РУБРИКИ

Транспортная система (Восточного Казахстана)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Транспортная система (Восточного Казахстана)

Транспортная система (Восточного Казахстана)

Введение

Транспорт является важным элементом в развитии экономики области. Его

деятельность неразрывно связана с изменением объёмов выпущенной

промышленной и сельскохозяйственной продукции, товарооборота

потребительских товаров.

На диаграмме представлена динамика индекса физического объёма

произведённой продукции и индекса объёма перевозок грузов:

В Восточном Казахстане транспортный комплекс представлен такими видами

транспорта, как автомобильный, железнодорожный, городской электрический,

воздушный и внутренний водный. Основным перевозчиком, как грузов, так и

пассажиров является автомобильный транспорт. В таблицах представлено

распределение объёмов грузовых и пассажирских перевозок предприятий и

физических лиц по видам транспорта, согласно данным за 9 месяцев 2000 года:

| |тыс. тонн |удельный вес |

| | |к итогу, % |

|Перевезено грузов |128143.0 |100.00 |

|всего, | | |

|в том числе | | |

|Автомобильным |110275.9 |86.05 |

|Железнодорожным |17798.6 |13.9 |

|Внутренним водным |68.4 |0.05 |

|Авиационным |0.1 |- |

| |тыс. пассажиров |удельный вес |

| | |к итогу, % |

|Перевезено |303338.1 |100.00 |

|пассажиров всего, | | |

|в том числе: | | |

|Автомобильным |292109.9 |96.3 |

|Электрическим |9818.0 |3.24 |

|Железнодорожным |1362.3 |0.45 |

|Авиационным |43.2 |0.01 |

|Внутренним водным |4.7 |- |

Объёмы перевозок грузов всеми перевозчиками по видам транспорта в

динамике выглядят следующим образом:

Как видно из графика, автоперевозки, авиаперевозки и железнодорожные

перевозки грузов стабильны по своим ежегодным объёмам. Речной грузовой

транспорт общего пользования области, с банкротством Восточно-

Казахстанского речного пароходства, официально в прошлом году был

представлен лишь паромными переправами.

В текущем году грузоперевозки на всех видах транспорта увеличились. По

данным за 9 месяцев 2000 года объёмы перевозок грузов автотранспортом

возросли по сравнению с аналогичным периодом 1999 года на 25.7%,

железнодорожным – на 20.4%, авиационным – в 4 раза, внутренним водным - в

17.5 раз.

Объём пассажирских перевозок до начала текущего года в целом ежегодно

уменьшался. Сокращался пассажиропоток на железнодорожном и городском

электрическом транспорте, не работал в 1999 году пассажирский речной флот.

Вместе с тем увеличивается ежегодный объём перевозок пассажиров

автомобильным транспортом, приостановилось в 1999 году сокращение

авиаперевозок. В таблице представлены объёмы перевезённых пассажиров всеми

видами транспорта, принадлежащего предприятиям и физическим лицам за период

с 1996 по 1999 гг.:

| |1996 г. |1997 г. |1998 г. |1999 г. |

|Автомобильный, млн. |334.3 |310.3 |316.2 |320.3 |

|пассажиров | | | | |

|Городской |24.7 |20.4 |16.9 |11.1 |

|электрический, млн. | | | | |

|пассажиров | | | | |

|Железнодорожный, млн.|1.7 |1.8 |1.5 |1.2 |

|пассажиров | | | | |

|Воздушный, тыс. |83.0 |58.0 |39.3 |43.0 |

|пассажиров | | | | |

|Внутренний водный, |143.8 |32.0 |15.4 |- |

|тыс. пассажиров | | | | |

В текущем году наметился рост пассажироперевозок на всех видах

транспорта кроме железнодорожного. Внутренний водный пассажирский транспорт

после процедуры банкротства ВК речного пароходства передан в управление

вновь созданному ТОО «Иртыштранс». За 9 месяцев текущего года относительно

января-сентября 1999 г. автобусами и легковыми автомобилями перевезено

пассажиров на 20% больше, трамваями – на 27.8%, самолётами – на 38%,

поездами - меньше на 3.6%; объём перевозок речным транспортом составил 4.7

тыс. пассажиров.

Автомобильный транспорт области по своей принадлежности подразделяется

на три категории: автомобили транспортных предприятий общего пользования,

нетранспортных предприятий и организаций и автомобили индивидуальных

владельцев. В виду износа и малой степени обновления автомобильный парк

области ежегодно сокращается. В 1999 году отмечен его рост, но только за

счёт увеличения числа легковых автомобилей частных владельцев. На диаграмме

представлен в динамике автомобильный парк области:

По принадлежности автотранспортные средства подразделяются следующим

образом (данные по состоянию на 1.01.2000 г.):

|вид |всего,|принадле|в том числе: |принадлежащ|

|автотранспортны|ед. |жащие | |ие |

|х средств | |предприя| |индивидуаль|

| | |тиям | |ным |

| | | | |владельцам |

| | | |нетранс|автотран| |

| | | |портным|спортным| |

|Всего |128436|18759 |15952 |2807 |109667 |

|Грузовые |19768 |9422 |7954 |1468 |10346 |

|автомобили | | | | | |

|Пассажирские |3614 |2487 |1385 |1102 |1127 |

|автобусы | | | | | |

|Легковые |101015|2905 |2668 |237 |98110 |

|автомобили | | | | | |

|Специальные |4039 |3945 |3945 |- |94 |

|легковые и | | | | | |

|грузовые | | | | | |

|автомобили | | | | | |

Из таблицы следует, что основными владельцами автотранспортных средств

в области являются физические лица. На их долю приходится основная часть

перевозимых автотранспортом грузов и пассажиров. Так, по данным за 9

месяцев текущего года объём перевезённых физическими лицами грузов составил

68% всех автотранспортных грузоперевозок, пассажиров частными автобусами

легковыми автомобилями - 82% всех автомобильных пассажироперевозок. По

сравнению с девятью месяцами 1999 года объёмы перевозок собственников

автотранспортных средств изменились следующим образом:

| |грузы, в % к |пассажиры, в % к |

| |аналогичному периоду |аналогичному |

| |прошлого года |периоду прошлого |

| | |года |

|Транспортные |182.3 |90.0 |

|предприятия | | |

|Нетранспортные |124.0 |- |

|предприятия | | |

|Физические лица |125.4 |129.4 |

Приведённые данные свидетельствуют о росте объёмов перевозок грузов

всех перевозчиков области, а также перераспределении автомобильных

пассажироперевозок в пользу транспортной деятельности физических лиц.

Эксплуатационная длина железных дорог в области составляет 1466.8 км.,

плотность железнодорожных путей – 5.2 км. на 1000 м2 территории, что

соответствует среднереспубликанскому показателю.

Железная дорога является основным магистральным перевозчиком грузов.

Средняя дальность перевозки одной тонны груза превышает аналогичный

показатель автомобильного транспорта в 10 раз.

По сравнению с 1998 годом в 1999 году железнодорожным транспортом

отправлен аналогичный объём грузов, пассажиров – на 20% меньше. Уменьшение

пассажироперевозок вызвано отменой ряда пассажирских поездов формирования

стран СНГ и переключением части пассажиропотока на автотранспорт. Немалую

роль сыграла разница в тарифах на пассажирские перевозки казахстанских и

российских железнодорожников, приведшая к тому, что пассажирам стало

выгоднее приобретать билеты для проезда по территории Российской Федерации

в её приграничных городах.

Что касается грузоперевозок, то их объём отражает ситуацию,

сложившуюся в экономике, а именно рост объёмов промышленной продукции и

товарооборота.

Основные эксплуатационные показатели работы железнодорожного транспорта

в 1998-1999 гг. представлены в таблице:

| |1998 г.|1999 г.|1999 г. в % к |

| | | |1998 г. |

|1 |2 |3 |4 |

|Среднесуточная погрузка |359 |357 |99.4 |

|вагонов | | | |

|Среднесуточная выгрузка |373 |334 |89.5 |

|вагонов | | | |

|Оборот вагона, сутки |2.5 |2.6 |104.5 |

|1 |2 |3 |4 |

|Простой вагона под одной |24.9 |23.5 |94.4 |

|грузовой операцией, час | | | |

|Средний вес (брутто) грузового|2447.5 |2548.5 |104.1 |

|поезда, тонн | | | |

|Поездо-километры, млн. |3.8 |3.2 |84.2 |

|Поездо-часы на участке, тыс. |106.3 |84.5 |82.4 |

|Участковая скорость, км\ч |35.5 |38.2 |107.6 |

|Производительность вагона, ткм|5867 |5158 |88.0 |

|Статическая нагрузка, тонн |63.3 |64.8 |102.4 |

Данные работы железной дороги свидетельствуют о сокращении дальности

перевозок и увеличении эксплуатационной нагрузки на подвижной состав.

По сравнению с 1998 годом сократилось количество отправленных и

проследовавших поездов: грузовых отправлено на 4.2% меньше, проследовало –

на 15%; пассажирских соответственно на 15.7% и 31.7%.

Снизилась точность отправки по расписанию грузовых и пассажирских

поездов:

За 9 месяцев текущего года объём грузовых перевозок железнодорожным

транспортом составил 17.8 млн. тонн, пассажиров – 1.4 млн. человек, что к

аналогичному периоду 1999 года составляет соответственно 120.4 и 96.4%.

Водные судоходные пути области составляют 1081 км или четвёртую часть

всех внутренних судоходных путей республики, в том числе 377 км –

искусственные пути (каналы) и 704 км – судоходные реки. Водные трассы с

гарантированными глубинами насчитывают 71% путей. Общая длина

механизированных грузовых и грузопассажирских причалов составляет 290

погонных метров.

Грузовой парк речного транспорта состоит из 37 действующих судов общей

грузоподъёмностью 37.2 тыс. тонн, в том числе 33 сухогруза и 4 наливных

судна. Около 84% всех судов имеют грузоподъёмность 1000(1500 тонн.

Возрастная характеристика речного транспорта следующая: 3 судна – 1970-1977

гг. постройки, 34 судна – 1980 и более поздних годов. За 1999 год

количество судов, находящихся в эксплуатации сократилось на треть. Водными

путями перевозятся в большинстве своём сухие грузы, основную часть которых

(97%) составляют минерально-строительные грузы. Пассажирский действующий

парк судов транспорта общего пользования функционирует в виде паромных

переправ.

Отсутствие инвестиций во внутренний водный транспорт исключает его

развитие и делает его убыточным. За 1999 год по сравнению с 1998 годом

перевозки грузов водным путём сократились в 5 раз, расходы от перевозок

превысили доходы в 1.3 раза. За 9 месяцев текущего года объём перевезённых

грузов речным транспортом возрос в 17.5 раз по сравнению с январём-

сентябрём 1999 года. Эти данные свидетельствуют о начале восстановления

судоходного движения в области, но по своим объёмам они далеко отстают от

показателей прошлых лет.

Авиационный транспорт области представлен двумя авиакомпаниями: ОАО

«Авиакомпания «Иртыш Авиа»» и ОАО «Семейавиа». В 1999 году ими перевезено

43 тыс. пассажиров и 54 тонны грузов. Доля усть-каменогорских авиаторов в

общем объёме перевезённых пассажиров и грузов составила соответственно 58 и

64%, семипалатинских – 42 и 36%.

Междугородние регулярные авиаперевозки составляют 94% объёма перевозок

пассажиров, междугородние специальные – 6%. Воздушное сообщение с городами

республики насчитывает 99.3% всех пассажироперевозок, городами дальнего

зарубежья – 0.5%, республик СНГ – 0.2%. Регулярность полётов составляет

88.9%.

С 1999 года на воздушных линиях отмечается рост объёма перевозок

пассажиров, с начала текущего года начал увеличиваться и объём перевозок

грузов. Увеличению перевозок способствовало введение новых рейсов, рост в

2.5 раза объёмов перевозимой почты и заключение договоров на перевозку

других грузов. В январе-сентябре текущего года авиаторами области

перевезено 43.2 тыс. пассажиров и 148.7 тонн грузов, что составляет

соответственно 138% и в 4 раза больше объёма перевозок аналогичного периода

прошлого года.

Несмотря на увеличение перевозок, коэффициент использования

пассажировместимости самолётов составляет 63.4%, использование предельного

грузооборота насчитывает 66.3%. То есть авиационная техника используется

не на полную мощность.

Трамвайное сообщение – неотъемлемая часть транспортной системы

областного центра. Городской электрический транспорт составляет 3.2% всего

объёма пассажироперевозок области. Протяжённость эксплуатационного пути

насчитывает 30 км.. Парк трамваев остаётся неизменным с 1997 года: в 1995-

1996 гг. он составлял 55 вагонов, с 1997 г. – 53. До 2000 года объём

пассажироперевозок городского электрического транспорта ежегодно снижался.

Привязанность маршрутов к проложенным линиям являлось основной причиной

перераспределения пассажиропотоков в пользу автотранспорта. В последнее

время стабильность стоимости проезда на трамваях с одновременным повышением

цен на билеты на городском автотранспорте привело к тому, что на городском

электрическом транспорте начал отмечаться рост объёмов перевозок

пассажиров. На сегодняшний день трамвайное сообщение – самый доступный вид

общественного транспорта. За 9 месяцев текущего года им перевезено 9.8 млн.

пассажиров, что на 27.8% больше, чем за январь-сентябрь 1999 года.

Заключение

С 1990 года в период реформирования экономики грузо и

пассажироперевозки ежегодно сокращались. По своим объёмам перевозок грузов

и пассажиров в 1999 году транспорт области соответствовал уровню 1993

года.

Данные работы транспорта за 9 месяцев текущего года свидетельствуют о

стабильной работе транспортной системы области, наметился рост её основных

показателей. Стабилизация экономической ситуации, развитие частного

предпринимательства в отрасли позволяет наращивать объёмы перевозок. Для

совершенствования транспортной системы перед транспортными предприятиями

области стоит задача обеспечения конкурентоспособности транспортных

коридоров, привлечение инвестиций, совершенствование сети путей сообщения.

-----------------------

%

[pic]

[pic]

115

млн. тонн

[pic]

тыс. единиц

[pic]

Доля поездов, отправленных и проследовавших по расписанию, %

Отправленные пассажирские поезда

Проследовавшие пассажирские поезда

Отправленные грузовые поезда

Проследовавшие грузовые поезда


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.