РУБРИКИ

Оценка состояния конкурентной среды на рынке оптовой торговли алкогольной продукции в республике Бурятия - (диплом)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Оценка состояния конкурентной среды на рынке оптовой торговли алкогольной продукции в республике Бурятия - (диплом)

p>По расчетам объём теневого оборота алкогольной продукции, под которым подразумевается нелегальный оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, составил в 1996 году 63, 6 % от общего объёма реализованной продукции, в 1997г. - 65, 9 %, в 1998 г. –66, 1, за 9 месяцев 1999г. снизился до 58, 4 процента. В настоящее время подавляющую долю всего нелегального оборота занимает более дешёвая по сравнению с этиловым спиртом из пищевого сырья, спиртосодержащая жидкость (отходы гидролизных заводов, импортный спирт), из которой в последующем кустарным способом производится водка. Кроме того, весьма существенна доля самогона и поддельной алкогольной продукции, завозимой из-за пределов республики. В частности, в 1996г. отмечено значительное поступление дешевой водки из Северной Осетии (около 200 тыс. дал), которая не всегда соответствовала требованиям ГОСТа, тогда как производство на АО “Ливона” в этот же период составляло 500 тыс. дал.

Сегодня одним из важнейших вопросов для республики является увеличение сбора налогов в государственный бюджет. Одним из источников их поступления является акцизный и лицензионный сбор с производства и реализации алкогольной продукции. В течение ряда лет доля алкогольных акцизов в валовом республиканском продукте (ВРП) уменьшается, хотя в абсолютном выражении величина их растёт. Поскольку государственный бюджет получает налоги примерно с одной третьей части потребляемого алкоголя, вполне естественно, что темпы сбора акцизов отстают от темпов роста объёма ВРП.

    Таблица 2. 2.
    Доля акцизов в валовом региональном продукте
    1992
    1993
    1994
    1995
    1996
    1997
    1998
    1999
    ВРП, млн. руб.
    66, 9
    731, 4
    3741, 9
    7737, 3
    9478, 1
    11541, 3
    11376, 7
    11507, 3
    Акцизы, млн. руб.
    0, 7
    4, 7
    14, 9
    21, 6
    26, 3
    30, 1
    59, 0
    58, 2
    В % к ВРП
    1, 0
    0, 6
    0, 4
    0, 3
    0, 3
    0, 3
    0, 5
    0, 5

Как уже говорилось ранее, возрастающие объёмы производства и продажи нелегальной алкогольной продукции вызвали резкое сокращение производства местными производителями. До 1995 года производство алкогольной продукции было относительно стабильным и составляло 1, 2-1, 7 млн. дал. в год, затем началось постепенное вытеснение легальных производителей с рынка алкогольной продукции, что привело к значительному сокращению налогооблагаемой базы. Именно в 1995 году доля акцизов в ВРП уменьшилась до минимального значения–0, 3 процента, выпуск водки и ЛВИ местными товаропроизводителями по сравнению с 1990г. сократился на 14. 4 процента, в 1998г. более чем на половину (51 %). Соответственно снизилась степень использования производственных мощностей на предприятия, производящих водку и ликероводочные изделия с 72. 3 процента в 1990 году до 22. 5 процента в 1998 г. Неполное использование мощностей оказало отрицательное влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятий, увеличило постоянные расходы на единицу продукции, снижая тем самым конкурентоспособность местных производителей.

Комплекс мер, предпринятых правительством Республики, привел к некоторому улучшению ситуации в этой сфере. За 1998 г. правоохранительными органами республики выявлена и пресечена деятельность 40 подпольных мини-цехов по производству фальсифицированной водки, изъято 231 тыс. литров алкогольной продукции, в том числе 156 тыс. литров спирта. Результатом проведенных мероприятий стал возросший спрос на продукцию легальных производителей. Основной производитель - АО “Ливона”, которому принадлежит 66, 7 % от общего объема выпуска, за прошедший год выполнил годовой план на 109, 4 %. В структуре производства алкогольной продукции высока доля водки и ликеро-водочных изделий. Если в 1990 г. доля крепких спиртных напитков в общем объеме составляла 90, 3 %, то по итогам 1999 г. - 99, 5 %, тогда как в развитых странах этот показатель колеблется в пределах 25-40 %. Существенно сократилась доля производства вина (с 6, 2 % в 1990 г. до 1, 4 % в 1998 г. ) и пива (с 3, 5 % до 0, 3 %).

    Таблица 2. 3.

Структура производства алкогольной продукции, в процентах к итогу Наименование

    1990
    1992
    1994
    1996
    1997
    1998
    1999
    Всего
    100
    100
    100
    100
    100
    100
    100
    Водка и ЛВИ
    90, 3
    97, 2
    99, 4
    99, 3
    99, 6
    98, 3
    99, 5
    Вино
    6, 2
    0, 9
    0, 1
    1, 4
    0, 3
    Пиво
    3, 5
    1, 9
    0, 5
    0, 7
    0, 4
    0, 3
    0, 2

Снижение объемов производства местными производителями компенсировалось импортной продукцией и продукцией, ввезенной из других регионов России. В стоимостной структуре ввезенной продукции преобладало пиво - 61, 5 %, шампанское - 15, 4 %, водка - 11, 8 %, вино виноградное и плодовое - 11, 5 %. Ввоз пива в основном осуществляется из Читинской области, на долю которого приходится 98 % от общего объема.

Через розничную сеть и предприятия общественного питания в 1998 году населению республики продано 862 тыс. дал алкогольных напитков, что больше продажи спиртных напитков в 1997 г. - на 10, 8 %, в 1990 г. - на 38, 2 %. Данные статистики свидетельствуют о том, что наибольшим спросом у населения республики пользуются водка и ЛВИ, объем продажи которых в натуральном выражении вырос по сравнению с 1990 годом на 65, 9 %, уровень продажи пива не изменился, шампанского увеличился на 69, 1 %. Реализация вина и коньяка уменьшилась на 80 %.

    Таблица 2. 4.
    Структура продажи алкогольных изделий, %
    Наименование
    1990
    1992
    1994
    1996
    1997
    1998
    1999
    Всего
    100
    100
    100
    100
    100
    100
    100
    Водка и ЛВИ
    80, 5
    91, 1
    89, 7
    90, 4
    94, 2
    94, 6
    94, 1
    Вино
    13, 2
    4, 3
    6, 9
    5, 0
    2, 2
    1, 9
    2, 0
    Коньяк
    2, 4
    2, 1
    1, 9
    1, 0
    0, 2
    0, 4
    0, 4
    Шампанское
    0, 9
    0, 4
    0, 8
    1, 5
    1, 1
    1, 1
    1, 1
    Пиво
    3, 0
    2, 1
    0, 7
    2, 1
    2, 3
    2, 0
    2, 4

Проведенный анализ показал, что большая часть рынка алкогольной продукции республики приходится на нелегальный рынок, вследствие чего бюджет недополучает значительные суммы акцизов, а также опасности подвергается здоровье населения республики. Выход из сложившейся ситуации возможен в установлении государственной монополии на производство и продажу алкогольной продукции, регулирование государством импорта спиртных напитков. Также необходимо дальнейшее усиление оперативной работы правоохранительных органов по пресечению производства и сбыта нелегальной вино - водочной продукции, ужесточение требований органов стандартизации и метрологии к качеству проверяемой продукции. Одновременно следует расширять рынок сбыта производимой в республике алкогольной продукции, осваивать рынка соседних регионов, для чего предприятиям производителям необходимо расширять ассортимент выпускаемой продукции с улучшенным качеством, искать пути снижения себестоимости продукции.

2. 4. Оценка конкурентной среды рынка алкогольной продукции Республики Бурятия

Проведем анализ конкурентной среды на рынке оптовой торговли алкогольной продукцией Республики Бурятия.

Потребительские свойства товара (алкогольной продукции) определяются функциональным назначением в качестве тонизирующего средства. Физическими параметрами алкогольной продукции являются специально приготовленные растворы этилового спирта с добавлением ароматических средств.

На рынке алкогольной продукции Республики Бурятии существуют следующие условия реализации:

    через систему оптовой и розничной торговли;
    через фирменные магазины;
    через посредников-учредителей заводов производителей;

по прямым договорам между производителем и розничным торговцем, в том числе по бартеру и зачетам.

Спрос на данный товар на региональном рынке полностью удовлетворен. Алкогольная продукция представлена на рынке в большом ассортименте. В зависимости от потребностей, вкуса и покупательной способности населения можно приобрести различные сорта вин, шампанского, коньяка и водки.

Данный товар не имеет товаров-заменителей, т. е. является не взаимозаменяемым. Алкогольная продукция представлена следующими товарными группами (согласно единому классификатору продовольственных товаров):

    Таблица 2. 5.
    Наименование товарной группы
    Код классификации
    Водка и ликероводочные изделия
    031
    Виноматериалы (виноградные, плодовые и шампанские)
    032
    Продолжение таблицы 2. 5.
    Вина виноградные
    033
    Вина плодовые
    034
    Напитки винные (виноградные, плодовые)
    035
    Коньячные напитки и бренди
    036
    Слабоалкогольные напитки
    037
    Коньяки
    038
    Вина шампанские (игристые)
    039
    Соки спиртованные
    041
    Другая алкогольная продукция
    061

При исследовании рынка алкогольной продукции была выделена основная по потреблению товарная группа: водка и ликероводочные изделия (ЛВИ). Данное предположение основано на опросах покупателей, розничных и оптовых продавцов. Исследуемая товарная группа относится к спиртосодержащей продукции крепостью свыше 25 % согласно классификации, утвержденной Правительством. В настоящее время участниками рынка алкогольной продукции являются: Производители сырья - ОАО “Бурятспирт”, производящий этиловый спирт из пищевого сырья, поставляемого сельским хозяйством республики. Средний объем производства 350 тыс. дал в год.

Производители алкогольной продукции - четыре завода по производству ликероводочных изделий, находящихся на территории республики - ОАО “Ливона”, ООО “Геан-7”, ООО “Эмилия” и МНПО “Байкалфарм”. Общая доля данных производителей на рынке составляет примерно 80 % от объема производства ликероводочных изделий в республике.

Дистрибьюторы производителей - оптовые фирмы, реализующие только продукцию производителей по договорам и на правах акционеров.

Оптовые центры, имеющие лицензию на продажу алкогольной продукции и реализующие широкий ассортимент завозной продукции.

    Розничная сеть и предприятия общественного питания.

Поставщики и подрядчики заводов-производителей, различных бюджетных организаций.

Покупателями, приобретающими товары у данных продавцов, являются розничные торговцы и предприятия общественного питания, непосредственно находящимися в г. Улан-Удэ, а так же в районах Республики Бурятия.

Всех покупателей алкогольной продукции можно условно объединить в следующие группы:

посредники, приобретающие товар непосредственно с завода-изготовителя (производителя) и занимающиеся дальнейшим продвижением товара до конечных потребителей;

прямые потребители, приобретающие товар через фирменные магазины и специализированные торговые точки.

Географические границы рынка алкогольной продукции находятся в пределах административных границ Республики Бурятия, включая товарный рынок г. Улан-Удэ, рынки административных центров районов и непосредственно покупателей в районах. Для них характерны неразвитость рыночной инфрастуктуры, прежде всего транспортной, а также административные барьеры, устанавливаемые органами местной власти.

    Таблица 2. 6.

Объем производства и реализации алкогольной продукции в Республике Бурятия в 1999 году, тыс. дал

    №
    Наименование организаций
    Запасы на начало периода
    Произведено, всего
    Реализация, всего
    Реализация в розничные предприятия
    Ввоз/импорт
    Вывоз/экспорт
    Запасы на конец периода
    Производители
    1.
    Ливона
    237, 1
    21, 3
    3, 0
    0, 1
    2.
    Байкалфарм
    79, 0
    11, 1
    1, 7
    0, 2
    3.
    Геан
    23, 7
    4.
    Эмилия
    0, 1
    15, 8
    0, 1
    Дистрибьюторы и оптовые центры
    1.
    Фирма 1
    0, 5
    98, 5
    14, 0
    1, 8
    0, 7
    2.
    Фирма 2
    0, 2
    86, 6
    72, 4
    1, 2
    1, 0
    3.
    Фирма 3
    0, 4
    31, 2
    13, 4
    3, 5
    0, 3
    4.
    Фирма 4
    0, 7
    29, 1
    12, 0
    2, 5
    0, 5
    5.
    Фирма 5
    0, 2
    48, 8
    20, 0
    1, 0
    0, 5
    6.
    Фирма 6
    0, 2
    35, 0
    16, 8
    2, 3
    7.
    Фирма 7
    1, 2
    75, 9
    78, 4
    8, 7
    1, 4
    8.
    Фирма 8
    1, 8
    81, 0
    83, 7
    3, 0
    1, 8
    9.
    Фирма 9
    0, 5
    39, 1
    39, 4
    0, 2
    10.
    Фирма 10
    1, 2
    19, 9
    12, 7
    2, 3
    0, 4
    ВСЕГО
    0, 1
    355, 6
    545, 1
    395, 2
    24, 0
    4, 7
    9, 5

Объем товарного ресурса определяется как общий объем реализации товара всеми продавцами в географических границах изучаемого рынка. Объем товарного ресурса составляет 395, 2 дал в год. В нашем примере показатель общего объема реализации превышает показатель розничной реализации алкогольной продукции, т. к. при продаже продукции одного оптового центра другому, ведется двойной учет. Последнее заключается в том, что продукция учитывается в обоих оптовых центрах в момент покупки (согласно последней инструкции налоговой инспекции о раздельном учете оптовой и розничной реализации).

Доля хозяйствующего субъекта определяется как отношение объема производства (реализации) данным субъектом к общему объему производства (реализации) на товарном рынке.

    Доля производителей алкогольной продукции составляет:
    .

Основными поставщиками алкогольной продукции на рынке Республики Бурятия являются непосредственные производители, которые реализуют свою продукцию дистрибьюторам и оптовым центрам, имеющим лицензию на право торговли алкогольной продукцией, а также через сеть фирменных магазинов, расположенных в г. Улан-Удэ. Кроме того, “Ливона”, крупнейший производитель в республике, имеет разветвленную сеть фирменных магазинов в районных центрах.

На рынке оптовой торговли республики действуют 6 фирм-дистрибьюторов и 4 оптовых центров, имеющих лицензию на продажу водки и ликероводочных изделий.

Объем продаж и доли 10 крупнейших оптовиков на розничном рынке алкогольной продукции составляют:

    Таблица 2. 7.
    №
    Объем, тыс. дал
    Доля, %
    1
    83, 7
    21, 18
    2
    78, 4
    19, 83
    3
    72, 4
    18, 32
    4
    39, 4
    9, 97
    5
    21, 3
    5, 39
    6
    20, 0
    5, 06
    7
    16, 8
    4, 25
    8
    14, 0
    3, 54
    9
    13, 4
    3, 39
    10
    12, 7
    3, 21
    Таблица 2. 8.
    Расчет коэффициентов рыночной концентрации
    (по отчетным данным за анализируемый период)
    Показатели
    CR - 3
    CR - 4
    CR – 6
    CR - 8
    CR – 10
    Объем реализации крупнейших продавцов
    234, 5
    273, 9
    315, 2
    346, 0
    372, 1
    Общий объем реализации товара
    395, 2
    395, 2
    395, 2
    395, 2
    395, 2
    Коэффициент концентрации, %*
    59, 34
    69, 31
    79, 76
    87, 55
    94, 15

* коэффициент концентрации рассчитывается как доля объема реализации определенного числа крупнейших оптовиков к общему объему реализации продукции на товарном рынке

    Таблица 2. 9.
    Расчет индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана
    Перечень продавцов товара на рынке
    Объем реализации товара каждым продавцом, тыс. дал
    Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке, %
    Квадрат долей
    Ливона
    21, 3
    5, 39
    29, 05
    Байкалфарм
    11, 1
    2, 81
    7, 89
    Фирма 1
    14, 0
    3, 54
    12, 53
    Фирма 2
    72, 4
    18, 32
    335, 62
    Фирма 3
    13, 4
    3, 39
    11, 49
    Фирма 4
    12, 0
    3, 04
    9, 24
    Фирма 5
    20, 0
    5, 06
    25, 60
    Фирма 6
    16, 8
    4, 25
    18, 06
    Фирма 7
    78, 4
    19, 83
    393, 23
    Фирма 8
    83, 7
    21, 18
    448, 59
    Фирма 9
    39, 4
    9, 98
    99, 60
    Фирма 10
    12, 7
    3, 21
    10, 30
    Всего
    395, 2
    100
    1401, 2

Таким образом, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) на данном товарном рынке составляет 1401, 2.

Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов. Чем больше продавцов с равномасштабной поставкой продукции действует на рынке, тем меньше значение соответствующих показателей.

Высокая концентрация рынка определяется совокупной долей трех или четырех крупнейших субъектов (т. е. коэффициентами концентрации), а также коэффициентом Герфиндаля-Гиршмана, который показывает, какое место, долю на данном рынке занимают более мелкие субъекты, есть ли предпосылки при данной структуре рынка для противодействия более мелких субъектов рыночной силе крупнейших. В условиях неразвитости малого предпринимательства в России, а также несовершенной статистической базы по субъектам малого предпринимательства коэффициент Герфиндаля-Гиршмана может давать отчасти искаженную картину (если неточная информация возводится в квадрат, ошибка удваивается). По нашим расчетам рынок торговли алкогольной продукцией в Республике Бурятия является умеренно концентрированным, т. е. он представлен небольшим количеством независимых продавцов, занимающих разные доли на рынке. Следует сказать, что почти все оптовые центры находятся в городе Улан-Удэ, тогда как в районных центрах нет специализированных фирм, занимающихся оптовыми поставками. Таким образом, рынок оптовой торговли алкогольной продукцией Республики Бурятии является высококонцентрированным в географическом отношении.

Барьеры вхождения на рынок. На территории Республики Бурятия региональным правительством и президентом принимается множество законодательных актов, регулирующих региональный рынок алкоголя. В конце 1996 года для предотвращения поступления в республику некачественной алкогольной продукции и поддержки местных производителей издан Указ Президента РБ № 420 от 09. 12. 96 г. “Об упорядочении производства и реализации алкогольной продукции”. Согласно данному указу на территорию Республики Бурятия запрещается ввоз и реализация ликеро-водочных изделий, произведенных за пределами региона. Во исполнение данного указа Президента РБ и усиления контроля за оптовой реализацией алкогольной продукции принято Постановление правительства РБ от 11. 12. 96г. №420 “О мерах по реализации законодательства в сфере государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции”. Данным постановлением было утверждено положение “О лицензировании деятельности по оптовой реализации алкогольной продукции на территории Республики Бурятия”, введено квотирование на ввоз водки элитных сортов в объёме до 20 тыс. дал. в пересчёте на абсолютный алкоголь. Во исполнение закона и в целях координации работы всех заинтересованных ведомств в марте 1996 г. создана Межведомственная комиссия по контролю за производством и оборотом готовой алкогольной продукции, по решению которой создана оперативная группа по контролю за оборотом алкогольной продукции из представителей всех контролирующих органов. Ежемесячно проводятся выездные рейды контролирующих органов в районы республики.

Другой причиной введения ограничения ввоза являлась необходимость пополнения местного бюджеты. Акцизы, уплачиваемые предприятиями производителями, распределяются в соотношении 50 % - в федеральный бюджет, 50 % - в республиканский бюджеты. Перед правительством стоит трудная задача в части увеличения сбора акцизов.

Для увеличения поступлений в бюджеты всех уровней необходимо увеличение объемов выпуска продукции местными производителями и одновременно организация сбыта. Если первая проблема была решена за счет запрещение ввоза, то проблема сбыта решается на уровне администрации районов путем установления обязательных объемов сбыта, исходя из численности населения. В условиях общего снижения доли денежных расчётов широкое распространение среди предприятий получили бартерный обмен и различные схемы взаимозачетов, произведённая продукция реализуется натурального обмена со смежниками и поставщиками. На ОАО “Бурятспирт” за 11 месяцев текущего года выручка от реализации товаров (работ, услуг) составила 63956 тыс. руб. , в том числе по бартерным сделкам 59316 тыс. руб. или 92, 7 %. По сравнению с прошлым годом уровень бартерных сделок возрос на 7 %. Сложившаяся ситуация во многом обуславливается тем, что в целях экономии денежных средств, основные оптовые покупатели предпочитают расплачиваться с поставщиком изготовленной продукцией. В такой ситуации ликероводочная продукция стала своего рода денежным суррогатом, применяемым при расчётах с бюджетом, поставщиками и подрядчиками.

Финансовое положение предприятий-производителей алкогольной продукции продолжает оставаться сложным. Проблема неплатежей, которая приобрела в переходный период массовый характер, коснулась предприятий исследуемой отрасли. Причиной платежного кризиса является ставшая хронической и систематически нарастающей нехватка оборотных средств предприятий. Показатель обеспеченности оборотными активами для покрытия всех краткосрочных обязательств (коэффициент покрытия) ниже нормативного уровня (200 %) в несколько разделение. На 01. 01. 00 г. в ОАО “Ливона” коэффициент составил 106, 1 %, ОАО “Бурятспирт” - 64, 8 %, ОАО МНПО “Байкалфарм” - 64, 2 %.

В 1999 году по сравнению с 1998 г. прибыль предприятий спиртовой и ликероводочной промышленности сократилась на 68, 8 % и составила 4168 тыс. рублей. Значительно снизилась сумма прибыли на ОАО “Бурятспирт” и ОАО “Ливона”. По состоянию на 1 января 2000 г. суммарная дебиторская задолженность достигла 11124 тыс. рублей. В структуре дебиторской задолженности 88, 3 % приходится на задолженность покупателей. Кредиторская задолженность на 35915 тыс. рублей превышает дебиторскую (в 4, 2 раза). В структуре кредиторской задолженности наибольшую долю занимают неплатежи в бюджет (50, 4 %), затем задолженность поставщикам и подрядчикам (20, 3 %). Задолженность в бюджет достигла у ОАО “Ливона” 19259, 7 тыс. рублей (73, 6 % в общей сумме кредиторской задолженности), ОАО МНПО “Байкалфарм” - 4671, 9 тыс. рублей (67, 1 %), ОАО “Бурятспирт” - 7393 тыс. рублей (42, 3 %).

Отличительной особенностью российской экономики является региональная замкнутость многих рынков. Данное явление в свою очередь усугубляется как неразвитостью рыночной инфраструктуры, высокими тарифами на перевозку продукции, так и действиями местных администраций по введению тех или иных ограничений на ввоз (вывоз) продукции из регионов, включая экспортно-импортные операции. Подобные меры, в конечном счете, способствуют воспроизводству базы монополизма и поэтому являются одной из важнейших сфер контроля антимонопольных органов.

Помимо традиционных, определяющих структуры рынка факторов, на состояние конкурентной среды влияют особенности российской переходной экономики, например, особые формы контактов, обусловленные решением проблемы неплатежей, взаимозачетов и бартерных сделок; специфические формы взаимоотношений поставщиков и производителей на основе давальческих схем и пр. Эти нетрадиционные факторы могут значительно влиять на состояние конкуренции на товарных рынках и должны являться предметом обязательного изучения. Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что барьеры “входа” на товарный рынок характеризуются как непреодолимые в ближайшей перспективе. Большое влияние на такое положение оказывают административные ограничения, включающие в себя постановления правительства Республики Бурятия и указы президента. Исходя из полученного анализа, рынок алкогольной продукции Республики Бурятия является высоко концентрированным с неразвитой конкуренцией. На рынке алкогольной продукции действуют 4 производителя, 6 дистрибьюторов и 4 оптовых центра. Коэффициент рыночной концентрации для трех крупнейших оптовиков составляет 59, 34, а индекс Герфиндаля-Гиршмана - 1401, 2, что характеризует рынок как умерено концентрированный. Непременным условием входа на рынок алкогольной продукции является наличие соответствующих “барьеров”: лицензии на право торговли водкой и ликеро-водочной продукцией, аттестации и ряд других. Оптовый рынок алкогольной продукции Республики Бурятия является закрытым для ввоза произведенной за пределами республики продукции.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ.

3. 1. Методические подходы к оценке состояния конкурентной среды

С точки зрения методологии важно оценить состояние конкурентной среды, применяя комплексный подход. Эта процедура представляет собой анализ и оценку информационно-статистических данных, полученных от государственных органов (органы статистики, налоговые, таможенные органы, банковские структуры и инвестиционные фонды) и хозяйствующих субъектов, с использованием сведений социологических опросов, экспертных заключений и результатов обследований научных и общественных учреждений.

На основе изложенных методик оценки конкурентной среды на товарных рынках, автор предлагает проведение анализа по следующей схеме.

Методический подход к изучению конкурентной среды сводится к всесторонней характеристике предмета - товарного рынка - на I этапе, подробному анализу и оценке структуры различных видов товарных рынков, характеризуемых на II этапе количественными параметрами процессов конкуренции и качественными показателями конкуренции - на III этапе оценки. Общая логика проводимой в несколько этапов аналитическо-расчетной работы представлена на рисунке 3. 1.

    Основные этапы анализа структуры товарных рынков
    Параметры Типы рынков Результаты
    Высококонцентрированные
    Умеренно концентрированные
    Низкоконцентрированные
    Барьеры Виды рынков Типовые примеры Параметры
    Рынки с развитой
    конкуренцией
    Олигополистические
    рынки
    Монополизированные
    Рынки

Основным содержанием работ на I этапе является формирование “портрета” товарного рынка по нескольким направлениям, каждое из которых характеризуется набором экономических, технико-технологических, социологических параметров, представленных в таблице. Таблица. 3. 1.

    Параметры, характеризующие товарный рынок
    Характеристика рынка
    Показатели
    Продуктовые границы товарного рынка
    Потребительские свойства товара
    Условия потребления (эксплуатации) товара
    Уровень удовлетворения спроса на товар
    Выявление товаров-заменителей по критериям:
    взаимозаменяемость по потреблению;
    взаимозаменяемость по производству;
    функциональная взаимозаменяемость;
    сходство потребительских свойств товара и его заменителей.
    Формирование товарной группы
    Субъекты товарного рынка

Количество продавцов, функционирующих в рамках продуктовых границ рынка Количество покупателей, приобретающих товар у конкретного продавца (по способу приобретения товара)

    Группировка покупателей на конкретном товарном рынке
    Продолжение таблицы 3. 1.
    Географические границы товарного рынка

Оценка территории рынка по принципу признания покупателями равной доступности товаров, а именно:

возможностью перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок:

доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу; незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу. 2) возможностью перемещения товаров между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок:

незначительность дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю;

сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки;

Отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз и вывоз товаров и пр.

Сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка. Объем товарного ресурса на рынке

Общий объем реализации (поставки) товара всеми продавцами в географических границах рынка выделенной группе покупателей

В случае отсутствия необходимых данных, объем рынка определяется по формуле: , (3. 1)

    где
    Vm – общий объем реализации (поставки) товара;
    Vp - объем производства товара местными производителями;
    Vim - объем ввоза на территорию изучаемого рынка;
    Vex - объем вывоза за пределы изучаемого рынка.
    Доля хозсубъекта на рынке

Отношение реализованной хозяйствующим субъектом товарной продукции к общему объему реализации (поставки) товара

Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможность участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории. Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать как один и тот же географический рынок данного товара.

Масштабы конкуренции на товарном рынке во многом предопределены его структурой, поэтому изучению структурных изменений на товарных рынках посвящены последующие этапы.

На II этапепроизводится анализ и оценка различных количественных показателей товарного рынка, а также расчеты, определяющие степень концентрации на товарном рынке. К количественным показателям относятся:

численность поставщиков, действующих на данном товарном рынке; доли, занимаемые поставщиками на данном товарном рынке;

коэффициент рыночной концентрации (CR) - процентное отношение продаж определенного числа крупнейших поставщиков к общему объему продаж на данном товарном рынке. Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-10), двадцати пяти (CR-25) крупнейших продавцов.

индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), показывающий сбалансированность фирм на рынке, - сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем поставщиками.

Информационной базой расчетов коэффициентов концентрации выступает товарная номенклатура, которая приблизительно соответствует номенклатуре основного промышленного производства.

В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынка:

    I тип - высококонцентрированные рынки:
    При 70% < CR-3 < 100%;
    2000 < HHI < 10000.
    II тип - умеренно концентрированные рынки:
    При 45% < CR-3 < 70%;
    1000 < HHI < 2000.
    III тип - низкоконцентрированные рынки:
    При CR-3 < 45%;
    HHI < 1000.

На III этапе осуществляется анализ качественных показателей, по которым производится оценка конкуренции на товарном рынке. К ним относятся:

наличие (отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;

открытость рынка для межрегиональной и международной торговли. Потенциальными конкурентами могут считаться :

хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности;

хозяйствующие субъекты, которые изготовляют данный товар, но не продают его на территории исследуемого товарного рынка;

новые хозяйствующие субъекты, входящие на данный товарный рынок. Под барьерами входа на рынок понимаются любые факторы технологического, административного, экономического характера, которые препятствуют новым фирмам войти на рынок в достаточно короткий период времени. Причем концентрация может и не представлять серьезной опасности для конкуренции в случае отсутствия барьеров входа на соответствующие товарные рынки

Могут рассматриваться следующие препятствия выхода на рынок (барьеры) потенциальных конкурентов.

Экономические и организационные ограничения. Анализируется значимость для входа на рынок следующих экономических факторов: государственная политика в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и последствия этой политики для конкретных товарных рынков;

    среднеотраслевая норма прибыли;
    сроки окупаемости капитальных вложений;
    неплатежи;

наличие (отсутствие) эффективной поддержки малого предпринимательства: доступность финансирования из фонда поддержки предпринимательства, доступность кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства, низкий (высокий)уровень арендной платы за производственные и конторские помещения. Административные ограничения. Выявляется наличие (отсутствие) ограничений деятельности продавцов на данном товарном рынке, выдвигаемых органами власти и управления всех уровней. К их числу относятся: лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, решения органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории), препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и конторских помещений и т. п.

Неразвитость рыночной инфрастуктуры. Выявляется наличие (отсутствие) необходимых средств коммуникации (транспорта, связи), служб по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых услуг и т. п.

Особенно важно определить условия транспортной доступности данного рынка для потенциальных конкурентов. Целесообразность дополнительных транспортных издержек для входа на рынок соотносится со стоимостью конкретного товара, а дальность перевозок - с качественными и техническими характеристиками товара, позволяющими (не позволяющими) эту транспортировку осуществлять. Корпоративные ограничения. Выявляется степень использования продавцами, объединенными в вертикальные структуры, всех преимуществ внутрикорпоративных связей и воздействие этих отношений на конкурентов, не входящих в эти вертикальные структуры. Стратегические ограничения. Анализируется ценовая и сбытовая стратегия ведущих продавцов, их политика в качестве держателей патентов, лицензий, торговых знаков и т. д. Наиболее крупные из числа действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов имеют прочные хозяйственные связи с продавцами материально-технических ресурсов и покупателями выпускаемых товаров, что дает им преимущества перед потенциальными конкурентами, входящими на товарный рынок. Крупные размеры хозяйственного оборота, определяющие соответствующую массу прибыли, позволяют им создавать резервные мощности, использовать льготный режим расчета с продавцом, оттесняя тем самым конкурентов. Крупным из действующих продавцов более доступны неценовые методы конкуренции.

Экологические ограничения. Выявляются факты запрещения службами экологической безопасности, природоохранными учреждениями и общественными организациями и движениями расширения масштабов деятельности на данном товарном рынке, строительства новых производственных и складских объектов, транспортных коммуникаций и т. п. Ограничения по спросу. Высокий уровень удовлетворения спроса, отражающий как высокую насыщенность рынка товарами, так и низкую платежеспособность покупателей, является серьезным препятствием для освоения рынка потенциальными конкурентами. В связи с этим предполагается, по возможности, анализировать емкость товарного рынка раздельно - по спросу и по потребностям. В качестве источника информации следует использовать данные опроса основных покупателей изучаемого товара. Вместе с тем, при рассмотрении данного вида барьеров целесообразно учитывать эластичность спроса в зависимости от изменения (снижения) цен, которое должно происходить при входе на рынок новых субъектов. Если рынок становится более конкурентным, то должны снижаться цены и соответственно увеличиваться спрос. Инвестиционные ограничения. Значительный размер первоначального капитала, который необходим для начала деятельности хозяйствующего субъекта на рынке, может являться одним из важных барьеров входа на рынок.

Для анализа ситуации экспертным путем оценивается размер капитальных затрат, связанных с освоением выпуска изучаемого товара потенциальными конкурентами (стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, которые можно приспособить под выпуск данного товара, и возможность покрытия этих затрат в течение определенного времени). Источниками соответствующей информации могут быть данные опроса действующих продавцов и потенциальных конкурентов, отраслевых специалистов и т. п.

Наряду с перечисленными барьерами, в российской экономике появились особые виды барьеров, не всегда четко оформленных, но оказывающих существенное влияние на развитие рынка, причем большая часть этих барьеров унаследована от централизованной экономики.

Административные запреты на вывоз или ввоз товаров в регион. Хотя официально такие барьеры запрещены, существует множество примеров нарушения закона. Личные связи между частым бизнесом и местными властями, приводящие к установлению благоприятных условий для отдельных предприятий, что создает существенные барьеры входа на рынок для фирм, не обладающих подобными возможностями.

Так называемые технические барьеры, навязываемые властными структурами, в частности слишком строгие санитарно-гигиенические нормы, бюрократическая процедура лицензирования, усложненный механизм регистрации фирм и т. д. Они также могут трактоваться как барьеры входа, унаследованные от командной экономики. Хотя подобные ограничения распространены и в рыночных экономиках, они принимают гораздо более жесткие и нерациональные формы в переходных экономиках, так что в результате вся бюрократическая система препятствует нормальному осуществлению бизнеса, например, функционированию мелких предприятий. Эта проблема приобретает особо важное значение для продовольственного рынка России. Рассмотренные барьеры создаются органами власти различных уровней и могут быть обусловлены как стремлением решить социально-экономические проблемы собственного региона за счет нарушения конкурентных норм, так и коррумпированностью властных структур. Барьеры криминального характера (рэкет, поборы и т. д. ), представляющие серьезную угрозу не только добросовестной конкуренции, но и экономическому развитию в целом.

К косвенным подтверждениям наличия (или отсутствия) входных барьеров относятся факты редкого (или интенсивного) появления на рынке новых продавцов за определенный период времени. Если в результате анализ ситуации за последние 3-5 лет выявляется редкое появление на рынке новых продавцов, то это говорит о наличии высоких вступительных барьеров. Однако, отсутствие в недавнем прошлом новых участников не является окончательным свидетельством того, что доступ на рынок затруднен.

Открытость рынка для межрегиональной и международной торговли. Возможность входа на товарный рынок продавцов из других регионов (стран) существенно снижает рыночную концентрацию, сокращает долю, занимаемую на рынке местными (отечественными) продавцами. Напротив, слабая включенность рынка в межрегиональный (международный) обмен усиливает концентрацию на рынке и увеличивает долю, занимаемую на нем местными (отечественными) продавцами со всеми вытекающими отсюда последствия для покупателей. Степень открытости рынка для участия в межрегиональной и международной торговле можно оценить по доле импортной (ввезенной) продукции в общем объеме реализации (поставки) на конкретном товарном рынке.

Этот показатель является отправной точкой для оценки состояния товарного рынка при решении вопросов, связанных с защитными мерами для местных (отечественных) товаропроизводителей.

Таким образом, степень конкурентной среды оценивается по целому комплексу параметров, включающих как показатели структуры товарного рынка (количественные и качественные), так и данные об экономической концентрации (концентрация собственности у отдельных субъектов рынка).

С точки зрения развития конкурентных отношений основной причиной обеспокоенности должна являться не высокая концентрация производства и отдельных товаров, а в большей степени - состояние конкуренции на товарных рынках и экономической концентрации, сохраняющаяся высокая степень сегментации региональных рынков. Сказанное со всей очевидностью предопределяет разработку механизмов оперативного отслеживания рыночных процессов, происходящих в масштабах экономики страны в целом, а также на отдельных рынках, рассматриваемых в региональном и продуктовом аспектах.

На основе проведенного ранее анализа и приведенной методики, составим сводную таблицу оценки состояния конкурентной среды на рынке оптовой торговли алкогольной продукцией Республики Бурятия (таблица 3. 2).

    Таблица 3. 2
    Сводная таблица оценки состояния конкурентной среды
    Наименование показателя
    Характеристика типа рыночной структуры
    Оценка состояния конкурентной среды
    Высококонцентрированный
    Умеренноконцентрированный
    Низкоконцентрированный
    Неразвитая конкуренция
    Развитая конкуренция

1. Численность хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке +

    +

2. Доли поставок товара каждым продавцом в общем объеме товарного рынка +

    +
    3. Коэффициент рыночной концентрации (CR)
    +
    +
    4. Индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI)
    +
    +
    5. Барьеры “входа” на рынок*
    +
    +
    6. Открытость рынка
    +
    +
    Итоговая оценка
    +
    +

* оценивается степень преодолимости барьеров (в течение 2 лет - барьеры преодолимые, более 2 лет - непреодолимые).

Таким образом, рынок оптовой торговли алкогольной продукцией Республики Бурятия оценивается как высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией.

    3. 2. Пути снижения концентрации рынка

В случае оценки состояния конкурентной среды как неразвитой, определяются направления, формы и методы ее формирования на данном товарном рынке. В числе действий антимонопольных органов на рынках с развитой конкуренцией обычно предусматриваются: наблюдение за состоянием концентрации, предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. На монополизированных и олигополистических рынках, рынках с неразвитой конкуренцией, кроме этого, осуществляются:

антимонопольный контроль за процессами акционирования, приватизации и лицензирования при создании новых хозяйствующих субъектов;

разработка отраслевых программ демонополизации и их реализация; контроль за деятельностью субъектов рынка, имеющих на нем долю более 35 %; действия по снижению барьеров входа на товарные рынки.

Эти меры относятся к процессу демонополизации, под которой подразумевается снижение концентрации производства товаров и создание необходимых условий для развития конкуренции на товарных рынках. Из приведенного определения видно, что демонополизация представляет двуединый процесс, количественно оцениваемый изменением уровней концентрации производства, посреднических операций и потребления и качественно определяемой наличием и развитием конкуренции. Процесс демонополизации должен отвечать следующим требованиям: ориентация на создание конкурентной среды;

    защиты прав и интересов потребителей;

комплексности решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки экономики;

дифференцированного подхода к объектам демонополизации с учетом социальных интересов, отраслевых (продуктовых) и региональных особенностей, уровня дефицитности товаров (услуг), платежеспособного спроса;

взаимосвязанности решений проблем федеральной, региональной и отраслевой структуры;

обеспечения гласности проводимых мероприятий и их результатов.

Снижение концентрации производства может осуществляться посредством “распыления”, рассредоточения товаропроизводителей по территории при их сложившейся территориальной концентрации, а также путем разделения крупных субъектов хозяйствования с одновременным созданием новых, конкурирующих с ним структур.

Развитие конкуренции должно осуществляться в экономически обоснованных пределах, так как чрезмерная конкуренция, основанная на большом количестве мелких товаропроизводителей, лишает общество эффекта понижения издержек от “масштаба производства” и уменьшает возможности крупных вложений в научно-технический прогресс, в исследования и опытные производства. Располагая системой мероприятий по улучшению конкурентной среды на товарных рынках, можно приступить к прогнозированию экономических и социальных изменений в регионе. Под прогнозом в данном случае понимается научно-обоснованные суждения о возможном состоянии региональной экономики в недалеком будущем по мере частичного или полного осуществления намеченных мер. Прогнозы носят вероятностный характер, поскольку вероятностна сама исходная информация, заложенная в их основу.

Экономическая эффективность улучшения конкурентной среды может быть рассчитана в целом по территории или по индивидуальному товарному рынку. Составляющие эффекта многогранны и зависят от направления применяемых мер. Увеличение количества хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке. Активизация предпринимательства.

Устранение барьеров вхождения на рынок за счет уменьшения административных препятствий организации сбыта.

Одним из направлений улучшения конкурентной среды на товарном рынке является увеличение количества хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке. В нашем примере, на рынке розничной реализации алкогольной продукции действуют два производителя (“Ливона”, “Байкалфарм”), 6 фирм–дистрибьюторов, 4 оптовых организации. Данные фирмы располагаются, в основном, в столице Республики Бурятия–г. Улан-Удэ. Таким образом, рынок алкогольной продукции в республике является географически высококонцентрированным. Такое положение не устраивает организации, реализующие алкогольную продукцию, расположенные на территории Республики Бурятия. Транспортные издержки, отсутствие подъездных путей, неразвитость инфраструктуры, удаленность республиканского центра от некоторых районов делают закупки алкогольной продукции в г. Улан–Удэ нерентабельным. Поэтому, многим фирмам, торгующим алкогольной продукцией более выгодно закупать ее в соседних (географически более близко расположенных) регионах. Данное обстоятельство противоречит законодательству Республики Бурятия о запрете ввоза алкогольной продукции, произведенной за ее пределами. Согласно полученных выводов, мы предлагаем создать оптовые центры в районных центрах республики. Целью создания данных оптовых центров будет являться реализация алкогольной продукции местных производителей оптом и в розницу для удовлетворения потребностей населения. Данным обстоятельством мы: во-первых, обеспечиваем потребности населения в более дешевой и качественной алкогольной продукции;

    во-вторых, поддерживаем местных производителей;

в-третьих, способствуем наполнению местного республиканского и районного бюджетов (по законодательству 50 % акцизных сборов направляются в местные бюджеты);

в-четвертых, не противоречим республиканскому законодательству... Объем реализации алкогольной продукции данными оптовыми центрами рекомендуется рассчитать исходя из статистических данных о среднегодовом потреблении спиртных напитков в разрезе районов.

    Таблица 3. 3
    Среднегодовое потребление алкогольной продукции, тыс. дал
    №
    Наименование районов и городов
    Объем потребления
    1
    Г. Улан-Удэ
    161, 64
    2
    Баргузинский
    16, 31
    3
    Баунтовский
    4, 93
    4
    Бичурский
    12, 76
    5
    Джидинский
    14, 67
    6
    Еравнинский
    8, 0
    7
    Заиграевский
    22, 2
    8
    Закаменский
    13, 96
    9
    Иволгинский
    9, 1
    10
    Кабанский
    28, 44
    11
    Кижингинский
    8, 67
    Продолжение таблицы 3. 3.
    12
    Курумканский
    7, 02
    13
    Кяхтинский
    18, 13
    14
    Мухоршибирский
    12, 31
    15
    Окинский
    1, 96
    16
    Прибайкальский
    13, 11
    17
    Селенгинский
    23, 87
    18
    Тарбагатайский
    7, 33
    19
    Тункинский
    10, 98
    20
    Хоринский
    9, 42
    Всего
    404, 81

Экономический эффект от увеличения количества действующих на рынке хозяйствующих субъектов можно оценить по уровню снижения концентрации на товарном рынке. Для этого рассчитаем показатели концентрации и индекс концентрации Герфиндаля-Гиршмана по методике ГКАП “Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках”. Расчет данного эффекта производится на основе статистических данных о среднегодовом потреблении алкогольной продукции в районах республики. Принимается, что среднегодовой объем потребления соответствует среднегодовому объему реализации. Объем потребления алкогольной продукции в г. Улан-Удэ фактически составляет третью часть от общего годового объема реализации в республике. На данное обстоятельство повлияла высокая концентрация расположения оптовых центров, фирм-производителей и численности населения республики. Все это предполагает наличие в г. Улан-Удэ нескольких оптовых центров, реализующих алкогольную продукцию, занимающих примерно равные доли.

    Таблица 3. 4.
    Объем реализации оптовыми фирмами г. Улан-Удэ, тыс. дал
    №
    Наименование фирм
    Объем реализации
    1
    “Ливона”
    21, 3
    2
    “Байкалфарм”
    11, 1
    3
    Фирма 1
    26, 8
    4
    Фирма 2
    20, 3
    5
    Фирма 3
    20, 8
    6
    Фирма 4
    22, 0
    7
    Фирма 5
    20, 5
    8
    Фирма 6
    18, 84
    Всего
    161, 64
    Доли, занимаемые крупнейшими оптовыми фирмами

Объем продаж и доли 10 крупнейших оптовиков на розничном рынке алкогольной продукции составляют:

    Таблица 3. 5.
    Наименование предприятий оптовой торговли
    Объем, тыс. дал
    Доля, %
    Кабанский
    28, 44
    7, 02
    Фирма 1 г. Улан-Удэ
    26, 8
    6, 62
    Селенгинский
    23, 87
    5, 9
    Заиграевский
    22, 2
    5, 48
    Фирма 4 г. Улан-Удэ
    22, 0
    5, 43
    “Ливона”
    21, 3
    5, 26
    Фирма 3 г. Улан-Удэ
    20, 8
    5, 14
    Фирма 5 г. Улан-Удэ
    20, 5
    5, 06
    Продолжение таблицы 3. 5.
    Фирма 2 г. Улан-Удэ
    20, 3
    5, 01
    Фирма 6 г. Улан-Удэ
    18, 84
    4, 65
    Расчет коэффициента рыночной концентрации
    Таблица 3. 6.
    Расчет коэффициентов рыночной концентрации
    (по прогнозным данным за год)
    Показатель
    CR - 3
    CR - 4
    CR - 6
    CR - 8
    CR – 10
    Объем реализации крупнейших продавцов
    79, 11
    101, 31
    144, 61
    185, 91
    225, 05
    Общий объем реализации товара
    404, 81
    404, 81
    404, 81
    404, 81
    404, 81
    Коэффициент концентрации, %*
    19, 54
    25, 02
    35, 72
    45, 93
    55, 6

* коэффициент концентрации рассчитывается как доля объема реализации определенного числа крупнейших оптовиков к общему объему реализации продукции на товарном рынке

    Расчет индекса концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)
    Таблица 3. 7.
    Расчет индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана
    Перечень продавцов товара на рынке
    Объем реализации товара каждым продавцом, тыс. дал
    Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке, %
    Квадрат долей
    Ливона
    21, 3
    5, 26
    27, 67
    Байкалфарм
    11, 1
    2, 74
    7, 51
    Фирма 1 г. Улан-Удэ
    26, 8
    6, 62
    43, 82
    Фирма 2 г. Улан-Удэ
    20, 3
    5, 01
    25, 1
    Фирма 3 г. Улан-Удэ
    20, 8
    5, 14
    26, 42
    Продолжение таблицы 3. 7.
    Фирма 4 г. Улан-Удэ
    22, 0
    5, 43
    29, 49
    Фирма 5 г. Улан-Удэ
    20, 5
    5, 06
    25, 66
    Фирма 6 г. Улан-Удэ
    18, 84
    4, 65
    21, 62
    Баргузинский
    16, 31
    4, 03
    16, 24
    Баунтовский
    4, 93
    1, 22
    1, 49
    Бичурский
    12, 76
    3, 15
    9, 92
    Джидинский
    14, 67
    3, 62
    13, 1
    Еравнинский
    8, 0
    1, 98
    3, 92
    Заиграевский
    22, 2
    5, 48
    30, 03
    Закаменский
    13, 96
    3, 45
    11, 9
    Иволгинский
    9, 1
    2, 25
    5, 06
    Кабанский
    28, 44
    7, 02
    49, 28
    Кижингинский
    8, 67
    2, 14
    4, 58
    Курумканский
    7, 02
    1, 73
    2, 99
    Кяхтинский
    18, 13
    4, 48
    20, 07
    Мухоршибирский
    12, 31
    3, 04
    9, 24
    Окинский
    1, 96
    0, 48
    0, 23
    Прибайкальский
    13, 11
    3, 25
    10, 56
    Селенгинский
    23, 87
    5, 9
    34, 81
    Тарбагатайский
    7, 33
    1, 82
    3, 31
    Тункинский
    10, 98
    2, 72
    7, 4
    Хоринский
    9, 42
    2, 33
    5, 43
    Всего
    404, 81
    100
    446, 85

Таким образом, увеличение количества хозяйствующих субъектов на рынке алкогольной продукции способствует снижению концентрации. Так, если до проведения мероприятий по улучшению конкурентной среды коэффициент концентрации для трех крупнейших оптовиков составлял 59, 34 и индекс Герфиндаля-Гиршмана–1401, 2, то после их осуществления уровень концентрации предположительно составит 19, 54, а индекс концентрации уменьшится до 446, 85. Это позволит судить о рынке как о низкоконцентрированном с развитым уровнем конкуренции. Данное направление улучшения конкурентной среды на рынке алкогольной продукции подразумевает, как уже отмечалось, увеличение количества хозяйствующих субъектов. Создание оптовых центров в районах республики вызывает определенные сложности. Во-первых, значительные расходы на транспортировку и хранение продукции. Во-вторых, отвлечение оборотных средств, связанное с закупкой необходимого количества продукции по предоплате. Исходя из выше изложенного, необходимо дать возможность торговым предприятиям рассчитываться за полученную продукцию без предоплаты, а по мере реализации алкогольных напитков. Крупнейший местный производитель алкогольной продукции ОАО "Ливона" сделал в этом направление шаг на встречу - по решению данного предприятия торговые организации должны рассчитываться за продукцию в течение тридцати дней. Сразу же возникает вопрос: каким образом гарантировать ОАО "Ливона", что через месяц они получат свои деньги обратно в полном объеме, а не окажутся в положении безрезультатного поиска своих исчезнувших клиентов. Для решения данной проблемы предполагается ответственность за своевременность платежей возложить на глав администраций городов и районов.

Причем главы администраций сами будут заинтересованы в увеличении ответственности. С четвертого квартала прошлого года из тех средств, что поступают в республиканский бюджет за счет акцизов от производства и реализации водочных изделий, определенная доля (в зависимости от суммы реализации продукции в районе или городе) зачисляется в трансферт этому городу или району. Таким образом, главы администраций районов и городов заинтересованы в пополнении своего бюджета и наведении порядка в торговле алкогольными напитками на своей территории. Поэтому водочная продукция местных заводов-производителей должна отпускаться под их гарантию.

Рекомендуется главным получателем водочной продукции сделать потребительскую кооперацию. Эта организация имеет гарантированный залог в товарах и имуществе. В случае неуплаты поставщику есть чем расплатиться. С другой стороны, деятельность и баланс потребкооперации доступны и прозрачны для налоговых и контрольных органов. Возможно, что не все главы администраций согласятся с данной рекомендацией. Некоторые предпочтут сотрудничество с частыми коммерческими структурами и фирмами.

Вторым направлением улучшения конкурентной среды на товарном рынке является снижение барьеров вхождения на рынок как со стороны имеющих доминирующее положение хозяйствующих субъектов, так и со стороны администрации республики. Согласно Федерального Закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” под доминирующим понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающего ему (им) возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

    Ограничивать конкуренцию могут:

- соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов; - акты и действия власти и управления;

- соглашения (согласованные действия) органов власти и управления. Под барьерами вхождения на рынок понимаются любые обстоятельства, мешающие новому хозяйствующему субъекту на равных конкурировать с уже существующими на данном товарном рынке хозяйствующими субъектами.

Стимулом для вхождения в рынок для хозяйствующего субъекта является возможность получения прибыли, в частности, связанной с ростом цен на рынке и повышенным спросом на алкогольную продукцию.

Для снижения барьеров входа на товарные рынки (в том числе и рынок алкогольной продукции) рекомендуется осуществить целый комплекс мероприятий, включающий в частности:

разработку и реализацию государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках;

осуществление антимонопольного контроля с целью предупреждения и пресечения злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов на товарных рынках; выявление и пресечение антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами;

недопущение создания и сохранения более благоприятных условий деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов на товарных рынках, в том числе путем необоснованного предоставления льгот, присвоения эксклюзивных прав в части доступа на определенный рынок и т. п. ;

выработку сбалансированной политики по ввозу и вывозу продукции из региона, в том числе политики умеренного республиканского протекционизма, определяемый уровнем конкурентоспособности продукции местных производителей; выявление и пресечение незаконных действий государственных органов и органов местного самоуправления, приводящих к ограничению или подрыву конкуренции; снижение законодательным путем барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, устранение административных региональных барьеров, препятствующих нормальному развитию конкуренции;

разработка и реализация республиканской политики по поддержки предпринимательства, в том числе малых предприятий; данное направление включает в себя предоставление льготных кредитов для субъектов, впервые выходящих на товарные рынки, поддержка органов местного самоуправления для развития конкурентной среды на районных рынках республики и т. д. ;

защиту предпринимателей от преступных посягательств и злоупотреблений со стороны должностных лиц;

предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, в том числе в сфере рекламной деятельности;

для фирм, занимающихся оптовой торговлей алкогольной продукции в районах Республики Бурятия, применять льготы при получении лицензии и при прохождении аттестации со стороны республиканской администрации.

Эффективность проведения конкурентной политики в значительной степени зависит от согласованности действий федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в республике Бурятия рынок алкогольной продукции характеризуется как высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией. На рынке алкогольной продукции действуют 4 производителя, 6 дистрибьюторов и 4 оптовых центра. Для получения данного вывода мы использовали методику “Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках”. Согласно проведенного анализа коэффициент концентрации для трех крупнейших предприятий, реализующих алкогольную продукцию равен 59, 34, индекс Герфиндаля-Гиршмана составил 1401, 2. Анализ также показал наличие высоких административных барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов. В частности, обязательность наличия лицензии и прохождения аттестации, решения органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории), препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и конторских помещений и т. п. А также, оптовый рынок алкогольной продукции Республики Бурятия является закрытым для ввоза произведенной за пределами республики продукции.

С точки зрения развития конкурентных отношений основной причиной обеспокоенности должна являться не высокая концентрация производства и отдельных товаров, а в большей степени - состояние конкуренции на товарных рынках и экономической концентрации, сохраняющаяся высокая степень сегментации региональных рынков.

Одним из направлений улучшения конкурентной среды на товарном рынке является увеличение количества хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (в данном случае оптовых центров) .

Целью создания данных оптовых центров будет являться реализация алкогольной продукции местных производителей оптом и в розницу для удовлетворения потребностей населения Данным обстоятельством мы:

во-первых, обеспечиваем потребности населения в более дешевой и качественной алкогольной продукции;

    во-вторых, поддерживаем местных производителей;

в-третьих, способствуем наполнению местного республиканского и районного бюджетов (по законодательству 50 % акцизных сборов направляются в местные бюджеты).

Используя вышеупомянутую методику анализа товарных рынков, учетом новых предложений можно сделать вывод, что увеличение количества хозяйствующих субъектов на рынке алкогольной продукции способствует снижению концентрации. Так, если до проведения мероприятий по улучшению конкурентной среды коэффициент концентрации для трех крупнейших оптовиков составлял 59, 34 и индекс Герфиндаля-Гиршмана–1401, 2, то после их осуществления уровень концентрации предположительно составит 19, 54, а индекс концентрации уменьшится до 446, 85. Это позволит судить о рынке как о низкоконцентрированном с развитым уровнем конкуренции.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Федеральный закон РФ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” от 22. 11. 95 г. № 171-ФЗ

Постановление Правительства РФ “О мерах по восстановлению государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции” от 22. 04. 94 № 358.

Постановление Правительства РБ “Об утверждении положений о лицензировании деятельности производства, розлива, хранения алкогольной продукции” от 16. 07. 96 № 245.

Указ Президента РБ “Об упорядочении производства и реализации алкогольной продукции” от 17. 12. 96 № 430.

Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М, 1996. Академия рынка: маркетинг. Пер. с фр. / А. Дайн, Ф. Буркель, Р. Ланкар и др. / Науч. ред. А. Г. Худокормов. М. : Экономика, 1993.

Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М. : Экономика, 1989. Антимонопольная деятельность и защита прав потребителей: учеб. пособие. / ИГЭА; Солодков В. Т. , Заморина В. А. , Герцкин А. И. , Солодков М. В. - Иркутск: ИГЭА, 1996. - 130 с.

Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов/ Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн; Под общей ред. Г. Л. Багиева. - М. : Экономика, 1999.

    Баликоев В. З. Общая экономическая теория. - М. , 1999.

Бурмистрова Т. , Мартыненко Г. И. , Костюк Г. В. Товарный рынок: структурный анализ концентрации и конкуренции. Право и экономика. - 1999. - №7. - С. 18-30. Бурмистрова Т. , Скробов А. Формирование конкурентной среды и антимонопольная политика. // Право и экономика. - 1999. - №6. - С. 29-40.

    Дракер П. Рынок: как выйти в лидеры. - М. : Прогресс, 1992.

Гилева В. К. Конкурентные структуры рынка. - Иркутск: ИГЭА, 1999. Горбашко А. Е. , Карлик А. Е. Стратегия формирования конкурентной среды в России. //Известия СПб. университета экономики и финансов. - 1995. - №1. - С. 62-68. ЕлькинВ. А. , Елькина Н. В. Государственное управление и регулирование экономики: Учебник. / ИГЭА. - Иркутск, 1995. - 202 с.

Жиентаев И. Формирование конкурентной среды на рынке сельскохозяйственного сырья. // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика - 2000. - №2. Карлоф Б. Деловая стратегия. - М. , 1991.

Ковалев А. И. , Войленко А. Д. Маркетинговый анализ. - М. , 1996. Конкуренция и антимонопольное регулирование. - М. : Логос, 1999. Крылова К. Д. Маркетинг. М. , 1999.

Максимова И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия. // Маркетинг. - 1996. - №3. - С. 33-40.

    Маркетинг: Учебник/ Романов А. Н. и др. - М. : ЮНИТИ, 1996.

Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках. // Российские вести. - 1997. - 6 февраля. Основы предпринимательской деятельности. / под ред. Власовой. - М. , 1997. Пантелеев А. В. Развитие конкурентной среды банковского рынка. // Банковские услуги. - 1999. - №8-9. - С. 17-26.

    Пешкова Е. П. Маркетинговый анализ. - М. , 1999.

Поповская Е. В. Оценка монополизации российской экономики. // Проблемы прогнозирования. - 1999. - №2. - С. 85-90.

    Портер М. Э. Конкуренция: пер. с англ. - М. , 2000.
    Портер М. Международная конкуренция. - М. , 1993.

Прокопенко С. А. Конкурентное взаимодействие товаропроизводителей: от существующего - к сбалансированному. // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 1999 - №6. - С. 7-42.

Розанова Н. Общая характеристика конкуренции и монополии в Российской экономике. // Вопросы статистики. - 1998. - №5. - 25-31.

Синько В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия. // Стандарты и качество. - 2000. №4. - С. 54-58.

Солодков В. Т. Проблемы и перспективы демонополизации экономики региона. // Вестник ИГЭА. - 1998. - №13. - С. 16-26.

Спиридонов И. А. Международная конкуренция и пути ее повышения. М. , 1993. Шкардун В. Д. Методика исследования конкуренции на рынке. // Маркетинг в Росси и за рубежом. 2000. №2. С. 44-54.

    Шмелев А. Г. Продуктовая конкуренция. - М. , 1997.

Щербаковский Г. З. Конкуренция и стабильность фирмы. - СПб. , 1998. Ястребов Е. К. эффективность конкуренции на продовольственном рынке России. // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика. - 1999 - №5. С. 24-45. АННОТАЦИЯ

Дипломная работа выполнена на тему “Оценка состояния конкурентной среды на рынке оптовой торговли алкогольной продукции в республике Бурятия”. Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе раскрыты теоретические аспекты конкуренции и дано понятие конкурентной среды в рыночной экономике. Приведены основные методики оценки конкурентной среды, принятые как в России, так и за рубежом. Во второй главе описаны особенности рынка алкогольной продукции, включая и региональные особенности. Проведен анализ конкурентной среды рынка алкогольной продукции Республики Бурятия.

В третьей главе рассмотрена методика оценки конкурентной среды. Кроме того, показаны основные направления улучшения конкурентной среды в республике, включая улучшение путем увеличения числа хозяйствующих субъектов и снижения барьеров вхождения на рынок.

Страницы: 1, 2


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.