РУБРИКИ

Приватизация предприятий отраслей оборонной промышленности - (реферат)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Приватизация предприятий отраслей оборонной промышленности - (реферат)

Приватизация предприятий отраслей оборонной промышленности - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    - 1
    ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
    ОТРАСЛЕЙ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Общие цели и задачи государственных программ приватизации не учи тывали особенностей предприятий отраслей оборонной промышленности (ООП). В то же время они составляют значительную долю научного, про мышленного и кадрового потенциала страны. На предприятия ООП приходит ся также большой удельный вес производства наукоемкой, технически сложной гражданской продукции и непродовольственных товаров народного потребления. В 1994 г. оборонный комплекс произвел 80% общего объема выпуска указанной продукции в стране. Поэтому приватизация предприятий ООП преследовала цель не только сохранения, но и дальнейшего совер шенствования их научно-технического и кадрового потенциала. Основные задачи приватизации в этой сфере включали:

- минимизацию затрат на производство и разработку вооружения (В) и военной техники (ВТ) с учетом требований военной доктрины и обеспе чения на этой основе обороноспособности России;

- создание оптимальной структуры производства в ООП, соответству ющей рыночным условиям;

- максимально эффективное использование кадрового, научнотехни ческого и производственного потенциала ООП для достижения быстрейшей стабилизации социально-экономической ситуации в стране.

Приватизацию предприятий ООП предполагалось осуществлять исходя из следующих принципов:

- согласования интересов РФ, национально-государственных и адми нистративно-территориальных образований в рамках РФ;

-разграничения полномочий и функций при проведении приватизации между органами государственной власти и управления;

- приоритета трудовых коллективов при приватизации предприятий ООП для смягчения социальной напряженности и сохранения высокого науч но-технического и производственного потенциала предприятий оборонного комплекса;

- оказания финансовой поддержки предприятиям, подвергшимся разго сударствлению и приватизации (создание специальных фондов поддержки предприятий, предоставление дополнительных льгот трудовым коллективам и т. д. ).

    - 2

На процесс приватизации предприятий ООП оказал влияние комплекс факторов. Во-первых, это действовавшая система управления оборонными предприятиями, основанная на жесткой централизации административных функций, существенно ограничивавшей их производственнохозяйственную самостоятельность. Во-вторых, масштабность производства, что затрудня ло выкуп имущества трудовыми коллективами; неравномерность размещения научно-технического и производственного потенциала оборонной промыш ленности в пределах России; диверсификация производства, проявляющаяся в структуре выпускаемой предприятиями продукции (В и ВТ, продукция двойного назначения, общегражданская продукия, непродовольственные то вары народного потребления). В-третьих, наличие мобилизационных мощ ностей и резервов, значительно ограничивающих процесс разгосударствле ния и приватизации. В-четвертых, конверсия военного производства (из менение структуры выпускаемой продукции и статуса оборонного предприя тий, расширение возможностей приватизации).

Необходимо также иметь в виду, что отсутствовали основополагающие законодательно-правовые документы, определяющие развитие ООП (законы об оборонном заказе, включая разработку программ вооружения, сохране ния и развития мобилизационных мощностей, о статусе оборонного предп риятия; согласованные решения с государствами - членами СНГ о совмест ном производстве В и ВТ), что затрудняло подготовку концепции и прог рамм приватизации предприятий комплекса.

    ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И
    ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Начало разгосударствления собственности и приватизации в оборон ном комплексе можно отнести к 1990-1992 гг. , когда появились альтерна тивные формы собственности в рамках многоукладной социалистической экономки, а приватизация и разгосударствление собственности не были узаконены и осуществлялись в соответствии с отдельными решениями на уровне властных структур. В 1993-1994 гг. была реализована крупномасш табная программа приватизации, происходило наращивание критической массы количественных преобразований. 1995- 1996 годы - период глубокой структурной перестройки экономики ООП, в это время быстрыми темпами формируются холдинговые и акционернопромышленные компании (АПК), фи нансово-промышленные группы (ФПГ), а также федеральные научные и науч но-производственные центры.

    - 3

Существенное ускорение процесса приватизации предприятий ООП наб людалось после вступления в силу Указа президента РФ "О коммерциализа ции государственных предприятий с одновременным их преобразованием в акционерные общества открытого типа" (№721 от 1 июля 1992 г. ). Стихийная приватизация, происходившая в ряде отраслей народного хозяйства, не должно была распространяться на ООП, так как могла при вести к их полному развалу. Однако только 19 августа 1993 г. был под писан Указ президента РФ № 1267 "Об особенностях приватизации и допол нительных мерах государственного регулирования деятельности предприя тий оборонных отраслей промышленности", а 11 декабря 1993 г. было при нято постановление правительства РФ № 1285 "О предприятиях и организа циях оборонных отраслей промышленности, не подлежащих приватизации в 1993-1994 годах, а также преобразуемых в акционерные общества", кото рые позволили перевести процесс приватизации в оборонном комплексе в цивилизованное русло, Этими документами предусматривалось:

- отступление для предприятий ООП от стандартных приватизационных процедур, предусмотренных государственной программой приватизации; - составление перечня предприятий, находящихся в федеральной собственности и не подлежащих приватизации, по обязательствам которых отвечает государства (обеспечение выполнения оборонного заказа и обо ронных НИКОР, гарантия соответствующей оплаты труда, сохранение госу дарственной тайны, содержание мобилизационных мощностей и т. д. ); - установление порядка управления государственными пакетами акций оборонных предприятий и использования дивидендов по указанным акциям; - закрепление вхождения оборонных предприятий и организаций в пе речни предприятий: а) не подлежащих приватизации в 1993-1995 гг. ; б) подлежащих приватизации на основе специально разработанных для них концепций; в) преобразуемых в акционерные общества с сохранением конт рольного пакета акций на три года в федеральной собственности; г) пре образуемых в акционерные общества с закреплением "золотой акции" сро ком действия 3 года за государством; д) приватизируемых без ограниче ний.

Темпы приватизации, особенно на начальной стадии, постоянно воз растали. Если в 1991-1992 гг. было приватизировано около 6, 5% общего количества предприятий ООП, в 1993 г. - 25%, то в 1994 г. - 60%. В 1995 г. доля приватизированных предприятий ООП составила свыше 70 % общего их количества. Наиболее активно процесс приватизации проходил на предприятиях авиационной промышленности, радиопромышленности и

    - 4

электронной промышленности. В таблице 1 представлено распределение предприятий по способам приватизации на основе данных Госкомстата РФ. Из таблицы видно, что наиболее распространенным способом приватизации в ООП является продажа акций акционерных обществ открытого типа. Среди других способов приватизации в порядке убывания по итоговым данным использовались выкуп арендованного имущества, продажа предприя тий на коммерческом конкурсе и продажа имущества (активов) действующих и ликвидированных предприятий и объектов. Необходимо также отметить, что в первом полугодии 1995 г. наряду с продажей акций акционерных об ществ открытого типа предпочтение отдавалось также продаже имущества действующих и ликвидированных предприятий и объектов.

Проведенный анализ работы 46 акционерных обществ, сгруппированных в соответствии с их численностью и использованием первого или второго варианта предоставления льгот трудовым коллективам, а также сравнение групп государственных и приватизированных предприятий показали, что после приватизации в рассматриваемых акционерных обществах в 1994 г. , в 1 и во 2 кварталах 1995 г. ухудшились результаты деятельности по сравнению с соответствующими периодами предыдущих лет.

    Таблица 1
    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И
    НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ
    (1992 - 1995 ГГ. )


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.