РУБРИКИ

Швеция

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Швеция

медикаментов - онкология, расстройства роста и глазные болезни ("Фармасия и

Апджон"), диализ ("Гамбру"), желудочно-кишечные, дыхательные и сердечно-

сосудистые заболевания ("Астра"). Ожидается, что темпы роста продаж

некоторых из этих медикаментов в ближайшие несколько лет будут выше, чем в

целом поэтому рынку.

Биотехнология и ее промышленное применение в Швеции в основном базируется

на передовых медицинских исследованиях. В резудьтате фармацевтические

компании (особенно "Фармасия и Апджон") играют важную роль в этой области.

Другие области шведской специализации в биотехнологии - разведение растений

("Хиллисхег" и "Вейбуллс") и животноводство ("Тетра-Лаваль").

И) Горнодобывающая промышленность

1% добавленной стоимости промышленности

9 тыс. занятых

Несмотря на многовековые традиции шведской горнодобывающей промышленности,

середины 1970-х годов ее относительное значение упало. В 1995 году добыча

железной руды составила 18,7 млн. метрических тонн. Вся она добывается на

севере Швеции государственной компанией "ЛКАБ". Швеция также производит

большое количество меди, свинца, цинка, серебра, золота и других цветных

металлов, добываемых в основном на севере страны в шахтах, принадлежащих

"Булиден", отделению фирмы "Треллеборг".

Й) Черная металлургия

5% добавленной стоимости

36 тыс. занятых

Черная металлургия в Швеции прошла через экстенсивную структурную

перестройку. Соредоточившись на проведении исследований и

высококачественных технологиях, Швеция стала мировым лидером в производстве

определенных видов стали и сплавов. В ходе реконструции произошло слияние

трех крупнейших производителей обыкновенной стали в одну компанию -

"Свенскт столь АО" (ССАО), на которую в настоящее время приходится свыше

60% производства стали и все производство чугуна. Сначала основным

владельцем акций было государство, но сегодня компания полностью

приватизирована.

реди основных производителей специальных сталей - "Авеста Шеффилд" и

"Сандвик". Продукция шведской черной металлургии включает нержавеющую

ленту, листы и трубы, конструкционную сталь, сталь для роликовых

подшипников и быстрорежущую сталь. В 1995 году производство стали в Швеции

составило 4,2 млн. метрических тонн, причем примерно 60% приходилось на

обыкновенную сталь.

К) Лесная промышленность

Целлюлозно-бумажная промышленность

7% добавленной стоимости промышленности

45 тыс. занятых

Лесопильная промышленность (искл. производство мебели)

4% добавленной стоимости промышленности

36 тыс. занятых

Более половины территории Швеции покрыто лесом, в основном, хвойным,

поэтому не удивительно, что лесная промышленность была и остается важной

отраслью. Примерно половина всех лесов принадлежит частным лицам;

акционерные компании распоряжаются 40%, остальное принадлежит государству,

шведской церкви и коммунам. Из-за соответствующего климата деревья растут

достаточно медленно. Поэтому структура дерева получается очень плотной и

потому пригодной в качестве отличного материала для строительства и

изготовления мебели. Швеция является лидером в использовании экологически

чистых методов лесничества.

Шведская лесопильная промышленность высоко механизирована и

автоматизирована. Чтобы свести к минимуму затраты на перевозку, лесопильни

строят в или возле леса. Промышленность достаточно фрагментарна: на ней

специализируется огромное количество мелких фирм, хотя есть и несколько

крупных лесопилен. Более 79% продукции экспортируется. По экспорту хвойной

продукции впереди Швеции идет только Канада.

Около 50% шведского леса идет на строительство, примерно 40% - на

упаковочные материалы и омтальное - на изготовление мебели.

Швеция занимает третье место в мире по экспорту целлюлозы и бумаги, 80%

которого идет в страны ЕС. В целлюлозно.бумажной промышленности Швеции

произошли многочисленные слияния. Две ведущие компании - "Стура" и "ССА" -

входят в число крупнейших промышленных групп. Другие ведущие фирмы отрасли

- "МуДу", ранее принадлежащая государству "АссиДумэн" (приватизирована в

1994 году), "Седра Скугсэгарна", "Корснэс" и "НСБ". За последние годы

шведские лесопромышленные компании купили много предприятий в странах ЕС.

Л) Пищевая промышленность

10% добавленной стоимости промышленности

68 тыс. занятых

В пищевой промышленности Швеции господствует относительно небольшое

количество компаний. В их число входят производственные кооперативы, такие

как Национальный союз земледельцев (ЛФО), группа потребительских

кооперативов и дочерние фирмы хорошо известных иностранных

многонациональных компаний. Иностранные компании доминируют в производстве

(или импорте) и продаже алкогольных напитков. За последние десятилетия

концентрация в пищевой промышленности возросла, однако число занятых

изменилось мало. Импорт заметно превосходит экспорт, но объем последнего

постоянно растет.

|1995 год| | | |

|Импорт | |Экспорт | |

|продукци| |продукции| |

|и | | | |

|Машиност| |Машиностр| |

|роение | |оение 53%| |

|50% | | | |

|Энергия | |Энергия | |

|6% | |2% | |

|Пищевые | |Пищевые | |

|продукты| |продукты | |

|5% | |2% | |

|Лесная | |Лесная | |

|продукци| |продукция| |

|я 3% | |19% | |

|Прочие | |Прочие | |

|35% | |24% | |

5) Сельское хозяйство.

Сельское хозяйство играет довольно ограниченную роль в экономической

жизни страны.

В растениеводстве преобладает возделывание кормового зерна и

травосеяния. Трава в Швеции издавна была самой надежной кормовой культурой.

Во многих хозяйствах они удовлетворяют половину потребности молочного

скота. Из других культур наиболее значительную площадь занимает картофель,

сахарная

свекла и масличная культура рапс. Из рапсового масла приготовляется

маргарин. Пахотные земли расположены главным образом на юге страны, а также

низменностях вокруг средне шведских озер. Ячмень преобладает на полуострове

Сконе и на

острове Готланд и Эланд. Кроме того, это наиболее вызревающий злак -

главная зерновая культура на севере Швеции. Посевы овса сосредоточенны в

средней части страны, особенно на западе, где более влажный климат. Поля

пшеницы наиболее обширны на равнинах Сконе и на востоке средней Швеции, в

Эстергетланде. Главный картофельный район - южные склоны Смоланда с сухими

песчаными почвами. Наиболее требовательна к почве и климату сахарная свекла

возделывается почти исключительно на полуострове Сконе. Сельское хозяйство

Швеции отличается высокой степенью механизации.

Животноводство в Швеции резко преобладает над земледелием.

Животноводство имеет мясо - молочное направление, (доходы от мяса в 1,5

больше доходов от молока). При сокращении поголовья крупного рогатого скота

наблюдается рост его продуктивности (средний надой на одну молочную корову

составила в 1976 году около 4500 кг, а средняя жирность молока превысила на

4 %). Производство продуктов животноводства в 1976 году: молока (поставки

на молочные заводы) - 3000 тыс. тонн, мяса - 434 тыс. тонн, масла - 44 тыс.

тонн, сыра 83 тыс. тонн, яиц 109 тыс. тонн.

6) Развитие транспорта.

В экономической жизни страны всегда играло важную роль море.

Судоходство морским путем идет 9:10 внешней торговли. Перевозки грузов

Шведскими судами между иностранными портами служат также важным источником

валютных поступлений. Торговый флот контролируется монополистическими

группами. Более половины прибываемых в Швецию грузов составляют нефть и

нефтепродукты, а среди отправляемых преобладают железная руда и

лесопромышленные товары. Крупнейший порт Швеции и всей Скандинавии

Гетеборг, через который проходят до 1:3 всего морского грузооборота страны.

Морские паромы связывают железные дороги Швеции с железнодорожной сетью

Дании, ФРГ. Главные порты (грузооборот в1975 году): Гетеборг (20,2 млн.

тонн), Стокгольм (5,5 тонн).

Главный международный аэропорт - Арланда близь Стокгольма.

Во внутреннем грузообороте преобладают железнодорожные перевозки,

которые, однако, испытывают быстрорастущую конкуренцию со стороны

автомобильного транспорта. Длина

железнодорожной сети сократилась с 16 тыс. км. в начале 1950 года до 12,1

тыс. км. (в 1976 году), из которых 7,5 тыс. км. (62 %) электрофицированны.

Электро тягой обслуживается более 9:10 грузооборота железных дорог. В

начале 1978 года в стране насчитывалось более 2,8 млн. легковых и около 200

тысяч грузовых машин и автобусов. Машины шведского производства составляют

2:5 автомобильного парка страны. Южная и Северная Швеции имеют густую сеть

хорошо оборудованных автомобильных дорог. С юга на север на полторы тысяч

километров от Хельсинборга через Стокгольм и далее побережье Ботнического

залива протянулась более оживленная магистраль. Другая магистраль идет

вдоль западного побережья Швеции до Мальше через Гетеборг к Шведско-

Норвежской границы.

7) Макроэкономика и финансовый климат Швеции:

Темпы прироста ВНП в индустриально развитых странах снизятся под влиянием

азиатского кризиса в среднем на 1%. Для Швеции это означает падение темпов

роста ВНП в 1998 году с 3,1% до 2,8% по более оптимистичным прогнозам, до

1,8% по другим оценкам.

На долю рынков кризисных стран приходится не более 3% шведского экспорта и

прямое воздействие на шведскую экономику от потери этих рынков невелико.

Основная проблема для шведских компаний – ожидаемый стремительный рост

экспорта дешевой после обесценения национальных валют продукции из

кризисных азиатских стран и, соответственно, обострение конкуренции на

мировых рынках.

Новым моментом в развитии экономики Швеции стало растущее значение

внутреннего потребления. В 1993-97 гг. темпы ежегодного прироста

внутреннего спроса росли от 3,2% до 2%. В 1998 году ожидалось сохранение

этой динамики, при сокращении темпов роста шведского экспорта до 6%, с

12,2% в 1997 году. Наиболее активен спрос на товары долгосрочного

пользования: автомобили, холодильники и т.д. При этом темпы роста частного

спроса выше темпов роста реальных доходов населения от повышения заработной

платы.

Экономический кризис 1991-93 годов привел к вымыванию из производства

устаревших технологий и оборудования, к ускоренному обновлению основных

производственных фондов в шведской промышленности (более 40% роста

инвестиций в отдельные годы). В послекризисный период рост производства

достигнут в значительной степени за счет роста производительности труда –

одна из причин относительно скромных успехов правительства в борьбе с

безработицей, несмотря на то, что в отдельные послекризисные годы рост ВНП

достигал 3,9%.

Промышленное производство на обновленной технической основе является

дополнительным фактором устойчивости экономики Швеции, ее способности к

адаптации для работы на мировых рынках в условиях усиливающейся

конкуренции. В этом же направлении работает и политика интенсивного

вложения средств в НИОКР (3,3% от ВНП).

По мнению экспертов ОЭСР, Швеция вошла в полосу «среднеконъюнктурного

развития» по американскому типу, при котором исключаются резкие колебания в

темпах роста экономики. В ближайшие три-четыре года прирост ВНП Швеции

будет находиться в пределах 2-3%. Для условий высокоразвитой экономики это

хорошие показатели роста,особенно с учетом влияния азиатского кризиса.

Об итогах парламентских выборов. 20 сентября 1998 г. состоялись очередные

выборы в риксдаг. Одновременно прошли выборы в органы местного

самоуправления в 21 ландстинге (в правление лена – области) и 272

коммунах.По итогам голосования наибольшее число голосов избирателей, и

право сформировать правительство получила Социал-демократическая рабочая

партия Швеции (СДРПШ) – 36,6% голосов (131 мандат); оппозиционная Умеренная

коалиционная партия (УКП) набрала 22,6% (81 мандат); Левая партия (ЛП) –

12% (43 мандата); входящие в буржуазный блок Народная партия-либералы (НП)

и Христианские демократы (ХД) – 4,7% и 11,8% (17 и 42 мандата).

На очереди выработка официального отношения Швеции к ЕВС, подготовка к

выборам в Европарламент в июне 1999 г. и к председательству в ЕС в первой

половине 2001 г.

Международная проблематика практически не прозвучала ни в манифестах, ни в

предвыборной кампании в целом. Из «шестнадцати главных для Швеции вопросов»

к ней можно отнести лишь вопросы политики Швеции в отношении ЕС и ЕВС,

борьбы с глобальными угрозами природе и иммиграционной политики. Можно

отметить заявления лидеров УКП о более тесном сотрудничестве с НАТО, в то

время как СДРПШ делала упор на необходимости развития европейской

интеграции с оказанием помощи странам Прибалтики и Польши по вступлению в

ЕС, а также более тесном подключении России к ЕС."Козырями» социал-

демократов стали экономические успехи по увеличению объемов торговли и

сбалансированности государственного бюджета, что обеспечило рост инвестиций

в промышленность, а также личного и общественного потребления. Социал-

демократы в своих программных документах предлагали снизить уровень

безработицы за счет выделения дополнительных финансовых средств для

создания новых рабочих мест и переподготовки кадров (что не могло не

привлекать избирателей), тогда как консерваторы видели основную причину

проблемы в несовершенстве системы налогообложения.

Несмотря на самые плохие с 1956 г. для социал-демократов итоги выборов,

СДРПШ с помпой отметила свою победу и лидер партии Й.Перссон заявил о

намерении сформировать однопартийное правительство меньшинства. 6 октября

1998 г. состоялось открытие первой сессии нового состава риксдага, на

котором тальман (председатель риксдага) Б.Даль объявила о том, что новым

премьер-министром Швеции, обладающим правом формирования правительства,

стал Й.Перссон. Глава кабинета выступил с традиционной декларацией

правительства, содержащей основные направления его внутри- и

внешнеполитической деятельности.

В отношении России было заявлено, что Швеция будет оказывать дальнейшую

поддержку демократическому развитию и движению к социально направленной

рыночной экономике.

В декларации выражено стремление Швеции всемерно развивать сотрудничество в

регионе Балтийского моря, а также на севере Европы во взаимодействии с

государствами Балтии. Глава шведского кабинета высказался также против

возникновения новых разграничительных линий в Европе и заявил о

приверженности принципу нейтралитета и неприсоединения к военным союзам в

мирное время. Кабинет намерен также поддерживать стремление государств

Балтии и Польши стать членами ЕС. Планируется активизировать сотрудничество

Швеции с региональными и международными организациями, в частности СГБМ, а

также в рамках Евросоюза.

Среди внутриполитических задач основной упор был сделан на дальнейшее

проведение борьбы с безработицей и осуществление запланированных мер в

социальной сфере по увеличению социальных пособий и пенсий населению.

Программным стало заявление премьера о намерении снизить уровень

безработицы в стране до 4% к 2000 году и к 2004 г. добиться 80% занятости

населения (что потребует создания около 600 тыс. новых рабочих мест). Темпы

ежегодного прироста ВНП определены в размере 2% в год. При этом объявлено о

плановом погашении государственного долга и сохранении низкого уровня

инфляции.

На первом заседании риксдага Пирссон объявил об изменениях в составе

правительства сокращении числа министров с 22 до 20 при сохранении ранее

существовавшей пропорции, при которой половину мест в правительстве

занимают женщины.

Так, Л.Ельм-Валлен, занимавшая пост министра иностранных дел, стала вице-

премьером. В состав правительства на пост руководителя укрупненного

министерства экономики, в которое вошли министерства рынка труда,

коммуникаций и внутренних дел, назначен Б.Русенгрен, бывший губернатор

провинции Норботтен, а его заместителем – М.Салин, занимавшая до октября

1995 года должность вице-премьера в социал-демократическом правительстве

И.Карлссона.

8) Финансы

Определяющая роль в формировании основ деятельности финансовой системы

Швеции, ее законодательной базы принадлежит риксдагу. Практическая работа

по подготовке решений риксдага и осуществлению парламентского контроля в

данной области ведется его финансовой комиссией. Финансовая комиссия

разрабатывает основные направления государственной экономической и

финансовой политики, бюджетного регулирования и регулирования

государственной задолженности, системы страхования предпринимательской

деятельности, работы Государственного банка, коммунальной экономической

политики, государственного ревизионного контроля, статистики, управления

госсобственностью.

В сферу ответственности министерства финансов входят вопросы планирования

финансовой политики, формирования госбюджета и контроля за его исполнением,

регулирования деятельности денежно-кредитного и страхового рынков,

налоговая и таможенная политика, вопросы игорного бизнеса, международное

экономическое сотрудничество. В ведении Минфина находится деятельность 12

государственных акционерных компаний (среди них – «Финансирование жилищного

строительства», Шведская денежная лотерея, «Винные и спиртные изделия»,

Управление регистрации ценных бумаг) и около 50 государственных ведомств

(среди них – управление по обслуживанию государственного долга, таможня,

статуправление, фининспекция, ревизионное и налоговое управления,

конъюнктурный институт, лотерейная инспекция, управления госсобственности и

общественных пенсионных фондов).

Центральное место в финансовой системе Швеции занимает Государственный банк

– старейший в мире центральный банк (образован в 1668 г.). Госбанк обладает

монополией эмиссии национальной валюты (печатание банкнот и производство

монет осуществляется госпредприятием «Тумба Брук» ), управляет золотым и

валютным резервом страны, является главным оперативным звеном платежной

системы, отвечает за формирование кредитно-денежной политики. Находится в

подчинении риксдага. Управляется Советом уполномоченных (8 человек), 7 из

них избираются риксдагом сроком на 4 года. Совет уполномоченных избирает

председателя Государственного банка сроком на 5 лет. Главным инструментом

контроля за функционированием платежной системы страны является

объединяющая все банки Швеции электронная система Госбанка РИКС. Вместе с

Государственной финансовой инспекцией Госбанк несет ответственность за

поддержание стабильности и эффективности финансовой системы. При этом

Госбанку принадлежат функции более общего характера, как, например, анализ

того, как повлияет на стабильность и безопасность финансовой системы страны

выдача банковской лицензии, в то время, как непосредственный контроль за

деятельностью финансовых институтов входит в компетенцию Госфининспекции.

Основные сферы осуществляемого Госфининспекцией контроля – денежно-

кредитный и страховой рынки. Под надзором инспекции находится 2,5 тыс.

финансовых институтов и физических лиц (банки, фондовые компании,

финансовые группы, частью которых являются банки и инвестиционные компании,

Стокгольмская фондовая биржа. Управление регистрации ценных бумаг,

брокерско-клиринговая корпорация «ОМ Группен», страховые компании и

маклеры).

Важным звеном финансовой системы является Управление по обслуживанию

государственного долга. Его основные функции – предоставление госзаймов,

обслуживание госдолга, предоставление (наряду с Госуправлением

гарантирования экспортных кредитов) госгарантий. Управление является также

«внутренним банком» госучреждений и держателем «государственной кассы» .

Общественные пенсионные фонды формируются за счет пенсионных отчислений

работодателей. Находящиеся в управлении 6 фондов активы составляют более

600 млрд. крон.

600 компаний работают на страховом рынке. Подавляющая их часть – небольшие

фирмы, работающие в сфере страхования от материального ущерба. Только

деятельность 85 компаний распространяется на территорию всей Швеции. Около

30 компаний и 100 страховых обществ действуют на рынке страхования жизни,

при этом 5 крупнейших компаний контролируют около 75% рынка данного вида

услуг. Услуги предоставляются непосредственно самими страховыми компаниями,

но в последнее время заметно возрастает число независимых маклеров. В

настоящее время на шведском рынке работает 280 страховых маклерских фирм. В

1997 г. совокупная прибыль страховых компаний Швеции составила 96 млрд.

крон, из них – 64 млрд. крон на рынке страхования жизни. Как

институциональный инвестор страховые компании предоставили в управление

инвестиционных компаний и фондов Швеции более 1,2 трлн. крон.

Кредитный рынок Швеции представлен 196 финансовыми институтами, 20 из них

являются акционерными банками, 87 – сберегательными банками, 73 –

кредитными фирмами, 17 – филиалами зарубежных банков и кредитных

институтов.

Среди акционерных банков есть как т.н. банки полного спектра услуг, так и

специализированные. Работа первой группы основана на покрывающей всю

территорию Швеции деятельности широкой сети филиалов, представляющих все

свойственные банкам виды услуг. Специализированные акционерные банки как

правило имеют лишь одну главную контору, услуги обычно оказываются по

телефону (т.н. банки по телефону), через Интернет, почтовую систему

жиросчетов.

Сберегательные банки осуществляют свою деятельность на географически

ограниченной территории, чаще всего в пределах одной или нескольких коммун.

Деятельность главным образом ориентирована на кредитование частного

жилищного строительства.

Крупнейшими банками Швеции являются «Свенска Хандельсбанкен» (на конец 1997

г., до слияния с Государственным ипотечным банком, оборотный капитал

составил 7,8 трлн. крон), «Ференингс Спарбанкен» (6,5 трлн. крон),

«Нурдбанкен» (6 трлн. крон, до слияния с финским «Мерита» ), «Скандинависка

Эншильда Банкен» (3,1 трлн. крон, до слияния с крупнейшей страховой

компанией страны «Трюгг-Ханса» ).

Среди кредитных фирм доминирующее положение по объемам кредитования

занимают ипотечные институты. Большинство из них структурно входят в какой-

либо финансовый концерн, материнской компанией которого является банк.

Крупнейшим ипотечным институтом Швеции и одним из основных эмитентов

облигаций негосударственных финансовых институтов является Государственный

ипотечный банк – 400 тыс. клиентов; в 1997 г. совокупный заем составил 300

млрд. крон, оборотный капитал – 3 трлн. крон.

540 финансовых институтов (биржи, брокерские, клиринговые, фондовые,

инвестиционное компании, их зарубежные филиалы) действуют на рынке ценных

бумаг. Крупнейшие из них – брокерско-клиринговая корпорация «ОМ Группен»,

принадлежащая ему Стокгольмская фондовая биржа, «Банкжиро», Управление

регистрации ценных бумаг, «Постжиро» . Рынок ценных бумаг – наиболее

подверженная колебаниям и интернационализации часть финансовой системы

Швеции. Многие из институтов данного сегмента финансового рынка являются

составной частью крупных концернов, в состав которых входят банки или

страховые компании.

В настоящее время в Швеции действует около 90 инвестиционных компаний и 395

инвестиционных фондов, находящихся в управлении 65 фондовых и 8

инвестиционных компаний. В 1996 г. объем средств, находящихся в управлении

инвестиционных фондов составил 360 млрд. крон, при этом 80% находилось в

управлении фондовых компаний, деятельность которых непосредственно связана

с банками. Одним из основных инструментов платежной системы Швеции является

система почтовых жиросчетов. Ежегодно через нее осуществляется около 400

млн. финансовых операций, или 1,1 млн. операций – ежедневно. Ежегодный

объем платежей составляет 5 трлн. крон. Клиентами «Постжиро АБ» является

около 700 тыс. частных лиц и фактически все шведские компании и учреждения.

Практически все шведские компании и организации являются также клиентами

«Банкжиро АБ» . Ежегодный объем финансовых операций, осуществляемых через

систему банковских жиросчетов, составляет 2,6 трлн. крон (ежедневно – 1,2

млн. операций объемом в 10,5 млрд. крон).Одним из главных актеров на рынке

ценных бумаг, в задачу которого входит ведение регистра владельцев акций

входящих в его систему компаний и организаций, является АО «Управление

регистрации ценных бумаг» . Другая важная сфера деятельности АО – взаимный

зачет платежей по ценным бумагам. В его систему входят около 60 крупнейших

финансовых институтов страны (все шведские банки, филиалы иностранных

банков и фондовых компаний). В 1997 г. ежедневный оборот Управления

составлял в среднем 331 млрд. крон. В феврале 1998 г. активы финансовых

институтов Швеции составляли около 4 трлн. крон, при этом 58% активов

приходилось на банки, 31% – ипотечные институты, 3% – финансовые компании,

2% – инвестиционные компании, 6% – на остальные финансовые институты. 2,1

трлн. крон находилось в займе, предоставленном небанковскому сектору, 41%

заемных средств приходилось на банки, 48% – ипотечные

9) Экспортная ориентация экономики Швеции.

Главной чертой экономической политики руководстваявляется активное

проведение мер по приоритетному развитию производства в экспортных

отраслях. Это осуществляется путем расширения спектра промышленных

поставщиков и контактов региона, сближения и Западной, и Южной Швеции с

регионами других стран Евросоюза.

Регион ЮЗШ составляет основу экономики и торговли Швеции. На него

приходится больше половины (270 тыс.) всех промышленных предприятий, около

40% (300 тыс. чел.) от всех занятых в промышленности страны. В ЮЗШ

находится более 60% (1100) всех быстроразвиваюшихся компаний Швеции (т.е.

тех, которые удвоили свой оборот за последние четыре года), из них

большинство – в ЮШ. На территории региона производится около половины

национальной продукции машиностроения (автомобилестроение – 70% от всей

продукции страны), более 60% производства текстильной и фармацевтической

отраслей и более 70% продовольствия. ЗШ дает большую часть продукции

нефтехимической промышленности. Здесь – один из крупнейших в Европе центров

космических технологий, современной электроники и компьютерно-

вычислительной техники, подавляющая часть упаковочной, строительной и

мебельной промышленности страны. В общем обороте шведских компаний ЗШ

принадлежит 23% (около 600 млрд. крон в 1997 г.), и только одному

объединенному южношведскому лену (области) Сконе еще 13% (350 млрд.

крон).1997 год стал для компаний ЮЗШ, чьи акции котируются на бирже, одним

из самых успешных за всю историю. Всего на Стокгольмской бирже котируются

акции более чем 50 компаний ЗШ и около 30 Южной Швеции (ЮШ). Почти 70%

«биржевых» компаний в ЗШ и 75% в ЮШ добились в 1997 г. увеличения своего

оборота, причем многие из них показали высокую прибыльность (в первую

очередь ПЛМ, «Сведала», «Сюдкрафт», «Треллеборг», Гётеборгский порт и

др.).Уровень инфляции в регионе составляет более 2% (что совпадает с

уровнем по стране). Открытая безработица достигает в среднем 8% (что выше,

чем в среднем по Швеции – 7,4%). Самый высокий уровень – в лене Сконе (9%),

самый низкий - в Блекинге и Йенчепинге (6%). В целях борьбы с безработицей

на юге страны правительство выделило из госбюджета 2,6 млрд. крон властям

коммун лена Сконе на «испытательное» проведение (с 1 марта 1998 г. до 2000

г.) более самостоятельной политики на местном рынке труда (с использованием

традиционных и нетрадиционных методов повышения уровня занятости).

Инвестиционный климат в ЮЗШ в целом благоприятный. Тем не менее, объемы

иностранных инвестиций уступают уровню 1995 г. (50 млрд. крон). Наметился

некоторый рост капиталовложений в области машиностроения и пищевой

промышленности. Большой активностью третий год подряд отличается рынок

недвижимости (преобладают покупатели из Норвегии и США). Доля зарубежных

компаний в экономике ЮЗШ заметно выросла особенно в ленах Сконе и Вестра

Йоталанд. Эти компании (в основном датские, немецкие, американские,

английские и голландские) обеспечивают сегодня около четверти всего

экспорта ЮЗШ и больше его половины в сфере услуг. Параллельно с этим

высокого уровня достигло иностранное акционерное участие: средняя доля

иностранного владения в крупных компаниях ЮЗШ, представленных на бирже,

составляет 36%. Деятельность норвежских компаний в Западной Швеции

устанавливает последние годы новые рекорды. При этом речь идет как о

приобретении норвежцами шведских компаний, так и открытии ими своего

производства. В 1998 г. наибольший рост активности норвежских экономических

кругов ожидается в районе Дальсланд (б. лен Эльвсборг). Значительная роль в

привлечении норвежского капитала принадлежит местным властям и

представительству Западной Швеции в ЕС – «Вест Свиден», которые стремятся

таким образом снизить в районе высокий уровень общей безработицы (12%).

Внешнеэкономическая деятельность компаний ЮЗШ не уступает по активности

деятельности зарубежных компаний в регионе, а по числу приобретений и

открытых производственных точек даже превосходит ее. Особенно в этом

активны машиностроительные компании ЮЗШ. Больших успехов в расширении

рынков сбыта добились за последнее время машиностроительные, а также

медицинские, упаковочные и металлургические компании региона.

Экспорт продукции компаний ЮЗШ неуклонно растет. Три четверти его

приходятся на Данию и Норвегию, а также Германию и Великобританию. Регион

поставляет на экспорт более 50% всей своей промышленной продукции и около

65% сельскохозяйственной. Основными странами-импортерами продукции ЮЗШ

являются Дания, Норвегия, Германия, Польша и страны Балтии. Среди главных

статей экспорта значатся автомобили, бумага, винно-водочные продукты,

товары машиностроения и электроники. Импорт в ЮЗШ преобладает из таких

стран, как Дания, Норвегия, Германия, США, Португалия и Китай. Основные

статьи импорта – нефть, уголь, древесина, продукция машиностроения,

продукты питания, текстильные изделия, игрушки.

Финансово-экономический кризис в Азии оказал определенное влияние на

компании ЮЗШ. Снизилась курсовая стоимость акций лесных и

машиностроительных компаний, в своей деятельности ориентированных на

азиатский рынок. С целью снижения затрат компании предприняли меры жесткой

рационализации своей деятельности. В то же время усиление конкурентной

борьбы в Европе привело к снижению уровня инфляции и процентных ставок,

что, в свою очередь, способствует падению цен на товары из Азии, повышению

покупательной способности и созданию новых рабочих мест.

Растет торговый оборот компаний ЮЗШ с такими регионами России, как

Калининградская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Омская области и

др., увеличивается число совместных проектов. Наибольшую активность здесь

проявляют лены Вестра Йоталанд, Сконе, Халланд и Блекинге. Компании «Альфа

Лаваль», «Тетра Пак» и др. открыли свое производство в России; в ближайшее

время это намерены сделать также ПЛМ и «Гулльфибер» . «Сканска» и «Сведала»

осуществляют в Центральном регионе России крупные строительные проекты.

Морпорты. ЮЗШ в рамках страны в целом традиционно играет значительную роль

в формировании морского торгово-грузового и пассажирского рынка.

Оборот чисто шведских и находящихся под шведским контролем

судовладельческих компаний составляет 40 млрд. крон. Шведские пароходства

объединяют около 600 грузовых и 100 пассажирских судов, две трети которых

действуют на юго-западе Швеции. Региональные пароходства также располагают

наиболее современно технически оснащенными судами (около 120),

зафрахтованными на долгосрочной основе. Более половины общего оборота

отрасли в ЮЗШ приходится на малые и средние пароходства.

Транспортная сеть ЮЗШ исторически складывалась на базе деятельности

крупнейшего в Скандинавии порта Гётеборг. 70% промышленного потенциала

северных стран сосредоточено в радиусе 500 км. вокруг Гётеборга; ежегодно в

порт заходят более 13 тыс. судов, в 1997 году впервые оборот порта превысил

30 млн. т. обработанного груза и полмиллиона контейнеров. С 1997 года одна

из крупнейших в мире компаний контейнерных перевозок «Эвергрин» параллельно

с «Маерск лайн» осуществляет прямую транспортировку грузов из Гётеборга на

Дальний Восток, прежде всего в Китай. Крупное объединение «Стора груп»

продолжает «отрабатывать» европейское направление перевалочных поставок

гетеборгского порта.

К наиболее рентабельным пассажирским перевозкам относится паромная связь,

ориентированная на европейский рынок. Здесь на регулярной основе действуют

пятьдесят маршрутов, ежегодно обеспечивающих перевозку более 4 млн.

пассажиров и связывающих Гетеборг с 60 портами. Самой высокоэффективной в

будущем коммуникационной артерией региона считается Эресуннский мост. Он

будет соединять два крупных по европейским стандартам торгово-пассажирских

узла – Мальме и Копенгаген. Эресуннский мост считается наиболее крупным в

Европе сооружением такого плана; его длина 7845 метров, а ширина 31 метр;

ввод в действие моста запланирован на середину 2000 года.

Российская деятельность на транспортном рынке ЮЗШ практически полностью

свернута. Заходы российских торгово-грузовых судов в порты региона крайне

незначительны как по их количеству, так и по объему доставляемых грузов. В

1998 году на верфях Южной Швеции прошли ремонт и переоборудование три

российских судна малой тоннажности. Закончено переоснащение для ведения

сейсморазведки проданного в рассрочку норвежцам «Светломора I» . В

Гетеборге владелец малого предприятия «Хай си сервисез» арендует российский

танкер для дозаправки в открытом море шведских рыболовных судов.

Аэропорт «Ландветтер» . Расположен в ЮЗШ (Гётеборг), является крупнейшим

аэропортом Северной Европы. Считается, что «Ландветтер» заменит

международный аэропорт «Каструп» (Копенгаген), если последний будет закрыт

по какой-либо причине. В течение года «Ландветтер» может обслужить от 5

млн. пассажиров и обработать 110 тысяч тонн грузов. Международные и

чартерные рейсы составляют около 60% всего потока пассажиров.

"Ландветтер» расположен в центре западной Швеции и находится в 25 км от

Гётеборга, который является вторым по величине промышленным, научным и

культурным центром страны, а также сравнительно недалеко от крупных городов

Уддевалла, Трольхеттан, Алингсое, Бурос, Кунгсбака, Варберг и др. От

аэропорта до Гётеборга и Буроса ходят маршрутные автобусы.

"Ландветтеру» принадлежит рекорд по пунктуальности выполнения полетов в

Европе. Ежегодно 99,7% самолетов независимо от погоды и того факта, что

аэропорт расположен в самом туманном районе Швеции (аэропорт охвачен

полностью туманом в течение одного месяца в году), садятся и взлетают

строго по расписанию. Время регистрации на международных линиях доведено до

30 мин., на внутренних – до 10 мин. Противопожарная система безопасности

аэропорта является одной из самых быстрых систем реагирования в мире: 6

тыс. литров воды в минуту могут достичь любой точки взлетной полосы за 90

сек. (при международной норме в 120 сек.).

В районе аэропорта имеются две платные стоянки. Одна из них для провожающих

и посетителей (вмещает 2500 автомобилей); другая – долговременная – для

улетающих пассажиров (вмещает 1000 автомобилей).

В аэропорту имеется «команда безопасности» . По всему аэропорту расположены

противотеррористические сигнальные системы и электронноконтролируемые

двери. С центрального пульта осуществляется постоянное наблюдение за

входными дверями в главное здание аэропорта и скрытый контроль залов.

Эресунн. Интерес представляет последовательное выдвижение Южной Швеции,

прежде всего Мальмё, и района Большого Копенгагена на позиции сдвоенного

центра транснационального регионального сотрудничества по обе стороны

пролива Эресунн. Речь идет о концентрации в названном районе собственных

совокупных ресурсов с подключением финансовых источников ЕС. В 1993 году

был создан Эресуннский комитет, являющийся по сути политическим механизмом

претворения в жизнь названных замыслов: его почетными сопредседателями

являются премьер-министр Швеции Й. Перссон и премьер-министр Дании П.

Расмуссен.

Эресуннская транснациональная региональная структура формируется в

результате законодательно закрепленного на этот счет решения, принятого

датским и шведским правительствами. Дополнительным импульсом в деле его

реализации послужило начало строительства комбинированного железнодорожно-

автомобильного моста между Копенгагеном и Мальмё. Эта магистраль является

составной частью трансевропейской транспортной сети и будет введена в

действие в 2000 году.

Население Эресуннского региона составляет 2,9 млн. человек при обшей

занятости в 1,4 млн. Он обладает уникальным потенциалом в деле развития

межрегиональной торговли.

Гетеборг-Осло. Фopмaльнo закрепленное устойчивое начало трансграничного

сотрудничества между Западной Швецией и Южной Норвегией было заложено

созданием в 1980 г. Приграничного комитета в рамках соответствующих

программ Совета министров северных стран. Далее, в связи с вхождением

Швеции в Евросоюз (Норвегия не входит в состав ЕС) на основе подписанного в

1995 г. шведско-норвежского межрегионального соглашения создается единый

орган координации сотрудничества – Совет. В его состав вошли представители

городских властей Гетеборга и Осло, губернского политико-экономического

истеблишмента; двухлетнее председательствование осуществляется поочередно.

По февраль 1999 г. трансграничное сотрудничество контролируется Гетеборгом.

В том же, 1995 г., в соответствии с обращением Приграничного комитета

Комиссия ЕС утвердила программу межрегиональной кооперации на период до

1999 г. с общим бюджетом в 221 млн. шв. кр. (21% – взнос ЕС, 42% –

Норвегии, 37% – Швеции). В сентябре того же года было сформировано

представительство Гетеборга в Осло, а в 1996 г. – представительство

норвежской стороны в Гетеборге.

Целью создания шведско-норвежской трансграничной структуры является

усиление сотрудничества историко-этнически близких народов двух стран.

Регион включает в себя около 10% территории каждой из сторон и почти 3,5

млн. человек; в нем сосредоточено около половины промышленного потенциала

Скандинавии, развитие которого стимулируется высокоразвитой транспортно-

коммуникационной инфраструктурой. Cтороны исходили из предпосылки, что

включаемые в сферу общей деятельности территории не имеют принципиальных

отличий в уровне экономического развития, а во многих важных областях

являются взаимодополняющими. С учетом линии шведских властей на возможное

широкое привлечение в Западную Швецию иностранных инвестиций,

взаимодействие с норвежцами считается здесь оптимально выгодным. Норвегия

второй в мире экспортер сырой нефти. После введения в строй месторождения

природного газа «Тролль» она стала одним из основных поставщиков газа в

Европу. Экспорт углеводородов обеспечивает норвежцам высокий, даже по

европейским меркам, жизненный уровень жизни.

Внешне экономические связи.

По размеру внешнеторгового оборота Швеция занимает 10-е место среди

развитых капиталистических стран. Стоимость (в 1976) экспорта - 80,2 млрд.

крон, импорта 83,3. В экспорте преобладают (1976) продукция, машиностроения

и металлообработки ((49 %) по стоимости), целлюлозно-бумажной и

деревообрабатывающей промышленности (20 %), металлургии (8 %). Главные

статьи импорта: машины и оборудования (36 %), топливо (18 %), химическая

промышленность (8 %), металлы (7 %). Географическое направления внешней

торговли свидетельствуют о сильной экономической и торгово-политической

привязанности Швеции к Западной Европе, на долю, которой приходиться 3/4

Шведского экспорта и импорта. Важнейшие торговые партнеры (доля экспорта и

импорта в %, 1976): ФРГ (10 и 19), Великобритания (11и 10), Норвегия (11 и

6), Дания (10 и 6), Финляндия (6,6), США (5 и 7). Расширяется производство

коопераций между Шведскими и советскими предприятиями в промышленности,

энергетике и транспорте.

10) Список используемой литературы.

1.Большая Советская Энциклопедия,

2.Grolier (компьютерная энциклопедия).

3.www.sweden.north.se

4.www.geo.com

5.http://www.allru.net/cgi-bin/get.pl?r=z09z08

6.http://www.list.ru/catalog/11001.3.sort2.html

7.http://stulchik.net/main.shtml?ruk

Страницы: 1, 2


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.