![]() |
РУБРИКИ |
Учетная политика в ЗАО "Бурда бетройунг" |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Учетная политика в ЗАО "Бурда бетройунг"p align="left">Списание, продажа, передача имущества и др. собственности, в т.ч. издаваемой продукции, осуществляется от имени ИД “БУРДА” с соответствующим оформлением документов.Издательство свою финансово-хозяйственную деятельность осуществляет на основе хозрасчета и самофинансирования. Денежные средства издательство получает: · от издательско-полиграфических услуг сторонним организациям; · от реализации издаваемой продукции; · от книготорговой деятельности; · от спонсоров, других добровольных взносов; · осуществления иной не противоречащей законодательству деятельности для решения задач, предусмотренных настоящим положением. Расходование получаемых средств издательство производит в соответствии с годовыми нормативами по статьям расхода утвержденной сметы и другим указаниям главной бухгалтерии в рамках финансово-экономического раздела годового плана. Финансово-хозяйственная деятельность издательства организуется в следующем порядке: Ш определяет фактический объем и характер издания и передает сведения об объеме, тираже и редакционных "затратах представленного издания бухгалтеру; Ш бухгалтер, с привлечением типографии и ОСиС, делает калькуляцию, определяет стоимость и цену; Ш директор разрабатывает договор, который от имени ИД “БУРДА” подписывает директор ИД; Ш типография выполняет полиграфическую работу и по своему учету передает готовую продукцию в отдел снабжения и сбыта; Ш представляет товар заказчику, оформляет передаточный документ и после оплаты выдает товар. Средства издательства, оставшиеся на субсчете по истечении года, не изымаются. Издательство в праве осуществлять другую не запрещенную коммерческую деятельность при наличии лицензий. 2.2. Методологические аспекты учетной политики Одним из направлений совершенствования организации бухгалтерского учета на современном этапе является ориентация его на Международные стандарты учета и финансовой отчетности. Бухгалтерские системы имеют национальный характер, хотя они могут быть похожими и иметь похожую методологическую основу - план счетов, систему двойной записи на бухгалтерских счетах, баланс и т.д. Развитие национальных бухгалтерских систем зависит от исторических традиций и теории учета. В последние годы в экономике развитых стран усилилось внимание к проблеме международной унификации бухгалтерского учета, что связано с постоянно возрастающей международной интеграцией в сфере экономики и появлением транснационального капитала. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это нормативные документы, раскрывающие требования к содержанию бухгалтерской информации и методологию получения важнейших учетных характеристик на основе гармонизации национальных стандартов экономически развитых стран, разрабатываемые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Комитет имеет статус независимого негосударственного органа, его Правление находится в Лондоне. МСФО носят рекомендательный характер, и государства самостоятельно принимают решения об их применении. Утвержденным текстом всех МСФО считается текст, опубликованный Комитетом на английском языке. Все официальные переводы подготавливаются при участии специалистов КМСФО. В настоящее время МСФО официально переведены на 4 языка (немецкий, русский, французский и польский), в процессе находится работа над официальным переводом на китайский, японский, португальский и испанские языки. Неофициально международные стандарты переведены более чем 30 языков. Пользователями отчетной информации являются инвесторы (фактические и потенциальные), кредиторы (прежде всего, банки), государственные органы (в первую очередь, налоговые), персонал организации, общественность, поставщики и покупатели, которые связаны с организацией долгосрочными договорами. Заметным преимуществом МСФО является то, что для финансовых аналитиков и инвесторов информация финансовых отчетов становится понятной, сравнимой, прозрачной, надежной, не требующей больших издержек на анализ. Кроме того, использование МСФО позволяет хозяйствующим субъектам привлекать капитал за меньшие расходы. В настоящее время существуют региональные и мировые международные бухгалтерские стандарты отчетности. На региональном уровне первыми стали юридически регулировать сопоставимость финансового учета страны-члены Европейского Сообщества (ЕС). Цель регулирования была сформулирована как «гармонизация бухгалтерского учета». Она явилась следствием гармонизации законодательства предпринимательской деятельности. Страны-члены ЕС имеют общие экономические интересы, поэтому они стремятся взаимоувязать учетную практику, согласовать национальные бухгалтерские стандарты. Применение МСФО является необходимым условием становления участником международного рынка капитала. Если иностранные инвесторы не в состоянии проследить с помощью финансовой отчетности, как используется предоставленный ими капитал, то такая страна останется зоной повышенного риска. Между тем, слепое копирование МСФО отдельными государствами может негативно сказаться на сформированных в течение длительного исторического периода национальной практике и теории бухгалтерского учета. Данное мнение обусловлено тем, что МСФО можно рассматривать как обобщенную практику бухгалтерского учета наиболее развитых учетных систем ведущих стран мира. Формирование учетной политики организации определяет теоретические и методологические основы и принципы ведения бухгалтерского учета в организации, отраженные в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» и в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером исходя из структуры, отрасли и других особенностей деятельности организации на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации. При разработке учетной политике организации утверждается: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; методы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. При формировании учетной политики предполагается, что: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности); организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности). Учетная политика организации должна обеспечивать: полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты); своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности); большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности); отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости); рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности). При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/98 и иных положений по бухгалтерского учету. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводится с начала финансового года. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно - распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики). Изменение учетной политики организации может производиться в случаях: изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету; разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации; существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п. Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы. 2.3. Организационно-технические аспекты учетной политики Организационные моменты учетной политики включают в себя различного рода положения, касающиеся общих принципов построения бухгалтерского учета в организации (отраслевые особенности, организация бухгалтерской службы, формы учета, порядок составления отчетности и др.). Об учетной политике предприятия для целей бухгалтерского учета на 2005 год (приказ от 01.01.2005г.) В соответствии с Законом "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положениями по бухгалтерскому учету и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцией по его применению приказываю установить: 1. Учет основных средств и доходных вложений в материальные ценности. 1.1. Порядок определения сроков полезного использования приобретаемых предметов: 1.2. Порядок перехода на новый План счетов - списание остаточной стоимости МБП на себестоимость продукции: 1.3. Порядок начисления износа (амортизации) по основным средствам: Основание: Д 08 К 60 - приобретается объект основных средств; Д 19 К 60 - выделен НДС в счете-фактуре поставщика; Д 60 К 51 - оплачен счет на приобретенеие объекта; Д 20,26,44 К 02 - начислена амортизация по объекту на сумму полной первоначальной стоимости объекта; Д 02 К 01 - списывается объект основных средств. Основание: Основание: Основание: - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.02г. № 34н) п.п.65,72. 2. Учет нематериальных активов. 2.1. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам: № п/п Перечень нематериальных активов Способ начисления амортизации: л и н е й н ы й Основание: 3. Порядок учета материально-производственных запасов. 3.1. Порядок отражения в бухгалтерском учете процесса приобретения и заготовления материалов: применение счета 10 "Материалы" с оценкой материалов на счете 10 по фактической себестоимости. Основание: 3.2. Оценка материально-производственных запасов и расчет фактической себестоимости отпущенных в производство ресурсов: Основание: 4. Вариант учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции и формирования финансового результата. 4.1. Вариант первичного учета затрат на производство, распределение прямых затрат по объектам калькулирования.
4.2. Вариант калькулирования себестоимости продукции и формирования финансового результата: подразделение затрат отчетного периода на производственные (условно-переменные) и периодические (условно-постоянные). Последний вид расходов в конце отчетного периода в полной сумме списывается на себестоимость продукции (Д 20 К 26). Основание: 6. Учет выпуска готовой продукции. 6.1. Вариант отражения в учете выпуска готовой продукции:
оценка по фактической производственной себестоимости. 7. Порядок учета товаров. 7.1. Порядок формирования покупной стоимости товаров у организации торговли: Основание: - Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (утверждены Комитетом РФ по торговле 20.04.2002. № 1-55-/32-2) п.2.2.
выручка от реализации продукции (работ, услуг) отражается в бухгалтерском учете по методу "поступления оплаты за отгруженную продукцию (работы, услуги) (кассовый метод). Основание: 8.2. Вариант учета сумм, поступающих от сдачи в аренду имущества: в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг). выручка от реализации продукции (работ, услуг) отражается в бухгалтерском учете по методу "поступления Лица, имеющие право подписи.
По учету использования рабочего времени и Директор, главный бухгалтер, инспектор отдела расчетов с персоналом кадров. По оплате труда. По учету основных средств и нематериальных Директор, главный инженер, главный механик, бухгалтер-материалист. По учету материалов. Отдел снабжения, кладовщик, бухгалтер-материалист. По учету работ в автомобильном транспорте. Зав. гаражом. По учету торговых операций. 7. Порядок выдачи в подотчет наличных денежных средств, сроки и правила оформления отчетов по их использованию: Согласно приказа руководителя организации. 8. Сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств. 3. Учетная политика для целей налогообложения в ЗАО «Бурда бетройунг» Фактически (без специального определения в нормативных документах) учетная политика для целей налогообложения принималась организацией и до вступления в силу части второй НК РФ. Напомним, что в соответствии с п. 2 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", (утв. приказом Минфина России от 09.12.2003 № 60н), под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. При этом к способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, пога-шения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы при-менения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы. Вместе с тем, в составляемый на практике приказ об учетной политике организа-ции включались и положения, не относящиеся к порядку бухгалтерского учета хозяйствен-ных операций, но определявшие режим их налогообложения. Прежде всего, это касалось выбора организацией так называемого "момента реализации", т.е. даты признания оборота по реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения. Если в бухгалтерском учете в соответствии с допущением "временной определен-ности фактов хозяйственной деятельности" (п. 6 ПБУ 1/98), доходы от реализации должны фиксироваться в момент перехода к покупателю права собственности на товары (выполнения работ, оказания услуг), для целей налогообложения до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ возможность выбора "момента реализации" определялась Законом РФ от 06.12.2003 № 2003-1 "О налоге на добавленную стоимость" (для НДС) и Положением о составе затрат, утв. постановлением Правительства РФ от 05.12.2003 № 552 (для налога на прибыль). Таким образом, еще до введения в действие части второй НК РФ существовал оп-ределенный комплекс предписаний налогового законодательства, дающих организациям возможность выбора различных вариантов порядка налогообложения хозяйственных операций. Совокупность этих правил, выбранных организацией, фактически составляла ее налоговую политику, не оказывая при этом влияния на порядок бухгалтерского учета соответствующих хозяйственных операций. Формально же на практике этот выбор организации закреплялся в приказе об учетной политике. С другой стороны, все меньше решений в области именно методологии бухгалтерского учета, принимавшихся при формировании учетной политики организации, определяли порядок налогообложения соответствующих хозяйственных операций. Так, например: · выбор одного из предлагавшихся в п. 4.2 ПБУ 6/97 "Учет основных средств" (утв. приказом Минфина России от 03.09.2003 № 65н), варианта начисления амортизации по основным средствам (в настоящее время соответствующие предписания содержит п. 18 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н) не влиял на величину затрат, принимаемых для расчета налогооблагаемой прибыли; · сформированные в соответствии с п. 45 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ (утв. приказом Минфина РФ от 29.07.2003 № 34н), и учетной политикой организации резервы под обесценение вложений в ценные бумаги за счет финансовых результатов не уменьшали величины налогооблагаемой прибыли организации; · ни один из выбранных в учетной политике в соответствии с п. 4 ст. 13 Закона РФ от 21.11.2003 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" методов учета хозяйственных операций, отличный от предписанных нормативными документами, сам по себе не имел никаких налоговых последствий и т.д. 3.1. Формирование учета доходов и расходов для исчисления налога на прибыль Данный стандарт устанавливает основы учета текущих и будущих налоговых последствий: Будущего возмещения (погашения) балансовой стоимости ак-тивов (обязательств) в бухгалтерском балансе. Операций и других событий текущего периода, признаваемых в финансовой отчетности компании. Существование этого стандарта обусловлено одним из основных принципов составления финансовой отчетности -- принципом начис-ления, который позволяет компаниям признавать в качестве долга бу-дущие выплаты (налоги и другие обязательные платежи), если они ба-зируются на ежегодно проводимых операциях и носят постоянный характер. В МСФО 12 речь идет в основном о налогообложении транснацио-нальных компаний из разных регионов мира. Поэтому в стандарте под-черкивается, что налоги на прибыль включают все налоги внутри стра-ны и за рубежом, уплачиваемые не только материнской компанией, но и дочерними и совместными предприятиями. Эти расчеты по налогам следует показывать в консолидированной отчетности компании. В стандарте приводятся основополагающие понятия учетной и налогооблагаемой прибыли. Учетной прибылью считается чистая прибыль (чистый убыток) за отчетный период до вычета налоговых платежей. Налогооблагаемой прибылью (убытком) называется прибыль (убы-ток) за период, исчисляемая в соответствии с правилами, установлен-ными налоговыми органами. Согласно этим правилам предусматри-вается уплата или компенсация налогов на прибыль ввиду того, что могут иметь место как недоплата, так и переплата (авансовые плате-жи) налогов. Приведено и понятие отложенных налогов, уплата (возмещение)которых переносится на будущие периоды с учетом временных разниц по налогообложению. В финансовой отчетности недоплату показывают как обязательства (среди прочих пассивов и резервов), а переплату -- как долгосрочные активы. Отложенное налогообложение определяется по налогам, базой исчисления которых является прибыль. Оно учитывается методом обя-зательств по отчету о прибыли и убытках или методом обязательств по балансу. При первом методе отложенный налог исчисляется от вре-менных разниц, при втором -- от временных. Временные разницы означают разницы между налоговой и учетной прибылью, возникающие от несовпадения учетного и налогового периодов. Временные разницы означают разницы между налоговой базой актива (обязательства) и их балансовой стоимостью, они возникают при несовпадении налоговой и учетной оценки операций и вклю-чают временные разницы. Временные разницы делятся на облагаемые и вычитаемые в от-четном периоде. Налог от облагаемой разницы начисляется как отложенное нало-говое обязательство. Налог от вычитаемой разницы начисляется как отложенное налоговое требование. Их сальдирование допускается, но с ограничениями (один налоговый орган, право компании на зачет). Отложенное налогообложение приводится отдельной статьей в балансе и не дисконтируется. Его расчет производится по ставке налога (сред-ней ставке при различиях ставок) на отчетную дату или на объявлен-ную дату ее применения. Отложенное налогообложение является расходом (доходом), ко-торые включаются в прибыль (убыток) отчетного периода, но списы-вается за счет соответствующего резерва, если операция не связана с финансовым результатом (переоценка основных средств). В пояснениях раскрываются причины временных разниц, отложен-ное налогообложение и его состав, налог на прибыль по прекращаемой деятельности, изменение налоговых ставок, числовая сверка налогооб-ложения по балансовой и расчетной налогооблагаемой прибыли. Налог на добавленную стоимостьОсновным элементом, который необходимо закрепить в учетной политике для исчисления НДС, является момент определения налоговой базы. Кодексом предусмотрено два варианта: - по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, то есть день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг); - по мере поступления денежных средств, то есть день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Выбранный вариант нужно утвердить в учетной политике для целей налогообложения. Если же налогоплательщик не определит в своей учетной политике, какой метод он будет использовать, то моментом определения налоговой базы считается день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг). Об этом говорится в пункте 12 статьи 167 Кодекса. Значит, для того чтобы избежать споров и ошибок, рекомендуется все же закрепить один из методов в своей учетной политике для целей налогообложения. Так какой же вариант лучше выбрать? На этот вопрос можно ответить только после тщательного анализа условий деятельности налогоплательщика. Вариант учетной политики «по оплате» позволяет осуществлять налоговые платежи только по тем операциям, по которым уже поступили денежные средства. Это крайне важно для небольших организаций с ограниченными оборотными средствами. Однако вариант учетной политики «по отгрузке» является более простым и позволяет исключить различные ошибки, возникающие в связи с необходимостью правильно определять дату оплаты. Правда, метод «по оплате» явно выгоднее - он позволяет отсрочить налоговые платежи и более экономно и рационально распределять денежные средства. Хотя при совпадении моментов отгрузки и оплаты (например, розничная торговля) лучше применять метод учета «по отгрузке». Налог на прибыль Как уже отмечалось, наибольшее количество альтернативных норм, позволяющих налогоплательщикам выбрать тот или иной способ учета для целей налогообложения, относится к исчислению налога на прибыль организаций. Прежде всего в учетной политике необходимо закрепить порядок ведения налогового учета. Он не имеет жесткой регламентации, и налогоплательщик должен разработать его самостоятельно. Помимо этого нужно разработать формы документов налогового учета. Причем в качестве таких документов организация может использовать самостоятельные регистры налогового учета. Либо применять регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимыми реквизитами, указанные в статье 313 НК РФ. Однако в любом случае полного совмещения бухгалтерского и налогового учета достичь невозможно. Более того, у них различные задачи. Смешивая их, можно, ненамного облегчив себе работу, в итоге добиться лишь возникновения ошибок либо в налоговом учете, либо в бухгалтерском. Это же относится и к другим элементам учетной политики для целей налогообложения, которые вовсе не должны быть одинаковыми с теми, которые приняты для бухучета. Во многих случаях, чтобы избежать ошибок и неточностей, и в первую очередь в данных бухучета, разумнее будет утвердить самостоятельные регистры налогового учета. Формы регистров налогового учета, а также порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов утверждаются организацией в приложении к учетной политике. Налогоплательщики, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) которых без учета НДС не превысила 1 000 000 руб. за каждый квартал в среднем за предыдущие четыре квартала, должны установить в учетной политике момент признания доходов и расходов (определение даты получения дохода или расхода). Они вправе выбрать либо метод начисления, либо кассовый метод. Те же, кто не соответствует этому критерию, должны применять только метод начисления. Так как для таких организаций выбор метода признания доходов и расходов главой 25 не предусмотрен, закреплять метод начисления в учетной политике нет необходимости. При использовании метода начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также день погашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом. Конечно, кассовый метод удобен тем, что доход от хозяйственных операций, как правило, возникает только после реального получения денежных средств. Но его применение сопряжено со значительными рисками. В частности, при превышении предельного размера суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), установленного пунктом 1 статьи 273 Кодекса, в течение налогового периода налогоплательщик обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления. Причем с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение. Далее, налогоплательщики вправе самостоятельно определить метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), для определения размера материальных расходов и метод оценки покупных товаров при их реализации для определения стоимости приобретения товаров. Они практически одинаковые. Для оценки сырья и материалов используются следующие методы (п. 8 ст. 254 НК РФ): 1) метод оценки по стоимости единицы запасов; 2) метод оценки по средней стоимости; 3) метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО); 4) метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). Для оценки покупных товаров налогоплательщики могут выбрать следующие методы (п. 1 ст. 268 НК РФ): 1) по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО); 2) по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО); 3) по средней стоимости; 4) по стоимости единицы товара. И в том и в другом случае следует выбрать метод, который наиболее подходит для той деятельности, которую ведет налогоплательщик. Метод оценки по стоимости единицы запасов (по стоимости единицы товара) обычно имеет смысл применять тем, кто работает с товаром (сырьем либо материалом), имеющим большую стоимость и определенную уникальность. То есть несмотря на принадлежность к группе товаров (сырья либо материалов) имеет индивидуальные признаки, влияющие на его стоимость. Например, дорогостоящее промышленное оборудование, изделия из драгоценных камней и т. п. Метод средней стоимости используется обычно при большом количестве товаров (сырья либо материалов) и значительных объемах продаж (например, розница), потому что другие методы применять затруднительно, так как это сопряжено с неоправданными дополнительными временными затратами. Метод оценки по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО) выгодно применять, когда стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) постоянно растет. Например, в условиях инфляции. В такой ситуации применение метода ЛИФО позволит за счет увеличения материальных расходов (стоимости приобретения товаров) немного уменьшить налоговую базу. Метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), наоборот, выгоден при наличии постоянной тенденции на снижение стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) по тем же причинам. Порядок расчета и применения указанных способов при оценке активов налоговым законодательством не предусмотрен. Поэтому следует обращаться к нормам бухучета, так как институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Об этом гласит пункт 1 статьи 11 НК РФ. В учетной политике для целей налогообложения можно закрепить и метод начисления амортизации, определив критерий, по которому амортизируемое имущество можно объединить в группы для присвоения такой группе одного из двух методов: - линейного метода (к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую - десятую амортизационные группы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов может применяться только линейный метод начисления амортизации); - или нелинейного метода[1]. Представляется, однако, что это не совсем удобно. Прежде всего из-за того, что каждой единице амортизируемого имущества должен быть назначен метод начисления амортизации. При этом он не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества, тогда как учетная политика может меняться каждый год. Можно установить такой элемент учетной политики, как метод амортизации, отдельным приказом, что позволит избежать путаницы при изменении в дальнейшем учетной политики в части применения метода амортизации к вновь приобретенному имуществу. Применение специальных коэффициентов амортизации (не распространяются на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, если амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом) можно установить как в приказе об утверждении учетной политики для целей налогообложения, так и в отдельном приказе. Обратите внимание: в случае установления применения коэффициентов в приказе об учетной политике они должны оставаться неизменными в течение всего налогового периода. В то время как законодательством не установлено ограничений по применению указанных коэффициентов с середины года или по прекращению их использования до конца года. Что касается начисления амортизации по нормам амортизации ниже установленных статьей 259 НК РФ, то, приняв такое решение, его также можно включить в учетную политику. Ведь использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода. Необходимость применения пониженных коэффициентов вызывает некоторые сомнения, но в ряде случаев это бывает необходимо. Например, при приобретении амортизируемого имущества налогоплательщик изначально предполагает продать его и, чтобы при продаже налоговая база не была чрезвычайно большой, можно заранее позаботиться об ее уменьшении за счет высокой остаточной стоимости, применив пониженные коэффициенты амортизации. Статья 266 НК РФ позволяет налогоплательщикам сформировать резервы по сомнительным долгам. Сумма такого резерва не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ. Налогоплательщик самостоятельно решает, создавать ему резервы по сомнительным долгам или нет. Создавать резерв целесообразно прежде всего налогоплательщикам, которые реализуют свои товары (работы, услуги) на условиях отсрочки платежа и имеют постоянные проблемы с дебиторской задолженностью[2]. Формировать резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию могут налогоплательщики, реализующие товары (работы) по договорам с условиями об обслуживании и ремонте в течение гарантийного срока. Резерв создается в отношении именно таких товаров (работ). Это обычно вызвано потребностью равномерного распределения расходов на гарантийный ремонт (обслуживание), необходимость в котором, как правило, возникает ближе к окончанию гарантийного срока. Налогоплательщик самостоятельно определяет предельный размер отчислений в этот резерв. Но размер созданного резерва не может превышать предельного размера, рассчитанного по формуле (см. на следующей странице). Формула. Предельный размер резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
В случае если налогоплательщик менее трех лет реализует товары (работы) с условием осуществления их гарантийного ремонта, он должен учитывать выручку от реализации указанных товаров (работ) за фактический период такой реализации. А если налогоплательщик принял решение о прекращении продажи товаров (осуществления работ) с условием их гарантийного ремонта и гарантийного обслуживания? Тогда сумма ранее созданного и неиспользованного резерва подлежит включению в состав доходов налогоплательщика по окончании сроков действия договоров на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание. Резерв расходов на ремонт основных средств, как правило, нужен налогоплательщикам, имеющим основные средства, требующие планового ремонта, для равномерного включения таких затрат в состав расходов[3]. Формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, как правило, необходимо организациям, имеющим большой штат сотрудников[4]. Налогоплательщики, предполагающие в течение налогового периода реализовывать либо иным образом передавать ценные бумаги, самостоятельно выбирают один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг: 1) по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО); 2) по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО); 3) по стоимости единицы. Выбранный метод нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Что касается того, какой метод наиболее выгоден, то тут нужно заранее проанализировать возможные тенденции изменения стоимости этих ценных бумаг при выборе методов ФИФО либо ЛИФО. Если ценные бумаги имеют различную ценность и количество их незначительно, следует выбрать метод списания по стоимости единицы. Отдельно в Кодексе выделены доходы, связанные с производством с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом[5]. Они распределяются налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам). Например, организация может распределять такие доходы равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете. Также можно установить иной экономически обоснованный метод признания доходов. Принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, закрепляются в учетной политике для целей налогообложения. Устанавливать подобные принципы в учетной политике разумно при наличии постоянной деятельности, связанной с долгосрочными (более одного налогового периода) договорами. Обратите внимание: к производствам с длительным циклом относятся формально продолжающиеся более одного налогового периода, даже если его длительность всего два месяца (декабрь - январь). Основные элементы учетной политики
3.2. Отражение в учетной политики основных налогов Общепринятый налоговый режим предполагает ведение налогового учета по многим налога, входящим в данный режим. В частности это относится к налогу на на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц и т. д. При этом в части ведения налогового учета по НДС и налогу на прибыль налоговое законодательство предусматривает возможность выбора некоторых параметров. Такой выбор субъект малого предпринимательства оформляет в своей учетной политике по налогообложению. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя до наступления очередного налогового периода. Для целей бухгалтерского учета учетная политика организации регламентируется Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98 (14), для целей налогового учета учетная политика организации регламентируется положениями НК РФ ч. II (1). В целях налогообложения в учетной политике должны быть сформулированы все аспекты организации налогового учета на основе глав 21 и 25 НК РФ ч. II (1). В данном разделе рассмотрены основные требования, предъявляемые законодательством при организации и ведении налогового учета, а том числе при составлении учетной политики организации для целей налогового учета, при учете доходов и расходов и формировании налоговой базы. Обращаем внимание бухгалтеров и руководителей предприятий на тот момент, что учетная политика для целей бухгалтерского учета и учетная политика для целей налогообложения - принципиально разные организационно-распорядительные документы не только по форме, но и по содержанию. Представим в виде таблицы элементы налоговой учетной политики организации.
Заключение Далеко не все хозяйствующие субъекты вынуждены в своей повседневной деятельности руководствоваться всеми перечисленными документами. Это обусловлено разными отраслями, сферами деятельности, масштабами производства и даже степенью публичности организации. Ограничив круг рассматриваемых организаций, исключив бюджетные, кредитные, страховые организации, всю совокупность перечисленных нормативных документов условно подразделим на несколько групп по приоритетности и частоте использования (а значит, и необходимой степени проработки в организациях): группа 1 - документы, касающиеся абсолютного большинства организаций и объектов, имеющихся практически во всех организациях; группа 2 - документы, касающиеся объектов и операций, возникающих у значительного числа различных организаций при наличии определенных условий; группа 3 - документы специфической направленности и узкого круга применения. Учетная политика организации хотя и регламентирует деятельность бухгалтерии, но также прямо или опосредованно касается деятельности всей организации в целом и отдельных ее подразделений в частности, поэтому является важным распорядительным документом; Ппринимать решения при установлении положений учетной политики должен руководитель организации (а не главный бухгалтер) исходя из предварительной оценки экономических последствий того или иного выбора и детального рассмотрения всех возможных вариантов; при этом должны учитываться стратегические цели организации и ее экономическое положение на текущий момент; Участвовать в подготовке и проработке учетной политики должны практически все структурные подразделения организации по направлениям своей деятельности; Работу по подготовке и совершенствованию учетной политики следует вести планомерно в течение всего года; при этом целесообразно осуществлять постоянный мониторинг изменений в законодательстве и различных нормативных документах, а также непосредственно в деятельности организации; Учетная политика организации должна применяться последовательно из года в год, изменения в ней должны носить несущественный характер и являться исключением из правил. Список использованной литературы1. Подпорин Ю.В. Комментарий к НК РФ. Глава 25. Налог на прибыль: вчера, сегодня, завтра.М.: Издательский Дом ФБК Пресс, 2002г.;2. Самойлов И.В. Учетная политика организации на 2003 год. М.: Инфра-М 2003г.; 3. Нестерова Е.А., Балакирева Н.М., Гущина И.Э. Учетная политика - 2003год: бухгалтерская и налоговая: Организационный, методический и технический аспекты; М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003г.; 4. Приказ об учетной и налоговой политики. Практические рекомендации. А.В.Брызгалин -М.-Екатеринбург:Налоги и финансовое право, Аналитика -Пресс, 2003г.; 5. Учетная политика организации: Принципы формирования, содержание, практические рекомендации, аудиторская проверка.-М.:Аналитика -Пресс,2003г.; 6. Налогообложение предприятий: практическое пособие для руководителей , финансовых менеджеров и бухгалтеров предприятий.-СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2003г.; 7. Налогообложение предприятий: Общие вопросы: Практическое пособие для руководителей. - СПб.:Издательство Михайлова В.А.,2003г.; 8. Учетная политика на 2000 год: Профессиональный комментарий к нормативным актам. Разъяснения и рекомендации по сложным вопросам (Под ред. И.Д.Юцковской) - М.: ФБК-ПРЕСС, 2000г.; 9. Захарьин В.Р. Как правильно оформить учетную политику организации.-М.: Налоговый вестник, 2000г.; 10. Климова М.А. Как правильно оформить учетную политику организации: В свете главы 25 НК РФ.-М.: Налоговый вестник , 2002г.; 11. Л.П.Краснова, Н.Т.Шалашова, Н.М.Ярцева. Бухгалтерский учет: Учебник -М.:Юристъ,2001г.; 12. Учетная политика организации на 2001год: Принципы формирования, содержание, практические рекомендации, аудиторская проверка.-4-е изд., переработанное и дополненное-М.:Аналитика-Пресс,2001г.; 13. Основы бухгалтерского учета .М: Форум-Инфра-М, 2003г.;14. Н.А.Каморджанова, И.В.Карташова. Бухгалтерский финансовый учет. Учебное пособие. Питер, 2003г.; 15. В.В.Шадрин. Основы бухгалтерского учета. Учебник. М: Юристъ, 2000г.; 16. Практическая энциклопедия бухгалтера/Под общ. редакцией В.И.Мещерякова.-М.: Бератор.- 2003г.; 17. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие.-М: Инфра,2002г.; 18. Голышева Н.И. Проблеммы формирования системы налогового учета организации. Статья. Вестник №1 ВГНА МНС РФ. Москва, 2003г. 19. Макина С.А., Карманова В.А. Управленческий учет как элемент контроллинга. Статья. Вестник №2 ВГНА МНС РФ. Москва, 2003г. Страницы: 1, 2 |
|
© 2008 |
|