РУБРИКИ

Характеристика стран Северной Европы

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Характеристика стран Северной Европы

продукции, значительная часть которой вывозится. Норвегия ведет также

торговлю проектами и лицензиями, в частности на морские буровые платформы.

Главные центры машиностроения - Осло, Берген, Ставангер, Драммен.

Лесообрабатывающая промышленность:

Старейшая отрасль промышленности страны - лесообрабатывающая Норвегии была

Первой из стран Северной Европы, начавшей широкий экспорт лесоматериалов

в Западную Европу, прежде всего в Великобританию .Однако хищническая

вырубка лесов- особенно в западных и южных районах страны, резко сократила

их ареалы. В связи с растущей конкуренцией со стороны более богатой

древесиной Швеции и Финляндии Норвегия постепенно стала перестраиваться на

производство более ценной продукции - механической древесной массы,

целлюлозы, картона и бумаги. Целлюлозно-бумажное производство - одна из

основных отраслей международной производственной специализации страны.

Ежегодно изготовляется более 1,5 млн. т древесной массы и целлюлозы и более

1,3 млн. т. различных сортов бумаги и картона, подавляющая часть которых

экспортируется. Основные центры лесопиления и целлюлозно-бумажного

производства расположены вокруг Осло-Фьорда, обычно в устьях лесосплавных

рек, стекающих с лесистых склонов Эстланна. Это прежде всего Сарпсборг,

Халден, Мосе, Драммен, Шиен. Отдельные предприятия расположены

непосредственно в местами лесоразработок - в больших долинах Эстланна и в

Треннелаге.

Химическая промышленность:

Становление современной химической промышленности в Норвегии

началось создания в начале XX в. в провинции Телемарк электрохимического

производства Это были заводы концерна «Норш гидро", которые получали

электроэнергию с каскада гидроэлектростанций, извлекали азот из воздуха и

выпускали аммиак и его соединения, в том числе так называемую норвежскую

селитру. Ныне мощность заводов концерна по выпуску "связанного азота"

превышает полмиллиона тонн. В качестве «побочных» продуктов завод концерна

в Рьюкане производит тяжелую воду и благородные газы- аргон, неон и др. Из

других электрохимических производств налажен выпуск карбида кальция. В

последние годы быстро развивается нефтехимия и на ее базе- производство

пластмасс и других синтетических материалов. Нефтехимические предприятия

размещены в основном в прибрежных городах Эстланна и на западном побережье.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

В сельском хозяйстве преобладают мелкие фермерские хозяйства

(до 10 га земли). Распространена производственно-сбытовая кооперация.

Ведущая отрасль интенсивное животноводство мясомолочного направления, а

также обслуживающее его растениеводство (кормовые травы). Развито

овцеводство, свиноводство. Возделывают зерновые культуры (главным образом

ячмень и овес). Сельскохозяйственными продуктами собственного производства

обеспечивает себя примерно на 40% населения.

Важное место в экономике занимает рыболовство, которое является

отраслью международной специализации Норвегии (по экспорту рыбопродуктов-

второе место в мире). Улов рыбы в 1985г. составил 2.3 млн. тонн. Важное

значение имеет лесоводство, так как большие массивы хвойного леса с давних

пор являются источником благосостояния стран Северной Европы.

Для сельского хозяйства Норвегии характерна некоторая уязвимость из-

за сложных северных климатических условий, поэтому оно нуждается в

постоянном государственном финансировании.

ТРАНСПОРТ.

Как во внутренних, так и во внешних транспортных связях ведущую роль

играет судоходство. Это объясняется спецификой геоположения, сильной

изрезанностью береговой линии в сочетании с горным рельефом и историческими

мореходными навыками норвежцев. Морем идет 9/10 внешнеторгового и более

1/2 внутреннего грузооборота Норвегия - одна из ведущих судоходных держав

мира По тоннажу торгового флота она стоит на 5-м месте.

После второй мировой войны, когда сильно пострадавший норвежский флот

был восстановлен и модернизован с помощью иностранных, прежде всего

американских, займов, господствующее положение в нем заняли

монополистические концерны, которые владеют целыми флотами теплоходов и

турбоходов и обслуживают линии, опоясывающие весь земной шар. Таковы,

например, концерны "Вильхельмсен", "Ульсен", «Бергенское пароходное

общество". Норвежский флот выделяется большим удельным весом танкеров,

которые составляют более половины общего тоннажа. Он важный источник

поступления валюты для покрытия обычно дефицитного торгового баланса.

Более 80% норвежского флота занято перевозками грузов между заграничными

портами, что приносит стране несколько миллиардов крон иностранной валюты в

год Ежегодно через морские порты Норвегии проходит более 50 млн. т

различных грузов. Около половины из них составляет идущая транзитом из

Швеции железная руда, которая вывозится через порт Нарвик. другие крупные

порты - Осло, Берген ,Ставангер.

Протяженность и транспортная роль железных и автомо6ильных дорог

довольно ограничена. Общая длина железных дорог, как правило одноколейных

, составляет 4,24 тыс. км, из которых несколько более половины

электрифицировано. Важнейший железнодорожный узел - столица Норвегии Осло

связан линиями со Стокгольмом, Гетеборгом (Швеция) и главными городами

страны - Бергеном, Тронхеймом и Ставангром.

Протяженность автодорог - 79,8 тыс. км. В стране насчитывается 1,3

млн. автомобилей, из которых 1,1 млн. легковые.

Главные воздушные ворота Норвегии - аэропорт Форнебю, близ Осло. Норвегия

стоит на одном из первых мест в мире по перевозкам пассажиров на самолетах

(в расчете на душу населения.)

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Для внешней торговли, играющей исключительно важную роль в

хозяйственной жизни Норвегии, характерен традиционный большой дефицит:

стоимость импорта товаров намного превышает стоимость их экспорта. Этот

дефицит в условиях благоприятного развития международной торговли обычно

почти полностью покрывался доходами от заграничного судоходства. Однако

теперь этих доходов часто не хватает, и страна вынуждена все больше

прибегать к иностранным займам, в результате чего быстро растет ее внешняя

задолженность.

Структура экспорта отражает все сдвиги в структуре экономики

Норвегии. Систематически падает доля рыбы и рыбопродуктов, на которые в

начале 1950-х годов приходилось до 25%, а ныне - лишь немногим более 5%

стоимости экспорта. То же самое можно сказать и о продуктах

лесопереработки. Несколько понизилась (с 30% , в 1960 г. по 20% в конце 70-

х годов) доля продукции электрометаллургии и электрохимии. С другой

стороны, непрерывно растет доля машиностроительной продукции. Ныне она

достигла более 30% и включает широкий выбор товаров. В последние годы

резко вырос экспорт нефти и газа (по трубопроводам).Однако темпы развития

нефтяной экономики снижаются, добыча нефти постепенно сокращается, а

добыча газа, напротив, идет по восходящей. Поэтому экспорт газа резко

увеличивается, а контракты на продажу газа уже превысили общий объем в 50

млрд. кубометров в год.

Импорт более широк и разнообразен. Наиболее значителен ввоз разной

продукции машиностроения, в том числе судов и автомобилей. В европейские

страны направляется 4/5 всего экспорта и оттуда поступает около 3/4

импорта. В том числе на торговлю со странами Северной Европы приходится

примерно 1/4 ввоза и вывоза.

Среди крупнейших торговых партнеров Норвегии - Великобритания, Швеция

и ФРГ. Развивается российско-норвежская торговля.

Королевство Швеция. Население составляет: 8,7 млн. человек.

Швеция занимает восточную и южную части Скандинавского полуострова и имеет

по сравнению со своими соседями наибольшую численность населения. Но все

оно сконцентрировано в основном в трех регионах, и наибольший из них,

Стокгольмский, выглядит малым пятнышком на карте.

Природа страны все еще не оправилась от нашествия льдов в ледниковом

периоде. Их отступление было медленным и шло с юга на север. На юге ледник

начал таять уже почти 15 000 лет назад, а горные регионы на северо-западе

все еще были покрыты толстым слоем льда девять тысяч лет назад. Лед вдавил

земную твердь в жидкую магму, а с отступлением льдов началось поднятие

суши, наблюдаемое до сих пор в области Ботнического залива.

Вдоль границы с Норвегией узкой полосой протянулись Скандинавские горы со

скалистыми гребнями, высотой более 2 тыс. метров. Через перевалы в горах

проложены железные дороги, по которым из Швеции к морским портам Норвегии

перевозят главные богатства страны- железную руду и древесину. Но более

половины этого сырья перерабатывается на месте. По производству стали и

бумаги страна занимает второе место в Западной Европе.

К основным минеральным ресурсам добываемым в Швеции относятся: Урановые и

железные руды на юге страны, полиметаллические, железные и медные на

севере.

По своей территории – 450 000 км - Швеция занимает четвертое место в

Европе. 40 000 км приходится на водоемы, почти 270000 км занимают леса.

Согласно исторической традиции и по природным условиям страна делится на

три части. Это Норланд на севере, на который приходится чуть ли не половина

всей территории, но где живет всего шестая часть населения Швеции, Свеаланд

и Геталанд на самом юге. В обиходе все еще употребляют старые названия

разных местностей, хотя административные границы давно им не соответствуют.

Столица Швеции – Стокгольм (685 тысяч человек).

Единственным государственным языком в Швеции является шведский, относящийся

к скандинавской группе германских языков.

Почти 90% населения исповедуют государственную религию – лютерантство. Тем

не менее влияние церкви в обществе слабеет, и к ее мнению люди

прислушиваются все реже. И только по праздникам в церковь приходит много

народу.

Климат – от континентального до умеренно континентального

Горная система в центре Скандинавского полуострова защищает Швецию от

влияния Атлантического океана, поэтому климат здесь скорее континентальный,

чем морской. Летом бывают недели совсем без дождя, зимой нередки вторжения

холодных масс с температурой до –25° С. За год выпадает 600 мм осадков, в

основном в виде дождя

НАСЕЛЕНИЕ

Национальный состав населения Швеции, как и других Скандинавских

стран, довольно однороден: шведы составляют, около 93% всего населения.

Общее же число лиц других национальностей — немногим более 600 тыс.

человек, что составляет свыше 7 % всех жителей страны.

Кроме шведов в стране живут малочисленные национальные меньшинства —

шведские финны и саами — потомки народа, населявшего северную часть страны

еще до ее колонизации шведами.

В Швеции насчитывается более 400 тыс. постоянно или длительно

проживающих иностранцев, сохраняющих свое национальное гражданство. Доля

иностранцев в общей численности населения составляла в конце 1970-х годов

5%. Более половины из них составляют граждане соседних северных стран,

среди которых преобладают финны(около 200 тыс.). в стране проживает также

много югославцев, греков, немцев из ФРГ, итальянцев, турок, испанцев.

Шведская демографическая статистика, которую считают старейшей и

наиболее разработанной в мире, позволяет проследить динамику населения

более чем за двухсотлетний период. По переписи населения 1750г., в стране

проживало около 1,8 млн. человек. К 1850 г. число жителей удвоилось. Затем

потребовалось еще сто лет чтобы произошло новое удвоение, и в 1950 г.

численность населения достигла 7 млн. Это свидетельствует о том, что,

несмотря на неучастие страны войнах и резкое снижение смертности, рост

населения шёл довольно медленно.Однако проблема «демографического застоя» в

Швеции в последние годы вновь обострилась. В 1970-х годах среднегодовой

прирост населения упал более чем вдвое – с 1 до 0.4%. Этот небольшой

прирост происходил в основном за счет иммиграции; в среднем в 1975-1978 гг.

население страны увеличивалось на 30 тыс. человек в год, из которых только

10 тыс. давал естественный прирост, остальные же 20 тыс. составляли

иммигранты. Столь небольшой естественный прирост объясняется главным

образом низкой рождаемостью. По рождаемости (13 на 1000 жителей в 1971-1978

гг.) и по естественному приросту населения (2,5 на 1000 жителей в 1971-1979

гг.) Швеция стоит на одном из последних мест в мире.

Если среднегодовой коэффициент рождаемости уменьшается, то

коэффициент смертности (10,5 на 1000 жителей в 1971-1978 гг.) отличается

стабильностью для всего послевоенного времени.

Низкая рождаемость в сочетании с большой средней продолжительностью

жизни – 72 года для мужчин и 77 лет для женщин – превратила шведов в

«стареющую» нацию; доля детей до 15 лет в общей численности населения

снизилась за период между переписями 1950 и 1975 гг. с 23 до 20% при

одновременном увеличении доли лиц старше 60 лет с 15 до 21%.

Половой состав населения Швеции – страны, которая вот уже более

полутора веков не участвует в войнах, - отличается практически равной

численностью мужчин и женщин, составляющих соответственно 49,6 и 50,4%

общего числа жителей. С каждым годом всё меньше Шведов вступает в брак. По

числу браков на 1000 жителей (5 в 1978 г.) Швеция занимает последнее

место в Зарубежной Европе. Шведы и особенно шведки поздно обзаводятся

семьёй. Средний возраст мужчин , впервые вступивших в брак, составляет 28

лет, а выходящих замуж женщин – 25 лет. В то же время для Швеции

примечательно резкое увеличение числа внебрачных детей. Если в 1950 г.

внебрачным был каждый десятый ребенок то в 1978 г. – каждый третий.

Все в большей степени в трудовую деятельность вовлекаются женщины. С

1950 по 1975 г. число работающих по найму женщин удвоилось, и они

составляют 2/5 всего экономически активного населения. Резко возросла доля

работающих среди замужних женщин. Хотя говоря об участии женщин в трудовой

деятельности, необходимо отметить, что ставка заработной платы женщин в

промышленности значительно ниже ставок мужчин, выполняющих такую же работу.

Напряженное положение с трудовыми ресурсами привело к приливу в

Швецию иностранных рабочих. Число иностранцев, занятых в различных отраслях

экономики, достигло 350 тыс. Это означает, что каждый десятый работающий по

найму – иностранец. Особенно высока концентрация иностранной рабочей силы

в крупнейших городах и экономических центрах.

Почти половина всего экономически активного населения занята в

торговле, банковском и страховом деле, просвещении, здравоохранении и

других отраслях сферы услуг. В промышленности работает 30% занятых, в

строительстве – 8, на транспорте и в связи –7, в сельском хозяйстве вместе

с лесным хозяйством и рыболовством- лишь 6, в том числе в собственно

сельскохозяйственном производстве – менее 5%.

Швеция по сравнению с большинством европейских государств имеет

невысокую занятость населения: на 1 кв. км здесь приходится в среднем 20

человек. Это более чем в 4 раза ниже средней плотности населения всей

Зарубежной Европы. Размещение населения по территории страны чрезвычайно

неравномерно. Если на крайнем юге, на полуострове Сконе, на 1 кв. км

приходится более 100 жителей, то на обширных пространствах Норрланда в

среднем на 1 кв. км проживает менее 5 человек. Особенно малолюдны

внутренние районы Лапландии, где плотность населения лишь немногим более

одного человека на 1 кв. км.

Основная часть населения страны сосредоточена в центральных и южных

районах, к югу от 61( с.ш., на площади, составляющей менее 1/3 территории

Швеции. В Швеции,. Как и в соседних Норвегии и Финляндии, особенно плотно

населена приморская полоса шириной до 50 км.

Швеция — страна с явным преобладанием городского населения. Населенными

пунктами городского типа здесь принято считать поселения с компактной

застройкой, если они насчитывают не менее 200 жителей, большинство которых

занимается несельскохозяйственной деятельностью. Почти в 1800 таких

населенных пунктах (по-шведски «теторт») проживает более 4/5 населения

страны, в том числе в 108 населенных пунктах с 10 тыс. и более жителей,

согласно переписи 1975 г., проживал каждый второй житель Швеции.

Выделяются три городские агломерации: Большой Стокгольм, насчитывавший

в 1978 г. 1 380 тыс. жителей. Большой Гётеборг (694 тыс.) и Большой Мальмё

(454 тыс.). В них сосредоточено около 1/3 населения. Все эти наиболее

крупные города, в которых проживает более 2/5 населения Швеции, расположены

в центральной и южной частях страны.

В наиболее населенной и промышленно развитой средней части страны

сложились два «соперничающих» между собой важных экономических центра:

Стокгольм — на восточном побережье Швеции и Гётеборг — на ее западном

побережье. Если по численности населения, научно-культурным и

административным функциям древний столичный Стокгольм превосходит более

молодой Гётеборг, то по промышленному, торговому и транспортному значению

они почти равны.

В последние годы быстро развивается городская агломерация вокруг

крупнейшего города на юге страны Мальмё. Эта агломерация в свою очередь

вместе с Хельсингборгом входит в формирующуюся на обоих берегах пролива

Эресунн международную датско-шведскую конурбацию, в границах которой

проживает 2,8 млн. человек, в том числе на шведской стороне около 1 млн.

Специфический для Швеции характер городского расселения - это

многочисленные удаленные от больших городов промышленные поселки, возникшие

много лет назад в связи с сооружением железных рудников и металлургических

заводов, а позже- машиностроительных заводов и целлюлозно-бумажных

комбинатов. До сих пор население таких поселков, насчитывающих по несколько

тысяч жителей, продолжает работать на этих предприятиях.

В сельских местностях, особенно на распаханных равнинах Средней и

Южной Швеции, преобладают одиночные фермы. Они разбросаны вокруг небольших

административно-торговых, культурных и религиозных центров, где обычно

находятся почта и магазины, бензоколонка и сбытовой сельскохозяйственный

кооператив, школа и кинотеатр, церковь и кладбище. В лесных районах на

севере страны по долинам рек можно встретить более компактные поселения,

напоминающие небольшие деревни; в них обычно несколько десятков дворов с 50-

100 жителями. Однако все больше и больше трудоспособных жителей таких

поселений, в первую очередь молодежь, покидают их или бросают занятие

сельским хозяйством и устраиваются на лесообрабатывающие и другие

промышленные предприятия, пользуясь для поездок на работу широко развитой

сетью автобусных линий.

Характеристика промышленности

Сто лет тому назад основным источником существования Швеции было сельское

хозяйство, а индустриализация только начиналась. Превращение Швеции из

бедной аграрной страны в современное индустриальное общество произошло

благодаря железной руде, лесу и гидроэнергии. Эти природные ресурсы,

используемые для производства лесоматериалов, бумаги и стали, заложили

основу ориентированной на экспорт промышленности Швеции.

Несмотря на то, что высокотехнологичные отрасли, такие как производство

компьютеров, электроника и медицинская технология, играют относительно

небольшую роль в промышленном производстве, Швеция находится среди ведущих

стран по удельному весу в ВВП промышленных научно-исследовательских и

опытно-конструкторских разработок (НИОКР). В 1993 году расходы на

промышленные НИОКР составили 2% ВВП. Эта цифра не включает связанные с

промышленностью исследования, проводящиеся в университетах и других высших

учебных заведениях. Практически расходы на НИОКР сильно сконцентрированы в

некоторых отраслях. Около 80% приходится на транспортное и машинное

оборудование, фармацевтические и электротовары. Более того, почти весь

объем НИОКР приходится на ограниченное число крупных компаний: более

половины всего количества НИОКР проводится десятью компаниями, среди

которых "АББ", "Эриксон" и "Вольво".

Машиностроение(включая автомобилестроение)

350 тыс. занятых

Машиностроение - важнейшая отрасль шведской промышленности. Она

сконцентрирована в южной и центральной части Швеции и включает несколько

крупнейших промышленных компаний Швеции. Одна из них - "Асеа", которая в

1988 году слилась со швейцарской "Браун Бовери" и образовала крупнейшую в

мире электротехническую группу "АББ". Другая - "СКФ", доминировавшая в

течение десятилетий на мировых рынках промышленных подшипников.

"Электролюкс" после быстрого роста в результате поглощений является в

настоящее время крупнейшим мировым производителем бытовой техники. "Атлас

Копко" находится среди мировых лидеров по производству горнодобывающего и

строительного оборудования, а "Альфа-Лаваль" (недавно поглощена фирмой

"Тетра Пак" - мировым лидером в производстве систем для упаковки напитков -

и получила название "Тетра-Лаваль") занимает аналогичные позиции в области

производства оборудования для переработки продукции сельского хозяйства и

промышленности.

Если не считать транспортного машиностроения (см. ниже), общее

машиностроение является ведущей подотраслью машиностроения, за ним следует

электротехническое машиностроение (в частности, производство

телекомуникационного оборудования, бытовой техники, электрических

генераторов и двигателей) и металлообработка. Производство

телекоммуникационных товаров резко возросло за последние несколько лет. В

1995 году количество выпускаемой этим сектором продукции составило около 5-

6% общего количеста выпускаемой промышленных товаров, или около половины

того, что производит машиностроение и автомобильная промышленность.

"Эриксон" входит в число мировых лидеров в области производства средств

телекоммуникации, прежде всего мобильных телефонных систем.

Автомобилестроение

94 тыс. занятых

Автомобилестроение - важнейшая подотрасль машиностроения. В Швеции имеются

три производителя автомобилей: "Вольво", "Сааб Отомобайл" и "Скания".

Помимо автотранспорта, "Вольво" и "Скания" выпускают промышленные и морские

двигатели и авиационные компоненты. "Скания" разработала и создала

несколько поколений военных самолетов для Военно-воздушных сил Швеции, а

также гражданских самолетов: в кооперации с отделениями "Вольво", "Эриксон"

и "Цельсиус" она разработала и работает над созданием "ЙАС 39 Грипен"

("Гриффон") - многоцелевого реактивного истребителя для ВВС Швеции.

После того, как планируемое слияние "Вольво" и французского "Рено" не

состоялось, "Вольво" разработала новую стратегию, сосредоточившись на

автомобильном и родственном ему бизнесе. Производство будет

концентрироваться на производстве грузовиков, автомобилей и автобусов, а

также морских, промышленных и авиационных двигателей.

В 1990 году образовалась компания "Сааб Отомобайл АО", акциями которой

совместно 50 на 50 владеют "Инвестор АО" и американский "Дженерал Моторс".

"Сааб Отомобайл" сосредоточил свою деятельность на разработке, производстве

и рекламе средне- и крупногабаритных автомобилей.

"Скания" находится в числе наиболее прибыльных мировых производителей

тяжелых грузовиков и автобусов. В начале 1995 года "Сааб-Скания"

разделилась на две независимые компании, соответсвенно "Сааб" и "Скания".

Фармацевтическая и химическая промышленность

14 тыс. занятых

Химическая промышленность в Швеции обеспечивает работой большое количество

людей, однако экспортирует небольшую долю своей совокупной продукции.

Многие фирмы являются дочерними предприятиями иностранных компаний или

проводят операции за границей. "Акцо Нобель", Треллеборг", "Персторп",

биотехнические и нефтехимические отделения нескольких нефтяных компаний

выпускают резину, пластмассы и прочую химическую промышленность. "АГА"

специализируется на производстве газов для промышленности и медицины, а

"Беккерс" выпускает краски.

Однако наиболее быстро расширяющаяся подотрасль химической промышленности -

фармацевтическая промышленность, развитие которой за последние 20 лет было

особенно успешным. Средний годовой рост продукции в этой области составляет

8-9%. Она ориентируется прежде всего на экспорт, при этом некоторые фирмы

продают за границей 80-90% своей продукции. За последние 10 лет путем

слияний появилось несколько новых компаний. "Астра" и Фармасия и Апджон" -

крупнейшие из них. Далее следует "Ферринг"

С 1985 по 1994 год экспорт фармацевтической продукции увеличивался в

среднем на 20% в год. На Швецию приходится около 4% мирового экспорта в

этой области. Шведская фармацевтическая промышленность расходует примерно

16% своих доходов на НИОКР. Основные области исследования и продажи

медикаментов - онкология, расстройства роста и глазные болезни ("Фармасия и

Апджон"), диализ ("Гамбру"), желудочно-кишечные, дыхательные и сердечно-

сосудистые заболевания ("Астра"). Ожидается, что темпы роста продаж

некоторых из этих медикаментов в ближайшие несколько лет будут выше, чем в

целом поэтому рынку.

Биотехнология и ее промышленное применение в Швеции в основном базируется

на передовых медицинских исследованиях. В резудьтате фармацевтические

компании (особенно "Фармасия и Апджон") играют важную роль в этой области.

Другие области шведской специализации в биотехнологии - разведение растений

("Хиллисхег" и "Вейбуллс") и животноводство ("Тетра-Лаваль").

Горнодобывающая промышленность

9 тыс. занятых

Несмотря на многовековые традиции шведской горнодобывающей промышленности,

середины 1970-х годов ее относительное значение упало. В 1995 году добыча

железной руды составила 18,7 млн. метрических тонн. Вся она добывается на

севере Швеции государственной компанией "ЛКАБ". Швеция также производит

большое количество меди, свинца, цинка, серебра, золота и других цветных

металлов, добываемых в основном на севере страны в шахтах, принадлежащих

"Булиден", отделению фирмы "Треллеборг".

Металлургия

36 тыс. занятых

Черная металлургия в Швеции прошла через экстенсивную структурную

перестройку. Соредоточившись на проведении исследований и

высококачественных технологиях, Швеция стала мировым лидером в производстве

определенных видов стали и сплавов. В ходе реконструции произошло слияние

трех крупнейших производителей обыкновенной стали в одну компанию -

"Свенскт столь АО" (ССАО), на которую в настоящее время приходится свыше

60% производства стали и все производство чугуна. Сначала основным

владельцем акций было государство, но сегодня компания полностью

приватизирована.

Среди основных производителей специальных сталей - "Авеста Шеффилд" и

"Сандвик". Продукция шведской черной металлургии включает нержавеющую

ленту, листы и трубы, конструкционную сталь, сталь для роликовых

подшипников и быстрорежущую сталь. В 1995 году производство стали в Швеции

составило 4,2 млн. метрических тонн, причем примерно 60% приходилось на

обыкновенную сталь.

Лесная, Целлюлозно-бумажная и Лесопильная промышленность (искл.

производство мебели)

Более половины территории Швеции покрыто лесом, в основном, хвойным,

поэтому не удивительно, что лесная промышленность была и остается важной

отраслью. Примерно половина всех лесов принадлежит частным лицам;

акционерные компании распоряжаются 40%, остальное принадлежит государству,

шведской церкви и коммунам. Из-за соответствующего климата деревья растут

достаточно медленно. Поэтому структура дерева получается очень плотной и

потому пригодной в качестве отличного материала для строительства и

изготовления мебели. Швеция является лидером в использовании экологически

чистых методов лесничества.

Шведская лесопильная промышленность высоко механизирована и

автоматизирована. Чтобы свести к минимуму затраты на перевозку, лесопильни

строят в или возле леса. Промышленность достаточно фрагментарна: на ней

специализируется огромное количество мелких фирм, хотя есть и несколько

крупных лесопилен. Более 79% продукции экспортируется. По экспорту хвойной

продукции впереди Швеции идет только Канада.

Около 50% шведского леса идет на строительство, примерно 40% - на

упаковочные материалы и остальное - на изготовление мебели.

Швеция занимает третье место в мире по экспорту целлюлозы и бумаги, 80%

которого идет в страны ЕС. В целлюлознобумажной промышленности Швеции

произошли многочисленные слияния. Две ведущие компании - "Стура" и "ССА" -

входят в число крупнейших промышленных групп. Другие ведущие фирмы отрасли

- "МуДу", ранее принадлежащая государству "АссиДумэн" (приватизирована в

1994 году), "Седра Скугсэгарна", "Корснэс" и "НСБ". За последние годы

шведские лесопромышленные компании купили много предприятий в странах ЕС.

Пищевая промышленность

68 тыс. занятых

В пищевой промышленности Швеции господствует относительно небольшое

количество компаний. В их число входят производственные кооперативы, такие

как Национальный союз земледельцев (ЛФО), группа потребительских

кооперативов и дочерние фирмы хорошо известных иностранных

многонациональных компаний. Иностранные компании доминируют в производстве

(или импорте) и продаже алкогольных напитков. За последние десятилетия

концентрация в пищевой промышленности возросла, однако число занятых

изменилось мало. Импорт заметно превосходит экспорт, но объем последнего

постоянно растет.

|1999 год| | |

|Импорт | |Экспорт продукции |

|продукци| | |

|и | | |

|Машиност| |Машиностроение 53% |

|роение | | |

|50% | | |

|Энергия | |Энергия 2% |

|6% | | |

|Пищевые | |Пищевые продукты 2% |

|продукты| | |

|5% | | |

|Лесная | |Лесная продукция 19% |

|продукци| | |

|я 3% | | |

|Прочие | |Прочие 24% |

|35% | | |

Сельское Хозяйство

Сельское хозяйство играет довольно ограниченную роль в экономической

жизни страны. В сельскохозяйственном производстве используется только 8% ее

территории, в нем занято менее 5 % экономически активного населения. Вместе

с тем шведское сельское хозяйство отличается высокой продуктивностью. Оно

более чем на 4/5 обеспечивает потребность населения в продовольствии, в

том числе практически полностью в молоке, мясе, хлебе, картофеле и почти

полностью в сахаре и растительных жирах. По производительности труда в

сельском хозяйстве Швеция уступает в Европе только Великобритании, Дании и

Нидерландам. Однако менее благоприятные по сравнению с названными странами

климатические и почвенные условия требуют более высоких издержек

производства, что существенно ослабляет конкурентоспособность шведского

сельского хозяйства.

В связи с этим шведские власти проводят политику вытеснения мелких,

сельскохозяйственных производителей, поощрения создания крупных

капиталистических ферм и повышения конкурентоспособности их

сельскохозяйственной продукции на рынке. За счет государственного бюджета

повышаются закупочные цены на продукты, поставляемые фермерами (особенно на

экспортные). В конечном итоге все эти затраты на поддержание сельского

хозяйства ложатся на плечи населения в форме налогов и высоких цен на

продукты питания.

Одна из важнейших исторических особенностей шведских аграрных

отношений - преобладание крестьянской собственности на землю. Около 4.5

Фермеров ведут хозяйство на собственной земле. Роль высокотоварных

капиталистических ферм непрерывно возрастает. Этому процессу способствуют

мероприятия правительства, направленные на всемерную поддержку более

крупных хозяйств, имеющих не менее 20-30 га обрабатываемой земли. В

результате поглощения мелких хозяйств более крупными общее число ферм с

начала 50-х до конца 70-х годов сократилось более чем вдвое. Ныне 50 тыс.

капиталистических ферм с участками более 20 га располагают 2/3 всей

обрабатываемой земли и дают более 2/3 товарной сельскохозяйственной

продукции.

Крупные высокотоварные хозяйства особенно распространены на

крайнем юге страны и на приозерных равнинах Средней Швеции. Мелкие

хозяйства характерны преимущественно для лесных местностей Средней и

особенно Северной Швеции. Их владельцы или арендаторы вынуждены, как

правило, искать дополнительные заработки на лесозаготовках и других

сезонных работах.

Животноводство в Швеции резко преобладает над земледелием. Доходы от

животноводства втрое превышают доходы от растениеводства, основное

направление которого -производство кормов. Под кормовыми культурами занято

4/5 всей пашни. Другая характерная особенность шведского сельского

хозяйства — его тесная связь с лесным хозяйством. Около 3/4 фермеров

сочетают оба вида деятельности, причем доходы от продажи леса на севере

страны обычно превышают доходы от сельского хозяйства.

Животноводство имеет мясомолочное направление, и роль мяса в товарной

продукции непрерывно возрастает. Если в начале 50-х годов доходы от

реализации молока в 1,5 раза превышали доходы от реализации мяса, то

теперь, наоборот, доходы от мяса в 1,5 раза больше доходов от молока.

Одна из причин такой структурной перестройки - сокращение спроса на

сливочное масло в связи с ростом потребления маргарина. Другая причина

заключается в трудностях со сбытом , молочных продуктов на внешних рынках,

где шведские масло и сыр не выдерживают конкуренции из-за более высоких

издержек производства.

Сокращение производства молока привело к уменьшению поголовья

молочных коров и стада крупного рогатого скота в целом (с 2,6 млн. голов в

1950 г. до 1,9 млн. в 1978 г.), а также к снижению надоя молока — в среднем

почти с 5 млн. до 3 млн. т.

Из других отраслей животноводства наиболее развито беконное и

мясное свиноводство. Свинина составляет более половины общего производства

мяса в стране. Стадо племенных свиней насчитывает 2,5 млн. голов. Рост

свиноводства объясняется его меньшей трудоемкостью по сравнению с мясным

скотоводством, а также дешевой кормовой базой в виде отходов молочной и

свеклосахарной промышленности.

В животноводстве, как и в промышленности, развивается

производственная специализация. Ферм, на которых можно встретить «всего

понемногу» — молочных коров и телят на откорме, свиноматок и поросят, кур и

норок, становится все меньше. Учитывая климатические и почвенные условия

местности, количество земли и рабочих рук, расстояние от больших городов и

пищевых предприятий, конъюнктуру на внутреннем и мировом рынках, фермер с

помощью специальных консультационных фирм выбирает наиболее выгодную

специализацию своего хозяйства.

В растениеводстве преобладают возделывание кормового зерна и

травосеяние. Доля зерновых в пахотном клине превышает половину, в том числе

2/5 пашни приходится на кормовое зерно, главным образом ячмень и овес, и

более 1/10 - на продовольственное, преимущественно пшеницу и частично

рожь. Урожаи пшеницы составляют в среднем по стране не менее 40 ц/га, а

кормового зерна — 30 Ц/га. Общий сбор зерновых достигает 5—6 млн. т, из

которых 3/4 составляет кормовое и 1/4, — продовольственное зерно.

Под сеяными травами занято около 1/3 обрабатываемой земли. Травы

в Швеции издавна были самой надежной кормовой культурой. Во многих

хозяйствах они удовлетворяют половину потребности молочного скота в кормах.

Из других культур наиболее значительные площади занимают картофель,

сахарная свекла и масличная культура рапс. Из рапсового масла

приготовляется маргарин.

Пахотные земли расположены главным образом на юге страны, а также на

низменностях вокруг средне шведских озер. Ячмень преобладает на полуострове

Сконе и на островах Эланд и Готланд.

Кроме того этот наиболее быстро вызревающий злак-главная зерновая культура

на севере Швеции. Посевы овса сосредоточены в средней части страны,

особенно на западе, где более влажный климат. Поля пшеницы наиболее

обширны на равнинах Сконе и на востоке Средней Швеции, в Эстергётланде.

Главный картофельный район — южные склоны Смоланда с сухими песчаными

почвами. Наиболее требовательная к почве и климату сахарная свекла

возделывается почти исключительно на полуострове Сконе. Доля сеяных трав в

пахотном клине возрастает с юга на север, достигая в Северной Швеции 3/4

обрабатываемой площади.

Сельское хозяйство Швеции отличается высокой степенью механизации

Транспорт.

Железнодорожные перевозки составляют почти 2/3 всего внутреннего

грузооборота. Общая протяжённость железнодорожной сети (1955) 16,4 тыс. км

(13,2 тыс. км широкой и 3,2 тыс. км узкой колеи), в том числе 7,0 тыс. км,

или 42% , электрифицировано. По степени электрификации железнодорожного

транспорта Швеция занимает 2-е место в мире (после Швейцарии). Государству

принадлежит свыше 90% всей железнодорожной сети Швеции, в том числе около

93% электрифицированных линий. Основу железнодорожной сети составляют

магистрали, соединяющие крупнейшие города между собой (Стокгольм — Гетеборг

— Мальмё — Стокгольм) и северная магистраль от Стокгольма до границы с

Финляндией, а также грузонапряжённые рудовозные линии Кируна — Нарвик,

Елливаре — Лулео и Гронгесберг — Окселёсунд (железная руда составляет

45—50% всего грузооборота шведских железных дорог). Швеция связана с

помощью морских железнодорожных паромов регулярным железнодорожным

сообщением с Данией и Германской Демократической Республикой. Автомобильный

парк в 1956 насчитывал 737 тыс. легковых автомашин, 123 тыс. грузовых и

автобусов. Развито междугородное автобусное сообщение.

Морской транспорт обслуживает значительную часть внутреннего

грузооборота (около. 15%) и имеет решающее значение во внешней торговле

Швеции,9/10 которой идёт морским путём. По тоннажу шведский торговый флот

занимает 10-е место в мире (около 3% мирового торгового тоннажа). Для

торгового флота Швеции характерны высокий удельный вес теплоходов (около

80% всего тоннажа) и большая доля специализированных судов — танкеров,

рудовозов и лесовозов. Крупнейшими морскими портами Швеции являются

Гётеборг (грузооборот 5,4 млн. тонн в 1954), Стокгольм (5,0 млн. т), Лулео

(3,5 млн. т) и Мальмё (2,2 млн. т).

Внешнеэкономические связи

Подобно другим относительно малым промышленно развитым странам Швеция очень

зависит от внешней торговли для сохранения своей высокой производительности

труда и уровня жизни. В 1996 г. объем экспорта составлял 40% валового

внутреннего продукта (ВВП). Свыше 80% всего экспорта составляют

промышленные товары. Наиболее важные экспортные рынки находятся в Западной

Европе. Более половины шведского экспорта направляется в Европейский Союз

(ЕС). Важное значение имеют также соседние северные страны Финляндия и

Норвегия. Хотя в этих странах, а также Дании население в сумме составляет

лишь 14 -15 млн. человек, на них приходится почти одна пятая часть экспорта

Швеции. Важным изменением в политике стала подача Швецией заявки на

вступление в ЕС 1 июля 1991 г. Швеция вступила в Европейский Союз в

качестве полноправного члена с 1 января 1995 г.

До середины 1970-х годов экономика Швеции развивалась исключительно

высокими темпами, и по ним ее опережала лишь Япония. Можно считать, что эти

высокие темпы роста были в значительной мере достигнуты благодаря развитию

шведских промышленных предприятий. Уже на раннем этапе шведские компании

поняли важность присутствия на внешних рынках. Присутствие на местном рынке

позволяло легче увеличивать долю рынка, в то время как издержки и риски

могли быть распределены на больший объем продаж.

В настоящее время экономика Швеции сильно зависит от деятельности

ограниченного числа очень крупных международных компаний. Согласно оценке

ООН в 1992 г. в мире имелось примерно 35 тыс. многонациональных корпораций.

Среди них примерно 2700 имеют свои штаб-квартиры в Швеции.

Более половины всех промышленных товаров, идущих на экспорт, составляет

продукция машиностроения. Основными экспортируемыми продуктами являются

машинное оборудование, телекоммуникационные системы, электротовары и

автомобили. Другие важные составляющие экспорта - бумажная масса, бумажная

продукция, бумага, лесоматериалы, а также продукция химической

промышленности (включая фармацевтические товары). Если промышленность,

основанная на сырьевых материалах (например лесная промышленность и добыча

руды) экспортирует свою продукцию только на европейском рынке, то продукция

машиностроения возглавляет список товаров, экспортируемых за пределами

Европы.

В то время, как что шведские компании вели активную деятельность на

иностранных рынках, прямые инвестиции в шведскую промышленность были

невелики. Однако с 1990 года они резко возросли. В течение 1991-1995 годов

иностранные вложения в шведскую экономику впервые превзошли шведские

инвестиции за границей. В 1995 году общее число занятых в Швеции в

компаниях, принадлежащих иностранному капиталу, составило 246 тыс. человек.

В 1993, 1990 и 1980 эта цифра равнялась соответственно 210 тыс, 206 тыс. и

115 тыс. человек. Несколько произошедших в 1990 году слияний шведского и

иностранного капитала, а также крупных приобретений в обрабатывающей

промышленности отразились на доле иностранного капитала в шведской

промышленности.

Рост экспорта привел к заметному повышению доходов в промышленности Швеции.

В своих отчетах компании также сообщали о высоких по международным

стандартам прибылях. С 1993 по 1996 г. промышленные инвестиции увеличились

более чем в два раза.

| | | | | | |

|Изменение объема спроса | | | | | |

|и производства в | | | | | |

|1980-1996 гг. (в %) | | | | | |

|Годы |1980-199|1990-199|1994 |1995 |1996 |

| |0 |3 | | | |

|ВВП |2,0 |-1,6 |3,3 |3,6 |1,1 |

|Импорт |3,6 |-2,1 |13,2 |10,3 |3,5 |

|Личное потребление |1,5 |-1,2 |1,8 |0,8 |1,5 |

|Государственное |1,6 |1,0 |0,7 |1,0 |1,7 |

|потребление --- | | | | | |

|Совокупные |2,8 |-14,2 |12,0 |13,6 |-1,8 |

|капиталовложения | | | | | |

|Экспорт |4,1 |2,5 |14,0 |12,6 |5,6 |

| | | | | ||

Список используемой литературы

1. «Большая Советская Энциклопедия» 1990 г.

2. «География Финляндии», 1982 г.

3. «Географический энциклопедический словарь» (Москва 1984

г.)

4. Гундерсон Т. «Норвегия - экономическое и прочее развитие в

Баренцевом регионе.» // МЭиМО. 1994. №7-8.

5. «Ежегодник», 1990 г.

6. Журнал “Международная жизнь” (1991-1994)

7. Краткий географический справочник «Страны и народы»., 1992 г.

8. «Привет из Норвегии» Экономика и жизнь. 1992. №36 (приложение).

9. «Страны Мира» . Справочники (1992-1993 гг.)

10. Старикович Г. «Отказ от вступления в ЕС - Особенность или

закономерность?» МЭи МО. 1997. №6 с.75.

11. Экономическая география зарубежных стран (Москва 1992 г.)

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2, 3


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.