РУБРИКИ

Развитие малого бизнеса Японии. Практическая часть по БУ ВЭД

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Развитие малого бизнеса Японии. Практическая часть по БУ ВЭД

. Местные банки, расположенные в главных городах префектур;

2. Sogo banks, созданные на базе традиционных совместных кредитных компаний, их 68.

3. Shikhin banks - кооперативы, членами которых являются владельцы малых и средних предприятий, обслуживающие также и физических лиц. Причем на кредитование не членов таких кооперативов может выделяться не более 20% от общих объемов кредитов. [15]

Сегодня основные стимулы поддержки, действующие в США, близки к японским и определяются, прежде всего, занятостью рабочей силы, уровнем безработицы.

В «Законе о малом бизнесе США» говорится, что экономика страны, основанная на частном предпринимательстве и свободной конкуренции, обеспечивающая национальное благосостояние и безопасность страны, невозможна без развитого сектора МСБ, нуждающегося в постоянной поддержке.

В 1953 году в Соединенных Штатах была создана Администрация по делам малого бизнеса при президенте США (Small Business Administration - SBA), подчиняющаяся непосредственно главе государства и финансирующаяся за счет средств федерального бюджета. Она работает по нескольким основным программам:

1. Предоставляет кредиты из собственных средств тем предприятиям, владельцами которых являются ветераны вооруженных сил или представители национальных меньшинств, а также компаниям, расположенным в районах с высокой безработицей.

2. Дает государственные гарантии до 90% кредиторам малых предприятий, снижая тем самым их риски. Тем же компаниям, которые не имеют возможности получить кредиты через банк, SBA, в зависимости от срока, цели и размера займа, предоставляет гарантии на 75% от общей суммы займа (если она не превышает 750 тыс. долларов) и на 80% (не более 100 тыс.) сроком до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет - на основной. Причем процентная ставка не превышает 2,75 пункта размера займа.

3. Помогает в расширении и модернизации действующих малых предприятий. По этой программе предоставляются долгосрочные кредиты с фиксированной ставкой для покупки недвижимости, оборудования, технологий по гарантии со стороны SBA до 40% от общей суммы займа, не превышающей 1 млн. долларов. На нее выделяется около 19,6% от общего бюджета администрации.

4. Финансирует МП, которые создаются совместными усилиями двух и более компаний. А также выдает микрокредиты, зачастую бесприбыльные или невозвратные.

Из всех предприятий, получивших помощь от администрации, на плаву остается лишь 15%, а 85% из них разоряются в течение первого года. По мнению представителей SBA, успешные предприятия полностью восполняют вкладываемые средства. [27]

Как же поддерживается малый бизнес в России?

Развитие малого и среднего бизнеса в России служит укреплению экономического и инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в мире. Для России не менее важно, что развитие малого и среднего бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом политической стабильности.

Малые предприятия, являясь неустойчивой предпринимательской структурой, наиболее зависят от колебаний рынка и нуждаются в разносторонней государственной поддержке. В России государственная поддержка малых форм предпринимательства основана на системе льгот по налогообложению. [8]

Одной из важных проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые предприятия. Отрицательным является то, что союзы малых предприятий, а так же существующие немногочисленные социальные фонды не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Отсутствуют специальные банки, которые обслуживали бы малый бизнес. Все это вместе влияет на их конкурентоспособность по сравнению с другими предприятиями.

В настоящее время в России существуют различные организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы различные ассоциации малых предприятий, а так же Федерация поддержки и развития малого предпринимательства, существует Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий. Вместе с тем многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства реальной помощи предприятиям не оказывают, в основном из-за отсутствия средств. Малые предприятия нуждаются в информационном обслуживании, подготовке кадров, льготном банковском кредите и другой помощи. [21]

С целью финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства существуют прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем кредит на частном рынке ссудного капитала. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии до 90% заемного капитала. Таким образом, государство пытается заинтересовать частные банки, пенсионные фонды, страховые компании, торговые и промышленные корпорации в предоставлении капитала мелким фирмам.

Одной из форм государственной поддержки малых предприятий является обеспечение их госзаказом и предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых отраслях со слабо развитой промышленностью. [25]

Финансовая поддержка малого предпринимательства со стороны государства является основным направлением его развития. За последние годы происходило снижение финансовой поддержки малого бизнеса из федерального бюджета. В 2000 г. было выделено 100 млн. руб., в 2001 г. - 140 млн. руб., в 2002 г. - только 20 млн. руб. На 2003-2005 гг. принято принципиальное решение по выделению ресурсов на поддержку малого бизнеса из федерального бюджета в размере: 250, 350 и 450 млн. руб. [19]

В Российской Федерации в 2007 году в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса государство выделило из федеральной казны 2,5 млрд. рублей. [14]

Согласно ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Основными инструментами реализации государственной политики служат федеральные и муниципальные программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. [1]

В настоящее время принят ряд экономических и политических мер, направленных на развитие малого и среднего бизнеса в России:

1. Принят пакет антибюрократических законов, речь в которых идет об устранении административных барьеров для ведения бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне.

2. Внесен ряд поправок в Налоговый кодекс, изменена ставка налога на прибыль в сторону уменьшения с 35% до 24%.

Таким образом, развитие малого предпринимательства в различных регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно - как в региональном, так и в отраслевом разрезах. [23]

Отличительной чертой российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля “теневого” сектора (30-50% реального оборота субъектов малого предпринимательства составляет “теневой” сектор). [9]

В настоящее время развитию малого предпринимательства в России уделяется большое значение, так с 1 января 2008 года вступает в силу ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», который определил категории субъектов малого и среднего предпринимательства и установил основные формы их поддержки. В качестве обязательных форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, образующих инфраструктуру поддержки, Закон определил имущественную (передача во владение или в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, машин, инвентаря на возмездной и безвозмездной основах или на льготных условиях) и информационную (создание федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей для обеспечения субъектов малого бизнеса информацией о программах развития малого предпринимательства, финансово-экономическом состоянии, обороте товаров) поддержку. В качестве возможных форм поддержки Закон определил финансовую поддержку (за счет средств бюджетов субъектов РФ путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, а также за счет средств федерального бюджета), консультационную поддержку, поддержку в области подготовки кадров. [2]

Таким образом, система государственной поддержки Японии и США достаточно развита, но японская поддержка малого бизнеса признанна самой зрелой в мире. Примечательно, что попытки перенять японский опыт предпринимались и в России. Неоднократно проводились и различные семинары, конференции, в ходе которых пропагандировался опыт Японии. Однако никаких конкретных шагов в этом направлении не последовало, а инициативы так и остались инициативами, не воплощенными в жизнь. Государственная поддержка малого бизнеса США направлена на создание новых, расширение и модернизацию действующих предприятий. Поэтому, для нашей страны предпочтительнее было бы ориентироваться не только на опыт Японии, но и США, используя SBA - как пример создания высоко интегрированного и действенного государственного органа, обладающего достаточными ресурсами и полномочиями для эффективной поддержки и развития МСП в России.

3. Практическая часть по бухгалтерскому учету внешнеэкономической деятельности предприятия

3.1. Организация бухгалтерского учета внешнеэкономической

деятельности

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) предприятий, объединений и организаций является неотъемлемой частью их хозяйственной жизни и способна при её правильной организации стать источником значительных дополнительных доходов. [6]

Значительную долю во внешнеэкономической деятельности предприятия занимает внешнеторговая деятельность. Участниками внешнеторговой деятельности могут быть российские и иностранные лица. Ведение бухгалтерского учета ВЭД представлено на следующем примере.

Предприятие «Альянс», занимающееся ВЭД, получило аванс в размере 3000$ по курсу ЦБ РФ 1$ = 27,3 руб. от иностранного партнера. В течение месяца предприятие отгрузило товар. К дате отгрузки товара 1$ = 27,25 руб. Предприятие «Альянс» берет кредит у кредитной организации на покупку товара в размере 9000$ на 2 месяца под 11% годовых. Срок действия договора с 1.02.07 по 31.03.07 гг. Дата выдачи кредита 1.02.07 г. - 1$ = 27,25 руб. Отчетная дата 29.02.07 г.
- 1$ = 26,8 руб. Дата возврата кредита 31.03.07 г. - 1$ = 26,4 руб. Определить финансовый результат?

Таблица 5

Решение задачи по ведению бухгалтерского учета ВЭД

В ходе заключения экспортно-импортных операций бухгалтер произвел следующие проводки:

№ п/п

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Хозяйственные операции

1

2

3

4

5

1.

52/2

62

(3000$)

81900

Получен аванс от иностранного покупателя

2.

57

52/2

(1000$)

27300

Продажа валютной выручки

3.

52/1

52/2

54600

Перечислена выручка с транзитного валютного счета на текущий валютный счет

4.

91/2

57

27300

Получены денежные средства от проданной валюты

5.

51

91/1

27300

Перечислены денежные средства на расчетный счет

6.

91/2

76Б

(50$)

1365

Оплата банковских услуг

7.

76Б

51

1365

Перечислены денежные средства с расчетного счета за банковские услуги

1.02.07.

8.

62

90/1

81750

Отгружен товар

9.

62

91/2

150

Отражена положительная курсовая разница (прибыль)

10.

52

66

(9000$)

245250

Взят кредит у кредитной организации

29.02.07.

11.

91/2

66

(82,5$)

2211

Начислены % за пользование кредитом (1).

12.

66

52

2211

Оплата ежемесячных % за пользование кредитом

13.

66

91/2

4050

Отражена положительная курсовая разница (прибыль)

14.

60

52

(6000$)

160800

Перечислен аванс иностранному поставщику за товар

31.03.07.

15.

91/2

66

2178

Начислены % за пользование кредитом

16.

66

52

2178

Оплата %

17.

66

52

237600

Возврат кредита

18.

66

91/2

3600

Отражена положительная курсовая разница (прибыль)

19.

41

60

158400

Получен товар

20.

91/2

60

2400

Отражена отрицательная курсовая разница (убыток)

21.

91/2

99

4035

Получена прибыль от курсовой разницы

Вследствие проведенных бухгалтерских операций были открыты следующие счета:

Таблица 6

Сч.60 Сч.62 Сч.66

Д К Д К Д К

(6000$) (3000$) (9000$)

160800 158400 81750 81900 245250

2211 2211

2400 150 (241200)

4050

2178 2178

3600

237600

Сч.91 Сч.99

Д К Д К

2400 150 4035

1365 4050

3600

3765 7800

4035

- расчет ежемесячных % за пользование кредитом.

Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации используют счет 99 «Прибыли и убытки». Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов. По дебиту счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту - прибыли организации.

На счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного года отражаются:

- прибыль или убыток от обычных видов деятельности - в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»;

- сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц - в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»;

- суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, суммы причитающихся налоговых санкций - в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

При окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается.

При осуществлении внешнеторговой деятельности под экспортом или импортом товаров (работ, услуг) понимается вывоз или ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе или вывозе. [5]

На основании ПБУ 3/2006 “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте” для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежит пересчету в рубли. Для целей бухгалтерского учета указанный пересчет в рубли производится по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции. [3]

Для оформления и учета экспортных операций необходимо подготовить целый ряд документов:

1. Cправка о валютной операции. Справку оформляют каждый раз, когда валютная выручка поступает на счет экспортера;

2. Bнешнеэкономический контракт с иностранным партнером;

3. Грузовые таможенные декларации (ГТД) и международные транспортные накладные;

4. Паспорт сделки и коммерческий инвойс.

Основой для бухгалтерского учета экспортных торговых операций является контракт с иностранным покупателем на продаже экспортных товаров. Перечень первичной документации (счета-фактуры, спецификации, товарно-транспортные накладные, кредитные справки, банковские переводы) раскрывают содержание заключаемых контрактов. Аналитический учет экспортных операций товаров ведется по партиям в разрезе стран и контрактов. При отражении в учете экспортных операций особое место занимают таможенные платежи. По экспорту при прохождении российской таможни предусмотрены следующие таможенные платежи: экспортная пошлина, таможенный сбор за оформление, таможенный сбор за хранение.[5]

В соответствии с ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", ПБУ 6/01 "Учет основных средств" фактическая стоимость приобретенного имущества (в том числе по импорту) складывается из фактических затрат по его приобретению, в которую включается контрактная стоимость, транспортные расходы, расходы по страхованию, таможенные пошлины и прочие расходы по закупке и транспортировке. При оформлении товара на таможне уплачиваются импортная (ввозная) таможенная пошлина, таможенные сборы, НДС, акциз.

Чтобы импортировать товары, нужно оформить ряд документов:

1. Внешнеэкономический контракт с иностранным партнером;

2. Грузовые таможенные декларации;

3. Международные транспортные накладные;

4. При необходимости - лицензии, квоты и сертификаты;

5. Паспорт сделки.

Организация учета импортных операций зависит от условий контракта, характера содержания расчетов с иностранными поставщиками, как непосредственно между участниками сделки, так и через посредническую фирму.

Для организации ВЭД предприятие обязано открыть счет 52 «Валютный счет». Ведь именно на него будет зачислена экспортная выручка. Чтобы открыть валютный счет, как правило, требуются следующие документы:

- заявление об открытии валютного счета;

- нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации организации;

- карточки с образцами подписей руководителя (первая подпись), главного бухгалтера (вторая подпись) и оттиском печати;

- справка о постановке организации на учет;

- копия справки о присвоении организации статистических кодов;

- копия свидетельства из Фонда социального страхования о постановке на учет;

- справка из банка, в котором открыт расчетный счет. [13]

В то же время в добровольном порядке валюта может быть продана в любые сроки, удобные фирме. Денежные средства (рубли), полученные от продажи валюты, банк зачисляет на рублевый расчетный счет фирмы.

Если курс иностранной валюты меняется, в учете возникает курсовая разница. Курсовая разница - разница между рублевой оценкой актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату данного отчетного периода, и рублевой оценкой этого же актива или обязательства на дату принятия его к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату предыдущего отчетного периода. [3]

Неустойчивость российского рубля ведет к образованию как положительной, так и отрицательной курсовой разницы.

В связи с расширением границ экономической деятельности предприятиями России сотрудничества с иностранными партнерами, определение партнерских отношений с зарубежными банками появилась необходимость в регулировании организации бухгалтерского учета кредитов и займов, полученных предприятиями в иностранной валюте. Для этого используются счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». В пределах действия договора займа, заимодавец передает средства заемщику, а заемщик принимает их с условиями возврата в определенное время, а также выплатой % в сроки, оговоренные сторонами.

Также при осуществлении экспортно-импортных операций использовались счета 52 «Валютный счет», 57 «Переводы в пути», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки».

Таким образом, при осуществлении экспортно-импортных операций, выраженных в иностранной валюте, на валютном счете возникают курсовые разницы. Изменение курса валюты в значительной мере влияет на финансовый результат деятельности предприятия. Повышение курса иностранной валюты приведет к отрицательной курсовой разнице (убытку), а падение - к положительной курсовой разнице (прибыли), что скажется на финансовом результате предприятия. На основе примера, приведенного выше, можно сделать вывод, что предприятие «Альянс» при осуществлении экспортно-импортных операций получила прибыль от курсовых разниц в размере 4035 рублей.

3.2. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия

Внешнеэкономические операции хозяйствующего субъекта - неотъемлемая часть его коммерческой и финансовой деятельности.
Результатом внешнеэкономической деятельности должно являться получение прибыли конкретным предприятием. В процессе анализа ВЭД необходимо не только определить влияние результатов данной деятельности на финансовое положение организации, но и количественно оценить степень воздействия этого влияния на динамику его совокупных финансовых результатов.

В связи с этим в процессе анализа результатов ВЭД необходимо:

1. Дать оценку уровня и качества выполнения предприятием обязательств по контрактам с иностранными партнерами;

2. Проанализировать динамику ВЭД предприятия за отчетный и предшествующий периоды;

3. Оценить рациональность использования средств, привлеченных для выполнения обязательств по контрактам;

4. Оценить финансовые результаты ВЭД;

5. Проанализировать влияние результатов ВЭД на финансовое положение, платежеспособность и рентабельность предприятия.

Поскольку во внешнеэкономической деятельности предприятия наибольший удельный вес занимают процессы продвижения товаров либо от российских производителей к зарубежным покупателям (экспорт), либо от зарубежного партнера к российскому покупателю (импорт), то при проведении анализа ВЭД основной акцент делается на процессе формирования прибыли. [6]

При проведении анализа экспортных операций может быть использован весь инструментарий, которым оперируют при проведении аналитических процедур в торговле, учитывая при этом влияние изменений официальных курсов рубля к иностранным валютам. При проведении анализа импортных операций, то есть операций, связанных с покупкой у иностранного поставщика и ввозом на территорию РФ различных товаров, специфика анализа заключается в оценке динамики приобретения импортных товаров как в стоимостном, так и в натуральном исчислении, а также в определении влияния на объект изменений официального курса рубля к иностранным валютам и суммы таможенных платежей.

Эффективность ВЭД в общем виде определяется тем, что потребность предприятия в той или иной продукции удовлетворяется за счет затрат на производство других (экспортных) товаров, на валютную выручку от продажи которых закупаются нужные импортные товары.

Эффект определяется по формуле (2):

ЭВЭД = Зи - Зэ,

где Зи - затраты на закупку импортных товаров;

Зэ - затраты на производство экспортных товаров.

Отношение затрат по импорту к затратам на производство экспортных товаров определяет экономическую эффективность:

КВЭД = Зи / Зэ (3),

где КВЭД - показатель эффективности.

ВЭД будет экономически выгодной, если эффект является положительной величиной, а показатель эффективности больше единицы.

Одним из этапов анализа экспортных операций является оценка прибыли, полученной в результате их проведения. Тогда расчет величины может быть проведен по следующей формуле (4):

П = Nэ - Сэ - И,

где П - прибыль, полученная от экспорта;

Nэ - выручка от реализации экспортной продукции;

Сэ - себестоимость экспортной продукции;

И - издержки организации по проведению экспортной операции.

Специфика анализа импортных операций заключается в том, что объект импорта помимо таких факторов, как изменение физического объема и ассортимента поставок, испытывает влияние таможенных платежей и официального курса рубля к иностранным валютам. [6]

Рассмотрим методику оценки этих факторов на примере изменения курса рубля.

Пример. Предприятие для дальнейшей перепродажи покупает у зарубежного партнера товар по цене 6000$ за единицу. До момента получения товара организация получает по другому договору от покупателя 100%-ый аванс за этот же товар в сумме 170000 рублей за ед. В момент заключения договора купли-продажи с российским партнером курс ЦБ РФ составлял 1$= 26,8 руб., а в момент получения права собственности 26,4 руб. за 1 долл.

В процессе анализа определяем:

- планируемый рублевый эквивалент покупной стоимости импортной продукции на момент заключения договора с российским партнером:

6000 *26,8 = 160800 руб.;

- фактический рублевый эквивалент:

6000 * 26,4 = 158400 руб.;

- предполагаемую торговую наценку на единицу товара на момент заключения договора с российским покупателем:

170000 - 160800 = 9200 руб.;

- фактическую торговую наценку на единицу товара:

170000 - 158400 = 11600 руб.;

- изменение торговой наценки в результате изменения курса рубля к иностранной валюте:

11600 - 9200 = 2400 руб.

Учитывая то, что торговая наценка представляет собой сумму расходов предприятия, связанных с реализацией товара, плюс прибыль торгового предприятия, в данной ситуации возникла вероятность повышения прибыли. [6]

Таким образом, изложенные выше методические положения дают возможность рассчитать и в дальнейшем проанализировать в динамике экономическую эффективность внешнеторговых операций. Очевидно, что финансовая деятельность, как и торговая, может принести не только доход, но и убытки. Необходимость и обязательность проведения расчетов экономической эффективности являются доказательством обоснованности развития самостоятельной ВЭД предприятия на основе валютной самоокупаемости и самофинансирования.

3.3. Аудит внешнеэкономической деятельности

Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

При аудите экспортно-импортных операций аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является, а также следующими этическими принципами:

- независимость;

- честность;

- объективность;

- профессиональная компетентность и добросовестность;

- конфиденциальность;

- профессиональное поведение. [7]

Аудит начинается с установления взаимоотношений между аудиторской организацией и аудируемым лицом. Особенности аудита экспортно-импортных сделок связаны с их спецификой и системой бухгалтерского учета в Российской Федерации. Расчеты по ним относятся к категории валютных операций, в силу чего такие сделки, помимо гражданского законодательства, подлежат валютному и таможенному регулированию. Поэтому внешнеторговая деятельность экономического субъекта требует повышенного внимания со стороны внутреннего аудита.

На этапе предварительного планирования аудитору необходимо выявить внешние и внутренние факторы, способные повлиять на дальнейший процесс аудита экспортно-импортных операций.

На втором этапе планирования внутреннего аудита экспортно-импортных операций необходимо составить общий план проведения аудиторской проверки. [11]

Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

- деятельность аудируемого лица;

- системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

- риск и существенность;

- характер, временные рамки и объем процедур;

- координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы.

Подготовка и составление программы аудита являются заключительным этапом планирования аудита экспортно-импортных операций. В ходе проведения проверки экспортно-импортных операций аудиторам необходимо строго придерживаться разработанной программы аудита.

Источниками внутреннего аудита экспортно-импортных операций являются:

- законодательные акты, регулирующие как правила учета, налогообложения и аудита в целом, так и внешнеторговых операций в частности. Это Федеральные законы "О бухгалтерском учете", "Об аудиторской деятельности", "О валютном регулировании и валютном контроле", Закон РФ "О таможенном тарифе", а также ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", Правила (Стандарты) аудиторской деятельности:

- первичные документы, такие как счета-фактуры, накладные, товарные отчеты, авансовые отчеты, выписки банков;

- учетные регистры, такие как ведомости учета товаров, ведомости учета отгруженной экспортно-импортной продукции, журналы-ордера, книги покупок и продаж, главная книга;

- бухгалтерская и налоговая отчетность;

- внеучетные документы: внешнеэкономические контракты, грузовые и таможенные декларации.

41

Рисунок 2. Этапы внутреннего аудита экспортных операций

На первом этапе проведения внутреннего аудита экспорта и импорта необходимо проверить учетную политику предприятия на предмет закрепления методов и приемов, определяющих особенности ведения учета экспортно-импортных операций на данном предприятии. [11]

На втором этапе аудита экспортно-импортных операций предприятия согласно программе аудита необходимо проверить порядок формирования стоимости экспортируемых и импортируемых товаров.

Следующим этапом проведения внутренней аудиторской проверки может быть проверка определения сумм НДС, уплаченных по товарам. По данным счетов-фактур и платежных поручений следует определить суммы выставленного и уплаченного НДС по товарам.

Далее аудитору требуется проверить порядок отражения в учете предприятия выручки от реализации экспортируемых товаров и формирования коммерческих расходов, связанных с реализацией товаров на экспорт.

Проверка законности записей по счету 90 "Продажи" должна проводиться на основании первичных документов, подтверждающих отгрузку, переход права собственности и момент признания выручки. Такими документами для товара являются договоры с покупателем, отгрузочные, передаточные ведомости и перевозочные документы, подтверждающие выполнение экспортного контракта и перехода прав собственности на товар к иностранному покупателю.

Важным этапом проведения аудита экспортно-импортных операций является проверка операций по валютному счету. Так как условиями экспортного или импортного контракта оплата экспортируемой или импортируемой продукции чаще всего устанавливается в иностранной валюте, то аудитор должен проверить правильность отражения операции по поступлению и продаже валютной выручки в учете предприятия. Для этого следует провести формальную, логическую и арифметическую проверки записей по счетам 52/2 "Транзитный валютный счет", 52/1 "Текущий валютный счет", 57 "Переводы в пути" и 51 "Расчетный счет".

В первую очередь аудитору необходимо определить дату поступления валютной выручки и ее размер, соответствие указанных данных первичных документов данным выписок банка по валютному счету. [11]

В ходе продажи в учете могут возникнуть курсовые разницы по счетам 52/2 "Транзитный валютный счет", 52/1 "Текущий валютный счет", 57 "Переводы в пути" и 51 "Расчетный счет", поэтому аудитору необходимо проверить порядок отражения курсовых разниц в учете предприятия. Затем аудитору необходимо проверить полноту и своевременность отражения курсовых разниц в составе внереализационных доходов и расходов, для чего следует проверить записи по счетам 91/1-2 "Прочие доходы" и 91/2-2 "Прочие расходы".

Заключительным этапом проведения внутреннего аудита экспортно-импортных операций должна быть проверка подтверждения предприятия факта экспорта или импорта товара.

Аудитор должен убедиться, что налоговая декларация по НДС и все необходимые документы были представлены в налоговую инспекцию не позднее 180 дней с даты выпуска товара таможенными органами. [11]

Затем аудитор должен предоставить аудиторское заключение. В аудиторском заключении должно быть выражено мнение аудиторской организации о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица и порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ. Аудитор должен датировать аудиторское заключение числом, когда был завершен аудит, так как данное обстоятельство предоставляет пользователю основания полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на финансовую (бухгалтерскую) отчетность и аудиторское заключение события и операции, известные аудитору и возникшие до этой даты.

К аудиторскому заключению прилагается финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации относительно подготовки такой отчетности.

В заключение параграфа можно сделать вывод, что на сегодняшний день проведение аудита является доказательством достоверности финансовой отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ. Ведь степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Заключение

В настоящее время особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, которые играет большую роль в становлении и развитии экономике любой страны.

Успешное развитие в Японии наиболее уязвимой формы бизнеса - малого предпринимательства - во многом является результатом проводимой правительством активной экономической политики, направленной не на сохранение диктата государства и его мелочной опеки, а на создание стимулирующей экономической, политической и социальной среды. Представляется, что критическое изучение опыта Японии в этой области полезно при формировании малого бизнеса в России. При этом необходима целевая комплексная программа, предусматривающая разработку специального законодательства, разностороннюю государственную поддержку, а также поощрение инициативы и объединения усилий самих малых предприятий, деятельность которых может обеспечить нормальное функционирование рынка многих товаров и услуг.

Предприятия малого бизнеса вносят весомый вклад в развитие национальной экономики Японии, повышая ее гибкость, обеспечивают социальную стабильность и благосостояние широких слоев населения.

Возникновение широкого слоя МСП в Японии имеет исторические причины. Поскольку малый бизнес сфера подвижная, способная к мгновенной реакции на изменение внешних условий, не требует крупных капиталовложений и длительных сроков строительства, послевоенное восстановление экономики, где раньше господствовали монополистические объединения дзайбацу, сопровождалось быстрым ростом небольших фирм, поглощающих к тому же свободную рабочую силу, что смягчало остроту безработицы.

Сектор малого и среднего бизнеса в Японии и сегодня остается чрезвычайно активным и подвижным.

Также очень хорошо развита система государственной поддержки малого бизнеса в США. Сегодня основные стимулы поддержки, действующие в США, близки к японским и определяются, прежде всего, занятостью рабочей силы и уровнем безработицы.

Развитие малого и среднего бизнеса в России служит укреплению экономического и инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в мире. Если раньше развитию малого предпринимательства в России уделялось не достаточно внимания, то на сегодняшний день уже разработаны программы, направленные на улучшение развития и государственной поддержки малого бизнеса.

Малые предприятия в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик. Если в Японии доля работников занятых в малом бизнесе по отношению к общей численности занятых составляет 78%, в США - 53 %, то этот показатель в России равен всего 13 %, а доля малого бизнеса в ВВП Японии составляет 55%, в США - 52%, в то время как в России - 10-11 %. Таким образом, высокий уровень показателей как в Японии, так и США свидетельствует о том, что малый бизнес этих стран достаточно хорошо поддерживается как со стороны государства, так и со стороны администрации префектур, торгово-промышленных палат. В России же эти показатели отстают в 4-5 раз, что говорит о недостаточной поддержки государства.

Список литературы

1.
ФЗ «О государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88 - ФЗ от 14.06.1995

2. ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209 - ФЗ от 24.07.2007

3. ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

4. Лебедева И.П. Малый бизнес в Японии. - М.: Восток-Запад, 2004

5. Бархатов А.П. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007

6. Ионова А.Ф. Учет, налогообложение и анализ ВЭД организации. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

7. Гайденко В. Аудит признания доходов при экспортных операциях // Все для бухгалтера. - 2007. - №2

8. Каганова И. Поддержка малого бизнеса // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2007. - № 35

9. Миронов С. М. Лучшая поддержка бизнесу - не мешать // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2003. - № 3337

10. Попов М. В японском разрезе // Бизнес-журнал. - 17 дек. 2003

11. Попова Л.В. Программа внутреннего аудита бухгалтерского и налогового чета экспортных операций в торговле //Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. - 2006. - №4

12. Сорокин М.Ю. Банковское кредитование малого бизнеса в России // Банковское кредитование. - 2006. - № 3

13. Шилкин С.А. Все о валютных операциях // Главбух, 2006

14. Щукина С.А. Состояние и перспектива развития малого и среднего предпринимательства в России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2005. - № 6 (199)

15. Опыт поддержки малого и среднего предпринимательства некоторых развитых стран // Эксперт-Казахстан. - янв.2006. - № 1-3

16. Российский деловой портал информационной поддержки предпринимательства http: //www.allmedia.ru/

17. Портал аналитической поддержки малого предпринимательства Москвы http: //www.giac.ru/

18. Портал поддержки и помощи бизнесу http: //www.bishelp.ru/

19. http: //www.cir.ru/

20. http: //www.expert.ru/

21. http: //www. invur.ru/

22. http: //www. japantoday.ru/

23. http: //www.jcnn.ru/

24. http: //www.ncstu.ru/

25. http: //www.oneticket.ru/

26. http: // www.polpred.com/

27. http: //www.sba.gov/about sba/

28. http: //www.smallbiznes.net/

29. http: //www.stockmap.ru/

30. http: //www.vasilievaa.narod.ru/

Страницы: 1, 2


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.