РУБРИКИ

Экономическая политика СССР в первой половине ХХ века - (реферат)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Экономическая политика СССР в первой половине ХХ века - (реферат)

Экономическая политика СССР в первой половине ХХ века - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Экономическая политика СССР в первой половине ХХ века
    ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ

Экономическая и административная система, сложившаяся в Советской России в годы гражданской войны, получила название военного коммунизма. В области промышленности она выражалась в максимальном сосредоточении средств производства в руках государства: в ноябре 1920 г. национализация, охватившая уже крупную и среднюю промышленность, распространилась и на мелкую промышленность. Управляла государственным сектором экономики жестко централизованная система—ВСНХ, его центры и главки. Уравнительное распределение осуществлялось методами насилия и принуждения. Ленин весной 1918г. не говорил о развитии торговли, кот. должна была стать важнейшим регулятором хоз. жизни; он ориентировался на прямой продуктообмен города и деревни, организованный гос-м. Причем товарообмен представлял собой предоставление товаров в основном бедноте, которая содействовала изъятию хлеба у середняков и кулаков.

Дальнейшее развитие получил принцип продовольственной диктатуры. В ‘18г. введена хлебная монополия, установившая цены в 2-3 раза ниже себестоимости. В январе 1919 г. была введена продразверстка: государство стало изымать у крестьян все излишки хлеба (иногда—и необходимые им запасы) и др. продукты. Для содействия изъятию хлеба и для конфискации у кулаков излишков земли декретом ВЦИК от 11 июня были образованы комбеды, кот. по существу подменили собой Советы. Деятельность продотрядов сопровождалась жестокостью: система заложничества, расстрелы за укрывание хлеба и сопротивление и т. д.

Деньги в военных условиях стремительно обесценивались: повсеместно вводилась оплата за труд натурой. Введена карточная система. Размеры продов. пайка определялись по классовому признаку (дети получали одинаково). К концу гр. войны п. п. стали почти бесплатными, так же, как жилье и транспорт. Широко распространилась уравнительная оплата труда. Вводилась трудовая повинность: в 1918 г. — для представителей “эксплуататорских классов”, в 1920 г. — всеобщая. Многими чертами “военный коммунизм”, сложившийся под диктатом чрезвычайной обстановки, напоминал то бесклассовое, свободное от товарно-денежных отношений общество будущего, которое большевики считали своим идеалом—отсюда и его название. Причем, в глазах многих большевиков это были отнюдь не чрезвычайные, вынужденные меры, а совершенно закономерные шаги в верном направлении—к социализму и коммунизму. Недаром многие военно-коммунистические меры были приняты в 1920 г. , когда война уже затихла.

    БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ: ЦЕЛИ, ПРОГРАММА, ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ.

Официально политика определялась как “непредрешенчество”(т. е. позиции по будущим реформам и форме государственности России и ее социально-экон. строе) это позволяло различным антибольшевистским силам объединится в белом движении, хотя и враждуя и мечтая установить одни- республику, другие- монархию и т. д. Политическая программа белого движения была разработана Деникиным. Ее основные положения: единая неделимая Россия; защита православной веры; установление порядка; борьба с большевизмом до конца; военная диктатура, внешняя политика только национально-русская, за помощь союзников - ни пяди русской земли, никаких классовых привилегий (забота о всех слоях), разработка з-в о земстве, решение аграрного и рабочего вопросов, содействие рабочим организациям в развитии народного хозяйства, на пресекать их противогосударственную деятельность, прессе содействующей помогать, негласную- терпеть, разрушающую закрывать. В ноябре 1919 г. был опубликован проект “Земельного закона” (был продолжением столыпинской реформы), который должен был осуществляться в течение 7 лет после окончания войны. Он предусматривал передачу помещиками, имевшими поместья от 150 до 400 дес. , за выкуп части своей земли крестьянам от 9 до 45 десятин. Все белые правительства так или иначе пытались перерешить земельный вопрос в интересах помещечьего класса. Согласно деникинскому “закону о сборе урожая 1919г. ” крестьяне безвозмездно отдавали 1/3 хлеба, 1/2 трав, 1/6 овощей возвратившимся помещикам. На территориях, где стояли белые, заводы и фабрики возвращались к прежнем владельцам, были запрещены или ограничены в работе профсоюзы и социалистические партии. Жестко пресекались любые выступления рабочих против нарушений фабрично-заводского законодательства, сильно урезанного властями. Лозунг “единой и неделимой России” лишил белых взаимопонимания с нацменьшинствами на окраинных тер-х страны, где зрело недовольство бюрокр. гнетом центра, что выражалось в стремлении к автономии. Причины поражения белого движения:

1) белые стремились к восстановлению старых, исторически отживших экон. и полит. структур. Их программа не предлагала радикального решения земельного, нац. и соц. вопроса.

2) большевикам удалось создать (не смотря на дезертирство) массовую революционную армию (к концу войны- 5, 5 млн. чел. )

3) партизанское движение в тылу белых, опиравшееся на сеть подпольных больш. организаций. Широко развернулось стачечное движение, затруднявшее снабжение войск, дезорганизовывало экономику. 4

) больш. обеспечили прочность своего тыла благодаря “революционному порядоку” 5) международная солидарность и поддержка трудящихся др. стран: движение за отзыв войск интервентов, прекращение помощи интервентам и т. д. ЭКОНОМ. И ПОЛИТ. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ: ОКТ. 1917-МАРТ1918.

Установив свою власть, большевики поспешно стали ломать старую общ. -политическую систему, не всегда добиваясь позитивных эконом. результатов. Первые эконом. преобразования представляли собой сочетание буржуазно-демократических с социалистическими. 1) ДЕКРЕТ О ЗЕМЛЕ. Один из первых декретов, в него целиком был включен левоэссеровский наказ. Его введение означало ликвидацию помещечьего землевладения и бесплатное наделение крестьян землей по потребительско-трудовой норме, что нанесло удар и по финансовой буржуазии. Крестьяне получали в личное пользование помещичьи земли и инвентарь (60% этих земель к окт. 1917г. было заложено в банках, под них были получены ссуды)+ уничтожались долги крестьянскому банку (составлявшие в’14 г. -1, 5 млн. руб. ) 2) ДЕКРЕТ от 1. 11. 1917 г. вводил рабочий контроль на предприятиях. Его осуществляли фабзавкомы, советы старост или контрольно-хоз. комиссии. Эти органы имели право вмешиваться в распоряжения администрации и были ответственны перед государством за дисциплину, охрану имущества на заводе, фабрике. Вводя рабочий контроль, большевики хотели сломить эконом. власть буржуазии, обучить рабочих управлять производством, подготовить национализацию промышленности, однако срок был отведен слишком короткий. 3) 2 декабря создан Высший совет народного хоз-ва (ВСНХ), подчинявшийся СНК и всеросс. съезду ВСНХ. На него возлагались задачи организации народного хозяйства и финансов, объединение деятельности центральных и местных учреждений, фабзавкомов и профсоюзов в области экономики; формировался из представителей наркоматов и Всероссийского совета рабочего контроля. Местные совнархозы были созданы в течение дек. 1917-янв. 1918гг. 4) Назначен комиссар Госбанка - Н. Осинский, кот. начал выдавать деньги на нужды новой власти. Это дало возможность мощного воздействия на различные отрасли экономики. В дек. 1917г. все банки были национализированы. Принят декрет об аннулировании иностр. займов. 5)Национализация ведущих отраслей пром-ти: металлургии, нефтяной и др. Для борьбы с саботажниками, классовыми врагами была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия во главе с Дзержинским. Вскоре она получила право применять высшую меру наказания, под которую стали попадать и рядовые рабочие, с которыми за незначительные проступки расправлялись как с врагами. “Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа” от 3. 01. 18г. провозгласила организацию новой армии: 1. Красная армия формируется только из представителей рабочих и крестьян на добровольной основе. 2. К службе привлекаются кадры из старой армии. 3. Осуществляется партийное руководство всей военной политикой.

Решение национального вопроса было сформулировано в “Декларации прав народов Р. ”: 1. равенство народов, их право на самоопределение вплоть до образования самостоятельных государств, отмена нац. и нац. -религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие нац. меньшинств. Не все принципы были реализованы в жизни.

“Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа” заменяла конституцию до ее принятия. 1. Россия - республика советов рабочих и крестьянских и солдатских депутатов, кот. принадлежит власть на местах и в центре. 2. Уничтожение любой эксплуатации. 3. Отмена частной собственности на землю 4. Рабочий контроль на предприятиях. 5. Национализ-я всех банков. 6. Организация Кр. армии. 7. Всеобщая трудов. повинность. 8. Мир без аннексий и контрибуций, отказ от тайной дипломатии.

ВЫВОД: Большевики провели как демократические преобразования (ликвид. помещечьего землевладения, сословий, уравнение всех в правах), так и ряд антидемократических (закрытие буржуазных газет, аресты кадетов, разгон Учредительного собрания и т. д. ) Постепенно компетенция ВЦИК была резко ограничена, усилилась роль президиума ВЦИК, контролируемого большевиками. Слишком поспешной была национализация промышленности.

    ОРГАНЫ ГОС. ВЛАСТИ И УПРАВЛ. В СОВ. РОССИИ......

Одновременно с ликвидацией старых органов власти шло создание нового государственного аппарата. Высшим законодательным представительным органом стал Всероссийский съезд Советов. В перерывах между съездами действовал постоянный орган— Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Вначале он был многопартийным и включал большевиков, левых эсеров, социал-демократов-социалистов, максималистов, украинских социалистов. Первым председателем ВЦИКа был Л. Б. Каменев, однако вскоре, как указывалось, он покинул свой пост, и его сменил Я. М. Свердлов. Высшим исполнительным органом (правительством) являлся Совет народных комиссаров (СНК). Съезды Советов и ВЦИК сосредоточили в своих руках в основном законодательную власть, СНК—в основном, исполнительную, хотя четкого разделения между этими двумя ветвями властей не было. Председателем СНК стал В. И. Ленин. Народные комиссариаты, сменившие прежние министерства, возглавили видные большевики: в частности, наркомом по иностранным делам стал Л. Д. Троцкий, по делам национальностей—И. В. Сталин. Старые судебные учреждения были заменены на народные суды, избираемые Советами, и революционными трибуналами. 7. 12. 1917 г. по инициативе Ленина был создан и орган прямых политических репрессий - Всероссийская чрезвычайная комиссия во главе с Дзержинским. Поначалу на ВЧК возлагались обязанности пресекать открытые антисоветские выступления и передавать причастных к ним лиц для суда ревтрибуналов. Но вскоре этот карательный орган приобрел неограниченные права, вплоть до вынесения окончательного приговора и приведения его в исполнение.

    СУЩНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИЯ НЭПА.

НЭП предполагал сохранение партийной диктатуры и временное использование элементов рыночной экономики до победы мировой революции, ожидаемой в 1921-23гг. В политическо-идеологическом плане НЭП представлял собой жесткий однопартийный режим, в экономическом- смешение администр. и рыночной системы хозяйствования. НЭП сочетал в себе: 1. некоторую свободу мелкотоварного частного хозяйства в деревне с разрешением аренды земли и найма рабочей силы; 2. госсобственность на транспорт, крупную и часть средней пром-ти; 3. частный сектор в пром-ти с эконом. и законод. ограничениями, тормозившими развитие; 4. госкапитализм- концессии и аренду госпредприятий; 5. относительно свободную торговлю, неэквивалентный обмен между городом и деревней, основанный на продналоге и ценовой политике; 6. ограниченный хозрасчет в пром-ти на уровне трестов с централизованным перераспределением прибыли через ВСНХ; 7. сдельную оплату труда на госпредприятиях; 8. частичную децентрализацию управления народным хозяйством; 9. финансовую реформу для стабилизации бюджета и создания твердой валюты; 10. монополия внешней торговли, связь с мировой экономикой минимальна.

Первоначально НЭП был задуман как продналог. Весной 1921 г. между промышленностью и с/х происходил прямой товарообмен через Наркомпрод и кооперацию. Пообещав не забирать излишки, большевики надеялись убедить крестьян увеличить производство продовольствия. Однако этого не произошло и разразился голод. Боясь потерять власть, большевики (осень 21г. ) пошли на расширение уступок, а 9. 08. ’21г. был принят “Наказ СНК о проведении в жизнь начал НЭП”, в связи с чем 1) происходила децентрализация управления отраслями пром-ти, сократилась численность главков; 2) госпредприятия переводились на ограниченный хозрасчет, вводилось материальное стимулирование, предприятия получили некоторые права, в т. ч. право сбыта собственной продукции; 3)закрытие мелких, не арендованных предприятий.

В дек. 1922г. крупные госпредприятия давали 92% стоимости продукции, большинство мелких было арендовано, но на них было занято только 12% рабочих, в 1923 г. они давали лишь 5% всей стоимости пром. продукции. Не получил развития и госкапитализм, идея концессий в итоге оказалась непривлекательной из-за слишком больших ограничений. В рамках НЭПа была проведена финансовая реформа, позволившая укрепить рубль. Весной 25г. сделали новые уступки: увеличили допустимое количество наемных рабочих (с 10-20 до 100 чел. ) на частных предприятиях, разрешили долгосрочную аренду земли до 12 лет; отменены ограничения на применение наемного труда и создание кредитных товариществ; разрешен выход из общины, создание хуторских, отрубных хоз-в. Но осенью 25г. режим большевиков снова идет на сужение рамок НЭПа.

    ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ НЭПА:

1. Мощный госсектор, централизованная система управления народн. хозяйством при лишь временном допущении частного в с/х, легкой и пищевой пром-ти. 2. Административ. и эконом. ограничения частного сектора не способствовали развитию производит. сил.

3. В неполной мере использовалось материал. стимулирование и хозрасчет. 4. Препятствия на пути развития аренды и хозрасчета.

    5. Монополия внешней торговли.

6. НЭП был изначально задуман как временная мера, отступление от идеалов социализма.

7. Экономические свободы не были дополнены демократическими в полит. жизни общества. Главное противоречие заключалось в том, что большевики пытались создать, используя рыночные элементы, плановую экономику.

    НЭП: ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА.

Для упорядочения и оздоровления финансов был создан в конце 21г. Государственный банк, кот. и была поручена эмиссия банковских билетов-червонцев в 22г. На Х съезде была создана финансовая комиссия под руководством Преображенского, кот. занялась проблемами приспособления к нэпу кредитной системы, денеж. обращения, налогов и бюджета. В ноябре 22г. наркомом финансов был назначен Сокольников, он провел систему мероприятий по стабилизации финансов: 1. Сокращение госрасходов и формирование бездефицитного бюджета. 2. Дифференциация местных бюджетов и государственного. 3. Денежные налоги полностью заменили натуральные. 4. Введение финансовой дисциплины и отчетности. 5. Денежная реформа. В 1922 г. выпущен новый дензнак - червонец, имевший золотое обеспечение. Первоначальный курс - 1 червонец = 60 тыс. совзнаков. В 24г. Госбанк выкупил совзнаки у населения. В дополнение к червонцу в 24г. были выпущены казначейские билеты (5, 3, 1 рубль) и разменная монета (медная и серебряная). Червонец на мировом рынке равнялся 5. 14$US. Денежная реформа имела огромное политическое и экономическое значение. Народное хозяйство страны получило твердую денежную единицу, частично конвертируемую и достаточно стабильную, чтобы с ее помощью вести валютно-торговые операции как внутри страны, так и зарубежом. Господствующий режим доказал свою способность проводить эконом. политику, содействующую накоплениям капиталов и сохранению сбережений населения. Однако в дальнейшем, в связи с кризисными явлениями, для покрытия расходов государство выпустило массу дензнаков, не обеспеченных товарами, что сводило на нет денежную реформу 22- 24гг. , попытки стабилизации финансов России.

    ИТОГИ НЭП.

Наряду с достижениями во внешней и внутренней политике Сов. гос-ва в 1921-28гг. присутствовали и недостатки, поэтому итоги были неоднозначны. 1. Гибкая внешняя политика позволила избежать войны и наладить дипломатические отношения с соседними странами, большинством европейских государств. 2. Установление жесткого режима обеспечило политические условия, необходимые для установления нар. хоз-ва. 3. За счет внутренних резервов восстановлены с/х и промышленность. 4. Хозрасчет на уровне трестов позволил за счет легкой и пищевой пром-ти через механизм централизованного распределения прибыли поднять тяжелую пром-ть и транспорт. 5. В с/х продналог способствовал восстановлению посевных площадей и поголовья скота, что обеспечивала как продовольствием, так и сырьем для пром-ти. 6. Проведена финансовая реформа, которая принесла стране твердые госбюджет и валюту и способствовала восстановлению экономики страны в первой половине 20-х годов. 7. Были в основном созданы условия для возрождения народного хозяйства.

Отказ от нэп был предопределен, т. к. изначально большевики пытались построить плановую “социалистическую” экономику рыночными методами.

    СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ХРУЩЕВА.

Время правления Хрущева стало переломным в развитии социальной сферы страны. Достижением послесталинского руководства в 50-е годы было масштабное повышение уровня жизни населения, сопоставимое разве что с периодом нэпа. 1. Широко развернулось жилищное строительство. За 1956-1960 гг. новоселье справляют почти четверть населения страны (54 млн. человек). При этом семьи все чаще получают не комнаты, а, хотя и малогабаритные, но отдельные квартиры. Городской жилищный фонд увеличился на 80%, что позволило в короткие сроки сильно продвинуться в решении жилищной проблемы. Правда, преодолеть жилищный кризис не удалось из-за переезда в города миллионов крестьян. 2. Введены паспорта и пенсионное обеспечение для крестьян, что уровняло их в правах с другими трудящимися. Пенсии были увеличены вдвое.

3. Регулярно повышается зарплата, в т. ч. низкооплачиваемым категориям работников, занятым в просвещении, здравоохранении и т. д. Значительно выросли доходы населения и потребление населением промышленных и продовольственных товаров. Прекращается выпуск обязательных облигаций госзаймов, практиковавшийся при Сталине, кот. составляли не менее месячной зарплаты работника. 4. Реформаторские веяния затронули также высшую и среднюю школу. Отменяются все виды платы за обучение. Рост потребностей в специалистах стимулировал увеличение числа вузов—прежде всего в области знаний, непосредственно связанных с передовыми отраслями науки и производства. При этом на первый план вышло вечернее и заочное образование для людей, занятых на производстве. В 1959 г. 39% рабочих и 21% колхозников имели среднее (иногда даже высшее) образование, тогда как в 1939 г. такое образование имело лишь 4, 3% занятых физическим трудом. В 1957 г. были введены новые правила приема в вузы: преимущества при поступлении получали лица, имевшие стаж работы не менее двух лет или демобилизованные из Советской Армии. Несмотря на положительные моменты в связи с этим снизился уровень подготовки поступающих на первый курс, успеваемость студентов и качество их знаний. Еще более противоречивой была реформа общего среднего образования, предпринятая в 1958 г. Вместо семилетнего вводилось обязательное восьмилетнее обучение, основанное на соединении обучения в школе с производственным трудом. Срок обучения увеличивался с 10 до 11 лет, а выпускники помимо аттестата зрелости получали свидетельство о специальности. Однако профподготовка зачастую носила формальный характер (у школ нет материальной базы, а предприятия-шефы редко были заинтересованы в труде школьников). Лишь небольшой процент выпускников работал по специальностям, полученным в школе. В то же время ухудшилась общеобразовательная подготовка учащихся. В середине 60-х годов “политехническая” часть школьной реформы была отменена.

5. В 1956 - 1960 гг. завершился перевод рабочих и служащих на 7-часовой, а на подземных работах—на 6-часовой рабочий день. Введена 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными. И хотя мизерных зарплат зачастую не хватало на жизнь, а миллионы семей продолжали ютиться в коммуналках, все же государство что-то давало не только одним избранным, но и простым людям, в том числе крестьянам.


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.