РУБРИКИ

Учётная политика

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Валютные отношения

Ветеринария

Военная кафедра

География

Геодезия

Геология

Астрономия и космонавтика

Банковское биржевое дело

Безопасность жизнедеятельности

Биология и естествознание

Бухгалтерский учет и аудит

Военное дело и гражд. оборона

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Макроэкономика экономическая

Маркетинг

Международные экономические и

Менеджмент

Микроэкономика экономика

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка

ПОИСК

Учётная политика

Учётная политика

66

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………..3

Глава 1. Учетная политика организации, ее содержание и назначение.5

1.1. Учетная политика как составная часть финансовой политики организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. . . . . . . ….....5

1.2 Формирование и назначение учетной политики организации........12

1.3. Варианты бухгалтерского учета объектов, включаемые в учетную политику.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …... 21

Глава 2. Методика формирования учетной политики в ЗАО «Военно-мемориальная компания». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. 22

2.1. Технико-экономическая характеристика ЗАО «Военно-мемориальная компания» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …... 22

2.2. Порядок формирования учетной политики в организации. . . . 32

2.3. Построение рабочего плана счетов в ЗАО «Военно-мемориальная компания». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..................40

Глава 3. Пути совершенствования формирования учетной политики в организациях РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………45

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….48

Введение

В соответствии с переходом экономики России на новые формы экономических отношений, а также существования различных форм собственности, возникла необходимость перехода бухгалтерского учета на международные стандарты. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета предприятия самостоятельно разрабатывают формы и методы ведения учета. Иначе говоря, хозяйствующие субъекты разрабатывают и проводят собственную учетную политику.

Поскольку, одним из основных документов, подвергающихся первоочередной проверке, является принятая учетная политика организации, целью данной работы является теоретическое обоснование и разработка предложений по совершенствованию учетной политики в организациях РФ и рассмотрение методологии построения и принятия учетной политики на примере Калужского филиала ЗАО «Военно-мемориальная компания. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

· изучить теоретические и правовые аспекты формирования и принятия учетной политики организации;

· проанализировать варианты бухгалтерского учета объектов, включаемые в учетную политику;

· проанализировать технико-экономическую характеристику ЗАО «Военно-мемориальная компания»;

· изучить методику формирования учетной политики в ЗАО «Военно-мемориальная компания»;

· рассмотреть направления совершенствования учетной политики в организациях РФ.

Предметом исследования является формирование учетной политики организации.

Объект исследования - Калужский филиал ЗАО «Военно-мемориальная компания».

Источниками информации для исследования явились:

· нормативные документы;

· специальная литература по бухгалтерскому учету;

· приказ по учетной политике предприятия и другие сведения, относящиеся к учетной политике;

· информация бухгалтерской отчетности за 2005 год.

Написание курсовой работы осуществлялось при помощи следующих методов: монографический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, аналитический, статистический, метод сравнения.

Курсовая работа изложена на 55 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы; содержит 1 таблицу и 9 приложений.

В работе использовалось 40 источников экономической литературы.

Глава 1. Учетная политика организации, ее содержание и назначение

1.1. Учетная политика как составная часть финансовой политики организации

Политика - это искусство возможного. Финансовая политика предполагает выбор администрацией таких методологических приемов, которые позволяют представить финансовое положение организации в соответствий с ее целями. При этом финансовая политика направлена на принятие стратегических решений. Глав-ное из них - этo проектирование инвестиций, выбор поставщи-ков, нахождение покупателей, искусство «выбивать» из них плате-жи, умение получать и отдавать кредиты, возможность влиять на финансовые казатели и т.п. Финансовая политика состоит из трех политик: учетной, налоговой и договорной.

Учетная политика - это средство легальными способами по-лучить необходимую администрации величину прибыли и представить финансовое положение фирмы в соответствии с интересами собственников.

Налоговая политика - это средство легальными способами минимизировать налоговые платежи.

Договорная политика предполагает умение оформлять сделки такими договорами, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия для фирмы, т.е. сводят ее обязательства по отноше-нию к контрагентам до минимума, а свои требования к ним дово-дят до максимума.

И здесь следует отметить очень важную особенность. Если ве-личина бухгалтерской прибыли - следствие учетной политики и она формируется по данным бухгалтерского учета, величина налогооблагаемой прибыли - следствие налоговой политики и она формируется по данным налогового учета, то договорная политика сама формирует величину и бухгалтерской, и налоговой прибыли.

Бухгалтерская прибыль представляет собой разницу между до-ходами и расходами, исчисленными согласно правилам бухгалтерского учета.

Налогооблагаемая прибыль получается как разность между дохо-дами и расходами, исчисленными согласно правилам гл. 25 HK РФ. Если требования бухгалтерских и нормативных документов совпа-дают, то данные бухгалтерского учета становятся исходными для налогового учета.

Содержание учетной политики оформляется специальным внутренним документом - приказом об учетной политике. Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (предания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций), содержит ПБУ 1/98.

Организации, руководствуясь нормативными актами органов, регули-рующих бухгалтерский учет, должны самостоятельно фор-мировать свою учёт-ную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Однако руководство большинства организаций, от бизнесменов до бухгалтеров, часто нe понимает значения и возможностей учетной политики и вместо того, чтобы формировать ее, использует стандартные формулировки приказа. Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 5 ПБУ 1/98 и п.2 ст.7 Закона РФ «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер, подчиняясь непосредственно руководителю организации, несет ответственность за формирование учетной политики. Согласно п.3 ст.6 этого Закона лицо, ответственное за организацию и состояние бухгалтерского учета, а таковым в соответствии с п.1 ст.6 указанного Закона выступает руководитель организации, своим приказом или распоряжением утверждает учетную политику. Таким образом , Закон возлагает на руководителя ответственность за содержание учетной политики, именно его подпись делает при-каз об учетной политике руководством к действию.

Прибыль, которая показывается в бухгалтерских отчетах, но нe в нало-говых декларациях, представляет собой в достаточной степени субъективный показатель. И потому сумма прибыли во многом определяется нe величиной надбавки (наценки) на себе-стоимость, не суммой денег в кассе или на расчетном счете, а мо-ментом демонстрации в учете хозяйственной операции, прино-сящей прибыль, выбором варианта оценки расходов предприятия, ибо его

* доходы всегда очевидны - это сумма признанной (полученной) выручки, а расходы всегда сомнительны, так как определяются методологией бухгалтерского учета и конкретными способами его ведения.

Дело в том, что доходы проверяемы - поступили деньги на счета предприятия и (или) возникли документально обоснованные требования к контр-агентам, например к покупателям - вот и воз-никли доходы. Они так или иначе объективны. Расходы же в зна-чительной степени степени субъективны, и они-то и предопределяются коридорами учетной и налоговой политики. В зависимости от того, какой выбран метод амортизации основных средств, какой используется вариант оценки товарно-материальных ценностей, как формируются резервы, как списываются косвенные производ-ственные затраты и т.п., меняется и величина расходов.

Выбирая прежде всего методы исчисления расходов, бух-галтер оказыва-ет прямое влияние и на величину бухгалтерской прибыли, а это, в свою очередь, не может нe сказаться на отношениях администрации с другими участни-ками хозяйственных процессов. В самом деле, поскольку прибыль является одним из ключевых показателей деятельности организации, ее ве-личина может повлиять на доступность внешнего финансирования. Особенно важна прибыльность для размещения ценных бумаг среди физических лиц, которые при принятии ре-шения ориентируются в основном на величину прибыли. Однако в силу неразвитости российского рынка корпоратив-ных ценных бумаг и неготовности населения вкладывать деньги в них этот мотив завышения прибыли нельзя считать характерным. При получении банковских кредитов также не наблюдается преимущественной ориентации кредиторов на показатели прибыльности заемщиков. Предметом пристального внимания банка становится скорее стоимость и ликвидность имущества, поскольку в настоящее время в России преобладает краткосрочное кредитование, и банк ориентируется на возможность погашения кредита исходя из имущества, имеющегося у заемщика.

Завышение прибыли может быть выгодно предприятию в слу-чае привлечения долгосрочных инвестиций. Хотя и тогда инвестор заинтересован нe столько в ее прибыльности, сколько в наличии свободных денежных средств. Его интересуют «живые» деньги, и предметом анализа становится не прибыль (убыток), а движение денежных средств. Можно предположить, что в увеличении прибыли заинтересованы акционеры (учредители, участники), но в жизни это не всегда так. Большинство российских акционерных обществ нe выплачивает дивиденды или выплачивает их в минимальном размере.

Политику, направленную на максимизацию бухгалтерской прибыли, иногда проводят предприятия, в которых вознаграж-дение высшему управлению или управляющей компании уста-новлено как процент от валовой прибыли. В этом случае управ-ление компании, менеджеры, а иногда даже сами бухгалтеры, стремясь увеличить свое материальное благополучие, «вздувают» прибыль.

Можно сделать важный вывод о том, что в условиях слабо-развитой рыночной экономики бухгалтеры стремятся снизить рен-табельность, дабы меньше платить налогов, и, напротив, в развитой рыночной экономике они уже пытают-ся «натянуть прибыль», т.е. показать приемлемую рентабельность, так как это поднимает курс их акций на бирже.

В ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» дано определе-ние учетной политики как совокупности способов ведения бухгалтерского учёта - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Орган организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами орга-нов, регули-рующих бухгалтерский учет, самостоятельно форми-руют свою учётную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Приведем основные допущения при формировании учетной политики.

Имущественная обособленность - активы и обязательства ор-ганизации существуют обособленно от активов и обязательств собствен-ников этой организации и от других организаций (т.е. на балансе организации должно находиться имущество, принадле-жащее ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

Непрерывность деятельности - организация будет продолжать свою деятельность в будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения дея-тельности (следовательно, ее обязательства будут погашаться в установленном порядке).

Последовательность применения учетной политики - принятая учетная политика применяется последовательно от одного отчет-ного года к другому.

Временная определённость фактов хозяйственной деятельности - факты хозяйственной деятельности относятся (следовательно, отражаются в учете) к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического поступления или вы-платы денежных средств, связанных с этими фактами.

Принятая организацией учетная политика утверждается при-казом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий син-тетические аналитические счета, необходимые для ведения бух-галтерского учета в соответствии с требованиями своевременно-сти и полноты учета и отчетности;

· формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым нe предусмо-трены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

· порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· порядок контроля за хозяйственными операциями и других решений, необходимых для организации бухгалтерского учета.

Содержание учетной политики. Учетная политика охватывает методическую, техническую и организационную стороны систе-мы бухгалтерского учета.

Методика бухгалтерского учета включает:

§ порядок начисления износа (амортизации) по основным средствам и нематериальным активам;

§ способ группировки и списания затрат на производство (пол-ная или сокращенная себестоимость);

§ система учета затрат на производство и калькулирования се-бестоимости продукции (нормативный, попередельный, поза-казный);

§ способ распределения косвенных расходов между объектами калькулирования (база):

· прямые расходы на оплату труда производственных рабочих .

· общая сумма прямых затрат,

· сумма материальных затрат,

· сметныё ставки,

· объем реализации продукции;

§ учет выпуска готовой продукции (с использованием счета 40 или нет);

§ оценка незавершенноrо производства:

· для единичного производства по фактически произведен-ным затратам,

· для серийного производства: по фактической или плановой производственной стоимости, прямым статьям расходов, стоимости сырья и материалов;

§ сроки погашения расходов будущих периодов;

§ учет затрат по ремонту основных средств:

· включение в себестоимость продукции по мере выполне-ния ремонта,

· отнесение на расходы будущих периодов,

· создание резерва предстоящих расходов на ремонт основ-ных фондов,

· создание ремонтного фонда по особо сложным видам ре-монта, проводимым в течение нескольких лет,

§ метод оценки материально-производственных запасов (ПБУ5/2001) отличается по способу списания их стоимости при отпуске в произ-водство: по себестоимости единицы запасов, средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО;

§ способ отражения в учете операций заготовления и приобре-тения материальных ценностей (с использованием счетов 15 и 16 или нет);

§ резервы предстоящих расходов и платежей (для равномерно-го списания на издержки):

· нa оплaтy отпусков,

· выплaту вознаграждения за выслугу лет,

· выплату вознаграждения по итогам работы за год и др.;

§ определение выручки от реализации продукции (работ, ус-луг): по отгрузке или по оплате;

§ учет финансовых результатов при выполнении договоров долгосрочного характера:

· по окончании всех работ (без использования счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»),

· этапам законченных работ с использованием счета 46.

Техническая сторона учетной политики включает:

· план счетов бухгалтерского учета;

· формы и регистры бухгалтерского учета;

· технологию обработки учетной информации;

· организацию внутрипроизводственного учета и контроля;

· порядок инвентаризации имущества и обязательств.

Организационная сторона учетной политики включает:

· выбор организационной формы построения и структуры бух-галтерии (централизация или децентрализация учета);

· место бухгалтерии в системе управления организации и взаи-модействие с другими службами;

· Состав и соподчиненность отдельных подразделений и работ-ников.

Организация бухгалтерского учета на предприятии и методика учета отдельных объектов. Раскрытие учетной политики

Основные вопросы организации бухгалтерского учета рас-смотрены в «Положении по ведению бухгалтерского учета и бух-галтерской отчетности» от 29 июля 1998 г. № 34н.

Определяется порядок организации ведения бухгалтерского учета и предоставления отчетности. Рассматриваются основные понятия, объекты и задачи бухгалтерского учета.

Организация бухгалтерского учета - система условий и элементов построения учетного процесса с целью получения до-стоверной и своевременной информации о хозяйственной дея-тельности организации и осуществления контроля за рациональ-ным использованием производственных ресурсов и наиболее вы-годной продажей готовой продукции.

Постановка бухгалтерского учета предполагает:

· разработку организационно-распорядительных документов (положения о бухгалтерии, должностных инструкций работни-ков бухгалтерии, штатного расписания);

· составление графика документооборота организации;

· создание, номенклатуры дел и организацию хранения доку-ментов;

· создание технологии обработки получаемой информации (формирование системы регистров бухгалтерского учета и правил внутренней, отчет-ности, разработку порядка проведения инвен-таризации и методов оценки видов имущества и обязательств);

· формирование кадровой политики бухгалтерии (порядка ат-тестации бухгалтеров, системы подбора персонала, системы повышения квалификации).

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Они могут в зависимости от объема учетной работы:

· учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

· ввести в штат должность бухгалтера;

· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета центра-лизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

· вести бухгалтерский учет лично.

Организация должна раскрывать принятые при формирова-нии учетной политики способы бухгалтерского учета, существен-но влияющие на оценку и принятие решений заинтересованны-ми пользова телями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтер-ского учета, без знания о применении которых заинтересован-ными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денеж-ных средств или финансовых результатов деятельности органи-зации.

Подлежат раскрытию способы амортизации основных средств, нема-териальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершённого производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, то-варов, работ, услуг и другие способы, отвечающие требованиям, приведенным в Положении.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме ин-формация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

1.2 Формирование и назначение учетной политики организации

Самое главное, что должно быть определено в бухгалтерской учетной политике, - это во-первых, варианты учета того или иного объекта (группы объектов), вы-бранные из нескольких допускаемых законодательством о бухучете вариантов, во-вторых, самостоятельно разработанные способы ведения учета при отсутствии нормативного урегулирования конкретного вопроса п. 8 ПБУ 1/98.

Относительно порядка составления учетной политики для целей исчисления налогов в нормативных актах нe содержится никаких особых требований. Напри-мер, отсутствует указание на то, должна учетная политика по каждому налогу ут-верждаться как отдельный документ или надо составить единый документ по всем налогам. Налогоплательщик может поступить так, как ему удобно. Вместе с тем сама обязанность налогоплательщика применять учетную политику в отно-шении ряда налогов, для которых допускается несколько возможных вариантов расчета, прямо закреплена Налоговым кодексом РФ п. 12 ст. 167, ст. 313 Налогового Кодекса РФ.

По общим правилам в учетную политику для целей налогообложения надо включить те вопросы, решение которых имеет варианты в соответствии с норма-тивными документами, обусловлено отраслевыми особенностями, а также те вопросы, в отношении которых в нормативных документах отсутствуют методы (способы) или существуют противоречия (неоднозначность) решения.

Например, в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» HK РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика вести раздельный учет при наличии операций, как облагаемых, так и нe облагаемых НДС. Как вести такой учет, не указано. Поэтому это решает уже сам налогопла-тельщик и закрепляет правила такого учета в учетной политике.

Таким образом, целью учетной политики является, во-первых, формирование единообразного подхода к отражению операций в бухгалтерском и налоговом учете, а во-вторых, закрепление своего выбора в качестве дополнительных аргу-ментов в споре с налоговыми органами, если последние посчитают что организа-ция какой-либо показатель посчитала (отразила) неверно. Если выбранный способ учета закреплен в учетной политике, не организации, а налоговому орга-ну придется доказывать в суде то, что он неправомерен.

Теперь посмотрим, как соотносятся между собой учетная политика для целей бухгалтерского учета и учетная политика для целей налогообложения. Как прави-ло, это зависит от целей организации. Если предпочтение отдается достоверному отражению финансового положения организации, максимизации бухгалтерской прибыли с целью выплаты больших дивидендов или повышения привлекательнос-ти организации, то нужно внимательно отнестись не только к правилам исчисле-ния налогов, но и к вопросам бухгалтерского учета и не стремиться совмещать его с налоговым учетом. Если же, кроме госорганов (налоговой службы и орга-нов статистики), содержание бухгалтерской отчетности более никого нe интере-сует, а приоритетное значение имеет налоговая экономия, то следует оптимизи-ровать методы исчисления налогов, а бухгалтерскую учетную политику с учетом уже наработанной практики максимально прибли-зить к политике для целей налогообложения при-были, установив одинаковые методы учета.

Это упростит ведение учета, в частности по-может избежать трудоемкого отражения времен-ных разниц в соответствии с ПБУ 18/02, позволит пользоваться на отдельных участках данными бух-учета при исчислении налога на прибыль.

Безусловно, не все методы учета в бухгалтер-ском учете и при исчислении налогов совпадают, однако в этом случае можно воспользоваться та-ким принципом бухучета, как требование рацио-нальности. Ведь ПБУ 1/98, закрепляющее основы составления бухгалтерской учетной политики, го-ворит о том, что учетная политика должна обес-печивать рациональное ведение бухучета исходя из условий хозяйственной деятельности и величи-ны организации п. 7 ПБУ 1/98. Поэтому если применение организацией метода учета, отличного от утвержденного в нормативных документах по бухучету, позволяет достоверно отразить ее имущественное положение и фи-нансовые результаты, то применение такого метода допустимо.

Например, обосновав свой выбор требованием рациональности учетного про-цесса, можно нe включать в бухучете в первоначальную стоимость приобретае-мого имущества суммовые разницы, учитывая их в составе прочих расходов. По-скольку для целей налогообложения прибыли суммовые разницы включаются во внереализационные расходы подп.5.1 п. 1 ст. 265 Налогового Кодекса РФ, это поможет сблизить бухгалтерскую и налоговую первоначальную стоимость приобретаемого имущества.

Принятая организацией учетная политика должна применяться последовательно из года в год п. 4 ст. 6 Федерального Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В то же время бухгалтерская учетная политика может изменяться, если п. 16 ПБУ 1/98:

· меняется законодательство. Отсутствие перемен в нормативных документах на 2006 год и изменения в налоговом законодательстве, в отдельных случаях могут повлечь и изменение способов бухгалтерского учета;

· существенно меняются условия деятельности, например в связи с реорга-низа-цией, сменой собственников, изменением видов деятельности;

· организацией разработаны новые способы ведения бухучета, применение кото-рых позволит более достоверно представлять в учете и отчетности факты хозяй-ственной деятельности либо снизит трудоемкость учетного процесса без сниже-ния степени достоверности отчётности.

При этом изменять учетную политику, применяемую для целей бухгалтерско-го учета, в течение года нельзя, поскольку должна обеспечиваться сопостави-мость данных бухучета. Любое изменение должно вводиться с 1 января года, следующего за годом утверждения этих изменений приказом (распоряжением) руководителя п. 4 ст. 6 Федерального Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; пп. 17, 18 ПБУ 1/98. To есть к процессу составления бухгалтерской учетной политики нa последующий год стоит подойти обстоятельно - в течение следующего года ничего по-менять не удастся.

Обращаем внимание на то, что если бухгалтерская учетная политика на будущий год, будет изменена по сравнению с предыдущим, то на 1 января будущего года необходимо оценить в денежном выражении последствия изменений, которые оказали (или окажут) существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации. Результаты такой оценки отражаются следующим образом.

Применяется ретроспективный подход к учету изменений учетной политики, особенностью которого является то, что изменение показателей бухгалтерской отчетности, вызванное сменой учетной политики, осуществляется путем изме-нения данных бухгалтерской отчетности, а не путем осуществления записей по счетам бухгалтерского учета. При этом поскольку ни расходы, ни доходы нe мо-гут быть признаны (счет прибылей и убытков нe затрагивается - он уже за-крыт), то корректировка показателей доходов и расходов произво-дится за счет нераспределенной прибыли организации. Меняются данные вступительного баланса на следующий год. Вступительный баланс формируется так, как будто бы с первого момента возникно-вения фактов хозяйственной деятельности данного вида применялся измененный способ ведения бухучета п. 21 ПБУ 1/98.

Иными словами, данные вступительного баланса на 1 января будущего года no ряду статей не будут соответствовать данным заключитель-ного баланса на 31 декабря предыдущего.

При этом в пояснительной записке к отчетности за будущий год надо будет указать:

· причину изменения учетной политики;

· оценку последствий изменения в стоимостном выражении;

· тот факт, что включенные в бухгалтерскую отчетность данные за период, предшествующий отчетному, откорректированы.

Приведем пример. Организация в течение 2005 г. нe создавала резерв по со-мнительным долгам. Однако в связи с тем, что в 2005 г. размер задолженности, имеющей статус сомнительной, был довольно велик, организация приняла реше-ние с 1 января 2006 г. создавать такой резерв, что и зафиксировала в учетной политике на 2006 г. В этом случае ей надо пересчитать данные бухгалтерского учета за 2005 г. исходя из предположения, что в 2005 г. указанный резерв созда-вался, а долги, срок исковой давности по которым истек, и прочие нереальные для взыскания долги списывались за счет такого резерва. Исходя из результатов пересчета нужно изменить вступительное сальдо бухгалтерского баланса на 1 ян-варя 2006 г. To есть скорректируются, а именно уменьшатся показатели стро-ки 240 «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)» и подстроки «в том числе покупатели и заказ-чики» баланса на 1 января 2006 г. Кроме того, произойдет изменение (уменьше-ние) вступительного остатка показателя нераспределенной прибыли прошлых пе-риодов в пассиве баланса (строка 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»). Уменьшится показатель строки «Прибыль (убыток) прошлых лет за аналогичный период предыдущего года» справочной таблицы «Расшифровка от-дельных прибылей и убытков» формы № 2 «Отчета о прибылях и убытках» за 2006 г. Также необходимо будет отразить уменьшение нераспределенной прибы-ли, произошедшее вследствие изменений в учетной политике, в разд. I «Измене-ния капитала» формы №3 «Отчет об изменениях капитала» за 2006 г.

В пояснительной записке к отчетности за 2005 г. надо указать, что с 1 января 2006 г. будет создаваться резерв no сомнительным долгам. В пояснительную записку к отчетности за 2006 г. (включая промежуточную отчёт-ность) необходимо включить положение о том, что в 2006 г. организация стала создавать резерв, и указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за 2006 г. соответствую-щие данные 2005 г. скорректированы необходимым образом.

Проведение таких корректировок необходимо для того, чтобы пользователи бухгалтерской отчетности могли сравнивать показатели отчетности за текущий и предыдущие годы в сопоставимых показателях.

He проводить оценку последствий изменений учётной политики можно толь-ко в том случае, если такая оценка в денежном выражении не может быть про-изведена с достаточной точностью. В этом случае надо лишь раскрыть в поясни-тельной записке этот факт. И со следующего года к новым операциям применять новый метод учета п. 21 ПБУ 1/98

.

Таким образом, видно, что изменение какого-либо способа ведения учета приводит к необходимости проведения дополнительных трудоемких расчетов, ко-торые нужны для формирования показателей вступительного баланса нового отчетного года. Поэтому любое изменение учетной политики должно быть обоснованным п. 17 ПБУ 1/98

.

Что же будет, если проигнорировать требо-вания ПБУ 1/98 об отражении последствий изме-нения учетной политики и, главное, не обосно-вать, почему раскрытие такой информации не приводится. В теории при искажении какой--либо строки отчетности нe менее чем на 10% может быть применена админист-ративная ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, выражающаяся в наложении штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб ст. 15.11 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Кроме того, такая отчетность может быть признана недостоверной при аудиторской проверке, что может привести к отказу в выдаче организации положительного аудиторского за-ключения п. 6 ПБУ 4/99, утв. Приказом Минфина России от 06.07.99 №43н; пп. 24, 34 Правила (стандарта) №6 утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 №696.

Учетную политику для целей налогообложения можно поменять вследствие изме-нения законодательства либо выработки налогоплательщиком более удобной схе-мы исчисления и уплаты налогов ст. 313 Налогового Кодекса РФ. При этом требования раскрывать последствия таких изменений каким-либо образом в налоговом учете нет.

В общем случае изменять учетную политику, применяемую для целей налого-обложения, в течение года нельзя. Любое изменение должно вводиться с I янва-ря года, следующего за годом утверждения этих изменений приказом (распоряжением) руководи-теля п. 12 ст. 167, ст. 313 Налогового Кодекса РФ.

Вместе с тем Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность внесения изменений в учет-ную политику в отношении налога на прибыль при изменении налогового законодательства. Та-кие изменения должны вноситься нe ранее чем с момента вступления в силу изменений норм законо-дательства13. Иными словами, если законода-тель изменит порядок исчисления налога задним числом с начала текущего налогового периода, допускается изменить учетную политику в середи-не года, произвести перерасчет налоговых обяза-тельств, исходя из новых способов учета с начала года, и представить необходимые уточненные дек-ларации. Однако это право, а не обязанность на-логоплательщика.

Например, подобная ситуация сложилась в 2005 году, когда летними поправками в гл. 25 «Налог на прибьль организаций» HK РФ было раз-решено самостоятельно утверждать распределе-ние расходов на прямые и косвенные, а также по-рядок распределения прямых расходов на стоимость незавершенного производства и стои-мость готовой продукции и применять такое рас-пределение начиная с 1 января 2005 г п. 41 ст. 1, п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.06.2005 №58-ФЗ. После этого Минфин России выпустил Письмо, в кото-ром указал, что налогоплательщик может внести изменения в свою учетную политику на 2005 г. и рассчитывать налог на прибыль в 2005 г., применяя удобный для него перечень прямых расходов, а может оста-вить учетную политику на 2005 г. неизменной, а изменения внести начиная с 1 января 2006 г Письмо Минфина России от 21.10.2005 №03-03-02/117.

В отношении же всех других налогов учетная политика может пере-сматриваться только один раз в год и должна применяться с 1 января следующего года независимо от причин, по которым вносятся изменения в учетную политику.

Таким образом, все необходимые поправки в порядок исчисления налога на прибыль, НДС, единого налога при УСНО, ЕНВД, внесенные в законодательство в 2005 г., налогоплательщик может (а в отдельных случаях и должен) учесть при составлении учетной политики на 2006 г.

Стоит обратить внимание: если у организации в течение года. возникнут в деятель-ности какие-либо принципиально новые операции либо операции, которые про-сто отличны по существу от операций, имевших место ранее, и в от-ношении этих операций не будет закреплен в учетной политике способ их учета, то в учетную политику можно будет внести допол-нения и в течение отчетного года ст. 313 Налогового Кодекса РФ. Это нe будет являться изменени-ем учетной поли-тики п. 16 ПБУ 1/98. Например, если организация, ранее не осу-ществлявшая торговлю, стала ею заниматься, то она вправе определить способ учета (оценки) товаров в бухучете и для целей на-логообложения и закрепить его в дополнениях к учетной политике в середине года. Применяться эти дополнения должны сразу после утверждения.

В связи с этим при первоначальном формировании учетной поли-тики (бухгалтерской и налоговой) He следует пытаться описать сразу все возможные операции. Наиболее удобным является вариант вклю-чения в учетную политику только тех положений, которые касаются учета уже существующих операций, имущества и т. д. Если в течение года у организации появятся какие-либо новые операции, вариант учета которых надо урегулировать учетной политикой, организация сможет дополнить учетную политику необходи-мыми положениями п. 16 ПБУ 1/98; ст. 313 Налогового Кодекса РФ, уже более обдуманными, подходящими ей в конкретной ситуации. При этом это будут именно дополнения, а не изменения, то есть их можно будет внести в учетную политику в любой момент.

Срок утверждения бухгалтерской и налоговой учетной политики на последующий год - до 1 января данного года. Конечно же, ничего страшного нe случится, если учетная поли-тика будет составлена чуть позже. Главное - чтобы все указанные в ней способы ведения учета и исчисления налогов применялись именно с 1 ян-варя этого года п. 10 ПБУ 1/98; п. 12 ст.167, ст. 313 Налогового Кодекса РФ. Кроме того, приказ, утверждающий учетную политику, должен быть датирован нe по-зднее 31 декабря предыдущего.

Если же организация только создана, то ее учетная политика для целей бухучета должна быть оформлена до первой публикации бухгал-терской отчетности, но нe позднее 90 дней со дня госрегистрации п. 10 ПБУ 1/98. Учетная политика для це-лей исчисления НДС должна быть утверждена не позднее окончания первого налогового периода (месяца или квартала) п. 12 ст.167 Налогового Кодекса РФ. При этом применяться учетная политика должна со дня создания орга-низации п. 10 ПБУ 1/98; п. 12 ст.167 Налогового Кодекса РФ.

Для иных налогов сроков утверждения учетной политики нe установлено, од-нако затягивать не стоит, поскольку с первого дня деятельности определение на-логовой базы должно производиться по одним правилам.

Утвердить учетную политику должен руководитель организации приказом ли-бо распоряжением п. 3 ст. 6 Федерального Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; пп. 5, 9 ПБУ 1/98; п. 12 ст.167, ст. 313 Налогового Кодекса РФ

. Форма такого приказа - произвольная. Причем положения учетной политики могут приказе, так и в приложении к нему.

Следует помнить, что учетная политика должна быть единой для всей организации, включая все ее филиалы, представительства и иные подразделения организации (в том числе выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахожде-ния п. 10 ПБУ 1/98; п. 12 ст.167, ст. 313 Налогового Кодекса РФ.

.

Законодательство no бухучету устанавливает, что в пояснительной записке, кото-рую надо представить в налоговые органы и другим пользователям (в частности, учредителям) вместе с годовой бухгалтерской отчётностью за отчетный год до 31 марта последующего, необходимо раскрыть сведения подп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового Кодекса РФ; п 2., 4 ст. 13, п. 1, 2 ст.15 Федерального Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; пп. 2, 15, 23 ПБУ 1/98; п. 24 ПБУ 4/99.:

· о существенных способах ведения бухучета на следующий год;

· дополнениях, внесенных в бухгалтерскую учетную политику в течение отчетного года;

· изменениях учетной политики на последующий год, по сравнению с отчетным.

В принципе, можно нe переписывать указанные положения учетной полити-ки в пояснительную записку, а представить саму учетную политику целиком.

Отдельные организации обязаны публиковать основные положения своей учетной политики в составе бухгалтерской отчетности, раскрыв их в пояснитель-ной записке. К ним относятся ОАО и организации, обязанность публиковать отчетность, у которых установлена учредительными докумен-тами п. 2 ст. 13, ст. 16 Федерального Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; пп. 3, 15 ПБУ 1/98;.

Для учетной политики, применяемой в целях налогообложения, никаких осо-бых требований по представлению ее пользователям, в частности налоговым ор-ганам, в нормативных актах нe содержится.

Вместе с тем налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков пояснения и документы, подтверж-дающие правильность исчисления и своевременность уп-латы налогов подп. 1 п. 1 ст. 31 Налогового Кодекса РФ. Поэтому налогоплательщик при желании

может проинформировать свою ИФНС о выбранных вари-антах порядка исчисления налогов, представив вместе с бухгалтерской отчётностью и налоговую учетную поли-тику на следующий год.

Кроме того, в одном своем Письме Минфин России указал на необходи-мость представления учетной политики в ИФНС. Но еще раз подчеркнем, что никакой ответст-венности за непредставление учетной политики в составе годовой отчетности нет Письмо Минфина России от 06.07.2003 №67н..

1.3. Варианты бухгалтерского учета объектов, включаемые в учетную политику

Вести бухучет в полном объеме должны все организации, кроме применяющих УСНО. Последним законом разрешено вести только бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов пп. 1, 3 ст. 4 Федерального Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Поэтому им тоже будут интерес-ны приведённые ниже положения учётной политики, но только в час-ти методов учета внеоборотных активов.

В предлагаемой таблице (Приложение 1) выделены варианты, которые могут быть применены в том числе и для целей исчисления налога на прибыль организаций. Выбрав один из таких вариантов и в бухгалтерском, и в налоговом учете, организация сможет сблизить эти два вида учета, уменьшить количество временных разниц и упро-стить трудоемкий процесс отражения отложенных налогов в бухуче-те. Варианты, не выделенные в таблице, применимы только в бухучете и с налоговым учетом никак нe согласуются, в результате чего либо вообще нe влияют на возникновение разниц, либо независимо от вы-бранного варианта приводят к появлению временных разниц.

Вывод по Главе 1

Учетная политика, как составная часть финансовой политики организации, является основой бухгалтерского учета и ведения отчетности. В настоящее время подходы к составлению учетной политики заключают в себе разумное сочетание государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета.

Самое главное, что должно быть определено в учетной политике, - это во-первых, варианты учета того или иного объекта (группы объектов), выбранные из нескольких допускаемых в бухучете вариантов, во-вторых, самостоятельно разработанные способы учета при отсутствии нормативного регулирования конкретного вопроса.

Таким образом, целью учетной политики является, во-первых, формирование единообразного подхода к отражению операций в бухгалтерском и налоговом учете, а во-вторых, закрепление своего выбора в качестве дополнительных аргу-ментов в споре с налоговыми органами, если последние посчитают что организа-ция какой-либо показатель посчитала (отразила) неверно. Если выбранный способ учета закреплен в учетной политике, не организации, а налоговому орга-ну придется доказывать в суде то, что он неправомерен.

Глава 2. Методика формирования учетной политики в ЗАО «Военно-мемориальная компания»

2.1. Технико-экономическая характеристика ЗАО «Военно-мемориальная компания»

Калужский филиал ЗАО «Военно-мемориальная компания является территориальным подразделением организации «Военно-мемориальная компания», зарегистрированной в г. Москва. В связи с этим, проводя технико-экономическую характеристику филиала, следует охарактеризовать устав головной организации (Приложение 2) в купе с технико-экономическими данными по филиалу (Приложения 3, 4, 5), т.к. законодательство РФ запрещает филиалам организаций иметь собственный устав.

Закрытое акционерное общество «Военно-мемориальная компания» (именуемое далее - Общество) учреждено на основании решения общего собрания учредителей, принятого 09 апреля 1997 года (Протокол №1).

Деятельность Общества осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом PФ «Об акционерных обществах» (именуемым далее - Федеральный закон), Федеральным законом «0 рынке ценных бумаг», настоящим уставом и законодательством Российской Федерации (РФ).

· Полное наименование организации: Закрытое акционерное общество «Военно-мемориальная компания»;

· Сокращенное наименование организации: ЗАО «ВМК»;

· Место нахождения организации: Российская Федерация, 103031, г. Москва, ул. 6. Лубянка, д. 11а, стр. 1.

· Тип организации: закрытое акционерное общество.

Срок деятельности Общества не ограничен. Общество является юридическим лицом Российской Федерации. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и осуществлять другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Общество вправе в установленном законодательством Российской Федерации порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Акционеры Общества не отвечают по обязательствам Общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, только в пределах стоимости принадлежащих им акций. Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам Общества, равно как и Общество нe отвечает по обязательствам государства и его органов.

Общество может быть учредителем и участником других хозяйственных товариществ и обществ, любых форм некоммерческих организаций и предприятий с иностранными инвестициями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общество вправе участвовать в создании и деятельности организаций на территории зарубежных стран, в международных некоммерческих организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также вести внешнеэкономическую деятельность.

Общество имеет также и другие права и обязанности, определяемые Федеральным законом и законодательством Российской Федерации.

Общество вправе создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Создание Обществом филиалов и открытие представительств за пределами территории Российской Федерации осуществляются также в соответствии с законодательством иностранного государства no месту нахождения филиалов и представительств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Филиалом Общества является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества и осуществляющее все его функции, в том числе функции представительства, или их часть. Представительством Общества является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения Общества, представляющее интересы Общества и осуществляющее их защиту. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, действуют на основании утвержденных Обществом положений. Филиал и представительство наделяются создавшим их Обществом имуществом, которое учитывается как на их отдельных балансах и(или) на самостоятельном балансе Общества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Целью создания Общества является содействие в реализации социальной защиты военнослужащих, ветеранов военной службы и других категорий граждан при проведении военно-мемориальной работы, оказание ритуальных услуг и иные виды работ и услуг, не запрещенные действующим законодательством и получение прибыли. Общество вправе осуществлять любой вид деятельности, не запрещенный законодательством Российской Федерации, в том числе:

1). Оказание всего комплекса ритуальных услуг при осуществлении погребения погибших (умерших) военнослужащих, участников войны, ветеранов боевых действий нa территории других государств, ветеранов военной службы, граждан, уволенных с военной службы, сотрудников и ветеранов других силовых структур и ведомств, других граждан, а именно:

· прием заказа и заключение договора на организацию похорон (в том числе агентские услуги приемщиков заказов на организацию похорон);

· захоронение и перезахоронение;

· все услуги по кремации;

· транспортировка тел (останков) умерших (погибших);

· изготовление и опайка цинковых гробов;

· изготовление гробов (кроме цинковых) и урн для захоронения праха;

· санитарная и косметическая обработка тел;

· бальзамирование;

· заключение прижизненного договора на оказание ритуальных услуг.

2). Подготовка и проведение мероприятий, посвященных увековечению памяти погибших защитников Отечества, других граждан.

3). Подготовка и проведение ритуальных мероприятий на иностранных воинских захоронениях на территории Российской Федерации.

4). Участие в мероприятиях по отданию воинских почестей при погребении погибших (умерших) военнослужащих.

5). Обработка камня для строительства, памятников и производство изделий из него.

6). Изготовление и установка надгробных памятников.

7). Уход за местами погребения и отдельными захоронениями.

8). Оказание услуг по оптовой и розничной торговле обработанным камнем для строительства, памятниками и изделиями из камня.

9). Внешнеторговая деятельность в областях горно-добывающей и обрабатывающей промышленности для оказания ритуальных услуг.

10). Приобретение, продажа товаров и оборудования российских и иностранных предприятий, организаций и граждан.

11). Информационная и маркетинговая деятельность, оказание экспедиторских, транспортных, консультационных, посреднических и других видов услуг.


© 2008
Полное или частичном использовании материалов
запрещено.