РУБРИКИ

Мобилизационная подготовка здравоохранения

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Мобилизационная подготовка здравоохранения

p align="left">Обеспечение продовольствием гражданского персонала тыловых госпиталей в период мобилизации и в военное время осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Гражданский персонал тыловых госпиталей продовольственными пайками и военным обмундированием не обеспечивается.

Расходы тыловых госпиталей на выплату денежного довольствия раненым и больным военнослужащим, находящимся на лечении, производятся за счет сметы Министерства обороны Российской Федерации. Выделение денежных средств для этих целей производится военными округами по месту дислокации тыловых госпиталей через соответствующие МЭП (РЭП).

Учет и отчетность тыловых госпиталей по материально-техническому и финансовому обеспечению ведется порядком и по формам, установленными соответствующими довольствующими органами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации.

Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначаемых для развертывания СФЗ

В соответствии с действующими нормативными правовыми документами здания, сооружения, коммуникации, земельные участки для тыловых госпиталей предоставляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Решения об отводе, приспособлении и оборудовании зданий для развертывания тыловых госпиталей, о назначении организаций -- исполнителей работ принимаются и утверждаются в мирное время на специальных заседаниях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органон местного самоуправления (далее именуются - специальные заседания).

Решения специальных заседаний включаются в мобилизационные планы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В первую очередь для размещения тыловых госпиталей отводятся здания и помещения лечебно -- профилактических учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности (госпитали ветеранов войн, больницы, санатории, дома отдыха, профилактории и т.д.) и прилегающая к ним территория. В исключительных случаях отводятся здания и помещения учебных заведений, гостиниц и других учреждений, требующие минимальных затрат материальных средств для их приспособления в период мобилизации и в военное время.

После отбора зданий для развертывания тыловых госпиталей специальная комиссия органа исполнительной власти субъекта РФ обязана в течение месячного срока составить акт об отводе здания (приложение 3 №. 9), определить объем специальных строительных работ, выполняемых в мирное время, по перечню № 1 (приложение 3 №.10) и по перечню № 2 (приложение 3 № 11).

Акт об отводе здания (по каждому зданию) рассматривается на специальных заседаниях и утверждается руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

К акту прилагаются: технический паспорт здания; экспликация помещений и прилегающей территории; схема расположения функциональных подразделении; данные о планируемом объеме приспособительных работ; технико-экономическое обоснование выбранного варианта размещения специального формирования и наряд на выделение материальных средств (оказание услуг) из местных ресурсов (приложение 3 № 12).

Наряды на выделение материальных средств (оказание услуг) из местных ресурсов, необходимых для производства работ по перечню № 2, хранятся в организации-исполнителе работ.

Утвержденные акты об отводе здания является основанием для оформления «Ордера на право занятия зданий...» (приложение 3 № 13), которые затем передаются органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в мирное время.

Назначенные на основании решений специальных заседаний организации - исполнители работ в течение четырех месяцев со дня утверждения акта об отводе здания разрабатывают технический проект, смету и план строительно-монтажных работ по его приспособлению и оборудованию, которые утверждаются руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Организации-исполнители работ обеспечивают проведение работ в соответствии с доведенным до них органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планом строительно-монтажных работ. В период мобилизации и в военное время отведенные и приспособленные для развертывания тыловых госпиталей здания, сооружения, коммуникации земельные участки, транспортные средства, имеющийся запас топлива, твёрдый и мягкий инвентарь, средства связи и энергоснабжения, а также другие необходимые материальные средства передаются организацией-владельцем здания в соответствии с решением специального заседания в ведение начальника тылового госпиталя по акту приема-передачи с указанием в нем стоимости передаваемого имущества . Экземпляр этого акта хранится в организации-владельце здания, в органе исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в органе местного самоуправления, а также у начальника тылового госпиталя.

К акту прилагается список работ по перечню № 2, подлежащих выполнению в период мобилизации и в военное время.

При отсутствии надобности в зданиях начальник тылового госпиталя возвращает их организации-владельцу по акту приема -- передачи (приложение 3 № 14) с указанием суммы понесенных убытков, подтвержденных документами.

Возмещение государством убытков, понесенных организациями и гражданами в связи с предоставлением ими зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных средств и другого имущества в интересах обороны страны, производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основные принципы формирования и организации работы тыловых госпиталей здравоохранения в период мобилизации

Мероприятия по формированию тыловых госпиталей здравоохранения выполняются с объявлением общей или частичной мобилизации. Подача и прием мобилизационных ресурсов в тыловые госпитали планируется в сроки, предусмотренные планами сроки подачи и приема мобилизационных ресурсов исчисляются от момента объявления мобилизации (получения сигнала).

Призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется только военными комиссариатами на основании приказов об объявлении мобилизации. Военный комиссар принимает в отношении гражданина, пребывающего в запасе, одно из следующих решений:

о призыве на военную службу (работу на должностях гражданского персонала);

о предоставлении отсрочки от призыва по мобилизации;

об освобождении от призыва по мобилизации.

Решение о вызове ГПЗ, в военный комиссариат для призыва в ходе мобилизации доводится до него объявлением в средствах массовой информации приказа военного комиссара об объявлении мобилизации, либо вручением персональной повестки о призыве (предписании об убытии непосредствен но вСФЗ).

Оформление призыва ГПЗ, которые поступают непосредственно в тыловые госпитали, производится военными комиссариатами по месту формирования. В этом случае военные комиссариаты после оформления призыва высылают начальникам тыловых госпиталей личные дела офицеров запаса с жетонами личных номеров и их послужные карты.

По прибытии в структурное подразделение тылового госпиталя личный состав заносится в штатно-должностные списки (ШДС) и получает задачу по должностному предназначению. По завершении укомплектования отделения (подразделения) ШДС передаются командованию тылового госпиталя для издания приказа о зачислении в списки личного состава и назначения на штатные воинские должности и должности гражданского персонала.

Зачислять на военную службу ГПЗ, в том числе и в добровольном порядке, минуя военные комиссариаты, запрещается.

Для обеспечения своевременного получения корреспонденции специальные формирования по действительным наименованиям приписываются к станциям фельдъегерской почтовой связи или предприятиям Госкомсвязи России согласно указаниям штаба военного округа.

Начальник тылового госпиталя назначает ответственного за получение корреспонденции (почтальона) и обеспечивает его удостоверением и доверенностью на право получения и отправления почты.

Комплектом печатей и штампов тыловые госпитали обеспечиваются штабами военных округов в мирное время. Эти материалы хранятся вместе со вторым экземпляром мобилизационного плана в комплектующих военных комиссариатах.

Комплектование тыловых госпиталей техникой организаций и граждан осуществляется военными комиссариатами во взаимодействии с организациями-формирователями порядком, определяемым Генеральным штабом ВС РФ по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Техника принимается в технически исправном состоянии, обеспеченная запасными частями, инструментом, агрегатами, узлами, механизмами, специальным и другим оборудованием по нормам, установленным соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации по военно-транспортной обязанности, с регистрационными документами и знаками, технической документацией (ведомостями комплектации завода-; изготовителя, ведомостями комплектов запасных частей и принадлежностей (далее именуются - ЗИП) и т.д., паспортами на специальное оборудование, паспортами на специальные кузова (цистерны), санитарными паспортами).

Дорожно-строительная техника (далее именуется - ДСТ) и прицепные электростанции, подлежащие освидетельствованию, принимаются при наличии разрешения на эксплуатацию от органа Госгортехнадзора (Госэнергонадзора).

Техника считается технически исправной при условии наличия заключения органа Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуется -- орган ГИБДД) или органа государственного надзора и контроля за техническим состоянием транспортных средств в Российской Федерации (далее именуется - орган гостехнадзора) о разрешении эксплуатации этой техники и (или) не имеющая неисправностей, указанных в Перечне неисправностей, при наличии которых техника, предоставляемая организациями и гражданами в период мобилизации и в военное время, не принимается войсками, воинскими формированиями и органами (далее именуется - Перечень).

Прием техники и технического имущества от организации тыловыми госпиталями включает в себя оформление (заполнение): ведомости контроля за ходом поступления техники, листов осмотра техники, маршрутного листа, именного списка водителей, а также перерегистрацию техники и выдачу владельцу (представителю владельца) техники и технического имущества Справки.

Справки подписываются военным комиссаром (начальником тылового госпиталя) и представителем организации (гражданином) и заверяются гербовой печатью военного комиссариата (тыловою госпиталя).

Военные комиссариаты на основании Справок оформляют и выдают владельцу (представителю владельца) техники и технического имущества квитанции на подтверждение передачи организациями и гражданами в соответствии с планами мобилизации, мобилизационными заданиями (заказами) и (или) технического имущества, в том числе находящихся в их собственности. Оформление и выдача Квитанций производится военным комиссариатом, как правило, после завершения выполнения основных мобилизацион-5ных мероприятий на территории района, города (без районного деления).

Паспорта принятой техники, ранее выданные органами ГИБДД и гостехнадзора, передаются в отдел материально-технического обеспечения тылового госпиталя с целью дальнейшего оформления перехода права собственности. На основании сведений, указанных в паспортах принятой техники в течение следующих после приема техники 3-х суток оформляются паспорта (формуляры) техники. Паспорта принятой техники, ранее выданные органами ГИБДД и гостехнадзора, накладные на техническое имущество и приемосдаточные акты хранятся в тыловом госпитале до окончания мобилизации (военного времени) и принятия решения о дальнейшем использовании техники и технического имущества, поступивших от организаций и граждан в период мобилизации и в военное время.

О ходе отмобилизования начальники тыловых госпиталей представляют доклады и донесения руководителю органа местного самоуправления, руководителю органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации и командующему войсками военного округа в соответствии с выпиской из «Табеля срочных донесений».

На основании донесения начальника тылового госпиталя о завершении отмобилизования и готовности к работе командующий войсками округа дает указание начальникам служб округа о постановке госпиталя на все виды довольствия.

Расформирование тыловых госпиталей

Тыловые госпитали расформировываются по приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, который издаётся на основании постановления Правительства Российской Федерации и директивы Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Ответственность за расформирование несут начальники тыловых госпиталей, а также соответствующие органы управления здравоохранением.

Вся медицинская документация расформированных тыловых госпиталей высылается Военно-медицинскому музею Министерства обороны Российской Федерации.

Приказы по личному составу и другие документы общего делопроизводства госпиталей направляются в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации.

Вооружение, технику, боеприпасы, средства защиты, остатки продовольствия и другое имущество номенклатуры Министерства обороны Российской Федерации, а также книги учета материальных средств и вся переписка по этим вопросам сдаются в органы военного управления, к которым госпитали были приписаны.

Денежные документы по статьям сметы Министерства обороны Российской Федерации и книги финансового учета после обревизования их довольствующим финансовым органом сдаются тыловыми госпиталями в архив военного округа. Полученные от Министерства обороны Российской Федерации руководящие документы и бланки строгого учета по финансовой службе передаются по списку довольствующему финансовому органу.

Медицинское, санитарно-хозяйственное и все другие виды имущества передаются согласно указаниям органов управления здравоохранением, в ведении которых находились госпитали. Книги учета и вся остальная, не подлежащая уничтожению документация, направляются в местные архивы.

Здания со всем находящимся в них оборудованием, инвентарем и остатками топлива передаются согласно решению местных органов исполнительной власти.

Увольнение персонала госпиталей и расчет с ним производится по существующему трудовому законодательству. Органы здравоохранения, в ведении которых находились тыловые госпитали, обеспечивают через местные органы исполнительной власти трудоустройство уволенных. Граждане, пребывающие в запасе, после увольнения направляются в военные комиссариаты по месту жительства.

Материально-ответственные лица увольняются после сдачи всех числящихся за ними материальных ценностей.

О расформировании каждого тылового госпиталя местные органы здравоохранения представляют донесения Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации. Предназначение, организационно-штатная структура и порядок работы обсервационных пунктов

Обсервационные пункты здравоохранения Российской Федерации предназначены для временной изоляции и обсервации следующих по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии и выполнения функций противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках и среди населения.

Обсервационные пункты формируются при объявлении мобилизации или по особому распоряжению Правительства Российской Федерации. Они приписываются к местным (распределительным) эвакуационным пунктам, которые осуществляют оперативное руководство и контроль за их работой. Непосредственное руководство обсервационными пунктами осуществляют отделы (секторы) по руководству тыловыми госпиталями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Задачи и организационная структура обсервационных пунктов здравоохранения Российской Федерации.

На обсервационные пункты возлагаются следующие задачи:

-- прием, полная санитарная обработка воинских контингентов, поступающих в обсерватор, с обязательной дезинфекцией обмундирования и других вещей обсервируемых;

-- медицинское наблюдение за обсервируемым личным составом с целью своевременного выявления инфекционных больных (подозрительных на инфекционное заболевание), их изоляция и госпитализация в ближайшие инфекционные больницы (отделения);

-- лабораторные обследования (по показаниям) с целью выявления бак-терионосителей;

-- проведение (по эпидпоказаниям) профилактических прививок;

-- материальное обеспечение обсервируемых и выплата им денежного довольствия за время пребывания в обсерваторе;

-- проведение с обсервируемыми воспитательной, санитарно-- просветительной и культурно-досуговой работы;

-- организации по окончанию обсервации заключительного медицинского осмотра и санитарной обработки обсервируемых.

Медицинские отчеты ОП представляются по единым формам и срокам в МЭП (РЭП), к которым они приписаны, и в соответствующий орган управления здравоохранением по подчиненности.

В соответствии с существующими штатами обсервационный пункт состоит из:

--управления;

-- основных подразделении (приемно-диагностического отделения с изолятором на 50 коек, бактериологической лаборатории и дезинфекционного отделения):

-- подразделении обеспечения (аптеки, столовой, склада и хозяйственного отделения).

Здания (помещения) для обсервационного пункта отводятся заблаговременно в мирное время вблизи от железнодорожных станций (железнодорожных разъездов, веток), порю» пристаней, аэродромов, стратегических автомобильных дорог и приспосабливаются в соответствии с общими требованиями, установленным и дли СФЗ.

При этом следует обратить внимание на то. что при отводе зданий под обсервационные пункты (.тля размещения его структурных подразделений), также должны предусматриваться здания и помещения для временного размещения (на 2000 человек) воинских контингентов подлежащих обсервации.

Организация комплектования обсервационного пункта медицинским и обслуживающим персоналом осуществляется в порядке, определенном дли всех специальных формировании здравоохранении.

Порядок обсервации.

Обсервации подвергаются воинские контингенты, следующие по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения, при наличии среди них более 1% однородных или 5% разнородных инфекционных заболеваний, а также при обнаружении среди них хотя бы одно: о случая чумы, оспы и других, опасных высококоптагиозных заболевании.

Воинские контингенту подлежат обсервации распоряжением командующего войсками военного округа, по территории которого следуют воинские транспорты, по представлению начальника медицинской службы на основании донесений начальника эшелона, командира воздушного, морского судна, начальника аэродрома, аэропорта, порта. Распоряжение о задержке воинского транспорта и направление его на обсервацию дается коменданту станции (аэропорта, порта) и начальнику гарнизона. Одновременно ставится в известность соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, его орган управления здравоохранением и эвакуационный пункт (местный или распределительный), к которому приписан обсервационный пункт.

Орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации при получении распоряжения о необходимости обсервации воинских контингентов приводи т обсервационный пункт в состояние готовности к работе.

Для приема эшелона на обсервацию назначается комиссия в составе: представителя штаба военного округа военного времени, начальника обсервационного пункта, гарнизонного врача, начальника эшелона, врача эшелона и представители органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации,

Комиссия составляет акт в двух экземплярах о санитарно- эпидемиологическом состоянии эшелона, один из которых остается у начальника обсервационного пункта, а второй пересылается в медицинскую службу военного округа (фронта).

Одновременно комиссия делает соответствующую запись в паспорт эшелона о санитарно-эпидемиологическом состоянии перевозимых контингентов.

После приема воинского эшелона на обсервацию производится медицинский осмотр всего обсервируемого личного состава с привлечением медицинского состава эшелона.

Инфекционные больные (с выраженной клиникой заболевания) направляются в стационарные лечебные учреждения, выделяемые для этой цел и органом управлении здравоохранением субъекта Российской Федерации. Больные с подозрением на инфекционное заболевание помещаются в изолятор.

Весь остальной личный состав эшелона подвергается полной санитарной обработке, после чего размешается в специально предназначенных зданиях. Лица, бывшие в контакте с больными, размешаются изолированно.

Дезинфекция транспортных средств, на которых следовали обсервируемые, производится по распоряжению ведомственной медицинской службы силами и средствами этой службы.

Санитарная обработка обсервируемого личного состава проводится силами и средствами обсервационного пункта.

Все обсервируемые подвергаются ежедневному медицинскому осмотру и термометрии. Лабораторные обследования проводятся силами и средствами ОП. При необходимости осуществления массовых исследований по указанию органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации анализы могут проводиться в лабораториях ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» и других лечебно-профилактических учреждений.

Срок обсервации устанавливается в зависимости от характера инфекции начальником медицинской службы военного округа (фронта).

При первом и заключительном медицинских осмотрах лицами, проводящими осмотр, составляются акты, копии которых высылаются в медицинскую службу военного округа (фронта), а также выдаются начальникам эшелонов.

Для внутреннего обслуживания обсервационного пункта используется (по мере необходимости и в зависимости от эпидемических показаний) обсервируемый личный состав.

Правила внутреннего распорядка обсервационного пункта разрабатываются органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации и утверждаются начальником гарнизона. Личный состав обсервируемых эшелонов обязан строго выполнять установленный режим. Начальник обсервируемого эшелона несет полную ответственность за воинскую дисциплину и поддержание внутреннего распорядка подчиненным личным составом.

После отправки обсервируемого личного состава помещение обсервационного пункта, а также все оборудование подвергается тщательной уборке и дезинфекции силами и средствами обсервационного пункта.

Расформирование обсервационного пункта проводится в порядке, установленном для специальных формирований здравоохранения РФ.

Органы управления специальными формированиями здравоохранения

Органы управления специальными формированиями здравоохранения (Главное управление по руководству специальными формированиями здравоохранения, отделы и секторы по руководству тыловыми госпиталями) являются структурными подразделениями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Они формируются при объявлении мобилизации для руководства тыловыми госпиталями здравоохранения и обсервационными пунктами.

Органы управления специальными формированиями здравоохранения пользуются всеми правами других аналогичных подразделений отраслевых органов управления здравоохранением. Их указания и распоряжения по вопросам специальных формирований являются обязательными для исполнения всеми нижестоящими органами управления здравоохранением и подведомственными учреждениями.

На органы управления специальными формированиями здравоохранения возлагаются следующие задачи:

- руководство работой специальных формирований в период мобилизации и в военное время;

-- оказание методической помощи руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по вопросам развертывания специальных формирований, их материально-технического и финансового обеспечения, организации медицинского обеспечения и подготовки к работе в период мобилизации и в военное время.

-- организация взаимодействия с Главным военно-медицинским управлением Министерства обороны Российской Федерации (медицинской службой военного округа военного времени, управлением местного эвакуационного пункта) по вопросам, обеспечения преемственности оказания медицинской помощи и лечения раненых и больных.

-- организация и осуществление контроля за качеством лечения раненых и больных, их реабилитацией и своевременной выпиской, проведением военно-врачебной и медико-социальной экспертизы.

-- руководство проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

-- руководство организацией справочной работы о поступивших в тыловые госпитали раненых и больных и исходах их лечения.

-- руководство организацией обеспечения специальных формирований нормативными, методическими, инструктивными документами, материалами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации;

-- организация научно-исследовательской работы по вопросам деятельности специальных формирований;

-- организация и планирование мероприятий по специальной подготовке, и усовершенствованию медицинского состава специальных формирований;

-- организация медицинского снабжения специальных формирований в период мобилизации и в военное время;

-- руководство медицинским и бухгалтерским учетом и отчетностью подведомственных специальных формирований, представление установленных отчетов, докладов и донесений;

-- организация и проведение статистического анализа лечебной работы в тыловых госпиталях, подготовка справочных материалов о движении раненых и больных и исходах их лечения.

-- оперативное руководство и контроль за расформированием тыловых госпиталей и обсервационных пунктов.

Помещения для органов управления специальными формированиями выделяются за счет площадей, имеющихся в распоряжении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

В зависимости от объема решаемых задач состав органов управления специальными формированиями здравоохранением может быть различным.

Главное управление по руководству специальными формированиями здравоохранения предусматривается сформировать в следующем составе: руководитель, его заместители, главные медицинские специалисты (хирург и терапевт), три управления (организационно-плановое, лечебно-профилактическое, медицинского снабжения) и два отдела (финансово-экономический и защиты государственной тайны). Управления и отделы, в свою очередь, состоят из отделов и отделений, обеспечивающих выполнение задач, возложенных на Главное управление по руководству специальными формированиями здравоохранения.

Отдел по руководству тыловыми госпиталями формируется в составе: начальника отдела, его заместителя, главных медицинских специалистов (хирург, терапевт), инспекторов -- врачей, инспектора-провизора, инспектора (по спецработе), бухгалтера, делопроизводителя, машинисток и водителя.

Сектор по руководству тыловыми госпиталями формируется в составе: начальника сектора, инспектора - врача, инспектора-провизора, делопроизводителя, и водителя.

Комплектование органов управления специальными формированиями здравоохранением личным составом производится в мирное время в соответствии с ранее изложенными принципами. Главной особенностью в этой работе является персональный отбор и предназначение сотрудников отраслевого органа управления здравоохранением, с учетом их опыта работы деловых качеств и способностей, которые должны обеспечить преемственность в работе между соответствующими подразделениями мирного и военного времени.

Лица, утвержденные на должности начальников органов управления специальными формированиями здравоохранения, изучают в мирное время мобилизационные документы по специальным формированиям в полном объеме и могут привлекаться к выполнению отдельных мероприятий по их мобилизационной подготовке.

Начальники органов управления специальными формированиями подчинены руководителям отраслевых органов управления здравоохранением, пользуются правами их заместителей и являются прямыми начальниками для подчиненных и подведомственных специальных формирований и находящихся в них на излечении раненых и больных.

Расформировываются органы управления специальными формированиями после завершения работы подведомственных тыловых госпиталей и обсервационных пунктов, в порядке указанном выше (для тыловых госпиталей).

Глава 4 Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества

Понятие «Резерв» происходит от французского слова «reserv» или от латинского слова «reservus», что означает сберегаю, сохраняю и имеет два значения: -- запас чего-либо на случай надобности; -- источник, откуда черпаются необходимые новые материалы, силы.

Государственный резерв -- это создаваемые и планомерно пополняемые государством запасы сырья и материалов, топлива, зерна и других продовольственных товаров, некоторых видов машин и оборудования, необходимые для бесперебойного функционирования экономики, для нужд обороны, ликвидации последствий стихийных бедствий и удовлетворения других потребностей государства и общества.

С древних времен человечество заготавливало запасы продовольствия впрок до нового урожая, на случай непредвиденных обстоятельств, для обмена. Искусство длительно сохранять накопленные запасы пришло из глубины веков и как бесценный опыт человечества передается из поколения в поколение. С образованием государства стали создаваться общественные, а затем и государственные материальные запасы. Сильное государство всегда имело большие запасы продовольствия, топлива, военного снаряжения, которые страховали страну от неурожая, стихийных бедствий, а также обеспечивали армию в военное время. Образование и накопление продовольствия и промышленных ценностей является экономической необходимостью государства любой общественной формации.

В современных условиях накопление материальных средств приобретает особое значение не только для повышения устойчивости и восстановления экономики, но и в целом для обороноспособности государства.

Какой бы ни был достигнут уровень устойчивости экономики и государства в целом в мирное время, как бы не были совершенны Вооруженные Силы, они не могут выполнить возлагаемые на них задачи, если в мирное время не будут накоплены материальные резервы, которые дадут возможность в особый период какое-либо время обеспечивать военные потребности экономики.

Резервы существовали еще при феодальном строе. Особенно это касается запасов продовольствия. Запасы продовольствия известны еще в Киевской Руси. При раскопках 1929 года Донецкого городища, относящегося к 10-11 векам, обнаружены специально оборудованные ямы для хранения зерна.

Особенно значительные запасы продовольствия сосредотачивались в княжеских и боярских усадьбах, а так же в монастырях на случай ведения военных действий.

В последствии в царской России так же большое значение уделялось созданию запасов. Особенно они возрастали перед войной и сосредотачивались в предполагаемых районах ведения военных действий и вдоль границ.

Начало создания системы государственных резервов Российской Федерации было положено в 1931 году. Первоначально закладки в государственный резерв носили разовый характер. Но, начиная с 1935 года стали утверждаться годовые планы накопления материалов и товаров в этом резерве.

Накопленные к началу 40-х годов запасы продовольственных и промышленных товаров, материалов и нефтепродуктов сыграли важную роль в обеспечении армии и тыла в период Великой Отечественной войны.

Активно использовались запасы государственного и мобилизационного резервов при восстановлении разрушенных войной промышленности и сельского хозяйства.

В 60-90 годы система государственного резерва продолжала развиваться. В 1994 году был принят Федеральный закон «О государственном материальном резерве», который устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования и освежения запасов государственного резерва и регулирует взаимоотношения в этой области.

Законом определено, что формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами и организациями, которые образуют единую федеральную систему государственного резерва Российской Федерации (система государственного резерва).

В настоящее время управление системой государственного резерва осуществляет Федеральное агентство по государственным резервам.

Прошлые мировые войны показали, что для ведения войны необходим огромный расход материальных ресурсов. Например, в первую мировую войну только русская армия израсходовала около 1 млн. тонн различных боеприпасов, а в Великую Отечественную войну расход боеприпасов составил уже более 8 млн. тонн.

В связи с неуклонным ростом технической оснащенности Вооруженных Сил увеличилось и потребление горюче-смазочных материалов (ГСМ). Так в Великую Отечественную войну расход ГСМ составил свыше 13 млн. тонн. Расчеты показывают, что для проведения фронтовой наступательной операции требуется около 300 тыс. тонн горюче-смазочных материалов. В целом горюче-смазочные материалы составляют сейчас более 50% общего веса материальных средств, необходимых Вооруженным Силам.

Накоплению материальных средств придается большое значение и в зарубежных государствах. Так, чтобы обеспечить наращивание выпуска военной продукции в США с 1961 года продолжают хранить в государственных запасах стратегическое сырье и дефицитные материалы на сумму около 2 млрд. долларов, хотя по расчетам американских специалистов на трехлетний период его необходимо иметь на сумму 4 млрд. долларов.

Среди запасов стратегического сырья в США имелось: алюминия -- 1720 тыс. тонн, никеля--997 тыс. тонн, меди -- 910 тыс. тонн, цинка-- 1290 тыс. тонн и т.д..

Наряду с запасами стратегического сырья в США имеются значительные запасы продовольствия на сумму около 8 млрд. долларов, которые могут покрывать потребности страны в течение двух лет войны.

Важнейшим средством сохранения накопленных запасов материальных средств является их рассредоточение, сохранение, своевременное освежение (замена) и поддержание в готовности к использованию по предназначению. Особого подхода к рассредоточению и защите требуют нефтепродукты, легко воспламеняющиеся, взрывчатые, радиоактивные вещества, медицинские иммунобиологические препараты, отравляющие и ядовитые вещества, которые при их уничтожении или разрушении хранилищ могут вызвать вторичные поражения и значительно усложнить обстановку как в районах боевых действий, так и в далеком тылу.

Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о государственном материальном резерве.

В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации (далее мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов материальных ценностей регламентируется Федеральным законом от 29.12.1994 года № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».

Государственный резерв предназначен для:

-- обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;

-- обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

-- оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырья и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия, в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке;

-- оказания гуманитарной помощи;

-- оказания регулирующего воздействия на рынок.

1. Краткая историческая справка.

В России общественные запасы появились в IX веке, когда родовую общину крестьян сменила соседская. Организационные основы накопления, хранения, учета, контроля и формирования централизованной системы управления государственными запасами были заложены при Петре I, а у истоков научного обоснования длительного хранения продукции стояли великие русские ученые М.В.Ломоносов и Д.И.Менделеев. Впоследствии отдельные исследования в области длительного хранения выделились в самостоятельные научные направления.

Сведения о сохранении зерна в доклассовом обществе были получены в результате раскопок поселений Трипольской культуры, относящейся к III тысячелетию до н.э. и получившей название от села Триполье (недалеко от Киева). В то время зерно хранили в ямах, обмазанных изнутри глиной, или в больших сосудах -- корчагах, размещенных в жилищах по 10-15 штук.

Как известно, к У1-У11 вв. славяне прошли большой путь культурного развития и жили оседло. Они жили патриархально-родовыми общинами в поселениях, размещенных на возвышенных местах и огороженных рвом и валом с частоколом. В каждом селении имелись строения для хранения общинных продовольственных запасов, где зерно хранилось в больших деревянных кадках или цилиндрических ямах со сводчатым верхом, вырытых в материковой глине. Стены таких ям обычно перед загрузкой зерном обжигали докрасна. Ямы различных размеров и конфигурации, нередко выложенные изнутри деревом или берестой, расположенные под жилищем или по соседству с ними, были обнаружены при раскопках Донецкого городища вблизи Харькова, на месте древнего Киева, а также при раскопках одного из главных городов Булгарского государства Х-Х1У веков (на территории нынешней Татарии) и столицы Рязанского княжества.

При феодальном строе большие запасы продовольствия хранились в монастырях, замках, укрепленных княжеских или боярских усадьбах, на территории которых обязательно находились хозяйственные постройки и помещения: погреба, подземелья, ямы, амбары, клетки и другие приспособления, в которых хранили зерно, вино, мед, орудия труда, вооружение ратников.

Большую роль в хранении продукции играла церковь. Все находившиеся в торговом центре города церкви и монастыри имели складские помещения, что получило отражение и в архитектуре древнерусских церквей, имевших так называемые подцерковья.

В Московском Кремле издавна существовал городской житный двор (городские житницы), расположенные вдоль Кремлевской стены от Собакиной башни до Троицких ворот (эта сторона Кремля была наиболее защищена от вражеских нападений). Утица в Кремле, шедшая от Никольских ворот к Троицким, называлась Житницкой, так как на ней находились хранилища зерна.

Для создания запасов использовали дань, взимаемую натурой или деньгами, военную добычу, результаты труда эксплуатируемых смердов. Запасы князей и феодалов расходовались на ведение войн, содержание дружин, т.е. имели государственное назначение.

В XV веке княжества объединились в единое государство с центром в Москве, при правлении Ивана Калиты (1462-1505 годы) на общегосударственное благо были созданы материальные запасы целевого назначения, прежде всего оборонного. Князь добился у Золотой Орды права собирать с русских земель дань для хана, при этом часть ее утаивал и умело использовал для объединения земель вокруг Москвы.

Для смягчения губительного последствия частых неурожаев, Иван Кали-та учредил во всех городах магазины, где хранились запасы хлеба из расчета на 3-х летнюю потребность населения городов. Каждый год 1/3 запасов продавали и вместо них заготавливали свежий хлеб. При Иване Калите впервые были созданы постоянные правительственные учреждения, названные впоследствии приказами. Количество и качество продовольственных запасов подвергали ревизии -- проверке.

Значительное социально-экономическое явление в истории русского государства ХУ1-ХУП веков представляли собой монастыри, которые активно осваивали огромные незаселенные пространства Древней Руси. Впоследствии они стали держателями больших запасов продовольствия. Дошедшие до нас подробные сведения о Соловецком монастыре свидетельствуют о том, что в нем многочисленные житницы и погреба были заполнены продуктами, которых могло хватить на многие годы.

Усилия государственной власти допетровской России в деле государственной системы снабжения войск продовольствием подготовили предпосылки для последующих радикальных реформ. Петр 1 коренным образом преобразовал систему продовольственного снабжения войск, в том числе и , хранения запасов, создав сеть магазинов (1718 год в Петербурге, 1719 год в Риге, Ревеле, Смоленске, Киеве и Выборге). В указанных магазинах сверх плановой нормы хлеба предписывалось иметь запасы хлеба из расчета двухлетней потребности гарнизона города. Большое внимание уделялось качеству продуктов, предназначенных для запасов и их сохранности. Петром I ; был внесен существенный вклад и в создание государственных сырьевых и промышленных резервов (создаются запасы так называемых железноделательных и медеплавильных заводов, а также запасы различных руд, включая так называемые болотные руды. Были заложены организационные основы ; накопления, хранения и учета запасов, контроля за их расходованием, по-" строена система централизованного управления запасами. Но идея Петром II о повсеместном создании хлебных запасных магазинов на случай неурожая I не была реализована, несмотря на то, что к ней неоднократно возвращались 1733, 1754 и 1758годах.

При Екатерине II была сделана новая попытка создания государственных запасов в городах по указу от 20 августа 1762 года. А в 1766 году ей утверждена «ведомость о запасном хлебе, полагаемом для содержания в магазинах».

Запасные хлебные магазины в Петербурге и Москве имели особое значение и находились в непосредственном ведении царицы, а хлеб в них должны были закупать из «первых рук».

К концу XVIII века наряду с хлебными запасами были созданы двухгодичные централизованные запасы соли.

С конца XVIII века в России в недрах феодально-капиталистической системы зарождаются капиталистические отношения. В связи с этим существенно меняются организация и содержание запасов, основанная на принципах свободной торговли, присущих капитализму. Государственные запасы заготавливаются подрядным способом по договорам с поставщиками-подрядчиками и как разновидность ее -- комиссионерская закупка. А в 1816 году были разработаны и введены в практику законы, регламентирующие создание постоянных государственных запасов продовольствия для гражданского населения. В 1834 году при Николае 1 было разработано «Положение о запасах для пособия в продовольствие» (с 1857 года -- «Устав о народном продовольствии»). После крестьянской реформы устав был несколько переработан и действовал вплоть до 1917 года.

В 1834 году было разработано подробное наставление о строительстве сельских хлебных запасных магазинов, хранении, освежении и отпуске запасного хлеба, проверке запасов, обязанностях смотрителя магазина, причем эту должность утверждало волостное начальство или помещики. Смотритель должен бал принимать хлеб, следить за сохранностью и выдавать его. Хлеб в магазин принимали только зерном. В наставлении четко регламентировались положения о порядке возведения магазина: фундаменте, высоте от пола до потолка, покрытии крыши, отделениях с закромами, борьбе с грызунами, проветривании, сроках освежения запасов.

С отменой крепостного права с 1861 года изменился и порядок создания запасов продовольствия для гражданского населения. Сельские магазины перешли в собственность крестьянских обществ, и помимо государственных запасов стали создавать общественные (страховые) запасы продовольствия. Сельский сход назначал смотрителей и определял размеры ссуд. Сохранность и использование запасного общественного хлеба контролировали сельские старосты и волостные старшины, а с 1864 года - земские учреждения.

После войны с Турцией (1877-1878 годы) были сделаны попытки накопить запасы провианта и фуража в количестве, необходимом на период мобилизации и сосредоточения войск в случае войны. Достаточные продовольственные запасы были созданы только в районах примыкающих к западным границам. На других границах продовольственные запасы были незначительными, особенно на Дальнем Востоке на границе с Японией. Война с Японией (1903-1905 годы) показала, что русская армия потерпела поражение из-за необеспеченности не только военным снаряжением, но и одеждой, обувью, продовольствием. Русско-японская война продемонстрировала острую необходимость создания государственных запасов продовольствия и управления ими.

В 1913 году были пересмотрены нормы запасов для муки и крупы, сроки их хранения (минимальные -- три года, средние - пять лет и максимальные -- десять лет).

Создание в мирное время больших запасов для целей войны считалось дорогим и хлопотным делом. Однако с первых дней войны 1914 года продовольственные запасы нарастали с каждым днем. В централизованном порядке правительство в 1914-1915 годах заготовило 305 млн. пудов хлеба, в 1915-1916 годах- 502 млн. пудов, а в 1916-1917 годах - 540 млн. пудов. Снабжение гражданского населения продовольствием было недостаточным, и правительство вынуждено было только за период с 1 августа 1915 года по 1 февраля 1916 года передать из армейских запасов 31395 тыс. пудов различного хлеба.

Начало XX века ознаменовалось наступлением технической революции -эры моторов. В связи с чем возросла потребность в его запасах, в первую очередь государственных, для оборонных целей, а также для различных отраслей промышленности и транспорта. Рост добычи нефти и выработки нефтепродуктов поставил перед русскими учеными ряд сложных технических проблем по организации транспортирования и хранения. Многие из них были решены В.Г.Шуховым, создавшим первым в России железные клепаные хранилища, которые использовались для хранения запасов топлива.

Производство цветных металлов (медь, свинец и цинк) в 1913 году было незначительным, а олово, никель, сурьма, алюминий, редкие металлы импортировали, что вызвало необходимость создания их государственных запасов.

Рост объемов запасов вызвал необходимость хранения продовольственных запасов в консервированном виде в банках. Наравне с мясными консервами начали изготавливать сушеные овощи, а позже и мясо-растительные консервы. В 1907 году была утверждена «Инструкция по наблюдению за изготовлением, укупоркой и приемом жестяночных томатных консервов, поступающих в неприкосновенные запасы» и устанавливался годичный срок их хранения.

Показатели качества продуктов и методы их определения на протяжении XVIII-- XIX веков изменялись очень мало. Как писалось в Военном сборнике (1867 год) «... опытность и добросовестность приемщика служат единственной гарантией в доброкачественности продукта». Оценку качества продуктов производили несовершенными методами («Свод военных постановлений», 1869 год).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.