РУБРИКИ

Реформирование электроэнергетики России в контексте мировой энергетики

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Реформирование электроэнергетики России в контексте мировой энергетики

МПа, Т=500 С. При значении паркового ресурса этих роторов 270 тыс. ч многие

из них превысили этот срок службы (до 500 тыс. ч). Кроме того, турбины на

эти параметры пара создавались в 50-е годы и ранее, когда металлургическое

производство крупных поковок было несовершенно, а применявшиеся методы

контроля не позволяли выявить опасные дефекты. После 40-50 лет эксплуатации

исходные дефекты становятся очагами зарождения эксплуатационных трещин. По

результатам контроля роторов из стали 34ХМА почти в каждом втором роторе

выявляются дефекты, ограничивающие его дальнейшую эксплуатацию. Еще более

опасная ситуация складывается с эксплуатацией роторов турбин мощностью 500-

1200 МВт. Парковый ресурс этих турбин из-за высокого уровня

эксплуатационных напряжений составляет 100 тыс. ч. Наработка многих роторов

этого типа приближается к парковому ресурсу. Темп накопления повреждений в

ближайшие годы будет опережать соответствующие показатели для турбин

меньшей мощности.

Основными причинами выхода из строя оборудования являются:

1. Длительное старение металла энергетического оборудования из-за

отсутствия замен физически изношенного.

2. Недостаточный, а в отдельных случаях некачественный, контроль

состояния металла.

3. Эксплуатация длительно работающего металла в маневренных режимах.

Разговоры о строительстве новых электростанций или достройке еще

советских объектов относятся к области фантастики. Уже через 3-4 года в

подавляющем большинстве краев и областей России начнутся процессы

необратимого физического разрушения производящих электричество и тепло

генераторов и котлов, линий электропередачи и тепловых сетей. Среднегодовой

ввод генерирующих мощностей в нашей стране в 1981-1990 годах составлял 5000

МВт, в Китае ежегодно на протяжении последних 15 лет этот показатель

составляет 17 000 МВт. В России в 2002 году планируется ввод новых

генерирующих мощностей общим объемом 890 МВт. Российское правительство

сегодня серьезно обеспокоено сложившейся в энергетике ситуацией: эта

отрасль может стать реальным тормозом растущей экономики России.

Прогнозы экономического развития России, по словам М. Касьянова, говорят

о том, что с 2005 года имеющиеся генерирующие мощности начнут выходить из

строя, а потребности в электроэнергии заметно возрастут. Развитие

промышленности и потребление энергии в частном секторе потребует увеличения

имеющихся мощностей, что немедленно приведет к разрыву между генерирующими

мощностями и потребностями экономики.

Мы вынуждены будем закупать электроэнергию в том же Китае, а это уже

угроза национальной безопасности и независимости России.

Чтобы избежать этой ситуации, Правительство, по мнению М. Касьянова,

должно принимать меры уже сейчас, начиная модернизацию отрасли. Для решения

этих проблем нужны десятки миллиардов рублей, которые не может дать

российский бюджет. Между тем в стране есть свободный внутренний частный

капитал, в мире существуют финансовые институты и компании, занимающиеся

инвестированием в энергетику. Но привлечение этих инвестиций в российскую

энергетику невозможно. Эта отрасль у нас не является бизнесом, а

энергопредприятии не являются нормальными бизнес структурами и не отвечают

даже минимальным требованиям финансовой прозрачности и прибыльности,

которые предъявляют инвесторы.

В сложившейся ситуации можно оставить все как есть, и заложить деньги на

инвестиции, например в тариф. Наверное, таким образом, мы решим проблему

инвестиций в энергетику, но решим ее крайне не эффективно:

энергетики будут стоять с протянутой рукой, и требовать все больше и

больше денег на свои нужды, а тариф будет расти еще более быстрыми темпами,

чем сейчас. Полученные таким образом средства, как любые деньги не

заработанные, а "подаренные" сверху, расходоваться будут не эффективно. Все

это мы уже проходили в советское время. К тому же износ фондов вовсе не

является единственной проблемой отрасли. Есть ещё оптовые перепродавцы,

фактически представляющие собой лишнее звеном между поставщиком и

потребителем электроэнергии и задолжавших энергетикам сотни миллионов

рублей. Имеет место влияние политического и человеческого фактора на такой

чисто экономический процесс как формирование цены на электроэнергию. До сих

пор сохраняется практика перекрестного субсидирования, когда промышленные

потребители вынуждены дотировать население и переплачивать за

электроэнергию, что в ряде случаев делает их продукцию не

конкурентоспособной. Наконец, у энергетиков отсутствует реальная мотивация

сокращать издержки, а у потребителей - ценить и экономить электричество, а

значит, более бережно относится к природным ресурсам, которые являются

топливом для электростанций.

По оценкам РАО ЕЭС, чтобы привлечь инвестиции в российскую

энергетическую отрасль, необходимо, чтобы к 2005 году оптовые цены на

электричество выросли вдвое. По мнению Филиппа Воробьева из Кембриджского

центра по анализу развития электроэнергетической отрасли, российской

энергетической отрасли в ближайшие десять лет понадобятся инвестиции в

размере от $20 млрд. до $50 млрд. Действующие энергетические мощности в

восемьдесят гигаватт (на сегодняшний день это половина всей энергетической

мощности России), должны быть изъяты из эксплуатации в ближайшие 20 лет по

причине износа оборудования. В то же время 120 гигаватт энергетических

мощностей должны быть введены в эксплуатацию. 120 гигаватт энергомощностсей

- это больше чем современные энергетические потребности Франции. Если

инвестиций в российскую энергетическую отрасль не последует, Россию

столкнется с дефицитом электроэнергии в период 2003-2008 гг., Многие

российские регионы уже остались без электричества.

Очевидно, что необходима структурная перестройка всей работы

энергетической отрасли России, а не "прикладывание пластыря" к каждой

отдельной проблеме. Правительство уже предприняло шаги, чтобы избежать этих

далеко не радостных последствий. Российский премьер-министр Михаил Касьянов

подписал постановление о реформе энергетики в июле 2001 года.

2.4 Основные направления рыночных реформ в электроэнергетике России

В условиях рыночной экономики управление функционированием и развитием

электроэнергетики должно строиться с учетом особенностей отрасли.

Электроэнергетика является:

• важнейшей инфраструктурной частью экономики, обеспечивающей

производство электроэнергии (которая практически не заменяема другими

энергоносителями), а также значительной части централизованного тепла;

• крупнейшим потребителем топливных ресурсов с набольшими возможностями

их взаимозамещения, играющим ведущую роль в формировании топливно-

энергетичсского баланса страны и регионов;

• сложнейшей технической системой с жесткими законами функционирования и

высокой централизацией оперативно-диспетчерского управления процессами

производства и передачи электроэнергии;

• большой экономической системой, объединяющей множество хозяйственных

субъектов различных форм собственности, которые осуществляют коммерческую

деятельность на рынках электрической и тепловой энергии, являющихся одними

из крупнейших по объему реализации.

Таким образом, для эффективной работы электроэнергетики необходимо

обеспечить оптимальный баланс межотраслевых (народнохозяйственных),

системных и корпоративных требований, в полной мере отражающих интересы

двух основных сторон, вовлеченных в процесс управления: государства и

бизнеса (в широком смысле этого слова, включая менеджмент энергокомпаний,

их собственников, а также прочих частных инвесторов). При этом необходимо

учитывать значительные различия между требованиями государства и бизнеса к

управлению функционированием и развитием отрасли, которые предполагают

разные подходы к организации оперативно-хозяйственной и перспективной

деятельности в электроэнергетике.

Оперативно-хозяйственная деятельность охватывает весь спектр технико-

экономических вопросов текущего функционирования электроэнергетики, включая

эксплуатацию существующих производственных фондов для выработки

электроэнергии и тепла (генерация), их передачи по сетям (транспорт и

распределение), а также реализацию потребителям (сбыт). Ключевыми

элементами системы оперативно-хозяйственной деятельности являются рынки

энергетической продукции, функционирование которых обеспечивает передачу

электроэнергии и тепла от компаний-производителей перепродавцам и конечным

потребителям.

Основным требованием государства к функционированию электроэнергетики

является надежность энергоснабжения экономики, которая в значительной

степени зависит от управляемости технологических процессов производства и

передачи электроэнергии, обеспечения баланса производства и потребления в

каждый момент времени на каждом участке сети. Исходя из этого, контроль за

системами диспетчеризации, транспорта и распределения электроэнергии

является приоритетным для обеспечения государственных интересов в рамках

оперативно-хозяйственной деятельности. Важно отметить, что данные секторы

отрасли относятся к сфере естественной монополии, что также требует участия

государства в их экономическом регулировании.

Основным критерием оперативно-хозяйственной деятельности с точки зрения

бизнеса является максимизация коммерческого эффекта, прибыли и доходности

собственных генерирующих и транспортных активов. В то же время внешнее

(государственное) регулирование рынка, как правило, создает жесткие

ограничения на прибыльность компаний. Поэтому интересы бизнеса в

электроэнергетике естественным образом ориентированы на ту часть оперативно-

хозяйственной деятельности, в которой принципиально возможно сокращение

государственного регулирования экономических процессов. Прежде всего, это

относится к секторам генерации и сбыта электроэнергии, которые не являются

естественными монополиями, и их функционирование может быть организовано на

де регулированной, конкурентной основе.

Перспективная деятельность в электроэнергетике ориентирована на решение

стратегических задач развития производственной базы отрасли, модернизации

существующих и создания новых фондов (генерирующих и транспортных

мощностей) в соответствии с тенденциями спроса на электроэнергию и тепло.

Основными составляющими перспективной деятельности являются:

• формирование правильных инвестиционных приоритетов на основе

прогнозирования отрасли и отбор инвестиционных проектов;

• организация и управление инвестиционным процессом, включающие в себя

аккумулирование необходимых инвестиционных ресурсов, их распределение по

объектам капитальных вложений, контроль эффективного использования средств

при сооружении объектов и эффективную реализацию созданных производственных

фондов.

На развитие электроэнергетики в рыночной среде влияют долгосрочные

интересы государства и бизнеса, которые определяют масштабы их участия в

перспективной деятельности и распределение функций в сфере плакирования и

финансирования инвестиций.

Так, вне зависимости от особенностей хозяйственной среды, основным

требованием, определяющим развитие отрасли, является обеспечение

стратегической устойчивости электроснабжения, то есть гарантированное в

долгосрочной перспективе надежное и эффективное удовлетворение растущего

потребительского спроса. Это условие составляет основу государственной

энергетической политики, и, таким образом, усиливает степень влияния

государства в управлении развитием электроэнергетики.

Требование стратегической устойчивости формирует четкую систему

государственных инвестиционных приоритетов, которая не ограничивается

сетевой инфраструктурой, но также с необходимостью предполагает реализацию

целого ряда инвестиционных решений в секторе генерации, включая:

- развитие крупных объектов межсистемного значения (в том числе,

объектов, участвующих в регулировании режимов), которые вместе с

системообразующими ЛЭП высокого напряжения формируют интегрирующую

технологическую основу отрасли;

- развитие технологий, обеспечивающих рационализацию структуры

потребления первичных энергоресурсов, предусмотренную Энергетической

Стратегией (снижение доли газа), за счет развития угольных ТЭС, АЭС, а

также объектов нетрадиционной энергетики;

- повышение производственной эффективности отрасли за счет масштабного

внедрения прогрессивных технологий производства электроэнергии, и

поддержки НТП;

- повышение экологической безопасности отрасли путем внедрения

улучшенных способов очистки выбросов, особенно на угольных ТЭС, и

использования экологически "чистых" производственных технологий

(например, котлы с ЦКС).

В отличие от государственных приоритетов, предпочтения бизнеса в

перспективной деятельности продиктованы корпоративными

стратегическими интересами. В их основе лежит максимизация ожидаемого

дохода за счет увеличения доли рынка, снижения затрат и т.д., а

формирование инвестиционных приоритетов прямо связано с коммерческой

эффективностью развития бизнеса,

Задача обеспечения устойчивого баланса между требованиями государства и

бизнеса является центральной в процессе рыночного реформирования

электроэнергетики. Необходимо отметить, что ее решение представляется

особенно сложным в сфере организации перспективной деятельности, где

интересы государства существенно выше и гораздо сильнее пересекаются с

бизнес интересами компаний и инвесторов, прежде всего, в секторе генерации,

порождая потенциальные конфликты и требуя создания эффективных механизмов

их урегулирования,

Либерализация оперативно-хозяйственной деятельности в секторе

производства электроэнергии неизбежно отразится и на условиях организации

перспективной деятельности по развитию генерирующих мощностей, которая

также будет в значительной мере переориентирована на обеспечение

долгосрочных интересов бизнеса:

1). Рост числа хозяйственно самостоятельных поставщиков электроэнергии:

генерирующих компаний (ГК), образованных в ходе реструктуризации РАО

«СЭС России» и АО-энерго, а также независимых производителей электроэнергии

(НПЭ) приведет к усилению децентрализации в принятии инвестиционных

решений, которые будут опираться на параметры корпоративных стратегий

развития бизнеса компаний.

2). Необходимость масштабного привлечения частных инвестиций и

соответствующее усиление позиций частного капитала в управлении

генерирующими компаниями приведет к росту коммерческой мотивации в принятии

инвестиционных решений, доминированию критериев коммерческой эффективности

проектов при формировании корпоративных стратегий развития ГК и тем более

НПЭ.

3). С прекращением регулирования цен на рынке государство лишается

мощного рычага управления инвестиционным процессом через регулирование

тарифов электроэнергии, включая размер целевых инвестиционных средств для

производителей электроэнергии. Кроме того, последовательное снижение доли

участия государства в капитале генерирующих компаний существенно сокращает

потенциал использования имущественных механизмов влияния на стратегию

развития бизнеса генерирующих компаний. Таким образом, в результате

реформирования произойдет существенное ослабление возможностей прямого

государственного влияния на инвестиционные решения генерирующих компаний.

Новые тенденции в управлении развитием отрасли, формирующиеся при

дерегулировании инвестиционного процесса, объективно затрудняют реализацию

государственных приоритетов в секторе генерации, направленных на

обеспечение стратегической устойчивости электроснабжения. Большинство

проектов, отвечающих стратегическим интересам государства, будут иметь

более низкие показатели коммерческой эффективности и конкурентоспособности

по сравнению с инвестиционными альтернативами, рассматриваемыми компаниями

при формировании своей инвестиционной программы и, следовательно, могут

иметь небольшие шансы быть реализованными с точки зрения бизнеса.

Для того чтобы обеспечить согласование долгосрочных государственных и

корпоративных интересов при реорганизации перспективной деятельности в

секторе генерации, необходимо создать условия, при которых государство и

частный капитал будут выступать как равноправные участники инвестиционного

процесса. Это потребует формирования новой системы управления развитием

генерирующих мощностей, состоящей из двух уровней:

- корпоративного, который будет образован самостоятельными

хозяйственными субъектами (генерирующими компаниями, независимыми

производителями электроэнергии). Основной задачей на этом уровне

станет обеспечение устойчивого развития бизнеса и повышение его

долгосрочной эффективности в соответствии с корпоративными

стратегиями;

- системного, задачей которого станет обеспечение требуемого влияния

государства на координацию инвестиционного процесса в соответствии с

требованиями стратегической устойчивости и экономической эффективности

электроснабжения, прежде всего, за счет поддержки государственных

инвестиционных приоритетов в развитии генерирующих мощностей.

Корпоративный уровень управления возникнет естественным образом

параллельно с формированием новых генерирующих компаний и появлением НТ1Э.

В то же время для реализации государственных интересов в перспективной

деятельности потребуется создание нового специального органа

(Инвестиционного Оператора), на который будут возложены функции системного

управления инвестиционным процессом. Безусловным требованием является

обеспечение полного государственного контроля за деятельностью

Инвестиционного Оператора (ИО).

Задача координации планирования и финансирования инвестиций, выполняемая

ИО, органично связана с обеспечением надежности

функционирования электроэнергетики, так как сбалансированное развитие

производственной базы создает необходимые условия для бесперебойной работы

отрасли в перспективе. Поэтому при организации системного уровня управления

развитием потребуется обеспечить тесное взаимодействие между ИО и сетевой

компанией (СК), а также Системным Оператором, осуществляющим системное

управление функционированием отрасли.

Возможным вариантом представляется также передача функций ИО дочернему

подразделению сетевой компании. Это решение в условиях конкурентного рынка

позволит сформировать единый центр ответственности как за оперативную, -гак

и за перспективную надежность электроснабжения, а также обеспечить

безусловный контроль со стороны государства (как главного собственника и

регулятора СК) за деятельностью ИО. В то же время такая схема позволит

обеспечить организационное и финансовое разделение деятельности

Инвестиционного Оператора и остального бизнеса сетевой компании,

позволяющее избежать конфликта интересов и сохранить прозрачность

регулирования естественно-монопольных транспортных услуг. '

Взаимодействие между двумя уровнями управления должно быть организовано

на всех этапах перспективной деятельности, включая планирование,

финансирование и реализацию инвестиционных проектов. Для

координации корпоративных инвестиционных решений и их согласования с

общесистемными приоритетами в развитии генерирующих мощностей ИО должен

обеспечить решение следующих задач:

- организацию непрерывного процесса общесистемного (отраслевого)

стратегического планирования, выполняемого в рамках разработки схем

развития ЕЭС-ОЭС, а также долгосрочной стратегии развития отрасли;

- отбор конкретных инвестиционных проектов электростанций, имеющих

высокий общесистемный или общеэкономический приоритет, и определение их

основных параметров, включая месторасположение, установленную мощность,

возможно - тип электростанции и вид проектного топлива;

- организацию финансирования для данных проектов, ориентированную на

максимальное привлечение генерирующих компаний и внешних инвесторов к их

реализации; в отдельных случаях ИО должен обеспечить также самостоятельное

финансирование проектов.

Следует отметить, что важной составляющей стратегической устойчивости

энергоснабжения является стабильность инвестиционных потоков в отрасли.

Переход к новой системе финансирования инвестиций, особенно на начальных

этапах становления конкурентного рынка, будет сопровождаться появлением

целого ряда рисков, которые могут создать серьезные препятствия для

стабильного и достаточного самостоятельного финансирования программы

развития генерирующих мощностей ГК и НПО

Поэтому еще одной задачей Инвестиционного Оператора в период

реформирования станет управление данными рисками, прежде всего, за счет

страховой поддержки проектов, включенных в корпоративные бизнес-планы, в

случае недостаточности собственных инвестиционных ресурсов компаний,

получаемых из основных источников: прибыли и внешних частных инвестиций.

Таблица 13

|Риски |Причина |

|Низкие объемы |Неразвитость контрактных отношений и общее снижение |

|прибыли, |эффективности управления рыночными процессами в период |

|зарабатываемый |становления конкурентных механизмов. |

|компаниями на |Недостаточно быстрые темпы снижения эксплуатационных |

|конкурентном |затрат. |

|рынке |Изменение соотношения цен на различные виды топлива, |

| |поставляемого на электростанции, в связи с планируемой |

| |либерализацией топливных рынков (прежде всего, природного |

| |газа). |

| |Несогласованная политика регулирования тарифов на тепловую |

| |энергию, отпускаемую от ТЭЦ. При установлении заниженных |

| |тарифов на тепло прибыль компаний от участия на |

| |конкурентном рынке электроэнергии будет частично |

| |направляться на покрытие убытков от продажи тепла. |

|Ограниченные |Недостаточные показатели прибыльности инвестиций в |

|возможности для |генерацию и неустойчивое финансовое состояние компаний. |

|привлечения |Требования дополнительных гарантий или повышенная стоимость|

|внешнего |капитала по предоставляемым финансовым ресурсам в условиях |

|финансирования |высоких рыночных рисков. |

| |Общая настороженность стратегических инвесторов по |

| |отношению к первым результатам реформирования и ожиданиями |

| |стабилизации на рынке электроэнергии. |

|«Проедание» или |Нежелание компаний развивать генерирующие активы в условиях|

|не целевое |низкой прибыльности бизнеса, что может привести к выплате |

|использование |завышенных дивидендов или инвестированию в альтернативные |

|прибыли |проекты, не имеющие отношение к производству |

| |электроэнергии, но обеспечивающие более высокий |

| |коммерческий эффект. |

Характеристика рисков недофинансирования инвестиций в условиях

становления конкурентного рынка электроэнергии

Согласование государственных и корпоративных интересов в условиях

либерализации инвестиционного процесса потребует дополнительных механизмов,

которые позволят эффективно выполнять функции системного управления. При

этом необходимо, чтобы действия Инвестиционного Оператора оказывали

минимальное воздействие на конкурентоспособность, финансовое состояние и

привлекательность ГК и НПЭ для частного капитала и, таким образом, не

вызывали серьезных конфликтов с бизнес-интересами производителей

электроэнергии.

Финансовые механизмы управления, естественные для конкурентного рынка,

должны стать основными и в деятельности ИО, а применение методов

административного принуждения компаний должно быть ограничено, и

допускаться только в крайних ситуациях. В этой связи для эффективной работы

Инвестиционного Оператора потребуется обеспечить централизацию достаточных

финансовых ресурсов, при помощи которых он будет способен влиять на

инвестиционные решения компаний. Наличие таких ресурсов также является

необходимым условием поддержания стабильности инвестиционного процесса в

конкурентной среде и снижения рисков недофинансирования корпоративных

программ развития.

Целевое использование средств фонда на продвижение государственных

интересов предопределяет необходимость активного участия государства в его

финансировании. В то же время страховая поддержка инвестиционных проектов

ГК и НПЭ делает оправданным также долевое участие компаний в его

формировании.

Государственное финансирование фонда может производиться за счет

комбинирования ряда источников:

- дивиденды, начисляемые на государственные пакеты акций РАО «ЕЭС России» и

компаний, формируемых в ходе реструктуризации холдинга (в частности,

федеральной сетевой компании);

- дополнительное налогообложение электростанций при потреблении газа для

производства электроэнергии, которое позволит уравнять конкурентные

позиции (обеспечив равно эффективность) газовых и альтернативных

технологий. Использование данных налоговых поступлений может носить

целевой характер финансовой поддержки инвестиционных проектов угольной и

атомной энергетики.

- бюджетные средства, выделяемые в порядке исключения на особо социально

значимые проекты в энергетике, в рамках бюджета развития, целевых

федеральных и региональных программ и т.д.

Финансирование фонда может быть также организовано через мощностную

компоненту цены электроэнергии, формируемую на рынке резервной мощности.

Для этого наряду с платежами за различные виды оперативного резерва для

субъектов рынка может быть предусмотрена плата за стратегический резерв,

которая будет действовать с целью предотвращения резкого снижения

располагаемой мощности против существующих нормативов.

Корпоративное финансирование фонда со стороны компаний может быть

организовано в форме обязательного резервирования части выручки или

ежегодных страховых взносов. Важно обеспечить, чтобы отчисления компаний в

централизованный фонд стали не только способом формирования финансовых

резервов для страхования рисков недофинансирования инвестиций, но также

создавали бы серьезные экономические препятствия для не инвестиционного и

не целевого использования свободных собственных средств и, соответственно,

предлагали стимулы для повышения эффективности сделанных капиталовложений.

В соответствии с этой задачей размер отчислений в страховой фонд должен

ежегодно определяться индивидуально для каждой компании с учетом целого

ряда показателей инвестиционной активности: величины инвестиций, сделанных

в прошлом году, вводов новой мощности, динамики объемов незавершенного

строительства, доли непроизводственных активов и т.д. Страховой взнос,

взимаемый в такой форме, позволит снизить риск «проедания» прибыли,

получаемой на конкурентном рынке: деньги, не инвестированные самой

компанией, все равно будут частично направлены на нужды развития отрасли. В

качестве компенсации на последующих этапах компаниям должен быть обеспечен

возврат сделанных компаниями отчислений в виде долевой собственности в

объектах, сооруженных за счет средств страхового фонда или после

распределения выручки от их продажи.

Эффективность работы Инвестиционного Оператора по управлению развитием

на системном уровне в значительной степени зависит от разработки четких

механизмов использования данных средств централизованного страхового фонда

для реализации государственных инвестиционных приоритетов, а также

обеспечения стабильности финансирования инвестиций.

1). Осуществление проектов, отвечающих межотраслевым требованиям

развития отрасли или имеющих высокое системное значение, но недостаточные

коммерческие показатели, потребует дополнительной финансовой поддержки,

независимой от компаний, которая должна быть предоставлена Инвестиционным

Оператором. В начальный период реформирования, в условиях становления

генерирующих компаний и ограниченности их инвестиционных возможностей,

Инвестиционный Оператор должен будет осуществлять самостоятельную

реализацию данных проектов, полностью обеспечивая их финансирование из

централизованного фонда.

После завершения строительства и ввода в эксплуатацию данные

генерирующие мощности будут оставаться в собственности ИО. Так как

производство электроэнергии не является сферой деятельности Инвестиционного

Оператора, необходимо обеспечить эффективную организацию управления

активами, созданными с участием ИО, например, путем их передачи в

оперативное управление специальной генерирующей компании, созданной с

участием Инвестиционного Оператора и государства.

Таким образом, в электроэнергетике постепенно будет формироваться

«системное генерирующее ядро», находящееся под государственным контролем,

основной задачей которого будет обеспечение совместно с сетевой

инфраструктурой текущей надежности энергоснабжения. На начальном этапе в

его состав будут включаться все крупные объекты, сооружаемые с участием ИО.

В перспективе его размер будет последовательно сокращаться за счет продажи

на торгах или сдачи в аренду станций, способных работать в режиме

конкурентного рынка и не несущих специальных системных функций (то есть, не

связанных напрямую с обеспечением надежности энергоснабжения).

С развитием конкурентной среды, увеличением частного капитала в секторе

генерации, укреплением финансового положения компаний, масштабы

централизованного финансирования, осуществляемого Инвестиционным Оператором

для проектов, имеющих высокий государственный приоритет, могут быть

постепенно сокращены за счет привлечения для их реализации генерирующих

компаний и независимых внешних инвесторов. При этом в сфере безусловной

ответственности ИО останутся проекты системной важности, имеющие

существенные технические или иные ограничения на участие в режиме

конкурентной торговли и выполняющие системные функции по обеспечению

надежности.

Для всех остальных проектов Инвестиционным Оператором организуется

тендер между ГК и независимыми инвесторами на право их сооружения.

Формальная процедура предложения о строительстве должна сопровождаться со

стороны ИО специальными финансовыми схемами поддержки данных проектов,

обеспечивающими их достаточную коммерческую привлекательность для будущих

собственников (например, льготными кредитами из средств страхового

инвестиционного фонда или кредитными гарантиями).

2). Разработка механизмов обеспечения стабильности инвестиций в секторе

генерации должна быть основана на традиционных для рыночной экономики

принципах финансирования коммерческих проектов. Страховая поддержка

инвестиционных программ компаний должна носить адресный характер, поэтому

ее предпочтительно организовать в форме проектного, а не корпоративного

финансирования, с обязательным отбором проектов на конкурсной основе.

Компании самостоятельно формируют и представляют ИО с необходимым

экономическим обоснованием заявки на финансовую поддержку проектов, на

основе которых Инвестиционный Оператор организует тендер на финансирование.

Решение о выделении страховых инвестиций должно приниматься с учетом

системных приоритетов развития, но главным критерием отбора должен стать

коммерческий эффект инвестиций. Для развития конкурентной среды

представляется важным обеспечить равный доступ к централизованным

инвестиционным ресурсам как ГК, так и НПЭ.

Наиболее приемлемой формой страховой поддержки компаний, особенно на

начальных этапах реформирования, является непосредственное участие ИО в

проекте в качестве стратегического инвестора. Применяемые при этом схемы

проектного финансирования должны обеспечить:

- эффективный контроль ИО за целевым использованием выделенных средств в

рамках согласованного графика работ;

- права собственности ИО на активы, созданные за счет централизованных

инвестиций.

По завершении проекта ИО, не имеющий интересов в эксплуатации, может

переуступить права собственности на объекты, сооруженные с его участием,

данной компании в обмен на эквивалентный по рыночной стоимости пакет ее

акций. Использование схемы «активы в обмен на акции» связано с изменением в

структуре акционеров компании-производителей и, в частности, с ростом

пакета акций, контролируемых Инвестиционным Оператором (то есть, фактически

государством). Рост доли государства в капитале генерирующих компаний на

начальном этапе реформирования представляется обоснованным, так как создает

дополнительные механизмы влияния на политику компаний в условиях

либерализации рынка. Однако по мере развития конкурентной среды в генерации

данная тенденция будет создавать конфликт с долгосрочной задачей повышения

привлекательности сектора для частного капитала, поэтому на следующих

этапах реформирования необходимо обеспечить постепенное сокращение пакета,

находящегося в собственности ИО за счет их продажи на рынке.

По мере улучшения финансового состояния и инвестиционного рейтинга

компаний Инвестиционный Оператор может также перейти к использованию

кредитных схем проектного финансирования, в рамках которых требуемые

средства из централизованного фонда предоставляются компаниям на возвратной

основе при обеспечении платы за использование капитала (возможно, льготной

по сравнению с условиями банков) и соблюдении жестких обязательств

прозрачности проекта.

Наконец, кроме прямого участия в финансировании. Инвестиционный Оператор

может использовать иные схемы поддержки инвестиционных проектов,

направленные на снижение рыночных рисков вложений в данные проекты

собственного капитала компаний или привлеченных средств частных инвесторов

за счет:

- предоставления гарантий по вложенным средствам и кредитам и

страхования рисков проекта на стадии сооружения;

- заключения долгосрочных контрактов на гарантированную покупку энергии

от новой станции. . После ввода объекта в эксплуатацию Инвестиционный

Оператор может осуществить перепродажу энергии на бирже.

В заключение необходимо отметить, что реорганизация перспективной

деятельности в электроэнергетике в целом и в частности " в секторе

генерации должны учитывать последовательный и постепенный характер

реформирования и быть четко согласованными с этапами преобразований на

рынке электроэнергии и в организационной структуре отрасли. В этой связи

для каждого этапа реформ необходимо обосновать состав текущих изменений в

системе управления развитием, распределение функций государства и бизнеса

при формировании инвестиционных приоритетов, организации финансирования и

реализации проектов, а также механизмов их взаимодействия.

2.5 Анализ реформирования энергетической отрасли Российской Федерации

Прежде всего любая реформа требует тщательной и серьезной предварительной

проработки. Ни одна реформа не проводится вне разработанного заранее

правового поля. Реформа как таковая не является панацеей и не гарантирует

немедленного притока инвестиций ни извне, ни со стороны местного капитала,

без соблюдения других требований (прежде всего четкого налогового

законодательства и законов, гарантирующих сохранность инвестиций).

Реструктурирование и повышение эффективности в отрасли отнюдь не означает

проведение повальной приватизации.

Поспешность в принятии решений может привести к кризису, который по своим

последствиям будет гораздо более глубоким, нежели дефолт августа 1998 года,

ярким свидетельством чему может служить ситуация в энергетике Калифорнии,

где недавно также было принято решение о либерализации рынка. В противном

случае мы рискуем не только вновь оставить российских потребителей без

тепла и электричества и нанести отрасли почти непоправимый финансовый урон,

но вообще может встать вопрос об утере энергобезопасности страны.

Роль государства, как регулятора рынка важна не только в период,

предшествующий реформам, но и в процессе их проведения, и в пореформенный

период. Особенно серьезную роль Регулятор – представитель государства и

«проводник» генеральной государственной линии в отрасли – будет играть в

переходный период. Именно поэтому столь важно обеспечить независимость, как

финансовую, так и политическую, органов госрегулирования. И наконец,

никакой универсальной модели реструктурирования не существует. Однако, по-

видимому, следует научиться, наконец, пользоваться плодами чужого опыта и

перестать гордиться своими собственными «шишками».

Экономические теории прекрасно известны, но их воплощение в жизнь

зачастую невозможно или сдерживается причинами структурного или

психологического характера. Именно неумелое «воплощение» весьма

поверхностных знаний теории (хочется в это искренне верить, поскольку иначе

речь может идти только о преднамеренном нанесении ущерба) привело экономику

страны к тому состоянию, в котором она находится до сих пор.

Можно сказать, что сектор электроэнергетики России, как и многие другие

экономические отрасли, все еще остается в прямой и серьезной зависимости от

государственных политических институтов, а также отдельных политических

фигур, приближенных к правительственным кругам, и крупных частных

конгломератов. А ФЭК России, как и Региональные энергетические комиссии,

призванные регулировать деятельность монополий в энергосекторе страны,

делает вялые попытки добиться независимости от влияния министерств и РАО

«ЕЭС России», а также ОАО «Газпром». Хотя, если учесть, что законодательно

финансирование деятельности регулирующих органов производится за счет

федерального или местных бюджетов, но при этом за счет отчислений

энергопредприятий, говорить о какой-либо независимости «регуляторов» не

приходится. Только финансовая и политическая независимость органов

регулирования от естественных монополий может обеспечить сохранность

интересов государства и потребителей в процессе реструктурирования любой

отрасли энергетики. К сожалению, в настоящее время в России, как уже

говорилось выше, регулирующий орган лишь декларативно независим от

монополиста в секторе электроэнергетики – РАО «ЕЭС России».

Предварительная оценка объема инвестиций, необходимых для модернизации

электроэнергетической отрасли и увеличения ее мощностей, проведенная

Минэкономразвития РФ, показывает, что на эти цели потребуется около $ 19

млрд. У государства, по словам М. Касьянова, имеются средства только для

поддержания энергетической инфраструктуры. В связи с этим необходимо

создать привлекательные условия для инвестиций в электроэнергетику. По

словам премьер - министра, цель Правительства - создать ясные и открытые

системы распределительных сетей, государственного регулирования тарифов, а

также прозрачные финансовые потоки. В этом случае инвесторы смогут

рассчитывать на возврат своих средств и получение прибыли от вложения в РАО

"ЕЭС России".

Потенциальные инвесторы не готовы вкладывать средства в создание новых

генерирующих мощностей, ожидая дополнительных гарантий, в первую очередь,

от государства и потребителей. Отсутствует для этого и должная юридическая

база. Нет законов, гарантирующих свободный доступ к сетям региональных

энергопредприятий, а также национальной транспортной энергосети. Кроме

этого, следует отметить, что АО-энерго и отдельные генерирующие

предприятия, в том числе и РАО «ЕЭС России», зачастую бывают вынуждены

поставлять электроэнергию на условиях бартера, что приводит к нехватке

наличных денежных средств в системе в целом. Все это также отпугивает

потенциальных инвесторов. Наиболее серьезным препятствием для привлечения

инвестиционных средств остается тарифная политика. Отсутствие четких

ориентиров и прозрачности, обеспечивающей ясность для всех участников

российского энергорынка, тарифы, не учитывающие реальный уровень затрат,

наличие перекрестных субсидий, как социального характера, так и внутренних,

продиктованных интересами энергопредприятий, — все эти факторы сдерживают

развитие честной конкуренции и снижают интерес инвесторов к отрасли.

Достаточно серьезна проблема ТЭЦ, которые в советское время были

построены в больших количествах, исходя из предпосылки экономии затрат за

счет увеличения объема производства тепловой энергии с когенерацией

электроэнергии. Отсутствие объективного разделения затрат на производство

тепловой и электрической энергии приводит к серьезным искажениям в

отчетности и делает закупку тепла ТЭЦ довольно часто невыгодным для

основных промышленных потребителей. Последние сейчас предпочитают строить

свои собственные котельные, ставя под вопрос необходимость содержания и

целесообразность эксплуатации крупных ТЭЦ. При этом кризис усугубляется

плачевным состоянием распределительных теплосетей, что еще раз доказал

продолжающийся по сей день кризис в Приморье и других регионах России.

Очевидно, что необходима структурная перестройка всей работы

энергетической отрасли России, а не "прикладывание пластыря" к каждой

отдельной проблеме. После продолжительной дискуссии о сути этих структурных

изменений, пришли к выводу, что системное решение проблем энергетики

возможно только при разделение монопольных (диспетчеризация и транспорт

электроэнергии) и конкурентных (сбыт и генерация) видов деятельности и

внедрение рыночных отношений в конкурентном секторе. Все это зафиксировано

Постановлением Правительства № 526, подписанным премьер-министром Михаилом

Касьяновым 11 июля 2002 года. Кстати, о том, что перспективы развития

энергетики как ведущей отрасли экономики за внедрением рыночных отношений,

свидетельствует и мировой опыт. За последние десятилетия в этом направлении

развивается энергетика всех экономически развитых стран Европы и Америки.

Основу программы составляет комплексная система мер по реформированию

рынка электроэнергии и реструктуризации отрасли, включающая:

- дифференциацию условий коммерческой деятельности компаний на рынке

электроэнергии: усиление тарифного регулирования в естественно-

монопольных секторах и поэтапная либерализация и введение конкурентных

механизмов в секторах генерации и сбыта электроэнергии;

- ослабление и постепенную ликвидацию вертикальной интеграции бизнеса, и

переход к организации монофункциональных компаний, работающих в

отдельных секторах (генерации, транспорте, распределении, сбыте

электроэнергии), а также предоставляющих другие необходимые

технологические или коммерческие услуги (например, диспетчеризация,

организация торговли на рынке или бирже и др.);

- изменение структуры собственности с дифференциацией по выделенным

секторам -обеспечение доминирующей роли государства в сетевом бизнесе

и последовательное снижение государственного участия в компаниях,

осуществляющих производство и сбыт электроэнергии, с соответствующим

увеличением доли частного капитала в этих потенциально-конкурентных

сферах.

Таким образом, программа преобразований ориентирована на ликвидацию

существующего дисбаланса интересов государства и бизнеса, повышение роли

последнего в управлении функционированием и развитием отрасли. Важнейшим

результатом планируемых реформ станет возможность урегулирования

существующих конфликтов между государством и бизнесом за счет

организационной и имущественной «привязки» их интересов к отдельным

секторам в электроэнергетике. В соответствии с этой основной целью

реформирования сфера доминирующего влияния бизнеса постепенно охватит все

виды оперативно-хозяйственной деятельности, которые могут осуществляться в

условиях конкуренции, в то время как сфера влияния государства будет

ограничена управлением естественно-монопольным сегментом отрасли (сети и

диспетчеризация), обеспечивающим надежность функционирования энергосистемы.

На первом этапе реформирования до 2004 года каждое региональное АО-

энерго будет разделено на генерирующую компанию, сетевую компанию, куда

войдут распределительные сети и сбытовую компанию. На втором этапе

реформирования региональных энергосистем на смену процессам разделения

придёт межрегиональная интеграция: региональные генерирующие и сетевые

предприятия будут объединяться. Территориальные генерирующие компании

станут участниками рынка электроэнергии вместе с 10 оптовыми генерирующими

компаниями, состав которых сегодня обсуждается в Правительстве РФ.

Межсистемные и высоковольтные линии электропередач будут объединены в

Федеральную сетевую компанию, которая впоследствии полностью перейдёт в

собственность государства. Государство, как наиболее беспристрастный

участник процесса - возьмёт на себя обязательство гарантировать равный

доступ к сетям каждому производителю и потребителю энергии. Диспетчеризацию

потоков электроэнергии будет осуществлять также подконтрольная государству

ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС". Наконец, площадкой, на которой будут происходить торги,

формироваться цены и заключаться контракты на покупку и продажу

электроэнергии, станет некоммерческое партнерство Администратор торговой

системы.

В законопроекте подробно описана система мер государственного воздействия

на отношения в отрасли, однако он предусматривает ограничение избыточного

государстве иного вмешательства в деятельность субъектов электроэнергетики.

Цены на электроэнергию для покупателей оптового рынка, согласно документу,

«складываются под воздействием спроса и предложения и определяются по

результатам сопоставления ценовых заявок поставщиков и покупателей

электроэнергии». В законопроекте предусмотрено введение лицензирования

деятельности энергосбытовых организаций и установлена их ответственность

перед потребителями.

Согласно законопроекту «Об электроэнергетике», с 1 июля 2005 года

вводятся в действие положения, регламентирующие функционирование оптового и

розничного рынков энергии. Этот же закон определяет порядок купли-продажи

части электроэнергии по нерегулируемым тарифам. Другие документы из пакета

законопроектов о реформе электроэнергетики также предусматривают

существенные изменения действующего законодательства. В частности, среди

новаций есть норма, которая позволяет организациям, не имеющим собственных

сетей для транспортировки тепловой и электрической энергии осуществлять ее

куплю и продажу. Кроме того, законопроекты регулируют вопросы прекращения

поставки, электроэнергии потребителям-нарушителям, а также проблему не

дискриминации поставщиков и потребителей.

На время реформирования отрасли (до 2005 года), правительство будет пока

задавать предельные уровни тарифов. Установлен запрет на веерные отключения

должников вместе с добросовестными потребителями; введено понятие

«гарантирующего поставщика», обеспечивающего дополнительную надежность

энергоснабжения для населения: субъекты федерации сохранили ряд полномочий

по регулированию региональных рынков электроэнергии, в том числе и тарифов.

Государство будет устанавливать цены на услуги диспетчеризации и

транспортировку электроэнергии по межсистемным и распределительным сетям, а

цена на электроэнергию, выработанную на отдельных электростанциях, будет

формироваться на основе соотношения спроса и предложения на рынке. Именно

этот рыночный сектор энергетики в ближайшие годы ждут разительные перемены.

Генерирующие предприятия, превратившиеся в самостоятельные компании, станут

финансово прозрачными и привлекательными для инвесторов. Способствовать

инвестиционной привлекательности будет и понятный способ формирования цен

на электроэнергию. В условия жесткого конкурентного рынка производители

электроэнергии в борьбе за потребителя будут вынуждены сокращать издержки,

вводить новые технологии, снижать себестоимость электричества за счет

внутренних резервов. Таким образом, конкуренция станет естественным

стимулом для стабилизации и снижения цен.

Конкуренция появиться и в сфере сбыта электроэнергии: в каждом регионе

будет действовать несколько сбытовых компаний, специализирующихся на работе

с разными группами потребителей. Они будут бороться за этих потребителей,

снижая цену на свои услуги и предлагая более выгодные и удобные условия

энергообеспечения. Оптовым перепродавцам в этой схеме просто не будет

места, они войдут в состав региональных сетевых компаний.

Реформирование энергетики означает серьезное изменение российского

менталитета. Успех реформы будет во многом зависеть от того, сможем ли мы

понять, что электроэнергия - это не социальное благо, а товар, за который

нужно платить, а энергетика - это, прежде всего отрасль народного

хозяйства, которая требует экономического прагматического подхода, а не

политических интриг.

Заключение

На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

Электроэнергетика - важнейшая инфраструктурная часть экономики,

обеспечивающая производство электроэнергии; крупнейший потребитель

топливных ресурсов с набольшими возможностями их взаимозамещения, играющий

ведущую роль в формировании топливно-энергетичсского баланса страны и

регионов; сложнейшая техническая система с жесткими законами

функционирования и высокой централизацией оперативно-диспетчерского

управления процессами производства и передачи электроэнергии; а также – это

большая экономическая система, объединяющая множество хозяйственных

субъектов различных форм собственности. Любые просчеты в этой области имеют

тяжелые, непоправимые последствия.

Сложившиеся ситуация в Российской энергетике говорит о необходимости

реформирования всей энергетической отрасли. Государственное регулирование

цен, привило к необоснованному росту производственных затрат. Энергетики не

заинтересованы в снижении издержек. Тариф, устанавливаемый региональной

энергетической комиссией, не покрывает всех затрат региональных

энергокомпаний, многим из них не хватает средств даже на то, чтобы

поддерживать систему в рабочем состоянии. А это в свою очередь приводит к

низкой инвестиционной привлекательности. Неплатежи, а также то, что АО-

энерго и РАО «ЕЭС России», зачастую бывают вынуждены поставлять

электроэнергию на условиях бартера, что приводит к нехватке наличных

денежных средств в системе в целом. В результате - ухудшение финансового

состояния компаний, ухудшение технического состояния оборудования. Уже

сейчас возникают проблемы из-за износа оборудования. В дальнейшем же

деградация оборудования будет стремительно увеличиваться. Вследствие чего,

может возникнуть вопрос о энергобезопасности страны. Это также приводит к

«отпугиванию» потенциальных инвесторов.

Текущее положение дел не устраивает ни одну из сторон, ни потребителей,

ни энергетиков, ни государство. Потребители не довольны тем, что с каждым

годом цена за электричество возрастает, а им никто не может гарантировать

надежного и бесперебойного энергоснабжения. РАО ЕЭС находится в плену у

правительства, владеющего контрольным пакетом акций, государство регулирует

деятельность энергохолдинга и устанавливает цены на его услуги и продукцию.

Государство же в свою очередь недовольно необоснованному росту издержек,

которые им приходится покрывать.

Всё это указывает на то, что уже сейчас необходима структурная

перестройка всей системы. Существует множество моделей реформирования,

применяемые в разных странах. Наиболее удачной, на мой взгляд, является

скандинавская. Но не одна из моделей не может гарантировать успех.

Прежде всего, необходимо тщательно разработать законодательную и

нормативную базу. Для эффективной работы электроэнергетики необходимо

обеспечить оптимальный баланс межотраслевых, системных и корпоративных

требований, в полной мере отражающих интересы двух основных сторон,

вовлеченных в процесс управления: государства и бизнеса. При этом

необходимо учитывать значительные различия между требованиями государства и

бизнеса к управлению функционированием и развитием отрасли, которые

предполагают разные подходы к организации оперативно-хозяйственной и

перспективной деятельности в электроэнергетике.

Правительство уже предприняла шаги, начав реформу энергетики. В

результате реформирования появится свободный рынок и конкуренция в сфере

генерации, транспортировки и сбыта электроэнергии. Цены будут

устанавливаться на основе спроса и предложения на рынке, а конкуренция

будет способствовать к сокращению издержек, вводу новых технологий (что

приведет к снижению себестоимости электричества), и к стремлению предлагать

более выгодные и удобные условия энергообеспечения.

Во многом успех реформы будет зависеть и от рядовых потребителей.

Необходимо понять, что электричество – это товар, за которое нужно платить,

и которое надо ценить, бережно относится к природным ресурсам. К сожалению,

мы привыкли к тому, что электричество – социальное благо, которое не

обязательно беречь, и к тому, что отключение электричества – обыденное

дело. К сожалению, и энергетики не чувствуют ответственности перед

потребителями. Начавшееся реформа должна изменить эти представления.

Результаты же мы увидим уже через 2-3 года.

Список литературы

1. «Оценка собственности», материалы оценочной компании «Консалт Трейд»

(http://phpwebsite.appstate.edu)

2. «Шоковая терапия для России», “The Economist”, Великобритания,

3 сентября 2002г.

3. «Интерфакс», 9 октября 2002г.

4. «Эксперт», 14 октября 2002г.

5. «Комерсантъ», 10 октября 2002г.

6. Материалы сайта РАО «ЕЭС России» (http://www.rao-ees.ru)

7. Ф.В.Веселов, «Реформирование электроэнергетики и проблемы развития

генерирующих мощностей», Институт Энергетических исследований РАН

8. Материалы сайта MarketSurveys (http://www.marketsurveys.ru)

9. «Промышленные ведомости» (http://www.derrick.ru)

10. «Мировой опыт реформирования электроэнергетики», «Независимая газета»,

23 марта 2001г.

11. «Современное состояние и перспективы развития энергетики мира»,

«Теплоэнергетика», №5 1999г., №.9 1998г.

12. Материалы поисковых систем Rambler (http://www.rambler.ru),

Aport (http://www.aport.ru)

-----------------------

ПРОЧИИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППЫ РАО «ЕЭС РОССИИ»

Научно-исследовательские и Строительные и обслуживающие Непрофильные

организации

Проектно-изыскательские организации

организации

|АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРОФИКАЦИИ, ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ, |

|ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ РАО «ЕЭС России» |

|Центрэнер|Севзапэн|Волгаэне|Уралэнер|Южэнерго|Сибирьэнер|Востокэнерг|

|го |ер |рг |го | |го |о |

|Астраньэн|Архэнерг|Мариэнер|Башкирэн|Грозэнер|Алтайэнерг|Амурэнерго |

|ерго |о |го |ерго |го |о |Дальэнерго |

|Белгородэ|Брянскэн|Мордовэн|Кировэне|Дагэнерг|Бурятэнерг|Камчатэнерг|

|нерго |ерго |ерго |рго |о |о |о |

|Владимирэ|Карелэне|Пензаэне|Курганэн|Ингушэне|Краснодарэ|Магаданэнер|

|нерго |рго |рго |ерго |рго |нерго |го |

|Волгоград|Колэнерг|Самарэне|Оренбург|Каббашэн|(включая |(включая |

|энерго |о |рго |энерго |ерго |Тувятэнерг|Чукотск- |

|воронжэне|Комиэнер|Саратовэ|Пермэнер|Калмэнер|о) |энерго) |

|рго |го |нерго |го |го |Кузбазэнер|Сахалинэнер|

|Ижэнерго |Ленэнерг|Ульяновс|Свердлдо|Корачево|го |го |

|Калугаэне|о |кэнего |вэнего |- |Новосибирс|Хабаросвкэн|

|рго |Новгород|Чугашэне|Тюменьэн|Черкасэн|кэнерго |ерго |

|Кострамаэ|энерго |рго |ерго |ерго |Омскеэнерг|Якутскэнерг|

|нерго |Псковэне|Волжская|Удмуртэн|Ростовэн|о |о |

|Курскэнер|рго |ГЭС |ерго |ерго |Томскэнерг|Бурейская |

|го |Смоленск| |Челябэне|Севкавка|о |ГЭС |

|Липецкэне|энерго | |рго |зэнего |Хакасэнерг|Вилюйская |

|рго |Янтарьэн| |Воткинск|Ставрапо|о |ГЭС - №3 |

|Мосэнерго|ерго | |ая ГЭС |льэнерго|Читаэнерго|Зейская ГЭС|

| |Печорска| |Камская | | | |

|Нижновэне|я ГРЭС | |ГЭС |Сулакэне|Таймырэнер|Колымэнерго|

|рго |Псковска| |Пермская|рго |го | |

|Орёлэнерг|я ГРЭС | |ГРЭС |Иртакайс|(Курейская|(Колымская |

|о |Северо-з| |Троицкая|кая ГЭС |и |ГЭС |

|Рязаньэне|ападная | |ГРЭС |Небинком|Усть-Ханга|Лу ТЭК |

|рго |ТЭЦ | | |ыкская |йская ГЭС0|(Приморская|

|Тамбовэне|Калининг| | |ГРЭС | |ГРЭС) |

|рго |радская | | |Новочерк|Березовска|Ноглицкая |

|Тверьэнер|ТЭЦ-2 | | |асская |я ГРЭС-1 |ГЭС |

|го | | | |ГРЭС |Бийская |Геотерм |

|Тулэнерго| | | |Ставропо|ТЭЦ-1 | |

| | | | |льская |Красноярск| |

|Ярэнерго | | | |ГРЭС |ая ГРЭС-2 | |

|Волжская | | | |Зеленкус|Саяно-Шуше| |

|ГЭС | | | |ские ГЭС|нская | |

|Конакотск| | | | |ГРЭС | |

|ая ГРЭС | | | |Кубань | | |

|Костромск| | | |ГРЭС | | |

|ая ГРЭС | | | |«Промете| | |

|Каскад | | | |й» | | |

|Верхневол| | | | | | |

|жских ГЭС| | | | | | |

| | | | | | | |

|Рязанская| | | | | | |

|ГРЭС | | | | | | |

|Черепетск| | | | | | |

|ая ГРЭС | | | | | | |

|Щекинские| | | | | | |

|ПГУ | | | | | | |

Территориальные обособленные подразделения – межсистемные электрические

сети РАО «ЕЭС России», Электросетьсервис

Электростанции – филиалы:

Нижегородская ГЭС,

Саратовская ГЭС,

Харанорская ГРЭС

Объединённые диспетчерские управления энергосистемами - ОДУ

Представительства РАО «ЕЭС России» по управлению акционерными обществами

Региональные предприятия энергетического надзора

Энергостроительный комплекс ЕЭС, Украинский филиал

РАО «ЕЭС РОССИИ» - МАТЕРИНСКАЯ КОМПАНИЯ

ФИЛИАЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА РАО «ЕЭС РОССИИ»

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДИСПЕТЧЕРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЕЭС РОССИИ

Страницы: 1, 2, 3


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.