РУБРИКИ

Глобальные проблемы человечества

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Глобальные проблемы человечества

воды. Бесконечные ряды палаток из рваной мешковины. Повсюду скелеты коз,

коров, верблюдов, павших от голода. Его жертвами стали и тысячи суданцев”.

Массовый голод в Африке в 80-е годы обострил проблему беженцев,

которые огромными толпами передвигались (точнее — блуждали) по иссушенной

солнцем земле в поисках пищи и воды. Дома же часто бросались (на верную

гибель) престарелые родители, которые были не в силах преодолеть пустыню

пешком. Что это так, говорит хотя бы тот факт, что в пути от недоедания,

жажды, различных желудочных заболеваний гибли даже молодые. По утверждению

очевидцев, некоторые отчаявшиеся женщины в Судане умоляли спасти детей,

предлагая их в обмен на мешок дурры. Вот оно настоящее человеческое горе!

Конечно, сегодня продовольственная ситуация здесь чуть-чуть улучшилась.

В последние годы продовольственная обстановка в странах СНГ заметно

ухудшилась, что свидетельствует о глубоком кризисе, происходящем в сельском

хозяйстве. Правда, вспышек голода пока нет, но неполноценное питание,

дефицит важнейших питательных элементов в рационе характерны для населения

многих регионов бывшего Союза.

В чем кроются причины глубокого продовольственного кризиса в

развивающемся мире? Может быть, в неблагоприятном стечении климатических

факторов? В какой-то мере, да! Скажем, небывалая в новейшей истории по

длительности и географическому охвату сахельская засуха 70—80-х годов в

Африке поставила расположенные здесь страны на грань катастрофы. Резкое

снижение до минимума осадков в течение многих лет, высыхание многих

водотоков и колодцев, беспрецедентное обмеление главных речных артерий

Западной Африки — Нигера, Сенегала, Шари — все это обострило губительный

эффект засухи и сделало приход голода неизбежным.

Однако ученые утверждают, что сахельская трагедия — результат и

человеческого вмешательства в протекающие в природе процессы. Еще задолго

до того, как разразилась эта трагедия, сахельские страны уже вступили в

зловещую полосу экологического кризиса, обусловленного в большей степени

социально-экономическими факторами. Особенно важную роль сыграли сведение

на обширных территориях скудной древесной растительности с целью заготовки

дров, а также перевыпас скота.

Видимо, главные причины голода и недоедания в Африке и других регионах

мира следует искать все-таки в социально-экономической сфере, в том

состоянии экономики и том техническом уровне вооруженности сельского

хозяйства, которые сложились к настоящему времени в слаборазвитых странах.

Традиционное сельское хозяйство голодающих регионов отличается

косностью и консерватизмом, которые способствуют закреплению свойственной

ему низкой производительности труда. (Существует точка зрения, согласно

которой производительность труда в сельском хозяйстве многих развивающихся

стран сегодня такая же или даже ниже, чем в античной Греции или Риме.) Не

склонные к экспериментам и риску крестьяне медленно и неохотно реагируют на

технические и агрономические нововведения. В условиях же стремительного

роста численности населения это существенно обостряет продовольственную

обстановку.

Остановимся на этом несколько подробнее. Само по себе быстрое

увеличение численности населения, разумеется, автоматически не ведет к

голоду. Ситуация приобретает драматический характер лишь в том случае, если

демографический прирост опережает рост производства продовольствия. К

сожалению, подобная картина имеет место во многих слаборазвитых странах.

Возьмем Индию. Здесь в 60—70-е годы население ежегодно возрастало в

среднем на 2,3%. И хотя впоследствии — в 80-е и начале 90-х годов — темпы

прироста несколько спали (1,7%), производство продовольствия в расчете на

душу населения просто не успевало за демографическими показателями.

Несмотря на очевидные успехи в интенсификации своего сельского хозяйства,

прокормить растущее 800-миллионное население Индии нелегко.

Еще острее ситуация в соседней Бангладеш, где среднегодовой темп

прироста населения стабильно превышает 2%, а возможности увеличения

производства продовольствия заметно скромнее, чем в Индии. К тому же над

этой страной практически постоянно висит дамоклов меч катастрофических

наводнений, которые часто усугубляют и без того бедственное положение.

Не сулит радужных перспектив улучшение продовольственного снабжения

жителей некоторых других азиатских стран — Индонезии, Пакистана и т. д.,

где население растет как на дрожжах и где положение осложняется ускоренной

урбанизацией. И уже совсем проблематичны возможности искоренения голода в

Африке, где не рубеже 80—90-х годов в 15 странах темпы прироста

населения превышали 3%. Высоки также темпы прироста в ряде стран Латинской

Америки, в частности — Карибского бассейна.

Все это свидетельствует о том, что решение продовольственной проблемы

в развивающемся мире должно быть тесно увязано с проведением активной

демографической политики, направленной на ограничение рождаемости.

Большие надежды на преодоление голода в “третьем мире” по-прежнему

связываются с так называемой “зеленой революцией”, впервые проявившейся еще

в 60-е годы. Вначале под ней понимали главным образом практическое

внедрение качественно новых, “карликовых” сортов зерновых, которые в

отличие от традиционных сортов могут приносить в условиях тропиков и

субтропиков высокие урожаи. Однако впоследствии термин “зеленая революция”

стали трактовать гораздо более широко, охватывая им весь комплекс

агротехнических мероприятий по модернизации традиционного земледелия.

6. Проблема отсталости

Отсталость, бедность, нищета, убогость...

Эти хорошо знакомые вам слова, как известно, не содержат строгих

экономических параметров. Наверное, это не только скудная еда, плохая

одежда и ветхое жилище. Это, видимо, еще и состояние души. Люди, годами

испытывающие материальные лишения, привыкают думать только об

удовлетворении элементарных потребностей: о хлебе насущном и дешевой

одежде. Им неведомы предметы роскоши, они не ходят в рестораны, не получают

туристических путевок и ограничивают свою вселенную радиусом в несколько

километров от своего дома, а в лучшем случае — экраном телевизора. Нищие

люди не собирают домашних библиотек, а предпочитают вместо ценной книги

купить килограмм мяса, вместо билета на дорогостоящий концерт — лекарство.

Бедность страшна как бы обреченностью души, отсутствием интереса к жизни.

Известно, что сытый и богатый часто не разумеет голодного и бедного.

Некоторые из нас еще недавно наивно думали, что бедность — это

обязательная сторона жизни тех «несчастных» собратьев по человечеству, что

волею злой судьбы родились за пределами нашей прекрасной Родины. Но это не

так. Мы слишком много сил и энергии отдали разоблачению зарубежной

бедности, не замечая своей собственной. А она, увы, достигла немалых

масштабов.

Речь идет прежде всего об одиноких пенсионерах, членах многодетных

семей, инвалидах (особенно с детства, по причине травмы или заболевания),

не имеющих дополнительных доходов или щедрых родственников. Имеются в виду

также все те (миллионы людей), чьи доходы ниже прожиточного уровня.

Конечно, этот уровень колеблется по республикам и регионам и методик его

исчисления существует несколько. Однако если сравнить уровень жизни в нашей

стране с таковым в развитых странах, то приходится с горечью

констатировать, что бедняков у нас, к сожалению, больше. И от этого факта

никуда не денешься. Просто наша нищета была до последнего времени как бы

скрыта от посторонних глаз, чему способствовали средства массовой

информации и отсутствие обнародованной статистики. Виновник нашей, конечно,

относительной бедности — авторитарно-бюрократическая система, которая до

последнего времени мало способствовала росту благосостояния народов Страны

Советов.

И все же было бы грубой ошибкой преувеличивать масштабы нашей

бедности. В этой связи приведем слова одного видного японского деятеля

культуры, который так выразился по поводу нашего комплекса

«неполноценности»: «Что это у вас все так сильно кричат—кризис, кризис,

катастрофа. Раньше вы считали, что живете в самой лучшей стране, теперь,

что в самой худшей. У нас после войны было во много раз хуже — все

разрушено, правительства нет, ресурсов нет. Но мы не впадали в панику, а

начали работать и за 40 лет создали новую цивилизацию».

Действительно, паника в связи с постигшими нашу страну социально-

экономическими трудностями может иметь самые разрушительные последствия.

Кстати, никто на Западе, даже из людей не очень симпатизирующих нашей

стране, не склонен относить ее к числу отсталых. Конечно, полки наших

магазинов не изобилуют отличными товарами, ребята еще мало играют в

компьютеры, наши автомобили мчатся не по очень добротным дорогам, наши

граждане не сидят под тентами и не пьют апельсиновый сок... Увы, все это

так. Однако, увлеченные «самокритикой», некоторые наши публицисты не хотят

видеть, что между бывшим СССР и наименее развитыми странами была все-таки

дистанция немалого размера.

Существует более или менее общепризнанная шкала отсталости,

охватывающая в первую очередь такие показатели, как ежегодный национальный

продукт на душу населения, доля в нем продукции обрабатывающей

промышленности, коэффициент грамотности населения в возрасте старше 15 лет

и др.

Сегодня наиболее высокий уровень концентрации массовой бедности и

нищеты — в Тропической Африке. Здесь сосредоточено ^/з наименее развитых

государств мира (Буркина Фасо, Нигер, Мали, Судан, Чад, ЦАР, Эфиопия и

др.), в которых национальный продукт на душу населения — около 200 долларов

в год, доля обрабатывающей промышленности в национальном доходе —до 10%,

коэффициент грамотности населения в возрасте старше 15 лет — до 20%. В

одном ряду с этими странами стоят некоторые азиатские страны (Афганистан,

Бангладеш и др.) и отдельные страны Океании.

Разумеется, упомянутые показатели не исчерпывают понятие «отсталость».

Так, нынешняя бедность многих стран тесно связана с демографическими

факторами. Исключительно высокие темпы ежегодного прироста населения в

большинстве стран (удвоение населения на протяжении 20—25 лет) «съедают»

значительную часть достижений молодых государств. Об отсталости можно

судить также и по уровню развития сферы обслуживания, и по характеру

пищевого рациона жителей, и по степени развития транспорта и т. д.

Как вы помните, одним из наиболее часто используемых критериев при

определении слаборазвитой страны является коэффициент грамотности населения

в возрасте старше 15 лет. Если такой коэффициент менее 20%, то считается,

что страна принадлежит к наименее развитым. (Нам, привыкшим в последние

годы много слышать о нашей бедности, как-то уже в голову не приходит мысль

о том, что по доли грамотного населения мы все-таки мало кому уступаем в

мире. Об этом факте отечественным пессимистам не следует забывать.)

По данным ЮНЕСКО, на планете более 100 млн детей в возрасте от 6 до II

лет не посещает школу. Самое ужасное состоит в том, что эта цифра год от

года растет и к 2000 году число детей, не охваченных школой, может

составить уже 200 млн человек.

Еще хуже обстоит дело со взрослым населением. Каждый четвертый житель

планеты неграмотный. Правда, наблюдаются большие контрасты в распределении

неграмотных по странам и континентам. Печальный список рекордсменов

возглавляет Азия, в которой проживает более 600 млн неграмотных (при этом

«первенство» держит Индия). На африканском континенте численность

неграмотных меньше (около 170 млн), но не следует забывать, что он менее

населенный, чем азиатский. Общая же численность неграмотных в мире (в

возрасте старше 15 лет), по данным ЮНЕСКО, составляет около 1 млрд человек.

Любопытно, что число неграмотных женщин в мире заметно превышает число

неграмотных мужчин (на целых 200 млн). Особенно четко эта диспропорция

проявляется в странах с преобладанием сельского населения: в Йемене —95%

женщин неграмотны, в Непале —92%, в Египте — 87% и т.д. Нетрудно

догадаться, что подобная ситуация связана с зависимым положением женщин во

многих развивающихся странах (прежде всего мусульманских), с вековым

мнением, что роль женщины ограничена домашним очагом и что грамота женщине

вовсе не обязательна. До последнего времени в таких странах, как Оман,

Саудовская Аравия, ОАЭ, светское образование отсутствовало вовсе, а в

религиозных школах обучались лишь мальчики — девочки туда не допускались.

Вообще отставание многих мусульманских стран в развитии образования

объясняется в значительной степени влиянием именно ислама. Напротив,

относительно высокие показатели, характеризующие уровень образования в

государствах Латинской Америки, Карибского бассейна, Юго-Восточной и

Восточной Азии, несомненно объясняются влиянием буддийской, синтоистской и

христианской культурной традиции.

С начала 70-х годов многие слаборазвитые страны приступили к

осуществлению реформ, направленных на ликвидацию неграмотности. Большое

место в них занимает развитие начальной школы в сельской местности,

поскольку подавляющая часть населения в этих странах — деревенские жители.

Строятся новые школы, улучшаются транспортные условия доставки детей в

школу, создаются школы-интернаты и передвижные школы для детей кочевников.

Однако ситуация остается очень сложной. Подавляющее большинство

обучающихся читать и писать — грамотные в первом поколении. Классы, как

правило, сильно переполнены. На скорую руку подготовленные учителя часто

немногим более образованны, чем те, кого они обучают. (Один из авторов этой

книги долго работал в системе просвещения Афганистана и убедился в этом

лично.)

Бичом школьной системы здесь являются второгодничество и отсев,

достигающий 50%. Дети косяком покидают школу, не успев усвоить азы грамоты,

а иногда теряя грамотность через несколько лет.

В условиях ужасающей бедности в десятках стран мира сумма, расходуемая

на одного школьника, не только не растет, но уменьшается. По имеющимся

сведениям, в наименее развитых странах Африки и [ Южной Азии на эти цели

отводится не более 2 долларов (!?) в год против 6 тыс. в промышленно

развитых государствах. Вот вам наглядная иллюстрация бедственного положения

развивающихся стран, которые, как правило, понимают весь трагизм

происходящего, но, увы, ничего сделать не могут.

К сказанному следует добавить, что в настоящее время на нашей планете

на каждого солдата ежегодно расходуется до 20 тыс. долларов и всего лишь

350 долларов на обучение одного ребенка.

7. Проблема мирового океана

Мировой океан — колыбель всего живого на Земле. Полужидкие коллоидные

многомолекулярные вещества, послужившие исходным “строительным материалом”

зарождающейся органической жизни на планете, могли возникнуть, как теперь

установлено, только в водах первичного Океана. Морская вода содержит в

своем составе исключительно все, что было необходимо для обеспечения обмена

веществ в первичных формах живого, их самовоспроизведения и эволюции. Мало

того, океанская среда при этом “трогательно защищала” зарождающуюся жизнь

от губительного воздействия ультрафиолетовой радиации. Ведь воздушная

оболочка нашей планеты состояла тогда в основном из двуокиси углерода,

метана и аммиака, а кислорода в ней почти не было. Значит, не было и

“озонового экрана”, спасающего сегодня землян от космических

ультрафиолетовых лучей.

За истекшие с тех пор миллиарды лет земная жизнь благодаря

непрестанному ее развитию не только проникла на сушу, но и достигла

высочайшего совершенства. Но не стоит, пожалуй, забывать о том, что своим

бурным расцветом, равно как и самим существованием, все живое на планете от

простейших одноклеточных существ до столь высокоорганизованной формы, какой

является человек, обязано Мировому океану.

В этой связи сегодня несколько странно сознавать, что через Мировой

океан все еще проходит один из главных рубежей Ойкумены, что морские

акватории изучены значительно хуже, чем материки. Вероятно, не будет

преувеличением сказать, что человек проник дальше в космическое

пространство, чем в глубины Океана. Во многих отношениях они, в отличие,

например, от обратной стороны Луны, все еще остаются “тайной о семи

печатях”. Скудные знания о Мировом океане существенно пополнились лишь в

последние 30—40 лет в связи с быстрым ростом технических достижений. А ведь

океанские воды покрывают ни много ни мало три четверти (точнее, 71%) Земли.

И все же с древних времен человек не слепо поклонялся морю, а старался

как можно глубже проникнуть в его тайны. Финикияне, египтяне, греки,

китайцы, другие народы, проживающие на побережье, имели доста- точно

полные представления не только о близлежащих, но и весьма отдаленных

акваториях, островах и архипелагах. Накопление буквально по крупицам

подобного рода сведений о море создало предпосылки для вели- ких

географических открытий, которые связываются с такими блистательными

именами, как Васко да Гама, Колумб, Веспуччи, Магеллан.

Параллельно “экстенсивному” собиранию сведений о новых заморских

территориях расширялись познания человека о структуре Океана, о его

подводном царстве. В 1664 году немецкий ученый А. Кирхер составил первую

карту морских течений, основанную на результатах наблюдений многочисленных

мореплавателей. Чтобы представить себе всю важность появления такой карты,

надо вспомнить уровень технического оснащения морского флота того времени,

полагавшегося исключительно на парус и морские течения. В конце XVIII века

англичанин Б. Франклин составил первую подробную карту Гольфстрима, попутно

обосновав при этом главную причину образования морских течений. Заметную

лепту в накопление знаний об Океане внесли И. Ньютон, Д. Бернулли, П. С.

Лаплас и другие ученые, разработавшие, в частности, теории морских приливов

и волн. Особо хотелось бы отметить вклад русских ученых Э. Ленца и

Е. Паррота, изобретших барометр и глубиномер, с помощью которых можно

было измерить гидростатическое давление и глубину.

Вообще значение русских научных экспедиций для развития мировой шуки

об Океане колоссально. При этом речь ни в коем случае не идет ” так

называемом квасном патриотизме, о стремлении во что бы то ни "гало

выпятить, преувеличить истинную роль своих соотечественников. Знаменитые

русские мореплаватели — первооткрыватели Беринг, Лисянский, Коцебу,

Беллинсгаузен, Лазарев, Литке и другие, кроме “классических” географических

исследований, проводили в открытом Океане также широкие гидрологические,

биологические, климатические и иные изыскания.

Поистине выдающимся оказалось путешествие адмирала Макарова в

1886—1889 годах на корабле “Витязь”, во время которого был проведен широкий

комплекс пионерных океанографических исследований. Своеобразным признанием

научных заслуг этой экспедиции явилось занесение названия “Витязь” в числе

десяти наиболее прославившихся океанологических кораблей на фронтон

Океанографического института в Монако. Кстати говоря, этот корабль — один

из целой “династии” “Витязей”, на первом из которых к берегам Новой Гвинеи

плавал сам Миклухо-Маклай. Сейчас же Мировой океан бороздит уже четвертое

по счету научно-исследовательское судно, носящее это легендарное название.

В Советском Союзе океанографические исследования развернулись сразу же

после создания в 1921 году Плавучего морского института и введения в строй

научно-исследовательского судна “Персей”. Далеко не все знают, что первенец

советской океанологии был обыкновенной деревянной шхуной, переоборудованной

в научную лабораторию и совершившей более 80 рейсов в северных морях.

Прошло немало лет, прежде чем на смену “Персею” пришли современные суда,

оснащенные электронной аппаратурой, надежными средствами

телекоммуникационной связи. Среди них “Академик Мстислав Келдыш”, “Академик

Курчатов”, “Академик Вернадский”, “Сергей Вавилов” и др.

В послевоенные годы началась эпоха настоящих “великих океанологических

открытий”. Советскими учеными была, в частности, обнаружена жизнь на

максимальных глубинах (где, оказывается, обитают особые организмы —

погонофоры), были открыты громадные подводные хребты, которые, как

установил известный советский механик и математик академик М. А.

Лаврентьев, являются своеобразными волноводами, вдоль которых на большие

расстояния распространяются зловещие цунами. Выдающиеся открытия были

сделаны и зарубежными учеными. Была создана стройная концепция движения

крупных литосферных плит, проливающая свет на механизм движения материков.

Оказалось, что плиты как бы плавают на более мягком слое, лежащем на

глубине около 100 км. Этому открытию предшествовало глубинное бурение дна

Океана, произведенное на американском судне “Гломар Челленджер” (кстати, с

участием советских специалистов). Сенсация бурения состояла в том, что

пройденные буром породы на глубину почти 2 км оказались слишком молодыми в

геологическом отношении, тогда как время жизни Океана — целых 3 млрд лет.

Перед участниками экспедиции возник естественный вопрос: куда же исчезли

более ранние отложения? Мнение ученых было единодушным: они были

деформированы и погребены расплавленным веществом, просачивающимся из недр

Земли в местах расположения гигантских океанических хребтов.

Было немало и других сенсационных открытий. Сошлемся в этой связи на

один пример. Хорошо известно, что благодаря активной фотосинтетической

деятельности морских растительных организмов Мировой океан остается одним

из важнейших источников свободного кислорода в атмосфере и гидросфере. Но

вот механизм поставок кислорода Океаном таит в себе немало загадок. Так, на

основании данных космического корабля “Аполлон-16” американские ученые

сделали неожиданный вывод о том, что большая часть газообразного кислорода

на Земле образуется не в результате фотосинтеза растений, а вследствие

распада водяного пара в верхних слоях атмосферы. Если подобный вывод хотя

бы частично подтвердится, то это может перевернуть все наши представления

об основном источнике свободного кислорода земной атмосферы. Этот источник

— Мировой океан, поскольку водяной пар попадает в атмосферу благодаря

испарению океанской воды.

Уникальные открытия были сделаны при изучении самой толщи вод Мирового

океана. Одно из них связано с обнаружением в нем своеобразных подводных

звуковых каналов, по которым звук может распространяться на многие тысячи

километров. Столь удивительное свойство океанских вод дало возможность

передавать информацию на сверхдальние расстояния. Другое открытие касается

переменчивости морских течений. Оказалось, что они отличаются крайним

непостоянством, что в зоне многих течений существуют гигантские водяные

вихри размерами в сотни километров. Подобные вихревые движения, называемые

синоптическими, в какой-то степени аналогичны циклонам и антициклонам

атмосферы и также влияют на погоду. Нетрудно догадаться, что тщательное их

изучение может существенно приблизить ученых к более точному

прогнозированию погоды на Земле.

Словом, Океан — это большой и очень своеобразный слоеный “пирог”, слои

и “начинка” которого меняются во времени и пространстве. Его глубокое и

детальное исследование способно принести человечеству огромную практическую

пользу. При этом одно из центральных мест в проблематике исследований

должны безусловно занять вопросы охраны среды океанов и морей, изучения

разнообразных его богатств и в особенности биологических ресурсов, так как

Мировой океан наш будущий, быть может основной, кормилец.

Мировой океан — это действительно настоящий кладезь жизненно важных

для человечества ресурсов. Правда, иногда нам кажется, что в самом термине

“кладезь” таится нечто опасно успокоительное и что в таком кладезе, как

водится, непременно должны быть сокрыты “несметные сокровища”. Нет же!

Смета этих сокровищ должна вестись по-хозяйски разумно, а разговоры о

беспредельности большинства видов морских ресурсов следует признать в целом

безответственными и, более того, — безнравственными. Словом, оставляя в

тексте выражение “кладезь”, условимся, что мысль о неисчерпаемости ресурсов

моря не имеет под собой никаких оснований.

К бережному отношению к щедрым дарам Нептуна взывает и то

обстоятельство, что Океан и суша — одно неразрывное целое. Не сумев

сохранить Океан, вряд ли мы сможем уберечь сушу "и "наоборот.

Океаны, включая замкнутые и полузамкнутые моря, являются важной частью

глобальной системы жизнеобеспечения. Они покрывают большую часть

поверхности Земли, влияют на климат, погоду и состояние атмосферы, а также

снабжают растущее население планеты продуктами питания и другими ресурсами.

Однако океаны испытывают все больший экологический стресс в результате

загрязнения, чрезмерного вылова рыбы и ухудшения состояния берегов и

коралловых рифов.

Около 70 % загрязнения морской среды связано с наземными источниками,

включая большие и малые города, промышленность, строительство.

Загрязняющими веществами, которые создают угрозу для морской среды

обитания, являются сточные воды, химические вещества, продукты отстоя,

мусор и пластмассы, металлы, радиоактивные отходы и нефть. Некоторые из

этих материалов ядовиты, они медленно разлагаются в окружающей среде и

накапливаются в живых существах. В настоящее время отсутствует глобальный

план борьбы с загрязнением морской среды, связанный с наземными

источниками.

Загрязнение возникает также в результате судоходства и сброса отходов

море. около 600 тыс. т нефти ежегодно попадет в океаны в результате обычных

морских перевозок, аварий и незаконного слива.

Государства принимают на себя обязательства по борьбе с ухудшением

состояния морской окружающей среды с тем, чтобы поддерживать и улучшать ее

потенциал жизнеобеспечения ти производственные возможности.

Долгое время состояние Океана не внушало человечеству серьезных

опасений. Он казался таким огромным! В нем мирно уживались прибрежный

рыбный промысел с морским судоходством, использовавшим экологически чистые

парусные суда. Прибрежные ландшафты не “запруживались” туристами и

отдыхающими и оставались как бы в естественном виде.

Но в середине XX века положение начало стремительно меняться. Причины

этого — быстрое освоение ресурсов Океана, расширение хозяйственных связей,

рост гидротехнического строительства на суше, паломничество на морские

пляжи и т. д. При этом не следует забывать, что суша и море — неразрывное

целое, что атмосфера является для них общим покрывалом.

[pic]

Источников и каналов загрязнения Океана очень много, они

подразделяются на наземные, атмосферные и морские. Пожалуй, наибольшее

внимание мировой общественности привлекает загрязнение Океана нефтяными

углеводородами — сырой нефтью, нефтепродуктами, в частности мазутом.

Являясь чрезвычайно токсичным соединением, нефть губительно воздействует на

все группы морских организмов: планктон, нектон и бентос. Находящаяся на

поверхности Океана нефтяная пленка препятствует испарению влаги, нарушает

процесс теплообмена на границе воды и атмосферы, затрудняет перемешивание

поверхностного слоя.

К этому следует добавить, что 1 т нефти покрывает пленкой примерно 12

км2 поверхности Океана. А если учесть, что ежегодно в него, по последним

данным, поступает около 6 млн т нефти, то нетрудно подсчитать, какая

акватория будет ею загрязнена. При этом основными источниками загрязнения

являются морской транспорт, речной сток и слив с городских территорий —

свыше 2/3 всех загрязнений. Особо опасны — аварийные разливы с морского

транспорта.

Помимо нефти и нефтепродуктов наибольшую опасность для морской среды

представляют тяжелые металлы: ртуть, свинец, цинк, кадмий и др. Если вы

считаете, что их попадание в Океан — сущий пустяк, “крошка” в общей массе

океанической воды, вы ошибаетесь. Балтийская треска может аккумулировать

такое количество ртути, что при постоянном употреблении ее в пищу жизнь

человека может оказаться в опасности. Японская статистика зарегистрировала

уже около 13 тыс. случаев заболеваний в результате ртутного отравления

через морские продукты.

Мы уж не говорим о многих других высокотоксичных и среднетоксич-ных

веществах (в частности, моющих синтетических средствах), обыкновенном

мусоре, таре и т. п.

В Мировой океан ежегодно поступает несколько миллиардов тонн жидких и

твердых отходов. По различным источникам, только с речным стоком в моря

поступает около 100 млн т загрязняющих веществ. Как это ни удивительно,

даже в науке долгое время распространялась точка зрения о неограниченных

возможностях Мирового океана перерабатывать отходы человеческой

деятельности без ущерба экосистемам. Сегодня она безоговорочно признана

ошибочной. Эффект самоочищения действительно присущ океаническим массам,

однако лишь пограничным слоям Океана, остальные же толщи достаточно

пассивны в отношении переработки органических загрязнений.

Разве может подводная флора и фауна выжить в таких условиях? Конечно,

нет. Вот и приходят печальные известия о том, что на обширных акваториях и

в проливах на глубине от 12 метров практически уничтожено все живое.

Гибнут лососи и форель от склеивания жабр, гибнут морские животные,

выбрасываясь на берег, все это от загрязнения вод мирового Океана.

Понимает ли человечество, что творит?

Странам следует изменить систему обработки сточных вод и отходов,

приемы ведения сельского хозяйства, методы добычи ископаемых, практику

строительства и перевозок грузов с тем, чтобы взять под контроль утечку

загрязняющих веществ из источников их выбросов.

Странам следует рассмотреть следующие проблемы:

- сокращение или полное прекращение сбросов синтетических химических

веществ, которые могут аккумулироваться в такой степени, которая

представляет опасность для морской среды;

- контроль и уменьшение сбросов токсических отходов, а также создание

систем для наземной переработки отходов вместо их сброса в море;

- установление более жестких международных норм с целью уменьшения

риска аварий и загрязнения с грузовых судов;

- усовершенствование методов землепользования с целью сокращения смыва

почвы и отходов в реки и затем в моря и т.д.

8. Проблема межнациональных отношений

“Национализм” — этим термином пестрят газеты и журналы, он также на

устах теле- и радиокомментаторов. Нам сообщают, что вспышки национализма

снова и снова опаляют человечество. Причем они не обходят никого — ни

развитые страны Запада, ни государства, еще недавно составлявшие так

называемый социалистический лагерь, ни тем более страны “третьего мира”.

Приведем лишь наиболее известные конфликты такого рода: восстание

народа ибо в Нигерии, вылившееся в настоящую войну после провозглашения

республики Биафры в конце 60-х годов; многолетние, непрекращающиеся войны

курдов против иракских и иранских властей; сепаратистские движения

неарабоязычных племен на юге Судана и тамилов в Шри-Ланке; восстание

бенгальцев в Пакистане, приведшее к образованию Бангладеш; ставшие

“хроническими” распри между этническими группами в Руанде, Бурунди, Кении,

Зимбабве; выступления западносахарцев против Марокко и эритрейцев против

центрального правительства в Эфиопии; взрывоопасная этнолингвистическая

ситуация в Индии... Этот печальный перечень можно продолжать долго. Начало

90-х годов отмечено вспышками политического насилия в бывшей Югославии,

Грузии, Азербайджане и других республиках бывшего СССР.

К национально-этническим конфликтам следует добавить столкновения на

конфессиональной (т. е. религиозной) почве. Достаточно упомянуть ситуацию с

сикхами в Индии, многосторонние конфликты в Ливане, кризис в Ольстере,

вооруженные выступления мусульманского населения на юге Филиппин и др.

Причем этнические и религиозные конфликты имеют много общего. И в одном, и

в другом случае речь идет о проблеме самоутверждения, нахождения

собственного самобытного лица, часто через насилие, экстремизм. И тут, и

там возникает своего рода “комплекс ущемленности”, что практически всегда

предполагает борьбу против других групп населения.

Однако этнические конфликты в современном мире значительно более

распространены, чем религиозные. Более того, главной, наиболее бросающейся

в глаза причиной, порождающей политическое насилие в современном мире,

является именно национализм. Какой же смысл вкладывается в этот термин?

Национализм — это очень сложное социально-экономическое, куль- турно-

психологическое и идеологическое явление. Двумя словами его не

охарактеризуешь. Многие ученые считают, что национализм — это патология

общественного сознания, в основе которого лежит ложная установка, что люди

от рождения могут быть лучше или хуже — в зависимости от того, к каким

национальностям, религиям или сословиям относятся их родители. Иногда

высказывается мнение, что национализм — это пробуждение национального

самосознания, и этим как бы реабилитируется термин. Действительно, многие

конфликты в “третьем мире” имели своей основой своеобразный “прогрессивный

национализм”, т. е. стремление избавиться от чужеземного господства и

обрести национальную независимость. Сегодня же ситуация иная.

Преобладающими стали национально-этнические конфликты, сутью которых

является недовольство национальных меньшинств внутри суверенных государств.

Национализм способен принимать самые различные формы — политического,

культурного или религиозного движения, социальной борьбы экономического

соперничества и т.д.

Очень часто национализм связан с ненавистью к соседним народам и

сопровождается истерией поведения тех, кто проповедует националистические

принципы. Ослабленность разумного, интеллектуального начала во многом

определяет разрушительную силу национализма. Именно это дало нам основание

предпослать этому разделу заголовок “Национализм — затмение разума?”.

Из очень многих теоретиков и пропагандистов национализма упомянем

разве что имена Адольфа Гитлера и одного из его идейных учителей — Адольфа

Иозефа Ланца. Перу последнего принадлежат, например, такие “перлы”: “Белый

человек, точнее германец — это сын Божий”, “Отечеством белой расы является

Германия, откуда произошли герои и государи” “Более тысячи лет славяне,

цыгане и другие твари составляют постоянную угрозу для цивилизации”.

Посмотрите теперь, далеко ли ушел от своего учителя фюрер, указавший в

своей работе “Майн кампф”; “Смешение и вызываемое им понижение расового

уровня являются единственной причиной смерти античных цивилизаций, ибо люди

гибнут, не проигрывая воины, но утрачивая ту силу сопротивления, что

принадлежит лишь чистой крови”. Кстати, этот культ “чистоты крови”

поддерживался специальным декретом нацистских властей, а гитлеровские

штурмовики маршируя, например, пели: “Германия, пробудись от твоего

кошмара' Не давай места чужакам-евреям в твоем Рейхе. Мы хотим бороться за

твое пробуждение. Арийская кровь не погибнет. Мы выбросим прочь всех

лицемеров. Иуды, покиньте наш дом. Когда же земля будет очищена и

освобождена от скверны, мы будем едины и счастливы”. Безмерное высокомерие,

самовозвеличивание, предельная духовная ограниченность — вот что заключено

в вышеприведенных высказываниях, послуживших питательной средой для

распространения нацистской бациллы.

Конечно, гитлеризм — это наиболее крайнее, экстремистское проявление

национализма, имя которому — шовинизм. История националистических движений

в общем обходилась без газовых камер и того жестокого геноцида, к которому

прибегали в нацистской Германии. Однако призы-вы избнвать, громить,

разрушать, рвать существующие связи можно слышать и сегодня то в одном, то

в другом конце земного шара.

Общественные “нервы” в отдельных многонациональных странах сегодня так

сильно напряжены, что порой достаточно искры, чтобы разрушительные силы —

взаимная ненависть, агрессивность сразу же вырвались из-под контроля и

принялись за свое черное дело. Установить же после этого “мир под оливами”

бывает очень трудно. Да и легко ли примирить враждующие стороны после того,

как уже произошли свирепые погромы “чужаков”, когда пролилась невинная

кровь, когда пелена взаимной ненависти затуманила глаза?

Национализм часто бывает замешан на религиозном фанатизме. И хотя все

мировые религии в принципе отвергают вражду и человеконенавистничество,

выступая за сплоченность человеческого рода, различные религиозные секты

(ереси, братства и т. д.) часто подпитывают националистические страсти.

Взрывоопасные ситуации особенно часто возникают в тех регионах, где

граница, разъединяющая два народа, одновременно служит границей и двух

верований. Иноверцы нередко зачисляются к враждебным элементам, их

отождествляют с силами зла, обреченными самим Господом на уничтожение.

Какие социальные слои представляют националисты? Как правило, это

обездоленные, часто доведенные до отчаяния люди, наивно полагающие, что в

их собственных неурядицах повинен соседний народ. В национализме они видят

то, что точно соответствует их эмоциональному, духовному и культурному

состоянию. Однако не следует думать, что в националистическом движении

принимают участие лишь люди с разрушенными социальными и культурными

традициями, с примитивным сознанием. Зачастую в нем можно видеть

представителей интеллигенции: писателей, театральных деятелей, юристов.

Вспомним, что среди сподвижников Гитлера был тонкий эстет, покровитель

искусств, теоретик человеконенавистничества Геббельс. Среди французских

фашистов выделялся крупный писатель Д.Ф. Селин и т. д. Немало

представителей интеллектуальной элиты и среди современных националистов.

Любопытно, что всплески национализма способны на время “снимать” какие-то

социальные различия и разрушать барьеры между классами.

Глубочайшие социальные потрясения, происшедшие в развивающихся

странах, бывшем Советском Союзе, Восточной Европе, в других государствах,

говорят нам о том, что национализм, к сожалению, не умер. Его вспышки то

тут, то там служат грозным предупреждением для всех стран: “Нельзя доводить

этнические трения до опасной черты”.

Разумеется, легко сказать: “нельзя доводить”. В жизни все гораздо

сложнее и порой маленькая искра уже превращается в будущее пламя. Гасить

его должны, естественно, сами государства, ибо подключение международной

общественности нередко приводит к интернационализации этнических

конфликтов, к образованию в международных масштабах своеобразных “партий

болельщиков”, поддерживающих ту или иную сторону. В то же время мировому

сообществу, наверное, не годится принимать и позу страуса, делать вид, что

ничего не происходит. В условиях взаимозависимого мира любой локальный

конфликт способен нести в себе угрозу для всеобщей безопасности. В

заключение этого сюжета поговорим еще об одном: о роли бедности,

экономических неурядиц в разжигании межнациональных и конфессиональных

конфликтов. На первый взгляд здесь прямая и прямо пропорциональная связь.

Например, в такой процветающей стране, как США, кровавые межэтнические и

религиозные конфликты в основном преодолены: Техас не требует суверенитета

или присоединения к Мексике, здесь идет устойчивый процесс национальной

консолидации.

Так-то оно так. Но как же тогда оценивать конфликт в довольно

преуспевающей Северной Ирландии? Как же объяснить, что благополучная

Бельгия буквально недавно из унитарного государства превратилась в

федерацию? Или чем вызвано растущее стремление к сохранению или возрождению

своей национальной самобытности венгров, поляков, армян, украинцев и

представителей многих других народов, живущих в общем-то в экономически

развитых странах?

Бедность, по-видимому, лишь обостряет, приводит к крайним формам

межнациональные распри. В этой связи уместно вспомнить восточную поговорку:

“Когда быки долго пашут жесткую землю, они начинают коситься друг на

друга”. Наверное, земля во многих странах оказывается слишком “жесткой”?

Когда речь идет о межнациональных отношениях, вопросов возникает

больше, чем удается найти удовлетворительных ответов. “Этнический

ренессанс”, наблюдаемый в мире, то и дело преподносит все новые вопросы, за

которыми этническая “конфликтология” просто уже не поспевает. Людей

тревожит Наметившаяся политизация национальных отношений. Все чаще народы

становятся носителями не столько национальных, сколько политических

интересов. Это опасная тенденция.

Между тем в мире есть страны, у которых можно поучиться предупреждению

этнической и расовой вражды, где идет устойчивый процесс национальной

консолидации. Думается, что это прежде всего Соединенные Штаты Америки.

Длительное время образ США устойчиво сравнивался с гигантским котлом, в

котором представители сотен народов “переплавились” в американцев. Однако

сегодня от концепции “котла” американцы отказались. Почему же, ведь это, на

первый взгляд, так привлекательно? А дело в том, что процесс “переплавки”

означает утрату народами своих специфических черт. Поэтому сегодня образ

котла в США уступил место образу огромного лоскутного одеяла, в котором

каждый лоскут, отличный от другого по размеру, форме, цвету, символизирует

собой представителей того или иного народа, большого или совсем малого.

Можно возразить: зачем же сравнивать бывший СССР и США? Территория

бывшего Союза — исконная родина множества народов, тогда как США — в

основном страна иммигрантов, создавшаяся некоренным населением. Это в свое

время позволило им образовать федеративное устройство по территориально-

административному принципу (штаты), в то время как у нас национальному

принципу альтернативы просто не может быть. Наконец, в США практически

снята проблема нищеты, борьбы за хлеб насущный.

Тем не менее опыт этой страны в сфере национальной жизни может быть

поучительным. Взять хотя бы культуру межнационального общения. Она очень

высока и распространяется повсеместно в системе воспитания и образования

всех уровней, с помощью средств массовой информации и т.д.

И все же готовых рецептов урегулирования межнациональных отношений не

существует: слишком тонкая это материя.

9. Проблема охраны здоровья человека

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что такое “здоровье”? “А что

задумываться,— ответит иной нетерпеливый из вас,— когда и так все предельно

ясно: если внутри ничего не болит, то человек, значит, здоров”. Увы, ученые

думают иначе. В соответствии с новейшими идеями здоровье — это

синтетическая категория, включающая в себя, кроме физиологической,

нравственную, интеллектуальную и психическую составляющие. Получается, что

больной человек — не только тот, кто имеет хроническую болезнь или

физические дефекты, но и тот, кто отличается нравственной патологией,

ослабленным интеллектом, неустойчивой психикой. Такой человек —

ослабленный, он не в состоянии полноценно выполнять свои социальные

функции. С этой точки зрения почти каждый второй житель планеты нездоров.

Проблема здоровья — очень старая. Наверное, можно говорить о том, что

ее глобальный характер проявился даже раньше по сравнению с другими

глобальными проблемами. Действительно, еще в эпоху перехода к

капиталистической формации, отмеченную бурным развитием торговых связей и

миграции населения, по миру распространились грозные эпидемии и пандемии',

против которых национальные меры борьбы и предупреждения были

малоэффективны. Потребовались согласованные международные действия по

охране здоровья населения. В 1881 году Луи Пастер обосновал принцип

создания невосприимчивости к заразным болезням с помощью вакцин, а первая

теория иммунитета была создана И. И. Мечниковым в 1883 году. Эти

научные открытия предоставили возможность ликвидации некоторых опасных

заболеваний на планете. Однако еще и до сих пор не удалось создать

эффективных вакцин против малярии и других паразитарных заболеваний, против

гриппа и острых респираторных заболеваний, венерических болезней,

стафилококков, не говоря уже о раке и СПИДе. Не найдено вакцин и против

ряда заразных болезней сельскохозяйственных животных.

Более того, появились новые болезни. Накапливаются факты о возросшем

влиянии вредных выбросов и ядовитых стоков предприятий на наследственность.

Это очень опасно. Ежегодно в лабораториях ученых появляются на свет десятки

тысяч новых химических соединений. Бывает и сами предприятия производят

продукцию, которая опасна для здоровья. Наивно было бы надеяться, что это

может продолжаться бесконечно: процент новорожденных с генетическими

отклонениями от нормы растет. Вот почему человечество, чтобы не выродиться

и не вымереть, должно предпринять срочные меры.

Позором для нашего времени является сохранение на планете высокой

детской смертности. Специалисты Всемирной организации здравоохранения

считают, что если она не уменьшится, то в 90-х годах более 100 млн детей в

слаборазвитых странах умрут от болезней и недоедания. Они умрут, задыхаясь

от обыкновенной пневмонии, или схваченные железной рукой столбняка, или в

лихорадке кори, или от коклюша. Каждое из этих пяти тривиальных заболеваний

можно легко предупредить или вылечить. И стоит это недорого. По словам тех

же специалистов ВОЗ, это примерная стоимость пяти американских

бомбардировщиков “Стеле”. Это сумма, которую человечество тратит ежедневно

на военные нужды.

По мнению многих ученых, сегодня уровень цивилизованности страны

определяется не развитием, скажем, электронно-вычислительной или

космической техники, а продолжительностью жизни населения. Статистика

свидетельствует, что наиболее высокая средняя продолжительность жизни

населения в Японии, Норвегии, Нидерландах, США и других (около 80 лет),

наиболее низкая — в слаборазвитых странах (около 50 лет).

А как обстоят дела со здоровьем людей в нашей стране? Мягко говоря, не

очень хорошо. До недавнего времени данные, характеризующие степень

здоровья, вообще не были известны нашему народу. Зато в течение многих

десятилетий в сознание человека вдалбливали: “Отдадим все свои силы... Для

победы социализма. Для победы коммунизма. Для дальнейшего развития

народного хозяйства. Для выполнения пятилеток. Для решений

Продовольственной программы” и т.д. и т.п.

Между тем авторам подобных призывов как-то даже не приходило в голову,

что нельзя же все время отдавать все свои силы, ибо они просто иссякнут. В

конце концов такая постановка вопроса антигуманна.

Многие факты позволяют делать вывод о том, что сегодня среди наших

сограждан удельный вес хронически больных, лиц с различными физическими и

психическими дефектами и просто ослабленных людей — очень большой. К

примеру, тревожный рост численности глухонемых сделал необходимой даже

известную вам “модернизацию” телевизионных программ.

Негативные тенденции в сфере здравоохранения СССР особенно стали

нарастать в 70—80-е годы. Это выразилось в уменьшении доли расходов на

здравоохранение в государственном бюджете, замедлении процессов обновления

его материально-технической базы, освоения новых лекарств и т. д.

Ухудшилась динамика демографических процессов, высока детская смертность и

смертность мужчин трудоспособного возраста, затормозился рост средней

продолжительности жизни (около 70 лет), практически не снижается уровень

заболеваемости сердечно-сосудистыми и онкологическими болезнями. Говорить о

наших бедах в области здравоохранения можно бесконечно.

Крайне тревожным симптомом прозвучало сообщение статуправления России

о том, что в 1991—1993 годах смертность превысила рождаемость. Конечно,

снижение рождаемости отчасти объясняется вполне уважительной

демографической причиной: женщин фертильного (т. е. “плодоносящего”,

рождающего детей) возраста сейчас меньше, чем в предыдущею поколении, так

как они дети малочисленных детей 1941—1945 годов рождения — это эффект так

называемого “эха войны”.

Но это рождаемость, а как объяснить высокую смертность? В 1990 году в

России число умерших составило 1655993 человека. Эта семизначная траурная

статистика не может не потрясать. Настораживает динамика снижения средней

продолжительности жизни за счет трудоспособных слоев населения России.

Уровень смертности в России сегодня выше, чем в большинстве других

стран СНГ. При этом россиянин живет в среднем на 13 лет меньше, чем, к

примеру, японец. Причины резкого снижения средней продолжительности жизни

населения в России — одного из важнейших показателей неблагополучия — лежат

на поверхности. Все определяется тем, в каком режиме живет человек, каким

воздухом дышит, как и чем питается (любой диетолог знает, что правильное

или неправильное питание удлиняет или укорачивает жизнь человека на 8—10

лет). Очень многое зависит также от качества врачебной помощи, от

сложившейся системы здравоохранения. К сожалению, наша система

здравоохранения находится в глубоком кризисе.

А существует ли сегодня в мире некий эталон страны с безупречно

налаженной системой здравоохранения? На этот, казалось бы, простой и

конкретный вопрос ответить трудно. Оценивая ситуацию даже в такой

благополучной стране, как США, можно прийти к выводу, что и там не

существует идеальной системы здравоохранения. В эйфории самоуничижения мы

склонны преувеличивать социальные достижения Запада, в том числе в области

здравоохранения. Между тем один разгул эпидемии СПИДа ставит под сомнение

высокую эффективность политики западных стран в области здравоохранения.

Описывать географию болезней — дело трудное. И не только потому, что в

нашем распоряжении не так уж много статистических данных (особенно по

развивающимся странам), а еще и оттого, что инфекционные заболевания

они возникают внезапно то в одном, то в другом конце

земного шара и сразу путают все медицинские карты.

Вместе с тем совершенно ясно, что болезни сопутствуют в первую очередь

слаборазвитым странам. Голод и недоедание, тяготы и лишения, несчастья и

болезни – это родственные понятия. Вплоть до недавнего времени на обширных

территориях Азии, Африки и Латинской Америки свободно гуляли такие

инфекционные заболевания, как оспа, чума, холера, желтая лихорадка, малярия

и другие, уже ликвидированные и практически забытые в развитых регионах

мира. Они приносили неисчислимые бедствия населению этих государств,

заметно увеличивая смертность.

Сегодня ситуация, конечно, во многом изменилась. В результате

использования достижений современной медицины, фармакологии и химии

развивающимися странами были достигнуты определенные успехи в области

здравоохранения. При этом для борьбы с некоторыми инфекционными

заболеваниями вовсе не требовалось ни разветвленной системы лечебных

учреждений, ни большого числа врачей. Достаточно несколько раз обработать

специальными препаратами участки, зараженные переносчиками инфекции, и дело

сделано: просто, дешево, доступно. А если еще провести и вакцинацию

населения, то успех будет обязательно обеспечен.

Весомую помощь молодым государствам оказала Всемирная организация

здравоохранения, которая взяла на себя координацию всех мер, направленных

на борьбу с болезнями. Любопытно, что в приемной генерального директора ВОЗ

в скромной рамке висит меморандум, извещающий о великой победе мировой

медицины: “Оспы в мире больше нет”. Это действительно так.

Но остается, например, малярия — самая распространенная тропическая

болезнь в мире. Интересно, что в середине 60-х годов в большинстве стран

Азии и Латинской Америки малярия считалась фактически побежденной. Однако

впоследствии здесь разразилась не одна вспышка этой болезни. Значительно

хуже обстояло дело в Африке, где население рассеяно на обширных

территориях, плохо связанных между собой, что всегда затрудняло проведение

противомалярийных мероприятий.

Второе место по распространению в тропиках занимает шистозоматоз. Это

паразитарное заболевание, возбудители которого развиваются в пресноводных

моллюсках, за исключением одной стадии, которую проводят в организме

человека. Эта болезнь сравнительно редко служит причиной смерти, но зато

резко снижает работоспособность взрослых, физическое и умственное развитие

детей.

Не побежденной до конца остается “сонная болезнь” (или трипано-сомоз),

вызываемая одноклеточным паразитом, переносчиком которого служит муха цеце.

Племя этих крылатых разбойников, насчитывающее несколько видов, обитает

между 15° и 21° южной широты на территории тридцати семи африканских стран.

Разумеется, не все мухи цеце оказываются опасными. Подсчитано, на тысячу

приходятся только три, несущие паразитов, которых они получают через кровь

диких животных — обезьян, кабанов, буйволов, антилоп. При укусе человека

они заражают его “сонной болезнью”.

В принципе она, конечно, излечима. Препараты есть, но, к сожалению,

многие больные обращаются к врачу, когда бывает уже слишком поздно, т. е.

когда поражена центральная нервная система и в мозгу происходят процессы

торможения. У африканцев, в отличие от европейцев, которые умирают в

течение 1—2 месяцев, болезнь может длиться годами, хотя тоже, как правило,

кончается смертельным исходом.

Миллионы африканцев — увы, точной статистики нет — погибли за

последние два века от “сонной болезни”. Если к этому добавить, что муха

причиняет огромный ущерб сельскому хозяйству, заражая болезнью домашний

скот, то становится понятным, почему это насекомое называют “проклятьем

Африки”.

Бороться с мухой цеце в Африке начали еще в начале века, производили

массовый отстрел больных животных. Но эти меры желаемых результатов не

дали. Затем начали использовать инсектициды, а в последнее время —

применять специально сконструированные ловушки и метод стерилизации

насекомых. Определенные результаты в противоборстве с мухой достигнуты.

Однако до окончательного решения проблемы еще далеко.

Весьма распространены также в развивающемся мире такие болезни, как

корь, столбняк, дифтерия, туберкулез, полиомиелит. Так, в Гане из каждой

тысячи новорожденных умирает от этих болезней 125 малюток. В то же время

ежегодно по этой причине гибнет около 100 тыс. детей в возрасте до пяти

лет, что составляет примерно половину от общего уровня смертности в этой

стране. При этом одной из самых сложных проблем, с которой сталкиваются

врачи Ганы, является неверие сельских жителей в то, что с помощью прививок

можно предотвратить какую-то из этих болезней. Аналогичная ситуация в

других тропических странах Африки.

В конце 80-х годов около 270 млн жителей Земли были больны малярией,

200 млн — шистозоматозом. Количество жертв других “экзотических”

заболеваний измерялось такими цифрами: речная слепота (онхоцер-коз) — 17

млн, проказа — 12 млн и т. д. Основная зона их распространения — опять-таки

Тропическая Африка.

Однако, как гласит заглавие этого раздела, болезни не знают границ.

Так, время от времени даже в наиболее развитых странах появляются вспышки

чумы (так, если в 1988 году в СССР было зарегистрировано 2 случая этой

болезни, то в (^ША — 14). Ежегодно в мире регистрируется от 500 до 600

случаев чумы, и, к сожалению, разговор о полной ликвидации этого

заболевания ни у нас в стране, ни тем более в мире вести нельзя, поскольку

возбудитель чумы циркулирует в природе среди более чем 260 грызунов и

мелких хищников, которые болеют чумой так же, как и человек.

Во многих странах серьезной проблемой остается гепатит. Учитывая, что

вирусный гепатит часто переходит в хроническую форму с осложнениями типа

цирроза и первичного рака печени. Всемирная организация здравоохранения

разработала стратегию борьбы с этим заболеванием и содействует передаче

технологии изготовления вакцины десяткам стран. Общепланетарное, глобальное

значение имеют проблемы ликвидации онкологических заболеваний (при этом в

первую очередь — в индустриально развитых странах), паралитического

полиомиелита, сердечно-сосудистых и других болезней. Не следует забывать

также, что наиболее массовой инфекцией в современном мире остается знакомый

нам грипп. Что же касается СПИДа — о нем отдельный разговор.

Обуявший человечество страх перед этой болезнью не исчезает, а данное

ей название “чума XX века” не утрачивает своей зловещей актуальности. СПИД

стремительно распространяется по миру и не желает признавать национальных

границ. В 1990 году его эпидемия охватывала уже 156 стран, расположенных на

всех континентах, а общее количество больных этой страшной болезнью

составляло около 300 тыс. человек. Более того, по мнению экспертов

Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), реальная цифра больных СПИДом

превышала 600 тыс. человек, так как во многих развивающихся странах

надежной статистики по этому вопросу просто не существует.

Пожар эпидемии разгорается все сильнее, пламя охватывает все новые и

новые регионы мира. При этом больше всего больных в Америке (около

половины), затем идут в порядке очередности Африка, Европа, Азия и

Австралия. К 2000 году ожидается наличие примерно 20 млн носителей вируса

СПИДа (в 1990 году их было около 8 млн человек), многие из которых окажутся

его жертвами.

Что же это за напасть такая, откуда она объявилась, что способствует

ее распространению и как с ней бороться? Думается, что если бы существовали

готовые ответы на все эти вопросы, то страх перед этой болезнью давно уже

пошел бы на убыль.

Как вы, наверное, знаете СПИД расшифровывается следующим образом:

Синдром Приобретенного Иммунодефицита. Это болезнь иммунной системы

человека, когда она не в состоянии справиться с вирусом, творящим свое

“черное дело” и часто приводящим к летальному (т. е. смертельному) исходу.

В литературе приводятся такие основные симптомы этой болезни: 1) увеличение

лимфатических узлов, причем сразу в нескольких местах — на шее, в локтевых

сгибах, подмышками, в паху; 2) длительная — больше месяца — температура

(37—39 °С без установленной причины); 3) прогрессирующая потеря веса

несмотря на сохранение прежнего режима питания; 4) частые гнойные и

воспалительные поражения половых органов и кожи; 5) длительные расстройства

стула.

Полезно знать, что существует два вируса СПИДа. Второй из них,

обнаруженный совсем недавно (в 1986 г.), оказался очень похожим на вирус

зеленой обезьяны, живущей в некоторых странах Африки. Это обстоятельство

послужило основанием для утверждения об “африканском следе” СПИДа. Скорее

всего это преждевременный вывод. Во-первых, среди больных и инфицированных

СПИДом этот вирус крайне редок. А во-вторых, происхождение самого

распространенного вируса, который покоряет ныне Америку, Европу и многие

другие страны, установить не удается и по сей день. Анализы крови,

законсервированной десятки лет назад, свидетельствуют об отсутствии этого

страшного вируса в прошлом в Африке.

Надеемся, что не откроем для тебя, юный читатель, Америку, если

напомним, что главными распространителями СПИДа в мире служат наркоманы,

гомосексуалисты, проститутки. Это те лица, которых традиционно относят к

так называемым группам риска. Прямая причастность многих этих лиц к дну

человеческого общества еще недавно служила основанием для пропаганды резких

санкций против больных СПИДом, вплоть до их отселения в специальные

резервации, на отдельные острова и т.д.

СПИД — это не первая эпидемия, постигшая человечество. Идея же

отселения больных попросту абсурдна. Как быть, например, с жителями Нью-

Йорка, где этой болезнью заражен каждый четвертый в возрасте от 25 до 44

лет? Как поступить с десятками тысяч людей в Заире, Уганде, Бразилии,

Франции, многие из которых являются безвинными жертвами СПИДа, так как

заразились не вследствие нравственного растления, а по причине случайного

занесения вируса? Гуманно ли будет лишать последних радостей грудных детей,

инфицированных вирусом от грязных шприцев или даже вследствие легкомыслия

непутевых родителей? В жизни не все так просто.

СПИД — это редкое заболевание, при котором решающую роль играет

нравственность, духовный мир человека. Ведь именно бездуховность порождает

половую распущенность, наркоманию и другие социальные пороки, служащие

благодатной почвой для распространения СПИДа.

Тебя, юный читатель, интересует, конечно, оценка степени опасности

СПИДа в нашей стране. К сожалению, эта болезнь — уже “с нами”. Масштабы ее

распространения пока, к счастью, не идут ни в какое сравнение с числом

зараженных в ведущей стране мира — США. Цифра больных и вирусоносителей по

отношению к численности населения страны мизерна (в 1990 году их было менее

500). И все же эта цифра и лестные оценки зарубежных специалистов не могут

компенсировать чувства боли за неубереженных детей Элисты, Волгограда,

Ростова-на-До-ну, ставших жертвами преступной халатности медиков.

Очень грустно, что СПИД пришел к нам как раз тогда, когда организм

страны ослаблен бедностью и разрухой, когда наше здравоохранение — эта

иммунная система государства — представляет жалкое зрелище: нет лекарств,

соответствующего оборудования, специализированных клиник и т. д. Слаба

антиспидовая пропаганда. Еще несколько лет тому назад руководители нашего

здравоохранения боялись даже произнести вслух иностранное слово

“гомосексуализм”, без анализа причин и масштабов распространения которого

невозможна любая антиспидовая пропаганда.

В большинстве стран мира уже созданы общенациональные программы борьбы

со СПИДом, в нашей же стране такая программа только создается. В который

раз мы теряем время. Необходим целый комплекс срочных мер, включающих

воспитание у молодежи высоких нравственных устоев, здорового образа жизни.

В странах Запада сегодня наибольший эффект дает разъяснительная,

профилактическая работа среди населения по предупреждению распространения

половым путем. У нас же она — все еще убогая. Нравственно-половое

воспитание в большинстве наших школ находится на чрезвычайно низком уровне.

Здесь боятся даже выговорить слово “презерватив”, тогда как на Западе

первоклассники знают не только само это слово, но и то, что с помощью этой

вещи можно уберечься от смертельной опасности.

Усиление антиспидовой пропаганды предполагает решение насущных проблем

материального обеспечения. Как, например, убеждать медицинскую сестру

использовать только стерильные инструменты, когда не хватает многоразовых

шприцев? Совершенно очевидно, что без устранения подобных дефицитов всякие

разговоры об антиспидовой пропаганде не очень серьезны.

И последнее. В мире сегодня ведутся усиленные поиски лекарственных

препаратов, которые могли бы поставить заслон эпидемии СПИДа. Увы, надежной

вакцины от этого страшного заболевания еще не найдено. Одновременно идут

поиски препарата, чтобы вакцинировать тех, кто еще не заражен.

Очень сложная проблема сегодня — отсутствие живой модели, животных,

имеющих иммунную систему, достаточно схожую с человеческой,— это сдерживает

проведение необходимых испытаний. Экспериментировать же сразу на человеке

очень опасно.

В любом случае вакцинация человечества — это не такая уж простая

задача. Вспомним историю с оспой. Даже имея вакцину, потребовалось много

десятилетий, чтобы окончательно победить эту опасную болезнь. Поэтому если

даже ученым будет сопутствовать удача и вакцина против СПИДа появится через

2—3 года, то для получения ощутимого результата понадобится еще масса

времени.

Пока же единственным “рецептом” и “вакциной” против СПИДа остаются

санитарное просвещение населения, пропаганда высоких нравственных принципов

— особенно среди детей и подростков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Две лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: это конец,

сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась, барахталась... сбила под

собой комок масла и выбралась из горшка. (Притча).

Как бы хотелось видеть судьбу человечества в образе не первой, а

второй из лягушек. Хотя, по правде говоря, твердой уверенности у народов в

завтрашнем дне пока нет.

Вопреки чаяниям миллиардов людей географическое единство мира до сих

пор не подкреплено единством живущих на Земле народов. Сокращение

географических расстояний не сопровождается сокращением расстояний

общественных, социальных, национальных, государственных, политических,

которые до последнего времени оставались прежними...

Наша планета все еще остается по-детски беззащитной перед адской силой

разбуженных сил природы. Страшно даже подумать, к чему может привести

невежественное использование могущества цивилизации — атомного ядра?

Неужели жизнь, которая развивалась на Земле 5 млрд лет, будет в считанные

секунды полностью уничтожена и поколению 2000 года будет просто негде жить?

Неужели наша голубая планета когда-нибудь может стать гигантской братской

могилой человечества, над которой уже никогда не зажжется ни Вечный огонь,

ни огонь Прометея?

О грозной беде, нависшей над человечеством, предостерегал еще в 1910

году (за год до открытия Резерфордом атомного ядра) великий русский

мыслитель-натуралист В. И. Вернадский: “С надеждой и опасением

всматриваемся мы в этот открывшийся перед нами источник энергии, перед

которым бледнеют силы пара, электричества и химических взрывчатых

веществ... Он, этот источник, в миллиарды превосходит все прежнее”. И

далее, уже в 1922 году ученый как бы продолжил свою мысль: “Недалеко время,

когда человек получит в свои руки атомную энергию... сумеет ли он

воспользоваться этой силой на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он

до умения использовать эту силу?”

Создание термоядерного оружия и его смертельная угроза для

человечества почти одновременно с нашим соотечественником

В. И. Вернадским были предсказаны в 1913 году и прозорливым

английским писателем-фантастом Гербертом Уэллсом в романе “Освобожденный

мир”. Мировая война с использованием этого оружия, по Уэллсу, “последняя

война” в истории человечества. Она приведет к катастрофическим последствиям

и едва не кончится “гибелью цивилизации”. И еще: “После атомных взрывов все

международные споры словно утратили всякое значение... Нужно найти способ

прекратить применение этого страшного оружия, пока на Земле еще не

уничтожено все живое... Эти бомбы и те еще более страшные силы разрушения,

предтечами которых они являются, могут в мгновение ока уничтожить все

созданное человечеством и порвать все существующие между людьми связи”.

Как современно, жгуче, трагически звучат мысли великого писателя. Они

вполне созвучны с концепцией нового политического мышления, о которой

сегодня говорит весь мир. В ядерную эпоху разжигать идеологическую,

классовую борьбу — это абсурд, который может подтолкнуть мир на грань

войны. А ядерный смерч слеп, он сметет и социалистов, и капиталистов, и

праведников, и грешников. Сегодня, как никогда раньше, необходимо глубокое

осмысление взаимозависимости человека и биосферы, объединение усилий всех

живущих на Земле людей для спасения жизни на планете. Более важной задачи у

человечества сегодня просто нет. А сохранение мира —“входная дверь” в

решение и всех других жгучих проблем современности: экологической,

энергетической, продовольственной, демографической, сырьевой и др.

Можно спорить о степени угрозы, которую несет человеческой цивилизации

та или иная глобальная проблема. Однако их растущая острота в современном

мире несомненна. При этом ни одно государство, сколь бы могущественным оно

ни было, ни группа государств не в состоянии самостоятельно справиться с

этими проблемами. Только взаимодействие всех стран в условиях мира, только

осознание всеобщей взаимозависимости и выдвижение на первый план задач

общечеловеческих позволит народам обрести уверенность в завтрашнем дне,

предотвратить социальные и экологические катастрофы, наконец, просто

выжить.

Шанс выжить, выстоять у человечества, у планеты, конечно же, есть.

Однако он не очевиден, как думают некоторые. Во всяком случае, течение

событий “по трафарету”, т. е. без внесения существенных перемен в жизнь

людей, уже в ближайшие годы принесет человечеству неисчислимые бедствия.

Это не прогноз и не откровение. Одна лишь экологическая драма — это

“бомба”, которая для человечества столь же опасна, как и ядерная. Положение

столь серьезно, что нужны небывалые, не практиковавшиеся ранее усилия, идеи

и материальные средства, чтобы предотвратить грядущую катастрофу.

В то время, когда вы читаете эти строки, мир вступает в радикально

новый период: история убыстряет свой ход, распускаются военные блоки,

расширяется демократия. То, что происходит сегодня в России и на востоке

Европы, дает миру определенные надежды на выход из мирового экономического

кризиса, на решение целого ряда других глобальных проблем. Разумеется,

перемены будут происходить не синхронно и не автоматически. Всякая ломка

болезненна. Она бросает то в жар, то в холод, то там, то здесь сводит

судорогами и анемией, как и всякий кризис затянувшейся болезни. Хотелось бы

думать, что у всех здоровых сил перестройки в нашей стране достаточно

здравомыслия для того, чтобы не дать. перевернуть “лодку”, не оказаться

(уже в который раз!) у разбитого корыта.

Вообще недальновидно недооценивать роль социальной “бомбы”, особенно в

развивающихся странах, где проживает большинство человечества и где каждый

день прибавляется по четверти миллиона человек. Здесь накапливается такой

потенциал людских бедствий, взрыв которых может также иметь необратимые

последствия для всей планеты.

Перед тем, как поставить последнюю точку в этой книге, еще раз

подчеркнем, что пришло время бить во все земные колокола. У человечества

нет сегодня заботы более серьезной, чем найти силы, найти средства, найти

разум, чтобы поладить с природой и разрешить социальные конфликты. Иначе

придется возвращаться к некоему подобию каменного века, мрачной эпохе

насилия и культурной деградации.

Литература

1. Гладий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс. Книга для учащихся. –

М: "Просвещение", 1995.

2. География в школе. Научно-теоретический и методический журнал. – М:

Изд. "Школа-Пресс", № 3, ст. "Загрязнение окружающей среды и экологические

проблемы человечества". Шатных А.В. 1993, - с. 36.

3. География в школе. Научно-теоретический и методический журнал. – М:

Изд. "Школа-Пресс", №. 3, ст. "Глобальные проблемы человечества",

Косолапова Л.В. 1996, – с. 52-55.

4. География в школе. Научно-теоретический и методический журнал. – М:

Изд. "Школа-Пресс", № 3, ст. Экологические преступления. Вронский В.А.

1999, - с. 16.

5. География в школе. Научно-теоретический и методический журнал. – М:

Изд. "Школа-Пресс", № 3, ст. Охрана и рациональное использование ресурсов

пресной воды. 1997, -с. 10.

-----------------------

Рост населения

Рост производства

Негативное влияние хозяйственной деятельности на атмосферу

Результаты негативного влияния

Возможные последствия загрязнения атмосферы

Выброс фреонов, метана, оксидов, азота

Нарушение азонового слоя

Изменение климата

Увеличение аридности

Увеличение СО2, О3

О2

Кислородные дожди

Угроза гибели растительного и животного мира

Загрязнение твердыми веществами

Парниковый эффект

Таяние полярных льдов,

повышение уровня Мирового океана, затопление побережий

Тепловое загрязнение

Ухудшение условий жизни населения, снижение сельскохозяйственного

производства

Сокращение военных расходов

Государственный контроль за состоянием окружающей среды

Внедрение мало – и безотходной технологии, строительство очистных

сооружений

Ликвидация конфликтов, войн

Экологическая проблема

Рекультивация земель

Рациональное использование земель

Рациональное размещение производства, а и особенности "загрязненных"

производств

Охрана и воспроизводство растительного и животного мира

Экологическое образование и воспитание

[pic]

Страницы: 1, 2, 3


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.