РУБРИКИ

Нидерланды

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Нидерланды

спортсмены по многим видам спорта входят в число сильнейших в мире.

ХОЗЯЙСТВО.

18. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Нидерланды рано вступили на путь развития капитализма. Победа

буржуазной революции 1566-1609гг. послужила стимулом для быстрого

распространения капиталистических отношений, роста городов, расцвета

торговли и судоходства. Нидерланды заняли ведущее место в мировой

торговле и стали выполнять посреднические функции.

Выгодное географическое положение Нидерландов на скрещении

важных морских и континентальных торговых путей во многом

предопределило роль этой страны. Многие отрасли хозяйства страны

основывались на обработке дешевого колонияльного сырья.

За короткий срок Нидерланды превратились из индустриально-

аграрной страны в индустриальную с высоким развитием сферы услуг.

Стремительно выдвинулись вперед такие отрасли, как черная металургия,

машиностроение, нефтеперерабатывающая, химическая, поставляющие

большое количество экспортной продукции. Из старых отраслей сохранила

свои позиции только пищевая промышленность, использующая обширные

ресурсы сельского хозяйства страны. Отрасли, ориентирующиеся на

колониальные рынки (например, текстильная промышленность), постепенно

утрачивали свое значение.

С открытием богатых газовых месторождений Нидерланды выдвинулись

на одно из видных мест в мире по обеспеченности энергетическими

ресурсами. Это послужило важным фактором экономического развития,

ослабив зависимость страны от импортного топлива.

За последние 15 лет экономика Нидерландов пережила немалые

испытания. Современные Нидерланды- государство с высокоразвитой

промышленностью, продуктивным сельским хозяйством и эффективной

системой внешней торговли. Ведущее место в хозяйстве занимает

промышленность. На эту отрасль приходится 35% всех поступлений

национального дохода, 41% самодеятельного населения. Около половины ее

продукции поставляется на экспорт. На сельское хозяйство приходится

всего 4,2% поступлений национального дохода, а на транспорт – 7,1%.

Сельское хозяйство Нидерландов – одно из самых высокоорганизованных в

мире и продолжает сохранять сильные позиции; на его продукцию в

стоимостном выражении приходится более 20% экспорта страны. Нидерланды

отличаются широко развитой сферой услуг. Особое значение для экономики

страны имеет туризм. Обслуживанием иностранных туристов занято свыше

200 тыс. человек, поступления от этой отрасли хозяйства превышает 3%

стоимости экспорта. Основной центр туризма – Амстердам.

19. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

Мануфактурное производство Нидерландов еще в позднем

средневековье выдвинулось на ведущее место в Европе главным образом

благодаря развитым торговым связям. На этом фоне выделялись

судостроение и связанные с ним отрасли. С конца 17-го века в связи с

утратой ведущей роли Нидерландов развитие промышленности затормозилось

и только в конце 19-го века вновь начался ее подъем

Запасы нефти в Нидерландах оказались невелики, тем не менее

разработка имеющихся месторождений продолжается. Подлинную сенсацию

произвело открытие богатых ресурсов природного газа, приведшее

открытие к созданию новой отрасли – газовой энергетике, испытывающей

бурный подъем. В связи с этим повысилось значение добывающей

промышленности и уменьшилась зависимость от импортного топлива.

Среди старых отраслей наиболее приспособилась к изменившейся

ситуации пищевая промышленность, где наладилось производство

полуфабрикатов, консервированных и замороженных продуктов и других

товаров, обладающих высокой конкурентноспособностью. Легкая

промышленность, дающая примерно треть стоимости всей промышленной

продукции, ориентируется не только на обслуживание населения страны,

но и в значительной мере на внешний рынок.

В промышленности Нидерландов четко выражена специализация на

выпуске высококачественной конкурентноспособной продукции довольно

ограниченного ассортимента. Ведущую роль играют специализированные

концерны, ориентирующиеся в своей деятельности на мировой рынок. В их

распоряжении находятся крупные предприятия, определяющие промышленный

профиль страны. В последние годы резко возрасли темпы концентрации

промышленности. В качестве примера приведем данные о молочных заводах.

В 1950 году их насчитывалось 580, в 1984г.-131, а в 1991г.- только 46.

Основное направление индустриализации в Нидерландах сводилось к

быстрому росту тяжелой промышленности, которая так же как и во многих

других странах Западной Европы с ее истощающейся сырьевой базой,

тяготеет к крупным морским портам. Весь район низовьев Рейна и Мааса

выделяется высокой концентрацией и сложной структурой промышленности.

Здесь преимущественно развиваются нетрудоемкие отрасли –

нефтепереработка, нефтехимия, судостроение, машиностроение. В других

частях Нидерландов промышленные очаги отличаются меньшими масштабами.

20. ГОРНОДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ЭНЕРГЕТИКА.

Издавна сложились представления об отсутствии значительных

запасов минерального сырья на территории Нидерландов. Только в Южном

Лимбурге проводилась разработка известняка для строительных целей и с

середины 19-го века началась открытая добыча каменного угля. Кроме

того, в стране в ограниченных масштабах, использовался в качестве

топлива местный торф. После создания Геологического управления

(1903г.) началось систематическое изучение недр с целью выявления

запасов полезных ископаемых.

Поиск и разработка месторождений строительных материалов в

Нидерландах осуществляется весьма интенсивно, поскольку объем

строительства быстро возрастает. Лучшие месторождения известняка в

Южном Лимбурге сильно выработаны, и в последние годы наибольшее

внимание привлекает добыча гравия, запасы которого достаточно велики.

Поскольку транспортные издержки составляют примерно 1/3 стоимости

гравия, прирейнские районы Нидерландов оказалось выгоднее снабжать

гравием из Германии, некоторые районы Зеландии и Северного Брабанта –

из Бельгии. Большая часть гравия, добываемого в Нидерландах, поступают

из центральной части провинции Лимбург, где разрабатывается серия

карьеров в долине реки Маас.

На базе местных глин в Нидерландах издавно сложилось

производство кирпича и черепицы. Эта отрасль была сильно затронута

экономическим кризисом. По сравнению с максимальным уровнем 1978 года

производство кирпича сократилось на 25% в связи с конкуренцией более

дешевых строительных материалов. В настоящее время в стране действуют

65 кирпичных заводов.

Крупные месторождения каменной соли обнаружены В Твенте близ

Букело и Хенгело. Соленоносные слои мощностью 70-80 метров здесь

залегают на глубине 300-400 метров. Сходные условия на месторождениях

Винсхотен в провинции Гронинген, Вестерборг в провинции Дренте и др.

Разработка соляных месторождений осуществляется государством (в Твенте

с 1917г.). Объем добычи быстро растет: 1938г.-166 тыс.т., 1948г. – 246

тыс.т., 1951г. – 481 тыс.т., 1966г. –1,9 млн.т., 1987г. –3 млн.т. НО в

последние годы эта цифра находится в состоянии покоя. Соль применяется

в химической промышленности, примерно 2/3 добычи экспортируется.

Открытие мощных угленосных толщ на юго-востоке Лимбурга в районе

Керкраде позволило наладить подземную выработку каменного угля на

больших глубинах. Размеры добычи вплоть до первой мировой войны не

превышали 1-2 млн. тонн в год. В военные годы Нидерланды лишились

импортного топлива, и добыча каменного угля стала увеличиваться,

достигнув к 1920г. 4,1 млн.т. Выяснилось что лимбургский уголь

обладает высокой теплотворной способностью и хорошо коксуется, что

позволило организовать его экспорт. В 1937 году было добыто 14,3

млн.т. угля. В годы второй мировой войны снова произошел резкий спад,

и рекордный довоенный уровень впоследствии так и не был достигнут.

По сравнению с отраслями обрабатывающей промышленности угольная

промышленность выделялась повышенной капиталло- и фондоемкостью. Кроме

того, рост издержек производства усугублялся глубоким залеганием

пластов угля, их небольшой мощностью и частыми разрывами пластов.

Недерландский уголь не выдерживал конкуренции со стороны более

дешевого импортного топлива. Сказывалось также влияние разработки

богатых газовых месторождений в самих Нидерландах. Добыча угля резко

пошла на убыль и была постепенно свернута в 1966-1975гг.

21. СТРУКТУРА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО БАЛАНСА.

В топливно-энергетическом балансе Нидерландов в нынешнем

столетии почти целиком преобладало минеральное топливо. Промышленный

подъем после второй мировой войны сопровождался расширением

энергетической базы. В 50-х годах потребление первичных видов энергии

в среднем росло на 4% в год, а в 60-х годах – на 8%.

Потребление топлива за период 1950-1970гг. в целом увеличилось в

3,5 раза, причем значительная часть спроса удовлетворялась за счет

собственных энергоресурсов. В начале 60-х годов энергобаланс почти

поровну слагался из угля и нефти, затем в связи с разработкой богатых

газовых месторождений в Гронингене и доставкой дешевой импортной нефти

из Африки и Юго-Западной Азии произошли существенные изменения в

структуре энергобаланса. Доля каменного угля в энергобалансе

Нидерландов стала сокращаться. Если в 1955г. она составляла 62%, то в

1968г. снизилась до 18%, а в 1986г.-до 8%. Свертывание добычи угля на

лимбургских шахтах компенсировалось возросшим потреблением нефти и

газа. Тем не менее в настоящее время уголь приходится ввозить для

обеспечения потребностей теплоэнергетики и металлургии.

В 60-х годах потребление нефтяного топлива сильно возросло в

связи с широким развитием автомобильного транспорта. В середине этого

десятилетия доля нефти в энергобалансе достигла 69%, но в начале 70-х

годов снизилась до 58%. А в 1986г.-до 34%, уступая место газу.

Заметим, что в Нидерландах введена высокая надбавка к отпускным ценам

на бензин и другие нефтепродукты. В 1955-1966гг. доля газа в

энергобалансе страны возросла с 1% до 4%. Дальнейший рост был

необычайно быстрым: 1967г.-8%, 1969г.-16%, 1971г.-33%, 1985г.-50%. В

настоящее время в Нидерландах самая высокая доля газа в энергетическом

балансе среди стран ЕЭС.

22.ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА.

Основные показатели топливно-энергетического комплекса Нидерландов

|ЭНЕРГОРЕСУРСЫ |1985 г. |1990 г. |1993 г. |1994г. |

|Добыча/производство |

|Природный газ, млрд. куб. М |81 |72 |84 |84 |

|Сырая нефть, млн. т |3,7 |4,0 |3,3 |4,5 |

|Электроэнергия, млрд. кВт/ч |63 |72 |77 |80 |

|Потребление |

|Уголь, млн. т |10 |14 |13 |14 |

|Природный газ, млрд. куб. М |44 |41 |46 |47 |

|Нефтепродукты, млн. т |19,4 |22,5 |22.3 |23,4 |

| В том числе: | | | | |

| бензин, млн. т |4,6 |4,6 |5.1 |5.2 |

| диз. топливо, газойль, |3,2 |4,4 |4,9 |4,9 |

|млн. т | | | | |

| сжиженный газ, млн. т |0,8 |0 |0,9 |0,8 |

Производство и распределение электроэнергии в Нидерландах

находится в ведении 11 предприятий, из них одно находится в

Амстердаме, остальные в провинциях. Каждому из них принадлежит одна

или несколько электростанций, обслуживающих определенные

административные районы. Крупнейшие электростанции расположены в

Роттердаме, Бюггенюме, Велсене, Неймегене, Амстердаме. Кроме того

имеется до 100 электростанций обслуживающих энергоемкие предприятия.

Установленная мощность всех электростанций с 1939 года по 1987

год возрасла с 0,7 до 12,% млн.квт. В производстве электроэнергии

наибольший рост отмечался с середины 60-х годов. Общее потребление

электроэнергии в Нидерландах достигло в 1988г. 66,5 млрд.квт. По

производству электроэнергии на душу населения Нидерланды уступают

таким странам как США, Швеция, Норвегия. Основным потребителем

электроэнергии является промышленность, доля которой превышает

половину всей выработки электроэнергии.

Почти все электростанции страны тепловые, работающие на каменном

угле, мазуте и газе. Наибольшее значение имеет угольное топливо.

Мощность ТЭС, работающих на углях постоянно растет. Эти станции

производят свыше 40% всей электроэнергии страны. Многие ТЭС,

работающие на мазуте, теперь переводят на угольное топливо.

Соответственно увеличивается импорт угля (в основном из США.Австралии

и Польши). Удельный вес станций, использующих газовое топливо,

достигал максимума в начале 70-х годов, но с тех пор существенно

снизился. Довольно скромное место в электроэнергетике принадлежит

атомной энергии. Первый атомный реактор был установлен в Петтене,

второй – в Вейсвейлере. В настоящее время действуют две атомные

электростанции в Додеварде близ Арнема ( мощность 54 тыс. квт.) и в

Боргеле восточнее Флиссингена (477 тыс.квт.). Пущена в ход установка

по обогащению урана в Алмело. Вопрос о необходимости строительства

новых атомных электростанций неоднократно обсуждался, но встретил

резкую оппозицию в широких слоях населения страны.

Более перспективным считается использование энергии ветра. В

этой области были предприняты серьезные исследования после

энергетического кризиса 70-х годов и повышения цен на нефть.

Разработана национальная программа использования ветровой энергии,

предусматривающая ввод установок мощностью 100-150 тыс.квт.в 1990г. и

1 млн.квт. в 2000г., что, однако, составляет всего несколько процентов

от общего энергопотребления страны.

Гидроэнергетика Нидерландов находится в стадии становления. Пока

действует только маломощная ГЭС Хагестейн; началось сооружение еще

одной станции в устье Недер-Рейна (мощностью 1800 квт.). Разработаны

проекты строительства еще трех ГЭС мощностью по 10-14тыс.квт. на Маасе

и Недер-Рейне, а также разветвленной сети ветротурбинных

электростанций мощностью до 1 млн.квт. к 2000 году.

23. ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

А). ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ.

Черная металлургия стала выдвигаться в число передовых отраслей

только после второй мировой войны на базе местного кокса и железной

руды, которая ввозилась из Швеции, Франции и Северной Африки. Главный

центр – город Эймейден имеет налаженное портовое хозяйство, он связан

с внешним миром по Нордзе-каналу с Амстердамом. В настоящее время

действуют восемь мартеновских печей и семь электропечей. На чугуне из

Эймейдена работают небольшие заводы в Зейлене и Алблассердаме.

Комбинат в эймейдене последовательно наращивал мощности. В

1958г. производство чугуна достигло 1 млн.т., стали 1,1 млн.т., в

1969г. соответственно 3,5 и 4,7 млн.т., в 1984г.- 3,6 и 4,3 млн.т.

Производство стали в последние годы превысило 5 млн. тонн.

Нидерландская сталь отличается высоким качеством и пользуется

значительным спросом. Ввиду ограниченности внутреннего рынка (

внутреннее потребление не превышает 30% общего производства)

металлургическая промышленность сильно ориентирована на внешний рынок.

Более 45% ее продукции экспортируется в страны ЕЭС, немного более 10%

- в США. Производится чугун, сталь, а также прокат различных профилей.

Производство проката остается главным и наиболее перспективным

направлением развития нидерландской черной металлургии.

Металлургия, машиностроение и электротехническая промышленность

– ведущие отрасли промышленности Нидерландов, в которых занято свыше

350 тыс. человек. На долю этих отраслей приходилось около 1/3

промышленного производства страны и примерно такая же доля всего

экспорта. Последние годы ознаменовались растущей диверсификацией

производства и повышением качества изготовляемой продукции, что

диктуется острой конкуренцией на рынках сбыта.

Б). ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ.

Цветная металлургия Нидерландов полностью работает на привозном

сырье и сосредоточена на наскольких крупных предприятиях. Олово и

свинец производят заводы в Арнеме, цинк и кадмий – в Бюделе, аллюминий

– в Делфзейле и Флисенгене. Для выплавки олова используется

высококачественный концентрат из Индонезии. В 1957 году удалось

превзойти довоенный уровень: было выпущено более 29 тыс.т. олова.

Впоследствии производство олова сократилось: в 1965г.-18 тыс.т., а в

1987г. -–4 тыс.т.

Производство цинка в 1970 году составляло 46 тыс.т., а в 1986г.

–1095 тыс.т., свинца в 1971г. – 24 тыс.т., а в 1987г. – 37,3

тыс.т.Производство кадмия составляет 0,5 тыс. тонн в год. Наиболее

молода алюминиевая промышленность Нидерландов, использующая сырье из

Суринама, Африки и Австралии. В 1970 году было произведено 75 тыс.т.

алюминия, в 1977г. более 116 тыс.т., в 1987г. – 267 тыс.т. Центр этой

отрасли – Флиссинген и Делфзейл, выпускающие штампованные изделия и

прокат. Выработка вторичного алюминия в 1970 году составила 7 тыс.т,

в 1982г.-50 тыс.т., а в 1987г.-130 тыс.т.

Стабильное развитие характерно только для производства алюминия,

производство же других цветных металлов сокращается.

В). МАШИНОСТРОЕНИЕ.

Машиностроение – одна из самых динамичных отраслей

промышленности страны. По темпам роста производства в этой отрасли

Нидерланды выдвинулись на третье место в Западной Европе (после Италии

и Швеции). Производится оборудование для газовой, нефтяной,

химической, электротехнической, пищевой, текстильной и строительной

промышленности.Важное значение имеет производство транспортных

средств, сельскохозяйственного оборудования и машин.

Целая группа машиностроительных предприятий изготовляет

оборудование для химической промышленности – дистилляционные

установки, калориферы, компрессоры и т.д. Значительная часть этой

продукции идет на внутренний рынок. Среди крупнейших потребителей

выделяются нефтехимические заводы в районе Роттердама. На развитие

машиностроения активно повлияли такие передовые виды производства, как

Электроника и электротехника. Группа из 40 предприятий, выпускающих

оборудование для этих производств, контролируется одной из крупнейших

монополий капиталистического мира, «Филипс». Электротехническая

промышленность растет быстрыми темпами и поставляет 1/3 всей продукции

машиностроения. До 70% продукции этой отрасли идет на экспорт более

чем в 40 стран мира. По стоимости экспорта электроприборы и

осветительная техника опережает нефтепродукты. Крупные

электротехнические предприятия размещены в Роттердаме, Эйдховене,

Зволле, Херлене и многих других городах.

Очень широк диапазон продукции – от мощных турбин до обычных

электроламп. Производятся тяжелая электроника (генераторы,

трансформаторы и электромоторы), кабель, телекоммуникационная, радио и

телевизионная, студийная, научная, а также медицинская аппаратура и

вычислительная техника. Продолжает расти выпуск бытовых

электроприборов, расширяются мощности по их производству. Нидерланды –

один из крупнейших в мире поставщиков аудио и видеоаппаратуры. Все

больше применяется робототехника.

Транспортное машиностроение, выпускающее морские и речные суда,

самолеты и вертолеты, грузовые и легковые автомобили, автобусы и др.

объединяет более 470 предприятий. Первое место по стоимости

выпускаемой продукции занимает судостроение с сопутствующим ему

производством портовых установок, мостовых конструкций и др.

Судостроение, одна из старейших отраслей нидерландской промышленности,

всегда славилось высокой рентабельностью и конкурентноспособностью, но

в последнее время темпы его развития уменьшились под влиянием

конкуренции других стран, сооружающих суда в более короткие сроки. Для

судостроения Нидерландов характерны высокий уровень механизации и

применения прогрессивных методов производства (электросварка,

секционная сборка и др.). Производятся различные виды судов: морские,

речные, каботажные. Ассортимент выпускаемой продукции весьма

разнообразен: наряду с океанскими лайнерами строятся грузовые и

рыбопромысловые суда, яхты, землечерпалки, буксиры и др. Развито также

производство судовых машин и механизмов. Центры судостроения находятся

на морском побережье, наиболее крупные – это Роттердам, Амстердам,

Схидам, Флиссинген и ряд других городов.

Автомобилестроение в Нидерландах сложилось лишь в послевоенный

период. Производство легковых автомобилей сосредоточено в рамках

шведско-нидерландской компании «Вольво-Кар». Крупнейший центр

производства легковых автомобилей находится в Борне, а грузовиков – в

Эйдховене. Ежегодно выпускается около 100 тыс. машин. Слабость

собственной автомобильной промышленности делает рынок Нидерландов

местом жестокой конкурентной борьбы основных мировых производителей

автомобилей. Господствуют «Опель». «Форд» и «Мерседес», сильные

позиции занимают также японские компании.

Самолетостроение в Нидерландах было создано после первой мировой

войны. Родоначальницей авиационной промышленности страны была

известная фирма «Фоккер», к настоящему времени полностью

монополизировавшая производство. Основная специализация – легкие и

скоростные самолеты, которые могут использоваться и для военных целей.

Основные заводы расположены в Эйненбурге и в Вунделрихе. Продукция

экспортируется более чем в 60 стран мира, а ряд моделей по лицензиям

производится в других странах. Вертолеты выпускает завод в

Пепендрехте. В области авиационного моторостроения оперируют

предприятия американских компаний.

Самая молодая отрасль нидерландского машиностроения –

производство оборудования для глубинного бурения морского дна.

Широкое развитие получила в Нидерландах так называемая

инженерная промышленность. В рамках ЕЭС Нидерландам принадлежит второе

место после Великобритании по развитию инженерного дела.

Г). ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

Химическая промышленность начала развиваться с конца 19-го века

на базе добычи каменной соли, использования отходов угольной и

металлургической промышленности. После второй мировой войны в

Нидерландах сложилась мощная нефтеперерабатывающая промышленность,

базирующаяся в основном на импортном сырье. С тех пор химическая

промышленность занала довольно сильные позиции в хозяйстве страны.

Использование газа в качестве сырья для химической промышленности

открыло ряд новых возможностей.

По темпам роста нидерландская химическая промышленность

опережает все другие отрасли, за исключением машиностроения. На более

чем 320 предприятиях занята десятая часть всех промышленных рабочих.

Около половины производимой продукции экспортируется.

На развитие химической промышленности повлияли общие факторы

послевоенной индустриализации (использование выгод транспортно-

географического положения по отношению к источникам сырья и рынкам

сбыта, наличие квалифицированной рабочей силы, а также местных

сырьевых и топливных ресурсов). Огромную роль сыграл приток

капиталловложений, в том числе иностранных (особенно американских), в

такую важную отрасль, как нефтепереработка. Наиболее интенсивно

развивалось производство продуктов органической химии –

нефтехимических компонентов, полимеров и синтетического волокна.

Нефтехимия сложилась на базе нефтеперегонных заводов. Однако настоящий

подъем этой отрасли начался в связи со строительством нефтеперегонных

предприятий в районе Роттердама, главным образом на средства

международных нефтяных концернов. В 1969 году суммарная мощность этого

гигантского комплекса составила 66,5 млн.т. нефти, в 1971г.-79 млн.т.,

в 1979г.-91 млн.т., а в 1987г.-77 млн.т. Из района Роттердама

поступает основная масса нефтехимического сырья, которое

обрабатывается частично в зтом же районе и в таких крупных центрах

химической промышленности, как Амстердам, Тернезен, Гелен и др.

Крупнейший нефтеперегонный завод находится в Амстердаме, его мощность

составляет около 8 млн.т. в год. Менее значительные нефтеперегонные

заводы расположены во Флиссингене, в Лимбурге, в районах Рурмонда и

Борна. Свыше 1/3 продукции потребляется в самих Нидерландах. На базе

продукции нефтеперегонных заводов сложилось производство многих других

хим. Продуктов – этилена, пропилена, ароматических углеводородов,

аммиака, удобрений, пластмасс, синтетической пряжи и волокна, серной

кислоты и т.д. В качестве сырья используют и местный природный газ,

нефть, каменную соль, побочные продукты металлоперерабатывающей и

пищевой промышленности.

Производство синтетического волокна сильно выросло в связи с

расширением его применения, охвативщего изготовление тканей

технического назначения, ковров, искусственного меха, разнообразной

одежды и трикотажа. Основные центры производства синтетического

волокна – Арнем и Эде, меньше=Эммен, Неймеген и др.

Нидерланды – крупнейший в мире производитель лакокрасочных

изделий. Выпуск продукции основной химии осуществляется не менее

интенсивно благодаря повышенному спросу со стороны сельского хозяйства

и различных отраслей органической химии. Налажено крупномасштабное

производство серной кислоты (в районах Роттердама и Амстердама),

минеральных удобрений. В Делфзейле организовано производство хлора,

кальцинированной и каустичесдой соды (на базе местной каменной соли в

Винсхотене). Крупные предприятия по добыче и переработке каменной соли

находятся в Хенгело.

Весьма развита формацевтическая промышленность сложившаяся на

базе других отраслей. В стране размещено 85 формацевтических

предприятий, в том числе крупнейшие в Западной Европе пенецилиновые

заводы. Экспортируется свыше половины всей продукции. Основные центры

– Осс (изготовление инсулина и гормональных препаратов на базе

отходов), Весп, Девентер, Нарден и др.

Производство полимеров составляет 1/5 часть всей химической

продукции. Особенно интенсивно развивается производство пластмасс.

Наибольшие мощности сосредоточены в производстве полиэтилена,

полистирола, поливинилхлорида, полипропилена и др. Многие предприятия

пластмассовой промышленности находятся в районе Роттердама, однако

большинство их, как и фармацевтических предприятий, рассредоточено по

всей стране. Крупные центры производства пластмасс – Амстердам,

Терезен, Гелен и др. В Пернисе налажено производство синтетического

каучука.

Особое место занимает производство мыла, детергентов и предметов

бытовой химии. Эта отрасль тоже развивается быстрыми темпами.

Д). ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

Пищевая промышленность занимает одно из ведущих мест среди

других отраслей промышленности, следуя непосредственно за тяжелой

индустрией. На долю этой отрасли (вместе с табачной) приходится 30%

валового промышленного оборота и 17% всех занятых в промышленности.

Преобладают небольшие предприятия. Наиболее велик уровень концентрации

в мукомольной, сахарной, пивоваренной и молочной отраслях.

Кооперативам принадлежит 35% всех предприятий отрасли.

Пищевая промышленность Нидерландов в немалой степени зависит от

импортного сырья (кофе, чай, какао, рис и др.), однако основу сырьевой

базы составляет местная сельскохозяйственная продукция. До 25%

продукции пищевой промышленности экспортируется. Основные пищевые

предприятия сосредоточены в Амстердаме, Роттердаме, Утрехте, Эйдховене

и других городах. В общей сложности все эти предприятия расположены

почти равномерно по всей стране и приближены к источникам сырья.

Гронинген и Бреда – центры сахарной и молочной промышленности.

Один из крупнейших в мире экспортеров молочных продуктов,

Нидерланды поставляют 60% производимого в стране молока и молочных

продуктов более чем в 100 стран мира. На долю Нидерландов приходится

20% мирового экспорта сливочного масла, 55% сгущеного и 25% сухого

молока, 22% сыра ( его производится около 40 сортов). Нидерланды-

родина маргарина. Производство маргарина ориентируется на внутренний

рынок, где цены на этот продукт втрое ниже, чем на масло. По

потреблению маргарина Нидерланды вышли на первое место в мире.

Значительная группа предприятий связана с переработкой молока на

масло, сыр, молочный порошок, сгущеное молоко и другие продукты,

которые в основном идут на экспорт. Молочные заводы страны

перерабатывают 12,4 млн.т. молока в год. В 1987г. было произведено 228

тыс.т. сливочного масла, 399 тыс.т. сыра, 458 тыс.т. сгущеного молока

и 355 тыс.т. молочного порошка.

Сыр нередко вырабатывают сами крестьяне: около 5 тысяч сыроварен

имеется при фермах. Центры сбыта сыра – Алкмар, где ежегодно

устраивают специальные аукционы для оптовых покупателей.

Сахарная промышленность работает на местном сырье. Имеется 12

заводов, 6 из них поставляет почти 2/3 валовой продукции. Внутреннее

потребление сахара составляет около 42 кг. в год на душу населения.

Мясоперерабатывающая промышленность в значительной степени

обслуживает внутренний рынок.

Переработка овощей и фруктов в Нидерландах составляет менее 1%

стоимости валовой продукции промышленности. В среднем перерабатывается

18-20% урожая овощей и фруктов. Крупные предприятия сосредоточены на

западе Северного Брабанта с центром в городе Бреда и в районе Бетюве

(Южный Гелдерланд) с центрами в городах Тил, Элст, Додевард, а также в

Южном Лимбурге и на севере Северной Голландии.

Нидерланды – один из крупных производителей пива, спиртоводочных

и безалкогольных напитков.

В стране налажен выпуск комбинированных кормов для

животноводства. Помимо зерна, в состав кормов включаются зерноотходы,

жмыхи, рыбная мука и другие компоненты.

К пищевой промышленности примыкает табачная, ежегодно

поставляющая 18 млрд. сигарет (главным образом для внутреннего

потребления), 2 млрд. сигарет (в основном на экспорт), 4 тыс.т.

курительного табака и др.

Е). ТЕКСТИЛЬНАЯ И ШВЕЙНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

Текстильная и швейная промышленность – старейшие отрасли

промышленности Нидерландов. Еще в позднем средневековье в Голландии и

Брабанте процветало текстильное производство, опиравшееся в основном

на привозное сырье и поставляющее товары для европейского рынка.

Впоследствии произошла переориентация на колониальные рынки и стала

развиваться преимущественно хлопчатобумажная промышленность. После

второй мировой войны изменение сырьевой базы и рынков сбыта

текстильной продукции вызвали длительный застой производства. Доля

этой отрасли в валовом объеме промышленного производства с 1948г. по

1970г.сократилась в 2,5 раза. Доля занятых в этой отрасли среди всех

занятых в промышленности уменьшилась: в 1948г. она составляла 13%, в

1967г.-9%, а в 1984г.-менее 5%.

Производство пряжи и тканей из искусственного шелка благодаря

наличию развитой химической промышленности находилось в лучшем

положении. Застой проявился и в шерстяной промышленности, работающей в

основном на привозном сырье. В послевоенные годы в городах Нидерландов

стала развиваться швейная промышленность. Особым спросом пользовались

изделия вязально-трикотажной промышленности, однако с 70-х годов

выпуск трикотажной одежды сокращается из-за трудностей сбыта на

внешних рынках.

В 70-х-80-х годах отмечался непрерывный спад производства в

текстильной и швейной промышленности. Сохраняются предприятия по

производству хлопчатобумажных льняных, шерстяных, шелковых, джутовых и

трикотажных тканей.

В размещении текстильной промышленности отмечаются следующие

закономерности. Производство хлопчатобумажных и льгяных тканей в

основном сосредоточено в районе Твенте (на востоке Оверэйссела) с

крупнейшими центрами Энсхеде и Хенгело. Следующий по значению очаг

этих отраслей находится на востоке Северного Брабанта в районе

Эйндховена и Хелмонда.

Шерстяные ткани изготовляются преимущественно в районе Тилбурга.

Центры выпуска шерстяной пряжи – Лейден, Венендал, Энсхеде и Хенгело.

Основные предприятия по производству искусственного шелка размещены в

городах Арнем, Неймеген, Эде и Бреда. Швейная промышленность

сосредоточена в нескольких центрах, крупнейшими являются Амстердам и

Гронинген.

Ж). ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

Целлюлозно-бумажная промышленность хорошо развита в Нидерландах,

хотя из-за ограниченности сырьевой базы ориентируется преимущественно

на импортную древисину. Местное сырье используют только две

целлюлозные фабрики. В 1987 году в стране насчитывалось 36 предприятий

выпускающих целлюлозу, бумагу и картон. Крупный сгусток этих

предприятий расположен в районе Велсена. Общий объем продукции

превышает 2,1 млн.т. Особенно резко увеличивается выпуск газетной,

упаковочной, писчей и печатной бумаги. Значительное количество

целлюлозы, а также бумаги и картона приходится ежегодно ввозить

главным образом из скандинавских стран и Канады. В свою очередь,

Нидерланды экспортируют около половины производимой бумаги и картона в

страны ЕЭС.

З).КОЖЕВЕНО-ОБУВНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

Кожевено-обувная промышленность имеет давние традиции. В прошлом

в Нидерландах было множество небольших мастерских по выделке кож,

сосредоточенных главным образом в центральной части Северного

Брабанта, а также в крупных городах – Амстердаме, Роттердаме, Гааге,

Гронингене. На этой основе сложилась кожевено-обувная промышленность.

90% всех предприятий и всех занятых на них приходится на провинцию

Северный Брабант, особенно треугольник Тилбург-Хертогенбос- Эйдховен.

В качестве сырья используются шкуры крупного рогатого скота, лошадей,

овец, которые большей частью поступают из других стран. Основные

поставщики шкур крупного рогатого скота : Германия, Бельгия,

Люксембург, Франция, США, Аргентина; овечьих шкур – Новая Зеландия,

Великобритания; лошадиных – Германия. Сбыт готовой продукции

осуществляется преимущественно в западноевропейские страны.

И). ПРОИЗВОДСТВО ЦЕМЕНТА И ПРОЧИЕ ОТРАСЛИ.

Производство цемента в Нидерландах за послевоенные годы сильно

возросло в связи с расширением масштабов строительства. Большую часть

всей продукции составляет шлакоцемент. В качестве сырья используются

отходы доменного производства, а в Лимбурге также местные мергели.

Продолжают сохранять свое значение – в основном в Амстердаме –

гранение алмазов и обработка драгоценных камней.

24. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО.

Сельское хозяйство Нидерландов-одно из самых продуктивных в мире

и занимает важное место в экономике страны, хотя его доля а

национальном доходе сократилась с 13% в 1946г. до 4% в 1983г.

Климатические условия страны благоприятно сказываются на

сельскохозяйственном производстве практически на всей территории, к

тому же высокие затраты на обустройство сельскохозяйственных угодий –

в основном на создание польдеров – издревле стимулировали

собственников и арендаторов производить хотя и трудоемкую, но

высокотоварную продукцию. В начале 17-го века площадь польдеров

расширилась и на этих плодородных землях стали внедрять новые культуры

с применением многопольных систем. К тому же времени относится начало

использования торфа в качестве удобрения. Немалых масштабов достигло

возделывание технических культур-льна, гречихи, хмеля, позднее

картофеля и табака.

Наибольшую славу нидерландскому сельскому хозяйству принесло

огородничество. В условиях ограниченности обрабатываемых земель

потребности населения в 18-м-19-м веках удовлетворялись на 10-15% за

счет местных продуктов. Кроме того, основная часть

сельскохозяйственной продукции производилась преимущественно на западе

страны. С развитием капиталистических отношений сельское хозяйство

страны значительно повысило продуктивность. Большие успехи были

достигнуты в области молочного животноводства, огородничества,

садоводства и цветоводства. Окончательный переход от традиционного

интенсивного потребительского сельского хозяйства к интенсивному

высокотоварному совершился в конце 19-го века, когда были освоены

новые массивы сельскохозяйственных земель, возрасло применение

удобрений, созданы первые кооперативы.

Впоследствии развитие земель, и после первой мировой войны

начался отток сельского населения в города в связи с усилившимся

разорением беднейших слоев крестьянства. За последнюю четверть века,

несмотря на плследовательное сокращение числа занятых в сельском

хозяйстве (в 1947г.-532 тыс человек, в 1959г.- 398 тыс. человек, в

1986г.-246 тыс.человек), объем сельскохозяйственной продукции резко

возрос.

По урожаям сельскохозяйственных культур и выходу

животноводческой продукции Нидерландам принадлежат первые места в

мире, однако показатели самообеспечения различны. Несмотря на

наивысшую среди стран ЕЭС урожайность зерновых культур, Нидерланды

сильно зависят от импортного зерна, поскольку внутреннее производство

удовлетворяет только 1/5 часть спроса. Целиком обеспечиваются

потребности в мясо-молочных продуктах, яйцах, картофеле, овощах и даже

сахаре, значительная часть этих продуктов поставляется на экспорт.

Экспортный профиль отрасли определяют также поставки на мировой рынок

цветов и цветочных луковиц. Фактически один фермер в Нидерландах может

прокормить 112 человек ( в Дании-108, в США-79).

А). ЖИВОТНОВОДСТВО.

Животноводство-ведущая отрасль сельского хозяйства, дающая ѕ его

доходов. Оно характеризуется высокими качествами скота, многие породы

которого известны далеко за пределами Нидерландов. В кормовом рационе

скота важную роль играют сено и зеленая трава с лугово-пастбищных

угодий. Кроме того, из получаемого в стране урожая зерновых культур

примерно 85% овса, 65% ржи, 65% ячменя и 5% пшеницы выделяется на корм

сельскохозяйственным животным. Из концентратов большое значение

придается комбинированным кормам, 40-50% которых вырабатывается в

Нидерландах, а остальные импортируются. Основной специализацией

является производство молока и молочных продуктов, а также мяса.

Нидерланды всегда славились высокоудойными коровами. Крупный рогатый

скот представлен тремя основными породами: голландский черно-пестрый,

голландский красно-пестрый и гронингенский. Молочное животноводство

получило особенно на севере и северо-востоке страны. Самая «молочная

промышленность» страны-Фрисландия.

Средние удои молока по стране в 1984 году достигли 5270 кг. при

жирности 4,1%. Эти высокие показатели – результат длительной племенной

работы. В совершенствовании скота большую роль играет искусственное

осеменение. Ежегодно на мировой рынок поставляется около 20 тыс.

племенных животных. В теплое время года крупный рогатый скот пасется

на пастбище, зимой содержится на привязи без вывода и прогулки.

Поголовье крупного рогатого скота с 1950 года по 1987 год выросло с

2,7млн. по 5,1 млн. голов, из них молочных коров – с 1,7 млн. до 2,5

млн. голов. Молочная продукция в Нидерландах потребляется в свежем

виде, остальное перерабатывается и большей частью экспортируется. В

связи с устойчивым спросом и высокими ценами на мясо многие породы, в

частности голландская черно-пестрая, были улучшены в мясном

направлении. Производство говядины (около 450 тыс.т. в год) Базируется

на выработке животных продуктивного стада и откорме молодняка.

С целью ликвидации имеющегося дифицита внедряются более

эффективные формы производства говядины и телятины. В частности,

осуществляется узкая специализация хозяйств на откорме телят. Так как

производство говядины не полностью удовлетворяет потребности

населения.

Свиноводство – вторая по значению отрасль нидерландского

животноводства, развивающееся быстрыми темпами. Поголовье увеличилось

с 6,2 млн. голов в 1972г. до 13,8 млн. голов в 1987г. В стране

разводят только свиней беконной категории. Свиноводство наиболее

развито в Северном Брабанте, Северном Лимбурге, Гелдерланде и

Оверэйсселе. Свежая охлажденная свинина реализуется на внутреннем и

внешнем рынках. В последние годы значительно возрос экспорт живых

свиней.

Птицеводство – одна из крупных высокоразвитых отраслей сельского

хозяйства Нидерландов, имеющая экспортную ориентацию. За последнее

десятилетие производство продуктов этой отрасли сильно возрасло,

расширился их ассортимент и повысилось качество в связи с

благоприятной коньюктурой на внешнем рынке. Поголовье кур в стране

увеличивается: 1972г.-58,3 млн., 1987г.-86,2 млн. Рост происходит за

счет птиц бройлерного направления, составляющих свыше половины всего

поголовья кур.

Товарное производство сконцентрировано в южных и восточных

провинциях, дающих 4/5 всей продукции. Половина всего поголовья птицы

приходится на долю Гелдерланда и Северного Брабанта, где еще

преобладают небольшие многоотраслевые хозяйства.

Производство битой птицы в Нидерландах держится на уровне 400-

470 тыс.т. в год, из них 70% экспортируется. Росту выпуска птичьего

мяса способствуют повышенный спрос и благоприятная коньюктура цен на

внешних рынках. Нидерланды поставляют примерно 10% битой птицы,

потребляемых в странах ЕЭС, а также ближнего востока. По яйценосности-

260 штук в расчете на одну курицу-несушку – нидерландские куры

занимают первое место в мире.

Овцеводство издавна играло заметную роль в сельском хозяйстве

приморских областей Нидерландов. В прошлом разводили два типа овец:

степную длиннохвостую на востоке страны и короткохвостую на севере и

западе. Также сельское хозяйство Нидерландов занимается коневодством.

С ростом масштабов механизации применение лошадей в качестве тяговой

силы сокращается, за исключением тех районов, где возделывание культур

с помощью техники затруднено. Но поголовье лошадей и овец идет на

убыль.

Животноводство дает около 70% всей сельскохозяйственной

продукции. Луга и пастбища занимают 60% сельскохозяйственных земель.

Б). ЛУГОВО-ПАСТБИЩНОЕ ХОЗЯЙСТВО.

Основную кормовую базу нидерландского животноводства составляют

луга и пастбища, занимающие 60% всех сельскохозяйственных земель (в

некоторых провинциях этот показатель еще выше, например во Фрисландии

75%). Строгого разграничения между лугами и пастбищами не существует

поскольку и те и другие используются как для получения сена, так и для

получения пастьбы скота.

Средняя продуктивность естественных лугов 70-8-%, искусственных-

90-100%. Если сбор сена не превышает 60 ц/га., то участок считается

малопродуктивным. Из-за малого количества солнечных дней естественная

сушка сена затруднена.

Из зеленой массы клевера и люцерны приготовляют травяную муку,

используемую как необходимый компонент в комбикормах.

Чтобы уменьшить расходы на заготовку и хранение сена, сроки

выпаса скота растягиваются. За лугово-пастбищными угодьями организован

тщательный уход, особенно хорошо ведется борьба с сорняками. Участки с

сорняками перепахивают и засеивают травосмесями. После выпаса скота

осенью вносят органические удобрения. Минеральные удобрения вносят

ранней весной из расчета по 1,5-2 ц. Азотных и калийных и 2-5ц.

Фосфорных удобрений на 1 га. Как правило, ежегодно половина всех

лугово-пастбищных угодий в хозяйстве получает органические удобрения,

а другая половина-минеральные. Через каждые пять лет проводится

химический анализ почв всех угодий для определения потребностей в

удобрения. На лугово-пастбищное хозяйство приходится только 1/3 общей

стоимости сельскохозяйственной продукции, а 2/3 общей стоимости

приходится на овощеводство и садоводство (включая цветоводство).

В). РАСТЕНИЕВОДСТВО.

Растениеводство в Нидерландах преимущественно специализируется

на овощеводстве и садоводстве, дающих около 60% стоимости продукции

этой отрасли.

В Нидерландах зерновые культуры дают рекордно высокие урожаи:

озимая пшеница – 42-48 ц/га, рожь – 30 ц/га, овес и ячмень – 40-42

ц/га. Хотя страна не обеспечивает себя целиком продовольственным и

кормовым зерном, часть собственного собраного зерна идет на экспорт.

Более 1\3 всей зерновой продукции используется для кормовых целей в

животноводстве.

Основные районы возделывания зерновых, а также технических

культур сосредоточены на юго-западе (Зеландия), северо-востоке

(Гронинген и польдерах Эйселмера), в меньшей степени в восточных и

южных районах. В целом посевные площади под зерновыми культурами за

последние десятилетия последовательно сокращались, особенно это

коснулось ржи и овса. На долю озимой пшеницы приходится 26% всей

пашни, на долю прочих зерновых –12%.

Картофель тоже играет важную роль в обеспечении кормовой базы

животноводства. За послевоенный период площади под этой культурой

неуклонно расширялись и теперь составляют почти 1/3 пахотного клина.

Урожайность повысилась в 1,5 раза по сравнению с довоенным уровнем и в

1984 г. достигла 384 ц/га, что является мировым рекордом. Примерно

треть идет на корм сельскохозяйственным животным.

Сахарная свекла возделывается в Нидерландах с начала 19-го века.

Посевные площади под этой культурой с 1950 по 1983 гг. выросли с 69

тыс. до 130 тыс. га., а сбор корней достиг почти 5 млн.т. По

урожайности сахарной свеклы (567 ц/га) Нидерланды вышли на первое

место в Западной Европе. Посевы этой культуры приурочены к тем же

районам, где возделывают пшеницу. Многие корнеплоды широко применяются

в кормовых рационах молочного скота и свиней.

Среди технических культур, возделываемых в Нидерландах, отметим

лен-долгунец, посевы которого занимают более 20 тыс.га.

Г) ОВОЩЕВОДСТВО И САДОВОДСТВО.

Овощеводство и садоводство – эти две отрасли сельского хозяйства

Нидерландов отличаются высокой доходностью. Еще в 60-х годах они

опередили полеводство по стоимости продукции и теперь следуют

непосредственно за животноводством. Доля занятых в овощеводстве и

садоводстве растет. Ускоренный темп развития этих отраслей

определяется наличием емких рынков сбыта как в самой стране, так и за

ее пределами. Широко развито парниково-тепличное хозяйство, которое

поставляет свежие овощи и фрукты круглый год.

Общая площадь под овощными культурами в 1987 г. составила почти

136 тыс.га. На выращивании этих культур специализируется свыше 20 тыс.

хозяйств, причем теплично-парниковые хозяйства занимают свыше 8900 га.

В мире нет страны, где теплично-парниковое хозяйство занимало бы такую

обширную площадь.

Продукция нидерландского овощеводства отличается высоким

качеством и благодаря этому успешно конкурирует с продукцией

среднеземноморских стран. Овощеводство наиболее распространено в

Северной и Южной Голландии, Северном Брабанде и Лимбурге. Особенно

известен район Вестланд между Гаагой, Роттердамом и Хуи-ван-Холландом,

где сосредоточена 1/3 всех площадей закрытого грунта. В теплицах

выращивают помидоры, огурцы, салат, дыни и др. Половина продукции

приходится на помидоры, огурцы и лук. В последние годы все более

выращивание огурцов переносится в парники.

В Северной Голландии имеется несколько специализированных

овощеводческих районов. Вокруг Амстердама в открытом грунте возводят

салат, шпинат, горох, огурцы, цикорий и др., а в теплицах – помидоры,

огурцы и столовую зелень. В окрестностях города Алкмар большие площади

отводят под ранний картофель и овощи. Такова же овощеводческая

специализация районов западной Фрисландии.

Фруктовые сады общей площадью 28 тыс.га. расположены

повсеместно, но особенно крупные массивы фруктовых садов находятся на

западе Северного Брабанта, на юге Гелдерланда (район Бетюве) и

Лимбурга, меньшие площади – в районе г. Хорн (Сев. Голландия), по реке

Эйссел, на островах Зеландии. Наиболее распространенные плодовые

культуры – яблоня (3/4 всех площадейц), груша, вишня и слива, а из

ягодных культур – земляника, малина, черная и красная смородина. В

парниках и теплицах выращивают виноград, персики, сливы. Значительная

часть застекленной площади занято под клубнику.

Д). ЦВЕТОВОДСТВО.

Уже давно самостоятельной отраслью сельского хозяйства стало

цветоводство. Нынешнюю известность и славу эта маленькая страна навряд

ли сумела бы завоевать, если бы не цветы. Любовь к цветам стала

национальной чертой нидерландцев, их выращиванием они занимаются с 16-

го века уже 400 лет.

Круглогодичное производство цветов на срезну и гортичных

растений стало возможным с конца 19-го века, когда началось сооружение

крупных оранжерей. В современных условиях цветоводство приобрело

большое товарное значение в связи с усилением экспортной ориентации.

80-90% продукции этой отрасли поставляется почти во все страны мира.

Доля Нидерландов в мировом экспорте цветов и рассады держится на

уровне 50-60%.

Цветоводство в значительной мере сконцентрировано на территории

Рандстада, а также в прилегающих районах Зеландии и Северного

Брабанта. Ныне под цветами занято 20 тыс.га. Преобладает цветоводство

в закрытом грунте, на его долю приходится ѕ всей площади, занятой этой

отраслью. Чаще всего выращивают луковицы и клубни тюльпанов,

гиацинтов, нарциссов, анемонов, гладиолусов. Цветком особой

национальной гордости считается тюльпан. Путь его- уроженца Азии – в

Нидерланды был не простым.

На срезну выращивают главным образом розы, хризантемы, гвоздики

и фрезии, а также сирень, тюльпаны, орхидеи, каллы и др. Реализация

продукции осуществляется на 15 аукционах. По масштабам сделок

выделяется аукцион в Алсмере, крупнейшем центре голландского

цветоводства. Здесь ежедневно совершается около 30 тыс. сделок, и на

каждую уходит 10-15 минут. Крупнейший центр декоративного комнатного

цветоводства находится также в Ленте у Неймегена.

Широко распространено разведение древесно-кустарниковых

саженцев, также играющее товарную роль. Общая площадь питомников,

специализирующихся на производстве саженцев, превышает 3 тыс.га.

Специфической отраслью является грибоводство. Общий сбор грибов

превышает 12 тыс.т. Чаще всего грибы выращивают в небольших хозяйствах

в окркстностях городов Вемло и Неймеген, в области Бетюве и в западной

части Северного Брабанта. В Хорсте, на севере Лимбурга находится

опытная станция, специализирующаяся на культуре шампиньонов.

Е). ЗВЕРОВОДСТВО.

Звероводство в Нидерландах начало развиваться в 20-30-х годах.

Первые опыты разведения серебристо-черных лисиц, голубых песцов,

нутрии и енота оказались неудачными. С середины 50-х годов нидерландцы

занялись промышленным разведением норки, давшим хороший эффект. Сейчас

в стране насчитывается около 500 хозяйств по разведению норки.

Ж). РЫБОЛОВСТВО.

Рыболовство издавна приносило стране большой доход. Рыба – один

из главных компонентов пищи голландцев. Это объясняется как нехваткой

и дороговизной мяса, так и религиозными соображениями. В последнее

десятилетие роль этой отрасли утратила свою силу, причиной чему было

сокращение рыбных ресурсов Северного моря.

Среди стран ЕЭС Нидерланды еще удерживают репутацию

значительного экспортера рыбы, хотя по стоимости годового улова они

уступают таким странам, как ФРГ, Италия и Франция.

Основные районы промысла сосредоточены в Северном море. К

настоящему времени рыболовство в проточных водоемах потеряло свое

коммерческое значение из-за загрязнения рек.

Большинство рыболовных судов приписано к порту Эймейден, куда

доставляется значительная часть улова. Другие крупные рыболовецкие

порты – Схевенинген и Флиссинген. В прошлом основная часть улова

приходилась на сельдь. Экспортируемая Нидерландами соленая сельдь

завоевала большое признание и приносила немалые доходы. Сейчас в

Северном море добывается больше всего камбалы и меньше сельди.

Улов рыбы целиком идет на пищевое потребление, и рыба отличается

высоким качеством. Экспорт поглощает большую часть улова и

направляется в основном во Францию, Италию, а также Великобританию и

США. В свою очередь, в Нидерланды ввозится большое количество рыбы и

морепродуктов.

Рыболовство во внутренних акваториях страны носит в основном

чисто любительский характер. Судя по числу зарегестрированных

лицензий, в Нидерландах насчитывается 1,4 млн. рыболовов, т.е.

примерно 10% всего населения.

25. ОГРАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Сельскому хозяйсту Нидерландов присущ высокий уровень развития

капитализма, что проявляется, например, в характере землевладения.

Около 75% сельскохозяйственных земель принадлежит средним и крупным

хозяйствам размером свыше 10 га., которые составляют 45% всех

хозяйств.

За последнее десятилетие происходит непрерывное сокращение числа

крестьянских хозяйств: в 1960 г. в стране насчитывалось 301 тыс.

хозяйств, в 1971 – 185 тыс., а в 1987г. – 136 тыс. Материалы

центрального статистического бюро Нидерландов убедительно

свидетельствуют, что разоряются главным образом мелкие хозяйства.

Одновременно вдвое сократилось число мелких овощеводческих и

садоводческих хозяйств.

Правительство поощряет рост числа крупных хозяйств размером

более 20 га. Пашни или не менее чем с 30 коровами. При таком курсе в

стране должно быть ликвидировано еще несколько тысяч хозяйств. Даже на

недавно осушенных польдерах крестьянам сдают участки площадью в

среднем от 10 до 40 га.

В сельском хозяйстве Нидерландов широко применяется наемный

труд. Примерно 20% занятых в этой отрасли составляют наемные рабочие.

Весьма развиты арендные отношения. В середине 50-х годов на правах

аренды обрабатывалось около половины всей сельскохозяйственной

площади, а в настоящее время около 2/3. Наибольшее число арендованных

хозяйств сосредоточено в западных провинциях.

Основные показатели аграрного сектора

|ПОКАЗАТЕЛИ |1985г. |1990г. |1993г. |1994г. |

|Число фермерских хозяйств, тыс. |136 |125 |120 |116 |

|ед. | | | | |

|Площади сельскохозяйственных |2,0 |2,0 |2,0 |2,0 |

|угодий, млн. га | | | | |

| В том числе: | | | | |

| луга и пастбища, млн. га |1,2 |1,1 |1,1 |1,1 |

| пахотные земли, млн. га |0.7 |0,8 |0,8 |0,8 |

| сады и огороды, млн. га |0,1 |0,1 |0.1 |0,1 |

| земли под паром, тыс. га |5 |6 |11 |14 |

|Животноводство |

|Крупный рогатый скот, тыс. |5,2 |4,9 |4,8 |4,7 |

|Свиньи, тыс. |12,4 |13,9 |15,0 |14,6 |

|Овцы, тыс. |0,8 |1,7 |1,9 |1,8 |

|Козы, тыс. |90 |93 |96 |92 |

|Куры, млн. |12 |61 |57 |64 |

|Производство продукции, тыс. т |

|Молоко |12,5 |11,3 |11,0 |10,9 |

|Масло |0.2 |0,2 |0,1 |0,1 |

|Сыр |0,5 |0,6 |0,6 |0,6 |

|Зерно |1,1 |1,4 |1,4 |1.3 |

|Картофель |4,7 |4,7 |5,1 |4,7 |

|Сахарная свекла |6,3 |8,6 |7,5 |6,1 |

|Объем продаж на аукционах, млн. гульд. |

|Овощи |2,7 |3,2 |3,0 |2,9 |

|Фрукты |0,4 |0,5 |0,5 |0,5 |

|Срезанные цветы |2,5 |3,3 |3,7 |3,9 |

|Многолетние растения |0,8 |1,2 |1,3 |1,4 |

Почти все крестьянские хозяйства входят в кооперативы, во главе

которых стоят крупные землевладельцы. Центральные объединения

кооперативов контролируются крупнейшими банками страны. Нидерландские

кооперативы – это в основном закупочно-сбытовые и кредитные

объединения, располагающие предприятиями по переработке

сельскохозяйственной продукции (молочными, сахарными комбинатами и

заводами, сыроварнями и т.д.).

26). ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ.

В условиях такой густозаселенной страны, как Нидерланды,

сельскому хозяйству приходится конкурировать в области использования

земель с другими отраслями (с промышленностью, транспортом,

торговлей), которые интенсивно используют территорию и отличаются

более высокими показателями дохода и числа занятых на единицу площади.

Растет спрос на землю и в связи с расширением городов.

По данным 1989г. общая площадь сельскохозяйственных земель

составляла 24 млн.га., из них: пашня – 36%, луга и пастбища – 58%,

сады и огороды – 6%. Вне сельскохозяйственного использования остаются

застроенные ареалы, дороги, леса, вересковые пустоши, дюны.

Для сельского хозяйства Нидерландов характерно интенсивное

использование земель и тщательный уход за почвой. Бросовых земель

практически нет. Значительные потери сельскохозяйственных земель

сопряжены с дальнейшей урбанизацией и индустриализацией. В современных

условиях пахотные земли ежегодно сокращаются на 10-13 тыс.га. С 1960

по 1984г. площадь сельскохозяйственных угодий сократилось на 14%. В

составе сельскохозяйственных земель выделяются луга и пастбища, их

развитию способствует плоский, равнинный рельеф, плодородные почвы и

влажный морской климат.

В зависимости от качества земель можно наметить следующую схему

территориальных различий в сельскохозяйственной специализации. На

северо-востоке (Гронинген) и юго-западе (Зеландия), а также во

Флеволанде, где преобладают польдеры с глинистыми почвами, наиболее

велика доля пахотных земель и широко развито земледелие. Обширные

территории на севере и западе страны (Фрисландия и Голландия) с

торфянистыми почвами составляют важнейшие районы животноводства,

опирающегося на богатую кормовую базу естественных пастбищ и

сенокосов. Восточные и южные провинции (Оверэйссел, Гелдерланд,

Лимбург и Северный Брабант) характеризуются преимущественно песчаными

почвами. В этих условиях животноводство сочетается с растениеводством,

причем в составе последнего заметно выделяется садоводство.

Особое место занимают пригородные районы Рандстада с сильно

развитым садоводством, овощеводством и цветоводством.

27). МЕХАНИЗАЦИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ УДОБРЕНИЙ.

Техническая оснащенность Нидерландов очень высока. Все хозяйства

полностью электрофицированы. Эксплуатация и технический уход за

сельскохозяйственными машинами вызывают определенные трудности: в этой

небольшой стране применяются трактора 400 разных марок, плуги 700

марок и т.д.

Наибольшей плотностью сельскохозяйственной техники отличаются

Северная и Южная Голландия, а также Зеландия. Очень велика

оснащенность сельского хозяйства и другими видами техники. В стране

имеются доильные машины, которых в 1980г. насчитывалось 63 тыс. В

настоящее время этими машинами обеспечено ѕ всех хозяйств. Число

картофелеуборочных машин превышает 9 тыс., свеклоуборочных-3,2 тыс.

По применению минеральных удобрений Нидерланды занимают второе

место в мире (после Японии). В стране ежегодно потребляется более

полумиллиона тонн минеральных и 20 млн.т. органических удобрений. На

удобрения расходуется 10% затрат в этой отрасли. Основная масса

удобрений идет на лугово-пастбищное хозяйство (в частности, 70%

азотных удобрений) и гораздо меньше – под пропашные культуры.

Потребление больших количеств удобрений осуществляется под

регулярным агротехническим контролем. В последние годы наметилась

тенденция к применению комбинированных удобрений разнообразного

состава.

28). ТРАНСПОРТ.

Транспорт играет первостепенную роль в хозяйстве Нидерландов.

Густая сеть внутренних водных путей, железных дорог и автомагистралей

позволила расширить хинтерланд морских портов Нидерландов далеко

вглубь материковой Европы. На этой базе сложился выдающийся по своему

значению транспортный узел в дельте Рейна с крупнейшим мировым портом

Роттердамом.

Более 80% внутренних перевозок приходится на автомобильный

транспорт, 17% - на водный и лишь 3% - на железнодорожный. В

международных перевозках лидирующее значение занимает морской флот, на

долю которого приходится 60% перевозимых грузов. Если же добавить еще

грузы, доставляемые речными судами, то доля водного транспорта

превысит 80%. На международные автомобильные перевозки падает меньше

8% транспортных грузов, а на железнодорожные – около 2,5%. В

пассажирских перевозках лидирует автомобильный транспорт.

Пассажироперевозки железнодорожным транспортом увеличиваются, а

морским – уменьшаются.

Объемы перевозок по видам транспорта

|ВИДЫ ТРАНСПОРТА |1985г. |1990г. |1993г. |1994г. |

|Морские перевозки, млн. т |328 |373 |365 |380 |

|Перевозки по внутренним водам, млн. |224 |254 |225 |220 |

|т | | | | |

|Железнодорожные перевозки, млн. т |20 |18 |17 |16 |

|Автодорожные перевозки, млн. т |429 |511 |536 |540 |

|Трубопроводный транспорт, млн. т |35 |41 |47 |47 |

|Авиаперевозки - а/п Схипхол, тыс. т |436 |604 |774 |850 |

|Перевозки пассажиров, млн. чел.: | | | | |

| Железнодорожный |206 |256 |333 |330 |

| авиационный - а/п Схипхол |11,8 |16,6 |20,8 |23,3 |

Несмотря на наличие густой сети наземных и водных путей

сообщения, в Нидерландах имеются немалые возможности для дальнейшего

развития транспортных систем. Стоит задача упрочнения связей дорожной

сети Нидерландов с европейской сетью. Так международная автострада,

соединяющая Амстердам, Гаагу, Роттердам с центральными районами

Европы, в перспективе должна быть доведена до Вены.

А). МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ.

Для Нидерландов, страны с развитыми внешнеэкономическими

связями, значение морского транспорта особенно велико.

По объему морских перевозок страна занимает третье место в

Западной Европе (после Великобритании и Франции). В грузообороте

господствует нефть, уголь, металлы, зерно, удобрения. Среди

экспортируемых отправлений велика доля готовых промышленных изделий,

тогда как импорт складывается главным образом из сырья и

полуфабрикатов для промышленности. Причем около 30% флота составляют

танкеры.

Во время второй мировой войны нидерландскому флоту был нанесен

большой урон, и довоенный уровень был достигнут лишь в первой половине

50-х годов. Общий грузооборот морских портов Нидерландов в 1971г.

составил 273 млн.т., в 1986г. – 250 млн.т. Подавляющая его часть

приходится на порт Роттердам. Доля порта Амстердам составляет около 8%

грузооборота Роттердама. Далее следуют наибольшие порты Флиссенген,

Дордрехт, Делфзейл, Тернезен, Харлинген и Гронинген.

Процесс перемещения портового комплекса Роттердама в сторону

побережья в первую очередь охватил участки осуществления операций с

массовыми грузами. В ходе этого развития Роттердамский портовый

комплекс занял обширную территорию от самого города до берега

Северного моря. Эволюция Амстердамского порта идет в том же

направлении. В деятельности крупнейших портов страны – Роттердама и

Амстердама сложились определенные различия. Роттердам специализируется

на обслуживании перевозок массовых грузов, Амстердам – частичных (

хотя по их физическому объему Роттердам удерживает первое место).

Существенную роль сыграла модернизация Нодзе-канала, обеспечивающего

проход судов вместимостью до 90 тыс.т. в порт Амстердам.

Б). ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ.

Территорию Нидерландов прорезает густая сеть судоходных рек и

каналов. Их общая протяженность оценивается в 4380 км., из них на долю

рек приходится 850 км.

Основу транспортной сети страны составляют внутренние водные

пути с главными артериями Рейн, Маас и Шельда. Среди судоходных

каналов выделяется Нордзе-канал, построенный в 1876г. и связывающий

Амстердам кратчайшим путем с Северным морем. Также можно наметить

определенную иерархию остальных каналов (в скобках указаны даты их

сооружения и протяженность): Амстердам-Рейн (1952г.,72км.); Юлианы

(1935г., 34 км.); Зейд-Бевеланд (1866г., 8 км.); Маас-Ваал (1927г., 13

км.); Шельда-Рейн (1975г., 37 км.) и т.д.

Основная функция внутреннего водного транспорта – перевозка

грузов. Доля его в суммарном объеме внутренних грузоперевозок в 50-х

годах составляла 40%, а в конце 80-х годов снизилась до 20%.

В товарной структуре перевозок по рекам и каналам ведущее место

занимают стройматериалы, нефть, сельскохозяйственные продукты. В

международных перевозках велика доля железной руды, металлов и

металлоизделий, стройматериалов, топлива. Доля нефтеперевозок

снизилась в связи с прокладкой нефтепроводов и зазопроводов.

В). АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ.

Автомобильный транспорт осуществляет в основном внутренние

перевозки, успешно конкурируя с железными дорогами. При сооружении

автомобильных дорог приходилось преодолевать немалые трудности в

условиях высокой плотности населения и ограниченности подходящей

территории. Определенные затруднения возникали и в связи с

неблагоприятными гидрогеологическими условиями территорий,

расположенных ниже уровня моря.

Общая протяженность автомобильных дорог в 1966г. составляла

около 100 тыс.км., включая городские дороги; без них сеть

автомобильных дорог с твердым покрытием насчитывала 47 тыс.км. За

последние годы в связи с возрастающей урбанизацией автомобильный

транспорт стал одним из необходимых условий общественного развития. В

1987г. число автомобилей достигло 4,6 млн. Средний годовой темп

прироста автопарка оценивается в 3%. В городах автомобили вытеснили

велосипеды, которые еще недавно составляли основной фон транспортных

потоков.

Автомобильный транспорт завоевал господствующие позиции во

внутренних перевозках, значительно оттеснил железнодорожный.

Перевозочная работа грузового автотранспорта в 3,3 раза больше по

сравнению с железнодорожными дорогами. На долю автотранспорта

приходится ѕ всего объема внутренних перевозок, и даже во внешних

перевозках его участие на 1/3 выше по сравнению с железнодорожным

транспортом.

Г). ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ.

Строительство железных дорог в Нидерландах началось во второй

половине 19-го века и интенсивно развивалось вплоть до конца 20-х

годов нынешнего столетия. Затем часть линий была разобрана, а

некоторые закрылись для пассажирского движения. Большой ущерб железным

дорогам был нанесен во время второй мировой войны, в 1945 году в

экплуатации находилось всего 1100 км. Железнодорожных линий, так как

многие мосты были разрушены. В 1985 году длина железнодорожных линий

составляла 2,5 тыс.км. против 3,7 тыс.км. в 1939 году. По густоте

железных дорог Нидерланды значительно отстают от Бельгии, но намного

опережают Францию, Италию, Данию.

Железные дороги (за очень большим исключением) принадлежат

государству. Основу железнодорожной сети Нидерландов составляют линии,

связывающие между собой центры провинций и крупнейшие города. В

последние годы в стране было построено несколько железнодорожных

линий, в том числе соединяющая Гаагу и Лейден с Амстердамом через

аэропорт Схинхол и связывающая Амстердам с Алмере и Лелистадом.

Началось сооружение кольцевой железной дороги вокруг Амстердама.

В 1986г. министры стран ЕЭС утвердили проект создания

сверхскоростных железнодорожных линий, связывающих Париж, Брюссель,

Амстердам и Кельн.В условиях густой гидрографической сети в

Нидерландах сооружено около 1200 железнодорожных мостов, среди них 20

наиболее крупных через реки Рейн, Лек, Ваал, Эйссел и др. Около 25%

вагонного парка представлено холодильниками, саморазгружающимися и

другими специализированными вагонами.

Электрофикация железных дорог приобрела широкие масштабы в

последние десятилетия. К настоящему времени все основные пассажирские

линии, соединяющие важнейшие центры, а также часть грузовых линий

переведены на электрическую тягу, прочие обслуживаются дизельной

тягой. Из общей протяженности линий примерно в 2,5 тыс.км.

электрофицированные участки составляют приблизительно 1,5 тыс.км.

Использование паровозов прекратилось в 1958 году. Многие железные

дороги Нидерландов несут значительные убытки из-за снижения деловой

активности в торговле и промышленности, обострения конкуренции между

различными видами транспорта и, как следствие этого, повышение

тарифов.

Помимо железных дорог в Нидерландах функционирует развитая сеть

междугородних трамвайных сообщений. Протяженность ее составляет около

3 тыс км. Эти линии, обслуживаемые скоростными составами, имеют важное

значение для местного населения и туризма.

Д). ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ.

Авиационное сообщение Нидерландов – и внутреннее международное –

почти полностью монополизировано государственной компанией КЛМ,

входящей в семерку ведущих авиакомпаний мира. Совершаются регулярные

полеты в 110 городов 70 стран мира.

Главный международный аэропорт Схинхол находится в 10 км. К юго-

западу от Амстердама на месте осушенного озера Харлемиер. Это

единственный в мире аэропорт, расположенный на 3,5 м. Ниже уровня

океана. На Схинхол приходится львиная доля пассаро-игрузооборота

воздушного транспорта Нидерландов. Надо отметить, что Схинхол имеет

исключительно важное транзитное значение: около трети всех

зарегистрированных пассажиров используют его только для пересадки. Для

грузов этот показатель достигает 2/3, что, однако, далеко не всегда

означает обслуживание непосредственно воздушным транспортом. Свыше

половины грузов, приходящих через Схинхол, перегружаются на

автотранспорт и доставляются по автодорогам Европы.

На втором месте стоит аэропорт Зитинховен близ Роттердама.

Правда Зитинховен имеет прямое сообщение только с Лондоном, Парижем,

Гамбургом и Бременом и в большей части предназначен для внутренних

линий. Прочие гражданские аэропорты (Элде, Хилверсюм, Бен, Тексел,

Амеланд, Хогевен и др.) имеют местное значение.

29). ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ.

Нидерланды еще в средние века установили торговые связи со

многими странами Европы. Расцвет внешней торговли приходился на 17-й

век, когда флот этой страны господствовал в мире. Внешняя торговля

оказала большое воздействие на промышленное развитие страны и

становление единого национального рынка. В течение длительного периода

Нидерланды эксплуатировали богатства своих обширных колоний. Утрата

рынков в Индонезии и быстрое развитие новых отраслей промышленности в

самих Нидерландах вызвали изменения в географии внешней торговли.

Основные показатели экономики Нидерландов

% прироста/снижения по сравнению с уровнем предыдущего года

|ПОКАЗАТЕЛИ |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |

| |г. |г. |г. |г. |г. |

|Реальный валовой внутренний |3,9 |2,2 |1,5 |0,3 |2,0 |

|продукт | | | | | |

|Объем промышленного |2,4 |1,3 |0,2 |0,1 |1,25 |

|производства (без | | | | | |

|строительства) | | | | | |

|Объем промышленных инвестиций |6,6 |3,2 |1,0 |-5,5 |-2,5 |

|(без строительства) | | | | | |

|Объем экспорта товаров и услуг|5,5 |4.6 |2,5 |-0,1 |3,75 |

|Объем импорта товаров и услуг |4,9 |3,7 |1,75 |-1,2 |2,5 |

|Дефицит государственного |-4,8 |-3,8 |-4,0 |-1,5 |-0,5 |

|бюджета, % от ВНП | | | | | |

|Объем частного потребления |4,1 |3,3 |1,6 |0,9 |1,5 |

|Уровень цен семейного |2,5 |3,9 |3,7 |2,8 |2,75 |

|потребления | | | | | |

На Нидерланды приходится свыше 4% мирового внешнеторгового

оборота. Доля экспорта в национальном доходе достигает 60%, а по

размерам внешнеторгового оборота на душу населения Нидерланды стоят на

одном из первых мест в мире. В товарной структуре внешнеторгового

оборота преобладает промышленная продукция ( в 1986г. – 4/5 всей

стоимости экспорта). Экспортируется свыше 1/3 промышленной продукции,

причем по стоимости наибольший удельный вес имеет продукция

машиностроения (20%) и химической промышленности (17%). Почти 15%

экспорта приходится на дорлю минерального топлива, в основном газа,

18% - на долю разнообразных пищевых продуктов, молочного скота и живых

свиней.

В импорте резко выделяются машины и оборудование (28%), нефть и

уголь (12%). Значителен удельный вес готовых изделий (17%), руд и

других видов сырья. Доходы от иностранного туризма мало способствуют

улучшению внешнеторгового баланса.

Участие Нидерландов в ЕЭС имело глубокие последствия для внешней

торговли. Доля стран ЕЭС в нидерландском экспорте в 1970 г. составляла

62%. В 1987г.-75%. Доля этих стран в нидерландском тмпорте колеблется

в пределах 55-65%. Крупнейший внешнеторговый партнер – Германия, доля

которой в экспорте составляет более 30%, а в импорте 22% от общего

объема. Прочие позиции во внешнеторговом обороте Нидерландов занимает

Бельгия (вместе с Люксембургом). Среди других стран выделяются США (3%

экспорта и 9% импорта). Доля социалистических стран не превышает 2%

экспорта и 6% импорта. Из этой группы стран наиболее крупный партнер

–СНГ.

В последние годы возрасла заинтересованность деловых кругов

Нидерландов в усилениии экономических контактов с СНГ и другими

западными и восточными странами, Денежная единица Голландии – гульден.

По отношению к российскому рублю 1 голландский гульден – 2898 руб. (25

октября 1995г.)

30. АМСТЕРДАМ-СТОЛИЦА НИДЕРЛАНДОВ.

Амстердам, столица Нидерландов, находится на болотистой низине в

устье реки Амстел, где сходится несколько железных и автомобильных

дорог, рек и каналов. Город возник в 13-м веке на месте рыбацкого

поселка и пережил период расцвета в позднем средневековье. Около 40%

зданий в средневековых кварталах представляют собой историко-

архитектурные памятники.

В 1958 году население Амстердама составляло около 872 тыс.

человек, в 1987г.-680 тыс. (в пределах всей агломерации 930 тыс.).

Амстердам – это деловой, финансовый и культурный центр Нидерландов,

где находится фондовая биржа, правления крупнейших банков и компаний,

театры и редакции, крупнейшие газеты, музеи и выставочные залы,

Амстердам – единственная в мире столица, не являющаяся резиденцией

правительства, местом пребывания которой служит Гаага. Амстердам –

город-труженик с давними традициями рабочего движения, город,

являющийся центром антивоенных выступлений.

В Амстердаме находится второй по величине морской порт (после

Роттердама). В Амстердаме действует метро, строительство которого было

сопряжено с огромнейшими трудностями из-за неустойчивого грунта. Общая

протяженность метро соствавляет 18,5 км. Промышленная структура

Амстердама отличается многогранностью: здесь располдожены предприятия

почти всех отраслей. Выделяется машиностроение и металлообработка

(включая судостроение, электронику и электротехнику), химическая

промышленность, полиграфическая и др. Из старых традиционных отраслей

развиты пищевая, швейная, ювелирная.

Амстердам – важнейший культурный центр Нидерландов. В нем два

университета – муниципальный, основанный в 1632 году, и протестанский,

основанный в 1881 году. Город славится концертными залами и музеями.

Особенно много сохранилось исторических памятников.

Несмотря на кажущуюся тесноту и скученность, в Амстердаме много

просторных площадей и улиц. Центральная, главная площадь города

называется Дам. Именно отсюда, собственно и начинался город. На

площади находится, как утверждают голландцы, восьмое чудо света –

королевский дворец, который покоится на необычном фундаменте, а на

сваях – по сохранившимся сведениям, их 13659 штук. Напротив дворца

расположен Национальный монумент в память о событиях второй мировой

войны.

Амстердам отличается обилием церквей, среди них выделяются три –

Южная, Северная и Западная. В Западной – Вестернен, построенной в

1619г. достигающей высоты 85 м., покоится прах великого Рембранта.

Южная интересна тем, что это первая церковь, официально открытая для

протестантов. Амстердам – ядро крупной урбанизированной территрии.

31). ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключении нашего знакомства с Нидерландами остановимся на той

роли, которую играет эта страна в жизни мирового сообщества.

Еще недавно считалось, что Нидерланды держат курс на создание

энерго- и материалоемких отраслей промышленности, однако это

направление оказалось малоперспективным. Сейчас Нидерланды показывают

миру пример создания так называемого постиндустриального общества,

опирающегося на развитие трудоемких и наукоемких отраслей, которые

ориентируются на выпуск высококачественной продукции. В экономике

Нидерландов лидируют пищевая промышленность, отрасли машиностроения и

химии и электроника. Растет значение этой страны, как крупного

международного узла. В настоящее время портово-промышленные комплексы

Роттердама и Амстердама фактически обслуживают территорию Западной

Европы с населением свыше 200 млн. человек.

Заслуженную славу Нидерландам принесли достижения их сельского

хозяйства, сумевшего обеспечить снабжение продовольствием и сырьем в

условиях ограниченной территории.

Одна из самых острых проблем в стране – установление надежного

контроля за состоянием окружающей среды. Нидерланды принимают самое

активное участие в компаниях по предотвращению и ликвидации

загрязнения атмосферы, морей, рек, болот и других компонентов

природной среды.

Гуманность нидерландского общества проявляется даже по отношению

к правонарушителям. В этой стране в качестве эксперимента установлены

самые непродолжительные в мире сроки заключения за содеяные

преступления; отсутствует строгий надзор за лицами, приговоренными к

принудительным работам; многие осужденные отбывают сроки наказания

условно.

Правительство Нидерландов выделяет немалые субсидии творческой

интеллигенции – художникам, музыкантам, писателям.

Почти две тысячи лет назад один из самых просвещенных римлян

своего времени Плиний Старший, автор « Естественной истории в 37

томах», прибыв в места, где ныне расположены Нидерланды, воскликнул:

«Разве можно здесь жить?!». Оказалось, можно. Человек способен

преодолеть, как показывает история, самые невероятные трудности и

препятствия, подчиняя гигантские силы природы и заставляя их служить

себе. В схватке с природой голландцы вышли победителями, и

неудивительно, что на протяжении всей истории, наполненной многими

драмматическими событиями, они сумели сохранить свою самобытность,

традиции и обычаи.

Сегодняшние Нидерланды – страна контрастов. Главное в том, что

огромное бремя военных расходов начинает тяготить страну, вопросы

войны и мира занимают умы все большего числа людей. Сторонники мира,

которых с каждым днем становится все больше, требуют от парламента и

правительства страны положить конец движению в форваторе агрессивной

политики Североатлантического блока.

Страницы: 1, 2


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.