РУБРИКИ

Основы экономического анализа и аудиторской деятельности

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Основы экономического анализа и аудиторской деятельности

p align="left">Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Отрицательное мнение следует выражать только тогда, когда влияние какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для финансовой (бухгалтерской) отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Модифицированное аудиторское заключение. Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли факторы:* не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности;* влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

При определенных обстоятельствах аудиторское заключение может быть модифицировано посредством включения части, привлекающей внимание к ситуации, влияющей на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, но рассмотренной в пояснениях к финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудитор в случае необходимости должен модифицировать аудиторское заключение посредством включения части, указывающей на аспект, касающийся соблюдения принципа непрерывности деятельности аудируемого лица.

Аудитор также должен рассмотреть возможность модифицирования аудиторского заключения посредством включения части, указывающей на значительную неопределенность (иную, нежели соблюдение принципа непрерывности деятельности), прояснение которой зависит от будущих событий и которая может оказать влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Часть, не влияющая на аудиторское мнение, обычно включается после части с выражением мнения и содержит указание на то, что данная ситуация не является основанием для включения оговорки в аудиторское мнение.

Включение привлекающей внимание части с описанием проблемы, связанной с соблюдением принципа непрерывности деятельности или со значительной неопределенностью, обычно является достаточным с точки зрения выполнения аудитором своих обязанностей по подготовке аудиторского заключения. Тем не менее, в некоторых случаях, например, в случае большого числа факторов неопределенности, значительных для финансовой (бухгалтерской) отчетности, аудитор может посчитать уместным отказаться от выражения мнения о ее достоверности вместо включения части, привлекающей внимание к данному аспекту.

Аудитор также может модифицировать аудиторское заключение посредством включения (после части с выражением мнения) части, привлекающей внимание к ситуации, не оказывающей влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудитор может оказаться не в состоянии выразить безоговорочно положительное мнение, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств и в соответствии с суждением аудитора данное обстоятельство оказывает или может оказать существенное влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности:1) имеется ограничение объема работы аудитора;2) имеется разногласие с руководством относительно:* допустимости выбранной учетной политики;* метода ее применения;* адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Обстоятельства, указанные в подпункте 1) настоящего пункта, могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отказу от выражения мнения.

Если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно положительного, он должен четко описать все причины этого в аудиторском заключении и, если это возможно, дать количественную оценку возможного влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Как правило, эта информация излагается в отдельной части, предшествующей части с выражением мнения или с отказом от выражения мнения, и может включать ссылку на более подробную информацию (при ее наличии) в пояснениях к финансовой (бухгалтерской) отчетности.

36.Сущность, цели и задачи аудита. Роль аудита в развитии

функции контроля в условиях рыночной экономики. Пользователи

материалов аудиторских заключений

Аудит - это одна из форм финансового контроля, потребность, которой зародилась одновременно с зарождением и развитием товарообмена и ценовых отношений.

В современном понимании, аудит - это независимый финансовый контроль за деятельностью экономического субъекта, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся его функционирования и положения, которые исходя из установленных критериев существенно влияют на финансово-хозяйственное положение и состояние дел данного субъекта.

Цель аудита - это выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под финансовой отчетностью в соответствии с федеральным законом №129ФЗ "О бухгалтерском учете" понимается: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложений к ним, пояснительная записка.

Под достоверностью финансовой отчетности в существенных отношениях понимается такая степень точности ее данных, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятий и принимать базирующиеся на них обоснованные экономические решения.

Пользователями финансовой отчетности являются лица, заинтересованные в информации об экономическом субъекте.

Задачи аудита:

1. Оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля, квалификации учетного персонала, качества обработки бухгалтерской документации, правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия и ее конечные результаты;

2. Оказание помощи администрации предприятия путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности;

3. На основе изучения и анализа прошлых фактов финансово-хозяйственной деятельности предприятия ориентировании его администрации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и ее конечные результаты;

4. Предоставление содержательных и точных справок клиенту по всем вопросам, возникающим в процессе выполнения договора на оказание аудиторских услуг, касающихся организации и внедрения бухгалтерского учета, составление отчетности, налогообложения, хозяйственного права, финансового анализа.

Контроль наряду с планированием, регулированием, учетом и анализом является одной из функций управления любого экономического субъекта.

Одним из звеньев системы контроля является независимый финансовый контроль.

Аудит ведется методом осуществления независимого вневедомственного финансового контроля в условиях рыночной экономики.

Его основными субъектами являются, прежде всего, предприниматели и органы негосударственного сектора экономики, которые не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и поэтому не охвачены ведомственным контролем. А т.к. интересы пользователей финансовой информации не всегда совпадают, то существует объективная потребность в ее независимой оценке специалистами, имеющими соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания подобных услуг. Такими специалистами являются аудиторы.

37. Направление аудиторских проверок. Виды аудита и

аудиторских услуг

На Западе, а теперь и в России известны различные виды (типы) аудита. Элементы некоторых из них в нашей стране существовали, хотя они и не назывались элементами аудита. Другие элементы и даже виды аудита только сейчас начинают развиваться.

Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг: проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций; оказание помощи в организации бухгалтерского учета; оказание помощи в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности; оказание помощи в налоговом планировании и расчете налогов; консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности; экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности; консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование и др.; разработка учредительных документов и др. ; предоставление информации о будущих партнерах; информационное обслуживание клиентов; другие услуги.

Аудит может быть внешним и внутренним. Внешний аудит периодически проводят аудиторские фирмы или независимые аудиторы. Они оценивают систему отчетности, проверяют активы и пассивы организации, тестируют существующую систему внутреннего контроля. Главная задача внешнего аудита - установить, соответствуют ли реальности представляемые отчеты и балансы проверяемой организации, оценить ее финансовое положение и результат работы. Отчет внешнего аудитора попадает на стол, главным образом, акционерам или кредиторам.

Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим или производственным аудитом. Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.

Довольно близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной деятельности, т.е. систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определения целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагаются объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности. Этот вид аудита преследует три цели: оценка эффективности управления; выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности; внесение рекомендаций, касающихся улучшения деятельности или дальнейших действий;

Аудит на соответствие требованиям. Этот аудит заключается в анализе определенной финансовой деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам.

Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета.

Специальный аудит - это проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно имеющая целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использование социальных фондов и др.

Обязательный и инициативный аудит. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируется законодательными нормами.

Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и др.)

С точки зрения развития аудит разделяется на три стадии и, соответственно, три вида:

1. подтверждающий аудит (проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности);

2. системно - ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и необходимость в слишком детальной проверке отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению);

3. аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском).

С точки зрения направленности аудит подразделяется на: общий аудит (предприятия и их объединения независимо от организационно - правовых форм и видов собственности, организации и учреждения) ;банковский аудит; аудит страховых компаний; аудит бирж; аудит внебюджетных фондов; аудит инвестиционных институтов и др.

38. Отличие аудита от других форм экономического контроля:

контроля, ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской

экспертизы

Отличие аудита от ревизии можно представить следующим образом: направленность деятельности в аудите: оценка хозяйственной жизни организации, выявление недостатков, а деятельность ревизии направлена на выявление и оценку недостатков для их искоренения. аудит регулируется гражданским правом на основе договоров, ревизия - административным правом на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих органов государства. В аудите управленческие связи горизонтальные добровольные, а при ревизии - вертикальные в порядке назначения.

Задачи аудита - способствовать укреплению платежеспособности, а задачами ревизии являются сохранение активов, профилактика злоупотреблений в аудите оплачивает услуги клиент или заказчик, а при ревизии платит государственный орган.

Результаты аудиторской проверки: аудиторское заключение и рекомендации для клиента

Результаты ревизии: акт ревизии, взыскания и указания.

Аудит отличается от государственного финансового контроля.

Задачами контроля являются проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета, правильности расчета и уплаты налогов.

Субъектами государственного финансового контроля являются: государственные органы и структуры, предприятия с государственным участием, организации, финансируемые из государственного бюджета.

Субъектами аудита же, наоборот, выступают в основном предприятия и организации негосударственного сектора экономики.

Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы состоит в том, что аудит - независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Особая специфичность судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела, экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы.

Эксперт самостоятельно определяет методы исследования и несет ответственность за обоснованность своих выводов.

Законодательство РФ не предусматривает никаких ограничений для аудиторов-специалистов в выполнении функций эксперта-бухгалтера.

Главное отличие аудита от вышеперечисленных видов контроля заключается в том, что аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и занимается разработкой предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли, выступая в роли советника, консультанта (по вопросам ведения учета, налогообложения, обучения), помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием финансовой документации.

39. Нормативно-правовое регулирование и организация

аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

Существует две основные концепции регулирования аудиторской деятельности: согласно первой концепции аудиторская деятельность строго регулируется централизованными органами, на которые возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью (Австрия, Испания, Франция, Германия). Согласно другой концепции аудит ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других экономических субъектов. Аудиторская деятельность в некотором роде саморегулируется и регулируется в основном общественными аудиторскими образованиями (США, Великобритания).

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих ее деятельность, определения роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.

1. В правовом плане ее можно выстроить в следующем порядке:

1) Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ, от 07.08.2001 г.Он определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе;

2)Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Постановлением Правительства РФ от 23.08.2002 г. № 696 утверждено 6 стандартов аудиторской деятельности. Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудиторских услуг;

3) внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, установленные правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям.

Регулируют особенности аудита по видам: общий, страховой, банковый.

Например, Приказ Минфина РФ от 07.03.2002 г. № 47 «Об утверждении положения о Департаменте организации аудиторской деятельности Министерства финансов в РФ»;

4) внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных стандартов и практики аудита. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм, используются при проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг.

2. В организационном плане систему регулирования аудиторской деятельности можно представить следующим образом.

Министерство финансов РФ:

1) уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ;

2) Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе;

3) Департамент организации аудиторской деятельности VAHA;

4) акредитированные профессиональные объединения;

5) аудиторские организации, индивидуальные аудиторы.

Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться указами Президента РФ, которые не должны противоречить федеральному законодательству. Правительство РФ тоже вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности.

40. Международные и отечественные стандарты аудиторской

деятельности

Международные стандарты аудиторской деятельности

Изучение опыта, накопленного другими цивилизованными государствами, а также проводимая координация во всемирном масштабе с целью обеспечения единообразия аудиторской практики требуют знаний Международных стандартов аудита (МСА). Они считаются наиболее универсальными и гибкими. Необходимость унификации аудиторских проверок обусловлен рядом факторов. Прежде всего, на эволюцию стандартов аудита влияет создание Международных стандартов финансовой отчетности, обеспечивающих возможность применения общих подходов к аудиту. К этому ж ведет увеличение числа и расширение деятельности транснациональных корпораций, использующих едины принципы ведения бухгалтерского учета во всех дочерних и зависимых предприятиях, расположены в странах разных континентов.

Развитие общепризнанных стандартов способствует также росту монополизма в сфере аудита и консультационных услуг. В настоящее время преобладающая доля этого рынка приходится на 10-11 крупнейших компаний. Важна роль Международных стандартов аудита в связи с тем, что они ограничивают возможность некачественной проверки. Стандарты аудита, являясь критерием качества оказанных услуг, позволяют клиентам и пользователям финансовой отчетности получить в определенной мере уверенность в том, что аудитор не подтвердит недостоверную информацию, а проверка проведена им добросовестно.

А разработкой стандартов аудита занимается ряд международных организаций и национальных ассоциаций аудиторов: Международная федерация бухгалтеров; органы ООН: Экономический и социальный совет; Комиссия по ТНК; Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности ООН, Организация по экономическому сотрудничеству и развитию; Международный банк реконструкции и развития; Европейский союз Комиссия по ценным бумагам и биржам; Американский институт присяжных бухгалтеров, национальные союзы профессиональных организаций других стран.

Большая часть российских Правил (стандартов) по принципам, на которых они базируются, и содержанием близка к МСА, а существующие различия связаны не с намеренным желанием отказаться от соблюдения МСА, а с особенностями действующего российского законодательства, уровнем развития отечественного аудита другими объективными и субъективными причинами. Такие расхождения могут быть со временем устранены и понятно, в каком направлении для этого следует менять российские регламентирующие документы.

МСА состоят из Международных стандартов проведения аудита и стандартов по оказанию сопутствующих услуг. Первая часть МСА включает в себя 29 стандартов, в которых изложены основы аудиторских процедур.

Основная проблема проведения в России аудита согласно МСА заключается не в отсутствии соответствующих национальных аудиторских стандартов или в неудовлетворительном их содержании, а в необходимости создания надежного механизма, который обеспечил бы выполнение этих стандартов теми российскими аудиторскими организациями, которые выдают экономическим субъектам аудиторское заключение по результатам обязательного ежегодного аудита.

Отечественные стандарты аудиторской деятельности.

Отечественные стандарты аудиторской деятельности определены в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ (ст. 9).

1. Правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности.

2. ПСАД подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2001 г. № 164-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»».

3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ.

4. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным ПСАД.

5. Аудиторские организации и индивидуальные предприниматели также вправе устанавливать собственные правила аудиторской деятельности, если они не противоречат федеральным ПСАД.

На основе перевода международных стандартов аудита были разработаны проекты первой группы новых федеральных ПСАД- В состав первой группы вошли следующие федеральные ПСАД:

1) цель и основные принципы аудита бухгалтерской отчетности;2) документирование аудита;3) планирование аудита;4) существенность в аудите;5) аудиторские доказательства; 6) аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности;

7) оценка рисков и внутренний контроль;8) внутрифирменный контроль качества работы аудита; 9) аффинированные лица; 10)события после отчетной даты; 11)применимость допущения непрерывности аудита;

Первые шесть из приведенных стандартов утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (с изм. и доп. от 4.07.2003 г.).

Внутрифирменные аудиторские стандарты составляют важнейшую часть организационно-распорядительной документации и всей системы внутреннего контроля аудиторской организации. Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять определенным требованиям: 1) целесообразности; 2)полноты и детализации; 3)единства терминологической базы; 4)преемственности и непротиворечивости.

Внутренние стандарты составляют определенные блоки, которые можно представить в следующем виде: 1)стандарты, определяющие структуру аудиторской организации, ее технологию; 2)стандарты расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения российских правил; 3) методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета; 4) стандарты, определяющие организацию сопутствующих аудиторских услуг.

Наличие системы внутрифирменных стандартов и ее методологического сопровождения служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Они определяют качество работы и престиж аудиторской организации.

41. Качество аудита. Профессиональная этика аудитора

Качество аудиторской проверки закладывается еще на этапе ее планирования, так как грамотно составленный план после предварительного знакомства с клиентской организацией - начало, фундамент квалифицированного ее проведения. Качество выполненной ее аудитором (аудиторской организацией) работы должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, предъявляемым к работе соответствующего рода. После этапа планирования наступает процесс проверки экономического субъекта, и только после прохождения всех этапов аудита можно сделать общее заключение о его качестве.

Основные требования, предъявляемые к аудиторской проверке.

1. Профессиональная компетентность аудиторов (принимая обязательство оказать определенные профессиональные услуги, аудитор должен быть уверен в своей компетентности в данной области, обладать достаточным объемом знаний и навыков, чтобы добросовестно выполнить свой долг).

2. Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм аудиторской деятельности в соответствии с принятым в 1996 г. Кодексом профессиональной этики аудиторов, безусловное соблюдение конфиденциальности всей информации, ставшей известной аудитору в процессе осуществления проверки. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых ими в ходе проверки, -они составляют аудиторскую тайну.

3. Своевременность выполнения работ по договору (в соответствии со ст. 708 ТК РФ) в договоре указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.

4. Неукоснительное соблюдение при осуществлении аудита требований действующего законодательства (Федерального закона «Об аудиторской деятельности», правил (стандартов) аудиторской деятельности и др.).

5. Сохранность документации. Если документация, изъятая у клиента, проверяется в помещениях аудиторской фирмы, то фирма берет на себя ответственность за ее сохранность.

6. Глубокий и всесторонний анализ хозяйственно-финансовой деятельности, оценка активов и пассивов предприятия.

7. Учет и соблюдение работы. Заказчик вправе в любое время проверять ход и качество работы, выполняемой исполнителем, не вмешиваясь в его деятельность (ст. 727 ГК РФ).

8. Квалифицированное проведение всех этапов проверки, включая оказание иных аудиторских услуг, основанных на современных методиках.

9. Честность, объективное рассмотрение всех возникающих ситуаций и реальных фактов, недопущение личной предвзятости. Качество аудита - довольно широкое понятие, и поэтому качественная аудиторская проверка служит показателем профессионализма той

аудиторской организации, которая его проводила. Аудиторская фирма несет ответственность за совершение проверки, и ее деятельность регулируется законодательством РФ. Определенная роль здесь отводится государственным органам (Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ, Департамент организации аудиторской деятельности в РФ и др.), на которые возложены функции защиты экономического субъекта от недобросовестного аудитора.

Этика аудитора описана в Кодексе, где определено, что цели бухгалтерской профессии состоят в выполнении работы в соответствии с самыми высокими стандартами профессионализма, в обеспечении самых лучших результатов работы и в целом в выполнении условия соблюдения общественных интересов.

Для достижения этих целей необходимо соблюдение четырех основных требований:

1) достоверности. У общества существует потребность в достоверной информации и надежных системах подготовки и предоставления такой информации;

2) профессионализма. Существует потребность в людях, которые без сомнений могут быть признаны клиентами как специалисты в области бухгалтерского учета и смежных дисциплинах;

3) качества услуг. Необходима уверенность в том, что все услуги, предоставленные аудитором, соответствуют высшим стандартам качества;

4)доверия. Потребители аудиторских услуг должны быть уверены в существовании основ профессиональной этики, регулирующих предоставление таких услуг.

Для достижения целей бухгалтерской и аудиторской профессии аудиторы должны соблюдать ряд исходных условий и фундаментальных принципов: порядочность, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность, профессиональное поведение.

Принцип независимости - один из важнейших в аудите. В Кодексе этики независимости аудитора уделено достаточно много внимания: «Принимая задание по составлению отчета, публично практикующие профессиональные бухгалтеры должны быть сводными от какой-либо заинтересованности, которая могла быть признана несовместимой с принципами порядочности, объективности и независимости».

В Кодексе особо рассматриваются проблемы, возникающие в том случае, когда аудитор оказывает клиенту услуги по расчетам налогов, налоговому планированию, налоговой оптимизации, налоговому аудиту и тому подобному, поскольку при оказании услуг такого рода аудитору нередко приходится отстаивать позицию клиента, стремящегося минимизировать налоговые выплаты, перед налоговыми или иными контролирующими органами.

В соответствии с Кодексом аудитор не должен одновременно принимать участие в каком-либо бизнесе, роде занятий или деятельности, которые наносят или могут нанести ущерб порядочности, объективности, независимости или хорошей репутации данной профессии и поэтому несовместимы с оказанием профессиональных услуг.

Весьма подробно рассмотрены в Кодексе проблемы, связанные с взаимоотношениями одной аудиторской организации с другими аудиторскими организациями. Речь идет об отношениях при переходе клиента от одного аудитора к другому или при одновременной работе нескольких аудиторских организаций с одним и тем же клиентом.

В Кодексе этики специально рассматриваются этические аспекты профессиональных бухгалтеров и аудиторов, которые являются сотрудниками организаций, предоставляющих бухгалтерские и аудиторские услуги, а также профессиональных бухгалтеров, работающих на коммерческих предприятиях различного профиля.

42. Планирование и программа аудита. Основные этапы, сущность

техники и технологии проведения аудиторских проверок. Понятие

существенности и риска в аудите

В соответствии с правилом (стандартом) №3 "Планирование аудита" результаты планирования аудиторской проверки оформляются в виде двух документов: плана и программы аудита.

План аудита содержит следующую основную информацию: планируемые трудозатраты; уровень (или уровни) существенности; оценка аудиторского риска; сроки проведения проверки; состав аудиторской группы и ее руководитель; перечень сегментов аудита с указанием сроков проведения и исполнителей.

Программа аудита - это документ, определяющий характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур. По своей сути она является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля надлежащего выполнения работы. Она содержит подробную информацию о видах аудиторских процедур, используемых для проверки сегментов аудита, предусмотренных планом, а также о способах их применения и документирования.

В ходе проведения проверки в зависимости от получаемых результатов программа может корректироваться. При небольших объемах проверки программа может составляться в виде единственного документа, а при больших объемах проверяемой информации программа может состоять из совокупности программ проверок каждого сегмента.

Работа аудитора с клиентами, обратившимися к ним, начинается с предварительного планирования. По его итогам аудиторская фирма принимает решение - согласна ли она работать с данным клиентом.

На принятие этого решения влияют следующие основные факторы:1) аудиторская фирма должна убедиться в принципиальной возможности проведения аудита; 2) аудиторы должны оценить субъективные факторы, т.е. личностные, влияющие на их желание работать с данным клиентом: легальность его деятельности; наличие судебных процессов или конфликтных ситуаций у клиента, которые могут иметь впоследствии широкий общественный резонанс; репутация клиента;платежеспособность.;3) аудиторы должны оценить наличие в своей организации необходимых человеческих ресурсов.

Также на этом этапе обсуждаются и согласовываются организационные вопросы, связанные с созданием нормальных условий для работы аудиторов и своевременной оплаты оказанных услуг.

Договорная работа начинается с получения субъектом аудиторской деятельности официального предложений от клиента (экономического субъекта) с просьбой о проведении аудиторской проверки или оказании сопутствующих аудиту услуг. В подтверждение своего согласия на данное предложение субъект аудиторской деятельности направляет экономическому субъекту письмо - обязательство о согласии на проведение аудита. Этот документ регламентирует обязательства и ответственность экономического субъекта и субъекта аудиторской деятельности на этапе заключения соглашения о проведении проверки.

При достижении принципиальных договоренностей о проведении проверки, между контрагентами заключается договор на проведения аудиторской проверки (или оказания сопутствующих услуг), который юридически отражает и фиксирует согласованные интересы сторон.

Аудиторский риск - это субъективно определяемая аудитором вероятность признать по итогам проверки, что отчетность может содержать не выявленные существенные искажения после признания ее достоверности или, что отчетность содержит существенные искажения, когда на самом деле их нет.

Аудиторский риск включает в себя 3 компонента: Неотъемлемый (внутрихозяйственный) риск; Риск средств контроля (риск системы внутреннего контроля); Риск не обнаружения.

Аудиторы не обязаны устанавливать достоверность проверяемой отчетности с абсолютной точностью, а обязаны установить ее достоверность во всех существенных отношениях.

Согласно правилу (стандарту) №4 "Существенность в аудите", информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, рисках, составных частях капитала считается существенной, если ее пропуск или искажения могут повлиять на экономические решения пользователей, принимаемых на ее основе.

Существенность зависит от величины показателя в отчетности или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения. При разработке плана аудита, аудитор должен установить приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных искажений.

43. Оценка системы внутреннего контроля

Согласно федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности №8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом", система внутреннего контроля означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечение сохранности активов, выявление исправления и предотвращения ошибок и искажений информации, а также своевременной подготовке достоверной финансовой отчетности. Хорошо организованная система внутреннего контроля должна обеспечивать:

1) Соблюдение требований законодательных нормативных актов при осуществлении финансовых и хозяйственных операций;

2) исполнительную дисциплину на всех уровнях управленческой структуры экономического субъекта;

3) своевременность, правильность и полноту оформления бухгалтерских документов и составления бухгалтерской отчетности;

4) предотвращения выявленных ошибок и нарушений;

5) сохранность активов экономического субъекта.

Согласно классификации, определенной стандартом №8, все элементы системы внутреннего контроля подразделяются на 3 группы:

1) Надлежащая система бухгалтерского учета;

2) Контрольная среда;

3).Средства контроля.

Контрольная среда - это осведомленность и практические действия руководителя экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля.

Средства контроля - это части системы внутреннего контроля, установленные руководством экономического субъекта на отдельных направлениях и участках хозяйственной деятельности для обеспечения эффективного и надлежащего управления ей. Оценка системы внутреннего контроля базируется на получении ответов на контрольные вопросы, заранее разработанные субъектом аудиторской деятельности.

Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она:

1. Эффективно предупреждает о возникновении недостоверной информации;

2. Эффективно выявляет недостоверность в пределах ограниченного времени, после того, как она возникла.

При оценке системы внутреннего контроля используются не менее трех градаций: высокая, средняя, низкая.

Основные этапы оценки системы внутреннего контроля:

1. Общее знакомство с системой внутреннего контроля экономического субъекта;

2. Первичная оценка надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта;

3. Подтверждение или не подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля.

44. Аудиторская выборка. Аудиторские доказательства и

документы

В связи с тем, что объем информации, сосредоточенной бухгалтерской документации зачастую бывает очень большим, то аудиторы в подавляющем большинстве случаев проверяют не всю документацию, а ее часть, выбранную определенным способом. Затем результаты проверки выбранной части распространяются на всю совокупность документов.

Таким образом, аудиторская выборка - это способ проведения аудиторской проверки при котором источники информации об аудируемом лице проверяются не в сплошном порядке, а в выбранном, следуя при этом требованиям федеральных правил-стандартов аудиторской деятельности.

Аудиторской выборке предъявляется требование представительности.

Представительность (репрезентативность) - требование, предусматривающее, что все элементы изучаемой совокупности имеют равную вероятность быть отобранными в выборку.

Методы обеспечения репрезентативности: 1)Случайный отбор - как правило, с использованием таблицы случайных чисел или генератора случайных чисел; 2)Системный отбор - предполагает, что элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайного выбранного числа; 3)Комбинированный - различные совокупности первых двух. Выбор метода отбора или их совокупности зависит от обязательств проверки, от аудиторского риска и предполагаемой эффективности аудита. Но в любом случае аудитор должен быть уверен, что используемые им методы являются надежными с точки зрения достаточного аудиторского доказательства.

Аудиторское доказательство - это информация, полученная аудитором при проведении проверки и результат ее анализа.

К ним относится: первичные учетные документы и бухгалтерские записи, письменные разъяснения аудируемого лица, а также информация, полученная от третьих лиц.

Их получают в результате проведения тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу.

К основным документальным методам получения аудиторских доказательств относятся:

1. Формальная проверка документов. Включает в себя проверку соблюдения действующих форм документов, последовательности, полноты и правильности заполнения их реквизитов, соблюдения порядковой нумерации и наличия соответствующих подписей;

2. Арифметическая проверка. Включает в себя проверку правильности проставленных в документах цен, приведенных накидок, скидок, наценок, процентных вычислений и таксировок, подсчетов итогов и других арифметических действий, выполняемых при оформлении и обработке документов;

3. Экспертная проверка. Дополняя формальную и арифметическую, направлена на выявление в документах подделок. Таких как дописка текста, букв, цифр, зачеркивание, частичное или полное удаление написанного текста, цифровых записей, подделывание подписей и т.д;

4. Логическая проверка. Путем сопоставления хозяйственной операции, отраженной в документе, с различными взаимосвязанными показателями позволяет выявить сокрытие хищений, приписок выполненного объема работа и другие злоупотребления;

5. Нормативно-правовая проверка. Устанавливается в соотношении с совершенной хозяйственной операцией, действующим законом, правилом, требованием устава или учредительных документов. Устанавливаются отклонения от утвержденных норм, смет, лимитов и т.д;

6. Экономическая проверка. Выясняется экономическая целесообразность совершенной хозяйственной операции, ее обоснованность источниками финансирования, плановыми расчетами, также изучаются полученные от нее результаты;

7. Встречная проверка. Изучается достоверность хозяйственных операций путем сопоставления документов и записей в учетных регистрах, которые относятся к одним и тем же взаимосвязанным операциям;

8. Контрольное сличение. Проверяется равенство остатков на начало проверяемого периода вместе с документированным приходом на конец проверяемого периода. Остатки, как правило, базируются на данных инвентарных описей;

9. Обратная калькуляция. Используются для проверки размеров необоснованного списания сырья на производство при выпуске определенного вида продукции;

10. Проверка документов по данным корреспондентских счетов. Выявляет документы, по которым совершены незаконные или нецелесообразные операции;

11. Аналитическая проверка отчетности и баланса. Изучает обоснованность показателей отчетности и баланса данных аналитического и синтетического счета.

45. Технология и методика проведения аудиторских проверок в

организациях разного профиля

Технология аудиторской проверки не имеет строгой регламентации и не зафиксирована нормативно-правовыми документами. Но она обязательно отвечает определенному набору требований и включает несколько этапов, которые могут осуществляться в определенной последовательности, это:1) планирование аудита (предварительное знакомство с клиентом, оформление контракта или письма-обязательства, изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации клиента, оценка рисков, подготовка плана и программы аудита.) Цель - организовать эффективную и экономически оправданную проверку;2) сбор аудиторских доказательств (выполнение аудиторских процедур: тестирование средств контроля и аудиторские процедуры по существу). При этом необходимо проверить: учредительные и другие общие документы, хоздоговоры, учетную политику в целях ведения бухгалтерского учета и налогообложения, отчетность экономического субъекта, систему внутреннего контроля, комплексы по всем разделам и счетам бухгалтерского учета. При проведении аудиторской проверки следует соблюдать рациональное соотношение между затратами на сбор аудиторских доказательств и полезностью извлекаемой информации. Необходимо руководствоваться федеральными правилами (стандартами) «Аудиторские доказательства», «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности», «Аналитические процедуры»,«Действие аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности» и т. д.;3) документирование (документируются основные аспекты проведенной работы, сделанные вывод и другие существенные вопросы, имеющие значение для подготовки аудиторского заключения, а также для доказательства высокого качества ведения аудита). Рабочая документация должна быть достаточно полной и убедительной. При оформлении хода аудита необходимо руководствоваться положениями федерального правила (стандарта) «Документирование аудита;4) заключительный этап (завершение подготовки рабочей документации, информирование руководства аудируемого лица по результатам проверки, формулирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, подготовка аудиторского заключения.

Методики выполнения аудиторских проверок разрабатываются специалистами аудиторской организации и составляют их коммерческую тайну.

Основные подходы формирования методики аудита:

1) бухгалтерский (разработка методик проверки различным разделам бухгалтерского учета);

2) юридический (включает в себя разработку метода проверки различных вопросов с юридической точки зрения);

3) Специальный (включает в себя разработку метода проверки групп экономических субъектов, обладающих общими специальными признаками);

4) отраслевой (разрабатываются методики аудита экономических субъектов в зависимости от вида и деятельности и отраслевой принадлежности).

Все методики разрабатываются по единой типовой схеме, включающей перечень нормативно-правовых документов.

Используются тесты, анкеты, таблицы и т.д. Важную роль играют компьютерные информационные технологии.

46. Выбор основных направлений аудиторской проверки

Порядок определения объёма аудиторской проверки установлен федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Цель и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» (утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г.№696).

Аудиторская организация вправе самостоятельно принимать решения о видах, количестве и глубине проведения аудиторских процедур исходя из собранной информации о деятельности экономического субъекта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.