РУБРИКИ

Технополисная концепция развития экономики - (диссертация)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Технополисная концепция развития экономики - (диссертация)

p>Основные задачи, специализация технополиса и программа его научно-технологического развития

Зареченский технополис задуман как способ решения актуальных для территории социально-экономических проблем. Проект с самого начала отличает “привязка” к особенностям и возможностям развития местных предприятий и организаций. Основными задачами технополиса, по мнению разработчиков программы его развития, являются:

использование имеющегося научно-производственного потенциала территории для разработки и внедрения инновационных экологически чистых технологий, не требующих значительных трудовых ресурсов;

организация производства конкурентоспособной на мировом рынке высокотехнологичной продукции и широкое сотрудничество с этой целью с зарубежными партнерами;

развитие высокотехнологичного сельскохозяйственного производства за счет использования возможностей конверсии и современных агротехнологий; создание необходимых условий для производства наукоемкой продукции, развитие рыночной инфраструктуры.

Для реализации задач, связанных с организацией высокотехнологичного производства, разработчиками программы технополиса “Заречный” подготовлен пакет проектов, отражающих специализацию научно-производственных структур города. Этот пакет предусматривает создание ряда современных предприятий на основе ядерных, водородных, информационных и других новейших технологий.

    Организационно-функциональная структура

Технополис “Заречный” будет функционировать как акционерное общество холдингового типа, что позволит акционерам иметь право решающего голоса в ходе принятия управленческих решений, даже не владея комплектом акций. В составе учредителей технополиса - Минатомпром Российской Федерации, Фонд имущества Свердловской области, Фонд имущества Заречного, Фонд имущества Белоярского района, БАЭС и ряд предприятий города, НИКИЭТ и др.

Организационно-функциональная структура технополиса намечена только предварительно. Лучше всего просматриваются очертания будущего научно-производственного сектора. В него должны войти как ныне существующие научно-исследовательские организации и предприятия Заречного, так и вновь создаваемые производства. В перспективе научно-технологические предприятия Заречного и обслуживающие их фирмы образуют несколько техноцентров и технопарков, совокупность которых будет представлять собой своего ряда внедренческий пояс.

Одним из структурных подразделений технополиса станет агротехнопарк, который будет осуществлять разработку и реализацию передовых сельскохозяйственных технологий, адаптированных к условиям Среднего Урала.

Успешное функционирование технополиса предполагает наличие многофункциональной и разветвленной деловой инфраструктуры, играющей важную роль в рыночной экономике. Без этой инфраструктуры невозможно полноценное функционирование научно-производственных организаций и предприятий, осуществление постоянных контактов с зарубежными партнерами, обмен с ними информацией. В связи с этим для формирования деловой инфраструктуры технополиса необходимы следующие принципы: опережение в своем развитие основных объектов производства; комплексное развитие (недопустимо, чтобы из-за отсутствия одного-двух звеньев плохо работала вся система услуг); функционирование во взаимодействии с деловой инфраструктурой других территорий и регионов, особенно соседних, а также России в целом и зарубежных стран.

Развитие в Заречном деловой инфраструктуры, ориентированной на рынок, включает в себя организацию целого комплекса обслуживающих подразделений, центров и фирм, в том числе таких, как международный Бизнес-центр, с помощью которого будут осуществляться деловые коммуникации для иностранных и местных предпринимателей; Центр международной связи, обеспечивающий факсимильную, модемную и телефонную связь, а также имеющий спутниковый канал связи и телевидения; Деловой центр, включающий в себя выставочный зал, банк, конференц-зал, помещения для офисов, гостиничный комплекс; Центр (фирма) по передаче технологий конверсируемых предприятий на внутренний и международный рынок; патентные и лицензионные службы; Сертификационный центр, имеющий право на экспорт металлов из Свердловской области.

Изучается также возможность открытия в Заречном Образовательно-исследовательского центра, который мог бы вести исследования в соответствии с научной специализацией технополиса, а также осуществлять для него подготовку кадров. Кроме того, предусматривается создание консалтинговой, маркетинговой и рекламно-издательской фирм, функционирование которых будет направлено на взаимную адаптацию российского и внешнего рынков.

    Финансовое и организационно-правовое обеспечение проекта

По предварительным данным, общие затраты на реализацию программы “Технополис Заречный” должны составить 2, 5 млрд. рублей (в ценах 1991 года). В целях обеспечения финансовой поддержки технополису в сентябре 1992 года областные органы власти приняли специальное решение. В соответствии с этим решением в созданный Фонд развития технополиса в течение трех лет Фондом имущества Свердловской области должны передаваться средства, поступающие с территории Заречного в областной бюджет и внебюджетные фонды от следующих источников: приватизации объектов федеральной, областной и муниципальной собственности; прибыли совместных предприятий; платежей за передачу объектов областной собственности в найм.

Предприятиям, зарегистрированным и действующим на территории технополиса, предполагается предоставить льготный налоговый режим. В частности, на 3 года от налогов в областной бюджет будет освобождена вся деятельность организаций и фирм, связанная с реализацией программных проектов, и на 5 лет - деятельность иностранных участников совместных предприятий. Помимо того, для научно-производственных подразделений технополиса определены повышение нормы амортизации машин и оборудования, исчисляемые коэффициентом 1, 3 к действующим нормативам. Последняя из названных льгот позволит фирмам технополиса более интенсивно эксплуатировать и обновлять оборудование в стартовый период. Организационные принципы формирования Челнинского технополиса

    Идея проекта

Необходимость глубоких экономических преобразований в России, и в частности в Республике Татарстан, в настоящее время очевидна. Идут активные поиски выхода из экономического кризиса. В связи с этим может оказаться весьма полезным зарубежный опыт использования технополисов как средства стимулирования экономики, обновления ее за счет создания нового наукоемкого сектора, ориентированного на постоянное и тесное взаимодействие науки и производства, и в то же время как одного из способов мобилизации имеющихся внутренних ресурсов конкретных регионов- научно-исследовательских, производственных, технико-технологических, трудовых и т. д.

Использование технополисов определяет качественно новый подход к условиям реализации и обеспечения инновационного процесса, к созданию той наиболее благоприятной среды, в которой научные идеи воплощаются в уникальную конкурентоспособную научно-техническую продукцию, осуществляется очередной рывок в области технологии.

Особое значение приобретает ведущая роль высшей школы, вузовской науки в развитии технополисов, которые организуются и функционируют, как правило, на базе университетов и крупных технологических институтов и ориентированы, главным образом, на использование научно-технического потенциала вузов, их научных кадров и результатов научных исследований. Именно на основе этой основе достигается согласование интересов высшей школы, промышленности и города. Общность интересов, сотрудничество в сфере науки и научного обслуживания на территориальном уровне являются решающим условием успеха в деятельности зарубежных технополисов.

Вузы получают возможность предоставить своим научным коллективам, как и отдельным авторам нововведений, условия для завершения исследований и создания на их основе новой техники, технологий и материалов; работа в технополисе позволяет студентам не только овладеть технологией создания новшеств, но и показать себя, а значит в дальнейшем получить место в престижной фирме; непосредственный контакт и сотрудничество с промышленностью обогащает профессорско-преподавательский состав, расширяет его возможности выступать в роли научных консультантов, вузовские коллективы овладеют на практике навыками менеджмента, активной предпринимательской деятельности, которая осуществляется в жестких условиях конкуренции в области производства наукоемкой продукции; технополисы повышают престиж вуза, его роль в развитии города. Промышленным компаниям предоставляется возможность использовать в полной мере высокий научно-технический потенциал университетов для укрепления конкурентоспособности своих изделий, ускоренного внедрения новых технологий; целевого отбора выпускников, прошедших хорошую школу малых предприятий и рисковых фирм; привлечение профессорско-преподавательского состава к совместным исследованиям и разработкам; использования в своих интересах научной базы вузов.

Город крайне заинтересован в расширении наукоемких производств, в устойчивых темпах развития научно-производственного потенциала территории, росте рабочих мест, формировании производственной и социальной инфраструктуры, поддержке активной предпринимательской деятельности, всемерном стимулировании развития образования и науки.

Таким образом, идея проекта “Челнинский технополис” заключается в создании на территории города Набережные Челны современной формы территориальной интеграции науки, образования и высокоразвитого производства - Челнинского технополиса, представляющего собой единую научно-производственную, учебную, а также жилищно-бытовую и культурную зону, объединенную вокруг научного центра, обеспечивающую непрерывный инновационный цикл на базе научных исследований. Технополисная концепция развития экономики, ориентированная на инновационную модель, позволит в условиях всеобщего кризиса сберечь отечественное производство, модернизировать его, поднять в более короткий срок до уровня конкурентоспособности и создаст все условия для улучшения социально экономического положения в городе Набережные Челны.

    Географический ареал

С точки зрения географического расположения Набережные Челны - это тот город, где можно беспроигрышно реализовывать идею технополиса.

Набережные Челны - город республиканского подчинения, центр Тукаевского района Республики Татарстан, центр Нижнекамского ТПК, второй по численности город Татарстана.

Набережные Челны является важнейшим транспортным узлом северо-востока республики. От города отходят железные дороги в Бугульму и Агрыз, автодороги на Казань и Заинск-Альметьевск. Имеется крупный речной порт на реке Кама. Аэропорт Бегишево обслуживает города и районы Нижнекамского ТПК.

В городе развито машиностроение и металлообработка, производство стройматериалов, электроэнергетика, легкая, лесная, деревообрабатывающая, пищевая и другие отрасли промышленности.

В городе функционируют такие крупные предприятия как АО КАМАЗ, ООО ЗМА, НПО “Татэлектромаш”, ремонтно-механический завод. Строительная индустрия представлена такими предприятиями как заводы ЖБИ, комбинат стройматериалов, завод крупнопанельного домостроения, завод металлоконструкций, завод ячеистых бетонов, завод “Стройдеталь” и другие. Энергетический комплекс представлен такими предприятиями как Нижнекамская ГЭС (1. 25 млн. кВт) и ТЭЦ КАМАЗа. Расположенные в городе предприятия машиностроения, металлообработки и стройматериалов практически полностью определяют научно-производственную деятельность в городе. На них занято около 90% трудоспособного населения города и производится свыше 80% городской промышленной продукции.

В городе имеется 5 высших учебных заведения (включая филиалы) с 8. 4 тыс. студентами. Среди них Камский Политехнический институт, который готовит кадры непосредственно под ведущие отрасли промышленности города. КамПИ располагает мощным интеллектуальным потенциалом по различным направлениям науки и техники (10 докторов и более 150 кандидатов наук), лабораториями, оснащенными современным исследовательским, испытательным оборудованием, компьютерной техникой, имеет развитый библиотечный и патентный фонд. Именно этот институт должен стать одним из основных инициаторов и исполнителей проекта Челнинского технополиса.

Таким образом в городе имеется необходимая для создания технополиса научно-производственная и учебная база. С учетом профиля и потенциала этой базы приоритетными для технополиса должны стать следующие отрасли: автомобилестроение и строительство.

Местоположение города также следует признать удачным для размещения здесь технополиса. Экологическая ситуация в городе хотя и противоречива, но пока нет признаков необратимого разрушения окружающей среды, а, значит, поправима и в число неблагоприятных городов Набережные Челны не входит. Пригородная зона отличается своими живописными местами, в ней расположены базы отдыха, летние лагеря, заповедники.

В географическом положении Набережные Челны расположен достаточно далеко от Казани, чтобы не подавляться ею и развиваться самостоятельно, и в то же время достаточно близко, чтобы использовать ее научный и производственный потенциал. Набережные Челны, к тому же расположены в близости с такими городами Татарстана, как Елабуга, Нижнекамск, Альметьевск и соединены с ними авто- и железной дорогой.

Также не мало важно, что нефть, газ, электричество находятся в черте города. Сельскохозяйственная пригородная зона является одной из самых развитой в Татарстане.

    Цели и задачи

Цель Челнинского технополиса - стимулирование региональной экономики, то есть решение актуальных для данной территории экономических, научно-технических и социокультурных задач.

    Основные задачи Челнинского технополиса:

1. Использование имеющегося научно-производственного потенциала территории для разработки и внедрения инновационных экологически чистых высоких технологий. 2. Организация производства конкурентоспособной на мировом рынке высокотехнологичной продукции и широкое сотрудничество с этой целью с зарубежными партнерами.

3. Создание необходимых условий для производства наукоемкой продукции, развитие рыночной инфраструктуры.

    Этапы реализации проекта

Первым этапом реализации проекта “Челнинский технополис” должно стать: Создание оргкомитета.

    Выявление источников финансирования.
    Открытие расчетного счета.
    Формирование учредительного капитала.

На последующих этапах необходимо создание правления Челнинского технополиса, исполнительной дирекции, экспертного совета, инновационного банка, а также социально-бытовой, культурной и производственной инфраструктуры технополиса, целесообразно также создание крупных научно-исследовательских организаций или научно-исследовательских комплексов, на первых этапах как филиалов ведущих институтов, а на последующих - как самостоятельных организаций. После решения организационных вопросов, представителями учредителей технополиса должна быть определена долгосрочная стратегия развития.

Затем объединенными силами НИИ и Вузов будут разрабатываться проекты модернизации, технического перевооружения производства и управление в целях обеспечения его конкурентоспособного уровня. Экспертным советом будет проводиться экспертиза и отбор научно-технических проектов. Причем анализ и отбор проектов должен осуществляться в соответствии с приоритетами государственной научно-технической политики и с учетом процессов реформирования экономики. При этом, кроме принципиальной новизны, учитываются соответствие созданных объектов передовому опыту, возможность быстрого и эффективного применения новшества, научный задел, обеспеченность квалифицированными кадрами, необходимая материальная база, соблюдение экологической безопасности. Вложение в них начнут окупаться после передачи разработанных технологий малому и среднему бизнесу.

В технополисе малое предпринимательство будет занимать важное место в развитии науки и техники. Осваивая и внедряя новую технику и технологию малые инновационные предприятия станут связующим звеном между научно-исследовательским комплексом и производством.

Итак, общую последовательность действий при реализации проекта можно представить следующей схемой:

    Таблица 2
    Последовательность этапов при реализации проекта
    Основные этапы создания технополисов
    Суть этих этапов
    1
    2
    Формулировка основных направлений деятельности
    Содержание основных направлений

1. Определение районов (пространств), которые могут быть использованы для развития наукоемких производств.

    2. Формулировка целей и задач развития этих производств.

3. Отбор коммерческих проектов, которые способствуют развитию технополисов. Требование к размещению технополисов

1. Наличие пространств, где нет чрезмерной концентрации промышленности. 2. Наличие пространств вне или поблизости от городов, которые могут стать центрами промышленного развития или уже существуют как таковые реально. 3. Наличие пространств поблизости от университета(ов), в котором(ых) читаются курсы по новейшим технологиям.

4. Наличие значительного количества коммерческих предприятий. 5. Местоположение, которое гарантирует быструю и легкую доставку и транспортировку грузов, пассажиров и т. д.

    Подготовка программы развития технополиса
    Содержание программы
    1. Определение районов (площадей) для технополиса.

2. Формулировка целей и задач индустриального развития, основанного на новейших технологиях.

3. Планирование, сооружение и поддержка (изыскание средств) для промышленной зоны, службы водного обеспечения, жилой зоны, дорог и т. д.

4. Разработка юридических положений (постановлений), способствующих созданию условий для финансирования коммерческих предприятий и других служб, необходимых для развития технополиса.

    Утверждение программы
    Условия для утверждения программы

1. Определить, подходит ли для размещение технополиса предлагаемый район или нет.

2. Выяснить, соответствует или нет предлагаемая программа основным направления развития региона.

3. Определить, обеспечат ли реализацию программы технополиса в экономическом отношении территории (города), на базе которых будут создаваться эти технополисы.

    Государственное содействие
    Меры государственного содействия
    развитию технополисов
    1. Списание налогов корпорациям на юридической основе.
    2. Льготная налоговая система.
    3. Финансовая помощь коммерческим предприятиям
    4. Помощь в создании необходимой инфраструктуры.

1. Создание стимулов для привлечения в технополисы коммерческих предприятий, расположенных поблизости и содействующих развитию наукоемких производств. 2. Оказание помощи коммерческим фирмам, способствующим развитию высокотехнологичных отраслей.

Государственная научно-техническая программа “Технологии, машины и производства будущего” - основа проекта “Челнинский технополис”

Важным направлением технической реконструкции и дальнейшего развития промышленности является коренное преобразование, осуществляемое путем создания нового поколения гибких автоматизированных производственных систем, реализующих передовые идеи и разработки в области организации производства, перспективных материалов и технологического оборудования.

Целью государственной научно-технической программы “Технологии, машины, производства будущего” является разработка научных основ и научно-технического задела для принципиального изменения характера промышленного производства, то есть переход от фрагментарной к комплексной автоматизации и компьютеризации отдельных производственных систем.

Главным итогом реализации программы будет создание отечественных образцов гибких высокоавтоматизированных и компьютеризированных производств, используемые новые поколения эффективных энерго- и ресурсосберегающих, экологически чистых технологий, машин и оборудования.

Результаты работ обеспечат переход ряда предприятий к технологиям, при которых все операции от получения заказа до сбыта готовой продукции связаны в единое целое высоко интегрированными вычислительными системами.

Такая организация позволит резко сократить время производственного цикла, снизить затраты на разработку и освоение новых видов продукции, оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка и существенно снизить незавершенное производство.

В результате выполнения программы должен быть создан научно-технический задел на 15-20 лет для широкомасштабной реализации прогрессивных разработок в различных отраслях народного хозяйства.

Программа состоит из 105 проектов и охватывает 3 основных направления: “Технология будущего”;

    “Техника новых поколений”;
    “Компьютеризированные интегрированные производства”.
    Организационно-правовое и финансовое обеспечение проекта
    Масштабы проекта “Челнинский технополис”

Одним из основных вопросов является вопрос о масштабах деятельности Челнинского технополиса.

По этому поводу может быть предложено несколько проектов развития Челнинского технополиса.

Наиболее масштабным будет бизнес-проект Челнинского технополиса как республиканской структуры. В этом случае в бизнес-проект могут быть вовлечены ресурсы республиканского бюджета и прибыльных отраслей экономики Татарстана (например, нефтедобычи, нефтепереработки и т. д. ), и возникает необходимость создания законодательной базы технополисного развития.

Возможен бизнес-проект Челнинского технополиса, ориентированный на Нижнекамский регион. Это расширяет инвестиционный потенциал проекта за счет финансовых средств крупных городов региона Нижняя Кама (Нижнекамска, Елабуги, Менделеевска, Заинска и т. д. )

Наконец, возможен бизнес-проект Челнинского технополиса только на базе города Набережные Челны. Прединвестиционный этап реализации проекта в этом случае будет существенно сокращен.

Наиболее оптимальным вариантом является создание Челнинского технополиса на базе города Набережные Челны с последующей (по мере развития) трансформацией проекта городского масштаба в проект республиканского уровня.

    Потенциальные заказчики проекта
    Ими могут быть:
    муниципальные и республиканские власти;
    объединения предпринимателей;
    торгово-промышленная палата;

инвестиционные фонды и другие институциональные структуры (страховые, пенсионные, экологические);

    Юридическая основа

Челнинский технополис должен быть хозрасчетным объединением на основах акционерного сотрудничества в соответствии с уставом, утвержденным в установленном законом порядке. В составе его учредителей должны быть: Камский Политехнический институт, местные органы власти, ряд крупных предприятий города, известные местные радиостанции и телевидение.

    Структурно-функциональные элементы технополиса

Структурно-функциональная модель Челнинского технополиса представлена рисунком 3. 1.

Рисунок 0. 1. Структурно-функциональная модель Челнинского технополиса

    В ней можно выделить четыре основных блока:
    1. Научно-исследовательский сектор.

В него войдут крупнейшие Вузы региона, научно - исследовательские и научно-технические центры, конструкторские бюро, призванные выполнять исследовательские работы по поддержанию научно-технического потенциала предприятий на уровне мировых стандартов.

    2. Производственно-технологический сектор.

Сюда войдут крупнейшие промышленные предприятия и фирмы региона, а также вновь создаваемые фирмы для производства наукоемкой продукции. Структура производственно - технологического сектораприведена ниже:

Рисунок 0. 2. Структура производственно - технологического сектора

    3. Сектор обслуживания.

Данный сектор должен осуществлять различные виды услуг, способствующих оптимальному функционированию технополиса: финансовые, маркетинговые, посреднические, юридические, экспертные, патентные, и т. д.

На рисунке 3. 3. представлены некоторые службы данного сектора технополиса.

    Рисунок 0. 3. Структура сектора обслуживания
    4. “Инкубатор”

“Инкубаторские“ организации, предназначенные в оказании финансовой, материальной, научно-методической и иной консалтинговой деятельности начинающим фирмам.

    В задачи “Инкубатора” входит:

Выборочное кредитование инвестиционных проектов под залог (продвижение на рынок той или иной наукоемкой продукции, за счет предоставления целевых кредитов под вексельное обеспечение имуществом предприятия или пакетом акций); Сдача в аренду основных фондов и оборудования (для многих наукоемких предприятий эта мера могла бы принести большие доходы, так как они имеют сравнительно новое оборудование. Возможна продажа части основных фондов предприятий с длительным производственным циклом);

Создание фондов поддержки малого инновационного бизнеса (эти фонды могли бы также создаваться на региональном уровне при местных органах власти за счет взносов предпринимателей, отчислений от прибыли крупных предприятий);

    Структура управления

Управленческим органом технополиса является правление, куда входят руководители основных структурно-функциональных секторов (подразделений): Вуза, компаний, делового центра, представители местных и республиканских органов власти, банков и т. д. В роли управляющего должен быть руководитель главного научно-исследовательского подразделения или основной научно-производственной компании.

Правление технополиса должно осуществлять следующие основные функции: 1. Планирование, включающее в себя выработку общей стратегии развития технополиса, подготовку деловых планов, составление маркетинговых программ, распределение финансов и др.

2. Создание необходимой организационно - функциональной структуры и подготовка кадров, куда входят отбор акционеров, научных организаций, компаний, предприятий в соответствии с основными целями и задачами технополиса, обеспечение оптимального взаимодействия и взаимосвязи между подразделениями, разрешение проблем и возможных конфликтов, возникающих между ними, налаживание контактов с Вузами по поводу подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.

3. Установление необходимых контактов с местными органами власти, банками, поставщиками, деловыми партнерами и т. д.

    Функции дирекции “Челнинского технополиса”:

Обеспечение скоординированной деятельности всех подразделений, контроль за их деятельностью и выполнением решений правления.

Постоянный контакт с участниками технополиса, информирование правления о состоянии дел внутри фирм, их проблемах и трудностях с одной стороны, и о возможностях и решениях этих проблем, с другой стороны.

Решение хозяйственно - организационных задач, связанных с материально техническим обеспечением технополиса, развитием его инфраструктуры, эксплуатацией зданий, руководством сбытом.

Организационным принципом управленческих структур технополиса является программно-целевое управление, планирование и проектирование с обязательным самоуправлением, самоокупаемостью и самофинансированием всех программ. Целевые программы являются организационной основой технополиса. Они подразделяются в зависимости от характера решаемых задач на:

    социально-экономические;
    производственно-экономические;
    научно-технические;
    территориальные;
    экологические;
    организационно-хозяйственные.

Социально-экономические программы будут направлены на решение проблем повышения благосостояния населения, улучшения условий и преобразования характера труда и т. д.

Производственно-экономические программы будут направлены на решение крупных межотраслевых проблем повышения эффективности и качественных характеристик общественного производства, улучшение использования ресурсов, создание и развитие новых отраслей и видов производств и других аналогичных проблем. Научно-технические программы будут направлены на решение важнейших научно-технических проблем, широкое применение в народном хозяйстве достижений науки и техники.

Территориальные программы будут направлены на функционирование и развитие территориально-производственных комплексов.

Экологические программы направлены на осуществление крупных природоохранных и природообразовательных проектов.

Организационно-хозяйственные программы будут направлены на совершенствование организации управления отдельными хозяйственными системами.

    Источники финансирования

Для осуществления любого проекта, необходимы инвестиции. Источниками привлечения финансовых ресурсов могут быть:

    Субсидии местных и региональных программ развития.

Привлечение государственных инвестиций за счет других отраслей и федеральных программ, а также из централизованных источников отраслей.

    Привлечение кредитов коммерческих банков.

Частные, корпоративные внутренние инвестиции из прибыли и собственных средств предприятий.

Выпуск специальных тиражей государственных и региональных ценных бумаг. Использование части выручки от продажи приватизируемой государственной собственности.

    Использование механизма ускоренной амортизации.
    Ипотечное кредитование.
    Средства, сэкономленные от использования лизинга.
    Сбережения населения.
    Средства из внебюджетных фондов.
    Иностранные инвестиции.
    Инвестиционные налоговые кредиты.
    Остановимся немного по подробнее на некоторых из них.
    Залоговое кредитование

Как свидетельствует мировой опыт, залог является одним из наиболее надежных способов обеспечения кредитных обязательств. Предметом залога может быть имущество, принадлежащее залогодателю на праве собственности: дома, строения, земельные участки, автотранспортные средства, а также ценные бумаги, депозиты в банках и т. д. Возможен особый вид - залог товаров в обороте и переработке, а также и залог имущественных прав.

Статистические данные показывают: в 80 - 90 годы ссуды под залог населению относились к числу наиболее рентабельных операций крупных банков. Неуклонно расширялся и спектр кредитных услуг - особой популярностью пользовались ссуды для оплаты обучения, покупки в рассрочку компьютерных систем и другой дорогостоящей электронной техники, жилья и т. д.

Сбербанк РФ работает со всеми видами залогов, но залоги под товар предпочитает залогам недвижимости. В отличие от большинства коммерческих банков, которые опасаются кредитовать предприятия, Сбербанк предоставляет инвестиционные кредиты сроком на 3 - 5 лет (они дают существенные льготы по налогообложению). Потребность в ипотеке становится все более насущной во многих областях народного хозяйства.

Но к сожалению в Российской Федерации ипотечное кредитование применяется лишь в отношении движимого имущества. Операции кредитования под заклад недвижимости пока практически отсутствуют, поскольку нет правовой экономической базы, прежде всего свободной купли-продажи земли. Собственность на строения по объему весьма незначительна, но по мере углубления процесса приватизации государственных и муниципальных предприятий доля ее будет расти.

Проблемы в области ипотеки, требующих скорейшего разрешения: 1. Важнейшим для формирования ипотечных отношений является установление реальных гарантий соблюдения договорных условий. Необходимо четко определить круг субъектов договорных отношений. Требуется государственный контроль за осуществлением ипотеки коммерческими учреждениями.

2. Одна из актуальных проблем ипотечного кредитования - обеспечение разумной сбалансированности интересов участников ипотеки. Значительную роль здесь могут сыграть государственное страхование ипотечного кредитования земли под залог, финансирование из фондов, создаваемых за счет части поступлений от земельного налога.

3. Необходимо избегать противоречивости, способствовать обеспечению системности законодательства о залоговом кредитовании недвижимости, страховании, жилье, земле и т. п. , должны быть согласованы между собой и иметь единую цель: предоставить возможность заемщику финансировать покупку недвижимости, инвестировать в развитие производства и так далее, а кредитору - получать прибыль.

Ипотечное кредитование должно быть доступно не только крупным потенциальным инвесторам - юридическим лицам, но и широким массам населения - рядовым потребителям.

Таким образом, требуется создание правого института, регламентирующего права собственности на землю и недвижимое имущество, а также процедуру залога недвижимости. Реально защитить интересы заемщика, так и кредитора можно имея четкое и сбалансированное законодательство.

Создание соответствующей мировым стандартам и поддерживаемой государством системы залогового ипотечного кредитования будет способствовать решению проблем инвестирования промышленности, сельского хозяйства, а также социально-экономической стабилизации общества.

    Лизинг

Проблема изыскания источников и средств для быстрого внедрения в производство новой техники и ускорения темпов ее обновления, преодоления барьера неплатежей и стимулирование сбыта затоваренной продукции могут быть решены за счет использования сравнительно новой формы предпринимательской деятельности лизинга.

Лизинг - это особая форма аренды, связанная с передачей в пользование машин, оборудования, иных материальных средств и имущества.

Начало распространения лизинга относится к 1952 году, когда в США “Юнайтед стейс лизинг корпорейшн” организовала первое лизинговое имущество. В последнее десятилетие лизинг получает все большее распространение в промышленно развитых странах, так как по существу, выступает как специфическая форма финансирования капитальных вложений и является альтернативой традиционному банковскому кредитованию и использованию собственных финансовых ресурсов. Лизинг позволяет сократить первоначальные вложения, необходимые для организации дела, примерно в 3-4 раза, что способствует развитию промышленности, и прежде всего малых и средних предприятий. Кроме того, лизинг позволяет избежать потери, связанные с моральным старением производства. Лизинг способствует ускорению НТП, поэтому правительства многих западных стран поощряют ее развитие, предоставляя лизинговым компаниям благоприятные кредиты, сниженные налоги, увеличивают норму амортизации. Причиной широкого распространения лизинга в мире является ряд его преимуществ перед обычной ссудой:

Лизинг предполагает 100% кредитования и не обуславливает немедленного начала платежей. При использовании обычного кредита для покупки имущества предприятие обязано примерно 15% стоимости покупки оплачивать за счет собственных средств. При лизинге контракт заключается на полную стоимость имущества. Арендные платежи обычно начинаются после поставки имущества арендатору либо позже. Обычно контракт по лизингу гораздо проще получить, чем ссуду. Особенно это относится к мелким и средним предприятиям. Некоторые лизинговые компании даже не требуют от арендатора никаких дополнительных гарантий. Предполагается, что обеспечением сделки служит само имущество. При невыполнении арендатором своих обязательств лизинговая компания сразу же забирает свое имущество. Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда. Ссуда всегда предполагает ограниченные сроки и размеры погашения. При лизинге арендатор может заранее рассчитать поступление своих доходов и выработать с арендодателем удобную схему финансирования. Платежи могут быть ежемесячными, ежеквартальными, различаться оп величине.

Иногда погашение может осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на оборудовании, взятым в лизинг. Ставка может быть фиксированной и плавающей. Риск устаревания оборудования целиком ложится на арендодателя. Лизинговое соглашение позволяет арендатору использовать одновременно значительно больше производственных мощностей по сравнению с покупкой оборудования на собственные средства. Временно освобожденные благодаря лизингу деньги он может использовать на какие-то другие цели. Международный лизинг получил развитие в сфере, находящейся на стыке научно-технической, инвестиционной и внедренческой деятельности. Для проекта “Челнинский технополис” использование лизинга создает взаимовыгодные условия как для крупных промышленных предприятий (таких как АО КАМАЗ, АО Камгэсэнергострой), так и для малого и среднего бизнеса. Крупные предприятия могут стать лизингодателями (производственных площадей, оборудования, машин, транспортных средств и т. д. ), благодаря этому они смогут провести реконструкцию и техническое перевооружение производства.

    Использование лизинга малыми предприятиями позволит:

осуществить финансирование бизнеса с меньшими совокупными затратами; воспользоваться налоговыми льготами;

    высвободить средства для других инвестиций.
    Сбережения населения.

По статистическим данным инвестиционный потенциал в виде сбережений граждан в городе Набережные Челны составляет 329. 8 млрд. рублей.

Для привлечения этих средств необходима эмиссия ценных бумаг (акций, облигаций). Эмиссия ценных бумаг допустима исключительно ради привлечения капитала для развития производства.

Кроме того, акции выпускаемые под реализацию проекта Челнинского технополиса не должны облагаться налогом на ценные бумаги (эмиссию).

Весьма целесообразно будет направление в течении 3 -5 лет дивидендов по акциям на финансирование технического перевооружения, реконструкции и развития производства.

Менее рисковые инвесторы смогут вкладывать свои средства на приобретение облигаций, выпускаемых муниципальными органами.

Обслуживание займа и его погашение должно происходить как за счет местных налоговых поступлений, так и при поддержке центрального бюджета. Такие облигации могут называться, к примеру, проектными, так как будут направлены на финансирование капиталоемких проектов с длительными сроками окупаемости.

    Иностранные инвестиции

Проводимый политический курс, а также относительная социально-экономическая стабильность в Республике Татарстан привлекает иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы обещали РТ в ближайшее время капитальные вложения в размере 600 - 900 млн. долларов. Под хорошо разработанные проекты Правительство РТ могло бы выделить 200 - 300 млн. долларов на развитие промышленности города Набережные Челны.

Для обеспечения активной инвестиционной деятельности необходимо применение концепции безинфляционного наращивания кредитных вложений в производство. Данный эффект будет достигнут за счет активизации кредитных вложений в экономику путем перераспределения части свободных средств коммерческих банков, предприятий и населения с различных сегментов финансового рынка в сферу производства. Эта концепция дает в ближайшей перспективе перейти от спада к оживлению экономики.

Беспорядочная же кредитная эмиссия стимулирует утечку капитала из сферы производства в сферу спекулятивной деятельности и за рубеж. В спекулятивные операции, дестабилизирующие экономическое положение, втягиваются как денежные средства банков, так и сбережения населения, сужая и без того узкую основу воспроизводства научно-промышленного потенциала. Сегодня в спекулятивных операциях и на счетах за рубежом только по легальным операциям обращаются десятки триллионов рублей, в то время когда отечественной промышленности не хватает средств для дальнейшего развития.

Рисунок 0. 4. Виды затрат при финансировании проекта “Челнинского технополиса”

1. Затраты на организационные мероприятия должны составлять около 1% от общей суммы инвестиционных издержек.

    2. Затраты на маркетинговую деятельность.

Анализ опыта развитых стран свидетельствует, что совокупные расходы на маркетинговую деятельность составляют не менее половины стоимости произведенной продукции.

Крупные успехи Японии в значительной мере связаны с блестяще поставленным изучением рынков и долгосрочной стратегией маркетинга. Чем эффективнее будет проводиться маркетинговая компания, тем больше потенциальных вкладчиков заинтересуется данным проектом.

3. Затраты на подготовку и переподготовку должны составлять около 10% от общей суммы инвестиционных издержек.

    4. Затраты на НИОКР.

затраты на научно-техническое прогнозирование должны составлять 5-10% от общей суммы инвестиционных издержек.

затраты на НИР и ОКР. В 1983 году Япония истратила на НИР и ОКР 29 млрд. долл. , эти же затраты в США составили 83 млрд. долл. Все эти затраты производились в масштабе страны. Для одного же технополиса затраты на НИР будут значительно меньше и они должны планироваться в зависимости от инвестиционного потенциала региона.

Роль трансфертной технологии в деятельности Челнинского технополиса

Одним из наиболее важных элементов функционирования Челнинского технополиса должна стать трансфертная технология. Цель ее заключается в максимальном сближении науки и производства, освоении рынка наукоемкой продукции. Трансфертная технология связана с “коммерциализацией” научных исследований, обеспечением быстрого и эффективного внедрения их результатов в практику, воплощением их как в пользующуюся сегодня повышенным спросом, так и ориентированные на завтрашние потребности продукцию, которая производится здесь же, в технополисах, промышленными фирмами.

Кроме того, развитие трансфертной технологии дает возможность научно-исследовательскому сектору продавать результаты своей деятельности и тем самым получать средства для поощрения научных работников и своего дальнейшего развития, способствует укреплению их материально-технической базы и повышению уровня научных исследований, позволяет апробировать результаты научной деятельности, оперативно устранять недочеты, работать в тесном контакте с практиками и потому точнее учитывать их требования; наконец помогает лучше ориентироваться в конъюнктуре рынка. Промышленным же предприятиям и фирмам использование трансфертной технологии помогает создавать конкурентоспособную продукцию на основе новейших технологий; включиться в научные исследования, проводимые университетами и НИИ; сотрудничать с учеными, пользоваться их консультациями, а также исследовательской базой научных организаций.

    Рисунок 0. 5. Основные направления трансфертной технологии
    Контуры экономической политики поддержки проекта

На территории Челнинского технополиса вводится льготный режим хозяйствования для того, чтобы научные, образовательные и производственные возможности сформировали ту “критическую массу”, необходимую для лавинообразного создания и освоения новейших технологий.

    К примеру, могут быть следующие виды льгот:

Налоговые (полное или частичное освобождение от налогов технополисных предприятий и организаций, отсрочка налоговых платежей под конкретные проекты, имеющие важное народно-хозяйственное значение).

Бюджетные (предоставление разного рода субсидий, разумный протекционизм). Правовые (упрощенный режим учреждения и регистрации).

    Банковские (льготное кредитование).
    Валютные (либерализация валютных операций).

Аренда (производственных площадей, офисов, оборудования, машин и т. д. ).

Также необходимо создание фондов поддержки малого инновационного бизнеса, которые могли бы создаваться на региональном уровне при местных органах власти за счет взносов предпринимателей, отчислений от прибыли крупных предприятий. Для реализации этого механизма необходимо будет принятие ряда законодательных актов, постановлений, указов.

    Выводы
    Социально-экономическое значение технополисов.

Технополисы являются новым развивающимся социальным феноменом, причем не только у нас в стране, но и во многих государствах за рубежом (средний возраст российских технополисов - один-три года, большинство зарубежных технополисов постарше на десять лет и более; вместе с тем огромное число технополисов находится на стадии проектирования).

В силу своей молодости многие технополисы далеко не полностью реализовали свой потенциал. Поэтому проблема их социально-экономической значимости и эффективности относится к числу недостаточно исследованных за рубежом и практически не изученных у нас в стране.

Вместе с тем к настоящему времени все же накоплены некоторые данные, позволяющие получить представление (пусть не в полном объеме) о влиянии технополисов на экономическое и социальное развитие отдельных регионов и стран.

    Распространение новых технологий и развитие
    наукоемкого сектора

Социально-экономическая значимость технополисов прежде всего проявляется в формировании высокотехнологичного производства, роль которого в развитых странах все более возрастает, поскольку в настоящее время высокие технологии и знания становятся “новым стратегическим” ресурсом, едва ли не затмевающим природные ресурсы”. Способствуя распространению современных технологий (информационных, ядерных, радиационных, лазерных, биологических и т. д. ), фирмы технополисов тем самым непосредственно содействуют:

1) созданию новых материалов и других видов продукции(синтетических смол и пластмасс, фармацевтических изделий, электронного оборудования по обработке информации и его компонентов, базового электрического оборудования, медицинской и хирургической техники, оптических приборов и т. д. );

2) повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке; 3) реорганизации трудовых процессов на предприятиях и в офисах, связанной с автоматизацией и компьютеризацией многих операций и ведущей к повышению производительности труда;

    4) изменению современного образа жизни.

Таким образом, высокотехнологичные фирмы технополисов оказывают воздействие на самые различные стороны и сферы социальной жизнедеятельности.

    Подъем экономически отсталых регионов.
    Появление новых урбанизированных поселений и
    научно-технологических агломераций

Создание технополисов в ряде случаев способствует выравниванию недостаточно развитых в социально-экономическом отношении периферийных районов и предполагает значительные изменения и преобразования в их инфраструктуре: строительство отвечающих современным требованиям научно-производственных, жилищных и гостиничных комплексов, Деловых центров, транспортных магистралей, культурно-бытовых объектов, спортивных сооружений и т. д.

Создание комфортной Среды обитания можно рассматривать как один из важнейших результатов деятельности технополисов. Проблеме организации современной транспортной, жилищно-бытовой, деловой и социокультурной инфраструктуры придается большое значение во всех существующих и организовываемых сегодня технополисах. И это не случайно. Исследование, проведенное в конце 80-х годов в 39 компаниях четырех английских парков, показало, например, что в числе главных причин, повлиявших на решение этих фирм войти в структуру того или иного технополиса, важнейшей оказалась престижность местоположения технополиса и его общий вид; на втором - архитектура предлагаемых компаниям в аренде зданий; на третьем - удобство парковки автотранспорта. На эти причины соответственно указали 33, 26 и 24% опрошенных.

Развитие социальной инфраструктуры в технополисах, а также районах, связанных с ними деловыми отношениями, стимулируется не только научно-производственными потребностями технополисов, но и высоким уровнем зарплаты у работников наукоемких компаний, причем не только у ученых и инженеров, но и у квалифицированных рабочих. Оплата труда у научного и технического персонала технополисных фирм примерно на 30%, а у управленческого персонала - на 40% выше, чем у соответствующих категорий работников промышленных фирм. Высокая зарплата персонала вызывает увеличение спроса на такие дорогостоящие виды деятельности, как строительство, маркетинг, реклама, банковское и финансовое обслуживание, организация досуга и т. д. Таким образом, развитие технополисов неизбежно сопровождается так называемым мультипликационным эффектом, связанным с воздействием их научно-производственной сферы на укрепление и расширение обслуживающих и других социальных сфер, как непосредственно на территории технополисов, так и за их пределами, в регионах, с которыми они поддерживают постоянные деловые контакты.

Разрастание технополисов и необходимых для их полноценного функционирования производств, а также объектов и служб социальной инфраструктуры в ряде случаев приводит к возникновению научно-технологических агломераций, скоплений технополисов. Наиболее яркими примерами таких агломераций являются Силикон-Велли, Рут 128, мегаполис в Японии.

    Рост занятости населения и увеличение прослойки
    работников умственного труда

Возникновение в технополисах новых фирм и производств неизбежно сопровождается появлением новых рабочих мест. Тем самым технополисы вносят свою лепту в решение такой актуальной социальной проблемы, как обеспечение занятости населения.

В структурах большинства технополисов преобладают компании с числом работающих до 100 человек. И тем не менее малые фирмы, в том числе и начинающие, являются пусть и не интенсивным, но зато стабильным источником возникновения новых рабочих мест, что весьма немаловажно для многих, особенно небольших районов. Во всяком случае исследование, проведенное в 1986 году в Великобритании, показывает, что компании научных парков, которым менее пяти лет, в течении последних двух лет более чем удвоили количество своих работников (прирост последних составил 112%), а фирмы постарше за этот же период обеспечили увеличение численности сотрудников на 52% (в фирмах, не входящих в научные парки, рост числа работников был менее значительным: в компаниях существующих менее пяти лет, он составил за последние два года 98%, а более пяти 23%). Работа в исследовательских подразделениях и наукоемких фирмах технополисов требует высокой квалификации. Поэтому технополисы способствуют занятости населения в регионе своего расположения прежде всего за счет увеличения прослойки научных работников и других категорий специалистов и служащих. Процент квалифицированных научных и инженерных работников (КНИР) от общего числа работающих в фирмах в мировой практике рассматривается как один из показателей, характеризующих эффективность и интенсивность научно-исследовательской деятельности. От высококвалифицированных научных работников напрямую зависят и технологические возможности фирм, и их инновационная деятельность: чем выше в фирме процент работающих квалифицированных специалистов, тем, как правило, значительнее эффективность научно-исследовательской деятельности.

Привлечение к предпринимательской деятельности ученых можно рассматривать как одно из проявлений социальной значимости технополисов. При участии ученых новая, формирующаяся сейчас сфера высокотехнологичного производства и бизнеса в перспективе должна стать одной из ведущих, определяющих все социально-экономическое развитие.

    Экономическая эффективность высокотехнологичных фирм и
    рентабельность собственности технополисов

Как и всякое научно-производственное образование, технополис стремится достичь экономической эффективности, создающей необходимые предпосылки для укрепления его финансовой и материально-технической базы. Экономическая эффективность технополисов тесно связана с возможностями его воздействия на регион. Только в случае успеха своей деятельности, выражающегося в конечном счете в получении стабильных высоких доходов, технополис может оказать существенное влияние на социально-экономическое развитие территории.

Определить экономическую эффективность технополисов непросто в силу ряда причин.

Во-первых, они представляют собой дорогостоящие объекты инвестирования, достигающие самоокупаемости далеко не сразу .

Во-вторых, они имеют свою сложную, отличную от других технополисов организационно-функциональную инфраструктуру, в которую входят не только промышленные предприятия и фирмы, но также исследовательские организации, управленческие, юридические и прочие службы, чья деятельность оказывает влияние на увеличение прибыли не прямо, а оппосредственно и к тому же, как правило, через определенный временной промежуток. Даже фирмы технополисов, занимающиеся производством наукоемкой продукции, начинают давать отдачу только спустя несколько лет после своего основания. По данным Д. Уайлда и П. Квинтаса (Великобритания), лишь 40% начинающих фирм зарубежных технополисов производят продукцию для продажи и примерно столько же находятся на стадии обдумывания идей, определения пригодности исследовательской базы для производства конкретной продукции.

В-третьих, различные структурные подразделения технополисов имеют различные показатели экономической эффективности. Для промышленных предприятий и фирм одним из таких показателей является прибыль от производимой ими продукции; для посредническо-сбытовых служб - рост товарооборота; для “инкубаторов”, сдающих помещения в аренду, - увеличение ренты.

В силу названных причин необходимо специальное исследование, подробно освещающее различные аспекты проблемы экономической эффективности технополисов. Рассмотрим только два из них, касающиеся показателей экономической эффективности фирм технополисов и рентабельности деятельности последних, связанной со сдачей ими своих помещений, площадей в аренду. Успех технополиса и его прибыль напрямую зависят от деятельности его компаний, так как именно они непосредственно занимаются практическим внедрением новейших технологий, осваивают новые виды продукции.

В среднем компании технополисов и технопарков в экономически развитых странах выпускают не менее двух наименований новых товаров через каждые два года. В случае успеха фирма может принести значительную и быструю экономическую отдачу.

Одним из факторов, влияющих на экономическую эффективность фирм, является их патентная активность. По сравнению с компаниями, действующими вне технополисов, фирмы, входящие в их состав, обычно отличаются более высокой интенсивностью патентной деятельности.

Патентная активность этих компаний увеличивает экономическую эффективность технополисов. Во всяком случае наличие патентов служит в известной степени гарантом способности той или иной фирмы выпускать новые виды продукции. Экономическая эффективность технополисов связана не только с их научно-производственной деятельностью, но также с патентно-лицензионной, консалтинговой, рекламной, маркетинговой и т. д. Также одним из основных источников получения доходов для многих зарубежных и отечественных технополисов и технопарков является сдача фирмам в аренду своей собственности: зданий, помещений, земельных участков и оборудования.

В Великобритании Банком данных по инвестиционной собственности (БДИС) разработана специальная методика расчета реальной прибыли, которую технополис или технопарк может получить как арендодатель. Суть этой методики сводится к определению рентабельности отдельных единиц собственности, принадлежащих технополису: предлагается рассчитать стоимость предприятий; текущие расходы; доходы, получаемые от арендной платы; величину ренты каждого отдельного участка земли и каждого здания. При этом расчет должен охватывать весь период существования технополисов, начиная со дня их основания. В последующие годы расчет должен уточняться в соответствии с новыми полученными данными. Эта методика, по мнению ее разработчиков, позволяет: а) показать прибыль от сдачи в аренду различных видов собственности, например, помещений-”инкубаторов”, арендуемых одновременно несколькими съемщиками, или же зданий, снимаемых только одним арендатором; б) учесть доходы от аренды зданий за определенный период времени; в) выявить, как наилучшим образом составить комплексное соглашение об инвестициях, чтобы привлечь потенциальных инвесторов.

На основании предложенной методики авторами подсчитана рентабельность научно-технологических парков Соединенного Королевства, включая деловые центры и прочие образования подобного рода. Прирост стоимости ренты за период с 1980 по 1986 г. составил 9. 3%, а общая прибыль - 9. 7% в среднем за год. Наиболее существенный прирос стоимости ренты (23. 3 %) наблюдался в 1982 году, а наиболее заметное увеличение общей прибыли (18. 2 %) - в 1984 году.

Также следует учесть, что среди фирм технополисов далеко не все становятся прибыльными. Значительная часть их не выдерживает конкуренции и прекращает свое существование. Большинство венчурных капиталистов, основывающих наукоемкие фирмы, надеются, что их инвестиции окупятся не позднее, чем через пять лет. Однако опыт Силикон-Велли показал, что на практике все обстоит не так просто. Примерно 20-30% новых компаний в Силикон-Велли в скором времени погибли. Скромный успех выпал примерно на долю 60-70% начинающих фирм. И только 5% из них сделали большой бизнес.

    Рисунок 0. 6. Социально-экономическое значение технополисов
    Заключение

Челнинский технополис - не самоцель, не очередная утопия. Это - основанное на анализе современных тенденций развития в наиболее быстро развивающихся странах предложение сделать наш город и прилегающий регион оазисом с динамичной и быстроразвивающейся производственной структурой, наиболее высоким уровнем благосостояния, достигнутым за счет научно-обоснованных путей и методов производственного развития, с гармоничной социально-бытовой и культурно-этнической инфраструктурой, здоровой экосистемой. Реализация проекта “Челнинский технополис” позволит решить ряд задач: Остановить спад производства, провести модернизацию оборудования и техническое перевооружение, поднять за короткие сроки до уровня конкурентоспособности. Сохранить научно-технический потенциал города Набережные Челны. Развить социально-бытовую и культурную инфраструктуру города. Оживить инвестиционную активность.

Предотвратить нарастающую массовую безработицу, создав новые рабочие места. Улучшить экологическое состояние города.

Развить малый и средний, преимущественно инновационный бизнес. Увеличить экспортный потенциал.

Насытить рынок новой отечественной конкурентоспособной продукцией. Повысить благосостояние и уровень жизни общества.

Сбалансированное развитие научно-технического и промышленного потенциала отраслей возможно при применении программно-целевого метода управления, планирования и проектирования.

Организационной основой технополиса должны быть целевые программы. По своей временной протяженности целевые программы являются долгосрочными. В заключении хотелось бы отметить, что создание технополисов - непростое дело, определение приоритетных направлений их деятельности, а также формирование оптимальной организационно-функциональной инфраструктуры (в частности, отбор наукоемких фирм) требует особой тщательности и высокого профессионализма в принятии решений. В случае успеха деятельность технополиса может принести ощутимый социально-экономический эффект, складывающийся из общей совокупности взаимосвязанных и от того усиливающих действия друг друга результатов. Этот эффект проявляется в создании перспективных наукоемких отраслей, предприятий и агломераций, освоении и широком внедрении новейших технологий, стимулирование экономически неразвитых районов, появлении новых рабочих мест, увеличении прослойки высококвалифицированных специалистов и т. д. Множественность этих результатов дает основание предположить, что несмотря на необходимость крупных инвестиций в технополисы, особенно на этапе их формирования, они объективно располагают возможностями, чтобы окупить затраты на их организацию и стать факторами, способствующими социально-экономическому развитию конкретных регионов.

Страницы: 1, 2


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.