![]() |
РУБРИКИ |
Экономика - (билеты) |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Экономика - (билеты)p>Векселя и чеки тоже нельзя отнести к функции кредита, т. к. они возникают на основе перераспределения свободных денежных средств. Пример: один предприниматель продал товар другому, т. е. передал во временное пользование средства и получил расписку - вексель. Т. о. вексель - это производная от перераспределения средств. В случае чека один предприниматель передал денежные средства банкиру и получил чековую книжку.2. - Мобилизация и использование временно свободных денежных средств предполагает наличие соответствующего аппарата - банка. Кредит выступает орудием контроля, но сам кредит контроля не осуществляет, его осуществляют банки, предоставляя средства и мобилизуя их. Т. о. кредит - орудие контроля вследствие перераспределения, т. е. контроль вытекает из перераспределительной функции, но сам самостоятельной функцией не является. 3. - Выделение % так же нельзя считать функцией кредита, хотя платность - одна из характеристик кредита. Но существуют льготные ссуды, не предполагающие %. Т. о. выделение % - это не внутренне присущая кредиту функция. Т. о. кредит имеет 2 функции: Функция замещения наличных денег кредитными деньгими и кредитными операциями. Некоторые экономисты считают, что у кредита нет функций. Но отсутствие функций означает недостаточную изученность кредита. Характеристики, вытекающие из функций кредита и являются более подробным развитием какой-либо функции, являются ролью кредита, поэтому, называя какую-либо функцию кредита необходимо увязывать ее с ролью кредита. Раскрыть сущность кредита означает раскрыть его внутренние качества и свойства. На поверхности экономических явлений кредит выступает как передача во временное пользование определенных стоимостей, которые могут быть либо в виде материальных ценностей, либо денежных средств. Кредит можно рассматривать с юридической и экономической точки зрения. С юридической - это договор, юридически оформленная сделка о займе или ссуде. С экономической экономическая категория, следовательно, она выражает определенные экономические отношения между экономическими субъектами. Такими субъектами выступают: кредитор (ссудодатель) и заемщик (ссудополучатель). 1. Кредит - экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения стоимости. Основные черты этих отношений: а) возвратность. Заемщик не становится собственником предоставленных средств, он получает их во временное пользование. г) эквивалентность. Задолженность погашается в сумме эквивалента, т. е. отдается не то же самое, а ценность, равная по стоимости. Этим кредит отличается от проката. 2. Кредит - форма движения ссудного фонда. Ссудный фонд - совокупность ресурсов, предоставляемых субъектами кредитных отношений друг другу. Источники ссудного фонда: Денежные резервы или временно свободные денежные средства предприятий, высвобождаемые в процессе кругооборота. Денежные резервы, выступающие в виде фондов (например амортизация). Государственные резервы. Фонд денежных средств, выделяемый государством для кредитования экономики. Денежные ресурсы населения, которые вложены в банки. 1. Общие - объясняют необходимость кредита во всех общественно-экономических формациях: 2. Частные - объясняют необходимость кредита в определенной общественно-экономической формации, в частности в настоящий момент: кругооборот общественных фондов, Фонды - это совокупность материальных и денежных ресурсов, выделенных, например, в распоряжении предприятия. Индивидуальный кругооборот - это кругооборот каждого отдельного предприятия. На макро уровне - кругооборот всех фондов народного хозяйства. Основные средства - денежное выражение основных фондов. Оборотные средства - это совокупность оборотных производственных фондов и фондов обращения. Фонды всегда находятся в движении: Д–Т–П–Т1–Д1. На первой стадии (Д–Т) может возникнуть потребность в денежных средствах, на второй стадии (Т–П–Т1) - только в случае длительного производственного процесса, на третьей (Т1–Д1) высвобождаются денежные средства. Для непрерывного процесса кругооборота фондов денежные средства должны находится на всех трех стадиях одновременно. Производственные циклы должны наслаиваться друг на друга, тогда у предприятия постоянно будет ощущаться потребность в дополнительных денежных средствах, а с другой стороны будет осуществляться постоянное высвобождение денежных средств из оборота. В случае дисбаланса возникает потребность в кредите. Особенно ярко высвобождение денежных средств и возмещение дополнительной потребности в денежных средствах проявляются у предприятий с сезонным характером производства (процесс заготовления сырья и процесс производства не совпадают по времени, процессы производства и реализации также не совпадают, поэтому при заготовке сырья возникает потребность в денежных средствах, а в период массовой реализации продукции денежные средства высвобождаются из кругооборота). У предприятий с несезонным характером производства также происходит постоянное высвобождение денежных средств и постоянная потребность в дополнительных средствах. Это происходит потому, что: сроки реализации продукции не совпадают со сроками выплаты зарплаты, начисление амортизации не совпадает со сроками перечисления денежных средств на капитальный ремонт, получение накоплений не совпадает со сроками перечисления денег в бюджет, получение прибыли не совпадает со сроками ее использования. Таким образом, на предприятиях как с сезонным, так и с несезонным характером производства постоянно происходит высвобождение денежных средств из кругооборота и постоянно возникает дополнительная потребность в них. На третьей стадии кругооборота Д1складываются из стоимости потребленных средств производства и вновь созданной стоимости (включающая в себя зарплату, прибыль, НДС, проценты за кредит и проч). Часть средств остается на предприятии, а часть выходит из индивидуального кругооборота предприятия. В зависимости от характера высвобождения денежных средств различают два метода мобилизации и использования средств: Бюджетный - аккумуляция средств и их использование происходит на безвозвратной основе. Кредитный - аккумуляция средств и их использование осуществляется на условиях возврата. Основной причиной возникновения кредитных отношений в народном хозяйстве и на уровне отдельных субъектов экономики является кругооборот фондов. Хозрасчетное ведение хозяйства как причина возникновения кредита. Принципы хозяйственного расчета: Затраты предприятия должны возмещаться его расходами (самоокупаемость). Предприятие должно иметь прибыль, чтобы работать рентабельно. Хозяйственно-оперативная самостоятельность, то есть предприятие должно быть юридическим лицом, иметь отдельный баланс и отвечать за результаты своей хозяйственной деятельности. Предприятие должно экономно расходовать материальные, трудовые и денежные ресурсы. В целях соблюдения режима экономии предприятия должны иметь минимум свободных собственных оборотных средств. Для предприятий с сезонным характером производства минимальная потребность определяется исходя из наименьшего объема производства, а у предприятий с несезонным характером производства– исходя из потребностей в средствах в 4 квартале. Таким образом, у государственных предприятий наименьшая потребность в оборотных средствах представляет собой собственные оборотные средства, выделенные из бюджета, потребность сверх минимальной потребности покрывается кредитом. У негосударственных предприятий источниками образования оборотных и основных средств являются собственные денежные средства и кредит банка. Необходимость кредита вызывается: Хозрасчетным методом ведения хозяйства, который предполагает наличие собственных средств у предприятия в пределах минимальных потребностей. Коммерческий К: по субъектам характеризует сделку между двумя предприятиями -продавцом и покупателем, один из которых заемщик, а другой кредитор. Объект - товар или оказание услуги (т. е. коммерческий кредит - товарный) а) К в виде отсрочки платежа поставщиком за предоставленный товар покупателю. Поставщик - кредитор, покупатель - заемщик. Оформление кредитной сделки: покупатель передает кредитору вексель в качестве долгового свидетельства и обязательства платежа. После получения векселя поставщик может ждать, пока ему оплатят, может учесть вексель в банке -продать меньше номинала, может использовать в расчетах как платежное средство. б) авансы покупателя (кредитора) в счет предстоящих платежей за товары поставщику (заемщику) Коммерческий К был широко распространен до 1930 г. , лишь развитие рыночных отношений привело к развитию его снова. 3)используется в международных отношениях (экспортер является кредитором) Коммерческий кредит в международной торговле называетсяфирменный. Здесь также могут быть риски, кот. несет банк, покупающий вексель. Риски могут возникнуть в связи с обесценением товара, денег, в связи с банкротством векселедателя. Коммерческий кредит очень связан с банковским, т. к. требует учета векселей. Коммерческий и межхозяйственный К - такие формы кр. отношений, при которых кредитором и заемщиком выступают хоз. организации. Но при комм. К кредитные отношения обслуживаются векселем, межхозяйственный К не предполагает использование векселя, он обычно выступает в форме авансов ( напр. , заготовительным организациям на контрактацию с/хоз. продуктов). В с/хоз-ве это фуражные, семенные ссуды. Промышленные пр-тия используют межхозяйственный К при оказании помощи. 1. отгрузка продукции ( которая в данном случае является товарным кредитом). 2. при отсутствии ден. средств пр-тие В выписывает вексель пр-тию А. 3. по истечении срока пр-тие А предъявляет вексель пр-тию В к оплате. 4. пр-тие В передает ден. средства и начисленные проценты. Государственныйкредит - форма кредитных отношений, при которой кредиторами выступают предприятия, организации и частные лица, а заемщиком - государство. Ростовщический и личный К - такие формы кредитных отношений, при которых кредитором и заемщиком выступают частные лица. Но в отличие от личного при ростовщическом К основная цель кредитования - получение прибыли (добавочной в виде процента), уровень процентной ставки относительно высок. Международный государственныйкредит - форма кредитных отношений, при которой одно государство выступает кредитором по отношению к другому государству. (как правило, на уровне ЦБ) Напр. , техническое содействие. Коммерческий и межхозяйственный К - такие формы кр. отношений, при которых кредитором и заемщиком выступают хоз. организации. Но при комм. К кредитные отношения обслуживаются векселем, межхозяйственный К не предполагает использование векселя, он обычно выступает в форме авансов ( напр. , заготовительным организациям на контрактацию с/хоз. продуктов). В с/хоз-ве это фуражные, семенные ссуды. Промышленные пр-тия используют межхозяйственный К при оказании помощи. 1. отгрузка продукции ( которая в данном случае является товарным кредитом). 2. при отсутствии ден. средств пр-тие В выписывает вексель пр-тию А. 3. по истечении срока пр-тие А предъявляет вексель пр-тию В к оплате. 4. пр-тие В передает ден. средства и начисленные проценты. 4. банк при согласии предоставляет ден. средства за вычетом комиссионных. 5. по истечении срока банк предъявляет вексель пр-тию В к оплате. 6. банк получает ден. средства + проценты. В 1930 г. в основном вследствие “дутых” векселей были запрещены коммерческий и косвенный банковский кредиты. Может быть также: 5. Пр-тие А запрашивает кредит, напр. , на закупку сырья 6. выдача кредита. Могут быть (соответственно) покупатели, работники, предприятия Потребительскийкредит - форма кред. отношений, при кот. кредитором выступают различные организации и частные лица, а заемщиком - население. Если кредитор -банк, то это банковский потребительский кредит, если пункт проката - товарный кредит, также может быть ломбардный кредит. Кредиторами могут выступать страховые организации, кредитные кооперативы и другие организации, кредитующие население. БанковскийК - денежный, это движение денежных средств на условиях платности, срочности, возвратности + обеспеченность. Субъектами банковского К выступают кредитор (банк) и заемщик (ЮЛ или физ. лицо). Объектами могут быть: а) временно свободные денежные средства предприятий, организаций, населения; б) денежные средства в результате эмиссии. Банковский К является основной формой К, он оказывает влияние на развитие экономики. Степень этого влияния зависит от конкретных методов, способов кредитования, от кредитно-банковской политики. Так, в условиях административно-командной экономики ЦБ один оказывает влияние на экономику, в рыночной экономике влияют и коммерческие банки. увеличение основного и оборотного капитала предприятий, организаций, а также его совершенствование в соответствии с НТП. кредитование населения (осуществляется КБ и Сбербанком) и др. цели. Банковский К выдается с заключением кредитного договора индивидуально с каждым заемщиком. 1. прямой и косвенный. Прямой - предоставление ссуды напрямую без посредника. Косвенный -через посредника (напр. , продажа в рассрочку). 2. по времени использования: кратко-(до 1 года) и долгосрочный (свыше 1 года)( раньше были и среднесрочные). Такое деление связано с особенностями кругооборота фондов предприятий: основные фонды функционируют долго (долгосрочный К); краткосрочный характер кредитования, если оборотные фонды. - срочные - ссуды, срок погашения которых еще не наступил по договору. - отсроченные, или пролонгированные -срок погашения которых перенесен на более поздний. а) стандартные ссуды -выданы по всем правилам с оформлением их обеспечения, кредитного б) ссуды с повышенным риском: срок еще не наступил, но уже выяснились доп. обстоятельства ( обесценение залога, ухудшение финансового положения клиента). в) пролонгированные ссуды: возникает определенная доля риска при перенесении срока, т. к. , как правило, это происходит в связи с ухудшением финансового положения клиента и т. д. г) просроченные ссуды: срок погашения наступил, но они не погашены, поэтому нужно д) безнадежные к погашению ссуды: если не удалось взыскать по гарантиям, поручениям 4. банк при согласии предоставляет ден. средства за вычетом комиссионных. 5. по истечении срока банк предъявляет вексель пр-тию В к оплате. 6. банк получает ден. средства + проценты. В 1930 г. в основном вследствие “дутых” векселей были запрещены коммерческий и косвенный банковский кредиты. Может быть также: 5. Пр-тие А запрашивает кредит, напр. , на закупку сырья 6. выдача кредита. Могут быть (соответственно) покупатели, работники, предприятия - К в смешанной форме (может быть как в денежной, так и в товарной). В зависимости от субъектов экономических отношений фин-кредитный словарь подразделяет кредит на: с аннуитетным платежом ( при погашении основной суммы долга и процентов). 4. по характеру кругооборота: возобновляемые (револьверные, роловерные): ссуды, которые предполагают систематическое, постоянное использование. Совокупность действующих в стране банков может иметь одноуровневую и двухуровневую организацию. 1) в стране нет ЦБ. В основном это относится к ранним этапам развития банковского дела, эмиссионная деятельность могла осуществляться любым кредитным институтом. В США -до 1913 года, сейчас исключения составляют Гонконг и Люксембург. 2) существует только ЦБ, например, бывшая российская монобанковская система. 3) Центральный банк выполняет набор всех банковских услуг, конкурируя с другими банками. Это также существовало в СССР. Госбанк СССР был универсальным банком, выполняющим функции ЦБ и обслуживающим клиентуру. В настоящее время практически во всех странах с рыночной экономикой развиваетсядвухуровневая банковская система. На первом уровне функционирует ЦБ, выполняющий эмиссионную функцию, законотворческую, надзорную и проч. На втором уровне функционируют коммерческие и прочие банки. Также существуют и 3-х, 4-х уровневые банковские системы, когда в них включаются кредитные институты небанковского типа ( страх. компании, инвест. фонды и т. д. ) Совокупность действующих в стране банков может иметь одноуровневую и двухуровневую организацию. 1) в стране нет ЦБ. В основном это относится к ранним этапам развития банковского дела, эмиссионная деятельность могла осуществляться любым кредитным институтом. В США -до 1913 года, сейчас исключения составляют Гонконг и Люксембург. 2) существует только ЦБ, например, бывшая российская монобанковская система. 3) Центральный банк выполняет набор всех банковских услуг, конкурируя с другими банками. Это также существовало в СССР. Госбанк СССР был универсальным банком, выполняющим функции ЦБ и обслуживающим клиентуру. В настоящее время практически во всех странах с рыночной экономикой развиваетсядвухуровневая банковская система. На первом уровне функционирует ЦБ, выполняющий эмиссионную функцию, законотворческую, надзорную и проч. На втором уровне функционируют коммерческие и прочие банки. Также существуют и 3-х, 4-х уровневые банковские системы, когда в них включаются кредитные институты небанковского типа ( страх. компании, инвест. фонды и т. д. ) Коммерческие банки- это банки, основной целью функционирования которых является получение максимальной прибыли. В соответствии с российским законодательством Банк- это кредитная организация, имеющая право: размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности; Коммерческий банк отличается от специализированных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг. Они выполняют лишь отдельные банковские операции. Отличительные черты коммерческого банка от Центрального Банка: выполнение Центральным банком специфических функций В современной экономической литературе Коммерческий банк определяется также как коммерческое предприятие, обеспечивающее выгодное помещение кредитных ресурсов. В мировой банковской практике в последние годы наметилось 2 тенденции: с одной стороны- универсализация; с другой- специализация. Коммерческие банки сегодня выполняют широкий круг операций для удовлетворения финансовых потребностей всех типов клиентов (до 300 операций). Основные виды операций: Операции коммерческих банков представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике. В соответствии с российским законом “О банках и банковской деятельности” основные виды операций: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады до востребования и на срок; предоставление кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств; осуществление расчетов по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, кассовое обслуживание клиентов; управление денежными средствами по договору с собственником или распорядителем средств; покупка у юридических и физических лиц иностранной валюты в наличной и безналичной форме; осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с действующим законодательством; В законодательстве оговорено: небанковские кредитные организации вправе осуществлять банковские операции, за исключением операций, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 9. Допустимое сочетание иных операций для небанковских кредитных институтов устанавливается Банком России. выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; приобретение права требования по исполнению обязательств от третьих лиц в денежной форме; предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или сейфов, в них находящихся для хранения документов или ценностей; лизинговые операции. Кредитные операции вправе осуществлять иные сделки, присущие ей как юридическому лицу в соответствии с законодательством РФ. Все операции проводятся в рублях, а при наличии соответствующей лицензии ЦБ- в валюте. Коммерческим организациям, в том числе банкам запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (это небанковские операции). Ресурсы банкасостоят из собственных средств, которые непосредственно принадлежат банку, и заемных, которые привлекаются на время. 1. Особенностью собственного капитала банка от собственных средств других предприятий заключается в том, что собственный капитал банков составляет примерно 12% в общей структуре ресурсов банка, у небанковских же организаций - 40-50%. Но несмотря на небольшой удельный вес, собственный капитал банка выполняет жизненно-важныефункции: защитная. Значительная доля (около 88%) активов банка финансируется вкладчиками. Поэтому главной функцией акционерного капитала банка и приравненных к нему средств является защита интересов вкладчиков. Эта функция означает возможность выплаты компенсации вкладчикам в случае ликвидации банка. Собственный капитал позволяет сохранить платежеспособность банка путем создания резерва, позволяющего функционировать банку, несмотря на угрозу появления убытков. Большая часть убытков покрывается не за счет собственного капитала, а за счет текущих активов. И в отличие от большинства фирм сохранение платежеспособности банка обеспечивается частью собственного капитала. Фактически банк считается платежеспособным до тех пор, пока не тронут его акционерный капитал, т. е. пока стоимость активов равна сумме обязательств (минус необеспеченные обязательства) + акционерный капитал банка. Хотя до 1917 г. в России банк считался несостоятельным, если его капитал уменьшался до размера, при котором банк должен был прекратить свою деятельность согласно Уставу, или при отсутствии в уставе особого указания, если акционерный капитал был уменьшен на 1/3. Тема защитной функции сейчас в России очень актуальна, вследствие экономической нестабильности, отсутствия законодательства; наличие собственного капитала является важным условием функционирования банка. оперативная. Для начала работы банку необходим стартовый капитал для покрытия расходов (по приобретению зданий, оборудования, земли, покрытия непредвиденных расходов). регулирующая. Помимо обеспечения финансовой основы для операций банков и защиты интересов вкладчиков, банки выполняют регулирующую функцию, которая связана с особой заинтересованностью общества в успешном функционировании банков, а также с законами, позволяющими гос. органам осуществлять контроль над операциями. Структура собственных средств (12% в общ. структуре средств банка): фонды банка: 6% в общей стр-ре ресурсов банка, На долю привлеченных средств приходятся оставшиеся 88%, в т. ч. депозиты до востребования (на текущих, расчетных, коррсчетах, счетах бюджета) : 25% в общей структуре ресурсов банка. ЦБ требует от коммерческих банков увеличения размеров собственного капитала в соответствии с экономическими нормативами. Среди них одним из основных является минимальный размер УК, который определен Инструкцией №1 в 1992 г. с изменениями в апреле 1996г. Структура банковских ресурсов отдельных коммерческих банков зависит от степени их специализации (или универсализации), от особенностей их деятельности, от состояния рынка ссудных капиталов и других факторов. Структура собственных средств банка неоднородна по качественному составу и изменяется на протяжении года, в частности, в зависимости от характера использования получаемой прибыли. крупные банки широко используют эмиссию акций (как простых, так и привилегированных). Обычно для формирования капитала банка выпускаются бессрочные акции, иногда с ограниченным сроком. Выпуск привилегированных акций - менее рискованная операция, чем выпуск простых акций. Но средний уровень дивидендов по ним ниже, чем средний уровень дивидендов по простым акциям. Однако сегодня банки России редко выпускают привил. акции, т. к. они не дают право акционеру участвовать в управлении банков. выпуск долгосрочных облигаций. Однако в России эта практика недостаточно развита. В отличие от простой акции, облигация - срочная ц/бумага. Резервы банка создаются из прибыли. В числе основных являются: Резервный фонд, который по российскому законодательству создается в размере, установленном в уставе банка, в сумме не менее 10% от уставного фонда для банков, принимающих вклады населения. Резервный фонд создается для покрытия убытков. Резервный фонд под обесценение ценных бумаг: для покрытия убытков, возникающих при снижении курса ценных бумаг. Резерв по ссудам: для погашения возможных потерь по ссудам. Фонд экономического развития. Создается в размере, установленном на собрании акционеров. Предназначен для развития банка. Помимо собственного капитала, существует дополнительный капитал банка, который образуется за счет разницы между курсами продажи простых и привилегированных акций и их номинала. К собственным ресурсам также относится прибыль. Нераспределенная прибыль- накапливаемая сумма прибыли, которая остается в распоряжении банков. Часть ее - на выплату дивидендов, на уплату налогов, на формирование внутренних резервных фондов. Оставшаяся часть - в фонд денежных средств в распоряжении дирекции банка и собрания акционеров. 2. Привлеченные средства: депозиты и прочие привлеченные средства. Депозиты представляют собой записи в банковских книгах, свидетельствующие о наличии определенных требований клиентов к банку, или денежные средства клиентов в банках в форме вкладов по соглашениям и договорам. Они делятся: депозиты до востребования; вклады в ценные бумаги (депозитные сертификаты, сбер. сертификаты, фин. векселя и другие ценные бумаги, эмитированные нашим банком). депозиты до востребования (средства госбюджета, бюджетных организаций, средства на расчетных, текущих счетах ЮЛ и ФЛ, средства в расчетах); срочные депозиты (с точки зрения клиента это менее ликвидные средства); средства от продажи ценных бумаг; Активные операции. Банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли и поддержания ликвидности. К этим операциям относятся: краткосрочное и долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и научной деятельности предприятий и организаций. предоставление потребительских ссуд населению; долевое участие средствами в хоз. деятельности предприятия. По экономическому содержанию активные операции делятся на: Ссудные операций - операции по предоставлению (выдаче) средств заемщику на началах срочности, возвратности и платности. Ссудные операции, связанные с покупкой или учетом векселей или принятием векселей в залог, - это учетные или учетно-ссудные операции. В законе “О банках и банковской деятельности” предусмотрено, что кредитная организация может предоставлять кредиты под залог движимого и недвижимого имущества, гос. и иных ценных бумаг, а также под гарантии и иные обязательства. Виды кредитных операций (подробно см. тему “Формы кредита”): по типу заемщика В большинстве западных стран функции ЦБ с середины 19 века были закреплены за определенными банками. Так, Банк Франции стал единым эмиссионным центром страны в 1848 г. Рейхсбанк и Банк Испании - в 1874 г. Федеральная резервная система США получила статус ЦБ в 1913 г. В России ЦБ был создан в 1860 г. Первые ЦБ возникли в мире значительно раньше. Первый ЦБ был создан в Швеции - Риксбанк в 1668 г. Одним из первых был банк Англии - 1694 г. В отличие от Банка Англии, который был создан снизу (вырос из общей системы банков), в России ЦБ был создан сверху. При этом ЦБ России всегда был подчинен Минфину ( за искл. 20-х гг. ) В целом выделение из общего числа банков центрального банка означает начало формирования двухуровневой банковской системы. Основные отличительные особенности ЦБ от коммерческих банков: ЦБ не ставит перед собой цели получения максимальной прибыли, что является целью коммерческих банков. Центральные банки обычно являются государственными, централизованными институтами, в то время как коммерческие банки, как правило, - частные или акционерные. Управляющие ЦБ более тесно связаны с работой правительственных органов, чем их коллеги в к/б. Центральные банки выполняют функцию руководства деятельностью коммерческих банков, законотворческую функцию, т. е. выпускают необходимые инструктивные и другие материалы, регулирующие деятельность к/б. ЦБ может воздействовать на деятельность к/б и других кредитных институтов, в особенности в отношении кредитования. Эта функция реализуется, как правило, в процессе варьирования, изменения учетной ставки, а также при установлении предельных норм обязательных резервов. Центральные банки выполняют эмиссионную функцию, осуществляют контроль за выпуском и изъятием денег из обращения. ЦБ не конкурируют в сфере бизнеса с коммерческими банками, а ведут обычно банковские счета правительства. Центральные банки выполняют роль кредиторов последней инстанции по отношению к другим банкам, для чего используются различные методы экономического воздействия на к/б: Центральные банки не выполняют всех функций и операций банков, например, не обслуживают клиентуру (за искл. Госбанка СССР, Банк Англии - для сотрудников, Банк Франции). В современных банковских системах ЦБ занимает особое место. Он является органом гос. регулирования экономики, наделен правом монопольного выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредитных отношений страны. В ЦБ хранятся золото-валютные резервы страны. ЦБ осуществляет руководство и контроль над всей кредитной системой, является банком банков, хранит временно свободные денежные средства правительства, бюджета, других правит. органов, обязательные резервы коммерческих банков. В целом центральные банки, как правило, являются государственными. Иногда они формально гос-ву не принадлежат (ФРС -акционерный, Швейцарский нац. банк), либо гос-ву принадлежит лишь часть капитала (в Японии), в любом случае все центральные банки проводят политику гос-ва и работают как гос. органы. Мировой истории известны различные модели построения центральных банков, их организационной структуры. В современной банковской практике выделяют централизованные и децентрализованные модели организационной структуры банков. Централизованная модель Банка Англии (одно правление и два филиала в Лондоне); децентр. - ФРС США (объединяет 12 фед. резервных банков и около 6000 крупнейших коммерческих банков). Важная характеристика деятельности ЦБ - степень их самостоятельности, независимости. Существенная степень независимости ЦБ от правительства является необходимым условием эффективной деятельности банка по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности. В то же время независимость ЦБ от правительства имеет относительный характер, т. к. экономическая политика гос-ва не может успешно осуществляться без ее четкого согласования и тесной увязки с денежно-кредитной и финансовой политикой ЦБ. Поэтому в долгосрочном плане политика ЦБ прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. По закону РФ ЦБ России правительству не подчинен. Основные функции ЦБ России : В соответствии с законом “О ЦБ”, Банк России выполняет следующие функции: аккумуляция денежных средств нар. хоз-ва; организация денежного обращения и эмиссионная деятельность; денежно-кредитное регулирование; организация и осуществление денежных расчетов наличными деньгами и путем безналичных перечислений; регулирование деятельности к. /банков и др. кредитных учреждений; надзор за деятельностью банков. 1. ЦБР аккумулирует денежные средства, находящиеся на счетах в банках, средства, принадлежащие гос-ву и находящиеся на счетах гос. бюджета в банках; все виды налоговых перечислений в бюджет; средства различных фондов, общественных организаций, объединений; собственные средства ЦБР. 2. ЦБ предоставляет кредиты к/банкам и правительству на временное покрытие расходов госбюджета; осуществляет вложение денежных средств в ценные бумаги, и в первую очередь в гос. займы правительства. ЦБ организует обращение денежных знаков в соответствии с законами РФ, организует изготовление денежных знаков, устанавливает правила перевозки, хранения, инкассации денежных знаков, создает резервы, устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков, осуществляет правила замены и уничтожения поврежденных денежных знаков. Как эмиссионный центр ЦБР работает на основе закона “О ден. системе РФ”. Денежно кредитное регулирование на макроуровне заключается в проведении единой денежно-кредитной политики. В условиях нормально развивающейся экономики денежно-кредитное регулирование обеспечивает расширение кредитов и увеличение денежной массы (в обращении и на счетах в банках). Денежно-кредитное регулирование на более короткие периоды предполагает сдерживание инфляции путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами и валютой. предприятиями, организациями -с одной стороны, и государством -с другой. государством и населением; Для осуществления расчетов организованы РКЦ, которые связаны единой системой расчетов (МФО -межфилиальных оборотов). ЦБ устанавливает единые правила ведения расчетов, обязательные для всех субъектов н/хозяйства. В законе “О ЦБР” записано, что Банк России выполняет функцию депозитария и фискального агента правительства по кассовому исполнению бюджета и по обслуживанию гос. долга, включая осуществление операций по размещению гос. займов, их погашения и выплате процентов по ним. В целом эта функция состоит в том, что Банк России аккумулирует средства, поступающие в адрес госбюджета, и размещает их по поручению Минфина. В необходимых случаях ЦБ предоставляет кредит Минфину: на покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами бюджета. Гос. Дума при этом устанавливает лимит задолженности по этим кредитам. В рамках этого кредита ЦБ может покупать у Минфина ценные бумаги сроком до 6 месяцев. осуществление операций по размещению этих резервов либо самостоятельно, либо через банки, уполномоченные им; выдача лицензии на проведение комбанками операций в инвалюте в России и за границей; выдача лицензий на открытие представительств ин. банков и других кредитных институтов на территории России; ЦБ представляет интересы России в центр. банках других стран и международных финансово-кредитных институтах. В целом ЦБ имеет право осуществлять любые операции в инвалюте в России и за границей в соответствии с законами РФ и международной банковской практикой. Деятельность к/банков регулируется в соответствии с з-ном “О банках и банковской деятельности”. Центральный банк: устанавливает экономические нормативы (минимальный размер УК, предельное соотношение размера капитала и суммы активов, взвешенных с учетом степени риска, ликвидность баланса, минимальный размер обязательных резервов, максимальный размер риска на одного заемщика, ограничение размеров валютного и курсового рисков и др. ); ЦБ определяет правила работы банков, устанавливает одинаковые правила бух. учета, стат. отчетности, устанавливает сроки предоставления отчетности, осуществляет надзор за соблюдением экономических нормативов и контролирует правильность применения законодательных актов. 67. Кредитная реформа как метод построения и реорганизации КР системы Кредитная реформа (КР)- это совокупность мероприятий по перестройке кредитной системы в соответствии с характером производственных отношений и требованием экономических законов. В соответствии с законом “О ЦБ”, Банк России выполняет следующие функции: аккумуляция денежных средств нар. хоз-ва; организация денежного обращения и эмиссионная деятельность; денежно-кредитное регулирование; организация и осуществление денежных расчетов наличными деньгами и путем безналичных перечислений; регулирование деятельности к. /банков и др. кредитных учреждений; надзор за деятельностью банков. 1. уникальный характер , обусловленный национальными особенностями и историческим опытом развития. Организационная структура банковских систем разных стран зависит от: - исторических особенностей развития - способов регулирования денежного обращения ( прямого или косвенного) - прочих факторов. Если рассматривать банковскую систему США, то функцию ЦБ там выполняет ФРС ( Федеральная резервная система ). Кроме того, существует ещё около 12000 банковских институтов, из них - около 10 тыс. -коммерческих банков, 700 -инвестиционных, и около 1, 5 тыс. -сберегательных институтов. В сравнение: в Канаде на национальном уровне существует6банков. Следовательно, вопрос не в том, сколько банков в стране, а сколько кредитных учреждений приходится на определённое число жителей. В России до последней кредитной реформы (1987г. ) банковская система состояла из трёх банков: 3. Внешторгбанк СССР ( около 7 отделений на территории страны). Несмотря на то, что банков 3, это была монопольная система, т. к. все банки работали под эгидой Госбанка. Кроме того, это была внутренняя система. Первый советский банк за рубежом - Московский народный банк в Лондоне. Также существовали банки во Франции, Швейцарии и т. д. 2. Различия в понимании банка как исходного элемента банковской системы. В последние годы быстро менялась традиционная роль банков, т. к. в странах с развитой банковской системой банки осуществляют страховые, ипотечные операции, трастовое обслуживание, используют закладные, приобретают биржевые и маклерские конторы. С другой стороны, различные небанковские институты, напр. , кредитные кооперативы, предоставляют клиентам банковские услуги. Т. е. традиционная роль банков меняется, а небанковские учреждения выполняют чисто банковские операции и даже составляют конкуренцию банкам. В США вообще не делают различий между банком и небанковским кредитным институтом, если они выполняют одни и те же банковские операции. В Европе - иначе. В Великобритании кредитные институты имеют определённые ограничения, т. к. банки жёстко контролируются ЦБ, а на другие кредитные институты ЦБ воздействовать не может. Исторические нац. особенности построения банковских систем проявляются и в том, что в некоторых странах, таких как Франция, Венгрия, Италия, не существует чёткого разграничения между коммерческими и инвестиционными банками. Коммерческие банки, как правило, не выполняют операции с корпоративными ценными бумагами, у инвестиционных же банков - это прямая обязанность. В перечисленных странах комм. банки универсального типа, могут выполнять любой набор банковских услуг. Они могут быть владельцами капитала корпорации, могут осуществлять эмиссию и размещение ценных бумаг, создавать и владеть инвестиционными фондами, иметь представителей в советах компаний, в которых они имеют собственность. Классический пример тому, Немецкий к/б. В США же кредитное и инвестиционное банковское дело чётко разграничены. Коммерческим банкам запрещено осуществлять операции на фондовом рынке с корпоративными ц/б, разрешено лишь с государственными и муниципальными. Банковская система Японии подобна американской. Японские законы чётко разделяют полномочия между банками и фондовыми компаниями. Японские коммерческие банки могут выступать владельцами части ( 5 %) акционерного капитала и могут быть представлены в советах компаний, могут выполнять трастовые операции с ц/б, но не имеют права самостоятельно осуществлять эмиссию и размещение ценных бумаг. 4. Система надзора за деятельностью коммерческих банков. Существует 3 основные группы стран, отличающихся способами построения надзорных структур: I. Надзор осуществляется только ЦБ : Австралия, Великобритания, Португалия, Исландия, Ирландия, Испания. II. не Центральным банком, а другими органами : Канада, Люксембург, Швеция, Финляндия, Норвегия, Австрия. в Швейцарии: ЦБ + Фед. банковская комиссия + банковкая ассоциация. во Франции : ЦБ + банковская комиссия. в США : ФРС + Минфин + независимое агенство федеральной корпорации страхования депозитов. Совокупность действующих в стране банков может иметь одноуровневую и двухуровневую организацию. 1) в стране нет ЦБ. В основном это относится к ранним этапам развития банковского дела, эмиссионная деятельность могла осуществляться любым кредитным институтом. В США -до 1913 года, сейчас исключения составляют Гонконг и Люксембург. 2) существует только ЦБ, например, бывшая российская монобанковская система. 3) Центральный банк выполняет набор всех банковских услуг, конкурируя с другими банками. Это также существовало в СССР. Госбанк СССР был универсальным банком, выполняющим функции ЦБ и обслуживающим клиентуру. В настоящее время практически во всех странах с рыночной экономикой развиваетсядвухуровневая банковская система. На первом уровне функционирует ЦБ, выполняющий эмиссионную функцию, законотворческую, надзорную и проч. На втором уровне функционируют коммерческие и прочие банки. Также существуют и 3-х, 4-х уровневые банковские системы, когда в них включаются кредитные институты небанковского типа ( страх. компании, инвест. фонды и т. д. ) акционерные: осуществляют эмиссию акций, бывают АОЗТ и АООТ. по территориальному признаку: загранбанки: российские банки на территории других государств иностранные: иностр. банки на территории России. а) либо отраслевая специализация (пром. , с/х, строительные, трансп. ), б) либо функциональная: Коммерческие банки- это банки, основной целью функционирования которых является получение максимальной прибыли. В соответствии с российским законодательством Банк- это кредитная организация, имеющая право: размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности; Коммерческий банк отличается от специализированных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг. Они выполняют лишь отдельные банковские операции. Отличительные черты коммерческого банка от Центрального Банка: выполнение Центральным банком специфических функций В современной экономической литературе Коммерческий банк определяется также как коммерческое предприятие, обеспечивающее выгодное помещение кредитных ресурсов. В мировой банковской практике в последние годы наметилось 2 тенденции: с одной стороны- универсализация; с другой- специализация. Коммерческие банки сегодня выполняют широкий круг операций для удовлетворения финансовых потребностей всех типов клиентов (до 300 операций). Основные виды операций: Операции коммерческих банков представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике. В соответствии с российским законом “О банках и банковской деятельности” основные виды операций: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады до востребования и на срок; предоставление кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств; осуществление расчетов по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, кассовое обслуживание клиентов; управление денежными средствами по договору с собственником или распорядителем средств; покупка у юридических и физических лиц иностранной валюты в наличной и безналичной форме; осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с действующим законодательством; В законодательстве оговорено: небанковские кредитные организации вправе осуществлять банковские операции, за исключением операций, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 9. Допустимое сочетание иных операций для небанковских кредитных институтов устанавливается Банком России. выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; приобретение права требования по исполнению обязательств от третьих лиц в денежной форме; предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или сейфов, в них находящихся для хранения документов или ценностей; лизинговые операции. Кредитные операции вправе осуществлять иные сделки, присущие ей как юридическому лицу в соответствии с законодательством РФ. Все операции проводятся в рублях, а при наличии соответствующей лицензии ЦБ- в валюте. Коммерческим организациям, в том числе банкам запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (это небанковские операции). Под банковской услугойпонимается 1 или несколько операций банка, удовлетворяющих определенную потребность клиента. продукт не складируется, но в банках создаются запасы денежных средств, которыми управляет банкир; проведение банковских операций и услуг регламентируется в законодательном порядке; система сбыта эксклюзивна и интегрирована, то есть все филиалы 1 банка выполняют одинаковый набор услуг. Услуги коммерческого банка определяют также как проведение банковских операций по поручению клиента в пользу последнего и за определенную плату. В большинстве западных стран функции ЦБ с середины 19 века были закреплены за определенными банками. Так, Банк Франции стал единым эмиссионным центром страны в 1848 г. Рейхсбанк и Банк Испании - в 1874 г. Федеральная резервная система США получила статус ЦБ в 1913 г. В России ЦБ был создан в 1860 г. Первые ЦБ возникли в мире значительно раньше. Первый ЦБ был создан в Швеции - Риксбанк в 1668 г. Одним из первых был банк Англии - 1694 г. В отличие от Банка Англии, который был создан снизу (вырос из общей системы банков), в России ЦБ был создан сверху. При этом ЦБ России всегда был подчинен Минфину ( за искл. 20-х гг. ) В целом выделение из общего числа банков центрального банка означает начало формирования двухуровневой банковской системы. Основные отличительные особенности ЦБ от коммерческих банков: ЦБ не ставит перед собой цели получения максимальной прибыли, что является целью коммерческих банков. Центральные банки обычно являются государственными, централизованными институтами, в то время как коммерческие банки, как правило, - частные или акционерные. Управляющие ЦБ более тесно связаны с работой правительственных органов, чем их коллеги в к/б. Центральные банки выполняют функцию руководства деятельностью коммерческих банков, законотворческую функцию, т. е. выпускают необходимые инструктивные и другие материалы, регулирующие деятельность к/б. ЦБ может воздействовать на деятельность к/б и других кредитных институтов, в особенности в отношении кредитования. Эта функция реализуется, как правило, в процессе варьирования, изменения учетной ставки, а также при установлении предельных норм обязательных резервов. Центральные банки выполняют эмиссионную функцию, осуществляют контроль за выпуском и изъятием денег из обращения. ЦБ не конкурируют в сфере бизнеса с коммерческими банками, а ведут обычно банковские счета правительства. Центральные банки выполняют роль кредиторов последней инстанции по отношению к другим банкам, для чего используются различные методы экономического воздействия на к/б: Центральные банки не выполняют всех функций и операций банков, например, не обслуживают клиентуру (за искл. Госбанка СССР, Банк Англии - для сотрудников, Банк Франции). В современных банковских системах ЦБ занимает особое место. Он является органом гос. регулирования экономики, наделен правом монопольного выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредитных отношений страны. В ЦБ хранятся золото-валютные резервы страны. ЦБ осуществляет руководство и контроль над всей кредитной системой, является банком банков, хранит временно свободные денежные средства правительства, бюджета, других правит. органов, обязательные резервы коммерческих банков. В целом центральные банки, как правило, являются государственными. Иногда они формально гос-ву не принадлежат (ФРС -акционерный, Швейцарский нац. банк), либо гос-ву принадлежит лишь часть капитала (в Японии), в любом случае все центральные банки проводят политику гос-ва и работают как гос. органы. Мировой истории известны различные модели построения центральных банков, их организационной структуры. В современной банковской практике выделяют централизованные и децентрализованные модели организационной структуры банков. Централизованная модель Банка Англии (одно правление и два филиала в Лондоне); децентр. - ФРС США (объединяет 12 фед. резервных банков и около 6000 крупнейших коммерческих банков). Важная характеристика деятельности ЦБ - степень их самостоятельности, независимости. Существенная степень независимости ЦБ от правительства является необходимым условием эффективной деятельности банка по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности. В то же время независимость ЦБ от правительства имеет относительный характер, т. к. экономическая политика гос-ва не может успешно осуществляться без ее четкого согласования и тесной увязки с денежно-кредитной и финансовой политикой ЦБ. Поэтому в долгосрочном плане политика ЦБ прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. По закону РФ ЦБ России правительству не подчинен. Основные функции ЦБ России : В соответствии с законом “О ЦБ”, Банк России выполняет следующие функции: аккумуляция денежных средств нар. хоз-ва; организация денежного обращения и эмиссионная деятельность; денежно-кредитное регулирование; организация и осуществление денежных расчетов наличными деньгами и путем безналичных перечислений; регулирование деятельности к. /банков и др. кредитных учреждений; надзор за деятельностью банков. 1. ЦБР аккумулирует денежные средства, находящиеся на счетах в банках, средства, принадлежащие гос-ву и находящиеся на счетах гос. бюджета в банках; все виды налоговых перечислений в бюджет; средства различных фондов, общественных организаций, объединений; собственные средства ЦБР. 2. ЦБ предоставляет кредиты к/банкам и правительству на временное покрытие расходов госбюджета; осуществляет вложение денежных средств в ценные бумаги, и в первую очередь в гос. займы правительства. ЦБ организует обращение денежных знаков в соответствии с законами РФ, организует изготовление денежных знаков, устанавливает правила перевозки, хранения, инкассации денежных знаков, создает резервы, устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков, осуществляет правила замены и уничтожения поврежденных денежных знаков. Как эмиссионный центр ЦБР работает на основе закона “О ден. системе РФ”. Денежно кредитное регулирование на макроуровне заключается в проведении единой денежно-кредитной политики. В условиях нормально развивающейся экономики денежно-кредитное регулирование обеспечивает расширение кредитов и увеличение денежной массы (в обращении и на счетах в банках). Денежно-кредитное регулирование на более короткие периоды предполагает сдерживание инфляции путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами и валютой. предприятиями, организациями -с одной стороны, и государством -с другой. государством и населением; Для осуществления расчетов организованы РКЦ, которые связаны единой системой расчетов (МФО -межфилиальных оборотов). ЦБ устанавливает единые правила ведения расчетов, обязательные для всех субъектов н/хозяйства. В законе “О ЦБР” записано, что Банк России выполняет функцию депозитария и фискального агента правительства по кассовому исполнению бюджета и по обслуживанию гос. долга, включая осуществление операций по размещению гос. займов, их погашения и выплате процентов по ним. В целом эта функция состоит в том, что Банк России аккумулирует средства, поступающие в адрес госбюджета, и размещает их по поручению Минфина. В необходимых случаях ЦБ предоставляет кредит Минфину: на покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами бюджета. Гос. Дума при этом устанавливает лимит задолженности по этим кредитам. В рамках этого кредита ЦБ может покупать у Минфина ценные бумаги сроком до 6 месяцев. осуществление операций по размещению этих резервов либо самостоятельно, либо через банки, уполномоченные им; выдача лицензии на проведение комбанками операций в инвалюте в России и за границей; выдача лицензий на открытие представительств ин. банков и других кредитных институтов на территории России; ЦБ представляет интересы России в центр. банках других стран и международных финансово-кредитных институтах. В целом ЦБ имеет право осуществлять любые операции в инвалюте в России и за границей в соответствии с законами РФ и международной банковской практикой. Деятельность к/банков регулируется в соответствии с з-ном “О банках и банковской деятельности”. Центральный банк: устанавливает экономические нормативы (минимальный размер УК, предельное соотношение размера капитала и суммы активов, взвешенных с учетом степени риска, ликвидность баланса, минимальный размер обязательных резервов, максимальный размер риска на одного заемщика, ограничение размеров валютного и курсового рисков и др. ); ЦБ определяет правила работы банков, устанавливает одинаковые правила бух. учета, стат. отчетности, устанавливает сроки предоставления отчетности, осуществляет надзор за соблюдением экономических нормативов и контролирует правильность применения законодательных актов. совокупность кредитных отношений между кредитными учреждениями и их клиентами; совокупность приёмов, способов, методов организации кредитных отношений. Банковская система - совокупность банковских учреждений. Следовательно, понятие кредитная система - более широкое, т. к. включает банковскую и даёт характеристику таким небанковским кредитным институтам, как кредитные кооперативы, общества взаимного кредита, ломбарды, взаимные фонды, касса взаимопомощи, строительные общества, клиринговые центры, пункты проката и проч. Построение кредитной системы зависит от конкретных общественно-экономических условий, при этом в мире на практике используются различные модели кредитных, в том числе банковских систем. Общим для всех кредитных, в том числе банковских систем является то, что во главе стоит ЦБ, за исключением Гонконга и Люксембурга. Но и там тем не менее существует государственное регулирование: в Гонконге - Банк Англии, в Люксембурге - проводится работа по созданию ЦБ. 1. уникальный характер , обусловленный национальными особенностями и историческим опытом развития. Организационная структура банковских систем разных стран зависит от: - исторических особенностей развития - способов регулирования денежного обращения ( прямого или косвенного) - прочих факторов. Если рассматривать банковскую систему США, то функцию ЦБ там выполняет ФРС ( Федеральная резервная система ). Кроме того, существует ещё около 12000 банковских институтов, из них - около 10 тыс. -коммерческих банков, 700 -инвестиционных, и около 1, 5 тыс. -сберегательных институтов. В сравнение: в Канаде на национальном уровне существует6банков. Следовательно, вопрос не в том, сколько банков в стране, а сколько кредитных учреждений приходится на определённое число жителей. В России до последней кредитной реформы (1987г. ) банковская система состояла из трёх банков: 3. Внешторгбанк СССР ( около 7 отделений на территории страны). Несмотря на то, что банков 3, это была монопольная система, т. к. все банки работали под эгидой Госбанка. Кроме того, это была внутренняя система. Первый советский банк за рубежом - Московский народный банк в Лондоне. Также существовали банки во Франции, Швейцарии и т. д. 2. Различия в понимании банка как исходного элемента банковской системы. В последние годы быстро менялась традиционная роль банков, т. к. в странах с развитой банковской системой банки осуществляют страховые, ипотечные операции, трастовое обслуживание, используют закладные, приобретают биржевые и маклерские конторы. С другой стороны, различные небанковские институты, напр. , кредитные кооперативы, предоставляют клиентам банковские услуги. Т. е. традиционная роль банков меняется, а небанковские учреждения выполняют чисто банковские операции и даже составляют конкуренцию банкам. В США вообще не делают различий между банком и небанковским кредитным институтом, если они выполняют одни и те же банковские операции. В Европе - иначе. В Великобритании кредитные институты имеют определённые ограничения, т. к. банки жёстко контролируются ЦБ, а на другие кредитные институты ЦБ воздействовать не может. Исторические нац. особенности построения банковских систем проявляются и в том, что в некоторых странах, таких как Франция, Венгрия, Италия, не существует чёткого разграничения между коммерческими и инвестиционными банками. Коммерческие банки, как правило, не выполняют операции с корпоративными ценными бумагами, у инвестиционных же банков - это прямая обязанность. В перечисленных странах комм. банки универсального типа, могут выполнять любой набор банковских услуг. Они могут быть владельцами капитала корпорации, могут осуществлять эмиссию и размещение ценных бумаг, создавать и владеть инвестиционными фондами, иметь представителей в советах компаний, в которых они имеют собственность. Классический пример тому, Немецкий к/б. В США же кредитное и инвестиционное банковское дело чётко разграничены. Коммерческим банкам запрещено осуществлять операции на фондовом рынке с корпоративными ц/б, разрешено лишь с государственными и муниципальными. Банковская система Японии подобна американской. Японские законы чётко разделяют полномочия между банками и фондовыми компаниями. Японские коммерческие банки могут выступать владельцами части ( 5 %) акционерного капитала и могут быть представлены в советах компаний, могут выполнять трастовые операции с ц/б, но не имеют права самостоятельно осуществлять эмиссию и размещение ценных бумаг. 4. Система надзора за деятельностью коммерческих банков. Существует 3 основные группы стран, отличающихся способами построения надзорных структур: I. Надзор осуществляется только ЦБ : Австралия, Великобритания, Португалия, Исландия, Ирландия, Испания. II. не Центральным банком, а другими органами : Канада, Люксембург, Швеция, Финляндия, Норвегия, Австрия. в Швейцарии: ЦБ + Фед. банковская комиссия + банковкая ассоциация. во Франции : ЦБ + банковская комиссия. в США : ФРС + Минфин + независимое агенство федеральной корпорации страхования депозитов. Совокупность действующих в стране банков может иметь одноуровневую и двухуровневую организацию. 1) в стране нет ЦБ. В основном это относится к ранним этапам развития банковского дела, эмиссионная деятельность могла осуществляться любым кредитным институтом. В США - до 1913 года, сейчас исключения составляют Гонконг и Люксембург. 2) существует только ЦБ, например, бывшая российская монобанковская система. 3) Центральный банк выполняет набор всех банковских услуг, конкурируя с другими банками. Это также существовало в СССР. Госбанк СССР был универсальным банком, выполняющим функции ЦБ и обслуживающим клиентуру. В настоящее время практически во всех странах с рыночной экономикой развиваетсядвухуровневая банковская система. На первом уровне функционирует ЦБ, выполняющий эмиссионную функцию, законотворческую, надзорную и проч. На втором уровне функционируют коммерческие и прочие банки. Также существуют и 3-х, 4-х уровневые банковские системы, когда в них включаются кредитные институты небанковского типа ( страх. компании, инвест. фонды и т. д. ) I. до декабря 1990 года. На базе Госбанка и Стройбанка образованы Госбанк СССР, ПСБ СССР, АПБ СССР, ЖСБ СССР. На базе ВТБ - ВЭБ, на базе сберкасс - СБ СССР. Наряду с государственными возникли коммерческие и кооперативные банки. II в декабре 1990 приняты законы “ О ЦБ” и “ О банках и банковской деят-сти”. Создана двухуровневая банковская система. III современный этап. На территории бывшего СССР были созданы самостоятельные нац. двухуровневые банковские системы. Было принято решение о создании Межреспубликанского банка стран СНГ для координации денежной позиции, регулирования инфляции и т. д. В России в условиях перехода к рынкуболее логичной является банковская система, ориентированная не на один банк или несколько соподчиненных, а на оптимальное их количество и многообразие типов. В ее основе лежит следующее требование: удовлетворение потребностей клиентов и поддержание стабильности банковкой системы в целом. Единство банковской системы при этом не нарушается, т. к. в основе ее функционирования лежат единое банковское законодательство, нормативные акты ЦБ и единая гос. политика в области денежно-кредитного регулирования. Следовательно, можно сказать, что разделение банков на эмиссионные и деловые (коммерческие) не противоречит идеям нового экономического механизма в России. Банковская система, состоящая из ЦБ, организующего денежное обращение и не обслуживающего клиентов, за исключением банков, а также банков, кредитующих предприятия, организации и население, характерна для всех развитых стран с рыночной экономикой. ЦБ России выполняет функции эмиссионного центра, отвечает за поддержание стабильности банковской системы, осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики, выполняет законотворческую функцию и функцию кредиторов последней инстанции ( функцию банка банков ). На втором уровне банковской системы развивают свою деятельность коммерческие банки. Переход от монобанковской системы к децентрализованной . Состояние банковской системы до 1987 года Была начата реорганизация б. с-мы сверху ( с принятия постановления правит-ва в июле 87. ). Госбанк СССР Каждый из этих банков был направлен на обслуживание определенного сектора экономики. Специализация заключалась в названии. Кроме того, были созданы комм. и кооп. банки. Госбанк продолжает функционировать, но создается двухуровневая система , где на I -ЦБ РФ, на II - к/банки. В 1991 г. были созданы национальные б. системы на территории бывших республик СССР. В России - система из 2-х уровней. В начале 90-х было принято решение о создании Межреспубликанского банка государств СНГ. Перестройка банковской системы, начатая в 1987 г. , была вызвана рядом негативных явлений, накопившихся в экономике и, в частности, в банковской сфере. По замыслу инициаторов перестройки, реорганизация банковской системы должна была явиться органической частью преобразований в управлении экономикой. И перестройка в нашей стране была начата именно с перестройки банковской системы, т. к. считалось и считается, что в социалистической экономике действует сильная финансовая система и слабая банковская, а в странах с рыночной экономикой банковская система должна быть сильной. Но на I этапе реформа банковской системы не дала тех результатов, которые от нее ожидались. Главным недостатком было то, что преобразования, главным образом, были направлены на увеличение числа банков (банкотворчество), без радикального изменения стиля, методов, содержания их работы. Эксперты считают, что банки сильно ухудшили свою работу, что реорганизация б. системы не принесла ожидаемых изменений. Главная причина неудачи I этапа: реформа проводилась сверху методом принуждения и не была должным образом подготовлена. Отсутствовали предпосылки для проведения кредитной реформы, не сложилось понимание роли банка в рыночной экономике. Отсюда ослабление финансового положения субъектов экономики, гос-ва в целом, бюджетный дефицит практика использования кредита для покрытия бюджетных потребностей, опережающие темпы роста ден. массы по сравнению с темпами роста товарооборота. Все это усиливало тенденции инфляции. Количество банков росло, разрастался бюрократический банковский аппарат, возрос бумажный документопоток всяческих инструкций, писем, распоряжений. При этом число филиалов оставалось прежним. Раньше существовала конкуренция банков государственного и специализированных. Лишь в законах 88-90-х гг. были четко очерчены функции каждого звена банковской системы. Перестройка банковской системы, начатая в 1987 г. , была вызвана рядом негативных явлений, накопившихся в экономике и, в частности, в банковской сфере. По замыслу инициаторов перестройки, реорганизация банковской системы должна была явиться органической частью преобразований в управлении экономикой. И перестройка в нашей стране была начата именно с перестройки банковской системы, т. к. считалось и считается, что в социалистической экономике действует сильная финансовая система и слабая банковская, а в странах с рыночной экономикой банковская система должна быть сильной. Но на I этапе реформа банковской системы не дала тех результатов, которые от нее ожидались. Главным недостатком было то, что преобразования, главным образом, были направлены на увеличение числа банков (банкотворчество), без радикального изменения стиля, методов, содержания их работы. Эксперты считают, что банки сильно ухудшили свою работу, что реорганизация б. системы не принесла ожидаемых изменений. В законах 88-90-х гг. были четко очерчены функции каждого звена банковской системы. Банковская реформа привела к коренным преобразованиям банковской системы и ее превращению в структуру нового типа. Осуществлен переход к формированию 2-х-уровневой банковской системы, принятой в мире. Переход деятельности банков на законодательную основу. Эмиссионный банк выведен из подчинения исполнительной власти и передан в законодательную. Осуществлена децентрализация управления банковской сферой. Произведено акционирование банковского капитала, формирование банков на базе многообразных типов собственности, в т. ч. частного капитала. Разгосударствление собственности на банковский капитал, что привело к созданию разных типов кредитных учреждений в соответствии с типами собственности в стране. Коммерциализация банковского дела. Главным принципом деятельности к/б становится получение прибыли, развитие торговых мотивов, гаммы услуг и повышение качества обслуживания. Изменения в рыночных структурах, сопутствующих банковскому бизнесу. Начали активно функционировать биржи, появились всевозможные посреднические организации, страх. компании, аудиторские фирмы и др. Новая структура банковской системы в большей степени ориентирована на удовлетворение потребностей клиентов, но вместе с тем, она еще не закончена, создан лишь определенный каркас нового банковского комплекса. Необходима модернизация содержания, стиля и методов банковского обслуживания. |
|
© 2008 |
|