РУБРИКИ

Организация, стили управления деятельностью организационно-исполнительной власти. Влияние на эффективность управления, на примере комитета по экономической политике Ханты-Мансийского Автономного Округа - (диплом)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Организация, стили управления деятельностью организационно-исполнительной власти. Влияние на эффективность управления, на примере комитета по экономической политике Ханты-Мансийского Автономного Округа - (диплом)

p>Участвует в разработке и организует подготовку комплексной программы социально-экономического развития округа в виде рабочего документа для обсуждения на совещании Глав администраций и защите в окружной Думе, в федеральных органах власти.

Вносит уточнения и корректировки в комплексную программу по итогам социально-экономического развития округа за отчетный год.

Организует подготовку отчета о выполнении комплексной программы социально-экономического развития округа в виде рабочего документа для обсуждения на совещании Глав администраций и защите в окружной Думе, в федеральных органах власти.

Проводит анализ решений правительства РФ, окружной Думы, Администрации округа и территорий с точки зрения их последствий на комплексные прогнозы и программы социально-экономического развития округа.

Анализирует социально-экономическую и финансовую ситуацию в округе, тенденции развития отдельных отраслей и сфер народного хозяйства, положение на товарных и финансовых рынках, выявляет диспропорции в развитии экономики округа и определяет пути их устранения.

Принимает участие в подготовке положений по мерам воздействия на социально-экономические процессы; докладов об экономическом положении округа, обзоров тенденций и динамики развития отдельных отраслей и сфер народного хозяйства, состояния рынка, динамики цен, социальных процессов и по другим вопросам; проектов нормативных актов окружной Думы и Администрации округа по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

Организует сбор и оценку информации от подразделений Администрации округа и Комитета по экономической политике.

Участвует в приеме, уточнении и корректировке прогнозов социально-экономического развития территорий, на основе которых проводит компоновку сводного прогноза по округу.

Изучает, обобщает и распространяет передовой отечественный и зарубежный опыт регионального и муниципального управления экономикой, анализирует стиль и методы управления деятельности экономических служб районов и городов. Разрабатывает требования к единой информационно-справочной базе данных о социально-экономическом развитии округа.

Формирует и осуществляет управление базами данных показателей социально-экономического развития округа в локальной сети Комитета по экономической политике.

Организует обучение пользователей работе в локальной сети и в обновляемой программой среде.

Разрабатывает предложения по реализации функций подразделений Комитета в компьютерном исполнении.

Вносит предложения по приобретению необходимых программных и технических средств, занимается их внедрением и обучением пользователей работе с ними. Организует сбор, хранение информации поступающей от органов Госстатистики, Минэкономики РФ, Правительства РФ, Комитетов и Управлений Администрации округа.

Организует внедрение делопроизводства в отделах Комитета по экономической политике, отвечает за формирование и хранение документов с последующей передачей их в архивный отдел Администрации округа.

Отдел анализа и прогнозирования отраслей материального производства. Осуществляет комплексный анализ ресурсно-производственного потенциала и оценку его текущего состояния, проводит обоснование направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития, прогнозирование и координацию следующих отраслей материального производства и видов деятельности: промышленность, транспорт и связь, лесное хозяйство, геология, строительство, сельское хозяйство, рыбное хозяйство, производство товаров народного потре6ления, внешнеэкономическая деятельность, охрана окружающей среды.

1. 1. Концентрирует сведения о запасах природных ресурсов на территории округа, анализирует рациональность их использования, принимает участие в решении вопросов по воспроизводству рыбных запасов и восстановлению лесных ресурсов. Координирует и контролирует распределение и перераспределение лесосечного фонда округа в соответствии с действующим законодательством.

Анализирует преобразование предприятий отраслей материального производства в иную организационно-правовую форму, их реорганизацию, ликвидацию или создание новых предприятий, разрабатывает предложения по методам воздействия на неэффективные производства.

1. 3. Участвует в координации размещения производительных сил, даёт мотивированные рекомендации:

* Участвует в разработке целевых окружных и отраслевых программ развития производительных сил;

* Участвует в анализе себестоимости продукции, намечаемой к выпуску, рынков сбыта.

    2. Участвует в разработке:

* Прогнозов и программ социально-экономического развития округа; * Предложений к планам и программам, принимаемыми федеральными органами государственной власти и управления России и затрагивающим интересы округа. 3. Принимает участие в защите доходной части бюджетов муниципальных образований округа, в формировании и направлениях расходования бюджета округа в установленном порядке и в пределах своей компетенции.

    Принимает защиту следующих прогнозных показателей:

* Объёмы производства промышленной и сельскохозяйственной продукции в стоимостных и натуральных показателях;

    * Доходы от выполнения услуг транспортными предприятиями;
    * Объёмы лесовосстановления и рубок ухода;

* Платежи за право на пользование недрами, отчисления на ВМСБ, акцизы на нефть; * Объёмы капитальных вложений по всем направлениям и за счет всех источников финансирования;

    * Объём производства потребительских товаров;

* Ввод в эксплуатацию жилых домов, объектов социально-культурной сферы и важнейших производственных объектов.

согласовывает лимиты капитальных вложений из средств бюджетов муниципальных образований округа.

Принимает участие в формировании проекта плана капитальных вложений по объектам, финансируемым из окружного бюджета, и осуществляет контроль за его выполнением.

4. Принимает участие в определении направлений расходования средств окружного дорожного фонда, а так же анализирует затраты на транспорт из окружного бюджета.

Участвует в рассмотрении предлагаемых тарифов на электроэнергию, услуги транспорта и связи, дает заключения.

Совместно с Комитетом по нефти и газу, Хантымансийскгеолкомом участвует в установлении размеров платежей за право на пользование недрами, принимает защиту прогнозируемого объёма добычи минерально-сырьевых ресурсов на территории округа.

Участвует в реализации направлений межрегиональной политики округа, единой внешнеэкономической политики округа и государства.

7. 1Совместно с Управлением по внешнеэкономическим и межрегиональным связям, соответствующими службами Администрации округа и территорий округа создаёт условия предприятиям курируемых отраслей для:

* Импортирования новых прогрессивных технологий, новой техники, прогрессивных методов управления, организации производства и труда;

* Экспортирования конкурентоспособной, глубокопереработанной продукции; * Экономически выгодной интеграции экономики отраслей материального производства округа в другие регионы России и другие страны, а также сотрудничества на взаимовыгодной основе.

Совместно с Управлением по труду и занятости населения и заинтересованными службами Администрации округа, муниципальных образований округа принимает участие в реализации единой политики округа и государства в области труда, занятости, рынка рабочей силы.

Разъясняет нормативные материалы, оказывает методическую помощь в пределах своей компетенции структурным подразделениям Администрации округа, экономическим службам органов местного самоуправления округа. Контролирует в пределах своей компетенции соблюдение действующего законодательства и выполнение решений окружной администрации предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями на территории округа независимо от ведомственной подчинённости и форм собственности.

Распределение, таким образом, поставленных перед Комитетом задач вносит ясность в работу и ответственность за неё каждого отдела. Такое распределение обязанностей и есть наглядный пример делегирования полномочий. Организационную структуру управления можно определить как функциональную. Данная структура предполагает, что каждый орган управления или исполнитель специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). Функциональная организация существует наряду с линейной, что создает двойное подчинение для исполнителей.

В настоящее время происходит изменение структуры Комитета. Новая схема представлена в приложении 11. Новая структура должна существенно повысить эффективность работы комитета, уменьшить время на создание и разработку документов, и т. д. При этом количество работников остаётся неизменным.

ГЛАВА 4. Соотношение стилей руководства с эффективностью управления труда.

4. 1 Стиль руководства председателя комитета по экономической политике

Каждый руководитель отличается собственным индивидуальным стилем, индивидуальность стилей управления проявляется, прежде всего, в процессе общения руководителя с подчинёнными. Стиль Руководства Председателя Комитета по Экономической Политике можно определить как демократичный. Подчинённым предоставляется самостоятельность, соразмерно их квалификации и выполняемым функциям, они широко привлекаются к подготовке и принятию решений. В комитете поощряется инициатива и творческая активность. Председатель Комитета по Экономической Политике с уважением относится к сотрудникам, у него деловой уровень общения, то есть общение на равных, старается помочь подчиненным в возникающих вопросах, считается с их мнением и советами.

Однако, на практике не встречается стиля руководства в чистом виде, поэтому и для председателя Комитета прослеживаются черты либерального и авторитарного стилей управления в зависимости от ситуации. В отношении с подчинёнными можно было увидеть черты либерального стиля - желание всем помочь, понравиться, влияет на подчинённых часто в форме просьб и путём удовлетворения их потребностей.

В последние годы, благодаря проводимым за рубежом опросам менеджеров удалось выявить ряд характеристик, которыми необходимо обладать для ведения дел в сфере бизнеса и менеджмента. Ими являются:

Широта взглядов и глобальный подход –характеристика, указывающая на важность наличия у руководителя широкого видения проблем, выходящих за рамки задач фирмы. Данная особенность менеджера предполагает преодоление им узкого, технократического понимания своих задач, формирование у него чувства ответственности не только за экономические, но и социальные, экологические, нравственные последствия своей деятельности. Долгосрочное предвидение –противостоит скромности некоторых руководителей , что называется, зарываться в текущих проблемах и упускать из вида перспективу развития организации в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры, технологического прогресса открытия новых энергоносителей и т. д.

Решительность –твердость и смелость в принятии решений. Очень важная характеристика любого руководителя, так как отсутствие решительности, смелости может привести к тому, что решение будет принято поздно или вообще не будет принято, что может сказаться отрицательно на предприятии.

Упорная работа и непрерывная учеба –необходима, в связи с постоянным обновлением, пополнением законов, нормативных актов, с выходом каких либо указов, приказов, постановлений вышестоящих организаций.

Умение чётко формулировать цели –один из способов повышения мотивации людей к труду. Это качество главным образом результат самосовершенствования руководителя.

Готовность выслушивать мнения других, в особенности, когда эти другие подчинённые. Вместе с тем, демонстрация руководителем данного качества в отношении любого человека, включая подчинённого, означает удовлетворение важной социальной потребности последнего– потребности в уважении.

Беспристрастность, бескорыстие, лояльность. В беспристрастности руководителя кроется важный ресурс эффективности кадровой политики организации. Способность полностью использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки и справедливых санкций и создавать коллектив с гармоничной атмосферой в нём–“о качестве менеджера надо судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно он может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их в единое целое”. А. Морита (Кричевский Р. Л. стр. 42)

И, наконец, личное обаяние, и здоровье –у здорового человека, при всем процессе больше шансов выглядеть обаятельным человеком.

    Умение правильно использовать своё время.

Председатель комитета обладает широтой взглядов и глобальным подходом к любому вопросу.

Однако председатель Комитета не умеет четко формулировать цели и задачи, стоящие перед сотрудниками комитета. Ставя перед сотрудниками определённые задачи на аппаратных совещаниях, он часто отклоняется от самой задачи, концентрирует все внимание на важности её выполнения, а не на том, в чем состоит задача и как её выполнять это заставляет сотрудников повторно обращаться к председателю Комитета за уточнением задачи и снижает мотивацию к труду.

Итак, определили стиль руководства председателя комитета, теперь попытаемся нарисовать его психологический портрет.

4. 2 Оценка личности руководителя и психологических критериев эффективности у правления.

Личность руководителя можно разложить на три класса составляющих: биографии, характеристики, способности, черты личности (1стр. 13). В такой последовательности и рассмотрим каждый из названных личностных “блоков”. Во-первых - это биографические характеристики, они включают в себя возраст, пол, социально-экономический статус и образование руководителя. Председатель Комитета по Экономической Политике немолодой человек, его возраст 62 лет. В этом возрасте он имеет уже достаточный опыт работы и управления. Очень важными характеристиками, как для занятия менеджерской деятельностью, так и для успешного регулирования в ней являются социальный статус и образование. Председатель Комитета вышел из интеллигентной семьи, имеет высшее образование и учёную степень кандидата экономических наук. Он постоянно стремиться пополнять свои знания по экономике и менеджменту, изучая современную литературу и посещая семинары.

Следующий блок личных качеств – это способности. Они делятся на общие и специальные. К числу общих способностей относится интеллект. Трудно дать оценку показателей интеллекта председателя, другое дело как он используется в практической деятельности. Председатель комитета имеет большой опыт работы и знаний своего дела, постоянно пополняет их и применяет в своей деятельности. К специальным особенностям относятся специальные умения, знания, компетентность, информированность. Председатель комитета в силу своего образования отлично разбирается в вопросах экономики, управления, формирования стратегии социально-экономического развития округа, осуществлении прогнозно-аналитической деятельности, осуществлении кредитной политики, формирование доходной части бюджета округа, в вопросах управления инвестиционными процессами в округе.

Для полноты психического портрета личности руководителя рассмотрим последний личностный блок–черты личности руководителя. К их числу относится доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надёжность в выполнении задания, независимость, общительность. Остановимся подробнее на каждой из этих перечисленных черт.

Первой является доминантность, что в переводе с английского означает “господство”, “преобладание”, “влияние”. Любому руководителю необходимо обладать этой чертой, иначе трудно представить, как можно эффективно управлять людьми.

Данная черта характерна для председателя комитета. Это человек, с богатым опытом работы, преклонного возраста, он стремится к личной независимости, лидерству, ему присуще самоуважение, смелость, воля, неприятие слепого следования авторитетам.

Следующий в наборе личностных черт руководителя является уверенность в себе. Председатель комитета уверен в себе, это проявляется, прежде всего, в том , что сотрудники комитета уверены в трудной ситуации на него можно положиться: он поддержит, защитит, является той “спиной”, которая вас прикроет. Это обеспечивает психологический комфорт и повышает мотивацию к выполнению задания.

Следующие две довольно- таки родственные черты личности руководителя – эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. С эмоциональной уравновешенностью довольно тесно соседствует стрессоустойчивость личности. Хочется заметить, что стрессоустойчивостью в наши дни не плохо бы обладать каждому человеку, а уж тем более руководителю. Ещё одна рассматриваемая черта личности руководителя –креативность, то есть способность к творческому решению задач. Этой чертой обладает Председатель Комитета по Экономической Политике, ему в своей работе очень часто приходится сталкиваться с инновационной деятельностью, что требует от него проявления элементов новизны, творчества, предрасположенности влиянию времени. Он, так же, способен видеть элементы новизны, творчества в деятельности других людей, в частности подчинённых, и поддерживать их начинания.

Несомненно, важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни организации, в том числе при принятии ответственных решений, является самостоятельность. Как бы хороши ни были консультанты, какие бы советы ни получал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он должен принимать сам. И чем самостоятельнее ведёт себя руководитель в управленческом процессе, тем более проявляется его независимость, что не исключает необходимости прислушиваться к мнению коллег, если в нём содержится рациональное зерно.

    ГЛАВА 5. ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ХМАО.
    5. 1 Экономическое регулирование природопользования.

В 1996 году в округе продолжала действовать и совершенствоваться система экономического регулирования охраны окружающей среды, направленная на предотвращение опасного загрязнения.

Основные элементы этой системы включают в себя финансирование экологических программ и мероприятий, плату за выбросы и сбросы, размещение отходов, формирование экологических фондов, экономическое стимулирование предприятий природопользователей.

Основные принципы экономического регулирования природопользования на территории Ханты-Мансийского автономного округа были реализованы в 1996 году в постановлениях Главы администрации автономного округа №20 от 02. 02. 95г. “Об утверждении на 1995 год размеров платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия на территории Ханты-Мансийского Автономного Округа”, №52 от 16. 03. 95г. “О внесении изменений в постановление Главы администрации автономного округа №20 от 02. 02. 95г. ”, №78 от 26. 02. 96г. “О продлении срока действия и внесении изменений в постановление Администрации округа №20 от 02. 02. 95г. ”, №302 от 09. 09. 96г. “О внесении изменений в постановление Главы Администрации округа №20 от 02. 02. 95г. ”, №5 от 26. 11. 96г. “О внесении изменений в постановление Губернатора округа №302 от 09. 09. 96г. ” и №10 от 11. 12. 96 г. “Об изменении размеров пени”. В соответствии с вышеуказанными нормативными документами для расчетов платы применялись следующие коэффициенты, учитывающие экологические факторы: * Атмосферного воздуха – 2, 4-2, 88;

    * Почв (размещение отходов) – 2, 4;
    * Состояния водных объектов – 2, 1;
    * Состояния подземных вод – 2, 1;

Коэффициент индексации к базовым нормативам платы за загрязнение окружающей природной среды был установлен в размере 31.

Действующим порядком определения платы предусматривается механизм корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий. В 1996 году администрация автономного округа с участием окружного комитета по охране окружающей природной среды и природных ресурсов продолжала осуществлять корректировку.

С ходатайством о зачете средств в счет платежей за загрязнение окружающей природной среды обратилось 16 предприятий, из них корректировка была произведена 9 предприятиям на общую сумму 19576, 9 млн. рублей. Кроме того, действующий порядок предусматривает понижение размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождение от неё отдельных природопользователей.

С просьбой об освобождении (понижении размеров) от платы в 1996 году обратилось 13 предприятий, из них освобождено 4.

На территории Ханты-Мансийского Автономного Округа в настоящий момент действуют окружной, один региональный, восемь районных и шесть городских экофондов. Экологический фонд можно рассматривать, как один из элементов системы источников финансирования, призванной оказать содействие в решении неотложных природоохранных задач и экологической ситуации в целом, путем мобилизации внебюджетных финансовых ресурсов и организации их рационального использования, на проведение целенаправленной инвестиционной природоохранной деятельности и стимулирования природопользователей на проведение этой деятельности. Укреплению нормативно-правовой и информационной базы управления средствами экофондов способствуют “Порядок направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды” и форма государственной статистической отчетности Ф-1 “Экофонд” о поступлении и расходовании средств фондов.

5. 2 Практическая деятельность экологических фонов в 1996 году.

Экологический фонд является одним из элементов системы финансирования в решении неотложных природоохранных задач посредством мобилизации внебюджетных финансовых ресурсов и их использования на проведение целенаправленной инвестиционной природоохранной деятельности и стимулирования природопользователей на проведение этой деятельности.

Решить в полной мере все эти проблемы не удается вследствие объективных причин, связанных с неотработанностью соответствующих механизмов, а также в силу определённых правовых пробелов и организационных противоречий между различными органами и уровнями государственной власти.

Во исполнение постановления Правительства РФ№422 от 29. 07. 92г. и №632 от 28. 08. 92г. был разработан и утвержден “Порядок направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды”. На территории Ханты-Мансийского Автономного Округа постановлением Главы администрации №83 от 08. 04. 94г. был введен единый для всех экофондов механизм перечисления средств предприятиями - природопользователями–100 % платежей, исков, штрафов перечисляются на счет окружного экофонда с последующим распределением по территориям.

Но сложившаяся на местах (Нижневартовский, Октябрьский, Нефтеюганский, Березовский, Няганьский и Кондинский районы) практика учета поступления средств, процедура их оформления и перераспределение между фондами разного уровня приводит к серьезным проблемам и запутанности, которые усложняют механизм контроля за поступлением и расходованием средств в экологических фондах округа.

При составлении статистической отчетности по форме №1-экофонд за 1996 год очень сложно было произвести точную оценку полноты аккумулированных в территориальных экофондах средств.

Информация о поступлении и расходовании средств в экофондов обобщается на уровне округа и должна отражать все 100% средств, которые перечислены предприятиями. Сбор этой информации производится на основании отчетов территориальных экофондов, но так как отчет по форме №1-Экофонд является бухгалтерским, то экофондами были показаны только те средства, которые прошли через их счета.

Если на территории происходило перечисление, как в окружной, так и в территориальные экофонды, то при этом искажается истинное положение дел в сторону уменьшения перечисленных сумм. Это происходит, потому , что от сумм, пришедших в окружной экофонд на территорию возвращается лишь 60%. Если обобщение информации производить с учетом данных о 100-процентных перечислениях в окружной экофонд, то также будет происходить искажение данных, так как окружным экофондом не производится разбивка, которая предусмотрена отчетом (выплата предприятий за нормативное, сверхнормативное загрязнение окружающей природной среды, иски, штрафы по средам).

В течение 1996 года на счета экофондов округа поступило 83756, 49 млн. руб. , т. е. 52, 4% подлежащих перечислению средств. Эти цифры свидетельствуют, , что порядка 50% средств экофонды округа недополучили. Можно утверждать , что только немногие территории перечислили в окрэкофонд средства в наиболее полном объеме (до87%). Среди них территории, контролируемые Сургутским (87, 4), Ханты-Мансийским (83, 7%), Белоярским (73, 9%), Кондинским ( 68, 7%) и Советским (61, 1%) комитетами по охране окружающей среды. Минимальные перечисления произведены территориями, подконтрольными Няганьскому (9, 0%), Нефтеюганскому (14, 6%) и Октябрьскому(17, 1%) комитетам.

В 1996 году объем капитальных инвестиций на строительство объектов природоохранного назначения составил 39042, 6 млн. рублей (47, 5%). Роль многих территориальных фондов в финансировании строительства объектов природоохранного назначения была крайне небольшой. Так, в частности, ряд экофондов (Няганьский, Когалымский, Советский, Октябрьский, Ханты-Мансийский районный, Нефтеюганский городской) не перечислили ни одного рубля.

Структура поступлений в систему экофондов в 1996 году выглядит следующим образом (в%):

* Плата за загрязнение в пределах допустимых нормативов – 70, 5%, * Плата за сверхнормативное загрязнение – 16, 5%,

    * Иски о возмещении вреда – 8, 7%,

* Штрафы за нарушение природоохранного законодательства – 2, 9%, * Прибыль от использования средств фондов – 0, 8%.

Несмотря на значительную разницу в среднем исчислении по размерам выплат за загрязнение в пределах нормативов и за их превышение (как уже приводилось–это соответственно 70, 5% и 16, 5%), по отдельным территориям эти поступления резко отличаются от указанных процентных соотношений.

Данные статистического анализа позволяют судить как экологической ситуации в регионах, так и о работе территориальных комитетов по охране окружающей среды. Например, в Белоярском, Нефтеюганском и Октябрьском регионах было крайне низкое поступление средств по штрафам.

Анализ основных направлений расходования средств экофондов показал следующее: * На строительство природоохранных объектов – 47, 5%,

    * НИР и ОКР – 2, 1%,
    * Создание систем мониторинга – 5, 2%,
    * Развитие материально-технической базы комитетов – 5, 8%,
    * Ликвидация последствий аварийных ситуаций – 1, 9%,
    * Внедрение экологически чистых технологий – 2, 6%,
    * Развитие заповедников и др. – 1, 4%,
    * Проведение совещаний, семинаров – 0, 3%,
    * Развитие экологического образования – 3, 4%,

* Расходование на другие виды природоохранной деятельности – 22, 3%. Общая сумма средств, израсходованных в 1996 году, составила 82, 267 млрд. руб. , а остаток средств на начало 1997 года– 9, 064 млрд. руб.

Анализируя структуру расходов отдельных экофондов можно выделить следующие моменты.

Наибольшие объемы кредитов и сумм на строительство, реконструкцию природоохранных объектов выделялись в Сургутском городском, Нефтеюганском районном и Ханты-Мансийском городском экофондах. Совсем не выделялось на эти цели в Няганьском, Кгалымском, Советском, Октябрьском, Ханты-Мансийском районных, Нефтеюганском городском экофондах.

Финансирование НИР и ОКР проводилось половиной регионов. Наибольший объем финансирования этих работ произведен Ханты-Мансийским районным, Нижневартовским, Сургутским районным и Белоярским экофондами. В заключение анализа фактического использования средств экофондами, следует отметить одну особенность–при значительной нехватке указанных средств на проведение природоохранных мероприятий различного уровня в некоторых экофондах наблюдается большой остаток неиспользованных средств.

    Глава 6 Современное состояние условий и охраны труда в РФ

По объективным причинам в Российской Федерации усугубляется неблагоприятная ситуация с состоянием условий и охраны труда. В последние годы сохраняется недопустимо высокий уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В 1996 году от травм на производстве пострадали 214, 6 тыс. человек, 5, 4тыс. человек погибли.

Удельный вес работающих на производстве с вредными и опасными условиями труда в общей численности работников, занятых в промышленности, с 1991 по 1995г. г. возрос с 18% до 42, 3%.

Неблагоприятные условия труда крайне разрушительно действует на воспроизводство трудовых ресурсов. Если общая смертность населения в Российской Федерации увеличилась в 1995 году по сравнению с 1990 годом примерно на 40%, то смертность трудоспособного населения– более чем на 60%.

В 1996 году рост количества впервые выявленных больных профессиональными заболеваниями по сравнению с 1993 годом составил 12%.

Причинами роста производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются:

* Износ основных фондов и низкий технический уровень используемых технологий; * Ухудшение обеспечения средствами индивидуальной защиты, нарушение надежности работ и систем коллективной защиты;

* Отсутствие в ряде случаев нормативной, осведомляющей и регулирующей информации; * Массовые нарушения технологической и производственной дисциплины; * Низкий уровень культуры производства, социальной активности и профессиональной подготовки работников;

* Снижение ответственности, требовательности к контролю за соблюдением норм и правил по охране труда;

* Несоблюдение режимов труда и отдыха, резкое сокращение медицинских осмотров. Убытки, вызванные производственным травматизмом в Российской Федерации, составил в 1996 году свыше 4 трлн. рублей, в том числе расходы по возмещению пострадавшим заработка или его части–около 3 трлн. рублей. Помимо этого, значительные затраты обусловлены амбулаторным (клиническим) лечением, проведением расследований несчастных случаев, потерями в производстве из-за простоев оборудования, снижения производительности труда.

Сложившаяся ситуация во много связана с тем, что до настоящего времени не создана государственная система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениями. Отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда, не на должном уровне находится система обучения работников безопасным приёмам работы. За последние 5 лет в Российской Федерации приняты основополагающие документы в области охраны труда, из которых важнейшими являются Основы законодательства Российской Федерации об охране труда и постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995г. №843 “О мерах по улучшению условий и охраны труда”, которым утверждена Федеральная программа первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на 1995-1997 годы. Их реализация позволила активизировать деятельность органов исполнительной власти, организаций и предприятий всех форм собственности по обеспечению благоприятных и безопасных условий труда на рабочих местах, разработке отраслевых и региональных программ, дальнейшему совершенствованию нормативной и правовой базы в области охраны труда.

В большинстве субъектов Российской Федерации начата работа по созданию региональных систем управления охраной труда. Во многих субъектах Российской Федерации организуется обучение специалистов и руководящего состава предприятий по вопросам охраны труда, создаются специальные подразделения, усилен контроль за условиями труда со стороны органов государственной экспертизы условий труда. В 30 регионах органы государственной экспертизы условий труда приступили к эксперименту по осуществлению сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.

В 1995-1997 годах не удалось добиться коренных изменений в области охраны труда.

Из 26 мероприятий, предусмотренных к выполнению в 1995-1997 годах Федеральной программой первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на 1995-1997 годы, полностью выполнено 18 мероприятий, 3 мероприятия находятся в стадии выполнения, из-за недостатка финансирования перенесены сроки выполнения 5 мероприятий.

В большинстве организаций условия труда продолжают оставаться неудовлетворительными, а уровень производственного травматизма– высоким. По экспертным оценкам, в случае непринятия надлежащих мер к 2005 году на рабочих местах с вредными условиями труда в промышленности, в строительстве и на транспорте будет работать каждый второй-третий работник сферы материального производства.

Необходимость применения программного подхода к решению проблемы улучшения условий и охраны труда в Российской Федерации предопределяют: Социально-политическая острота проблемы, которая приобрела федеральное значение;

Невозможность комплексного решения данной проблемы в условиях рыночной экономики без государственного регулирования;

Необходимость координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в процессе разработки и реализации комплекса мероприятий по решению данной проблемы. Развитие различных форм собственности и их законодательное закрепление предполагают принципиально новый подход к регулированию трудовых отношений, в том числе в области условий и охраны труда. Переход к использованию рыночных регуляторов, изменение функций федеральных органов исполнительной власти и профсоюзов, новые отношения центра с субъектами Российской Федерации при отсутствии завершенной системы управления охраной труда, соответствующей новым экономическим и трудовым отношениям, предопределяют необходимость государственного управления решением неотложных задач по улучшению условий и охраны труда.

Основными целями Федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы являются:

Снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в стране;

Создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

Повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников от профессионального риска.

Основной задачей программы является реализация государственной политики в области улучшения условий и охраны труда, изложенной в основах законодательства Российской Федерации об охране труда.

Приоритетные направления мероприятий программы определены в соответствии с основными задачами реформирования сферы охраны труда, предусмотренными программой социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов. Актуальность мероприятий, связанных с совершенствованием условий и охраны труда непосредственно на производстве, объясняется низким техническим уровнем используемых технологий и изношенностью основных фондов, ухудшением обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, нарушением работы средств и систем коллективной защиты рабочих мест, массовыми нарушениями технологической и производственной дисциплины, низким качеством контроля за состоянием производственной среды из-за недостатка соответствующих контрольно-измерительных средств и их совершенства.

В составе мероприятий предусмотрены задания по разработке и организации производства средств по контролю и улучшению состояния производственной среды: передвижных вентиляционных установок для безопасного проведения сварочных работ, предохранительных устройств и систем для предотвращения (локализации) аварий при выбросе взрывоопасных продуктов, газоанализаторов и газоаналитических систем санитарного контроля воздуха рабочей зоны. Актуальность создания эффективных средств контроля и регулирования состава воздуха рабочей зоны определяется тем, что в структуре профзаболеваний болезни органов дыхания устойчиво занимают первое место, а количество рабочих мест с неудовлетворительными характеристиками атмосферы рабочей зоны в последнее время возрастает. В то же время, по имеющимся прогнозным оценкам, при сохранении существующих тенденций степень удовлетворения потребности в соответствующих приборах, средствах контроля, аппаратуре аварийной сигнализации и вентиляционном оборудовании в целом по Российской Федерации может составить к 2000 году лишь 40-50%.

За 1995-1997 годы в Российской Федерации объёмы производства средств индивидуальной защиты снизилось более чем в 10 раз. Предприятия–изготовители значительно сократили производство эффективной продукции и выпускают менее трудоёмкие, но более дорогие средства индивидуальной защиты, которые не отвечают современным требованиям. В свою очередь предприятия–потребители сокращают использование средств индивидуальной защиты из-за высоких цен на них и отсутствия надлежащего контроля за обеспечением работающих этими средствами. Особенно снизился уровень обеспечения средствами индивидуальной защиты работников сельского хозяйства. В то же время 10% травм происходит из-за отсутствия или низкого качества средств индивидуальной защиты (в1987 году этот показатель был равен 3, 5%).

Стремление предприятий к приобретению дешевой несертифицированной защитной продукции повлекло за содой массовое появление кустарных производств, производящих специальную одежду, не отвечающую требованиям защиты от вредных и опасных факторов.

Ввоз в Россию специальной одежды нередко с низкими эксплуатационными свойствами по льготным тарифам подрывает её отечественное производство. Из-за незначительных заказов работодателей, неплатежеспособности предприятий ассортимент средств индивидуальной защиты сокращен с 1100 наименований в начале 90-х годов до 250 в настоящее время. Практически отсутствует производство конкурентоспособной спецодежды для работников нефтяной, газовой и металлургической отраслей промышленности, для сварочного производства и сельского хозяйства.

Программой предусматривается выполнение следующих основных работ: В области профессионального образования:

Разработка и издание учебников и учебных пособий, а также разработка технических средств обучения в области охраны труда с целью формирования обязательного непрерывного образования;

Обучение и подготовка экспертов-аудиторов в области сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда и в области аккредитации испытательных лабораторий;

Разработка нормативно-технической документации типового кабинета охраны труда, оснащенного средствами обучения и пропаганды;

    В области пропаганды охраны труда:

Разработка и организация выпуска средств пропаганды в области охраны труда; Регулярное проведение выставок-ярмарок средств охраны труда, включая средства индивидуальной защиты.

Рассматриваемый комплекс мероприятий предусматривает разработку технической документации и изготовление опытных образцов средств индивидуальной защиты наиболее широкого применения: изолирующих респираторов, спецодежды для защиты от расплавов и растворов щелочей, для работы в условиях высоких и низких температур и теплового излучения. Предусмотрены разработка и изготовление опытных образцов специальной одежды для защиты от кислотных растворов различной концентрации и пыли, аварийного комплекта средств индивидуальной защиты многоцелевого назначения, а также индивидуальных датчиков и приборов контроля вредных веществ. Создание испытательных сертификационных центров при Академии охраны труда, оснащенных необходимыми методами испытаний, создаст предпосылки и условия для развития отечественного рынка средств индивидуальной защиты. Финансирование Программы осуществляется из следующих источников: федеральный бюджет, средства Фонда социального страхования Российской Федерации, средства от административных штрафов, взимаемых за нарушение законодательства о труде и об охране труда.

Общий объем финансирования Программы –106, 4 млн. руб. , в том числе 74 млн. руб. - из федерального бюджета; 23, 5 млн. руб. – из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации; 8, 9млн. руб. –из средств от административных штрафов, взимаемых за нарушение законодательства о труде и об охране труда.

Финансирование программы за счет средств федерального бюджета осуществляется исходя из бюджетной заявки на очередной финансовый год, представленной государственным заказчиком и принятой с учетом возможностей бюджета, потребностей Программы и необходимости продолжения начатых работ.

    заключение

В целом организационная структура Комитета по экономической политике соответствует выполняемым функциям и задачам. В достаточно близком к оптимуму варианте сочетаются разделение функций между отделами и внутри отделов с кооперацией в процессе выработки комплексных документов, решение многоаспектных задач, разносторонняя оценка анализируемой экономической проблемы. Однако следует подчеркнуть, что в процессе анализа были выявлен ряд недостатков.

Во-первых, в ряде отделов имеется не комплект штатов, что вынуждает руководителей отделов и руководство Комитета дополнительно загружать, имеющихся в наличии сотрудников. В Комитете имеются сотрудники, не обладающие достаточной квалификацией, что бы полноценно заменять отсутствующих специалистов. Это приводит к тому, что достаточно часто, заведующим отделами и порой руководству Комитета приходится выполнять чисто исполнительские функции, дорабатывать и исправлять материалы подготовленные сотрудниками. Всё это снижает оперативность исполнения работ, вынуждает начальников постоянно заниматься сверхурочной работой.

Во-вторых, не достаточно интенсивно в Комитете и в Администрации Округа в целом, ведётся работа по обновлению кадров, формирование высококачественного кадрового резерва, обложение кадрового состава Комитета.

В свою очередь, вышеуказанные причины порой приводят к возникновению психологического дискомфорта в коллективе, возникновению конфликтных ситуаций .

    В качестве рекомендаций можно предложить:

Расширить штатное расписание Комитета по экономической политике, привлекая на новые должности молодых специалистов– выпускников вузов.

Расширить количество студентов, проходящих курсовую и преддипломную практику в Комитете, договорившись с вузами об увеличении сроков прохождения курсовой практики до 3хмесяцев, а преддипломной до 6 месяцев на штатных должностях. Это позволит с одной стороны расширить кадровую базу для отбора специалистов в Комитет по Экономической Политике. Позволит студентам глубже и эффективнее освоить тематику будущей работы, а работодателям произвести эффективную селекцию кадрового потенциала.

Необходимо ввести постоянно действующую систему повышения квалификации и переподготовки кадров.

Также в настоящее время все экономические решения требуют глубокой проработки законодательной и нормотворческой базы, необходимо ввести в Комитет по Экономической Политике штатные должности, по крайней мере, 2х юристов в области гражданского и хозяйственного права. Выводы из анализа деятельности председателя Комитета.

Председатель комитета обладает широтой взглядов и глобальным подходом к любому вопросу.

Задачи по формированию стратегии социально- экономического развития округа, осуществлению прогнозно-аналитической деятельности, осуществления кредитной политики, управления инвестиционными процессами требуют от председателя не только широты знаний, но и чувства ответственности за экономические, социальные, экологические, нравственные последствия деятельности. Председатель комитета занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчинённым решать все остальные. Он даёт указания в форме предложений, просьб. Во взаимоотношении с подчинёнными всегда тактичен, с пониманием относится к их интересам и запросам. Комитет по Экономической Политике характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений.

Регулярно на аппаратных совещаниях в комитете, которые проходят по понедельникам, оповещает сотрудников о состоянии дел в коллективе. Всё это способствует повышению содержания самого труда рабочих, заинтересованности людей, создаёт высокую сплочённость в коллективе и здоровый психологический климат.

Однако следует обратить внимание на существенные недостатки в работе. Руководитель Комитета должен больше внимания уделять вопросу подготовки приемника на свой пост. Следует отметить, что в этой стороне вопроса председатель не уделяет должного внимания.

Вторым недостатком, вытекающем из первого, является то, что председатель большее время уделял работе со сторонними организациями, с функционально связанными с комитетом другими федеральными и окружными органами власти. Очень много отсутствовал на работе, так как был в командировках, (почти 30% годового рабочего времени).

И в силу этих причин председатель недостаточно контролировал внутреннюю деятельность Комитета , что естественно, снижало эффективность деятельности Комитета.

Если бы председатель Комитета своевременно подобрал бы кандидатуру одного из замов как своего приемника на пост председателя, то внутренний контроль за деятельностью комитета был бы на много эффективнее.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Если Вы - руководитель.... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. 3-е изд. , доп. и перераб. Кричевский Р. Л.

2. Основы менеджмента. Пер. с англ. Мескон М. Х. , Альберт М. , Хедоури Ф М. : “Дело” 1992.

3. Менеджмент. Учебник. 3-е изд. , перераб. и доп. Герчикова И. Н. 4. Майкл Мескон и др. , “Основы менеджмента”, - М. , 1995 г.

    5. Телор Фредерик Уинслоу, “Менеджмент”, - М. , 1992 г.

6. Ли Якокка. “карьера менеджера” пер. с англ. /при участии У. Новака. М. :Прогресс, 1991.

7. “Стиль работы и образ жизни руководителя: анализ проблемы, рекомендации. ” Сокр. пер. с нем. /Рук. авт. колл. К. Ладензак. – М. : Экономика, 1985. 8. Кнорринг В. И. Искуство управления: - Учебник. –М. : Издательство БЕК, 1997. 9. В. И. Павлюченко “управление эффективностью экономических процессов” М. : Издательство “Мысль”, 1986.

10. Виссема Х. Менджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании): Пер. с англ. – М. : ИНФРА-М, 1996. 11. Уткин Э. А. управление компанией. - М. : Ассоциация авторов и издателей “ТАНДЕМ”. Издательство ЭКМОС, 1997.

13. Виханский О. С. , Наумов А. И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. – М. : Гардарика, 1998. 14. Методы и приёмы деятельности менеджера и бизнесмена. Тех. редактор Т. Д. Хмызова. 1993.

15. Холт Роберт Н. Основы финансового менеджмента. – пер. с англ. - М. : “дело”, 1993. 16. Уткин Э. А. профессия – менеджер. – М. : Экономика, 1992. 17. Саймон Г. и др. Менеджмент в организациях: Сокр. пер. с англ. С 15-го изд. / Саймон Г. , 18. Смитбург Д. , Томпсон В. : Общ. Ред. И вступ. Ст. А. М. Емельянова и В. В. Петров. - М. : Экономика, 1995.

15. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник/Под ред. Е. С. Стояновой. – 3-е изд. ,перераб. И доп. - М. :Изд-во “Перспектива”, 1998. 16. Уткин Э. А. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. – М. : Издательство “Зерцало”, 1998. 17. Вудкок М. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя – практика: Пер. с англ. – М. : “Дело”, 1991. 18. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. Пер. с англ. – М. : 1987. 19. Омаров А. М. руководитель; размышления о стиле управления. – 2-е изд. , доп. – М. : Политиздат. 1987. 20. Стиль и методы руководства: Сборник /сост. Попов С. , Подволкий Г. , - М. : Московский рабочий, 1985.

21. Стремякова И. Р. , Лебедко М. П. Менеджмент: краткий курс в 320 информативных и структурно-логических схемах. – Новосибирск, 1995.

22. Стремякова И. Р. Моральная атмосфера: Теоретико – методологические аспекты. – Новосибирск: Наука. Сиб. Отд. 1991. 23. Вачугов Д. Д. Венегин. В. Р. Менеджер и стиль руководства. – Социал. -полит. журн. - 1993, №7. – с. 99. 24. Толочек А. В. стилевые характеристики и взаимодействия руководителей в управленческой структуре. Вестник Московского университета. Сер. 14, психология. 1995. №3, стр. 11.

25. Толковый словарь по управлению. – М. : изд-во “Аланс”, 1994. 26. Постановление Губернатора Ханты-Мансийского Автономного Округа №277 от15. 07. 97.

    27. E. C. Eyre, Mastering Basic Management.

28. Леонтьев А. Н. Психология руководителя. М, : Издание “Наука” 1996. 29. Журавлев А. А. Стиль в современной психологии управления М. : Издательство “Экономика” 1994.

30. Приложение 1 к постановлению Губернатора автономного округа от 15. 07. 97. №277 “Положение о комитете по экономической политике Ханты-Мансийского Автономного Округа”

31. Положение об отделе анализа и прогнозирования отраслей социальной сферы. 32. Положение об отделе оперативного контроля баланса доходов и расходов. 33. Положение об отделе разработки сводного финансового баланса округа. 34. Положение об отделе регулирования инвестиционного процесса и фондового рынка.

    35. Положение об отделе сводного прогнозирования.

36. Положение об отделе анализа и прогнозирования отраслей материального производства.

    Приложения
    Приложение 1.

Автократично-либеральный континуум стилей руководства (2, 492)

    Автократичный Либеральный
    Демократичный
    Стили руководства
    Приложение 2
    Континуум стилей лидерства Мак Грегора (2. 494)
    Сосредоточение на работе Сосредоточение на человеке
    Стили лидерства
    Приложение 3.
    Стили лидерства Лайкерта (2, 495)
    Система 1
    Система 2
    Система 3
    Система 4
    Эксплуататорско-авторитарная
    Благосклонно-авторитарная
    Консультативно-демократическая
    Основанная на участии
    Приложение 4

Поведение руководителя, классифицированное по структуре и вниманию к подчинённым (2, 496)

    Структура
    Распределяет производственные роли между подчинёнными.

Рассписывает задания и объясняет требования к их выявлению. Планирует и составляет графики работ.

    Передает своё беспокойство о выполнении задания.
    Внимание к подчиненным
    Участвует в двустороннем общении.
    Допускает участие починённых в принятии решений.
    Общается в одобрительной и неугрожающей манере.

Дает возможность моделям удовлетворять свои потребности, связанные с работой.

    Приложение 5.

Комбинация размерностей стилей руководства по классификации университета Огайо. (2, 497)

    высокая
    Низкая степень структурирования
    Высокая степень внимания к подчиненным.
    Высокая степень структурирования.
    Высокая степень внимания к подчиненным.
    Низкая степень структурирования.
    Низкая степень внимания к подчиненным.
    Высокая степень структурирования.
    Низкая степень внимания к подчиненным.
    низкая Структурирование высокая
    Приложение 6.
    Управленческая решетка (2, 498)
    Приложение 7

Как меняется стиль эффективного руководства в зависимости от ситуации (2 , с. 502)

    Низкий
    высокий
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    1
    Хорошие
    Хорошие
    Хорошие
    Хорошие
    плохие
    плохие
    плохие
    плохие
    2
    структурирована
    неструктурирована
    структурирована
    неструктурирована
    3
    сильные
    слабые
    сильные
    слабые
    сильные
    слабые
    сильные
    слабые

В строке 1 указано взаимодействие между руководителем и подчиненными. В строке 2 указана структура задачи.

    В строке 3 указаны должностные полномочия руководителя
    Приложение 8.
    Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшера (13, 120)
    Участвующий
    S3
    Убеждающий
    S2
    S4
    Делегирующий
    S1
    Указывающий
    Поведение работы
    (директивность)
    умеренная
    4 3 2 1
    4 3 2 1
    Приложение 9
    СВЕДЕНИЯ О РАСЧЕТАХ С ОКРУЖНЫМ БЮДЖЕТОМ
    КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЭКа
    (без ВМСБ и подоходного налога) за 1996-1998 гг.
    млн. руб. (в ценах 1998 года)
    Показатели
    1996 год
    1997 год
    1998 год
    Начислено налоговых платежей
    2 371, 2
    3 394, 2
    2 795, 2
    Оплачено – всего
    в том числе:
    по текущим платежам
    возврат отсроченных платежей
    из них:
    инвестиционных налоговых
    кредитов
    1 863, 2
    1 863, 2
    3 305, 5
    3 062, 1
    243, 4
    214, 7
    2 873, 0
    2 521, 3
    351, 7
    114, 4
    Исполнение текущих платежей, %
    78, 5
    90, 2
    90, 2
    Исполнение инвестиционных
    налоговых кредитов
    114, 0
    52, 1

Общее исполнение обязательств по текущим платежам и инвестиционным налоговым кредитам

    78, 0
    92, 2
    95, 7
    Приложение12
    Динамика развития промышленности в ХМАО.
    показатели
    1990
    1991
    1992
    1993
    1994
    1995
    1996
    1997
    1998
    Динамика добычи нефти по территории округа (млн. т. )
    306
    265
    222
    194
    175
    169
    165
    168
    167
    Динамика добычи нефти по предприятиям(млн. т. )
    301
    261
    216
    189
    172
    162
    158
    162, 5
    160, 3

Индекс физического объема промышленной продукции РФ (в % к предыдущему году) 97

    88, 7
    81, 8
    86
    79
    97
    95
    101, 9

Индекс физического объема промышленной продукции ХМАО (в % к предыдущему году) 93

    88
    82
    86
    93, 5
    96, 6
    97, 6
    101, 7
    Приложение 17
    Помесячная динамика уровня инфляции по округу.
    (в процентах)
    месяц
    1993 год
    1994 год
    1995 год
    1996 год
    1997 год
    1998 год
    Январь
    *
    113, 0
    114, 9
    109, 2
    103, 4
    101, 8
    Февраль
    *
    107, 7
    113, 3
    102, 9
    101, 4
    102, 1
    Март
    *
    106, 8
    111, 1
    100, 7
    100, 8
    101, 2
    Апрель
    *
    107, 4
    108, 5
    101, 1
    103, 5
    101, 1
    Май
    *
    105, 6
    107, 7
    102, 1
    100, 2
    100, 2
    Июнь
    *
    104, 7
    105, 4
    100, 4
    101, 3
    100, 4
    Июль
    *
    104, 7
    105, 6
    100, 6
    100, 6
    100, 3
    Август
    *
    105, 3
    106, 5
    103, 1
    101, 6
    101, 3
    Сентябрь
    *
    105, 1
    104, 7
    100, 8
    100, 6
    115, 3
    Октябрь
    132, 2
    109, 2
    103, 8
    99, 2
    100, 7
    113, 9
    Ноябрь
    136, 9
    113, 1
    103, 5
    101, 1
    101, 1
    106, 5
    Декабрь
    119, 8
    114, 7
    102, 3
    100, 4
    100, 4
    108, 6

Итого за год по отношению к декабрю предшествующего периода 216, 8**

    245, 1
    225, 1
    121, 9
    116, 6
    165, 07
    Примечание: * показатель не разрабатывался,
    ** к сентябрю 1993 года.
    Приложение 18
    Приложение 19

Индексы потребительских цен на товары и услуги по Ханты-Мансийскому Автономному Округу ( в % к декабрю предыдущего года)

    месяц
    год
    январь
    февраль
    март
    апрель
    май
    июнь
    июль
    август
    Сентябрь
    Октябрь
    Ноябрь
    Декабрь
    1995
    114, 9
    130, 2
    144, 7
    156, 9
    168, 9
    178, 1
    187, 3
    199, 4
    205, 2
    212, 9
    220, 3
    225, 1
    1996
    111, 3
    111, 0
    113, 2
    113, 5
    114, 7
    114, 4
    114, 7
    123, 4
    124, 6
    123, 7
    123, 6
    124, 2
    1997
    108, 2
    104, 2
    105, 3
    106, 7
    107, 5
    107, 6
    108, 2
    110, 2
    112, 3
    112, 5
    112, 7
    112, 74
    1998
    101, 8
    103, 9
    105, 2
    106, 3
    106, 5
    106, 96
    107, 27
    108, 64
    125, 3
    142, 7
    152, 0
    165, 1

Страницы: 1, 2, 3


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.