РУБРИКИ

Ядерные ракеты средней и межконтинентальной дальности

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Ядерные ракеты средней и межконтинентальной дальности

организаций. Все надеялись на успех. Однако, почти сразу после прохождения

команды на запуск двигательной установки в хвостовом отсеке одного из

боковых блоков возник пожар. Ракета взорвалась.

Намеченный на 11 июня 1957 года следующий запуск не

состоялся по причине неисправности двигателей центрального блока.

Специалистам под руководством ведущего конструктора Д. Козлова потребовался

месяц упорной и кропотливой работы, чтобы устранить причины выявленных

неполадок. И вот 12 июля ракета наконец взлетела. Казалось все идет хорошо,

но прошло всего несколько десятков секунд полета и ракета стала отклоняться

от заданной траектории. Чуть позже ее пришлось подорвать. Как потом удалось

выяснить, причиной послужило нарушение с 32 секунды управления ракетой по

каналам вращения и тангажа.

Первая серия испытаний показала наличие серьезных недостатков в

конструкции Р-7. При анализе данных телеметрии было установлено, что в

определенный момент при опорожнении баков горючего возникали колебания

давления в расходных магистралях, которые приводили к повышенным

динамическим нагрузкам и, в конечном счете, к разрушению конструкции

(американские конструкторы также столкнулись с этой проблемой).

Долгожданный успех пришел 21 августа 1957 года, когда стартовавшая в

тот день ракета полностью выполнила намеченный план полета. 27 августа в

советских газетах появилось сообщение ТАСС об успешном испытании в СССР

сверхдальней многоступенчатой ракеты. Это заявление, естественно, не

осталось без внимания и произвело должный эффект. 4 октября и 3 ноября

этого же года в Советском Союзе при помощи ракет Р-7 были запущены первые

ИСЗ. Эти события произвели колоссальный фурор в мире. Позже американский

президент Дж. Кеннеди признался: .

Не эти ли впечатления остановили Дж. Кеннеди от разрешения Карибского

кризиса силовым путем? Кто знает.

А тем временем испытатели межконтинентальной ракеты столкнулись с

новыми трудностями. Так как боевой блок поднимался на высоту нескольких

сотен километров, то ко времени обратного входа в плотные слои атмосферы он

разгонялся до огромных скоростей. Моноблок круглой формы, разработанный

ранее для БРСД, быстро сгорал. В конце концов разработчики боевого

оснащения справились с этой проблемой, но какой ценой. Как вспоминал

генерал-лейтенант А.С. Калашников (в период испытаний занимал должность

начальника управления на полигоне Байконур) летом 1960 года, когда Н.С.

Хрущев увидел первую ГЧ ракет Р-7 и модернизированную (вторая была в 4-5

раз меньше и более совершенна по конструкции), то очень разозлился и все

допытывался у Главкома РВСН маршала артиллерии М.И. Неделина, почему так

получилось, кто не доработал и по какой причине такая огромная первая

головная часть. Так как Неделин виновных не назвал, то глава государства

решил, что виноват С. Королев и когда Сергей Павлович докладывал о своих

новых МБР Р-9 и РТ-1, выставленных на специальной площадке, Хрущев выслушал

его молча. Окружающие даже не смогли понять, разрабатывать эти ракеты

дальше или нет. Естественно, что большая масса ГЧ существенно уменьшила

дальность полета.

На повестку дня встал вопрос о создании модифицированной ракеты с

улучшенными тактико-техническими характеристиками. 12 июля 1958 года было

выдано задание на разработку более совершенной ракеты - Р-7А. Одновременно

велась доводка . 20 января 1960 года ее приняли на вооружение

только что созданного вида Вооруженных Сил - Ракетных войск стратегического

назначения.

Двухступенчатая ракета Р-7 выполнена по схеме. Ее первая

ступень представляла собой четыре боковых блока, каждый длиной 19 м и

наибольшим диаметром 3 м, расположенных симметрично вокруг центрального

блока (вторая ступень ракеты) и соединенных с ним верхним и нижним поясами

силовых связей. Конструкция всех блоков одинакова и включала опорный конус,

топливные баки, силовое кольцо, хвостовой отсек и двигательную установку.

На каждом блоке первой ступени устанавливались ЖРД РД-107 конструкции ГДЛ-

ОКБ, руководимого академиком В. Глушко, с насосной подачей компонентов

топлива. Он был выполнен по открытой схеме и имел шесть камер сгорания. Две

из них использовались как рулевые. ЖРД развивал тягу 78 т у земли.

Центральный блок ракеты состоял из приборного отсека, баков для

окислителя и горючего, силового кольца, хвостового отсека, маршевого

двигателя и четырех рулевых агрегатов. На второй ступени устанавливался ЖРД

РД-108, аналогичный по конструкции с РД-107, но отличавшийся, в основном,

большим числом рулевых камер. Он развивал тягу у земли до 71 т и работал

дольше, чем ЖРД боковых блоков.

Для всех двигателей использовалось двухкомпонентное топливо:

окислитель - переохлажденный жидкий кислород, горючее - керосин Т-1. Для

обеспечения работы автоматики ракетных двигателей, применялись перекись

водорода и жидкий азот. Чтобы достичь заданной дальности полета

конструкторы установили автоматическую системы регулирования режимов работы

двигателей и систему одновременного опорожнения баков (СОБ), что позволило

сократить гарантированный запас топлива. Конструктивно-компоновочная схема

Р-7 обеспечивала запуск всех двигателей при старте на земле с помощью

специальных пирозажигательных устройств, установленных в каждую из 32 камер

сгорания.

Маршевые ЖРД ракеты имели высокие энергетические и массовые

характеристики, а также высокую надежность. Для своего времени они были

выдающимся достижением в области ракетного двигателестроения.

Р-7 оснащалась комбинированной системой управления. Ее автономная

подсистема обеспечивала угловую стабилизацию и стабилизацию центра масс на

активном участке траектории. Радиотехническая подсистема осуществляла

коррекцию бокового движения центра масс в конце активного участка

траектории и выдачу команды на выключение двигателей, что повышало точность

стрельбы. Исполнительными органами системы управления являлись поворотные

камеры рулевых двигателей и воздушные рули. Для реализации алгоритмов

радиокоррекции были построены два пункта управления (основной и

зеркальный), удаленных на 276 км от стартовой позиции и на 552 км друг от

друга.

Ракета несла моноблочную термоядерную головную часть мощностью 3 Мт.

Она крепилась к приборному отсеку центрального блока с помощью трех

пирозамков. Характеристики ГЧ позволяли поразить крупную площадную цель,

посредством как воздушного, так и наземного ядерного взрыва.

Для базирования этих ракет, в 1958 году, было принято решение о

строительстве боевой стартовой станции (объект ) в районе г.

Плесецк. 1 января 1960 года она была готова, а 16 июля впервые в

Вооруженных Силах самостоятельно провела два учебно-боевых пуска со

стартовой позиции. Перед стартом ракету доставляли с технической позиции на

железнодорожном транспортно-установочном лафете и устанавливали на

массивное пусковое устройство. Весь процесс предстартовой подготовки длился

более двух часов.

Ракетный комплекс получился громоздким, уязвимым и очень дорогим и

сложным в эксплуатации. К тому же в заправленном состоянии ракета могла

находиться не более 30 суток. Для создания и пополнения необходимого запаса

кислорода для развернутых ракет нужен был целый завод. Комплекс имел низкую

боевую готовность. Недостаточной была и точность стрельбы. БРК данного типа

не годился для массового развертывания. Всего было построено четыре

стартовых сооружения.

12 сентября 1960 года на вооружение принимается МБР Р-7А. Она имела

несколько большую по размерам вторую ступень, что позволило увеличить на

500 км дальность стрельбы, новую головную часть и упрощенную систему

радиоуправления. Но добиться заметного улучшения боевых и эксплуатационных

характеристик не удалось. Очень быстро стало ясно, что Р-7 и ее модификация

не могут быть поставлены на боевое дежурство в массовом количестве. Так все

и случилось. К моменту возникновения Карибского кризиса РВСН располагали

несколькими десятками таких ракет. К концу 1968 года обе эти ракеты сняли с

вооружения. Но еще раньше МБР Р-7А стала широко использоваться для запуска

космических аппаратов. В истории развития советской космонавтики эта ракета

сыграла выдающуюся роль.

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-16.

13 мая 1959 года специальным совместным постановлением ЦК КПСС и

Правительства конструкторскому бюро академика М.К. Янгеля поручили

разработать межконтинентальную ракету на высококипящих компонентах топлива.

В последствии она получила обозначение Р-16. Для разработки двигателей и

систем ракеты, а также наземной и шахтной стартовых позиций были привлечены

конструкторские коллективы, возглавляемые В.П. Глушко, В.И. Кузнецовым, Б.М

Коноплевым и др. Необходимость разработки этой ракеты определялась низкими

тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой советской

МБР Р-7. Первоначально Р-16 предполагалось запускать только с наземных

пусковых установок. На ее проектирование и проведение летно-конструкторских

испытаний отводились крайне сжатые сроки. Чтобы уложиться в них,

конструкторские коллективы пошли по пути широкого использования наработок

по ракетам Р-12 и Р-14.

При подготовке к первому пуску на полигоне Байконур 24 октября 1960

года из-за прохождения преждевременной команды от токораспределителя

произошел запуск двигательной установки второй ступени, что привело к

взрыву. В результате погибли находившиеся на стартовой позиции большая

часть боевого расчета, председатель государственной комиссии главком РВСН

М.И. Неделин и ряд конструкторов и руководящих работников от министерств.

Второй пуск Р-16 состоялся 2 февраля 1961 года. Несмотря на то, что

ракета упала на трассе полета из-за потери устойчивости, разработчики

убедились в жизнеспособности принятой схемы. Напряженная работа позволила

закончить летные испытания ракеты, запускаемой с наземной пусковой

установки, к концу 1961 года. 1 ноября три первых ракетных полка в г.

Нижний Тагил и п. Юрья были подготовлены к заступлению на боевое дежурство.

Начиная с мая 1960 года, проводились опытно-конструкторские работы,

связанные с реализацией пуска модифицированной ракеты Р-16У из шахтной

пусковой установки. В январе 1962 года на полигоне Байконур был проведен

первый пуск ракеты из ШПУ. 5 февраля 1963 года началась постановка на

боевое дежурство первого ракетного полка (г. Нижний Тагил), вооруженного

БРК с этими МБР, а 15 июля этого же года этот комплекс был принят на

вооружение РВСН.

Ракета Р-16 была выполнена по схеме с последовательным

разделением ступеней. Первая ступень состояла из переходника, к которому

посредством четырех разрывных болтов крепилась вторая ступень, бака

окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека с силовым

кольцом. Топливные баки несущей конструкции. Для обеспечения устойчивого

режима работы ЖРД все баки имели наддув. При этом бак окислителя наддувался

в полете встречным потоком воздуха, а бак горючего - сжатым воздухом из

шаровых баллонов, размещенных в приборном отсеке.

Двигательная установка состояла из маршевого и рулевого двигателей,

укрепленных на одной раме. Маршевый двигатель был собран из трех одинаковых

двухкамерных блоков и имел суммарную тягу на земле 227 т. Рулевой двигатель

имел четыре поворотные камеры сгорания и развивал тягу на земле 29 т.

Система подачи топлива во всех двигателях - турбонасосная с питанием турбин

продуктами сгорания основного топлива.

Вторая ступень, служившая для разгона ракеты до скорости,

соответствовавшей заданной дальности полета, имела аналогичную конструкцию,

но была выполнена короче и в меньшем диаметре. Ее ДУ во многом была

заимствована от первой ступени, что удешевляло производство, но в качестве

маршевого двигателя устанавливался только один блок. Он развивал тягу в

пустоте 90 т. Рулевой двигатель отличался от аналогичного двигателя первой

ступени меньшими размерами и тягой (5 т). Все ракетные двигатели работали

на самовоспламеняющихся при контакте компонентах топлива: окислителе АК-27И

и горючем - несимметричном диметилгидразине (НДМГ).

Р-16 имела защищенную автономную инерциальную систему управления. Она

включала автоматы угловой стабилизации, стабилизации центра масс, систему

регулирования кажущейся скорости, систему одновременного опорожнения баков,

автомат управления дальностью. В качестве чувствительного элемента СУ

впервые на советских межконтинентальных ракетах была применена

гиростабилизированная платформа на шарикоподшипниковом подвесе. Приборы

системы управления располагались в приборных отсеках на первой и второй

ступенях. КВО при стрельбе на максимальную дальность 12000 км составило

около 2700 м. При подготовке к старту ракета устанавливалась на пусковое

устройство так, чтобы плоскость стабилизации находилась в плоскости

стрельбы.

МБР Р-16У конструктивно почти не отличалась от Р-16. Для обеспечения

старта из ШПУ была изменена автоматика работы двигательной установки первой

ступени. На корпусе ракеты были сделаны площадки для установки бугелей,

фиксирующих ее положение в направляющих шахтной пусковой установки. Баки

горючего стали наддуваться азотом.

МБР Р-16 оснащалась отделяемой моноблочной головной частью двух типов,

отличавшихся мощностью термоядерного заряда (порядка 3 Мт и 6 Мт). ГЧ

конической формы с полусферической вершиной крепилась к корпусу второй

ступени с помощью трех разрывных болтов. Ее отделение осуществлялось за

счет торможения второй ступени при срабатывании тормозных пороховых

ракетных двигателей. От мощности головной части зависела максимальная

дальность полета, колебавшаяся в пределах от 11000 до 13000 км.

МБР Р-16 стала базовой ракетой для создания группировки

межконтинентальных ракет РВСН. Наземный стартовый комплекс включал боевую

позицию с двумя пусковыми устройствами, одним общим командным пунктом и

хранилищем ракетного топлива. Пуск ракеты осуществлялся после ее установки

на пусковой стол, заправки компонентами ракетного топлива и сжатыми газами,

проведения операций по прицеливанию. Все эти операции занимали довольно

много времени. Чтобы его сократить были введены четыре степени технической

готовности, характеризовавшиеся определенным временем до возможного старта,

которое было необходимо затратить для выполнения ряда операций по

предстартовой подготовке и запуску ракеты. В высшей степени готовности МБР

Р-16 могла стартовать через 30 минут.

Р-16У была развернута в гораздо меньших количествах, так как на

строительство шахтных комплексов требовалось больше времени, чем для ввода

в строй РК с наземными ПУ. На каждой стартовой позиции располагались три

ШПУ, размещенные в линию на расстоянии десятков метров друг от друга,

подземный командный пункт, хранилища компонентов топлива, а также другие

сооружения. В отличии от других БРК с шахтными пусковыми установками ШПУ Р-

16У обеспечивала движение ракеты по направляющим. Ракета размещалась внутри

на специальном поворотном устройстве с пристыкованными коммуникациями

системы заправки. Для БРК с МБР Р-16У устанавливалось три степени боевой

готовности.

Как и все ракеты первого поколения эти МБР не могли долго находиться в

заправленном состоянии. В постоянной готовности они хранились в укрытиях

или шахтах с пустыми баками и требовалось значительное время для приведения

их в готовность к пуску. По времени приведения в боевую готовность

советские МБР уступали американским ракетам и на много. Низкая живучесть

советских ракетных комплексов практически исключала возможность нанесения

ответного удара. К тому же уже в 1964 году стало ясно, что эта ракета

морально устарела.

Для своего времени Р-16 была вполне надежной и достаточно совершенной

ракетой. До 1965 года было развернуто 186 пусковых установок для Р-16 и Р-

16У. На вооружении МБР этого типа состояли до середины 70-х годов.

Последние ракеты наземных пусковых установок ликвидировали в 1977 году.

Старт одной из них в июне 1966 года наблюдал на полигоне Байконур президент

Франции Ш. де Голль, находившийся в СССР с официальном визитом.

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-9А.

С появлением у американцев ракетной системы руководство

Советского Союза явственно осознало уязвимость и техническое отставание

своих МКР. В этих условиях решено было ускорить принятие на вооружение МБР

Р-9А. Постановлением СМ СССР от 31 мая 1959 года ОКБ-1 С.П. Королева

поручалось создать межконтинентальную ракету, пригодную для массового

развертывания в частях, а главное, которая должна была иметь тактико-

технические характеристики намного лучше, чем Р-7.

Р-9А стала последней боевой ракетой, разработанной под

непосредственным руководством С.П. Королева. Летом 1960 года на полигоне

Байконур был проведен показ ракетной техники для руководства страны.

Присутствовал и Н.С. Хрущев. Сергей Павлович представлял две свои ракеты

жидкостную Р-9 и твердотопливную РТ-1. Хрущев молча выслушал доклад

Королева и своего мнения не высказал. Присутствующим конструкторам,

руководителям промышленности и Ракетных войск ясности относительно

дальнейшей судьбы этих ракет реакция Никиты Сергеевича не прибавила. И

только по настоянию военных разработка Р-9 была продолжена.

Начало летно-конструкторских испытаний Р-9 (на первом пуске 9 апреля

1961 года присутствовал Королев) успешным не назовешь. В первое время

сказывалась недоведенность маршевого жидкостного ракетного двигателя (ЖРД)

первой ступени, работавшего на кислородно-керосиновом топливе. Его

поставили на ракету под сильным давлением академика В.П. Глушко. Только в

1961 году, при запусках экспериментальных ракет, в результате возникавших

высокочастотных разрушений двигателей, были выведены из строя три стартовых

комплекса. Следует отметить, что альтернатива была, так как в ОКБ А. Исаева

и Н. Кузнецова разрабатывали двигатели для первой ступени этой ракеты. Но

Глушко использовал свои связи в верхах и добился выгодного для себя

решения. В конце концов неполадки в двигательной установке первой ступени

устранили, но, как потом выяснилось, не в полной мере. Ее надежность

оставалась не на должном уровне, что подтвердилось при эксплуатации в

войсках. Так при проведении учебно-боевого пуска одним из ракетных полков

произошел взрыв ракеты.

Испытания затянулись. Так как ракетные комплексы с наземными стартами

к этому времени уже считались морально устаревшими и не отвечали

предъявляемым к ним требованиям по степени защищенности и боеготовности,

решено было доработать ракету для шахтной пусковой установки (ШПУ), создать

которую еще предстояло. Конструкторам требовалось повысить надежность

ракеты и, главное, решить проблему от которой зависела сама возможность

нахождения на боевом дежурстве. Речь шла о способах длительного

хранения больших количеств жидкого кислорода для заправки баков ракет. В

результате была создана система, обеспечивавшая потери кислорода не более 2-

3 % в год.

Летные испытания завершились в только феврале 1964 года, а 21 июля

1965 года на вооружение РВСН был принят ракетный комплекс с шахтными и

наземными пусковыми установками и ракетой Р-9А. 14 и 15 декабря 1964 года

началась постановка на боевое дежурство первых четырех ракетных полков с

наземными стартами (по два в г. Козельске и г. Плесецке), а 26 декабря -

первого ракетного полка с ШПУ в Козельске.

Двухступенчатая ракета Р-9А выполнена по схеме с

последовательным делением ступеней. Конструктивной особенностью ракеты

можно считать малую длину второй ступени. Первая ступень состояла из

открытой решетчатой фермы, бака окислителя, приборного отсека, бака

горючего и хвостового отсека. Топливные баки выполнялись по несущей

конструкции.

Корпус второй ступени состоял из конической и цилиндрической частей.

Коническую часть корпуса составляли переходник, бак горючего и бак

окислителя с межбаковой обечайкой. Цилиндрическая часть образовывала

хвостовой отсек, внутри которого размещался маршевый двигатель второй

ступени. Бак горючего был выполнен по несущей схеме, а бак окислителя - в

форме сферы.

На первой ступени стоял четырехкамерный маршевый ЖРД РД-111 с

качающимися камерами сгорания, развивавший тягу 141 т. На второй ступени

установили четырехкамерный ЖРД РД-461 конструкции С. Косберга. Он обладал

рекордным по тому времени удельным импульсом тяги среди кислородно-

керосиновых двигателей и развивал тягу в пустоте 31 т. Наддув баков в

полете и работа приводов турбонасосных агрегатов обеспечивалась с помощью

продуктов сгорания основных компонентов топлива, что позволило упростить

конструкцию двигателей и уменьшить их массу.

отличалась сравнительно коротким участком работы

двигательной установки первой ступени, вследствие чего разделение ступеней

происходило на высоте, где влияние скоростного напора на ракету еще

значительно. На ракете был реализован горячий способ разделения ступеней,

при котором двигатель второй ступени запускался в конце этапа работы

маршевого ЖРД первой ступени. При этом горячие газы истекали через

ферменную конструкцию переходника. Из-за того, что в момент разделения ЖРД

второй ступени работал только на 50 % номинальной тяги и короткая вторая

ступень была аэродинамически неустойчива, рулевые сопла не могли справиться

с возмущающими моментами. Для устранения этого недостатка конструкторы

установили аэродинамические щитки на поверхности сбрасываемого обтекателя

хвостового отсека второй ступени.

С появлением систем засечки пусков МБР у США, короткий участок работы

первой ступени стал достоинством , так как стартующие ракеты

засекались по мощному факелу от работающих маршевых двигателей.

На ракете устанавливалась комбинированная система управления, имевшая

инерциальную систему и канал радиокоррекции. Ее приборы были в

обечайку межбакового отсека. Круговое вероятное отклонение точки падения

головной части от точки прицеливания при стрельбе на дальности свыше 12000

км составляло 1,6 км. Со временем от радиотехнической подсистемы

отказались, оставив только инерциальную подсистему. Система управления

позволяла обеспечить дистанционный контроль параметров ракеты.

Для МБР Р-9А были разработаны два варианта моноблочных головных

частей. Первая мощностью 4 Мт могла быть доставлена на дальность свыше

13500 км. Вторая мощностью до 6 Мт - на дальность 12500 км. ГЧ крепилась к

переходнику второй ступени с помощью двух пирозамков. Ее отделение

осуществлялось пневмотолкателем после выключения маршевого ЖРД второй

ступени.

В результате применения ряда прогрессивных технических решений, ракета

получилась компактной, что было важно при размещении ее в ШПУ. Для быстрой

заправки баков окислителя (бак горючего заправлялся после установки ракеты

в шахту) была разработана система скоростной заправки. Техническая

готовность Р-9А составляла 10 минут. На одной стартовой позиции

оборудовалось две шахтные пусковые установки, подземный командный пункт с

системами управления ракетами, пункт радиоуправления и технологическое

оборудование, необходимое для поддержания запаса жидкого кислорода. Старт

ракет можно было осуществить только последовательно, так как

радиотехническая система обеспечивала наведение только одной ракеты.

Подготовка и проведение пуска ракеты Р-9А протекали автоматически, с

дистанционным контролем каждой команды.

Несмотря на ряд достоинств, к моменту постановки первого ракетного

полка на боевое дежурство, уже не в полной мере удовлетворяла

комплексу требований к боевым стратегическим ракетам. Это и не удивительно,

так как она относилась к МБР первого поколения. Превосходя по боевым,

техническим и эксплуатационным характеристикам американские и

, которые к этому времени уже снимались с вооружения, и советские

Р-7А и Р-16У она уступала новейшим по показателям живучести,

точности стрельбы и времени подготовки к пуску. Последний критерий стал

одним из определяющих для МБР. К тому же ракетные комплексы с Р-9А

оказались достаточно дорогими в эксплуатации, что не могло сказаться на

масштабах их развертывания (всего на боевое дежурство было поставлено 26

единиц). Р-9А стала последней боевой ракетой в группировке РВСН на

кислородно-керосиновом топливе. Она состояла на вооружении до середины 70-х

годов.

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-36.

МБР второго поколения Р-36, поступившая на вооружение РВСН в середине

60-х годов, стала родоначальницей советских тяжелых ракет и постоянной

головной боли американских стратегов. Постановлением Правительства

Советского Союза от 12 мая 1962 года конструкторскому бюро академика М.К.

Янгеля поручалось создать ракету класса, способную поднять

сверхмощный термоядерный заряд. Она предназначалась для поражения важнейших

стратегических объектов противника, защищенных мощной системой ПРО. В

техническом задании предусматривалось разработка ракеты в двух вариантах: с

наземным (от него быстро Во время парада отказались) и с шахтным стартами.

Ракета разрабатывалась с двумя типами системы управления: комбинированной с

каналом радиокоррекции и чисто инерциальной. При проектировании широко

использовались отработанные на ракете Р-16 конструктивные решения и

технологии.

При разработке стартового комплекса особое внимание уделялось

упрощению стартовых позиций при одновременном повышении их надежности,

исключения из пускового цикла процесса заправки ракеты компонентами и ряду

других факторов. Это существенно повышало боевую готовность комплекса.

Испытания проводились на полигоне Байконур. 28 сентября 1963 года

состоялся первый пуск, который завершился неудачно. В ходе первой серии

испытаний разработчиков преследовал ряд неудач. Но тем не менее

руководитель и члены государственной комиссии признали эту ракету

перспективной и в конечном успехе не сомневались. Постепенно

конструкторскому коллективу удалось устранить все недостатки. Одновременно

велась подготовка к серийному производству ракет, строились стартовые

позиции, что, в конечном счете, позволило быстро развернуть новый БРК в

войсках.

В конце мая 1966 года весь цикл испытаний был завершен, а 21 июля 1967

ракетный комплекс с МБР Р-36 был принят на вооружение РВСН. 5 ноября 1966

года в г. Ужуре началась постановка на боевое дежурство первого ракетного

полка с ракетами этого типа.

Двухступенчатая Р-36 выполнена по схеме с последовательным

разделением ступеней. Первая ступень обеспечивала разгон ракеты. Она

состояла из переходника, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего

и хвостового отсека. Ее двигательная установка состояла из шестикамерного

маршевого и четырехкамерного рулевого жидкостных ракетных двигателей.

Маршевый ЖРД собирался из трех одинаковых двухкамерных блоков и имел тягу

на земле 274 т. Рулевой двигатель имел поворотные камеры сгорания. В

хвостовом отсеке устанавливались четыре тормозных пороховых ракетных

двигателя, срабатывавших при отделении второй ступени.

Вторая ступень обеспечивала разгон до скорости, соответствующей

заданной дальности стрельбы. Она состояла из приборного, топливного и

хвостового отсеков. Топливные баки имели совмещенное днище и выполнялись по

несущей схеме. Двигательная установка состояла из двухкамерного маршевого и

четырехкамерного жидкостных ракетных двигателей. Они имели высокую степень

унификации с двигателями первой ступени. Для питания всех ЖРД

использовалось двухкомпонентное самовоспламеняющееся топливо: окислитель -

азотный тетраксид (АТ), горючее - НДМГ. Наддув всех баков в полете

осуществлялся продуктами сгорания основных компонентов топлива. На каждой

ступени, для уменьшения гарантийных запасов топлива, устанавливалась своя

система одновременного опорожнения баков.

Еще в ходе летных испытаний от комбинированной системы управления

отказались. Инерциальная СУ вполне обеспечивала заданную точность стрельбы.

Это позволило значительно снизить затраты на развертывание БРК. Элементы

системы управления размещались в приборных отсеках на первой и второй

ступенях.

Р-36 могла оснащаться двумя типами головных частей: моноблочной

термоядерной головной частью с одним из двух возможных зарядов мощностью 18

Мт или 25 Мт и разделяющейся типа с простым разбросом боевых блоков.

Сочетание мощного заряда с довольно высокой точностью попадания (КВО -1300

м) и надежным комплексом средств преодоления системы ПРО гарантировало

выполнение боевой задачи.

Пуск ракеты проводился автоматически из ШПУ типа после получения

пусковой команды с командного пункта. Ракета хранилась в заправленном

состоянии в течение нескольких лет. В верхней части стартового сооружения

размещались источники электроснабжения, аппаратура технологических и

технических систем, обеспечивавшая дистанционные контроль технического

состояния систем ракеты и проведение операций по подготовке к пуску и пуск

ракеты. Время подготовки и проведение дистанционного пуска МБР Р-36

составляло 5 минут.

БРК с шестью пусковыми установками МБР Р-36 обладал уникальными

боевыми возможностями и значительно превосходил американский РК

аналогичного назначения с ракетой , прежде всего по мощности

термоядерного заряда, точности стрельбы и защищенности. Его появление

произвело большое впечатление на зарубежных специалистов.

Кроме Р-36 в конце 60-х на боевое дежурство в ограниченном количестве

была поставлена ее модификация Р-36орб, отличавшаяся способом наведения

головной части на выбранную цель. Всего до 1972 года включительно было

развернуто 288 ШПУ для ракет этого типа. Р-36 стояла на боевом дежурстве до

конца семидесятых годов, после чего была заменена на более совершенную

ракету.

Межконтинентальная баллистическая ракета УР-100.

Первой поступившей на оснащение РВСН МБР второго поколения стала

ракета УР-100, разработанная под руководством академика В.Н. Челомея.

Задание на разработку ампулизированной ракеты, пригодной для

крупносерийной постройки, было выдано постановлением Правительства от 30

марта 1963 года. Кроме головного ОКБ-52 привлекалось значительное число

смежных организаций, что позволило отработать все системы создаваемого

ракетного комплекса в короткие сроки. Весной 1965 года на полигоне Байконур

начались летные испытания ракеты. 19 апреля состоялся пуск с наземной

пусковой установки, а 17 июля - первый пуск из шахты. Первая серия

испытаний показала недоведенность двигательной установки и системы

управления. Однако устранение этих недостатков много времени не заняло. 27

октября 1966 года всю программу испытаний удалось успешно завершить. 24

ноября этого же года БРК с ракетой УР-100 был принят на вооружение РВСН. В

этот день три первых ракетных полка были развернуты в Красноярске, Бершети

и Дровяной.

УР-100 была выполнена по схеме с последовательным разделением

ступеней и плотной компоновкой отсеков. Ракета конструктивно состояла из

первой и второй ступеней и головной части. Разделение ступеней ракеты

осуществлялось с помощью пороховых ракетных двигателей, установленных на

хвостовом отсеке первой ступени.

Первая ступень включала в себя корпус, маршевую двигательную

установку, пневмогидравлическую систему, систему опорожнения баков и

приборы системы управления. Корпус был выполнен по несущей схеме и состоял

из трех отсеков: хвостового, топливного и переднего. Топливный отсек

представлял собой неразъемный блок, состоящий из бака окислителя и бака

горючего, которые разделялись общим совмещенным двойным днищем.

Двигательная установка первой ступени, размещенная в хвостовом отсеке,

состояла из четырех маршевых ЖРД с поворотными камерами сгорания,

выполненных по замкнутой схеме с дожиганием генераторного газа в камерах

сгорания. Двигатели имели высокий удельный импульс тяги, что позволило

ограничить время работы первой ступени. Их суммарная тяга на земле

составила 74 т. Для управления полетом ракеты каждый двигатель отклонялся в

одной плоскости гидравлическим рулевым приводом.

Вторая ступень по конструкции аналогична первой, но меньших размеров.

Ее корпус состоял из хвостового, топливного и приборного отсеков. На ней

устанавливали маршевый однокамерный ЖРД и четырехкамерный рулевой ракетный

двигатель. Они развивали тягу в пустоте 13,4 т и 1,5 т соответственно. В

качестве компонентов топлива применялись самовоспламеняющиеся при взаимном

контакте азотный тетроксид и несимметричный диметилгидразин.

Все топливные баки имели наддув. Перед стартом они наддувались сжатым

азотом и воздухом из баллонов, установленных в шахтной пусковой установке,

а в полете - продуктами газогенерации.

На ракете устанавливалась автономная инерциальная система управления,

обеспечивавшая управление полетом на активном участке траектории в

соответствии с заранее рассчитанной программой полета, а также обеспечивала

автоматизированную подготовку пуска и пуск ракеты, дистанционный

непрерывный и периодический контроль состояния ракеты с пункта управления

боевым ракетным комплексом. В ее состав входили устройства установленные

как в приборном отсеке, так и размещенные на пусковой установке. КВО при

стрельбе составило 1400 м.

В качестве боевого оснащения использовалась моноблочная головная часть

с термоядерным зарядом мощностью 1 Мт. Большим достоинством было то, что

ракета ампулизировалась (изолировалась от внешней среды) в специальном

транспортно-пусковом контейнере, в котором она транспортировалась,

хранилась в шахтной пусковой установке в течение всего срока эксплуатации в

постоянной готовности к пуску и из которого она стартовала. Применение

мембранных клапанов, отделявших топливные баки с агрессивными компонентами

от ракетных двигателей, позволило держать ракету постоянно заправленной в

течение многих лет.

Контроль технического состояния ракет одного боевого ракетного

комплекса, а также предстартовая подготовка и пуск проводились дистанционно

по командам с командного пункта полка. Все его 10 ШПУ былиразнесены на

дальность, обеспечивавшую непоражение одним ядерным зарядом противника двух

соседних стартовых позиций (так называемые - ). Для

своего времени БРК с МБР УР-100 был лучшим по своим боевым и

эксплуатационным характеристикам в своем классе жидкостных ракет и что

самое главное - пригодным для массового развертывания. К концу 1971 года

было поставлено на боевое дежурство 940 ШПУ с ракетами этого типа.

Однако успехи в области создания систем управления позволили

модернизировать ракету. 23 июля 1969 на полигоне Байконур начались летные

испытания МБР УР-100М УТТХ, имевшей более совершенную систему управления с

расширенными возможностями по переприцеливанию ракеты, новую облегченную

головную часть с повышенной надежностью и комплекс средств преодоления

систем ПРО. Были модернизированы ряд систем ракетного комплекса, что

улучшило эксплуатационные характеристики. С марта 1970 года эти ракеты

стали поступать в строевые части.

В 1971 году на вооружение принимается новая модификация ракеты,

получившая обозначение УР-100К. Она превосходила своих предшественниц по

точности стрельбы, надежности и эксплуатационным характеристикам. Были

доработаны двигательные установки обеих ступеней. Повышен ресурс работы

ЖРД, а также их надежность. Длина топливного отсека первой ступени

увеличилась. Масса полезной нагрузки возросла на 60 %.

Система управления на этой ракете позволяла дистанционно выбрать с

командного пункта полетное задание для стрельбы и ввести данные в бортовые

устройства. За счет применения режима форсированного разгона гироблоков

удалось сократить время технической готовности ракеты к пуску.

Для начала 70-х годов УР-100К имела высокие боевые характеристики. Она

могла нести или моноблочную головную часть термоядерным

зарядом. Дальность полета составила 12000 км (больше чем у ), а

КВО - 1100 м. Высокая надежность предопределила долгий срок эксплуатации

этого БРК. Последние ракеты этого типа были сняты с боевого дежурства в

конце 1994 года. 16 июня 1971 года с Байконура в первый полет стартовала

последняя ракета из этого семейства, получившая обозначение УР-100У. Она

была оснащена головной частью с тремя боевыми блоками рассеивающегося типа.

Каждый блок содержал ядерный заряд мощностью 350 кт. Дальность полета хотя

и сократилась до 10500 км, но теперь ракета могла эффективно поражать

крупные площадные цели. В конце 1973 года первый ракетный полк с этими

ракетами заступил на боевое дежурство. После появления ракет с РГЧ типа

УР-100У уступили им свое место.

В середине 70-х годов был проведен комплекс работ по повышению

защищенности шахтных пусковых установок и ракет установленных в них.

Модернизации подвергся и транспортно-пусковой контейнер. Его конструкция

стала более рациональной и удобной, что позволило облегчить обслуживание

ракеты и сократить в три раза время регламентных работ. Улучшилась система

внутренней амортизации. Установка новой аппаратуры контроля дала

возможность полностью автоматизировать цикл проверок технического состояния

ракет и систем пусковых установок. В результате выполнения всех работ

защищенность сооружений ракетного комплекса повысилась на порядок.

Следует отметить, что при последовательной модернизации ракет и

комплекса в целом широко использовались ранее разработанные и установленные

конструкции, агрегаты системы и узлы. Это позволило добиться значительной

экономии финансовых и материальных ресурсов государств.

Межконтинентальная баллистическая ракета РТ-2.

Последней из советских ракет второго поколения, поступившей на

вооружение, стала первая боевая твердотопливная МБР РТ-2. Еще задолго до

этого, в 1959 году, в конструкторском бюро С.П. Королева началась

разработка экспериментальной ракеты РТ-1 с двигателями на твердом топливе.

По поводу ее создания развернулась дискуссия между сторонниками и

противниками этого проекта. В то время советская технология создания

больших смесевых топливных зарядов только зарождалась и, естественно, были

сомнения в конечном успехе. Слишком все было ново. К тому же было ясно, что

эта ракета не сможет нести тяжелую головную часть. Решение на создание

твердотопливной МБР все же было приняли. Не последнюю роль в этом сыграли

известия из США о начале испытаний ракет . 4 апреля 1961 года

вышло в свет постановление Правительства, в котором КБ Королева назначалось

головным по созданию принципиально нового БРК стационарного типа с

межконтинентальной ракетой на твердом топливе, оснащенной моноблочной

головной частью. Для испытаний ракет и реализации ряда других программ 2

января 1963 года, на базе объекта , создается новый испытательный

полигон Плесецк.

В процессе создания ракетного комплекса пришлось решать сложные научно-

технические и производственные проблемы. Так были разработаны смесевые

твердые топлива, крупногабаритные заряды для двигателей, освоена уникальная

технология их промышленного изготовления. Создана принципиально новая

система управления. Был разработан новый тип пусковой установки,

обеспечивавший старт ракеты при помощи маршевого двигателя из глухого

пускового стакана.

Первый пуск ракеты РТ-2 состоялся 4 ноября 1966 года. Испытания

проводились на полигоне Плесецк. На выполнение всей программы испытаний

потребовалось два года. 18 декабря 1968 года ракетный комплекс с этой

ракетой был принят на вооружение РВСН. Первый ракетный полк (г. Йошкар-Ола)

приступил к несению боевого дежурства 8 декабря 1971 года. Надо сказать,

что на то время это был уникальный комплекс по своим эксплутационным и

эргономическим характеристикам.

Ракета РТ-2 имела три маршевые ступени. Для их стыковки между собой

применили соединительные отсеки ферменной конструкции, позволявшие свободно

выходить газам от работающих двигателей при разделении ступеней.

Между третьей ступенью ракеты и головной частью располагались приборный

отсек и переходник, предназначенный для крепления ГЧ. Все РДТТ были

выполнены в разных диаметрах. Сделано это было для достижения заданной

дальности полета. Все сопловые блоки ракетных двигателей имели по четыре

разрезных управляющих сопел.

Маршевые двигательные установки РДТТ первой и второй имели одинаковую

конструктивную схему и состояли из стальных цилиндрических корпусов с

эллиптическими задними и передними днищами. На передних днищах размещались

воспламенители зарядов твердого топлива. Заряды РДТТ зготовлялись из

смесевого топлива на основе бутилкаучука и перхлората аммония с добавлением

порошкообразного алюминия. Сопловые блоки, рулевые приводы и часть приборов

системы управления размещались в хвостовых отсеках ступеней, имевших форму

усеченного конуса. Для повышения устойчивости ракеты на начальном этапе

полета, на хвостовом отсеке первой ступени устанавливались четыре

решетчатых стабилизатора.

Третья ступень по компоновочной схеме была аналогична первым двум, но

имела отличия в конструкции корпуса и заряда РДТТ, хвостового отсека. Кроме

того двигатель этой ступени имел устройства отсечки тяги.

На ракете устанавливалась инерциальная система управления,

осуществлявшая управление полетом ракеты с момента пуска и до перехода к

неуправляемому полету головной части. В системе управления были применены

счетно-решающие приборы. Большая часть устройств СУ размещалась в приборном

отсеке. Точность стрельбы все-таки следует признать невысокой (КВО - 1800

м).

РТ-2 несла моноблочную головную часть с термоядерным зарядом мощностью

0,6 Мт. Эта ракета была первой МБР на твердом топливе, принятой на

вооружение РВСН, и являлась по сути переходной от ракет второго к третьему

поколению.

Ракеты размещались в ШПУ типа . Контроль технического состояния и

пуск проводились по командам с командного пункта БРК дистанционно, в состав

которого входили 10 пусковых установок. Важными особенностями этого

комплекса явились простота эксплуатации, высокая техническая готовность

ракет, сравнительно небольшое количество обслуживающих агрегатов и

отсутствие средств заправки. На командном пункте для боевых расчетов,

несущих дежурство, были созданы довольно комфортные условия с учетом

последних требований эргономики.

В тоже время МБР РТ-2 существенно уступала по ряду параметров советской

УР-100 и американской , созданных приблизительно в те же годы.

Это сказалось на развертывание этих ракет. В составе РВСН на боевом

дежурстве стояло всего 60 ракет РТ-2.

Скромные тактико-технические характеристики ракеты предопределили

необходимость ее модернизации. 16 января 1970 года на полигоне Плесецк

состоялся первый испытательный пуск модифицированной ракеты. Она отличалась

от своей предшественницы более совершенной системой управления, головной

частью, мощность заряда которой составила 750 кт, улучшенными

эксплуатационными характеристиками и повышенной надежностью РДТТ. Точность

стрельбы несколько возросла. Ракета была оснащена комплексом преодоления

систем противоракетной обороны.

28 декабря 1972 года на вооружение был принят БРК с ракетой РТ-2П с

улучшенными тактико-техническими характеристиками. Началось перевооружение

развернутых ракетных полков новыми ракетами. Всего было развернуто 60

пусковых установок. К моменту подписания в 1991году Договора СНВ-1 на

боевом дежурстве находилось 40 РТ-2П. До конца 1994 года все они были сняты

с дежурства и ликвидированы.

Межконтинентальная баллистическая ракета МР-УР-100.

Данная ракета класса проектировалась в КБ В.Ф. Уткина,

заменившего М.К. Янгеля, с учетом возможности размещения в старых шахтах

межконтинентальных ракет УР-1000 с моноблочной ГЧ, снимаемых с вооружения,

что позволяло получить экономию денежных средств. Но в тоже время по

техническим условиям ШПУ требовалось модернизировать. Ограничения по

геометрическим размерам и срокам разработки наложили свой отпечаток на

конечный результат. Часть первоначальных проектных решений так и остались

не реализованными.

Летные испытания ракеты проводились на полигоне Байконур. Первый пуск

состоялся 26 декабря 1972 года. Программу испытаний удалось завершить в

установленные сроки, но вопрос о принятии на вооружение нового ракетного

комплекса с МБР МР-УР-100 в воздухе. Дело в том, что практически

параллельно велись испытания заметно превосходившего его по боевым и

эксплуатационным характеристикам ракетного комплекса с МБР такого же класса

УР-100Н. Руководство РВСН полагало нецелесообразным принимать на вооружение

две ракеты одного класса, справедливо считая это лишней тратой денег.

Однако руководство промышленности смогло добиться у первых лиц государства

нужного для себя решения о постановке на боевое дежурство сразу двух

ракетных комплексов.

6 мая 1975 года в г. Бологое на дежурство был поставлен первый

ракетный полк, вооруженный ракетным комплексом с МР УР-100. Единственное,

что командованию РВСН удалось сделать в этой ситуации, так это ограничить

число развертываемых ракет этого типа 150 единицами.

Ракета МР УР-100 выполнена двухступенчатой по схеме , с

двигателями на жидком топливе. Ступени соединялись между собой посредством

соединительного отсека, конструктивно входившего в состав корпуса первой

ступени. Топливный отсек первой ступени включал в себя верхнюю емкость для

окислителя и нижнюю - для окислителя, разделенные общим сферическим днищем.

Двигательная установка первой ступени состояла из маршевого

однокамерного и рулевого четырехкамерного ракетных двигателей. Маршевый ЖРД

с турбонасосной подачей топлива, выполненный по замкнутой схеме,

закреплялся неподвижно. Рулевой двигатель выполнен по открытой схеме с

одним общим турбонасосным агрегатом

На второй ступени устанавливался неподвижно закрепленный на корпусе

однокамерный ЖРД, выполненный по замкнутой схеме. В его конструкции был

воплощен ряд оригинальных конструктивных новинок, что позволило получить

рекордную величину импульса тяги (3300 м/с в пустоте) для ЖРД такого

класса. Управляющие усилия по тангажу и рысканию при работе двигателя этой

ступени создавались посредством вдува газа в закритическую часть сопла, а

по крену - четырьмя небольшими соплами, питавшимися газом, который

вырабатывался в газогенераторе турбонасосного агрегата двигателя.

К корпусу второй ступени с помощью разрывных болтов крепилась

разделяющаяся головная часть типа с четырьмя боевыми блоками

мощностью по 750 кт, прикрытыми обтекателем. В состав РГЧ входил

герметичный приборный отсек, в котором размещалась система управления и

твердотопливная двигательная установка разведения боевых блоков.

Инерциальная система управления с бортовым цифровым вычислительным

комплексом, обеспечивала управление всеми системами ракеты в процессе

боевого дежурства, предстартовой подготовки и в полете до момента отделения

головной части от ускорителя. Заложенные алгоритмы функционирования СУ

позволили обеспечить КВО точек падения боевых блоков в пределах 500 м.

Ракеты размещались в шахтных пусковых установках типа «ОС». Чтобы

вписать изделие в габариты внутреннего объема шахты и транспортно-пускового

контейнера, конструкторам пришлось применить складываемый носовой

обтекатель головной части ракеты, который приводился в рабочее положение

после выхода МБР из защитного сооружения. Старт ракеты (был реализован

принцип «минометного» пуска с использованием энергии порохового

аккумулятора давления) осуществлялся дистанционно после получения

соответствующей команды.

Через несколько лет после начала развертывания первых ракет этого типа

начались работы по повышению защищенности ШПУ, что было вызвано

возрастанием точности стрельбы американских межконтинентальных ракет. В

результате, экономия финансовых средств, о которой говорили представители

промышленности, в ходе постановки на боевое дежурство ракетных полков с

этим комплексом обернулась еще большими расходами.

Очень скоро конструкторы приступили к модернизации ракеты (получила

обозначение МР УР-100У) с целью повышения ее боевых характеристик. 25

октября 1977 года состоялся первый пуск МР УР-100У. Испытания проводились

на полигоне Байконур до 15 декабря 1979 года. Спустя год новый комплекс с

модернизированной ракетой был принят на вооружение РВСН.

Новая ракета отличалась от предшественницы более совершенной системой

управления и доработанной РГЧ. Повысилась надежность многих систем и

защищенность всего БРК. С 1979 года началась замена части ракет МР УР-100,

в развернутых ракетных полках, на МР УР-100У. Во второй половине 80-х

годов, после анализа перспектив развития вооружений РВСН на период до 2000

года, было принято решение о постепенном выводе из боевого состава ракет

этого семейства. К моменту подписания Договора СНВ-1 на боевом дежурстве их

осталось всего 47 единиц, а в 1995 году последние из них были

ликвидированы.

Межконтинентальная баллистическая ракета УР-100Н.

Третьей из поступивших на вооружение РВСН ракет третьего поколения

стала МБР легкого типа УР-100Н с РГЧ типа , разработанная в КБ

академика В.Н. Челомея. В задании на проектирование БРК с этой ракетой

ставилась главная задача - создать высокозащищенные командный пункт и ШПУ,

способную обеспечить успешный старт ракеты в самых неблагоприятных условиях

обстановки, которая может сложиться при внезапном ядерном нападении

противника.

Летно-конструкторские испытания проводились на полигоне Байконур. Там

же отрабатывались и другие элементы ракетного комплекса. Первый пуск УР-

100Н состоялся 9 апреля 1973 года. Испытания велись по сокращенной

программе, так как разработчики представили расчеты, обосновавшие именно

такой подход. Это позволило испытани закончить в третьем квартале 1975 года

и уже в декабре этого же года принять БРК на вооружение. Однако, это

решение имело отрицательные последствия. Выяснилось, что на одном из

режимов ракета не обладает достаточной надежностью. У ракетчиков были

претензии и к другим с истемам ракетного комплекса. Пришлось затрачивать

дополнительные усилия и финансовые средства, чтобы устранить недостатки.

МБР УР-100Н - двухступенчатая ракета, выполненая по схеме с

последовательным разделением ступеней в полете. Все топливные баки -

несущей конструкции. Корпус первой ступени состоит из хвостового,

топливного отсеков и переходника. Корпус второй ступени состоит из

короткого хвостового и топливного отсеков.

Двигательная установка первой ступени состояла из четырех маршевых ЖРД

с поворотными соплами, выполненных по замкнутой схеме. Каждый двигатель

закреплен шарнирно на раме в хвостовом отсеке и может отклоняться от

нейтрального положения в соответствующей плоскости. На второй ступени

устанавливался один маршевый однокамерный и один рулевой четырехкамерный

жидкостные ракетные двигатели.

К верхней части второй ступени корпуса ракеты крепится агрегатно-

приборный блок разделяющейся головной части, в котором размещаются приборы

инерциальной системы управления и жидкостная двигательная установка

разведения шести боевых блоков мощностью по 550 кт каждый. Боевые блоки

прикрыты обтекателем.

На ракету устанавливалась автономная инерциальная система управления с

БЦВМ. При несении боевого дежурства все важнейшие параметры ракеты

непрерывно контролировались. Высокие характеристики СУ подтвердились при

пусках. КВО составило 380 м. Боевое оснащение УР-100Н может поражать

высокозащищенные и прикрытые системой ПРО точечные цели.

УР-100Н имеет газодинамическую схему старта, при которой она выходит

из транспортно-пускового контейнера (ТПК), размещенного в ШПУ, за счет

действия силы тяги двигательной установки первой ступени. Конструкция ТПК

позволяет производить техническое обслуживание систем ракеты, заправку и

слив компонентов топлива после установки ракеты в шахту.

В целом ракетный комплекс обладал высокими тактико-техническими

характеристиками, но, как уже отмечалось, был не лишен недостатков. За их

устранение взялись большие конструкторские коллективы. 26 октября 1977 года

на Байконуре начались летно-конструкторские испытания (ЛКИ) ракеты УР-100Н

с улучшенными ТТХ. На этот раз их провели в полном объеме. Одновременно

подверглись доработкам многие системы всего ракетного комплекса,

направленным на повышение защищенности и улучшение эксплуатационных

характеристик. 26 июня 1979 года ЛКИ успешно завершились. 6 ноября 1979

года на боевое дежурство заступил первый ракетный полк с модернизированным

БРК.

На новой ракете была повышена надежность работы двигательных

установок, улучшились характеристики системы управления и боевого

оснащения. Общая дальность полета ракеты немного возросла. Значительно

упростилась эксплуатация ракетных комплексов при одновременном повышении

стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва. Ракета отличается

простотой конструкции и высокой надежностью ряда систем.

Модифицированный ракетный комплекс с МБР УР-100НУ получил высокую

оценку в войсках. При модернизации комплекса широко использовались ранее

установленное оборудование и системы, а также сооружения и коммуникационные

линии. Ракеты доводились до нового уровня посредством замены части блоков и

узлов. Это позволило добиться улучшения характеристик при относительно

небольших финансовых затратах, что для экономики Советского Союза в начале

80-х годов имело огромное значение.

Всего было развернуто 300 МБР этого типа. Часть из них (130 единиц)

после развала СССР оказалась на территории Украины и была ликвидирована.

Российские БРК с ракетами этого типа планируется держать на боевом

дежурстве до конца 20 века.

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-36М.

Создать тяжелую ракету третьего поколения поручили Днепропетровскому

КБ, которое после смерти М.К Янгеля возглавил академик В.Ф. Уткин. Решено

было использовать все лучшее, что накопил коллектив при проектировании

предыдущей ракеты. 21 февраля 1973 года с полигона Байконур впервые

стартовала тяжелая МБР, получившая обозначение Р-36М. Ввиду сложности

решения возникших проблем испытания всего ракетного комплекса удалось

завершить только 1 октября 1975 года. Так как ракета прошла летные

испытания несколько раньше, то было принято решение о постановке МБР Р-36М

на дежурство в старых шахтах ракет Р-36. Первый ракетный полк развернули 24

декабря 1974 года в г. Домбаровском. Там же 30 ноября 1975 года был

поставлен на боевое дежурство первый новый БРК с этими ракетами.

Двухступенчатая ракета Р-36М была выполнена по схеме с

последовательным разделением разгонных ступеней. Корпус первой ступени

состоит из переходного отсека, топливного отсека, боковой защиты

двигательной установки и поддон. Корпус второй ступени имеет в своем

составе переходный отсек, топливный отсек и теплозащитный экран. Баки

окислителя и горючего разделены промежуточным совмещенным днищем. Вдоль

корпуса ракеты проходят трубопроводы пневмогидравлической системы и

бортовая кабельная сеть, закрытые кожухом.

Двигательная установка первой ступени состоит из четырех автономных

однокамерных ЖРД, имеющих турбонасосную подачу топлива, выполненных по

замкнутой схеме и шарнирно закрепленных на раме в хвостовой части ступени.

Отклонение двигателей по командам системы управления обеспечивает

управление полетом ракеты.

Двигательная установка второй ступени состояла из однокамерного

маршевого и четырехкамерного рулевого жидкостных ракетных двигателей,

выполненных по закрытой и открытой конструктивных схемах соответственно.

Все жидкостные ракетные двигатели работали на самовоспламеняющихся при

взаимном контакте компонентах топлива.

В ракете практически реализован целый ряд оригинальных технических

решений и идей, например, так называемый химический (путем впрыска

окислителя в бак горючего и горючего - в бак окислителя) наддув баков,

торможение отделяемой ступени за счет истечения газов наддува и др.

На ракету была установлена инерциальная система управления, работу

которой обеспечивал бортовой цифровой вычислительный комплекс. Его

применение позволило добиться высокой точности стрельбы. МБР этого типа

несли особенно мощное боевое оснащение. Существовало два варианта головных

частей: моноблочная термоядерная с мощностью до 25 Мт и РГЧ с восемью

боевыми блоками индивидуального наведения мощностью по 500 кт каждый. Кроме

того имелся комплекс преодоления систем ПРО.

Ракета Р-36М, помещенная в транспортно-пусковой контейнер,

устанавливалась в шахтную пусковую установку повышенной защищенности. После

проведения заправочных операций она могла находиться в заправленном

состоянии длительное время. Подготовка к старту и пуск осуществлялись

автоматически после получения системой управления пусковой команды.

Наиболее важные параметры ракеты находились под постоянным контролем, что

повышало надежность выполнения боевой задачи. Ракета имеет

схему старта.

На вооружении эта ракета простояла до середины 80-х годов, пока не

была заменена ракетой Р-36МУ, которая была ее модификацией. Своим

появлением она была обязана разработке американцами нейтронных боеприпасов,

новым достижениям в области электроники и машиностроения, возрастанием

требований к боевым и эксплуатационным характеристикам ракетных комплексов

стратегического назначения.

МБР Р-36МУ отличалась от своей предшественницы более совершенной

системой управления и доработанным агрегатно-приборным блоком. Число боевых

блоков возросло до 10. При этом они размещались в два яруса на специальной

раме и прикрывались обтекателем. Значительно улучшились эксплуатационные

характеристики всего БРК. Возросла защищенность пусковых установок и

пунктов управления.

Летно-конструкторские испытания этой ракеты начались 31 октября 1977

года на полигоне Байконур, а 18 сентября 1979 года три ракетных полка в г.

Жангизтобе, г. Домбаровском и г. Ужуре приступили к несению боевого

дежурства на новой ракетной технике. Всего было развернуто 308 пусковых

установок с ракетами Р-36М и Р-36МУ.

В 1983 году конструкторскому коллективу КБ было поставлено

задание доработать ракету таким образом, чтобы она могла преодолевать

перспективную американскую систему противоракетной обороны. Также ставилась

задача повысить защищенность ракеты и всего комплекса к действию поражающих

факторов ядерного взрыва.

В период с марта 1986 года по июль 1988 года проводились летно-

конструкторские испытания модернизированной ракеты. 11 августа 1988 года

она была принята на вооружение РВСН. Конструкторам удалось внедрить ряд

новых конструктивных решений, что повысило характеристики МБР и упростило

эксплуатацию.

Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных

ракет и способны нанести сокрушительный ответный ядерный удар по агрессору.

На Западе им даже присвоили название . Именно по этому,

американские представители на переговорах по сокращению стратегических

наступательных вооружений добивались запрета на модернизацию

ракет и их полного сокращения. В ходе подготовки Договора СНВ-1 Советский

Союз согласился на 50 % сократить число своих развернутых ракет

класса.

Еще дальше пошло руководство России. В 1992 году, видимо стремясь

сделать приятное американскому президенту Дж. Бушу, в спешном порядке был

разработан и в начале января 1993 года подписан Договор СНВ-2 о дальнейшем

сокращении стратегических наступательных вооружений. В соответствии с его

положениями российские ракеты должны быть полностью ликвидированы

к 2001 году.

Межконтинентальная баллистическая ракета РТ-2ПМ .

Еще в конце 70-х годов конструкторскому бюро А.Д. Надирадзе поручили

разработать на базе твердотопливной МБР РТ-2П межконтинентальную ракету,

пригодную для размещения на самоходном автомобильном шасси. Накопленный

коллективом богатый опыт по созданию мобильных ракетных комплексов позволил

успешно решить эту задачу. Условия модернизации были строго ограничены

положениями Договора ОСВ-2, что определило скромное улучшение основных

боевых характеристик ракеты. К концу осени 1983 года опытная серия ракет РТ-

2ПМ была построена. 23 декабря 1983 года на полигоне Плесецк начались летно-

конструкторские испытания. За все время их проведения неудачным был только

один пуск. В целом же ракета показала высокую надежность. Там же

проводились испытания и боевых агрегатов всего БРК. С целью накопления

опыта эксплуатации нового комплекса в войсковых частях в 1985 году решено

было развернуть первый ракетный полк в г. Йошкар-Оле, не ожидая полного

завершения программы совместных испытаний. 1 декабря 1988 году новый

ракетный комплекс был официально принят на вооружение РВСН. В том же году

началось полномасштабное развертывание ракетных полков с комплексом

и одновременное снятие с боевого дежурства устаревших МБР. К

середине 1991 года было развернуто 288 ракет этого типа.

Ракета РТ-2ПМ существенно доработана по сравнению со своей

предшественницей. За счет применения более энергоемкого топлива повысилась

дальность полета. Первая ступень ракеты состоит из маршевого РДТТ и

хвостового отсека, на наружной поверхности которого размещены

аэродинамические рули и стабилизаторы. Маршевый двигатель имеет одно

неподвижное сопло.

Вторая ступень конструктивно состоит из соединительного отсека и

маршевого РДТТ. Третья ступень имеет почти такую же конструкцию, но в ее

состав дополнительно входит переходной отсек, к которому крепится головная

часть.

Инерциальная система управления имеет свою БЦВМ, что позволило

добиться высокой точности стрельбы. Она обеспечивает управление полетом

ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке,

предстартовую подготовку и пуск ракеты. Так как эта МБР предназначена, в

основном, для нанесения ответного удара, то ставить на нее РГЧ сразу же

сочли нецелесообразным.

В процессе эксплуатации ракета находится в транспортно-пусковом

контейнере, установленного на мобильной пусковой установке. Она

смонтирована на базе семиосного шасси большегрузного автомобиля МАЗ. Пуск

возможен как из укрытия гаражного типа в месте постоянной дислокации, так и

с необорудованной позиции. Для этого пусковая установка вывешивается на

домкратах. Старт ракеты производится из вертикального положения с помощью

порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом

контейнере.

После развала Советского Союза БРК оказался единственным из

всех ракетных комплексов, производство которого продолжилось в России, хотя

и в медленном темпе. Кроме того, конструкторское бюро, которое после смерти

А.Д. Надирадзе возглавил Б.Н. Лагутин, продолжило совершенствование ракеты.

В 1994 году начались испытания модифицированной ракеты , которая

должна будет стать основной в группировке РВСН в начале 21 века.

Планируется, что она будет пригодна для размещения как на самоходных

пусковых установках, так и в ШПУ. Следует отметить, что ракетный комплекс с

МБР РТ-2ПМ не имеет аналогов в мире.

Межконтинентальная баллистическая ракета РТ-23У.

В начале 80-х годов КБ было поручено создать новую ракету в

противовес американской . При этом ее основные массо-габаритные

характеристики не должны были выходить за ограничения, накладываемые

советско-американским Договором ОСВ-2. После оценки задания стало ясно, что

это должна была быть твердотопливная ракета, пригодная для размещения как в

ШПУ, так и на самоходном шасси. При этом, подвижную пусковую установку

целесообразно разместить на базе железнодорожного вагона. Этот способ

базирования, несмотря на сложности и недостатки, позволял обеспечить

высокую мобильность ракетному комплексу, что было крайне важно для оружия

ответного удара. Выследить боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК),

непрерывно курсирующий на маршрутах по разветвленным, масштабным по

размерам и забитым обычными составами железнодорожным магистралям страны,

весьма непросто, даже для системы спутниковой разведки. Еще сложнее нанести

по нему прицельный удар.

27 февраля 1985 года на полигоне Плесецк начались летно-

конструкторские испытания МБР для железнодорожного комплекса, получившей

обозначение РС-22В. Несмотря на некоторые трудности на первом этапе,

конструкторскому коллективу удалась довести свое детище до требуемых

кондиций, что позволило завершить испытания 22 декабря 1987 года. Осенью

этого же года на опытную эксплуатацию был поставлен первый ракетный полк в

г. Костроме. Позднее на трех ракетных базах было развернуто еще 30 МБР

этого типа.

Твердотопливная ракета РС-22В выполнена трехступенчатой по схеме

с учетом новейших технологий (коконная конструкция корпусов) и по

конструктивно-компоновочной схеме подобна американской . Первая ступень

включает хвостовой и соединительные отсеки цилиндрической формы и маршевый

РДТТ, снабженный одним неподвижным соплом.

Вторая ступень состоит из маршевого РДТТ и соединительного отсека.

Сопло двигателя снабжено выдвижным насадком, что позволяет увеличить

удельный импульс при работе двигателя на больших высотах при сохранении

исходных габаритов ступени. Третья ступень включает в себя маршевый РДТТ,

по своей конструкции аналогичному двигателю на второй ступени, и переходной

отсек.

Ракета несет разделяющуюся головную часть типа с 10

боеголовками мощностью по 500 кт. Ступень разведения выполнена по

стандартной схеме и включает двигательную установку и систему управления.

Головная часть прикрывается обтекателям изменяемой геометрии.

Инерциальная система управления обеспечивает проведение проверок и

непрерывный контроль технического состояния ракеты, предстартовую

подготовку и старт ракеты, управление полетом и разведение боевых блоков с

высокой точностью. КВО точек падения составляет не более 200 м при стрельбе

н дальность порядка 10000 км. Пуск можно проводить с любой пригодной для

этого точки маршрута боевого патрулирования.

В состав железнодорожного комплекса входят три пусковые установки с

ракетами, командный пункт и вагоны, в которых размещены технические и

технологические системы, обеспечивающие функционирование комплекса на всех

этапах боевого дежурства, а также жизнедеятельность личного состава. Вагон-

пусковая установка оборудован раздвижной крышей. Перед стартом контейнер с

ракетой переводится в вертикальное положение. Из ТПК ракета выбрасывается

за счет давления, образующегося при срабатывании ПАД.

До 1991 года БЖРК регулярно курсировали по железнодорожным магистралям

Советского Союза, пока осенью этого года Горбачев и Р. Рейган не

договорились поставить их на прикол в пунктах постоянной дислокации. Тогда

же в ответ на инициативу США (прекращение разработки МБР

железнодорожного базирования, проходившей в то время полигонные испытания)

Горбачев поспешил объявить об отказе от дальнейшего развертывания и

модернизации МБР РС-22В. Этим он ограничил период пребывания ракет этого

типа на боевом дежурстве гарантийным сроком эксплуатации. Вскоре

предприятия производящие эту ракету оказались за пределами России, чем

окончательно подписали приговор РС-22 как железнодорожного, так и шахтного

базирования. Последняя имеет обозначение РС-22А.

РС-22А создавалась для замены жидкостной УР-100НУ. Планировалось, что

базироваться эта ракета будет в тех же ШПУ. От ракеты для БЖРК она

отличается конструкцией первой ступени и головного обтекателя. Первая

ступень несколько короче и легче. Ее РДТТ снабжен поворотным управляющим

соплом. Головной обтекатель имеет постоянную геометрию.

31 июля 1986 года на полигоне Плесецк начались ее летные испытания,

продлившиеся до 23 сентября 1987 года. 19 августа 1988 года был развернут

первый ракетный полк с ракетами РС-22А в г. Первомайске. Всего до июля 1991

года было поставлено на боевое дежурство 56 единиц. Причем, только 10 из

них - на территории России. Как потом выяснилось, этот факт сыграл в судьбе

этой ракеты печальную роль. После развала СССР правопреемницей его стала

Россия и все СНВ доставшиеся бывшим союзным республикам, а теперь

независимым государствам, должны быть ликвидированы.

Говоря о РС-22, хотелось бы сказать, что эта ракета является

воплощением самых последних достижений науки и техники. Она отличается от

всех остальных ракет высокой боевой готовностью, универсальностью,

мощностью, надежностью и относительной простотой эксплуатации. Потеря

основной группировки ракетных комплексов с этой ракетой, оказала

существенный подрыв боевой готовности РВСН. И что самое худшее, привело к

потере перспективного, нового, обеспечивавшего боевую устойчивость всей

группировки межконтинентальных ракет на период до 2005 года, ракетного

комплекса.

-----------------------

[pic]

[pic]

–??/???????†?????????????????–??/???????†?????????????????–??/???????†??????

???????????–??/???????†?????????????????–??/???????†?????????????????–??/???

????†?????????????????–??/???????†????????????[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.