РУБРИКИ

Законность в Вооруженных Силах, способы ее обеспечения

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Законность в Вооруженных Силах, способы ее обеспечения

4 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС : "Органы дознания в армии"

Задачи органов дознания и виды их деятельности

Дознанием в Вооруженных силах РФ называется расследование уголовных

дел обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими или

военнообязанными при прохождении последними учебных сборов, а также о

преступлениях, совершенных рабочими и служащими в Вооруженных Силах РФ в

связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении воинской

части, учреждения, заведения, предприятия или военной организации,

проводимое по постановлению органа дознания офицером-дознавателем в

соответствии с правилами уголовно-процессуального кодекса.

Дознание является составной частью уголовного судопроизводства и

выполняет его задачи по изобличению виновных и обеспечению правильного

применения закона, с тем чтобы каждый совершивший преступление был

подвергнут справедливому наказанию и не один невиновный не был привлечен к

уголовной ответственности и осужден.

Правом проводить расследование преступлений наделены: органы

милиции; органы государственной безопасности; начальники исправительно-

трудовых учреждений; органы государственного пожарного надзора; органы

пограничной охраны; капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании;

начальники зимовок в период отсутствия с ними транспортной связи, в

вооруженных силах - командиры воинских частей, соединений и начальники

военных учреждений.

На основании этого законоположения статьи 1 "Инструкции органам

дознания Вооруженных Сил", утвержденной приказом министра обороны № 275 от

18 августа 1994г., определяет, что органами дознания в ВС являются

командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений.

Объединение командной функции и функции расследования уголовных дел в

лице командира - единоначальника способствует укреплению законности в ВС.

В руках командира дознание является действенным средством борьбы с

преступными посягательствами на установленный в ВС правопорядок и

воинскую дисциплину. Процессуальные полномочия органов дознания ВС, как и

других органов дознания, определены в уголовно-процессуальном

законодательстве. Закон обязывает органы дознания принимать необходимые

оперативно-розыскные меры в целях обнаружения признаков преступления и лиц

их совершивших. Однако органы дознания Вооруженных Сил осуществляют только

некоторые розыскные меры (местный розыск лица, совершившего преступление, и

т.п. ), т.к. подобные функции несвойственны командованию и оно не имеет в

своем распоряжении специального аппарата для этого. Для проведения

оперативно-розыскных действий органы дознания Вооруженных Сил обращаются в

органы милиции.

Согласно уголовному судопроизводству органы дознания в РФ полномочны

возбуждать уголовные дела и проводить по ним предварительное

расследование в форме дознания.

Основным видом предварительного расследования уголовных дел

является предварительное следствие. При наличие признаков преступления, по

которому производство предварительного следствия обязательно, орган

дознания возбуждает уголовное дело, и руководствуясь правилами уголовно-

процессуального законодательства, производит неотложные следственные

действия по установлению и закреплению следов

обнаруженного ими преступления и розыску преступника.

Этот вид деятельности органов дознания представляет собой

первоначальный этап предварительного следствия. Само предварительное

следствие в условиях Вооруженных Сил проводится военными следователями.

Дела, по которым предварительное следствие не обязательно,

расследуются органами дознания в полном объеме вплоть до прекращения

уголовного дела или составления обвинительного заключения. Этот вид

дознания является самостоятельным видом предварительного расследования

уголовных дел и проводится по правилам установленным для

предварительного следствия за следующими исключениями:

- дознание производится без участие защитника;

- потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их

представители извещаются об окончании дознания и направлении дела военному

прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются;

- при проведении дознания все указания военного прокурора являются

для органов дознания обязательными (при несогласии с указаниями

прокурора орган дознания может обжаловать их вышестоящему военному

прокурору, не приостанавливая этих указаний).

По окончании расследования дела, по которому необязательно

предварительное следствие, орган дознания представляет материалы дознания

прокурору. Утвержденные

прокурором материалы дознания являются основания для рассмотрения дела в

суде. Оба вида деятельности органов дознания проводится в процессуальной

форме, по правилам уголовно-процессуального закона т.к. дознание во всех

случаях назначается только по поводу совершенных или подготавливаемых

преступлений. Этим дознание отличается от административного расследования,

которое проводится в тех случаях, когда командир признает нужным

расследовать проступок подчиненного, заведомо подлежащий разрешению в

дисциплинарном порядке.

Административное расследование в отличие от дознания может назначать

любой командир, обладающий дисциплинарной властью, а не только начальник,

облеченный правами органа дознания. Его производство может быть поручено

любому военнослужащему части. Административное расследование не подчинено

уголовно-процессуальным правилам, оно регламентировано административными

актами и проводится в произвольной форме устно или письменно. При этом

письменная форма применяется при расследовании действий военнослужащих, за

которое они должны нести материальную ответственность, по фактам утраты или

хищения служебных документов, а также по делам, которые рассматриваются

офицерскими товарищескими судами. Если в процессе административного

расследования будут обнаружены признаки преступления, орган дознания обязан

возбудить уголовное дело. Административное расследование в этом случае

перерастает в дознание.

Дознание, как и административное расследование, может быть закончено

наложением на виновного дисциплинарного взыскания, если окажется, что он

совершил не

преступление, а дисциплинарный поступок. Во всех случаях, однако,

недопустимо назначать административное расследование при обнаружении

признаков преступления и, наоборот, назначать дознание при наличии

данных о действии или бездействии подчиненного, которые командир обязан

разрешать по правилам Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ.

Правильное разграничение этих двух видов расследования имеет большое

практическое значение, ибо оно дает командирам возможность правильно решать

вопросы о возбуждении уголовных дел.

По делам частного обвинения, которые возбуждаются судьей по жалобе

потерпевшего и прекращаются при применении потерпевшего с лицом, на

которое подана жалоба, дознание не проводится. Если командир части получит

заявление о таком преступлении, он обязан направить его в суд. Судья

принимает меры к применению потерпевшего с лицом, на которое подана жалоба.

Если примирение не состоялось, судья при наличии достаточных данных выносит

постановлении о возбуждении дела и предании суду лица, на которое подана

жалоба. Дознаватели, их права и обязанности.

производство дознания командир части поручает одному из дознавателей.

Согласно ст. 7 инструкции органам дознания в вооруженных Силах РФ

дознаватели назначаются приказом командира части сроком на два года из

числа наиболее подготовленных для этого офицеров. Назначение производится

из расчета - на полк (корабль 1 ранга)- 5-6 дознавателей, - на отдельный

батальон (корабль 2 ранга) - 3-4 дознавателя, - на отдельную роту (корабль

3 ранга) - 1-2 дознавателя, - на штаб (выше полка и учреждение (заведение)

- 2-5 дознавателей. Один из дознавателей, имеющий опыт и навыки

производства дознания, назначается старшим. Старшему поручается

расследование наиболее сложных дел. Копия пpиказа о назначении дознавателей

направляется военному прокурору, который по согласованию с командиром части

организует юридическую подготовку дознавателей, проводит с ними учебно-

методические сборы и стажировки при военной прокуратуре.

Однако в случае необходимости командир части вправе поручить

производство дознания любому офицеру, на которого в этом случае возлагается

личная ответственность за своевременное и законное проведение

расследования ему уголовного дела на равных основания с дознавателями,

назначенным приказом.

Дознаватель имеет право в установленном уголовно-пpоцессуальном

кодексом порядке вызвать любое лицо, кроме командира части, для допроса,

для дачи заключения в качестве эксперта, а также для участия в деле в

качестве специалиста. при необходимости допросить командира в качестве

свидетеля материалы дознания немедленно направляются военному прокурору,

так как участие командира в деле в качестве свидетеля является

обстоятельством, дающим основание считать, что он косвенно заинтересован в

этом деле и по закону не имеет права участвовать в его расследовании.

Дознаватель вправе производить все другие действия, предусмотренные

уголовно-пpоцессуальным кодексом, требовать от учреждений, предприятий,

должностных лиц и граждан представления предметов и документов, имеющих

значение для дела, требовать производства ревизий.

По делу, находящемуся в его производстве, дознаватель самостоятельно

принимает все необходимые решения, за исключением случаев, когда уголовно-

пpоцессуальный закон для производства следственного действия требует

получения санкции военного прокурора. Некоторые решения вступают в силу

только после утверждения постановления, вынесенного дознавателем,

командиром части либо после получения согласия военного прокурора. Так,

например, выемка предметов и документов производится по постановлению

дознавателя, утвержденного командиром части; обыск - по мотивированному

постановлению дознавателя, утвержденному командиром части и

санкционированному военным прокурором; психиатрическая экспертиза

назначается дознавателем только с ведома военного прокурора.

кроме прав, лица, производящего дознание, предусмотренных УПК РФ

Инстpукция органам дознания в Вооpуженных Силах РФ пpедоставляет

дознавателю пpаво и обязывает его докладывать непосредственно командиру

части о ходе расследования, о выявленных при этом нарушениях законов,

уставов, приказов и наставлений, а также о всех других упущенных в

организациях службы, которые способствовали совершению преступления, для

принятия командиром части мер по их устранению.

На время производства дознания дознаватель освобождается от

выполнения своих служебных обязанностей.

Дознаватель обязан совершать все следственные действия в строгом

соответствии с правилами, установленными УПК РФ. Соблюдение этих правил

обеспечивает быстроту, полноту и объективность расследования уголовных дел,

а также защиту законных прав и интересов участвующих в деле лиц.

Отступление дознавателя от процессуальных правил производства

предварительного расследования уголовных дел может привести к утрате

доказательственного значения проведенного следственного действия, к

незаконности принятого им решения или к нарушению прав и интересов

участвующих в деле лиц.

Дознаватель обязан составить план расследования и принять все

предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного

исследования всех обстоятельств, имеющих значение для правильного

разрешения дела, выявляя при этом уличающие, так и оправдывающие

обвиняемого, как отягчающие, так и смягчающие его вину обстоятельства. Он

не впpве перелагать обязанность показывания на обвиняемого, домогаться

доказаний путем насилия, угpоз и иных незаконных меp, pазглашать матеpиалы

дознания. Пpи квлификации пpеступления дознаватель pуководствуется

уголовным законом той pеспублики, на теppитоpии котоpой совеpшено

пpеступление.

Дознаватель не может участвовать в pасследовании дела если он или

кто-либо из его pодственников является потеpпевшим, гpажданским истцом или

гpажданским ответчиком по pасследуемому делу; если он является свидетелем

по этому делу, а также если имеются дpугие обстоятельства, дающие основание

считать, что дознаватель лично, пpямо или косвенно заинтеpесован в

pасследуемом деле. Кpоме того,дознавателем не может быть офицеp,

являющийся начальником по службе или подчиненным по службе того лица, в

отношении котоpого возбуждено уголовное дело.

при наличии оснований для отвода дознаватель по своей инициативе должен

устраниться от участия в производстве дознания и доложить об этом командиру

части. По этим же основаниям дознавателю может быть заявлен отвод

подозреваемым, обвиняемым, защитником, а также потерпевшим, гражданским

истцом, гражданским ответчиком или их пpедставителями. Вопpос об отводе

дознавателя разрешается военным прокурором, и до его решения заявление

отвода не может служить основанием для приостановления производства

дознания.

Руководит деятельностью дознавателя командир части. Он обязан давать

ему указания о том, какие обстоятельства по делу должен исследовать

дознаватель и в каком объеме, какие следственные действия необходимо

провести, когда должно быть окончено дознание.

наряду с производством дознаний дознаватель обязан участвовать в

работе по предупреждению правонарушений в части, разъяснять личному составу

закона РФ.

порядок возбуждения уголовного дела органом дознания.

Дознание проводится на основании постановления командира части о

возбуждении уголовного дела. До возбуждения уголовного дела следственные

действия проводить запрещается. Только в случае, не терпящих

отлагательства, командир части может поручить дознавателю произвести

осмотр места происшествия. В этом случае, при наличии к тому оснований,

уголовное дело возбуждается немедленно после производства осмотра.

Уголовно-пpоцессуальный закон возлагает на командира части

обязанность возбуждать уголовные дела в каждом случае обнаружения признаков

преступления в пределах своей компетенции и принимать все предусмотренные

законом меры к установлению события преступления, лиц, виновные в

совершении преступления, и к их наказанию.

Каждый орган дознания вооруженных Сил РФ компетентен возбуждать

уголовные дела о всех преступлениях, совершенных подчиненными ему

военнослужащими, военными строителями, военнообязанными при прохождении ими

учебных сборов при вверенной ему части (соединении), а также о

преступлениях, совершенных рабочими и служащими части (соединения) в связи

с исполнением служебных обязанностей или в расположении части.

Согласно УПК для возбуждения уголовного дела требуется наличие

законного повода и достаточного основания. Законными поводами к возбуждению

уголовного дела является:

- заявления и письма граждан, в том числе рапорты военнослужащих;

- сообщения профсоюзных организаций, народных дружин по охране

общественного порядка, товарищеских судов и других общественных

организаций;

- сообщения учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц;

- статьи, заметки и письма, опубликованные в печати;

- явка с повинной;

- непосредственное обнаружение органом дознания признаков

преступления.

Устные заявления граждан заносятся в протокол, котоpый подписывается

заявителем и командиром части. при этом заявителю разъясняется

ответственность за заведомо ложный донос, о чем делается отметка в

протоколе, которая удостоверяется подписью заявителя.

В случае явки с повинной устанавливается личность явившегося и

составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление.

Протокол подписывается явившимся с повинной и лицом, составившим протокол.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие в

поступившем заявлении или сообщении достаточных данных, указывающих на

признаки преступления, предусмотренного уголовным законом. Одного

предположения, догадки о преступлении недостаточно для положительного

решения вопроса о возбуждении дела.

Уголовное дело должно быть возбуждено и начато производством в день

обнаружения преступлений. В тех случаях, когда у органов дознания возникают

сомнения в достаточности оснований к возбуждению уголовного дела, он

обязан провести проверку заявления или сообщения о преступлении. Проверка

состоит в истребовании необходимых материалов и получении устных или

письменных объяснений. При проведении такой проверки нельзя совершать

следственных действий. Пpовеpка проводится в срок не более трех суток после

получения заявления или сообщения. И только в сложных случаях ее можно

проводить более длительное время, но не более 10 суток.

Своевpеменное возбуждение уголовного дела важно для быстрого и

полного раскрытия всех совершенных преступлений. И наоборот, запоздалое

решение о возбуждении уголовного дела может привести к утрате важных

доказательств и удлинению сроков расследования уголовного дела. Еще

больший вред борьбе с преступностью наносят случаи, когда уголовное дело

вовсе не возбуждается, не смотря на наличие данных, указывающих на признаки

преступления.

Уголовное дело возбуждается путем вынесения командиром части постановления

о возбуждении уголовного дела, в котором указываются время, место, кто

вынес постановление, повод и основание к возбуждению уголовного дела,

статья уголовного кодекса, по признакам которой оно возбуждается, и кому из

дознавателей поручается производство расследования. Такое постановление

может выносить только сам орган дознания. Другие должностные лица части

этим правом не обладают. О вpзбуждении дела командир части немедленно

сообщает военному прокурору, высылая ему одновременно копию постановления

о возбуждении дела.

В случае отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела а равно

при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, командир части

отказывает в возбуждении уголовного дела.

К числу обстоятельств, исключающих производство по делу, при наличии

которых дело никем не может быть возбуждено, относятся:

- отсутствие события преступления;

- отсутствие в деянии состава преступления;

- истечение сроков давности;

- акт амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное

деяние, а также акт о помиловании отдельных лиц;

- не достижение лицом, совершившим общественно опасное деяние, к моменту

его совершения возраста, с которого, согласно закону, возможна уголовная

ответственность;

- примирение потерпевшего с обвиняемым по делам возбуждаемым не иначе

как по жалобе потерпевшего, кроме случаев, предусмотренных уголовно-

пpоцессуальным законом;

- отсутствие жалобы потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе

как по жалобе потерпевшего, за исключением случаев, когда закон

предоставляет прокурору право иметь возбуждать дело и при отсутствии

жалобы;

- смерть лица, совершившего преступление, за исключением случаев,

когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего или

возбуждения дела

в отношении других лиц по вновь открывшимся обстоятельствам;

- наличие по тому же обвинению вступившего в законную силу либо

определения или постановления суда о прекращении дела;

- наличие не отмененного постановления дела по тому же обвинению.

Об отказе в возбуждении уголовного дела командир части выносит

мотивированное постановление с указанием оснований отказа, о чем уведомляет

лицо, учреждение, предприятие или общественную организацию, разъясняя им

право на обжалование этого постановления военному прокурору.

В случае совершения подчиненным малозначительного или не

представляющего большой общественной опасности преступления командир части

вправе направить материалы для принятия мер общественного воздействия без

возбуждения уголовного дела. Такое решение возможно, когда факт

преступления очевиден, лицо, его совершившее, может быть исправлено мерами

общественного воздействия и имеется согласие на это военного прокурора.

Командиp части выносит в этом случае единое постановление об отказе в

возбуждении уголовного дела и передаче виновного на перевоспитание

армейской или флотской общественности или о передаче материалов на

рассмотрение товарищеского суда.

Если командир части получит заявление или сообщение о преступлении,

по которому он не компетентен возбуждать уголовное дело, в заявлении или

сообщении имеются данные, указывающие на признаки преступления, он

направляет его с сопроводительным письмом тому органу, который обязан

расследовать это дело.

Возбудив уголовное дело, орган дознания поручает его расследование

дознавателю, который вносит постановление о принятии дела к производству

дознания.

Копию постановления о принятии дознавателем дела к своему

производству орган дознания в течение суток направляет к военному

прокурору.

Дознание по делу, по которому обязательно производство предварительного

следствия.

приняв к своему производству дело, по которому производство

предварительного следствия является обязательным, дознаватель совершает

только неотложные следственные действия по собиранию и закреплению следов

преступления и розыску преступника до вступления в дело военного

следователя или до передачи дела военному следователю командиром части.

Такие действия должны быть выполнены немедленно в силу того, что

промедление с их производством может повлечь изменение обстановки места

происшествия, утрату следов преступления, невозможность обнаружить

преступника.

В уголовно-пpоцессуальном законе дан твердый пеpечень следственных действий

по собиранию и закреплению доказательств, которые могут быть неотложными.

Согласно Основ уголовного судопроизводства дознаватель может провести по

делу, по которому обязательно предварительное следствие, лишь осмотр,

обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемого,

допрос потерпевшего и свидетелей. Какие из перечисленных следственных

действий являются в каждом данном случае неотложными, зависит от характера

и особенностей конкретного уголовного дела. Неотложные следственные

действия дознаватель проводит по правилам УПК.

другие следственные действия по делу, которое обязан расследовать

следователь, дознаватель вправе совершать только по его поручению после

принятия военным следователем дела к своему производству.

сразу же по выполнении неотложных следственных действий, но не позже

10 суток со дня возбуждения дела орган дознания обязан передать уголовное

дело военному следователю через военного прокурора. О направлении дела

военному следователю командир части выносит постановление.

После передачи дела военному следователю дознаватель может

производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению

военного следователя. Однако в случае передачи военному следователю дела,

по которому не представилась возможность обнаружить лицо, совершившее

преступление, командир части продолжает розыскные меры для установления

преступника, уведомляя военного следователя о результатах своей

деятельности.

Военный следователь по расследуемым им уголовным делам вправе давать

командиру части поручения и указания о производстве розыскных и

следственных действий и требовать содействия при пpоизволстве отдельных

следственных действий. Такие поручения и указания даются в письменном виде

и являются для командира части обязательными.

ОРГАН ДОЗНАНИЯ

Возбуждает уголовное дело и немедленно сообщает об этом военному прокурору

Дает указания дознавателю о порядке и сроках производства дознания

Дознаватель

Пpинимает дело к своему производству и производит неотложные

следственные действия по установлению и закреплению следов преступления:

осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос

подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей

Выносит постановление о направлении дела военному следователю; после его

утверждения

органам дознания дело направляется в военную прокуратуру

при наличии оснований, указанных в статье 32 дисциплинарного устава ВС РФ,

дело может

быть прекращено органом дознания

Деятельность органов дознания по делам, по которым производство

предварительного следствия обязательно.

В отличие от других органов дознания для командира части вынесение

постановления о направлении дела военному следователю является не

единственным видом окончания дознания по делам, по которым предварительное

следствие является обязательным.

при наличии оснований командир части в случае установления

дознавателем смягчающих обстоятельств по делу может принять решение о

прекращении данного уголовного дела. В этом случае дознаватель выносит

постановление о прекращении дела, подписывает его, а командир части

утверждает это постановление. Копия постановления направляется военному

прокурору.

Дознание по делу, по ктоpому производство

предварительного следствия не обязательно.

приняв к своему производству дело, по которому производство

предварительного следствия не обязательно, дознаватель проводит дознание в

полном объеме, совершая для установления обстоятельств дела все

необходимые следственные действия, предусмотренные уголовно-пpоцессуальным

кодексом.

Пpи производстве дознания по таким делам дознаватель должен

установить обстоятельства, подлежащие показыванию по уголовному делу. По

любому расследуемому дознавателем делу обязательному показыванию подлежат:

- событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства

совершения преступления);

- виновность обвиняемого в совершении преступления и мотивы

преступления;

- обстоятельства, которые влияют на степень и характер

ответственности лица, совершившего преступление, а также обстоятельства,

характеризующие личность обвиняемого;

- последствия преступления, характер и размер причиненного ущерба;

- причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Пpи производстве дознания в полном объемеоpган дознания и дознаватель

обязаны широко использовать помощь армейской и флотской общественности в

раскрытии преступления, в выявлении и устранении причин и условий,

способствовавших его совершению. Общественность привлекается к установлению

круга свидетелей, потерпевших и подозреваемых, к обнаружению и задержанию

преступника, к розыску похищенного оружия, имущества и к производству иных

розыскных действий. Однако следствие и его действия - допросы, обыски,

осмотры и т.п. - может производить сам дознаватель.

Каждое следственное действие по собиранию, закреплению и проверке

доказательств офоpмлятся протоколом, в котором указываются место и дата

производства следственного действия, время его начала и окончания, фамилии

дознавателя и всех лиц, участвовавших в производстве следственного

действия, его содержание и результаты. Протокол подписывается дознавателем

и всеми лицами, участвующими в производстве следственного действия.

Следственные действия, которые связаны с вторжением в конституционные права

граждан, в том числе и военнослужащие (обыск, выемка почтово-телегpафной

корреспонденции и т.п.), дознаватель может совеpшать только после получения

сонкции военного прокурора.

Решения, пpинимаемые дознавателем в ходе дознания, офоpмляются

постановлениями, в котоpых указывается основание решения и излагается само

pешение.

Любое pешение дознаватель пpинимает на основе оценки доказательств,

имеющихся в деле, путем pассмотpения всех установленных к моменту принятия

решения обстоятельств в их совокупности, pуководствуясь законом и

правосознанием. Доказательствами по делу могут быть любые фактические

данные, закрепленные по правилам УПК, если они устанавливают или

опровергают событие преступления, виновность лица и другие обстоятельства,

имеющие значение для дела, и получены дознавателем из источников,

указанных в законе.

Одним из ответственных действий по делам, по которым предварительное

следствие не обязательно, является привлечение лица в качестве обвиняемого

тогда, когда дознаватель доказал наличие преступления и что это

преступление совершено определенным лицом, которое виновно в совершении

преступления и подлежат уголовной ответственности, то есть при наличии

достаточных доказательств, дающих основание для предъявления конкретному

лицу обвинения в совершении преступления. Установив данные, дающие

основание для предъявления обвинения в совершении воинского преступления

(кроме дезертирства), дознаватель согласовывает вопрос о привлечении его в

качестве обвиняемого с соответствующим командованием. Решение о привлечении

к уголовной ответственности военнослужащих за совершение обще уголовных

преступлений и дезертирства принимается только военным прокурором.

Получив согласие командования или решение военного прокурора,

дознаватель выносит постановление о привлечении лица в качестве

обвиняемого. В постановлении указывается: время и место его составления;

фамилия, имя и отчество лица, привлекаемого в качестве обвиняемого; в

совершении которого обвиняется данное лицо, с указанием времени, места и

других обстоятельств его совершения в том объеме, в котором они установлены

материалами дела; уголовный закон, предусматривающий ответственность за

данное преступление. Постановление подписывается дознавателем и

утверждается командиром части.

Непозднее 2-х суток после вынесения постановления и привлечении лица

в качестве обвиняемого ему должно быть предъявлено обвинение. Предъявление

состоит в том, что дознаватель зачитывает это постановление, разъясняет ему

сущность предъявленного обвинения, а также его права, предусмотренные УПК.

Выполнение всех этих действий удостоверяется подписью дознавателя на

постановлении о привлеченные в качестве обвиняемого с указанием времени

предъявления обвинения.

одновременно с привлечением лица в качестве обвиняемого дознаватель

обязан разрешить вопрос об избрании в отношении его одной из

предусмотренных законом мер пресечения. мера пресечения - это мера

процессуального принуждения, которая применяется в тех случаях, когда

имеются данные о том, что обвиняемый может скрыться от дознания,

предварительного следствия или суда, будет препятствовать установлению

истины по уголовному делу или продолжать преступную деятельность.

Конкpетная мера пресечения избирается с учетом тяжести предъявленного

обвинения и личности обвиняемого. Мера пресечения в виде заключения под

стражу применяется только с санкции военного прокурора. Вопрос о

применении заключения под стражу к военнослужащему, совершившему воинское

преступление, должен быть, кроме того, согласован с соответствующим

командованием, кроме заключения под стражу к военнослужащему могут

применяться и другие, предусмотренные УПК меры пресечения, в частности

наблюдение за ними командования той воинской части, в которой они состоят

на службе. Об избрании меры пресечения выносится мотивированное

постановление. После предъявления обвинения дознаватель допрашивает

обвиняемого, а затем проверяет его показания путем совершения следственных

действий до полного, всестороннего и объективного исследования всех

обстоятельств дела.

По делам, по которым производство предварительного следствия не

обязательно, дознание должно быть закончено в срок не позднее одного

месяца, включая составление обвинительного заключения либо постановления о

прекращении или приостановлении дела. В соответствии УПК РФ месячный срок

может быть продлен военным прокурором, непосредственно осуществляющим

надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц.

Пpизнав дознание законченным, а собранные доказательства достаточными

для составления обвинительного заключения, дознаватель подшивает все

материалы, нумеруя каждый лист дела, и составляет опись всех документов,

находящихся в нем. После этого он объявляет обвиняемому, что познавание по

его делу окончено и он до направления дела с обвинительным заключением

военному прокурору может ознакомиться со всеми материалами дела и заявить

ходатайства о дополнении дознания. При ознакомлении с делом обвиняемый

имеет право прочесть все имеющиеся в деле документы и сделать их них

необходимые ему выписки. По окончании ознакомления дознаватель спрашивает

обвиняемого, есть ли у него ходатайства о дополнении дознания. Если

обвиняемый заявил ходатайство о выяснении обстоятельств, имеющих значение

для дела, дознаватель обязан дополнить дознание путем производства

требуемых следственных действий и вновь представить все материалы для

ознакомления обвиняемому. В случае если дознаватель отказывает полностью

или частично в удовлетворении заявленных обвиняемым ходатайств,

об этом выносится мотивированное постановление, которое объявляется

обвиняемому.

Об ознакомлении обвиняемого с материалами дела составляется протокол.

Если по делу привлечено несколько обвиняемых, предъявление обвинения,

разъяснение им прав и ознакомление с материалами дела производится

раздельно и оформляется отдельными протоколами.

После ознакомления обвиняемого (обвиняемых) со всеми материалами дела

дознаватель составляет обвинительное заключение.

Обвинительное заключение - это особый процессуальный акт, в котором

дознаватель подводит итоги проведенного им дознания. Оно состоит из

описательной и pезолютативной частей. В описательной части обвинительного

заключения излагаются фактические обстоятельства преступления в том виде,

как они установлены в ходе расследования, указывается, признал ли

обвиняемый себя виновным в совершении преступления и чем объяснил свои

действия, какие доводы привел в свою защиту, приводя доказательства

приводятся доказательства подтверждающие наличие преступления и виновность

обвиняемого, данные, характеризующие личность обвиняемого, а также

обстоятельства, отягчающие и смягчающие его ответственность. Обвинительное

заключение должно содержать ссылки на листы дела.

В резолютивной части обвинительного заключения приводятся сведения о

личности обвиняемого и излагается формулировка предъявленного ему обвинения

с указанием статьи уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за

данное пpеступление.

В обвинительном заключении не допускаются изменение обвинения на

более тяжкое, а также хотя и на менее тяжкое, но существенно отличающееся

по фактическим обстоятельствам по сравнению с тем, которое было предъявлено

в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого. Такие изменения

ухудшают положение обвиняемого и влекут за собой нарушение его прав на

защиту. Пpи необходимости изменить обвинение на более тяжкое или

существенно отличающихся по фактическим обстоятельствам от ранее

предъявленного выносится новое постановление о привлечении лица в качестве

обвиняемого, которое объявляется обвиняемому. После этого производится

допрос и все последующие процессуальные действия, предусмотренные УПК, по

новому обвинению.

Если же в ходе предварительного расследования предъявленное

обвинение в какой-то части не нашло подтверждения, дознаватель должен

вынести постановление о прекращении дела в этой части и объявить об этом

обвиняемому.

Обвинительное заключение подписывается дознавателем и утверждается

командиром части.

К обвинительному заключению прилагается:

- список лиц, подлежащих, по мнению дознавателя, вызову в судебное

заведение, с указанием их места жительства и листов дела, на которых

изложены их показания;

- справка о сроках производства дознания;

- справка об избранной мере пресечения с указанием времени ее

избрания;

- справка о приобщенных к делу вещественных доказательствах;

- справка о гражданском иске;

- справка о судебных издержках (суммах, выплаченных свидетелям,

потерпевшим, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым в возмещение

понесенных ими расходов по явке, а также израсходованных на хранение,

пересылку и исследование вещественных доказательств.

После утверждения обвинительного заключения орган дознания немедленно

направляет дело военному прокурору.

при наличии к тому оснований, указанных в уголовно-пpоцессуальном

кодексе, орган дознания прекращает уголовное дело.

Обязательно прекращается уголовное дело, если в ходе дознания будут

установлены обстоятельства, исключающие производство по нему.

УПК предоставляет право дознание прекращать с согласия военного

прокурора уголовные дела также в тех случаях, когда в процессе дознания

будет доказано, что вследствие изменения обстановки совершенное виновным

деяние или же лицо, его совершившее, перестали быть общественно опасными.

ОРГАН ДОЗНАНИЯ

Возбуждает уголовное дело и немедленно сообщает об этом военному прокурору

Дает дознавателю указания о порядке сроках производства дознания

Дознаватель

Выносит постановление о принятии дела к своему производству, копия которого

направляется военному прокурору

По правилам УПК республики принимает меры для установления обстоятельств,

подлежащих показыванию по уголовному делу, и для установления виновных

в совершении преступления

привлекает виновного в качестве обвиняемого

|Пpи наличии оснований, указанных |предъявляет обвинение и |

|в законе, прекращает уголовное дело;|допрашивает обвиняемого |

|после утверждения постановления | |

|органом дознания копия постановления| |

|направляется военному прокурору | |

Решает вопрос о применении меры пресечения

|Письменно уведомляет заинтересованных|

|лиц о прекращении уголовного дела |

Производит необходимые следственные действия по проверке показаний

обвиняемого в целях полного, всестороннего и объективного исследования всех

обстоятельств, имеющих значение для правильного решения дела

Знакомит обвиняемого со всеми материалами дела

Составляет обвинительное заключение; после его утверждения

органом дознания уголовное дело направляется военному прокурору

Пpи наличии оснований для замены уголовного наказания мерами

общественного воздействия органы дознания Вооpуженных Сил с согласия

военного прокурора могут прекратить дело в связи с передачей его в

товарищеский суд или в связи с передачей виновного на перевоспитание

армейской или флотской общественности. Для прекращения дела в связи с

передачей виновного на перевоспитание требуется, кроме того решение общего

собрания армейского или флотского коллектива подразделения (части) о взятии

на перевоспитание, поддержанное командованием.

органы дознания прекращают дело также при недосказанности участия

обвиняемого в совершении преступления, если исчерпаны все возможности для

собирания дополнительных доказательств, и направляют его военному прокурору

для принятия мер к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве

обвиняемого.

Пpи наличии нескольких оснований для прекращения дела, дело

прекращается по тому основанию, которое влечет за собой наиболее

благоприятные юридические последствия для лица, в отношении которого велось

дознание.

О прекращении уголовного дела выносится мотивированное постановление;

которое подписывает дознаватель и утверждает командир части. Копия такого

постановления напpвляется военному прокурору, который вправе своим

постановлением при наличии к тому оснований отменить постановление о

прекращении дела, возобновить производство

по делу и передать дело для дополнительного расследования органу дознания

или поручить его производство военному следователю.

О прекращении дела письменно уведомляется лицо, привлекавшееся в качестве

обвиняемого, потерпевший, а также лицо или учреждение, по заявлению

которого было возбуждено уголовное дело. Им разъясняется право на

обжалование этого постановления военному прокурору.

5 ВОПРОС: “ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА”

Организация и принципы работы органов военной прокуратуры.

Действуя в пределах своей компетенции, органы военной прокуратуры

способствуют своей деятельностью укреплению законности в Вооруженных Силах,

воспитанию военнослужащих в духе точного и неуклонного исполнения законов

РФ, военной присяги, военных уставов, приказов командиров и начальников.

Одним из главных условий успешного выполнения органами военной прокуратуры

возложенных на них задач является строгое осуществление прокурорского

надзора.

Согласно Конституции РФ высший надзор за точным исполнением законов всеми

министерствами и подведомственными им учреждениями, отдельными должностными

лицами, а также гражданами РФ осуществляет Генеральный Прокурор РФ. Эту

задачу Генеральный Прокурор выполняет как непосредственно, так и через

подчиненных ему прокуроров, в том числе и военных прокуроров.

Высший надзор за точным исполнением законов имеет своей задачей

укрепление в РФ законности и охрану от всяких нарушений общественного и

государственного строя; политических, трудовых, жилищных и других

охраняемых законом интересов граждан; прав и законных интересов учреждений,

предприятий, общественных организаций.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры обязаны следить

за правильным и единообразным применением законов и принимать меры к

устранению нарушений законов, от кого бы эти нарушения ни исходили.

Деятельность органов военной прокуратуры осуществляется в точном

соответствии с требованиями Конституции РФ, Положения о прокурорском

надзоре в РФ и других законов, относящихся к работе прокуратуры. Однако,

учетом специфических условий работы в войсках, компетенция и полномочия

военных прокуроров регламентируется специальным положением.

Положение о военной прокуратуре утверждено Указом Президиума

Верховного Совета СССР от 4 августа 1981 года. Оно устанавливает, что

высший надзор за исполнением законов в Вооруженных Силах РФ осуществляют в

пределах свей компетенции Генеральный Прокурор РФ, как подчиненные ему

военные прокуроры.

Генеральный Прокурор РФ, как непосредственно, так и через Главного

военного прокурора, руководит деятельностью военной прокуратуры.

Военная прокуратура осуществляет свои функции независимо от каких бы

то ни было местных органов, подчиняясь только генеральному Прокурору РФ.

При осуществлении надзора за точным исполнением законов военный прокурор

независим. Командование не вправе оказывать какое-либо давление на военных

прокуроров и следователей и вмешиваться в их оперативную деятельность.

Вместе с тем положение, учитывая особенности строительства

Вооруженных Сил, устанавливает, что военная прокуратура выполняет свои

функции по укреплению законности в тесном взаимодействии с командованием,

армейской и флотской общественностью, всемирно помогая командованию в

укреплении дисциплины и законности в войсках.

Вся деятельность военной прокуратуры тесно связана с задачами,

выполняемыми Вооруженными Силами. В связи с этим ее организация и

комплектование строятся с учетом особенностей, присущих армии и флоту, и

применительно к принципам организации и комплектования Вооруженных Сил.

В систему прокуратуры входят:

- военные прокуратуры армий, флотилий, соединений и гарнизонов

- военные прокуратуры видов Вооруженных Сил, округов (групп, войск),

флотов;

- Главная военная прокуратура.

В условиях мирного времени в основе организации органов военной

прокуратуры лежит гарнизонная система, поэтому основным звеном органов

военной прокуратуры является военная прокуратура гарнизона. Военные

прокуратуры гарнизонов, а также соединений ближе всего стоят к

подразделениям и выполняют основную работу по надзору за исполнением

законов в войсках. Кроме того, они расследуют уголовные дела о

преступлениях, совершенных военнослужащими частей, расположенных на

территории данного гарнизона.

Военные прокуратуры видов Вооруженных Сил, округов, групп, войск,

флотов руководят нижестоящими военными прокуратурами и контролируют их

деятельность. Кроме того, они осуществляют прокурорский надзор за точным

исполнением законов окружным и им соответствующими органами военного

управления. Указанными военными прокуратурами также принимаются к

производству уголовные дела о наиболее сложных с точки зрения расследования

преступлениях.

Деятельностью всех органов военной прокуратуры руководит Главная

военная прокуратура, возглавляемая Главным военным прокурором. Главная

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.