РУБРИКИ

Международная экономическая интеграция - (лекции)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Международная экономическая интеграция - (лекции)

Международная экономическая интеграция - (лекции)

Дата добавления: март 2006г.

    Лекция № 1 (16. 02. 1996)
    МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
    Сущность, формы и роль в современных МЭО.

Понятие, основные признаки и условия развития интеграции. Формы и этапы интеграционных процессов.

Последствия и эффективность международной экономической интеграции для экономического развития стран-участниц.

I. Понятие, основные признаки и условия развития интеграции.

    Тенденции:
    глобализация мировой экономики;
    регионализация.

Развитие МЭО, под воздействием специализации и разделения труда, приводит к глобализации.

    Основные черты глобализации:

изменяется форма производства, она переходит в международную форму в виде ТНК; изменение содержания производства и обмена под воздействием специализации, т. е. ориентация национальной экономики на международные стандарты; принципиальные изменения в хозяйственной жизни - международные центры управления, СП, международные системы информации, система международных стандартов (ГАТТ, МВФ, органы ООН и т. д. ).

    Регионализация.

Исторически сложившаяся региональная общность с едиными экономико-географическими, культурными и т. д. сходствами.

    Интеграция.

Это особый этап в процессе интернационализации хозяйственной жизни, который ведет к созданию нового качества - целостности обособленного хозяйственного комплекса нескольких государств (однородный, внутренне слитый хозяйственный механизм).

    Признаки интеграции:

взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов; на этой основе происходят глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц; необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов; возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональные структуры).

    Условия интеграции:
    развитая инфраструктура;

наличие политических решений правительства (создание условий для интеграции - политическая и экономическая база);

    Уровни интеграции:
    макроэкономический (государственный уровень);
    микроэкономический (межфирменный - ТНК).

Развивающиеся страны создают интеграционные группировки для преодоления проблем индустриализации. Число группировок в развивающихся странах составляет приблизительно от 35 до 40. Примером может служить МЕРКОСУР (1991 год - Асунсьонское соглашение) в состав которого входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Целями группировки являются - снижение бюджетного дефицита, преодоление кризиса.

Препятствия на пути интеграции развивающихся стран: интегрирующиеся страны слабо дополняют экономики друг друга, что сдерживает процесс интеграции; отсюда следует, что необходимы структурные изменения; не развита инфраструктура;

    различия уровней и потенциалов развития;
    политическая нестабильность.
    II. Формы и этапы интеграционных процессов.
    Эта система разработана ВТО и ГАТТ (две первые формы).
    Тип интеграции
    Признаки
    1
    Зона свободной торговли

Форма соглашения, когда участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношении друг друга. При этом к третьим странам - у каждого своя политика. Примеры: НАФТА, АНЗСЕРТА, раньше ЕЭС. 2

    Таможенный союз

Единая таможенная политика по отношению к третьим странам. Однако возникают и более серьезные внутренние противоречия. Примером может служить ЕЭС.

    3
    Общий рынок

Полное устранение препятствий для перемещений всех факторов производства между странами-участницами. В процессе решения находятся такие вопросы, как: полное согласование экономической политики и т. д. , выравнивание экономических показателей. 4. 1

    Экономический союз

Возникает на этапе высокого экономического развития. Проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и на этой основе идет снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные (надгосударственные) органы. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах.

    4. 2
    Валютный союз

Форма экономического союза и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются: согласованное (совместное) плавание национальных валют; установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц; создание единой региональной валюты;

формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы. В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения. 5

    Полная экономическая интеграция

Единая экономическая политика и, как следствие, унификация законодательной базы. Условия:

    общая налоговая система;
    наличие единых стандартов;
    единое трудовое законодательство;
    и т. д.

III. Последствия и эффективность международной экономической интеграции для экономического развития стран-участниц.

    Преимущества:

Увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия. Возрастает конкуренция между странами.

    Обеспечение лучших условий торговли.

Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры. Распространение передовой технологии.

    Отрицательные последствия:

Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров. Олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен. Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.

    Признаки интеграции:
    устранение ограничений
    взаимопроникновение производственных систем
    согласование законодательств и стандартов
    межгосударственные (наднациональные) органы
    единая валюта
    инфраструктура
    единая внешнеторговая политика

согласование внутренней политики (эконом, социальной и т. д)

Примечание к таблице по формам интеграции (уточнения. внесенные на семинаре): Форма

    Признаки интеграции
    1
    ‘1’ кроме чувствит. товаров
    2
    ‘1’, ’7’
    3
    ‘
    1’, ’2’, ’3’, ’4’, ’6’, ’7’
    4
    добавляются ‘5’ и ‘8’
    5
    all above + наличие единой вал.
    Лекция № 2 (16. 02. 1996).
    Североамериканская интеграция.

1. Предпосылки формирования и отличительные особенности НАФТА. 2. Основные положения Американо-Канадо-Мексиканского договора. 3. Ожидаемый экономический эффект НАФТА и международное значение опыта НАФТА.

I. Экономическое соглашение НАФТА действует с 1984 года и является самым крупным региональным объединением. Численность населения 373 млн. чел. , в ЕС - около 345 млн. Суммарный объем ВВП НАФТА приблизительно 7 трон. USD, ЕС - 6. 3 трлн. ЕС - объединение с жестким организационным строением, развитой наднациональной структурой. НАФТА - противоположна ЕС.

    ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ НАФТА

1) безусловная инициатива и лидерство США в создании НАФТА. Эк. потенциал участников НАФТА (1992 г. )

    а) ВВП (США) - 100%
    ВВП (Канады) - 9. 4%
    ВВП (Мексики) - 5. 5%
    б) ВВП на душу населения
    США
    100. 0%
    Канада
    87. 7%
    Мексика
    15. 8%

2) Распад биполярного мира, отсюда США могут господствовать в мире на основе экономического превосходства, но у США недостаточно высокая конкурентоспособность товаров и даже целых отраслей по сравнению с Японией и Зап. Европой. Зап. Европа поддерживает свою конкурентоспособность за счет интеграции. Япония все больше опирается на страны АСЕАН, НИСы, КНР, стремясь выступить лидером нового интеграционного блока. На основании этого возникает стремление США к интеграции.

3) Соединение высокого научно-технического потенциала с низкими издержками на з/плату; так в Мексике средняя з/п в 1985 году составляла 14% от средней з/п в США.

4) Интеграция США и Канады осуществляется при отсутствии специальных институциональных структур. 20% ВНП Канады реализуется в США, т. е. 60-70% экспорта Канады. Канада - крупнейший торговый партнер США (около 25% экспорта США или около 1% ВНП). Канада для американских корпораций - главный объект инвестирования, объем инвестиций составивший 56 млрд. USD в 1992 году, 75% всех иностранных прямых капиталовложений в Канаде.

    * * *

В 1988 г. подписано соглашение о создании зоны свободной торговли между США и Канадой - CAFTA, которое подразумевает: 1. полная ликвидация барьеров при торговле США и Канады; 2. намечено разработать совместные механизмы, регулирующие совместной конкуренции, создание наднациональных судебных и арбитражных органов; 3. приняты значительные ослабления ограничений на американские инвестиции в Канаде, отменены в 1989 году импортные пошлины на с/х товары, на энергоресурсы, отменен 25% потолок на иностранную собственность в банковской сфере Канады.

Инициатор CAFTA - Канада, т. к. в Канаде была низкая конкурентоспособность предприятий.

Сотнос де Гортали - мексиканский президент в 1989 году, при котором началось масштабное сближение с США, приватизация, шоковая терапия, привлечение иностранных инвесторов, либерализация ВТ.

80% всех иностранных инвестиций, начиная с 1988 года, в Мексику был из США. Массовая миграция мексиканцев в США (с 1988 по 1989 год около 3 миллионов человек - легально; нелегально ежегодно 2. 5-3 млн. чел. )

1985 г. - двустороннее соглашение о правилах субсидирования экспорта (США - Мексика). 1988 г. - рамочное торговое соглашение, в котором рассматривается ряд торговых и тарифных льгот.

    ВЫВОД: Постоянное переплетение экономик трех стран.
    ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ НАФТА

1. Асимметричный характер, проистекающий из того, что на США приходится около 85% ВВП и пром. производства трех стран.

2. Асимметрия уровней развития между высоко развитыми странами (США и Канада) и развивающейся Мексикой.

3. Асимметрия интенсивности двусторонних эк. отношений (США - Канада, США - Мексика), отсутствие зрелых экономических отношений между Канадой и Мексикой. Так доля Мексики во ВТО Канады чуть более 1% в 1993 году. У Канады вообще очень низкий ТО с Латинской Америкой, и Мексика занимает в нем 1 место. В общем объеме иностранных инвестиций в Канаду на Мексику приходится 1. 5%.

    ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОГОВОРА:

- поэтапное, в течение 15 лет, устранение таможенных пошлин и неторговых ограничений; - либерализация инвестиционного режима;

- обеспечение высокого уровня защиты интеллектуальной собственности; - разработка совместной программы по борьбе с загрязнением окружающей среды.

По одним товарам - решительная либерализация, по другим - плавная. Свыше 80% мексиканского экспорта было освобождено от ограничений США и Канадой; Мексика либерализовала ввоз 40% товаров союзников. Либерализация торговли с/х продукцией будет плавной. С/х Мексики очень отсталое даже по сравнению с другими латиноамериканскими странами. Поэтому Мексика должна постепенно отменить лицензирование на ввоз с/х товаров из США, Канады. Таможенное оформление промышленных товаров: введена процедура “купонов таможенных льгот”. США и Канада согласились на подстраховочную процедуру. Определен период до 3 лет, в течение которого страна может вводить повышенные пошлины на определенные товары, затем они должны быть отменены. Существенно изменился порядок таможенных сборов на мексиканский текстиль, на 45% он был снижен, поощряется развитие национального производства. Изменен режим миграции капиталов: между США и Канадой он либерализован. Мексика увеличила долю иностранных инвесторов в СП, раньше иностранный инвестор не мог иметь больше 49% активов СП (до 1994 года).

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ НАФТА

1. расчет на резкое увеличение американского экспорта, а отсюда 2. увеличение занятости

(* в 1994 году американский экспорт возрос на 17. 5% лишь от создания НАФТА) 3. перенос трудоемких, наукоемких и грязных производств в Мексику 4. снижение издержек производства, повышение конкурентоспособности (*GM, FORD, Crysler намерены повысить капиталовложения в Мексику, тем самым повысить прибыль более чем на 10%) 5. получение больших финансовых вливаний за счет либерализации миграции капитала (до 8% ВВП Мексики) 6. рост занятости в Мексике приток новых технологий.

    ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ ДЛЯ МЕКСИКИ:

1. жесткая конкуренция со стороны США и Канады; до 60% выращиваемой с/х продукции станет неконкурентоспособной.

    ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ КАНАДЫ:

1. льготные условия для сотрудничества с Мексикой, мексиканский рынок очень емкий, отсюда возможность для Канады резко увеличить свой экспорт. 2. снижение издержек на оплату труда.

Было принято решение о создании наднациональных органов в рамках НАФТА. 1993 год - соглашение о защите рабочих мест и экологии (разработка способов рассмотрения торговых споров и о применении санкций к нарушителям, в т. ч. повышения для них таможенных тарифов). США предложили создать 3-х стороннюю межгосударственную комиссию. Если комиссия не может решить спор, то он выносится на рассмотрение арбитражной комиссии независимых экспертов. Канада была против наднационального органа.

    Лекция № 3 (23. 02. 1996)
    Валютная интеграция.
    Европейская валютная система.
    Процесс создания экономического и валютного союза.

Римский договор 1957 года - долгосрочная цель - создание более глубокой интеграционной группировки.

В 70-е годы - первые попытки валютной интеграции (1971 г. ): установление механизма обменных курсов (был разрушен энергетическим кризисом 73-74 годов).

    Новый этап 1978-79 гг. (ЕВС)
    Основные элементы ЕВС:
    - механизм обменных курсов
    - корзина валют, ЭКЮ
    - кредитные инструменты для поддержания валютных курсов
    - европейский фонд валютного сотрудничества.

ЭКЮ - коллективная валюта, рассчитываемая на основе корзины.

    Функции:
    - единое расчетное средство

- на ее базе устанавливается “центральный курс” каждой валюты - использование “центрального курса” для расчета валютных курсов - резервный стоимостной актив

    - полноценный эталон меры

- средство осуществления механизма интервенции и кредитования. (отказ от привязки к доллару - привязка к ЭКЮ)

    Источники:
    1. Европейский фонд валютного сотрудничества
    2. Взаимное кредитование национальных ЦБ
    Кредитные инструменты:
    1. Валютные интервенции.

2. Краткосрочная валютная поддержка (срок до 75 дней, можно повторять через короткие промежутки времени).

    3. Среднесрочное кредитование.
    4. Долгосрочная помощь сроком до 5 лет.
    Платежный союз: в СНГ учитываются элементы ЕВС.
    Слабые стороны ЕВС.

1. ЕВС включала не все валюты (изменение качественного состава - валюты “бегали”).

2. 1979-1993 годы - постоянная корректировка валютных курсов и изменение диапазона колебаний.

3. Неравномерность экономического развития сообществ (группировок), диспропорции структурные и региональные (темпы экономического развития, уровень инфляции, уровень безработицы).

4. Эмиссия ЭКЮ практически не влияла на взаимные операции национальных ЦБ. 5. Разный вес национальных валют (с точки зрения влияния этих валют на валютную политику сообщества).

В конце 1980-х годов (ближе к 1990) была полностью завершена подготовка программы Делора.

    Основные положения:
    1. Создание единого рынка со свободной конкуренцией.
    2. Структурное выравнивание отсталых зон и регионов.

3. Координация экономической, бюджетной и налоговой политики (для сдерживания инфляции и стабилизации экономического роста).

    4. Создание европейского валютного института.
    5. Проведение единой валютной политики.
    Этот план был положен в основу Маастрихтских соглашений.
    II. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ

Маастрихтские соглашения - Договор о создании экономического и валютного союза - наиболее полной региональной интеграции.

Цель: достижение наиболее полной экономической интеграции. Положить в основу согласование экономической политики. Для ее обеспечения создана комиссия многостороннего наблюдения и контроля, основные задачи которой: - оценка экономической политики и экономического развития отдельных стран; - разработка конкретных рекомендаций по приспособлению национальных экономик к требованиям союза.

    Контроль за состоянием бюджета на основе двух показателей:
    а) планируемый и реальный дефицит
    б) общий объем задолженности.

Оценивается тенденция развития и скорость достижения предельных значений.

    Критерии конвергенции:

- страна должна иметь уровень инфляции не превышающий более чем на 1, 5 % средний показатель для трех стран с наиболее низкими темпами инфляции - страна должна иметь дефицит бюджета, не превышающий 3 % ВВП - государственный долг не должен превышать 60% ВВП

- % ставка не должна превышать уровень, средний для трех стран с наиболее низкими темпами инфляции, более, чем на 2 процентных пункта - страна должна принимать участие в системе совместного регулирования колебания валютных курсов не менее 2 лет без девальвации

(на момент подписания соглашения предел колебаний составлял 2, 25 %, для итальянской лиры и английского фунта - 6 %).

Формирование валютной системы было рассчитано на несколько этапов. Основные этапы формирования.

    1 этап 1990-94 гг.

- сближение уровней экономического развития отдельных стран - участие всех валют в системе совместного регулирования валютных курсов - полная отмена ограничений на движение капитала.

    2 этап 1994-97 гг.

- максимальное сближение экономических систем на базе критериев конвергенции - создание ЕВИ (единый валютный институт) /был создан во Франкфурте-на-Майне в 1994 году/

    3 этап 1997 (1999) год

[1999 год указан потому, что в 1997 году этот этап по всей видимости не будет осуществлен]

    - создание единого ЦБ (ЕЦБ - Европейский ЦБ)
    - введение единой валюты*
    _____________________________

* единая валюта, но каждый национальный ЦБ будет выпускать в обращение деньги с национальной символикой (национально-психологический фактор)

    ЕВИ является предшественником ЕЕЦБ.
    Запрет на монетаристское финансирование дефицита бюджетов.
    Функции ЕВИ:

- координация денежной политики национальных эмиссионных банков - подготовка инструментов и процедур третьего этапа

    - основа для ЕЦБ
    - контроль за функционированием ЕВС
    - контроль за соблюдением механизма валютных курсов.
    Функции ЕЦБ:

- реализация денежно-0кредитной политики ЕС ( планирование объема эмиссии единой валюты, при том, что “физически” эмиссию будут осуществлять национальные банки

    - осуществление валютных операций
    - управление официальными валютными резервами стран Союза

(эти функции ЕЦБ будет выполнять и самостоятельно и путем делегирования полномочий ЦБ стран-участниц).

    Двухуровневая система банков:
    ЕЦБ
    национальные ЦБ
    Сохранение европейской системы ЦБ (наподобие ФРС США).

Предположительный объем денежной массы, передаваемый ЕЦБ - 5 млрд. ЭКЮ. Держатели капитала - национальные ЦБ.

    Лекция № 4 (1. 03. 1996)
    РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕС: ЭВОЛЮЦИЯ И
    ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
    РИМСКИЙ ДОГОВОР (1957 год):

“объединить национальные хозяйства и обеспечить их гармоничное развитие при сокращении разрыва между отдельными территориями. ”

1957 год: различные уровни и направления развития экономик и между странами и между регионами отдельных стран. (пример: Северная и Южная Италия, ГДР - ФРГ), проблема сохраняет свою актуальность и сегодня.

    Конец 60-х годов:

институты ЕС приступили к разработке долгосрочной концепции региональной политики:

    учреждение Комитета по региональной политике;
    создание Европейского фонда регионального развития (ЕФРР).
    Решить две задачи:
    осуществить координацию национальных региональных политик

внести вклад в корректировку региональных дисбалансов* [* ? ) ? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ? ? /? ? ?? ? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ?? ? ?? ?? ?? ?? ?? ? ? ) ? ?? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ?? ?? ? ?? ?? ?? ?? ?? ]

    Основную роль должен играть ЕФРР.
    ЕФРР

ИСТОЧНИК СУБСИДИРОВАНИЯ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОЗДАНИЕ ИЛИ СОХРАНЕНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ В ЭКОНОМИКЕ ОТСТАЛЫХ РАЙОНОВ. (в основном относится к безработице)

Участие фонда - 20%, но не более 50% помощи, оказываемой национальным правительством.

    Роль мультипликатора, стимула для частных инвестиций.
    Поощрение инвестиций в инфраструктуру.
    ДОКЛАД ТОМСОНА (1973 г. )
    впервые! !!

результаты сравнительного анализа развития 9 регионов стран Сообщества; исследованы природа и структура региональных проблем.

на этой основе определены два типа регионов, которым нужна региональная финансовая поддержка

    2 ТИПА ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНОВ:

1. ИСПЫТЫВАЮЩИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РАСПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВНОМ НА ПЕРИФЕРИИ СООБЩЕСТВА ОТЛИЧАЮТСЯ:

    СЕРЬЕЗНОЙ СТРУКТУРНОЙ БЕЗРАБОТИЦЕЙ;
    НИЗКИМ УРОВНЕМ ДОХОДА НА Д/Н;
    ВЫСОКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ ЗАНЯТОСТИ В С/Х СЕКТОРЕ.

2. ИСПЫТЫВАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ. некоторые районы GB, ФРГ, Италии и Франции

    ОТЛИЧАЮТСЯ:

ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАНЯТОСТИ В ТРАДИЦИОННЫХ, ОТСТАЛЫХ ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ;

    ДОЛГОСРОЧНОЙ БЕЗРАБОТИЦЕЙ;
    НИЗКИМИ ДОХОДАМИ НА Д/Н.

После этого доклада - замедление темпов осуществления региональной политики: трудности финансирования (основной источник - ФРГ) + кризис 1973-74 годов планируемые объемы финансирования были недостаточны.

Средства ЕФРР - как дополнительный источник финансирования. К 1979 году было принято решение о реформировании региональной политики ЕЭС.

    РЕФОРМЫ
    РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
    ПЕРВАЯ РЕФОРМА 1979 г.

из ЕФРР были выделены специальные неквотовые средства на специфические программы Сообщества:

    долгосрочные программы;
    помощь не только в виде физических инвестиций;
    помощь мелким и средним предприятиям.

периодический отчет по социальному и экономическому развитию регионов Европы; согласование региональных политик отдельных государств.

    ВТОРАЯ РЕФОРМА (1984 г. )

решение все возрастающих проблем, связанных с реконструкцией промышленности; замена квот “индикативными показателями” помощи;

дополнительные отчисления на национальные программы, превышающие 20%.

    ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ
    РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
    3 ОСНОВНЫХ ВИДА:

МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: НЕ КВОТИРУЕМАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОДДЕРЖКУ РАЙОНОВ БЕЛЬГИИ, ИТАЛИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ. В 1984 ГОДУ БЫЛА РАСШИРЕНА НА РЕГИОНЫ ФРГ, ЛЮКСЕМБУРГА И ФРАНЦИИ.

ТЕКСТИЛЬНАЯ И ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (1984 Г. ) РАССЧИТАНА НА РАЙОНЫ БЕЛЬГИИ, ИРЛАНДИИ, ИТАЛИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ, НИДЕРЛАНДОВ, ФРАНЦИИ, С 1985 Г. - ФРГ.

    СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ И РЫБОЛОВНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (1980 Г. ):
    1981-1983 ГГ. - ТОЛЬКО РАЙОНЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
    1984 Г. - ЗЕМЛИ ГЕРМАНИИ
    1985 Г. - НЕКОТОРЫЕ ТЕРРИТОРИИ ФРАНЦИИ И ИТАЛИИ.
    ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗ ЕФРР ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ОПЕРАЦИЙ:

РЕНОВАЦИЯ И ПЕРЕСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ; СОЗДАНИЕ НОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, КОТОРАЯ СПОСОБСТВОВАЛА БЫ РАЗВИТИЮ НОВЫХ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В РЕГИОНАХ;

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ;

ОБНОВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СФЕРЫ УСЛУГ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА , ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС УСЛУГ;

    ПОМОЩЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ;
    СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО КАПИТАЛА ДЛЯ МСП

С 1985 года ЕФРР на эти программы выделял приблизительно 100 млн. ЭКЮ.

    ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ:
    НАЧАТЫ В КАЧЕСТВЕ ЭКСПЕРИМЕНТА -С 1979 Г.

ЦЕЛЬ: СКООРДИНИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ СХОДНЫХ ПРОБЛЕМ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ. НАПРИМЕР: ПРОГРАММЫ ПО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЮ. Страны с прилегающими регионами согласовывают свои действия по развитию этих регионов.

привлекались средства структурных фондов ЕЭС, таких как фонд на перестройку промышленности

    ПРОГРАММЫ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ
    ИНТЕРЕС ДЛЯ СООБЩЕСТВА

ПОМОЩЬ НЕБОЛЬШИМ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ, ИНВЕСТИЦИИ В ИНФРАСТРУКТУРУ ИЛИ СФЕРУ УСЛУГ. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ НОВОГО РАЗВИТИЯ.

НАПРИМЕР: ПРОГРАММЫ “СТАР” И “ВАЛОРЕН” - РАЗВИТИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

    ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ
    РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ:
    ЕСФ - структурные фонды
    ФЕОГА - фонды гарантий в с/х
    ЕИБ - европейский инветиционный банк

КОНЦЕНТРАЦИЯ РЕСУРСОВ СТРУКТУРНОГО ФОНДА НА НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ЕС ПРИ СТРОГОМ НАДНАЦИОНАЛЬНОМ КОНТРОЛЕ (80% ЗАТРАТ ЕФРР); ТЕСНОЕ ПАРТНЕРСТВО МЕЖДУ КЕС, НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ И МЕСТНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ; ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЙ ХАРАКТЕР СУБСИДИЙ СТРУКТУРНОГО ХАРАКТЕРА; ГЛОБАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ;

УГЛУБЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ВСЕМИ ОРГАНАМИ СООБЩЕСТВА: ЕФРР, ЕСФ, ФЕОГА, КРЕДИТОВ ЕИБ; КООРДИНАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ С ДРУГИМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ДЕЙСТВИЙ; ПРЯМОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ.

Эти принципы возникли на основе реформы 1988 года. Они были вызваны к жизни планом Делора. (Это наиболее радикальная реформа. )

На ее основе возникли пять основных направлений региональной политики: Структурная перестройка отсталых регионов

Реконструкция регионов и областей, особо пострадавших от экономических кризисов (последний из которых имел место в 1992-93 гг. )

Регулирование мер по решению проблемы долгосрочной безработицы Решение проблемы роста занятости среди молодежи

    Региональные проблемы, связанные с с/х программой Союза.
    В это связи появляется новый термин:
    “ЕВРОПА РЕГИОНОВ”:
    ТЕНДЕНЦИЯ К РЕГИОНАЛИЗАЦИИ:

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ СНИЖАЕТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В КЕС;

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО РЫНКА СТОЛКНУЛОСЬ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ДИСПРОПОРЦИЯМИ;

МААСТРИХТСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ УСИЛИЛИ СТРАХ ПЕРЕД ВОЗМОЖНЫМ ОДНООБРАЗИЕМ.

80-Е ГОДЫ: НОВОЕ ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ.

РЕФОРМА СТРУКТУРНЫХ ФОНДОВ (ЕСФ, ЕФРР И АГРАРНЫЙ ФОНД) ОКАЗАЛА ВЛИЯНИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ;

СОЗДАНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ (1988 Г. )

РАЗРАБОТКА ЕДИНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РЕГИОНОВ - ГАРМОНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛЕНИЯ

    ОРГАНИЗАЦИИ, ОТСТАИВАЮЩИЕ ИНТЕРЕСЫ РЕГИОНОВ:

Совет Европы - гуманитарная организация. Не занимается экономическими вопросами.

    КОМИССИЯ РЕГИОНОВ
    СОБРАНИЕ РЕГИОНОВ ЕВРОПЫ
    СОВЕТ РЕГИОНОВ И ОБЩИН ЕВРОПЫ
    ЕВРОПЕЙСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ
    МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР:
    “ДОКУМЕНТ ПЕРВИЧНОГО ПРАВА”: СОЗДАНИЕ КОМИТЕТА РЕГИОНОВ:

Учредить независимый орган, представляющий регионы и имеющий право принимать самостоятельные решения в наиболее важных областях.

Обеспечить прямое участие представителей регионов в деятельности ЕС. Предоставить Комитету регионов прямой доступ в Европейский Суд.

    ТРУДНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
    СТАНОВЛЕНИЯ

СЕРЬЕЗНЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ В УРОВНЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ;

    ПЕРСПЕКТИВЫ:

ВО ИЗБЕЖАНИЕ РАСПЫЛЕНИЯ РЕСУРСОВ ПОМОЩЬ КОНЦЕНТРИРУЕТСЯ НА ПЯТИ НАПРАВЛЕНИЯХ; | СОЗДАНИЕ ФОНДА “СЛИЯНИЕ”: БОЛЕЕ ПРОЦВЕТАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВА БУДУТ ОКАЗЫВАТЬ ПОМОЩЬ 4 МЕНЕЕ РАЗВИТЫМ (ИСПАНИИ, ПОРТУГАЛИИ, ГРЕЦИИ И ИРЛАНДИИ);

УСИЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ - РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ МОГУТ ОБОСТРИТЬСЯ; БЕДНЫЕ РАЙОНЫ ДОЛЖНЫ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПОЛУЧИТЬ НЕЗАВИСИМОСТЬ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ.

Ассоциированное членство - страны Восточной Европы + страны Балтии. Подписывается соглашение на 10 лет (с разделением на 2 этапа по 5 лет каждый).

1-й период (истекает в конце 1996 года для Чехии, Словакии, Венгрии, Польши): приведение в соответствие тарифного законодательства и нетарифных мер создание зоны свободной торговли

на 80% товаров - отмена пошлин и т. д. ; на 20% - снижаются: в эту группу входят чувствительные товары: с/х, текстильная пром. , угольная и сталелитейная. Могли составить конкуренцию: с/х продукция (Венгрия, Болгария), текстильная (ежегодные квоты).

Западная Европа закупала с/х продукцию в странах В. Европы (по квотам) и отправляла в виде гуманитарной помощи в РФ.

    Для государств Балтии - в 1999 году
    2-й период:

Приспособление всех видов экономической политики (при условии успешного завершения первого этапа, в противном случае 1-й этап продляется).

О создании Единого Внутреннего Рынка объявлено в 1993 году (план Делора).

Малые и средние предприятия: южным странам региона предоставляются кредиты на развитие SME, так как исторически сложилось, что эти предприятия являются основой промышленности этих стран.

    После кризиса 90-х годов Европа уступила 2-е место Японии.

ЕС удовлетворяет свои потребности более чем на 65% за счет внутреннего производства.

Мексика поддержала решение США, но из-за Канады было решено, что комиссии будут полномочны повышать тарифы в отношениях США и Мексики; что касается Канады, то совместные органы должны обращаться в Канадский суд, который и будет выносить решения.

    Результат:
    Лекция № 5 (15. 03. 1996)
    ИНТЕГРАЦИЯ В АТР
    1. Усиление взаимозависимости в АТР.
    2. АСЕАН.

3. Соглашение о зоне свободной торговле Австралии и Новой Зеландии. 4. Возможность создания региональной группировки в АТР и деятельность АPEC.

    I. Усиление взаимозависимости в АТР.
    80-е годы - рост числа региональных соглашений.
    Концепция создания интеграционной группировки - 1965 год;
    практическая реализация - конец 1980-х.

Центробежные факторы (влиявшие на замедление интеграционных процессов): разрыв среднегодовых доходов - 1/136

    (Вьетнам/Япония)

Страны значительно дифференцированы в экономическом, культурологическом и политическом плане (как ни в одном другом регионе мира). Фактор географической близости: расстояние от 7 миль до 5000 - последний фактор центробежный. Исторически страны АТР стремились сохранить взаимоотношения со странами вне региона, что связано с их колониальной зависимостью в прошлом от европейских стран + с географической направленностью экспорта на рынок США.

С середины 1980-х годов интенсификация внутренних потоков товаров, капиталов и финансовой помощи (интернационализация хозяйственной жизни). Доля внутреннего экспорта в совокупном экспорте стран АТР возросла с 28% в 1970 году до 45% в 1992. Соответственно импорт за тот же период с 29% до 53%. Прогнозируется, что внутренняя торговля возрастет до 55% к 2000 году. Доля внутренних инвестиций возросла с 39% в 1985 году до 56% в 1990 (по отдельным странам последний показатель составляет 60-70%). Подобные изменения говорят о возрастании центростремительных сил.

    Специфика экономической интеграции в АТР.

Решающими (определяющими) являются интеграционные процессы на субрегиональном уровне, которые могут иметь организационно политические формы. Среди институциональных объединений выделяются: АСЕАН

    АНЗСЕРТА (Австралия и NZ);

в рамках неоформленной, но реальной интеграции - треугольники экономического роста: Большой Китай - КНР, Гонконг, Тайвань.

    II. АСЕАН

1967 год - создание: 5 стран - Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия

    1984 год - Бруней
    1995 год (конец июля) - Вьетнам

АСЕАН - самая влиятельная группировка среди развивающихся стран.

Экономическое сотрудничество начало развиваться с 1976 года (Декларация согласия и программа действий): 4 сферы взаимного экономического сотрудничества: преференциальный доступ товаров в рамах взаимной торговли топливо и продовольствие; сотрудничество в сфере торговли (при совместном выходе на внешние рынки и рынки третьих стран); производственное сотрудничество;

экономические связи выработка общей позиции по экономическим проблемам, представляющим общий интерес для всех членов).

В результате из 7 объектов по программе производственного сотрудничества был осуществлен только один - строительство завода по производству химического удобрения. 1977 год - создание зоны преференциальной торговли. Вначале, при создании, на 20 товаров, через год - 70. Размер преференций в среднем - 20-25%. После 1989 года преференции доведены до 50% на 12700 товарных позиций. 1987 год - первый проект создания зоны свободной торговли. 1989 год - концепция создания треугольников экономического роста (по предложению министра экономики Сингапура). В первый “треугольник” вошли: Сингапур, Малайзия, Индонезия (у последних двух - административно-экономические районы). Он получил название “Южный треугольник”. 1992 год - Сингапурский саммит стран участниц АСЕАН, на котором принято решение о создании зоны свободной торговли АВТА. Она должна быть создана к 2008 году (за 15 лет) через ликвидацию пошлин во взаимной торговле производственными и переработанными с/х продуктами (пошлины на некоторые товары до 5%). На переходный период - общая схема преференциальных тарифов. Существуют две программы: одна - на 15 лет; другая - ускоренная, на 10 лет (до 2003 года). Конец 1994 года - встреча министров экономики стран АСЕАН - решили принять вторую программу (с включением в список преференциальной торговли с/х сырья). Процесс создания осуществляется в два этапа: к 1. 01. 2000 - устранить пошлины, размер которых в настоящее время < 20%; к 1. 01. 2003 - отменить пошлины, нынешний размер которых составляет > 20%. Эти условия распространяются на 15 товарных групп (88% взаимной торговли стран АСЕАН). Исключение составляют продукция нефтехимии, металлургии и автомобилестроения. В АВТА планируется осуществить: отмену пошлин, устранение количественных ограничений, гармонизацию национальных стандартов, взаимное признание сертификатов качества, устранение ограничений на движение капитала, проведение консультаций по осуществлению макроэкономической политики с целью координации последней. К настоящему моменту Малайзия сократила или отменила пошлины на 2600 товаров во взаимной торговле (в т. ч. и с/х продукция). Индонезия и Филиппины сняли ограничения на иностранные капиталовложения в энергетику и телекоммуникационные услуги. Таиланд снял ограничения на ввоз автомобилей. Однако недостатком является то, что участники не несут никаких юридических обязательств друг перед другом в рамках этих договоренностей. Кроме этого - большой разрыв в уровнях развития, примером чего могут служить следующие данные: среднегодовой доход на душу населения в Сингапуре приблизительно составляет 16000$, а в Малайзии - 200$. Так же нужно отметить низкий удельный вес взаимной торговли - 15 % (2/3 из которых - торговля между Малайзией и Сингапуром).

    Основной экономический эффект:

создание крупного объединенного рынка с общей численностью населения в 330 млн. человек и ежегодным совокупным ВНП - 300 млрд. $; стимулирование инвесторов третьих стран вкладывать капитал в АСЕАН (беспошлинное внедрение капитала).

III. СОГЛАШЕНИЕ ОБ УГЛУБЛЕНИИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ АВСТРАЛИЕЙ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИЕЙ

    (фактически это соглашение о зоне свободной торговли)

1983 год - подписано соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) к 1995 году. 1988 год - сняты пошлины.

1990 год - сняты количественные ограничения, антидемпинговые процедуры, гармонизация национальных стандартов и таможенных правил, устранена практика преференций к системе государственных закупок и заказов. Это соглашение имело больший эффект для NZ, о чем говорят следующие цифры: 1992 год доля NZ в экспорте Австралии - 5, 7%

    доля Австралии в экспорте NZ - 18, 9%.

Соглашение в большей степени имеет региональный эффект, т. к. основными партнерами этих двух стран являются государства ЮВА (до 60% товарооборота). Вдобавок - это открытое соглашение, к которому может присоединиться любое государство. Была выдвинута идея (которую трудно осуществить на практике вследствие разницы в экономическом развитии стран Океании) о включении в АНЗСЕРТА государств юга Тихого Океана, или создании общей зоны сотрудничества и т. д.

    Перспективы экономической интеграции.

Ближайшая цель - создание единого внутреннего рынка (уже существуют три сегмента единого рынка: товары, рабочая сила, услуги) для этого нужно провести: либерализацию рынка капиталов;

гармонизацию налоговой и промышленной политики; координацию макроэкономической политики;

    введение единой валюты.

1988 год - 1-й пересмотр соглашения - внесено предложение о необходимости введения единой валюты к 2000 году. Однако в 1992 году, во время последнего пересмотра соглашения, этот вопрос даже не поднимался.

    IY. ОБЩЕ РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ.

1989 год - создание форума Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества APEC (in English) АТЭС (по-русски). Первоначально в состав вошли 12 стран: США, Канада, Австралия, NZ, Япония, Республика Корея и 6 стран, членов АСЕАН (с оговоркой, после вступления в АСЕАН Вьетнама, что эта страна является участником соглашения в качестве члена АСЕАН, а не как самостоятельное государство). В 1991 году присоединились КНР, Гонконг, Тайвань; в 1993 - Мексика, Папуа Новая Гвинея; в 1994 году - Чили. Всего в форуме принимает участие в настоящее время 18 стран.

    На долю стран этой группировки приходится:
    50% ВВП (мирового)
    50% мирового экспорта товаров
    40% населения
    31% территории Земли.

В рамках этого соглашения было проведено 7 встреч. Первые 4 встречи проходили на уровне министров экономики и иностранных дел. В 1993 году (встреча в Сиэтле) переговоры велись на двух уровнях: как и раньше на уровне министров, так и на уровне глав государств. С 1992 года проводится структуризация деятельности форума.

    Структура APEC:
    Секретариат (15 человек)
    Комитет по торговле и инвестициям

Группа высоких представителей (17 членов - экономисты и политики от всех государств, кроме Папуа Новой Гвинеи) с 1993 года Рабочие группы (всего 10 групп по различным отраслям деятельности: энергетика, инвестиции и т. д. ).

С 1995 года формируется бюджет организации на основе взносов на общую сумму 2 млн. долларов (хотя для нормального функционирования необходимо минимум 38 млн. $). В 1993 году создана тихоокеанская бизнес сеть. Кроме этого осуществлено 10 проектов: создание технопарков (для передачи технологий развивающимся странам); подготовка кадров;

обмен информацией в сфере торговли и инвестиций; отмена количественных ограничений в сфере текстильной промышленности в течение 10 лет; инвестиционный кодекс - с целью предоставления гарантий по вложениям для инвесторов и привлечения капиталов из третьих стран.

Все проекты осуществляются на частном уровне - т. е. за счет самих предпринимателей. В перспективе APEC может стать основой для ЗСТ. Однако, как утверждают сами участники, APEC не будет ЗСТ или таможенным союзом. Это происходит вследствие того, что в АТР широко распространен принцип открытого регионализма (по примеру ВТО). Ноябрь 1994 году - саммит в /Богоре? / принято решение о создании тихоокеанской зоны свободной торговли: 2010 год - для промышленно развитых стран (для Японии исключение - срок может быть продлен до 2020 года); 2015 - для НИС;

    2020 - для остальных стран.

Ноябрь 1995 года - саммит в Осаке - принята программа создания ЗСТ в Тихом Океане: начало - 1997 год, основные направления работы: снижение пошлин;

    либерализация торговли услугами;
    гармонизация промышленных стандартов.

На саммите в ноябре 1996 года планируется разработать конкретные формы и методы создания ЗСТ и т. д.

    ВЫВОДЫ
    Специфика интеграции в АТР:

В АТР происходит процесс углубления хозяйственной интернационализации на базе интенсификации внутрирегиональных потоков товаров и капиталов. Сохраняющиеся различия в экономическом развитии стран дают возможность углублению субрегиональных интеграционных процессов в рамках стран, имеющих приблизительно равные уровни экономического развития. Субрегиональная интеграция имеет специфику, что связано с возможностью придания организационно-политических форм происходящим прцессам; последние могут происходить и вне институциональных рамок, благодаря интенсификации взаимных связей на микроэкономическом уровне. Сильные позиции занимают в регионе США, Япония, КНР (тоже лидер в регионе). Они могут быть инициаторами создания экономической группировки, в том числе и на общерегиональном уровне. В ближайшем будущем трудно ожидать создание региональной экономической группировки в АТР с механизмом наднационального регулирования, учитывая как географические условия, так и экономико-политические факторы. Возможность создания широкого экономического пространства со свободным движением товаров и капиталов. Лекция № 6 (22. 03. 1996)

РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ИНТЕГРАЦИЯ В РАЗВИВАЮЩЕМСЯ МИРЕ. (ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА И АФРИКА)

Основные направления и особенности латиноамериканской интеграции. Специфика региональных и субрегиональных объединений в Африке. Интеграционные тенденции на арабском Востоке.

Активные центры интеграции в развивающемся мире - это Латинская Америка, Африка, Ближний Восток и страны Азии. Интеграция на этом уровне - это инструмент ослабления трудностей. Интеграция начала активно развиваться в 50-60-годы. В 50-е годы в Латинской Америке возникла теория “периферийной экономики”. Глава этой школы - Рауль Пребеш - доказывал, что отсталая экономика эксплуатируется промышленно развитыми странами через механизм цен. Отсюда вытекает важнейший аспект политики развивающихся стран - добиться индустриализации, при этом индустриализация должна проводиться в первую очередь в отраслях, способных заменить импорт (импортозамещение). Большая роль уделялась региональной интеграции. С ее помощью предполагалось добиться следующих результатов: за счет регионального замещения импорта сократить зависимость от ПРС и как следствие в меньшей степени участвовать в неэквивалентном обмене; преодолеть узость национальных рынков и расширить рыночный простор до оптимальных размеров; обеспечить преимущество количественного протекционизма; увеличить инвестиционные возможности индустрии за счет привлечения иностранного капитала: расширение регионального рынка резко повысит заинтересованность ТНК в капиталовложениях в Л. Америку; возможность координации инвестиционной политики в региональном масштабе на основе объединения финансовых средств государств региона, за счет создания перераспредилительно-компенсационных механизмов и т. д региональная интеграция способствует снижению напряженности платежного баланса и таким образом вела бы к ослаблению проблемы внешней задолженности; осуществить совместное планирование индустриализации на основе взаимодополняющих экономических комплексов.

На основании вышеизложенного широкое признание получил принцип договорной специализации, т. е. заключение межгосударственных соглашений о промышленном взаимозамещении и дополнении экономик стран. Что привело к ориентации на производственное сотрудничество + протекционизм. Все это привело в 60-70-х годах к созданию около 20 региональных объединений. Сегодня существуют несколько крупных региональных группировок: Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), в ее рамках образованы: Андская группа

    Лаплатская группа
    Амазонский пакт

Карибское сообщество (КАРИКОМ) - которая раньше называлась Карибская ассоциация свободной торговли Центрально-американский общий рынок

Латиноамериканская экономическая система (ЛАЭС) МЕРКОСУР (интеграция стран южного конуса)

Все объединения кроме указанного в п. 5, которые создавались в 80-е годы, по масштабам и глубине региональных преобразований дают нам богатый опыт. Среди всех группировок можно выделить 4 группы:

классические торговые союзы (ЗСТ), например, группировка указанная в п. 2; многонациональные промышленно-координационные и консультационные организации (основное внимание уделяется: производственная интеграция, разработка совместных скоординированных планов развития энергетики, нефтедобывающей промышленности, станкостроения; пример - ЛАЭС; объединения, которые совместными усилиями разрабатывают отдельные проекты, например Лаплатская группа, занимающаяся вопросами экономики и экологии бассейна рек Ла-Плата, переходит к комплексным программам; активно развивается пограничная интеграция, как в АТР (треугольники роста), пример: Чили - Колумбия, Чили- Венесуэла, Колумбия - Эквадор - Венесуэла (эти страны входят в ЗСТ);

Кроме этих четырех типов можно выделить пятую разновидность регионализма: региональное сотрудничество в виде образования ассоциаций стран, производящих и экспортирующих определенный вид товаров. Примером этого может служить Латиноамериканская ассоциация производителей мяса, Ассоциация латиноамериканских стран и стран Карибского бассейна - экспортеров сахара. Деятельность этих объединений весьма противоречива. В 1960-70-е годы наблюдались такие негативные явления, как стагнация.

    ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

ЛАИ - крупная интеграционная группировка, созданная в 1980 году, заменила существовавшую до этого ЛАСТ, которая просуществовала с 1961 по 1980 год. Цель ЛАИ: создание латиноамериканского общего рынка на базе уже сложившегося в годы существования ЛАСТ (ЗСТ). Членами организации являются 11 стран, подразделяющиеся на 3 группировки: более развитые (Аргентина, Бразилия, Мексика);

средний уровень (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили); наименее развитые (Боливия, Парагвай, Эквадор).

Члены ЛАИ заключили между собой соглашение о преференциальной торговле и менее развитым странам со стороны более развитых предоставляются преференции. Высшим органом ЛАИ является Совет министров иностранных дел, исполнительный орган - Конференция оценок и сближения - изучает уровни экономического развития , возможные направления интеграции, ее воздействие на экономику, разрабатывает стадии и задачи интеграционных процессов; собирается 1 раз в год. Постоянный орган - Комитет представителей. Штаб-квартира - в Монтевидео (Уругвай).

Андская группировка - субрегиональная группировка, созданная в 1978 году. Соглашение вступило в силу в 1980 году. Участники: Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Перу, Суринам, Эквадор. Цель: совместное изучение, освоение, использование Амазонии, охрана ее ресурсов; между странами осуществляется равное распределение, на основе равных квот, финансовых вложений. Наибольшие успехи достигнуты в области экологии. Создана андская система экологической информации. Кроме этого был принят документ “Общий режим в отношении иностранного капитала, товарных марок, патентов и лицензий” (решение 24-х). Этот документ направлен на создание условий для использования иностранных прямых капиталовложений в условиях большого внешнего долга. При этом латиноамериканские страны резко повысили требования по экологической безопасности проектов. Особенностью всех латиноамериканских группировок является хорошо отлаженная институциональная структура. Существует латиноамериканский институт интеграции, который готовит профессиональные кадры.

Лаплатская группа - создана в 1969 году в рамках ЛАИ. Цель: гармонизация развития и охрана природных ресурсов бассейна рек Ла-Плата. Штаб-квартира - в Буэнос-Айресе.

    Амазонский пакт - создан в 1978 году.

Приоритет этой группировки - региональное сотрудничество в области экологии, совместное изучение и освоение ресурсов Амазонии.

    ЛАЭС

Особенность этой организации состоит в том, что она является обще континентальной организацией (в ЛА всего 37 государств, членами организации являются - 26). Цель: разработка скоординированной политики в области сельского хозяйства, производства продовольствия, разработка и реализация общих планов развития энергетики, машиностроения, валютно-финансовой интеграции (образован Латиноамериканский банк). ЛАЭС выступает за общую стратегию развития внешнеэкономических связей с США. В 70-80-е годы блок, имеющий достаточно емкий рынок, испытывал кризис, что показал наименьшую эффективность крупных группировок. Более эффективными оказались субрегиональные мелкие группировки.

    КАРИКОМ

Наиболее устойчивой группировкой является КАРИКОМ созданный в 1973 году, на основе договора, подписанного в Тринидад и Тобаго. Включает 16 стран Карибского бассейна и в отличие от всех интеграционных группировок объединяет не только независимые государства, но и зависимые территории. КАРИКОМ основан на ранее созданной ЗСТ. В нем существуют различные субрегиональные отделения; наиболее продвинутыми с точки зрения региональной интеграции являются: Карибский общий рынок в рамках КАРИКОМ, где полностью ликвидированы торговые ограничения между Барбадосом, Тринидадом и Тобаго, Гайаной, Ямайкой и Антигуа. Эти страны одобрили единый таможенный тариф по отношению к товарам третьих стран, т. е. это фактически таможенный союз, в основе которого лежат промышленно-сырьевые товары. Треть взаимной торговли составляют нефтепродукты. Восточно-карибский общий рынок, включающий в себя наименее развитые страны; в нем наблюдается тенденция к созданию общей валюты и совместного ЦБ. В 1970-80-е годы КАРИКОМ испытывал кризисные явления, связанные с нефтяным и общеэкономическим кризисами, увеличившими внешнюю задолженность. В настоящий момент происходят позитивные перемены. 1992 год - резкое падение таможенных пошлин (приблизительно на 70%), особенно удачно идет интеграция в области регулирования с/х производства (документ “Время действовать”). Была предложена новая модель интеграции на основе тенденции к ослаблению государственного вмешательства. 1995 год - свободное перемещение граждан, отмена паспортного режима.

Существуют проекты объединения НАФТА и МЕРКОСУР, НАФТА и КАРИКОМ. МЕРКОСУР

В 1980-х годах Аргентина и Бразилия подписали акт об интеграции, к которому позднее присоединились Парагвай и Уругвай. В марте 1991 года 4 страны подписали Асунсьонский договор, который легализировал МЕРКОСУР. Население 4-х стран - 200 млн. человек. Суммарный ВВП - 1 млрд. $. При этом на Бразилию приходится: 80% населения, 43% торговли, около 60% экспорта и 30% импорта. Цель МЕРКОСУР:

свободное движение четырех факторов производства; единая таможенная политика по отношению к третьим странам; обеспечение координации макроэкономической политики, политики в области с/х, налоговой и денежной системах; провести координацию и довести до сопоставимости законодательство в отношении экономической политики; резко увеличить конкурентоспособность стран-участниц. МЕРКОСУР отличается большим динамизмом:

1991 год - внутренняя торговля составила 3 млрд. долларов 1993 год - уже 6 млрд. долларов

Созданы институциональные структуры, наднациональные органы: Совет общего рынка - законодательный и консультативный орган Группа общего рынка - исполнительный орган

    Арбитражный суд

Пошлины снижены на 75% за период с 1991 года по 1994 год. Предполагалось, что в 1995 году будет введен общий тариф на товары третьих стран. Недостатки МЕРКОСУР: разнородная политическая структура стран-участниц, смена политических режимов, в странах идут реформы - все это вместе мешает нормальному ходу процесса интеграции.

    II. АФРИКА

Сотрудничество и интеграция существенно отличаются от подобных процессов в других регионах. С 50-60-х годов да и в настоящее время существует идея обще континентального подхода к интеграции, при этом на протяжении 60-80-ых годов африканские теоретики развивали идею опоры на собственные силы, т. е. интеграция должна позволить освободиться от влияния ПРС, вывести из неэквивалентного обмена. Однако результаты были незначительны, интеграция была затруднена. Доля внутрирегиональной торговли на 1993 год составляла приблизительно 5%. Это вызвано характерными чертами экономик африканских стран: монокультурность;

    однотипность экономических структур.

В 1991 году было подписано соглашение об Африканском экономическом сообществе, которое было ратифицировано в 1994 году. Цель: создание экономического союза, как высшей цели интеграции. Намечено пройти 6 стадий:

    формирование панафриканской ЗСТ
    таможенный союз
    общий рынок
    единый валютный союз

Намечено, что переходный период составит 34 года (до 2025 года). Региональное сотрудничество развивается через субрегиональные группировки.

ЭКОВАС - экономическое сообщество государств в Западной Африке, создано в 1975 году, насчитывает 16 членов, в т. ч. Бенин, Буркина Фасо, Гана, Мали. Цели:

создание в течение 15 лет африканского общего рынка; проведение совместной экономической политики.

В рамках этой организации создан Фонд сотрудничества, компенсации и развития. Таможенные пошлины были отменены на 80% взаимопоставляемой продукции, но внутрирегиональный оборот между участниками составляет всего 5%, на этом основании можно утверждать, что значение группировки не велико. Большое значение в рамках ЭКОВАС имели проекты в области электроэнергетики, в горнодобывающей промышленности, дорожном строительстве. Был установлен свободный режим перемещения граждан и их имущества, создан банк с уставным фондом в 100 млн. $.

ЮДЭАК - таможенный и экономический союз стран Центральной Африки. 1964 год - 5 стран: Габон, Камерун, Конго, Чад, Экваториальная Гвинея. Создан для разработки совместных экономических программ, унификации налоговых систем, льготных таможенных условий для членов союза (особенно не имеющих выходов к морю), функционирует банк развития, фонд солидарности. Однако интеграция развивается почти формально.

Экономическое сообщество стран Великих озер - страны бывшей зоны бельгийско-французских колоний. 1976 год - выдвинуто предложение о создании экономического союза (Бурунди, Заир, Руанда). Была принята программа сотрудничества в области рыболовства, борьбы с эпидемиями. Существуют наднациональные органы. Западно-африканский валютный союз (1962 год) - 8 стран - финансирует и кредитует совместные программы. Между этим валютным союзом и Францией подписаны документы, т. е. под контролем Франции идет разработка единой валютной политики, проектов финансирования инфраструктуры и хозяйства.

    Для Африки характерно создание валютных союзов.

Для стран-членов зоны франка характерны следующие черты: установление твердого курса валюты по отношению к франку гарантирование этих курсов французским казначейством

    свободный перевод валютных средств внутри зоны франка
    Лекция № 7 (29. 03. 1996)
    ИНТЕГРАЦИЯ В СНГ
    Проблемы и условия развития интеграции стран участниц СНГ.

Состояние и проблемы экономического взаимодействия стран СНГ. Выбор модели интеграции. Становление зоны свободной торговли и таможенного союза. Соглашение о платежном союзе и платежно-расчетный механизм в СНГ.

Ситуация в СНГ развивается динамично. За последние две недели предпринимались активные попытки продвинуть интеграцию. Этому мешает различное понимание интеграционного процесса. Однако за последнее время странам СНГ удалось добиться достижения некоторых положительных итогов. 29. 03. 1996 года состоялось подписание соглашение об углублении процесса интеграции между 4-мя государствами: РФ, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан. Соглашение является открытым для других государств - не только членов СНГ. Ранее был подписан ряд документов. “Договор о создании экономического союза”

    - в его развитие было подписано:

Многостороннее соглашение о поддержке производственной кооперации; “О формировании производственных, коммерческих и финансовых структур транснационального характера”; “О сотрудничестве в инвестиционной сфере и проведении антимонопольной политики”; “Соглашение о создании единого научно-технического пространства” от 02. 1996; “О платежном союзе”;

    Создание ряда межгосударственных органов:

межгосударственный экономический комитет (постоянно действующий в Москве) межгосударственный комитет по валютному сотрудничеству (не начал действовать) межгосударственный комитет по научно-техническому сотрудничеству ( не сформирован).

    Данные по объему торгового оборота:
    1992 г. - снижение на 2/3
    1993 г. - снижение на 28%
    1994 г. - снижение на 25%

1995 г. - стоимостного снижения торгового оборота не произошло только за счет ценового фактора, физический же объем сократился Реально интеграционный процесс тормозится. В последнее время взаимоотношения между странами - членами СНГ - характеризуются рядом отрицательных тенденций. Примером этого могут служить взаимоотношения РФ с другими странами СНГ: 1. резкое снижение объемов взаимной торговли со странами СНГ; в 1995 году резко сократился вывоз энергоносителей по сравнению с 1994 годом - нефти на 22%, газа на 6%, нефтепродуктов на 61%; резкое сокращение доли готовой продукции в обмене - в 1991 году продукция машиностроения в российском экспорте в СНГ составляла 31%, а в 1994 году менее 17%; в то же время доля продукции топливно-энергетического комплекса увеличилась с 17% в 1991 году до 52% в 1995 году. Это показывает, что РФ теряет рынки сбыта для своей готовой продукции. В импорте из стран СНГ сократилась доля продовольствия, легкой промышленности, химической промышленности. Эта продукция направляется на рынки западных стран; 2. изменение ситуации с торговым балансом РФ - если раньше сальдо было активным, то в 1995 году оно стало пассивным - “-358” млн. долларов; 3. крупная задолженность СНГ по ранее предоставленным им кредитам на поддержание взаимного товарооборота - в 1995 году 15, 4 млрд. $, а в 1994 году менее 12 млрд. $; 3. 1. проблема неплатежей за поставленную продукцию - на 1. 06. 1995 года задолженность составила 16 трлн. рублей; самые крупные должники - Украина, Беларусь, Казахстан, Молдова; 4. отсутствует система государственной поддержки экспортно-импортных операций со странами СНГ; медленно идет процесс микроинтеграции, так как отсутствует механизм стимулирования хозяйственных связей между хозяйствующими субъектами.

Причинами вышеперечисленных явлений являются: Продолжение экономического спада в странах СНГ;

Резкое падение спроса на продукцию производственного и непроизводственного назначения; Расширяется возможность выбора торговых партнеров, и как следствие конкуренция со стороны третьих стран, которые вытесняют РФ с рынков стран - участниц СНГ.

В сентябре 1995 года вышли программные документы, в которых говорится, что страны СНГ являются для РФ сферой жизненных интересов, поэтому необходимо создать единое интеграционное сообщество. Однако политика РФ в этой области противоречива.

    Концепции взаимодействия в СНГ.
    1. Евразийский союз (Назарбаев)
    общие органы с наднациональными полномочиями;
    Союз с единым гражданством;

Союз с единым бюджетом и едиными финансовыми органами (ЦБ); единый государственный язык - русский и т. д.

    Концепция встретила скрытую оппозицию.

2. Конфедерация стран бывшего союза - политическая конфедерация смыкается с единым экономическим пространством, с единым бюджетом и едиными наднациональными органами (ПРЕС - партия российского единства и согласия). 3. Союз славянских государств - РФ, Украина, Беларусь - концепция была выдвинута в 1994 году украинской партией славянского единства. 4. Денонсация Беловежских соглашений о создании СНГ и возвращение к СССР - в марте 1996 года принято Государственной Думой РФ. 5. Формирование союзов РФ с отдельными государствами СНГ на двусторонней основе (например: с Беларусью, Казахстаном и др. ). 6. Содействие интеграционным процессам на основе последовательной реализации концепции поэтапного формирования экономического союза. Эта концепция имеет наибольшую поддержку. Исходит из необходимости отказа от форсирования объединения стран СНГ, т. е. постепенное объединение на основе идеи разноскоростной интеграции (по примеру ЕС - вначале формируется “твердое ядро”).

Еще Беловежские соглашения предусматривали создание таможенного союза, и в апреле 1992 года такое соглашение было подписано, но оно осталось только на бумаге. По существу очаги, претендующие на более глубокую форму интеграции это: Азиатский союз и группировка в составе РФ, Беларуси, Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана. На практике страны предпочитают развивать отношения путем подписания двусторонних межправительственных соглашений. Существует 3 категории экспортно-импортных товаропотоков, определяемых 3-мя типами взаимодействия с таможенными режимами: обязательные поставки (100 видов важных товаров: энергоносители и сырье по договорным ценам, при этом внутренние цены не соответствуют мировым; пример - цена на нефть - 30% от мировой); индикативные поставки (1000-1500 наименований товаров: машины, оборудование, продовольствие; согласовывается объем поставок на государственном уровне, но реальный обмен происходит на базе контрактов); свободная торговля (все остальные виды товаров; отражает реальные запросы перехода к рыночной модели). На 1995 год 70% торговли в СНГ приходилось на бартер. Фактически многосторонние соглашения только декларируются.

    II. ДОГОВОР ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ (14. 05. 1993)

В соответствии со статьей 3 этого договора экономический союз предполагает: свободное перемещение факторов производства, товаров и услуг; проведение согласованной кредитно-денежной, бюджетной, налоговой, ценовой, внешнеэкономической, таможенной и валютной политики; гармонизация хозяйственных законодательств договаривающихся сторон. В соответствии с Договором было намечено создать ЗСТ (15. 04. 1994). Цель - переход от двусторонних к многосторонним механизмам торговли. Сложился механизм регулирования на основе применения преимущественно экономических методов. Грузия, Молдова, Киргизия - квотирование и лицензирование. В РФ либерализация торговли, однако по основным стратегическим сырьевым товарам идет их регистрация и учет. Более дифференцированным стал импортный тариф в СНГ. Возросла его роль во взаимном регулировании товарооборота. Снижение и отказ от экспортных тарифов. Грузия, Молдова, Киргизия, Узбекистан применяют экспортный тариф на ряд стратегических товаров. С 1993 года существуют послабления в области стимулирования производственной кооперации. В октябре 1993 года в Ашхабаде подписано соглашение о кооперации, которое предусматривает неприменение экспортно-импортных пошлин, тарифов, налогов, акцизов, количественных ограничений на кооперативную продукцию. Только в отношении кооперации в СНГ существует ЗСТ. Происходит унификация внешнеторговых законодательств, полностью завершена она в отношении РФ, Беларуси и Казахстана - они перешли на российское ВТ законодательство. Эти страны считали, что создание таможенного союза выгоднее ЗСТ по следующим причинам: единый таможенный барьер против третьих стран - лучшая защита совместного рыночного производства от конкурентов; таможенный союз - это мощный блок, который может выступать как единый субъект на переговорах с другими партнерами; таможенный союз предполагает определенную унификацию хозяйственных законодательств, формирование институциональных органов; совместный бюджет - источник финансирования расходов стран участниц за счет поступления импортных сборов; акцент на производственно-инвестиционное и научно-техническое сотрудничество, а не на торговлю.

    III. ОСТРАЯ ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Соглашение подписанное в 1994 году предусматривало трансформацию расчетов в единый валютный союз. Признание двухвалютных систем: многовалютные системы;

    рублевые зоны нового типа.
    1-я стадия:

взаимное признание и официальные котировки всех республиканских валют; многосторонний клиринг через межгосударственный банк или другие банки с использованием национальных валют; конвертируемость национальных валют по текущим расчетам. Межгосударственный банк создан в декабре 1993 года. Доля РФ - 50% в оплаченном капитале. Предполагалось, что его основными функциями будут: обеспечение основной части межгосударственных расчетов; перевод средств в расчетные рубли из национальных денежных единиц за поставленную продукцию; взаиморасчет платежей в расчетных рублях;

    выведение чистого сальдо каждой страны;

предоставлением странам с пассивным общим сальдо определенного лимита кредитования; установление курсов пересчета национальных денежных единиц в расчетные рубли банка; обеспечение _____________.

2-я стадия: трансформация платежного союза в валютный союз на базе плавающих обменных курсов национальных валют и полной их конвертируемости. Межгосбанк не стал главным инструментом организации расчетов между государствами. Новые валюты быстро достигли ограниченной конвертируемости по текущим операциям. В основном же расчеты идут через коммерческие банки (Российский кредит, Приватбанк - Украина и др. ), именно они решают проблему обменных курсов. 55% всех расчетов осуществляется в национальных валютах через корреспондентские счета в коммерческих банках. 15% - двусторонний межгосударственный бартерный клиринг. 5% - осуществляется через хоз. счета в национальных ЦБ. 10% - негосударственный бартер, клиринг, другие виды безвалютных расчетов. 15% - расчеты в твердых валютах, либо в национальных валютах с валютной оговоркой. В отличие от ЕС - система многосторонних валютных курсов сформировалась без контроля сверху, т. е. без конкретных обязательств ЦБ-ов по отношению к определенному диапазону курсовых колебаний. Платежный механизм формируется в обход национальных норм валютного законодательства (черный валютный рынок - утечка капитала, сокрытие прибыли, счета подставных офшорных компаний). Неплатежи остаются. Проблема - создание действенных механизмов, а не декларирование идей.


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.