РУБРИКИ

Единый налог на вменённый доход: бухгалтерский и налоговый учёт (на примере ИП Евменова Н.В.)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Единый налог на вменённый доход: бухгалтерский и налоговый учёт (на примере ИП Евменова Н.В.)

p align="left">В строке "Плательщик" указывается полное или сокращенное наименование покупателя в соответствии с учредительными документами.

Товарную накладную подписывает работник организации-продавца, разрешивший отпуск груза, главный бухгалтер организации-продавца, а также работник организации-продавца, производящий отпуск груза.

Допускается составление товарной накладной по форме, разработанной организацией самостоятельно. В этом случае в ней обязательно должны содержаться следующие данные:

· наименование документа и наименование организации, от имени которой составлен документ;

· дата составления документа;

· наименование товара, его количество и стоимость;

· количество товара (в единицах);

· цена и общая стоимость отпускаемого товара;

· должности лиц, ответственных за данную хозяйственную операцию;

· личные подписи этих лиц;

· печати организаций.

Должностные лица, санкционирующие отгрузку товара, подписывают товарную накладную ТОРГ-12 лично.

При поступлении товаров составляется "Приходный кассовый ордер" (Приложение ) Порядок учета и оформления приходных кассовых ордеров предполагает, что ордер должен обязательно иметь следующие разборчиво заполненные реквизиты:

- наименование предприятия, структурного подразделения, коды предприятия по ОКПО, структурного подразделения; - регистрационный номер и дату заполнения; - номер корреспондирующего счета, субсчета. Получив к исполнению приходный ордер, проверяется правильность и полнота его заполнения, а также прилагаемые документы.

Приходные кассовые ордера должны быть разборчиво и четко заполнены бухгалтерией чернилами, шариковой ручкой или выписаны на компьютере.

Подчистки, помарки и исправления в первичных кассовых документах не допускаются.

Все приходные кассовые ордера должны иметь регистрационный номер, то есть все первичные кассовые документы подлежат обязательной регистрации.

Так же составляется "Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары" (форма ТОРГ - 13). Применяется для учета движения товарно-материальных ценностей (товара, тары) внутри организации, между структурными подразделениями или материально ответственными лицами (Приложение ).

Составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом структурного подразделения, сдающего товарно-материальные ценности. Первый экземпляр служит сдающему подразделению основанием для списания товарно-материальных ценностей, а второй экземпляр - принимающему подразделению для оприходования ценностей. Заполненный документ подписывают материально ответственные лица.

В соответствии с п. 13 ПБУ 5/01 товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения.

В ряде случаев возникает ситуация, когда документы от поставщика поступают раньше, чем доставляется груз. Это происходит чаще всего тогда, когда иногородние поставщики высылают документы экспресс-почтой, выписывая водителю-экспедитору только товарно-транспортную накладную на провоз груза. В данном случае используется счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", субсчет 2. При этом записи производятся в корреспонденции со счетами 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет 1. В кредит счёта 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" в корреспонденции со счётом 41 "Товары" относится стоимость фактически поступивших на предприятие и оприходование товаров. Сумма разницы в стоимости приобретённых товарно-материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учётных ценах, списывается со счёта 15 на счёт 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей". Накопленные на счёте 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей" разницы списываются в дебет счетов учёта издержек обращения или других соответствующих счетов пропорционально стоимости реализованных товаров по учётным ценам (по среднему проценту отклонений). Остаток по счёту 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" на конец месяца показывает наличие материально-ответственных запасов в пути.

Если же груз приходит раньше, чем документы, тогда используется забалансовый счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". В такой ситуации организация- покупатель вроде и оплатила товар и даже получила его, но документально факт перехода собственности груза от поставщика покупателю не подтверждён.

Методика начисления торговой наценки в законодательстве отсутствует, поэтому организации и предприниматели вправе использовать любую методику, в нашем случае устанавливается единый процент торговой наценки на все товары или по отдельным их группам.

Иногда имеет место быть возврат товаров поставщику. Согласно нормам ГК РФ возврат товара возможен в случае ненадлежащего исполнения договора купли-продажи:

- нарушения условий о количестве товара (ст. 466 ГК РФ);

- нарушения условий об ассортименте товаров (ст. 468 ГК РФ);

- передачи товара ненадлежащего качества (ст. 475 ГК РФ);

- передачи некомплектного товара (ст. 480 ГК РФ);

- передачи товара без тары (упаковки) (ст. 482 ГК РФ);

- непредоставления информации о товаре (п. 3 ст. 495 ГК РФ).

Форма расчёта с поставщиками у ИП Евменовой осуществляется с помощью платёжных поручений (Приложение ). Платёжное поручение представляет собой письменное распоряжение плательщика обслуживающему его учреждению банка о перечислении определённой суммы со своего счёта на счёт другого предприятия в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка.

Платёжные поручения, представленные в банк на бланке установленной формы, действительны в течении 10 дней со дня выписки (день выписки в расчёт не принимается).Они, как и другие банковские документы, заполняются на пишущей машинке без исправлений и подчисток, сумма фиксируется с начала строки и пишется с заглавной буквы. При оформлении платёжного поручения следует правильно указать получателя и его банковские реквизиты, а также идентификационные номера плательщика и получателя. Кроме того, обязательно чёткое указание назначения платежа (в случае предоплаты фиксируется номер счёта, при оплате полученного товара - номер накладной). При этом основания, отражённые в банковских документах, должны соответствовать первичным документам во избежание дальнейших неприятностей с инспектором.

Пример. В магазин ИП Евменовой Н.В. 13.07.09 г. поступил парфюмерный товар от оптовой организации ООО "Синема", в соответствии с заключённым Договором № 09/09 от 06 августа 2008 г. (Приложение Б), по накладной № С-С0000111 (Приложение В) на сумму 25 395,40 руб. На начало месяца товара в магазине не было. Доставку товара произвел ИП Евменова Н.В. оплатив транспортировку наличными денежными средствами полученными в кассе под отчет (Приложение Г). Поступивший парфюмерный товар ИП Евменова Н.В. оплатил поставщику перечислением по банковскому расчетному счету полностью на сумму 25 395,40 руб., предварительно внеся на расчет счет денежные средства. При принятии товара в розничную торговлю был обнаружен бракованный товар в количестве 1 (одна) штука на сумму 1720,49 руб., который был бухгалтером не принят к учету.

При поступлении товара в магазин бухгалтер делает проводку:

Дт 41.2 "Товары в розничной торговле" Кт 60.1 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)" - 25 395,40 руб.

Наценка по приобретённым товарам составляет 50 % на единицу парфюмерного товара.

(25 395,90 * 50 %) = 12 697,95 руб.

В бухгалтерском учёте будет сделана проводка:

Дт 41.2 "Товары в розничной торговле" Кт 42 "Торговая наценка" - 12 697,95 руб.

Дополнительные расходы, в данной ситуации - транспортные расходы по доставке товара могут быть произведены поставщиком. В таком случае необходимо было бы отнести сумму расходы на стоимость товаров на счете 41. Но в приведенном примере расходы по транспортировке легли на ИП Евменова Н.В., в связи с этим бухгалтер делает следующую запись в журнал операций:

Дт 71 "Расчеты с подотчетными лицами" Кт 50 "Касса" - 100 руб.

Дт 60.1 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)" Кт 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - 100 руб.

Дт 41.2 "Товары в розничной торговле" Кт 60.1 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)" - 100 руб.

При оплате поставщику за полученный парфюмерный товар бухгалтер оформляет следующие проводки:

Дт 51 "Расчетные счета" Кт 50 "Касса" - 25395,40 руб.

Дт 60.1 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)" Кт 51 "Расчётный счёт" - 25 395,40 руб.

Подарочная тара и косметические наборы оприходуются следующим образом:

Дт 44.1.2 "Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность, облагаемую ЕНВД" Кт 60.1 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)" - 500 руб.

Обнаруженный брак бухгалтер ИП Евменова Н.В. оформил следующим образом:

Дт 002 "ТМЦ на отв. Хранении" - 1720,49 руб.

И при возврате товара поставщику:

Кт 002 "ТМЦ на отв. Хранении" - 1720,49 руб.

Так же можно отразить претензию поставщику следующим образом:

Возвращены товары:

Дт 76.2 "Расчёты по претензиям" Кт 41.2 "Товары в розничной торговле" - 1720,49 руб.

Признана претензия:

Дт 60.1 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)" Кт 76.2 "Расчёты по претензиям" - 1720,49 руб.

2.2 Учёт реализации товара

Понятие продажи товара является общим для оптовой и розничной торговли. Продажей признается переход права собственности на товар в соответствии с договором розничной купли-продажи. По договору розничной купли - продажи продавец, осуществляющий продажу товаров в розницу, передаёт покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью ( п. 1 ст. 492 ГК РФ).

Спецификой договора розничной купли-продажи является его публичность (п. 2 ст.426 ГК РФ).Многочисленные сделки розничной купли-продажи, совершаемые ежедневно, образуют розничный торговый оборот - важнейший инструмент формирования и развития рынка потребительских товаров. Розничная купля-продажа регулируется Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной ГК РФ.

Договор розничной купли - продажи обладает рядом квалифицирующих признаков:

- субъективный состав договора, когда на стороне продавца всегда выступает юридическое лицо или гражданин, которые осуществляют деятельность по продаже товаров в розницу (поштучно или в небольшом количестве). Эта деятельность продавца носит характер предпринимательской деятельности. Покупателем может быть любой субъект гражданского права, т.е. любое физическое или юридическое лицо, приобретающее товар у розничного торгового предприятия или гражданина - предпринимателя, осуществляющего розничную торговлю;

- целевое назначение покупки, когда по договору покупатель приобретает такой товар, который пригоден только для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Этот товар по своему назначению должен предназначаться для удовлетворения личных, семейных либо домашних ( т.е. бытовых) потребностей покупателя. Передаваемый по договору розничной купли - продажи товар может иметь производственное назначение, однако должен приобретаться для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Продавец, необоснованно уклонившийся от заключения договора розничной купли - продажи, должен возместить покупателю понесённые убытки.

Действия Закона о защите прав потребителей в области розничной торговли ограничены случаями, когда покупателем по договору выступает гражданин, приобретающий товары исключительно для личных (бытовых) нужд. При этом данный Закон действует:

- когда его применение прямо предусмотрено нормами ГК РФ;

- когда даже при отсутствии специальных отсылок к нему конкретизирует общие нормы ГК РФ;

- если ГК РФ не регулирует соответствующие отношения;

- если закон содержит иные правила, чем ГК РФ, когда это прямо допускается ГК РФ.

Момент заключения договора розничной купли - продажи связывается не со временем достижения сторонами соглашения по всем его существенным вопросам, а с выдачей документа, подтверждающего оплату товара.

Чек не является письменной формой договора, поэтому договоры розничной купли - продажи обычно заключаются в устной форме (п. 2 ст.159 ГК РФ), а в случае спора допускаются свидетельские показания.

Риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.

Как уже указывалось, момент заключения договора розничной купли-продажи всегда совпадает по времени с моментом его исполнения. Поэтому, получая от покупателя оплату в кассу магазина, продавец сразу же отражает в бухгалтерском учете продажу товара.

Достоверное отражение операций по реализации товаров и формированию финансовых результатов полностью зависит от организации учёта движения товаров и денежных средств. Учёт движения товаров на предприятиях торговли напрямую связан с правильным оформлением приходных и расходных документов. Порядок учёта движения товаров в организациях торговли регулируется Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными Письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. N 1-794/32-5. Пунктом 2.2.3 указанных Методических рекомендаций определено, что сумма розничного товарооборота определяется по сумме выручки за реализованные товары. Выручка рассчитывается как разность между показаниями сумм контрольно-кассовых машин на конец и начало дня.

Предприятия розничной торговли реализует товары за наличный расчёт (как у ИП Евменовой Н.В.), по расчётным чекам, в кредит с рассрочкой платежа, по договору комиссии.

Синтетический учет реализации товаров на предприятиях как розничной, так и оптовой торговли ведется на счете 90 "Продажи". По кредиту данного счета отражается продажная стоимость реализованных товаров, а по дебету - расходы, связанные с реализацией товаров (включая покупную стоимость, расходы на продажу), и налоги.

На основании кассовых документов на сумму выручки от реализации товаров формируется проводка: Дт 50 "Касса" Кт 90.1 "Продажи", субсчет "Выручка".

В розничной торговой сети продажу товаров покупателям подтверждают выдачей чека контрольно-кассовой машины (далее - ККМ) и отражение выручки за день в книге кассира- операциониста. Накладные при этом часто не оформляют, так как они не нужны клиентам, и тем не менее учитывать надо не только выручку, но и проданные товары. Часто продавцы записывают эту информацию в тетрадку или на листочек. Между тем проданные товары в рознице нужно списывать на основании товарного отчёта или накладной, ведь без этого невозможно определить себестоимость реализованного товара.

Следовательно, правильное отражение выручки, полученной торговой организацией, в первую очередь зависит от точности исполнения инструкций по учёту денежных средств. Порядок поступления денежной выручки, полученной с использованием ККТ в кассу предприятия, установлен Типовыми правилами эксплуатации ККМ.

Формы первичных документов и порядок их использования при осуществлении денежных расчётов с использованием ККМ установлены Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132.

Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККМ, работающих без кассира-операциониста (форма КМ-5) (Приложение). Применяется в организациях, работающих без кассира-операциониста (в случае установки ККМ на прилавках магазинов), для учета операций по приходу наличных денег (выручки) по каждой ККМ, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков.

C 21 июля 2009 г вступил в силу Федеральный закон об отмене кассовых аппаратов для малого бизнеса.

В документе отмечается, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. При этом, согласно документу, покупатель вправе потребовать товарный чек, квитанцию или другой документ, подтверждающий приём денежных средств за соответствующий товар со всеми положенными реквизитами. Отказ от выдачи таких документов повлечет административную ответственность в виде штрафа. Отражение в бухгалтерском учете списания товара, реализованного розничным магазином, производится на основании товарных отчётов материально ответственных лиц. В товарном отчёте отражаются данные о получении и отпуске товара. Форма товарного отчёта (форма ТОРГ-29), как и все прочие формы первичной учетной документации по учету торговых операций, утверждена Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 (Приложение). Составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом с указанием номера, даты документов на поступление и выбытие товаров и тары. Подписывается бухгалтером и материально ответственным лицом. Первый экземпляр отчета с приложенными документами, на основании которых составляется отчет, передаётся бухгалтеру, второй экземпляр остается у материально ответственного лица.

Индивидуальный предприниматель Евменова Н.В. реализует товары за наличный расчёт. Объём реализации за наличный расчёт определяется суммой денежных средств, полученных от покупателей за проданные им товары. Денежные расчёты с населением производятся с применением контрольно-кассовой машины. Выручка от покупателей поступает в кассу, её размер определяют по показаниям счётчика контрольно-кассовой машины, зарегистрированной в журнале регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счётчиков ККМ (Приложение ).

Учёт реализации товара по номенклатуре ведётся с помощью "1 С. Бухгалтерский учёт", путём выдачи покупателю товарного чека и кассового чека (Приложение), поэтому запись в ручную вести нет необходимости.

Пример. 14.07.09 г. в магазине ИП Евменовой Н.В. была реализована парфюмерная продукция, на сумму 4 651,60 руб., что отражается в учёте следующей проводкой:

Оплата за товар покупателем в кассу, оформляется следующим образом:

Дт 50 "Касса" Кт 90.1 "Выручка" - 4 651,60 руб.

Списана на расходы стоимость реализованного товара в продажных ценах, что фиксируется записью:

Дт 90.2 "Себестоимость продаж" Кт 41.2 "Товары в розничной торговле" - 4 651,60 руб.

Сторнирована торговая наценка по реализованному товару, что выделяется следующей проводкой:

Дт 90.2.2 "Себестоимость продаж, облагаемых ЕНВД" Кт 42 "Торговая наценка" - [-1 550,53 руб.]

Финансовый результат по данной хозяйственной операции будет выглядеть следующим образом:

Дт 90.1.2 "Выручка от продаж, облагаемых ЕНВД" Кт 90.9 "Прибыль/убыток от продаж" - 4 651,60 руб.

Дт 90.9 "Прибыль/убыток от продаж" Кт 90.2.2 "Себестоимость продаж, облагаемых ЕНВД" - 3 101,06 руб.

Дт 90.9 "Прибыль/убыток от продаж" Кт 99.1 "Прибыли и убытки" - 1550,54 руб.

Дт 99.1 "Прибыли и убытки" Кт 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" - 1550,54 руб.

15.07.09 г. покупателем была возвращена продукция в количестве 1 (одной) штуки, на сумму 1 789,07 руб.. Не смотря на то, что парфюмерно - косметические товары возврату не подлежат, утверждённое пocтaнoвлeниeм Пpaвитeльcтвa РФ oт 6 фeвpaля 2002 г. N 81, ст. 25 п. 3 "Закона о защите прав потребителей", руководителем было принято решение принять продукцию, так как был обнаружен заводской брак. Бухгалтер делает следующие операции:

Сторнирование реализации:

Дт 62.1 "Расчеты с покупателями и заказчиками (в рублях)" Кт 90.1.2 "Выручка от продаж, облагаемых ЕНВД" - [-1 789,07 руб.]

Сторнирование себестоимости ТМЦ:

Дт 90.2.2 "Себестоимость продаж, облагаемых ЕНВД" Кт 41.2 "Товары в розничной торговле" - [-1 789,07 руб.]

Возврат денег покупателю:

Дт 62.1 "Расчёты с покупателями и заказчиками (в рублях)" Кт 50 "Касса" -

[-1 789,07 руб.]

2.3 Инвентаризация товара

Инвентаризация - это определенная последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учёта и отчётности. О важности инвентаризации говорит статья 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В соответствии с указанной статьей для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие имущества и обязательств, их состояние и правильность оценки.

Инвентаризация товарных ценностей представляет собой наиболее трудоёмкий процесс. Это связано, прежде всего, с большими объёмами и разнообразной номенклатурой материальных ценностей, а также недостатками в обеспечении контроля их сохранности.

Основными целями инвентаризации являются:

- выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

- проверка полноты отражения в учете обязательств.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Инвентаризация нужна для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и отчётности. В ходе неё проверяют и документально подтверждают имущество и обязательства (п. 26 приказа Минфина от 29 июля 1998 г.)

Порядок проведения процедуры определен Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49. Для оформления результатов мероприятия предусмотрены унифицированные формы. Они установлены постановлением Госкомстата от 18 августа 1998 г.

Законодательством предусмотрены различные формы и методы проведения инвентаризации.

Плановые инвентаризации проводятся в заранее установленные сроки. К плановым инвентаризациям относятся и ежегодные инвентаризации, проводимые перед составлением годового отчета.

Внеплановые (внезапные) инвентаризации проводятся неожиданно для материально-ответственного лица, чтобы установить наличие товарно-материальных ценностей.

Внеплановые инвентаризации могут проводиться как по решению руководителя организации, так и по требованию следственных и контрольных органов.

Организация самостоятельно решает вопросы проведения полной или частичной (выборочной) инвентаризации и отражает это в приказе по учётной политике (Приложение ) исходя из требований действующего законодательства.

Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации, а частичная (выборочная) - один или несколько видов имущества и обязательств, например, только денежные средства, сырье и материалы, товары и тому подобное.

Выборочная инвентаризация наличия товарно-материальных ценностей может проводиться в случаях обнаружения нарушения порядка и сроков проведения инвентаризации, а также установления фактов списания материальных ценностей по незаконным операциям или неправильно оформленным документам.

В период между инвентаризациями на предприятиях рекомендуется систематически проводить выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Основной задачей выборочных инвентаризаций в межинвентаризационный период является:

- осуществление контроля сохранности товарно-материальных ценностей;

- выполнения правил их хранения;

- соблюдения материально-ответственным лицом установленного порядка ведения первичного складского учета.

Внеплановой выборочной инвентаризации подвергаются, как правило, наиболее дорогостоящие материально-производственные запасы, по которым имеются сверхнормативные запасы или продолжительное время не было движения.

Выборочные инвентаризации рекомендуется также проводить при поступлении сигналов о фактах нарушения правил приёмки, отпуска, отгрузки и реализации товаров.

Проведение инвентаризации должно проходить таким образом, чтобы проверка наличия ценностей не влияла на её нормальную работу.

Предприятия должны использовать эти формы и методы, при составлении приказа об учётной политике и определении порядка проведения инвентаризации, с учётом специфики своей деятельности и задач, которые необходимо решить в ходе инвентаризации ( таблица 1).

Таблица 1 - Виды инвентаризаций можно представить в виде таблицы

Критерий

Вид инвентаризации

Отличительные особенности инвентаризации

По обязательности проведения

Обязательная

Проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации

Инициативная

Проводится по решению руководителя

По периодичности

Плановая

Проводится в установленные порядком проведения инвентаризации сроки

Внеплановая

Проводится по решению руководителя организации вне утвержденного плана для обеспечения дополнительного контроля над сохранностью отдельных видов имущества, либо необходимость ее проведения предусмотрена законодательством

По степени охвата

Полная

Инвентаризации подвергаются все объекты имущества и обязательств

Частичная

Проверке подлежит один или несколько видов имущества и обязательств

По методу проведения

Натуральная

Состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера и тому подобное

Документальная

Состоит в проверке документального подтверждения наличия объектов

Для проведения инвентаризации у ИП Евменовой Н.В. создаётся постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В неё входят: руководитель, бухгалтер и продавец. Председателем инвентаризационной комиссии является руководитель.

За две недели до запланированной инвентаризации, издается приказ по предприятию с указанием точной даты начала инвентаризации. С этим приказом должны ознакомиться все заинтересованные лица.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчётам), с указанием "до инвентаризации на "______________" (дата)", что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков товарно-материальных ценностей к началу инвентаризации по учётным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию или переданы комиссии все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчётные суммы на приобретение или доверенности на получение товарно-материальных ценностей.

По итогам проверки оформляется инвентаризационная опись (Приложение), которые визируют все члены комиссии и материально-ответственные сотрудники. Результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными при отсутствии подписи хотя бы одного члена комиссии. При обнаружении ошибок в описях исправления визируют все лица, участвовавшие в процедуре. На последнем этапе результаты инвентаризации сверяются с учёными данными.

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей применяется для отражения данных фактического наличия товарно-материальных ценностей (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы и др.) в местах хранения и на всех этапах их движения в организации. Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии на основании пересчета, взвешивания, перемеривания товарно-материальных ценностей отдельно по каждому месту номенклатуре.

Один экземпляр передаётся бухгалтеру для составления сличительной ведомости, второй - остаётся у материально ответственного лица.

На выявленные при инвентаризации негодные или испорченные товары составляются соответствующие акты.

При выявлении материальных ценностей, не отраженных в учёте, комиссия должна включить их в инвентаризационную опись.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия товарно-материальных ценностей в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами).

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

Наименование инвентаризуемых товарно-материальных ценностей, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией товарно-материальных ценностей в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

При проверке фактического наличия товарно-материальных ценностей в случае смены материально ответственных лиц принявший товарно-материальные ценности расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этих товарно-материальных ценностей.

Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера предприятия в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации".

Сличительные ведомости - форма № ИНВ-19 (Приложение) составляются по товарно-материальным ценностям, при инвентаризации которых выявлены отклонения от учётных данных.

В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учёта и данными инвентаризационных описей.

Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах, бухгалтером ИП Евменова Н. В. один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передаётся материально ответственному лицу.

Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную.

Результаты инвентаризации отражают в учёте и отчётности того месяца, в котором она была закончена.

Пример. По результатам инвентаризации товара в магазине ИП Евменовой Н.В. на конец месяца, бухгалтер составляет следующие бухгалтерские проводки:

Оприходование излишка товара на сумму 262,37 руб., относящийся на доход предприятия:

Дт 41.2 "Товары в розничной торговле" Кт 91 "Прочие доходы и расходы" - 262,37 руб.

Обнаружена недостача товаров, на сумму 787,11 руб., которая оформляется следующим образом:

Дт 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" Кт 41.2 "Товары в розничной торговле" - [-787,11] руб.

Списание недостачи товаров за счёт виновного лица отражается записью на сумму недостачи по продажной цене:

Дт 73.2 "Расчёты по возмещению материального ущерба" Кт 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" - 787,11 руб.

Сумма поступивших денег в кассу от виновного лица на сумму недостачи товаров по продажной цене фиксируется проводкой:

Дт 50 "Касса" Кт 73.2 "Расчёты по возмещению материального ущерба" - 787,11 руб.

Удержание суммы недостачи товара из заработной платы, осуществляется только с письменного согласия работника:

Дт 70 "Расчёты с персоналом по оплате труда" Кт 73.2 "Расчёты по возмещению материального ущерба" - 787,11 руб.

В случае, если виновное лицо при выявлении недостачи товара не установлено, бухгалтер делает проводку:

Дт 91.2 "Прочие расходы" Кт 41.2 "Товары в розничной торговле" - 787,11 руб.

При обнаружении залежалого товара или срок годности которого скоро истечёт, его уценивают и оформляют следующей записью:

Дт 41.2 "Товары в розничной торговле" Кт 42 "Торговая наценка" - [- 84,96 руб.]

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учёта инвентаризационная комиссия представляет на утверждение руководителю предприятия. Руководитель предприятия принимает окончательное решение о зачёте.

3. НАЛОГОВЫЙ УЧЁТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЕВМЕНОВОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ

3.1 Формирование налогооблагаемой базы

Система налогообложения в виде ЕНВД обязательна к применению теми налогоплательщиками, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, облагаемую этим налогом (п. 1 ст. 346.28 НК РФ).

В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 346.26 НК РФ перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется специальный режим в виде ЕНВД, определяется представительными органами муниципальных районов (городских округов).

Исходя из этих положений гл. 26.3 НК РФ, действительно можно сделать поверхностный вывод, что осуществление деятельности, подпадающей в соответствии с местным законодательством под обложение ЕНВД, автоматически означает необходимость уплаты этого налога.

Однако не стоит забывать: положениями НК РФ не установлено, что следует понимать под предпринимательской деятельностью. Поэтому в соответствии с положениями п. 1 ст. 11 НК РФ для расшифровки данного понятия необходимо обратиться к гражданскому законодательству.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли (дохода) от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, для того чтобы осуществление какой-либо деятельности подвести под уплату ЕНВД, её сначала надо идентифицировать как предпринимательскую. По мнению автора, можно выделить основные условия, наличие которых позволяет признать деятельность предпринимательской.

Во-первых, деятельность должна быть направлена на извлечение дохода (получение прибыли).

Во-вторых, должна носить не разовый, а систематический характер.

В-третьих, должна быть самостоятельной, то есть не должна быть составной частью основного вида предпринимательской деятельности.

В-четвертых, осуществление этой деятельности должно быть направлено на удовлетворение потребностей неопределённого круга лиц.

По общему правилу встать на учёт в качестве плательщика ЕНВД индивидуальный предприниматель должен в налоговой инспекции по месту ведения деятельности (абз. 2 п. 2 ст. 346.28 НК РФ).

Однако из этого правила есть исключения. Для отдельных видов деятельности постановка на учёт осуществляется по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). Это касается (абз. 3 п. 2 ст. 346.28 НК РФ):

- развозной или разносной розничной торговли;

- деятельности по размещению рекламы на транспортных средствах;

- деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Такой порядок в отношении указанных видов деятельности действует с 1 января 2009 г. Хотя контролирующие органы и ранее давали подобные разъяснения (Письма Минфина России от 20.03.2008 N 03-11-04/3/137, от 06.02.2008 N 03-11-05/23, от 16.11.2007 N 03-11-04/3/443, от 01.10.2007 N 03-11-02/249).

Магазин ИП Евменова Н.В. находится по адресу 344020 г. Ростов-на-Дону, пр. Сельмаш, дом №2 Первомайского района. Договор заключён между ООО "Торговый дом "Мега-Дон"", именуемый в дальнейшем "Арендодатель", в лице директора супермаркета "Океан" ООО "ТД Мега-Дон" Жуковой Е.В., действующей на основании доверенности №32 от 18.12.2008 года, с одной стороны и в лице ИП Евменовой Н.В., именуемым в дальнейшем "Арендатор". Настоящий Договор (Приложение) заключается на срок 12 месяцев, вступающий в силу с момента подписания его сторонами и действует до 31 декабря 2009года. Арендодатель передаёт во временное пользование, а Арендатор принимает в аренду часть нежилого помещения площадью 7 (семь кв.метров) кв.м.для розничной торговли.

Численность наёмных работников-2 человека.

Так как ЕНВД рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

При этом базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2.

Коэффициент К1, соответствует индексу потребительских цен на товары (работы, услуги) в России. Этот коэффициент на календарный год устанавливает Минэкономразвития России ежегодно, не позднее 20 ноября. Коэффициент-дефлятор на 2009 г. установлен 1,148.

К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля световых и электронных табло, площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической

наружной рекламы и иные особенности. В настоящее время он установлен в диапазоне от 0,005 до 1. Таким образом, местным органам власти предоставлена возможность уменьшить возросшую налоговую нагрузку по ЕНВД, снизив значение корректирующего коэффициента К2.

Согласно действующего Законодательства плательщикам ЕНВД разрешено уменьшать исчисленную сумму налога на сумму уплачиваемых "обязательных" пенсионных взносов, на сумму больничных, выплаченных работникам, занятым в данных видах предпринимательской деятельности, и на сумму фиксированных платежей в Пенсионный фонд, которые предприниматели платят за себя. Но суммарное снижение единого налога не может превысить 50%.

Пример. Расчёт единого налога по ЕНВД ИП Евменова Н.В. за 3-ий квартал 2009 года.

Торговая площадь - 7 кв. м;

Базовая доходность (БД) - 1 800 руб.;

Июль - 7 кв. м;

Август - 7 кв. м;

Сентябрь - 7 кв. м;

Коэффициент К1 - 1,148;

Коэффициент К2 - 0,8;

Налоговая база, всего: 34 716 руб.;

Июль - 11 572 руб.;

Август - 11 572 руб.;

Сентябрь - 11 572 руб.;

Сумма налога ЕНВД - 5 207 руб.

Расчёты:

Налоговая база за июль: (БД*7кв.м)*К1*К2=(1 800*7)*1,148*0,8=11 572 руб.;

Налоговая база за август: (БД*7 кв.м)*К1*К2=(1 800*7)*1,148*0,8=11 572 руб.;

Налоговая база за сентябрь: (БД*7кв.м)*К1*К2=(1 800*7)*1,148*0,8=11 572 руб.;

Соответственно Налоговая база за 3-ий квартал:

(( БД*7 кв.м)*3 мес.)*К1* К2 =((1 800*7)*3)*1,148*0,8= (12 600*3)*1,148*0,8 =37 800*1,148*0,8=34 715, 52 руб. = 34 716 руб.

Сумма налога ЕНВД: 34 716*15%=5 207 руб.

За 3-ий квартал, за отчётный период было перечислено в ПФ - 6 300 руб. страхового взноса, т.е. бухгалтер ИП Евменовой Н.В. имеет право уменьшить сумму исчисленного единого налога на вменённый доход на 2 603 руб. (не более 50 % от рассчитанной суммы ЕНВД). Соответственно сумма ЕНВД будет равна 2 604 руб.( 5 207 руб. - 2 603 руб. = 2 604 руб.).

3.2 Методика заполнения налоговой декларации по Единому налогу на вменённый доход

Общие требования, которые должны соблюдать плательщики ЕНВД при заполнении декларации, сформулированы в разд. I, II Порядка заполнения декларации:

1) декларация должна иметь сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа. При этом поле "Стр." имеет 3 ячейки и заполняется, например, так: для 1 страницы - "001", для 10 - "010";

2) каждому показателю декларации соответствует одно поле, состоящее из определенного количества ячеек. В каждом поле указывается только один показатель. Исключение составляют показатели даты и дроби;

3) поля заполняются слева направо, начиная с первой (левой) ячейки;

4) показатель "Код по ОКАТО", под который отводится одиннадцать ячеек, отражается начиная с первой ячейки. Незаполненные ячейки (справа от значения кода) заполняются нулями;

5) декларация может заполняться вручную, при этом необходимо:

- использовать чернила черного, фиолетового или синего цвета;

- заполнять текстовые поля бланка декларации заглавными печатными символами;

- в случае отсутствия данных ставить прочерк;

6) при машинном заполнении декларации:

- не должна изменяться форма декларации;

- ячейки могут не обрамляться, а также вы можете не проставлять прочерки в незаполненных ячейках;

- используется шрифт Courier New высотой 16 - 18 пунктов;

7) при заполнении не допускается:

- двусторонняя печать декларации на бумажном носителе;

- скрепление листов, если это приводит к их порче;

8) чтобы исправить ошибку, надо перечеркнуть неверное значение показателя, вписать правильное значение и проставить подписи должностных лиц организации и печать или подпись индивидуального предпринимателя, а также дату исправления. Исправлять ошибку с помощью корректирующего или иного аналогичного средства нельзя;

9) применяются следующие правила округления (п. 11 ст. 346.29 НК РФ, п. 1.3 Порядка):

- все значения стоимостных показателей декларации указываются в полных рублях. При этом значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля;

- значения корректирующего коэффициента К2 округляются после запятой до третьего знака включительно;

- значения физических показателей указываются в целых единицах.

Декларация состоит из титульного листа и четырех разделов. В разделе 1 отражается сумма ЕНВД, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика. Налог по каждому виду деятельности рассчитывается в разделе 2. Для определения общей суммы единого налога на вмененный доход с учетом уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд и пособий по временной нетрудоспособности предназначен раздел 3. В разделе 3.1 налогоплательщики указывают сумму налога отдельно по каждому ОКАТО.

Раздел 1

Этот раздел сводный и заполняется в последнюю очередь. В нем фиксируются суммы налога, рассчитанные в разделе 3.1:

-- в строке 010 -- код бюджетной классификации (КБК), по которому зачисляется налог, -- 182 1 05 02000 02 1000 110 (приказ Минфина России от 24.08.2007 № 74н);

-- строке 020 -- код административно-территориального образования, на территории которого осуществляется предпринимательская деятельность, облагаемая ЕНВД (соответствующий код ОКАТО). Этот код вписывается начиная с первой ячейки слева направо. Если в нем менее 11 знаков, в незаполненных ячейках проставляются нули;

-- строке 030 -- сумма ЕНВД, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период. Данный показатель для соответствующего кода ОКАТО переносится из строки 040 раздела 3.1.

Достоверность и полнота указанных сведений подтверждаются подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) или представителя налогоплательщика, проставляется дата подписания раздела.

Если налогоплательщик ведет предпринимательскую деятельность на территории более четырех муниципальных образований, заполняется необходимое количество листов раздела 1.

Раздел 2

С этого раздела следует начинать заполнение декларации. В нем отражаются все виды предпринимательской деятельности и места их осуществления. Допустим, налогоплательщик занимается только одним видом деятельности, но в разных муниципальных образованиях. Тогда данный раздел заполняется отдельно по каждому коду ОКАТО. Если в одном месте налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности, на каждый заполняется соответствующий лист раздела 2.

В строке 010 указывается код вида предпринимательской деятельности, по которому заполняется раздел. Он берется из справочника, приведенного в приложении № 2.

По строке 020 записывается фактический адрес места осуществления деятельности, а в строке 030 -- соответствующий код ОКАТО.

Со строки 040 начинается непосредственно расчет суммы единого налога. В ней проставляют значение базовой доходности на единицу физического показателя в месяц по данному виду деятельности. Этот показатель берется из приложения № 2.

В строки 050--070 налогоплательщик вписывает фактические значения физического показателя, соответствующего виду предпринимательской деятельности (код которого указан в строке 010), в каждом месяце налогового периода. В столбец "Показатели" вписываются названия месяцев.

В строке 080 отражается коэффициент-дефлятор К1. На 2009 год он установлен в размере 1,148. В строке 090 указывается значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2. Этот коэффициент учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, например ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы (ст. 346.27 НК РФ). Его значения определяются законодательными (представительными) органами муниципальных образований, причем в пределах от 0,005 до 1 включительно. Коэффициент устанавливается не менее чем на календарный год. Если в данном муниципальном образовании его значение не было установлено до начала нового календарного года либо акт, которым утверждено новое значение коэффициента К2, не успел вступить в силу, в новом году будет действовать коэффициент К2, применявшийся в предшествующем году. Отметим, что представительные органы муниципальных образований могут установить конкретное значение коэффициента К2 или отдельные его составляющие. В этом случае налогоплательщики исчисляют окончательный размер коэффициента К2 самостоятельно, перемножив все установленные значения.

Кроме того, налогоплательщики могут скорректировать единое значение К2 на коэффициент, учитывающий фактический период осуществления деятельности. В частности, корректировать К2 можно, если предпринимательская деятельность по объективным причинам была временно приостановлена, например, по решению (предписанию) суда или местных органов исполнительной власти, вследствие аварийной ситуации или из-за ремонта. Названные причины должны быть документально подтверждены.

В строке 100 нужно указать налоговую базу в целом за налоговый период по виду предпринимательской деятельности, отраженному по коду строки 010. Величина данного показателя равна сумме значений строк 110--130. В названных строках рассчитывается величина вмененного дохода за каждый месяц налогового периода: значение базовой доходности умножается на фактическую величину физического показателя базовой доходности за этот месяц и на корректирующие коэффициенты К1 и К2.

Сумма ЕНВД указывается в строке 140. Она равна произведению налоговой базы (строка 100) и ставки 15%.

Если декларация подается за налоговый период, в одном из месяцев которого деятельность, облагаемая ЕНВД, временно не велась, в строке физического показателя за данный месяц (050, 060 или 070) ставится прочерк. Налоговая база по нему не исчисляется.

Раздел 3

В этом разделе определяется общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по всем кодам ОКАТО. Раздел заполняется на одном листе независимо от количества видов предпринимательской деятельности и мест их осуществления.

Сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период (сумма показателей по всем строкам 140 заполненных разделов 2), отражается в строке 010.

В строку 020 налогоплательщик вписывает сумму уплаченных за налоговый период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за работников, занятых в соответствующем месте ведения предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели учитывают и уплаченные ими страховые взносы в виде фиксированных платежей.

В строке 020 указывается не сумма страховых пенсионных взносов за работников, уплаченных в течение квартала, а сумма, уплаченная за тот же налоговый период, по которому исчисляется ЕНВД (п. 2 ст. 346.32 НК РФ). То есть сумма, уплаченная в апреле 2009 года, но начисленная за март, отражается в декларации не за II, а за I квартал. Сумма ЕНВД за квартал уменьшается на сумму страховых взносов, начисленных за тот же квартал и фактически уплаченных к моменту представления декларации. Налогоплательщики, перечислившие страховые взносы за соответствующий налоговый период (например, за последний месяц) после представления декларации, могут уточнить свои налоговые обязательства, представив в установленном порядке в налоговый орган уточненные (корректирующие) декларации.

Что касается индивидуальных предпринимателей, законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании не связывает исполнение обязательств по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа с определенными периодами времени в течение текущего календарного года. Избранная страхователем периодичность уплаты (помесячно, ежеквартально либо единовременно в размере установленной стоимости страхового года) не может быть соотнесена с конкретным налоговым периодом по ЕНВД. Поэтому при заполнении декларации индивидуальные предприниматели должны учитывать данные страховые взносы в том налоговом периоде, в котором они были уплачены.

Суммы страховых взносов определяются налогоплательщиками пропорционально налоговой базе по страховым взносам, исчисленной за данный отчетный (расчетный) период по каждому месту осуществления предпринимательской деятельности. В отношении работников, не закрепленных за конкретными местами ведения деятельности (например, административно-управленческого и вспомогательного персонала), распределение между такими местами производится по удельному весу доходов, полученных по каждому из данных мест в общем объеме доходов по всем местам деятельности.

В строке 030 отражается сумма выплаченных в течение налогового периода из средств налогоплательщика пособий по временной нетрудоспособности работникам, занятым в деятельности, по которой уплачивается единый налог на вмененный доход.

В строке 040 указывается общая сумма вычетов (сумма показателей строк 020 и 030), не превышающая 50% суммы исчисленного ЕНВД (значение строки 010).

В строке 050 записывается итоговая сумма налога к уплате в бюджет по итогам данного налогового периода. Это разница суммы исчисленного ЕНВД (строка 010) и суммы уплаченных страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности (значение строки 040).

Раздел 3.1

В разделе 3.1 рассчитывается сумма ЕНВД, подлежащая уплате в бюджет каждого административно-территориального образования, на территории которого налогоплательщик ведет деятельность, облагаемую ЕНВД. Он заполняется по каждому коду ОКАТО, указанному в строках 030 заполненных разделов 2. Для этого в строке 010 записывают код ОКАТО, по которому заполняется раздел.

В строке 020 фиксируется налоговая база, исчисленная по всем кодам ОКАТО. Она определяется как сумма значений строк 100 всех заполненных разделов 2.

Налоговая база по данному коду ОКАТО (строка 030) равна сумме значений показателей строки 100 всех разделов 2, заполненных по этому коду.

При расчете суммы ЕНВД, подлежащего уплате по этому коду ОКАТО, используется следующая формула: значение строки 030 раздела 3.1 делится на значение строки 020 того же раздела и умножается на значение строки 050 раздела 3. Полученный результат отражается в строке 040 раздела 3.1.

Данные из каждого раздела 3.1 переносятся в раздел 1. Код ОКАТО (строка 010 раздела 3.1) вписывается в одну из строк 020 раздела 1, а значение строки 040 раздела 3.1 переносится в строку 030 раздела 1.

Чтобы проверить правильность заполнения декларации, можно воспользоваться следующим равенством:

сумма строк 040 всех заполненных разделов 3.1 = сумма всех строк 030 раздела 1= значение строки 050 раздела 3.

3.3 Контроль налоговых органов за использованием и взиманием ЕНВД (камеральные и выездные проверки)

Одним из условий функционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль, осуществляемый, в том числе и путём проведения налоговых проверок. Общие правила проведения налоговых проверок (камеральных и выездных) регламентируются ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в соответствии с которой проверка может быть проведена у налогоплательщика (как юридического, так и физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), плательщика сборов и налогового агента.

К общим правилам проведения налоговых проверок относятся:

- проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующих году проверки;

-запрещается проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года) по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период;

-в том случае, если организация-налогоплательщик реорганизуется или ликвидируется, правило об ограничении проверок не применяется. Повторная проверка может быть проведена также и в порядке контроля за деятельностью налогового органа его вышестоящим налоговым органом по мотивированному постановлению последнего и с соблюдением требований, предъявляемых к проведению проверки.

Налоговый кодекс РФ различает два вида налоговых проверок:

-камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ);

-выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка - это проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа (таможенного органа) на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком (налоговым агентом, плательщиком сбора), служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральные проверки проводятся как в отношении организаций, так и в отношении физических лиц. Камеральная налоговая проверка является формой текущего налогового контроля и позволяет налоговым органам оперативно реагировать на нарушения налогового законодательства.

К общим правилам проведения камеральной налоговой проверки относится:

1. Провидится только по месту нахождения налогового (таможенного) органа.

2. Проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без специального решения руководителя налогового органа.

3. Срок проведения: в течение 3 месяцев со дня представления налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если налоговым законодательством не предусмотрены иные сроки.

4. Провидится на основе налоговых деклараций и документов, представляемых налогоплательщиком, и документов налогового органа либо имеющихся у налогового органа.

5. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

6. В случае выявления ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговый орган направляет сообщение налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

7. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, направляется требование об уплате суммы налога и пеней.

Камеральная налоговая проверка не предполагает специального назначения проверки путем вынесения какого-либо решения руководителя налогового органа. Началом проведения камеральной налоговой проверки является день представления налогоплательщиком налоговой декларации. Как правило, день представления налоговой декларации устанавливается законами, регулирующими порядок уплаты конкретных налогов. Длительность проведения камеральной проверки составляет 3 месяца с даты представления налоговой декларации. После истечения указанного срока в отношении налогоплательщика не могут производиться действия налоговых органов по осуществлению камеральной налоговой поверки.

В ходе камеральной налоговой проверки осуществляется проверка правильности заполнения установленных форм соответствующих отчётных документов, налоговых деклараций, расчётов сумм налогов, правильность применения налоговых льгот, наличие необходимых платёжных документов, проверка соблюдения установленных сроков уплаты налогов и представления документов, производится учет поступивших в бюджет сумм налогов и сборов и другое. При этом используются различные методы проведения налоговых проверок:

1.Арифметическая проверка: проверяется арифметическая правильность расчетов;

2.Формальная проверка: проверка правильности заполнения установленных форм и наличия необходимых документов;

3.Проверка соблюдения сроков уплаты налогов и представления документов;

4.Сопоставление различных документов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговые органы вправе требовать представления только тех документов, которые связаны с правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов (платёжные документы, выписки и т.д.). В случае обнаружения ошибок в заполнении документов или противоречий в сведениях, содержащихся в документах, налоговый орган устанавливает срок (в пределах срока проведения налоговой проверки), в который налогоплательщик должен внести соответствующие исправления.

В ходе проведения камеральных налоговых проверок, как правило, сразу же могут быть выявлены и зафиксированы нарушения сроков постановки на налоговый учёт, нарушения сроков уплаты налогов, сроков представления налоговых деклараций или других документов и т.д., т.е. материалы камеральной налоговой проверки позволяют квалифицировать совершение налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом налогового правонарушения. В таком случае очевидно, что по результатам камеральной налоговой проверки возможно возбуждение производства по делу о налоговом правонарушении, тем более что ст. 101 НК РФ предусматривает привлечение к ответственности не на основании акта выездной налоговой проверки, а на основании материалов налоговой проверки (в том числе и камеральной проверки). Однако в этом случае особое значение приобретает документальное оформление результатов камеральной налоговой проверки.

Налоговый кодекс не устанавливает документ, которым оформляются результаты камеральной налоговой проверки. Однако предусматривается, что по её результатам может быть направлено требование об уплате налога и пеней. В соответствии со ст. 70 НК РФ предусмотрены два вида требований об уплате налога. Очевидно, что по результатам камеральной налоговой проверки должно быть выставлено требование, которое основывается на результатах налоговой проверки. В таком случае в соответствии со ст. 70 НК РФ в результате проведения любой налоговой проверки должно быть вынесено решение налогового органа, а требование об уплате налога, выставленное по результатам проверки. Направляется в течение 10 дней с даты вынесения соответствующего решения.

Если считать, что по итогам камеральной проверки должно направляться другое требование, которое не предусматривает вынесения решения налогового органа и выставляется в течение 3 месяцев после наступления срока уплаты налога, то указанное требование нельзя будет направить налогоплательщику в том случае, когда камеральные проверки проводятся по истечении квартала, т.е. 3-месячный срок для направления требования может истечь до даты начала проведения камеральной проверки.

Таким образом, по результатам камеральной проверки в случае необходимости направления требования и привлечения к ответственности должно быть вынесено решение налогового органа. Однако Налоговый кодекс не устанавливает срока и порядок принятия такого решения.

Выездная налоговая проверка - это налоговая проверка, осуществляемая налоговыми (таможенными) органами по месту нахождения налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента. Налоговый кодекс не содержит прямого указания на то, что налоговые органы обязаны проводить выездную налоговую проверку по месту фактического нахождения налогоплательщика, однако определение срока проведения выездной проверки в зависимости от времени фактического нахождения на территории проверяемого налогоплательщика косвенно указывает на данный признак выездной налоговой проверки.

К общим правилам проведения выездной налоговой проверки относится:

1. Проводится в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (организаций, их филиалов и представительств, индивидуальных предпринимателей).

Статья 89 НК РФ напрямую не указывает категории организаций или физических лиц, в отношении которых могут проводиться выездные налоговые проверки. Однако ст. 100 НК РФ, устанавливающая порядок оформления результатов выездной налоговой проверки, предусматривает, что акт выездной налоговой проверки подписывается и вручается руководителю организации-налогоплательщика или индивидуальному предпринимателю (либо их представителям). Таким образом, выездная налоговая проверка должна проводиться только в отношении организаций (их филиалов или представительств) или индивидуальных предпринимателей, включая лиц, имеющих лицензии на занятие частной практикой. Иными словами, выездная налоговая проверка не должна проводиться в отношении физических лиц, не являющихся предпринимателями, тем более что доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения без согласия проживающих в них лиц не допускается (ст. 91 НК РФ).

Кроме того, Налоговый кодекс устанавливает, что выездная налоговая проверка проводится только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

2. Выездные проверки филиалов и представительств. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Данное правило по сути своей является исключением из рассмотренного выше правила, согласно которому выездные проверки проводятся только в отношении самостоятельных налогоплательщиков, к которым филиалы и представительства не относятся. Тем не менее, проведение выездных налоговых проверок филиалов и представительств независимо от организации-налогоплательщика вызвано реальностями правоприменительной практики, когда разветвленная сеть филиалов и значительная территориальная удаленность филиалов от организации в различных субъектах РФ привела к необходимости введения данной нормы в целях эффективности осуществления налогового контроля на всей территории России.

При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проверку каждого филиала и представительства.

3. Выездная проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

4. Выездная проверка проводится по одному или нескольким налогам. В случаях, когда выездная налоговая проверка проводится по нескольким налогам, она носит характер тематической выездной налоговой проверки, например, если осуществляется только по косвенным налогам. Если выездная налоговая проверка проводится по всем налогам, то она носит характер комплексной налоговой проверки.

5. Частота проведения налоговых проверок: не могут проводиться в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Данное правило совсем не исключает возможности проведения двух и более выездных налоговых проверок в течение одного календарного года в отношении одного и того же налогоплательщика, но по разным налогам или за разные периоды времени.

6. Глубина выездной налоговой проверки, т.е. временной период деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, который может быть охвачен налоговой проверкой, составляет 3 календарных года, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

7. Продолжительность выездной налоговой проверки - 2 месяца (в исключительных случаях по решению вышестоящего налогового органа - до 3 месяцев) - фактическое нахождение на территории налогоплательщика - не включаются периоды времени между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и представление документов. В связи с тем что срок проведения выездной проверки включает в себя только время фактического нахождения проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, течение двухмесячного срока должно начинаться не с момента назначения выездной налоговой проверки, а с момента предъявления (дата начала проверки) руководителю (лицу, исполняющему его обязанности) проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения (постановления) руководителя налогового органа на проведение выездной налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления проверяющими должностными лицами справки о проведенной проверке. Кроме того, в указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

В исключительных случаях (например, при проведении проверки особо крупных налогоплательщиков) вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев.

8. Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и акта выездной налоговой проверки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Малый бизнес имеет ряд преимуществ. Именно он формирует конкурентную сферу, создает дополнительные рабочие места, оперативно внедряет передовые достижения, перестраивает производство в зависимости от соотношений спроса и предложения, не требует повышенных первоначальных затрат. Увеличение количества малых предприятий, повышение их эффективности - не самоцель, а реальный шаг на пути формирования рыночной среды, обеспечения условий для экономического роста и на этой основе повышения благосостояния россиян.

В заключение проведенного нами в дипломной работе исследования целесообразно привести следующие итоговые положения.

Закон "О едином налоге на вмененный доход" является очередным шагом для снижения налогового бремени и его равномерного распределения среди налогоплательщиков.

Закон принимался для того, чтобы привлечь к уплате единого налога на вмененный доход организации и физические лица, занимающихся предпринимательской деятельностью в сфере розничной торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания - то есть таких хозяйствующих субъектов, которые значительную часть расчётов с покупателями осуществляют в наличной форме, где налоговый контроль значительно затруднён.

Увеличение сбора налогов предполагалось получить не за счет роста налогового бремени, а за счет вывода из теневого сектора значительной части предприятий. Малое предприятие теперь платит только один налог, ставка которого не превышает 15% вмененного дохода. После уплаты налога, задним числом его ставка не может быть скорректирована, даже если предприятие добьется значительного увеличения реально полученного дохода по сравнению с вмененным доходом. Это поощряет предпринимателей эффективнее использовать имеющиеся производственные площади, совершенствовать коммерческую деятельность.

В ходе исследования теоретической и практической деятельности на примере Индивидуального предпринимателя Евменовой Н.В. в полной мере раскрыта сущность системы налогообложения в виде ЕНВД, уточнены все её тонкости и нюансы. Также руководствуясь законодательством и бухгалтерским учётом, все операции основывались на первичной документации, с помощью унифицированных форм отчётности.

В первой главе работы рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся характеристики малого предпринимательства и основных аспектов Единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности.

Во второй главе представлен бухгалтерский учёт деятельности ИП Евменова Н.В.. Подробно рассмотрен на примерах учёта поступления, реализации и инвентаризации товара.

В третьей главе была рассмотрена методика заполнения налоговой декларации по Единому налогу на вменённый доход по отдельным видам деятельности, также сам расчёт единого налога на вменённый доход.

Также были выявлены следующие преимущества при системе налогообложения в виде ЕНВД и ее главное преимущество заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога. Положительными чертами данного режима можно назвать также упрощенную форму ведения бухгалтерского и налогового учёта, представления отчётности, использование корректирующих коэффициентов.

Тем не менее, можно начать внедрять следующие меры по улучшению учёта и привлечению потребителей в связи с деятельностью ИП Евменовой Н.В., такой как розничная торговля парфюмерно - косметической продукцией населению, это должно повлиять на повышение товарооборота и выручки, такие как:

- применение считывающего устройства (пластиковые карты);

- проведение разнообразных рекламных акций, презентаций;

- разработка фирменной упаковки (пакеты, подарочная бумага и др.);

- сезонные и праздничные скидки и др.

Также, рассмотрев систему налогообложения в виде ЕНВД, было выяснено, что он включает в себя платежи во внебюджетные фонды, которые осуществляются уже без участия предприятия на уровне казначейства. Это позволяет предельно упростить учёт.

Местным органам власти предоставлены полномочия по его установлению и введению в действие нормативно-правовыми актами в соответствии с федеральным законом на своих территориях.

Сегодня можно говорить о том, что единый налог на вмененный доход является одним из главных источников формирования доходов местных бюджетов, несмотря на то, что динамика поступлений ЕНВД в местные бюджеты РФ заметно варьируется в зависимости от региона, что связано с установлением различного перечня видов деятельности, на которые распространен ЕНВД, а также с применяемым методом установления коэффициента К2.

С введением этого налога предприятия и предприниматели попадают в более современную и здоровую правовую среду, что в свою очередь, должно исключить серьезные налоговые нарушения.

Торговые организации занимают лидирующее положение среди плательщиков единого налога на вмененный доход. При всех равных коэффициентах и параметрах один магазин торгует продуктами, другой спиртными напитками, парфюмерной продукцией. Считать их доход одинаковым с 1 кв. метра торговой площади нельзя.

Главной задачей, решение которой будет способствовать установлению справедливого (с точки зрения государства и предпринимателей) порядка определения величины налога, является создание корректирующей методики расчета вмененного дохода, которая должна учитывать как правовой статус предпринимателя, так и виды его деятельности.

В заключении хотелось бы отметить, что анализ практики применения единого налога на вмененный доход выявил необходимость доработки федерального законодательства и обязанность приведения региональных нормативно-правовых актов в соответствие с федеральными. Вместе с тем субъекты РФ должны быть наделены правом изменить ставку этого налога и устанавливать льготы.

Такими мерами государство осуществляет стимулирование развития предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса, которая в условиях меняющейся экономики представляется более жизнеспособной благодаря своей гибкости, оперативности реагирования на изменения законодательства, рынка, экономической, политической, социальной, экологической ситуации в стране.

Список использованных источников

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

2. Гражданский Кодекс РФ, в 4-х частях от 1 марта 2008 г. № 51-ФЗ.

3. Налоговый кодекс РФ, в 2-х частях, от 10 марта 2008 г. № 146-ФЗ.

4. Трудовой Кодекс РФ от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ.

5. Закон Российской Федерации "О бухгалтерском учете" // Собрание законодательства РФ. -1996. - 21 ноября №129 ФЗ.

6. Закон Российской Федерации "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2001г. - 15 декабря. № 167-ФЗ.

7. Федеральный закон № 190 - ФЗ от 31.12.2002 г. "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющие специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".

8. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 19 ноября 2007 г. № 401 "Об установлении коэффициента - дефлятора К1 на 2009 г.".

9. Приказ Минфина РФ от 17.01 2006 г. № 8н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вменённый доход для отдельных видов деятельности и порядка её заполнения".

10. Абрамова Н.В. Розничная торговля: учёт и налоги, М.: Налог-инфо 2009 г. 345 с.

11. Бабаев Ю.А. Основы бухгалтерского учёта, М.: Проспект 2009 г.-438 с.

12. Беликова Т.Н. Всё о ЕНВД (едином налоге на вменённый доход), СПб.: ООО "Лидер" 2009 г.-218 с.

13. Беляева Н.А. "Освобождение налогоплательщиков от обязанности по уплате налогов при применении ЕНВД//Налоги М.- 2008 - № 26-156 с.

14. Богаченко В.М. Бухгалтерский учёт: задачи и ситуации, М.: Абак 2009 г.-476 с.

15. Борисов А.Н. Комментарии к гл. 26.3 Налогового кодекса РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (постатейный), М.: ЗАО Юстицинформ, 2008 г.-46 с.

16. Бочкарёва И.И., Патров В.В., Левина Г.Г. Бухгалтерский учёт, М.: Проспект 2009 г.-537 с.

17. Губкевич Т.В. Налоги в схемах: учебное пособие, М.: Дело и сервис 2009 г.-300 с.

18. Захарьин В.Р. Налоги 2009.Практическое пособие, М.: Омега-Л 2009 г.-430 с.

19. Касьянова Г.Ю. Учёт-2009: Бухгалтерский и налоговый учёт, М.: Абак 2009 г.-190 с.

20. Кацыка А.В. Налоги-2009.Практическое пособие, М.: Дело и сервис 2009 г.-378 с.

21. Климова М.А. Налоги и налогообложение 2009, М.: Риор 2009 г.-289 с.

22. Коршунова А.С. Предпринимательское право, М.: "Приор-издат" 2009 г.-136 с.

23. Крутякова Т.Л. Расходы и налоги, М.: Айси Групп 2009 г.-627 с.

24. Лермонтов Ю.М. Практические комментарии к гл. 26.3 Налогового Кодекса РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности", М.: ЗАО Юстицинформ 2008 г.-56 с.

25. Николаева Г.А., Блицау Л.П., Сергеева Т.С. Бухгалтерский учёт в розничной торговле, М.:ООО "Приор-издат" 2009 г.-257 с.

26. Новиков В.В. Единый налог на вменённый доход, М.: Эксмо 2009 г.-218 с.

27. Паскачев А.Б. Налоги и налогообложение, М.: Риор 2009 г.-480 с.

28. Пономарёва С.В. Бухгалтерский учёт, М.: Проспект 2009 г.-450 с.

29. Семенихин В.В. Все налоги России 2009 г., М.: Эксмо 2009 г.-547 с.

30. Смагина И.А. Налогообложение субъектов малого предпринимательства//Право и экономика, М. - 2008 г. № 14-126 с.

31. Соловьёв А.А. Предприниматель без образования юридического лица, М.: "Омега" 2099 г.-247 с.

32. Соснаускене О.И., Вислова А.В. Бухгалтерский учёт в торговле, М.:ООО "Издательство "Омега-Л"" 2009 г.-333 с.

33. Тедеев Т.Т. Налоги и налогообложение. Учебник для ВУЗов, М.: Приор 2009 г.-400 с.

34. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации, М.: ГроссМедиа Ферлаг 2009 г.-470 с.

35. План счетов бухгалтерского учёта, М.: Абак 2009 г.-100 с.

Страницы: 1, 2


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.