![]() |
РУБРИКИ |
Рынок научно-технической продукции в России. Его современное состояние и тенденции развития - (курсовая) |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Рынок научно-технической продукции в России. Его современное состояние и тенденции развития - (курсовая)Рынок научно-технической продукции в России. Его современное состояние и тенденции развития - (курсовая)Дата добавления: март 2006г. С О Д Е Р Ж А Н И Е почти уверено. Проблема состоит в том, как идти к ней и какие формы она должна принять. Естественно, что переход к полноцен ным рыночным отношениям затронет и отрасль науки, которой при дется также существенно изменится. Связи с рыночной экономикой научной системе избежать никак не удастся. Если промышленное производство вступает в отношения рыночного взаимодействия, то сразу встают вопросы потребительских свойств товара и уровня общественно необходимых затрат на его производство. Это, естес твенно, заставляет заниматься качеством продукции, ее себестои мости. И непременно приходится обращаться к стадиям, предшес именно там, в основном, закладывается как максимальный уровень качества будущей продукции, так и минимальная для реально имею щихся на производстве условий, себестоимость. При этом значи тельная часть затрат на исследования и разработки неприменно удасться, и поэтому представляется разумным думать о ее рацио нальной организации, соответствующей жизни в условиях рынка. виях определяется многими факторами. Среди основных из них мож - недостаточную заинтересованность производственных организа - отсутствие механизма передачи результатов академической нау - высокую зависимость научных коллективов и ученых от бюрокра - практическое отсутствие государственной и иных видов поддер - низкий уровень ресурсного обеспечения исследований и разра - низкий, по мировым стандартам, уровень материального обеспе серьезных трудностях, имеющихся в сфере становления научного рынка и весьма значительной его удаленности от представлений о отношениям в сфере науки в нашей стране? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо хотя бы приблизительно спрогнозировать про *1 Рынок научной продукции, рынок научного труда. (Материалы семинара, общество Знание. 1990 г. , стр. 15 ретательской и инновационной деятельности. Некоторые из них уже очевидны, другие появятся в не столь уже отдаленном будущем, когда от нынешнего состояния процесса удастся перейти к стаби лизации, а затем к оживлению. Очень важно предвидеть возможные альтернативы грядущих изменений, чтобы своевременно к ним под готовиться, активно устранять или смягчать негативные тенденции и ощутимо поддерживать прогрессивные. Рассмотрим как прогнози рует эти тенденции Ю. В. Яковец, доктор экономических наук из Москвы, в своей статье "Рынок, изобретения и инновации" ( Воп ко сократится, затем стабилизируется и к середине 90-х годов начнет расти, не достигая, однако, прежней величины. Причины сокращения изобретений можно установить следующие. Переход к рынку начинается с усиления дефицита и всевластия монополий, разрыва сложившихся связей, падения производства, когда пред приятиям не до инноваций - удержаться бы на плаву. Лишь когда фаза кризиса будет пройдена и после стабилизации начнется ожив ление, а затем и подьем - снова начнет расти спрос на изобрете ния, увеличатся масштабы инноваций. Однако и тогда не потребу большинство из них - мелкие улучшения устаревших поколений тех значимости. Сейчас особо тяжелая ситуация складывается для ба тельных вложений длительного срока и уверенности в сбыте новой продукции. Всего этого в современных условиях нет. Закрываются дороги и для неэффективных и малоэффективных инноваций, финан сируемых за счет собственных средств предприятий. Можно прогно зировать устойчивую тенденцию повышения доли изобретений и но вовведений (и затрат на их реализацию), связанных с созданием новых товаров народного потребления (прежде всего бытовой ради оэлектроники, медицинской техники), экологически чистого продо вольствия, технически сложных услуг. Эту тенденцию следует учи ного типа в базисных инновациях возрастет, поскольку лишь на их основе можно укрепиться на рынке в условиях усиливающейся кон 3. "В стране будет активно формироваться рынок изобретений и время, когда продукты научно-технической деятельности и их ис пользование были за рамками рыночных отношений. Любое изобрете становилось ничьим, могло его применить, ограничивались чаще перспективность идеи, сравнивать затраты на приобретение патен та и его реализацию с возможным доходом и прибылью. Нововведе деформированном, монополизированном, страдающей стороной оказы но-технического дохода (убытка), когда пользователь эффективно го новшества гарантированно получает сверхприбыль, а для отста ющего в технологическом прогрессе неотвратимы убытки и угроза банкротства, - все это со временем приведет к улучшению положе рыночных отношений. Однако при этом потребуется активная госу - в правовой защите изобретений, налоговых льготах при исполь - в частичном централизованном финансировании базисных новов - в оказании базисной помощи в определении цен на изобретения, роли изобретений во внешнеэкономической деятельности и совмес общепринятым нормам патентного права, созданием патентных судов положение изменится. Для повышения конкурентоспособности про дукции, обеспечения ее патентной чистоты предприниматели будут стремиться операться на патентную защиту собственных и приобре ваться на реализацию отечественных и зарубежных изобретений, активно заниматься инновационной деятельностью для обеспечения чает в себя рынок научно-технической продукции (НТП). Объектами тно-конструкторской и технико-технологической продукции и ин формационных услуг; субъектами - контрагенты рынка, дифференци рованные по объему своего производственного, научного, информа ционного и финансового потенциала, форме собственности. Данный рынок имеет специфические черты, в частности, ограниченный ха ся от обычных товаров тем, что на данный момент она может иметь потребительную стоимость, т. е. подлежать коммерциализации, а может и не иметь (не быть товаром), но через некоторый период времени способна проявить ее. Это касается прежде всего фунда ментальных исследований (эксперементальных или теоретических), направленных на получение новых знаний без какой либо конкрет ной цели, связанной с их использованием. Превращение в товар происходит тогда, когда определяется прикладное значение иссле дований. Рыночные отношения не распространяются на те НИОКР, результаты которых не могут быть получены на коммерческой осно ве (принципиально новая техника). Товарность достижений науки и техники не обнаруживается, если научные организации включены в структуру предприятий, т. к. результаты являются промежуточной продукцией. В зарубежных фирмах они реализуются во внутреннем обороте *2 Бурмистрова Т. ,Федотов А. "Новая научно-техническая политика, контуры формирования и реализации", Экономист, 1992 г. , N2, стр. 58 по трансфертным ценам, как и основная часть лицензий, поскольку крупные (свыше 200 руб. ) договоры, в 1991 г. объем хоздоговор ных тем уменьшился вдвое по сравнению с 1990 г. , капитальные вложения - вчетверо, а затраты на оборудование - в 5 раз. Пос леднее связано как с ростом заработной платы, так и увеличением цен на оборудование. Это говорит о стремлении предприятий, про изводящих НТ продукцию, к самосохранению, а не к развитию. "*3 монополией большинства НИИ и КБ в своей области и неразвитостью конкуренции. Монополизм в научно-технической сфере ( в приклад ной области несколько меньше, чем в фундаментальной) является производным от монополизма в целом по народному хозяйству (нап зованы посредством монополии соответствующих государственных, а сейчас и негосударственных организационных систем и не позво ляют потребителю избежать применения отечественного контраген та-монополиста. Поэтому при формировании рынка инновационных товаров антимонопольное регулирование должно включать создание новых организационных структур (субъектов рынка и их взаимоот может быть нейтрализован, например, при помощи инженеринговых бирж, а также формированием гос. системы коммерческих посредни *3 Ионов М. "Регулирование инвестиционной и инновационной деятель ности. ", "Экономист", 1992 г. , стр. 37 ющих производителям материально-технические и финансовые расхо ды на создание технологических инноваций, отраженные в стоимос ти на них. Источниками компенсации у названных посредников мо гут быть государственные фонды развития науки и техники, доходы от лизинга инноваций потребителям, которые осуществляют посред ально-финансовых компенсаций возможны и у независимых коммер ческих посредников (включая различные общественные фонды и сою проявления интересов потребителей. Роль последних в создани и распространении нововведений не менее важна, чем непосредствен ных производителей. ("В исследовании, проведенном сотрудниками Массачусского технологического института (США), покозано, что нововведения часто ведут от потребителей продукции, нуждающихся в новых или улучшеных изделиях. В научном приборостроении на потребителей приходится 77% нововведений, а в некоторых отрас лях по производству пластмасс - 90%. Во многих зарубежных ис следованиях отмечается, что соотношение нововведений, вызван нных новыми потребителями и новыми технологическими возможнос ражение и на рынке финансовых ресурсов и ценных бумаг. Это свя зано с тем, что из-за отсутствия скорого эффекта финансирование из негосударственных источников не будет таким щедрым, как в тех отраслях, где короткие сроки окупаемости и гарантирована высокая норма прибыли. Следовательно, основным источником фи нансирования инновационной деятельности остается государствен ный бюджет. Но его постоянный дефицит и остаточный принцип фи нансирования оставляют мало надежд на увеличение ассигнований направлением вывода экономики из кризиса. Приходиться надеяться на спонсоров и коммерческие банки, имеющие возможность риско вать и все прочнее занимающие свое место в экономической жизни задач и путей их реализации. Это означает, что ее участие будет носить весьма ограниченный характер по сравнению, например, с формирования. Несмотря на значительную сеть коммерческих, в том числе инновационных банков, кредитование НИОКР, в особенности перспективных, носит ограниченный характер. Из-за экономической неопределенности банки предпочитают выдавать краткосрочные кре "Инкомбанк при обороте средств в 13 млрд. руб. на финансирова ние долгосрочных перспективных инновационных проектов выделил только 9, 3 млн. руб. " *2 Создание инкофонда при бывшем ГКНТ было попыткой компенсировать нежелание коммерческих банков кре зованный рынок необходимо рассматривать как средство повышения эффективности общественного производства. Важнейшем компонентом рыночных отношений является научно-техническая продукция. Эта продукция, созданная на базе использования последних достижений развития науки и техники, позволяет полнее удовлетворять пот ребности человека, снизить общественно необходимые затраты на производство изделий, обеспечить развитие существующих и пер техники в условиях рынка приводит к ослаблению позиций в конку рентной борьбе и в конечном счете к банкротству в хозяйствен ния научно-конструкторскими организациями относятся: - выявле ние потребностей сегодняшнего рынка; - оценка уровня технологи тижений, их влияние на состояние существующего рынка, на создание новых рынков и возникновение новых потребностей; - возможное рынка свободной конкуренции на котором выступали раздробленные и незнающие ничего друг о друге агенты рынка. В эпоху развития научно-технического прогресса общественные связи между произво дством и потребителями делаются устойчивее, становится возмож ным выявить вероятный спрос и предложения рынка, осуществить приблизительную оценку размеров рынка. Глубина и достоверность но-технической продукции в существенной мере определяются сос тоянием анализа научно-технической информации, соответствующих условиях рынка крайне важно также полнее учитывать закономер ности инновационного процесса. "Как известно, по характеру ры а) ориентированные на снижение общественно необходимых затрат ние новых продуктов и модернизацию существующих изделий, важно ствования технических параметров изделий, в зависимости от ста дий, разная. Это обусловлено тем, что каждое научно-техническое Например, большой период цикла "НИР-ОКР-внедрение". Поэтому в ходе планирования разработок на перспективу возникает задача выявить будущего заказчика научно-технического продукта, форми мального времени на разработку и освоение научно-технического основанного на крупных изобретениях базисных инноваций обеспе чивающего переход к новым поколениям техники в ведущих секторах экономики. Технологический переворот возможно осуществить лишь на основе включения в мировой инновационный процесс, поиска и освоения технологических и рыночных ниш, опираясь на стратегию "лазерного луча", обеспечением патентозащищенности конкурентос мирового научно-технического прогресса привели к падению конку рентоспособности отечественной продукции на мировом рынке (а теперь и на внутреннем, все более наводняемом импортными това рами), и растущему отставанию от высшего мирового технического уровня. Преодолеть эту тенденцию невозможно, опираясь только на собственные силы, без включения в мировое сообщество. При этом необходима селективная научнотехническая политика, с выделением сравнительно узкий сектор прорывных технологий, основанный на отечественных изобретениях, которые могут обеспечить приоритет и высокую конкурентоспособность на узком сегменте мирового рын ка и принести значительный доход при умелой и масштабной реали зации приоритета. В качестве примера можно привести гамму ко нусно-инерционных дробилок нового поколения, разработанных МНТК "Механобр" и обеспечивающих экономичное и дифференцированное измельчение твердого вещества во многих сферах - от обогощения горных пород до создания галокамер и соляных инголяций для лю *7 Симановский С. Направления интенсификации инновационного про цесса. "Вопросы изобретательства N 1-2, 1992 г. . Зарогатского, спрос на эту продукцию на внешнем рынке оценива ется в 700 млн. долл. , однако возможность упущена, ибо некому опираясь на отечественные и зарубежные лицензии организовать на равных разработку, производство и поставку на рынок конкурен тоспособной современной продукции. Большие возможности в этом плане предоставляет конверсия военной науки и промышленности, где немало крупных, прежде засекреченных изобретений и техноло гий могут быть использованы для производства такой продукции. достаточного научного задела и инновационного потенциала и где эффективнее использовать зарубежный потенциал, тем более что ограничение на экспорт высоких технологий к нам постепенно ос страна в мире не в состоянии развивать всю гамму направлений современной науки и техники; разумнее опираться на международ раться на разработку и выполнение программ, охватывающих всю достижения оптимального уровня производства и потребления из бранного направления пионерной техники), с организацией, охва тывающей весь сегмент мирового рынка системы маркетинга, рекла мы, продажи, фирменного обслуживания, обновления данного вида силами отдельных республик, необходима координация инновацион ной политики, выработка общей инновационной стратегии, взаимная поддержка в выполнении программ и в конкурентной борьбе на за гии возможна лишь при сочетании современных рыночных механиз творческой активности изобретателей и новаторов и защищающих их интересы союзов и организаций. Национализация интелектуальной собственности, обилие централизованных программ, субсидирование научного поиска и инновационной деятельности за счет централи зованных фондов, господство военно-промышленного комплекса и монополии тяжелой промышленности, как убедительно доказал нам недавний опыт, неэффективны. Это порождает снижение изобретате льской активности, преобладание псевдоноваций, нацеленных на водит к банкротству тех, кто использует и производит устаревшую продукцию, обеспечивает сверхприбыль (в основе которой диффе ренциальный научно-технический доход) пионерам научно-техничес кого прогресса, активным новаторам. Формируется экономический, рыночно-конкурентный механизм нововвведений. Но предприниматели (особенно в кризисной ситуации) неохотно идут на базисные но вовведения, связанные с крупными разовыми вложениями, большим рынком зачастую обрекающим на гибель уже отлаженное, четко фун кционирующее производство, создающее ему конкурентов, обесцени вающее вложенный капитал. Именно это побуждает монополии сопро тивлятся (до известного предела) базисным нововведениям, порож дает тенденцию к техническому застою. Поэтому нужна активная и дифференцированная государственная поддержка базисных нововве дений, основанных на крупных изобретениях. Эта поддержка может большого числа приоритетных программ), так и косвенной (налого вые и таможенные льготы для инновационных мероприятий и пред ную роль, если она направлена на продление жизни устаревших, но еще мощных поколений техники и связанных с ними монополизиро ванных структур. Активная государственная поддержка не только фундаментальных исследований, но и базисных инноваций осущес твляется во всех развитых странах - достаточно привести пример государственных целевых программ в Японии и США, западноевпро пейской прграммы "Эврика", налоговых льгот для венчурных пред приятий и инвестиций в большинстве стран. Однако эта поддержка ограничена во времени и уступает затем место обычному рыночному самом секторе прорыва". Реч идет не только о формировании раз нообразных гибких хозяйственных форм в этом секторе, но и акти визации общественных организаций и союзов изобретателей и нова торов (ВОИР, Союза инновационных предприятий и т. д. ), активном включении их в поддержку инновационных инициатив путем создания влиятельных творческих коллективов, малых предприятий, техноло в условиях рынка, неоходимо провести комплекс подготовительных работ. Причем это должны быть не разовые мероприятия, а некото рая система, которая вначале должна помочь перейти к работе в - провести анализ достигнутых результатов и определить интересы; - разработать проект программы исследований и разработок, ори - определить фактическую фондовооруженность первичных коллекти - разработать проект программы исследований и разработок, ори - рассмотреть возможности внедрения новых форм организации ис следований и разработок, включая создание малых предприятий; - подготовить необходмимое нормативно-методическое обеспечение нием в рассматриваемую сферу длительности биржевых механизмов. ких (комиссионных или иных хозрасчетных) началах осуществляет технологий или кооперативов для создания или внедрения техноло *6 Симановский С. , К использованию научно-технического потенциала РФ и СНГ , "Российский экономический журнал", N 4, 1992 г. рование предполагали формирование рынка научно-технической про дукции, широкомасштабное включение в экономический оборот ре большинства научнотехнических разработок на договорных, коммер в нашей стране, начиная с 1990 г. , развиваются новые формы фи нансирования на основе формирования ими инновационных банков, инновационных фондов для финансовой поддержки малых организа кой продукции не может быть наполнен товаром, и в то же время в финансировании предпринимательства в научно-технической сфере. стратегии: максимизации прибыли, увеличению акционерного дохо затраты на исследования определяются как фиксированный процент от объема продаж. Поэтому перспективы расширения или прекраще ния работ по отдельным направлениям зависит от общехозяйствен том числе от проиоритетности, от доли фундаментальных наук, а в рамках прикладных наук от удельного веса долговременных иссле довательских работ, решающих проблемы общенационального масшта ственные средства университетов, местных властей и др. Преобла дают две формы предоставления средств: институционально-адми нистративная, приемущественно дотационная - для финансирования исследований в институтах, национальных лабораториях. Вторая индивидуальная. Здесь финансирование идет за счет предоставле работающим над самостоятельными проектами, темами, как правило внешних исполнителей используется контрактная система. В наших экономических условиях , когда отсутствует инфраструктура нау ки, система грантов не может функционировать полноценно, пос кольку нет свободного рынка приборов, реактивов, материалов. Для эффективного использования системы грантов при функцианиро работника или первичную исследовательскую группу правами юриди гранты на срок до 3-5 лет. Для перехода на такую систему нужно, чтобы деньги и фонды находились в распоряжении научных советов ществить предложение о переходе академической науки на конкур сно-контрактную систему со свободным финансированием. Суть ее в зультате конкурса финансовое обеспечение своей работы, объяв ляет через ученый совет конкурс на соответствующий штат научных сотрудников. С теми, кто его пройдет, в дальнейшем заключается контракт на определенный срок, причем оплата труда определяется ученым советом в пределах фонда зарплаты, выделенного на выпол ты. Появление у научных организаций собственных средств сделают сферу НИОКР привлекательной для кредитования, позволит научным коллективам выполнять инициативные программы исследований. Ко мерческий расчет и право исследовательских коллективов распоря жаться результатами НИОКР будут самыми действенными средствами развития инновационного кредита - "рискового капитала" в сфере димым условием перехода к рыночным отношениям и развитием пред принимательства. В инновационной сфере они создаются для осуще ствления НИОКР по новым перспективным направлениям и обеспече ния их ускоренного внедрения. Для обеспечения финансирования малых предприятий наряду с другими формами могут образовываться союзные, республиканские и региональные целевые фонды финансо вой поддержки малых предприятий за счет добровольных взносов государственных, кооперативных, общественных и других предприя тий, учреждений и граждан, в том числе иностранных. "Эти фонды 2) осуществлять субсидирование предпринимательства, быть гаран том банковского кредита, предоставлять льготные кредиты. " *1 Мелким предпринимателям должна быть предоставлена возможность внедрения научно-технических достижений не свойственен ни пла новый, ни рыночной экономике, а является исключительной импо нентной особенностью перехода от социалистической к рыночной модели хозяйствования. В условиях рыночного хозяйства процесс полностью завершается их производственным освоением и коммер ческим сбытом, исключая невостребования новшеств и их массиро ванное накопление. По этой причине рыночному хозяйству не нужен биржевой механизм реализации технических нововведений, планово му же хозяйству он не нужен в силу отсутствия рынка как таково го. Необходимость в нем появляется в условиях перехода от пла науку необходимо максимально использовать уже имеющийся научно технический задел. Отсюда следует, что использование биржевого механизма внутри достижений внутри НТП носит временный характер и естественным образом исчерпает себя при переходе на подлинно собственности схематически можно представить следующим образом. Запрос от заинтересованного потребителя соответствующей техно логии поступает на баржу. Последняя через информационно-поиско вую систему выясняет наличие требуемого технического решения в общем банке технологий содружества. "При этом ответ может быть 2. Необходимое техническое решение имеется не в полном объеме сведению заказчика и владельца соответствующей технологии, ко торые затем устанавливают между собой хозяйственные отношения гии, выясняет их заинтересованность в ее доработке в соответ биржа сводит заказчика с исполнителями, среди которых находятся научно-исследовательские, проектно-конструкторские и экспере ментально-внедренческие организации. Заинтересованные стороны заключают специальное соглашение, регулирующее отношения между ними, включая обязанности сторон, порядок финансирования работ, сроки представления результатов, соответствующие санкции и раз организации, которые могли бы разработать необходимые техничес кие решения, выявляет их заинтересованность в соответствующей разработке, выясняет вероятные сроки и стоимость ее реализации. является то, что если на обычной товарной бирже ее функция ог раничевается операциями купли-продажи и дальнейшая судьба про данного товара ее не интересует, то биржа интеллектуальной соб ственности обеспечивает "сопровождение" реализованного при ее содействии технического решения до стадии серийного производ ства и сбыта изготовленной на его основе продукции, всячески в нашей стране создало бы возможность для одновременного сквоз ного и синхронизированного решения возникающих производственных проблем путем объеденения в единый комплекс всех компанентов научно-технического ресурса: необходимого научно-технического задела, кадрового потенциала, соответствующего научно-исследо вательского оборудования и опытно-внедренческой базы, содейс твуя таким образом реальному соеденению достижений научно-тех нического прогресса с производством в рамках рыночных отноше структур, так или иначе связанных с торговлей результатами ин теллектуального творчества. Это, в частности, "Биржа интеллек идей и технологий "Инициатива", "Международная биржа информации научно-техническая биржа "ИнтеллектКапитал" и др. Опыт их фун кционирования пока еще недостаточен для того, чтобы судить об рынка НТП является обязательная правовая защита производителей изобретений. В настоящее время в нашей стране система защиты твенной доработки. Один из основных законов, защищающих права изобретателей, является, вышедший недавно ( 14 октября 1992 г. ) тельными актами республик в составе Российской Федерации, регу лируются имущественные, а также связанные с ними личные неиму щественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и про выполнение средств производства и предметов потребления, а так IV. Исключительное право на использование изобретения, полез создание таких новых структур, как Высшая патентная палата и Федеральный фонд изобретений России. Сколько времени потребует подзаконных актов и, главное, по внедрению их в практику. От того, в каком виде будут приняты эти акты, в значительной мере зависит и эффективность функционирования системы правовой охра ны промышленной собственности на территории России. Так, если альные возможности прежде всего отечественных заявителей и па тентообладателей, вряд ли можно ожидать и высокой их патентной экономические регуляторы отношений в области промышленной соб ственности (налоговые льготы, механизмы финансирования и мате риального стимулирования, штрафных санкций и др. ), можно зара нее прогнозировать провалы в области использования изобретений, рынок научно-технической продукции в нашей стране еще только начинает формироваться, что на пути его создания лежит много зяйствования, когда в условиях плановой экономики наука и про изводство развивались автономно, научные исследования и разра ботки не ориентировались на конкретного заказчика и осуществля го функционирования рынка НТП у нас имеются, и в конце концов он будет составной частью всего рыночного механизма хозяйство 1. Рынок научной продукции, рынок научного труда. /Материалы Регулирование инвестиционной и инновационной деятельности. / Стратегия использования изобретений: инновационные теоремы. / 9. Современные организационно-экономические формы реализации Рынок, изобретения и инновации. / "Вопросы изобретательства", 11. Патентный закон Российской Федерации. / "Российская газета", Примечание: в тексте работы номера сносок совпадают с номерами источников, из которых они были взяты. |
|
© 2008 |
|