества является место постоянного нахождения его органов управления и основное место его деятельности.

Общество отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

Учредители (Участники) Общества или собственники его имущества не отвечают по его обязательствам, а Общество не отвечает по обязательствам Учредителей (Участников) или собственников, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

Участники несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

При внесении вкладов не полностью Участники несут солидарную ответственность по обязательствам Общества в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из Участников.

Полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «ОптТрейд».

Сокращенное наименование: ООО «ОптТрейд».

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не несут ответственности по обязательствам Общества, равно как и Общество не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Единственным участником (учредителем) является Ковалёв Юрий Николаевич. В состав Общества могут быть приняты и другие участники.

Предметом деятельности ООО является:

- хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей в продукции и товарах народного потребления, выполнение иных работ и оказание услуг. Основными целями деятельности ООО является:

- насыщение внутреннего рынка товарами и услугами путем создания собственной производственной базы;

- получение в результате деятельности оптимального размера прибыли;

Для решения указанных задач Общество осуществляет следующие виды деятельности: финансовую, производственную; производство и переработку сельскохозяйственной продукции; оказание производственных услуг. Направление, формы и пути осуществления деятельности определяется Обществом самостоятельно.

Все виды своей деятельности Общество строит на основе договоров, заключаемых с контрагентами Общества. В рамках предоставляемых услуг Общество осуществляет:

- хранение и складирование;

- производство строительных металлических конструкций и изделий;

- деятельность агентов по оптовой торговле зерном;

- деятельность агентов по оптовой торговле семенами, кроме масличных;

- деятельность агентов по оптовой торговле масличными семенами и маслосодержащими плодами;

- деятельность агентов по оптовой торговле кормами для сельскохозяйственных животных;

- хранение и складирование зерна;

- хранение и складирование прочих грузов;

- организация перевозок грузов;

- исследование конъюктуры рынка;

- консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.

- автотранспортная деятельность по перевозке пассажиров и грузов, экспедиционному обслуживанию, погрузочно-разгрузочным работам, услугам по хранению грузов;

- иные виды деятельности.

Общество вправе осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством. Виды деятельности, требующие специального разрешения /лицензии/ осуществляются при наличии лицензии.

2.2 Существующая система бухгалтерского учета на предприятии ООО «ОптТрейд» в соответствии с учетной политикой

Организация бухгалтерского учета на любом предприятии должна строиться на нормативно-законодательной базе, а отраслевая специфика и другие особенности финансово-хозяйственной деятельности должны отражаться в распорядительном документе, который создают сами хозяйства, это учетная политика организации.

Основу учетной политики организации составляют совокупность способов и методов формирования финансовых показателей предприятия.

Это методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения факторов хозяйственной деятельности. Они неравнозначны и влекут за собой разные экономические последствия, как для хозяйствующего субъекта, так и для других пользователей учетной информации.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- способы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Организация составляет единую учетную политику для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета.

Все расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом оговариваются.

Положения учетной политики обязательны для исполнения всеми работниками ООО «ОптТрейд», ответственными за ведение бухгалтерского учета и налогового учета, подготовку первичных документов.

Ответственность за организацию исполнения настоящего приказа возложить на директора ООО «ОптТрейд» (Ю.Н. Ковалева).

Учет ведется в соответствии с допущениями и требованиями, установленными ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика целях бухгалтерского учета - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Установить, что в соответствии с пунктом 9 ПБУ 1/2008 учётная политика утверждается по предприятию в целом и избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, обязательны для исполнения всеми его структурными подразделениями с первого января года, следующего за годом утверждения.

Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ведется структурным подразделением - бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.

Организация ведет учет с использование компьютерной техники и компьютерных программ,

Организация использует рабочий план счетов, разработанный на основе типового плана счетов, утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2000г. №94н.

Налоговый учет ведется согласно требованиям ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль» и действующей редакции типового Плана счетов.

Организация формирует сводную отчетность на основании Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 30.12.1996 № 112.

Хозяйственные операции в бухгалтерском учете оформляются типовыми первичными документами, которые утверждены законодательно, а также по формам, разработанным предприятием самостоятельно.

Налоговый учет ведется в регистрах, разработанных предприятием на основе регистров бухгалтерского учета.

Документооборот осуществляется в соответствии со служебными обязанностями работников и их должностными полномочиями согласно требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Схема документооборота утверждена приказом по организации.

Сведения бухгалтерского и налогового учета составляют коммерческую тайну (за исключением тех сведений, которые не могут быть объявлены коммерческой тайной в соответствии с действующим законодательством).

Хранение учетной политики (бухгалтерской и налоговой) осуществляется:

в качестве отдельного документа - в течение пяти лет с момента составления.

Прочая документация хранится в общем порядке в соответствии с приказом по организации.

Организация оценивает основные средства следующим образом:

приобретенные путем оплаты денежными средствами - по фактической стоимости приобретения;

изготовленные в собственном производстве - по стоимости готовой продукции, определяемой в соответствии с требованиями статьи 319 НК РФ;

полученные по иным основаниям - по рыночной стоимости, определяемой в соответствии с требованиями статьи 40 НК РФ.

Оценка проводится единообразно для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета.

Основными средствами признаются объекты, соответствующие определению, данному в пункте 4 ПБУ 6/01«Учет основных средств» и имеющие стоимость, равную и более 20 000 руб. за единицу (пункт 5 ПБУ 6/01).

Признать инвентарным объектом отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Признать существенным отклонением по срокам полезного использования основных средств отклонение в размере превышающем 5%.

Объекты, вводимые в эксплуатацию законченным капитальным строительством, признаются в составе основных средств на дату подачи документов на государственную регистрацию при условии начала их эксплуатации (пункт 52 Методических указаний по учету основных средств). До момента государственной регистрации объекты числятся обособленно на отдельном субсчете к счету учета основных средств.

Объекты недвижимости, приобретенные по договорам купли-продажи, учитываются составе основных средств на дату государственной регистрации (пункт 52 Методических указаний по учету основных средств, статьи 551 ГК РФ).

Приобретенные объекты, находящиеся на складе, включаются в состав основных средств в момент передачи их со склада в эксплуатацию (пункт 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств). До этого объекты учитываются в составе вложений во внеоборотные активы.

Первоначальная стоимость объектов основных средств формируется в соответствии с требованиями нормативных актов по бухгалтерскому учету с учетом следующих особенностей. Общехозяйственные и иные аналогичные расходы, непосредственно относящиеся к расходам на приобретение основных средств, в случае, если сумма этих расходов не превышает 5% от стоимости соответствующего актива учитываются в составе прочих расходов.

Проценты по кредитам банков и иным заемным средствам, использованным на осуществление капитального строительства и на приобретение объектов по договорам купли-продажи, учитываются в составе прочих расходов (пункт 12 ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»).

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.