РУБРИКИ

Несостоятельность (банкротство) юридических лиц - (диплом)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Несостоятельность (банкротство) юридических лиц - (диплом)

p>Затем, при наличии возражений должника по требованиям кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов арбитражный суд проверяет обоснованность возражений должника. Заседание суда для решения указанного вопроса проводится в срок не позднее одного месяца до установленного срока рассмотрения дела о банкротстве. В отличие от предварительной подготовки дела, проверка обоснованности возражений должника производится в коллегиальном составе. При коллегиальном рассмотрении дела в состав арбитражного суда должно входить трое или другое нечетное число судей.

К новому в законодательстве можно отнести введение двух категорий лиц, привлекаемых к разбирательству дел. Первая– “лица, участвующие в деле о банкротстве”. К ним относятся: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; налоговые и иные уполномоченные органы; прокурор; государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению; иные лица в случаях, предусмотренных законом. Вторая категория– “лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве”: представитель работников должника; представитель собственника имущества должника– унитарного предприятия; иные лица в случаях, предусмотренных законом. “…вызывает возражения незавершенность градации этих лиц. …перечень является открытым, что неизбежно породнит некоторые трудности и споры при отнесении причастных к банкротству лиц к той или иной категории”. [34Жилинский С. Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. – М. , Норма-Инфра, 1998 г. с. 613. ] Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в течение трех месяцев (ст. 47). Исходя из смысла статей 47 и 48 в указанный срок должно быть принято одно из следующих решений:

о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; об отказе в признании должника банкротом;

    определение о введении внешнего управления;

определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Сообщение о признании должника банкротом публикуется арбитражным судом, принявшим такое решение, в“Вестнике Высшего Арбитражного суда”и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению за счет имущества должника, а при его отсутствии за счет средств кредиторов. Поскольку закон не содержит четко указания о содержании публикации для арбитражного суда, вероятнее всего, это должно быть просто сообщение о признании должника банкротом. Так, например, в редакцию“Вестника высшего арбитражного суда РФ”поступило письмо из Комитета по управлению имуществом Калининградской области с просьбой опубликовать официальное объявление о добровольной ликвидации ГП“Север”. Однако в письме не содержалось информации о принятии решения о добровольной ликвидации и об официальном объявлении предприятия-должника банкротом в установленном законом порядке, поэтому такое письмо не достаточно для требуемой публикации. [35 Справочный материал Арбитражного суда // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 1998. № 2 с. 39. ]

    Глава 3. Процедуры банкротства
    3. 1 Наблюдение.
    Д

ля российского законодательства, введение наблюдения в процесс банкротства является совершенно новой процедурой. Как отмечает О. Никитина: “Ее смысл состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (т. е. в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме), а введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволит установить платежеспособность должника и сохранить его имущество. Кроме того, процедура наблюдения является разумным компромиссом между соблюдением интересов организации-должника и кредиторов”. [36 Никитина О. Банкротство под наблюдением //Бизнес-адвокат. 1998. № 14 с. 4] Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом (статья 56) сроком на 3 месяца. Из анализа статьи 56 и п. 2 ст. 41 закона можно сделать вывод о том, что моментом введения процедуры наблюдения является вынесение арбитражным судом определения о принятии заявления. Статья 56, устанавливающая общее правило введения наблюдения для всех категорий должников, в тоже время делает оговорку, что данное правило применяется, если иное не установлено законом о банкротстве. Указанная процедура не вводится в отношении ликвидируемого юридического лица, отсутствующего должника, кредитных

организаций, организаций, осуществляющих незаконную деятельность по привлечению денежных средств, в случае добровольного объявления о банкротстве. С момента введения процедуры наблюдения законом (статья 57) устанавливается особый порядок предъявления имущественных требований к должнику, в частности: Кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке (п. 4 ст. 11). Предъявление требований производится в течение месяца со дня вынесения арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, путем направления временному управляющему документов, подтверждающих наличие задолженности. Рассмотрев указанные требования, временный управляющий составляет реестр кредиторов и направляет им уведомления о результатах. При рассмотрении данного вопроса следует особо заострить внимание на том моменте, что в случае если должник не представит в арбитражный суд в недельный срок своих возражений по выставленным кредитором требованиям, то данные требования будут признаны установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, как они представлены внешним управляющим (п. 3 ст. 63).

В случае если в производстве суда находится дело, связанное с взысканием с должника денежных средств и иного имущества, кредитор вправе заявить ходатайство о приостановлении производства по данному делу. Если же кредитор не заявит ходатайства, то судом по делу будет вынесено соответствующее решение, и в рамках процесса банкротства требования кредитора будут рассматриваться как установленные. Но здесь необходимо помнить, что в случае пропуска кредитором месячного срока для предъявления требований, он не сможет принять участие в первом собрании кредиторов.

Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Это положение действует до вынесения арбитражным судом решения. В случае если будет вынесено решение об отказе в признании должника банкротом, то исполнение исполнительных документов восстанавливается с момента вынесения такого решения. Закон 1992 г. не содержал подобных ограничений, и на практике возникали ситуации, когда кредиторы забирали исполнительный листы из банков, и пытались срочно исполнить их с помощью судебных приставов. В результате таких действий указанные кредиторы, удовлетворяя свои требования, лишали возможности кредиторов первых четырех очередей получить причитающие им суммы. Новый закон позволяет обеспечить справедливое удовлетворение требований всех кредиторов. [37Никитина О. А. Процедура наблюдения //Специальное приложение к Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1998. № 2. с. 109-110. ] Запрещается удовлетворение требований участника –юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников. Поскольку участники юридического лица не признаются законом о банкротстве кредиторами, удовлетворение их требований производится после удовлетворения требований кредиторов из оставшегося имущества. Помимо установленных ограничений на предъявление имущественных требований к должнику, Законом о банкротстве для предотвращения злоупотреблений, сохранения имущества и тем самым, обеспечения интересов кредиторов, устанавливаются определенные ограничения на ведение хозяйственной деятельности должника. Так, органы управления (общее собрание, совет директоров (наблюдательный совет), генеральный директор (правление)) исключительно с согласия временного управляющего могут совершать следующие сделки, связанные: с передачей недвижимого имущества в аренду, в залог, с внесением имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или распоряжаться таким имуществом иным образом; распоряжаться иным имуществом должника, стоимость которого составляет 10 % балансовой стоимости активов; выдачей поручительств и гарантий, получением займов и т. д.

Органы управления, в чью компетенцию входит принятия решения по вышеизложенным вопросам, не вправе принимать решения о реорганизации или ликвидации должника, о создании юридических лиц, о выплате дивидендов и т. д.

Тем не менее, введенные законом ограничения полностью не исключают ведение оперативно-хозяйственной деятельности должником, предоставляя ему тем самым возможность восстановить свою платежеспособность. При введении наблюдения руководитель должника не отстраняется, а продолжает осуществлять свои полномочия с учетом установленных ограничений. В тоже время арбитражный суд вправе отстранить руководителя, если он не приминает необходимых мер по обеспечению сохранности имущества или чинит препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей.

Упоминая в данной главе такого участника процесса несостоятельности как “временный управляющий” следует более подробно рассмотреть его правовой статус. Временным управляющим может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов (п. 1 ст. 19 Закона).

Для осуществления своих полномочий временному управляющему необходимо получение в государственном органе Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению соответствующей лицензии. Требование о наличии лицензии у арбитражного управляющего - новое в нашем законодательстве. Положения о лицензировании вводятся с 1 марта 1999 года. “До этого времени, при рассмотрении выдвинутых кандидатур целесообразно ориентироваться на лиц, имеющих аттестат специалиста по антикризисному управлению. Вместе с тем не исключена возможность назначения арбитражного управляющего из числа сотрудников государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению”. [38 Весенева З. Н. Знакомьтесь – Закон о банкротстве // Аргументы и факты. 1998 г. № 5] Указанные выше требования предъявляются ко всем арбитражным управляющим, будь то временный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий. Назначение временного управляющего осуществляется арбитражным судом в течение 3 дней со дня подачи заявления о банкротстве из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии указанных предложений, из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих.

Полномочия временного управляющего прекращаются с момента принятия арбитражным судом одного из решений: о введении внешнего управления и назначения внешнего управляющего; о признании должника банкротом и открытия конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего; об утверждении мирового соглашения; об отказе в признании должника банкротом.

Для осуществления своих функций временный управляющий пользуется предоставленными правами и несет возложенные на него обязанности. Данному лицу,

как одному из видов арбитражных управляющих, предоставлены общие права, предусмотренные частью 1 статьи 20 ныне действующего закона, такие как: созыв собрания кредиторов и комитета кредиторов; обращение в арбитражный суд, в случаях, предусмотренных законом; получение вознаграждения; право привлекать специалистов; право подавать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении своих обязанностей. Данными правами пользуются любая категория арбитражных управляющих, участвующих в процессе банкротства. Поскольку любая стадия процесса банкротства обладает специфическими особенностями, это не может не отразиться и на полномочиях арбитражных управляющих. Таким образом, временный управляющий обладает специфическими, присущими только ему на данной стадии правами.

Поскольку первостепенной задачей указанного лица является защита интересов кредиторов и сохранение имущества должника, основным правом является право предъявления в арбитражный суд от своего имени требования о признании сделок недействительными, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных законом о банкротстве. Иск о признании сделок недействительными осуществляется по общим основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом РФ. Во втором случае идет речь, о том, что сделки, совершенные должником без согласия временного управляющего противоречат действующему законодательству, в частности закону о банкротстве, и по сему признаются ничтожными в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ. В настоящий момент в практике возник вопрос о том, как предъявлять иск о признании сделки недействительной: в рамках процесса о банкротстве или как самостоятельный иск. О. А. Никитина предполагает“…что такого рода иски не должны рассматриваться в деле о банкротстве”. [39Никитина О. А. Процедура наблюдения //Специальное приложение к Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 1998 г. № 2. с. 110. ]Стоит согласится с высказанной точкой зрения, поскольку рассмотрение вопроса о признании сделки недействительной может загрузить арбитражный суд выяснением обстоятельств непосредственно не связанных с решением вопроса о признании должника банкротом, что соответственно может привести к затягиванию вынесения решения.

Обязанности временного управляющего определены в статье 61 закона, где первостепенное место занимает обязанность по проведению финансового состояния должника.

1. Законом о банкротстве 1992 г. обязанность проводить финансовый анализ предусматривалась только для конкурсных управляющих. “В основу анализа финансового состояния должника должны быть положены три цели: определение признаков, при наличии которых производство по делу о банкротстве может быть возбуждено; определение оснований для признания должника банкротом; определение признаков (или обстоятельств) при наличии которых платежеспособность должника считается восстановленной”. [40Постатейный комментарий к Федеральному закону “О несостоятельности (банкротстве)”. Наблюдение //Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 1998. № 4. с. 98]Закон о банкротстве 1998 г. не устанавливает жестких правил проведения финансового анализа. Учитывая недостатки предыдущего закона о банкротстве и имеющуюся практику, можно предположить, что при составлении финансового анализа будут рассматриваться вопросы не только о балансовой, но и фактической (рыночной) стоимости имущества должника, результаты хозяйственной деятельности должника, объемы и структура финансовых средств, обращающихся в процессе деятельности должника. Помимо бухгалтерского баланса анализу подлежат такие документы, как статистическая отчетность; документы, характеризующие местоположение должника, его производственную деятельность, положение на соответствующих товарных рынках, положение основных конкурентов и т. п. При изучении указанных документов необходимо удостовериться, что в них отсутствуют признаки фальсификации, подлога, уничтожения, фактов не внесения необходимых записей и т. д. Одним из важных вопросов, стоящих перед временным управляющим, является подтверждение или опровержение предположения о восстановлении платежеспособности должника. Данные предположения, содержащиеся в прогнозных разработках, должны содержать не только однозначный ответ, но и обоснованные умозаключения, так, например, сроки, порядок и условия восстановления платежеспособности должника. Анализ финансового состояния должника осуществляется при соблюдении общих методических подходов, но в то же время должен учитывать специфику должника и иные конкретные обстоятельства. Помимо целей, указанных выше, в процессе проведения финансового анализа временный управляющий должен определить наличие или отсутствие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства должника. Анализ финансового состояния должника очень ответственный процесс в процедуре наблюдения, поскольку его результаты имеют большое значение для принятия оптимального решения первым собранием кредиторов. Не смотря на то, что временный управляющий, должен обладать специальными знаниями, а сроки проведения финансового анализа очень сжатые, ему предоставляется право привлекать специалистов для проведения соответствующих проверок. Некачественный или некомпетентный анализ может послужить причиной возникновения разногласий между кредиторами и временным управляющим, которые могут быть разрешены в ходе назначенной арбитражным судом экспертизы. 2. Обязанностью временного управляющего является также установление кредиторов, не указанных в приложении к заявлению должника. В случае выявления таких лиц временный управляющий обязан известить этих кредиторов о возбуждении дела о банкротстве.

3. Организация и проведение собрания кредиторов также возложена на временного управляющего. Он определяет дату проведения собрания, учитывая, что указанное собрание должно состояться не позднее десяти дней до даты проведения заседания арбитражного суда, рассылает кредиторам уведомления о сроке, дате и месте проведения собрания, с указанием количества голосов, которыми они будут обладать.

Общие принципы проведения и компетенции собрания кредиторов установлены в статьях 12, 13, 14. В данной главе стоит остановится на избранных моментах, присущих первому собранию кредиторов. Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы (кредиторы по денежным обязательствам, за исключение граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника–юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия), а также налоговые и иные уполномоченные органы):

- требования которых признаны установленными и направлены временному управляющему;

- размер требований которых установлен арбитражным судом в связи с возражениями должника по требованию кредиторов до проведения первого собрания. Без права голоса в первом собрании кредиторов участвуют: работники должника по требованиям о взыскании задолженности по заработной плате и выплате выходных пособий; временный управляющий и руководитель должника; в случаях предусмотренных законом - органы местного самоуправления и иные органы исполнительной власти.

Кредиторы обладают числом голосов пропорционально сумме требований. Решение принимается простым большинством голосов от общего числа присутствующих голосов. Собрание кредиторов, в отличие от закона о банкротстве 1992 г. , определявшего кворум, правомочно независимо от числа представленных на нем голосов при условии, что все кредиторы были надлежащее уведомлены о проведении собрания (статья 12 закона).

На первом собрании кредиторов принимается одно из решений, совершенно по-разному определяющих судьбу должника:

- о введении внешнего управления и обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством. При этом принимается решение о количественном и персональном составе кредиторов.

- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании и об открытии конкурсного производства. При этом решение должно содержать предлагаемый срок внешнего управления и кандидатуру внешнего управляющего, а так же, как в случае принятия решения о введении внешнего управления, о количественном и персональном составе кредиторов.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение. Тем не менее, в отличие от решения о введении внешнего управления, когда это оно, по сути, является обязательным для арбитражного суда, решение об обращении с ходатайством о признании должника банкротом не является таковым, и суд при наличии обстоятельств, указанных в п. 3 ст. 67 закона, вправе вынести определение о введении внешнего управления.

В случае если на первом собрании кредиторов не принято решение о введении внешнего управления или решение о заключении мирового соглашения, либо они не представлены в суд в течение недели с момента проведения собрания, арбитражный суд самостоятельно на основании имеющихся документов и при наличии признаков банкротства принимает решение о признании должника банкротом и об открытии банкротства.

Вынесение (принятие) арбитражным судом соответствующего определения (решения) является заключительной стадией процедуры наблюдения.

    3. 2 Внешнее управление.
    П

роцедура внешнего управления не является для нашего законодательства новой, но с момента ее появления в российском законодательстве она претерпела значительные изменения. Впервые данная процедура появилась в Указе Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623“О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур”. Еще одним документом, предшествующим Закону о банкротстве 1992 г. было распоряжение Госкомимущества РФ от 5 ноября 1992 г. № 717-р“Об утверждении типового положения о проведении конкурса по продаже предприятия-банкрота и его имущества”.

Глава “Реорганизационные процедуры” Закона о банкротстве 1992 г. предусматривала два вида процедур – внешнее управление имуществом должника и санацию. В новом законе в рамках процедуры банкротства применяется только процедура внешнего управления. Санация, или как названо в новом законе досудебная санация, выведена за эти рамки и относится к мерам по предупреждению банкротства.

Прежде чем перейти к вопросу о процедуре внешнего управления хотелось бы обратить внимание на те изменения, которые произошли в процедуре санации. Досудебная санация

Закон определяет досудебную санацию как меру по восстановлению платежеспособности должника, применяемую собственником имущества должника– унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника –юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Из анализа статьи 27 закона можно сделать вывод, что мерами по восстановлению платежеспособности является финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, как на безвозмездной, так и на возмездной основе, в качестве принятия на себя должником и иными лицами обязательств в пользу третьих лиц, предоставивших эту помощь.

Законом предусматривается возможность проведения досудебной санации за счет средств федерального, местного бюджетов или государственных внебюджетных фондов. Для реализации этого положения необходимо два условия: во-первых, чтобы в соответствующих бюджетах были предусмотрены статьи расходов на эти цели; во-вторых условия проведения санации должны быть установлены в Федеральном Законе о Федеральном бюджете. В зарубежном законодательстве государственная поддержка (санация) рассматривается как несоответствующая принципам рыночной экономики, поскольку означает прямое вмешательство в правила конкуренции и хозяйственную деятельность предприятия. [41Куртис Б. Мастер, Эдвин В. Паксон. Принципиальные различия законов о банкротстве США и Российской Федерации. //Бизнес-ревью. 1993 г. № 7 с. 10] Еще одной отличительной особенностью нового закона является то, что в нем не регламентируется ни порядок, ни сроки, ни ответственность участников, ни контроль за проведением процедуры досудебной санации. По закону о банкротстве 1992 г. санация производилась только по назначению арбитражного суда и под его контролем. Так в законе устанавливались правила, согласно которым соглашение о проведение санации подлежало утверждению арбитражным судом и, по истечении 12 месяцев с момента начала данной процедуры, должно было быть удовлетворено в размере не менее 40 % от общей суммы требований кредиторов, срок санации ограничивался 18 месяцами и т. д.

В новом законе сами участники процедуры определяет на их взгляд все существенные положения для проведения мер по восстановлению платежеспособности должника. Таким образом, закон делает процесс досудебной санации практически бесконтрольным со стороны государственных органов.

    Внешнее управление.

Процедура внешнего управления (судебная санация), применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником временному управляющему, не является новой для российского законодательства. Следует отметить, что новый закон по сравнению с предыдущим более детально регламентирует данную процедуру. Ходатайство о введении внешнего управления может быть удовлетворено арбитражным судом при рассмотрении дела о банкротстве лишь при наличии реальной возможности восстановить платежеспособность должника.

    Пример из правоприменительной практики:

В один из арбитражных судов обратился кредитор с заявлением о признании его должника банкротом. Однако после первого заседания инициатор процесса стал ходатайствовать о введении внешнего управления. Суд отклонил ходатайство и признал должника банкротом. Тогда должник обратился с заявлением о принесении протеста на судебные акты в ВАС РФ.

Изучение дела показало обоснованность принятия указанного решения. Доказательств реального восстановления платежеспособности должником не представлено. Утверждение заявителя о том, что иностранный банк согласился выделить должнику 20 млн. долларов США не соответствовало действительности. В деле имеется лишь переписка, свидетельствующая о возможности выделения этих средств при условии предоставления банку для утверждения графиков выполнения работ по конкретным объектам. Предоставленная суду справка о погашении задолженности отдельным кредиторам не была принята во внимание, поскольку суммы погашенных долгов весьма незначительны по сравнению с общей суммой задолженности. Учитывая эти обстоятельства, в принесении протеста на судебные акты по этому делу ВАС РФ было отказано. [42 Весенева Н. , Безнадежному банкроту помочь невозможно. // Бизнес – адвокат. 1998 г. № 13. ] Указанная процедура вводится арбитражным судом, как правило, на основании решения первого собрания кредиторов, с основным сроком 12 месяцев и дополнительные 6 месяцев– срок, на который может быть продлена процедура внешнего управления. Так, например, в отношении ЗАО “Трибуна”решением арбитражного суда в введено внешнее управление сроком на год. За этот период объем продаж на данном предприятии увеличился почти в 10 раз, что позволило сделать вывод о возможном восстановлении платежеспособности должника. И комитет кредиторов высказался за продление срока внешнего управления. Данное ходатайство удовлетворено арбитражным судом. [43 Треховицкая Е. “Трибуна”делает ставку на высокую грудь //Деловой Петербург 1999 г. 3 февраля, № 11, с. 5. ]

Здесь необходимо оговориться, что в отношении отдельных категорий должников закон не предусматривает введение внешнего управления, это - кредитные организации; ликвидируемый должник; отсутствующий должник; а также в случае добровольного объявления должника о своем банкротстве. Закон о банкротстве 1992 года устанавливал, что на срок внешнего управления производство по делу приостанавливается (п. 3 ст. 10

закона о банкротстве 1992 г. ). Ныне действующий Закон не установил подобного правила. Вероятно решение вопроса о приостановлении производства по делу должно быть решено в определении арбитражного суда о введении внешнего управления. Как и процедура наблюдения, процедура судебной санации предусматривает определенные последствия для должника: руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. В практике применения закона о банкротстве 1992 г. возникало множество проблем в отношении руководителя должника. Так одной нормой (п. 6 ст. 12) предусматривалось,

что он продолжает осуществлять возложенные на него функции при назначении внешнего управляющего, в другой норме этой же статьи говорилось, что функции руководителя с момента назначения выполняет арбитражный управляющий, при этом руководитель должника продолжал получать свою зарплату. Новый закон устранил имевшие место противоречия.

Одновременно прекращаются полномочия органов управления и собственника имущества должника - унитарного предприятия. При этом они в течение 3 дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны передать необходимую документацию, печати, штампы и материальные ценности.

Снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Для снятия арестов не требуется вынесения судом специального определения, поскольку арест снимается в силу закона.

Аресты на имущество и иные ограничения действий должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.

В новом законе в отличие от предыдущего дается определение понятия “мораторий”- это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. Данная льгота позволяет использовать суммы, предназначенные для исполнения денежных обязательств, на проведение мероприятий по улучшению финансового состояния должника.

Закон от 19 ноября 1992 г. предусматривал введение моратория на все требования кредиторов, новый же закон предусматривает введение моратория на определенные требования кредиторов (п. 2 ст. 70 закона).

Не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке. Указанное ограничение не противоречит требованиями Федерального закона РФ от 21. 07. 97 № 119-ФЗ“Об исполнительном производстве”. С момента введения моратория приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Следует отметить, что в новом законе однозначно решен вопрос о кредиторах первой и второй очереди. До Информационного письма“Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)”от 07. 08. 97 № 20, вопрос об этих кредиторах не был урегулирован в законе о банкротстве 1992 г. , что создавало определенные трудности при реализации закона.

Стоит обратить внимание на норму, которая закрепляет прекращение начисления штрафов, пеней по денежным обязательствам и финансовых санкций по обязательным платежам при введении моратория. Необходимость установления данного правила была продиктована практикой применения предыдущего закона о банкротстве, в котором не предусматривалось подобного правила, что явно не способствовало восстановлению платежеспособности должника. Для компенсации понесенных кредиторами потерь на все“замороженные суммы будут начисляться проценты по ставке рефинансирования Центрального банка на основании ст. 395 ГК РФ. ” [44Витрянский В. В. Новое законодательство о несостоятельности (банкротстве) //Хозяйство и право. 1998 г. № 3 с. 67. ]

При решении вопроса о нераспространении моратория на требования кредиторов, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления, законодатель исходит из позиции приоритета интересов должника, заключающихся в восстановлении его платежеспособности, перед интересами отдельных кредиторов. Внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров, если: - исполнение такого договора повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах; - если договор является долгосрочным (заключен на срок более года), либо рассчитан на получение положительных результатов для должника лишь в долгосрочной перспективе;

- если имеются иные обстоятельства, препятствующие восстановлению платежеспособности должника.

Перечень обстоятельств, предусматривающих право на отказ, не является исчерпывающим и внешнему управляющему предоставлены довольно широкие полномочия при принятии решения. Таким образом, внешний управляющий может отказаться от исполнения практически любого договора.

Новый закон о банкротстве сохранил содержащиеся в предыдущем законе нормы, предусматривающие разработку плана проведения внешнего управления. Обязанность по разработке и реализации указанного документа возлагается на внешнего управляющего. К плану внешнего управления закон устанавливает определенные требования:

Во-первых, он должен быть разработан не позднее одного месяца с момента назначения внешнего управляющего;

Во-вторых, план должен содержать в себе как минимум два раздела: меры по восстановлению платежеспособности и срок восстановления платежеспособности, который не должен превышать предельных сроков внешнего управления; В-третьих, план должен быть представлен для утверждения на собрание кредиторов, которое должно принять одно из следующих решений: об отклонении плана и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; об отклонении плана внешнего управления, отстранения внешнего управляющего с одновременным утверждением кандидатуры нового внешнего управляющего и с обращением с соответствующим ходатайством в арбитражный суд; об утверждении плана. Следует отметить, что план считается утвержденным, если за него проголосовало более половины голосов от числа конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании кредиторов. Утвержденный план и протокол собрания кредиторов представляются в арбитражный суд внешним управляющим не позднее 5 дней с даты проведения собрания. Если утвержденный план не будет в течение шести месяцев с момента введения внешнего управления представлен арбитражному суду, последний вправе принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Несомненно, что к достоинствам нового закона можно отнести то, что по сравнению с законом о банкротстве 1992 года настоящий закон существенно расширил меры по восстановлению платежеспособности должника. В рамках внешнего управления может осуществляться: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; ликвидация дебиторской задолженности; продажа предприятия (бизнеса) (статья 86); продажа части имущества должника (статья 87); уступка прав требования должника (статья 88); исполнение обязательств третьими лицами (статья 89). Более подробно стоит остановиться лишь на некоторых мерах. 1. Продажа предприятия (бизнеса) должника. Стоит заметить, что авторы закона непонятно в каких целях после использования понятия“предприятие” в скобках употребили слово “бизнес”. Неужели “бизнес” - синоним “предприятия”? Тогда в гражданском праве появляется еще понятие последнего. [45Жилинский С. Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. – М. , Норма-Инфра, 1998 г. с. 629. ] Процедура продажи предприятия не является новой для российского законодательства. Правоотношения, возникающие по поводу продажи предприятия должника, регулируются нормами Закона о банкротстве 1998 года, а также нормами Гражданского Кодекса РФ, в части, не урегулированной законом (статья 559-566). Прежде всего, при продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности. Также необходимым условием является проведение инвентаризации имущества. Обязанность проведения инвентаризации обусловлена также требованиями статьи 561 Гражданского Кодекса РФ, поскольку акт инвентаризации является обязательным приложением к договору продажи предприятия. Продажа предприятия производится путем проведения открытых торгов, если иной порядок не установлен планом внешнего управления. Вырученная в ходе данной операции денежная сумма включается в состав имущества предприятия и подлежит зачислению на специально открываемый счет. При рассмотрении данного вопроса необходимо отметить социальную направленность действующего закона, поскольку исходя из его норм все трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия, сохраняют свою силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.

    Пример из правоприменительной практики:

В ООО “Елена”было введено внешнее управление и принято решение о продаже всего предприятия. Новый работодатель уволил ранее работающих, в связи с чем уволенные работники подали иск в суд и были восстановлены в своих должностях. [46 Весенева Н. Слушается дело о банкротстве //Бизнес –адвокат. 1998 г. № 9. ] 2. Продажа части имущества должника. Также как и продажа предприятия, продажа части имущества может быть осуществлена только после проведения инвентаризации и по общему правилу на открытых торгах в форме аукциона.

Однако закон допускает и исключения из данного правила, например, продажа градообразующих предприятий осуществляется путем проведения конкурса (статья 137 закона). Внешнему управляющему предоставлено право определять начальную продажную цену имущества, однако план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов, может предусматривать иной порядок определения начальной цены. Оплата проданного имущества должна быть произведена в срок, предусмотренный протоколом или договором купли-продажи, но не позднее чем через один месяц со дня проведения торгов.

3. Уступка прав требования должника. Общие правила содержатся в статьях 382-390 Гражданского Кодекса РФ, статья же 88 устанавливает лишь специфические правила уступки прав требования в рамках процесса банкротства.

Перечень мер по восстановлению платежеспособности должника не является исчерпывающим, что дает возможность внешнему управляющему самостоятельно, исходя из специфики деятельности и финансово-экономического состояния должника, определить мероприятия, направленные на повышение хозяйственно-финансовой деятельности должника.

По итогам внешнего управления внешний управляющий составляет отчет, который подлежит рассмотрению на собрании кредиторов, а затем утверждению арбитражным судом.

Утверждение отчета является очень важным моментом в процессе внешнего управления, поскольку можно говорить о том, что платежеспособность должника восстановлена и можно перейти к расчетам с кредиторами.

Новой в российском законодательстве является статья 94, предусматривающая порядок расчетов с кредиторами. Необходимость принятия данной нормы была продиктована практикой применения предыдущего закона о банкротстве. “Закон о банкротстве 1992 года не решал проблему расчетов, так как, восстановив платежеспособность должника, внешний управляющий не мог произвести расчеты с кредиторами фактически, поскольку на требования кредиторов был наложен мораторий. После того как арбитражный суд констатировал восстановление платежеспособности должника к управлению финансовым потоками возвращался его прежний руководитель и никто не мог гарантировать, что требования кредиторов будут удовлетворены. На практике внешние управляющие удовлетворяли требования кредиторов, несмотря на мораторий. ” [47 Постатейный комментарий к Федеральному закону “О несостоятельности (банкротстве)” //Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ 1998. № 8. с. 120]. Расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим в соответствии с реестром кредиторов со дня утверждения отчета. Очередность удовлетворения осуществляется согласно требований, предъявляемым к очередности удовлетворения требований кредиторов в ходе конкурсного производства, за некоторыми изъятиями:

- не производится капитализация повременных платежей по требованиям гражданам, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, поскольку расчеты с кредиторами данной очереди осуществляются путем погашения оставшейся задолженности;

- во вторую очередь погашается оставшаяся задолженность по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору и выплате авторских вознаграждений. С момента исполнения обязательств перед кредиторами внешний управляющий вносит соответствующую запись в реестр.

Участники процедуры внешнего управления: внешний управляющий и комитет кредиторов.

    Внешний управляющий

Одним из основных участников процедуры внешнего управления является внешний управляющий. Как уже отмечалось, с момента введения внешнего управления руководитель и органы должника отстраняются от руководства организацией, а полномочия по управлению возлагаются на внешнего управляющего. Предложения по кандидатуре внешнего управляющего могут быть представлены любым из конкурсных кредиторов, налоговым или иным уполномоченным органом, должником или собственником имущества должника– унитарного предприятия. Поскольку внешний управляющий относится к корпусу арбитражных управляющих, требования к его кандидатуре абсолютно идентичны требованиям, предъявляемым к кандидатуре временного управляющего.

После утверждения собранием кредиторов, кандидатура внешнего управляющего представляется арбитражному суду для назначения. В случае, когда суду не представлена кандидатура, арбитражный суд самостоятельно из числа зарегистрированных лиц назначает внешнего управляющего. Стоит упомянуть, что в качестве кандидатуры внешнего управляющего может быть рассмотрено лицо, осуществляющее полномочия временного управляющего. Представляется, что продление деятельности лица, осуществляющего функции временного управляющего в качестве внешнего управляющего, наиболее целесообразно, поскольку за время своей работы первый наиболее ясно представляет себе картину о специфике деятельности и финансово-экономическом положении должника, что в последующем существенно может облегчить и оказать помощь в проведении внешнего управления. Обладая общими правами (часть 1 статьи 20), принадлежащими любому из арбитражных управляющих, временный управляющий наделен присущими только ему специальными правами, которые определены в статье 74 закона. К ним относятся:

1. Самостоятельное распоряжение имуществом должника с ограничениями, предусмотренными федеральным законом о несостоятельности 1998 года. В качестве таких ограничений могут выступать:

- обязанность внешнего управляющего получить согласие от собрания или комитета кредиторов на совершение крупной сделки, в которой имеется заинтересованность. Полномочия арбитражного управляющего по распоряжению имуществом должника не ограничены рамками полномочий, установленных для руководителя предприятия-должника.

    Пример из правоприменительной практики:

В арбитражный суд на основании п. 2 ст. 21 Закона о банкротстве обратился кредитор с заявлением об обжаловании действий арбитражного управляющего. Из представленных в арбитражный суд документов следовало, что уставом акционерного общества предусмотрено одобрение советом директоров сделок, совершенных руководителем организации, на сумму свыше 10 тыс. рублей. Арбитражный управляющий совершил сделку по отчуждению имущества на сумму 50 тыс. рублей. При рассмотрении указанного заявления возник вопрос о правомерности совершения сделок арбитражным управляющим по отчуждению имущества без согласия соответствующего органа акционерного общества.

При решении данного вопроса необходимо иметь в виду следующее: согласно статье 69 Закона о банкротстве при введении внешнего управления имуществом должника полномочия органов управления должника прекращаются, и крупные сделки совершаются внешним управляющим с согласия собрания кредиторов. Следовательно, ограничения, установленные для руководителя предприятия-должника, на арбитражного управляющего не распространяются. [48Обзор применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве) //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации” 1997 г. №10. ] - обязанность внешнего управляющего получить согласие от собрания или комитета кредиторов по сделкам, влекущим новые денежные обязательства должника, в случаях, когда размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает 20 процентов суммы требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов, за исключением предусмотренных планом внешнего управления;

- обязанность внешнего управляющего получить согласие от собрания кредиторов или комитета кредиторов в отношении решений, влекущих увеличение расходов должника на потребление, в том числе на оплату труда работников должника; - в случае продажи предприятия не осуществлять расчеты с кредиторами, за исключением кредиторов перовой и второй очереди, вплоть до заключения мирового соглашения или принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;

- продажа имущества должника на торгах может быть осуществлена внешним управляющим только после проведения инвентаризации;

- обязанность внешнего управляющего получить согласие от собрания или комитета кредиторов при уступке права требования должника на открытых торгах; - в иных случаях.

    2. Заключение от имени должника мирового соглашения.
    3. Заявление об отказе от исполнения договоров должника.

Исходя из специального правового статуса внешний управляющий обязан нести возложенные на него обязанности:

- принятие в ведение имущества должника и проведение его инвентаризации; - открытие специального счета для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами;

- разработка и представление на утверждение собранию кредиторов плана внешнего управления;

- ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности; - заявление в установленном порядке возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;

    - принятие мер по взысканию задолженности перед должником;
    - рассмотрение требований кредиторов;

- предоставление собранию кредиторов отчета по итогам реализации плана внешнего управления;

- осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

По общему правилу внешний управляющий назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления и действует до прекращения внешнего управления. В то же время необходимо упомянуть, что новый закон, в отличие от предыдущего, предусмотрел нормы относительно освобождения внешнего управляющего от исполнения своих обязанностей. Перечень таких оснований и порядок предусмотрен статьей 73 закона о банкротстве и не является исчерпывающим.

Еще одним органом, участвующим в процедуре внешнего управления, является собрание кредиторов. Законом подробно регламентированы общие вопросы, касающиеся собрания кредиторов, относящиеся к любой процедуре банкротства, будь то наблюдение, конкурсное производство, внешнее управление. В то же время участие собрания кредиторов в каждой из процедур несостоятельности имеет свои характерные особенности, в основном касающиеся прав и обязанностей. Во внешнем управлении дополнительные права установлены для комитета кредиторов (статья 81), в частности: созыв собрания кредиторов, дача рекомендаций собранию кредиторов по освобождению внешнего управляющего от исполнения обязанностей внешнего управляющего; утверждение или отказ в утверждении крупных сделок должника и сделок должника, в совершении которых имеется заинтересованность; представление арбитражному суду кандидатуры заместителя внешнего управляющего. 3. 3 Конкурсное производство.

    К

онкурсное производство –процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях удовлетворения требований кредиторов (пункт 10 статьи 2 закона), также как и судебная санация, не является новой для российского законодательства. Начальным моментом открытия конкурсного производства является принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Данное решение может быть вынесено только при условии установления признаков банкротства, предусмотренных статьей 3 закона.

Одним из важных моментов нового закона является законодательное закрепление продолжительности срока проведения конкурсного производства: основного - 1 год и дополнительного - 6 месяцев, но в случае необходимости и при наличии веских оснований арбитражный суд вправе продлить указанные сроки. Многие юристы (В. Витрянский, О. Никитина, В. Петрова и др. ) отмечают практическое значение данной нормы. Ранее действующий закон не содержал подобных ограничительных сроков, что позволяло конкурсным управляющим растягивать ликвидационную процедуру на долгие годы, получая при этом довольно высокое вознаграждение. Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено в самом решении.

Решение арбитражного суда должно содержать информацию о назначении конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий является одной из ключевых фигур, действующих с момента назначения до завершения конкурсного производства. Требования, предъявляемые к кандидатуре конкурсного управляющего и порядок его назначения аналогичные требованиям, установленным законом к кандидатуре внешнего управляющего.

Страницы: 1, 2, 3


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.