РУБРИКИ

Промышленная политика - (диплом)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Промышленная политика - (диплом)

Промышленная политика - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение…………………………………………………………. ………. 3

I. Сущность промышленной политики, её инструменты...……….... 6

    Бюджетная политика…. ………………………………. …. …11
    Налоговая политика…………………………………………...12
    Денежно-кредитная и финансовая политика...…………. ….... 13
    Институциональная политика………………………………...15
    Внешнеэкономическая политика…………………………. …16
    Инвестиционная и инновационная политика……………. …17
    II. Модели промышленной политики………………………………. 19
    2. 1 Экспортоориентированная модель…. ……………………... ...19
    2. 2 Модель импортозамещения………………. …………...…. …...22
    2. 3 Инновационная модель……………………. …………………24
    III. Долгосрочные структурные проблемы
    развития промышленности России…………………………. …. 27
    Финансовые ограничения…………………………………...28
    Низкий внутренний платёжеспособный спрос……………31
    Неразвитость инфраструктуры товарных рынков……….... 33
    Слабое развитие рыночных институтов………………….... 35
    Слабая инвестиционная и инновационная активность. …...36
    Износ производственной базы……………….... …………......40
    Климатические и территориальные ограничения………......44
    Проблема трудовых ресурсов……………………………......47
    Ценовые ограничения и диспропорции…………………......52
    3. 10 Внешнеэкономические проблемы...…………………. ……. 54
    IV. Основные направления реализуемой в России
    промышленной политики……………………………………….... 60
    Заключение…………………………...……………………………. …......74
    Список используемой литературы………………………………….... 79
    Приложения………………………………………………...……………82
    ВВЕДЕНИЕ

С конца 80-х –начала 90-х годов наша страна, в очередной раз круто развернувшись в истории своего развития на 180 градусов, взяла курс на рыночные преобразования, провозгласив главным приоритетом построение“цивилизованного” рынка. Применяя опыт развитых капиталистических стран, правительство взяло на вооружение либеральную модель рынка, сделав ставку на эффективность и саморегулируемость рыночных механизмов.

В надежде на то, что “невидимая рука рынка”вполне способна провести структурные преобразования и вывести российскую экономику на новый более качественный этап развития, государством были приняты меры по созданию института частной собственности как основополагающей составляющей рынка и уменьшению влияния самого государства на взаимоотношения субъектов в рамках рыночной экономики.

Однако либерализация процесса ценообразования при сложении государством с себя многих контрольных функций, присущих командной экономики, и при ещё не развитых рыночных механизмах в полной мере выявила все структурные перекосы советского хозяйства, вылившись в высокую инфляцию, бюджетный дефицит, обнищание населения и стагнацию производства. В этих условиях правительством был взят курс на финансовую стабилизацию с проведением жесткой рестриктивной денежно-кредитной политики в надежде на то, что укрощение инфляции и стабилизация доходов населения приведёт, в конце концов, к расширению производства и экономическому росту. Хандрящая же отечественная промышленность отходила на второй план, оставаясь как бы“вне игры”. Но последующие всем известные события августа 1998г. благополучно похоронили “достижения”финансовой стабилизации и все взоры устремились на реальный сектор для его всемерной поддержки, благо запрещать эмиссионную и курсовую поддержку российской промышленности теперь стало бессмысленно. Одним из основных условий выхода из затяжного экономического кризиса, стабилизации и промышленного роста было признано“оживление реального сектора экономики и, в первую очередь, его важнейшего звена– промышленности”.

Таким образом, нисколько не умаляя значение рынка, мы подошли к пониманию необходимости государственного регулирования пусть даже и либеральной рыночной экономики. Поскольку, при всех многочисленных и безусловных плюсах рынка, у него есть большой минус–субъекты рыночных отношений нацелены, в основном, на текущий интересы, конъюнктурные колебания. Между тем ситуация в России такая, что существование некоторых весьма важных отраслей промышленности может прекратиться в ближайшем будущем, поскольку на данный момент они находятся вне конъюнктурных интересов финансового капитала и не снабжаются столь необходимыми инвестициями и к тому моменту, когда эти отрасли станут востребованными, их попросту уже не будет. И такой расклад не приемлем для экономического и социального развития нашей страны в рамках мирового хозяйства. Поэтому именно в этой ситуации необходимо продуманное и эффективное государственное регулирование структуры производства в долгосрочном плане, что бы, увлекшись текущей выгодой, мы не оказались позже ни с чем.

Таким образом, мы выяснили, что государству необходимо взять под свою опеку не только нормотворчество, но и определение, прогнозирование и реализацию механизмов развития и совершенствования структуры общественного производства, разработать совокупность мероприятий долговременного характера, направленных на стратегическое регулирование экономических процессов для развития приоритетных отраслей.

Именно на решение этих задач и направлен такой инструмент государственного воздействия на экономику, как промышленная политика, о которой и пойдёт речь в данной работе.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов об используемых при написании данной работы источниках информации, поскольку весьма немаловажно знать, откуда были взяты те или иные данные и по их“происхождению” судить о достоверности и адекватности цифр. В этой связи следует отметить, что большинство данных, приведённых в работе (особенно это касается главы IV) взяты на основе материалов Министерства экономики РФ, чему способствовало прохождение автором данного труда производственной и преддипломной практики в Отделе промышленной политики Министерства экономики РФ.

Данные же взятые из других источников имеют ссылку (в квадратных скобках) с указанием номера источника, под которым он находятся в списке используемой литературы, приведённом в конце данной работы, и номера страницы, на которой можно найти эти данные в указанном источнике.

    I. СУЩНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ,
    ЕЁ ИНСТРУМЕНТЫ

Промышленная политика –явление в экономики сколь знаковое, столь неопределенное, неоднозначно трактуемое.

Кажется, любой хоть сколько-нибудь разбирающийся в экономической теории человек знает или предполагает о возможном значении промышленной политики как инструменте рационального воздействия государства на экономические отношения в стране и с зарубежными партнерами, однако попроси их дать определение промышленной политики–и мы получим огромный разброс мнений, терминов и подходов. И все они будут сколь верны, столь и не полны, не универсальны.

Что вообще знает “неспециалист” о промышленной политики в нашей стране? Что правительство много говорит о ней (особенно в последнее время), принимает какие-то программы и концепции, выделяет в рамках отечественной промышленности приоритетные отрасли и что из-за отсутствие денег в бюджете на этом все и заканчивается: мероприятия по реализации этих самых программ существуют лишь на бумаге, а приоритетные отрасли не поддерживаются.

Это верно и неверно одновременно. Поскольку, несмотря на то, что средства из бюджета под декларируемые в концепциях приоритеты не выделяются, в российской экономики всё же осуществляется перераспределение ресурсов от сильных, конкурентоспособных отраслей к более слабым–так экспортоориентированный сырьевой сектор практически удерживает на плаву всю остальную промышленность и социальную сферу посредствам налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и бартеру, широко применяющемуся в отечественной экономики.

    Так что же такое промышленная политика?

Согласно разработанной Министерством экономики РФ Концепции промышленной политики, промышленная политика представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством в целях повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности и формирования её современной структуры, способствующей достижению этих целей.

Промышленная политика осуществляется в общем русле государственной экономической политики, направленной на структурные преобразования и рост общественного производства.

Цели и приоритеты промышленной политики вырабатываются на основе стратегических ориентиров, задаваемых для производственной и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рынка, а также для социальной деятельности государства.

Далее позволим себе ненадолго прервать наше знакомство с промышленной политикой и скажем несколько слов о конкурентоспособности, поскольку эта одна из важнейших составляющих рыночной экономики, пронизывающая все уровни и отношения между субъектами рынка.

В рамках понятия конкурентоспособности рассматриваются несколько её уровней, между которыми существует достаточно тесная взаимозависимость: конкурентоспособность товара, конкурентоспособность товаропроизводителя, отраслевая конкурентоспособность и страновая конкурентоспособность. В границах рассматриваемой темы нас, в большей степени, будут интересовать отраслевая и страновая конкурентоспособность.

Развитие международного разделения труда привело к определённой специализации стран на мировых рынках в зависимости от степени конкурентоспособности той или иной отрасли. Так в США наиболее конкурентоспособными отраслями считаются авиационная, аэрокосмическая, уникальное машиностроение, автомобилестроение, производство компьютеров и разработка информационных технологий. В Японии к конкурентоспособным отраслям относятся электронная и электротехническая, автомобильная, судостроение, станко- и роботостроение. Китай создал конкурентоспособные отрасли по производству дешёвой массовой продукции– одежда, обувь. Среди российских отраслей наиболее конкурентоспособными на мировом рынке являются авиационная и аэрокосмическая, приборостроение, судостроение, отдельные подотрасли ВПК и ТЭК. Однако основная масса отечественной машинотехнической продукции, к сожалению, неконкурентоспособна, о чём свидетельствует низкая доля готовых машин и оборудования в отечественном экспорте (7-9%).

Страновая конкурентоспособность по своей сути является синтетическим показателем, объединяющим все прочие перечисленные уровни конкурентоспособности и характеризующим положение страны на мировом рынке.

В самом общем виде страновую конкурентоспособность можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных её граждан.

Для анализа и измерения уровня страновой конкурентоспособности разрабатываются многие методики и показатели, однако на данный момент наиболее адекватным отражением конкурентоспособности страны среди прочих является показатель конкурентоспособности, разработанный международной организацией Мировой экономический форум в 1986 году. Этот показатель используется при анализе промышленно развитых стран, новых индустриальных стран и стран с переходной экономикой.

При расчёте данного показателя используются многофакторные векторные модели, учитывающие 381 показатель, которые сгруппированы в 8 агрегированных факторов: внутренний экономический потенциал, внешнеэкономические связи, государственное регулирование, кредитно-финансовая система, инфраструктура, система управления, научно-технический потенциал, трудовые ресурсы. Кроме того, объективные показатели по каждой стране при составлении рейтинга (а это около 70% всех показателей) дополняются субъективными факторами–экспертными оценками аналитиков, опросом мнения руководителей крупных корпораций и ведущих экономических экспертов.

Россия как страна с переходной экономикой была включена в расчет данного показателя в 1995г. и заняла тогда 48 место, уступая всем промышленно развитым странам и опережая лишь отдельные развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Наиболее сильными сторонами российской экономики в плане мировой конкурентоспособности были признаны научно-технический потенциал и трудовые ресурсы, а наиболее слабыми–роль государства в экономики, система управления предприятиями и кредитно-финансовая сфера.

К падению общей конкурентоспособности России ведут и различные структурные изменения негативного характера, в частности такие, как энергоёмкость производства, износ основных средств, отсутствие прямых инвестиций в производство и в научно-технические исследования и разработки (эти проблемы будут рассмотрены в данной работе позже).

Поэтому в ближайшие годы для повышения конкурентоспособности отечественной продукции необходимо подготовить и реализовать технологический рывок в конкурентоспособных отраслях, а также создать для отечественных товаропроизводителей равные с их иностранными конкурентами условия на внутреннем рынке (т. е. оптимизировать налоговую политику, учёт себестоимости производимой продукции, разработать и внедрить протекционистские меры). На данный момент в числе конкурентных преимуществ России на мировом рынке пока ещё остаются:

богатые природные ресурсы и развитая минерально-сырьевая база; образованная, квалифицированная и относительно дешёвая рабочая сила; наличие научно-технического потенциала;

наличие мощностей по производству массовой, относительно дешёвой продукции, способной найти сбыт на внутреннем рынке и рынках ряда развивающихся стран. Наиболее слабыми местами отечественной промышленности являются: общее достаточно серьёзное технологическое отставание от мирового уровня; несоответствие структуры промышленного производства параметрам, характерным для экономик развитых индустриальных стран;

отсутствие соответствующей инфраструктуры и навыков сбыта продукции и её обслуживания;

низкий уровень управления и организации, особенно в управлении финансовыми ресурсами;

    слабая инвестиционная активность и бюджетный дефицит.

Ещё одной нелицеприятной особенностью российского производства является тот факт, что при в основе своей сырьевом характере экспорта, мы импортируем капиталоёмкие продукты и зачастую именно для производства этого самого сырья. Об этом говорит высокая доля расходов на покупку импортного оборудования в себестоимости отечественных экспортируемых товаров. В такой ситуации экспорт становится заложником импортных поставок. Кроме того, развитие экспортоориентированных сырьевых отраслей полностью зависит от мировой конъюнктуры в области цен на сырьевые товары, и связывать общий экономический подъём страны с ростом рентабельности экспортоориентированных сырьевых отраслей было бы не очень разумно, так как мы отдаём наш потенциальный экономический рост на откуп экзогенным факторам, что не приемлемо для развития экономики России, как в прочем и любой другой страны.

Итак, познакомившись с “фасадом” промышленной политики, проникнем на её “кухню” и рассмотрим методы и инструменты реализации промышленной политики.

    1. 1 Бюджетная политика

Бюджетная политика является одним из основных инструментов как промышленной политики, так и экономической политики государства в целом. Эффективность бюджетной политики оценивается по результативности деятельности органов исполнительной власти в отношении основных направлений бюджетной политики: сбора бюджетных доходов и налоговых доходов в частности; выполнения бюджетных обязательств; управления бюджетным дефицитом и государственным долгом. Ясно, что состояние государственных финансов оказывает определяющее воздействие на реальную экономику как в части выполнения бюджетных обязательств, так и в качестве стимулятора повышения инвестиционной активности и переориентации финансовых потоков со спекулятивных финансовых рынков в сферу материального производства.

Бюджетная политика определяет и регулирует доходную и расходную части государственного федерального бюджета. Доходная часть составляется на основе таких статей как налоговые поступления, неналоговые доходы (доходы от приватизации, от управления госимуществом, от ВЭД), доходы целевых бюджетных фондов. Инструменты бюджетной политики в части расходов бюджета следующие: финансирование сферы материального производства, науки, социально-культурной сферы, финансирование ВЭД государства (госкредиты, уплата % и обслуживание внешнего долга, оказание безвозмездной помощи участникам ВЭД, внешняя торговля государственных предприятий), централизованное финансирование общественных потребностей (оборона, госуправление, содержание правоохранительных органов), создание резервных федеральных денежных фондов, обслуживание государственного внутреннего долга, инвестирование в развитие производственной базы, “точек экономического роста”, дотации, субсидии, субвенции, финансирование приоритетных производственных и социально-экономических мероприятий.

    1. 2 Налоговая политика
    Налоги – основная статья доходной части бюджета.

Однако их функция не ограничивается только фискальным характером. Для эффективной реализации промышленной политики необходимо также учитывать стимулирующую и распределительную функции налогов. Поскольку сбор налогов только в целях увеличения доходов бюджета экономически на правилен–необходимо, устанавливая различные ставки налогов, порядок их взимания и льготы по ним, учитывать также их влияние на развитие приоритетных отраслей, поддержку неконкурентоспособных, но социальнозначимых отраслей.

Налоги оказывают сильное влияние на структуру и величину издержек предприятий, а также на сумму остающейся у предприятий чистой прибыли и, в конечном итоге, на величину инвестиций, идущих на развитие, перевооружение и поддержание конкурентоспособности производимых товаров этих предприятий, а значит на конкурентоспособность отраслей и страны в целом как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Поэтому не стоит злоупотреблять фискальной частью налогов, а надо шире применять стимулирующую и распределительную функции. Также в рамках налоговой политики определяются основные субъекты налогообложения в производственной цепочке создания и продвижения товара и, с помощью переноса основной налоговой нагрузки на то или иное её звено, государство имеет возможность стимулировать или ограничивать их в соответствии с выбранными приоритетами промышленной политики.

В инструментарий налоговой политики входит: установка государством величины (ставки) налогов и порядка налогообложения, определение базы налогообложения и его субъектов, льготы по налогообложению, ускоренный порядок амортизации, налоговые скидки и налоговые освобождения.

    1. 3 Денежно-кредитная и финансовая политика

Важным направлением при реализации промышленной политики является регулирование со стороны государства сферы денежного обращения.

Форму организации денежного обращения в стране называют денежной системой, которая включает национальную валюту, масштаб цен, систему кредитных и бумажных денег, систему эмиссии, валютный паритет, институты денежной системы. Поскольку в современных экономиках широко применяются не только деньги, но и их производные (в том числе безналичный расчёт и заимствования), денежной системы в её чистом виде не существует и принято говорить о денежно-кредитной системе. Отсюда и происходит денежно-кредитная политика–инструмент общей экономической политики государства, направленный на оперативное воздействие последнего на денежно-кредитную систему. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий, идёт не только на поощрение персонала, инвестиции, но и на накопление. А поскольку эти накопления делаются с прицелом на долгосрочный период, они оказываются временно незанятыми в производственном процессе. Учитывая же, что не у всех компаний есть в данный момент достаточное денежное покрытие своего производства, мы имеем с их стороны спрос на свободные денежные средства. Таким образом, наличие с одной стороны временно свободных средств и спроса на них с другой порождает их перераспределение, т. е. финансовый рынок (финансовые отношения). А поскольку, как хорошо известно, дополнительные денежные ресурсы нужны не только отдельным предприятиям, но и государству, появляется необходимость в проведении финансовой политики–совокупности государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование.

Основными государственными органами проведения данных политик являются Центральный Банк РФ (денежно-кредитная политика) и Министерство финансов РФ (финансовая политика).

Инструментами денежно-кредитной политики являются: операции на открытом рынке (фондовом, валютном), регулирование учётной ставки (в России–это ставка рефинансирования), установление норм обязательных резервов коммерческих банков, контроль и ограничения по отдельным видам кредитов (кредит под залог, ипотечный кредит, потребительский кредит и пр. ). Инструменты финансовой политики –выпуск государственных ценных бумаг для обеспечения и обслуживание государственного долга, выдача ссуд на развитие производства, регулирование и контроль за финансовыми рынками и финансовым обращением, оперативное управление государственными средствами.

    1. 4 Институциональная политика

Важное значение для осуществления государством целенаправленной промышленной политики имеют институциональные и законодательно-правовые преобразования, направленные на совершенствование отношений собственности, стимулирования перехода предприятий к современным формам организации бизнеса, развитие конкуренции между субъектами рынка и т. п. Институциональная политика подразумевает формирование соответствующей рыночным принципам и задачам промышленной политики правовой и организационной среды, утверждение общего для всех хозяйствующих субъектов порядка, правил поведения. В ведение институциональной политики входят реформирование предприятий в соответствии с современной структурой экономики, развитие и всесторонняя поддержка малого предпринимательства, формирование крупных конкурентоспособных корпоративных и холдинговых образований (в частности финансово-промышленных групп), проведение мероприятий по переходу госсобственности в частное владение (приватизация) или наоборот (национализация), законодательное формирование и поддержка новых рыночных институтов.

Арсенал институциональной политики состоит из таких инструментов, как: различные лицензии, нормативы, нормотворчество, формирование эффективных организационно-хозяйственных структур, преобразование отношений собственности, обеспечение рыночных процессов соответствующей правовой базой, разработка правовых основ создания, функционирования и ликвидации предприятий, в том числе через процедуру банкротства.

    1. 5 Внешнеэкономическая политика

Поскольку наша страна не одна на земном шаре, она контактирует с другими государствами, у которых есть свои национальные интересы. В этом плане мировой рынок похож на национальный, только помимо уже известных нам субъектов– домашних хозяйств и фирм, –здесь появляются страны с их экономическими и политическими нуждами. Что бы не затеряться в чужых интересах и нуждах и отстоять свои государство проводит в рамках общей промышленной политики внешнеэкономическую политику, которая направлена на регулирование экономических отношений с другими странами-участниками мирового рынка.

Цель внешнеэкономической политики –улучшение положения страны в мировом хозяйстве, участие в международном разделении труда, поддержание отечественных товаропроизводителей на мировых рынках и рынках других стран и их защита на внутреннем рынке. Главная стратегическая задача внешнеэкономической политики –создание благоприятных внешнеэкономических условий для расширенного воспроизводства внутри страны.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности охватывает сферу внешнеэкономического сотрудничества, сферу внешней торговли, валютную политику государства.

Имеется обширный набор инструментов внешнеэкономической политики –это меры стимулирования экспортёров (кредитование экспорта, льготы, таможенные и налоговые освобождения экспорта, субсидирование, государственные гарантии под экспортные поставки), импортные или экспортные ограничения (таможенные тарифы, квоты, антидемпинговые расследования, установление технологических и экологических нормативов и стандартов), меры по привлечению или ограничению доступа иностранных инвестиций в экономику страны, изменение торговых пошлин, членство в международных экономических организациях, создание особых таможенных режимов и преференций, таможенные союзы.

    1. 6 Инвестиционная и инновационная политика

Инвестиции – долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли –являются необходимой составляющей эффективного развития любого предприятия и являются предпосылкой экономического роста экономики страны в целом. Для частных компаний источником инвестиций выступают собственные (прибыль, амортизационные отчисления), заёмные (кредиты, ссуды) и привлечённые (акции предприятия) средства. Государственные же инвестиции финансируются за счёт налоговых поступлений в бюджет и бюджетные фонды, прибыли государственных организаций, выпуска внутренних и внешних займов.

Инвестиции весьма непостоянная субстанция. Величина инвестиций постоянно колеблется. Поэтому проводимая государством инвестиционная политика должна быть направлена на обеспечение гарантий стабильности инвестирования в национальную экономику.

Основными задачами инвестиционной политики являются наращивание научного и производственного потенциала отечественной промышленности, решение социальных проблем общества, обеспечение равномерного развития народного хозяйства, регулирование накоплений капитала по различным секторам экономики. Инновационная политика представляет собой разновидность инвестиционной политики. Она нацелена на обеспечение государственного регулирования процессов создания, ввода, эксплуатации и последующего выбытия новшеств в народном хозяйстве, т. е. регулирует проток инвестиционных ресурсов, направленный на разработку и создание технологических новшеств, для поддержания прогрессивной технологической базы отечественной промышленности.

Инструментарий инвестиционной и инновационной политики представляет синтез разнообразных инструментов описанных выше политик. Здесь могут быть как прямое государственное финансирование, законодательное обеспечение инвестиционного процесса, государственные заимствования, так и налоговые льготы, амортизационная политика, развитие рыночных институтов (фондовый рынок, венчурные фонды, инвестиционные банки), стимулирование совместных с иностранными партнёрами инвестиционных и инновационных проектов и т. д.

    II. МОДЕЛИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

На основе описанных выше инструментов и строится проводимая правительством страны промышленная политика.

Из всего инструментария выбирается группа основополагающих инструментов, с помощью которых государство собирается влиять на экономику страны согласно выбранному курсу, поскольку применение всех сразу инструментов весьма затруднительно и обременительно, кроме того некоторые инструменты по своей природе противоречат друг другу.

В ходе развития экономической теории сложились определённые “стандартные”наборы инструментов, использование которых подчинено конкретной цели, приоритетам реализуемой промышленной политики. Данные приоритетные направления проводимой промышленной политики получили название моделей промышленной политики.

    Далее рассмотрим основные модели промышленной политики:
    экспортоориентированная модель;
    модель импортозамещения;
    инновационная модель.
    2. 1 Экспортоориентированная модель

Суть экспортоориентированной модели промышленной политики состоит во всемерном поощрении производств, ориентированных на экспорт своей продукции. Основные поощрительные меры направлены на развитие и поддержку конкурентоспособных экспортных отраслей. Приоритетной задачей считается производство конкурентоспособной продукции и выход с ней на международный рынок. Происходит ориентация промышленности страны на мировую конъюнктуру с целью захвата как можно большей доли мирового рынка. Правительство проводит политику создания через налоговые и таможенные льготы, кредитование предприятий-экспортёров, поддержку низкого валютного курса и т. п. благоприятных условий для функционирования и развития экспортоориентированных отраслей. Важными преимуществами этой модели является включение страны в мировое хозяйство и доступ к мировым ресурсам и технологиям; развитие сильных конкурентных отраслей экономики, которые обеспечивают мультипликативный эффект развития остальных, “внутренних”отраслей и являются основным поставщиком денежных средств в бюджет; привлечение валютных средств в страну и их инвестирование в развитие производства и сферы услуг национальной экономики.

Успешными примерами проведения экспортоориентированной модели промышленной политики могут служить такие страны, как Япония, Южная Корея, Чили, “азиатские тигры” (Малайзия, Таиланд, Сингапур), в последнее время Китай. В то же время есть и негативные примеры – Венесуэла, Мексика. Негативные факторы при реализации экспортоориентированной модели связаны в основном с сырьевым экспортом, поскольку чрезмерное его присутствие в структуре экспортируемой продукции грозит привести к примитивизации структуры национальной промышленности; росту коррупции во властных структурах; оттоку людских и финансовых ресурсов из обрабатывающей промышленности страны (что и случилось с Венесуэлой), что в долгосрочном плане может привести к ослаблению конкурентоспособности обрабатывающей промышленности страны, замедлению темпов экономического роста и уменьшению уровня накапливаемых знаний, поскольку наиболее интенсивно процесс накопления знаний (а, в конечном счёте, рост человеческого капитала) происходит в обрабатывающем секторе– эта ситуация в современной экономической теории получила название “голландской болезни”. Стагнация же в обрабатывающей промышленности способна привести к её отставанию от мирового технологического развития и необходимости импортировать новую технику, что практически обнуляет эффект от сырьевого экспорта, поскольку ставит экономическое развитие страны в зависимость от иностранных производителей (что и случилось в России).

Кроме того, существуют негативные моменты и при ориентации страны на экспорт даже промышленного оборудования высокого передела, если в производстве данного оборудования высока доля импортных комплектующих, что ведёт к привязке цены экспортируемых машин и станков к стоимости их импортных деталей, а также к возможности внеэкономического влияния страны-импортёра на данные предприятия, отрасль и экономику страны в целом (пример: Мексика).

Сырьевой экспорт, безусловно, вполне может стать локомотивом и спонсором экономического подъёма, однако злоупотреблять им не стоит.

Также здесь стоит отметить, что страны, применявшие и применяющие экспортоориентированную промышленную политику, в основе своей представляют собой малые и более простые по сравнению с российской хозяйственные системы (исключением здесь можно назвать Китай, но он применяет экспортную стратегию по другим причинам нежели остальные страны–при огромном количестве населения и преимущественно экстенсивных методах экономического роста, для дальнейшего развития Китаю необходим ежегодный темп прироста ВВП не менее 8%, что заставляет его при уже заполненном внутреннем рынке искать новые нишы за рубежом). У Сингапура или Таиланда нет такого внутреннего спроса как у России, а, следовательно, у них нет особых поводов для выбора импортозамещающей модели.

    2. 2 Модель импортозамещения

Модель импортозамещения представляет собой стратегию обеспечения внутреннего рынка на основе развития национального производства. Импортозамещение предполагает проведение протекционистской политики и поддержание твёрдого курса национальной валюты (тем самым предотвращается инфляция).

Импортозамещающая модель способствует улучшению структуры платёжного баланса, нормализации внутреннего спроса, обеспечению занятости, развитию машиностроительного производства, научного потенциала.

Негативными сторонами импортозамещающей модели промышленной политики являются самоизоляция от новых тенденций в мировой экономике; возможность технологического, а следовательно, конкурентного отставания от развитых стран; опасность создания тепличных условий для национальных производителей, что приведёт к неэффективному управлению и использованию ресурсов; необходимость, независимо от международного разделения труда, выстраивать полностью производственные цепочки, которые могут быть более капитало- и ресурсоёмкими, чем уже существующие в других странах.

Кроме того, поскольку целью данной модели является насыщение внутреннего рынка, при том , что производимая продукция неконкурентоспособна и не пользуется спросом на внешнем рынке, государство вынуждено реализовывать её (чтобы окупить понесённые затраты), ограничивая реализацию более качественной импортной продукции, что не идёт на пользу не национальному производству, ни потребителям.

    Такая ситуация была характерна для экономики СССР, КНДР.

Также, под воздействием различных объективных экономических, геополитических и институциональных факторов, проводимая после распада СССР и до сегодняшнего дня промышленная политика России носит ярко выраженный импортозамещающий характер: огромные субсидии в сельское хозяйство и отрасли обрабатывающей промышленности идут за счёт эксплуатации доходного экспортоориентированного сырьевого сектора; механизм денежного перераспределения опирается на сдерживание внутренних цен на сырьевые товары, топливо и энергию, на прямые поставки сельскому хозяйству и льготные кредиты промышленности, на внушительную кредиторскую задолженность предприятиям ТЭК, на дешёвый импорт, присутствующий на российском рынке из-за отсутствия протекционистских мер, неразвитости правовых актов, общей деградации отечественного производства, на завышенный, до недавнего времени, валютный курс.

Здесь хочется отметить, что при всех импортозамещающих тенденциях в российской экономики, отечественные товаропроизводители не в состоянии удовлетворить внутренний спрос, отдавая солидную его часть на откуп импортируемым товарам, которые зачастую являются далеко не высшего качества. Поэтому проблема России видится не в импортозамещающей политики, а, скорее, в отсутствии чёткой стратегии экономического развития, в том числе и импортозамещающей. На последок необходимо отметить, что не стоит нам так открещиваться от импортозамещающей промышленной политики, необходимо использовать её положительные качества (стабильная занятость, удовлетворение внутреннего спроса и т. п. ) в синтезе с позитивными качествами экспортоориентированной модели (международное сотрудничество, улучшение конкурентоспособности национальной промышленности, участие в международном разделении труда). Именно такой синтез описанных выше моделей на основе инновационного развития (речь о котором пойдёт далее) даст российской экономики необходимый толчок к промышленному росту, росту благосостояния её граждан.

    2. 3 Инновационная модель

Инновационный процесс представляет собой процесс создания, развёртывания и исчерпания новейших технологий, производственно-экономического и социально-организационного потенциала нововведений. Таким образом, мы можем сказать, что инновации есть инвестиции финансовых средств в разработку и использование различного рода новшеств, а не только технических. Инновационная деятельность включает в себя как все этапы научно-технической деятельности, так и производство, обеспечивающее освоение и внедрение инноваций, и деятельность, создающую условия для дальнейшего функционирования инноваций (т. е. посредническая деятельность). Взаимоотношения инновационного процесса с рыночной экономикой весьма противоречивы. С одной стороны, в рамках рыночных отношений проявляются такие стимулирующие инновационную деятельность критерии, как социальная активность, творческая инициатива, селекционная способность рынка обеспечивать отбор и выживание наиболее эффективных и адаптированных новаций. С другой стороны, рыночные отношения не могут считаться совершенными для воздействия на инновационные процессы, поскольку в поведении хозяйствующих субъектов рынка преобладают краткосрочные, конъюнктурные решения, в то время как инновационная деятельность, как и инвестиционная, рассчитана на долгосрочный период; происходит игнорирование внепроизводственных факторов–экологии, социальной сферы и т. п. ; в условиях конкурентной среды, несовершенной является системы движения информации, отсутствие информации о новшествах, а соблюдение данных условий необходимо для ведения инновационной деятельности, поскольку позволяет знакомиться с современными научными тенденциями, ведущимися исследованиями и разработками, обмениваться новшествами и“ноу-хау”. Поэтому, для эффективного функционирования инновационной деятельности, необходимо её государственное регулирование, для чего и предназначена инновационная модель промышленной политики.

В основе инновационной модели лежит процесс экономического развития страны как на внутреннем, так и на внешнем рынках, опирающийся на новейшие тенденции технологического и общественного развития с использованием высокотехнологичного и капиталоёмкого производства.

Инновационная модель способствует поддержанию научно-технического потенциала страны, а, следовательно, её конкурентоспособности на международной арене; стимулирует развитие образовательных институтов и обеспечивает экономику высокообразованными и квалифицированными кадрами; способствует созданию рабочих мест внутри страны и обеспечивает внутренний спрос; поддерживает стабильный и высокий курс национальной валюты и благосостояние населения; ориентирует на развитие машинообрабатывающего комплекса, станко- и приборостроение с высокой добавленной стоимостью производимой продукции.

Недостатками инновационной модели можно считать необходимость расходования огромных денежных средств на развитие инновационной инфраструктуры и обновление производственного аппарата промышленности; неизбежно высокую роль государства в экономики страны, применяющего во многом не рыночные методы стимулирования инновационного развития производства; необходимость большого количества высококвалифицированных кадров, а, следовательно, возникает проблема их эффективной подготовки и переподготовки.

Успешные инновационные модели развития экономики применялись в таких странах как Япония, Южная Корея. Однако, как уже неоднократно упоминалось в данной работе, эти страны весьма малы и им проще регулировать и контролировать свои рынки на предмет реализации инновационной модели. Отсюда можно сделать вывод, что успешность проведения инновационной модели, реши мы её использовать, будет во многом зависеть от поведения региональных властей, поскольку на федеральном уровне у России нет возможности охватить всю территорию страны с целью эффективного регулирования инновационных процессов и инновационной деятельности. В этой связи федеральная власть должна взять на себя разработку и внедрение эффективных механизмов, которые бы стимулировали на региональном уровне инновационную активность и побуждали местные власти к проведению инновационной модели. Кроме того, учитывая огромную капиталоёмкость данного процесса, разумным представляется проведение селективной промышленной политики на основе инновационного развития по отдельным конкурентоспособным отраслям, что будет способствовать, во-первых, быстрому развитию этих отраслей и закреплению их конкурентных преимуществ на мировом рынке, а, во-вторых, избавит от затратного и малоэффективного процесса развития тех отраслей, которые не могут в данный момент“состязаться”с идентичными отраслями других стран в рамках международного разделения труда (однако, это вовсе не значит, что их можно“забросить”: со временем могут возникнуть условия для возможности повышения их конкурентоспособности; также не стоит забывать и о социальнозначимых отраслях, отсутствие которых может привести в угрозе экономической безопасности страны).

III. ДОЛГОСРОЧНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Российская экономика переживает сейчас тяжёлые времена: проблемы, связанные с созданием“с чистого листа”рыночной инфраструктуры усугубляются глубоким структурным кризисом, обнищанием населения, отсутствием финансовых средств у предприятий, значительным износом производственного аппарата.

Все эти проблемы появились не внезапно –они закономерные последствия экстенсивной экономики СССР с перекошенной в сторону тяжёлого машиностроения производственноё структурой, – и решатся не в одну секунду и даже не в один год. Эти проблемы, к сожалению, имеют долгосрочный характер.

Их следует принимать во внимание при реализации любой модели промышленной политики, поскольку они вносят свои деструктивные последствия в национальную экономику, снижая эффект любых преобразований и ограничивая без того скудные возможности ускоренного роста промышленного производства.

Данные проблемы следует не только выделить и учесть при проведении промышленной политики, необходимо их позитивное решение, иначе все реформы будут под угрозой срыва.

Подтверждение этого можно увидеть в новейшей истории нашего государства. В основе своей все существенные структурные проблемы достались российской экономики от СССР, однако, из-за нехватки средств и неумения их решать, они были заретушированы, благо, что задумываться об их негативном влиянии на отечественную промышленность было некогда–с переходом к рынку появилось множество других неприятностей. Сконцентрировав своё и общественное внимание на решении краткосрочных конъюнктурных проблем, связанных, в основном, с естественным процессом перехода от одной экономической системы к другой, с разрушением старой экономической инфраструктуры и ещё не построенной новой, правительство пустила более долгосрочные проблемы на самотёк, надеясь, в духе либеральной идеи, что мудрая“невидимая рука рынка”сама со всем справится, надо только создать начальные правила и институты для её действия (как говорится подтолкнуть, а дальше само покатится). В итоге, за десять лет реформ ни одна из этих проблем не была не только не решена, но они ещё больше усугубились, потянув за собой всю промышленность страны и оставив в подвешенном, незаконченном состоянии почти все начинания по рыночному преобразованию российской экономики, превратив её в непонятный симбиоз либерального рынка, государственного правления и феодального общества с законами джунглей– кто сильнее, тот и прав.

Однако всё это лирика. Она не поможет нам избавится от структурных перекосов. Этими проблемами пора начать заниматься.

А для начала определим эти основные факторы, тормозящие экономический рост российского промышленного производства.

    3. 1 Финансовые ограничения

Финансовая система страны, несмотря на некоторое улучшение экономической ситуации в 1999г. , остаётся разбалансированной и структурно деформированной. Сложившаяся в сфере денежного обращения ситуация негативно влияет на всю систему финансовых взаимоотношений, основой которых являются денежные расчёты, в результате чего искажается процесс формирования издержек и доходов физических и юридических лиц, падает платёжеспособный спрос, затрудняется возможность объективной оценки экономической ситуации в стране. Не стабилизированы связи между бюджетной системой и системой денежного обращения, особенно её расчётно-платёжной частью.

В таких условиях бюджет не способен полностью выполнять даже фискальную функцию, не говоря уже о проведении активной промышленной политики и государственной политики доходов, регулирование и выравнивание которых в современном мире является важнейшей функцией именно бюджетной системы. Среди важнейших финансовых факторов, ограничивающих рост промышленного производства, следует отметить следующие.

    В области государственных финансов:

ограниченность финансовых ресурсов федерального бюджета, не позволяющая наращивать объём финансовой поддержки приоритетных и социальнозначимых отраслей реального сектора и промышленности в целом;

недофинансирование ряда разделов федерального бюджета, в первую очередь производственного направления, что ведёт к росту кредиторской задолженности получателей бюджетных средств;

неадекватный налоговый пресс приводит к уходу предприятий от уплаты налога или вообще к их переходу в теневую экономику, что знаменуется сокращением объёмов доходной части бюджетов всех уровней;

большая сумма внешней задолженности государства, не позволяет расходовать сколько-нибудь свободные государственные средства на инвестирование и поддержку отечественного производства.

    В области финансов предприятий:

достаточно тяжёлое налоговое бремя на товаропроизводителей, что приводит к снижению уровня конкурентоспособности предприятий и уровня экономической эффективности самого производства, поскольку значительно ограничивает прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий (по отношению к денежной массе М2 налоговые сборы долгое время составляли 200%, а в последнее время опустились до 150%, при том, что в США это соотношение равно 34% [14, с. 23]. Это означает, что наша налоговая система постоянно выводит из обращения частного сектора такие большие суммы живых денег);

недостаток оборотных средств у предприятий не позволяет им наращивать производственные объёмы и максимально использовать все имеющиеся производственные мощности;

рост кредиторской задолженности по налогам и сборам в бюджеты всех уровней, а также кредиторская задолженность другим предприятиям ставит перед большинством предприятий угрозу банкротства или же полумёртвого существования за счёт аренды своих площадей и оборудования;

нехватка финансовых средств приводит к “бартеризации”расчётов между предприятиями и ухудшает и без того не блестящую структуру дебиторской и кредиторской задолженности предприятий, ухудшает экономические показатели их производственной деятельности, дискредитирует саму идею финансового обращения.

В результате августовских событий 1998г. бюджетная система страны оказалась в чрезмерно критическом состоянии вследствие неплатёжеспособности большинства банков и прекращения ими операций по бюджетно-налоговым перечислениям. Вместе с тем следует отметить, что банковский кризис, несмотря на его дестабилизирующее влияние на функционирование бюджетной системы, не стал причиной возникновения и развития каких-либо новых негативных тенденций и явлений, которые не проявлялись бы ранее до кризиса.

Во многом системный характер платёжного кризиса предъявляет особые требования к инструментам и методам его разрешения (о чём уже говорилось ранее в данной работе), к использованию всего возможного арсенала средств государственного воздействия для преломления устоявшихся негативных тенденций в сфере финансов.

    3. 2 Низкий внутренний платёжеспособный спрос

Весьма важным ограничением роста производства является низкий конечный спрос на отечественные товары внутри страны.

Общее снижение величины внутреннего платёжеспособного спроса в нашей стране вызвано двумя основными причинами–значительным ростом цен предложения товаров и услуг конечного потребления и значительным опережением его по сравнению с ростом доходов населения. Таким образом, низкий внутренний спрос, который в этой ситуации очень негативно влияет на масштабы и конкурентоспособность отечественного производства, вызван преимущественно резким снижением реальных доходов населения за годы реформирования российской экономики. Даже в таком“оптимистичном”1999 году реальная покупательная способность домашних хозяйств продолжала снижаться.

Особенность структуры денежных доходов населения России в 1999г. по сравнению с предшествующими годами заключается в снижении в её составе доли оплаты труда (на 0, 9%) и доходов от предпринимательской деятельности (0, 4%) при возросшей доли социальных трансфертов (0, 3%) и доходов от собственности (1, 9%) [32, с. 1].

Реальные располагаемые доходы населения за этот год (за вычетом обязательных платежей, скорректированных на индекс потребительских цен) сократились на 15, 1%; реальная начисленная среднемесячная зарплата на одного работника (при росте номинальной начисленной зарплаты на 43%) уменьшилась на 23, 2%. В реальном исчислении на 39% сократился средний размер назначенных пенсий (в 1998г. данное падение составило лишь 5%) [32, с. 1]. При этом расходы населения превышали доходы почти на 18%, что свидетельствует о“проедании”накоплений предыдущих лет (вообще, доля личных сбережений в ВВП России упала по сравнению с 1997г. более чем в 3 раза; и хотя банковские вклады физических лиц за 1999г. выросли примерно на 6 млрд. рублей (рост более чем на 30%), с учётом размеров инфляции (36, 5%) и роста денежной массы реальные сбережения граждан сократились) [9, с. 1].

Страницы: 1, 2, 3


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.