РУБРИКИ

Организация, управление, надзор и контроль в области охраны труда

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Организация, управление, надзор и контроль в области охраны труда

p align="left">Законодательством могут быть предусмотрены и другие категории работников, которых запрещается привлекать к сверхурочным работам.

Женщины, которые имеют детей возрастом от трех до четырнадцати лет или ребенка-инвалида, могут привлекаться к сверхурочным работам лишь за их согласием (статья 177).

Привлечение инвалидов к сверхдурочным работам возможное лишь за их согласием и при условии, что это не противоречит медицинским рекомендациям (статья 172).

Сверхдурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов на протяжении двух дней подряд и 120 часов на год.

Владелец или уполномоченный им орган должен вести учет сверхурочных работ каждого работника.

Время отдыха. Работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не больше двух часов. Перерыв не включается в рабочее время. Перерыв для отдыха и питания должен предоставляться, как правило, через четыре часа после начала работы.

Время начала и окончания перерыва устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Работники используют время перерыва на свое усмотрение. В это время они могут отлучаться с места работы.

На тех роботах, где через условия производства перерыв установить нельзя, работнику должна быть предоставлена возможность приема пищи на протяжении рабочего времени. Перечень таких работ, порядок и место приема пищи устанавливаются владельцем или уполномоченным им органом по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации.

При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня на неделю, а при шестидневной рабочей неделе - один выходной день.

Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе, если он не определен законодательством, определяется графиком работы предприятия, учреждения, организации, согласованным с профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации, и, как правило, должны предоставляться подряд с общим выходным днем.

На предприятиях, в учреждениях организациях, где работа не может быть прервана общим выходным днем в связи с необходимостью обслуживания населения (магазины, предприятия бытового обслуживания, театры, музеи и прочие), выходные дни устанавливаются местными Советами народных депутатов.

На предприятиях, в учреждениях, организациях, остановка работы которых невозможное из производственно-технических условий или через необходимость беспрерывного обслуживания населения, а также на погрузочно-разгрузочных роботах, связанных с работой транспорта, выходные дни предоставляются в разные дни недели поочередно каждой группе работников согласно графика сменности, который утверждается владельцем или уполномоченным им органом по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации.

Продолжительность еженедельного беспрерывного отдыха должна быть не менее чем сорок два часа.

Работа по выходным дням запрещается. Привлечение отдельных работников к работе в эти дни допускается только с разрешения профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации и лишь в исключительных случаях, которые определяются законодательством и в части второй этой статьи.

Привлечение отдельных работников к работе по выходным дням допускается в таких исключительных случаях:

1) для предотвращения общественного или стихийного бедствия, производственной аварии и немедленного устранения ее следствий,

2) для предотвращения несчастных случаев, гибели или порчи государственного или общественного имущества,

3) для выполнения неотложных, заведомо непредвиденных работ, от немедленного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа предприятия, учреждения, организации в целом или их отдельных подразделений,

4) для выполнения неотложных погрузочно-разгрузочных работ с целью предотвращения или устранение простоя подвижного состава или сосредоточение грузов в пунктах отправления и назначение.

Привлечение трудящихся к работе по выходным дням ведется по письменному приказу (распоряжением) владельца или уполномоченного им органа.

Всем работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (статьи 75 и 76).

Ежегодные дополнительные отпуска предоставляются: работникам, занятым на роботах с вредными условиями труда, работникам, которые заняты в отдельных областях народного хозяйства и имеют продолжительный стаж работы на одном предприятии, в организации, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, которые работают в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, в других случаях, предусмотренных законодательством.

Раздел 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА

В целях качественного государственного контроля за выполнением должностных (служебных) обязанностей в Украине создана система государственного надзора и общественного контроля в области охраны труда. Государственный надзор за соблюдением законодательных и других нормативных актов согласно ст. 38 [1] Законодательства, осуществляют (рис 1.3.1):

* специально уполномоченный государственный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда (Госпромгорнадзор);

* специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности;

* специально уполномоченный государственный орган пожарной безопасности;

* специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда.

Органы надзора не зависят от хозяйственных органов, объединений граждан, политических формирований, местных государственных администраций, Советов народных депутатов. Деятельность органов государственного надзора за охраной труда регулируется Законом „Об охране труда”, и Законами Украины: „Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности”, „О пожарной безопасности”, „Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения”, другими нормативно-правовыми актами и положениями об этих органах, которые утверждены Президентом Украины или Кабинетом Министров Украины.

Должностные лица органов госнадзора за охраной труда (государственные инспекторы) имеют право:

- беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия (объекты), производства физических лиц, которые согласно с законодательством используют наемный труд, и, осуществлять в присутствии работодателя или его представителя проверку выполнения законодательства по вопросам, отнесенным к их компетенции;

- получать вот работника и должностных лиц письменные или устные объяснения, выводы экспертных обследований, аудитов, материалы и информацию по необходимым вопросам, отчеты в состоянии и причинах допущенных нарушений законодательства и принять меры по их устранению;

- выдавать в установленном порядке работодателям, руководителям и вторым должностным, юридическим и физическим лицам, которые соответственно законодательству используют наемный труд, министерствам и другим центральным органам исполнительной власты, Совету министров Автономной Республики Крым, местным государственным органам и органам местного самоуправления обязательные для выполнения предписания (распоряжения) по устранению нарушений и недостатков в отрасли охраны труда, охраны недр, безопасной эксплуатации объектов повышенной опасности;

- запрещать, останавливать, предотвращать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств, выполнение отдельных работ, применение новых опасных веществ, реализацию продукции, а также отменять или останавливать действие выданных ими разрешений и лицензий до устранения нарушений, которые создают угрозу жизни работников;

- привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательных и нормативных актов по охране труда;

- направят собственникам, руководителям предприятий представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы в органы прокуратуры для привлечения к уголовной ответственности.

Органы надзора устанавливают порядок разработки и утверждения собственниками положений, инструкций и других актов по охране труда, разрабатывают типовые документы.

Должностные лица государственного надзора за охраной труда являются государственными служащими, и на них распространяется действие Закона Украины „О государственной службе”. Они несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей.

Высший надзор за выполнением Законодательно-нормативной базы в Украине осуществляет Генеральный прокурор Украины и местные прокуратуры.

Собственник обязан создать необходимые условия для работы представителям государственного надзора за охраной труда.

Общественный контроль за охраной труда. Согласно ст. 41 [1] на предприятиях осуществляются общественный контроль за выполнением законодательства по охране труда.

Общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда осуществляют:

- профессиональные союзы, их объединение в лице своих выборных органов и представителей;

- трудовые коллективы через своих уполномоченных;

- комиссия по вопросам охраны труда предприятия.

Профессиональные союзы в своей работе руководствуются „Положением о профессиональных союзах” и осуществляют общественный контроль за выполнением собственником законодательства по охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, необходимых производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты.

Профсоюзы имеют право: беспрепятственно проверять состояние условий и безопасности труда на производстве, выполнение коллективного договора. В случае угрозы жизни работников профессиональные союзы имеет право требовать от работника немедленной остановки работ на рабочем месте, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях на период, необходимый для устранения угрозы жизни или здоровья работников.

Профессиональные союзы имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также объектов производственного предназначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются, на соответствие их нормативно-правовым актам об охране труда, брать участие в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и давать свои заключения, вносить работодателям, государственным органам управления и надзора представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ.

При отсутствии профессионального союза на производстве общественный контроль по выполнению законодательства по охране труда осуществляют уполномоченные трудовых коллективов.

Ст. 42 Законодательства определяет права и обязанности уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда. В своей работе они руководствуются «Типовым положением о работе уполномоченных трудовых коллективов по охране труда» .Уполномоченные трудовых коллективов по охране труда избираются простым большинством голосов на общем собрании (конференции) коллектива производства, цеха.

Уполномоченные трудовых коллективов имеют право:

- беспрепятственно проверять состояние безопасности, гигиены труда, соблюдение работниками правовых и нормативных актов;

- вносит в специально отведенную книгу обязательные для собственника вопросы по устранению нарушений;

- требовать от руководителя участка прекращения работы в случае обнаружения нарушений, представляющих угрозу для жизни работающих;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев на предприятии;

- вносить обязательные для рассмотрения работодателей предложения по устранению выявленных нарушений нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене труда;

- вносить предложения о привлечении к ответственности работников, нарушающих охрану труда;

- быть избранным в состав комиссии по вопросам охраны труда;

- быть представителем трудовых коллективов по вопросам охраны труда в районных, городских, окружных и товарищеских судах.

Для выполнения этих обязанностей работодатель за свой счет организовывает обучение, обеспечивает необходимыми средствами и освобождает уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда от работы на предвиденный коллективным договором срок с сохранением за ними среднего заработка.

Не могут быть ущемлены какие-либо законные интересы работников в связи с выполнением ими обязанностей уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда, их увольнение или привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности осуществляется только с согласия наемных работников в порядке, определенном коллективным договором.

Лица, препятствующие выполнению работы уполномоченных трудовых коллективов по охране труда, несут ответственность согласно Законодательству Украины.

Если уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда считают, что профилактические меры, выполненные работодателем, являются недостаточными, они могут обратиться за помощью к органам государственного надзора по охране труда.

Согласно ст.16 [1], на предприятиях с целью обеспечения участия работников в решении вопросов охраны труда может быть создана комиссия по охране труда.

В комиссию входят: представитель работодателя; представитель профсоюза; уполномоченные трудовых коллективов; специалист по охране труда, гигиене и представители других служб.

Комиссия по охране труда является постоянно действующим коллективным органом трудового коллектива и работодателя. Решение комиссии носит рекомендательный характер. Комиссия в своей деятельности руководствуется Законодательством по охране труда и „Типовым положением о комиссии по вопросам охраны труда на предприятии”.

Комиссию возглавляет председатель, выбранный на заседании комиссии. Члены комиссии выполняют свои обязанности на общественных началах, на период проверок освобождаются от работы с сохранением среднего заработка. Комиссия проводит заседание не реже чем 1 раз в квартал и отчитывается о своей работе на общем собрании коллектива.

Совместные рекомендации о выполнении требований охраны труда должны быть решены в коллективном договоре (соглашении, трудовом договоре).

Коллективный договор (соглашение) является наиболее важным документом регулирования взаимоотношений между собственником и работниками по первоочередным социальным вопросам. Колективный договор заключают на общем собрании трудового коллектива (ежегодно) и является двухсторонним документом и содержит требования не только к собственнику, но и к работникам в выполнении требований охраны труда.

В коллективном договоре включен раздел охрана труда, который должен содержать вопросы:- улучшение условий труда (раздел санитарии и гигиены труда);- внедрение новой техники и передовых технологий (раздел безопасности труда);- решение важнейших социальных вопросов (социальный раздел).

Рис. 3.1. Органы надзора и контроля за охраной труда.

Выполнение раздела охраны труда должно быть подтверждено финансированием каждой статьи мероприятий и сроков их выполнения. Коллективный договор обязателен к исполнению сторон.

Раздел 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

4.1 Государственная система управления охраной труда

Одной из функций современного государства есть проведения социальной политики, направленной на повышение безопасности труда. Осуществление этой функции невозможно без соответствующего государственного управления охраной работы. Статья 31 Закона Украины “Об охране труда” определяет, что государственное управление охраной труда осуществляют:

Кабинет Министров Украины;

Государственный департамент промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора (Госпромгорнадзор);

министерства и другие центральные органы исполнительной власти;

Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и органы местного самоуправления.

Компетенцией Кабинета Министров Украины в области охраны работы является:

обеспечение реализации государственной политики в области охраны труда;

представление на утверждение Верховным Советом Украины общегосударственной программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной санитарии;

направление и координация деятельности министерств, других центральных органов исполнительной власти относительно создания безопасных и здоровых условий труда и надзора за охраной труда;

установление единой государственной статистической отчетности по вопросам охраны труда.

С целью координации деятельности органов государственного управления охраной труда в стране создан Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения, который возглавляет вице-премьер-министр Украины.

Министерства и другие центральные органы исполнительной власти:

проводят единую научно-техническую политику в области охраны труда;

разрабатывают и реализуют отраслевые программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды при участии профсоюзов;

осуществляют методическое руководство деятельностью предприятий в области охраны труда;

укладывают с соответствующими отраслевыми профсоюзами соглашения по вопросам улучшения условий и безопасности труда;

принимают участие в обработке и просмотре нормативно-правовых актов по охране труда;

организовывают обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда;

создают в случае необходимости аварийно-спасательные службы, осуществляют руководство их деятельностью, обеспечивают выполнение других требований законодательства, которое регулирует отношения в сфере спасательного дела;

осуществляют ведомственный контроль за состоянием охраны труда на предприятиях.

Для координации, усовершенствования работы по охране труда и контроля за этой работой в министерствах и других центральных органах исполнительной власти создаются структурные подразделы по охране труда.

Кроме вищеперечисленных функций, которые возлагаются на все министерства и другие центральные органы исполнительной власти, некоторые министерства, в частности Минтруда, МОЗ, МЧС выполняют специальные функции охраны труда.

Министерство труда и социальной политики Украины обеспечивает проведение государственной экспертизы условий труда с привлечением служб санитарного эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения, определяет порядок и осуществляет контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест относительно их соответствия нормативно-правовым актам по охране труда.

Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы осуществляет мероприятия по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и уменьшение ущерба от аварий и катастроф, проводит оповещение населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и информирование об имеющейся обстановке, организовывает и проводит спасательные и другие неотложные работы.

Государственный департамент промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора - (Госпромгорнадзор):

осуществляет комплексное управление охраной труда на государственном уровне, реализует государственную политику в этой области и осуществляет контроль за выполнением функций государственного управления охраной труда министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями и органами местного самоуправления;

разрабатывает при участии министерств, других центральных органов исполнительной власти, Фонда социального страхования от несчастных случаев, всеукраинских объединений работодателей и профсоюзов общегосударственную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды и контролирует ее выполнение;

осуществляет нормотворческую деятельность, разрабатывает и утверждает правила, нормы, положение, инструкции и другие нормативно-правовые акты по охране труда или изменения в них;

координирует работу министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, предприятий, других субъектов предпринимательской деятельности в области безопасности, гигиены труда и производственной среды;

получает безвозмездно от министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов статистики, предприятий, других субъектов предпринимательской деятельности сведения и информацию, необходимые для выполнения положенных на него задач;

принимает участие в международном сотрудничестве и в организации выполнения международных договоров по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, изучает, обобщает и распространяет мировой опыт по этим вопросам, обрабатывает и подает в установленном порядке предложения относительно усовершенствования и постепенного приближения действующего законодательства об охране труда к соответствующим международным и европейским нормам.

Решения, принятые Госпромгорнадзором в пределах его компетенции, являются обязательными для выполнения всеми министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые соответственно законодательству используют наемный труд.

Деятельность местных государственных администраций направляется на то, чтобы в повседневной жизни приобретал практическое содержание и подтверждался главнейший принцип государственной политики - приоритет жизни и здоровье работников. В условиях перехода к рыночной экономике, созданию численных предприятий и других хозяйств с негосударственными формами собственности, которые не имеют отраслевого подчинения, неизмеримо возрастает значение местных органов государственной исполнительной власти в организации безопасных и здоровых условий труда, устранении причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Законами “О местных государственных администрациях” и “О местном самоуправлении” предусмотрено, что защита прав, свобод и законных интересов граждан есть одним из главных принципов, на которые базируется местное и региональное самоуправление. И так, нарушение этих прав, связанное с невыполнением требований законодательства об охране труда, является объектом и предметом деятельности местных государственных администраций и местного самоуправления.

Закон “Об охране труда” предусматривает, что Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации в пределах соответствующих территорий:

обеспечивают выполнение законов и реализацию государственной политики в области охраны труда;

формируют при участии представителей профсоюзов и Фонда социального страхования от несчастных случаев и обеспечивают выполнение целевых региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также мероприятий по охране труда в составе программ социально-экономического и культурного развития регионов;

обеспечивают социальную защиту нанимаемых работников, в частности занятых на роботах с вредными и опасными условиями труда, принимают меры к проведению аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда;

вносят предложения относительно создания региональных (коммунальных) аварийно-спасательных служб для обслуживания соответствующих территорий и объектов коммунальной собственности;

осуществляют контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности нормативно-правовых актов по охране труда.

Для выполнения указанных функций в составе Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций создаются структурные подразделения по охране труда, которые действуют согласно типичному положению, которое утверждается Кабинетом Министров Украины, а также на общественных началах - совета по вопросам безопасной жизнедеятельности населения.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:

утверждают целевые региональные программы улучшения состояния безопасности, условий труда и производственной среды, а также мероприятия по охране труда в составе программ социально-экономического и культурного развития регионов;

принимают решение относительно создания коммунальных аварийно-спасательных служб для обслуживания соответствующих территорий и объектов коммунальной собственности.

Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов обеспечивают надлежащее содержание, эффективную и безопасную эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, транспорта и связи, которые находятся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, соблюдение требований относительно охраны труда работников, занятых на этих объектах. Для выполнения этих функций сельские, поселковые, городские советы создают в составе своего исполнительного органа соответствующий подраздел или назначают специалиста по охране труда.

Ассоциации, корпорации, концерны и другие объединения определяют свои полномочия в области охраны труда уставами или договорами между предприятиями, которые образовали объединение. Для выполнения делегированных объединением функций в их аппаратах создаются службы охраны труда

4.2 Организация и управление охраной труда на производстве

Система управления охраной труда (СУОТ) на предприятии - это совокупность взаимосвязанных правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических та лечебно-профилактических мероприятий и управленческих решений, направленных на предотвращение аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности.

СУОТ фактически является целевой подсистемой общей системы управления предприятием.

Объектом управления охраной труда являются условия и состояние охраны труда на всех рабочих местах предприятия.

Целью внедрения СУОТ являются безопасные и безвредные условия труда для работников на всех производственных процессах. При этом должно обеспечиваться не только своевременное устранение любых нарушений нормативных актов по охране труда, но и предупреждение возможности их возникновения.

Основными принципами функционирования СУОТ являются:

приоритет жизни и здоровья работников предприятия над результатами производственной деятельности;

единоначалие и полная ответственность работодателя за создание безопасных и безвредных условий труда;

соответствие мероприятий и средств по охране труда уровню потенциальной опасности производственных объектов и фактическому состоянию условий труда на рабочих местах;

экономическая заинтересованность работодателя и работников в улучшении условий и безопасности труда.

Управление охраной труда на предприятии осуществляют:

на предприятии в целом - работодатель;

в структурном подразделении - руководитель структурного подразделения;

на рабочем месте - непосредственный руководитель работ.

Работодатель должен определить и внести в должностные инструкции обязанности по вопросам охраны труда для всех своих заместителей, начальников отделов и служб, которые ему подчинены непосредственно.

Для проведения организационно-методической работы по управлению охраной труда и координации деятельности всех структурных подразделений относительно обеспечения на рабочих местах в каждом структурном подразделении условий труда соответственно нормативно-правовым актам, обеспечению соблюдения законодательства относительно прав работников создается служба охраны труда.

На каждом уровне организационной структуры предприятия выполняется управление охраной труда с использованием типовых элементов управления: планирования, организации, оперативного руководства, координации, контроля, учета, анализа, стимулирования.

Нормативной основой СУОТ являются: Конституция Украины, Законы Украины “Об охране труда”, “Об общеобязательном государственном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые послужили причиной потери трудоспособности”, Кодекс законов Украины о труде, законодательные акты Верховной Рады Украины, указы и распоряжения Президента Украины, постановления, распоряжения Кабинета Министров Украины, приказы Госпромгорнадзора; а информационной основой - материалы статистической отчетности, коллективный договор и соглашение по охране труда, предписания и материалы проверки органов надзора, материалы расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Система управления охраной труда предусматривает обработку и утверждение работодателем отдельных нормативных документов: положений и инструкций по вопросам охраны труда, которые являются обязательными для выполнения на предприятии.

На каждом уровне управления охраной труда решаются такие основные задачи:

обучение безопасным методам труда;

обеспечение безопасности оборудования и производственных процессов;

обеспечение надлежащего содержания зданий и сооружений;

доведение санитарно-гигиенических условий труда до требований нормативных актов;

обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;

оптимизация режимов работы и отдыха;

организация лечебно-профилактического обслуживания работников;

профотбор за отдельными специальностями.

Для решения этих задач необходимо:

установить единый порядок по планированию, организации и контролю по охране труда (условия труда, безопасность труда, за соблюдением технологических норм, правил эксплуатации машин, механизмов, средств производства, использование СИЗ);

организовать сбор информации о фактическом состоянии охраны труда;

информировать работников предприятия о состоянии условий труда, причинах и последствиях аварий и несчастных случаев на рабочих местах, о результатах профилактики труда;

использовать экономические методы для повышения заинтересованности работников во внедрении в производство безопасной техники, технологии, в соблюдении требований правил, норм и инструкций по охране труда;

употреблять меры воздействия, направленные на повышение персональной ответственности руководителей и специалистов за обеспечение безопасности труда, рабочих - за соблюдением требований инструкций по специальностям и видам выполняемых работ.

Обучение, инструктаж и проверка знаний работников по вопросам охраны труда осуществляется соответственно НПАОТ 0.00-4.12-05.

Пропаганда вопросов охраны труда включает:

создание уголков, кабинетов охраны труда;

проведение дней охраны труда;

демонстрирование учебных фильмов по охране труда;

проведение смотров, семинаров и др.

Для обеспечения безопасности работников от действия технологического оборудования, средств связи и оргтехники, электротехнических и вентиляционных установок, систем тепло-, водо- и газоснабжения, строительной техники, транспортных средств, подъемных машин и механизмов, которые применяются или вводятся в эксплуатацию, осуществляют:

назначение лиц, ответственных за содержание этого оборудования в безопасном состоянии;

предварительный контроль оборудования на соответствие требованиям норм и правил по охране труда, на наличие сертификатов соответствия;

изучение проектной и технической документации и определение мероприятий безопасной эксплуатации оборудования в соответствующих инструкциях;

установление порядка введения в эксплуатацию нового оборудования или такого, что прошло ремонт после отработанного амортизационного срока;

своевременное обучение персонала, который обслуживает, использует оборудование;

организацию своевременного проведения ремонтов и испытаний согласно установленным нормативам.

Для оборудования повышенной опасности устанавливается порядок введения в эксплуатацию, организация надзора, поддержки в исправном и безопасном состоянии.

Производственное оборудование и транспортные средства, которые вводятся в эксплуатацию после реконструкции, должны отвечать требованиям нормативных актов по охране труда.

Безопасность производственного процесса обеспечивается при проектировании, техническом переоснащении, путем целенаправленного изменения технологии работ.

Проекты на строительство, реконструкцию в разделе “Охрана труда” должны иметь требования безопасности производственных процессов и предусматривать устранение непосредственного контакта с ОПФ, ВПФ (опасный производственный фактор, вредный производственный фактор).

Безопасность производственного процесса обеспечивается:

выбором технологических процессов;

выбором производственных площадей и объемов производственных помещений;

выбором материалов, способом их хранения и транспортировки;

выбором и размещением производственного оборудования;

обучение персонала;

применением СИЗ и СКЗ (СИЗ - средства индивидуальной защиты, СКЗ - средства коллективной защиты);

включением требований охраны труда в инструкции по эксплуатации или в технологические карты.

Производственные сооружения, здания, инженерные сети, которые вводятся в эксплуатацию после строительства или реконструкции, должны отвечать требованиям соответствующих актов по охране труда.

Проектная документация на строительство и реконструкцию зданий и сооружений должна проходить экспертизу на соответствие ее требованиям нормативных актов по охране труда и пожарной безопасности (ГНАОТ 0.00-4.20-94).

Безопасная эксплуатация зданий, сооружений, инженерных сетей обеспечивается:

назначением лиц, ответственных за их эксплуатацию;

установлением наблюдения за их техническим состоянием;

назначением лиц, ответственных за содержание их в исправном и безопасном состоянии;

организацией периодического обследования и планово-предупредительного ремонта.

Объектами повышенной опасности есть: сосуды работающие под давлением; подъемные средства; компрессоры; трубопроводы под давлением; теплоэнергетические установки; электрооборудование и электроустановки; объекты газового хозяйства; электроинструмент; подвижной транспорт; объекты с взрывоопасными зонами и т.п..

Работа с объектами повышенной опасности охватывает:

планирование работ по безопасной эксплуатации этих объектов, их своевременный ремонт и испытание;

назначение, обучение и аттестация персонала ответственного за безопасное состояние и эксплуатацию объектов повышенной опасности;

назначение, обучение и аттестация производственного персонала, обслуживающего такие объекты и оборудование;

разработка соответствующих инструкций;

контроль за состоянием объектов повышенной опасности.

Факторами, которые определяют состояние объекта повышенной опасности, являются:

степень безопасности конструкций, строения, оборудование сооружения, приборов;

степень безопасного расположения, эксплуатации и окружение объектов, оборудования, машин, механизмов;

социально-психологическое и психофизиологическое состояние обслуживающего персонала.

Доведение санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах в соответствии с нормативами, установленными Министерством здравоохранения и Министерством труда и социальной политики Украины, осуществляется по результатам аттестации рабочих мест и паспортизации их санитарно-технического состояния.

Оценка фактического состояния условий труда за степенью вредности и опасности проводится на основе гигиеничной классификации условий труда за показателями вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.

Нормализация санитарно-гигиенических условий трудаы достигается устранением причин возникновения ОПФ и ВПФ на рабочих местах и применением эффективных средств защиты; усовершенствованием оборудования, механизацией и автоматизацией производственных процессов: содержанием в исправном состоянии вентиляционных систем, кондиционеров, систем отопления, освещения и т.п..

Обеспечение работников средствами защиты, бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, установление порядка их выдачи, хранения и пользования.

Оптимальные режимы труда и отдыха для работников устанавливаются с учетом специфики их труда, в первую очередь на роботах с повышенными физическими и нервно-эмоциональными нагрузками, в условиях монотонности, влияния опасных и вредных факторов.

Представление работникам льготных режимов труда и отдыха согласно нормативам, установленным Министерством труда и социальной политики, предусматривается коллективным договором.

Лечебно-профилактическое обслуживание работников, занятых постоянно выполнением работ с применением веществ 1-4 классов опасности, проводится соответственно нормативным актам по охране труда.

Организация санитарно-бытового обслуживания должна предусматривать обеспечение работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами соответственно нормам по группам производственных процессов.

Профессиональный отбор устанавливает физическую и психофизиологическую пригодность работников отдельных специальностей (водитель транспортных средств, электромонтер и т.п.) к возможности безопасного выполнения работ.

Работа по охране труда осуществляется соответственно перспективным и текущим планам создания безопасных и безвредных условий труда, в которых определены задачи предприятию в целом и отдельным структурным подразделениям, а также руководителям и специалистам.

Планирование работ осуществляется на основе:

мероприятий, которые обеспечивают достижение установленных нормативов безопасности труда, гигиены труда и производственной среды;

мероприятий предусмотреных коллективным договором;

мер по устранению недостатков и выполнение предписаний органов надзора и общественных организаций, комиссий по охране труда, уполномоченного работниками лица по вопросам охраны труда;

мер по устранению недостатков, выявленных при расследовании несчастных случаев и аварий.

Контроль за состоянием охраны труда включает:

оценку уровня ОПФ и ВПФ на рабочих местах;

выявление нарушений требований законов и нормативных актов по охране труда ;

проверку устранения прежде выявленных нарушений;

проверку выполнения работниками обязанностей по охране труда;

проверку выполнения планов работ по охране труда;

проверку обеспечения работников СИЗ и СКЗ.

Виды контроля:

со стороны органов государственного надзора;

со стороны службы охраны труда;

оперативный контроль руководителями и другими должностными лицами предприятия;

общественный контроль;

комиссиями предприятия, уполномоченным работниками лицом по вопросам охраны труда.

Если на рабочем месте во время контроля выявлены одну или несколько возможных причин для возникновения несчастного случая, то рассмотрение этих недостатков должно проводиться с наиболее жесткими требованиями к виновному лицу.

Учет, анализ и оценка состояния условий и безопасности труда включает:

Оценка состояния охраны труда и результатов профилактической работы осуществляется за принятыми на предприятии показателями. Как источник исходной информации используются:

акты о несчастных случаях, отчетах о производственном травматизме;

паспорта санитарно-технического состояния условий труда и карты условий труда на рабочих местах, материалы аттестации рабочих мест;

журналы оперативного контроля за состоянием охраны труда структурного подразделения;

акты и предписания проверок состояния охраны труда.

Обобщенные данные о состоянии охраны труда и результаты профилактической работы подготавливаются службой охраны труда и подлежат обязательному рассмотрению и анализу на всех уровнях управления предприятия.

Стимулирование работы по охране труда, направленное на повышение заинтересованности работников в обеспечении безопасных условий труда осуществляется соответственно Положению, существующему на предприятии, в котором определяются конкретные показатели, условия, виды и формы стимулирования работников за активное участие и инициативу в реализации мероприятий по повышению безопасности труда и за работу без нарушений правил безопасности, а также меры влияния на нарушителей.

Для повышения ответственности работников за соблюдение требований нормативных актов по охране труда могут использоваться талоны предупреждения, изъятие и выдача которых осуществляется соответственно существующему на предприятии порядку.

СУОТ - это многоступенчатая многоуровневая система, которая содержит следующие уровни управления охраной труда :

- министерство - отрасль (руководство, отдел охраны труда, научно-технический отдел);

- объединения - комбинаты (руководство, отдел охраны труда, научно-технический отдел);

- производственные предприятия, организации, (руководство, отдел или служба охраны труда, научно- производственный отдел);

- цеха, участки (руководство, инженер по охране труда, специалисты);

- рабочее место (исполнители-руководители линейных служб, работники).

Служба охраны труда на производстве. На предприятии, с количеством работников 50 человек и больше, работодатель создает службу охраны труда в соответствии с типовым положением.

На предприятии, где количество работающих меньше 50 человек, функции службы охраны труда могут выполнять в порядке совместительства лица, которые имеют соответствующую подготовку.

На предприятии при количестве работающих меньше 20 человек, для выполнения функций службы охраны труда могут привлекаться посторонние специалисты на договорных основах, которые имеют соответственную подготовку. Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю.

Руководители и специалисты службы охраны труда по своей должности и заработной плате приравниваются к руководителям и специалистам основных производственно-технических служб. Служба охраны труда комплектуется специалистами, имеющими высшее образование и стаж работы по профилю производства не менее трех лет. Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия.

Основные функции службы охраны труда:

- разработка целостной эффективной системы управления каждым структурным подразделением;

- проведение оперативно-методического руководства работой по охране труда;

- составление комплексных мероприятий для достижения установленных нормативов безопасности и гигиены труда;

- проведение вводного инструктажа;

- организация обеспечения работников правилами, инструкциями стандартами и другими нормативными документами;

- проведение паспортизации цехов, участков, рабочих мест на соответствие их требованиям охраны труда;

- учет, анализ несчастных случаев, профзаболеваний, аварий, подготовка статистических отчетов;

- разработка текущих и перспективных планов, работа методического кабинета, проведение конкурсов, смотров, помощь комиссии по охране труда предприятия;

- повышение квалификации и проверка знаний должностных лиц по охране труда.

Служба охраны труда принимает участие в:

расследовании несчастных случаев и аварий;

формировании фонда охраны труда и распределении его средств;

работе комиссии по вопросам охраны труда предприятия;

работе комиссии по вводу в эксплуатацию, реконструкции зданий и сооружений, перевооружении объектов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.