![]() |
РУБРИКИ |
Развитие малого бизнеса Японии. Практическая часть по БУ ВЭД |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Развитие малого бизнеса Японии. Практическая часть по БУ ВЭДРазвитие малого бизнеса Японии. Практическая часть по БУ ВЭД41 Министерство образования и науки Российской Федерации Факультет управления, финансов и права Развитие малого бизнеса Японии. Практическая часть по бухгалтерскому учету внешнеэкономической деятельности предприятия Челябинск 2007 Оглавление Введение 1. Развитие малого бизнеса в Японии 1.1. Структура и особенности развития малого бизнеса Японии 1.2. Роль малого бизнеса в экономике Японии 1.3. Проблемы развития малого бизнеса в Японии 2. Система государственной поддержки малого бизнеса Японии 2.1. Политика стимулирования малого бизнеса Японии 2.2. Основные формы государственной поддержки малого бизнеса в Японии 2.3. Характеристика государственной поддержки малого бизнеса Японии, США и России 3. Практическая часть по бухгалтерскому учету внешнеэкономической деятельности предприятия 3.1.Организация бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности 3.2. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия 3.3. Аудит внешнеэкономической деятельности Заключение Список литературы 1.Развитие малого бизнеса в Японии1.1. Структура и особенности развития малого бизнеса ЯпонииВ современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. «Малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Причем термин «малый бизнес» принят в основном в англоязычных странах, а в Японии и Западной Европе чаще пользуются термином «малые предприятия».Япония по своему экономическому уровню стала первой страной капиталистического мира во многом благодаря развитию малых предприятий. В настоящее время в Японии число малых предприятий составляет 99% от общего числа предприятий. Сегодня в Японии 6,5 млн. предприятий - это малые предприятия. Занято на них 54 млн. человек, т.е. 80% всей рабочей силы Японии. Их доля в ВВП - около 55% (около 3 трлн. долларов), в капитальных вложениях - около 40%, а их доля в экспорте всей японской продукции составляет сегодня 15% (сразу после войны эта цифра была существенно выше). [26]В Японии отнесение предприятий к малым и средним осуществляется в зависимости от величины Уставного капитала и численности работающих. [4]Таблица 1Критерии отнесения предприятий Японии к малым
На долю малого предпринимательства приходится более 62% оптового и 78,5% розничного товарооборота. Существование такого широкого слоя небольших предприятий имеет определенные исторические корни. В первые послевоенные годы оккупационная администрация США распустила военно-промышленные концерны (дзайбацу), во многом повинные в милитаристских амбициях Японской империи. Свою роль здесь сыграло и нежелание крупного американского бизнеса ощущать в дальнейшем дыхание в затылок мощных японских конкурентов. В стране, таким образом, сохранились лишь мелкие и некоторые средние по размерам предприятия, избежавшие безжалостного грабежа основных фондов, проходившего под прикрытием лозунга о демонополизации. В Японии мгновенно возник острый товарный голод, утолить который могли лишь предприятия, не требующие наличия крупного первоначального капитала и длительных сроков строительства. Поэтому восстановление экономики сопровождалось быстрым ростом мелких и средних фирм. К началу 50-х гг. их насчитывалось в Японии уже более трех миллионов. Мелкий бизнес сыграл в то время и еще одну немаловажную роль, поглотив большое количество рабочей силы и тем самым, смягчив остроту послевоенной безработицы. [22] Затем, когда ускоренный экономический галоп не раз чередовался с томительным топтанием на месте в годы кризисов и депрессий, малый и средний бизнес сохранил свое особое место в хозяйстве страны. Во многом этому способствовало разделение труда между крупными и мелкими предприятиями. В стране была воздвигнута экономическая пирамида, в рамках которой немногочисленные промышленные гиганты утвердились как бы на плечах огромного количества мелких фирм. От вершины пирамиды к подножию протянулись многочисленные цепочки подрядных и субподрядных взаимоотношений (яп. «ситаукэ»). Система «ситаукэ» была выгодна и гигантам, избавленным от необходимости заниматься технологической мелочью, и малому бизнесу, получавшему стабильный поток «крошек» со стола крупных фирм. Огромное число мелких предприятий порождало острейшую конкуренцию за места в цепочках «ситаукэ» и тем самым давало заказчикам гарантию высокого качества, оперативности и дешевизны поставок по подрядам. И сейчас около 56% всех мелких и средних предприятий Японии в той или иной мере завязано в паутине цепочек субподрядов. Впрочем, система «ситаукэ» при всей ее важности для японской экономики отнюдь не исчерпывает предназначения малого бизнеса. Куда важнее то, что благодаря своей гибкости, пластичности он является как бы авангардом крупных сил наступающего японского предпринимательства. Изучение спроса товаров и услуг и молниеносное реагирование на любые изменения на рынке позволяют малым специализированным фирмам держаться на самом острие коммерческой атаки. Связанный с большим риском венчурный бизнес (пробное внедрение в производство новых научно-технических разработок) также представлен почти исключительно мелкими и средними фирмами. [22] Малые предприятия в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик. Если крупные предприятия определяют уровень научно-технического и производственного потенциала страны, то МСП, являясь наиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивают социально-экономическую стабильность развития. [17] Таблица 2 ¶ Таким образом, доля работников занятых в малом бизнесе, по отношению к общей численности занятых в странах с развитой экономикой (США, Германия, Япония) находится в пределах от 52 до 78 %, в то время как в России она составляет 13 % (отставания в 4-6 раз). Доля малого бизнеса в ВВП стран с развитой экономикой (США, Япония, Германия) составляет от 50 до 57 % , а в России всего 10-11 %. Сектор малого предпринимательства отличается повышенной динамичностью, гибкостью инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых производств и к генерации новых рабочих мест. Стремительный рост японской экономики - заслуга, прежде всего, малого и среднего бизнеса, давшего тогда стране более половины всех рабочих мест. Хорошо известно “японское чудо” и роль малого бизнеса в экономике Японии. Только в обрабатывающей промышленности страны функционирует около 6,5 млн. малых и средних предприятий, что составляет 99% от их общего числа. На них занято около 54 млн. человек (80% всех работающих). [22] Сектор малого и среднего бизнеса в Японии и сегодня остается чрезвычайно активным и подвижным. По сути, этот сегмент стал своего рода лакмусовой бумажкой всей японской экономики, первым сигнализируя о тенденциях, проблемах и структурных изменениях в хозяйстве страны. Так, по словам Хатио Ивасаки, главы японского Научно-исследовательского института малого бизнеса, «мелкому бизнесу уготована роль проведения 'гладких' структурных изменений в японской экономике и содействия дальнейшему стабильному экономическому развитию». [20] Какую же роль в национальной экономике Японии играет малый бизнес?¶ 85% населения Японии заняты в малом бизнесе. Всего в стране насчитывается более 6 млн. малых предприятий, при этом крупных всего 2,5 тыс. В Японии малыми предприятиями считаются компании, в которых работают не более 300 человек, с оборотом не более $1 млн. [29] По статистике у нас каждый год закрывается больше предприятий малого бизнеса, чем рождается. Правительство заинтересовано в помощи предпринимателям, потому что ощущает опасность для национальной экономики. В Японии 47 префектур. Если в одной из префектур местное управление чувствует, что в регионе не хватает каких-то товаров или услуг, то оно инициирует создание соответствующего направления на базе существующей компании и финансирует его из бюджета. На мелких предприятиях производятся около 55% ВВП и работает более 80% всех занятых в хозяйстве страны. Даже в такой передовой отрасли, как обрабатывающая промышленность, доля мелких и средних предприятий в общем объеме производства составляет около половины, а в численности занятых -- порядка 3/4.В других отраслях роль малого бизнеса еще значительнее. Так, например, в строительстве на мелких и средних предприятиях занято более 95% всех работающих в отрасли, на транспорте и связи -- более 85%, в оптовой и розничной торговле -- около 90%. Помимо производства значительной доли товаров и услуг малый бизнес выполняет ряд функций, чрезвычайно важных для поддержания динамизма японской экономики: - «ежедневно и ежечасно рождается капитализм», то есть происходит приток свежих сил в предпринимательскую среду; - сохраняется высоко конкурентная рыночная среда -- основа жизнеспособности экономики, которая противостоит тенденции к монополизации, свойственной крупным компаниям; - в силу своей гибкости и подвижности малые предприятия способны быстрее, чем крупные, перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми потребностями экономики и общества. [18] Мелкие и средние предприниматели Японии - основа среднего класса страны, которому свойственно консервативное сознание, отторжение радикальных перемен. Так что уже одним своим существованием мелкие и средние предприниматели (а их в Японии насчитывается более 7 млн. человек) способствуют поддержанию социально-политической стабильности. Кроме того, малые предприятия способствуют сглаживанию диспропорций на рынке труда и тем самым способствуют снятию социальной напряженности. [18] Одним из главных направлений развития мировой экономики является, как известно, глобализация. Япония -- один из наиболее активных участников процессов глобализации, и малый бизнес страны не остается в стороне от этих процессов. При этом в последние годы мелкие и средние предприятия не только расширяют объемы своих внешнеторговых операций, но и все активнее занимаются созданием предприятий за рубежом на основе прямых инвестиций (в первую очередь в Китае и странах АСЕАН). Большую помощь в этом оказывает государство. Например, полуправительственная организация Джетро (Японская организация внешней торговли) не только предоставляет мелким и средним фирмам всю необходимую информацию о состоянии мировых рынков, законодательной базе различных стран, их инвестиционном климате, но и организует выставки в Японии и за рубежом, проводит специальные лекции и семинары, организует поездки японских предпринимателей в разные страны мира. Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им. В заключении можно сделать вывод, что малые предприятия являются мощным регулятором экономики. Ведь малый бизнес в рыночной экономике - это ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество внутреннего национального продукта (ВНП), формирующий конкурентную среду, а также оперативного реагирующий на изменение конъюнктуры рынка. 1.3. Проблемы развития малого бизнеса в Японии Малый бизнес Японии достаточно хорошо развит и отложен. Однако развитие и функционирование малого предприятия в условиях рыночной экономике приводит к тому, что малый бизнес сталкивается с множеством трудностей. Ежегодно в Японии более 1 млн. человек заявляет о желании начать собственный бизнес, однако сделать это удается не всем. На возможность реализации предпринимательских устремлений влияют самые разные факторы. Прежде всего, это общеэкономическая конъюнктура. Так, в периоды быстрого экономического роста (конец 50?х-начало 60?х гг.) свой бизнес смогли наладить примерно две трети всех желающих, а вот в период экономической депрессии 90?х -- только около трети. [20] Разнообразием отличаются как сфера деятельности, так и возрастной и образовательный состав потенциальных бизнесменов. Около 80% японских предпринимателей имеет полное среднее образование, в том числе 20% -- высшее. Примерно половина всех начавших новое дело -- люди до 40 лет, около четверти -- 40?50 лет и столько же -- люди старше 50 (причем половина из них уже перешагнула 60?летний рубеж). Кстати, доля последних (как и число женщин) в среде новых японских предпринимателей постоянно растет. Эти тенденции во многом обусловлены быстрым старением японского общества. Поэтому в стране прилагаются особые усилия для содействия занятости именно лиц пенсионного возраста, тем более что большинство из них вынуждено выходить на пенсию по возрасту (в 60 лет), хотя имеют хорошее здоровье и желание работать. Кроме того, уходя на пенсию, японцы получают пособие, равное нескольким годовым окладам, и оно нередко становится первоначальным капиталом для открытия собственного бизнеса. Одной из важнейших трудностей является наследование малого бизнеса. Особенно это касается совсем небольших предприятий. Львиная доля всех малых компаний - это семейные фирмы. Последние годы прослеживается тенденция оттока молодых специалистов в крупные города страны, где они устраиваются по найму в крупные компании. Многие такие специалисты - наследники небольших предприятий. Эти предприятия в итоге оказываются вынуждены закрыться, потому что престарелые родители не могут найти преемника своего бизнеса и сами уже не могут заниматься компанией из-за возраста. Именно поэтому в Японии умирают больше малых предприятий, чем рождаются. С государственным регулированием у малого бизнеса проблем практически нет. Единственная трудность - это оформление документов для возможности поучаствовать в правительственных программах поддержки и получить государственные дотации. В остальном ситуация благоприятная. Система налогообложения - гуманна, налоги бизнесмены платят с прибыли. Получение лицензий и разрешений на определенные виды деятельности не требует серьезных временных и денежных затрат. Правительство помогает компаниям расширить географию сбыта и выделяет деньги на деловые миссии в другие страны. [29] Основная проблема, с которой сталкивается японский малый бизнес сегодня - дефицит финансов. Прежде всего, это обусловлено высоким уровнем цен на землю. Постоянно растет и размер стартового капитала, что обусловлено необходимостью закупки дорогого оборудования. Кроме того, по данным опроса, проведенного Национальной федерацией ассоциаций мелкого бизнеса Японии, предпринимателей сильно беспокоят такие проблемы, как снижение спроса и падение уровня продаж (67,2% опрошенных), растущая конкуренция (47,1%), жесткие условия контрактов для подрядчиков и субподрядчиков, диктуемые крупными корпорациями (21,6%). [20] Свои выкладки приводит Научно-исследовательский институт малого бизнеса Японии. По оценке его специалистов, растущая конкуренция (прежде всего со стороны других азиатских стран), перенос производственной базы за рубеж, структурные изменения в спросе, а также долгосрочная зависимость от «родительских» компаний (корпораций) стали серьезными препятствиями для развития среднего и мелкого предпринимательства. А как довесок к этому пакету проблем отмечается еще и уменьшение численности, а также старение кадрового состава. В качестве одного из вариантов решения этих проблем в Японии сейчас рассматривается стратегия расширения «горизонтального» сотрудничества и создания «горизонтальных» сетей. Подобная модель кооперации предполагает обмен между малыми предприятиями управленческими ресурсами, техническими и управленческими ноу-хау. А чтобы не усиливать конкуренцию, делать это предлагают фирмам, действующим в разных отраслях. Причем речь идет даже о проведении совместных Research & Development исследований с целью создания и выведения на рынок новых товаров и услуг. Такая методика, конечно же, имеет ряд преимуществ, однако она требует создания качественно новой инфраструктуры, в том числе организационной, а также жесткого контроля уровня управления и административных затрат во вновь создаваемых организациях. Таким образом, несмотря на проблемы, в целом японская модель функционирования и развития мелкого бизнеса может считаться почти образцовой, а японская система поддержки предпринимательства уже признана одной из самых всеобъемлющих и зрелых в мире. 2. Система государственной поддержки малого бизнеса Японии 2.1. Политика стимулирования малого бизнеса ЯпонииМировой опыт свидетельствует, что при становлении рыночных отношений особенно нуждается в государственной поддержке малый бизнес. Об этом говорит и практика Японии, в хозяйстве которой мелкие предприятия играют важнейшую роль, на их долю приходится 90% общего числа компаний, около 55 % реализованной продукции и 80% численности занятых в промышленности. Однако, «светлые» перспективы в будущем малого бизнеса не способны обеспечить его выживаемость в условиях рынка. Малая кредитоспособность, отсутствие первоклассных инженерных и рабочих кадров из-за неспособности обеспечить им зарплату на уровне крупных предприятий, ограниченные производственные мощности, гроши, которые можно позволить выделить на НИОКР, - все это заставляет мелкие предприятия постоянно балансировать на грани краха. Но ситуация в малом бизнесе могла быть и еще хуже, если бы японское правительство не пришло на помощь. Ведь «малый бизнес - неотъемлемая часть японской экономики, и состояние его здоровья самым прямым образом сказывается на самочувствии всего экономического организма страны». Система государственной поддержки малого бизнеса в Японии чрезвычайно развита и очень хорошо отложена. В послевоенные годы в Японии сформировалась развитая правовая система, направленная на поощрение малого предпринимательства, которая постоянно совершенствуется. Еще в 1948 году в стране было создано Управление мелких предприятий как центральный правительственный орган, ответственный за разработку и проведение политики в этой области. Тогда же была создана и сеть государственных финансовых учреждений, которые предоставляют малым предприятиям льготные кредиты под определенные цели (например, на освоение новой технологии, энергосбережение, модернизацию оборудования). В 1963 г. правительство добилось принятия Основного закона о МСП, направленного на осуществление комплексной государственной политики по всем касающимся их вопросам. Государство должно обеспечивать условия, при которых МСП имели бы возможность развернуть свою деятельность в качестве полноправных участников рыночной конкуренции, устранить недостатки в области конкурентоспособности, обусловленные малыми организационными формами хозяйствования. С 1964 г. власти регулярно публикуют "Белую книгу по МСП". В последующие годы наряду с продолжением политики модернизации МСП усиливается внимание правительства к повышению квалификационного уровня их работников, внедрению компьютерной техники. Это нашло отражение в Законе о временных мерах по техническому совершенствованию МСП (1985 г.) и ряде других правительственных постановлений. [30]Сегодня же Японская система поддержки предпринимательства представляется наиболее зрелой. Правовое положение малых предприятий в Японии регулируется системой специальных законов о статусе малого предприятия и льготах для него (всего 12), а также положениями о льготах для малых фирм в налоговом, внешнеторговом и отраслевом законодательствах. Имеется также специальный закон, регулирующий субподрядные отношения и входящий в систему антимонопольного законодательства. Правовой статус данных фирм регулируется Коммерческим кодексом (закон о предприятии). В Японии сложились четыре центра проведения политики стимулирования малых предприятий: - центральное правительство (разрабатываются программы, связанные с предоставлением ссуд и займов, налоговых льгот); - местные органы власти (кредитные гарантии и страхование); - крупный бизнес; - самостоятельные объединения мелких предприятий. Стимулирование проводится на всех этапах развития старых и особенно новых малых и средних предприятий: регистрации, становления, роста. Для этого используется система разнообразных экономических рычагов: льготные займы и кредиты (общие и целевые), различные налоговые льготы, техническая и консультационная помощь, информационно-компьютерное обслуживание, подготовка кадров и прочее. Центральные и местные органы власти поощряют становление и развитие компаний малого бизнеса при помощи кредитных гарантий, налоговых льгот, предоставления субсидий и займов. Примечательно, что в стране созданы и соответствующие государственные структуры по гарантированию займов для небольшого бизнеса и по их страхованию. Специальная госкорпорация готова покрыть часть ущерба кредитора, если мелкий предприниматель не в состоянии вернуть полученную ссуду. [28]В подавляющем большинстве случаев (80%) субсидии предоставляются исключительно на научно-технические программы, в том числе:- подъем технического уровня производства малых предприятий;- совершенствование производственных технологий в легкой и пищевой промышленности;- разработку совместно с университетами и НИИ новой наукоемкой продукции. [12]Займы под льготные проценты предоставляются на осуществление следующих проектов:- разработку принципиально новых технологий и видов продукции;- возрождение малых предприятий для развития экономики отдельных регионов;- содействие технической и производственной кооперации среди предприятий малого бизнеса.При Министерстве внешней торговли и промышленности Японии действуют три специализированных учреждения, которые занимаются оказанием финансовой помощи малым и средним предприятиям: Финансовая корпорация малого бизнеса, Национальная финансовая корпорация, а также банк Соко-Чукин, специально учрежденный государством для финансирования кооперативов малых и средних предприятий, а также организаций, созданных этими кооперативами. [12] Государственная политика содействия малым и средним предприятиям включает следующие направления: - обеспечение конкурентоспособности путем выделения субсидий и ссуд - прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функционирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных займов; - поощрение структурной перестройки, модернизации хозяйственной деятельности, улучшения условий труда, содействие торговле; - сбор и анализ информации об экономических показателях и технической оснащенности малых и средних предприятий для оценки эффективности господдержки.Существующая в Японии система финансирования малого бизнеса гарантирует предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной власти, при необходимости -- с привлечением частных кредитных учреждений. [18]Финансовая поддержка технического перевооружения производства осуществляется за счет выделения ссуды из местного бюджета и реализации оборудования в рассрочку или предоставления его в наем арендодателями префектур.Широкое распространение получило выделение субсидий, покрывающих до 50% затрат, на создание центров повышения технического уровня малых и средних фирм, консультирование, повышение квалификации технических работников. Неотъемлемый элемент японской системы финансирования малого бизнеса - это компенсация затрат, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 расходов на повышение квалификации работников. Японская система предпринимательства на государственном уровне держится на четырех структурных направлениях. Во-первых, это всякого рода специализированные государственные учреждения: - главное управление поддержки МСП; - префектурные органы МСП; - государственная корпорация развития МСП; - всеяпонский региональный центральный комитет МСП; - японские и региональные торгово-промышленные палаты.Второй блок - это финансовые гарантии и финансовая помощь: - финансовая корпорация (59 филиалов); - национальные финансовые корпорации (102 филиала); - центральный банк торговой и промышленной кооперации (117 филиалов); - корпорация страхования кредитов МСП; - префектурные общества страхования кредитов (52 филиала). Все эти институты работают на общегосударственном и региональном уровнях. [26]Третье направление - что обеспечение малых предприятий подрядными работами через ряд ассоциаций по развитию подрядных работ, а также информационное обеспечение малого бизнеса, которое выполняет всеяпонский центр содействия информатизации малых и средних предприятий и региональные центры информатизации.Четвертый элемент японской системы поддержки малого бизнеса - система законодательного обеспечения. Она включает целый комплекс законов, которые были приняты в послевоенный период, но не сразу, не единовременно, а вводились постепенно, начиная с закона об учреждении Государственного управления по поддержке МСП и далее: - система погашения займов МСП; - закон о содействии модернизации МСП; - система консультаций по инвестированию ими средств за рубежом. Важно подчеркнуть - речь идет не об единовременно действующих законах. Некоторые из них уже перестали существовать, заменены другими. Как только в Японии начинается рост безработицы в строй вступают очередные новые законы, содействующие малому и среднему предпринимательству. [26]Таблица 3 Характерные для Японии меры финансово-кредитной поддержки малого бизнеса
Страницы: 1, 2 |
|
© 2008 |
|