РУБРИКИ

Отрасли хозяйства России, развёрнутая характеристика агропромышленного комплекса и подробное изучение Востично-Сибирского экономического района

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Отрасли хозяйства России, развёрнутая характеристика агропромышленного комплекса и подробное изучение Востично-Сибирского экономического района

p>Транспорт –важная составная часть экономики России, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т. д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом. Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры. Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России

Большая часть грузо - и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте занимает также трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте–автомобильный и авиационный. Такая структура грузо - и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта. Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по районам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую–Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт, и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге.

Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т. д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны: 1. Широтное магистральное сибирское направление "восток-запад" и обратно; оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги;

2. Меридиональное магистральное центрально-европейское направление "север-юг" с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;

3. Меридиональное Волго-Кавказское магистральное направление "север-юг" по р. Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом. По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, и тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными. Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная система нуждается в постоянном совершенствовании как в области рационализации размещения, так и ее качественного уровня: обновления материально-технической базы, улучшения организационно-управленческой системы, использования новейших достижений научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации нацелено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.

Транспорт является важным связующим звеном в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация экономики и ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса. В настоящее время обрабатывается комплексная программа "Транспорт России". В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса–транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства. Одной из основных задач также является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья, так как транспортный комплекс СССР формировался как единое целое, и обособленное функционирование его отдельных частей привело к деградации транспортного хозяйства не только России, но всех бывших республик СССР. Остро стоят проблемы транспортного обеспечения сельских населенных пунктов, пассажирских перевозок в крупных городах, снижения отрицательного влияния транспорта на природную среду и человека.

В условиях рыночных отношений на первый план в развитии транспортного комплекса выдвигается задача более полного и качественного удовлетворения потребностей в транспортных услугах народного хозяйства и населения страны, на что и нацелена программа "Транспорт России".

    2. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
    2. 1 Значение комплекса отраслей

Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики любого государства. Оно дает жизненно необходимую человеку продукцию: основные продукты питания и сырье для выработки предметов потребления. Сельское хозяйство производит свыше 12% валового общественного продукта и более 15% национального дохода России, сосредоточивает 15, 7% производственных основных фондов. Восемьдесят отраслей промышленности поставляют свою продукцию сельскому хозяйству, которое, в свою очередь, поставляет свою продукцию шестидесяти отраслям промышленности. Сельскохозяйственное производство – центральное звено агропромышленного комплекса страны. Агропромышленный комплекс Российской Федерации (АПК)включает отрасли, имеющие тесные экономические и производственные |взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства.

    2. 2 Структура агропромышленного комплекса

В структуре АПК выделяют три сферы: первая – отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства, –тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, производство мелиоративной техники, минеральных удобрений, сельское производственное строительство, комбикормовая и микробиологическая промышленность, обслуживающие сельское хозяйство производства и др. ; вторая– сельское хозяйство (земледелие и животноводство) и лесное хозяйство; третья – отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, –пищевая, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти и др. , а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса. Структура АПК России далека от совершенства. Сельское хозяйство является в нем главным звеном: оно производит свыше 48% объема продукции АПК, располагает 68% производственных основных фондов комплекса, в нем занято почти 67% работающих в производственных отраслях АПК. В развитых же странах в создании конечного продукта основная роль принадлежит третьей сфере АПК (например, в США на долю перерабатывающих и сбытовых отраслей приходится 73% производимой продукции АПК, сельское хозяйство дает лишь 13%).

Сбалансированное развитие всех сфер АПК –необходимое условие решения проблемы обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. В настоящее время слабое развитие перерабатывающих отраслей АПК и производственной инфраструктуры комплекса приводят к огромным потерям продукции сельского хозяйства. Например, потери составляют 30% собранного зерна, 40-45% картофеля и овощей. Потребность в оборудовании для отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, удовлетворяется лишь на 55-60%, степень износа оборудования составляет 76%. Важная проблема, препятствующая нормальному, сбалансированному развитию всего АПК–это неразвитость рынка средств производства. До последнего времени в снабжении действовала система фондового распределения ресурсов, на смену которой должен придти рынок. В условиях рыночных отношений поставки необходимых материально-технических средств осуществляются по прямым связям с изготовителями, через оптовых посредников, а также путем закупки через организованную рыночную инфраструктуру (товарные биржи, аукционы, ярмарки и пр. ). Становление рынка средств производства, повышение качества продукции отраслей первой сферы АПК необходимо для создания высокоэффективного сельскохозяйственного производства в России.

Сельское хозяйство – это совершенно особая сфера производства, главная особенность которого –наличие земли в качестве основного средства производства. Земля в отличие от других средств производства–не продукт труда человека, ее размеры не могут быть увеличены; при правильном ее использовании в сельском хозяйстве земля не только не теряет своих качеств, но даже улучшает их, в то время как все другие средства производства постепенно устаревают морально и физически, заменяются другими. Земля, являясь средством производства, выступает и как средство труда, и как предмет труда.

2. 3 Экономическая оценка сырьевой базы агропромышленного комплекса.

Россия располагает огромной площадью земель –1708 млн. га. Но значительная ее часть приходится на тундру, тайгу, горные массивы. Только 222 млн. га (13%) составляют сельскохозяйственные угодья, т. е. земли, используемые в сельском хозяйстве. Доля же самых ценных земель (пашни) еще меньше–8% (132 млн. га). Однако в расчете на душу населения по сравнению с другими развитыми странами мира российские показатели достаточно велики. Значительная часть сельскохозяйственных угодий страны подвержена влиянию неблагоприятных факторов: переувлажнению и заболачиванию (45 млн. га), засолению (40 млн. га), водной и ветровой эрозии (50 млн. га), засухе (в отдельные годы до 170 млн. га). Всего в защите от них нуждается 58% пашни и 95% пастбищ. 32 % орошаемых земель России, несмотря на огромные вложенные в них средства, нуждаются в реконструкции.

Россия не обеспечивает себя зерном полностью. Основные причины –низкая урожайность и исторически сложившееся преобладание пшеницы над зернофуражными культурами. Это не соответствует требованиям животноводства–основного потребителя зерна (около 50%). Суммарные потери зерна при уборке урожая достигают 30%. Таким образом, простейшие расчеты показывают, что, собирая в среднем 100 млн. т. зерна в год, Россия теряет 30 млн. т. и скармливает скоту около 50 млн. т. В 1993 году 11, 2 млн. т. зерна было куплено за границей. Очевидно, если исключить потери, увеличив производство кормового зерна, можно отказаться от зернового импорта.

    2. 4 Современная оценка агропромышленного комплекса.

В развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве большой вклад внесло решение Правительства России 1993 г. формировать государственные ресурсы на контрактной основе по свободным ценам, отменить обязательные поставки. Формирование государственных продовольственных ресурсов для содержания армии, государственного резерва будет осуществляться на средства государственного бюджета, а государственная поддержка сельхозпроизводителей–только за счет внебюджетных источников. Государство предусматривает целый ряд льгот для сельхозпредприятий, заключающих с ним договора по поставкам: предоставление бюджетных ссуд, дотация животноводческой продукции, компенсация стоимости горюче-смазочных материалов и т. д. Возможно, такие договора будут заключаться на конкурсной основе.

Активно в АПК идет формирование новых форм хозяйствования. В настоящее время они представлены крестьянскими хозяйствами, ассоциациями крестьянских хозяйств, агрокооперативами, агрокомбинатами, агроконсорциумами, агрофирмами. Выбор той или иной формы зависит от конкретных условий местности, осуществляется на строго добровольной основе, а критерием преимущества может быть только экономическая эффективность. В ближайшие годы 3/4 продукции сельского хозяйства будут производить крупные сельскохозяйственные предприятия: ассоциации крестьянских хозяйств, акционерные предприятия, агрокооперативы, созданные на основе колхозов и совхозов. Крестьянские хозяйства дадут примерно 1% от общего производства, так как даже при условии серьезной поддержки государством (строительство дорог, газификация, подводка электроэнергии, обеспечение технического обслуживания, прием продукции) им необходимо долгосрочное кредитование и не менее 3-5 лет, чтобы встать на ноги.

2. 7 Условия перехода агропромышленного комплекса к рыночным отношениям.

Обобщающим результатом производственной деятельности предприятий выступает валовая продукция сельского хозяйства. Она представляет собой общее количество произведенной за определенный период сельскохозяйственной продукции. В состав валовой продукции сельского хозяйства входит:

основная продукция предприятия: зерно, картофель, овощи, сахарная свекла, молоко, мясо, шерсть и др.

    приплод и прирост живой массы скота и птицы

стоимость многолетних насаждений и незавершенного производства побочная продукция, полученная одновременно с основной (солома, навоз и др. ). Валовую продукцию сельского хозяйства учитывают как в натуральном, так и в стоимостном выражении. В натуральных показателях валовая продукция растениеводства может быть представлена отдельной культурой или группой однородных культур (зерновые культуры, овощные культуры, кормовые и др. ), а в животноводстве–производством отдельных видов продукции (молоко, мясо, яйцо и т. д. ). Валовая продукция в натуральном выражении исчисляется в центнерах, тоннах, штуках и др.

Производство валовой продукции в натуральном выражении во всех категориях хозяйств при переходе к рыночным отношениям значительно сократилось: Наибольшее снижение объемов производства наблюдается по сахарной свекле, зерну, а также продукции животноводства.

В зависимости от назначения валовая продукция сельского хозяйства делится на две части:

продукция, которая потребляется непосредственно в сельском хозяйстве на производственные цели

    продукция, используемая для реализации.

Для внутрихозяйственных нужд используются семена и посадочный материал, корма, молоко на выпойку телят и прочая продукция. Реальный вклад каждого предприятия и экономического района в производство валового общественного продукта определяется по конечной продукции, предназначенной для реализации. По направлениям использования валовая продукция сельского хозяйства относится как к производству средств производства, так и производству предметов потребления. Та часть продукции, которая не поступает в потребление, а представляет собой сырье для промышленной переработки относится к средствам производства. Сюда включают также семена, корма и другие продукции, используемые на производственные цели. Продукция, которая поступает в непосредственное потребление без предварительной переработки, относится к предметам потребления.

2. 6 Научно-технический прогресс в агропромышленном комплексе.

Осуществление научно-технического прогресса в сельском хозяйстве базируется на присущих ему экономических и биологических законах. Вследствие этого научно-технический прогресс в аграрном производстве имеет свои особенности, которые вытекают из специфики возделывания, уборки, хранения, транспортировки и переработки сельскохозяйственной продукции.

Выращивание сельскохозяйственных культур ведется на плодородных почвах, а получение высоких и устойчивых урожаев достигается за счет рациональной обработки земельных участков, так и путем применения органических и минеральных ресурсов зависит от внедрения научно обоснованных севооборотов, новых технологий и высокопроизводительной техники.

Сельскохозяйственные культуры отличаются биологическим составом, сроками вегетации и степенью использования продукции в пищу без переработки и после доработки. В этой связи развитие научно-технического прогресса должно осуществляться в направлении более полного и лучшего использования биологических особенностей конкретного вида сельскохозяйственных культур. Особое внимание должно уделяться на развитие отраслей и производств по хранению, переработке и реализации продукции.

Многие виды сельскохозяйственных культур являются весьма трудоемкими. Это в первую очередь относится к пропашным и техническим культурам. На их возделывание затрачивается значительно большее живого труда, чем при выращивании зерновых культур. Так, при возделывании овощных культур затраты труда на 1га посевов в 40-60 раз выше, чем при производстве зерновых культур. Ускорение научно-технического прогресса является многоэтажной, скоропортящейся и малотранспортабельной, что связано с биохимическим строением плодов, корнеплодов и других видов культур и наличием в их составе большого количества воды. В процессе уборки, заготовки и транспортировки наблюдается значительные потери массы продукции, ухудшение ее товарного вида и потребительских свойств. Учитывая это, научные исследования должны быть направлены на разработку перспективных способов хранения, затаривания, транспортировки и последующей доработке продукции.

Разработка и внедрение новых машин и технологий в сельском хозяйстве открывает широкий путь для эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Все это будет способствовать дальнейшему наращиванию объемов производства сельскохозяйственной продукции и более полному удовлетворению растущих потребностей населения при ограниченном использовании ресурсов общества.

Замедление темпов научно-технического прогресса в агропромышленном комплексе в начале девяностых годов обусловлено существующими недостатками в организации инновационного цикла в хозяйственном механизме. Невосприимчивость производства к нововведениям препятствует достижению мировых стандартов в технике и технологии.

2. 7 Размещение агропромышленного комплекса на территории России.

Важнейшими природными факторами размещения и специализации сельского хозяйства являются следующие: качество почв; продолжительность безморозного периода, сумма активных температур (обеспеченность теплом); суммарная солнечная радиация (обеспеченность светом); условия увлажнения, количество осадков; вероятность повторяемости неблагоприятных метеорологических условий (засуха, заморозки, ветровая и водная эрозия); обеспеченность водными ресурсами; топографические условия местности и др. В большей степени природные факторы влияют на размещение отраслей растениеводства, причем в неодинаковой степени, определяя ареалы их возделывания. Для ряда культур (преимущественно теплолюбивых) эти ареалы чрезвычайно ограничены, например, винограда, чая, цитрусовых и др. ; для других–гораздо шире (ячменя, яровой пшеницы, картофеля и др. ). На размещение животноводства природные факторы оказывают менее существенное воздействие, проявляясь через кормовую базу. Наиболее зависимым от природно-климатических условий является пастбищное животноводство (некоторые направления овцеводства, скотоводства; оленеводство, коневодство и др. ). Здесь можно выделить такие факторы, как наличие пастбищ, их размеры, состав растительности и продолжительность периода их использования.

Для размещения сельского хозяйства также чрезвычайно важны социально-демографические факторы. Население является основным потребителем сельскохозяйственной продукции, поэтому существуют региональные особенности структуры потребления данной продукции. На специализацию сельского хозяйства влияет соотношение между городским и сельским населением. Кроме того, население обеспечивает воспроизводство трудовых ресурсов для отрасли. В зависимости от обеспеченности трудовыми ресурсами (с учетом трудовых навыков населения) развивается то или иное производство сельскохозяйственной продукции, характеризующееся неодинаковой трудоемкостью. Наиболее трудоемкими считаются производства: овощей, картофеля, сахарной свеклы и других технических культур, некоторые отрасли животноводства. Использование специализированных квалифицированных кадров способствует росту производительности труда, уменьшению затрат труда на производство данной продукции. Повышенная миграция населения в ряде регионов в настоящее время ограничивает производство трудоемких видов продукции. Важным фактором размещения и специализации являются также интересы местного населения, которые в прошлом недостаточно учитывались и которые в ряде случаев существенно ограничивают возможность производства на вывоз многих видов продукции, ранее определявшиеся плановыми объемами поставок в общесоюзный фонд.

    2. 8 Экономические особенности агропромышленного комплекса.

К наиболее существенным экономическим факторам размещения и специализации сельского хозяйства можно отнести:

1. Местоположение хозяйств по отношению к рынкам сбыта и наличие перерабатывающих предприятий, емкостей для хранения сырья и конечной продукции, наличие и состояние транспортных средств и путей сообщения. Виды сельскохозяйственной продукции различаются своей транспортабельностью. Это является основой создания пригородных и сырьевых зон вокруг крупных городов и предприятий перерабатывающей промышленности. Наличие крупных населенных пунктов создает высокую плотность населения, определяет специализацию сельскохозяйственных предприятий на производстве свежего молока, диетических яиц, картофеля, овощей и пр. , т. е. малотранспортабельной продукции. Характер и состояние путей сообщения также оказывают прямое влияние. Производство продукции, которую легко перевозить, можно концентрировать в местах, где оно наиболее эффективно. Возможность перевозить продукцию в больших объемах также вызывает удешевление перевозок.

2. Уже созданный производственный потенциал сельского хозяйства: наличие мелиорированных земель, поголовье продуктивного скота, сооружения сельскохозяйственного назначения, производственные постройки и пр. 3. Площадь сельскохозяйственных угодий, их структура: размер пашни и сельхозугодий на душу населения.

4. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства, определяемая системой показателей, основными из которых являются: выход продукции сельского хозяйства и валовой доход на единицу земельной площади и единицу материальных и трудовых затрат, прибыльность производства. Следует отметить, что на экономическую эффективность оказывает влияние совокупность всех рассматриваемых факторов размещения и специализации сельского хозяйства.

5. Особенности и стабильность межрегиональных связей по продукции сельского хозяйства. Возможность закупок продукции сельского хозяйства, их гарантированность создают базу для развития в отдельных регионах только тех отраслей сельского хозяйства, для которых имеются наиболее благоприятные условия. Разумеется, при этом принимаются в расчет затраты на закупки необходимой сельхозпродукции, ее транспортировку в сравнении с затратами на ее производство в данном регионе.

6. Обеспеченность сельского хозяйства средствами производства, поставляемыми промышленностью. Соответствие уровня цен на эту промышленную продукцию уровню цен на сельскохозяйственное сырье и продукты его переработки. 7. Размеры сельскохозяйственных предприятий. Например, мелкие крестьянские хозяйства ограничивают возможности специализации.

Существуют и другие экономические факторы, наиболее существенным из которых является научно-технический прогресс. Достижения науки и техники позволяют резко повысить эффективность того или иного сельскохозяйственного производства, расширить ареалы производства, снять жесткие ограничения по удельному весу определенных культур в севообороте и пр. В странах с развитой рыночной экономикой выделяют такой фактор, как "государство", которое активно влияет на рациональное размещение и специализацию сельского хозяйства, используя различные экономические методы (кредитование сельскохозяйственных предприятий с учетом проводимой региональной политики, поддержание фермерских цен на сельскохозяйственную продукцию, научное обеспечение сельскохозяйственного производства). Опыт этих стран можно использовать и в России. Сельское хозяйство России характеризуется крупными масштабами Производства. В 1993 г. было произведено валовой продукции на 83, 2 млрд. руб. ; 99, 0 млн. т зерна, 38, 1 млн. т картофеля, 12, 0 млн. т мяса, 46, 9 млн. т молока, 40, 3 млрд. шт. яиц, 169, 1 тыс. т шерсти и др. Но в расчете производства на душу населения Россия уступает развитым странам по важнейшим видам сельскохозяйственной продукции. Нерациональна структура питания населения России: в ней мала доля мяса, фруктов, овощей, повышена доля хлеба, картофеля, животного масла. В России очень низок уровень урожайности сельскохозяйственных культур (по зерну в 2, 8 раза, картофелю в 2, 2 раза, сахарной свекле в 1, 8 раза ниже, чем в развитых странах, даже в зонах с близкими природно-климатическими условиями), невысока продуктивность животноводства. По уровню производительности труда в сельском хозяйстве наша страна отстает в три-четыре раза от развитых стран.

2. 9 Основные направления развития агропромышленного комплекса.

Возможны два пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции –экстенсивный (т. е. в результате расширения посевных площадей, роста поголовья скота и т. п. без обновления материально-технической основы) и интенсивный, предусматривающий повышение выхода продукции с единицы площади в результате применения более эффективных средств производства, использования достижений НТП. Возможности экстенсивного развития уже почти исчерпаны, поэтому интенсификация (т. е. увеличение материальных и трудовых затрат на единицу земельной площади в целях повышения выхода сельскохозяйственной продукции с каждого гектара, улучшения ее качества, роста производительности труда, снижения себестоимости единицы продукции) является наиболее эффективным и единственно возможным способом развития производства. Основными направлениями интенсификации являются: комплексная механизация, химизация сельского хозяйства, мелиорация земель, повышение энерговооруженности труда в сельском хозяйстве, совершенствование используемых технологий производства. Интенсификация осуществляется на базе углубления специализации сельскохозяйственного производства, дальнейшего развития агропромышленной интеграции.

Необходимость осуществления земельной реформы вызвана, с одной стороны, нерациональностью использования земельного фонда. Многие сельскохозяйственные предприятия не имеют реальной возможности обрабатывать закрепленную за ними землю из-за недостатка трудовых ресурсов, материально-технической оснащенности. С другой стороны, не хватает земель для выделения фермерам и другим, вновь создаваемым сельскохозяйственным предприятиям на основе новых форм хозяйствования, участков для ведения личных подсобных хозяйств, где земли могут использоваться эффективно. Проведение земельной реформы нацелено также на повышение плодородия земель и поддержание экологического равновесия в сельском хозяйстве.

Земельная реформа базируется на новой правовой основе, отразившейся в принятии законов: “О земельной реформе”, “О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О плате за землю", Земельном кодексе России. Идет создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель. Важно учесть принцип социально справедливого перераспределения земель и создания равных условий для всех форм хозяйствования. Земельная реформа предусматривает введение частной собственности на земельные участки и формирование земельного рынка. Осуществляя переход к частной собственности на землю важно, чтобы земля не стала средством наживы, спекуляции, поэтому выработан механизм государственного регулирования этим процессом. Он включает строго целевое использование земель, ограничение их размеров, временное ограничение на их продажу и т. п. Новые схемы землеустройства разрабатываются на основе баланса наличия земель и потребности в них, на основе объективной оценки состояния, распределения земель и возможностей землепользователей обработать их.

На экономику сельскохозяйственных предприятий оказывает отрицательное воздействие усиливающийся с процессом разгосударствления монополизм предприятий перерабатывающей промышленности, сферы агросервиса. В рамках проводимой аграрной реформы в противодействие монополизму предлагается проводить акционирование этих предприятий с передачей контрольного пакета акций сельхозпроизводителям. Для этого целесообразно со стороны государства через систему налоговых льгот, льготных кредитов финансово и организационно помогать сельхозпредприятиям в приобретении акций.

Одной из важнейших причин спада в сельскохозяйственном производстве является неэквивалентность обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производства для сельского хозяйства. Аграрная реформа предполагает осуществление мер, поддерживающих паритетность цен на сельскохозяйственную промышленную Продукцию путем индексации, прямой компенсации предприятиям затрат, связанных с повышением оптовых цен на материально-технические ресурсы, и отменой всех видов налогов, кроме налога с земли.

Идет создание рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе. Создаются и функционируют аграрные биржи, банки, торговые дома, торги и др. , разрабатываются эффективные маркетинговые информационные системы сбора, хранения и обработки информации, системы страхования сельхозпредприятий. Для успешного проведения аграрной реформы в первую очередь необходимо обеспечить социальные преобразования в селе (жилищное строительство, возведение объектов культуры, здравоохранения, образования, строительство дорог, газификацию, электрификацию, связь), т. е. создать условия для переселения граждан в покинутые деревни, малонаселенные регионы.

    Восточно-Сибирский регион

3. 1 Территория, состав (субъекты Федерации), границы экономического района. Площадь района – 4123 тыс. км2. Он занимает 1/3 территории Восточной зоны и 24% территории России. В состав Восточно-Сибирского района входят: республики Бурятия, Тува, Хакасия; Красноярский край (с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами); области Иркутская (с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом) и Читинская (с Агинским Бурятским автономным округом).

Главный экономический центр –город Красноярск (875 тыс. человек). Восточная Сибирь значительно удалена от других экономически развитых районов страны, что затрудняет освоение ее природных богатств. Однако положительное влияние на развитие экономики района оказывают его соседство с Западной Сибирью, Дальним Востоком, Монголией, Китаем, наличие Транссибирской железнодорожной магистрали и Северного морского пути. Природные условия Восточной Сибири неблагоприятны. Климат резко континентальный. Земледелие возможно лишь на юге.

    3. 2 Краткая характеристика природных ресурсов.

Восточная Сибирь, несмотря на еще недостаточную ее изученность в геологическом отношении, отличается исключительным богатством и широким разнообразием природных ресурсов. Здесь сосредоточена большая часть гидроэнергетических ресурсов и общегеологических запасов угля, находятся уникальные месторождения цветных, редких и благородных металлов (меди, никеля, кобальта, молибдена, ниобия, титана, золота, платины), многих видов нерудного сырья (слюды, асбеста, графита и т. д. ), открыты крупные запасы нефти и природного газа. Восточной Сибири принадлежит первое место в РФ по запасам древесины. Запасы углей составляют более половины угольных ресурсов России и вдвое превышают угольные ресурсы США. Они располагаются более чем в 130 угольных бассейнах и месторождениях. Наиболее изученными и освоенными являются Канско-Ачинский и Иркутский бассейны. В Канско-Ачинском бассейне уголь добывают открытым способом—это самый дешевый уголь в стране. Здесь сосредоточено 80% углей, которые можно добывать открытым способом. Пока еще недостаточно разведаны и освоены Таймырский и Тунгусский бассейны. Открыты запасы нефти и газа, однако промышленная добыча их пока не ведется. По богатствам гидроэнергетических ресурсов Восточная Сибирь занимает первое место в России. По территории района протекает одна из величайших рек земного шара—Енисей. Вместе со своим притоком Ангарой река обладает огромными запасами гидроэнергетических ресурсов.

В Восточной Сибири сосредоточены крупные запасы железной руды. Они располагаются в Ангаро-Питском, Ангаро-Илимском бассейнах и в Хакасии. Восточная Сибирь богата также различными цветными и редкими металлами, в особенности золотом (месторождения Бодайбо, Алдан, Балей) молибденом (Бурятия, Читинская область), оловом (Шерловая гора в Читинской области), никелем и медью (Норильское, Удоканское месторождения). Кроме того, значительны запасы алюминия (Красноярский край, Бурятия), цинка, свинца и кобальта.

Восточная Сибирь обладает большими запасами разнообразных нерудных ископаемых. Имеются месторождения слюды, графита, талька, асбеста, апатитов, поваренной соли. Велики запасы древесины в районе, составляющие 28 млрд. м3, или 1/3 всех запасов СНГ. Основные породы деревьев: лиственница, сосна, пихта, ель. В лесах района обитают ценные виды пушных промысловых зверей: соболь, горностай, белка и другие, в тундре— песец.

    3. 3 Краткая характеристика трудовых ресурсов.

На огромной территории Восточной Сибири проживает всего лишь 9, 2 млн. человек, что составляет немногим более 6% населения России. Средняя плотность населения здесь 2, 2 чел/км2. Однако население здесь размещено крайне неравномерно. Основная часть населения сосредоточена в южной части района, и, прежде всего— вдоль Транссибирской железной дороги. Здесь плотность населения достигает 25—50 чел/км2. В то же время в Эвенкийском автономном округе она составляет 0, 2 чел/км2. 72% населения проживает в городах, крупнейшими из которых являются Красноярск, Иркутск, Чита, Улан-Удэ. Проблема трудовых ресурсов остра. Требуется проведение трудосберегающей политики, улучшение условий жизни малочисленных народов. Несмотря на недостаточность трудовых ресурсов, степень занятости населения в общественном производстве ниже средней по стране. Это результат слабого развития отраслей, в которых заняты женщины. С учетом двух главных особенностей— недостаточности трудовых ресурсов и больших энергетических ресурсов —для Восточной Сибири особенно важна техническая политика развития хозяйства, основанная на обеспечении максимального уровня производительности труда за счет более высокой его энерговооруженности.

    3. 4 Промышленность экономического района.

Экономика Восточной Сибири включает добывающие производства и электроэнергетику в топливно-энергетическом комплексе, а также формирующиеся на их базе энергоемкие производства цветной металлургии (особенно производство алюминия) и химической промышленности. В районе также развиты лесная промышленность и пушной промысел.

Отрасли топливно-энергетического комплекса формируются на основе добычи угля, использования уникальных гидроэнергетических ресурсов, а в перспективе и освоения открытых в регионе крупных запасов нефти и природного газа. Электроэнергетика также является отраслью рыночной специализации Восточной Сибири. Здесь построены крупнейшие в России ГЭС—Саяно-Шушенская и Красноярская на Енисее, Братская и Усть-Илимская на Ангаре. На Ангаре ведется строительство еще одной крупной ГЭС— Богучанской. Вырабатываемая энергия передается в другие районы страны. Горнорудная промышленность и металлургия Восточной Сибири имеют исключительное значение для хозяйства России. На долю района приходится 1/4 общего объема продукции цветной металлургии России. Старейшей из горно-металлургических отраслей Восточной Сибири является золотодобывающая промышленность. Добыча золота ведется в Читинской (месторождение Балей) и Иркутской (месторождение Бодайбо) областях. Добыча руды и производство концентрата вольфрама и молибдена ведутся на Жиркенском комбинате (Читинская область), в Сорске (Красноярский край) и Джидинском комбинате (Бурятия). Добыча олова и получение оловянного концентрата сконцентрированы в Читинской области. Медь, никель и кобальт добываются и выплавляются в Норильске. Начинается освоение Удоканского месторождения меди (Читинская область), где при участии иностранного капитала в ближайшее время предполагается построить крупный горно-обогатительный комбинат. В районе создано алюминиевое производство в Братске, Красноярске, Саяногорске, Шелихове. Для обеспечения сырьем этих предприятий в Ачинске построен глиноземный завод по переработке нефелинов Кия-Шалтырского месторождения, который попутно выпускает цемент и содопродукты.

В составе горно-металлургического комплекса Восточной Сибири черная металлургия по сравнению с цветной развита значительно слабее. В настоящее время в районе действуют лишь передельные предприятия черной металлургии—в Красноярске и Петровск-Забайкальском. Добываемая в районе железная руда поставляется на металлургические комбинаты Кузбасса.

Быстро растет и машиностроение района. В настоящее время на его долю приходится около 20% численности занятых в промышленности, 14% промышленной продукции и 12% промышленно-производственных основных фондов района. Правда, это значительно ниже, чем в среднем по России. Важнейшие центры машиностроения— Красноярск, Абакан, Минусинск, Улан-Удэ. Все большее значение в структуре хозяйственного комплекса Восточной Сибири получает и химическая промышленность, хотя она и не является еще отраслью специализации района. Данная отрасль дает сейчас более 4% промышленной продукции района и около 3, 5% продукции данной отрасли России. Наиболее развита здесь химия органического синтеза на базе дешевой электроэнергии, ресурсов нефтепереработки, лесного сырья, поваренной соли и отчасти угля и известняков. Центрами Химической промышленности являются Красноярск, Ангарск, Усолье-Сибирское.

Восточная Сибирь —крупная лесопромышленная база России. Отрасли лесопромышленного комплекса сосредоточивают около 1/4 всего промышленно-производственного персонала и дают примерно 1/6 часть всей промышленной продукции Восточной Сибири. Важнейшие районы лесозаготовок находятся в Приангарье и в полосе вдоль Транссибирской железной дороги. Переработка древесины сосредоточена в Братске, Лесосибирске, Красноярске.

    3. 5 Агропромышленный комплекс экономического района.

Агропромышленный комплекс Восточной Сибири не удовлетворяет полностью потребности населения. В структуре сельского хозяйства района преобладает животноводство—на него приходится 3/5 стоимости сельскохозяйственной продукции. Основная отрасль специализации восточносибирского животноводства—овцеводство. Это связано с возможностью круглогодичного содержания овец на подножном корму. По поголовью овец и коз Восточная Сибирь уступает лишь Поволжью и Северному Кавказу. Для разведения крупного рогатого скота здесь недостаточна кормовая база, поэтому поголовье его невелико и развивается здесь главным образом молочно-мясное и мясное скотоводство. На севере Восточной Сибири развито оленеводство. Наибольшее значение среди земледельческих культур имеют зерновые. Производство зерна сосредоточено в Минусинской и Канско-Ачинской котловинах и забайкальских степях. Здесь выращивают яровую пшеницу, овес, ячмень.

Основные направления сельского хозяйства Восточной Сибири мясо молочное и мясо скотоводство, овцеводство и производство зерна при одновременном развитии пригородных хозяйств вокруг растущих городов и промышленных центров. В настоящее время сельское хозяйство характеризуется значительным расширением ареалов возделывания сельскохозяйственных культур и выращивания скота. Основные полеводческие районы Минусинской котловины, Канско-Ачинские и забайкальские степи. Земледелие далеко продвинулось на север, в глубь тайги. Небольшие очаги полеводства возникли даже за полярным кругом. Появились районы молочного скотоводства, свиноводства и птицеводства на крайнем Севере вблизи Норильска, Игарии, Дудинки.

    3. 6 Транспортный комплекс экономического района

Развитие экономики района тесно связано с транспортным строительством, обеспечивающим экономическое "преодоление пространства" Восточной Сибири с ее огромными расстояниями. Кроме Транссибирской магистрали здесь функционируют восточный участок Южно-Сибирской магистрали (Кузбасс-Абакан-Ташкент), железные дороги от Ташкента до Усть-Кута, от Хребтовой до Усть-Илимска, от Ачинска до Абалаково, от Дудинки до Норильска, от Улан-Удэ до советского-монгольской границы и др.

На территории района проложена сеть автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, установлено регулярное воздушное и водное сообщение. Благодаря использованию атомного ледокольного флота удлиняются периоды навигации по Северному морскому пути. Восточная Сибирь довольно четко разделяется на два региона: Ангара- енисейский и забайкальский.

В республике достаточно развита транспортная инфраструктура. Эксплуатационная длина железнодорожных путей - 643 км, автомобильных дорог с твердым покрытием - 2, 8 тыс. км. Судоходство осуществляется по рекам Енисей и Абакан.

3. 7 Развернутая характеристика агропромышленного комплекса Восточно-Сибирского экономического района.

Земли сельскохозяйственного назначения занимают около 2 млн. га, из них на пашню приходится 39%; В земледелии преобладают посевы зерновых культур, главным образом яровая пшеница. Средняя урожайность зерновых - 9, 8 ц/Га. Возделываются также картофель и овощные культуры. В животноводстве выделяются мясомолочное скотоводство, овцеводство и птицеводство. Выращивают пшеницу, овес, ячмень и кормовые культуры.

В Агинском Бурятском автономном округе земли сельскохозяйственного назначения составляют 51% всех земель округа, из них пашня занимает 28%. Развито животноводство, специализированное на тонкорунном овцеводстве, животноводство шерстного и мясомолочного направления. Выращивают пшеницу, овес, ячмень и кормовые культуры.

В Бурятии сельское хозяйство ведется в зоне рискованного земледелия, традиционно развито мясное и молочное животноводство, производство шерсти. Велики потенциальные возможности республики в развитии фармакопеи на экологически чистом сырье, восточной медицины.

В сельском хозяйстве Эвенкийского автономного округа преобладают оленеводство, рыболовство, звероводство. Развит пушной промысел. Кроме того, занимаются скотоводством молочного направления и свиноводством.

    Заключение

В данной работе были изучены основные темы, рассматриваемые в дисциплине“Отраслевая структура экономики”. Довольно подробно охарактеризован природно-ресурсный потенциал России, его экономическая оценка, агропромышленный комплекс, черная и цветная металлургия, химико-лесной комплекс, машиностроительный комплекс, легкая промышленность, топливно-энергетический комплекс, строительный комплекс и транспортный комплекс.

Дана характеристика агропромышленного комплекса и его отраслей. Представлена характеристика Восточно-Сибирского экономического района, характеристика природных и трудовых ресурсов, транспортного и агропромышленного комплексов экономического района, а также развернутая характеристика агропромышленного комплекса Восточно-Сибирского региона.

В процессе выполнения данной курсовой работы я, приобрёл навыки и умение самостоятельного овладения новыми знаниями в области отраслевой структуры экономики.

    Приложение 1

Это приложение отражает все диаграммы первого раздела курсовой работы.

    Экономические районы
    Нефтепереработка
    Север
    1, 9
    Северо-запад
    ЦЭР
    16, 6
    Волго-вятский
    7, 7
    ЦЧР
    Поволжье
    17, 5
    Северный Кавказ
    7, 1
    Урал
    24, 3
    Западная Сибирь
    9, 9
    Восточная Сибирь
    11, 1
    Дальний Восток
    3, 9
    Калининградская область

Таблица 1: Распределение нефтепереработки по экономическим районам России (в % к итогу)

    Приложение 2

Объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств Российской Федерации, млн. т.

    Показатели
    1991-1995гг. в среднем за год
    1995г.
    1996г.
    1997г.
    1998г. проект
    Зерновые культуры
    87, 9
    63, 4
    69, 3
    88, 5
    70, 0
    Сахарная свекла
    21, 7
    19, 1
    16, 1
    13, 8
    18, 0
    Картофель
    36, 8
    39, 9
    38, 6
    37, 0
    36, 0
    Овощи
    10, 2
    11, 3
    10, 7
    11, 1
    11, 5
    Мясо скота и птицы в живой массе
    11, 9
    9, 3
    8, 6
    7, 7
    8, 0
    Молоко
    45, 4
    39, 2
    35, 8
    34, 1
    34, 0
    Яйца, млрд. шт.
    40, 3
    33, 8
    31, 9
    31, 9
    32, 5
    Список использованной литературы

1. Алтупов И. А. “Новый аграрный строй России”. М; РТА; 1996 2. Видятина В. М. “Экономическая география России: учебник для ВУЗов”. М; ИНФРА-М; 1999 г. 3. Гребцов В. Е. “Краткая характеристика экономических регионов России”. Москва; Высшая школа; 1999 г. 4. Крашенникова В. М. “Экономическая география России”. Москва; РТА; 1996 г. 5. Морозова Т. Г. “Экономическая география России: учебное пособие для ВУЗов”. М; ЮНИКИ; 2001 г. 6. Петренко И. А. “Экономика сельского хозяйства”. М; Высшая школа; 1999 г. 7. Родионова М. А. “Экономическая география России”. М; Московский лицей; 2002 г. 8. Романенко Г. А. “Земельные ресурсы России”. Москва; РТА; 1996г. 9. Холод Л. С. “Система государственного регулирования АПК”. М; ИНФРА-М; 1996г. 10. Хрущев А. Т. “География промышленности России”. Москва; Высшая школа; 1999 г.

Страницы: 1, 2


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.