РУБРИКИ

Инвестиции и структура экономики Украины - (диплом)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Инвестиции и структура экономики Украины - (диплом)

p>Определенное значение имеет и структура капитальных вложений: сохранение стабильно высокой доли вложений, направляемых на строительно-монтажные работы (в 1980– 53%, от общего объема капитальных вложений, в 1986г. – 50%, в 1990г. – 46%, в 1991г. – 48%, в 1992г. – 64%, в 1993г. – 50%) 2повышает капиталоемкость строящихся объектов главным образом за счет “пассивной” части фондов.

Вторая причина несоответствия между ростом накоплений и авансированными ресурсами на создание основных фондов–расхождение между номинальным и реальным накоплением. За 1980-1990 гг. был достигнут рост ввода в действие основных фондов на 57%3. При реальном производственном накоплении, в процессе которого создаются и реализуются прибавочный продукт и чистый доход, показатель роста эффекта значительно ниже. Об этом можно судить по снижению фондоотдачи и, хотя рентабельность в этот период имеет тенденцию к росту, - это мнимое повышение эффективности, так как обусловлено повышением цен, а не реальными сдвигами в производстве. В промышленности Украины абсолютная масса прибыли увеличилась в 1990г. в сравнении с 1980г. , в 2 раза. 4 Фондоотдача, как указывалось выше, в период 1981-1985 гг. снижалась в народном хозяйстве Украины в среднем на 2%, а в 1986-1990 гг. , на 1, 6%. Рентабельность же в этот период составляла: 1980г. – 13, 5%, 1985г. – 13, 7%, 1990г. – 16, 8%, 1991г. – 21, 1%, 1992г. – 30%, 1993г. – 35, 6%. 5Рост массы прибыли в значительной мере происходил в результате увеличения оптовых цен промышленности. Таким образом, реальный процесс накопления, понимаемый нами как эффективная фондоотдача, отставал от номинального. Иначе говоря, рост прибыли не был обусловлен в полной мере интенсивным использованием производственных ресурсов.

Сближение показателей номинального и реального накопления –вопрос сложный. Ведь само по себе понижение фондоотдачи отнюдь не просто результат недостаточной организации управления производством. Повышение фондоотдачи требует соблюдения некоторых важнейших внешних условий, и в первую очередь, установления рыночных цен на средства производства. Речь идет о возмещении в цене издержек производства и обеспечения необходимого уровня рентабельности.

Рост затрат –само по себе не отрицательное явление, если увеличение производственных издержек компенсируется относительно большим сокращением издержек или ростом прибыли в сфере потребления данной продукции. Между тем, на практике не ведется учета эффекта в сфере потребления продукции производственного назначения. Цены на новую технику оказываются выше, чем на старую, хотя показатели мощности, скорости и другие характеристики работы машин изменяются не пропорционально, не адекватно цене на нее. В результате, в отдельных случаях, цены не стимулируют внедрения новой техники в производство и в то же время , искусственно замедляют процесс возмещения затрат, являющийся составной частью процесса расширенного воспроизводства.

1 Народное хозяйство Украинской ССР в 1990 г. Статистический ежегодник. К. Техника, 1991, с. 5; 455

Народное хозяйство Украины в 1991 г. Статистический ежегодник. К. Техника, 1992, с. 6; 42

Народное хозяйство Украины в 1992 г. Статистический ежегодник. К. Техника, 1993, с. 6; 26

2 Народное хозяйство Украинской ССР в 1990 г. Статистический ежегодник. К. Техника, 1991, с. 405

Народное хозяйство Украины в 1992 г. Статистический ежегодник. К. Техника, 1993, с. 383

Народное хозяйство Украины в 1993 г. Статистический ежегодник. К. Техника, 1994, с. 216

3Народное хозяйство Украинской ССР в 1990 г. Статистический ежегодник. К. Техника, 1991, с. 244

4Народное хозяйство Украинской ССР в 1990 г. Статистический ежегодник. К. Техника, 1991, с. 453

5 Народное хозяйство Украины в 1991 г. Статистический ежегодник. К. Техника, 1992, с. 40

Народное хозяйство Украины в 1992 г. Статистический ежегодник. К. Техника, 1993, с. 24

Народное хозяйство Украины в 1993 г. Статистический ежегодник. К. Техника, 1994, с. 29.

Другими словами, приближение среднеотраслевых затрат на производство к рыночно обоснованным возможно лишь на базе все большего отражения потребительских свойств средств производства в оптовой цене.

Следует отметить, что рентабельность определялась, да и сейчас определяется в процентах к себестоимости продукции. При росте последней рентабельность также возрастает. На практике такое положение влечет за собой определенную инерционность в развитии отраслей, ибо спрос на капитальные вложения предопределяется сложившимися условиями накопления в каждой отдельной отрасли народного хозяйства. Цены на инвестиционные ресурсы, в большей мере, чем в отношении другой продукции, должны отражать конечный потребительский эффект, рыночную полезность. Такие цены, во-первых, обеспечивают возможность создания источников финансирования инвестиций с учетом реального процесса накопления. Это означает, что финансовое положение инвесторов становится соответствующим их вкладу в конечные результаты. Если норма накопления в цене окажется завышенной по сравнению с нормативом расширенного воспроизводства, произойдет изъятие части дохода из отраслей-потребителей инвестиционных ресурсов. А это приведет к общему понижению нормы прибыли.

Во-вторых, цены, отражающие потребительский эффект средств труда, служат инструментом принятия решений об инвестициях, так как позволяют оценить отдельные варианты затрат в соответствии с критерием роста рыночной цены средств труда.

И, наконец, в-третьих, названные цены могут служить основой сбалансированности спроса и предложения на инвестиционные ресурсы, так как они являются источником структурной сбалансированности народного хозяйства.

В настоящих условиях, цены должны выступать регулятором спроса на инвестиционные ресурсы. Естественно, что постепенный переход к рыночным отношениям в инвестиционной сфере народного хозяйства немыслим без коренного пересмотра самих принципов ценообразования. При действующей системе ценообразования исключительная ориентация на фактическую норму прибыли может привести к преимущественному направлению инвестиций в пользу фондоемких отраслей, к ухудшению отраслевых пропорций в экономике. При этом возникают противоречия между целевой задачей государства по улучшению общих макроэкономических пропорций и реальными финансовыми ресурсами отдельных отраслей, то есть, их экономическими интересами. Таким образом, в процессе формирования рыночной среды в инвестиционной сфере необходимо в комплексе решать задачи и по институциональному оформлению субъектов инвестиционной деятельности и формированию экономически обоснованного механизма ценообразования на инвестиционные ресурсы.

Вопрос о том, в какой мере конкретная цена продукции должна выражать эффект использования средств труда, сводится к научному обоснованию норматива накопления в цене. Инвестиционный процесс, в ходе которого происходит возмещение затраченных в процессе производства ресурсов и реализации добавочного эффекта для обеспечения расширенного воспроизводства, немыслим без научного обоснования норматива накопления в цене. Если в ценах будет заложена единая норма накоплений, то она не может стимулировать рост производства продукции тех отраслей, которые должны иметь приоритет в развитии. Дифференциация нормы накопления в цене означает, что существуют различные уровни и структура фондооснащения. , условия воспроизводства, в конце концов, различные уровни прибыльности отраслей и производств, как следствие различий в спросе на соответствующую продукцию. В определенной мере это положение связано с возрастанием капиталоемкости производства. Поэтому очень важноориентироваться на норматив (коэффициент) расширенного воспроизводства как произведение нормы прибыли на норму накопления. Такой коэффициент позволяет выявить как реально складывающиеся за ряд лет накопления в основных фондах (норма прибыли), так и часть чистого дохода, привлекаемую за столь же длительный период времени на цели расширенного воспроизводства фондов (норма накопления). Последняя характеризует структуру накопления (производственные и непроизводственные, основные и оборотные фонды и т. д. ). Установленный с помощью названного выше коэффициента размер прибыли может быть использован для расширения основных фондов.

В условиях рыночной экономики, имеет значение не только реально складывающаяся прибыль для целей инвестирования обновления и увеличения основных фондов, но и источники ее формирования.

Очевидно, что проводимая государством политика налогообложения прибыли, должна стимулировать прежде всего вложение средств в развитие, модернизацию производства, в инновации и инвестиции ибо только на этой основе возможен рост потребления, развитие социальной сферы. Очень важно, чтобы распределение прибыли между государством и отдельными субъектами экономической деятельности не только преследовало интересы государства, но и обеспечивало объективные потребности расширенного воспроизводства каждого предприятия в условиях эквивалентного обмена и экономически равных экзогенных условиях для накопления (через систему рентных платежей). В этих условиях, стимулирование роста производительности труда, прибыли, по существу означает, что общество возвращает хозяйствующему субъекту часть его вклада в увеличение национального богатства в виде сверхприбыли, добавочной прибыли.

В целом, по Украине, в настоящее время, реинвестируется лишь незначительная часть прибыли, получаемая в народном хозяйстве. Финансовые и валютные спекуляции стали отдельной индустрией украинской экономики. Прибыли от биржевых операций и манипуляций с банковскими учетными ставками достигают 100%, тогда как отдача от производственных капиталовложений– всего 3%. 1 Необходимо изменить подобную ситуацию. В центр экономического процесса необходимо поставить реальную производственную деятельность, добившись повышения эффективности производственных инвестиций. Нормативы распределения прибыли между налогами (государственным бюджетом) и инвестициями должны определять не только пропорции финансовых фондов государства и субъектов хозяйствования, но также и темпы вложения в основные фонды, обеспечивающие достижение экономически обоснованной фондоемкости продукции.

Как известно, первым источником для формирования инвестиционных вложений служат амортизационные отчисления на реновацию. Их удельный вес в структуре ресурсов капитальных вложений составлял в 1980-1990 гг. 32-45%. 2, а в последние годы стал существенно снижаться. Долголетняя практика экстенсивного развития народного хозяйства, при которой большая часть инвестиций направлялась на создание и расширение действующих, а не на замену устаревших, привела к ежегодному приросту их износа в среднем на 1-2%. В целом по промышленности, уровень износа основных фондов возрос с 28% в 1975г. до 49% в 1990г. Снижение уровня износа в 1991г. по сравнению с предыдущим почти на 3%3обусловлено не возросшими масштабами обновления фондов, а простой сменой методологии начисления амортизационных отчислений. В целом по промышленности, например, сумма износа, начисленного на машины и оборудование, превысила сейчас половину их балансовой стоимости и в различных отраслях колеблется от 23% до 77% (см. табл. 7).

    1 Урядовый курьер, 1995, №7, 14. I.

2 Народное хозяйство Украинской ССР в 1990 году. Статистический ежегодник. К. Техника. 1991, с. 5; 455

    3 По данным Минстата Украины.
    Таблица 7.

Уровень износа машин и оборудования на предприятиях отдельных отраслей промышленности Украины в 1994г. *

    Отрасли
    Уровень износа
    Всего
    Тяжелая промышленность
    в том числе:
    электроэнергетика
    топливная промышленность
    черная металлургия
    химическая и нефтехимическая промышленность
    машиностроение и металлообработка
    промышленность строительных материалов
    легкая промышленность
    пищевая промышленность
    51, 6
    52, 3
    47, 9
    41, 7
    63, 1
    55, 5
    49, 8
    50, 8
    45, 2
    45, 5

* Таблица составлена на основании данных Министерства статистики Украины

Наиболее изношен парк машин и оборудования предприятий, производящих химические красители (65%), медицинские изделия из стекла, фарвора и пластмасс (67%), химико-фотографическую продукцию (70%), трубы из черных металлов (70%), аккумуляторы (75%), мыло и моющие средства (76%), асбестотехнические изделия (77%). 1

Техническое перевооружение этих предприятий в условиях нарастания кризисных явления в экономике и бесконечного роста цен становится все более проблематичным. Так, оптовые цены на продукцию машиностроения за четыре последних года возросли более чем в 54 тысячи раз, в частности, в металлургическом машиностроении в 197 тысяч раз, электротехнической промышленности– в 112 тысяч раз, автомобильной – 120 тысяч раз, машиностроении для легкой и пищевой промышленности – 81 тысячу раз. 2 При этом рост цен не означает качественного улучшения продукции. Четвертая часть выпускаемой машиностроительными предприятиями продукции не обновлялась свыше 10 лет, то есть является морально устаревшей, и сейчас только 10% из числа предприятий отрасли машиностроения занимаются созданием образцов новой техники. Постоянно сокращается количество образцов, созданных на уровне лучших мировых стандартов, экспортабельная продукция составляет менее трети общего числа объема производства.

В этих условия предприятия все менее охотно расстаются со своим старым оборудованием, не имея возможности в приобретении нового, высокоэффективного, и количество списываемого оборудования сокращается из года в год. Во многих отраслях оно составляет менее одного процента от общей стоимости машин и оборудования и таким образом производственная база предприятий все более стареет. Доля оборудования, эксплуатируемого более 20 лет, составляет 13%, в том числе более 10 лет работают 60% всех металлорежущих станков, более половины–деревообрабатывающих и ткацких станков, электрометрического оборудования, хлебопекарных печей и т. д. 3

    1 По данным Министерства статистики Украины.
    2 там же.
    3 Коммерсант Украины, 1995, №3, с. 7

Наличие такого количества устаревших фондов заставляет предприятия расходовать значительные средства на поддержку их в рабочем состояние. Затраты на ремонт основных промышленно-производственных фондов составляют половину объема капитальных вложений в промышленность. В результате такого положения вещей значительная часть амортизации перераспределяется из фонда реновации в фонд текущего и капитального ремонта.

Высвобождение амортизации, по мере перенесения стоимости фондов на готовый продукт, носит временный характер, определяемый полным периодом оборота этих фондов. Воспроизводство в натуре изношенных фондов требует накопления полной суммы амортизации; в противном случае предприятие замещает недостающую сумму амортизации прибылью или покрывает требование на инвестиции за счет кредита. Таким образом, использование на инвестиционные цели амортизации, в процессе износа основных фондов, как будто оказывается невозможным или оно может производиться на кредитной основе.

Однако возможность использования амортизационного фонда на нужды расширенного воспроизводства связана с тем, что накапливаемые в фондах средства превышают потребности в натуральном возмещении основных фондов. Это вызвано, во-первых, неравномерностью износа отдельных элементов и групп основных фондов, во-вторых, по мере технического прогресса происходят ускоренный моральный износ средств производства (не учитываемый в нормах амортизации) и выбытие основных средств, а также их замещение новыми с использованием для этого совокупных источников расширенного воспроизводства–прибыли, бюджетных ассигнований, кредита. При этом, с точки зрения расширенного воспроизводства, полное накопление ранее авансированной суммы не является абсолютно необходимым, ибо образование фондов возмещения в денежной форме обгоняет фактический износ фондов.

В условиях технического прогресса, каждая гривна амортизации, направленная в новые вложения, не адекватна ранее произведенным вложениям. Потребительная стоимость вновь созданных основных фондов, как правило, выше (в том числе и по удельным характеристикам), чем старых. Однако, поскольку амортизационные отчисления на реновацию начисляются в течение всего фактического срока службы основных фондов, а также учитывая, что в народном хозяйстве эти сроки службы превышают нормативные размеры, накопленная амортизация, в ряде случаев, значительно превышает стоимость изнашиваемых фондов. В результате этого не только завышается себестоимость продукции, но и складывается неправильное соотношение между накоплением и возмещением в пользу последнего. Часть прибыли, которая должна была поступать в фонды расширенного воспроизводства, после возмещения первоначальной стоимости основных фондов, выступает в виде амортизационных средств. С точки зрения рыночных условий воспроизводства было бы целесообразно прекращать начисления амортизации на реновацию по истечении нормативных сроков службы основных фондов. Недоамортизация (“переамортизация”) также свидетельствует об отступлении от средненормальных условий воспроизводства.

Кроме того, равномерное начисление амортизации противоречит реальным условиям воспроизводства основных фондов, при которых распределение износа во времени неравномерно, зависит от “возраста” фондов. Потребность ускоренного обновления средств производства вызывается, в большей мере, их старением. Но это вызывает определенное противоречие с тенденцией понижения себестоимости продукции производства, которое разрешается путем повышения интенсивности использования фондов.

Как уже отмечалось, для современного состояния хозяйства Украины характерны свертывание инвестиционной деятельности и неэффективная система амортизации. В результате усугубляется технологическая отсталость предприятий. Для многих из них стало проблемой не совершенствование, а поддержание производственного потенциала на прежней технической основе. Только продуманная политика амортизации обеспечивает создание достаточного фонда возмещения для постоянного обновления основных производственных фондов, а отсутствие ее ведет к их старению и “проеданию”, что и происходит сегодня в Украине. В условиях гиперинфляции для обеспечения соответствия начисленной амортизации действительной потребности в средствах на воспроизводство основных производственных фондов необходимо систематическое проведение индексации их балансовой стоимости. В 1992-1993 гг. удваивание цен происходило менее чем за два месяца. Поэтому средства труда, приобретенные до и сразу после переоценки основных производственных фондов по состоянию на 01. 05. 1992г. , через год учитывались по стоимости, которая в отдельных случаях уже в 130-280 и более раз1была меньше действующих цен на их аналоги. Следовательно, начисляемая амортизация занижалась в 130-280 раз и составляла около 0, 8-0, 4% необходимой суммы. Искусственно занижались издержки производства, завышались прибыль и налог на доход. Предприятия лишались средств для самофинансирования. В масштабах народного хозяйства завышалась расчетная величина национального дохода и фонда накопления, маскировался процесс проедания национального богатства, созданного трудом многих поколений. Положение предприятий оказалось особенно трудным, так как в 1993 и 1994 гг. 25% амортизационных отчислений они должны были направлять в государственный бюджет.

Постановление Кабинета Министров Украины №596 от 03. 05. 1993г. предусматривало проведение ежегодной индексации балансовой стоимости основных фондов и ежеквартальной индексации амортизационных отчислений. В августе 1993г. была проиндексирована стоимость основных фондов. Балансовая стоимость основных фондов, которые числились по состоянию на 01. 05. 1992г. , была увеличена, в соответствии с дифференцированными по группам индексами, в 20, 8-37, 6 раза. Стоимость же основных фондов, введенных с 1 мая 1992г. до 1 января 1993г. , возросла в 10, 1-16, 8 раза. Поскольку не индексировались стоимость основных фондов, введенных в 1993г. , то можно сделать вывод, что, по сути, была осуществлена переоценка основных производственных фондов по состоянию на 1 января 1993г. , но повышенные амортизационные отчисления по переоцененным основным фондам впервые могли быть начислены в августе, а не с 1 января 1993г. Индексация амортизационных отчислений в Украине пока ни разу не осуществлялась. Кроме того, ежемесячные темпы инфляции в 1993г. составляли 50-60% и стоимость основных фондов к концу года должна была составить величину в 130-280 раз большую, чем в начале года. Пропорционально должны были увеличиться и суммы недоначисленной амортизации, необходимые для простого воспроизводства средств труда. Но подобного не произошло. Таким образом, проведенная в 1993 году индексация лишь сократила, но не устранила разрыв между начисленной и требующейся для воспроизводства действующих основных фондов суммой амортизации. Для устранения подобных диспропорций, при высоких темпах инфляции необходима ежемесячная индексация стоимости основных фондов. Подобный подход не приведет к снижению конкурентоспособности продукции за счет увеличения издержек производства, при индексации основных фондов, при существующих в настоящее время в Украине ценах. Так как за счет правильной индексации основных фондов происходит уточнение действительных издержек производства, а не их завышение. Далее, увеличение амортизационных отчислений и себестоимости продукции не обязательно должно сопровождаться повышением цены. Происходит уточнение действительных издержек

1 Орлов П. , Государственное регулирование обновления основных фондов. – Экономика Украины, 1994, №6, с. 31

производства, и, соответственно, может быть снижен размер прибыли. Нельзя считать нормальным положение, когда при спаде производства на 20% рентабельность промышленной продукции за 1993г. составила 35, 7%. 1 Если следовать ошибочной логике, что в результате занижения издержек производства на возмещение основных фондов (против действительной величины) можно повысить конкурентоспособность продукции, то с этой целью возможно бы занизить или вовсе не считать затраты на оплату труда, материалы и по другим статьям. Однако, понятно, что кроме самообмана, такой путь ничего обеспечить не может. Кроме того, необходимо учитывать, что чем реже будет индексация и больше разрыв между балансовой и рыночной стоимостью основных фондов, тем больше возможностей для злоупотребления или коррупции при приватизации. Разумеется, одновременно с основными фондами, должна индексироваться и стоимость имущественных сертификатов граждан. В условиях существующего регулирования рентабельности продукции, целесообразно пересматривать и величину предельной рентабельности.

Другой эффективной мерой, защищающей амортизационные фонды от инфляции и расширяющей возможности самофинансирования, может быть существенное расширение масштабов ускоренной амортизации, которая в настоящее время почти не практикуется. Одна из основных причин этого состоит в том, что право на использование ускоренной амортизации должно испрашиваться предприятием у Министерства экономики и оговорено рядом недостаточно обоснованных условий. Так, в соответствии с действующим положением, о порядке начисления амортизационных отчислений ускоренная амортизация (не более, чем два раза против действующих норм) может быть разрешена для активной части основных производственных фондов, используемых для увеличения выпуска средств вычислительной техники, новых прогрессивных материалов, приборов, оборудования, расширения экспорта, а также в случаях, когда предприятие осуществляет массовую замену изношенной и устаревшей техники. Малым предприятиям, наряду с применением ускоренной амортизации, разрешено в первый год эксплуатации списывать дополнительно в виде амортизационных отчислений до 20% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы выше трех лет.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины “Об утверждении основных положений о составе затрат производства и формировании финансовых результатов на предприятиях и организациях Украины” от 19. 10. 1993г. Минфин и Минэкономики дают разрешение на использование ускоренной амортизации активной части основных производственных фондов также в случаях, связанных с конверсией, охраной окружающей среды, увеличением выпуска потребительских товаров и услуг ля населения. Малые предприятия одновременно с использованием ускоренной амортизации для стимулирования обновления машин и оборудования могут в первый год эксплуатации начислить уже до 30% первоначальной стоимости основных производственных фондов со сроком службы более трех. 2

Таким образом, ускоренная амортизация без всяких оговорок разрешена только для малых предприятий. Для всех остальных предприятий требуется разрешение Минфина и Минэкономики. При этом возникает вопрос, кто и как определит степень прогрессивности выпускаемой продукции, масштаб замены техники, позволяющий считать ее массовой и используются ли средства труда для увеличения выпуска потребительских товаров или по другому назначению?

Отсутствие четких критериев, как известно, является почвой для злоупотреблений. Связывать же получение разрешения на ускоренную амортизацию предприятием с

1Народное хозяйство Украины в1993 году. Статистический ежегодник. К. Техника. 1994, с. 101

    2 Урядовый курьер, 1993. 12. 05, с. 5

массовой заменой им изношенной и устаревшей техники вообще экономически нерационально. Так как полное перенесение стоимости используемого оборудования на изготовляемую продукцию вовсе не означает необходимость его немедленной замены, как это иногда ошибочно считают. Далее, стимулировать необходимо не массовую замену оборудования, а проведение ее в оптимальные сроки, так как при этом обеспечивается максимальный социально-экономический эффект. И, наконец, условие массовой замены изношенной и устаревшей техники необоснованно лишает права на ускоренную амортизацию вновь созданные предприятия. Преимущества ускоренной амортизации можно сравнить с беспроцентной ссудой на техническое развитие предприятие. В первой половине срока службы вновь вводимых средств труда искусственно повышается себестоимость продукции. За счет повышенных амортизационных отчислений, соответственно, занижается прибыль и остается больше средств для финансирования технического развития. Во второй половине срока службы наблюдается обратная картина. Таким образом, ускоренная амортизация имеет преимущество перед другими видами налоговых льгот, так как предоставляемые предприятиям дополнительные ресурсы, за счет ее применения, впоследствии возвращаются в государственный бюджет.

Учитывая катастрофическое состояние воспроизводства средств труда во всех без исключения отраслях народного хозяйства и темпы инфляции, ускоренную амортизацию для вновь вводимых основных производственных фондов целесообразно разрешить повсеместно как для старых, так и для новых предприятий. Причем ее следует практиковать для всех групп основных производственных фондов, а не только для их активной части. Более того, для предприятий приоритетных отраслей (легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство, энергетика) можно разрешить списывать стоимость вновь вводимых средств труда на себестоимость изготовленной с их помощью продукции в течении 12 месяцев. При этом должна ограничиваться только максимальная сумма амортизационных отчислений, чтобы предприятия могли в случае необходимости начислять и меньшие суммы. Не способствует активизации инвестиционной деятельности предприятий также и существующий порядок возмещения затрат на модернизацию оборудования. Затраты на эти цели могут достигать значительных величин и в большинстве случаев отличаются высокой эффективностью. В настоящее время затраты на модернизацию могут не полностью переноситься на себестоимость продукции до истечения нормативного срока службы модернизированного оборудования.

Чтобы затраты на модернизацию полностью и своевременно отражались в себестоимости продукции, необходимо не только на их величину увеличивать балансовую стоимость средств труда, но и корректировать в сторону повышения действующую годовую норму амортизации.

О динамике фонда возмещения в экономике Украины можно судить по данным таблицы 8.

Из рассмотрения данных таблицы 8, следует, что очевидным является вывод об обвальном сокращении реновационной амортизации в росте основных фондов. Если в период 1980-1985 гг. рост амортизационных отчислений на реновацию составил 135%, а в период 1985-1990 гг. –147%, то только за 1991 г. составил 67%, то есть сократился на треть, а в 1992 г. –79%. Из данного анализа следует, что в Украине идет, по сути, “проедание” накопленного национального богатства. Не лучше обстоит дело и с использованием на цели роста основных фондов, накопляемой части национального дохода. Если в период 1980-1985 гг. рост фонда накопления составил 157%, то уже начиная с 1990 г. , вплоть до настоящего времени, данные говорят о непрекращающемся падении этой величины. Это падение достигло максимума в 1992 г. , составив лишь 49% от уровня предыдущего года. И подобное положение, в полной мере, отразилось на динамике роста основных фондов, которое имеет тенденцию к неуклонному сокращению

    Таблица 8.

Динамика изменения источников роста основных фондов в народном хозяйстве Украины в 1980-1993гг. *

    Сравниваемые годы
    Рост стоимости основных фондов
    Рост накопляемой части национального дохода
    Рост реновационной амортизации
    1985 / 1980
    1990 / 1985
    1991 / 1990
    1992 / 1991
    1993 / 1992
    1, 27
    1, 24
    1, 04
    1, 03
    1, 00
    1, 57
    0, 78
    0, 96
    0, 49
    0, 83
    1, 35
    1, 47
    0, 67
    0, 79

* Рассчитано по данным: Народное хозяйство Украинской ССР в 1985 году. Статистический ежегодник. К. Техника. 1986, с. 37.

Народное хозяйство Украинской ССР в 1990 году. Статистический ежегодник. К. Техника. 1991, с. 13; 244.

Народное хозяйство Украины в 1991 году. Статистический ежегодник. К. Техника. 1992, с. 257; 42; 15

Народное хозяйство Украины в 1992 году. Статистический ежегодник. К. Техника. 1993, с. 243; 26; 14

Народное хозяйство Украины в 1993 году. Статистический ежегодник. К. Техника. 1994, с. 74; 30; 16

и со 127% роста, в период 1980-1985 гг. , практически прекратилось в 1993г. , что позволяет сделать вывод об абсолютном сокращении стоимости основных фондов народного хозяйства Украины в последующий период, то есть выбытие фондов будет превышать ввод.

Очевидно, что амортизация выполняет значительную роль в расширенном воспроизводстве основных фондов. Об этом также свидетельствует систематическое возрастание доли амортизационных отчислений в структуре источников финансирования капитальных вложений в Украине в период до 1991 года . И явно ненормальным является положение, когда доля амортизации, в общем объеме капитальных вложений, составляет 6-7%, как это сложилось в Украине в последние годы. Необходимо отметить, что стабилизации ситуации будет способствовать начавшееся с 1995г. прекращение изъятия с предприятий 25% амортизационных отчислений.

В хозяйстве Украины средняя фактическая норма реновационной амортизации составляет 2, 9%; срок полного восстановления стоимости основных фондов– 33 года. 1Учитывая, что эти сроки значительно длиннее сроков обновления продукции (норматива технического прогресса), то можно сделать вывод, что в каждый отдельный момент амортизационный фонд на реновацию может превышать реальную потребность в восстановлении фондов (а в отдельных случаях бывает недостаточным). По расчетам, около ј реновационной амортизации, начисленной на стоимость основных фондов, остается неиспользованной (при предположении, что реновационная амортизация депонируется на счетах предприятий). В этих условиях, кредит элиминирует влияние фактора времени в формировании и использовании амортизации на реновацию. Учитывая длительность срока износа основных фондов, амортизационный кредит также является долгосрочным.

1Народное хозяйство Украины в 1992 году. Статистический ежегодник. К. Техника. 1993, с. 6; 26.

Формирование и использование прибыли, важнейшего ресурса капитальных вложений, также связано с закономерностями кругооборота основных фондов. По существу, темпы накопления сумм чистого дохода, предназначенных для расширенного воспроизводства основных фондов, зависят от эффективности всего инвестиционного процесса–выбора лучшего варианта капитальных вложений, затрат на строительство и, наконец, фондоотдачи как результата приложения средств труда в процессе производства. Чистый доход служит показателем эффективности капитальных вложений, ибо новые капиталовложения эффективнее предыдущих по показателям производительности труда, себестоимости и т. п. По мере окупаемости вложений накапливается и определенный резерв, предназначенный на расширение основных фондов путем новых вложений.

Здесь, однако, следует иметь в виду особую роль финансовых сокращений при формировании накопляемой части чистого дохода. С помощью финансовых рычагов происходит распределение чистого дохода между государством и предприятием, а внутри предприятия–между отдельными фондами накопления и потребления. Во взаимоотношениях между государством и государственными предприятиями отмечаются встречные потоки денежных средств; предприятия отчисляют часть чистого дохода в форме налогов и платежей и, в свою очередь, получают часть средств от государства в виде бюджетных ассигнований и субвенций на капитальные вложения. Кроме того, на уровень распределительных отношений влияет система так называемого внутриотраслевого вторичного перераспределения прибыли на инвестиционные цели. В пределах остающейся на предприятиях части чистого дохода распределение производится между фондами накопления, личного и коллективного потребления. Размер конкретных отчислений прибыли на капитальные вложения в фонды предприятия зависит от размеров прибыли и нормативов распределения. Эти поступления представляют часть экономического эффекта, который реализуется предприятием. Однако четкой экономической связи между использованием имеющихся основных фондов и получаемой прибылью нет. Ведь прибыль не отражает непосредственно уровня и динамики эффективности производственных фондов и зачастую может возрастать лишь за счет роста цен. Темпы роста прибыли также отражают рост фондоотдачи, ибо масса прибыли возрастает в зависимости от структуры цен и от издержек на производство.

Что касается реализации прибыли, то здесь следует иметь в виду многие внешние условия, которые, в свою очередь, определяются реальным соотношением между натурально-вещественной и денежной сторонами воспроизводства. В случае, если единовременные капитальные вложения превышают собственные накопления, то есть, образуется разрыв во времени между окупаемостью вложений в действующие фонды и новыми вложения, предназначенные для роста производства, создаются объективные условия применения долгосрочного кредита (см. табл. 9).

В условиях рыночной экономики естественным является самостоятельное распоряжение хозяйствующим субъектом прибылью, получаемой в результате экономической деятельности. В долгосрочной перспективе можно прогнозировать увеличение доли вложений, направляемых в развитие производства, за счет собственных источников роста. Как можно видеть из данных табл. 8, доля средств, направляемых на развитие производства в АПО “Укрэлектрочермет”, в 1993г. , после акционирования предприятия, в сравнении с 1992г. , возросла более, чем в два раза. В то же время, в 7 раз возросла и доля средств, направляемых на социальное развитие коллектива.

До тех пор, пока собственные средства предприятий резервируются в банках, они служат естественным ресурсом банковского кредитования. Поскольку окупаемость вложений чистым доходом осуществляется в длительные сроки, естественен и долгосрочный характер кредита.

Таким образом, наряду с опережающим ростом затрат на капитальные вложения по сравнению с ресурсами, отчисленными из прибыли, возрастают средства предприятий в

    Таблица 9.

Распределение прибыли и затраты на капитальные вложения в АПО “Укрэлектрочермет“ в 1992-1993 гг. *

    Показатели
    Г о д ы
    1992
    1993
    тыс. крб
    %
    тыс. крб
    %
    Доход предприятия
    Прибыль предприятия
    в том числе:
    - налог на доход
    - в распоряжении предприятия
    Фонд потребления
    а) фонд оплаты труда
    б) фонд материального поощрения
    Фонд накопления
    - фонд развития производства
    - приобретение оборудования
    - техническое перевооружение
    - НИОКР
    - развитие подсобного хозяйства
    5. Фонд социального развития
    - жилье
    - пансионат
    10999, 4
    2378
    1726
    652
    8142
    7211
    931
    403, 4
    236
    7, 6
    1, 8
    158
    76
    48
    28
    100
    21, 6
    15, 7
    5, 9
    74, 0
    65, 6
    8, 4
    3, 7
    2, 2
    0, 07
    0, 03
    1, 4
    0, 7
    0, 4
    0, 3
    427996
    155342
    56452
    98890
    217138
    161744
    55394
    34390
    22308
    5876
    3367
    1866
    973
    21126
    3896
    17230
    100
    36, 3
    13, 2
    23, 1
    50, 7
    37, 8
    12, 9
    8, 0
    5, 2
    1, 4
    0, 8
    0, 4
    0, 2
    5, 0
    1, 0
    4, 0

* Таблица рассчитана на основе данных бухгалтерских отчетов АПО “Укрэлектрочермет” 1992-1993 гг.

банках. В результате, долгосрочное кредитование способствует активному использованию накоплений предприятий.

Коротко освещенные черты кругооборота стоимости основных фондов не позволяют ответить на важнейший вопрос о том, каковы же закономерности новых вложений в основные фонды, в какой связи они находятся с действующими фондами. В экономической литературе неоднократно указывалось на то, что повышение эффективности экономики требует обязательного опережения темпов роста национального продукта, национального дохода над темпами роста основных производственных фондов. Однако такое правильное теоретическое положение нельзя рассматривать вне конкретных экономических и исторических условий. Задача повышения эффективности национальной экономики должна решаться как первоочередная задача стратегии развития в ближайшей перспективе. Само по себе соотношение темпов роста производства продукции и основных фондов зависит от многих факторов, из числа которых можно выделить следующие: обеспеченность основными фондами, соответствующая достигнутому уровню фондоемкости продукции, так как отклонение индивидуальных от рыночных издержек на производство продукции зависит, в основном, от неодинакового уровня технического оснащения;

капиталоемкость в расчете на единицу мощности вновь вводимых в строй основных фондов. Здесь важно правильное соотношение производительности и стоимости новой техники, которое в условиях технического прогресса происходит при преимущественном росте первой;

уровень фондоотдачи как показатель эффективности использования действующих фондов. При этом в значительной мере то или иное использование основных фондов зависит от пропорций между основным и оборотным капиталом, от обеспеченности трудовыми ресурсами и т. д.

В конечном счете, речь идет о достижении такого уровня использования и таких пропорций в средствах производства и системе распределения национального дохода, при которых будет обеспечено закономерное опережение роста общественного производства по сравнению с приростом основных фондов. Однако в развитии отдельных отраслей и особенно с низким органическим строением фондов такой безусловной закономерности быть не может. Например, в сельском хозяйстве электровооруженность труда рабочих в несколько раз ниже, чем в промышленности. Между тем, в силу ряда причин (биологических, метеорологических, почвенных условий и др. ) сельское хозяйство требует более высокой вооруженности труда по сравнению с промышленностью при том, что оборот производственных фондов в два раза медленнее и, соответственно, замедлена окупаемость вложений. В целом по народному хозяйству Украины указанное соотношение может быть представлено в виде следующего динамического ряда (см. табл. 10).

    Таблица 10.

Динамика основных показателей эффективности народного хозяйства Украины в 1985-1993гг. *

    Годы
    Валовой национальный продукт
    Основные производственные фонды
    Национальный доход
    Фондоотдача
    крб / крб
    Пр-ть общественного труда в % к предыдущему году
    млрд. крб
    % роста
    млрд. крб
    % роста
    млрд. крб
    %роста
    1985
    1986
    1987
    1988
    1989
    1990
    1991
    1992
    1993
    242
    249
    257
    263
    270, 4
    266, 9
    246, 9
    212
    192, 9
    100
    102, 9
    106, 1
    108, 9
    111, 7
    110, 3
    102
    87, 6
    79, 7
    255
    265, 7
    277, 4
    284, 9
    297, 2
    309
    327
    336
    341, 4
    100
    104, 2
    108, 8
    111, 7
    116, 5
    121, 2
    128, 3
    131, 6
    133, 9
    94
    95, 5
    100, 6
    103
    107
    102, 4
    88, 7
    74, 5
    63, 33
    100
    101, 6
    107
    110
    114
    109
    94
    79
    67, 3
    0, 95
    0, 94
    0, 93
    0, 92
    0, 91
    0, 86
    0, 76
    0, 63
    0, 57
    100, 5
    102, 2
    106, 1
    103, 8
    104, 2
    96, 3
    89, 0
    86, 2
    86, 8

* Рассчитано на основе данных: Народное хозяйство Украинской ССР в 1990 году. Статистический ежегодник. К. Техника. 1991, с. 7; 5

Народное хозяйство Украины в 1991 году. Статистический ежегодник. К. Техника. 1992, с. 8

Народное хозяйство Украины в 1992 году. Статистический ежегодник. К. Техника. 1993, с. 6; 8.

Народное хозяйство Украины в 1993 году. Статистический ежегодник. К. Техника. 1994, с. 12; 14

    При этом в качестве базовых взяты цены 1985г.

Таким образом, как следует из рассмотрения таблицы 9, темпы роста основных производственных фондов опережают увеличение валового продукта и темпы роста эффективности, оцениваемой показателями национального дохода: это опережение носит устойчивый характер. Все эти вопросы достаточно полно рассмотрены в экономической литературе, но хотелось бы обратить внимание на следующее обстоятельство. Сближение показателей роста фондовооруженности и фондоотдачи, в значительной мере, зависит от структурной политики, проводимой правительством и рационального размещения и последовательности капитальных вложений. Последовательное накопление затрат (конечно, до определенного оптимума) связано с долговременной инвестиционной программой, что, в свою очередь, связано со сбалансированностью финансовых ресурсов государства, рациональной кредитно-денежной политикой.

Итак, можно сделать вывод, что рост фондовооруженности во всех отраслях экономики и соответствующий рост фондоемкости продукции вызывают безудержный спрос на капитальные вложения. Это, в свою очередь, приводит к росту числа строек, к связыванию средств в так называемых “долгостроях”, к увеличению “незавершенки”, это, в свою очередь, приводит к еще большему падению фондоотдачи, росту фондоемкости.

Так, в Украине, с 1986г. по 1990г. количество строек возросло с 2984 до 3234, то есть почти на 9%. В это же время количество законсервированных строек возросло со 150 до 302. Готовность строительства в этот период составляла 44% и 48%. Увеличились также средние сроки, которые остались до окончания строительства, с 4, 2 до 4, 5 лет. При этом непрерывно увеличивались средние сроки строительства с 7, 4 до 8, 6 лет. Соответственно выглядит картина и в стоимостном выражении. Непрерывно возрастает полная сметная стоимость строительства: с 94389 млн. крб. в 1986г. до 111803 млн. крб. в 1991г. (на 18% больше) и при этом в еще большей степени возрастает стоимость незавершенного строительства: с 62412 млн. крб. в 1986г. до 82410 млн. крб. в 1991г. (рост на 32%). 1На 1 января 1995г. в Украине зафиксировано более 6 тысяч объектов производственного назначения, строительство которых либо законсервировано, либо приостановлено. В среднем их строительная готовность составляет 30%. Если же учесть объекты общественного назначения и законсервированное жилищное строительство, то сюда необходимо добавить еще 2, 5 тысячи объектов. 2При этом качественные показатели развития народного хозяйства непрерывно ухудшались (см. табл. 10): фондоотдача уменьшилась с 0, 94 в 1986г. до 0, 76 в 1991г. и до0, 57 в 1993г. , а производительность общественного труда в 1986г. составляла 102, 2% по отношению к предыдущему году, в 1991г. составила уже 89% уровня предыдущего года и 86, 8% в 1993 году.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.