РУБРИКИ

Финансы - (шпаргалка)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Финансы - (шпаргалка)

p>Финансовая политика может быть прогрессивной, когда она базируется на научных разработках и научный подход служит тому, что финансовая политика неотрывна от реальных финансовых отношений.

    Научный подход предполагает:

1. Соответствие финансовой политики объективно закономерному развитию производства, поэтому важное значение имеет наличие достоверной информации. Такая информация должна нести сведения о процессах происходящих в экономике, в социальной сфере и отражать результаты проводимых мероприятий. Информация составляет базу для выработки эффективной финансовой политики. Необходимость соблюдения принципов обратной связи - основа правильности финансовой политики. Общее направление финансовой политики должно ориентироваться на повышение экономической эффективности и иметь своей целью рост объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост показателя финансоотдачи свидетельствует о действенности финансовой политики. При выработке финансовой политики учитывают условия и мероприятия, которые проводились с учетом специфики каждого конкретного этапа развития экономики страны. Если не учитывать финансовые ресурсы, то это приведет к бюджетному дефициту. При разработке финансовой политики необходимо учитывать опыт и использовать условия конкретные для данной ситуации, поскольку копирование чужого опыта не дает действенных результатов в каждой конкретной ситуации.

2. Решения должны приниматься на основе расчета и четкого предвидения последствий проводимых мероприятий.

3. Важным требованием является соблюдение комплексного подхода к проведению и выработке финансовой политики. Координация должна быть направлена на основных задач. Важно учитывать ценовую, заработную и кредитную политику. Если нет согласованности, то нельзя достигнуть и положительных результатов. Финансовая политика, являясь составной частью экономической политики, имеет специфические для нее способы и методы решения поставленных задач. Могут использоваться разные пути достижения результатов: прогнозирование и изучение результатов мероприятий.

    Функции финансовой политики:
    · фискальная; · экономическая.

С точки зрения внутреннего содержания финансовой политики выделяют 3 составные части:

1) выработка научно обоснованной концепции финансов на длительную и ближайшую перспективу.

2) определение основных направлений использования финансов в текущем году и в перспективе.

3) осуществление практических действий для достижения поставленных целей. Если отсутствует хотя бы один из элементов, то финансовая политика не удовлетворяет современным условиям.

В РФ при Е. Гайдаре выполнялся только лишь первый пункт при том, что не учитывались особенности народного хозяйства и социальной политики, что привело к печальным результатам. После Гайдара Черномырдин сначала делал попытки разрозненных действий, а потом появилась финансовая программа стабилизации. В ней, во–первых, отсутствовала концептуальная разработка финансовой политики, во–вторых, подход к проведению финансовой политики являлся прагматичным (не творческим)– копирование зарубежного опыта.

Финансовая политика велась без учета состояния народного хозяйства. Однако финансовые мероприятия в то время содержали множество просчетов. Среди них: либерализация цен (в условиях монопольного хозяйствования), государство недостаточно реагировало на изменения условий хозяйствования и анализировало финансовую ситуацию.

Минфин, на который возложена обязанность выработки финансовой политики, подготавливает несколько вариантов финансовой политики. Все они подвергаются экспертной оценке и наиболее оптимальный вариант направляется в правительство. Многовариантный проект требует строго использования математического моделирования и прогнозирования. При выработке финансовой политики необходимо создать запас финансовых ресурсов с их постоянным увеличением. Необходимо определить наиболее рациональные доли изъятия доходов и предприятий государством. При выработке финансовой политики большое значение придается распределению финансовых ресурсов и их концентрации на основных направлениях. Финансовое положение страны характеризуется рядом показателей: D ВНП или НД (национальный доход) – главные источники финансовых ресурсов (в РФ сейчас спад ВНП – 50 %). D Объем инвестирования (в РФ – 1/3 от прежнего уровня и наблюдается спад инвестиционного процесса). D Темпы обновления основных фондов (в РФ сейчас носят минусовой характер). D Рост производительности труда (он в РФ сейчас носит минусовой характер). D Жизненный уровень населения (в РФ снижается)

D Дефицит государственного бюджета (в РФ постепенно снижается в настоящее время – 4 %). Должен быть не более 3 %. Финансовая система характеризуется неплатежами в государственный бюджет. Так, например, в 1995 году было собрано всего лишь 65 %. Из-за систематической неплатежеспособности приходится повышать государственный долг. Около 500 трлн. руб. –проиндексированные сбережения населения, таким образом, российское государство имеет как большую внешнюю задолженность, так и большую внутреннюю. Финансовая политика стабилизации включает в себя:

    1) Остановить инфляцию:
    1992 год – 26 раз
    1994 год – 3 раза
    1993 год – 9 раз
    1995 год – 2 раза
    в 1995 году произошло резкое падение инфляции
    январь – 18, 5 %;
    февраль – 2 %;
    март – 2, 8 %.
    Идеал – 20 % в год (примерно 1 – 2 % в месяц).
    2) Снижение дефицита бюджета до 3 %
    3) Государственный долг – до 1/2 ВНП.

К финансовой политике примыкает денежно - кредитная политика. Одно из достижений финансовой политики—отказ в законодательном порядке от покрытия государственного долга путем выдачи Центробанку кредитов (эмиссии).

    Задачи финансовой стабилизации:

> стабильные цены (инфляция = 0). Однако инфляция присутствует и в развитых странах, где она равна примерно 1, 8 % в год.

    > дефицит бюджета не более 2 – 3 % от ВНП.

> государственный долг должен составлять небольшую сумму и расти только с ростом ВНП.

    Перейти к инвестициям и подъему !

Финансовые стимулы- экономические рычаги, действие которых связано с материальными интересами субъектов хозяйствования. При стимулировании качественной стороны финансы используют в общественном производстве в направлении обеспечения экономических интересов, стимулов. При этом преобладает качественное стимулирование экономики.

    Можно выделить группы финансовых стимулов:

1. Финансовые стимулы, которые позволяют обеспечить выбор наиболее эффективных направлений инвестирования ресурсов в общественное производство. В этой связи важно правильно разработать целевые программы и обеспечить их достаточными ресурсами (с помощью бюджета).

При выборе основных направлений инвестирования средств большое внимание уделяется показателям финансоемкость и финансоотдача. Они являются критериями для выработки целевых программ.

Финансоемкость –какое количество финансовых ресурсов требуется на выполнение той или иной программы.

Финансоотдача –количество прибыли получаемой на вложенные ресурсы. Основной задачей является снижение финансоемкости и повышение финансоотдачи в общественном производстве. При этом необходимо помнить, что важным резервом роста финансовых ресурсов выступает улучшенная воспроизводственная структура финансовых ресурсов стоимости общественного продукта.

Так как основным источником финансовых ресурсов является добавочный капитал (прибыль), то чем выше доля прибыли в стоимости общественного продукта, тем выше резервы роста финансовых ресурсов.

    2. Использование специальных поощрительных фондов.

3. Финансовые стимулы, связанные с бюджетными методами интенсификации производства.

Проводя активную финансовую политику, государство может использовать бюджетные доходы и расходы для стимулирования производства.

Чтобы бюджетные доходы превратились в бюджетные стимулы, нужно, чтобы каждый вид платежа выполнял не только фискальную, но и стимулирующую функцию. 4. Специальные финансовые льготы и санкции

Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики Финансовый механизм –совокупность форм организации финансовых отношений, которая позволяет формировать и использовать финансовые ресурсы. Инструментами выступают налоги и неналоговые поступления.

Большое значение имеет выработка финансового механизма для выполнения финансовой политики. Учет условий в процессе проведения финансовой политики требует выявления соответствующих приемов и методов, необходимых для реализации поставленных задач связанных с социальным обеспечением, регулированием налогов, развитием научно-технического прогресса, решением проблем производственного процесса, обеспечение финансовыми ресурсами целевых программ, развитие хозяйства всех регионов. Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения. Множество финансовых взаимосвязей предопределяет различные формы и методы организации.

Государство на основе объективных законов определяет формы и методы распределения стоимости валового национального продукта национального дохода. Государство определяет налоги, принципы и направления использования финансовых ресурсов, амортизационную политику. Государство осуществляет планирование и прогнозирование, нормативно оформляя способы организации финансовых отношений. При этом важное значение имеет контроль.

    Финансовый механизм делится на:
    – финансовый механизм организаций;
    – страховой механизм;
    – механизм функционирования государственных органов;
    – кредитную политику.

В каждом из разделов выделяют структурные виды по звеньям финансовой системы. Территориальное деление:

    //- финансовый механизм федерации;
    //- финансовый механизм республики;
    //- финансовый механизм местных органов.
    По воздействию на общественное производство:
    а). механизм мобилизации финансовых ресурсов;
    б). механизм предоставления финансовых ресурсов;
    в). механизм стимулирования общественного производства.

Каждый элемент является составной частью единого финансового механизма, но функционирующий самостоятельно. И все элементы требуют согласования. Все звенья различаются степенью сложности и развитием отдельных элементов. Государство устанавливает способы организации финансовых отношений и фиксирует эти способы в нормативных актах и финансовым правом. Финансовый механизм и финансовая политика тесно связаны с финансовым правом. Наличие юридических норм позволяет установить единые требования во всей финансовой системе. Финансовое право является инструментом формирования и проведения финансовой политики и оказывает влияние на экономическую политику.

    Можно схематически изобразить эти связи:

1. Использование финансов через познание возможностей этой категории. 2. Правовое оформление финансовой политики.

    3. Развитие и реализация приемов и методов решения задач.

4. Финансовое право осуществляет регламентацию финансовых отношений. Финансовая политика на современном этапе.

В процессе работы государство решает противоречивые задачи, следовательно финансовая политика должна быть балансирующей. Основными направлениями финансовой политики в современных условиях являются:

1). проведение мероприятий по переводу предприятий на рыночные отношения; 2). преодоление кризисного состояния финансов и оздоровление денежно кредитной системы;

    3). комплекс мер по социальной защите населения.

В условиях перехода к рыночной экономике основными направлениями финансовой политики являются:

    – разумная приватизация государственного сектора;
    – дальнейшее развитие антимонопольной политики;
    – совершенствование действующей налоговой системы;
    – финансовое обеспечение конверсии;
    – развитие финансового рынка;
    – ликвидация бюджетного дефицита;
    – сокращение внутреннего и внешнего долга;

Структура финансового механизмаотражает финансовую систему с позиции группировки финансовых отношений и состоит из 5 взаимосвязанных блоков.

Блок 1. Финансовые методы —способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Включает в себя:

    © планирование;
    © систему расчетов;
    © прогнозирование;
    © аренду;
    © самофинансирование;
    © страхование;
    © инвестиционную программу;
    © залоговые операции;
    © кредитование;
    © траст;
    © выпуск ценных бумаг;
    © факторинг;
    © налогообложение;
    © лизинг;
    © трансферт.
    Блок 2 – Правовое обеспечение:
    © правовые акты;
    © законы;
    © указы;
    © постановления Правительства;
    © приказы, распоряжения, письма Минфина и т. п.
    Блок 3 – Финансовые рычаги:
    * прибыль
    * цена;
    * доход
    * арендная плата;
    * амортизационные отчисления
    * дивиденды;
    * финансовые санкции
    * процентная ставка;
    * дисконт
    Блок 4 – Нормативное обеспечение:
    * инструкции;
    * методические указания.
    Блок 5 – Информационное обеспечение:
    * компьютерные программы;
    * бухгалтерская отчетность;
    * статистическая отчетность;
    * оперативная отчетность и пр.
    ТЕМА 5 УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ.

Управление финансами –совокупность приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных целей.

Финансы можно рассматривать как объект и субъект управления. Если их рассматривать как субъект управления, то видно, что они играют активную роль в управлении экономикой. И в этом понимании мы имеем дело с финансами как инструментом управления экономикой. С другой стороны финансы - объект управления, где финансы выступают как объективная экономическая категория, которая нуждается в том, чтобы финансами управляли через познание возможностей и свойств этой категории. Отсюда следует, что без управления финансами, финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов невозможно развивать экономику. И конкретным объектом управления является сфера финансовых отношений или финансовых взаимосвязей, которые материализуются в финансовых ресурсах.

Финансовые объекты – разнообразные виды финансовых отношений. К объектам относятся:

    – ФПУО;
    – страховые отношения;
    – государственные финансы и т. д.

Финансовые субъекты – организации. которые организуют и осуществляют это управление. К субъектам относятся:

– финансовые службы, отделы и органы, которые существуют на предприятии; – финансовые органы государства (как Минфин, финансовые министерства республик); – налоговые инспекции.

    Функциональные элементы управления:

Элемент 1. Планирование –это оценка состояния финансов, выявление возможности увеличения финансовых ресурсов.

Элемент 2. Оперативное управление –комплекс мер, с помощью которых получается максимальная эффективность при минимальных затратах.

Элемент 3. Контроль –сопоставление фактических результатов с плановыми, выявление резервов для увеличения ресурсов с помощью эффективного хозяйствования.

    Управление финансами:

1. Стратегическое управлениезаключается в определении финансовых ресурсов на перспективу, для чего необходимо знать динамику ВНП.

2. Оперативное управлениеосуществляется финансовым аппаратом и заключается в воплощении в жизнь идеи стратегического планирования.

Финансовая система РФ включает в себя комплекс государственных и негосударственных специализированных учреждений, в функции которых входит: а). осуществление различного рода финансовых, денежных, страховых, валютных операций; б). эти же органы предоставляют аудиторские услуги;

в). они оказывают консультации по всем вопросам финансово-экономической деятельности;

    г). осуществляют регулирование финансовой сферы.

Система финансового управления осуществляется с помощью финансового аппарата, а сам финансовый аппарат представляет собой совокупность органов и организаций занимающихся управлением финансами. Или, другими словами, финансовый аппарат система финансовых органов.

Естественно весь финансовый аппарат также состоит из элементов, аналогичных группировке финансовых отношений.

Первая сфера - финансовые подразделения в отраслях и на предприятиях. Они управляют финансовыми ресурсами, которые создаются и остаются в распоряжении отраслей и предприятий.

    Вторая сфера - система страховых органов.

Третья сфера- государственные финансы - Министерство финансов, все финансовые органы, налоговые службы и т. д. Органы управления внебюджетными фондами и все остальные фонды создаются в этой сфере.

Четвертая сфера - кредитные учреждения - Центробанк и коммерческие банки. Финансовый аппарат составляют:

    а). финансовые органы государства;
    б). страховые органы;
    в). финансовые службы предприятий.
    Рассмотрим финансовые органы государства. Их три:
    1. Федеральное собрание
    * Совет Федерации (89 чел. х 2 = 178 чел. );
    * Государственная дума (450 чел. ).
    2. Президент.

3. Минфин, который включает в себя нижестоящие уровни Госналогслужбы. Центральное место в Минфине занимает бюджетное управление, а на втором месте находится казначейство, которое исполняет бюджет. Далее–

    – управление налоговых реформ;
    – управление ценными бумагами и финансовым рынком;
    – управление финансирования сельского хозяйства.

Сейчас формируется управление финансирования конверсионных программ. Казначейство - создано в 1993 году. Эта структура была создана для того чтобы осуществлять функции бюджета. Кроме того, казначейство проводит расчеты, депозитные и другие операции, которые раньше выполнял Центробанк, т. к. Центробанк был исполнителем бюджета.

Казначейство возглавляется главным управлением федерального казначейства. Это главное управление входит в центральный аппарат Министерства финансов и подчиняется непосредственно ему. Можно сказать, что казначейство представляет собой внутренний банк Министерства финансов, который имеет отделения на местах и свою систему расчетов. На 01. 01. 94 было создано 59 территориальных органов. Контрольно - ревизионное управление создано при Министерстве финансов в 1923 году. Оно подчиняется непосредственно Министерству финансов. Органы КРУ есть во всех субъектах РФ, городах и районах. Весь этот аппарат содержится за счет средств федерального бюджета. КРУ - это единственная система государственного финансового контроля. Она осуществляет следующие виды деятельности: –документирование ревизии на государственный предприятиях, организациях и учреждениях;

–проводит проверки по заданиям МВД в рамках борьбы с организованной преступностью.

Главная проблема в работе этой структуры - законодательная база для финансового контроля.

    Старые структуры:
    – управление финансированием социальных программ и науки;
    – управление финансированием обороны и безопасности;
    – управление валютно - финансового регулирования.
    Автоматизация управления финансами.

Автоматизированные системы управления становятся неотъемлемой частью работы финансовых органов. Автоматизированные системы базируются на элементах программирования и ЭВМ.

    ТЕМА 6
    ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Финансовое планирование –продукт финансовых исследований, которыми занимается наука. Планирование как элемент управления есть лучшее средство финансовой политики. Оно позволяет плавно и незаметно совершать крупные хозяйственные перемены. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от смет отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др. ). Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.

    Планирование характеризуется:

1) экстенсивностью (охватывает широкий круг социально - политических и экономических явлений);

2) интенсивностью (подразумевает применение совершенной техники); 3) эффективностью (означает, что в итоге необходимо достичь тех целей, которые ставит финансовое управление).

    Методы финансового планирования:

a) автоматический (данные предыдущего года переносятся, например, на 1999 год. Если есть инфляция, то данные умножаются на коэффициент инфляции). Этот метод является самым примитивным методом и, как правило, используется при нехватке времени;

b) статистический (складываются расходы за предыдущие годы и делится на количество предыдущих лет);

c) нулевой базы (все позиции должны рассчитываться по новой. Этот метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями) В условиях рыночной экономики планирование, как функция управления, должно принимать форму всеобщего охвата всех сторон экономической и социальной деятельности. Если в плановой экономике в планировании финансов делался упор на распределительные процессы, то рыночная экономика опирается на сферу обмена, через которую осуществляется реализация товаров и услуг и признание общественно необходимых затрат произведенных при их производстве и реализации. Следовательно, в рыночной экономике господствующим и определяющим способом связи в процессе производства и реализации товара и услуг выступает рынок со своим механизмом, включающим деньги, цену, закон стоимости, закон спроса и предложения. Такая природа рыночного механизма определяет функционирование в нем прогнозного метода определения результатов производства и обмена, но с элементами планирования.

Финансовый план –системная совокупность мероприятий материального опосредования функционирования государства. Он составляется на срок от 1 до 5 лет и входит в бюджет. По форме финансовый план представляет собой изложений целей, цифр и организационных предложений на планируемый период. На предприятии планирование основывается на учете закона стоимости и при этом планирование выступает как экономическая категория.

Как правило, планы отличаются от своего результата исполнения, но во всем мире это отличие составляет десятые доли процента.

Важнейшим принципом планирования является принцип непрерывности, который применяется в том смысле, что планировщик вносит коррективы в план ежегодно. гибкость планов должна обеспечивать их жизненность, а финансовая техника придумала принцип “скользящий бюджет”. этот принцип применяется для большинства расходов, особенно при расчете государственных ассигнований. В этих бюджетах (составляемых на 5 лет) есть определенные понятия в виде цифр по годам: Цифра 1 года – окончательная;

    Цифра 2 года – твердая;
    Цифра 3 года – относительно твердая;
    Цифра 4 года – предварительная;
    Цифра 5 года – приблизительная.
    Это системно – вариационный метод планирования (ППБ).
    ППБ – планирование, программирование и бюджетирование:

I статья –планирование (включает в себя формирование и изложение целей и задач, в направлении которого должны действовать организации при своем функционировании);

II статья –программирование (подразумевает подбор имеющихся и нахождение новых средств, которые используются для достижения целей. Программирование означает процесс простирающийся в далекое и ближайшее будущее);

III статья –бюджетирование (процесс перевода общих многолетних программ на язык годовых бюджетных цифр по финансовым годам. Это процесс распределения всей совокупности количественно выраженных операций по традиционной бюджетной группировке). Финансовые планы имеются у всех звеньев финансовой системы: – предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах составляют “баланс доходов и расходов”. –предприятия и организации, функционирующие на некоммерческих началах составляют“смету”.

    – план общественных объединений – “Финансовый план”.

– органы государственной власти составляют “бюджет” (разных уровней: центральный, местный, субъектов Федерации). Методы планирования:

Ё экстраполяция (состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики; в расчетах исходят из показателей отчетного периода, корректируя их на относительно устойчивый темп изменений; динамика показателей экстраполируется на будущее);

    Ё нормативный (по определенным нормам);

Ё математического моделирования (построение модели процесса и перенос ее в финансовую область);

Ё балансовый (применяется для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех разделов финансовых планов между собой; его нарушение приводит к тому, что нарушаются связи, согласование и возникает несоответствие между разделами финансовых планов).

    ТЕМА 7
    ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Контроль рублем –контроль рынка над производителем товаров и услуг, где рынок выступает как эффективный покупательский спрос, т. е. это прежде всего люди, у которых есть что? Деньги.

Финансовый контроль –контроль со стороны государства за формированием и использованием денежных средств

Финансовый контроль –форма государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения, предприятий, относящихся к различным организационно правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

    Функции финансового контроля:

1) проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств); 2) проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;

    3) проверка соблюдения правил учета и отчетности.

В финансовом контроля важное значение имеет бюджетный контроль, который охватывает прежде всего государственный бюджет и внебюджетные фонды (неправительственные). Бюджетному контролю подвластны местные финансы и финансы предприятий, принадлежавших государству.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами.

Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждении государственного прогноза экономического и социального развития народного хозяйства, государственного бюджета по звеньям бюджетной системы, отчетов по его исполнению. Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесообразность осуществляемых расходов. Производится финансовый контроль законодательными органами через комитеты и комиссии, в частности, через плановые и бюджетно-финансовые комиссии.

    Органы финансового контроля:

I. Парламент (федеральное собрание, а в нем счетная плата, контрольное управление при Президенте РФ).

В РФ в ведении Контрольно - счетной палаты находятся такие вопросы, как контроль за: 1) источниками поступления бюджетных ресурсов, их экономным использованием как правительством, так и законодательными органами; пресечение расточительства; 2) эффективностью использования государственной собственности, работы государственных предприятий, разгосударствлением и приватизацией государственной собственности;

3) использованием средств специальных фондов, например, пенсионного, занятости, социального страхования; "Чернобыля" и т. д. ;

4) источниками денежных доходов общественных организаций включая различные партии, за использованием этих средств соответственно уставным целям. II. Специальные ведомства государственного финансового контроля. III. Специальное контрольное ревизионное управление.

Оно подчиняется непосредственно Минфину. Органы КРУ есть во всех субъектах РФ, городах и районах. Весь этот аппарат содержится за счет средств федерального бюджета. КРУ–это единственная система государственного финансового контроля. Она осуществляет следующие виды деятельности:

·документирование ревизии на государственный предприятиях, организациях и учреждениях;

·проводит проверки по заданиям МВД в рамках борьбы с организованной преступностью.

Главная проблема в работе этой структуры - законодательная база для финансового контроля.

IV. Органы финансового контроля в отраслевых министерствах (внутриведомственный контроль, как правило, наименее эффективен).

Финансовые органы, возглавляемые министерствами финансов, контролируют процессы мобилизации и использования средств бюджетных фондов. Поэтому этот вид финансового контроля называется бюджетным. Бюджетный контрольспособствует разработке оптимальной финансовой политики, обеспечивающей максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики. В составе аппарата Минфина функционируют контрольно - ревизионные управления, а в территориальных финансовых органах - аппарат главного контролера - ревизора. Контрольно - ревизионные управления и аппараты контролеров - ревизоров проводят все виды ревизий производственно - финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений.

Кредитные учреждения осуществляют финансовый контроль при выдаче, проверке обеспеченности и взыскании ссуд. Госкомиссии, Госкомитеты, министерства и ведомства проводят финансовый контроль специальным ревизорским аппаратом. Налоговые инспекции- это органы оперативного финансового контроля. Возглавляет систему налоговых органов Государственная налоговая служба Российской Федерации. Налоговые инспекции на местах подчиняются только своему вышестоящему органу. Задачами налоговых служб являются а). контроль за соблюдением законодательства о налогах, обеспечение полноты и своевременности внесения в бюджет налоговых платежей.

б). осуществляют проверку финансового состояния предприятий и организаций независимо от ведомственной подчиненности и их организационно - правовой формы;

в). проводят контроль за правильностью определения налогооблагаемой прибыли (дохода) с целью недопущения ее занижения;

г). ведут регистрацию всех субъектов, а также реальных и потенциальных объектов налогообложения.

д). обеспечивают учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозного имущества, имущества, перешедшего государству, кладов.

Налоговые инспекции имеют право: получать в организациях различных форм собственности необходимые документы и сведения, за исключением тех, которые составляют коммерческую тайну, определяемую законодательством; контролировать соблюдение законодательства о предпринимательстве граждан; обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов; приостанавливать все операции предприятий и граждан в случае непредставления документов; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов; применять санкции и штрафы; предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации предприятий, признании сделок недействительными. Вместе с тем налоговые инспекции обязаны не разглашать сведения о размере вкладов предприятий и граждан. Граждане и предприятия могут подать в суд иди арбитраж жалобы на действия государственных налоговых инспекций. Развитие товарно-денежных отношений порождает разнообразие форм собственности, способствует появлению финансового рынка, что определяет направления дальнейшего развития и возникновение новых форм и средств финансового контроля.

    Формы и методы государственного контроля.
    Формы (критерий – сроки и методы)
    По срокам:

· предварительный (осуществляется до расходования и применяется как профилактическая мера);

· текущий (осуществляется во время расходования и сверяется с планом или сметой); · последующий (после проведения расходов на основе отчетных материалов. Делаются определенные выводы для предварительного и текущего контроля). Методы (способ проведения):

а). ревизия (проверка деятельности всех подразделений по всем документам. Это очень дорогостоящий и редкий метод);

б). инспекция (периодическая проверка финансового состояния предприятия на месте); в). обследование (изучение недостатков);

г). наблюдение (общее ознакомление с состоянием финансов на предприятии). Непосредственным предметом провероквыступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово - кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п. ). При этом исходят из положения о невозможности исключения прямой или опосредованной взаимосвязи формирования и использования финансовых ресурсов, фондов денежных средств с любыми видами деятельности или бездействия. Следовательно, одни и те же объекты могут подвергаться не только финансовому контролю, но и другим видам контроля (при кредитовании, расчетах, ценообразовании и т. д. ). Но даже при совпадении конкретного предмета проверки и анализа финансовому контролю присуща особая направленность в оценке состояния этих объектов, соответствующая его назначению. Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Организация финансового контроля, пути повышения его действенности. Финансовый контроль решает сложные и многообразные задачи в различных сферах экономической жизни общества и на разных уровнях хозяйственного управления, что предъявляет определенные требования к его организации

    В зависимости от субъектов, финансовый контроль бывает:
    I. Государственный финансовый контроль:

а). общегосударственный финансовый контроль(осуществляют органы государственной власти и управления; он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности). б). ведомственный финансовый контроль(производят контрольно - ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений). II. Внутрихозяйственный финансовый контроль(осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т. д. Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений).

III. Общественный финансовый контроль(выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими. Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы).

    IV. Независимый (аудиторский) контроль

Аудиторство –новая в нашей стране организационная форма финансового контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы - это независимые организации, призванные способствовать повышению качества контроля, его объективности.

Аудитор –независимыий бухгалтер - ревизор, высококвалифицированный специалист в области финансов, учета и контроля. Они объединены в Ассоциацию аудиторов, которая призвана способствовать подготовке и переподготовке кадров, а также контролировать высокое качество знаний и профессиональных навыков аудиторов. Выделяются два вида аудита - внешний и внутрифирменный.

Внутрифирменный аудитосуществляется внутрифирменной аудиторской службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т. п. Он направлен на повышение эффективности управленческих решений по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли. В егозадачивходит: проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета при подготовке ежегодной отчетности; проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надежности и точности финансовой информации, подготовленной для руководства филиалами центральных органов; анализ адекватности и эффективности мероприятий по обеспечению сохранности активов; выявление резервов экономии ликвидных средств; определение эффективности финансово-хозяйственной деятельности фирмы и филиала и т. п. Внешний аудитвыполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными налоговыми к другими органами, предприятиями, другими пользователями - банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т. д. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово-хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий и организаций; контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению; предотвращение их занижения и возможность избежания взыскания штрафных санкций; консультирование по вопросам организации учета и управления, составления отчетности; проверку правильности и эффективности внутрифирменного финансового контроля и аудита. В целом область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно отнести также: постановку и организацию бухгалтерского учета; подготовку документов, необходимых при создании совместных предприятий или акционерных обществ; разъяснение вопросов финансово - банковского, налогового, страхового и других видов законодательства и т. д. Из перечня услуг четко прослеживается превентивный характер контрольной деятельности аудиторских фирм, состоящий в предотвращении каких-либо финансово - хозяйственных нарушений и неудач. этапы аудиторской проверки:

–начальный, или подготовительный этап (включает действия аудитора, обеспечивающие достоверность и эффективность анализа: подбор и систематизацию материалов, проверку сопоставимости и взаимно связи различных показателей отчетности);

–на втором этапе выполняется большое количество различных аналитических расчетов;

–третий этап сводится к обобщению результатов и формулированию экспертно аудиторской оценки.

Выполняя аудиторские процедуры, аудиторы проверяют полноту отражения важнейших хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности; своевременность и правильность фиксирования результатов инвентаризации основных средств (фондов), материальных ценностей, денежных средств и расчетов; сохранность в течение установленного срока первичных учетных и другого рода оправдательных документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций и их отражения в бухгалтерских записях.

На основе проверки и анализа финансового состояния аудиторы должны в официальной форме засвидетельствовать обоснованное мнение о конечных результатах деятельности контролируемых экономических объектов за определенный период. При этом они, как правило, берут обязательство проведенные проверки оформлять аудиторским заключением, к которому прилагаются документальные результаты проведенных исследований, анализов, экспертиз, в совокупности дающие ясное представление о том, на основании каких данных сформулировано мнение аудиторов.

Профессиональные услуги аудиторских фирм являются платными, а сами фирмы функционируют как хозрасчетные организации со статусом юридического лица. Это обеспечивает реализациюглавного отличия института аудиторстваот других форм организации финансового контроля - его полную, в том числе экономическую, независимость от государственный и ведомственных управленческих структур.

Конкуренция между аудиторскими фирмами заставляет их очень активно бороться за качество своих услуг, щепетильно относиться к имиджу фирмы. Возлагаемая юридическая ответственность за результаты проверок не позволяет аудиторам выдавать необъективную информацию, предопределяет необходимость страхования аудиторов и аудиторской деятельности. Аудиторские фирмы работают на основе разработанных и принятых ими уставов. Вместе с тем их деятельность, как правило, координируется и направляется централизованной аудиторской администрацией. В 1991 г. в нашей стране была создана Аудиторская палата. Деятельность ее направлена на более активное, упорядоченное становление и дальнейшее развитие института аудиторов, повышение качества их работы, в том числе и посредством адаптации к международным правилам и требованиям.

    ТЕМА 8
    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ
    И МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ.

Государственные финансы –денежные отношения по поводу распределения и перераспределения ВНП, которые связаны с формированием финансовых ресурсов в руках государства. Государственные финансы:

1). Федеральные финансы (В РФ в есть следующее административное деление: а). республики (89 шт. );

    б). края;
    в). области;
    г). Москва и Санкт - Петербург);
    2). Финансы субъектов Федерации (в РФ 89 субъектов)

Местные финансы не относятся к государственным финансам, т. к. разрабатываются документы по разграничению местных прав и полномочий и государственных. (1) Федеральные финансы включают в себя:

    (2) Финансы субъектов Федерации состоят из:
    1. Федеральный бюджет.
    1. Бюджет.
    2. Внебюджетные фонды.
    2. Внебюджетные фонды.
    3. Государственный кредит.
    3. Финансовые мероприятия.
    4. Финансы государственных предприятий.
    4. Ценные бумаги (пока под вопросом)
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
    Осуществляется следующими методами:
    ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНЫМИ
    БЮДЖЕТНЫМИ
    1) регулирование учетной ставки;
    1) налоги;

2) операции государства на рынке ценных бумаг (как эмиссия, торговля ГКО и пр. );

    2) амортизационная политика;
    3) установление изменения минимальных резервов.
    3) государственные инвестиции.
    Государственные доходы

Государственные доходы –часть финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий. Они делятся на: – централизованные (Федеральные финансы);

    – децентрализованные (финансы субъектов Федерации).
    Государственные доходы делятся на:
    а). внутренние;
    б). внешние.

Доходы государственного бюджета состоят из многих источников и поступлений. Совокупность всех видов государственных доходов, которая формируется различными методами, составляетсистему государственных доходов.

1 место —налоги, которые являются главным инструментом перераспределения доходов и обеспечивающие мобилизацию финансовых ресурсов, они занимают центральное место в системе государственных доходов. Налоги –принудительное изъятие части национального дохода в пользу государства для выполнения функций последнего.

    Признаки налогов:
    Ё принудительный характер;
    Ё безвозмездный характер;
    Ё безэквивалентность.

2 место —государственные займы (2 источник системы госдоходов). Это выпуск ценных бумаг государства, которые распространяются государством на внутреннем рынке (в РФ–ГКО). Этот источник широко распространен в РФ (недавно допущены на рынок ГКО нерезиденты, т. е. иностранные лица).

3 место – неналоговые поступления (тоже изъятие, но не принудительное, а добровольное) 4 место – дополнительная эмиссия денежных знаков

    2 рода эмиссии:
    1) нормальная ;

Страницы: 1, 2, 3


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.