РУБРИКИ

Основы экономического анализа и аудиторской деятельности

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Основы экономического анализа и аудиторской деятельности

p align="left">Аудиторская проверка включает:

1) изучение и оценку системы бухучета клиента;

2) оценку эффективности системы внутреннего контроля;

3) проверку соблюдения нормативных актов при проведении аудита;

4) аудит оценочных значений в бухгалтерском учете;

5) налоговый аудит.

Аудиторская организация обязана достичь понимания системы бухучета путем внимательного всестороннего изучения его организации и документооборота клиента, описать эту систему и проанализировать сильные и слабые стороны. При изучении системы бухучета устанавливают ее соответствие действующим нормативным актам и адекватности масштабам деятельности экономического субъекта.

Оценка эффективности системы внутреннего контроля осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита». Все этапы оценки системы внутреннего контроля фиксируются в рабочих документах аудитора.

Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита предусматривает проверку соответствия совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций действующем законодательству для того, чтобы получить достоверную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.

Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете составляет одну из направленностей аудиторской проверки. Он означает проверку исчисления руководством экономического субъекта значения показателей бухгалтерской отчетности, допустимые в соответствии с правилами бухгалтерского учета при невозможности определения точных значений. В ходе такой проверки аудиторская организация должна получить достаточные аудиторские доказательства того, что оценочные значения являются достоверными в данных обстоятельствах и при необходимости содержат соответствующие пояснения.

Проведение налогового аудита проводится с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты налогов и иных платежей в бюджеты различных уровней.

На предприятиях, которые применяют компьютерную обработку информации, производится проверка оценки учета среды компьютерной и информационной системы, а также проверочные процедуры, позволяющие удостовериться, что все бухгалтерские операции должным образом автоматизируются и отражаются в учете своевременно и без ошибок.

При проверке системы компьютерной обработки данных аудиторская организация руководствуется правилом (стандартом) «Аудит в условиях компьютерной обработки данных».

47. Аудит учредительных документов и формирования уставного

капитала

Объектами аудита являются учредительные документы организации, а также те, которые согласно Федерального Закона РФ “О бухгалтерском учете” от 21.11.96г. №129-ФЗ служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (для проверки учета вкладов в уставный капитал).

Организации осуществляют свою деятельность на основании устава, утвержденного собранием учредителей и зарегистрированного в установленном порядке. В уставе организации закрепляются ее функции, структура, капитал, порядок реорганизации и ликвидации, формулируются принципы бухгалтерского учета и контроля.

В процессе проверки следует обратить внимание на наличие свидетельства о государственной регистрации, в т.ч. новой редакции устава и учредительных документов (в случае внесения изменений), лицензий на отдельные виды деятельности, подлежащие лицензированию в обязательном порядке.

В ходе проверки учредительных документов определяется перечень хозяйственных операций, для осуществления которых создан данный экономический субъект.

В программе аудиторской проверки по данной тематике целесообразно рассмотреть следующие вопросы: 1) Предмет деятельности клиента. 2.) Перечень хозяйственных операций, проведенных экономическим субъектом за проверяемый период.3) Наличие лицензий и разрешений на занятие лицензируемыми видами деятельности. 4.) Виды счетов, открытых в банках. 5.) Своевременность и правильность внесения в учредительные документы всех изменений. 6.) Структура управления 7.) Правильность расчетов с учредителями по взносам в уставный капитал и расчетов с учредителями.

Источниками информации служат учредительные документы, лицензии, приказы, первичные учетные документы, используемые при оформлении хозяйственных операций по соответствующим объектам учета.

Целью аудиторской проверки уставного капитала является формирование мнения о достоверности данных показателей бухгалтерской отчетности, отражающих состояние уставного капитала, и соответствии методологии его учета нормативным актам.

Работу целесообразно начинать с проверки юридического статуса и права осуществления уставных видов деятельности, состава учредителей (участников), структуры и управления организации, а также финансовых возможностей для достижения поставленных целей деятельности. Проверка учредительных документов, учетных и отчетных данных о формировании уставного капитала осуществляется по следующей программе: проверка наличия и формы учредительных документов; соответствие содержания учредительных документов требованиям законодательных и нормативных актов; полнота и соблюдение сроков внесения уставного капитала; проверка денежной оценки стоимости имущества, вносимого учредителями в оплату акций при учреждении акционерного общества; проверка налогообложения средств, переданных в уставной капитал организации ее учредителями; проверка законности видов деятельности; соответствие размера уставного капитала данным учредительных документов и законодательству РФ; полнота и правильность формирования уставного капитала; соблюдение законодательно установленных сроков для окончательных расчетов по оплате уставного капитала; оценка правильности отражения в учете формирования уставного капитала; установление реальности внесения сумм в уставной капитал; обоснованность изменений величины уставного капитала.

Для выполнения поставленных программой задач анализируются следующие источники: основные законодательные и инструктивные документы, регулирующие правовой статус организации, вопросы формирования и учета уставного капитала; учредительные документы; бухгалтерская отчетность; регистры синтетического и аналитического учета уставного капитала; первичные документы по формированию уставного капитала.

48. Аудит системы управления организацией

Процессу постановки системы управления или внедрению управленческих решений предшествует комплексная диагностика, включающая оценку текущей стратегии предприятия, структуры управления компанией - административного подчинения и функционального взаимодействия, информационных и документарных потоков.

В ходе диагностики осуществляется анализ отдельных подсистем выполнения ключевых функций управления - стратегического и оперативного планирования, контроля и учета за реализацией планов, распределения финансов и учета движения денежных средств, реализации закупок и продаж, осуществления кадровой политики и т.д.

Выбор направлений диагностики определяется целями проекта и задачами, которые стоят перед компанией на данном этапе ее развития.

Аудит системы управления является стандартным этапом, с которого начинается выполнение работ по оптимизации или реорганизации существующей системы управления Компанией или ее отдельных элементов (подсистем управления). Диагностика текущего состояния дел в системе управления позволяет более точно выявить существующие проблемные зоны в механизмах управления Компанией, выделить приоритетные направления оптимизации и выбрать наиболее адекватные способы решения проблем.

При проведении управленческого аудита решаются следующие задачи:

Во-первых, оценивается текущая стратегия предприятия, включая положение на рынке, целостность и системность поставленных стратегических целей, понимание их руководителями и сотрудниками, применение в оперативном управлении, контроль за их реализацией.

Во-вторых, оценивается технология управления процессами производства и реализации каждого продукта/ услуги Компании (далее в тексте для обозначения данных процессов используется термин "бизнес-процесс"). Оценка технологии включает анализ того, как осуществляется управление бизнес-процессами: анализ потребительских свойств продукта, его проектирование, приобретение комплектующих, производство, контроль качества, реализация и послепродажное сопровождение.

В-третьих, оценивается технология выполнения ключевых функций управления Компанией в целом, включая функции анализа рынка, стратегического и оперативного планирования, контроля и учета за реализацией планов, распределения финансов и учета движения денежных средств, проведения кадровой политики и т.д.

Следующим шагом, проводится оценка структуры управления компанией, т.е. взаимосвязь между процедурами, которые составляют бизнес-процессы и ключевые функции управления. В ходе оценки анализируется модель управления, четкость разделения на функциональные и профитные подразделения, структура административного подчинения и функционального взаимодействия, схема информационных потоков, а также их соответствие стратегии и модели управления.

В результате оценки процедур (бизнес-процессов и ключевых функций) и структуры управления, а также их соответствия стратегии и модели управления составляются рекомендации по изменениям в процедурах и структурах, которые следует осуществить для повышения эффективности менеджмента предприятием

Проводится экспертная оценка численности подразделений, которая должна быть достигнута при внедрении изменений в процедурах и структура.

При проведении управленческого аудита используются стандартные методы экспертного консультирования: установочные и экспертные интервью, анализ документов, сбор данных, формализованное описание процедур, построение схем и моделирование бизнес-процессов и ключевых функций. Данные методы базируются на технологии структурного анализа и проектирования (SADT - Structured Analysis and Design Technique - методология описания больших систем, которая позволяет эффективно анализировать и проектировать деятельность коммерческих и производственных организаций).

49. Аудит расчетов

АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ

Расчеты между поставщиками и покупателями осуществляются, как правило; безналичным путем платежными поручениями, аккредитивами, платежными требованиями-поручениями, чеками, а средства со счетов фирмы списываются по распоряжению владельца счетов. Форма расчетов плательщиком и получателем средств определяется договором или соглашением. Организации - участники договора по общему соглашению могут проводить зачеты взаимной задолженности, минуя банки. В этом случае в банк представляется поручение, чек на незачтенную сумму. Практикуются также бартерные сделки. Допускаются, кроме того, наличные расчеты с покупателями в пределах лимита наличных расчетов, установленного законодательством.

При проверке, прежде всего, необходимо установить, имеются ли в наличии все договоры на поставку продукции, зарегистрированы ли эти договоры в журнале регистрации договоров и гарантийных писем.

Расчеты с покупателями за реализованную продукцию (работы, услуги) учитывают на активном балансовом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Источниками информации, кроме указанных юридических документов, являются расчетно-платежные документы, журнал-ордер №11, акты инвентаризации расчетов, Главная книга, бухгалтерский отчет организации. При проверке безналичных расчетов аудитор должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов, а в ряде случаев - провести встречные сверки в банке или в организации, с которой были осуществлены расчеты. Особое внимание следует уделить расчетным операциям по чекам, аккредитивам или с использованием векселей. Проверяя расчеты с покупателями с использованием векселей, необходимо обратить внимание на своевременность и правильность отражения вексельного процента по полученным векселям. Кроме того, необходимо определить причины неплатежей, если имеются факты просроченной дебиторской задолженности, нет ли пропусков срока исковой давности.

Путем прослеживания и арифметической проверкой необходимо установить: правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), использования наценок (скидок, накидок); нет ли умышленных расчетов с покупателями ниже себестоимости отгруженной продукции при бартерных сделках, взаимозачетах, расчетов с использованием чеков, аккредитивов, векселей.

Необходимо также проверить правильность ведения аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о реальной задолженности по расчетам с покупателями, обеспеченной векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными в банках, по которым денежные средства не поступили в срок). Проверяется правильность составления корреспонденции счетов со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; соответствие записей аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» записям в оборотной ведомости, Главной книге, балансе. При проверке расчетов с покупателями можно применить также аналитические процедуры, логический, нормативный и научный анализ.

АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

Цель аудита - установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом, действующим в РФ в проверяемом периоде, нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

Основные задачи аудита:1) оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности;2)оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;3)оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;4) проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;5) проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.

Планирование и программа аудита. Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования - организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.

Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности, где предусмотрено, что планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Программа аудита оплаты труда содержит информацию об организаторе-заказчике, сроках проведения и состоит из следующих пунктов:1) аудит оформления первичных документов;2) аудит системы начислений заработной платы;3) аудит обоснованности применения льгот и удержаний из заработной платы;4) аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета;5) аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды.

При проведении аудита оплаты труда основными документами проверки являются:

1) приказы о приеме на работу; 2) коллективный договор; 3)табель использования времени; расчетно-платежные ведомости; 4) кассовые ордера; книга депонированной заработной платы; 5) личные карточки; 6) приказы руководителя и заявления работников на выплату пособий; 7) листки нетрудоспособности; 8) путевки на санаторно-курортное лечение; 9) сведения о полученных доходах работников; 10) журналы-ордера № ,10,10/1,10а, 12; 11) ведомости № 12,13,13а, 15,18; 12) исполнительные листы; Главная книга; 13) договоры на обучение, акты о выполненных работах; 14) отчетные декларации по расчетам с органами социального страхования и обеспечения.

АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ

Перед началом основной проверки расчетов с подотчетными лицами аудитор должен составить примерную программу изучения документов в зависимости от состояния данного раздела учета на предприятии. Для сбора информации при составлении программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами можно использовать опрос, его результаты могут создать определенное мнение у аудитора. Для выявления каждого из возможных нарушений или злоупотреблений разработан определенный набор контрольных процедур. Проверка документов по расчетам с подотчетными лицами по форме осуществляется аудитором с использованием специальной карточки.

При тестировании документов на наличие ошибок аудитору достаточно выявить пять одинаковых нарушений, чтобы сделать вывод о значительном распространении данной ошибки. Дальнейший поиск таких несоответствий можно опустить. Для проверки правильности отражения операций по расчетам с подотчетными лицами аудитор контролирует арифметическую точность и отслеживает взаимоувязку данных аналитического и синтетического учета. Взаимоувязка аналитических и синтетических данных учета будет зависеть от формы ведения учета на предприятии.

При проверке авансовых отчетов необходимо обратить внимание на:

1) наличие приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку с указанием цели командировки, страны пребывания и сроков командировки;

2) правильность возмещения командировочных расходов (суточные, квартирные, стоимость проезда);3) наличие командировочного удостоверения с отметками в месте пребывания в командировке;4)правильность и своевременность составления авансовых отчетов;5) правильность возмещения затрат на хозяйственные нужды;6) наличие оправдательных документов;7) полнота и своевременность сдачи в кассу остатка подотчетной суммы;8)правильность возмещения затрат на представительские расходы; 9) правильность возмещения затрат при краткосрочных загранкомандировках.

Приступая к проверке расчетов с подотчетными лицами, аудитор должен сначала проверить:1)кто ведет учет расчетов с подотчетными лицами;2) имеется ли в наличии нормативная база для работы бухгалтера;3) кому подотчетен данный бухгалтер и кто его проверяет по исполняемой работе;4) имеется ли утвержденный руководителем организации список подотчетных лиц.

Далее необходимо сверить остатки сумм по счету 71«Расчеты с подотчетными лицами» в журнале-ордере № 7, Главной книге и балансе организации на первое число последнего месяца перед датой проведения проверки. При наличии расхождений выявить их причины.

Основные нарушения в области расчетов с подотчетными лицами могут быть классифицированы следующим образом:1)нарушение порядка выдачи подотчетных сумм;

2) нарушения при оформлении командировочных расходов;3)нарушение порядка налогообложения при оформлении командировочных расходов;4)нарушение при приобретении материальных ценностей, оплате работ, услуг подотчетными лицами;

5)нарушение порядка учета представительских расходов;6) нарушения порядка ведения синтетического учета расчетов с подотчетными лицами.

АУДИТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Виды кассовых операций включают в себя выдачу средств:1) на оплату труда;) на социальные цели;) подотчетным лицам;) на административно-хозяйственные расходы;) учредителям и акционерам.

Виды нарушений:1) прямое хищение - вид нарушений можно обнаружить при помощи инвентаризации. Если в организации имеется несколько касс, то все они опечатываются с целью предотвращения покрытия недостач в одних кассах за счет других. Кассир составляет отчет по кассе за последний день и выводит остаток. Подсчитывается фактическая наличность в кассе и сравнивается с остатком по кассовой книге.

Кассир дает расписку о том, что все расходные и приходные документы он включил в отчет, неоприходованных и неописанных денежных средств не имеется. В случае обнаружения недостачи или излишков кассир пишет объяснительную;2) хищение денежных средств, маскируемое расписками должностных лиц и других работников предприятия - обнаружение документов, не подтвержденных одной из подписей: а) получателя денег; б) главного бухгалтера; в) руководителя предприятия; 3) неоприходование и присвоение поступивших сумм из банка. Производится проверка кассовых и банковских операций, проверяются приходные кассовые ордера на поступление денег с расчетного счета, чековые книжки, корешки чековых книжек. Одновременно проходит проверка отражения по кассе наличных денег, внесенных в банк на расчетные счета;

4) неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм по приходным ордерам. Проверяются расчеты между организациями, отражение доверенностей в журнале, контроль бухгалтерии за получением наличных от подотчетных лиц и товарно-материальных ценностей;5)повторное использование одних и тех же документов для списания по кассе. Оно может сопровождаться подчистками номеров, дат, сумм и др. Аудитор производит сверку всех кассовых отчетов со всеми приложениями, которые должны быть представлены полностью;6) неправильный расчет итогов кассовых документов и отчетов - подразумеваются сознательные арифметические ошибки в кассовых документах для создания излишка денег в кассе с целью присвоения.

Аудитор производит проверку подсчета остатка и оборотов прихода и расхода;

7)списание денег без оснований или по подложным документам (аудитор производит проверку первичных документов и прочие нарушения.

Основными документами для контроля операций по расчетным счетам являются выписка из банка с приложенными к ней денежно-расчетными документами. Все выписки из счетов банка должны быть подшиты в хронологическом порядке по каждому счету отдельно.

Аудитор проверяет:1) в каких учреждениях банка открыты счета;2)соответствие сумм по выпискам банка суммам, указанным в первичных документах, которые приложены к ним;3) правильность отражения в бухучете банковских операций;4) правильность и своевременность использования банковских ссуд, достоверность представленных для получения ссуды документов;5)точность отражения и законность использования полученных из банков чековых книжек;6) правильность переводимых сумм текущей и депонированной зарплаты.

50. Аудит кредитных операций, финансовых вложений и операций

с ценными бумагами

В рыночных условиях многие организации в своей деятельности используют заемные средства банка, других кредитных организаций и предприятий. В практике проведения проверок встречаются случаи, когда по условиям договора, особенно долгосрочного, организация получает деньги, а затем по истечении определенного времени возвращает заем имуществом или ценными бумагами без изменения условий договора, что не допускается. Иногда, рассматривая документы, связанные с возвращением займа, аудиторы допускают ошибки в части уплаты заимодавцу процентов за пользование займом; хотя такие условия в договоре отсутствуют, они считают, что если в договоре не оговорено об уплате заимодавцу процентов, то платить их не следует.

Необходимо также помнить, что проценты по займу не начисляются лишь в случаях, когда это прямо оговаривается в договоре (т. е. беспроцентный заем) или заемщику в качестве займа передаются не деньги, а другие вещи.

Аудитор обязан убедиться в правильности: 1)составления и заключения договора займа; 2) организации бухгалтерского учета этих операций на счетах 66 «Краткосрочные займы», 67 «Долгосрочные займы», причем особое внимание уделяется организации аналитического учета этих операций по заимодавцу и срокам погашения; 3)отражения в учете погашения займа путем реализации ценных бумаг по ценам, превышающим их стоимость, отражение в учете принимающихся к уплате процентов за использование займа; 4) отражения в учете курсовых разниц по предоставленным займам в иностранной валюте; 5) отражения в учете займов по направлениям их использования; 6) учета займа, полученного под выданный вексель; 7) своевременности погашения займов.

При проверке этих вопросов используются показатели, отраженные в журнале-ордере № 4.

В отличие от договора займа кредитный договор в соответствии с ГК РФ может заключаться предприятием только с банком или иной кредиторской организацией.

Правила выдачи кредитов разрабатываются кредиторскими организациями, а выдача кредита производится на основании заключенного двухстороннего кредитного договора. В отличие от займов проверка операций по получению и использованию кредитов осуществляется по счету «Краткосрочные кредиты банков».

Аудитору необходимо проверить:1) подтверждение целевого использования кредита; 2)своевременность и полноту погашения; 3) правильность и законность отнесения начисленных и уплаченных процентов на соответствующие счета затрат или источники их покрытия; 4) достоверность остатков, невозвращенных кредитов; 5) обеспечение кредита или существование представленных гарантий своевременно не возвращенных сумм кредита; 6) объективность причин нарушения сроков возврата кредита.

Проверяя вопросы получения и использования кредитов, аудитор должен произвести оценку эффективности вложенных средств по мероприятиям, их целевого использования, экономического эффекта, полученного предприятием в целом от их использования, а также проанализировать источники покрытия невозвращенных сумм кредиторов и сообщить о них руководству проверяемой организации.

В организациях осуществляют отвлечение средств в виде финансовых вложений на различные цели за счет собственных источников финансирования.

Цель осуществления финансовых вложений получение дополнительного дохода в виде процентов, дивидендов и других доходов. Аудитор в первую очередь должен установить правильность классификации финансовых вложений в данной организации. От этого в какой-то мере зависят правильность организации учета этих вложений и достоверность бухгалтерской отчетности. Так, в зависимости от их целевого назначения и сроков проведения финансовые вложения подразделяются на краткосрочные и долгосрочные.

Краткосрочные финансовые вложения сроком до одного года для организации их учета подразделяются на: 1)облигации и другие ценные бумаги; 2) депозиты; 3) предоставленные займы.

Долгосрочные финансовые вложения сроком более чем на один год для организации их учета подразделяются на: 1) паи (долевые взносы) и акции; 2)облигации; 3) предоставленные займы.

Операции финансово-инвестиционного цикла обычно немногочисленны, но очень важны в стоимостном выражении. Аудиторы, как правило, не оценивают отдельно системы внутрихозяйственного контроля, как это делается для операций по получению денежных средств и приобретению материальных ценностей. Каждая операция финансовых вложений должна исследоваться и оцениваться отдельно.

Финансовые вложения отражаются в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат. Для предварительного учета фактических затрат по приобретению ценных бумаг организации должны использовать счет 08 «Капитальные вложения», субсчет «Вложения в ценные бумаги».По государственным ценным бумагам разрешается разницу между суммой фактических затрат на их приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно (ежемесячно) относить на финансовые результаты организации. При документальной форме ценных бумаг их владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо. К последним ценным бумагам, в частности, относятся ГКО и ОФЗ. Согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.1993 г. №107 право собственности на ГКО возникает с момента регистрации их владельца в книгах ЦБ РФ или его уполномоченных дилеров. Аналогичная норма в отношении ОФЗ содержится в постановлении Правительства РФ от 15.05.1995 г. № 458. При бездокументальной форме ценных бумаг их владельцы устанавливаются на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или в случае депонирования ценных бумаг - на основании записи по счету депо. Документами, подтверждающими переход права собственности на такие ценные бумаги, будут являться или выписка, или реестр акционеров, или выписка по счету депо.

В организации в обязательном порядке должны вести Книгу учета ценных бумаг.

Займы другим юридическим лицам должны быть предоставлены только за счет собственных источников. Законность предоставленных займов изучается путем проверки составления договоров и расчетных документов.

51. Аудит операций с основными средствами и нематериальными

активами

Цель проверки операций с нематериальными активами (НМА) -- сформировать мнение относительно правильности их классификации, реальности оценки и достоверности отражения в учете и отчетности. Для достижения целей аудита операций с НМА, аудитор должен решить ряд задач:* изучить состав и структуру НМА; * подтвердить право собственности на них;* подтвердить первичную оценку систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета операций;* установить правильность отражения в учете операций с НМА;* подтвердить достоверность отражения в учете операций по НМА;* оценить качество инвентаризации НМА.

План и программа проверки: В начале проверки операций с НМА аудитор должен убедиться, что объекты отраженные в составе НМА в действительности являются таковыми, исходя из требований ПБУ 14. Для этого необходимо изучить первичные документы и учетные регистры и сопоставить с перечнем НМА, согласно ПБУ 14. Те объекты, которые введены до ПБУ 14 остаются в составе НМА. Следует иметь в виду, что ПБУ 14 распространяется только на коммерческие организации. Далее необходимо изучить правильность оценки НМА и отражения на счетах бухгалтерского учета операций по их движению. Приобретение и выбытие объектов НМА производится в порядке, аналогичном приобретению и списанию основных средств -- поступление отражается на счете 08, а после того как первоначальная стоимость сформирована, дебетуется счет 04, а выбытие производится с применением счета 91.

Далее проверяется соответствие порядка начисления амортизации способам и методам, отраженным в учетной политике. ПБУ 14 дает возможность амортизировать двумя способами:
через счет 04 и через счет 05.

На заключительной стадии можно проверить соответствие данных синтетического и аналитического учета НМА записям в главной книге и балансе.

Проверка основных средств при проведении аудита

Цель проверки: * изучение состава и структуры основных средств, условия их хранения и эксплуатации; * подтверждение достоверности оценки основных средств в учете;

* проверка правильности оформления и отражения в учете, операций по движению основных средств; подтверждение достоверности сумм начисленной амортизации и износа; * установление объемов выполненных ремонтов основных средств и подтверждение правильности результатов в учете;* оценка качества проводимой перед составлением годового отчета инвентаризации основных средств; подтверждение итогов проводимой переоценки при наличии таковой. План и программа проверки:

1этап. Аудитор должен изучить состав и структуру основных средств по данным регистров аналитического учета. В процессе изучения устанавливается правильность отнесения объектов к основным средствам, их классификация, а также формирование инвентарных объектов основных средств. Для этого аудитор выясняет, соблюдались ли при принятии объектов к учету требования ПБУ 6/01:* объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;* объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;* организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;* объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

II этап Аудитору необходимо получить сведения об условии хранения и эксплуатации объекта, их сохранности (наличие договоров о материальной ответственности), закреплении объектов за конкретным подразделением, наличии инвентарных номеров и технической документации.

52. Аудит издержек производства

Целью проверки затрат на производство является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам, с тем, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.

Задачи аудита затрат на производство:* оценка обоснованности применяемого варианта формирования информации о расходах организации по обычным видам деятельности, метода учета затрат, варианта сводного учета затрат, метода распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов;* подтверждение первоначальной оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;* подтверждение достоверности оформления и отражения в учете прямых (косвенных) расходов;

* оценка качества инвентаризации незавершенного производства;* арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводного учета затрат на производство. Источники информации:* Баланс (форма №1);* отчет о прибылях и убытках (форма № 2)

* главная книга или оборотно-сальдовая ведомость;* положение об учетной политике организации;* регистры бухгалтерского учета по счетам 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 96, 97 Последовательность работ при проведении аудита затрат на производство можно разделить, на три этапа -- ознакомительный, основной и заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достичь цели и решить поставленные задачи.

Нормативная база:* Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями);* План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н;

* Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № ЗЗн;* Приказ Министерства финансов РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Нормативный метод учета используют, как правило, в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции. В этом случае отдельные виды затрат на производство учитываются по текущим нормам; обособленно ведется оперативный учет отклонений фактических затрат от норм с указанием места их возникновения, причин и виновников; фиксируются изменения текущих норм в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяется влияние этих изменений на себестоимость продукции.

В итоге фактическая себестоимость продукции (Зф) исчисляется по формуле:

Зф = Зн + О + И,

где Зн -- затраты по текущим нормам;О -- величина отклонений от них; И -- изменения норм. При позаказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ. Под ним понимаются продукция, мелкие серии одинаковых изделий или ремонтные, монтажные и экспериментальные работы. При изготовлении продукции с длительным процессом производства заказы выдаются не на изделие в целом, а на его агрегаты, узлы, представляющие собой законченные конструкции. Для учета затрат на каждый заказ открывается отдельный, аналитический счет с указанием шифра заказа. Учет прямых затрат по отдельным заказам ведется на основании первичных документов, отражающих выработку, расход материалов и т.п. с обязательным указанием соответствующего шифра заказа. Косвенные расходы распределяются между отдельными заказами условно принятым в данном производстве или отрасли способом. Все затраты считаются незавершенным производством вплоть до окончания заказа. При частичном выполнении заказов и их сдаче выпуск оценивается по фактической себестоимости ранее выполненных заказов с учетом изменений в их конструкции, технологии, условий производства. К недостаткам данного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции следует отнести отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат, сложность и громоздкость инвентаризации незавершенного производства.

Попеределъный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется в производствах с комплексным использованием сырья, а также в таких отраслях массового и крупносерийного производства, где обрабатываемое сырье и материалы проходят последовательно несколько фаз обработки (переделов). Различаются бесполуфабрикатный и полуфабрикатный варианты попередельного метода. В первом случае учет затрат ведется по каждому переделу. В бухгалтерских документах движение полуфабрикатов не отражается, их движение от одного передела к другому контролируется по данным оперативного учета движения полуфабрикатов в натуральном выражении, который ведется в цехах. Себестоимость конечного изделия составляет сумму затрат всех переделов. Себестоимость же продукции в промежуточных переделах не исчисляется. Во втором случае движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляется бухгалтерскими записями и себестоимость полуфабрикатов калькулируется после каждого передела.

53. Аудит финансовых результатов

Цель проверки -- определение соответствия применяемой предприятиями методики учета операций по формированию и использованию финансовых результатов нормативным документам.

Задачи:* подтвердить соответствие оформленных предприятием бухгалтерских операций действующему законодательству;* оценить соответствие бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета составляющих конечного финансового результата;* проверить полноту и своевременность отражения, а также документального оформления операций по формированию финансового результата деятельности предприятия.

Источники информации:* данные синтетического и аналитического учета;* главная книга; * Баланс (форма № 1);* отчет о финансовых результатах (форма № 2);* планово-экономическая документация;* решения собственника о покрытии убытков предприятий; * внутренние распорядительные документы предприятия;* документы и расчеты в части организации договорных отношений.

План и программа проверки

В плане следует предусмотреть способ проведения аудита -- сплошной или выборочный. Во втором случае необходимо установить порядок аудиторской выборки. На этапе планирования аудитором разрабатывается общий план. Затем составляется рабочая программа аудита применительно к аудиту финансовых результатов и использования. Вначале следует проверить правильность формирования конечного финансового результата на всех его этапах и соответствие данных бухгалтерской отчетности, в т.ч. формы № 2, данным синтетического учета.

Далее рекомендуется произвести оценку правильности формирования данных главной книги для выявления возможных ошибок и нетипичных бухгалтерских записей.

Проверка тождественности показателей непокрытого убытка (нераспределенной прибыли), содержащихся в главной книге, и соответствующего регистра синтетического учета осуществляется путем сопоставления остатков и оборотов по счетам и субсчетам главной книги (счета 99 и 84) с аналогичными показателями регистра синтетического учета, а также данных отчетности -- Баланса (формы № 1) и формы № 2.

Для установления достоверности арифметической суммы финансового результат предприятия (в форме № 2) на начальном этапе аудита также можно использовать балансовые методы контроля.

В ходе аудиторской проверки должно быть подтверждено: операции по продаже надлежащим образом санкционированы; на счетах бухгалтерского учета отражены все реально совершенные сделки по продаже; продажа своевременно отражена на соответствующих счетах учета; стоимостная оценка операций по продаже правильно определена; суммы продажи правильно классифицированы; суммы дебиторской задолженности по расчетам за поставку продукции правильно отражены на соответствующих счетах.

Методика проверки капитала и резервов

Начинается проверка с расчета уставного капитала и расчета с учредителями.

Сальдо по счету 80 должно соответствовать размеру уставного капитала зафиксированного в уставных документах. Проверяются все записи за год по счету 80.

При формировании уставного капитала составляются бухгалтерские записи:

Дебет 50; 51; 52; 55; 01; 10; 04; 43; 41; 20; 08 Кредит 75 Одновременно на сумму переданных средств: Дебет 75 Кредит 80

При возврате имущества при простом товариществе: Дебет 80 Кредит 50; 50; 52; 01

Любое изменение должно фиксироваться в уставных документах. В то же время уменьшение уставного капитала может происходить по решению собрания акционеров и учредителей. Дебет 80 Кредит 82; 83; 75

Увеличение уставного капитала может происходить не только за счет взносов учредителей, но и за счет других источников. Дебет 82, 83, 84 Кредит 80

При проверке формирования уставного капитала за счет собственных средств учредителей следует проверить вклады учредителей и их оценку. Вклады учредителей должны оцениваться специальными справками или актами оценки аудиторских фирм, оценочных компаний или отделами по оценке недвижимости.

При создании акционерного общества расчеты с учредителями осуществляются через покупку ими акций, а задолженность по оплате акций отражается следующей записью:

Дебет 75 Кредит 80

Кроме формирования, изменения уставного капитала проверяются и расчеты с учредителями по выплате им дивидендов. При выплате дивидендов должны составляться бухгалтерские записи: Дебет 84 Кредит 75/2

При этом они должны быть подтверждены решением собрания акционеров. Далее проверяется процент выплат, проверяется, было ли решение о выплате дивидендов авансом, после проверяется сам расчет, платежи по нему подоходного налога, правильно ли удержана сумма за пересылку. Также проверяется расчет с учредителями по дивидендам, если они являются работниками данного предприятия.

Начисление дивидендов отражается записью: Дебет 84 Кредит 70

Выплата: Дебет70 Кредит 50,51

Далее проверяется правильность совершения операций и отражение их в регистрах бухгалтерского учета по счетам 81, 82 и 83.

Счет 81 обобщает информацию о наличном движении собственных акций. Акции могут быть перепроданы или аннулированы в ходе организационной и производственной деятельности АО.

При проверке следует обратить внимание на правильность составления реестров акционеров, правильность оформления дополнительной эмиссии, а также на аннулирование акций и правильность составления заявок в комитет по контролю за недвижимостью или специальную комиссию, которая является разрешающим органом выпуска дополнительной эмиссии и регистрирует ее. Тут же проверяется и корректировка в соответствии с изменением реестра акционеров уставных документов и решение собрания акционеров.

При проверке формирования резервного капитала проверяются учредительные документы, где оговаривается порядок создания резервного капитала, и порядок отчисления ежегодных платежей. Формирование резервного капитала может производиться при организации предприятия следующей записью: Дебет 75 Кредит 82

Формирование резервного капитала за счет прибыли оформляется: Дебет 84 Кредит 82

Все выплаты по резервному капиталу должны соответствовать учредительным документам или утверждаться собранием акционеров.

Следующим проверяется счет 83 «Добавочный капитал». При проверке данного счета особое внимание уделяется порядку его формирования при организации его предприятием.

На счете 83 отражается прирост стоимости внеоборотного капитала, а также сумма разницы между номинальной стоимостью акций и суммой, вырученной от продажи этих акций, а также стоимость переоценки как повышающая, так и понижающая. Отражается списание добавочного капитала на увеличение уставного капитала или погашение расчетов с учредителями за счет снижения размера добавочного капитала.

Добавочный капитал формируется за счет взносов учредителей, которые оформляются записью: Дебет 75 Кредит 83

Отражается разница между продажной стоимостью и номиналом по акциям АО.

Кроме того, на данном же счете учитываются суммы переоценки по дооценке или списанию стоимости активов предприятия, которая проводится по решению правительства РФ. При этом на увеличение суммы активов сумма переоценки отражается следующим образом: Дебет 04; 01 Кредит 83,а при снижении -- наоборот. При этом может измениться и стоимость уставного капитала, которая оформляется учредительными документами и следующей записью: Дебет 83 Кредит 80, а при уменьшении -- наоборот. Любые бухгалтерские записи по данному счету регулируются уставными документами, учетной политикой, решением собрания акционеров.

54. Оценка финансового состояния платеже- и кредитоспособности

организации

Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением средств (активов) и источниками их информирования.

Аудиторская фирма дает оценку финансового состояния организации на основе всестороннего анализа финансовых результатов ее деятельности. Он включает в себя следующие параметры:1) исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ);2) исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ);3) изучение динамики изменений показателей.

Основными показателями, определяющими финансовое состояние, являются: выполнение плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборотного капитала; скорость оборачиваемости оборотных средств. Сигнальным показателем выступает платежеспособность предприятия, т.е. его способность вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков: возвращать кредиты, производить оплату труда работникам, вносить платежи в бюджет.

Финансовое положение определяется всей совокупностью хозяйственных факторов и является наиболее обобщающим показателем. В рамках внутреннего финансового анализа осуществляется углубленное исследование финансовой устойчивости предприятия на основе построения баланса неплатежеспособности, включающего следующие взаимосвязанные показатели:1) общая величина платежей (просроченная задолженность по судам банков, поставщикам, недоимки в бюджет, прочие задолженности);

2) причина неплатежей (недостаток собственных оборотных средств, товары отгруженные, но не оплаченные в срок покупателями);3)источники, ослабляющие финансовую напряженность (временно свободные собственные средства, привлеченные средства, кредиты банков).

Для получения полной оценки финансового состояния, платеже- и кредитоспособности организации следует рассматривать и исследовать данные показатели в динамике (поквартально и за ряд лет.) Кроме того, следует учитывать, что на финансовое состояние предприятия оказывают влияние такие факторы, как: 1)форма собственности и организационно - правовая форма;2)отраслевая принадлежность и вид деятельности;

3) объем производства, численность работников;4) взаимоотношение с налоговой системой;5)стратегия финансово-хозяйственного развития;6) наличие материальной и интеллектуальной базы;7)уровень квалификации бухгалтерских кадров;8) формирование системы информационного обеспечения предприятия.

Правильно выработанная система мер по улучшению платеже- и кредитоспособности организации на основе ее финансового состояния - один из важнейших этапов процесса аудита. Консультирование экономического субъекта по вопросам его кредитоспособности в будущем требует от аудиторской организации максимально точного и правильного проведения аудита, отчет которого будет использоваться при составлении прогноза развития проверенного предприятия. Заинтересованность в этом в первую очередь должна исходить от аппарата руководства организации.

55.Виды и порядок подготовки аудиторских заключений

Аудиторское заключение в соответствии с федеральным правилом (стандартом) Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности с точки зрения оценки достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности может быть безоговорочно положительным или модифицированным.

Аудиторское заключение считается безоговорочно положительным, если бухгалтерская отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица.

Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли:

1) факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся в ходе проверки и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

2) факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения или отрицательному мнению.

Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральным стандартом № 6«Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»,утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 г.№532.

Аудиторское заключение включает в себя следующие элементы.1. Наименование. 2. Адресат.3. Следующие сведения об аудиторе:* организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора -- фамилия, имя, отчество и указание на осуществление им своей деятельности без образования юридического лица;* место нахождения;* номер и дата свидетельства о государственной регистрации; * номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии;* членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении. 4. Следующие сведения об аудируемом лице:* организационно-правовая форма и наименование;* место нахождения;* номер и дата свидетельства о государственной регистрации;5. Вводная часть.6. Часть, описывающая объем аудита. 7. Часть, содержащая мнение аудитора.8. Дата аудиторского заключения.9. Подпись аудитора.

Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления. Аудиторское заключение должно быть адресовано лицу, предусмотренному законодательством Российской Федерации и (или) договором о проведении аудита. Как правило, аудиторское заключение адресуется собственнику аудируемого лица (акционерам), совету директоров и т.п.

Аудиторское заключение должно содержать следующую информацию:

* Перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица с указанием отчетного периода и ее состава.* Заявление об ответственности, возложенной на аудируемое лицо за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности.* Заявление об ответственности аудитора, заключающейся в выражении независимого мнения о достоверности финансовой(бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

* Описание объема аудита с указанием его проведения в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудитор, либо в соответствии с иными документами.* Заявление о планировании и проведении аудита с целью обеспечения разумной уверенности в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.* Указание о проведении аудита на выборочной основе с включением следующих элементов:-- изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;-- оценка формы соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности;-- рассмотрение основных оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности;

-- оценка представления финансовой (бухгалтерской) отчетности.* Указание основных принципов и методов (применяемого порядка) ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица в соответствии с законодательством РФ. Помимо мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности может возникнуть необходимость выразить в аудиторском заключении мнение по поводу соответствия этой отчетности другим требованиям, а также относительно иных документов и сделок, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, если они подлежат обязательной аудиторской проверке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аудитор должен датировать аудиторское заключение числом, когда был завершен аудит, так как данное обстоятельство предоставляет пользователю основания полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на финансовую (бухгалтерскую) отчетность и аудиторское заключение события и операции, известные аудитору и возникшие до этой даты.

Поскольку аудитор должен составить аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленной и представленной руководством аудируемого лица, аудитор не должен указывать в заключении дату, предшествующую дате подписания или утверждения финансовой (бухгалтерской) отчетности руководством аудируемого лица. Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом и лицом, проводившим аудит (лицом, возглавлявшим проверку), с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата. Эти подписи должны быть скреплены печатью. В случае, если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором, который самостоятельно проводил аудиторскую проверку, аудиторское заключение может быть подписано только этим аудитором. К аудиторскому заключению прилагается финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации относительно подготовки такой отчетности. Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете. Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном аудитором и аудируемым лицом. Аудитор и аудируемое лицо обязательно должны получить по одному экземпляру аудиторского заключения и прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности.

56. Роль финансового анализа в аудиторской деятельности

Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности и используется в аудите в двух направлениях: во-первых, как метод знакомства с финансовым механизмом предприятия, процессами формирования и использования финансовых ресурсов для его оперативной и инвестиционной деятельности. Его результатом является оценка финансовой устойчивости предприятия, состояния его имущества, скорости оборота капитала и его использования.

Во-вторых, как вид услуг аудитора или аудиторской фирмы. В этом случае финансовый анализ затрагивает вопросы: перспективы развития, ожидаемые последствия принятых управленческих решений, варианты достижения стратегических целей клиента.

Изучение баланса клиента - один из этапов работы аудитора как при заключении договора, так и в процессе самой проверки. Финансовые оценки бухгалтерских отчетов необходимы аудитору для выбора правильного решения в процессе проверки, что помогает правильно спланировать проверку, выявить места в системе учета.

Основные аналитические процедуры аудитора в ходе предварительного ознакомления с деятельностью клиента: 1)сравнение текущих данных с данными предыдущих периодов; 2) сравнение текущих данных с данными плана, с нормативными значениями; 3) сравнение финансовых коэффициентов с нефинансовыми показателями.

Аналитические процедуры применяются с целью определения нетипичных ситуаций в деятельности предприятия и его отчетности.

Главная цель финансового анализа - получение ключевых параметров, дающих объективную и более точную картину финансового состояния предприятия.

Существуют следующие методы анализа:1) временной анализ - сравнение показателей отчетного периода с предыдущим;2)структурный анализ - выявление влияния отдельных показателей финансовой отчетности на результат в целом;3)анализ относительных показателей - расчет отношений между отдельными позициями отчета, определение взаимосвязей показателей;4) пространственный анализ - это внутрихозяйственный анализ по отдельным показателям фирмы, подразделений, цехов; и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы в сравнении с показателями конкурентов;5) факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов и причин на результаты показателей с помощью различных приемов исследования. Факторный анализ может быть прямым (раздробление результативного показателя на составные части и обратным (соединение отдельных элементов в общий показатель). Таким образом, финансовый анализ играет огромную роль в аудиторской деятельности, способен оказать существенное влияние на дальнейшее развитие экономического субъекта его место в рыночной экономике.

Качественный финансовый анализ - основа всего процесса аудиторской проверки, поэтому ему уделяется самое пристальное внимание как аудиторской организацией, так и экономическим субъектом, который в нем непосредственно заинтересован.

57. Прогноз финансовой отчетности и ее оценка

Экономические субъекты могут привлекать аудиторские фирмы с целью оценки качества прогноза его финансового положения. Такой вид аудиторской деятельности регламентирован правилом (стандартом) «Проверка прогнозной финансовой информации». Прогноз финансового положения включает в себя информацию о будущих финансовых результатах деятельности, будущем движении денежных средств организации либо отдельных сторонах его финансово-хозяйственной деятельности в будущем, подготовленную исходя из допущения, что определенные события произойдут и определенные действия будут предприняты руководством экономического субъекта.

Прогнозная финансовая информация может быть подготовлена в виде одно- или многовариантного прогноза.

Характер и объем процедур, проводимых аудиторской организацией, определяются:

1) вероятностью наличия в прогнозной финансовой информации искажений;

2) знанием аудиторской организацией финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и другими факторами.

Во время изучения особенностей процесса подготовки прогнозной финансовой информации аудитор учитывает следующие аспекты: квалификацию лиц, ответственных за подготовку такой информации; систему контроля за подготовкой информации; рабочую документацию; методы оценки и отбора допущений и т.д.

Аудиторская организация должна руководствоваться принципом: чем больший период охватывает прогнозная финансовая информация, тем меньше применимость допущений. В ходе работы аудиторская организация использует различные процедуры (выборочные расчеты показателей, оценка непротиворечивости данных) и обращает особое внимание на те показатели, искажение которых может существенно повлиять на прогнозирование финансового положения; учитывает взаимосвязь отдельных показателей.

Оценка прогноза финансового положения считается положительной, если: 1) информация изложена ясно и непредвзято;2)допущение и их реалистичность раскрыты;3)учетная политика организации, ее изменение в части, относящейся к прогнозируемым показателям, их влияние на данные прогнозной информации раскрыты и пояснены; 4) письменные разъяснения подтверждают приемлемость допущений.

Далее составляется отчет о результатах проверки и оценки прогнозируемого финансового положения. Он содержит мнение аудиторской организации о приемлемости допущений, правильности подготовки информации на основе принятых допущений. Если по каким-либо причинам аудиторская организация не в состоянии провести необходимые процедуры, она должна отказаться в отчете о результатах проверки прогнозной финансовой информации от выражения своего мнения и изложить в нем обстоятельства, вызвавшие ограничение объема работ. Прогноз финансового положения имеет очень важное значение непосредственно для самой проверяемой организации, поскольку он указывает перспективы ее дальнейшего развития или пути предотвращения возможного кризиса.

58. Особенности организации и аналитических процедур

внутреннего аудита

Внутренний аудит - система контроля установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля, организованная на экономическом субъекте и зафиксированная документально.

Особенности организации внутреннего аудита: 1) органы внутреннего аудита назначаются собственниками экономического субъекта (ревизоры, ревизионные комиссии, аудиторы или группы аудиторов); 2) служба внутреннего аудита независима от других подразделений (организационный статус службы в системе управления организации определяется ее способностью и возможностью соблюдать объективность и независимость в возложенных на нее функциях); 3) служба внутреннего аудита прямо подчинена руководителю организации (уровень значимости службы определяется тем, как принимаются к исполнению руководителем рекомендации внутреннего аудита); 4) внутренние аудиторы выполняют функции, возложенные на них должностными инструкциями.

Функции службы внутреннего аудита на предприятии: 1) проверка достоверности и соответствия действующим нормативным актам и учредительным документам системы внутреннего контроля; 2) проверка эффективности использования всех видов ресурсов предприятия, полноты и своевременности внесения налоговых платежей; 3) проверка правильности оценки активов; 4) проверка правильности организации методологии и техники ведения бухгалтерского учета, достоверности бухгалтерской отчетности; 5)разработка вариантов улучшения организации системы контроля, бухгалтерского учета, системы управления предприятием; 6) разработка программ развития; 7) анализ факторов, влияющих на деятельность организации; 8) организация подготовки к проведению внешних проверок различных контрольных органов.

Для эффективного выполнения своих функций служба внутреннего аудита должна быть укомплектована квалифицированными и заслуживающими доверия специалистами. Профессиональный уровень внутреннего аудита имеет огромное значение, потому что определяет способность качественного выполнения аудиторами своей деятельности. В этих целях необходимо обеспечить охрану труда, организовать систему повышения квалификации внутренних аудиторов, определить уровень оплаты труда. В свою очередь внутренние аудиторы обязаны соблюдать следующие требования: проводить проверки в соответствии с требованиями стандартов аудита, осуществлять свою деятельность в соответствии с планом внутреннего аудита, в полном объеме выполнять возложенные на них работы, строго соблюдать этические принципы аудиторской деятельности.

Конкретные работы по контролю того или иного объекта выполняются аудиторами на основе программы внутреннего аудита. Служба внутреннего аудита несет ответственность за обоснованность и своевременность представления заключений о состоянии бухгалтерского учета и отчетности и всей финансовой деятельности организации.

Правильно организованная и функционирующая служба внутреннего аудита способствует более эффективному использованию всех ресурсов предприятия, повышению уровня сохранности имущества, организации бухгалтерского учета и отчетности.

59. Внутренний аудит как способ контроля за деятельностью

менеджера со стороны собственников (акционеров)

Внутренний аудит- это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу).

Цель внутреннего аудита - помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля. Главной задачей внутренних аудиторов является обеспечение удовлетворения потребностей органов управления (предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам).

Общими функциями внутренних аудиторов являются:

1) оценка адекватности систем контроля, т.е. осуществление проверок звеньев управления (контроля), представление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;

2) оценка эффективности деятельности, т. е. осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и представление обоснованных предложений по их совершенствованию.

Деятельность внутренних аудиторов для органов управления организацией имеет информационное и консультационное значение. Администрация разрабатывает политику и процедуры контроля организации. Однако персонал может не всегда их понимать или не всегда выполнять. Менеджеры не имеют достаточно времени проверить уровень этого выполнения и своевременно обнаружить недостатки. Помощь внутренних аудиторов состоит в обеспечении защиты от ошибок и злоупотреблений, определении «зон риска» и возможностей устранения будущих недостатков. Другими словами, внутренние аудиторы помогают идентифицировать и устранить слабые места в системах управления, а также найти нарушенные принципы управления. Все эти действия дополняются обсуждениями с высшими органами управления организацией, с тем чтобы определить процедуры внутреннего аудита. Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять свои функции. Используются различные понятия для обозначения отдельных направлений внутреннего аудита. Наибольшее распространение получило выделение трех видов внутреннего (а также внешнего) аудита: операционный аудит (управленческий аудит), аудит на соответствие, аудит финансовой отчетности. При этом аудит финансовой отчетности, как правило, проводится внешними аудиторами, тем не менее, финансовая отчетность может проверяться и внутренними аудиторами по заказу администрации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.